Праведный Алексий Мечёв – житие и творения, мощи, дни памяти, почитание

Житие святого Алексея Мечева и о чем просят московского протоирея, молитвы

Священники по призванию беззаветно служат Господу Богу, просвещают прихожан, утешают их, помогают пережить горести и тяжести, направляют на истинный богоугодный путь. Так, с верой и усердием отец Алексей Мечев исполнял святую миссию в миру. Батюшка, известный множеством благих деяний по спасению грешных и страдающих душ, обладал даром прозорливости, чутким, отзывчивым сердцем и посвятил жизнь свою служению Небесному Отцу и Православной церкви.

Житие святого Алексея Мечева

На жизненном пути отца Алексея было немало испытаний и потерь, но ни разу не усомнился он в Божественной воле, смиренно переносил тяготы и боль утрат. Он с пристрастием проводил богослужения, жил в молитве и добродетели. Люди шли к батюшке за утешением, успокоением терзающейся души и находили в беседе с ним то, что искали.

Происхождение и детские годы

В марте 1859 в благочестивой православной семье руководителя кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича родился мальчик. Роды его супруги Александры Дмитриевны были затяжными и трудными. В тревоге и страданиях регент отправился на молитву в Алексеевскую монашескую обитель.

В монастыре встревоженный Алексей Иванович встретил митрополита Филарета, который утешил его, сообщив, что родится мальчик, и имя ему следует дать Алексей. После совместной литургии Алексей Иванович поехал домой, где его встретили с благими вестями – родился сын.

Мальчик рос спокойным и рассудительным. Он не любил ссор, а в шумной компании стремился к уединению, за что его прозвали «блаженный Алешенька». В то же время он любил шутить, всегда старался развеселить и примирить домочадцев.

В небольшой квартире Мечевых было многолюдно. Мать Алеши Александра Дмитриевна, имея трое своих детей, приютила в доме сестру с тремя детьми после кончины ее мужа. Порой мальчик убегал из детской компании и прятался в укромном месте, желая уединения.

Образование

Алексей Мечев окончил Заиконоспасское училище, а затем поступил в духовную семинарию в Москве. Учился он старательно. Часто юноше приходилось учить предметы ночью, когда домочадцы укладывались спать.

Алексей мечтал стать врачом, но мать воспротивилась его решению и призвала сына посвятить себя служению Господу. Юноше было не просто оставить мечту. Мнение матери было для него важно, и он последовал совету Александры Дмитриевны, за что позже всю жизнь благодарил ее.

После окончания семинарии Алексея определили псаломщиком в Знаменскую церковь, где под руководством строгого настоятеля молодой священнослужитель получил непростой, но необходимый опыт смирения и послушания.

Семья

В возрасте 25 лет Алексей женился на Анне Петровне Молчановой. 18-летняя девушка была дочерью псаломщика и вела праведный образ жизни. В браке с Анной Алексий был счастлив. Он нашел в супруге любовь, понимание, утешение. Анна была благочестива, рассудительна, и муж всегда прислушивался к мнению жены.

В семье родилось пятеро детей. В 1888 году на свет появилась первая дочь Александра, через 2 года родилась Анна. В 1891 году на долю Алексея и его супруги выпало тяжелое испытание: их третий ребенок, сын Алексей, скончался в младенчестве.

В 1892 году у пары родился сын Сергей, который пошел по стопам отца и деда, стал священником и был причислен к лику священномучеников. Еще через 4 года у супругов родилась дочь Ольга. Семья жила скромно, жилище их было ветхим, но в доме царили мир и молитва.

Служение Богу

Первый опыт службы псаломщиком решил многое в дальнейшей судьбе Алексия. Строгий настоятель Георгий не жалел юношу, заставлял выполнять его самую разную работу и не раз был уличен в рукоприкладстве. Алеша безропотно терпел и смиренно исполнял поручения, называя впоследствии Георгия своим учителем.

Через 4 года от начала службы в возрасте 25 лет Алексей был рукоположен в диакона. Последующие 9 лет служил в алтаре усердно и старательно. В 1893 году был рукоположен в сан священника и определен в церковь Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке.

Вверенная Алексею церковь была маленькой, одноштатной и значительно уступала по размерам, убранству и количеству прихожан близлежащим храмам. Батюшка с привычным для него усердием приступил к службе. Он приходил в церковь в 5 утра и ежедневно проводил богослужения. Отец Алексий рассказывал о том, как в течение восьми лет служил в пустой церкви.

Постепенно распространилась молва о том, что в церкви Николы на Маросейке можно исповедаться и принять причастие в любой день. Те, кто один раз посещали службы батюшки Алексея, возвращались в храм снова. Священник был рад каждому, и каждому стремился помочь.

Однажды он отговорил от самоубийства отчаявшуюся женщину, и к нему потянулись люди, тяготеющие скорбью и унынием. Батюшка находил нужные слова и вселял в их сердца надежду и веру.

Потеря жены

Супруга отца Алексия, Анна Петровна, долгое время страдала от болезни сердца, и состояние ее ухудшалось. В 1902 году женщина скончалась. Батюшка тяжело переживал безвременную кончину жены. В момент глубокой скорби состоялось знаковое событие в дальнейшей жизни Алексея.

Встреча с Иоанном Кронштадтским

Семья купца, с которой Мечевы поддерживали дружеские отношения, пригласила Иоанна Кронштадского, прибывшего в Москву по служебным делам, посетить их дом и утешить вдовца. Иоанн призвал священника идти в народ, забыв о горе, что умалит его душевные страдания.

Беседа с пастырем вдохновила Алексия. Батюшка воспрянул духовно и принялся исполнять озвученную старцем миссию. Он общался с падшими людьми, наставлял на праведный путь грешников и отступников.

Дар прозорливости

Усердного, прилежного и благодетельного избранника своего Господь наделил даром прозорливости. Отец Алексей читал судьбы прихожан, как открытую книгу, видел все события жизни и раскрывал тайные помыслы. Батюшка говорил обращающимся к нему, как следует поступить в той или иной ситуации, ласково и настойчиво озвучивая устами волю Божию.

Отец Алексей в беседе с прихожанами не стремился обличать содеянное ими, но речами своими наставлял на истинный путь. Он не осуждал и не ругал грешников, а вел их к осознанию вины и раскаянию.

При храме батюшка организовал церковно-приходскую школу и приют для детей-сирот, где лично преподавал Закон Божий. Он проводил богослужения дважды в день, читал проповеди прихожанам на простом и доступном для понимания языке.

Кончина

В мае 1923 года Алексий, по обыкновению, приехал отдыхать в маленький городок Московской области – Верею. Перед уездом он провел богослужение в церкви на Маросейке, простился с учениками и храмом, предвидя скорую кончину.

В день смерти он чувствовал себя бодро, приветливо и ласково общался с окружающими, говорил о внуках. Вечером 22 июня он лег спать и не проснулся. Скончался отец Алексей мгновенно.

Значение и почитание в православии

Поток верующих к отцу Алексию увеличивался с каждым годом. К нему шли за помощью и благословением. Священник принимал людей в храме и дома, к батюшке выстраивались очереди. Его почитали и прихожане, и священнослужители. Знали и лестно отзывались о нем и старцы Оптины.

Читайте также:
Житие преподобной Марии Египетской - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Многие заплутавшие души праведник привел к Богу. После проповедей батюшки люди воодушевлялись, чувствовали в себе силу и Божью благодать. Московский протоиерей Алексей заслужил истинную народную любовь и почитание, не закончившиеся и после его смерти.

Почитают память святого в день его кончины – 22 июня, 5 сентября в Соборе Московских святых и в дату перенесения мощей – 29 сентября.

О чем просят у праведного Алексия

Отец Алексей помогал верующим при мирской жизни и продолжил спасительную миссию на Небесах. Святому молятся в разных жизненных ситуациях, уповая на помощь в:

  • болезни телесной и душевной;
  • скорби, горе, унынии;
  • обретении семейного счастья;
  • разрешении конфликтов и ссор;
  • поиске пропавших людей;
  • наставлении отступников на путь истинный;
  • установлении справедливости.

Многочисленные людские свидетельства подтверждают то, что святой отец Алексий помогает честным, искренне верующим в Господа Бога праведникам в решении их проблем.

Православные тексты на русском языке

Просить помощи батюшки Алексея можно своими словами. Молитвенное же обращение к святому усилит просьбу и позволит молящемуся скорее быть услышанным в Царствии Небесном.

Тропарь

Па́стырю Христо́в, о́тче Алекси́е,/ по́двигом до́брым подвиза́вся,/ ве́ру правосла́вную во мра́це беззако́ния испове́дал еси́/ и, я́ко уте́шитель и врач духо́вный,/ всех, притека́ющих к тебе́, врачева́л еси́./ Помози́ и нам, ве́рою чту́щим тя,// в любви́ к бли́жнему утверди́тися.

Ин тропарь

Я́ко чу́до Бо́жие яви́лся еси́,/ в гра́де Моско́встем, о́тче Алекси́е,/ не в пусты́ни бо, но посреде́ молвы́ процве́л еси́,/ в годи́ну лю́ту богоотступле́ния,/ оба́че дре́вним уподо́бился еси́,/ прови́дец сый, моли́твенник и ста́рец,/ и стра́ждущим уте́шитель и врач,/ сего́ ра́ди о Росси́йстей па́стве,/ хода́тай ны́не бу́ди непрело́жен,// моли́твенниче о душа́х на́ших.

Тропарь на перенесение мощей

Наста день новаго торжества, / град Москва радуется, / и вся Российская страна ликовствует / новыми пеньми духовными, / днесь бо священное торжество / в пренесение честных и многоцелебных мощей / праведника и чудотворца Алексия, / яко бо светило пресветлое, / воссия нам благодатными лучами, / потребляя тьму недуг и страстей / от поющих прилежно, / спасай нас молитвами твоими // праведне Алексие отче наш.

Кондак

Ве́лия труды́ любве́ и милосе́рдия подъя́л еси́,/ пра́ведный о́тче Алекси́е,/ и, от свята́го па́стыря Кроншта́дтскаго благослове́ние на по́мощь стра́ждущим прие́м,/ беды́ и ско́рби людски́я, я́ко вери́ги, на ра́мо свое́ возложи́л еси́./ Мы же, ве́дуще тя моли́твенника дерзнове́нна ко Го́споду,/ со умиле́нием зове́м ти:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Ин кондак

Простото́ю ве́ры высоты́ смире́ния дости́гл еси́,/ в мо́литве же и доброде́лании подвиза́яся,/ дара́ми духо́вными обогати́лся еси́/ и све́том Христо́вым просвети́лся еси́,/ помо́щниче и уте́шителю о́тче Алекси́е./ Те́мже ве́ру на́шу укрепи́,/ любви́ ко Го́споду и бли́жним научи́// и ко спасе́нию приведи́ моли́твами твои́ми.

Молитва

О, всечестны́й и преблаже́нный о́тче наш Алекси́е, ди́вный ста́рче Моско́вский и всея́ Це́ркве Росси́йския похвало́ и ра́дование! Ве́лию любо́вь ко Го́споду име́я, заве́ты ева́нгельския непрело́жно исполня́я, ду́шу твою́ за па́ству полага́л еси́, ми́лующим се́рдцем боле́знуя о всех, прося́щих твоея́ по́мощи. Приими́ ма́лое сие́ моле́ние на́ше, и я́ко в земно́м житии́ твое́м отира́л еси́ вся́ку сле́зу, облегча́л еси́ вся́ку ско́рбь, так и ны́не, милосе́рдый моли́твенниче и хода́таю наш, возьми́ тяготы́, боле́зни и ско́рби на́ша, испо́лни стра́ждущая сердца́ ра́достию, умоли́ Человеколю́бца Бо́га о проще́нии безчи́сленных прегреше́ний на́ших, да очи́стив ду́шу покая́нием, к де́ланию до́брому присту́пим. Ей, ста́рче благи́й, бу́ди и нам па́стырь до́брый, наставля́я на стезю́ спасе́ния, да моли́твами твои́ми безпоро́чно преи́дем пу́ть жития́ на́шего и обря́щем Оте́чество Небе́сное, иде́же ты со а́нгелы и все́ми святы́ми предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы, сла́вяще Безнача́льнаго Отца́ со Единоро́дным Его́ Сы́ном и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Алексей Мечёв

Алексей Мечёв 1859 – 1923 гг.

Святой Праведный Алексей Мечёв. Всю жизнь он прослужил простым московским священником, но благодаря своему внутреннему свету, озаряющему жизнь каждого, кто приходил к нему в храм, стал поистине всенародно любимым и известным на всю Москву батюшкой.

Дни памяти: 29 января (11 февраля) (новомуч.), 9(22) июня , 20 августа (2 сентября) (Собор Московских святых), 16(29) сентября (Перенесение мощей)

Проведя всю жизнь в суете большого города, душой святой праведный Алексей непрестанно пребывал с Богом. По многочисленным свидетельствам, батюшка стяжал дар прозорливости, но никогда не выставлял его напоказ, приписывая все совершенные чудеса Богу. Но люди приходили в храм на Маросейке не за чудесами, и даже не за прозорливыми советами его настоятеля. Здесь было другое: каждого человека батюшка встречал с неизменным состраданием, и каждый уносил из этого храма столь редкое, ценное во все времена ощущение, того, что его по-настоящему любят.

Один из Оптинских подвижников, посетив его, сказал, что такое служение свыше человеческих сил. И лишь помощь Бога позволяет ему нести этот крест. Сегодня Алексею Мечёву воздают молитвы о делах сердечных, о счастье и благополучии семьи, о возвращении в дом мира и покоя, возрождении любви между ближними.

Алексей Мечёв родился 17 марта 1859 года в Москве в благочестивой семье регента кафедрального чудовского хора. Он рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь и добросердечное отношение к людям. С детства отличался он тихим, миролюбивым характером, любил и утешить, и пошутить. Но иногда от шумного веселья удалялся, в разгар игр вдруг становился серьезен и убегал. За это прозвали его «блаженный Алешенька».

Учился Алексий Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом, чтобы наиболее плодотворно служить людям. Но мать воспротивилась этому: говорила ему что «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником». Алексию было тяжело оставить свою мечту, но против воли горячо любимой матери не пошёл. Впоследствии он понял, что обрёл своё истинное призвание, и был очень благодарен матери.

По окончанию семинарии Алексей был определен в Знаменскую церковь Пречистенского сорока. Настоятель храма отец Георгий был человеком придирчивым, с крутым нравом. Он требовал от псаломщика выполнения многих обязанностей, обходился с ним грубо, нередко даже бил. Но Алексей все сносил безропотно и не высказывал жалоб. Уже став священником, отец Алексей пришел на отпевание отца Георгия, со слезами благодарности и любви провожая его до могилы. «Таких людей надо любить как благодетелей», — учил он в дальнейшем своих духовных детей. Они указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, и помогают нам бороться со своим самолюбием и гордыней.

Читайте также:
Василий Родзянко - житие и биография, творчество и труды, проповеди, дни памяти

В 1884 году Алексей Мечёв женился на дочери псаломщика 18-летней Анне Петровне Молчановой и был рукоположен во диакона. Брак его был счастливым. Анна Петровна была с «характером» и на фотографиях ранней молодости смотрела из-под нахмуренных бровей. Но взаимная любовь этот характер заметно улучшила. На дальнейших снимках её взгляд заметно потеплел, напряженность черт лица сгладилась.

Анна нежно любила мужа и глубоко сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом постоянных забот в семье. В жене Алексей видел друга и первого помощника на своем пути, он дорожил дружескими замечаниями жены и слушал их так, как иной слушает своего духовного наставника; стремился исправлять замеченные ею недостатки.

В семье родились дети: Александра, Анна, Алексей, умерший на первом году жизни, Сергей и Ольга. Семья жила в тяжелых бытовых условиях: в их доме было тесно и сыро, но дети росли в атмосфере семейной теплоты и ласки, и все вышли в жизнь. Один из сыновей — Сергей Мечёв — сам стал выдающимся священником и был впоследствии прославлен в лике Российских новомучеников.

19 марта 1893 года Отец Алексий стал настоятелем неприметного московского храма во имя Святителя Николая Чудотворца в Клённиках. Церковь эта была настолько не популярна среди верующих, что прихожан в ней почти не было. Батюшка вёл здесь ежедневное богослужение и, как говорят, целых восемь лет служил в одиночку при практически пустом храме.

Несмотря на огромную занятость, беспросветную бедность и, казалось бы, полное отсутствие надежды на успех, он не оставлял своего начинания. Ему было важно, чтобы в Москве был храм, куда в любой день можно было прийти со своими горестями и скорбями, снять тяжесть с сердца, исповедаться и причаститься.

Постепенно москвичи узнали, что такой храм существует, и к о. Алексию потянулись люди, каждому из которых добрый батюшка умел найти подходящее слово. Встреча с ним преображала людей: пьяницы бросали пить, казалось бы, разрушенные семьи восстанавливались. Даже те, кто изначально был враждебно настроен к о. Алексею, невольно проникались добротой и его участием.

Крайне скудный в средствах, батюшка Алексий не проходил мимо нужды и горя людей. Однажды в Рождество, Алексей, сам имевший многодетную семью, оставил всё содержимое своего кошелька у больной женщины, которую пришел причастить. Приехав домой, он с горечью подумал: «Вот там нищета, и здесь нищета, там полуголодные дети, и здесь полуголодные дети, — правильно ли я поступил, что все отдал другим, а своим ничего не оставил?» И в тот же вечер неожиданно появился благотворитель, который пожертвовал отцу Алексию достаточную сумму, чтобы накормить своих детей.

В 1902 году отца Алексея постигло тяжелое личное горе, скончалась его горячо любимая жена, Анна Петровна, оставив четверых малолетних детей. Сильно горевал он и долгое время провёл в затворе, скорбя по верной подруге и земной любви всей своей жизни. Из этого внутреннего кризиса, убитого горем священника вывел Иоанн Кронштадтский, поставивший его на новое поприще служения людям. Так наставляя его: “Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить… Войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет”.

Отныне всех приходящих в его храм на Маросейке о. Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. Каждому казалось, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили. Батюшка никогда не возлагал бремени тяжелого послушания на человека, указывая, что прежде всего следует взвесить силы и возможности. Но на что уж решился, то нужно выполнять во что бы то ни стало, иначе цель не достигается.

Отец Алексий теперь никогда не остается один, с утра до вечера отдаёт себя людям, он для них уже не только пастырь, а родной отец и заботливая мать. Вскоре о старце заговорила вся Москва. Церковь уже не может вместить всех желающих, с раннего утра до поздней ночи толпится народ, среди простых людей, появляются профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, артисты.

О.Алексий очень чтил святыню храма чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и часто служил перед ней молебны. Однажды в преддверии событий 1917 года во время молебна он увидел, как из глаз её покатились слезы. Это видели и присутствовавшие богомольцы. Батюшка был так потрясен, что не смог продолжать службу, и заканчивать ее пришлось другому священнику.

Труд отца Алексея не ограничивался стенами храма, он вел также работу в Обществе народного чтения и открыл у себя церковную школу для беднейших детей своего прихода. Вокруг него сплотилось постепенно немало духовных детей.

К десятилетию служения батюшки церковь святителя Николая в Кленниках была уже капитально отремонтирована усердием состоятельных прихожан, были приобретены новые, добротные облачения. Всякий входящий сюда чувствовал себя неожиданно попавшим в земной рай, где все ликует искренней, простой, святой радостью.

А живым выразителем этой радости был сам батюшка, один его вид снимал с сердца весь лед, разрушал все перегородки, разделяющие людей. Он стремился дать своим прихожанам то, что люди, жаждущие духовной жизни, искали и обретали в монастырях.

Никогда не обижался он ни на какие грубости по отношению к себе. «Я что… я убогий…» — говаривал он. Сторонился проявлений по отношению к себе знаков почтения, уважения, избегал пышных служб, а если приходилось участвовать, то старался встать позади всех.

Проповеди батюшки были просты, искренни, они не отличались красноречием. Главным их достоинством было то, что они несли практическое указание — как быть и что делать.

Вот как говорил он людям: “…Со слезами прошу и молю вас — будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то свою семью, которую подарил вам Бог. Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать свою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже будет узок круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться…”

И сам он, и вся его жизнь была живым выразителем этой простой мудрости.

Скончался о.Алексий 22 июня 1923 года. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексей Мечёв был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Сегодня мощи старца покоятся в храме, где он служил на протяжении 30 лет, — храме Николая Чудотворца в Кленниках в Москве.

Читайте также:
Святитель Феофан Затворник – житие и труды, мысли и советы

Все конфликты и ссоры в семье могут быть разрушительными, но с этой бедой может помочь молитва святому Алексию Московскому. Его можно попросить о совете в делах сердечных или о счастье и благополучии для семьи. Бывают моменты, когда кажется, что назад дороги нет, не осталось ничего хорошего, а общее прошлое меркнет на фоне надвигающихся проблем. Но просьба в молитве Алексию митрополиту Московскому обязательно будет услышана. Святой может вернуть в дом утраченные мир и покой, возродить любовь. Вера учит состраданию и терпению к ближнему, которые должны стать основой крепких отношений.
Обращаются не только с семейными проблемами. Молитву святителю Алексию митрополиту Московскому читают больные раком, пристрастившиеся к алкоголю. Излечивает он от многих болезней, как тела, так и души.

Молитва первая святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому.

О всечестный и преблаженный отче наш Алексие, дивный старче Московский и всея Церкве Российския похвало и радование! Велию любовь ко Господу имея, заветы Евангельския непреложно исполняя, душу твою за паству полагал еси, сердцем милующим болезнуя о всех, просящих твоея помощи. Приими малое сие моление наше, и яко в земном житии твоем всяку слезу утолял и от всякия скорби избавлял еси, тако и ныне, милосердный молитвенниче и ходатаю наш, возьми тяготы, болезни и скорби наша, исполни страждущая сердца радостию и умоли Человеколюбца Бога о прощении прегрешений наших; да очистив душу покаянием, к добродетельному житию обратимся. Ей, старче Алексие, буди и нам пастырь добрый, на стезю спасения наставляющий, да молитвами твоими безпорочно пройдем путь жития нашего и обрящем Отечество Небесное, идеже ты со ангелы и всеми святыми предстоиши Престолу Святыя Троицы, славящее Безначального Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому праведному Алексию Мечеву, пресвитеру Московскому.

К тебе, о праведный отче Алексие, мы, грешнии и недостоинии, притекаем и со умилением взываем ти: призри ныне милостивно с высоты святыя своея на Отечество наше и нас, тя прославляющих. Приявший в житии своем тяготы людей и сердцем, милующим понесый скорби их, приими в молитвенное твое предстательство и нас, грехи многими обремененных и суетою мира сего утружденных. В тебе, о дивный старче, прославися Господь, явив тя тайнником милости Божией. Тя призываем неотступно: буди врач душам и телесем нашим, унывающим – утешитель, малодушным дерзновение низпосли, помраченных злобою всепрощению научи, воздержанию способствуй. Воспламени, благий делателю винограда Христова, хладные сердца наша ревностию служения твоего, научи молитве непрестанной и деятельной любве с утеснением себе ради блага ближних наших. Укрепи молитвами твоими чада Церкви нашея, да поживем в любве и мире, а вне ограды церковныя пребывающии да уразумеют Христову Истину и вкупе с нами прославят Животворящую и Нераздельную Троицу и твое милостивное предстательство во веки веков. Аминь.

Молитва третья святому праведному Алексию Мечеву, пресвитеру Московскому.

О всечестный и преблаженный отче наш Алексие, дивный старче Московский и всея Церкви Российския похвало и радование! Велию любовь ко Господу имея, заветы евангельския непреложно исполняя, душу твою за паству полагал еси, милеющим сердцем болезнуя о всех, просящих твоея помощи. Приими малое: сие моление наше, и яко в земном житии твоем отирал еси всяку слезу, облегчал еси всяку скорбь, так и ныне милосердый молитвенниче и ходатаю наш, возьми тяготы, болезни и скорби наша, исполни страждущая сердца радостию, умоли человеколюбца Бога о прощении безчисленных прегрешений наших, да очистив душу покаянием, к деланию доброму приступим. Ей, старче благий, буди и нам пастырем добрым, наставляя на стезю спасения, да молитвами твоими безпорочно пройдем путь жития нашего и обрящем Отечество Небесное, идеже ты со ангелы и всеми святыми предстоиши Престолу Святыя Троицы, славяще Безначального Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Православная Жизнь

8 лет священник служил в пустом храме почти в одиночестве. Но постепенно люди потянулись, и от них пошла молва про доброго пастыря.

Святой праведный Алексий Мечёв родился в Москве 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечёва. С рождения жизнь о. Алексия связана с именем Cвятителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям.

Учился Алексий Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом. Но мать воспротивилась этому. Алексию было тяжело оставить свою мечту, но против воли горячо любимой матери он не пошёл. Впоследствии Алексий Мечёв понял, что обрёл своё истинное призвание, и был очень благодарен матери.

По окончании семинарии Алексий Мечёв служил псаломщиком в Знаменской церкви, где с ним зачастую очень грубо обращались, но Алексий сносил всё безропотно, не жаловался и не просил о переводе в другой храм. Впоследствии он благодарил Господа за то, что Он дал ему пройти такую школу.

В 1884 г. Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой по большой любви. 18 ноября того же года был рукоположен во диакона и стал служить в церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде, внешне проявляя величайшую простоту, а внутренне испытывая пламенную ревность о Господе.

19 марта 1893 г. диакон Алексий Мечёв был рукоположен епископом Нестором, управляющим Московским Новоспасским монастырём во священника к одной из самых маленьких церквей в Москве – св. Николая на Маросейке. Несмотря на то, что о. Алексий готовил себя к пастырству в деревне, получив приход в столице, он всецело предал себя воле Божией и стал трудиться положа в основу своего дела молитву и духовное бодрствование. Он ввёл в своём храме ежедневное богослужение, 8 лет служил в пустом храме почти в одиночестве. Но постепенно скорбящие и обременённые горестями люди потянулись в этот храм, от них и пошла молва про его доброго настоятеля.

В 1902 году скончалась жена о. Алексия. Батюшка очень горевал и был безутешен. Он закрывался у себя в комнате и изливал свою душу перед Господом. Но однажды произошла у о. Алексия встреча с ныне прославленным святым праведным Иоанном Кронштадтским. Отец Иоанн посоветовал: «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твоё несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». О. Алексий вступил на стезю старчества.

Читайте также:
Арсений Мацеевич - житие и биография, труды, дни памяти и почитание

Всех приходящих в маросейский храм, искавших помощи, погрязших в грехах, забывших о Боге, о. Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В душу их вселялась радость и мир Христов, появлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души. Проявляемая священником любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили. Батюшка был преисполнен любовью. Он не знал жестокого слова «карать», а знал милостивое слово «прощать». Он не налагал на своих чад бремени тяжёлого послушания, ни от кого не требовал особенных подвигов, подчёркивая в то же время необходимость хотя бы самого малого внешнего подвига, указывал, что надо взвесить свои силы и возможности и выполнять во что бы то ни стало то, на что решился. Проповеди батюшки были просты, искренни, трогали сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни.

В нижнем жилом этаже храма о. Алексий открыл церковно-приходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих, в течение 13 лет преподавал Закон Божий в женской гимназии Е.В. Винклер; способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (в последствии монахиня Иулиания). Истинными духовными друзьями отца Алексия были оптинские старцы иеросхимонах Анатолий (Потапов – также канонизированный ныне как преподобный), игумен Феодосий. Они изумлялись подвигу московского старца «во граде яко в пустыни».

В последних числах мая о. Алексий уехал в Верею, где отдыхал прошлые годы. Он предчувствовал, что уходит навсегда. Перед отъездом отслужил в своём храме последнюю литургию, попрощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом. Много плакал. Скончался о. Алексий в пятницу 9/22 июня 1923 года. Гроб с телом о. Алексия был доставлен в храм Свт. Николая в Клённиках. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы прощались с почившим и пели панихиды. Причтен к лику святых Архиерейским Собором 2000 г.В 2001 году на праздник Всех святых в земле Российской просиявших совершилось обретение мощей святого праведного Алексия Московского.

Тропарь святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому, глас 5

Пастырю Христов, отче Алексие,/ подвигом добрым подвизався,/ веру Православную во мраце беззакония исповедал еси/ и, яко утешитель и врач духовный,/ всех, притекающих к тебе, врачевал еси./ Помози и нам, верою чтущим тя,/ в любви к ближнему утвердитися.

Кондак святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому, глас 8

Простотою веры высоты смирения достигл еси,/ в молитве же и доброделании подвизаяся,/ дарами духовными обогатился еси/ и светом Христовым просветился еси,/ помощниче и утешителю отче Алексие./ Темже веру нашу укрепи,/ любви ко Господу и ближним научи/ и ко спасению приведи молитвами твоими.

Ин кондак святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому, глас 2

Велия труды любве и милосердия подъял еси,/ праведный отче Алексие,/ и, от святаго пастыря Кронштадтскаго благословение на помощь страждущим прием,/ беды и скорби людския, яко вериги, на рамо свое возложил еси./ Мы же, ведуще тя молитвенника дерзновенна ко Господу,/ со умилением зовем ти:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому

О, всечестный и преблаженный отче наш Алексие, дивный старче Московский и Церкве Русския похвало и радование! Ты, велию любовь ко Господу имея и заповеди евангельския непреложно исполняя, душу твою за паству полагал еси. Приими малое сие моление наше и, яко в земном житии твоем всяку скорбь облегчал еси, тако и ныне, милосердый молитвенниче и ходатаю наш, исполни страждущая сердца радостию, умоли Человеколюбца Бога о прощении прегрешений наших, да, очистивше души покаянием, к добродетельному житию обратимся.

Ей, праведне отче Алексие, буди нам пастырь добрый, на стезю спасения наставляяй, да молитвами твоими безпорочно пройдем путь жития нашего и обрящем Отечество Небесное, идеже ты со ангелы и всеми святыми предстоиши Престолу Святыя Троицы, прославляя Безначальнаго Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

.Святой праведный Алексий и священномученик Сергий Мечёвы

В жизни Православной Церкви очень многое значит традиция, и многие традиции живут уже не одну сотню лет. И это очень важно, потому что народ, не знающий своей истории, подобен ребенку – он заново должен познавать все. Традиция сохраняет то, что является неизменным на протяжении долгого времени, она является связующим раствором между поколениями.
Наша семья, например, уже много лет собирается на Рождество и Пасху у бабушки, и сколько я себя помню, это было так. Сейчас уже мои дети, и дети моих родных и двоюродных братьев и сестер собираются с нами. Бог даст, будут собираться и наши внуки. И я знаю, что когда мы собираемся, мы чувствуем себя одним целым, несмотря на то, что все такие разные.
В священнических династиях тоже существуют традиции, и в том числе традиции воспитания. Давайте прикоснемся к опыту жизни и воспитания, который явил нам двух святых: отца и сына.

Жизнь святого праведного Алексия Московского

Святой праведный Алексей Алексеевич Мечёв родился в 1859 году, его отец был регентом кафедрального Чудовского хора, а его дед протоиерей Иоанн Мечёв служил в Коломенском уезде.
Вот так описывается жизнь семьи, где воспитывался святой Алексий, в его житии: «В двухкомнатной квартирке в Троицком переулке в семье регента Чудовского хора царила живая вера в Бога, проявлялось радушное гостеприимство и хлебосольство; здесь жили радостями и горестями каждого, кого Бог привел быть в их доме. Всегда было многолюдно, постоянно останавливались родные и знакомые, которые знали, что им помогут и утешат».
Когда у сестры матери умер муж, они приняли ее вместе с тремя детьми к себе жить, несмотря на то, что пришлось очень сильно потесниться.
Алексей Мечёв хотел после окончания Московской духовной семинарии стать врачом, чтобы как можно больше пользы приносить людям. Но мать решительно воспротивилась этому: «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником». Пойти против воли матери, которую так уважал и любил, он не мог. Впоследствии батюшка понял, что обрел свое истинное призвание, и был очень благодарен ей.
Послушание родителям, даже уже в достаточно взрослом возрасте, вознаграждается Богом.
Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. (Кол. 3:20)

Семья

В семье диакона, а затем священника (с 1893 года) Алексия Мечёва и его супруги Анны родились пятеро детей: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), Сергей (1892) и Ольга (1896), но Алексей умер на первом году жизни.
Отец Алексей практически ежедневно служил в небольшом храме Святителя Николая в Кленниках, что на Маросейке. И в течение восьми лет храм часто бывал пуст, – люди еще не знали…
В 1902 году умерла супруга отца Алексея Анна (в девичестве Молчанова).

Читайте также:
Житие Преподобного Серафима Саровского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Община

В это время купеческая семья Алексей и Клавдия Беловы, с которыми был близок отец Алексей, пригласили к себе бывшего тогда в Москве отца Иоанна Кронштадтского.
– Вы пришли разделить со мной мое горе? — спросил отец Алексий, когда вошел отец Иоанн.
– Не горе твое я пришел разделить, а радость, — ответил отец Иоанн. – Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет.
Со временем к батюшке за советом стали приходить все больше и больше людей, уставших от дрязг, неустроенности жизни, тяжелых обстоятельств, пребывающих в унынии и отчаянии, жаждущих получить совет в трудной жизненной ситуации. И всех отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием.
Он не порицал никого, не укорял, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений, доводить слушающих до сознания своей вины, вызывать у них чувство раскаяния.
За свою веру и труды отец Алексий получил от Бога благодатный дар прозорливости. Приходящие люди понимали, что ему уже известна их жизнь, их мысли и душевные устремления. Но по своему смирению, он старался скрывать этот дар, косвенно наводя на правильное решение или давая совет через рассказ об «аналогичных случаях, которые недавно были».
В конце 1917 года людей, приходящих к старцу Алексию, за советом стало еще больше – по стране кроваво зашагала революция.

Дети

Нельзя забывать, что все это время отец Алексий продолжал воспитывать четверых своих детей. В 1902 году старшей Александре было только четырнадцать лет, Анне – двенадцать, Сергею – десять, а младшей Ольге – только шесть. Кроме того, в нижнем жилом этаже храма батюшка открыл начальную церковно-приходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. Дети осваивали там полезные для них ремесла.
Священномученик Сергий Мечёв
Сергей был единственным сыном в семье, он с детства помогал отцу в алтаре, пел на клиросе, и батюшка Алексий очень хотел увидеть его своим преемником. Но будучи убежденным противником любого проявления насилия, он никогда ему этого не высказывал, предоставляя свободу выбора.
В 1910 году Сергей Алексеевич поступил в Московский университет на медицинский факультет, но не смог побороть неприятие к практическим занятиям в анатомическом кабинете, и вскоре перевелся на историческо-филологический факультет.
В конце 1914 года Сергей Мечёв ушел добровольцем на фронт и до июня 1916 года служил санитаром и братом милосердия в прифронтовой зоне во втором Подвижном Лазарете Красного Креста Московского купеческого и биржевого общества. Это был ближайший к полю боя медицинский пункт, где все числившиеся санитарами выполняли в первую очередь работу братьев милосердия. Здесь он познакомился со своей будущей супругой, тогда слушательницей Высших женских курсов Евфросинией Николаевной Шафоростовой (1890-1959), происходившей из благочестивой купеческой семьи.
По возвращении с фронта, он закончил свое обучение в Университете, затем некоторое время служил в армии.

Священство

Сергей с детства воспитывался, живя при храме и помогая на богослужениях, которые совершал отец, видя его праведную, устремленную к Богу жизнь. Он с детства знал, что подвиг священства – это огромный ежедневный труд, потому что помимо совершения богослужений, Таинств и приходских треб, нужно всех приходящих за духовным советом утешать, помогать словом и молитвой.
Необходимость принятия священнического сана Сергею Алексеевичу чувствовал его отец, принять сан ласково, но настойчиво уговаривал его святитель Тихон, да и сам Сергей тоже чувствовал свое призвание. Окончательное решение он принял после поездки в Оптину пустынь, с которой у отца Алексия было глубокое духовное родство, его даже называли «оптинский старец в миру». В Оптиной старец Анатолий (Потапов) наставил и укрепил молодого человека в его стремлении принять священнический сан.
О подвиге пастырства отец Сергий впоследствии говорил, что он «почитается в Церкви выше подвига мученичества. Подвиг пастырства так труден, что многие из пастырей, по слову Иоанна Златоуста, не спасут свою душу».

В Лазареву Субботу 1919 года Сергей был рукоположен в диакона, а в Великий Четверток – в иерея. Рукоположение совершил архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Свято-Данилова монастыря. Началась насыщенная священническая жизнь отца Сергия с того, что в день хиротонии он должен был совершать таинство Елеосвящения, потому что отец Алексий очень устал после пешего возвращения из Свято-Данилова монастыря (были перебои с транспортом).
Помимо регулярных богослужений, в храме часто проводились духовные беседы, куда охотно собирались слушатели.
Отца Алексия и его сына отца Сергия связывала глубокая отцовская и сыновняя любовь, но молодой отец Сергий, имея более горячий нрав, будучи более строгим и волевым, во многом его не понимал. Отец Алексий часто становился выше дисциплинарных требований устава, много исповедовал во время литургии.
«Ну, как я откажу в исповеди, — говорил он, — может быть, она последняя надежда человека, может быть, оттолкнув его, я причиню гибель, вред его душе. Христос никого не отталкивал от Себя. Вы говорите: «Закон». Но там, где нет любви, закон не спасает, а настоящая любовь есть исполнение закона!»
Отец Сергий очень хотел послужить сам, один, чтобы все делать строго по уставу, так, как казалось правильным. И вот когда батюшка приболел, такой случай представился.
«Ну, думаю», – рассказывал он, – «теперь-то я не допущу никаких непорядков».
На исповедь приходит девушка.
– Вы исповедаться?
– Да.
– А на вечерне были?
– Нет, батюшка, у меня работа вечерняя.

Что же делать? Пришлось ее допустить до исповеди и причастия. Следующая была старушка.
– Ты на вечерне была?
– Нет, батюшка, не могла.
– Как же не могла? Ведь ты не работаешь, всегда дома. Не могу я тебя исповедовать!
– Батюшка, я едва выбралась. Ведь мне приходится с детьми сидеть, и так меня еле отпустили.
Пришлось и ее исповедать. Только она отошла, вдруг какой-то незнакомый мужчина без спросу летит чуть не прямо в алтарь. Тут уж он не стерпел: досталось этому мужчине. Он и из храма ушел. Только ушел, а следом бежит к нему женщина: «Отец Сергий! Не приходил ли сейчас муж мой? Его батюшка хотел видеть. Я его едва уговорила!»
Этого-то человека, которого привести к батюшке стоило многих хлопот, а отцу Алексею, может быть, многих молитв, он, можно сказать, прогнал. Долго потом его нельзя было уговорить придти к батюшке. Это был первый урок, показавший отцу Сергию, как прав был батюшка со своими «непорядками», и какую беду наделал бы отец Сергий строгим соблюдением своего «устава».

Читайте также:
Пророк Моисей: история жизни святого, чудеса и призвание Богом, дни памяти

К отцу Сергию духовных чад привлекала его пламенная вера, воля, сосредоточенность, неподкупная совесть, а также доброта и отзывчивость.
Предвидя мученический подвиг отца Сергия, старец Нектарий Оптинский как-то сказал своей духовной дочери о нём: «Ты знала отца Алексея? Его знала вся Москва, а отца Сергия пока знает только пол-Москвы. Но он будет больше отца».

9 (22) июня 1923 года протоиерей Алексий Мечёв отошел ко Господу. Хоронила его вся Москва, день и ночь приходили священники и миряне, чтобы попрощаться со старцем, служили литии и панихиды. В день похорон на Лазаревское кладбище прибыл только что освобожденный Святейший Патриарх Тихон.

Настоятельство

Отец Сергий остался один. На его плечи лег тяжелый крест настоятельства. Но кроме просто управления приходом, на нем теперь была ответственность и за духовных чад батюшки, которые привыкли к тому, что старец Алексий уже все знает, и всегда прозорливо подскажет, как поступить.
Отец Сергий горячо молился, чтобы Господь открыл ему Свою волю. Скорый свой арест за неподчинение обновленческому ВЦУ (Высшему Церковному управлению) он почти воспринял как промысел Божий о том, что нужно оставить общину. Но на сороковой день после кончины батюшки, в Бутырской тюрьме, он явно ощутил присутствие и родительскую ласку отца. «Если меня освободят сегодня», – подумал отец Сергий, – «значит, это благословение принять Маросейку». Но освободили его позже, в другой памятный для семьи день – памяти преп.Феодора Тотемского, особо чтимого Мечёвыми, и день рождения его матери. Отец Сергий поехал на могилку к батюшке Алексию и вернулся домой.

Он продолжил служить в храме на Маросейке, но сомнения не оставляли его, и в конце концов за советом он отправился к старцу Нектарию Оптинскому, проживавшему тогда уже не в Оптиной пустыни, а в селе Холмищи. Но впервые доехать ему туда не удалось.
И в этот день он понял, что во что бы то ни стало, должен продолжать служить и продолжать дело отца.

Одна из духовных дочерей отца Сергия, рассказав старцу Нектарию о неудачной попытке отца Сергия приехать в Холмищи, получила следующий ответ: «И хорошо сделал, что не доехал, – я бы все равно не благословил его на оставление паствы».
Община маросейского храма продолжала жить и воспитывать своих членов, членов «покаяльно-богослужебной семьи», откуда вышли и многие замечательные пастыри, в том числе, архимандрит Борис (Холчев). Но это тема для отдельной книги.

Мученичество

В 1929 году батюшку Сергия арестовали, отец Сергий был сослан в городок Кадников в Вологодской области. В 1932 году закрыли храм на Маросейке (возвращен Церкви в 1990 году), о чем он очень переживал.
В 1933 году его снова арестовали, и дали 5 лет лагерей в Вологодской области. Здесь он сильно болел и исхудал, в том числе и от того, что уголовники постоянно его обкрадывали.
В 1937 году отец Сергий был досрочно освобожден и поселился в окрестностях города Калинина, куда приезжали его духовные дети, и где он сам встречался с иеромонахом Павлом (Троицким), считая его своим духовником.
В 1940 году отец Сергий переехал в Рыбинск, где 7 июля 1941 года он был вновь арестован, а 6 января 1942 года расстрелян в тюрьме Ярославского НКВД.

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Алексий Мечёв и иерей Сергий Мечёв были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Мощи святого праведного Алексия Московского сейчас находятся в храме Святителя Николая в Кленниках на Маросейке, там, где он служил вместе со своим сыном.

свящ.Дмитрий Березин

В статье также использованы следующие материалы:
Житие св.праведного Алексия (Мечёва) Московского
Житие сщмч.Сергия Мечёва на сайте храма мч.Татианы
Житие сщмч.Сергия Мечёва на сайте Православие.ру
«Сын мой будет больше меня», А.Грубе, «Московский журнал» №8-2005
Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века Московской епархии. Декабрь. Под. ред. Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Тверь: «Булат», 2004
Духовное наследие архимандрита Бориса (Холчева): проповеди, дневниковые записи, беседы и письма / Сост., предисл. и жизнеописание А.Ф.Грушиной, диакона Серафима Чуракова. – М.:ГУП «Редакция журнала «Московский журнал. История государства Российского« при участии ООО «Издательсво Акант«, 2006. – 400 с., илл.

Старец Николай Гурьянов

Все проповеди Николая Гурьянова содержат сокровенный призыв — «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Батюшка был одарен духовными очами. Он призывал к православной вере, говорил, что она способна спасти человека в самые тяжелые времена. Он хранил чистоту христианства, как внутренний свет в душе человека. Последний завет Николая — «Не теряйте Пасхальную Радость!»

Житие

Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Петербургской губернии. С ранних лет он был прислужником Алтаря, певцом в клиросе. Вениамин Новгородский втайне постриг его в иноки в возрасте 8 лет.

Гурьянов чтил семью царя Николая и молился ему, исповедовал их святость. Его неоднократно арестовывали — в 1929 г. отправили в ссылку на Украину, в 1931 вторично посадили за церковно-монархическое служение. Также батюшка сидел в Пскове, Вятских лагерях, потом — ИТЛ, Сыктывкар.

В годы гонений на церковь Николай был тайно поставлен в епископы, а потом принял схиму с именем Нектарий. В то время он мужественно защищал Святыни, оберегал свободу Церкви от богоборцев, не принял Декларацию митрополита Сергия.

Выйдя из лагерей, он стал тайным иеромонахом. Он служил священником в нескольких монастырях и храмах. Отучился заочно в Духовной Академии, по просьбе матери переведен в Псковскую Епархию на остров Талабск. Там он служил Господу 44 года до успения, случившегося 24 августа 2002 года.

Прибыв на остров, батюшка столкнулся со многими трудностями. В те годы по СМИ передавали о скорой победе над мракобесием, поэтому на него с матерью смотрели недоверчиво и настороженно. Но скоро люди увидели, что он добр, дружелюбен и благодушен.

Церковь, в которой предстояло служить Николаю, находилась в запущенном состоянии. Епархиальные структуры не помогали, поэтому батюшка с прихожанами и жителями Острова самостоятельно искали ресурсы на его восстановление.

Важно! Своими руками Николай выстраивал храм, собирая стены по кирпичику. А также он красил, строил кровлю. Когда в церкви начались Литургии, он лично пек просфоры.

Помимо обязанностей Николая как священнослужителя, он помогал жителям села. Многие мужчины занимались ловлей рыбы, поэтому они уезжали на долгое время из родных домов. Батюшка помогал женщинам нарубить дрова, принести воды, присмотреть за детьми или стариками. Своей любовью и добрым отношениям к людям он завоевал уважение и доверие.

Читайте также:
Максим Исповедник: житие и биография преподобного, творения и труды, память

О других старцах:

Православное воспитание

Еще, будучи ребенком, Николай Гурьянов служил в алтаре. В церковной жизни участвовала вся семья — отец служил регентом, трое братьев пели в хоре. В 11-летнем возрасте Николай вместе с настоятелем храма Архангела Михаила отправился на остров Талабск по делам прихода. По пути они навестили блаженного Михаила. В то время он болел и носил цепи, его чтили как прозорливца.

Блаженный угостил настоятеля большой просфорой, а мальчика — маленькой и произнес: «Гостек приехал». Его слова оказались пророческими — в будущем отец Николай Гурьянов прослужил на этом острове. Он нередко посещал могилу блаженного Михаила и призывал прихожан молиться ему.

Когда Николаю было 5 лет, умер его отец. Служивший тогда епископ Вениамин практически стал для него отцом. Мальчик помогал владыке и перенял у него душевную мудрость, мужество.

Однажды епископ сказал «Ты такой счастливый, что ты с Господом» и вручил ему в благословение архиерейский крест, который батюшка Николай берег и хранил оставшуюся жизнь.

Почитание

Находясь на Острове, батюшка Николай получил откровение от Богородицы. Он стал старцем-духовником, утешителем, молитвенником, чудотворцем и прозорливцем. К нему стекались люди, прося советов, благословения.

Еще при жизни Николая Гурьянова его почитали как святого чудотворца, молитвы которых Господь любит и отзывается на них. После успения народ Божий его прославил. Люди чтят труды протоиерея Николая Гурьянова, безмерно уважают на великий подвиг и благодатную жизнь с Богом. Батюшке слагают Акафисты, пишут иконы, поклоняясь как Святому Угоднику и праведнику.

Дни памяти

Память о Николае Гурьянове празднуется 24 августа. Это день его кончины. Еще одна дата — его рождение 24 мая. В этот день также молятся, ставят свечи и вспоминают народного святого.

Мощи

Место последнего земного пристанища прот. Николай Гурьянов обозначил камнем и показывал его односельчанам, прихожанам и паломникам. При жизни он наказал поставить на его могилу обычный крест, не благословил памятники.

По завещанию старца с острова Николая Гурьянова его духовные чада и преданные друзья похоронили в том месте, где он указал.

Факты о жизни

С раннего детства Николая называли монахом, он любил уединяться в своей комнате-келье. Там были иконы, книги и портреты царей. Среди друзей находились ребята, которые поддерживали Николая и участвовали в крестном ходе по деревне, взяв в руки крест и иконы. Мальчик в одиночестве служил Литургию.

В последние несколько лет батюшка сильно постился. Его духовные подвиги сравнимы с древними Отцами. В последние пять лет перед успением он не мылся. Но никакого неприятного запаха не издавалось. От него всегда исходило приятное благоухание, как запах молитвы. Это можно было наблюдать даже по стулу, на котором батюшка Николай Гурьянов любил сидеть.

Интересно! Святые люди говорят, что от молитвы благоухает не только сам человек, но и место, на котором он стоит.

Врачи удивлялись больше всех — как в таком возрасте и условиях проживания от человека не исходит никаких дурных запахов. Они говорили: «Чистый как младенец». В редких случаях он позволял протирать себя ваткой, смоченной в спирте, когда его кусали насекомые. Никакую живность он не убивал.

Особенное благоухание ощутимо возле молитвенного уголка. Перед Образами, у которых он молился. Сам батюшка говорил: «Я не вижу себя без молитвы».

Пророчества Николая Гурьянова сбывались неоднократно. Например — когда его спросили, кто будет у власти после Ельцина, он ответил — военный.

Заповеди Николая Гурьянова

Старец всегда заповедал верить в Господа, он говорил, что Бог живет в сердце человека, его не нужно искать. святой Николай Гурьянов особенно почитал Исаака Сирина, его наставление он перефразировал: Знай себя — и довольно с тебя.

Старец говорит, что люди ищут духовников, а про Евангелие совсем забывают, а ведь именно Евангелие — наш наставник, смысл жизни, Живая Вера, Надежда и Любовь. Николай огорчался оттого, что люди искали человека, забывая про Бога. Ведь если Всевышний не послал духовника, то спастись можно и нужно.

Батюшка призывал искать чистоты, не выслушивать сплетни, не участвовать в разговорах, где предметом обсуждения становилось худое и грязное. Он велел не обращать внимания на худые помыслы. Заповедал избегать неправды, а говорить правду — не боясь, но только с молитвой и после прошения благословения у Бога.

Что касается людей, то батюшка говорил, что все немощны, бывают несправедливы. Нужно учиться прощать, не обижаться, не желать им худого, а напротив — помолиться. От тех, кто причиняет зло, лучше отойти и не искать себе друзей среди людей. Наставления Николая Гурьянова в том, что друзей нужно искать только на Небе — среди ангелов и святых. Они никогда не предадут и не оставят.

Цитаты

Как говорил старец, верующий в Господа всегда относится с любовью к тому, что его окружает. Они измеряют свою жизнь Евангелием, стремятся все дела совершать по Слову Бога и просят у Него благословения на всякий час.

Когда уточняли даты, цифры, Николай спросил: «Тебе для Бога нужно или для людей?» И добавил: «Богу цифры не нужны, а все, что нужно, я сказал».

Николай Гурьянов написал книгу «Остров Божественной любви».

Случаи чудесной помощи батюшки Николая

Старец врачевал разные недуги и болезни. Люди свидетельствуют, что явившись к Николаю со старыми болезнями, они возвращались домой исцеленными. Молитвы старца помогали излечить многие болезни внутренних органов — почек, желудка, радикулита, психологические недуги — заикание.

Бесплодные женщины, получив молитвенную помощь от старца и его советы, рожали детей.

Батюшка вылечил митрополита Питирима Нечаева от сахарного диабета. Он попросил его открыть рот и клал несколько ложек сахара, одну за одной. Такая доза смертельна для диабетика. Испуганный Владыка пытался проглотить сахар. Так случилось исцеление.

Чудесное излечение девочки, больной раком, случилось по молитвам ее матери Николаю Гурьянову. Когда исцеление было заметно для выздоровевшего, старец всегда говорил: «Вы только не оставляйте духовную жизнь».

Когда в 1960 годы были гонения на Церковь, одна женщина донесла на батюшку. К нему приехал уполномоченный и разговаривал грубо и нелицеприятно, в конце сказав, что на рассвете вернется и отвезет его в тюрьму.

Николай Гурьянов всю ночь молился Всевышнему. Затем произошло обстоятельство, которое некоторые люди называют случайностью, а многие увидели в нем настоящее диво. Ранним утром на озере поднялась буря, хотя в это время года ее никогда не было. В течение нескольких дней никто не мог попасть на Остров. После того, как буря ушла, и погода наладилась, за священником никто не вернулся, больше его не трогали.

Читайте также:
Вячеслав Чешский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

Биография Николай Гурьянов интересна. Он — великий старец, чудотворец и признанный народом Божиим святой. Он всегда жил с Господом и призывал всех людей возносить молитвы к Иисусу Христу так, словно они проживают последний день в своей жизни. Чудеса святого Николая Гурьянова многочисленны.

протоиерей Николай Гурьянов

Биография

Детские и юношеские годы. Первые шаги в самостоятельной жизни

Гурьянов Николай Алексеевич родился в селе Чудские Заходцы Санкт-Петербургской губернии, 24 мая 1909 года. Его отец, Алексей Иванович, служил регентом церковного хора. Мать, Екатерина Стефановна, благочестивая женщина, исполняла обязанности по дому, помогала мужу в воспитании детей. После его смерти в 1914 году вся тяжесть ответственности за семью легла на её плечи.

Николай с детства воспитывался в рамках христианских традиций. Он с радостью прислуживал в церкви села Кобылье Городище, приучался к молитве, любил слушать церковное пение. Время от времени, когда местные богомольцы собирались в паломничество по святым местам, Николая брали с собой.

Будучи отроком, он сподобился побывать на острове Талабск (годы спустя это место стало для него местом подвижничества). Около 1920 года настоятель церкви, в которой прислуживал Николай, взял его в город Псков. Их путь лежал по глади озера. На острове Талабск сделали остановку и посетили тамошнего прозорливца Михаила. Прозорливец, встретив гостей, подал пастырю маленькую, а Николаю большую просфору.

По достижении более зрелого возраста Николай поступил в педагогический техникум в Гатчине. По выпуске из техникума продолжил образование в Ленинградском педагогическом институте.

Николай отличался волевым характером. В 1929 году, движимый ревностью о Господе и душевным порывом, он публично и резко высказал негодование против закрытия одного из городских храмов. Это мужественное выступление, противоречащее идеологии и политике партии, продвигавшейся в направлении коммунизма, вызвало недовольство, и институтское руководство исключило Н. Гурьянова из числа студентов.

Какое-то время Николай преподавал физику, математику, биологию в школе города Тосно, служил псаломщиком в церкви села Ремда.

Узник правды и совести

Развёрнутые безбожной властью гонения на христиан не прошли его стороной. В мае 1930 года он попал под жернова государственной репрессивной машины: Николая обвинили в контрреволюционной деятельности и выслали на два года с территории РСФСР. Прибыв в УССР, в село Сидоровичи, он вновь проявил свою религиозную активность — устроился псаломщиком.

Вскоре нашлись «неравнодушные» люди, которые сообщили «куда следует», что Николай Алексеевич ведёт нездоровую агитационную деятельность, развращает людей россказнями о Боге, вербует молодежь в церковный хор. Эти сигналы не остались без внимания. В марте 1931 года Н. Гурьянова взяли под стражу по «делу кулаков».

В ходе разбирательства выяснилось, что обвиняемый Гурьянов никакого имущества не имеет, а имеет лишь ревматизм. Да и сам обвиняемый своей вины не признал. Между тем имущественный вопрос и не был приоритетным, ведь дело касалось антисоветской пропаганды.

В августе 1931 года Николая приговорили к ссылке на три года в Северный край. Так он попал в Сыктывкар, участвовал там в строительстве железнодорожного пути. Иногда приходилось работать в ледяной воде, отчего заключенные гибли. Работая в этих нечеловеческих условиях, Николай подорвал своё здоровье. Кроме того, он получил повреждение ног при работе со шпалами.

По одним сведениям он был освобожден в 1937 году, а по другим — в 1942-м. После освобождения Николай Алексеевич, как не имеющий права жить в Ленинграде, был выслан за пределы города. Какой-то период он работал школьным учителем в Тосненском районе.

Священнический путь

Во время Великой Отечественной войны Н. Гурьянов, ввиду болезни ног, не был мобилизован в армию. В период фашистской оккупации его принудительно отправили в Прибалтику.

В феврале 1942 года митрополит Виленский Сергий посвятил его в сан диакона, а несколькими днями позже — в сан священника.

В 1942 году он прошёл обучение на богословских курсах в городе Вильнюсе. Затем какое-то время служил в Рижской женской Троице-Сергиевой обители, после чего — в Виленском Свято-Духовом монастыре.

С июля 1943 года отец Николай исполнял обязанности настоятеля храма святителя Николая, располагавшегося в селе Гегобросты. По воспоминаниям современников, прихожане относились к нему с большим уважением; сам же пастырь относился к ним с большой добротой, приветливостью и отзывчивостью. Отмечают, что несмотря на бедность прихода, он отличался благоустроенностью. Как ни трудно было найти средства, необходимые для ремонта и содержания храма, помощью Божьей храм был благолепным.

В период с 1949 по 1951 год отец Николай обучался заочно в Ленинградской духовной семинарии. Окончив её, он продолжил образование в Ленинградской духовной академии, но проучился только один год.

В 1956 году отец. Н. Гурьянов удостоился сана протоиерея.

В 1958 году, по распоряжению церковного начальства, он был переведён на служение в Псковскую епархию. Из соображений церковной икономии и учитывая собственное желание отца Николая, его определили настоятелем в храм святителя Николая, располагавшийся на территории рыбацкого острова Талабск в Псковском озере, том самом, где когда-то прозорливец вручил ему большую просфору. На этом острове батюшка провёл несколько десятилетий своей жизни.

Отец Николай поселился на окраине острова в крохотном домике, вместе с матерью, Екатериной Стефановной. Братья подвижника погибли на фронте и он, как мог, сглаживал материнское горе, а она, чем могла, помогала любимому сыну.

Поначалу отец Николай вызывал подозрения у неверующей части островитян, но со временем люди увидели в нём ревностного и смиренного Божьего угодника. Служил он один, сам пёк просфоры, сам ремонтировал церковь. Случалось, что он священнодействовал в пустом храме. Было трудно, а однажды, когда его мучили сильные переживания, маленький ребёнок, словно бы вникнув в сознание умудрённого мужа, попросил его не уезжать. Отец Николай воспринял эти слова как глас Божий и ободрился.

Наряду с исполнением пастырских обязанностей батюшка старался облагораживать остров, сажал саженцы, заботливо их поливал, таская из озера десятки ведер воды.

Нередко, даже и без приглашения, он посещал дома тех, кто нуждался в его пастырском утешении, слове и благословении. Бывало, что отец Николай присматривал за стариками, нянчился с детьми прихожан.

Всё это не могло не отразиться на людях. Когда одна из жительниц написала на батюшку клеветнический донос, местные рыбаки, вернувшись с лова, вопреки обычаю не положили ей рыбы. Так они выразили и своё отношение к пастырю, и свое отношение к ошарашенной их поведением доносчице.

Образец православного старчества

Со временем едва различимый на географической карте остров Талабск стали негласно именовать островом Православия. Слава об отце Николае и его деятельности распространилась далеко за окрестности Псковской земли.

Читайте также:
Вениамин Пушкарь - жизнь и биография, творчество и беседы, труды

Помимо ревности и усердия Бог наградил батюшку даром прозорливости. Рассказывают, что иногда старец сообщал даже и о судьбе пропавших без вести людей.

В семидесятые годы к батюшке стали стекаться десятки верующих из разных уголков необъятной страны. Бывало, что из-за большого наплыва посетителей он не мог найти себе и минутки на отдых. Правда, принимал он не всех. Иногда он мог позволить себе строгий вопрос: зачем ты приехал (приехала)?

В числе духовных чад отца Николая были миряне, монахи, священники. Он по праву считается одним из наиболее почитаемых старцев XX-XXI века.

24 августа 2002 года отец Николай Гурьянов почил о Господе. Смерть застала его на месте его подвигов, острове Талабск.

Старец Николай Гурьянов: «Помоги мне, Боже, крест свой донести» (+ Видео)

Старец Николай Гурьянов. Исповедник

Сегодня имя старца Николая Гурьянова известно тысячам людей в России и за рубежом. Он – один из любимейших, самых почитаемых духовных наставников Русской Православной Церкви XX века, поддерживавших Ее в тяжелое время открытых гонений на Православие.

Но когда-то все обстояло иначе: батюшка принадлежал к поколению исповедников, претерпевших за веру и преданность Богу притеснения от властей, тюремные и лагерные заключения и ссылки. А после освобождения целые годы провел в безвестности, трудах и молитве на отдаленном рыбацком острове. Отец Николай не оставил обширного духовного наследия, трудов по аскетике или по богословию, но его краткие слова и простые наставления одинаково трогают сердца «простецов» и «мудрецов». Для многих и многих он стал тем человеком, с которого начинается путь к Богу.

Фрагмент фильма «Острова Православия» С. Александрова. КИНОСТУДИЯ РАДОНЕЖ.

Старец Николай Гурьянов

В один из дней в конце мая, по одним сведениям в 1909-м, а по другим – в 1910-м году, в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в благочестивой купеческой семье родился мальчик, нареченный в крещении Николаем в честь одного из самых почитаемых в России святых — Святителя Николая Мирликийского-Чудотворца. Был он третьим сыном в семье, и как будто, ничем не отличался от старших братьев, но именно ему был уготован путь особый. —

Пройдут годы, и он окажется в ряду чудом выживших в 20-е – 30-е гг. православных священников. Схиархимандрит Захария из Троице-Сергиевой Лавры и схиархиепископ Антоний (Абашидзе) из Киево-Печерского монастыря, московский старец — святой праведный Алексий Мечев и архимандрит Серафим (Тяпочкин), преподобномученик Амфилохий Почаевский и недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), — вот только наиболее известные из них.

Все они разделили удел исповедников и были удостоены Богом высоких духовных дарований. Их прозорливость — способность предсказывать события будущей жизни, а порой — и знание о прошлом людей и совершенных ими ошибках, дар исцеления и изгнания нечистых духов — привлекали к ним верующих со всех концов России.

«Между верой и благополучием»

Сохранились свидетельства о том, что в молодости Николай Гурьянов отличался достаточно сильным характером, и ему требовались усилия, чтобы научиться владеть собой. Но именно на нем остановился однажды взгляд отца, неожиданно обратившегося к его матери со словами: «Екатеринушка, как эти (старшие дети) — не знаю, а этот — тебя доглядит». Отец Николая Гурьянова умер молодым, все братья погибли во время Великой Отечественной войны. Ему же предстоял путь священства и несение заботы не только о престарелой матери, но и о десятках духовных детей, и о сотнях паломников, приезжавших к нему издалека.

Личный выбор Николая между верой и относительным спокойствием, которое сталинская государственная система обещала тем, кто готов был следовать установленным нормам, состоялся еще до начала массовых репрессий — когда он был студентом Ленинградского Педагогического института. В 1929 г. Студент Гурьянов был отчислен с первого курса за то, что позволил себе высказаться против закрытия одного из храмов. Путь к высшему образованию оказался для него, таким образом, закрыт, несмотря на то, что он успешно окончил в 1928 г. Гатчинский педагогический техникум. Вернувшись на родину, Николай служил псаломщиком в церкви, преподавал математику, физику и биологию в школе. В 1930-х годах последовал арест. Заключение в «Крестах», ссылка в лагерь под Киевом, а затем — на поселение в Сыктывкар — составили основные вехи его исповеднического пути.

Условия содержания заключенных были чудовищны. В Заполярье Николай оказался среди тех, кто прокладывал железную дорогу. Годы спустя батюшка вспоминал ту ночь, когда ему пришлось долгие часы стоять в воде и в ледяном крошеве вместе с другими заключенными. Бесконечной показалась эта ночь страданий. Поддерживала его молитва. А наутро пришедшие охранники обнаружили, что он оказался единственным, кто остался жив.

Из-за болезни ног, поврежденных в заключении, Николай Алексеевич не был мобилизован в годы войны. После лагеря он преподавал в школах Тосненского района, а после оккупации Гдовского района, был перемещен в Прибалтику. В годы войны в его жизни состоялось событие, определившее всю его последующую судьбу. — Подготовленный пережитыми испытаниями к «тесному пути» служителя Церкви, 15 февраля 1942 г. в Риге, в праздник Сретения Господня, он принимает сан священника. Первое время Николай Гурьянов служил в храмах и монастырях Прибалтики, а в 1958 г. по откровению одного из старцев, указавших ему место его будущего служения, ходатайствовал о переводе на уединенный рыбацкий остров Талабск (более известный под названием рыболовецкого колхоза им. Залита). Здесь отец Николай провел сорок лет жизни и пастырского служения.

Бог и душа

Приехав сюда никому не известным священником, возбуждавшим подозрения у неверующего населения, через несколько лет он снискал искреннее и глубокое уважение рыбаков. Поселившись вместе с матерью в самом крошечном домике на окраине поселка, он служил один, своими силами ремонтировал церковь, латал и перекрывал кровлю, пек просфоры, а в свободное время, не ожидая просьбы о помощи, появлялся на пороге домов тех, кто больше всего нуждался в поддержке. Семьи рыбаков подолгу оставались без кормильцев. Незлобивый и кроткий, батюшка выполнял работы по хозяйству, оставался с детьми, помогал престарелым и немощным. Многие с благодарностью вспоминали потом его заботу о семьях, где хозяин выпивал. Отец Николай мог, например, вынуть бутылку у пошатывающегося мужичка и тут же разбить ее: его тихое слово покорно принимали люди, казавшиеся безнадежно опустившимися.

В первые годы было и тяжело. Порой подступало уныние: годами он служил в пустом храме. Приходила и мысль уехать с этой тяжелой земли. Но однажды, когда вещи были уже уложены, его остановил детский голос — крошечный ребенок, почувствовав его грусть, вдруг горячо попросил его не уезжать. Батюшка принял детские слова, как изъявление воли Божией и напоминание об указании служить здесь, данном ему через старца. Шло время — отец Николай терпеливо продолжал нести свой крест. Через несколько десятков лет, Талабск, представлявший собой в момент его приезда пустынный островок, покрылся садиками и островками зелени, которые батюшка высаживал и заботливо поддерживал, таская по сотне ведер воды с озера. Озеленение острова было особым его подвигом. С материка и из паломнических поездок, он привозил саженцы, составившие знаменитый «сад памяти», напоминавший ему о местах его заключения. Он почти не спал: днем служил и работал, а ночью молился.

Читайте также:
Житие святого Николая Чудотворца Мирликийского – полное жизнеописание и история святителя

Наконец, «сухая почва» дала всходы. Отношение рыбаков к батюшке обнаружил следующий эпизод: когда одна жительница поселка под давлением уполномоченных написала донос на отца Николая, грозивший ему новым заключением, рыбаки выразили ей единодушное порицание — никто из вернувшихся с лова не положил по обычаю на ее тарелку рыбы. С этого времени в церковь потянулся народ. Тогда, в 60-е годы, во время усиления гонения на храмы, к отцу Николаю пожаловали представители местной власти, разговаривая очень грубо и пообещав на следующий день вернуться за ним. Батюшка всю ночь простоял на молитве, а наутро на озере поднялась страшная буря, которая не утихала в течение трех дней. Талабск стал недоступен. После того, как буря стихла, об отце Николае как-то забыли и больше не трогали.

Старчество

В 70- е годы к отцу Николаю на остров стали приезжать люди со всей страны — его начали почитать, как старца. Не только церковные люди тянулись к нему, но и падшие души, чувствуя тепло его сердца. Некогда забытый всеми, порой, он не знал ни минуты покоя от посетителей, и чуждый мирской славе только потихоньку сетовал: «Ах, если бы вы в церковь так бежали, как за мной бегаете!». Его духовные дары не могли остаться незамеченными: он называл незнакомых людей по имени, приоткрывал забытые грехи, предупреждал о возможных опасностях, наставлял, помогал изменить жизнь, устроить ее на началах христианских, вымаливал тяжелобольных.

Старец Николай Гурьянов

Сохранились свидетельства того, что по молитвам батюшки, ему открывалась судьба людей, пропавших без вести. В 90-е гг. известный на всю страну Печерский старец — архимандрит Иоанн (Крестьянкин) свидетельствовал об отце Николае, что он является «единственным, по-настоящему, прозорливым старцем на территории бывшего СССР». Он знал произволение Божие о человеке, многих направлял по кратчайшему пути, ведущему ко спасению.

Батюшка Николай Гурьянов был чужд человекоугодия. Принимал не всех. Некоторых и разворачивал со словами: «Ты зачем сюда пришла?». К нему побаивались ездить даже маститые священники. Отец Николай обличал. Известен случай, когда к нему приехали двое гостей в дорогих облачениях, имевшие весьма внушительный вид. Окадив их со словами:

«Сижу я на боцке (на бочке),

А под боцкой мышка.

Мой миленок — комсомолец,

— старец невозмутимо продолжал службу. Иногда он довольно ощутимо постукивал пришедших к нему по щеке или по лбу: таким образом, он отгонял нечистых духов, которых ему дано было видеть воочию. Но когда он «побивал», на него никто не обижался, потому, что во всем чувствовалась любовь. Батюшка приучал людей следить за собой, за своими помыслами, проверяя себя: в вере ли ты? На вопрос, как жить, он отвечал: «Жить так, словно ты завтра умрешь».

Как, в какой форме ему открывалось то, что сокрыто — тайна Божия, но бывали такие вот случаи. Матушка К., приехавшая к нему издалека, с Урала, шла к старцу с трепетом — после перенесенной травмы мучили головные боли, да так сильно, что она боялась потерять рассудок. Что произнесет батюшка? К чему готовится? Долго ли осталось жить? — А старец посмотрел на нее внимательно, ласково, взял за плечи и произнес: «Поносишь еще платьице-то, поносишь…». По простоте смысл слов поняла не сразу, только, как ребенок, отозвалась на ласку и ободрение. А уж, когда о. Николай помазал лоб маслицем, благословил на дорогу, на обратном пути догадалась: мол, «рано с телом прощаться. Поживешь еще».

Удивительны бывали и его благословения. То в едва знакомых спутниках, он прозревал будущих мужа и жену, то в «младенце духовном» — будущую монахиню. Приехала как-то к старцу женщина, через «буреломы» и «колдобины» страданиями приведенная Богом в храм, поднятая чудом с одра болезни. И все, что знала-то она тогда о жизни во Христе, почерпнула из нескольких книг, среди которых оказалась и книга о подвижниках Кавказа. В душе — «рай» от сознания милости Божией к ней, и точного знания, куда, в каком направлении идти — к Господу, в Церковь — нашлась «монетка потерянная».

А на глазах слезы, и слово «монашество» вымолвить страшно по недостоинству своему. А батюшка ей: «Ну, поезжай на Кавказ, поживи в горах, посмотри». Стояла, будто солнце в руки получила. Келейницы ей вслед: «Целуй калитку. Батюшка за все годы ни одного такого благословения не дал! Монахов туда не благословляет!» И до последнего, до исхода своего из жизни временной уже в монашеской мантии, вспоминала она, как все сложилось — и деньги Бог послал, и попутчиков, и проводника. И такой молитвы, как там, в горах, как она говорила, уже не было. Православное «детство» — радость, когда Господь укрепляет, поддерживает на каждом шагу, связано было для нее с о. Николаем Гурьяновым и его благословением.

…Простые наставления старца о том, что надо трудиться, опасаться праздности, избегать пристрастия к вину, любить ближних и по заповеди, быть всем, как слуга, доходили даже до сердец людей, запутавшихся в жизненных обстоятельствах и ожесточенных. Молитвы и акафисты, которые батюшка распевал тоненьким слабым голоском, разошедшиеся в записях, воспоминания о нем духовных детей, его фотографии и сегодня напоминают об этом замечательном священнике, пронесшем крест своего служения до самого конца. Уже тяжело больной, он наотрез отказался покинуть место своего служения и перейти на покой в один из монастырей, ради приезжавших к нему тысяч людей. Пожалуй, одним из самых известных стало одно из последних напутствий православным христианам: «Верующий человек, он должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает. Любвеобильно!».

Вы прочитали статью Старец Николай Гурьянов. Читайте также:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: