Савва Освященный – житие и биография преподобного, мощи, дни памяти и почитание, труды и творения

Преподобный Савва Освященный

Многочисленные святыни Святой Земли ежегодно посещают тысячи паломников из разных стран, в особенности из России. Но есть одно место в Иерусалиме, которое совершенно незаслуженно не пользуется большим вниманием паломников. Во многом из-за своей труднодоступности, так как добраться до этого места на туристическом автобусе невозможно, лишь на автомобиле.

Речь идет о Лавре святого Саввы. Доступ в монастырь возможен только для мужчин, которые при желании даже могут остаться там на некоторое время для участия в монастырской жизни. В этом кроется и вторая причина малой посещаемости монастыря.

Преподобный Савва прибыл в это ныне святое место из Каппадокии в поисках молитвенного уединения. Постепенно к нему стали стекаться многочисленные его последователи, и в 484 г. была основана Лавра. Ныне монастырь является полностью отрешенным от мира местом, где нет электричества, сотовой связи, но обильно изливается здесь Божья благодать молитвами св. Саввы.

18 декабря Святая Церковь чтит память этого дивного святого, преподобного Саввы Освященного, который всем своим умом и сердцем стремился и искал Царствия Божия. Перед Вами отрывок из жития прп. Саввы Освященного, записанного монахом Кириллом Скифопольским, жившем в Лавре с 555 года до своей смерти.

Савва, сей земной ангел и небесный человек, был мудрым и искусным учителем, защитником Православия, благоразумным домостроителем. Он, по благоволению Бога Отца, при содействии Христа и по вдохновению Святого Духа, населил пустыню множеством монахов и основал в ней семь славных монастырей. Имея попечение и заботу о сих монастырях, он никак не хотел приобретать что-нибудь для будущего и, укрепляясь упованием на Бога, никогда не предавался сей заботливости. Сие видно было наипаче во время голода. Тогда святой отец наш Савва внушал настоятелям своих монастырей ни мало не заботиться о плотском и напоминал им следующие слова Господа: «Не заботьтесь, говоря: что нам есть? или что пить? или во что одеться. Ищите же прежде Царствия Божия… и все сие приложится вам» (Мф. 6:31,33). Так мыслил и учил сей божественный старец. Бог же подавал ему обильно все нужные вещи, так что терпели недостаток более те, которые надеялись на свои деньги, нежели монастыри им управляемые.

Во время сего голода эконом Великой Лавры пришел к Савве и сказал: «В наступающее воскресенье я не могу, отче, звать к литургии, потому что у нас нет ничего». Старец сказал ему на сие: «Не хочу отменять богослужения, ибо верен Тот, Кто сказал: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф.6:34)». В следующий день приехали из Святого Града содержатели гостиниц Созовы и на тридцати лошадях привезли в Лавру большое количество снеди, и наполнили кладовую всякими припасами. Тогда старец, укоряя эконома, говорил: «Для чего ты говорил: не нужно собирать отцов, потому что для них нет пищи? Никогда не сомневайся, но, укрепляясь верою, всякую заботу твою возложи на Бога, ибо Он печется о нас».

Преподобный Савва Освященный источает многочисленные чудеса. Больные раком получают исцеление, а не имеющие детей супруги становятся родителями. В давние времена в Лавре росло финиковое дерево, плоды которого, врачевали бесплодие супругов. Это дерево засохло незадолго до того, как в Лавру в 1965 году были возвращены мощи прп. Саввы. После этого стали давать паломникам на благословление лишь кусочки засохшего дерева. Совсем недавно оно вновь дало ростки: на старом корне выросло небольшое деревце, его листочки имеют те же самые свойства: они врачуют бесплодие. Их заваривают и пьют как чай.

Святой Савва не оставляет во всяких нуждах тех, кто твердо верит в его небесное предстательство.

Два брата имели виноградник и часто давали приют братьям, приходившим к ним из Лавры прп. Саввы. В самое время сбора винограда они заболели какой-то тяжкой болезнью, так что отчаялись получить и вино, и остаться в живых. Но они верили в небесное предстательство св. Саввы и часто поминали его, призывая на помощь. Святой скоро услышал их молитву, явился каждому отдельно и сказал: «Я помолился Богу о вашем здоровье, и Он дал вам по просьбе вашей; вставайте и идите на работу».

Придя в себя, они почувствовали себя здоровыми, прославили Бога и благодарили святого

Тропарь
(краткое молитвенное правило о празднике, в котором также славится и призывается на помощь поминаемый святой)

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Са́вво о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Преподобный Савва Освященный

Память 5/18 декабря

Этот подвижник подчинил палестинские лавры доброму уставу

Святой Савва был воспитан в киновии, закален отшельничеством, однако в конечном итоге выбрал для себя и своих учеников промежуточный вид подвига – лавриотское житие. В лавры собирались монахи, живущие в некотором удалении друг от друга и соответственно – обособленно подвизающиеся. Объединяла их всех личность игумена, как правило, духовно опытного старца. И, можно сказать, что до преподобного Саввы это объединение было несколько условным, но именно этот подвижник ввел в лаврскую жизнь стержень, которого ей уже в тот момент сильно не хватало – достаточно подробно разработанный общий устав.

Читайте также:
Захария и Елисавета – житие и биография святых, чудеса, дни памяти

МОЛИТВЕННИК И СТРОИТЕЛЬ

Жизнь и труды преподобного Саввы Освященного относятся ко времени зрелого монашества Востока. Уже сложились основные формы монашеского бытия, определилось отношение общества и Церкви к монашеству как духовному явлению. Подвижникам оставалось только выбирать подходящий подвиг и трудиться. Но, чаще всего, это происходило спонтанно, то есть творческий Промысл Господа маскировался под ряд случайностей. Именно так было поначалу с преподобным Саввой.

На первый взгляд, кажется, что преподобный Савва, как и преподобный Павел Фивейский, стали иноками по воле случая – преподобного Павла принудил к уединенной жизни муж его сестры, а отрока, почти младенца, Савву – жена его дяди, которому поручил воспитание сына уехавший на военную службу отец мальчика. У дядиной супруги был злобный нрав, и отрок поначалу убежал к другому родственнику, а когда они все стали ссориться из-за прав на опеку над чадом, последнее удалило из дома предмет ссоры – то есть себя. И отправилось тайком в близлежащий монастырь святой Флавианы. Лет семь-восемь ребенку было. Случайно ли он набрел на это место, или уже теплились о нем в душе какие-то светлые впечатления – история умалчивает. Чисто ретроспективно автор его жития святой Кирилл Скифопольский справедливо полагает, что избран он был к иноческому подвигу от чрева матери. Но тогда это еще, возможно, не было столь очевидно; и, как юноше Павлу приходилось прилагать усилия, удаляясь в пустыню, чтобы его не нашли, так и отрок Савва очень старался угодить Богу – Хозяину монастыря, чтобы не оказаться за его стенами и не попасть снова в водоворот семейных ссор за родительское имение. Здесь мальчик честно зарабатывал свой кусок хлеба, которым его никто не попрекал. Похоже, братия ничего не знала о солидном имении и любила его просто так – по Заповеди Божией и потому что проголодавшийся серьезный малыш, растоптавший вожделенное яблоко в борьбе с похотью чревоугодия, конечно же, не мог не умилять ту часть иноков, которая нешуточно боролась со страстями. «После этого случая (с яблоком) он получил силу свыше, – замечает преподобный Кирилл, – и предался воздержанию; поскольку оно обуздывает злые мысли и прогоняет тяжесть сна. При воздержании он трудился и телесно».

Его чистота и усердие не могли не привлечь благодать Божию, о чем свидетельствует событие, произошедшее с ним в отроческом возрасте: «Монастырский хлебник в зимнее время, когда не было солнца, разостлав мокрую одежду в теплой печи, чтобы она там высохла, забыл о ней. Чрез день некоторые из братьев, в числе которых был и юный Савва, по приказанию настоятеля, работали в хлебопекарне. Когда они затопили печь, тогда хлебник вспомнил об одеждах. Никто не смел войти в печь, поскольку она была велика и уже сильно разгоралась. Юный Савва, с глубокой верой перекрестившись, вскочил в печь, и взяв одежду, вышел из нее невредимым».

К 17 годам преподобный Савва вполне определился с дальнейшими планами на жизнь – мир его абсолютно не привлекал, но монастырь он, видимо, уже рассматривал как переходную стадию к пустынножительству и надеялся, посетив Святой град Иерусалим, поселиться в близлежащей пустыне. Настоятель этого замысла не одобрил, и святой подчинился, однако в это время Господь счел нужным непосредственно вмешаться в судьбу юноши. Настоятелю было некое откровение, и он тайком от братий отпустил святого.

В Иерусалиме его принял некий старец в монастырь святого Пассариона Великого.

Под крылом святого Евфимия

Вскоре юного инока заинтересовали подвиги преподобного Евфимия Великого, и по благословению настоятеля, он решился обратиться к нему и попросился в ученики. Святой Евфимий отказал ему, на первый взгляд, по чисто внешней причине – соискатель постнической жизни был молод и не завел бороды. Но, возможно дело было и в том, что молодой монах еще не имел той меры, которая нужна для пустынножительского труда, и Старец на 10 лет отправил его снова в общежитие – к своему другу Феоктисту. Едва ли у Саввы борода росла целое десятилетие! Но когда он стал настоятелем лавры, то ни под каким видом не принимал безбородых. Сам же он в зрелом возрасте бороды почти лишился (по другой версии жития – остался совсем безбородым, попав в горящую яму, возможно, вулканического происхождения).

Через 10 лет после водворения в монастыре святого Феоктиста, где он трудился чрезвычайно усердно, ревностный подвижник попросил у настоятеля благословение подвизаться в пустыне. Настоятель обратился с этим к святому Евфимию, и тот препятствовать не стал. Следующее пятилетие начинающий отшельник проводил так: «в день воскресный к вечеру выходил он из киновии с таким количеством пальмовых ветвей, которое достаточно было для работы на неделю, оставался в пещере пять дней, не принимая никакой пищи, в субботу поутру возвращался в киновию и приносил с собою пятидневное рукоделие – пятьдесят отделанных корзин». Великий Евфимий вскоре после этого стал брать его с собой в большую пустыню. Сам святой Евфимий каждую Четыредесятницу уходил в отдаленные безлюдные места, чтобы усугубить свои отшельнические подвиги, которые и так были немалыми, и, конечно же, приглашал себе в спутники надежных, духовно и физически закаленных людей.

Читайте также:
Житие великомученицы Параскевы Пятницы - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святой

Пустыня была безводной, Старец безмятежно шагал впереди, а тридцатипятилетний Савва выбился из сил от жажды, но не подавал виду, целеустремленно следуя за Аввой. В конце концов он потерял сознание. Преподобный Евфимий извел молитвой воду из земли, напоил ученика, а тот за терпение получил от Господа дар без ущерба переносить жажду.

Нужно отметить, что биограф святого четко выстроил ряд его особых подвигов, каждый из которых возносил пустынного труженика на новую духовную ступень. Все это совершалось на пределе сил, а благодать Божия впоследствии выводила подвижника за пределы человеческих возможностей.

Видимо, после кончины Евфимия Великого бесы воздвигли против святого Саввы сугубую брань, у него даже не было сил стоять, и он молился лежа. Они возникали перед его взором в виде змей и скорпионов, потом в виде огромного страшного льва. Последнему подвижник сказал: «Если ты получил надо мною власть, то что медлишь? Если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога, ибо Он сам научил меня мужеству такими словами: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». После этого лев стал невидим, а духовный богатырь получил от Господа власть над дикими зверями. Через много лет он повстречал в пещере обычного, не инфернального льва, но тоже весьма устрашающего вида. Лев предпринял две попытки вытащить молитвенника из своего обиталища за край одежды. Это не произвело на святого никакого впечатления, ему тогда некуда было деваться, и он спокойно сказал жуткому зверю: «В пещере хватит места нам обоим, но поскольку я почтен Образом Божиим, то тебе лучше уступить ее мне». И лев ушел.

В другой раз, когда на преподобного нападал грозный разбойник, вполне реальный, не мистический, – святой только молился, и не пытался защищаться физически, – и земля поглотила наглеца, а отшельник получил от Господа дар не бояться бандитов, то есть не просто храбрость, а храбрость, умноженную на совершенное упование на милость Божию. Кстати, разбойнички, которых он даже подымал в свою пещеру на веревке (настолько не боялся), видя его нестяжательность, каялись и меняли образ жизни.

«В 473 году святой Савва оставил свою пещеру и киновию Феоктиста, так как образ жизни киновиатов переменился к худшему, и направился в ту часть иорданской пустыни, где сеял семена благочестия святой Герасим – житель и покровитель иорданской пустыни. Монастырь святого Герасима находился в таком же отношении к лавре Евфимия, как и киновия блаженного Феоктиста – подготавливая для нее келиотов.

Имея под своим руководством 70 отшельников, святой Герасим устроил среди отшельнических келий киновию, сделав так, чтобы вступившие в его общину, жили сперва в киновии и в ней исполняли монашеские обязанности, а впоследствии, когда они привыкали к продолжительным трудам и достигали совершенства, он помещал их в так называемых келиях. Савва Освященный был принят святым Герасимом в число келиотов и, живя в пустыне, окружавшей монастырь, свободно упражнялся в разных аскетических подвигах. Кроме лавры святого Герасима, в Иорданской пустыне было много других монастырей и отшельнических келий, внешнее и внутреннее устройство которых преподобный Савва изучал в течение четырех лет».

«Процвела пустыня, яко крин. »

Наконец, Господь через Своего ангела указал подвижнику место, где следует создать лавру. Причем, предложено было ему населить пустыню, как город, то есть лавра замышлялась на Небесах явно не одна. И, похоже, у святого был выбор: «Если ты хочешь», – сказал посланник Божий. Труд-то предстоял немалый и достаточно чуждый его наклонностям – он любил покой и уединение и совсем не видел себя наставником монахов. Однако же послушником Савва был совершенным – сразу откликнулся на зов Господа и поселился в указанном месте. Пять лет он молился один, потом стали приходить братья-отшельники. «Савва каждому приходящему к нему давал приличное место, на котором находилась небольшая пещера и келья».

О первых семидесяти лавриотах святой Кирилл Скифопольский восторженно пишет: «все были боговдохновенны, все христоносцы. Если кто назовет их ликом ангелов, или народом подвижников, или градом людей благочестивых, или новым ликом семидесяти апостолов, тот не ошибется в этом названии».

Для этой чудесной братии преподобный и воду извел из земли, и построил им два храма по чудесному указанию свыше. Первые семьдесят отшельников подвизались уже до того в пустыни и были людьми духовно опытными. Все они или почти все впоследствии стали настоятелями монастырей или знаменитыми анахоретами. Но появились и новички. Вот им-то суровая жизнь лавры пришлась не по душе, монашеские ограничения вызвали протест, и они стали бунтовать против настоятеля. Пользуясь тем, что на иерусалимскую кафедру взошел новый патриарх, они решили просить другого настоятеля для лавры. Первый их демарш закончился рукоположением святого Саввы во пресвитера и подтверждением его власти патриаршим авторитетом. Чуть позже подвижник понял, что в лавре – чисто отшельническом монастыре – не стоит смешивать новоначальных послушников и зрелых борцов против духов злобы, поэтому первых он стал отсылать к своему другу по монастырю святого Феоктиста – преподобному Феодосию Великому. В первую очередь туда попадали безбородые ревнители постничества, но, судя по всему, не только они. «Великий авва Феодосий, принимая к себе брата, посланного Саввой, всемерно старался об усовершенствовании его из уважения к пославшему. Ибо Савва и Феодосий были единодушны и единомысленны, дышали более друг другом, нежели воздухом, так что Иерусалимские жители, видя их единомыслие и согласие в отношении к Богу, называли, их новой апостольской двоицей, подобной двоице Петра и Иоанна. Поэтому архиепископ Саллюстий незадолго пред своей кончиной во Христе, по прошению всего монашеского сословия, сделал их обоих архимандритами и начальниками монахов»

Читайте также:
Житие Пантелеймона целителя - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

«Как Савва, так и Феодосий стремились к той же цели, что и Евфимий: они желали сообщить правильный ход развитию жизни палестинского монашества; выработать для последнего такую форму жизни, которая бы более всего способствовала осуществлению подвижнических идеалов. Но деятельность каждого из них имеет свои особенности, смотря по тому, на какую сторону монашеской жизни они обратили внимание – келиотскую или киновиальную, и какая из них более соответствовала их личным наклонностям и стремлениям.

Савва Освященный выступает в истории палестинского монашества, подобно своему наставнику Евфимию, устроителем и распространителем лавр и сторонником жизни келиотской, почему он и назначен был Иерусалимским патриархом начальником всех палестинских лавр и келий. Но было бы ошибочно заключить отсюда, что жизнь киновальная, с ее созданными еще Евфимием преимуществами, в лице святого Саввы не встретила сочувствия. Устроение киновий, раскрытие правильного взаимоотношения лавр и киновий занимали Савву Освященного не менее, чем устройство лавр, и если он не считается, подобно Феодосию, киновиархом, то потому, очевидно, что сам он управлял не киновией, а лаврой, в которой жил».

Преподобный Савва только сам построил три лавры – великую, новую и гептастом – семиустную, а также четыре киновии – кастеллийскую, пещерную, заннову и схолариеву. Кроме того, и его учениками было возведено и обустроено немало монастырей.

Святой чрезвычайно заботился не только о храмовом строительстве, – впоследствии были созданы кельи (возможно, для того, чтобы было где переночевать и уединенно помолиться в субботу и воскресенье, когда все отшельники собирались на Богослужение), хозяйственные постройки. Из-за немалого наплыва паломников возводились странноприимные дома. Отдельная башня была сложена для женщин, которые не допускались на территорию лавры. Особенно продвинулось материальное благоустроение, когда мать святого, София, уже вдова, поселилась рядом с монастырем и завещала свои деньги лавре.

Новые труды подвижника, особенно по созданию Кастеллийской киновии вызвало следующую волну недовольства у всё тех же лиц, которые к тому времени обзавелись еще двумя десятками единомышленников. Авва пытался призвать их к порядку по-доброму – все его старания натыкались на стену озлобления. Когда он понял, что она неодолима, ушел от них подальше в пустыню (503 год). Злоумышленники не успокоились и доложили патриарху, что Савву съел лев, и нужен новый настоятель. Патриарх, сам ученик Евфимия Великого, им не поверил, дождался пока преподобный появится в Иерусалиме и возвратил его в лавру. Тут уж недовольные бежали сами, предварительно разрушив наиболее высокое строение в лавре – башню, которую с самого начала велел возвести святой Савва.

После этого бесчинники нашли место для новой – своей – лавры. Естественно, подстрекаемые духами тьмы, они очень быстро переругались и стали нуждаться. Святой, зная об их трудностях, лично снабдил их продуктами, стройматериалами и всем необходимым для нормальной жизни. В конце концов, он поставил им настоятеля, который, не потакая их слабостям, сумел, по молитвам преподобного Саввы, найти с ними общий язык.

Для своих обителей в 524 году великий устроитель создал устав, который получил название Иерусалимского или Палестинского.

Позднее он был введён в общежительных монастырях всей Палестины, откуда распространился по Православному Востоку. Судя по «Преданию», напечатанному в виде предисловия к теперешнему Типикону, Устав был принят святым Саввой от преподобного Евфимия Великого († 473), его учителя.

Но преподобный усовершенствовал свой устав некоторыми иноческими правилами Пахомия Великого и Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 г. когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров, однако остались копии.

Читайте также:
Ангелина Сербская: биография блаженной, мощи и почитание, дни памяти

Устав преподобного Саввы в значительной степени регламентировал порядок Богослужений, хотя прописывал и монашеские традиции палестинских монастырей VI века, то есть в классическую эпоху их истории. Этот устав затрагивает не только бытовые стороны жизни лавры, но и проникнут духом древних преданий и наставлений святого Саввы.

Преподобный был выдающимся аскетом своего времени, но аскетизм его в молодые годы был ограничен наставниками в монастыре, а в поздние подчинен откровению Духа. Это понимали те, кто с ним общался.

«Савва был весьма воздержан, так что во все постные дни пребывал без пищи, и даже часто постился по целым неделям. Впрочем, если когда принимал кого-нибудь к себе для угощения, или если сам приходил к кому-нибудь на обед, то в один день ел два раза. И, хотя он принимал пищи более обыкновенного, у него никогда не болел желудок. Однажды он обедал с двумя архиереями. Первый, архиепископ, посадив его около себя, клал перед ним хлеб и другую еду, какая была; также и второй – Антоний, епископ Аскалонский, сидя с правой стороны от святого, побуждал его к принятию пищи. Божественный старец непритворно и с великим простодушием пробовал все, предлагаемое ему. Но пока два епископа, посадив его между собой, заботливо побуждали его к трапезе, он все же сказал: «Оставьте, оставьте меня, отцы, я буду есть, сколько мне нужно». При этом великий авва Феодосий в шутку заметил: «Савва очень голоден; трудно насытить его». – На что архиепископ ответил: «Послушайте, отцы, мы все не можем сносить ни поста, ни сытости; а этот человек Божий умеет жить и в скудости, умеет жить и в изобилии». Удивительные слова – действительно, в преподобном, руководимом Духом Божиим, действовала некая разумная мера, которая позволяла ему в любой ситуации находить безоговорочно верные решения и в частной и в общественной жизни. Поэтому к нему обращались не только для разрешения чисто монашеских проблем. Нравственный авторитет Аввы в то время был очень высок. С ним сносился патриарх Иерусалимский для совета в смутное время оригенистских споров среди монашествующих. И если с ненавидевшими его иноками святой Савва расходился мягко, то к оригенистам как к еретикам был беспощаден.

Когда монофизитствующий император Анастасий сместил православного Иерусалимского Патриарха, и нависла угроза отпадения следующего иерарха в монофизитство, в дело вмешались святые Савва и Феодосий со своими монахами. Они пришли в Иерусалим и быстро навели порядок в Церкви. Императору же пришлось перед ними оправдываться письменно.

Дважды преподобный ездил в Константинополь в составе правительственной делегации с деликатными дипломатическими поручениями. Императоры Анастасий и Юстиниан выделили его среди членов делегации, долго беседовали c ним лично и богато одарили при расставании. На эти деньги Авва развернул крупномасштабное строительство монастырей, храмов, странноприимных домов и прочих Богоугодных заведений.

Уже при жизни преподобный творил немало чудес – исцелял, изгонял бесов, вымаливал дождь во время засухи. Этим чудесам посвящено много увлекательных строк в книге святого Кирилла Скифопольского.

Почил преподобный 5 декабря 532 года на девяносто четвертом году жизни. Но, как справедливо сказал его жизнеописатель: «не умер сей святой, а спит, потому что он провел жизнь свою неукоризненно, и потому что Писание говорит: «Души праведных в руце Божией и не прикоснется к ним мука» (Прем. 3, 1) Подлинно тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении».

В седьмом веке над нетленными мощами святого построили усыпальницу. В 1256 году мощи преподобного Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церкви Сан-Антонио. Как рассказывают монахи лавры, по особому троекратному явлению святого Аввы папе римскому в шестидесятых годах прошлого века, 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного. В Венеции остался монашеский крест преподобного Саввы.

В Москве на Люблинском поле хранится частичка мощей святого в храме изумительной красоты, единственном в России, посвященном великому подвижнику.

Православная Жизнь

Пре­по­доб­ный Сав­ва Освя­щен­ный ро­дил­ся в V ве­ке в Кап­па­до­кии, в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье Иоан­на и Со­фии.

Преподобный Са́вва Освященный, Муталаскский, игумен

Его отец был во­е­на­чаль­ни­ком. Уехав по де­лам служ­бы в Алек­сан­дрию, он взял с со­бой же­ну, а пя­ти­лет­не­го сы­на оста­вил на по­пе­че­ние дя­ди. Ко­гда маль­чи­ку шел вось­мой год, он по­сту­пил в на­хо­див­ший­ся по­бли­зо­сти мо­на­стырь свя­той Фла­виа­ны. Ода­рен­ный ре­бе­нок ско­ро на­учил­ся чи­тать и хо­ро­шо изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние. На­прас­но ро­ди­те­ли уго­ва­ри­ва­ли свя­то­го Сав­ву вер­нуть­ся в мир и всту­пить в брак.

В 17 лет он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и так пре­успел в по­сте и мо­лит­вах, что был удо­сто­ен да­ра чу­до­тво­ре­ний. Про­ве­дя де­сять лет в оби­те­ли Фла­виа­ны, пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, а от­ту­да в оби­тель пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го. Но пре­по­доб­ный Ев­фи­мий (па­мять 20 ян­ва­ря) на­пра­вил свя­то­го Сав­ву к ав­ве Фео­к­ти­сту, на­сто­я­те­лю близ­ле­жа­ще­го мо­на­сты­ря со стро­гим об­ще­жи­тель­ным уста­вом. В той оби­те­ли про­был пре­по­доб­ный Сав­ва по­слуш­ни­ком до 30-лет­не­го воз­рас­та.

Читайте также:
Христофор Псеглавец: житие и биография святого, мощи, почитание и дни памяти

По­сле смер­ти стар­ца Фео­к­ти­ста его пре­ем­ник бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Сав­ву за­тво­рить­ся в пе­ще­ре: лишь в суб­бо­ту свя­той по­ки­дал за­твор и при­хо­дил в оби­тель, участ­во­вал в бо­го­слу­же­нии и при­ни­мал пи­щу. Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­но­му раз­ре­ши­ли со­всем не остав­лять за­тво­ра, и свя­той Сав­ва под­ви­зал­ся в пе­ще­ре в те­че­ние 5 лет.

Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий вни­ма­тель­но сле­дил за жиз­нью юно­го ино­ка и, ви­дя, как он ду­хов­но воз­рос, стал брать его с со­бой в пу­сты­ню Рув (у Мерт­во­го мо­ря). Они вы­хо­ди­ли 14 ян­ва­ря и пре­бы­ва­ли в ней до Неде­ли ва­ий. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий на­зы­вал свя­то­го Сав­ву от­ро­ком-стар­цем и за­бот­ли­во вос­пи­ты­вал его в выс­ших ино­че­ских доб­ро­де­те­лях.

Ко­гда пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ото­шел ко Гос­по­ду († 473), свя­той Сав­ва ушел из Лав­ры и по­се­лил­ся в пе­ще­ре близ оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма Иор­дан­ско­го († 475; па­мять 4 мар­та) Через несколь­ко лет к пре­по­доб­но­му Сав­ве ста­ли со­би­рать­ся уче­ни­ки – все, кто хо­тел ино­че­ской жиз­ни. Так воз­ник­ла Ве­ли­кая Лав­ра. По ука­за­нию свы­ше (через ог­нен­ный столп) ино­ки устро­и­ли в пе­ще­ре цер­ковь.

Пре­по­доб­ный Сав­ва ос­но­вал еще несколь­ко оби­те­лей. Мно­гие чу­де­са бы­ли яв­ле­ны по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Сав­вы: сре­ди Лав­ры за­бил ис­точ­ник, во вре­мя за­су­хи про­лил­ся обиль­ный дождь, про­ис­хо­ди­ли ис­це­ле­ния боль­ных и бес­но­ва­тых. Пре­по­доб­ный Сав­ва на­пи­сал пер­вый устав цер­ков­ных служб, так на­зы­ва­е­мый “Иеру­са­лим­ский”, при­ня­тый все­ми Па­ле­стин­ски­ми мо­на­сты­ря­ми. Свя­той мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 532 го­ду.

Молитвы

Тропарь преподобного Саввы Освященного, глас 8

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Са́вво о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Саввы Освященного, глас 8

Я́ко от младе́нства Бо́гу же́ртва непоро́чная/ прине́слся еси́ доброде́телию, Са́вво блаже́нне,/ садоде́латель быв благоче́стия./ Те́мже был еси́ преподо́бных удобре́ние,/ граждани́н же пусты́нный достохва́лен./ Те́мже зове́м ти:// ра́дуйся, Са́вво пребога́те.

Молитва преподобному Савве Освященному

О, преди́вный и всехва́льный уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче Са́вво! Днесь (во святе́м хра́ме твое́м) благогове́йно предстоя́ще пред свято́ю ико́ною твое́ю и ра́достно соверша́юще пресве́тлую па́мять твою́, ублажа́ем тя засту́пника на́шего. Почита́юще же твое́ ве́лие дерзнове́ние пред Го́сподом, смире́нно мо́лим тя, преблаже́нне приими́ ми́лостивно от нас хвале́бное пе́ние сие́, от любве́ и усе́рдия тебе́ приноси́мое. И, я́ко име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду, потщи́ся Богоприя́тным твои́м хода́тайством испроси́ти у Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих, я́ко да проба́вит вели́кия и бога́тыя ми́лости Своя́ на нас гре́шных, да пода́ст нам дух пра́выя ве́ры, дух ве́дения и любве́, дух ми́ра и ра́дости о Ду́се Свя́те, да изба́вит от бед и напа́стей, да низпослет вся поле́зная ко спасе́нию душ на́ших. Всем же правосла́вным да низпослет мир, тишину́, безмяте́жие, усе́рдие ко исполне́нию за́поведей Его́, изоби́лие плодо́в земны́х; да изба́вит всю нашу страну́ от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла. Ей, уго́дниче Бо́жий! Не пре́зри моле́ний на́ших, но услы́ши нас моля́щихся тебе́, и под кро́вом заступле́ния твоего́ сохрани́ нас (и оби́тель сию́) ненаве́тны от враго́в ви́димых и неви́димых, да сподо́бимся сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и восприи́мем ве́чная блага́я во ца́рствии Христа́ Бо́га на́шего, иде́же восхва́лим с тобо́ю и все́ми святы́ми достопокланя́емое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Савва Освященный

Православной и Католической церквями

основание монастырей, создание богослужебного и монастырского устава

Са́вва Освяще́нный (греч. Σάββα ; 439, Каппадокия — 5 декабря 532, Палестина) — христианский святой, авва, создатель Иерусалимского устава, используемого по настоящее время в православных церквях. Почитается в лике преподобных, память совершается в Православной церкви 5 декабря (по юлианскому календарю), в Католической церкви 5 декабря.

Содержание

Жизнеописание

Савва родился в 439 году в городке Муталаска в Каппадокии в христианской семье Иоанна и Софии. Когда его отец был направлен по делам воинской службы в Александрию, восьмилетний Савва, оставленный на попечение своего дяди, пришёл в монастырь святой Флавианы и стал там послушником. После возвращения родителей он отказался покинуть монастырь и в возрасте 17 лет принял монашеский постриг. Проведя в этом монастыре 10 лет, Савва перешёл в палестинский монастырь Пассариона Великого. После знакомства с Евфимием Великим Савва, по его совету, перешёл в монастырь Мукеллик, известным своим строгим общежительным уставом. В нём он провёл 17 лет в послушании у аввы Феоктиста, а после его смерти ушёл в затвор, покидая его по субботам для участия в богослужениях.

Проведя в затворе 5 лет, Савва не прекращал общение с Евфимием Великим и после его смерти ушёл в Иорданскую пустыню, где поселился в окрестностях монастыря преподобного Герасима Иорданского. Через некоторое время к нему начали стекаться ученики, и в 484 году ими была построена пещерная церковь, ставшая основой лавры Саввы Освященного. Всего в Иорданской пустыне Саввой было основано семь монастырей киновенного типа. При иерусалимском патриархе Салюстии (486—494 годы) монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить «Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града». Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Савва был поставлен начальником и блюстителем всех палестинских лавр (собраний отшельнических жилищ или уединенных келий).

Читайте также:
Житие Григория Синаита - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Житие сообщает об участии Саввы в константинопольских богословских споров относительно решений Халкидонского собора. Савва, приглашённый в столицу императором Анастасием I по настоянию Иерусалимского патриарха, проявил себя как защитник халкидонской веры, чем вызывал недовольство императора, сторонника монофизитов. После смерти Анастасия при императоре Юстине I споры завершились и Савва вернулся в свой монастырь.

Преподобный Савва скончался 5 декабря 532 года. Его житие было написано его современником Кириллом Скифопольским. В 1256 году мощи Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церквь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного. В Венеции остался монашеский крест преподобного Саввы, основу которого составляет часть Животворящего Древа, оправленная в серебро. Мощи Саввы почитаются как нетленные, о чём пишет составитель его первого жития Кирилл: «Тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я сам своими глазами видел в прошедший индиктион». Нетленными мощи Саввы в начале XII века видел русский паломник игумен Даниил.

Житие приписывает преподобному Савве ряд чудотворений — по его молитве в лавре забил источник воды, а во время засухи пролился обильный дождь, также сообщается об исцелении им больных и бесноватых.

Устав Саввы Освященного

В 524 году в Лавре преподобного Саввы был введён написанный им монастырский устав, получивший название Иерусалимский или Палестинский. Позднее он был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана.

Устав преподобного Саввы в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века. На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.

Епископ Василий (Родзянко)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Епископ Василий (Родзянко)». Составитель О. Л. Рожнева.

Епископ Василий (Родзянко) (1915–1999) — выдающийся пастырь, человек необычайной доброты, кротости и истинной веры. Русский человек, нашедший свою вторую родину в Сербии, изгнанный из нее, гражданин Великобритании и в течение 20 лет епископ Американской Автокефальной Церкви, он всегда бесконечно любил Россию. Он всюду сеял семена просвещения, добра, любви. Книга познакомит читателя с его жизнью и воспоминаниями знавших его близко людей.

Будущий владыка Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в дворянской семье. Дедом новорожденного по отцовской линии был Михаил Владимирович Родзянко, председатель Государственной думы Российской империи третьего и четвертого созывов (1911–1917). Его мама происходила из древнего рода князей Голицыных и Сумароковых. Многие знатные русские семьи состояли в близком или дальнем родстве с Родзянко.

В 1920 году дед и отец будущего владыки вместе со своими семьями были вынуждены покинуть родину и поселиться в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия), поскольку деду «удалось узнать, что по решению революционного правительства «вся семья бывшего председателя Государственной думы до последнего внука” была приговорена к смертной казни». Володе было всего пять лет. Родзянки осели в Белграде, где будущий владыка и вырос.

Духовными наставниками Владимира Родзянко были иеромонах Иоанн (Максимович), будущий архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, святитель и чудотворец, прославленный в лике святых в 2008 году, и выдающийся первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий).

В 1951 году отец Владимир был вынужден покинуть Югославию, он с семьей выехал в Париж. Позже, по приглашению епископа Охридского и Жичского Николая (Велимировича), ныне прославленного в лике святых, проживавшего тогда в Лондоне, отец Владимир переехал в Англию и служил в сербском кафедральном соборе во имя святителя Саввы Сербского в Лондоне.

В Лондоне отец Владимир начал работать на радио Би-би-си, стал вести церковные передачи на Россию, из которых несколько поколений граждан СССР узнавали о Боге, православной вере, об истории Церкви.

После смерти жены отец Владимир принял монашеский постриг с именем Василий. В 1980 году был хиротонисан в епископа Вашингтонского, викария Митрополита всей Америки и Канады. Местом его архипастырского служения стал Свято-Николаевский собор.

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) писал о владыке Василии (Родзянко): «Владыка Василий всю свою жизнь, почти восемьдесят пять лет, свидетельствовал о Христе, Сыне Божием, Спасителе мира. Надо признать, что делал он это упорно и неутомимо: в тюрьме и на свободе, в эмиграции и в России, в личных встречах с людьми, по телевидению и радио; и даже самим своим видом — старца-епископа — огромного, могучего духом и телом, бесконечно доброго человека, пришедшего к нам словно из иного мира. Не из прошлого века, хотя он был одним из немногих, кто передал нам дух православия великих подвижников XIX века, а именно из иного мира. Из того мира, где люди не обижаются, когда их оскорбляют, где врагов прощают, любят и благословляют, где отсутствует уныние и отчаяние, где господствует ничем не смущаемая вера в Бога, где ненавидят только одно — рознь, господствующую в этом мире, разделение и грех, но где готовы душу свою положить за спасение ближнего».

Читайте также:
Моисей Мурин: житие и биография святого, о чем молиться и чем помогает

Владыка Тихон писал также о епископе Василии: «В его поразительной жизни было много такого, чего иначе как чудом назвать нельзя. Можно, конечно, назвать эти случаи и совпадениями. Сам владыка Василий на вопрос о “совпадениях” обычно, усмехался: “Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются”».

Владыка Василий (Родзянко) говорил: «Воля Божия — это всегда, везде и во всем добро, всегда, везде и во всем любовь, всегда, везде и во всем радость, и слава жизни вечной — в Боге и в Его творении».

Книгу можно приобрести:

· в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)

· в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

· в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

ВАСИЛИЙ (РОДЗЯНКО)

Еп. Василий (Родзянко)

Василий (Родзянко) (1915 – 1999), епископ б. Сан-Францисский и Западно-Американский (Православная Церковь в Америке)

В миру Родзянко Владимир Михайлович, родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии седьмым ребёнком в семье помещика Михаил Михайловича, выпускника Московского университета, который прилежно занимался хозяйством.

Его деду, председателю последней дореволюционной Государственной Думы Михаилу Родзянко, удалось узнать, что по решению революционного правительства “вся семья бывшего Председателя Государственной Думы до последнего внука” была приговорена к смертной казни. “Последним внуком” был Владимир. Вся семья вынуждена была покинуть родину в 1919 году. Владимир на всю жизнь запомнил те страшные годы, единственное светлое впечатление о тех днях связано с посещением храма. Маленького Владимира мама привела впервые в церковь в городе Анапа. Мальчику очень хотелось увидеть иконы, но кругом стояли взрослые люди и горячо молились. Ребёнок с горечью думал о том, что такие большие люди не могут понять, что ему, маленькому, ничего не видно. Владыка Василий вспоминал:

В 1920 году семья оказалась в Сербии, которая дала русским беженцам “Рай на земле”, после ужасов, перенесенных во время революции, после чудовищных условий в трюме английского военного корабля, когда “на каждый метр приходилось по две-три семьи беженцев“.

Детство шестилетнего Володи кончилось с появлением в доме гувернёра. Бывший белогвардейский офицер, тайно ненавидевший деда, вымещал всё зло на внуке, в дальнем сарае он ремнём избивал мальчика, ставил на колени на сухую кукурузу, ждал до тех пор, пока на его коленях не выступали капли крови.

Владыка Василий позже вспоминал: “Жизнь померкла для меня. У меня не было интереса к жизни“.

В 1925 году поступил в 1-ю классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде. Прислуживал в алтаре русской Троицкой церкви в Белграде. Здесь он познакомился с молодым иеромонахом Иоанном (Максимовичем), будущим святителем Сан-Францисским. Отец Иоанн, очень любивший детей, стал осторожно врачевать душевные раны Володи. Владыка вспоминал: “Он сумел показать мне иной мир, светлый, замечательный, тот рай, в котором мы были, и из которого были изгнаны. Для меня началась новая жизнь.

Перед отъездом в Битольскую семинарию отец Иоанн представил Володю митрополиту Антонию (Храповицкому). Любовь отца Иоанна и митрополита Антония спасла измученного мальчика, благодаря им он выбрал свою жизненную стезю. В дальнейшем владыка в числе своих духовных учителей, помимо двух названных выдающихся иерархов, упоминал также преподобного Иустина (Поповича) и митрополита Антония Сурожского.

Позже в одной из своих проповедей владыка Василий скажет:

Однажды, после службы, Владимир провожал иеромонаха Иоанна. По дороге состоялся разговор, после которого мальчик принял решение посвятить всю свою жизнь служению Господу. Блаженный Иоанн тогда сказал Володе:

Спустя много лет в 1998 году владыка Василий, будучи в Царском селе, в Федоровском соборе произнёс короткую проповедь:

В 1933 году, окончив гимназию, поступил на богословский факультет Белградского университета, который окончил в 1937 году, а в 1938 году вступил в брак с Марией Кулюбаевой, дочерью священника.

В том же году приступил к работе над диссертацией в Оксфорде. В 1939 году в семье Родзянко родился первый ребёнок.

Священник с Сербии

В 1940 году рукоположен во священники митрополитом Анастасием (Грибановским), первоиерархом РПЦЗ.

Примечательно то, что отцу Владимиру выпала роль миротворца: он как посыльный принимал участие в переписке митрополита Антония с митрополитом Евлогием, в результате которой было краткосрочно возобновлено литургическое общение двух ветвей Русской Церкви в изгнании.

В 1941 году отец Владимир должен был стать настоятелем домовой церкви в гимназии, где преподавал Закон Божий, но началась война.

6 апреля, в канун Благовещения, отец Владимир служил свою первую литургию под бомбами в городе Новый Сад. Во время войны отец Владимир был настоятелем сельского прихода и секретарем Красного Креста. Множество людей обязаны ему спасением от ужасов войны.

В Сербии после войны на стёклах домов стали чудесно появляться иконы святых Кирилла и Мифодия, святых апостолов Петра и Павла, иконы Богоматери и Спасителя, отец Владимир служил молебны перед чудотворными образами. Титовские власти начали изымать и разбивать стекла, с чудотворными образами, жестоко преследовать тех, кто рассказывал о чудесно явленных для укрепления веры иконах.

В 1949 году отец Владимир был осуждён на восемь лет “за превышение дозволенной религиозной пропаганды)“.

Владыка Василий рассказывал, что в лагерях заключенных, не выполнявших дневную норму, а за один день нужно было “сделать 700 черепиц“, помещали в карцер – ледяной каменный мешок. Чтобы не замерзнуть, мученик за веру непрерывно совершал земные поклоны с Иисусовой молитвой, молился и о спасении матушки Марии с детьми. Матушка Мария, сразу после ареста мужа была уволена из школы как жена врага народа. Отец Владимир знал, что семья осталась без средств к существованию, и это больше всего беспокоило его. Однажды, измождённому отцу Владимиру, заснувшему на ледяном полу, во сне явился преподобный Серафим Саровский и успокоил: “Тебе не нужно беспокоиться и отчаиваться. Я позабочусь о твоей семье“.

Когда отец Владимир проснулся, сразу почувствовал, что тревога оставила его. В тот же день его выпустили из карцера и перевели в другой лагерь, где ему пришлось прослушивать и переводить иностранные радиопередачи.

А через некоторое время он получил письмо из дома, в котором матушка писала, что удостоилась чудесного видения: во время молитвы ей так же явился преподобный Серафим (в тот же самый день, в который он явился и ему).

Жизнь матушки изменилась, к ней начали обращаться родители бывших учеников, просили преподавать уроки английского языка частным образом.

Наконец, благодаря вмешательству английских друзей и лично архиепископа Кентерберийского, отец Владимир был освобожден. В 1951 году он был выслан во Францию.

В Западной Европе

В 1953 году из Франции переехал в Великобританию. Будучи там священником Сербского Патриархата, отец Владимир в 1955 году начал вести на Би-би-си для слушателей в Советском Союзе и Восточной Европе религиозные радиопередачи, которые вскоре стали еженедельными. В радиопередачах транслировались и праздничные богослужения. Более двадцати лет он вел православные передачи для России по BBC.

С 1968 года возглавлял Братство св. Симеона и редактировал журнал “Aion”.

Отец Владимир принимал предсмертную исповедь А. Ф. Керенского.

После смерти матушки Марии в 1978 году [1] отец Владимир принял монашество с именем Василий.

Еп. Василий (Родзянко)

Епископ в США

10 ноября того же года был назначен епископом Сан-Францисским и Западно-Американским.

В 1981 году посетил СССР, где был тепло встречен теми, кто уже много лет почитал его как православного проповедника.

25 апреля 1984 года ушел на покой.

Деятельность на покое

На покое владыка Василий возобновил передачи для России на волнах радиостанций “Голос Америки” и “Радио Ватикана”. С 1991 года он получил возможность продолжить эту деятельность непосредственно в России, где во время своих частых приездов принимал активное участие в работе радиостанции “София” (работавшей тогда на волнах Радио I), а также провел серию телебесед на религиозные темы. Он также записывал в Америке радиобеседы, которые затем звучали в российском эфире.

Однажды в эти годы группа молодых протестантов, изучавших древние конфессии, попросили владыку Василия прочитать курс лекций по Православию. Через два года круг изучающих православие расширился до трёх тысяч, а спустя некоторое время все ученики стали православными.

Владыка Василий все свои силы и весь незаурядный духовный опыт отдавал служению Православию. Он являлся почетным настоятелем Никольского собора в Вашингтоне, почетным настоятелем храма Малого Вознесения на Никитской улице в Москве, а в свои последние годы – деканом богословско-философского факультета частного университета Натальи Нестеровой.

Еп. Василий (Родзянко)

По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II владыка почти полгода жил в Троице-Сергиевой лавре, читая лекции и работая в библиотеке. В результате им была написана книга “Теория распада Вселенной и вера Отцов“, изданная в 1996 году, предлагающая читателю актуальное в наши дни рассмотрение соотношения Православия и научного знания.

Последние годы владыка Василий тяжело болел.

Тяжело переживал бомбардировки Югославии силами НАТО; на вопрос как он относится к этому, отвечал: «Так, как если бы бомбили Москву и Россию». Как отмечал Владимир Щербинин, после начала бомбардировок он неожиданно сдал, слёг [2].

Однако за месяц до своей кончины он приехал в Россию, где в Фонде культуры зачитал свое духовное напутствие, в котором призвал россиян не отказываться от самого главного духовного богатства – веры Отцов. Он напомнил, что православие – религия всемирная, которая шире любых национальных пределов Православие совместимо только с любовью, но никак не с враждой и ненавистью [3].

Владимир Щербинин вспоминал:

Скончался в ночь на 17 сентября 1999 года в Вашингтоне, от сердечного приступа. Отпевание совершил митрополит Американский Феодосий (Лазор) в сослужении трех архиереев в Свято-Николаевском кафедральном соборе в Вашингтоне. Была также отслужена панихида в Ново-Дивеевском монастыре Русской Зарубежной Церкви. Был похоронен в Лондоне рядом с супругой.

Воспоминания

Про владыку Василия говорили: “Он – священник от Бога“.

Наместник одного из московских монастырей рассказывал, что в 1988 году он сопровождал епископа Василия на богословскую конференцию, на которой тот должен был выступить с докладом в присутствии патриарха, и других видных иерархов. Опаздывая к началу конференции, они торопливо спускались по лестнице жилого пятиэтажного дома. На одной из площадок они встретили пожилую женщину. Увидев человека в рясе, она попросила причастить умирающую в больнице сестру. Владыка Василий немедленно согласился. Когда его спутник возразил, напомнив, что они опаздывают, владыка ответил: “Что может быть важнее для священника, чем причастить умирающего?” Несмотря на то, что они опоздали на конференцию, он остался верен себе, его любовь к ближнему, стала примером не только для его спутника, но и для всех, узнавших об этом случае позже.

В конце 1980-х годов в одном из приходов Костромской епархии был организован летний советско-американский лагерь православной молодёжи. Американскую группу возглавил владыка Василий. По дороге в Горелец, в лесной глуши, на перекрёстке просёлочных дорог, машина в которой епископ ехал, остановилась. На обочине стоял грузовик, а посреди дороги, возле перевёрнутого мотоцикла, лежал погибший мужчина. Над ним стоял сын. Владыка подошёл, спросил, был ли отец верующим. Сын сказал, что отец в церковь не ходил, но всегда слушал религиозные программы из Лондона и говорил при этом, что Родзянко – единственный человек, которому он верил. Владыка перекрестился и сказал: “Этот священник, о котором говорил ваш отец, – это я”. Сын был потрясен. А владыка прочитал отходную молитву, и сказал: “Промысел Божий привёл меня с другого конца света, именно в этот день и час, на этот перекрёсток, чтобы отдать дань тому, кто верил мне грешному. Давайте помолимся о его душе. ” И над погибшим пропели панихиду.

Труды

  • Теория распада Вселенной и вера Отцов“, 1996.
  • Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба“, многосерийный автобиографический документальный фильм.

Литература

  • Альфа и Омега, 2000, № 1(23).

Жизнеописание епископа Василия Родзянко

Человек, который отличался великой добротой к окружению, кротостью нрава и знанием Истины, его почитали в качестве выдающегося церковного пастыря. Рожденный недалеко от Екатеринославля (ныне Днепропетровск), он нашел второе отечество в землях Сербии, после жил в Великобритании и служил епископом в одной из церквей США.

Епископ Василий никогда не забывал отчизну, всегда проявлял христианскую заботу о ближних и умело просвещал паству. Глядя на него, можно было узнать русского интеллигента, который посвятил жизнь служению Православной Церкви.

Духовный путь к Богу

Родился Владимир (имя в миру) весной 1915 г. в имении Отрада, что в Екатеринославской губернии, был 7 ребенком в большой семье помещика М. Родзянко, ведущего собственное сельскохозяйственное дело. Вскоре пришла новость о том, всё семейство, не исключая детей, приговорили к казни захватившие власть в Отечестве большевики. В 1919 г. семья Родзянко в полном составе покинула территорию России.

Отец Василий вспоминал: «Это было тяжелое время, которое отчасти скрасила возможность посетить отечественный храм перед долгим расставанием с Родиной».

  • Мама привела детей в одну из церквей Анапы, маленькому Владимиру очень хотелось рассмотреть иконы, но из-за спин взрослых ничего не было видно. Однако вскоре они поняли стремление ребенка и встали на колени, чтобы тот сумел насладиться изящным иконостасом, украшенным золотом. Спустя несколько минут все прихожане заплакали, так происходило прощание с Россией.
  • В 1920 г. семейство Родзянко прибыло на территорию Сербии. Здесь русские эмигранты ощутили себя свободными и пытались забыть ужасы, случившиеся с ними на родине. Когда Владимиру исполнилось шесть лет, к нему приставили гувернёра. В 1925 г. юноша поступил в Белградскую гимназию, а также прислуживал у алтаря в русской церкви Троицы.
  • В храме мальчик завел дружбу с иеромонахом Иоанном (Максимовичем), который впоследствии стал священником одной из американских церквей. Молодой монах, славившийся своей искренней любовью к детям, стал осторожно просвещать юного Владимира по теме религии и лечить тем самым его детские душевные травмы. Отец Иоанн показал мальчику иной мир, потерянный рай, светлый и бесконечно блаженный. Так, жизнь Владимира изменилась в лучшую сторону.
  • Вскоре Иоанн представил своего ученика митрополиту Антонию, любовь этих двух святителей очень помогла мальчику приобщится к духовной жизни. В 1933 г. Владимир окончил гимназию и поступил на факультет богословия в Белградском университете, он завершил обучение через 4 года. В 1938 г. молодой человек женился на дочери священнослужителя, через год у молодой семейной пары родился первенец.

Владыка Василий вспоминал своего родного деда в проповеди, которую произнес в 1998 г. Михаил Родзянко желал для отечества только благ, но часто совершал ошибки. Этот человек послал парламентеров к Николаю II с просьбой об отречении, но не предполагал, что отказ от престола жестоким образом распространится и на сыновей правителя. Когда же дед владыки Василия узнал о страшной участи семьи Романовых, стал раскаиваться и горько плакать, чувствуя косвенную вину за их гибель.

Важно! В своей проповеди преподобный просил прощения за своего предка перед Отечеством и народом, а после сам же, имея епископское право, отпустил ему грехи.

Дальнейшая судьба

В 1940 г. митрополит Анастасий рукоположил Владимира во священнослужители. В этом же году новоявленный священник выступал в качестве миротворца в споре между митрополитами Антонием и Евлогием. Когда вопрос разрешился, обе ветви Заграничной Русской Церкви на короткое время возобновили свой диалог.

  • В апреле 1941 г. отец Владимир (Василий) служил литургию в осажденном Новом Саде (Сербия). Во время Второй мировой он трудился настоятелем одного сельского прихода и являлся секретарем гуманитарной организации Красный Крест.
  • В 1949 г. отца Владимира осудили за «превышение церковных полномочий».
  • В лагере были тяжелейшие условия: людей заставляли работать, а тех, кто не выполнял дневную норму, отправляли в холодный карцер. Отец Василий вспоминал: когда его посадили в это ледяное помещение, он беспрерывно молился Христу о многих русских семьях, которым пришлось тяжело в годы большевизма. От изнеможения он заснул, в видении к нему пришел святой Серафим и уверил, что скоро все будет в порядке и с ним, и с теми, о ком он молился.
  • На следующий день отца Владимира перевели в другой лагерь с менее суровыми условиями содержания. В 1951 г. священника освободили из заключения, его выслали на французскую землю.
  • Через два года он перебрался в Великобританию, где в 1955 г. он стал вести религиозную радиопередачу для народа СССР. Здесь батюшка трудился более 20 лет.
  • Владимир принял монашество и сменил имя на Василий в 1978 г.
  • В 1980 г. монах получил сан епископа в Вашингтоне, рукоположение проходило в Николаевском храме столицы США.
  • В 1981 г. епископ навестил СССР, его чрезвычайно тепло встретили на родине.
  • В 1984 г. владыка Василий объявил о том, что желает уйти на покой.

Последние годы

Отойдя отдел епископства, он возобновил работу на радио, сначала в США, а с 1991 г. и в России. В 1992 г. преподобный прочитал курс лекций по истории Православия. Это дало положительный эффект, так как число приверженцев ортодоксальной конфессии в России расширилось на несколько тысяч верующих. Владыка Василий отдавал все свои силы на то, чтобы Православие вновь воцарилось на родине.

    Он носил звание почетного настоятеля Никольского храма в Вашингтоне, являлся почетным настоятелем церкви Малого Вознесения в Москве, а перед кончиной стал деканом богословского факультета одного из университетов столицы.

Батюшка даже в годы тяжелой болезни не терял присутствия духа, активно интересовался положением дел в России. За полмесяца до смерти он звонил к друзьям на родину и говорил, что ноги перестали слушаться. Литургию он служил сидя, иногда, когда требует традиция, его поддерживали за руки клирики.

Важно! Для владыки Василия вся жизнь — возможность участвовать в Божественной литургии.

Протоиерей Иоанн (Свиридов) поделился своими воспоминаниями. Священнослужитель отметил, что епископ Василий был искренним человеком, добродушным, отзывчивым, отчасти чудаковатым, смиренным, простым и истинным служителем Господа. Его манера говорить, держаться на людях в некоторой степени отличалась от манер, которые приняты среди архиереев и епископов в период СССР.

Епископ носил немного мятую и короткую рясу, клобук (головной убор) его был покрыт не мягким шелком, но грубым сатином, за своей бородой он также не особо следил, но в глазах этого человека сияла ясность мудрого осознания Единства всех в Боге.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: