Предсказания Лаврентия Черниговского: пророчества преподобного о последних временах и России

Пророчества и наставления святого старца Лаврентия Черниговского

Многие люди впервые услышали о Лаврентии Преподобном из речи патриарха Кирилла, когда он выступал на празднике, посвященном 1020-летию Крещения Руси. Многих тогда поразили мудрые изречения, но мало кто знает, что святой неоднократно пророчествовал на тему последнего времени и прихода антихриста так, что его даже сравнивали с Иоанном Богословом.

Кто такой преподобный Лаврентий Черниговский

Родом старец был с Украины — его родное село располагалось в Черниговской области, недалеко от города Коропа.

В 1868 году в набожной украинской семье Евсея Проскуры родился мальчик Лука. В семье он был шестым ребенком, и отец его был человеком набожным и глубоко верующим. Все дети в семье Проскуры воспитывались в благоговении перед церковью и Господом, но вот с младшим приключилась беда — Лука во время игр упал и сильно ушиб ногу. Так и хромал он всю жизнь, но как воздаяние за увечье получил дар от Господа — видеть будущее и рассказывать о нем окружающим людям.

Кроме этого, мальчик стал проявлять таланты в музыке, хорошо пел и был способен к музыкальному искусству. Благодаря этим Божьим дарам и милости Лука в Коропе познакомился с бывшим регентом хора самого императора Российской империи, который приехал на родину. Регент сразу увидел талант в маленьком хромом мальчишке и стал учить его искусству регентства.

Статьи о православном монашестве и священстве:

Лука освоил скрипку, а в 14 лет руководил местным хором в церкви. В 14 лет он ушел послушником в Никольский монастырь. Там он усердно занимался пением, строго соблюдал устав богослужения и руководил хором монахов. В то время он стал совершать и паломнические поездки — неоднократно ездил по святым местам России, Украины и Палестины. В 45 лет Лука не только принял монашеский постриг, но и новое имя — он стал Лаврентием, уже через два года он стал иеродиаконом. Во времена революции, когда Церковь полностью была низложена и находилась в гонениях, Лаврентия сначала возвели в сан иеромонаха, а после и архимандрита.

После революции преподобный Лаврентий ископал недалеко от Чернигова пещеры и жил там 8 лет. Именно тогда и открылся пророческий дар — он предсказал своему другу игумену Алипию мученическую смерть. Пророчество сбылось через пару месяцев — старец Алипий был зверски убит в селе Ульяновка. Активно благовествовал и служил преподобный Лаврентий Черниговский в годы войны и после нее — основал две тайные монашеские общины, пророчествовал (тогда и заслужил сравнение с Иоанном Богословом), проводил богослужения в храме.

Умер преподобный Лаврентий Черниговский 19 января 1950 года, со дня смерти старца прошло уже более 60 лет, но слова продолжают жить и подтверждаться.

На заметку! Прославили преподобного Лаврентия его пророчества о последних днях, нередко он рассказывал, что и как будет, заявляя: «Это антихрист грядет». Долгие годы повторяли монахи и православные христиане пророческие слова, убеждаясь, что у преподобного Лаврентия Черниговского был настоящий пророческий дар от Господа.

Предсказания преподобного Лаврентия

Пророчества Лаврентия делятся по смыслу на две части: его слова касательно родины — Российской империи и о кончине мира этого — о приходе антихриста.

Россия, по словам преподобного, будет каяться в грехах, народ же особенно будет раскаиваться в том, что не уберегли царя и допустили безбожников к власти. Открыто называл Сталина идолом и пророчествовал о времени свержения. Говорил, что те, кто поклонялись ему, будут после смерти гореть в аду вместе с ним.

Статьи о других предсказаниях:

Пророчествовал батюшка и о вожде пролетариата — Ленине. Рассказывал послушникам, что когда его бесы тащили в ад, то сильно радовались и торжествовали, ведь он совершил много зла на земле и поспособствовал падению христианской церкви на территории Российской империи. То же самое он предсказывал и Сталину.

Касательно будущего России, Лаврентий говорил: «Все славянские народы и земли составят могучее Царство» Предсказывал единого царя Православного, помазанника от Господа. Говорил с радостью, что расколы все и разделения исчезнут и страна станет единым фронтом противостоять антихристу. Говорил, что Богородица особенно ходатайствует за Россию и заботится.

Об антихристе

Много пророчеств были и о последнем времени, а также едином Всемирном царе — это антихрист, говорил Лаврентий. Он предсказывал, что церковь будет на этапе восстановления в то время, храмы будут восстанавливаться, купола золотить, а монастыри вновь отстраиваться. Преподобный призывал христиан молиться, чтобы Господь продлил время восстановления и укрепления, чтобы Церковь могла противостоять антихристу и выдержать натиск его бесов.

Важно! Лаврентий утверждал, что пока антихрист будет властвовать над всем миром, Россия единственная будет ему противостоять — Господь благословит ее за долгие годы упадка советского и укрепит в борьбе. Богородица же будет ходатайствовать за страну, и помогать ей бороться с грехом.

Странные слова Лаврентия звучали о храмах того времени: «Храмы будут роскошные, а ходить в них христианину православному будет нельзя! Там будет сборище сатанинское!». Что подразумевал под этим старец до сих пор точно не известно, но его пророчества относительно Сталина и советской власти сбылись в точности — вождя уже забыли, а советское время вспоминают как давно ушедшее.

Статьи об известных старцах нового времени:

Много в его пророчествах говорится и о святом городе Иерусалиме — старец пророчествовал, что именно в нем будет антихрист праздновать свою победу. В самом святом месте — Иерусалимском восстановленном храме. При этом поддержать его приедут множество святых людей, в том числе и от российского духовенства. Но роль Православной России будет велика — только она будет противостоять вражескому и греховному сообществу, поэтому будет так ненавидима антихристом и его прислужниками. Антихрист же будет иметь особое влияние на людей — метить их своими метками и полностью владеть душами и разумом.

Призывал старец бороться с пришедшим врагом христиан и смело противостоять — Тот, Кто в христианах живет сильнее того, кто будет властвовать в мире.

Важно! Молиться, поститься и благовествовать — вот о чем просил Лаврентий Черниговский каждого православного христианина. Только так можно иметь силы противостоять злу.

Преподобный Лаврентий Черниговский о последних временах

Стяжавший обильно Всесвятого Духа Божия Старец Лаврентий часто беседовал со своими чадами о последних временах, предупреждал, что нужно быть бдительными и осторожными, так как антихрист близко.

Батюшка говорил: «Вот сейчас голосуем, то левой рукой брось — это ничего, да еще не за одного во всем мире. А если будут голосовать за одного — это уже он самый, и голосовать нельзя.

Говорил Преподобный, что такая будет война всемирная, что никто нигде не останется, разве только в ущелье. И будут драться, и останутся два или три государства, и решат: «Давайте изберем одного царя на всю вселенную». — И изберут.

Читайте также:
Житие Пантелеймона целителя - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

И в последние времена истинные христиане будут ссылаться, а старые и немощные пусть хоть за колеса хватаются, а бегут вслед за ними.

О грядущем антихристе просвященный Святым Духом Старец говорил такие слова: «Будет время, когда будут ходить подписывать за одного царя на земле. И будут строго переписывать людей. Зайдут в дом, а там — муж, жена, дети.

И вот жена станет уговаривать супруга: «Давай подпишемся, у нас дети, ведь ничего же не купишь для них». А муж скажет: «Ты как хочешь, а я готов умереть, но за антихриста подписывать не буду». Такая трогательная картина будущего».

Они же спросили Старца: «Как все сие будет?» Святой Старец ответил со слезами: «На святом месте будет стоять мерзость запустения и показывать скверных обольстителей мира, и они будут обманывать людей, отступивших от Бога, и творить ложные чудеса. И после них явится антихрист и весь мир увидит его одноразово».

Отцы вопросили Святого: «Где на святом месте? В церкви?» Преподобный ответил: «Не в церкви, а в каждом доме. В углу, где стоят и висят сейчас святые иконы, будут стоять обольстительные прилады для прельщения людей. Многие скажут: «Нам нужно смотреть и слушать новости». Вот в новостях-то и явится антихрист».

«Он своих людей будет «штамповать» печатями. Будет ненавидеть христиан. Начнутся последние гонения на душу христианскую, которая откажется от печати сатаны. Ничего нельзя будет ни купить, ни продать христианину. Но не унывайте: Господь своих чад не оставит. Бояться не нужно! Церкви будут, но христианину православному в них нельзя будет ходить, так как там не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа, а там будет все «сатанинское» сборище. Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет, благодати в них не будет».

«Ремонты храмов будут продолжаться до самого пришествия антихриста, и везде будет благолепие небывалое, — говорил Старец. — А вы для нашей церкви в ремонте будьте умеренны, в ее наружном виде. Больше молитесь, ходите в церковь пока есть возможность, особенно на Литургию, на которой приносится Безкровная Жертва за грехи всего мира. Почаще исповедуйтесь и причащайтесь Тела и Крови Христовой и вас Господь укрепит.

Пророческие слова Преподобного Лаврентия о ересях и расколах в Украинской Православной Церкви

«Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, ее единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать.

Тогда Киевский Митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда.

Но все эти наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная – Русская».

Слова Преподобного Лаврентия о Руси, о ересях и расколах

Преподобный Лаврентий говорил настойчиво и строго, с предупреждением, что наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов.

В Польше была тайная иудейская столица. Иудеи понуждали поляков завоевывать Русь. Когда поляки завоевали часть Руси, то отдали иудеям в аренду православные монастыри и церкви. Священники и православные люди не могли без их разрешения совершать никаких треб. Теснили и притесняли православных со всех сторон, покровительствуя Польше, католичеству и унии.

Иудеям очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали сначала завоеванные поляками и отданные им в аренду русские земли Малороссия. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и назвали Окраиной. Слово окраина — это позорное и унизительное слово! Какая окраина? Чего, почему окраина?! Ведь за этой мнимой иудо-польской окраиной находятся другие страны и государства. И позже по их же указке поляки узаконили нам понятия Украина и украинцы, чтобы мы охотно забыли свое название русский, навсегда оторвались от Святой и Православной Руси.

Преподобный Феодосии, игумен Киево-Печерский, писал, чтобы мы не хвалили чужую веру и ни в коем случае не соединялись с католиками и не оставляли Православную Веру. Близкие по духу великие Архиепископы Лазарь Баранович, Святитель Феодосии Черниговский и Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский, — они всеми силами старались по слову Господа Иисуса: «Да вси будут едино», быть с Православной Россией, чтобы вместе составить Святую Русь.

И чтобы навсегда освободиться от польского владычества и от гнета иудеев и их аренды и избавиться от чуждого нам католичества и унии душепагубной, введенной и насажденной угрозами, пытками, насилием и смертью. И еще Батюшка сказал: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте.

В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии».

Киево-Печерской Лавры наместник отец Кронид Батюшке возразил, что уже самосвяты и униаты на Украине исчезли. Батюшка ответил грустно и печально: «Бес в них войдет и они с сатанинской злобой ополчатся против Православной Веры и Церкви, но им будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил».

Какие Батюшкины драгоценные слова, им нет цены: Батюшка все предвидел и знал наперед. Теперь явился украинский самосвятский архиерей, назвал себя Киевским Патриархом. Да он не знает и забыл, что в Киеве никогда не было Патриарха. И некоторые себе на вечные мучения и к своему стыду кричат в безумии: «Наш Патриарх».

Батюшка предупреждал, чтобы мы были верны Московской Патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол. Что те архиереи и иереи, которые ввели в смуту верных людей, большой сделали себе вред и множество православных душ погубили.

«Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!» И что Православная Церковь есть Тело Христово (разве можно Тело Христа разделять?), и, наконец, Церковь есть нешвенный хитон Господень, (который, подобно Арию, нельзя разрывать).

Читайте также:
Житие преподобной Марии Египетской - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

И не помнят, что Един Бог, едина вера и едино крещение.

Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола».

Батюшка при этих словах помолился обо всех заблудших и отступивших от правоверия, заплакал и сказал: «Нет, не призовет их Господь к покаянию, не спасутся, ибо недостойны милости Божией. Сие мне открыто Царицей Небесной и Святым Ангелом-Хранителем. В них, заблудших и отступивших от правоверия, нет благодати Святаго Духа, спасения и получения Царствия Небесного.

Нам, православным, ничего не надо, а только Православной Веры, спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все это есть. Благодарение Господу! И откалываться, и отходить от нее — величайший и непростительный грех и в сей жизни, и в будущей — это хула на Духа Святаго».

И Батюшка озарился светом неземным, окончив свою беседу словами: «Слыши и виждь!» — так Святое Евангелие гласит, — и добавил: —Будут глухи и слепы!»

Из книги: «Поучения и пророчества старца-Лаврентия Черниговского», 1994г.

Андрей Воронцов – Пророчества преподобного Лаврентия Черниговского

“Как нельзя разделить Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа — это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию, это вместе — Святая Русь”.

19 января 1950 года, 60 лет назад почил преподобный Лаврентий Черниговский

Именно эти слова преподобного Лаврентия Черниговского процитировал будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Киеве, выступая на празднике 1020-летия Крещения Руси перед собравшейся на площади молодёжью.

Не меньшую известность в православном мiре получили грозные пророчества прп. Лаврентия о «последних временах», их повторяют ныне из уст в уста, часто без упоминания автора: «Приходит время, когда и недействующие храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. А когда закончат всё уже, наступит время, когда воцарится антихрист. Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет».

Что мы знаем об этом православном пророке советского времени? Схиархимандрит Лаврентий, в мiру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карильском близ г. Коропа Черниговской губернии. Он был шестым ребёнком в верующей и благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве с ним случилась беда: во время игры он упал и ушибся так, что охромел на всю жизнь. Словно в воздаяние за физический ущерб, Господь наградил Луку многими дарами: музыкальным слухом, любовью к пению. Однажды в Коропе Лука познакомился с бывшим регентом императорского хора, уроженцем этих мест, который сразу оценил способности мальчика и стал обучать его регентскому искусству.

С его помощью отрок научился играть на скрипке. Четырнадцати лет от роду Лука стал регентом, проводил спевки у себя дома. Через шесть лет он ушёл на послушание в Рыхловскиq Никольский мужской монастырь. Особое молитвенное пение, строгость соблюдения устава богослужения, чистое звучание отличали хор, которым руководил Лука. Об этом периоде жизни преподобного Лаврентия известно, что он тогда трижды побывал на Афоне, посетил святые места Палестины.

Со временем о талантливом регенте узнал епископ Черниговский Антоний (Соколов). В 1905 году он отправил в Рыхловскии монастырь указ о назначении послушника Луки в Черниговский Троице-Ильинский мужской монастырь регентом. Здесь, в 1912 году, на 45-м году жизни, Луку постригли в монахи с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году — в иеромонаха. Уже при большевиках, в 1923 году, в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом, а в 1928-м возведён в сан архимандрита.

Во время обновленческого раскола отец Лаврентий, не колеблясь, стал на сторону Патриарха Тихона. Осуждая безбожную коммунистическую власть, он, тем не менее, не признавал Русскую Православную Церковь Зарубежом, считая, что подлинная Церковь та, которая очищается в горниле преследований.

Сразу же после революции архимандрит Лаврентий принял на себя, подобно преподобным Антонию и Феодосию Печерским, подвиг пещерного жития. В 1917—1925 гг. в Чернигове на Болдиной горе возле Троицкого монастыря он ископал пещеры, которые впоследствии были названы Лаврентиевыми. Эти пещеры отличались глубиной и протяжённостью. Рядом с ними находились Алипиевы пещеры, выкопанные игуменом Алипием, сомолитвенником преподобного Лаврентия. Свод пещер составлял подземную обитель, в которой был освящён пещерный храм в память святого великомученика Георгия Победоносца. Старец Лаврентий открыл отцу Алипию его мученическую кончину: он вскоре был зверски убит безбожниками в селе Ульяновка Сумской области. Здесь впоследствии «страшный Басаврюк» — Виктор Ющенко — девять лет руководил сберкассой.

В 1930 году, когда закрыли Троицкий монастырь, отец Лаврентий тайно поселился в маленьком убогом домике Чернигова, принимая духовных детей по ночам. Богослужения совершал в небольшом Ильинском храме. Можно сказать, что до 1941 года он жил на нелегальном положении. Во время войны, после захвата Чернигова немецкими войсками, 73-летний старец организовал две монашеские общины: мужскую (35 иноков) и женскую (70 инокинь). Последняя разместилась в Троицком Черниговском монастыре, где на Пасху 1942 года отец Лаврентий возобновил богослужения в соборном храме.

Монахиня Евлампия, в доме которой он жил после закрытия монастыря, сохранила в памяти удивительный случай: «Это было в 1939 году. Батюшка целую ночь разговаривал. С кем, я разобрать не могла. Зайти и посмотреть не посмела. Утром батюшка сказал: “Матушка, у нас были гости, и ты этому свидетельница”. Я спросила: “Кто?” — А старец радостно ответил: “Пророче Божий Илия и праведный Енох. Они со мной беседовали о последних судьбах мiра, России, Православном Царе и антихристе. И ещё сказали, что придёт со мной беседовать святый апостол Иоанн Богослов».

Это случилось лишь через 10 лет, в 1949 году, ночью, 26 сентября по старому стилю. По словам старца Лаврентия, они разговаривали со святым евангелистом Иоанном Богословом около семи часов. Вот как, по свидетельству архиепископа Симона, архиепископа Феодосия, епископа Иакова и архимандрита Феофана, передавал слова Иоанна Богослова преподобный Лаврентий: «Антихрист будет короноваться как царь в Иерусалимском великолепном храме с участием духовенства и Патриарха (очевидно, Иерусалимского. -А.В.). Будет свободный въезд в Иерусалим и выезд для всякого человека. Но тогда старайтесь не ездить, потому что всё будет сделано для того, чтоб прельстить.

Антихрист будет происходить от блудной девы — еврейки двенадцатого колена «блудодеяния». Уже отроком он будет очень способным и умным, а особенно с тех пор, когда он, будучи мальчиком лет 12-ти, гуляя с матерью по саду, встретится с сатаною, который, выйдя из самой бездны, войдёт в него. Мальчик вздрогнет от испуга, а сатана скажет: «Не бойся, я буду помогать тебе». Из этого отрока созреет в образе человеческом «антихрист». При его короновании, когда будет читаться «Символ Веры», он не даст его правильно прочесть, где будут слова об Иисусе Христе как Сыне Божием, он отречется от этого, а признает только себя. И при этом Патриарх воскликнет, что это антихрист, и за это будет умерщвлён. При короновании антихрист будет в перчатках. И когда будет их снимать, чтоб перекреститься, Патриарх заметит, что у него на пальцах не ногти, а когти, и это послужит к большему уверению, что это антихрист. Сойдут с неба пророки Енох и Илия, которые также будут всем людям разъяснять и восклицать: «Это антихрист, не верьте ему». И он умертвит их, но они воскреснут и полетят на небо.

Читайте также:
Эмилиан Вафидис - житие и творения, слова и наставления, дни памяти, мощи

Антихрист будет обучен всем сатанинским хитростям и будет давать знамения ложные. Не в церкви, а в каждом доме, в углу, где стоят и висят сейчас святые иконы, будут стоять обольстительные прилады (видимо, телевизоры) для прельщения людей. Многие скажут: “Нам нужно смотреть и слушать новости”. Вот в новостях-то и явится антихрист. Он своих людей будет “штамповать” печатями. Будет ненавидеть христиан. Начнутся последние гонения на душу христианскую, которая откажется от печати сатаны. Печати будут такие, что сразу видно будет, или принял человек, или нет. Ничего нельзя будет ни купить, ни продать христианину. Но не унывайте: Господь своих чад не оставит. Слабых Господь заберёт, а другие очистятся болезнями. Будут такие, что на войне омоют грехи своей кровью и причтутся к числу мучеников. А самых сильных Господь оставит для встречи с Ним. И пока не восполнится спасающимися число свидетелей Божиих, разорённое отпадением части Ангелов, Господь не придёт судить».

С 1942-го по 1950 год преподобный Лаврентий жил в Черниговском Троицком монастыре. Душа его отошла ко Господу 19 января 1950 года, на Крещение. Тело старца в течение недели было открыто для прощания. Верующие прикладывались к рукам батюшки и обратили внимание: они были теплы и мягки, как у спящего человека. Затем гроб с телом отца Лаврентия перенесли в нижний храм-усыпальницу монастыря, где он 20 дней стоял открытым. Никаких следов разложения за это время не было замечено. 5 марта 1950 года тело старца было опущено в гробницу.

В сентябре 1962 года, во время хрущёвских гонений на Церковь, Троице-Ильинский монастырь был закрыт и доступ к усыпальнице преподобного Лаврентия прекращён надолго, до 1988 года.

22 августа 1993 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский причислен к лику святых в чине преподобного. Когда гробница святого старца была вскрыта, усыпальница наполнилась дивным ароматом, воздух сделался влажным, и его физическое естество изменилось, как бы напиталось неземным — благоуханным райским елеем. Нетленные мощи Лаврентия Черниговского имеют темно-коричневый цвет, подобно мощам древних отцов Востока и киево-печерских угодников Божиих, подвигу которых старец подражал при жизни. Сегодня они покоятся в Троицком кафедральном соборе Чернигова.

Возвращаясь к пророчествам преподобного Лаврентия, следует отметить, что они касаются не только «последних времён», но и нынешних — например, церковного раскола на Украине. «. Все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католиками, униатами, украинцами-самосвятами и другими) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, её единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдёт в вечную погибель, как и Иуда.

Но все эти наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Русская. В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии».

Наместник Киево-Печерской Лавры отец Кронид, присутствовавший при этой беседе, возразил батюшке, что самосвяты и униаты на Украине уже исчезли (после 1946 года —АД). Батюшка ответил грустно и печально: «Бес в них войдёт, и они с сатанинской злобой ополчатся против православной веры и Церкви, но им будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил».

Преподобный Лаврентий говорил настойчиво и строго, что «наше родное слово — «Русь» и «русский». И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов». «В Польше, — говорил преподобный, — была тайная жидовская столица. Иудеи понуждали поляков завоёвывать Русь. Когда поляки завоевали часть Руси, то отдали иудеям в аренду православные монастыри и церкви. Священники и православные люди не могли без их разрешения совершать никаких треб. Иудеям очень не нравились слова: «Русь» и «русский», поэтому они назвали. завоёванные поляками и отданные им в аренду русские земли. Окраиной — Украиной. Какая окраина? Чего, почему окраина?! Ведь за этой мнимой иудо-польской окраиной находятся другие страны и государства. И позже по их же указке поляки узаконили нам понятия «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли свое название «русский», навсегда оторвались от Святой и Православной Руси».

Сегодня на Украине почитают преподобного Лаврентия Черниговского и многие «чада» филаретовской раскольничьей «церкви», попавшие в неё по заблуждению или из небезкорыстного желания быть «вирными украинцями». Очевидно, им неведомо пророчество преподобного о том, что Филарет «сам уйдёт в вечную погибель, как и Иуда» и потащит за собой своих последователей. Есть и недалёкие чада канонической Церкви, которые бездумно повторяют за Ющенко и Тимошенко глупости про «Украинську Поместну Церкву» и даже готовы голосовать за юрких, пронырливых политиканов Тимошенко и Яценюка 17 января (если, конечно, выборы состоятся). Этих неразумных чад тоже ждёт судьба филаретовцев, если они вовремя не возьмутся за ум.

В пророчествах преподобного Лаврентия говорится не только о пришествии антихриста и о церковном расколе на Украине, но и о нашей Церкви в преддверии «последних времён». Современники вспоминают: «. Тяжело вздохнув, начал рассказывать, вытирая глаза от слёз: «Наступает последнее время, когда и духовенство увлечётся мiрским суетным богатством. Они будут иметь машины и дачи, будут посещать курортные места, а молитва Иисусова отнимется! Они и забудут о ней! Потом они сами пойдут не той дорогой, которой нужно идти, а людей малодушных поведут за собой! Но вы будьте мудры и рассудительны. Красивые их слова слушайте, а делам их не следуйте! И вам я говорю и очень сожалею об этом, что вы будете покупать дома, убивать время на уборку больших красивых монастырских помещений. А на молитву у вас не будет хватать времени, хотя давали обет нестяжательства!».

Читайте также:
Антипа Пергамский: житие и биография священномученика, в чем помогает

«Многие и многие из этих священников погибнут за свою небрежность и нерадивую духовную жизнь! Большинство священства предаст Святую Церковь и поведёт за собой народ. Они не будут думать о своём спасении, а тем более о других».

Страшные слова. Лучше бы их не знать. Редкий случай, когда мы узнаём о пророчестве не задним числом (как это было, например, с предсказаниями преподобного Серафима Саровского), а вовремя. Не знак ли это свыше, что мы — и священство, и мiряне — ещё в силах с Божией помощью всё изменить?

Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ

Лаврентий Черниговский: его пророчества сбываются сегодня

Сегодня мы все чаще вспоминаем преподобного Лаврентия, удивительного старца из Чернигова, когда хотим «вразумить» кого-то предапокалиптическими «страшилками», реальными пророческими картинами, которые были ему открыты. Но нужно понимать, что он, прежде всего, является святым, чем должен быть особенно дорог и важен для нас. Состояния святости достигали отнюдь не многие люди, а уровня такого светильника, да еще в наше время — тем паче. Поэтому мы попытаемся понять, почему, за какие подвиги старец был удостоен такого редкого дара прозорливости, и главное — для чего. Очевидно ведь не для того, чтобы просто удивить кого-то или напугать.

Мальчик со скрипкой: детство Луки

В миру будущий старец Лаврентий Черниговский носил имя Луки. Он родился в 1868 году в селе Карыльское недалеко от Коропа (сейчас это Сумская область, а тогда была Черниговская губерния) в семье Проскур, бедных крестьян. Он был шестым из семи детей. Очень рано семья осталась без своего главного кормильца: когда Луке было лет 10, умер его отец. Мальчику пришлось помогать матери кормить большую семью, он быстро освоил портняжное ремесло.

Нужно сказать, что все, за что брался Лука, давалось ему легко. Это касается и обучения в церковно-приходской школе. Благодаря своим успехам по ее окончании в 13 лет он был оставлен в помощники учителю. Кроме того, обладая прекрасными музыкальными способностями, мальчик с детства пел в своем храме на клиросе. Уже к 14 годам он стал его регентом (руководителем хора).

Кто же обучил будущего прозорливого старца регентскому искусству? Его житие говорит о том, что это был некий человек из соседнего Коропа, бывший регент императорского хора. Точных сведений о том, как они познакомились, нет. Но по существующей версии, этот человек был воодушевлен удивительными способностями Луки и взялся обучать его бесплатно.

Обучение длилось около года. Возможно, тот же преподаватель научил его и игре на скрипке. Этот сложный инструмент мальчик очень любил. И конечно, если бы ему не был дан особенный дар от Бога, то научиться игре на скрипке он сам никак не мог.

Но пока все, на первый взгляд, складывается слишком легко в жизни будущего преподобного Лаврентия, следует упомянуть и о той болезни, которую он имел еще с детства. Мы не знаем, при каких обстоятельствах, но в этом возрасте он сильно травмировал ногу. Последствие этой травмы осталось у него на всю жизнь: левая нога святого оказалась длиннее правой, из-за чего он всегда хромал и испытывал невыносимые боли, которые вынужден был молча терпеть.

Тяга к монашеству

Уже в раннем возрасте у будущего святого Лаврентия Черниговского возникает непреодолимая тяга к монашеству. Однако мать вместе со старшим братом Варфоломеем просили его не принимать постриг, пока мать не умрет. Отрок проявил полное послушание воле своей родительницы.

После смерти матери, ему было тогда около 17 лет, он совершает поездки в Киев и на Афон. В Киеве отец Иона, к которому он ездил со своим другом, не благословил Луку на поступление в семинарию, сказав: Ваша семинария при вас . Но и на Афоне юноше не суждено было остаться: некий старец сказал ему возвращаться домой, так как здесь он будет нужнее.

Вскоре Лука поступает в ближайший Рыхловский Николаевский мужской монастырь, где сразу же становится уставщиком, а затем и регентом хора. Клиросное пение Рыхловского монастыря под его управлением отличалось удивительной стройностью и молитвенностью своего звучания, а также строгим следованием церковному уставу.

Служение в Чернигове

Очень скоро слава необычного церковного хора пронеслась по всей округе, достигла она и Чернигова. Возглавлявший там епископскую кафедру епископ Антоний (Соколов), предвидя судьбу будущего прозорливого старца, призвал регента Рыхловского монастыря на служение в Черниговский Троицкий собор. При этом известно, что он сказал такие слова: Это будет такой Лука, к которому все будут приходить за советом . Тогда еще не было ни пророчеств о последних временах, ни других известных благодатных даров, но владыка все это мудро предугадал в регенте.

Нелегко было молодому человеку расставаться с полюбившейся тихой, уединенной обителью. Однако в ту ночь ему явилась во сне икона Богородицы, осиянная необычным светом, она звала его за собой. И только тогда Лука успокоился. Эту икону он впоследствии найдет именно в Троицком монастыре и поймет, что таково было благословение Самой Владычицы.

Здесь, в Чернигове, будущий преподобный проведет всю свою оставшуюся жизнь, почему и будет прославлен в лике святых как Лаврентий Черниговский. Пока же он по-прежнему добросовестно нес свое регентское послушание. Причем необычной была даже сама постановка клироса во время богослужения. Регент стоял не спиной, как обычно, к алтарю, а лицом, сам же хор симметрично располагался по обе стороны от него полукругом.

В 1912 году 45-летний послушник Лука принял монашеский постриг с именем Лаврентий. Спустя два года его рукоположили в иеродиаконы, а спустя еще два года — в иеромонахи (священники). В 1928 году он получил сан архимандрита. При этом преподобный не переставал быть регентом и уставщиком хора, а также обучал этому искусству новое поколение. Особенно же в это время он возрастал как редкого дара духовник, почему к нему и шли за советом многие люди.

Советское время и период немецкой оккупации

Когда грянула Февральская революция, наступили советские времена, многие храмы были закрыты. В их числе оказался и Троицкий монастырь. Однако самого отца Лаврентия Господь сохранил от преследований. Он поселился в скромном домике у одной благочестивой женщины на улице Глеба Успенского, 38 (постройка сохранилась и по сей день). Службу прозорливый старец тайно совершал в Ильинском храме, пока он не был (спустя 20 лет) закрыт.

Читайте также:
Житие великомученицы Ирины - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Очевидно, уже тогда святому были известны некоторые пророчества об Украине, он предвидел Великую Отечественную войну, но знал, что храмы будут еще открыты. Так и случилось. В период немецкой оккупации было разрешено вновь открыть Троицкий монастырь. Старец начал восстановление обители, правда, уже женской, так как мужчин в городе по причине войны осталось очень мало.

По его молитвам совершались чудеса, даже замерзшая глина вдруг становилась теплой. Он сам занимался духовным окормлением сестер. Продолжал по-прежнему учить певчих, даже тех, у кого, казалось, нет голоса. Клиросное послушание Лаврентий Черниговский считал одним из самых важных, так как, говорил он, Богородица любит Своих певцов .

Смерть преподобного

Однако время земного пребывания старца близилось к концу. Примерно за полгода до своей кончины он уже знал, когда умрет. Случилось это 19 января 1950 года, на праздник Крещения Господня. Лаврентий Черниговский сам сказал за полчаса до своего упокоения, чтобы читали канон на исход души. Все распоряжения о погребении он также сделал накануне сам.

Скончался преподобный тихо и спокойно. Многие скорбели, что не успели постричь его перед смертью в схиму. Однако, когда его готовили к погребению, вдруг узнали, что он уже много лет был схимником. Тайный постриг этот был совершен в 1923 году в Киеве схиигуменом Гавриилом.

Семь дней тело Лаврентия Черниговского стояло открытым для прощания. При этом не было замечено никакого неприятного запаха или других признаков разложения. Затем гроб с телом преподобного перенесли в усыпальницу Троицкого собора. Спустя 43 года, 22 августа 1993 года, старец был прославлен в лике святых.

Его мощи были обретены нетленными, они имеют приятный коричневатый оттенок, как и у лаврских святых, и ныне пребывают в Троицком соборе Чернигова вместе с мощами святых Феодосия и Филарета Черниговских.

Пророчества о событиях в Украине

Конечно, нельзя не упомянуть о том, благодаря чему старца чаще всего вспоминают сегодня. Это многие пророчества о последних временах, в том числе и о событиях в Украине, которые сбываются буквально на наших глазах. Их очень легко можно сегодня найти и прочитать. Мы же остановимся только на самых главных.

Интересно, что все, о чем предсказывал прозорливый старец, он не просто перечислял, а будто видел живую картину будущего. Большую часть своих откровений преподобный получил, очевидно, когда ему в домик, где он жил, явились живые пророки Илия и Енох. Об этом свидетельствует и монахиня Евлампия, жившая там же. А еще незадолго до блаженной кончины батюшки его посещал апостол Иоанн Богослов.

Еще задолго до наших времен старец предсказал страшный раскол в Украинской Церкви, который строго и однозначно осудил. Он знал, что в Киеве будет свой лже-патриарх. Преподобный также предсказал ему Иудину смерть после великого беззакония, которое тот совершит, чему ужаснется весь мир.

Кровавые события в Украине Лаврентий Черниговский тоже предвидел. Он всегда выступал за единство трех братских славянских народов по принципу Святой Троицы. И говорил, что Белоруссия сразу же поддержит этот союз, а Украина вначале не захочет, за что прольет еще много слез.

Старец о временах антихриста

Помимо пророчеств об Украине, были открыты святому и картины последних, антихристовых дней этого мира. Он предсказывал, что будет такое время, когда храмы станут открываться и пребывать в большом благолепии, но ходить в них будет уже нельзя — благодать оттуда уйдет. Будут они стоять восстановленные и построенные, но — пустые . Поэтому в своих храмах он благословлял делать только самый необходимый, мелкий ремонт.

Говорил и о том, что всем будет доступен въезд в Иерусалим (безвизовый режим), но ездить туда тоже не советовал. В каждом доме, предвидел прозорливый старец, на святом месте, где раньше стояли иконы, будут находиться «обольстительные прилады», в которых легко угадываются современные телевизоры. По ним-то и увидят все люди антихриста. А если будут голосовать за одного — это уже он самый, и голосовать нельзя.

Случится это после большой, невиданной доселе войны. А когда люди устанут воевать, захотят мира, то и явится тот самый, кто захочет всех прельстить, «даже избранных». Однако верным чадам Церкви он будет видеться ужасным, в то время как остальным представится святым, чтобы ему поклонились.

В эти тяжелые времена, когда выбор будет стоять между куском хлеба и верой, своих избранных Господь не оставит. С целью укрепить и утвердить их в православной вере преподобный Лаврентий и завещал нам свои пророчества.

Больше об удивительной жизни святого можно узнать из посвященного ему фильма «Слыши и виждь»:

«Проповедник Христовой правды»

Памяти протоиерея Валентина Свенцицкого

Протоиерею Валентину Свенцицкому довелось жить в эпоху, когда мученически нелегко было не идти на уступки с совестью. В эпоху, когда за духовную свободу приходилось расплачиваться годами ссылки. Но он не шёл ни на какие уступки. Философ, богослов, прозаик, драматург и публицист, отец Валентин сам наиболее ясно сформулировал свой жизненный принцип, от которого не отступал никогда: «Пред Богом смирись – пред злом будь непоколебим. Себя не утверждай, но во имя добра будь пламенен и дерзновенен».

Земной путь протоиерея Валентина Свенцицкого завершился 20 октября 1931 года.

Протоиерей Валентин Свенцицкий

Начало пути

Валентин Свенцицкий родился 30 ноября 1881 года в городе Казань. Он происходил из дворянской семьи, но поскольку его отец не смог оформить развод с первой супругой, Валентин был признан незаконнорожденным ребёнком. Мать мальчика была православной, отец – католиком.

Во время обучения в Казанской мужской гимназии значительное влияние на Валентина оказал законоучитель гимназии священник Алексий Молчанов, впоследствии ставший епископом, Экзархом Грузии. В пятнадцатилетнем возрасте в жизни Валентина происходят изменения – его семья переезжает жить в Москву. Здесь он учится вначале в 1-ой Московской классической гимназии, затем – в частной гимназии Креймана.

В кругу интеллигенции

В 1903-м году Валентин поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В кругу его друзей в это время оказываются кн. Евгений Трубецкой, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Николай Бердяев. В 1905-м году Валентин Свенцицкий, увлекшись идеями христианского социализма, а также народничества, выступает одним из создателей нелегального «Христианского братства борьбы», в которое также входили Владимир Эрн, Павел Флоренский, Александр Ельчанинов. Он также участвовал в работе «Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева».

В период с 1905 по 1908 годы Валентин Свенцицкий активно выступает с лекциями и докладами не только в Москве, но и в Петербурге, публикуется в журнале «Новая земля». Благодаря своему дару слова, умению притягивать к себе внимание публики он очень быстро стал известен в кругах столичной интеллигенции. Тогда же публикуются и первые литературные произведения Валентина: «Второе распятие Христа», «Антихрист, или Записки странного человека». Пишет он также пьесы, которые ставились в театрах.

Читайте также:
Житие великомученицы Параскевы Пятницы - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святой

Духовный кризис

В 1908-м году Валентин Свенцицкий был исключён из Религиозно-философского общества по причине внебрачных связей (он имел двух незаконнорожденных детей), в чём признал свою вину. Вслед за этим наступает глубокий духовный кризис в его жизни, сопровождавшийся полным переосмыслением всех своих взглядов.

В 1909-м году он уезжает во Францию, скрываясь под чужим именем от своих прежних знакомых. В результате глубоких и болезненных исканий он отказывается от идей социализма и решает полностью посвятить себя Церкви.

В результате глубоких и болезненных исканий он отказывается от идей социализма и решает полностью посвятить себя Церкви

В Россию Валентин Свенцицкий вернулся в начале 1910-х годов. Сразу по возвращении он отправился на Кавказ, где жили монахи-отшельники, желая приобщиться их духовному опыту. Результатом поездки стал выход книги «Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор».

Священство

Решающее значение для Валентина Свенцицкого имела поездка в Оптину пустынь, где он познакомился со старцем Анатолием (Потаповым), который впоследствии стал его духовным отцом. Желание посвятить себя всецело служению Христу было настолько сильным у Валентина, что он даже просил благословение у отца Анатолия на монашеский постриг. Однако старец указал ему иной путь – путь священства.

В 1917-м году Валентин Свенцицкий женился на Евгении Красновой, дочери священника, с которой познакомился ещё в 1911-м году. В сентябре 1917 года митрополит Вениамин Петроградский рукоположил его во священники. Хиротония состоялась в Иоанновском монастыре Петрограда, где находились мощи праведного Иоанна Кронштадтского.

В период Гражданской войны отец Валентин сразу же попал на фронт в качестве проповедника в Добровольческой армии. По окончании войны в 1920-м году он оказался в Москве, где, не имея своего прихода, служил и проповедовал в разных храмах. Часто отец Валентин сослужил Патриарху Тихону, которого очень высоко ценил и любил. Весьма уважительно относился к отцу Валентину и сам Патриарх, считая его совестью Российской Церкви.

Первая ссылка

Смелость и бескомпромиссность в деле защиты веры – это были главные черты проповеднического духа Валентина Свенцицкого. В своих проповедях он открыто выступал с острой критикой церковного обновленчества, за что вскоре должен был и пострадать.

Смелость и бескомпромиссность в деле защиты веры – это были главные черты проповеднического духа Валентина Свенцицкого

В 1922-м году последовал первый арест отца Валентина и заключение в Бутырскую тюрьму. Здесь ему довелось делить одну камеру с известным духовным писателем Сергеем Фуделем. Далее последовал приговор – ссылка в Таджикистан. В городе Педжикенте отец Валентин провёл три года. Вернувшись из ссылки в 1925-м году, он стал служить в храме Священномученика Панкратия возле Сретенки.

«Никола Большой Крест»

Во время паломнической поездки в Дивеево о. Валентин удостоился встречи с блаженной Марьей Ивановной, от которой он узнал, что вскоре будет переведён в новый храм – Святителя Николая на Ильинке. Предсказание сбылось. Это был 1926 год. О. Валентин получил перевод в Никольский храм (другое название – «Никола Большой Крест») на Ильинке. Благодаря пастырским трудам о. Валентина здесь удалось создать крепкую общину с традицией частого причащения Святых Тайн. В этот период священник активно развивает идею «монастыря в миру», которая подразумевала духовное отстранение от мирской суеты путём молитвенного подвига.

Вторая ссылка

Декларация митрополита Сергия (Страгородского) «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти» от 29 июля 1927 года вызвала резкий протест и неприятие у о. Валентина. Он категорически выступал против лояльности Церкви советской власти и написал письмо митрополиту Сергию. В этом письме о. Валентин сообщал, что не признаёт его епископства и порывает с ним каноническую связь.

Он категорически выступал против лояльности Церкви советской власти

За несогласие с Декларацией протоиерей Валентин Свенцицкий был повторно арестован в апреле 1928 года и сослан в Сибирь. Ссылку он отбывал в деревне Тракт-Ужет под Тайшетом. Здесь он пишет наиболее значительный свой труд – книгу «Диалоги».

Смерть после покаяния

В 1930-м году у о. Валентина была обнаружена каменно-почечная болезнь. В страшных мучениях он провёл около года. Незадолго до смерти он написал покаянное письмо митрополиту Сергию (Страгородскому). Получив полное прощение от митрополита Сергия, о. Валентин мирно упокоился о Господе 20 октября 1931 года.

Похоронен о. Валентин был возле храма на Пятницком кладбище Москвы. В 1940-м году, в связи с ликвидацией Пятницкого храма, его останки были перезахоронены на Введенском (Немецком) кладбище.

Мысли и поучения

О Церкви

Церковь Христова – купель, всегда и для всех дающая исцеление. Почему же так мало больных, желающих исцелиться? Церковь исцеляет тех, кто весь отдаётся Христу. А мы хотим исцеляться, погружая в жизнь церковную лишь малую часть нашей души.

Церковь проходит тот же путь, который прошёл и Спаситель на земле, проходит путь голгофский. И не только внешние испытания, которые постигают Церковь, но и многие внутренние её скорби могут смущать человеческие души так же, как могли смущать страдания Христовы Его учеников.

Всякое событие, которое служит обмирщению Церкви, должно рассматриваться как церковное бедствие. Всё, что утверждает Церковь Христову как Царство «не от мира сего», всё есть великое церковное благо.

Самый страшный враг наш не тот, который себя именует врагом и открыто, как враг, нападает. Враг страшен тот для Церкви, который имеет вид Ангела света.

Ни один мудрец не может дать то, что даёт христианство; немало написано мудрых книг, но только одно Евангелие может переродить душу.

О любви

Любовь христианина – Голгофа, распятие плоти своей во имя вечной духовной правды.

Когда нет в сердце любви, оно кажется пустым, а жизнь – беспросветно тяжёлою. Озлобленность наша нас самих пригибает к земле.

Для того чтобы по-настоящему простить обиды, надо, чтобы в сердце была любовь.

Но достигнуть состояния любви – дело всей нашей жизни!

Любовь – это есть состояние души человеческой; когда душа пребывает в этом состоянии любви, она всегда найдёт, кого пожалеть, и всегда научит, как помочь.

О спасении

Чтобы спастись, живя в среде мирской, злой бесовской стихии, надо опираться не на свои силы, а на силу Божию.

Не слава и блеск, не гордость и величие делают человека близким Господу. Ему близки смиренные, простые души.

Найти узкий путь к Истине можно только с помощью Божией. А эта помощь даётся в молитве.

Читайте также:
Житие великомученицы Екатерины - описание и история жизни, чудеса, праздники и дни памяти святой

Нищету духовную надлежит иметь, чтобы вошла в человеческое сердце благодать Божия… Нищета духовная – это есть всецелое, всем своим существом, всею душою, всем разумением своим отдание себя воле Божией.

Мы должны жить, всё время устремляя внутренний взор на то главное, что должно нашу веру утверждать, и тогда то, что нам кажется колеблющим её, отойдёт в сторону.

Учить жизни надо жизнью.

Читайте Евангелие сердцем, и вы узрите там истинное величие.

Божественная Евхаристия есть начинающееся воскресение мёртвых.

Радость и истинное счастье зависят не от меняющихся, как тени, преходящих внешних обстоятельств жизни, а от того, что мы носим в своей душе, в своём сердце.

Смысл человеческой жизни должен быть связан с вечностью, и смысл мировой истории также связывается с вечностью. Только вечное может дать смысл и оправдание временному в отдельной человеческой жизни, и только вечное может дать смысл и оправдать всю мирскую жизнь.

О скорбях

Для кого жизнь – не бессмысленное чередование удач и неудач, наслаждения и горя, а великая работа Господня для достижения нашего спасения в Царствии Божием, для того все скорби имеют иное значение.

Конечная цель – Царствие Божие – ставит их на надлежащее место, они встают в порядок, как по краям жизненного пути, и открывается тернистая, но верная дорога ко спасению. Скорби становятся уже не горем только, но испытанием, искушением, назиданием.

Болезни и скорби – не всегда возмездие за грехи. Посылаются они ещё и для того, чтобы «явились дела Божии».

Испытания указывают нам на забытые нами пути к вере: отречение от своей воли и гордости разума, борьбу со страстями и молитву.

Для того чтобы просветлеть разумом, надо просветлеть сердцем, а для этого надлежит сознать, что все испытания, которые мы несём, – это наказание за нашу преступную перед Господом жизнь, надо принять все эти испытания как путь, ведущий к церковности, и начать наконец жить так, как учит Святая Церковь.

Болезни – порождение греха. Но они должны быть пережиты каждым из нас во спасение и очищение души. Немощи телесные укрепляют в нас веру в духовность нашу.

Когда мы надеемся, уповая на Господа, что Господь избавит нас от телесного недуга и восстановит нам временное наше земное бытие, мы как бы переживаем здесь прообраз воскресения из мёртвых. Посему болезнь, пережитая не по-мирскому, не как ненужное,

досадное несчастье, а как милость Божия, посылаемая для нашего спасения, для нашего утверждения в вере, в любви, в терпении, в надежде, в постоянном уповании на Господа, – так пережитая болезнь возрождает и воскрешает наш дух.

О крестоношении

Путь христианский – путь мученический. Христианин всегда мученик, всегда крестоносец. Отказ от мученического пути – это всегда есть отречение от Христа.

Наше исповедничество должно начинаться с повседневной жизни, а не только тогда, когда поставят нас перед владыками и царями. Жизнь – это крестный путь, который Господь наш Иисус Христос обещал ученикам Своим.

Господь нас научает: дорога спасения есть крестоносная дорога. И этот крест – не только тогда, когда мы терпим гонения и мучения. Не многие удостаиваются мученического венца в этом смысле. Но вся жизнь христианина, который рассматривает скорби не как

земную печаль, а как путь ко спасению, вся жизнь его – крестоношение.

Отношение мира к христианам – это есть отношение мучителей к мученику, и каждое должное движение христианина в миру есть мученичество. Вся жизнь христианина – распятие. Распятие внутреннее, ибо там мы распинаем свои страсти.

Думать, что можно быть христианином в миру, не чувствуя действия меча Христова, рассекающего беспощадно наш внутренний строй и всю нашу жизнь, – это значит жить лишь мечтой о христианстве, а не думать о своём часе смертном и о спасении.

Для того чтобы войти в славу Божию, надо сначала сделаться сопричастником Христовым страданиям.

СВЕНЦИЦКИЙ ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ

Прот. Валентин Свенцицкий

Свенцицкий Валентин Павлович (1881 – 1931), протоиерей, богослов, философ и духовный писатель.

Родился 30 ноября 1881 года в Казани, в семье потомственного дворянина, присяжного поверенного Болеслава Давида Карловича Свенцицкого (1832-1896) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой (1852-1927). Отец – католик, мать и дети – православные. Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина рано пробудился интерес к религиозным вопросам. Поскольку развод отца с первой женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила Католическая церковь, Валентин был признан незаконнорожденным и отчество получил по имени восприемника при крещении.

С 1891 по 1895 год обучался в 3-ей Казанской гимназии. В гимназические годы очень большое влияние на него оказал законоучитель Казанской гимназии священник Молчанов, человек большой эрудиции, обладавший прекрасными ораторскими способностями, ставший впоследствии Экзархом Грузии.

Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где Валентин учился сначала в 1-ой Московской классической гимназии (1895-1898), затем в частной гимназии Креймана (1900-1903).

Учеба в университете

В 1903 году поступает на историко-филологический факультет Московского университета [1]. Той же осенью вступил в Историко-филологическое студенческое общество при университете (руководитель – профессор С.Н.Трубецкой), стал инициатором открытия секции истории религии (председатель – С.А.Котляревский).

События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество “Христианское братство борьбы”, куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов.

В эти же годы Свенцицкий начинает выступать в “Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева” и Политехническом музее с лекциями на темы: “Христианство и насилие”, “Террор и бессмертие”, “Атеизм и любовь” и т. п. Выступления собирают большое количество слушателей. Сила его убеждения была покоряющей. И в молодые годы, и впоследствии В. П. Свенцицкий умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и в частных беседах.

В 1906 году он писал:

Именно эти слова цитировал в своем воззвании от 15(28) июня 1923 г. святитель Тихон (Беллавин), давая характеристику идеологии обновленчества.

Жизнь в Москве

В.П. Свенцицкий сотрудничает в сборниках “Свободная совесть”, “Вопросы религии”, публикует статьи о творчестве Ф. М. Достоевского, Н. Клюева, Г. Ибсена, пишет рассказы, повести, драмы (“Пастор Реллинг”, “Смерть”, “Интеллигенция”), в основе сюжета которых лежит конфликт между общественной и индивидуальной моралью. Драму “Пастор Реллинг” ставил (и играл в ней главную роль) знаменитый артист Орленев.

В интеллигентской Москве Свенцицкого уже знают, о нем говорят. Выступает он и в Петербурге, а также сотрудничает в издании журнала “Новая земля”. Он пишет книгу “Второе распятие Христа”, где повествуется, как Христос приходит в современный город и попадает в церковь во время пасхальной заутрени. Он видит, что никто не думает о Нем, мысли всех заняты мирскими заботами. По городу в эту ночь кого-то везут на казнь. В конце концов собрание высших духовных представителей арестует Христа. Никем не узнанный и не признанный. Он судим и изгоняем. Книга была напечатана, но с множеством пропусков, замененных многоточиями, а вскоре изъята совсем.

В 1908 году выходит книга В. П. Свенцицкого “Антихрист, или Записки странного человека”. В этой книге в образе двух женщин изображены две силы в человеке, борющиеся между собой. С одной стороны – ложь и чувственность, а с другой – правда и чистота. Основанием неблаговидных поступков для героя романа стала пагубная мысль о том, что избегающему искушений не узнать святости.

Издание этих книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких друзей, исключение из “Религиозно-философского общества” привели В. П. Свенцицкого к состоянию глубокого духовного кризиса. Эти трудные годы привели мятущегося интеллигента к переосмыслению всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению – через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан. Свенцицкий отказывается от социалистических идей и с тех пор их неизменно критикует. Оставив все “мудрствование”, он всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви.

В 1911 году познакомился со своей будущей женой Евгенией, дочерью священника Сергия Краснова.

Путешествие на Кавказ

В начале 1910-х годов едет на Кавказ, желая своими глазами увидеть монахов-отшельников, прикоснуться к православной святости. Это удается ему вполне, и вскоре в 1915 году, под впечатлением поездки на Кавказ, он пишет книгу “Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор”, пронизанную глубоким пониманием сути христианской жизни и христианского подвига.

Познакомился с оптинским старцем иеросхимонахом Анатолием (Потаповым), становится его духовным сыном. От старца Валентин Павлович принял благословение – учиться непрестанной молитве и другим духовным деланиям, свойственным, в основном, монашеству. Эти старческие напутствия были бережно пронесены им через всю дальнейшую жизнь, стали основой его собственного “монашества в миру” и помогли многим другим людям обрести твердость в вере в эпоху грядущих гонений.

Священство

В 1917 году он просит своего духовного отца иеросхимонаха Анатолия благословить его на монашество, но старец указывает ему другое служение. Женившись на Евгении Сергеевне Красновой, Валентин Свенцицкий решает принять священный сан.

В 1917 году рукоположен в сан священника митрополитом Петроградским Вениамином в Иоанновском монастыре в Петрограде.

Был назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного фронта; с 1918 г. стал проповедником Добровольческой армии. Активно участвовал в подготовке и деятельности Юго-Восточного Русского Церковного Собора. Под непосредственным влиянием военных впечатлений он издает в Ростове в 1919 г. брошюры “Общее положение России и задачи Добровольческой армии” и “Война и Церковь”, где призывает к сопротивлению злу большевизма силой.

После окончания гражданской войны он не эмигрировал, а остался в России и в 1920 году приехал в Москву. Своего прихода не имел, выступал как проповедник по разным храмам, часто сослужа Святейшему Патриарху Тихону, которого очень любил и уважал. В. П. Свенцицкий считал, что Святейший Патриарх Тихон необыкновенно верно и правильно ведет церковный корабль в сложнейших и труднейших условиях окружающей жизни того времени. “Пока он существует, за Церковь, до известной степени, можно быть спокойными. Может быть, были и есть патриархи эрудированней и внешне как бы талантливее Святейшего Патриарха, но он какой-то благодатный, тихий и очень мудрый”, – говорил о. Валентин.

Арест и первая ссылка

В 1922 году после проповеди в Крествоздвиженском монастыре, где о. Валентин утверждал, что деятельность обновленцев направляется органами ЧК, он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, где находился в одной камере Сергеем Фуделем. Был приговорен к ссылке, которую отбывал в городе Пенджикенте (Таджикистан).

В Пенджикентской ссылке он пишет работу “Тайные поучения о нашем спасении” (о молитве Иисусовой) – адресованный духовным чадам труд о молитвенном делании и преодолении многочисленных искушений на этом пути.

Служение в Москве

Вернувшись в 1925 году из первой ссылки, стал служить в храме священномученика Панкратия в переулке на Сретенке и вести регулярные беседы с прихожанами по вопросам веры, церковной жизни. Священного Писания. Его духовные дети записывали эти беседы и распространяли их среди верующих. Таким образом составилось “Полное собрание сочинений протоиерея Валентина Свенцицкого” из 9-ти томов, которое распространялось в церковном самиздате и передавалось верующими из рук в руки.

В Великий пост 1926 года прочитал в храме св. Панкратия свой труд – “Шесть чтений о Таинстве покаяния в его истории”, направленный против начинавшей тогда широко распространяться общей исповеди.

В 1926 году организует и возглавляет паломнические поездки в Саров и Дивеево. Там от блаженной Марии Ивановны он получает предсказание о переходе в другой московский храм – св. Николая Чудотворца на Ильинке, “Никола Большой Крест”. Так и произошло – отец Валентин стал настоятелем этого храма.

Создал в Никольском храме крепкую общину. Ввел регулярную индивидуальную исповедь, частое причащение Святых Христовых Тайн. В своих поучениях и проповедях он открывал духовным чадам путь нравственного и духовного совершенствования в условиях гонения на церковь.

Отец Валентин выдвинул идею особого пути духовного совершенствования, который называл “монастырем в миру”. Это не означало, что люди, вставшие на такой путь, делаются тайными монахами и принимают негласно какие-то обеты. Речь шла о том, чтобы внутренне, духовно воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле лежащем, не допускать, чтобы его суета, его зло захлестнули, душу.

Для этого, конечно, нужно отказываться от многого, чем может прельстить современная жизнь, развращающая, проникнутая безбожием. Это трудный путь. Внешне жить, как все, работать, находиться в среде безбожия, в семейных повседневных заботах и хлопотах, и только силой внутреннего решения с Божией помощью не допускать в душу тлетворного духа мира. К этому сокровенному подвигу, известному лишь духовному отцу, и призывал отец Валентин своих духовных чад.

Разрыв с митрополитом Сергием

Декларация митрополита Сергия (Страгородского) от 16/29 июля 1927 года вызвала у о. Валентина резкий протест. Он пишет письмо митрополиту Сергию:

Арест и вторая ссылка

В апреле 1928 года он вновь был арестован и сослан в Сибирь на поселение. Главным поводом для высылки послужило его открытое несогласие с Декларацией митрополита Сергия. Жил в деревушке Тракт-Ужет под Тайшетом.

Именно в ссылке отец Валентин написал свои “Диалоги”, которые по частям пересылались в Москву, где от руки переписывались его духовными детьми.

Протоиерей Валентин Свенцицкий в ссылке

В 1930 г. он заболел тяжелой каменно-почечной болезнью. Его пытались лечить, но безуспешно. Он болел больше года, страдания его были невыносимыми, они пересиливали даже его громадную волю, но перед самым концом стал тих и ясен, ни ропота, ни обиды, полное смирение.

Незадолго до кончины о.Валентин написал митрополиту Сергию покаянное письмо, проникнутое глубоким смирением:

Одновременно он пишет родным и духовным детям:

Скончался 20 октября 1931 года после тяжелой болезни, получив полное прощение от митрополита Сергия.

Родные получили разрешение перевезти гроб с телом отца Валентина в Москву. Три недели шел товарный вагон с телом почившего протоиерея, вагон отцепляли, прицепляли к другим поездам, переводили с одного пути на другой. НКВД, спохватившись, послал распоряжение задержать вагон, но его не нашли из-за бесконечных перемещений.

Гроб с телом отца Валентина прибыл в Москву лишь 6 ноября. 7 ноября к вечеру он был установлен в церкви Троицы в Листах на Сретенке. Служил панихиду владыка Варфоломей (Ремов). 8-го в 6 часов вечера начался заупокойный парастас. Служба происходила при огромном стечении народа. После парастаса открыли гроб. Все были потрясены. Отец Валентин лежал как живой, со спокойным, просветленным лицом, без обычных признаков тления.

Могила прот. Валентина Свенцицкого

9 ноября служили заупокойную обедню и отпевание. Возглавлял службу епископ Дмитровский Питирим (Крылов). Сослужил епископ Варфоломей. Перед отпеванием в прощальном слове он сказал: “Мы прощаемся сегодня с замечательным истинно христианским пастырем, который, пройдя трудный путь, прибыл сегодня к нам без признаков тления, дабы явить нам силу духа единения с Православием во веки веков”. За литургией, после чтения Евангелия, возглавлявший службу епископ Дмитровский Питирим сказал: “По поручению митрополита Сергия прощаю и разрешаю всех духовных чад усопшего батюшки отца Валентина, все они отныне снова становятся членами единой Русской Православной Церкви”. Отпевание было длительным. В нем участвовали о. А. Зверев, о. Александр Пятикрестовский, о. Сергий Успенский, о. Владимир Амбарцумов, всего 11 священников и 5 диаконов, среди них протодиакон Георгий Хохлов и друг почившего отца Валентина о. Николай Орфенов.

Нескончаемым потоком шел народ к гробу, и по благословению владыки Питирима для каждого поднимали воздух с лица, чтобы прощающиеся могли убедиться в нетленности тела любимого пастыря.

Отец Валентин был похоронен на Пятницком кладбище, около храма. В 1940 году его останки были перенесены на кладбище “Введенские горы”, так как Пятницкое кладбище собирались ликвидировать. Могила протоиерея Валентина Свенцицкого на Введенском (Немецком) кладбище и сегодня часто посещается верующими. Если войти через главные ворота и идти по старой аллее до столбов, обозначающих, с одной стороны пятый, а с другой, седьмой и восьмой участки, потом свернуть налево, то тропинка приведет к ограде семейного захоронения, в центре которой крест с надписью “В. П. Свенцицкий”.

протоиерей Валентин Свенцицкий

Беседы и проповеди

Повести и рассказы

Пастырь, богослов, философ и духовный писатель, проповедник, публицист, драматург, прозаик. Духовный сын оптинского старца Анатолия (Потапова). В советские годы проповедовал идею «монастыря в миру».

Биография

Родился в Казани, в семье потомственного дворянина, присяжного поверенного Болеслава Давида Карловича Свенцицкого (1832-1896) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой (1852-1927). Отец – католик, мать и дети – православные. Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина рано пробудился интерес к религиозным вопросам. Поскольку развод отца с первой женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила Католическая церковь, Валентин был признан незаконнорожденным и отчество получил по имени восприемника при крещении.

В 1903 году поступает на историко-филологический факультет Московского университета. Той же осенью вступил в Историко-филологическое студенческое общество при университете (руководитель – профессор С.Н.Трубецкой), стал инициатором открытия секции истории религии (председатель – С.А.Котляревский).

В числе его друзей и близких знакомых были Владимир Эрн, Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Андрей Белый, кн. Евгений Трубецкой.

События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество “Христианское братство борьбы”, куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов.

В эти же годы Свенцицкий начинает выступать в “Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева” и Политехническом музее с лекциями на темы: “Христианство и насилие”, “Террор и бессмертие”, “Атеизм и любовь” и т. п. Выступления собирают большое количество слушателей. Сила его убеждения была покоряющей. И в молодые годы, и впоследствии В. П. Свенцицкий умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и в частных беседах.

В.П. Свенцицкий сотрудничает в сборниках “Свободная совесть”, “Вопросы религии”, публикует статьи о творчестве Ф. М. Достоевского, Н. Клюева, Г. Ибсена, пишет рассказы, повести, драмы (“Пастор Реллинг”, “Смерть”, “Интеллигенция”), в основе сюжета которых лежит конфликт между общественной и индивидуальной моралью. Драму “Пастор Реллинг” ставил (и играл в ней главную роль) знаменитый артист Орленев.

В интеллигентской Москве Свенцицкого уже знают, о нем говорят. Выступает он и в Петербурге, а также сотрудничает в издании журнала “Новая земля”. Он пишет книгу “Второе распятие Христа”, где повествуется, как Христос приходит в современный город и попадает в церковь во время пасхальной заутрени. Он видит, что никто не думает о Нем, мысли всех заняты мирскими заботами. По городу в эту ночь кого-то везут на казнь. В конце концов собрание высших духовных представителей арестует Христа. Никем не узнанный и не признанный. Он судим и изгоняем. Книга была напечатана, но с множеством пропусков, замененных многоточиями, а вскоре изъята совсем.

В 1908 году выходит книга В. П. Свенцицкого “Антихрист, или Записки странного человека”. В этой книге в образе двух женщин изображены две силы в человеке, борющиеся между собой. С одной стороны – ложь и чувственность, а с другой – правда и чистота. Основанием неблаговидных поступков для героя романа стала пагубная мысль о том, что избегающему искушений не узнать святости.

Издание этих книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких друзей, исключение из “Религиозно-философского общества” привели В. П. Свенцицкого к состоянию глубокого духовного кризиса. Эти трудные годы привели мятущегося интеллигента к переосмыслению всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению – через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан. Свенцицкий отказывается от социалистических идей и с тех пор их неизменно критикует. Оставив все “мудрствование”, он всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви.

В 1911 году познакомился со своей будущей женой Евгенией, дочерью священника Сергия Краснова.

В начале 1910-х годов едет на Кавказ, желая своими глазами увидеть монахов-отшельников, прикоснуться к православной святости. Это удается ему вполне, и вскоре в 1915 году, под впечатлением поездки на Кавказ, он пишет книгу “Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор”, пронизанную глубоким пониманием сути христианской жизни и христианского подвига.

Познакомился с оптинским старцем иеросхимонахом Анатолием (Потаповым), становится его духовным сыном. От старца Валентин Павлович принял благословение – учиться непрестанной молитве и другим духовным деланиям, свойственным, в основном, монашеству. Эти старческие напутствия были бережно пронесены им через всю дальнейшую жизнь, стали основой его собственного “монашества в миру” и помогли многим другим людям обрести твердость в вере в эпоху грядущих гонений.

В 1917 году он просит своего духовного отца иеросхимонаха Анатолия благословить его на монашество, но старец указывает ему другое служение. Женившись на Евгении Сергеевне Красновой, Валентин Свенцицкий решает принять священный сан.

В 1917 году рукоположен в сан священника митрополитом Петроградским Вениамином в Иоанновском монастыре в Петрограде.

Был назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного фронта; с 1918 г. стал проповедником Добровольческой армии. Активно участвовал в подготовке и деятельности Юго-Восточного Русского Церковного Собора. Под непосредственным влиянием военных впечатлений он издает в Ростове в 1919 г. брошюры “Общее положение России и задачи Добровольческой армии” и “Война и Церковь”, где призывает к сопротивлению злу большевизма силой.

После окончания гражданской войны он не эмигрировал, а остался в России и в 1920 году приехал в Москву. Своего прихода не имел, выступал как проповедник по разным храмам, часто сослужа Святейшему Патриарху Тихону, которого очень любил и уважал. В. П. Свенцицкий считал, что Святейший Патриарх Тихон необыкновенно верно и правильно ведет церковный корабль в сложнейших и труднейших условиях окружающей жизни того времени. “Пока он существует, за Церковь, до известной степени, можно быть спокойными. Может быть, были и есть патриархи эрудированней и внешне как бы талантливее Святейшего Патриарха, но он какой-то благодатный, тихий и очень мудрый”, – говорил о. Валентин.

В 1922 году после проповеди в Крествоздвиженском монастыре, где о. Валентин утверждал, что деятельность обновленцев направляется органами ЧК, он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, где находился в одной камере Сергеем Фуделем. Был приговорен к ссылке, которую отбывал в городе Пенджикенте (Таджикистан).

В Пенджикентской ссылке он пишет работу “Тайные поучения о нашем спасении” (о молитве Иисусовой) – адресованный духовным чадам труд о молитвенном делании и преодолении многочисленных искушений на этом пути.

Вернувшись в 1925 году из первой ссылки, стал служить в храме священномученика Панкратия в переулке на Сретенке и вести регулярные беседы с прихожанами по вопросам веры, церковной жизни. Священного Писания. Его духовные дети записывали эти беседы и распространяли их среди верующих. Таким образом составилось “Полное собрание сочинений протоиерея Валентина Свенцицкого” из 9-ти томов, которое распространялось в церковном самиздате и передавалось верующими из рук в руки.

В 1926 году организует и возглавляет паломнические поездки в Саров и Дивеево. Там от блаженной Марии Ивановны он получает предсказание о переходе в другой московский храм – св. Николая Чудотворца на Ильинке, “Никола Большой Крест”. Так и произошло – отец Валентин стал настоятелем этого храма. Создал в Никольском храме крепкую общину. Ввел регулярную индивидуальную исповедь, частое причащение Святых Христовых Тайн. В своих поучениях и проповедях он открывал духовным чадам путь нравственного и духовного совершенствования в условиях гонения на церковь.

Отец Валентин выдвинул идею особого пути духовного совершенствования, который называл “монастырем в миру”. Это не означало, что люди, вставшие на такой путь, делаются тайными монахами и принимают негласно какие-то обеты. Речь шла о том, чтобы внутренне, духовно воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле лежащем, не допускать, чтобы его суета, его зло захлестнули, душу.

Декларация митрополита Сергия (Страгородского) от 16/29 июля 1927 года вызвала у о. Валентина резкий протест. Он пишет митрополиту письмо, в котором, в частности, говорится: «Оставаясь верным и послушным сыном Единой Святой Православной Церкви, я признаю Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Петра, признаю и тех епископов, которые, не присваивая себе самочинно общецерковной власти, уже порвали с Вами каноническую связь, по их свидетельству: “впредь до суда совершенного Собора местности”, то есть с участием всех православных епископов или до открытого и полного покаяния перед Святой Церковью самого митрополита».

В апреле 1928 года он вновь был арестован и сослан в Сибирь на поселение. Главным поводом для высылки послужило его открытое несогласие с Декларацией митрополита Сергия. Жил в деревушке Тракт-Ужет под Тайшетом.

Именно в ссылке отец Валентин написал свои “Диалоги”, которые по частям пересылались в Москву, где от руки переписывались его духовными детьми.

В 1930 г. он заболел тяжелой каменно-почечной болезнью. Его пытались лечить, но безуспешно. Он болел больше года, страдания его были невыносимыми, они пересиливали даже его громадную волю, но перед самым концом стал тих и ясен, ни ропота, ни обиды, полное смирение.

Незадолго до кончины о.Валентин написал митрополиту Сергию покаянное письмо, проникнутое глубоким смирением:

“Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец. Я умираю. Уже давно меня тревожит совесть, что я тяжко согрешил перед Святой Церковью, и перед лицом смерти мне это стало несомненно. Я умоляю Вас простить мой грех и воссоединить меня со святой Православной Церковью. Я приношу покаяние, что возымел гордость, вопреки святым канонам, не признавать Вас законным первым епископом, поставив личный разум и личное чувство выше соборного разума Церкви, я дерзнул не подчиниться святым канонам. Моя вина особенно страшна тем, что я вовлек в это заблуждение многие человеческие души. Мне ничего не нужно: ни свободы, ни изменения внешних условий, ибо сейчас я жду свой кончины, но ради Христа приимите мое покаяние и дайте умереть в единении со Святой Православной Церковью”.

Скончался 20 октября 1931 года после тяжелой болезни, получив полное прощение от митрополита Сергия.

Отец Валентин был похоронен на Пятницком кладбище в Москве около храма. В 1940 году его останки были перенесены на кладбище “Введенские горы”, так как Пятницкое кладбище собирались ликвидировать. Могила протоиерея Валентина Свенцицкого на Введенском (Немецком) кладбище и сегодня часто посещается верующими.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: