София Суздальская: житие, дни памяти и мощи, в чем помогает

«Несвятая» святая София Суздальская

Вопреки расхожему мнению, отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов. В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий III принял решение развестись с женой Соломонией. Злые языки утверждали, что не обошлось тут без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий вскоре обвенчался. Решение князя сурово осудили священнослужители, и многие из них за защиту княгини поплатились свободой. После развода она приняла постриг и удалилась в монастырь. Так родилась будущая святая София Суздальская, память которой Русская православная церковь отмечает 1 августа.

Икона преподобной, написанная в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной. Фото: religiya.temaretik.com

Брак с браком

В миру Соломония была дочерью боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова из старинного, но «захудалого» московского боярского рода. Она рано лишилась матери и была воспитана своей тётей Евдокией Ивановной, сестрой отца.

В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.

Современники описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты. Гравюра XIX века. Фото: mir-knig.com

Жили они, согласно летописям, в полном согласии около 20 лет. Но Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против выступили митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек, которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил, одобрил развод, и к нему присоединились бояре.

Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский, по преданию, предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью. Так и произошло: во втором браке Василия III появился сын, известный в истории как царь Иоанн Грозный.

Насильный постриг

После развода, 25 ноября 1525 года, Соломония была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой княгини. Но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет, что женщина сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом.

Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?»

Менее чем через два месяца после развода Василий III женился на Елене Глинской. Фото: istoriarusi.ru

Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал местом заточения невольных царственных пострижениц.

А был ли мальчик?

Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в бесплодии было несправедливым. Якобы в монастыре Соломония родила сына — царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, а в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела.

Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они «недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери». Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.

Имя царевича Георгия в народе связывалось с легендарным разбойником Кудеяром, разбойничавшем в лесах между Суздалем и Шуей.

Археолог и историк граф С.Д. Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей. Эту версию подтверждает находка исследователя Суздаля А.Д. Варганова в 1934 году небольшой безымянной гробницы в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря. Она находилась между гробницами некоей «старицы Александры» (+ 1525) и «старицы Софии». В гробнице нашлась лишь тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки.

Отреставрированная рубашечка находится в исторической экспозиции Спасо-Евфимиева монастыря. Фото: galina-lukas.ru

Иноческий подвиг

Не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением и долго скорбела. Но, покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу.

Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Читайте также:
Житие Димитрия Солунского - описание и история жизни, биография и чудеса святого

Барельеф Софии Суздальской на постаменте памятника Владимиру Крестителю в парке Пушкина города Владимира. Фото: religiya.temaretik.com

После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому монахиня была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде».

Преподобная София была похоронена по своему завещанию — в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.

Почитание святой

Преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню «преподобною мученицею». Сам же царь Иоанн якобы возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией. Приезжали к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие.

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии.

Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь.

Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». Икона преподобной, написанная еще в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной.

Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была составлена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская православная церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.

Рака с мощами Софии Суздальской в Покровском соборе Покровского монастыря в Суздале. Фото: religiya.temaretik.com

Ее мощи не тревожили до 1990-х годов. Но 14 августа 1995 года их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и вместе с древней чудотворной иконой святой Софии являются главными святынями Покровского монастыря в Суздале. Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.

Икона София Суздальская: в чем помогает?

Преподобная София Суздальская считается одной из наиболее почитаемых святых в русской православной традиции. 29 декабря – день кончины инокини Софии – стал официальным днём её памяти в церковном календаре. Мощи и древняя чудотворная икона святой Софии, по сей день хранящиеся в Покровском монастыре города Суздаля, являются главными святынями обители. Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.

София Суздальская и Соломония Сабурова

Немногие сегодня соотносят эти два имени. Между тем в мирской жизни святая София Суздальская (1490 – 1542 гг.) была одной из знатнейших женщин своего времени. В истории она осталась как Соломония Сабурова – супруга Василия Третьего, последнего великого князя московского.

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию на смотре невест, устроенном матерью, Софией Палеолог, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода. Тем не менее добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Княжеская доля

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий Третий запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Великокняжеский развод

Вопреки расхожему мнению отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов.

В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий Третий принял решение с женой развестись. Злые языки утверждали что не обошлось без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий обвенчался, не подождав и года.

Развод Василия Третьего был первым и беспрецедентным в истории Руси. Решение князя поддержали бояре, однако жёстко осудили священнослужители, многие из них за защиту княгини поплатились свободой.

Читайте также:
Глаголев Александр - житие и труды, идеи и позиция, деятельность

Тем не менее решение было принято. Князь поступил «по своей доброй воле» и после развода княгиня Соломония должна была принять постриг и удалиться в монастырь.

Инокиня поневоле

Как же восприняла известие о своём постриге София Суздальская? Житие святой содержит два варианта принятия ею монашества. В первом она была пострижена насильно по велению мужа, во втором – не желая распрей и междоусобиц и видя своё бесплодие, просила позволения добровольно уйти в монастырь.

Современная же история утверждает, что преподобная София, а тогда ещё великая княгиня, страстно, как могла, сопротивлялась постригу, из последних сил растоптав монашеское одеяние. Однако, узнав, что постриг – это желание князя, Соломония покорилась. Впрочем, со своим новым статусом инокиня София не могла смириться ещё очень долго.

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Практически всю свою последующую жизнь в монашестве подвижница провела в стенах Покровского монастыря города Суздаля, где и была похоронена в 1542 году.

Чудеса Софии Суздальской

Вскоре после смерти инокини Софии на могиле её стали происходить чудеса исцеления. Так, в 1598 году произошло первое зафиксированное избавление от слепоты княжны Анны Нечтевой. Спустя четыре года таким же удивительным образом на могиле святой прозрела ещё одна женщина. В последующие года описываются и другие чудесные преображения. Молитва Софии Суздальской помогала от болезней глаз, глухоты, паралича и душевных расстройств.

Не только целительницей, но и защитницей была святая София. Явившись в монашеском облачении и с зажжённой свечой в руках предводителю польского войска, подошедшего к монастырю, София Суздальская спасла родную обитель.

Как описывает это событие «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале» летописца и священнослужителя 18 века Анании Федорова: сильный страх охватил полководца Лисовского от видения святой и правая рука у него отнялась, другие же поляки падали на землю вместе с конями, поражённые болезнью. Вражеское войско отступило, а само чудесное событие было изображено на могильной плите подвижницы.

Память после смерти

Официальная церковь провозгласила почитание инокини Софии как святой только в 1650 году – через сто лет после её упокоения, а вопросом канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую и молящиеся потянулись к её могиле. Примечательно что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Во время царствования Ивана Грозного – долгожданного наследника князя Василия от второй жены, Соломонию-Софию поминали преподобной инокиней и почитание носило, скорее, местный характер. Примечательно, что уже в то время князь Андрей Курбский в письме к царю называл Софию-Соломонию преподобною мученицей, невинной и святой. Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить приданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой.

При следующем царе Фёдоре Иоановиче почитание святой Софии Суздальской возросло ещё больше. На могилу преподобной инокини совершались многолюдные паломничества, члены царской семьи не раз жаловали обитель своим посещением. До наших дней сохранился вышитый покров на её надгробие с образом Спасителя, преподнесенный монастырю царицей Ириной Годуновой. Дарственная надпись подтверждает год и предназначение подношения.

Как выглядела княгиня Соломония

До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета княгини Соломонии Сабуровой. Нам не известно, существовали ли такие изображения вообще, поскольку портретная живопись, как и светское искусство, пришла в Россию только в Петровскую эпоху, спустя почти два столетия после описываемых событий. Сохранились несколько миниатюр из летописных сводов, изображающих сцены свадьбы Василия Третьего и Соломонии, пострижения княгини и несколько других знаковых исторических эпизодов из жизни княжеской четы. Современники же описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты.

Гравюра 19 века изображает молодую темноволосую женщину с правильными чертами лица в тиаре и дорогих одеждах. Была ли настоящая Соломония похожа на портретный образ, созданный художником времён романтизма, сказать сложно. Известно её изображение в монашестве, но, скорее всего, оно также было написано уже после смерти преподобной Соломонии-Софии.

Иконография святой Софии

Множество икон, написанных в 19 – 20 веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы.

Читайте также:
Гавриил Ургебадзе - житие и биография святого, могила, почитание и память, пророчества

Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной 17 века. Конечно же, перед нами утрированный каноничный образ святой и глупо искать в нём портретное сходство с описаниями и известными изображениями реальной Соломонии. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут – свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Признание святой

В Православном церковном календаре имя Софии Суздальской появляется за год до революции. В 1984 году её «официально» вносят в сонм святых, но пока только местночтимых суздальских, а с 2007 года святая София почитается уже на всецерковном уровне.

Преподобная София завещала похоронить себя в земле. Странное желание для того времени, поскольку традиционно людей её положения было принято погребать в каменных усыпальницах-склепах. Больше четырёх столетий, с 1542 по 1990 год, её прах оставался непотревоженным.

В 1995 году её могила в монастыре была вскрыта и мощи Софии Суздальской торжественно изъяты из земли. Сейчас они выставлены в закрытой раке в Покровском соборе. Это главная святыня обители, к которой стекаются многочисленные паломники. Поражает тот факт, что, пролежав в земле более четырёхсот лет, мощи оказались нетленными. Однако после вскрытия гробницы они истлели в считаные минуты.

С чем приходят к святой

С различными просьбами и мольбами обращаются к преподобной Софии. Уже в наше время список явленных ею чудес пополняется новыми свидетельствами. Главным образом к ней обращаются с просьбами об избавлении от всевозможных болезней. Прежде всего как целительница почитается в народе София Суздальская. В чём помогает святая ещё? Как мы помним, при жизни княгиня Соломония была бесплодна. Однако удивителен факт – молитва к святой Софии помогает обрести долгожданное дитя бесплодным парам.

Есть свидетельства того, что она указывала дорогу заблудившимся, оберегала детей от беды и помогала в смягчении сварливого характера старикам.

Преподобная София Суздальская. Счастливая судьба

14 августа и 29 декабря празднуется память преподобной Софии Суздальской. Преподобная София – постриженница нашей Богородице-Рождественской обители, ее монашеский постриг совершился в соборе монастыря. Предлагаем Вашему вниманию статью, посвященную жизни нашей чтимой святой.

Н аверное, самым распространенным является представление о счастье как об успешной, обеспеченной, беспечальной, проходящей в соответствии с желаниями человека жизни. Но успех мимолетен, земное благополучие призрачно, а желания сменяются одни другими. Не принося удовлетворения, они кружат человека в своем водовороте. Утомившийся от собственных желаний и неудовлетворенности, разочарованный человек задается вопросом: существует ли счастье? Истинное счастье, конечно, существует. Жизнь святой Софии Суздальской, о которой пойдет рассказ, была счастливой. Историки могут на это возразить, и будут по-своему правы. Но, если посмотреть на непростую судьбу великой княгини – монахини в свете вечной жизни, то можно увидеть, в чем заключалось ее истинное и вечное счастье.

В XVI веке наш монастырь неоднократно упоминается в летописях в связи с разводом великого князя Василия III с княгиней Соломонией и последующим пострижением княгини в монашество: «А постриг ея на Москве у Рождества Пречистыя за пушечными избами в девичьем монастыре Никольский игумен Старого Давид» [1]. Великая княгиня пожертвовала семейным счастьем ради блага государства и ближних. Слова Спасителя: «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» [2] – нашли воплощение в ее жизни. Она, казалось бы, потеряла все, но на самом деле в своем жертвенном подвиге обрела большее – драгоценную Евангельскую Жемчужину, ради которой человек может отдать и оставить самое дорогое. В истории княгини Соломонии Сабуровой мы увидим также окружавших ее людей, прежде всего – ее супруга, великого князя Василия III, о котором, как о благодетеле нашего монастыря, расскажем подробнее.

…25 марта 1479 года, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в семье Иоанна III родился долгожданный сын, испрошенный у Бога молитвами родителей. Сохранилось предание о явлении Преподобного Сергия великой княгине Софье Фоминичне Палеолог. Софья желала иметь сына, возможно, будущего наследника престола. Ради этого она пешком совершила паломничество в обитель преподобного Сергия. Она уже прошла село Клементьево и спускалась под гору, подходя к монастырю, когда увидела идущего ей навстречу инока. Он был подобен святому Сергию, как его изображают на иконах. Монах держал на руках младенца. Приблизившись к ней, он внезапно положил младенца в чрево великой княгини. Она испугалась и упала бы, если бы ее не поддержали шедшие с ней жены бояр. Великая княгиня поняла, что ее посетил сам преподобный Сергий. После этого чудесного явления Бог даровал Софье сына, которого они с супругом Иоанном III назвали Василием.

Читайте также:
Житие чудотворца Спиридона Тримифунтского - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Василий был признан наследником престола не сразу. На царство уже венчали внука Иоанна III – Димитрия. Но царствовать Димитрию не пришлось: державный дед подверг его заключению вместе с матерью Еленой Волошанкой, которая поддерживала партию придворных, приверженных ереси жидовствующих. И князь Василий вступил на престол без почестей и венчания на царство, надеясь, что все это предстоит в будущем его сыну. В 1505 году он вступил в брак.

Избранница князя, Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Предком Соломонии был участник Куликовской битвы Феодор Сабур.

Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) называет отца Соломонии Юрия Константиновича князем [3]. Примерно со времени правления Иоанна III князья, несшие службу при дворе, именовались боярами. Близкие родные Соломонии служили в Великом Новгороде, который незадолго до этого присоединил к Москве Иван III. Ее отец был писцом Новгородской земли, составителем древнейших новгородских писцовых книг [4].

Княжна рано лишилась родителей и воспитывалась в семье благочестивой тетки, любившей ее как родную дочь. С юных лет княжна проводила внимательную духовную жизнь, и именно тогда полагалось основание ее будущего монашества. Возможно, стремление к идеалу святости привело бы девушку-сироту к вратам какой-нибудь строгой пустынной обители, но Бог судил иначе. Соломонию должны были представить государю и наследнику, который еще не был женат. В те времена наследник престола по обычаю избирал в жены не иностранную иноверную принцессу, а русскую княжну.

Выбор невесты наследника происходил по обычаю, существовавшему с древних времен у Византийских императоров. Идея православной монархии – послушания Богу через Его Помазанника, была принята лучшими людьми Руси еще во времена святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а мысль о русском народе как преемнике святоотеческой Византии – еще раньше. В эпоху Иоанна III, особенно после его женитьбы на византийской царевне, было желание полнее воплотить эти идеи в жизнь, потому перенимались и многие обычаи Византии.

По русским городам были разосланы грамоты «к боярам и детям боярским» с приказом представить дочерей или родственниц – девиц на смотр наместникам, которые выбирали лучших и отсылали в Москву, а между ними уже правитель сам выбирал себе невесту. С разных концов Русского государства на смотрины были привезены около полутора тысяч знатных девиц: в их числе оказалась и княжна Сабурова. И князь Василий избрал в невесты Соломонию. Имевшая духовные устремления, Соломония Сабурова не искала ни власти, ни богатства, ни высокого положения в обществе. Но она приняла Волю Божию и смогла стать опорой супругу-правителю и матерью своему народу, потому что от дней юности не надеялась на себя, но уповала на Бога и призывала Его помощь.

Что касается князя Василия Иоанновича, то его привлекли, прежде всего, внутренние качества избранницы. Соломония и внешне была красива: ее необыкновенная красота и ум сочетались с искренней живой верой, целомудрием, смиренномудрием, скромностью, кротостью, жертвенной любовью. Добродетели будущей великой княгини родились от послушания Воле Божией, и это было особенно важно для избравшего ее. Василий понял и почувствовал, что Соломония правильно воспримет идею власти как особого служения Богу и сможет разделить с ним трудности управления государством. И он не ошибся в своем выборе.

4 сентября 1505 года, в Успенском соборе Кремля, в присутствии великого князя Иоанна III, было совершено Таинство Венчания наследника престола и его избранницы. В том же году состоялась другая свадьба, закрепившая союз Рюриковичей и Сабуровых: сестра Соломонии Мария Юрьевна вышла замуж за князя Василия Семеновича Стародубского – потомка Дмитрия Донского [5].

Брак Василия и Соломонии был на редкость счастливым: супруги жили в любви и согласии. Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах, в то время, была подчинена строго определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы и благословения Божия не начиналось никакое дело. За церковными службами и в домашнем молитвенном правиле совершался весь суточный круг богослужения. Страх Божий, молитва, трезвение и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее. При таком порядке вещей ощущаются во всей полноте радость бытия и покой в Боге.

Вскоре после венчания князю Василию суждено было вступить на престол: 27 октября 1505 года скончался его отец, великий князь Иоанн III. Близость к власти и богатство нисколько не изменили благочестивого, покаянного настроения Соломонии. Перед ней открылось поприще для больших духовных подвигов. Подобно своей предшественнице, преподобной Евдокии (Евфросинии) Московской, Соломония много молилась о благе отечества и испрашивала у Бога помощь державному супругу. Вся Москва знала милосердие великой княгини к нуждающимся, но ее тайных добрых дел было намного больше. Проводя духовную жизнь, много времени посвящая молитве и чтению священных книг, княгиня успевала сделать столько доброго, что нельзя было сомневаться в очевидной Божией помощи. На ее примере можно увидеть несостоятельность и неправду помыслов, всеваемых врагом нашего спасения, о том, что за множеством дел и забот «некогда молиться» или «недосуг» следить за своим внутренним состоянием.

Читайте также:
Никита Столпник: в чем помогает, житие и мощи святого, святой источник

В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. Она помогала семьям бедняков, щедро раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших, заботилась о вдовах и сиротах, давая желающим средства «на постриганье», то есть на поступление в монастырь и жизнь в нем.

Обитель в попразднство Богоявления, 26 января 2017 г.

Великая княгиня всегда помогала монастырям, строящимся монастырским и приходским храмам, старалась облегчить тяготы монашеской жизни, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку Преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров [6]. Как пишет в своей статье кандидат исторических наук М.А. Емельянов-Лукьянчиков, до нашего времени сохранились образцы русского лицевого шитья – удивительные многофигурные композиции работы самой великой княгини Соломонии: пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию» с праздниками, «Преподобный Кирилл Белозерский с житием». Сохранились также пелены «Богоматерь Петровская» и «Митрополит Петр», «Преподобный Сергий Радонежский», «Преподобный Кирилл Белозерский», «Преподобный Пафнутий Боровский», «Преподобный Леонтий Ростовский», «Преподобная Евфросиния Суздальская». «Последняя работа говорит о внимании великокняжеской четы к суздальским святыням и монастырям. В 1509 году Василий III посетил Суздальский Покровский монастырь и начал здесь каменное строительство. К 1518 году были построены надвратная церковь Благовещения, храм Происхождения Честного Древа Креста Господня и Покровский собор, которые сохранились до нашего времени» [7].

День Успения Пресвятой Богородицы: Собор Рождества Божией Матери.

«За время брака с великим князем имя Соломонии трижды упоминается в летописях: впервые в связи с переездом великокняжеской семьи на новый двор у церкви Благовещения в Кремле (7 мая 1508 года – именно в этот день преставился преподобный Нил Сорский), затем в связи с выездом вместе с великим князем в осенний объезд Русской земли (8 сентября 1511 года – на Рождество Пресвятой Богородицы и в день Куликовской битвы) и в связи с погребением брата Василия III князя Симеона Ивановича (28 июня 1518 года) [8]. Таким образом, великая княгиня принимала активное участие в жизни своего мужа» [9]. В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память у соотечественников.

Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили испытание терпеливо, по-христиански. Они много и со смирением молились о даровании наследника, ежегодно совершали паломничества в святые обители. Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки [10]. На пелене 1525 года «Явление Богоматери преподобному Сергию», подаренной четой в Троице-Сергиев монастырь, были вышиты изображения «Зачатие Пресвятой Богородицы» и «Зачатие Иоанна Предтечи» с надписью: «Помилуй Господи благовернаго великаго князя Василиа Ивановича Государя всеа Русии и его благоверную великую княгиню Соломонию и грады их, подай же им Господи плод чрева» [11].

Московская Рождественская обитель, возрожденная отцом Василия III, была близка обоим супругам по многим причинам. Она была исторически и духовно связана с монастырем Преподобного Сергия и великокняжеским домом; в ее стенах чтили родителей Божией Матери святых Богоотцов Иоакима и Анну, у которых супружеский союз был бесплодным пятьдесят лет, и они столь долгое время скорбели и несли «поношение безчадства».

Игумения Викторина (Перминова)

Статья републикована 13 августа 2018 г.

Святая преподобная София Суздальская

Великий князь московский Василий III Иванович, сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог, родился в конце XV века. А в 1505 году взошел на […]

Великий князь московский Василий III Иванович, сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог, родился в конце XV века. А в 1505 году взошел на престол. Ну а какой же царь без царицы?

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию (а на выбор юному Василию было представлено целых полторы тысячи кандидаток) на смотре невест, устроенном матерью, Софией Палеолог, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода.

Соломония была дочерью боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но «захудалого» московского боярского рода. Девочка рано лишилась матери и воспитывалась в православии теткой по отцу. Тем не менее, добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Соломония, естественно, была огорчена таким положением вещей, а вот московский князь неистовствовал!

Читайте также:
Авва Дорофей: душеполезные поучения, книги и послания святого, житие

Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий III запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Решение было принято царем: развод! Ни страстные протесты митрополита Варлаама, за которые он в итоге лишился сана, ни мольбы преподобного Максима Грека не изменили решения царя. Ему нужен был наследник!

Бытовало и мнение о том, что «чары» Елены Глинской поспособствовали тому, что Василий III быстро развелся и женился на ней, не прождав и положенного года. Митрополит Варлаам был лишен сана, на его место был назначен новый митрополит Даниил, который одобрил решения царя. Его поддержали бояре.

В конце 1525 года развод был объявлен, и Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь.

Одни утверждают, что это была исключительно воля царя, другие говорят о собственном выборе Соломонии. Летописи не сохранили для нас правды. Но так или иначе, вчерашняя царица стала инокиней.

Скорбела ли она? Естественно. Но нашла успокоение в трудах и молитве. Выросшая в небогатой семье и привыкшая к труду, она собственноручно вырыла колодец для обители, когда в ней не хватало воды. А когда отошла ко Господу святая преподобная Ефросиния, Соломония (уже инокиня София) сшила на ее могилу покров.

«Долгожданные и желанные дети не стали утехой и отрадой своему отцу»

У Василия III и Елены Глинской родилось два сына: Иван (будущий Иван Грозный, жестокий, безумный правитель) и Юрий, страдавший дегенеративным слабоумием. Так что такие долгожданные и желанные дети не стали утехой и отрадой своему отцу.

Но брак был недолговечен. Через 8 лет Василий III скончался. Правда, перед этим он принял постриг под именем Варлаама. Совпадение? Ведь именно митрополита с таким именем он лишил сана. Бог лишь ведает истину…

Но время движется дальше. И после смерти Василия III власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской.

Через пять лет и Елена Глинская отошла ко Господу, и инокиня вернулась в Суздаль, в свою обитель, где и доживала последние годы своей земной жизни.

Похоронена была преподобная в стенах Покровского монастыря. И вскоре на ее могиле стали происходить чудеса исцеления от недугов слепоты, глухоты и паралича.

Церковь признала почитание инокини Софии как святой только в 1650 году – через сто лет после её упокоения, а вопросом официальной канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее, уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую, и молящиеся потянулись к её могиле.

По благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.

Примечательно, что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда 14 августа 1995 года мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели и осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке.

Святая и сегодня помогает молящим ее в исцелении недугов, и по ее заступничеству бесплодные пары обретают детей.

Моли Бога о нас, святая преподобная София Суздальская!

Феофан Грек

Талантливый иконописец и мудрый философ появился на Руси во время начала возрождения государственности и самосознания русского народа. Феофан Грек оставил яркий след в культуре Руси, оказав влияние на формирование уникальной русской иконописной школы.

Биография

О жизни Феофана Грека не осталось подробных сведений. Основную часть информации исследователи получили из переписки архимандрита Кирилла Тверского и иеромонаха Епифания Премудрого, который лично был знаком с византийским мастером.

Считается, что Феофан родился в 30-е гг. XIV в. в Византии. Живописи он учился в столице империи, так как в его творчестве прослеживаются черты константинопольского стиля. В источниках указывается, что мастер до приезда на Русь работал не только в Константинополе, но и в Галате, Халкидоне и Кафе (современной Феодосии). Видимо в черноморском городе он присоединился к свите митрополита Киприана.

Около 1378 г. мастер прибыл в Новгород. Его пригласил новгородский боярин Василий Данилович и жители Ильинской улицы для росписи недавно построенной Преображенской церкви. Сколько времени прожил мастер в Новгороде точно неизвестно. Затем он работал в Нижнем Новгороде и, возможно, Переяславле Залесском.

Читайте также:
Житие Александра Ошевенского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

В 1395 г. начинается московский период в творчестве греческого иконописца. В Москве он участвовал в росписи следующих построек:

  • церковь во имя Рождества Богородицы (1395 г., Кремль);
  • Архангельский собор (1399 г., Кремль);
  • Благовещенской собор (1405 г., Кремль);
  • палата князя Владимира Андреевича.

Росписи Благовещенского собора являются последней известной работой Феофана Грека. В письмах Епифания, датируемых 1415 г., говорится, что мастер покинул земной мир.

Интересно: существует версия, что в конце своего земного пути мастер принял монашеский постриг и удалился в одну из афонских обителей.

Особенности творчества

Творчество Феофана Грека восходит к классическим византийским образцам константинопольской школы. На его авторский стиль оказало влияние учение исихастов, отвергающих внешнюю красоту. Творчеству греческого живописца свойственны следующие отличительные черты:

  • использование небольшого количества цветов (охра, бирюза, багрянец, белила, золото);
  • отсутствие мелких деталей;
  • работа без ориентирования на образец;
  • глубокий символизм отдельных деталей и композиции в целом.

Феофан являлся философом и мыслителем, ориентированным на свой внутренний мир. В источниках упоминается, что на работающего мастера приходили посмотреть десятки прихожан, которым он, стоя на лесах, проповедовал Слово Божие.

Живопись

В источниках указывается, что Феофан Грек расписал более 40 храмов. Но до настоящего времени сохранились точные сведения о четырёх монументальные работах мастера.

Новгород

Росписи Преображенской церкви на Ильиной улице в Новгороде — единственная работа мастера, авторство которой не вызывает сомнений у исследователей. До настоящего времени сохранились лишь фрагменты фресок, которые были открыты в ходе реставрации, проводимой в 10-40 гг. XX в.

Лучше всего сохранились изображения купольной части, на которых изображены Христос Пантократор, фигуры архангелов и серафимов, а также праотцов. В работе над изображением Христа мастер использовал всего один цвет — охру, которая дополнялась белыми бликами.

Умелая работа иконописца создаёт уникальное изображение, строгий взгляд которого проникает в душу входящих в храм прихожан. В таком же стиле выполнены изображения праотцов. Ной держит в руках ковчег, который символизирует Церковь земную.

Уникальные по смысловой нагрузке изображения располагаются в Троицкой пределе. В изображениях Даниила Столпника, Симеона Дивногорца, Алимпия Столпника и Макария Египетского показываются этапы приобщения человека к Божией Благодати, которая на изображении обозначается белилами.

Их количество на фреске обозначает степень восприятия Бога человеком. При этом на вытянутой совершенно белом изображении святого Макария чётко выделяются тёмные кисти и лик. Они являются символом того, что, погрузившись в Свет Господа, человек не растворяется в нём, а внутренне преображает свою личность.

Важно! Древние фрески новгородского храма входят в число великих произведений не только русского, но и мирового искусства.

Москва

После Новгорода Феофан работал над росписями нижегородских и коломенских храмов. Эти фрески не дошли до современности. Сохранились монументальные изображения, приписываемые талантливому греку, в храмах Московского Кремля.

В Благовещенском соборе сохранились изображения деисусного чина иконостаса. Впервые в истории русской иконописи в иконостас поместили ростовые фигуры. Вытянутые фигуры напоминают свечи. Контраст света и тени оживляют статичные образы, делают их светящимися изнутри.

Московские работы мастера отличаются от новгородских образов. Линии становятся более плавными и мягкими, в ликах появляется покой и благодушие. Несмотря на смягчение стиля, образы, создаваемые Феофаном, по-прежнему олицетворяет силу и мощь Господа.

Иконы

Считается, что Феофан Грек являлся автором не только монументальных живописных произведений, но и икон. Точно определить их авторство практически невозможно, так как православная традиция запрещает иконописцам подписывать свои работы. Греку приписывают следующие иконописные произведения:

  • Богоматерь Донская;
  • Успения Богородицы;
  • Преображение Господне.

Икона Донской Божией Матери принадлежит если не самому Феофану, то одному из его учеников. Первоначально изображение размещались в Успенском соборе г. Коломны, но через некоторое время было перенесено в Благовещенский собор московского Кремля.

Спокойная фигура Богородицы, держащей на руках младенца Христа, располагается на золотом фоне. На авторство известного живописца указывают цветовые сочетания, внутренний свет, струящийся из глаз Девы и её Сына, а также духовные красота и сила.

На обратной стороне доски нанесён сюжет «Успение Богородицы». Композиция образа наполнена многочисленными символами. В центре композиции расположено смертное ложе Богородицы, вокруг которого собрались апостолы. На переднем плане стоит свеча, символизирующая человеческую жизнь. Её свет означает молитву, возносимую к Господу.

За ложем стоит Христос, держащий юную душу своей Матери. Его фигура, облаченная в золотые одежды, также напоминает свечу. Свеча и Иисус образует вертикаль света, которая вместе с ложем образует крест — символ победы жизни над смертью.

Феофану приписывается храмовый образ «Преображение» из Спасо-Преображенского собора г. Переславля Залесского. Сложная композиция рассказывает о событии Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. Центром изображения является фигура Христа, облаченная в белые одежды, от которой идёт Божественный Свет.

Читайте также:
Арсений Великий - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

По сторонам от Иисуса расположены фигуры пророков Моисея и Ильи. У подножия горы размещены изображения апостолов Иакова, Петра и Иоанна. Исследователи отмечают, что автор иконы изобразил лик Господа мягким и кротким. Основываясь на этом, они считают, что образ не принадлежит руке Феофана.

Книжные миниатюры

Следы влияния греческого мастера встречаются в книжной миниатюре. Он считается оформителем Евангелия Хитрово и Евангелия Фёдора Кошкина. На страницах отсутствуют изображения, но каждая страница украшена орнаментами, заставками и красочными инициалами. Этим элементам свойственны резкие линии, аскетичный колорит.

Интересно: учёные отмечают, что Евангелие Кошкина принадлежит не самому Феофану, а одному из его последователей. Среди возможных авторов называют Андрея Рублёва.

Феофан Грек — значительная личность в русском средневековом искусстве. Его учеником и соавтором является великий святой иконописец Андрей Рублёв, являющийся родоначальником русской национальной иконописной школы.

Феофан Грек

Фото Все

Видео Все

Феофан Грек / Мост над бездной / Телеканал Культура

Фрески Феофана Грека

Русская культура. Феофан Грек. Выпуск 6

Феофан Грек — биография

Феофан Грек – известный русский иконописец родом из Византии, миниатюрист. Прославился своими монументальными фресковыми росписями.

Единственное «задокументированное» произведение Феофана Грека – росписи Спасской церкви в Новгороде. Есть сведения, что он расписал почти сорок церквей, написал множество икон и оставил свой след в книжной миниатюре. Но до наших дней дошли только фрески в Новгороде, книги, которые он украшал, все утрачены, а в отношении икон мнения искусствоведов разделись, они говорят о них, как о произведениях «кисти мастера Феофанова круга».

Уцелевших фактов биографии Феофана Грека так же мало, как и его наследия, дошедшего до наших дней. Общепринятая версия гласит, что Феофан родился в Византии, в самом ее сердце – Константинополе в 1340 году. Именно за это его прозвали Греком. На Руси он появился 30-летним юношей, в 1370-м году. Есть предположение, что он сопровождал митрополита Кирпиана в Новгород. Через два десятка лет переселился в Москву, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Некоторые историки подтверждают, что Грек некоторое время жил в Коломне и Серпухове, оставил после себя много шедевров, которые, к сожалению, до нас не дошли.

Феофан Грек был приверженцем исихаизма. Согласно этому христианскому вероучению, медитация, это ни что иное, как познание божественного. Сведения о личной жизни иконописца также не сохранились, историки предполагают, что ни жены, ни детей у него не было.

Феофан Грек

Даже точная дата смерти неизвестна, считается, что умер Феофан Грек примерно в 1410-м году, хотя возможно и позже, но не далее, как в 1413-м. Смерть наступила от естественных причин, так как на тот момент он уже был глубоким старцем, ему шел восьмой десяток.

Основным источником биографических сведений о Феофане Греке стало письмо писателя и художника Епифания Премудрого, которое адресовалось преподобному Кириллу Белозерскому. В этом послании Епифаний рассказал о жизни и деятельности Грека, о методиках его работы.

Творчество

Если верить сведениям, полученным из письма Епифания, то за всю свою творческую биографию Грек работал над росписью более сорока каменных церквей, причем в самых разных городах, среди которых Константинополь (нынешний Стамбул), Галат, Халкидон, Кафа (современная Феодосия), и в древнерусских городах. До нашего времени дошли только несколько росписей в русских церквях.

Фреска церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде расписанная Феофаном Греком

Первая и единственная работа иконописца, официально зарегистрированная на бумаге – церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде, расположенная на Ильине улице. Остальные росписи Грека сохранились лишь фрагментами. По этим неповрежденным элементам мы можем судить о мастерстве иконописца и масштабе работы, проведенной для создания той или иной фрески.

Менее всего разрушения коснулись купола и «барабана». В центре этой конструкции Грек изобразил Пантократора, или как его называют иначе, Спаса Вседержителя, который одной рукой благословляет, а во второй держит книгу. Контур портрета взят в рамку, внутри украшен стихом из Псалтыря. Ниже небесного царя изображены архангелы, херувимы и серафимы. В таких же традициях оформлен купол не только в Новгороде, но и в Византии, во время создания фресок Грек брал за основу убранство собора Святой Софии.

Достаточно хорошо удалось сохраниться и троицкому приделу Спасо-Преображенской церкви. Наиболее ценным в этом шедевре можно считать фронтальное изображение Святой Троицы. Мастер воплотил свою задумку, расположил у ног святых Авраама и Сарру, которые подносят пищу гостям. Теперь на фреске можно рассмотреть только изображение Сарры.

Роспись церкви Спаса Преображения с изображением Святой Троицы

В оформлении этой церкви Грек пользовался только двумя цветами – белилами и охрой, что отличалось от аналогичных росписей того периода. Нарушил иконописец и традиционную композицию, он намеренно расположил фигуры по кругу, убирая острые углы. Основной акцент Феофан сделал на ликах святых, они изображены реалистично, с тщательно прописанными деталями. Прототипами образов художнику служили новгородские отшельники.

Читайте также:
Фома Аквинский: житие и биография, учения и труды, взгляды

Церковь в Великом Новгороде вынесла испытание тремя пожарами, которые случились в 1388-м, 1541-м и 1696-м годах. Огонь и высокая температура привели к изменению первоначального цвета фресок, они стали намного контрастнее.

К концу 1370-го у известного иконописца появились последователи. Его манеру использовали художники, расписывавшие церкви Федора Стратилата и Успения Богородицы. Новгородская икона «Отечество», принадлежащая кисти неизвестного художника, украшена серафимами, скопированными с фресок Спасо-Преображенской церкви.

Работы Грека, датированные 1380-ми годами, до наших дней не дошли. В своем письме Епифаний Премудрый писал, что в те годы Феофан занимался росписью храмов в Нижнем Новгороде. Там же принимал участие в реставрации церквей, которые пострадали от татаро-монгольских набегов. Кроме этого Грек трудился в Серпухове и Коломне.

Работа Феофана Грека — Архангел Михаил

Примерно в 1390-м году Грек поселился в Москве. Он занялся написанием икон и украшением церковных книг. В те годы художник принялся расписывать стены в доме Владимира Храброго, приходившегося двоюродным братом Дмитрию Донскому. По словам современников иконописца, терем князя Владимира украсила «невиданная и необыкновенная роспись». Принялся грек и за украшение храмов. Феофан Грек, иконописец Симеон Черный и их ученики принимали участие в росписи церкви Рождества Богородицы на Сенях. Московские князья «подрядили» Грека на оформление собора Святого Архистратига Михаила. К сожалению, этот памятник искусства до наших дней не сохранился, в 1505-м царь Иван III распорядился его разобрать.

Есть мнение, что именно он, прославленный византийский иконописец, иллюстрировал и вписывал буквицы в Евангелие для дипломата и московского боярина Федора Кошки и в Евангелие Хитрово. Авторство Грека подтвердить не удалось, но иллюстрации демонстрируют его характерную творческую манеру с использованием ярких и контрастных цветов и четко очерченных границ фигур. Эти работы он предположительно завершил в 1392 году. После проведенного художественного анализа, искусствоведы пришли к выводу, что Феофан Грек написал «Донскую икону Божией Матери» и «Успение Божией Матери».

Донская икона Божией Матери написанная Феофаном Греком

Вторая из вышеназванных икон – двусторонняя. На одной стороне есть изображение церковного праздника, своеобразного посвящения смерти, или успение Пресвятой Богородицы. На другой стороне лик Богородицы с младенцем. Спустя некоторое время умиленному портрету на обороте придумали свое название – «Донская икона Божией Матери».

Первоначально эта икона предназначалась для Успенского собора в Коломне, а после ее перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1552 году, отправляясь в казанский поход, ее забрал в дорогу царь Иван Грозный. В 1680-х годах эта икона сопровождала Василия Голицына на Русско-турецкой войне. В настоящее время икона «Донской Божией Матери» выставляется в Третьяковской галерее.

До 50-х годов прошлого века искусствоведы были уверены, что автором иконы «Преображение» в Спасо-Преображенском соборе Переяслава-Залесского был именно Феофан Грек. Но современным экспертам, сотрудникам Третьяковской галереи удалось доказать, что к созданию этого холста византийский иконописец не имеет никакого отношения. Такой вывод они сделали на основании того, что Грек никогда не пользовался слишком яркими цветами, и она написана в нехарактерной для него цветовой гамме. Теперь икону выставляют в экспозиции музея, как работу «неизвестного иконописца».

В 1405 году приступили к росписи Благовещенского собора, причем с этой целью пригласили самых известных мастеров – Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца. Многие искусствоведы придерживаются мнения, что иконы на иконостасе этого собора написал именно Грек. Стоит отметить, что иконостас в этом соборе тоже уникальное явление в оформлении церкви. Он был первым на Руси, где фигуры святых выполнены в полный рост.

В Благовещенском иконостасе девять икон. На них изображены Апостол Петр, Василий Великий, Богоматерь, Архангел Михаил, Иоанн Предтеча, Спас Вседержитель, Апостол Павел, Архангел Гавриил, Иоанн Златоуст. Феофана считают автором этих икон по той причине, что манера, в которой они написаны, практически идентична с той, в которой расписана Спасо-Преображенская церковь в Великом Новгороде.

Герои икон Феофана Грека получались какими-то очеловеченными или обожествленными, он создавал их по наитию. Иконописец часто прерывал работу, вел беседы с прихожанами или служителями церкви, это давало ему возможность осмыслить следующий шаг, обдумать мазок, который он собирался нанести на полотно. Манера Феофана Грека создавать свои фрески – скоропись, которая не предполагает детальную проработку каждой детали изображения.

По мнению части искусствоведов, Грек в своей работе использовал монохромную технику, отдавая предпочтение красно-коричневым тонам. Другие специалисты уверены, что это время наложило свой отпечаток на некоторые цвета, и что Феофан работал с обширной палитрой цветов, которая, к сожалению, не сохранилась после реставрационных работ. Ведь чтобы «добраться» до шедевров византийского мастера, реставраторы местами сбивали штукатурку, работали с использованием извести.

Феофан Грек

Биография

Рассвет русской иконописи приходится на рубеж XIV–XV веков — время, когда свои шедевры создавали именитые живописцы Андрей Рублев и Феофан Грек. Последний прибыл в Русь из Византии уже сформировавшимся мастером, но по-настоящему великим стал в 1390-е годы. Фресками и иконами Феофана Грека украшены крупнейшие православные храмы Москвы и Нижнего Новгорода.

Читайте также:
Антоний Печерский - житие и биография святого, творения и труды, почитание и дни памяти

Судьба

Согласно общепринятой версии, иконописец родился около 1340 года в Константинополе — сердце Византийской империи, за что и получил прозвище Грек. Русь стала родиной для Феофана в 1370 году — он приехал в Новгород, предположительно, вместе с митрополитом Кирпианом. Спустя 20 лет, в 1390-м, переехал в Москву, где и провел остаток жизни. По данным некоторых историков, Феофан также проживал в Серпухове и Коломне, но созданные там шедевры не сохранились.

Фреска Феофана Грека «Успение» / Третьяковская галерея

Феофан Грек — последователь исихазма. Это христианское вероучение называет медитацию методом познания божественного. Иконописец умер около 1410 года, но не позже 1413-го. Причина смерти естественная, ведь Феофан Грек, по приблизительным расчетам, разменял 8-й десяток.

1413-м датируется лестная характеристика Феофана Грека, которую писатель и художник Епифаний Премудрый направил своему другу преподобному Кириллу Белозерскому. Кстати, письмо Епифания — основной источник, из которого черпаются данные о личной жизни Феофана и его методе работы.

Творчество

По сведениям Епифания Премудрого, за свою жизнь Феофан расписал более 40 каменных церквей в Константинополе (современный Стамбул), Халкидоне, Галате, Кафе (ныне Феодосия) и в городах Древней Руси. До наших дней сохранились лишь русские шедевры.

Первой и единственной документально подтвержденной работой Феофана Грека является церковь Спаса Преображения на Ильине улице, которая до сих пор служит украшением Великого Новгорода. До наших времен росписи дошли фрагментарно. Неповрежденные элементы позволяют оценить мастерство автора и масштаб проведенной работы.

Наиболее хорошо сохранились купол и «барабан». В центральной части конструкции изображен Пантократор, он же Спас Вседержитель. По контуру портрета выведен стих из Псалтыри, а под небесным царем нарисованы четыре архангела и четыре херувима и серафима. Такое оформление купола традиционно не только для новгородской, но и византийской архитектуры: создавая фрески, Феофан Грек опирался на убранство собора Святой Софии.

Фреска Феофана Грека «Троица» / Википедия

Троицкий придел Спасо-Преображенской церкви также хорошо сохранился. Особую ценность представляет фронтальное изображение Троицы. У ее ног, согласно задумке Феофана Грека, покоились Авраам и Сарра, подносящие гостям пищу. Сейчас на фреске можно увидеть только Сарру.

В начале 1390-х годов Феофан приехал в Москву. Здесь художник писал иконы и украшал церковные книги. Предполагается, что перу византийца принадлежат иллюстрации и буквицы в Евангелие боярина Фёдора Кошки и Евангелие Хитрово. Работы датируются 1392 годом. Искусствоведы, опираясь на художественный анализ, приписывают Феофану авторство произведений «Успение Божией Матери» и «Донская икона Божией Матери».

Фреска Феофана Грека «Донская икона Божией Матери» / Третьяковская галерея

«Успение Божией Матери» — двусторонняя. С одной стороны изображен церковный праздник, посвященный памяти о смерти, или успении Пресвятой Богородицы. На обороте нарисованы Богородица с младенцем. Позже умиленный портрет на оборотной стороне получил отдельное название — «Донская икона Божией Матери».

До второй половины XX века считалось, что Феофан Грек создал икону Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском «Преображение». Однако современные эксперты Третьяковской галереи безапелляционно заявляют, что рука византийца не прикасалась к этому холсту. Сейчас икона демонстрируется как работа «неизвестного иконописца».

В 1405 году три легендарных иконописца — Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца — собрались, чтобы расписать Благовещенский собор. Кроме того, Феофану приписывают авторство ряда икон с иконостаса собора. Кстати, этот иконостас является уникальным для церковного искусства — он стал первым в России, на котором фигуры изображаются в полный рост.

Состоит Благовещенский иконостас из 9 икон. Здесь можно увидеть лики Василия Великого, Апостола Петра, Архангела Михаила, Богоматери, Спаса Вседержителя, Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Апостола Павла и Иоанна Златоуста. Авторство приписывают Феофану Греку ввиду того, что манера исполнения икон схожа с манерой росписей Спасо-Преображенской церкви в Великом Новгороде.

Фреска Феофана Грека «Спас Вседержитель» / Википедия

Феофан очеловечивал героев икон либо обожествлял по собственному усмотрению. Мастер часто отрывался от работы и разговаривал со служителями храма, прихожанами, что словно помогало осмыслить мазок, который предстоит нанести на фреску. Такой метод работы объясняет, почему Феофан Грек создавал фрески скорописью, то есть без детальной проработки изображения.

Одни искусствоведы утверждают, что иконописец работал в монохромной технике, используя красно-коричневые тона. Другие же предполагают, что часть цвета потерялась во времени, что палитра Феофана была куда многообразнее. Ведь для того, чтобы заново открыть шедевры византийца, реставраторам приходилось сбивать штукатурку и использовать известь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: