Святая Людмила – житие и биография мученицы, мощи, дни памяти и почитание

Мученица Людмила — покровительница бабушек

Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей… бабушек. Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. Причем один из них явно не удался, впрочем, бабушкиной вины в том не было, ее от воспитания этого внука отстранили. Зато другой, которого она вырастила и воспитала, стал великим правителем, прославленным в лике святых, много сделавшим для религиозного просвещения своего народа.

Нет, это не равноапостольная Ольга – хотя во многом судьбы этих двух святых женщин схожи. Святая мученица благоверная княгиня Людмила Чешская жила всего на полвека раньше Ольги. Происхождение и точная дата рождения той и другой неизвестны. Обе стали христианками в зрелом возрасте, намного пережили своих мужей, правили за малолетних детей, с которыми не нашли общего языка, но зато смогли оказать благое влияние на внуков.

Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику». Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По наиболее правдоподобной версии историографа Козьмы Пражского, она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель. Предположение о сербском происхождении Людмилы менее вероятно, в латинских рукописях указывалось, что она была взята мужем «de gente sua» — из своего, то есть близкого, рода. Кроме того, одним из самоназваний пшован было и сербы (srbove).

О детстве Людмилы ничего неизвестно. Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I. Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Надо сказать, что Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии.

В IX в. земли чешского племени – всего-навсего крепость Борживоя Леви-Градец и ее окрестности — входили в состав Великой Моравии. Борживой, будучи вассалом моравского князя Сватоплука, участвовал в его борьбе против восточно-франкского короля Людовика II Немецкого. В качестве награды он был признан независимым «князем всех чехов» и получил в дар земли, на которых впоследствии была построена столица современной Чехии Прага. Относительно крещения супругов славянский и латинский варианты жития расходятся. Латинские памятники упоминают об обращении Борживоя в христианство еще до женитьбы, «Пролог» утверждает, что это произошло «егда же быста вкупь» (вообще славянское житие святой Людмилы – в отличие от латинского — не ограничивается скупым изложением фактов, а старается подчеркнуть благочестие княгини).

Как бы то ни было, врозь или вместе, супруги приняли святое крещение в моравской столице Велеграде от равноапостольного Мефодия не позднее 885 г. Возможно, первоначально их крещение (или одного только Борживоя) носило добровольно-принудительный характер, связанный с политической необходимостью. Однако под влиянием проповедей святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере. В Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм – церковь св. Климента.

Как и спустя столетие на Руси, обращение чешского народа в христианство носило достаточно жесткий характер. Борживой приказал уничтожать капища, запретил совершение языческих обрядов, что вызвало недовольство жрецов, подстрекавших поданных князя к неповиновению. Спустя некоторое время вспыхнуло восстание, которое возглавил родственник Борживоя князь Стоймир. Вернув себе власть с помощью князя Сватоплука, Борживой вынужден был отказаться от дарованной ему самостоятельности Чехии и смириться с прежним положением вассала.

Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава. Это был критический момент для чехов: поведи себя Людмила, принявшая власть де факто, неправильно – и на этом существование династии Пршемысловичей закончилось бы. Однако ей удалось выстроить политические отношения с моравским князем и удержать Чехию для своих сыновей. После смерти Сватоплука в 894 г. начался распад Великоморавской державы, и Чехия снова вышла из ее состава – чтобы тут же попасть под влияние немецкого короля Арнульфа.

За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех».

Именно стремление к возрождению богослужения на славянском языке стало одной из главных причин гуситских войн XV в. Гуситы искали союза с Восточной Церковью, и только завоевание Константинополя турками привело к тому, что переговоры были прерваны и гуситы обратились к союзу с немецкими протестантами.

Касательно правления сыновей Людмилы хронисты сильно противоречат друг другу – документальных свидетельств этого периода почти не сохранилось. Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.

Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и по решению сейма (или, что более вероятно, — германского сюзерена) до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов – Людмилы и Драгомиры.

Читайте также:
Валентин Мордасов - жизнь и биография, книги и труды, советы и проповеди

Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность. Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей.

Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови – хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала. В ночь на 16 сентября 921 г. («Пролог» даже сообщает точное время – «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее. Латинские источники упоминают в качестве орудия убийства веревку, однако на иконах святая Людмила чаще всего изображается с головным убором (ушев или повой), которым, по источникам славянским, и была задушена. Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с нее головного убора, а тем более этим самым головным убором считалось у славян крайне унизительным – что и нужно было Драгомире.

Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города – еще одно унижение. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 г. аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.

После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой.

Святая Людмила почиталась одной из покровительниц чешской земли, однако в настоящее время (знаю это как человек, достаточно долго живший в Чехии) это имя, такое распространенное в России, стало здесь редким. Современная Чехия позиционирует себя как светское государство и уделяет религии удручающе малое внимание. Многие католические костелы превращены в музеи и концертные залы, а действующие, в том числе и неоготический костел св. Людмилы, зачастую стоят пустые. Базилика св. Йиржи также является музеем, а капелла св. Людмилы закрыта решеткой и открывается только раз в году, в день памяти святой – во время совершения католической мессы. Не так давно и с огромным трудом представители Чешской Православной Церкви добились разрешения проводить литургию и читать акафист святой в день ее памяти по юлианскому календарю. Но простому паломнику помолиться у раки святой невозможно – или почти невозможно. Может быть, созданному недавно в Праге Православному Благотворительному Фонду святых Вячеслава и Людмилы и Чешских удастся изменить ситуацию к лучшему.

Святая Людмила

Святая мученица Людмила, благоверная княгиня Чешская, жила в IX веке. Судьба святой Людмилы во многом сходна с судьбой покровительницы Русской земли – святой равноапостольной Ольги. Происхождение и точная дата рождения обеих неизвестны, обе они приняли христианство в зрелом возрасте, среди первых в своем народе, обе рано овдовели и были правительницами при своих детях, а затем воспитали замечательных внуков, также прославленных в лике святых. На Руси память княгини Людмилы и ее внука князя Вячеслава чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях. Все славянские Православные Церкви хранят о святой Людмиле – первомученице славянских народов – благодарную память. Ее почитают как одну из небесных покровительниц Чехии, христианских воспитателей и учителей, бабушек и матерей.

Оглавление

  • Небесная покровительница
  • Мученица Людмила, княгиня Чешская. Память ее совершается 16 сентября по ст. ст. /29 сентября по н. ст

Из серии: Cвятые угодники Божии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святая Людмила предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Мученица Людмила, княгиня Чешская

Память ее совершается 16 сентября по ст. ст. /29 сентября по н. ст

Житие святой благоверной мученицы Людмилы, княгини Чешской

Блаженная Людмила была родом из Сербии, дочь сербского князя. Ее отдали в замужество чешскому князю Боривою. В то время чешский народ еще не был крещен; сам князь Боривой и его молодая супруга были язычниками. После своего брака они уверовали во Христа и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, построили церкви и поставили при них священников. У них были три сына и одна дочь. Тридцати шести лет от роду Боривой умер. Блаженная Людмила переносила свою печаль с полною преданностью воле Божией и всё свое имущество раздавала нищим. Сын ее Вратислав вступил на престол после отца своего и правил своим народом тридцать три года, после чего также скончался. Власть взял в свои руки Вячеслав, внук Людмилы. Тогда мать Вячеслава возненавидела свекровь свою Людмилу и всячески старалась погубить ее. Узнав о сем, Людмила удалилась в город Течин. Сноха ее подговорила двух бояр и послала их в Течин, чтобы убить блаженную Людмилу. Эти два злодея, пришедши туда, собрали вокруг себя многих других подобных себе злых людей. Когда настал вечер, они окружили двор и сам дворец, где находилась блаженная Людмила, разломали двери и вошли внутрь дворца. Схватив св. княгиню, они набросили веревку на ее шею и удавили ее. Таковым образом блаженная Людмила, угодив Богу, пострадала мученически; это случилось в субботу, в первом часу ночи; ей было тогда от роду шестьдесят один год. Бог прославил многими чудесами место ее погребения (она погребена была не в церкви, а под городекою стеною): каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи; один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таковых чудесных знамениях, внук ее Вячеслав совершил перенесение ее мощей в город Прагу и положил их в церкви Святого Георгия, где и ныне они источают много знамений и чудес. Окаянная же мать Вячеслава погибла злою смертью.

Читайте также:
40 мучеников Севастийских: житие и история святых, день памяти, имена, страдания

Любовь покрывает все грехи [2]

Во имя отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Любовь против ненависти — так можно определить сущность вселенской борьбы добра и зла, Неба и ада, Бога и диавола. Бог есть Любовь, а первым ненавистником явился сатана. Возжаждав верховной власти и чести, гордый Люцифер задумал низвергнуть Того, Кто его создал и возвеличил, — Небесного Отца. Это был первый замысел отцеубийства. Ненависть превратила Люцифера из светлейшего Херувима в гнуснейшего князя тьмы.

Бог есть Любовь — диавол есть ненависть. Соблазнив род человеческий, древний змий заразил людей и своим ненавистничеством. Первородный грех порой затмевает в человеческих сердцах даже естественную родственную любовь: родители не щадят детей, дети — родителей, супруги становятся смертельными врагами. Изостренный диаволом меч ненависти врубается в семьи, и люди, соблазненные демоническими внушениями, проливают родную кровь. Святотатственное надругательство над естественной любовью стало частью языческих и сатанистских культов. Так, древние бесопоклонники-язычники приносили собственных детей в жертву идолам. Такова идеология и современных сатанистских сект: «белое братство» внушает детям ненависть к родителям, иеговисты пропагандируют ненависть отцов и матерей к рожденным ими детям. Диаволу нестерпима любая любовь, и он топчет любовь родственную: враг рода человеческого желает, чтобы повсюду царила только ненависть.

Всякий вид греха может стать орудием разжигания ненависти. Так, прелюбодеяние и похоть взрывают изнутри супружеские союзы. Раздражительность, злопамятство, даже единичная вспышка гнева могут сделать врагами самых близких людей. Особенно же пригодны для бесовских целей властолюбие и честолюбие, те самые грехи, которые некогда побудили Люцифера восстать против Бога. Издревле известна «традиция» дворцовых заговоров, когда сын покушался на царственного отца или же разгоралась резня за наследование престола между родными братьями. Подобные примеры знает и русская история. Со времен князя Святополка Окаянного, умертвившего своих святых братьев, на Руси в течение нескольких веков не прекращались братоубийственные княжеские междоусобицы. Уже в позднейшие имперские времена Петр I собственноручно пытал и обрек на казнь своего сына Алексея, Екатерина II составила заговор с целью убийства своего мужа Петра III. Жажда государственной власти, по сути суетной, временной, обращающейся в прах, доводит властолюбцев до тяжких преступлений — убийства родных людей.

Причиной разделения в семьях может стать и противоречие мировоззрений, ибо бесовской лжи трудно ужиться с Истиной Божией, а любовь к Отцу Небесному выше родственных уз. Если родные люди посягают на святую веру христианина, он должен быть верен уже не кровной земной любви, а Любви Божественной. Об этом предупреждает Христос Спаситель, говоря: Отец будет против сына, и сын против отца, мать против дочери, и дочь против матери, свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей (Лк. 12, 53).

Противостояние невестки против свекрови своей сбылось на судьбе святой мученицы Людмилы, небесной покровительницы Чехии. В душе Драгомиры, невестки святой Людмилы, властолюбивые амбиции сплелись с языческим беснованием; от этой гремучей смеси родилась ненависть к благочестивой свекрови и замысел ее убийства.

Сербская княжна Людмила была выдана замуж за правителя Чехии Боривоя, и родина мужа стала ее родиной, его народ — ее народом. Проповедь одного из двух великих братьев — учителей славянства, святого равноапостольного Мефодия, привела чешскую царственную чету к вере Христовой. Как истинные христианские правители, князь Боривой и княгиня Людмила стремились приобщить к открывшейся им спасительной вере весь свой народ, строили храмы, заботились о нуждах духовенства. Однако Боривой недолго прожил после принятия Святого Крещения: князь умер сравнительно молодым, тридцатишестилетним.

После кончины мужа святая Людмила жила в честном вдовстве, проводя свое время в молитвах и делах милосердия, по свидетельству жития, все свое имущество раздавала нищим. Любимцем ее был маленький внук Вячеслав (Вацлав): она особенно заботилась о взращивании его сердца и разума в познании евангельских истин, Божественной Христовой Любви, и ребенок рос благочестивым, любил свою добрую бабушку.

В Чехии княжил Вратислав, сын Боривоя и святой Людмилы, христианин, как и его родители. Но жена его, Драгомира, коснела в язычестве: ее манили пьянящие оргии идолопоклонников, дремучее ведовство. Однако пока жив был ее муж, не было воли темным страстям Драгомиры.

Когда Вратислав умер, правителем стал благоверный князь Вячеслав, воспитанник святой Людмилы. Но он был еще очень юн, и сильная властная мать его Драгомира почувствовала себя свободной от всякой опеки. По ее воле в Чехии стали вновь сооружаться идольские капища, новопросвещенный народ опять вовлекался в языческое нечестие. Святой Людмиле нестерпимо было видеть, как невестка топчет взлелеянные ею с мужем ростки веры Христовой, ввергает людей в заблуждение и вечную погибель. Праведница начала открыто возмущаться восстановлением идолобесия, и Драгомира возненавидела свекровь смертельной ненавистью.

Узнав, что невестка готовит покушение на ее жизнь, святая Людмила последовала совету Писания удаляться от зла

Святая мученица Людмила

Святая мученица Людмила считается первой покровительницей Чехии. К рангу святых она была причислена за свое праведное житие и мученическую смерть.

Почитание

Места, связанные с памятью святой мученицы Людмилы в Чехии, одни из самых посещаемых русскими туристами и паломниками. На Пражском граде, в базилике великомученика Георгия (Иржи), находятся мощи святой Людмилы. И даже если они закрыты, паломникам обычно идут навстречу.

Мощи святой Людмилы в базилике святого Георгия, Прага

Гораздо меньше русских туристов в городе Тетин, где в средние века стоял замок святой Людмилы и чешского князя Боривоя. Супруги, бывшие язычниками, приняли святое крещение от равноапостольного Мефодия. Именно в этом замке святая мученица Людмила в этом замке была задушена по приказу своей снохи Драгомиры, которая покровительствовала языческим жрецам.

Но христианская вера только укреплялась в чешских землях. Над местом упокоения Людмилы начали происходить чудеса. Память о святой Людмиле хранят в Тетина и по сей день. В костеле св. Людмилы каждый год 29 сентября служится святая литургия. Под алтарной частью находится камень, который был принесен с места, где святая Людмила была убита.

Читайте также:
Пимен Великий: житие и биография преподобного, служение, дни памяти

Тело любимой бабушки Вацлав перенес в Прагу и похоронил возле своего дворца. Сейчас гробница святой находится в государственном музее. Это бывший монастырь святого Георгия.

А всего через 6 лет от руки собственного брата принял мученическую смерть и сам Вацлав. Зная благочестие брата, Болеслав пригласил его в свой замок на освящение домовой церкви. Вячеслав не посмел войти в храм Божий с оружием. Этим и воспользовались убийцы.

По легенде, убийцы долго не могли отмыть в церкви кровь мученика. Она проступала снова и снова. Через три года его останки перенесли в Прагу и положили в церкви св. Вита. Позднее чешский король Карл 4 возвел над могилой святого величественный собор. В «Повести временных лет» Нестор летописец говорит, что Борис и Глеб перед злодейским убийством укрепляли свою веру чтением жития мученика святого Вячеслава.

Святая Людмила: житие, крещение

В те времена супружеская пара придерживалась языческой веры, однако ситуацию изменило знакомство с великим просветителем Мефодием. Вполне вероятно, что этот переводчик с арамейского, латинского, греческого и других языков, создатель славянской письменности, произвёл на молодую чету сильное впечатление. Уже в 882 году супруги в присутствии Мефодия приняли таинство крещения.

Княжеская пара в Чехии возвела первый на этой земле храм христианской веры в Левом Градце, который был назван в честь святого Климента. Святая мученица Людмила и её муж, приняв крещение, стали способствовать распространению Православной веры в Чешском государстве. Благочестивая пара созидала в своём княжестве храмы, приглашала священников для совершения молебнов и богослужений.

Чудеса по молитвам святой Людмиле

После смерти Людмила была похоронена под городской стеной. Так, невестка хотела даже посмертно унизить ненавидимую ею святую мученицу. Но на могиле стали непостижимым для всех образом происходить чудеса. Каждую ночь на этом месте появлялась зажженная свеча, а некий слепец, приложившись к земле, где покоилась княгиня, прозрел. Очень быстро молва разнеслась по всей чешской земле и Людмилу стали повсеместно почитать как святую.

Вацлав перенес мощи бабушки в Прагу, в базилику Иржи, где для этого было пристроено специальное помещение. Гробницу стало посещать множество верующих и по их молитвам происходили чудеса. Но для официального признания кн. Людмилу святой требовалось еще что-нибудь, более значительное подтверждение. Поэтому решили провести еще одно испытание святости Людмилы и ее мощей.

Икона святой мученицы Людмилы

В 1100 году пражский епископ Герман и аббат Виндельмут подожгли покрывало, взятое из гробницы святой. Таким образом они хотели удостовериться в правомерности канонизации мученицы Людмилы. В ходе проводимого испытания покрывало не загорелось и кн. Людмила была официально признана церковью святой.

В середине 12-го века в базилике, где хранились мощи св. Людмилы, случился пожар. Немецкий архитектор, проводивший работы по реставрации здания, был нечист на руку и воспользовавшись ситуацией, выкрал мощи святой княгини. Однако сам горе-архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах. Тогда их родственники поспешно вернули останки святой в базилику на прежнее место. В конце 14-го века над гробницей мц. Людмилы было возведено каменное надгробие с ее изваянием.

В последнее время в Чехии имя Людмилы встречается все реже. Даже несмотря на то, что святая считается покровительницей этой страны и ее столицы. Сегодня в Чехии стало уделяться очень мало внимания религии. Страна больше развивается как светское государство, многие храмы, костелы закрыты, превращены в музеи, концертные залы. Недаром Чехию называют самой атеистической страной Европы.

Святая мученица Людмила, княгиня чешская

Семья

  • Отец: Славибор (Slavibor), князь Пшовский.
  • Мать: неизвестна.
  • Муж: Борживой I (умер не позднее 894), князь Чехии.
  • Дети: Спытигнев I (умер в 915), князь Чехии Вратислав I (умер в 921) князь Чехии; женат на Драгомире Стодорской

Убийство св. Людмилы

Ночью в ее покои ворвались убийцы. Людмила все поняла и лишь просила убить ее мечом, чтобы, как и другие мученики, пролить свою кровь за Христа. Однако убийцам было известно, что пролитие крови означает признание убитого христианским мучеником, и потому задушили Людмилу, как предполагается, ее же повоем (вуалью), который стал ее неизменным атрибутом и изображается на каждой иконе Святой Людмилы.

Похоронили ее под городской стеной Тетина не по христианским обычаям, но Господь пометил это место – еженощно над ним появлялись горящие свечи и стали происходить чудесные исцеления. Когда до Вячеслава, внука Людмилы, дошли эти вести, он перенес ее прах в базилику св. Йиржи в Праге, а затем, после возведения храма в честь св. Витта, в этот храм.

Хотя почитание мученицы Людмилы постоянно росло, церкви понадобилось более полутора веков для ее канонизации. Затем день ее памяти стал отмечаться в качестве церковного праздника, и появились иконы «Мученица Людмила, княгиня чешская». Почитается она и Русской Православной Церковью: ее имя значится в святцах, во многих храмах есть икона «Людмила чешская». На иконе она всегда изображается с головой, покрытой повоем (вуалью), которым ее по преданию задушили, и в княжеском венце.

Почитание в Русской Православной Церкви

Церковь в честь св. Людмилы на Валааме (Владимирский скит)

Память святой мученице Людмиле в Русской Православной Церкви совершается 16 (29) сентября. Это имя носят многие российские женщины (смотри Людмила).

Внуки святой Людмилы

Княжеская пара породила детей — двоих сыновей. Мальчики совсем не походили друг на друга: Вячеслав напоминал по нраву доброго отца — глубокого христианина, Болеслав стал отражением всех качеств нечестивой Драгомиры. Первенство престолонаследия оставалось за Вячеславом, и князь поручил его воспитание своей богобоязненной матери — святой Людмиле. Другого сына пестовала Драгомира.

Князь рано почувствовал близость своей кончины и хотел закрепить за Вячеславом престол. Он созвал именитых правителей, епископа, представителей церкви в храм Пречистой Богородицы и после проведения литургии возвёл его на ступени алтаря, где отрок получил епископское благословение. Несмотря на все козни невестки, Вячеслав воспитывался в законе христианском.

Князь покинул этот мир в 921 году, власть получил его несовершеннолетний сын. Чешским сеймом был создан указ, согласно которому Драгомира становилась регентшей. Святая Людмила Чешская занималась образованием и воспитанием внука.

О чём её просят в молитвах

Прежде всего, святой Людмиле молятся те люди, которые считают её своей покровительницей. Можно произносить краткое прошение мученице каждый день или читать акафист. Преподобную просят о заступничестве и небесном благословении детей своих.

Читайте также:
Святые Кирилл и Мефодий – житие и биография братьев, деятельность и учения, дни памяти

Молитва святой Людмиле, угоднице Христовой, должна произноситься с чистой душой и добрым сердцем. Она помогает избавиться от грешных помыслов, получить покаяние и помилование от Царя Небесного.

В молитвах и акафистах к мученице часто упоминается её внук — блаженный Вячеслав. Через него возносятся мольбы и за заступничество по отношению к собственным детям и внукам.

Прошения могут вестись не только готовыми молитвами, но и своими словами — заступница услышит любой зов о помощи, идущий от души. Классические акафисты содержатся в Канонике, это можно приобрести в любой церковной лавке. Обращаться к святой можно в любое время дня, когда того затребуют благочестивые помыслы.

Молитвенное правило

У каждого человека своя дорога к Господу, и все мы находимся на определённом отрезке этого пути. Любой из верующих обладает своими физическими и временными возможностями для вознесения молитв, соответственно, единого правила просто нет. Каждый должен обращаться к святым и Господу ровно столько, сколько может.

Иконы преподобной мати в России

На иконах княгиня Чешская святая Людмила изображена в длинном платье, голова всегда покрыта повоем, на некоторых образах — княжеской шапкой. Основным атрибутом, имеющим символичное значение, считается именно повой, который спускается на шею. Есть иконописцы, изображающие вместо него верёвку — символ мучения. Существуют совсем редкие иконы, где святая представлена с чашей, наполненной виноградными гроздьями. Нередко её изображают с малолетним Вячеславом, который внимает учениям.

Икона святой Людмилы-мученицы помогает предотвратить семейный разлад, даёт защиту от злого умысла. Перед образами молятся о здоровье и благополучии младших домочадцев, например, внуков, детей. Святая помогает им не пострадать от греха, встать на путь истинного христианина.

Если в семейном кругу уже назрел конфликт, молитва, вознесённая к иконе мученицы, поможет вернуть мир. Женщина, рождённая под именем этой заступницы, избежит в прошении различных неприятностей и решит все житейские неполадки.

В России икона святой есть в Москве, в Котельниках, на Подворье Православной Церкви и Словакии, она расположена в храме Святителя Николая. Ко дню памяти мученицы сюда ежегодно привозят частичку мощей. Также перед иконкой можно помолиться в церкви Вячеслава Чешского, которая возведена в Барвихе. Остальные образа, менее известные, можно встретить в храмах во всех уголках страны.

Значение иконы

Икона святой Людмилы повествует о благочестивой жизни княгини. Но её беды, мужественно переносимые, встречаются в жизни обычных женщин, например, проблемы с родственниками, в семье, потеря любимых и близких. История мученицы учит преодолевать все перипетии, оставаться в вере, христианстве, дарить любовь и помогать людям. Молитва, произнесённая перед образами, неоднократно помогала людям.

Канонизированная княгиня — покровительница родной земли

Святая Людмила стала первой чешской мученицей, покровительницей родной земли. Также её почитают как благодетельницу бабушек, матерей, педагогов, учителей и воспитателей. Её статуя размещена на Карловом мосту, где представлены и другие скульптуры самых почитаемых святых Чехии. Почётное место занимает лик, изображённый на постаменте памятника Св. Вацлава, установленного в центре Праги.

Храмы в Праге

Католический храм святой Людмилы-мученицы был основан в 1888 году. Он находится на площади Мира, в городском районе Винограды. Это великолепное неоготическое сооружение выделяется двумя высокими, абсолютно одинаковыми колокольнями. Храм построен таким образом, что будто бы парит над площадью. Высота башен со шпилем — шестьдесят метров. Костел святой Людмилы является доминантой прилегающего пространства и привлекает не только молящихся, но и туристов.

К основному входу ведёт высокий лестничный марш, тяжёлые двери и портал оформлены строгим орнаментом. С обеих сторон от входной группы установлены портики из камня, над порталом размещено большое окно-роза. За счёт стрельчатых удлинённых окон облик башен кажется вытянутым по вертикали. Тимпан украшен рельефными изображениями Христа, святых — Вацлава и Людмилы.

Храм святой Людмилы действующий и является собственностью Римской церкви. Христиане, принявшие католическую веру, наряду с православными отмечают день благочестивой Людмилы и почитают её. Святилище открыто для всех верующих во время богослужений.

Ещё один, не менее известный храм, возведён в местечке Тетин, близ замка Карлштейн. Согласно преданию, он возводился на месте, где была убита княжна. Под главным алтарём возложен камень, на котором — опять же, согласно преданиям — молилась святая, когда к ней подкрались душители.

Храм мученицы, но уже принадлежащий Русской Православной Церкви, был освящён в Праге в конце 2012 года. Он возведён в бывшем выставочном павильоне Росторгпредства на Сибирской площади. Во времена советской власти тут экспонировалась строительная и сельскохозяйственная техника, в более позднее время — размещалась экспозиция ретро-авто. Не так давно территория была возвращена в лоно Православной Церкви.

В рамках первого этапа реконструкционных работ обустройство церкви велось в пределах основного круглого объёма сооружения. На втором этапе предполагается возведение колокольни и куполов. Однако православный храм святой Людмилы в Праге уже принимает прихожан, которые хотят вознести молитву святой. А также тех, кто рассчитывает на её небесную помощь.

Святыни

Мощи святой Людмилы находятся в Праге и почитаются верующими за одну из главных христианских реликвий. Гробница размещена в базилике преподобного Георгия, в отдельной часовне Пражского Града. Она чаще всего закрыта для посетителей, и лишь раз в году верующим дозволено совершить богослужение близ чудотворных мощей.

В день святой Людмилы тут проходят православные и католические молебны. По их окончании всем прихожанам священники разрешают приложиться к реликвии.

Вместо заключения

Святая великомученица Людмила стала символом благочестия, добродетели для христиан всего мира. Почитание этой княгини, возносимые к ней прошения помогают сохранить мир в семье, добрые отношения с близкими и окружающими. Не так важно, как произносится обращение — по канонам или своими словами, если оно идёт от благочестивого сердца и души, то достигнет своей цели. Молитва святой Людмиле всегда дарит благо!

Святая мученица Людмила

Святая мученица Людмила, княгиня Чешская (†921)

День памяти: 16 сентября (старый стиль) — 29 сентября (новый стиль)

Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя — Людмила, как у нас в России. Даже в Чехии, на родине великой святой, имя ее почти забыто.

Святая Людмила родилась в 860 году в семье сербского князя Славибора. Совсем молодой ее выдали замуж в далекий по тем временам край – в Чехию, за князя Боривоя из рода Пржемысловичей. Брак Людмилы и Боривоя положил начало процессу объединения племён на территории нынешней Чехии. По свидетельству ряда документов молодая княгиня была образована, знала несколько языков, в том числе греческий и латынь.

Читайте также:
Пафнутий Боровский: житие чудотворца, почитание и дни памяти, в чем помогает

В то время и она, и молодой князь были язычниками, однако вскоре они познакомились с великим просветителем – Мефодием. Видимо, этот создатель славянской письменности, переводчик греческого, арамейского, латинского и других языков произвел большое впечатление на княжескую чету, и в 882 году они в его присутствии приняли таинство крещения в Великой Моравии, в Велеградском храме. По возвращении в Чехию молодые супруги возвели первый на своей земле христианский храм в честь святого Климента в Левом Градце. Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия в Чешских землях: созидали в своем княжестве храмы, приглашали священников для совершения в них Богослужений. В период княжения Боривоя и Людмилы на Чешской земле был построен и второй христианский храм в честь Пречистой Богородицы.

У супругов было двое сыновей и четыре (по некоторым сведениям — одна) дочери, которых они воспитывали в страхе Божием. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню. Старший сын княжеской четы, Спитигнев, также прожил недолго, и на престол вступил а младший сын Вратислав. Фактически же государством долгое время управляла его мать Людмила, которая осталась в народной памяти как мудрая правительница. Княгиня вела праведную жизнь, способствовала распространению христианства в Чехии, помогала больным и обездоленным.

Но язычество еще жило между жителями Чехии и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив питали в них сильную вражду против него. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в Полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней.

У них было двое сыновей — Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: Вячеслав характером и делами напоминал своего доброго отца, покровительствовавшего христианской вере, в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил своей благочестивой матери — святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском. Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и церковный клир в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной литургии возвел отрока на ступени алтаря, где юного Вячеслава благословил епископ.

В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава (Вацлава или Венчеслава). Сеймом Чехии был издан указ, согласно которому регентшей страны назначалась Драгомира, мать Вацлава. Людмиле же, его бабушке, было поручено заниматься воспитанием и образованием внука.

Княгина Драгомира, святой Вацлав и святая Людмила

Святая воспитала внука Вацлава в христианской вере, обучила его немецкому языку, выполняла с ним перевод с латыни и греческого текстов Святого писания. Однако этим была недовольна Драгомира, которая пыталась вытеснить из сознания чешского народа христианские традиции. Она приблизила к себе людей худых и даже язычников, которых еще много оставалось в княжестве. Она стала отменять порядки, которые введены были Боривоем и Вратиславом для ослабления язычества, а по всей Чехии начали сооружаться идольские капища.

Святые Вацлав I, герцог Богемии и Людмила

Святая Людмила открыто выразила свое недовольство невестке. В душе Драгомиры властолюбивые амбиции сплелись с языческим безумством, в результате чего Драгомира замыслила убить свою свекровь. Следуя слову Писания – удаляться от всякого зла, святая Людмила уехала из столицы в город Тетин, где стала вести свою жизнь в молитве, рукоделии и благотворении. Но мстительная Драгомира нашла ее и здесь.

Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. «Так ли помните благодеяния мои?» — сказала добрая княгиня. Людмила, видя, что ее хотят удушить, просила поразить ее мечом, чтобы вместе с мучениками пролить кровь за Христа. Но убийцы, зная, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, задушили княгиню. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини, которая впоследствии стала ее символом. Душа мученицы отправилась в вечные селения, а тело ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия (чеш. Св. Йиржи) на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в Соборе Святого Вита в Градчанах — главном храме Чехии, построенным внуком Св. Людмилы — Вацлавом Святым (Вернее Св.Вацлав начал его строить, но скоро умер и был похоронен в одном из пределов храма).

Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать, Драгомиру, в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ей преступления, и кающейся грешницей вернулась в Христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.

Читайте также:
Антонин Капустин - биография и история жизни, пророчества и дневники, письма

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника Святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. Не случайно в конце 19 века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный Собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.

Собор Св. Людмилы в Праге

Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.

Храм св. Георгия в Праге, где покоятся честные мощи св. Людмилы

Сегодня католическая базилика св. Георгия в Праге, где находятся мощи св. Людмилы, стала музеем. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются крайне редко. Однако, если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы (по-нашему – придела) святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка.

Мощи св. Людмилы Чешской в базилике святого Георгия в Пражском Граде

В Москве в храме Свт. Николая в Котельниках (Подворье Чешских Земель и Словакии) находится ковчежец с частицей мощей св. Людмилы. Ежегодно 29 сентября в день памяти святой здесь совершается торжественное богослужение и со всей Москвы и ее окрестностей собирается множество Людмил, чтобы почить память своей небесной покровительницы.

Храм Святителя Николая в Котельниках

Храм святого Николая Чудотворца в Котельниках (1822-1824 г.г.)

Молитва мученице Людмиле, княгине Чешской

О святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Иосиф Волоцкий

Православная церковь за время своего существования пережила несколько потрясений и расколов, однако самым серьезным считается конфликт, произошедший между последователями Иосифа Волоцкого и Нила Сорского — видными православными деятелями, которые были сторонниками противоположных христианских мировоззрений. Основной причиной конфликта был монашеский устав и деятельность монастырей на Руси.

Иосиф Волоцкий — это один из выдающихся православных просветителей, который до сих пор своей позицией и мировоззрением вызывает горячие споры среди богословов. Кто такой Иосиф Волоцкий и почему его убеждения принесли смуту в православной среде?

Жизнеописание

Родился будущий монах и богослов 14 ноября 1439 года в дворянской семье Иоанна и Марины Саниных, и при рождении получил мирское имя Иван. Семья жила и служила при князе Борисе Волоцком и была довольно обеспеченной — владела деревней Язвище, которая была расположена в Волоцком княжестве. Данных о роде Саниных сохранилось немного, известно лишь что они вышли из Литвы и стали служить князю Волоцкому.

У Ивана были 3 брата и все они получили отменное образование, которое и положено получать маленьким дворянам — Иван знал 3 иностранных языка, обучался грамоте в Крестовоздвиженском монастыре города Волоцка у старца Арсения. Юноша с ранних лет проявлял большой интерес к учебе, и родители решили в 7 лет отдать сына на полное обучение к послушникам.

В обители Иван за год прочитал и изучил Псалтирь, а за второй год пребывания полностью прочел и изучил Священное Писание. Мальчик отличался невероятной памятью и цитировал наизусть большие отрывки из Библии, Псалтири и Апостола. Впоследствии старец Волоцкий читал молитвы и песнопения по памяти, не используя книги.

Иноческий путь

Пребывание среди послушников с ранних лет предопределило будущее мальчика — Иван принял решение посвятить жизнь на служении Господу. В 20 лет он получил благословение своего наставника старца Арсения и вначале стал послушником в Саввином Тверском монастыре у игумена Варсонофия, но спустя время перешел в более строгий устав Пафнутия Боровского, где в 1460 году принял постриг в иноки и получил новое имя — Иосиф.

Послушание юноши началось на подворье Рождества Богородицы Боровском, где наставником для него стал старец Пафнутий. Спустя время, отец мальчика Иоанн сильно заболел и вскоре его полностью парализовало. Он также принял решение принять монашеский постриг и вскоре сделал это, приняв имя Иоанникий.

Интересно! Постриг приняли многие в роду Саниных, вначале отец и мама Марина — она получила имя Марии стала послушницей женского Волоколамского подворья. Генеалогическое древо монаха показывает, что 14 мужчин семьи приняли постриг в иноки, а также 4 женщины стали монашками.

Многие из Саниных достигли высоких позиций в Лоне Православной Церкви — родной брат стал архиепископом ростовским Вассианом, второй брат — епископом Тверским Акакием, а племянники известны как выдающиеся мастера иконописи Досифей и Вассиан (Топорковы).

Читайте также:
Житие чудотворца Спиридона Тримифунтского - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Монашеский подвиг

Иосиф, после благословения наставника, принял для себя послушание — на плечи инока полностью легли заботы о больном отце. Он ухаживал за парализованным старцем в течение 15 лет, что помогло ему смиряться духовно и расти в Господе.

Помимо послушаний у наставника (иногда они были чрезмерно тяжелыми), заботе о парализованном отце и посещение больных и умирающих, инок выполнял обязанности певца и чтеца на клиросе — юноша имел хорошие музыкальные способности и служил голосом во время богослужений.

Память инока сослужила ему хорошую службу и в этот раз — отличное знание церковного устава позволило ему стать экклесиархом или уставщиком, который следил за правильным ходом службы. На Боровском подворье преподобный провел 18 лет — он исполнял различные послушания, укреплялся в вере Богу, усмирял гордость и плоть, выполняя тяжелую и постоянную работу наравне с прочими монахами.

Служение в роли игумена

Заслужив любовь наставника Пафнутия, Иосиф после смерти игумена и по его посмертному желанию, становится руководителем Пафнутьево-Боровского монастыря в 1477 году. Новый руководитель стремился ввести в общине более строгий устав и хотел, чтобы монахи жили по общежительному принципу, который является распространённым в Киево-Печерской и Троицкой Лавре.

Этот устав подразумевает наличие у братии больших угодий и земель — благодаря состоятельности монахи могут строить храмы, служить большему количеству нуждающихся, принимать у себя болящих и основывать школы, приходы и богадельни. Однако этот же устав часто вызывает искушение у братии — большие средства приводят к большим грехам.

Иноки Боровские воспротивились желанию их нового игумена — они не желали принимать новый устав и не желали обретать большие угодья. Именно по причине разногласий с братией юноша занимал должность игумена 2 года и после принял решение покинуть обитель со своими сторонниками (среди них был и Герасим Черный), чтобы найти понимание в других местах.

Несколько месяцев он пробыл в Кирилло-Белозерской лавре, где, предположительно, познакомился с Нилом Сорским. Тем не менее, он вновь принял служение наставника в Боровской обители через 2 года своих странствий, но это произошло по приказу князя московского Ивана III.

Инок так и не нашел обители, которая бы полностью удовлетворила искания и видение монашеской жизни. Однако братия так и не смогла смириться и принять идеи своего игумена, они неоднократно просили Ивана III назначить им нового руководителя и в итоге игумен принял решение добровольно освободить занимаемый им пост, чтобы избежать скандалов и бунтов братии.

Иосифо-Волоколамская обитель

В 113 верстах от Москвы на свободном участке земли Иосиф Волоцкий основал собственный монастырь в честь Успения Богородицы, который впоследствии стал называться Иосифо-Волоцким. Основным покровителем обители стал князь Волоцкий Борис, который являлся родным братом правителем Московского княжества Ивана III. Именно благодаря финансовой поддержки главы княжества быстро построили каменный храм и келии для братии.

Основывая собственную обитель, игумен наконец получил возможность создать и соблюдать собственный устав, который был довольно строгим. Конечно, главным отличием новой обители от Боровской стал общежительный принцип, по которому жили иноки. Основой же главного Устава было нестяжательство, а также:

  1. Общее хозяйство — оно принадлежало послушникам и доходы шли на нужды братии и на служении мирянам.
  2. Общее имущество — монахи владели одеждой, обувью, пищей и прочими вещами наравне, т.е. у иноков не было собственного имущества. Без благословения и разрешения игумена монахи не имели права принести в собственную келью даже книгу из библиотеки обители.
  3. Служение милостыни — часть трапезы монахи делили с неимущими, которые приходили на ужин из ближайших городов и сел. В некоторые дни братия кормила до 700 человек.
  4. Труд и молитва — это основа жизни в монастыре. Иноки занимались ведением хозяйства, физическим трудом и молитвой постоянно, на отдых оставляя минимум времени в сутках.
  5. Праздность считалась орудием обольщения диавола.

Подобный устав считался одним из самых строгих в монашестве, не многие могли выполнять его. Однако братия насчитывала до 30 иноков, которые помимо постоянных послушаний занимались и просветительской деятельностью — переписывали книги для богослужений, труды святых отцов церкви, писали иконы.

Вскоре библиотека в обители стала одной из самых лучших среди всех монастырских книжных собраний Руси. Сам преподобный стал местным духовным наставником для мирян — к нему приходили за советом, молитвой и словом со всех краев княжества. Он уделял время каждому, стараясь ответит на волнующие вопросы и посеять в сердца Божье Слово.

Старца считали покровителем слабых и неимущих, отцом для нищих и настоящим пастырем. Знатные люди княжества брали настоятеля в наставники для своих детей, приезжали на исповеди к игумену и за советом. Многие князья состояли с просветителем в письменной переписки, открывая свое сердце и прося совета в сложных обстоятельствах.

Умер Иосиф Волоцкий в 1515 году в сентябре. Он записал Устав своего монастыря и последним наставлением игумена было не отступать от созданного им плана жизни для монахов. Похоронили старца в церкви обители, где со временем стали происходить разные чудеса.

Иосифляне: основные идеи

Иосиф Волоцкий был не только аскетичным монахом, но и активным деятелем, который активно высказывался по разным вопросам, касательно монашеского и церковного устава. Взгляды настоятеля Волоцкого разделяли многие православные, что привело к формированию так называемых иосифлян — последователей старца, которые отстаивали его взгляды.

Интересно! Они достаточно резко вели себя в полемике с последователями Нила Сорского, который имел совершенно иные взгляды. Основной идеей движения было отстаивание права монастырей на владение земельными угодьями.

Преподобный монах активно выступал за общежительный строй монастырей — владение большими земельными угодьями позволяет монахам не только существовать без переменной поддержки спонсоров, но и вести активную просветительскую деятельность среди населения, также занимаясь милостыней и благотворительностью. Нил Сорский же выступал против землевладений монастырей, выступая за полную аскезу.

Подвижники несли в массы христиан идеи наставника, они стремились не только изменить течение монастырских обителей, но и добиться изменений в государственных законах, чтобы монахи получили законное право на владение землей. Кроме этого, они также выступали за:

  • необходимость храмовых украшений;
  • полезность обширного хозяйства у иноков;
  • обеспечение населения продовольствием во время неурожая;
  • открытую деятельность обителей;
  • необходимость в украшении церквей росписями;
  • миссионерское служение среди мирян;
  • полезность богатых украшений для икон и церковной утвари.
Читайте также:
Порфирий Кавсокаливит - житие и биография старца, труды и творения, слова и советы, наставления и поучения

Активное противостояние двух течений достигло апогея в 1504 году, когда иосифляне выступили на Всеобщем Церковной Соборе с резким осуждением нестяжателей (последователей Нила Сорского). Их поддержал князь Иван III Васильевич и они получили признание Церкви.

Литературная деятельность

Преподобный не только вел активную просветительскую и монашескую деятельность, он также является автором нескольких литературных трудов. был талантливым церковным писателем.

Перу игумена принадлежат труды:

  • книга «Просветитель» — основательное православное пособие, которое было создано как средство борьбы против ереси жидовствующих;
  • «Ответ недоверчивым…» — книга о жизни русских святых в монастырях;
  • «Послание иконописцу» — советы и пожелания всем мастерам, которые обладают талантом создавать святые образа;
  • «Три слова о почитании икон» — труд, который раскрывает важность иконописи;
  • «Послания» — собрание писем, которые были написаны для ряда влиятельных людей своей эпохи, среди которых князь Иван ІІІ, архимандрит Васиян, митрополит Симон и прочие.

Литературные труды настоятеля до сих пор не утратили своей значимости — он поднимал и раскрывал важные для православного общества темы, такие как почитание святых русских монахов, иконопись, борьба против различных ересей.

Важно! В посланиях не просто приведены мысли монаха, но изложены мысли философа и богослова, который переживает и радеет за русскую Православную Церковь.

Канонизация преподобного Иосифа

Спустя 64 года после кончины, Священный Синод пересмотрел жизнь и труды монаха и пришел к выводу, что этот христианин достоин чести быть присоединенным к Лону Святых Русской православной церкви. Заслуги в борьбе с ересями, стремление расширить сферу влияния монастырей, желание заботится о нищих и голодных — все это стало причиной канонизации монаха.

Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году, святые мощи до сих пор хранятся в церкви Успения Иосифо-Волоцкого монастыря, вместе с веригами, которые использовал преподобный при жизни. В 2009 году на подворье был поставлен памятник русскому подвижнику монашества.

В декабре этого же года Патриарх Руси Кирилл объявил святого небесным покровителем православного предпринимательства и специалистов материально-технического обеспечения Вооружённых сил РФ — ему следует молиться всем бизнесменам и военным техникам. День памяти святого отмечается 9 сентября и 18 октября.

Преподобный Иосиф Волоцкий

Святой Иосиф родился около 1439 года в благочестивой семье, принадлежавшей к служилому дворянству. Их семейным владением была деревушка близ Волоколамска, примерно в 115 километрах от Москвы. В 20 лет Иосиф оставил мир и удалился в Саввин монастырь в Твери. Там он подвизался под духовным водительством старца Варсонофия. Тот посоветовал Иосифу пойти к преподобному Пафнутию, ученику святого Сергия, игумену Боровского монастыря. Святой Пафнутий был одним из ярких духовных светочей Русской Церкви того времени.

Преподобный Пафнутий постриг Иосифа в монахи 13 февраля 1460 года и научил основам строгой монашеской жизни. Иосиф нес послушание на кухне и прислуживал в церкви. Молодой инок отличался терпением, послушанием и сострадательностью. Кроме того, у него были замечательные способности к пению. Он снискал всеобщую любовь, и старец Пафнутий предсказывал ученику путь гораздо более блистательный, чем его собственный. Во время пребывания в Боровском монастыре святой Иосиф убедил принять иноческий постриг своих родителей и братьев. 15 лет он заботился в монастырской больнице о своем отце, которого разбил паралич.

В 1477 году, по смерти преподобного Пафнутия, Иосиф был избран его преемником по настоянию Великого князя Ивана III. Приняв на себя это бремя, новый игумен пожелал ввести более строгий общежительный устав, но братия монастыря воспротивилась его намерению 1 . Тогда преподобный предпринял длительную поездку по разным русским монастырям, изучая их уставы. Из всех монастырей он предпочел Белоезерский, основанный преподобным Кириллом, поскольку общежительный устав соблюдался там строго.

Иосиф не вернулся в свой монастырь, но отправился в родные края, в Волоколамск. Там среди леса, в 29 километрах от города, он основал монастырь, посвященный Успению Богородицы (1479). Благодаря поддержке князя Бориса Васильевича († 1494), строительство монастыря шло быстро, и вскоре каменная церковь, украшенная великолепными росписями, была окончена (1484). Обитель получила от князя и других знатных благотворителей многочисленные пожертвования и доходы с окрестных деревень.

Здесь преподобный Иосиф смог устроить жизнь иноков во всей желанной ему строгости, в соответствии с уставом, опиравшимся на уставы Студийского и афонских монастырей. Именно эта строгость привлекла к нему многочисленных учеников, желавших взять свой крест и следовать за Спасителем в ежедневном умерщвлении плоти. Преподобный отечески принимал, невзирая на лица, бедных и богатых и давал знатным людям такие же послушания, как и их слугам, которые приходили вслед за господами. Подвиги монахов, их простая одежда из грубой ткани, их труды – все было общим. Все они вели жизнь самую суровую и строгую.

Святой Иосиф делал исключение только для немощных и старых, уча братию оставлять собственные послушания и приходить им на помощь. Он говорил, что важнее хранить Божию заповедь о любви, чем блюсти всякую заповедь человеческую. Воодушевляя иноков к духовным подвигам, преподобный Иосиф каждому давал собственное келейное молитвенное правило. Некоторые иноки носили вериги и клали от тысячи до трех тысяч земных поклонов ежедневно 2 . Сам игумен в течение дня был занят тяжелым трудом, помогая братиям на разных работах, а большую часть ночи посвящал молитве. Он носил простую рясу, обходился без келейника и почти никогда не покидал монастырь.

Та эпоха была трудным временем постепенного восстановления Русского государства после татаро-монгольского ига (1240–1480). Преподобный приходил на помощь всем нуждавшимся и учил богатых и власть имущих милосердию по отношению к подданным. В год страшного голода (1512) в его монастыре нашли пристанище и пищу около тысячи детей. В это время молодой князь Иван Рузский умер, не успев причаститься. Преподобный воскресил его молитвой, исповедал, причастил Святых Таин – и тогда князь Иван обрел вечное упокоение.

Иосиф Волоцкий был духовным отцом многих бояр и благочестивых мирян. Однако он никогда не употреблял своего влияния, чтобы пользоваться их властью. Часто прозревая тайные грехи людей, приходивших к нему на исповедь, он с твердостью возвращал их на путь заповедей Божиих и призывал к справедливости и состраданию. Святой Иосиф удостоился дара пророчества и за год до смерти предсказал поражение московских войск от польско-литовской коалиции в битве при Орше (1514).

Читайте также:
Евстафий Плакида: житие и биография святого, чем помогает и о чем молятся

Вместе со святителем Геннадием, архиепископом Новгородским, на Соборах, созванных в 1490 и 1504 годах, преподобный Иосиф вдохновенной проповедью и примером праведного христианского подвижничества добился осуждения ереси жидовствующих, которая широко распространилась в новгородских землях.

По всей Руси росло число монастырей, и все больше богатых людей жертвовали им свое имение, надеясь на духовную помощь и заступничество пред Богом. В связи с этим возник вопрос: могут ли монастыри владеть землями и большим имуществом или же это противоречит евангельской проповеди бедности? Святой Иосиф участвовал в спорах на эту тему и отстаивал право монастырей иметь многочисленные владения, которые должны были служить благу Церкви и бедных. Он считал, что в этом случае богатство уже не является стяжательством, но становится общим благом всей Церкви и используется для приготовления к Царству Небесному уже здесь, на земле. Это мнение, признанное на Соборах 1503 и 1504 годов, на самом деле не отрицало в корне противоположную позицию, которую занимал преподобный Нил Сорский, считавший, что монахи должны жить в строгости и бедности. Речь шла о двух тенденциях, которые должны сосуществовать в Церкви 3 .

Община Волоцкого монастыря росла, а святой Иосиф уже почти ослеп и приближался к концу жизни. Чтобы сохранить заведенный в монастыре порядок, он составил Устав, основанный на писаниях святых отцов. Этот Устав впоследствии стал образцом для устройства других монашеских общин и руководством для епископов 4 . Затем преподобный собрал братию и велел избрать себе преемника. Игуменом выбрали Даниила Рязанского, не принадлежавшего к числу наиболее выдающихся старцев, но верного последователя преподобного Иосифа 5 . Дав преемнику наставления о возложенном на него долге, святой принял постриг в великую схиму. Уже на смертном одре он в последний раз собрал братию и призвал монахов хранить верность переданным традициям.

Преподобный Иосиф отошел ко Господу 9 сентября 1515 года во время утрени, перекрестившись и испустив три вздоха во имя Святой Троицы. Он был похоронен в церкви своего монастыря, и у его гробницы совершались многочисленные чудеса. В 1579 году было установлено местное почитание подвижника, а 1 июня 1591 года он был признан святым всей Русской Церковью.

Впоследствии, по обетованию самого преподобного, Волоцкий монастырь продолжал оставаться богатым и влиятельным. Однако в Смутное время (1603–1615) он был разорен поляками и затем восстановлен в нынешнем виде в конце XVII века. В 1920 году советская власть закрыла обитель, но в 1989 году она была возвращена Церкви, и в наши дни там вновь возрождается монашеская жизнь.

1 Возможно также, что он столкнулся с противодействием Великого князя Ивана III.

2 Поучительные жития многих из его учеников содержатся в «Волоколамском патерике». См., например, жития Герасима Черного, Кассиана Босого, Дионисия Звенигородского, Ионы Головы, Епифания и Арсения (князя Андрея Голенина).

3 Представление об этих двух позициях как о двух противоборствующих партиях неверно. Святые Иосиф и Нил, несмотря на различие характеров и духовной ориентации, имели много общего во взглядах на духовную жизнь, а монахи Иосифо-Волоцкого монастыря охотно переписывали и читали писания святого Нила. Заметим, что в «Послании к иконописцу», составленном против ереси жидовствующих и приписываемом святому Иосифу, в качестве основы почитания и создания икон выдвигается практика внутренней молитвы, основанная на исихастском богословии. По этой причине некоторые полагали, что данный трактат мог быть совместным произведением преподобных Иосифа и Нила.

4 Он стал основным источником Устава преподобного Корнилия Комельского и руководств, составленных митрополитами Даниилом Новгородским († 1539) и Макарием Московским для монастырей их епархий. Учение святого Иосифа легло в основу официальной позиции Русской Церкви в отношении церковного имущества, значимости священных обрядов и роли православного царя как защитника Церкви.

5 Он управлял монастырем в течение семи лет, а затем стал митрополитом Московским (1522–1539).

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

преподобный Иосиф Волоцкий (Санин)

История Русской Православной Церкви

Основатель и игумен Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, церковный деятель, богослов, писатель. Активно боролся с ересью жидовствующих, являлся главным оппонентом прп. Нила Сорского в вопросе о монастырских землях.

Биография

На пути к подвигам

До своего обращения в монашество преподобный Иосиф Волоцкий был известен в миру под именем Иоанн Санин.

Родился он 31 октября 1439 года, в селе Язвище, близ Волока Ламского (ныне — город Волоколамск). Его отец, будучи потомственным вотчинником, владел этим селом.

В своё время прадед Иоанна, Александр Саня, пришёл на Русь из Литвы (вероятно, в числе приближённых литовского князя Свидригайло, но возможно, что несколько раньше). Вотчиной он был пожалован от Московского князя за верную службу.

Дед Иоанна, Григорий, был человеком глубокой веры и закончил земную жизнь иноком, собственно, как и супруга.

Отец и мать Иоанна, Иоанн и Марина, тоже выбрали для себя христианский спасительный путь.

О достоверных подробностях детства и отрочества святого Иосифа Волоцкого известно немного. Сообщается, что в младенчестве он был крещен и назван Иоанном, в честь прославленного Божьего угодника Иоанна Милостивого.

Когда будущий преподобный достиг семилетнего возраста, его отдали для обучения и духовного воспитания в Волоколамскую обитель, к благочестивому старцу Арсению Леженке. Известно, что уже в этом возрасте Иоанн проявил интерес способности к книжным наукам и послушанию. Согласно преданию, к 9 годам он стал вполне подготовленным чтецом.

Предполагается, что в детские годы Иван сдружился с будущим окольничьим великого князя, Борисом Кутузовым.

Монашеский подвиг

Ещё в молодости Иоанн принял решение подчинить свою жизнь служению Богу, а в двадцатилетнем возрасте, хорошенько обдумав свой выбор, принял монашеский постриг.

Сообщается, что первоначально он поступил в Тверскую Саввину обитель. Однако, найдя несоответствие тамошней дисциплины собственным аскетическим ожиданиям, встретив там грубое сквернословие, он не захотел потакать местным порядкам и с благословения старца Варсонофия Неумоя перебрался в Боровскую обитель.

Здесь его постригли в монашество и дали новое имя, Иосиф, в честь известного подвижника Иосифа Прекрасного. В этой обители, под руководством преподобного Пафнутия, он приобрёл основы духовного опыта. Исполняя монастырское послушание, Иосиф безропотно и смиренно трудился в поварне, пекарне, лечебнице, певчим в храме.

Читайте также:
Порфирий Кавсокаливит - житие и биография старца, труды и творения, слова и советы, наставления и поучения

После того как Иоанн (Иосиф) оставил мирские соблазны и земную суету, его кровный отец занемог. Болезнь так сковала силы, что он не мог самостоятельно развернуться на ложе. Ощущая к родителю искреннюю сыновнюю любовь, Иосиф испросил у преподобного Пафнутия благословение взять того под личную опеку, поселить его в своей келье.

Старец Пафнутий внял просьбе Иосифа, принял несчастного в монастырь и постриг в иночество. Иосиф ухаживал за отцом в продолжении пятнадцати лет, вплоть до его преставления.

Мать Иосифа, заручившись сыновней поддержкой, приняла иночество во Власиевском монастыре Волока Ламского.

Братья Иосифа, Вассиан и Акакий, и его племянники, Досифей и Вассиан, приняли постриг в Пафнутиевой Боровской обители.

Служение в роли игумена

Перед отшествием к Богу преподобный Пафнутий завещал, чтобы по его смерти игуменство принял его ученик, Иосиф. Так и произошло. Это решение отвечало и воле великого князя, Иоанна III, и желанию братий. Считается, что Иосиф был возведён в иерейское достоинство святителем Геронтием.

В 1479 году из-за недопонимания, возникшего между новым игуменом и великим князем, а также ввиду недовольства братий монастыря стремлением Иосифа ввести в обиход строгий общежительный устав, тот был вынужден покинуть обитель.

Утверждается, что единодушие с игуменом выразили семь благочестивых старцев, поддержавших его желание тайно оставить монастырь.

Покидая братий, преподобный Иосиф взял с собой старца Герасима Черного. Останавливаясь в разных монастырях, мудрый игумен выдавал себя за простого послушника, ученика Герасима. В целом это выглядело правдоподобно, хотя иногда сквозь ученический образ Иосифа пробивались черты умудренного аскетическим опытом пастыря.

Несколько месяцев он провёл в Кирилло-Белозерской обители. Есть основания считать, что именно в этот период он познакомился с Нилом Сорским, с которым в дальнейшем имел продолжительный спор.

Известно, что после оставления Иосифом Боровской обители братия обратились к Иоанну III с просьбой избрать для них нового настоятеля, но тот ответил отказом, объяснив, что их игумен — Иосиф. Утверждается, что отец Иосиф на некоторое время вернулся в обитель, однако в мае 1479 года вновь удалился.

Основание монастыря

В июне того же года, в сопровождении нескольких старцев, он прибыл в город Рузу. Основать пустынь преподобный Иосиф решил в непроходимых лесах близ владений родного отца.

Волоцкий князь, Борис, идею одобрил и даже выделил в помощь святому своего ловчего, хорошо ориентировавшегося в тамошних местах. Вскоре на берегу реки Струзы, в тихом уединенном месте заложили основание храма. По некоторым свидетельствам, в этом мероприятии принимал участие князь Волоцкий Борис и его приближенные.

Осенью князь, движимый желанием оказать обители помощь, пожаловал ей во владение деревни Спировскую, Ярцевскую и Руготинскую, а спустя непродолжительное время — село Покровское. Нередко он доставлял в монастырь съестные продукты. В мае 1483 года княжеским повелением к обители отошло село Отчищево.

Супруга князя, желая внести свою лепту, пожаловала монастырю село Успенское. По смерти князя Бориса его наследник, Федор Борисович, подхватил благую традицию и продолжил поддерживать обитель.

В первое время существования монастыря братия состояла из бывших насельников Пафнутиевой обители, бывших волоцких вотчинников, простолюдинов и беглых холопов. Приблизительно к началу XVI столетия в число братий вошли бывшие приближенные князя.

В обители действовал строгий устав, отвечавший требованиям духа преподобного настоятеля. Правила внутренней жизни монахов были суровыми, и далеко не каждый пришедший готов был остаться здесь навсегда. Помимо общего монашеского делания в монастыре занимались перепиской богослужебных книг и святоотеческих произведений. Сам настоятель нередко занимался этим благим делом по ночам.

Первоначально вся управленческая власть главным образом сосредотачивалась в руках Иосифа. При этом он соучаствовал в трудах братий, не чуждаясь даже и самых тяжёлых работ. Впоследствии в обители усилилась роль старцев.

В конце земной жизни преподобный Иосиф сильно болел. Его мучили страшные головные боли, зрение ослабло, тело иссохло. Руководство обителью в этот период было передано подвижнику Даниилу (в будущем — митрополит Московский).

Чувствуя скорую кончину, он облёкся в великую схиму, непрестанно молился, регулярно причащался Святых Христовых Тайн. Когда телесные силы оставили его настолько, что он не мог уже ни стоять, ни даже сидеть на богослужении, в храме ему отвели укромное место (дабы не смущать богомольцев), где он присутствовал лёжа и куда его приносили ученики.

9 сентября 1515 года святой мирно почил о Господе.

«Просветитель» Иосифа Волоцкого как оружие против ереси жидовствующих

Ересь жидовствующих, борцом с которой по Промыслу Божьему выпало стать преподобному Иосифу Волоцкому, представляла собой одно из наиболее разрушительных лжеучений за всю историю Руси.

Жидовствующие еретики отрицали троичность Бога по Лицам, Божественное достоинство Христа, отвергали почитание святых мощей и православных икон.

Внутренняя опасность этой духовной заразы сказывалась в том, что в отличие от многих других заблуждений она подрывала самые основы христианского вероучения. Внешне угроза выразилась в большом количестве последователей этого учения, не исключая представителей княжеской власти и духовенства.

Составленное в этой связи преподобным Иосифом сочинение «Просветитель» явилось одним из наиболее ярких, своевременных и востребованных пособий, представивших хорошо обоснованные и раскрытые Православные догматы в стройном систематическом порядке, доступным богословским языком. Здесь же даны неопровержимые аргументы, изобличающие лжеучение еретиков.

Помимо названного произведения святого отца до нас дошли и другие: Ответ недоверчивым и рассказ короткий о святых отцах живших в монастырях, которые в русской земле находятся, Послания Иосифа Волоцкого, Послание иконописцу и три «Слова» о почитании икон.

Тропарь преподобному Иосифу Волоцкому, глас 5

Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, разсуждения светильника, вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя, премудраго Иосифа, российскую звезду, молящася Господу/ помиловатися душам нашим.

Кондак преподобному Иосифу Волоцкому, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Иосифе преподобне, монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: