Святитель Феофан Затворник – житие и труды, мысли и советы

Святитель Феофан Затворник – житие и труды, мысли и советы

  • Главная
  • Что почитать
  • Лента
  • Жанры
  • Авторы
  • Рецензии
  • Цитаты
  • Подборки
  • Лайфхаки
  • Группы
  • Новинки
  • Издательства
  • Персонажи
  • Читатели
  • Истории
  • Мероприятия
  • Раздачи
  • Книгообмен
  • Игры
  • Премии
  • Тесты
  • Книжный вызов 2021
  • Об авторе
  • Книги 185
  • Рецензии 19
  • Цитаты 206
  • Подборки 41
  • Изображения 1

Феофан Затворник — лучшие книги

  • Все
  • Бумажные издания
  • Электронные издания
  • Аудиокниги
  • Произведения
  • По популярности
  • По дате
  • По серии
  • По циклам
  • По алфавиту
  • Произведения

ISBN: 978-5-7533-0307-3
Год издания: 2009
Издательство: Издательство Сретенского монастыря
Язык: Русский

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, видел великое служение Церкви Божией и в подвиге духовно-литературного творчества. “Писать, – говорил он, – это служба Церкви нужная”. Главной темой многочисленных творений святителя Феофана является спасение во Христе. Эта тема стала определяющей и в поучениях, составивших книгу “Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться”.

ISBN: 978-5-91362-536-6
Год издания: 2012
Издательство: Сибирская Благозвонница
Язык: Русский

Труд святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению», самый известный из его многочисленных творений, написан Владыкой на основе лекций по нравственному богословию, прочитанных им в Санкт-Петербургской духовной академии. В этой книге святитель раскрыл, в чем заключен смысл христианства, значение Таинства Крещения для человека взрослого и младенца, описал ступени на пути совершенства в Боге и характер борьбы с внешним и внутренним злом. Рассматривая проблемы христианской жизни с практической стороны, святитель Феофан исходил из личного молитвенного и аскетического опыта и ответил на духовные вопросы каждого, вступившего на путь…

ISBN: 985-6728-15-0
Год издания: 2004
Издательство: Свято-Елисаветинский монастырь
Язык: Русский

Книга поможет благочестивому читателю более тесно связать свою жизнь с жизнью Святой Церкви, лучше узнать как должны мы выполнять заповеди Спасителя и руководствоваться в их выполнении советами святителя Феофана.

ISBN: 978-5-91362-231-0
Год издания: 2010
Издательство: Сибирская Благозвонница
Язык: Русский

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) — не только высокий подвижник Церкви, но и один из тех, о ком святой апостол Павел говорил, что они являются «светильниками в мире». Советы этого богомудрого наставника, несомненно, будут полезны каждому христианину на пути ко спасению.

ISBN: 978-5-91362-301-0, 978-5-91362-302-7, 978-5-91362-303-4, 978-5-91362-312-6, 978-5-91362-313-3
Год издания: 2010
Издательство: Сибирская Благозвонница
Язык: Русский

Сборник аскетических творений отцов IV-XV вв., составленный святителем Макарием, митрополитом Коринфским и отредактированный преподобным Никодимом Святогорцем, впервые был издан на греческом языке в 1782 г. Греческое слово “Добротолюбие ” (“Филокалия”) означает любовь к прекрасному, возвышенному, доброму, любовь к красоте, красотолюбие. Красота имеется ввиду духовная, которой приобщается христианин в результате следования наставлениям отцов-подвижников, собранным в этом сборнике. Полностью название сборника звучало как “Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и…

ISBN: 978-5-89101-437-4
Год издания: 2011
Издательство: Даниловский Благовестник
Язык: Русский

Основу предлагаемого сборника составляют изречения и сказания Святителя Феофана Затворника, расположенные по ходу жизни автора. Сборник адресуется любителям духовного чтения.

ISBN: 5-87301-179-6
Год издания: 2010
Издательство: Отчий дом
Язык: Русский

Письма о духовной жизни были написаны святителем Феофаном, Затворником Вышенским, в связи с изданными в 1870 году письмами-наставлениями графа М.М.Сперанского. Поучения этого известного русского государственного деятеля и неординарного мыслителя, адресованные его другу Ф.И.Цейеру, касались различных религиозных вопросов, и особенно внутренней христианской жизни. Святитель Феофан с большим уважением отозвался об авторе этих писем, но счел необходимым отметить некоторые заблуждения М.М.Сперанского: его увлечение мистицизмом и западной религиозной философией. В своих письмах Затворник Вышенский с любовью наставляет читателя, как правильно…

ISBN: 5-7533-0083-9
Год издания: 2003
Издательство: Православное издательство “Правило веры”
Язык: Русский

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894), был епископом Тамбовским, затем Владимирским, впоследствии оставил епископскую кафедру и жил в Вышенской пустыни затворником. Выдающийся духовный писатель, святитель Феофан составил толкования на воскресные Евангелия, на послания апостола Павла, на 118-й псалом. Значительное место в его наследии занимают труды по нравственному богословию. Известная нескольким поколениям православных читателей книга “Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?” обращена к мирянам, ищущим спасения во Христе.

ISBN: 978-5-7789-2633-0
Год издания: 2014
Издательство: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Язык: Русский

Любимая многими поколениями православных людей книга святителя Феофана Затворника “Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?” обращена к мирянам, ищущим спасения во Христе.

ISBN: 978-5-94759-091-3
Год издания: 2009
Издательство: Правило веры
Язык: Русский

(Перевод с греческого языка выполнен свт.Феофаном Затворником). Святитель Феофан Затворник, будучи иеромонахом, с 1847-го по 1853 год пребывал в Иерусалиме, в составе первой Русской Духовной миссии. В Лавре святого Саввы Освященного, имевшей богатейшую библиотеку, молодой иеромонах ознакомился с великой и никогда не прерывавшейся традицией древнего подвижничества обителей Востока: навыком умного делания и «читанием наедине и слушанием со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг». Самоотверженное и полное духовных трудов служение в Иерусалиме сыграло в дальнейшей судьбе будущего Преосвященного…

ISBN: 978-5-9973-0021-2
Год издания: 2008
Издательство: Лепта
Язык: Русский

Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1815-1894) является истинным светочем Православия. До сегодняшнего дня его труды по истолкованию Священного Писания, аскетические творения, духовные письма, наставления и проповеди просвещают души людские и направляют их ко спасению. Предлагаем вашему вниманию издание знаменитой трилогии свт. Феофана Затворника, в которой он сформулировал основы православного вероучения и аскетики. Еще при жизни свт. Феофан мечтал издать свои труды именно в виде трилогии, которую открывает «Начертание..», а завершают «Письма о христианской жизни». Труд, давшее название всей трилогии, «Начертание…

ISBN: 978-5-91173-038-3
Год издания: 2007
Издательство: Лепта Книга
Язык: Русский

Среди русских учителей Церкви святитель Феофан Затворник занимает особое место, являясь выдающимся поборником подвижнической традиции христианской жизни, основанной на изучении святоотеческих творений и внутреннем трезвении. Святитель Феофан оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества, всю свою пастырскую деятельность посвятив разъяснению путей спасения. Пребывая в затворе, он письменным словом давал советы обращающимся к нему. В предлагаемую книгу вошли письма, которые объединяет общая тема – вопросы веры. Святитель, отвечая на недоумения своих корреспондентов, говорит о догматах Православной Церкви и о ересях, о вражиих…

ISBN: 978-5-9968-0213-5
Год издания: 2012
Издательство: Благовест
Язык: Русский

Эту псалтирь составил святитель Феофан Затворник на основе молитвенных сочинений преподобного Ефрема Сирина, которые своим покаянным содержанием особенно душеспасительно воздействуют на душу христианина. Святитель Феофан выбрал из творений святого Ефрема 150 молитвенных статей, структурировал их и дал каждой статье-псалму оригинальные названия, заголовки по подобию Псалтири царя Давида.

ISBN: 978-5-7877-0021-3
Год издания: 2006
Издательство: Единецкая и Бричанская епархия
Язык: Русский

В этой книге собраны мысли и ответы Святителя Феофана на различные духовные и житейские вопросы, извлеченные преимущественно из его сочинений и писем, написанных в годы затворничества духовным детям и другим лицам, обращающимся к нему за наставлениями и молитвенной помощью. Спектр освещаемых вопросов и недоумений очень широк, и читающий наверняка найдет здесь для себя множество душеполезных познаний. Имени составителя этого сборника к сожалению не сохранилось. Известно лишь, что он был православным священником. До настоящего вида материал был доработан протоиереем Валентином Мордасовым, который и является инициатором первого его издания в…

ISBN: 5-85280-181-X
Год издания: 2012
Издательство: Отчий дом
Язык: Русский

В предлагаемой читателю книге содержатся духовно-нравственные поучения христианского писателя, богослова и тонкого психолога – святителя Феофана Затворника. Знаток человеческих душ, святитель Феофан не ограничивается общими наставлениями, но предлагает конкретные советы на пути борьбы со страстями и стяжания добродетелей. Затрагивая самые разные стороны внутренней жизни христианина, святитель раскрывает важные для всякого ищущего спасения вопросы: как и чем “питать и возвращать” начатую в Таинствах духовную жизнь, каковы способы утоления “жажданий нашего естества”, в чем заключается “крест самоисправления” и многие другие.

ISBN: 5-87301-164-8
Год издания: 2010
Издательство: Отчий дом
Язык: Русский

“Кто умеет молиться, тот уже спасается, – говорит святитель Феофан Затворник. – Молитва есть наука из наук. Она все: вера, благочестие, спасение. “. Эта книга содержит советы святителя Феофана о том, как научиться молиться, что в молитве главное, что такое Иисусова молитва, как ее совершать и какие бывают ошибки при молитвенном делании. Советы извлечены из писем святителя Феофана. Издание снабжено примечаниями и алфавитным указателем.

ISBN: 978-5-9968-0178-7
Год издания: 2012
Издательство: Благовест
Язык: Русский

Эта книга содержит письма святителя Феофана Затворника, в которых он отвечает на недоумения и вопросы многих людей, обращавшихся к нему за советом, искавшим у него помощи и утешения. В них говорится также о догматах Православной Церкви, о ересях и отношении к ним, о правильном и спасительном прохождении духовной жизни. Письма святителя Феофана являются живым источником назидания и духовной пользы для всякого христианина, идущего по пути спасения. Эта книга несомненно поможет современным православным христианам пройти по непростым ступеням духовного совершенствования к главной цели нашей жизни — спасению собственной души.

ISBN: 978-5-7533-0547-3
Год издания: 2011
Издательство: Издательство Сретенского монастыря
Язык: Русский

Книга “Путь ко спасению” – итоговое произведение святителя в серии его трудов под названием “Начертание христианского нравоучения”. Эта серия была задумана как руководство на пути становления христианских добродетелей человека в течение всей его жизни – от рождения и до смерти.

ISBN: 5-94000-013-4
Год издания: 2001
Издательство: Лепта
Язык: Русский

Труд святителя Феофана Затворника “Толкование на 118 псалом” является по сути путеводным руководством христианской жизни. Сам свт. Феофан в предисловии к этой книге пишет, что 118 псалом предлагает христианам “единое полезное учение и показывает как можно преуспеть в деятельной добродетели”. Именно потому мы осмелились назвать книгу “Руководством к духовной жизни”, тем самым отразив ее глубоко духовный вероучительный смысл. Книга предназначена всем интересующимся основами православия и учением Православной Церкви о спасении.

Год издания: 2005
Издательство: Правило веры
Язык: Русский

Книга представляет собой собрание писем святителя Феофана Затворника, многие из которых издаются впервые. Сборник состоит из двух частей – письма о молитве и письма о духовной жизни. Первая часть составлена по “Собранию писем святителя Феофана” в восьми выпусках и “Собранию писем. Из неопубликованного”. Для удобства ориентирования в творческом наследии святителя в заголовке вместе с порядковым номером письма в настоящем сборнике в скобках указан номер письма в “Собрании писем”. В своих письмах святитель Феофан говорит о важных для каждого предметах: о воспитании молитвенного духа, об умной молитве, о стяжании памяти Божией и о…

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

  • Совесть и стыд — в чем разница и как отличить одно от другого?
  • Соборование. 10 вопросов о Соборовании
  • Без любви не может быть Церкви
  • Прощение и прощеное воскресение
  • Анатолий Баданов — О Воскресении из мертвых
  • Почему над усопшими младенцами не читается разрешительная молитва
  • Адриан Пошехонский, священномученик. Житие
  • В сети появились фейковые страницы «Дышу Православием»
  • Как приобретается порча и беснование в современном мире
  • Боговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?
  • Православный взгляд на болезнь — почему мы болеем?
  • Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра?
  • Заказать бесплатно православный сайт
  • Любовь и справедливость
  • Милостыня — как правильно совершать милостыню?
  • В чём смысл жизни? Как узнать своё предназначение?
  • Причастие. Почему не допускают к Причастию?
  • Богослужение и дети — с какого возраста приучать к церковной службе?
  • Воспитание детей по-христиански. Как воспитывать в современном мире?
  • Можно ли быть христианином без знания догматов?
  • Смирение — 20 советов для смирения
  • Сквернословие или православный взгляд на мат
  • Странно
  • Один ли Бог в разных религиях?
  • Агния (Анна) Римская, мученица

Наши друзья

Феофан Затворник, святитель. Житие

Феофан Затворник, святитель. Житие

Дни памяти: 6 января (преставление), 10 января, 16 июня (Перенесение мощей)

Подвижник веры и благочестия епископ Феофан Затворник оказал глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием, сохранённым от юности, святитель Феофан стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы. Этот опыт он — богослов и экзегет — изложил в своих многочисленных творениях, которые могут рассматриваться чадами церковными как практические пособия в деле христианского спасения.

Мирское имя Преосвященного Феофана было Георгий. Он родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии, где отец его, Василий Говоров, был священником. Кроме Георгия у Василия Тимофеевича и его супруги, Татианы Ивановны, были еще три сына и три дочери. Говоровы вели примерную семейную жизнь и оба отличались глубокою религиозностью и сердечною отзывчивостью к людям. В том же духе они старались дать воспитание и своим детям, заботливо следя за их нравственностью.

Когда Георгию минуло 8 лет, его отдали в Ливенское духовное училище. Получив основательную домашнюю подготовку, мальчик учился очень хорошо и вёл себя с примерною скромностью. В 1829 году Георгий Говоров в числе лучших учеников был переведён в Орловскую духовную семинарию. Здесь, так же, как и в училище, он резко выделялся из среды своих товарищей не только серьёзностью занятий, но и примерным благонравием. В последних классах семинарии с большею ясностью стали определяться и склад ума Говорова, и черты его нравственного характера.

По окончании семинарии в 1837 году Говоров, как лучший из воспитанников своего курса, отправлен был на казённый счёт для дальнейшего образования в Киевскую Духовную академию. Ещё в семинарии он решил как можно серьёзнее заниматься изучением богословских предметов и строго хранить чистоту своей души и непорочность сердца.

Насколько непоколебимо и прочно было в нём это решение, видно из того, что ещё за год до полного окончания академического курса он подал прошение о пострижении в монашество. 15 февраля 1841 года, когда ему минуло всего 26 лет, он принял постриг с именем Феофан.

В 1841 году, уже в сане иеромонаха, Феофан в числе первых закончил академию и был удостоен степени магистра богословия. По выходе из академии молодой магистр первоначально посвятил себя учебно-воспитательной деятельности, последовательно проходя должности: ректора Киево-Софиевского духовного училища, затем инспектора Новгородской семинарии, а потом бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской Духовной академии.

К тому времени нашим правительством окончательно был решён вопрос об учреждении в Иерусалиме Духовной миссии. Иеромонах Феофан давно горел желанием посетить святые места Палестины, лично ознакомиться с положением Православия на Востоке.

Штат этой вновь образованной Русской духовной миссии состоял всего из четырёх лиц: её начальника архимандрита Порфирия, иеромонаха Феофана и двух воспитанников Санкт-Петербургской семинарии — Соловьёва и Крылова. Шесть лет пребывания в Палестине были для иеромонаха Феофана временем неустанного труда по изучению религиозной жизни Востока, чему особенно благоприятствовали неоднократные поездки членов Миссии за пределы Палестины — в Сирию и Египет.

По возвращении в Россию иеромонаху Феофану, возведённому в 1855 году в сан архимандрита, суждено было потрудиться на поприще того же духовно-учебного ведомства, вплоть до ректорства Санкт-Петербургской академии, а до этого назначения ещё раз побывать на Востоке уже в качестве настоятеля Посольской церкви в Константинополе. В это вторичное посещение Востока (1856-1857 годы) архимандрит Феофан имел случай войти в самое близкое общение с Афоном, не раз посещая тамошние монастыри и изучая на месте жизнь афонских иноков.

В 1859 году архимандрит Феофан после столь частых и неожиданных перемещений с места на место был наконец призван к епископскому служению на Тамбовскую кафедру, а в 1863 году ему дана была в управление более обширная и многолюдная епархия — Владимирская.

Семь лет архипастырского служения последовательно на двух кафедрах — сначала в Тамбове и затем во Владимире — были для Преосвященного Феофана временем его неутомимых забот о благе своих пасомых. Он неустанно совершал богослужения, произнося каждый раз глубоко назидательные поучения; часто ездил по епархии, возобновлял храмы и всей полнотой любящего сердца жил со своими пасомыми, отечески заботясь об их благе и спасении. Всегда ласковый, приветливый, он со всеми — какого бы сана, положения и возраста кто ни был — обращался с примерным благодушием и величайшею кротостью. Если же по справедливости ему, как епархиальному начальнику, нужно было наказать кого-то выговором, то он поручал это сделать ключарю собора, как бы боясь нарушить тот закон любви, которым он неуклонно руководился в своей жизни и пастырской деятельности.

Служение Преосвященного Феофана в святительском сане, благодаря высоким личным качествам, обещало дать много добрых плодов Святой Церкви. Но ему, как епархиальному архиерею, неизбежно приходилось заниматься совсем не сродными его сердцу делами. Поэтому всё сильнее и настойчивее стала утверждаться в нём мысль об удалении на покой от дел епархиального управления и об избрании для себя такого места жительства, где бы он беспрепятственно мог отдаться молитве и богомыслию. Ещё в бытность свою на Тамбовской кафедре он облюбовал себе такое место — Вышенскую пустынь, о которой не раз говаривал: «Нет места лучше, как Выша». Сюда-то и устремилась мысль святителя, когда он задумал окончательно удалиться от многих не близких его созерцательной душе обязанностей по епархиальному управлению.

Когда в 1866 году в Синоде было получено от Преосвященного прошение об увольнении «на покой» простым иноком в Вышенскую пустынь, присутствующие члены Синода невольно пришли в недоумение и, не зная, как поступить с этой просьбой, прежде всего просили первенствующего члена Синода митрополита Исидора частно переписаться с просителем и узнать, что заставляет его принять такое решение.

В своём ответном письме Преосвященный Феофан объяснил, что под словом «покой» он совсем не имел мысли о ничегонеделании, а что, и по увольнении от епархиальнаго управления, желает так же неленостно трудиться для Православной Церкви, но только «иначе», а именно посредством своих ничем внешним не отвлекаемых трудов по изъяснению Священного Писания. При этом святитель с полною откровенностью признаётся, что он давно лелеял в своей душе мечту посвятить себя исключительно духовным подвигам и созерцательной жизни в тиши уединения. Приняв во внимание такое объяснение, Святейший Синод уважил просьбу Преосвященного, и он был назначен настоятелем Вышенской пустыни.

Прибыв в Вышу, Преосвященный Феофан прежде всего сложил с себя должность настоятеля пустыни, предпочитая всё время оставаться здесь в простом звании инока. Первые шесть лет пребывания в пустыни святитель-инок посвятил как бы подготовке себя к тому высокому подвигу, к которому намерен был с течением времени перейти, заключив себя в затвор. Он наравне с братиею постоянно ходил в церковь на все монастырские богослужения. В воскресенья и праздничные дни сам служил соборно с архимандритом и монашествующими. Поучений, однако, не произносил, но самое служение его пред престолом Божиим, по свидетельству вышенских иноков, было для всех живым поучением.

В 1872 году святитель Феофан своими руками устроил у себя в келиях малую церквицу, отделив для неё часть наибольшей из комнат — гостиной, где и стал совершать все церковные службы совершенно один, без сослужащих. Наложив на себя великий подвиг строгого затвора, он, кроме настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, своего духовника игумена Тихона и келейника, никого уже не принимал. 10 лет святитель-затворник служил Литургию в своей келейной церкви по воскресным и праздничным дням, а в последние 11 лет ежедневно. На вопрос одного из ближайших своих почитателей, как он служит Литургию один, святитель ответил: «Служу по служебнику, молча, а иногда и запою…» Но если смолк живой голос святителя для лиц, имевших когда-то личное и непосредственное общение с ним, то ещё плодотворнее стал он влиять на людей своими богомудрыми творениями и ответными письмами. Кто бы ни обращался к нему за советом и разъяснениями по вопросам духовной жизни, он никому не отказывал в своём письменном руководстве.

Частная переписка святителя с его многочисленными корреспондентами была для него как бы только «подельем», как он нередко выражался. Главная же и наиболее существенная его цель при трудах писания состояла в том, чтобы обогатить нашу богословскую и аскетическую литературу сочинениями и переводами святоотеческих творений. В них у нас чувствовался большой недостаток. И святитель-подвижник том за томом выпускал свои учёные труды, так что во время затвора им напечатано было свыше трёх тысяч печатных листов.

В чём состояла и как протекала собственно внутренняя, духовная жизнь святителя в течение 22 лет затвора, не было доступно наблюдению лиц посторонних и для всех осталось сокровенной тайной. Единственным живым свидетелем, с которым подвижнику по необходимости приходилось иметь некоторое личное сношение, был его келейник Евлампий. Но обязанности последнего ограничивались очень немногим. Каждый день по особому условному стуку он являлся из своей комнаты, помещавшейся в нижнем этаже покоев Владыки, чтобы подать ему чашку кофе и обед, который в скоромные дни состоял из одного яйца и стакана молока, а в четыре часа вечера принести чашку чаю, чем и ограничивалось дневное пропитание подвижника. На обязанности того же келейника лежала забота — с вечера приготовить всё нужное для совершения святителем ранней Литургии, а именно: просфоры, красное вино, ладан и прочее.

В последние годы у святителя-затворника от постоянных и напряжённых занятий письменными работами стало падать зрение, но он продолжал по-прежнему трудиться. Всё в том же строгом порядке было распределено у него время. Только с 1 января 1894 года, за пять дней до кончины святителя, этот ежедневный порядок его жизни несколько расстроился. Не всегда в определённое время святитель давал условный знак о времени чая или обеда.

Накануне праздника Богоявления, чувствуя слабость, Владыка попросил своего келейника помочь ему пройтись по комнате. Тот провёл его под руки несколько раз, но немощный Владыка, утомившись, отослал его, а сам лёг в постель. Однако на другой день, в храмовый праздник своей келейной церкви в честь Богоявления Господня, он ещё в силах был отслужить Божественную Литургию и кушал чай, но к обеду не давал условного знака долее обыкновенного. Келейник, заглянув в рабочий кабинет святителя и увидев, что он сидит и что-то пишет, не захотел его беспокоить. Окончив письмо уже около двух часов пополудни (Владыка обычно кушал в час), епископ Феофан подал знак. Келейник, услышав стук, принёс ему обед. Но обычная порция оказалась велика: святитель вместо целого яйца скушал только половину и вместо целого стакана молока выпил только полстакана. Не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату затворника. Это было в пятом часу вечера. Владыка лежал на кровати, глаза его были закрыты, левая рука спокойно лежала на груди, а пальцы правой сложены как бы для архиерейского благословения… Тихо подойдя к койке, келейник увидел, что Преосвященный труженик почил о Господе…

Кончина святителя последовала на семьдесят девятом году его жизни 6 января 1894 года. Торжественное отпевание почившего совершено Преосвященным Иеронимом, епископом Тамбовским, в Казанском соборе Вышенской пустыни. Мощи святителя были положены в правом Владимирском приделе этого храма.

Канонизация святителя Феофана состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви , посвящённом 1000-летию Крещения Руси.

Сейчас мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского, покоятся в храме преподобного Сергия Радонежского (село Эммануиловка Рязанской области, недалеко от Выши). В том же храме находится чудотворный образ Казанской (Вышенской) Божьей Матери.

Святитель Феофан, посвятив себя поискам пути к Вечной жизни, показал этот путь и последующим поколениям в своих богословских трудах.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Феофан Затворник: икона, жизнь, житие и мощи

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Феофан Затворник – известный епископ, богослов, публицист-проповедник, прославленный в лике святителей. Человек, который оказал огромное влияние на духовное возрождение общества. Его труды и сегодня являются величайшим примером для учёных и философов всего мира.

Феофан Затворник, житие

Родился святитель в семье священника. Получил высшее духовное образование и принял монашество под именем Феофан (в миру Георгий Говоров). Долгое время был преподавателем в Духовной Академии, в составе которой позже отправился по святым местам Иерусалима. Там же он основательно изучил языки и познакомился с религией и культурой Востока.

В своей профессии богослов достиг особого роста:

  • от преподавателя до ректора одного из самых известных учебных заведений России и мира;
  • далее в сане архимандрита становится настоятелем посольской церкви в Константинополе.

Епископ всегда выражал свое беспокойство о духовном образовании народа, поэтому выразил свои мысли в необходимых деяниях, а именно:

  • стал инициатором устройства церковно-приходских и воскресных школ;
  • открыл женское епархиальное училище;
  • заботился о повышении уровня образованности самого духовенства.

В определённый период своей жизни богослов подал прошение об увольнении на покой. Но это отнюдь не был долгожданный отдых, а возможность совершить новый духовный подвиг – посвятить себя письменным трудам, богослужениям и молитвам, дабы потом подарить свои знания всем, кто в них нуждается. Во многих письмах он давал ответы людям, которые просили его совета и помощи, чем наставлял их на праведный путь.

На вечный покой святитель ушёл в праздник Крещения Господня. Это стало своеобразным знаком для всех, кто его знал. Ведь Бог забрал праведника на Небеса и подарил благодатное Царствие в благодарность за его честную и светлую жизнь на земле. В православной истории существует факт, что при облачении Феофана на лице была видна сияющая блаженная улыбка. Погребен святитель в Казанском соборе.

Канонизирован святой был ещё при жизни, как великий подвижник веры и высокой духовности, который жил и творил для людей и во имя их блага.

Жизнь святителя Феофана Затворника – это настоящий дар православной культуре, так как именно на его духовных трудах выросло не одно поколение известных учёных, философов, христианских деятелей. Он – важная часть великой истории православия, ведь его святое слово шло от человека к Богу и всегда было наполнено верою и благодатью.

Мощи Феофана Затворника и икона

Сейчас мощи святого Феофана покоятся в храме преподобного Сергия Радонежского, где также находится и чудотворный образ Казанской Божьей Матери.

К ним часто приходят верующие, дабы исцелить различные недуги, обрести спасение и познать душевное умиротворение. Духовная сила святителя настолько велика, что даже после своего ухода к Господу он оказывает влияние на жизни и судьбы людей.

Икона Феофана Затворника также очень почитаем в православной религии. Его изображение на иконе полностью передаёт жизненные традиции святителя. А знаком тому является книга в руках богослова. Ведь именно она символизирует его духовные труды, принесшие людям великие знания о Боге.

В молитвах к нему люди часто просят избавления от телесных хворей и душевных терзаний. Феофан всегда был близок к народу, и за это все его очень уважали. Труды же святителя стали для многих верной дорогою в жизни, ибо научили главному – верить и почитать Всевышнего, который в благодарность за смирение дарует вечную благодать.

А вот и текст молитвы к святому:

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

День Феофана Затворника

По новому стилю день памяти святого отмечается 23 января. В этот период традиционно проводятся такие действа:

  • в храмы к мощам святителя приходят православные люди со всех уголков мира и обращаются к нему с молитвами;
  • проводятся богослужения: служители церкви исполняют акафисты и песнопения в честь великого богослова;
  • известные учёные и философы почитают великого учителя за его труды и вклад в развитие православной культуры.

Феофан Затворник “Мысли на каждый день”

Данная книга является одним из величайших трудов святого. В ней он изо дня в день детально описывает те места Писания, которые Православная Церковь почитает в каждый конкретный временной период. Это произведение – своеобразный источник для тех, кто хочет утолить жажду духовного познания. Кроме того, изложенные мысли богослова подтверждены ссылками на Библию, что помогает глубже осмыслить читаемое, переплетая основные темы Писания и толкования к ним самого Феофана.

Святитель Феофан Затворник – поистине великая личность в православии. Его жизнь и деяния не имеют границ, ведь и до сегодняшнего дня святой остаётся одним из самых почитаемых богословов-философов в мировой культуре. Его по праву можно назвать Человеком, который помогает людям познать Бога.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о житие святого Феофана Затворника:

Житие великомученика и целителя Пантелеимона

Каждое 9 августа Русская Православная Церковь вспоминает жизнь святого Пантелеймона целителя и почитает его память. Каждый верующий, кто хоть раз приходил в храм за исцелением знает святого, ведь он является покровителем всех врачей и известен своими чудесными исцелениями. Этот юноша стал орудием в руках Божьих для дарования исцеления от недугов.

Житие святого

Жизнь Пантелеймона целителя является для верующих не только примером отречения для Господа, но и примером духовной полной жизни.

Этот великомученик всю свою жизнь отдал для того, чтобы послужить Царю Небесному. А в конце своего земного пути и принял мученическую смерть, чтобы прославить Отца Небесного.

Рождение и отрочество

В третьем веке после Рождества Христова в Римской империи была автономная область — Вифания, которая управлялась специальным проконсулом и где располагался город Никодимия. Там и жил обеспеченный человек по имени Евсторгий, который поклонялся языческим богам, со своей женой-христианкой Еввулой («благосветная»). У них родился ребенок, которого назвали Пантолеоном.

Христианское общество тогда только зарождалось, общины были не везде. Император Максимиан, правивший в то время, жестоко преследовал всех, кто открыто исповедовал Христа. Родившийся ребенок был любим отцом, который желал, чтобы малыш стал могучим военачальником.

Мать же, в свою очередь, втайне пыталась вырастить малыша в христианской вере, привив с детства милосердие и смирение.

Мать мальчика умерла, когда он был еще подростком и отец отдал учиться врачеванию у знаменитого целителя Ефросина, поскольку уже тогда мальчика влекло к врачебному делу. В этот период гонения на христиан приняли особо жестокий характер разгар гонений, а юноша оказался представленным императору Максимиану.

Это было очень почетно, ведь Пантолеон мог стать врачом при дворе, что было бы отличным вариантом для простого человека. Но Господь с детства предопределил ему другой путь.

Читайте о святом Пантелеймоне:

Вера во Христа

В Никодимии были уничтожены все открытые верующие, они были казнены и преданы казни за своею веру. Остались в живых только некоторые из них, в том числе и три столпа христианства в той области — священники Ермолай, Ермипп и Ермократ. Ермолай и заметил богатого юношу, который часто ходил мимо. Он заговорил с ним, и они вскорости стали близкими друзьями.

Молодому человеку нравилось общаться с мудрым старцем, а Ермолай видел в нем огромный потенциал и особенный путь, предопределенный Господом.

Со временем, молодой человек принял христианскую веру и крестился у Ермолая, получив после крещения имя Пантелеймон.

Юноша продолжил врачевание людей и исцеления их, помогая неимущим материально. Отец юноши со временем также отвратился от языческих богов и обратился к Христу. Врачеватель стал очень популярен по всей Вифании и многие завидовали ему, что вскоре вылилось в доносы императору, ведь молодой человек открыто исповедовал Христа.

Император пожелал лично встретиться с Пантелеймоном, предложить ему отречься от Христа и поклониться языческим богам империи. При встрече врачеватель отказался от такого предложения, за что был брошен в темницу. Он прошел через жестокие пытки: его подвешивали вниз головой к дереву и рвали тело железными когтями, разводили под ним костер и жгли тело, кидали в котел с раскаленным маслом, отдавали терзать диким зверям.

Господь хранил его во всех учениях и защищал от смерти и боли. Казнили святого путем отсечения головы. И в тот момент из раны вместе с кровью потекло молоко, а маслина, под которой умер мученик, покрылась плодами. Тело святого погребли с почтением христиане, а эта история жизни была записана учениками — Лаврентию, Вассе и Провиану, которые видели казнь и записали все.

Чудеса исцеления

Жизнь святого была наполнена чудесами, которые Господь совершал через него.

Духовному росту Пантелеймона способствовал священник Ермолай, который проводил с Пантелеймоном долгие беседы и рассказывал о Господе, Христе и христианской вере. Господь вскорости решил испытать веру юноши.

Однажды возвращаясь от Ермолая, молодой человек увидел на дороге лежащего мертвого малыша, а рядом с ним скрутившуюся ядовитую змею. Очевидно, что ехидна укусила ребенка, и тот умер от отравления ядом. Вначале юноша хотел сбежать, ведь змея могла укусить, но он поборол свой страх и начал молиться Господу о воскрешении ребенка. Господь ответил на просьбу молодого парня, и ребенок внезапно задышал, а змей начал корчиться и испустил дух.

Важно! Это стало опорной точкой в жизни Пантелеймона — отныне он перестал испытывать сомнения в истинности христианской веры и всемогуществе Божием.

После крещения Пантелеймон решил заняться врачеванием и множество людей стали приходить к нему за помощью.

Однажды, к врачевателю пришел слепой юноша за помощью. Пантелеймон согласился молиться за слепца, но его отец боялся насмешек над сыном и стал сына отговаривать, ведь такое никому еще не удавалось. Тем не менее, врачеватель приложил руки к глазам юноши и стал горячо молиться Христу. Как только он закончил, юноша открыл глаза и вскрикнул — он был исцелен от слепоты!

Еще православные молитвы об исцелении:

После этого случая, тот самый бывший слепец и отец Пантелеймона стали горячими христианами и начали поклоняться Христу вместо языческих богов.

После смерти отца Пантелеймон раздал все свое наследство бедным и неимущим, а сам продолжал заниматься врачебной практикой, а также молился за людей и исцелял их.

Почитание святого Пантелеймона

Почитают святого в храмах в день памяти — 9 августа.

Кроме того, в Никодимии накануне этого дня совершают крестный ход с участием иконы мученика, которая известна своими чудесами. В это время множество верующих (русские, армяне, магометане, католики) стекаются к храму, чтобы принять участие в этом священном действии.

Привозят сюда и неизлечимо больных людей, чтобы воля Божья совершилась в их жизнях, и они были исцелены. Известны более 2000 исцелений, которые произошли во время этого крестного хода — люди были исцелены от травм головы, генетических пороков, депрессий, а также множества душевных заболеваний.

А вот на Руси почитание мученика началось уже в XII веке, в правление князя Изяслава, у которого хранился этот образ.

Для справки! Мощи святого хранятся в различных церквях, но большая их часть принадлежит Русскому Афонскому монастырю имени великомученика Пантелеймона.

Поэтому в начале августа (за неделю до дня памяти) сюда также совершаются паломничества со всего мира. Ежевечерне тут поются молебны: на каждый день есть особый канон. Во второй день празднества осуществляется панихида, освещается кутья и раздается всем присутствующим.

Помолиться в это время и коснуться мощей может каждый, но из-за законов монастыря (вход женщинам запрещен) ковчег с мощами помещают на лодке и вывозят, чтобы все желающие могли прикоснуться и помолиться.

Великомученика Пантелеймона почитают как грозного святого. Из-за двойного имени (Пантолеон изначально, что значит «лев во всем» и Пантелеймон после крещения, что означает «всемилостивый») считается, что он покровительствует:

  • врачам;
  • воинам;
  • полицейским;
  • пожарным;
  • морякам;
  • спасателям;
  • христианам, которые ведут духовную брань.

Святое имя призывают в тяжелые минуты выполнения служебного долга и в жизненных испытаниях. Церковь обращается к мученику в процессе елеепомазания, освящения воды и при молении за немощного. Образ святого можно найти почти в каждом храме.

Икона святого

Икона святого часто присутствует в лечебных заведениях, в воинских частях, храмах и в домашних иконостасах. Почитание Пантелеймона велико особенно у русского народа.

Создание икон святого должно отвечать определенным правилам, поскольку — это реликвия, которая имеет духовный смысл и значение. Благодаря записям его ученика, иконописцы имеют описание внешности врачевателя и тем самым могут создавать достоверные образы святого.

Иконы Пантелеймона имеют характерные особенности:

  • изображается юноша в полный рост или по пояс;
  • в руках обычно изображают сундучок с лекарствами, крест или серебряную ложку;
  • врачевателя изображают с вьющимися волосами, тонкими чертами лица и открытым и добрым взглядом;
  • красный цвет туники символизирует страдания и пролитую кровь за Христа;
  • плащ коричневых оттенков символизирует преходящую земную жизнь;
  • зеленые элементы одежды символизируют вечную жизнь души;
  • врач изображается всегда на золотом фоне, как символе вечной славы мучеников.

Каждый иконописец вносит в свое творение особые элементы, которые характеризуют его как художника, но любой образ Пантелеймона отвечает церковному канону и может быть частью любого иконостаса. Очень хорошо иметь домашний образ для молитв, чтобы можно было обращаться к мученику в любую тяжёлую минуту.

Совет! Молитвы святому обычно читают перед сном или ранним утром, а если в доме находиться больной, то намного чаще. Наравне с молитвами читают акафисты и каноны.

Великомученик и целитель Пантелеимон — житие святого

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Будущий святой Пантелеимон родился в III веке от Рождества Христова в небольшом городке Никомидия, который относился к области Вифания. Вифания, в свою очередь, входила в состав Римской империи, однако при этом сохраняла свою самостоятельность, так как управлялась специальным проконсулом. В это время римским императором был Максимиан (284–305), который не любил христиан и жестоко преследовал их. Пантелеимон родился в семье знатных и уважаемых людей. Отец его, Евсторгий, был человеком обеспеченным и в жизни придерживался языческой веры. Мать же будущего святого, Еввула (в переводе с греческого «благосоветная»), была христианкой. Свою веру, как гласит предание Церкви, она получила еще в детстве, в своей семье. В то время достаточно распространенной была ситуация, когда один из супругов был язычником, а другой — христианином. Это было связано с тем, что христианство только приходило во многие области, и христианские общины только зарождались. При рождении мальчик был назван Пантолеоном, что в переводе с греческого означает «во всем лев». Вероятно, это было связано с тем, что его отец хотел, чтобы его сын был храбрым и могучим воином. В дальнейшем, когда юноша прославился в жизни Церкви, его имя изменилось на Пантелеимон, что означает «всемилостивый».

Свое христианское воспитание, любовь к добрым делам, а главное — искреннюю веру в Бога мальчик получил от матери, которая учила его богооткровенным истинам втайне ото всех. По смерти Еввулы Евсторгий отдал сына в одно из лучших языческих училищ, которое Пантелеимон закончил с успехом, а далее стал учиться врачебному делу у знаменитого никомидийского врача Евфросина. В разгар гонений Максимиана на христиан юноша Пантелеимон оказывается при дворе, где его представляют императору. В тот момент, когда Пантелеимон мог стать влиятельнейшей фигурой при дворе императора Максимиана, Господь даровал ему совершенно другой путь. В это время в Никомидии происходит трагедия — в результате гонений в городе были уничтожены почти все христиане, уцелело совсем немного верующих. Среди выживших были трое священников — Ермолай, Ермипп и Ермократ. Один из этих иереев, а именно — Ермолай, и заметил смиренного юношу, который часто проходил мимо дома священника.

Однажды Ермолай пригласил Пантелеимона к себе в дом, где спрашивал его о вере родителей и его вере, рассказывал ему о Боге, о Сыне Божием, раскрывал основы христианской веры. С этой встречи Пантелеимон стал все чаще бывать у Ермолая и укрепляться в вере. Через некоторое время Господь испытал веру Пантелеимона. Как сказано в житии святого, однажды Пантелеимон возвращался от Ермолая и увидел на земле мертвого ребенка, рядом с которым ползала змея (ехидна). Сначала юноша испугался и хотел бежать, однако потом решил проверить — действительно ли так сильна христианская молитва и истинно ли все то, о чем ему рассказывал Ермолай. Обратив взор к небу, Пантелеимон стал молиться — и в этот момент ребенок ожил, а змея, наоборот, стала мертвой. После этого чуда Пантелеимон уже не мог сомневаться в христианской вере. Через некоторое время после этого чуда священник Ермолай крестил юношу. Собственно, в Таинстве Крещения будущий святой и получает имя Пантелеимон.

Став христианином, Пантелеимон захотел привести ко Христу и своего отца, который хоть и оставался язычником, но был человеком искренним и искавшим истину. Юноша стал все чаще беседовать с отцом о христианской вере, задавал ему вопросы о язычестве и даже хотел тайно уничтожить всех идолов в доме, но не желал вызывать гнев родителя. И здесь снова ему помог Сам Господь.

Так как Пантелеимон и после крещения продолжал заниматься врачебной практикой, то к нему постоянно обращались за помощью. Однажды к дому юноши привели одного слепого, которому никто не мог помочь. Пантелеимон согласился исцелить слепца, однако его отец Евсторгий стал отговаривать сына, так как боялся, что над ним будут смеяться, ведь исцелить слепого еще никому не удалось. Пантелеимон же, дотронувшись до глаз слепца, призвал имя Господа Иисуса Христа и помолился. По окончании молитвы слепой полностью прозрел. Более того, после этого чуда оба — и прозревший, и отец Пантелеимона — уверовали во Христа и приняли Таинство Крещения. Через некоторое время Евсторгий умер, и все его имущество перешло к Пантелеимону. Однако юноша делает еще один шаг в стяжании святости и следовании за Христом — он отпускает всех слуг, снабжая их средствами, а остальное раздает нищим и больным.

Исполняя заповеди Господа, Пантелеимон обходит темницы и узилища, лечит больных, наставляет тех, кто пал духом, помогает материально всем нуждающимся. К юноше идут со всех окрестностей, так как весть о его целительском даре облетела всю область. Более того, Пантелеимон лечит бесплатно, не беря за услуги денег. Вполне естественно, что все это порождает зависть у никомидийских врачей. Вскоре завистники донесли на Пантелеимона императору Максимиану, обвинив юношу в поклонении Христу, а не языческим богам.

Таким обвинением этим людям удалось возбудить в императоре желание лично встретиться с юношей и, если обвинение окажется справедливым, потребовать от него отречения от Христа. Все остальное — посещение Пантелеимоном тюрем, раздача имущества, исцеления — мало интересовало Максимиана, это было частным делом. Отрицание же языческих богов было на тот момент и отрицанием официальной религии империи, а значит, и отрицанием значимости культа самого императора.

После того как Пантелеимон был вызван к Максимиану, последний долго уговаривал юношу отречься от Христа и принести жертву римским богам. Пантелеимон отказался это сделать. А после того, как он исцелил на глазах императора тяжелобольного, в то время как этого не смогли сделать лекари-язычники, гнев Максимиана было уже не остановить. Император подверг святого многим мучениям, однако ни одно из них до поры не могло повредить юноше. Так, по приказу Максимиана Пантелеимона подвешивали к дереву и строгали железными когтями, опаляя при этом свечами, кидали в котел с горящим оловом, бросали в море с камнем на шее, отдавали на растерзания зверям в цирке. Во всех этих случаях Господь берег Своего святого, тем самым прославляя христианскую веру. Народ в городе все больше впадал в смятение, а император становился все злее от бессилия.

Последним испытанием для святого стало усекновение мечом. Пантелеимона привязали к маслине и пытались отрубить ему голову, но и здесь происходило чудо — мечи становились мягкими. Лишь тогда, когда Сам Господь призвал святого к Себе, Пантелеимон обратился к палачам с требованием продолжить казнь, так как они уже отказывались ее совершать. После этого им удалось наконец умертвить святого. По преданию Церкви, после казни из раны святого истекло молоко, маслина покрылась плодами, а многие из тех, кто видел казнь, уверовали во Христа. После казни палачи пытались сжечь тело святого, но оно не сгорало в огне и его просто бросили. Христиане с почтением погребли его.

В то же время мученической кончины сподобились и священники Ермолай, Ермипп и Ермократ. Сведения о жизни, чудесах и кончине святого дошли до нас благодаря его ученикам Лаврентию, Вассе и Провиану, которые видели его казнь, слышали Божий глас с неба и записали все в житии святого.

Великомученик и целитель Пантелеимон

Икона московского Сретенского монастыря, написанная на Святой горе Афон

Святой и славный мученик за Христа Пантелеимон родился в Никомидии в конце III века. Его отец, сенатор Евсторгий, был язычником, а мать, Еввулия, – христианкой. Родители назвали мальчика Пантолеон. Его отдали в ученики известному врачу Евфросину, и он вскоре в совершенстве изучил науку врачевания, так что император Максимиан Галерий, заметив его искусство, взял Пантолеона во дворец и сделал своим личным врачом.

Каждый день юноша проходил мимо дома, где скрывался от гонений императора пресвитер Ермолай. Святой, угадав душевные качества Пантолеона, однажды пригласил его к себе в дом и стал учить, что медицина может дать лишь слабое облегчение нашей страдающей и смертной природе и только Христос, единый истинный Врач, пришел дать нам спасение – без лекарств и без платы. От этих слов сердце молодого человека исполнилось радости, и он стал постоянно приходить к святому Ермолаю и учиться у него великим тайнам веры.

Однажды, возвращаясь от своего учителя Евфросина, он увидел на дороге ребенка, умершего от укуса гадюки. Решив, что пришел момент проверить истинность обещаний Ермолая, он призвал имя Христа, и ребенок тотчас встал, а змея издохла. Радостный, Пантолеон побежал к Ермолаю и попросил не медля крестить его. После этого он остался в доме святого старца, слушая его поучения, и вернулся домой лишь на восьмой день. На вопросы встревоженного отца он ответил, что был во дворце и лечил одного знатного придворного. Сохраняя пока в тайне свою веру, он тем не менее старался убедить отца в тщетности почитания идолов.

Спустя некоторое время к сенатору привели слепого, который умолял Пантолеона исцелить его, поскольку ранее он без всякой пользы растратил на других врачей все состояние. Уповая на Христа, сила Которого отныне пребывала в нем, юноша в присутствии удивленного отца заверил слепого, что исцелит его благодатью истинного Учителя. Он перекрестил глаза слепого, призывая имя Христово, и тот сразу же прозрел не только телесными, но и духовными очами, поняв, что его исцелил Христос.

Затем Пантолеон раздал свое наследство нищим, освободил рабов и с удвоенным рвением принялся за лечение больных. Он не брал с них никакой платы, кроме веры во Христа, пришедшего на землю, чтобы исцелить всех страждущих 1 . Другие никомидийские врачи стали ему завидовать. И когда он лечил христианина, которого подвергли пыткам по приказу императора, они воспользовались случаем, чтобы донести на него.

Максимиан очень огорчился, услышав жалобу на своего любимца. Он велел позвать исцеленного слепого и спросил, каким образом Пантолеон вернул ему зрение. Подобно евангельскому слепорожденному, тот ответил просто, что Пантолеон исцелил его именем Христа и что это чудо открыло ему свет истинной веры. В ярости император велел отрубить ему голову и послал своих людей за Пантолеоном.

Когда к нему привели святого, Максимиан стал упрекать врача в том, что тот не оправдал его доверия, и обвинил в оскорблении Асклепия и других богов верой во Христа – человека, умершего на кресте. Святой ответил, что вера и преданность истинному Богу превыше всех богатств и почестей этого тленного мира, и, чтобы доказать свои слова, предложил Максимиану испытать его. Тогда принесли парализованного, над которым языческие жрецы стали совершать заклинания под насмешки святого. Когда они ничего не добились, Пантолеон помолился Богу и, взяв расслабленного за руку, призвал имя Христово. Множество язычников, увидев, как больной встал и, радуясь, стал ходить, уверовали в истинного Бога, а языческие жрецы потребовали у императора казнить опасного соперника.

Максимиан напомнил юноше о пытках, которым ранее подвергли святого епископа Анфима. Но Пантолеон ответил, что если старец проявил такое мужество 2 , то юноша тем более должен выдержать это испытание. Ни лесть, ни угрозы не могли поколебать его решимости, и император предал святого пыткам. Его привязали к столбу и железными крючьями стали разрывать ему бока, а потом приложили к ранам зажженные факелы. Но Христос явился святому мученику в образе его духовного отца святого Ермолая и сказал: «Ничего не бойся, сын Мой, потому что Я с тобой и помогу тебе во всех твоих страданиях за Меня». Тотчас факелы погасли, а раны святого зажили.

После этого мученика опускали в котел с расплавленным свинцом, бросали в море с тяжелым камнем на шее и подвергали другим испытаниям, но Господь везде был с ним и хранил его невредимым. Потом юношу отдали на растерзание хищникам, но Христос и там не оставил его: звери ложились у его ног и лизали их, как домашние животные. Но император, оказавшийся более жестоким, чем неразумные звери, приказал привязать мученика к колесу, снабженному острыми лезвиями, и скатить его с горы на виду у всего города. И вновь Господь явил Свое чудесное заступничество: святой освободился от связывавших его веревок, а колесо, скатываясь, раздавило многих язычников.

Максимиан спросил Пантолеона, откуда он получил такую силу и как он пришел к христианской вере. Пантолеон указал, где скрывался Ермолай, поскольку Бог открыл ему, что для него и его наставника пришло время исповедать веру и завершить свой путь мученичеством. После славной смерти Ермолая и его сподвижников тиран снова вызвал Пантолеона и попытался уговорить святого принести жертву, утверждая, что мученики подчинились. Вместо ответа блаженный юноша потребовал встречи с ними. Император ответил, что послал их с поручением в другой город, на что святой возразил: «О лжец, сам того не ведая, ты сказал правду, потому что сейчас они в Небесном Иерусалиме!» Максимиан, видя, что не может сломить Пантолеона, приказал отрубить ему голову, а тело сжечь.

Юноша с радостью отправился на место казни за городом, но когда палач начал точить меч, тот расплавился, как воск от огня. Увидев такое чудо, находившиеся там воины исповедовали Христа. Пантолеон же призвал их исполнить приказ и обратился к Богу с последней молитвой. В ответ с неба послышался голос: «Верный слуга! Твое желание исполнится, двери Царства Небесного открыты, и венец твой готов. Отныне ты будешь прибежищем отчаявшихся, помощью страждущим, врачом для больных и страхом для бесов, и поэтому имя твое будет не Пантолеон, а Пантелеимон» (это имя означает «всемилостивый».) Мученик преклонил шею, и когда глава его упала на землю, из шеи потекло молоко, тело стало белее снега, а высохшая маслина, к которой он был привязан, внезапно зазеленела и стала давать множество плодов. Воины, которым было приказано сжечь тело христианина, отдали его верующим. Те с почестями похоронили святого Пантелеимона в имении Амантия Схоластика и отправились возвещать Благую Весть в другие края. С тех пор от мощей великомученика Пантелеимона не перестают совершаться исцеления, и для всех, приходящих с верой, они являются источником благодати Христа – единого Врача душ и телес.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

9 августа 2012 г.

1 Поэтому его почитают как святого бессребреника.

2 Когда епископ Никомидийский Анфим был приведен к Максимиану, тот приказал принести орудия казни и положить их перед святителем. «Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? – спросил святитель. – Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего». Тогда царь распорядился жестоко мучить святого и усечь мечом. Епископ Анфим до последнего вздоха радостно славил Бога, за Которого сподобился пострадать. Память его отмечается 3 сентября..

Житие целителя Пантелеймона и свидетельства его чудотворных деяний

Жизнеописание великомученика Пантелеймона

Жизнь будущего святителя была нелегкой. Уже в раннем детстве он столкнулся с противостоянием христианства и язычества.

Жизнь будущего святителя полна трудностей и испытаний

Рождение и отрочество

Биография святого угодника начинается с момента его рождения. В семье знатного язычника по имени Евсторгий родился младенец, которого назвали Пантолеоном, что означает «по всему лев». Отец хотел воспитать мужественного и отважного воина, который никогда не остановится перед возникшими на жизненном пути преградами. Мать Пантолеона носила красивое имя – Еввула. В переводе с греческого языка имя женщины означало «благосовестная». Еввула придерживалась христианской веры, поэтому с младенческих лет прививала сыну веру и любовь к Господу Богу. К сожалению, Пантолеон рано остался без матери.

Овдовевший Евсторгий отдал сына в языческую школу. Повзрослевший юноша был отдан на обучение известному в городе Никомедия (территория Малой Азии) врачевателю по имени Евфросин. Отрок хорошо проявил себя в учебе, отличался хорошим поведением и красноречием. За прилежную учебу и хорошее поведение Пантолеона представили правившему в то время императору Максимиану. Правителю понравился смышленый и послушный отрок, поэтому он решил сделать его придворным лекарем.

Вера во Христа

В то время велась активная борьба с верующими христианами. Самых непокорных бросали в темницы или предавали казни. Так, 28 декабря 303 года в церкви Никомедийской были сожжены более 20 тысяч праведников. По воле случая, в живых остались лишь три священномученика: Ермократ, Ермипп и Ермолай. Жили они тайно в небольшом заброшенном домике.

Император Максимиан вел активную борьбу с верующими христианами

Долгое время Ермолай наблюдал за юношей, который часто ходил мимо их пристанища. Однажды старец решился на разговор с отроком. Пантолеон настолько проникся разговором о вере христианской, что стал частым гостем в доме пресвитеров. Спустя какое-то время юноша принял веру христианскую. Старец Ермолай окрестил его под именем Пантелеймон.

Юноша продолжил врачебную практику, при этом он старался нести в массы и веру в Господа Бога. Отец его отказался от богов языческих и обратился к Иисусу Христу. В скором времени императору Максимиану донесли на исцелителя Пантелеймона. Правитель призвал к себе подданного и велел отречься веры христианской. Получив отказ, Максимиан приказал бросить целителя в темницу. Пантелеймону пришлось пережить немало истязаний и жестоких пыток. Но Господь Бог не покинул своего последователя, защищая его от боли и смерти.

За непокорность Пантелеймон был приговорен к смерти. Когда целителю отсекли голову, вместе с кровью потекло молоко. В момент смерти великомученика маслина, под которой свершилась казнь, покрылась плодами. Тело святителя бросили в костер. Однако его останки остались нетленными. Праведные христиане забрали тело целителя и придали его земле.

Видео «Житие великомученика Пантелеймона»

В этом видеосюжете представлена полная биография и духовная жизнь святого мученика.

Свидетельства помощи и чудес

Жизнь святого угодника была наполнена огромным количеством чудес. Иисус Христос через своего посланника помогал людям избавиться от проблем и жизненных неурядиц, защищал от различных напастей и спасал от смерти.

Однажды по дороге домой после душевной беседы о вере христианской со священномучеником Ермолаем Пантелеймон увидел мертвого ребенка. Малыш лежал на земле и не подавал никаких признаков жизни. Недалеко от мертвого ребенка лежала скрутившаяся в клубок ядовитая змея. Переборов свой страх перед змеей, юноша стал на колени и начал молиться Господу Богу о даровании жизни ребенку. Иисус Христос услышал его молитвы и вернул к жизни укушенного змеей малыша.

Именно эта «встреча» с Господом Богом стала решающей в жизни отрока. Юноша понял свое назначение и стал проповедовать веру христианскую среди крестьян.

Жизнь святого угодника наполнена огромным количеством чудес

За время своей врачебной практики Пантелеймон исцелил не один десяток немощных и искалеченных. В один солнечный день обратился к нему за помощью незрячий юноша. Пантелеймон приложил свою руку к глазам больного и стал горячо молиться Господу нашему Иисусу Христу. Когда он завершил молитву и убрал руку, незрячий ранее отрок прозрел.

Чудеса происходили не только при жизни великомученика, но и после его смерти. Известен случай, когда икона с ликом святого излечила ребенка от болей в животе и высокой температуры. Заболевший мальчик взял в руки икону целителя Пантелеймона, перевернул ее и начал читать написанную на обратной стороне молитву. Малец настолько искренне читал молитвенные слова, что Иисус Христос смилостивился над ним и даровал полное исцеление.

Почитание святого Пантелеймона

Проповедующий при жизни христианскую веру святитель высоко чтим и в настоящее время. Многие православные христиане обращаются к великомученику с просьбами о помощи и милосердии.

Дни памяти

Почтить память великого мученика можно 9 августа. В этот день в православных храмах читают благочестивые гимны и благодарственные молитвы в честь святого Божиего угодника. Накануне дня памяти к церкви Никомедийской стекаются православные христиане. Вокруг храма Божиего совершается крестный ход с иконой великомученика.

Особенности иконографии

Иконография святого образа однотипна: целитель изображен в отроческом возрасте. Чаще всего изображение поясное, значительно реже – в полный рост. Взгляд юноши – открытый, светлый, наполненный любовью и состраданием. В левой руке он держит открытый ларец с лекарствами, в правой – ложечку серебряную или крест Господний.

Фон иконы – золотой. Именно золотой цвет в иконографии является олицетворением вечной славы мучеников. Одеяние отрока бывает красного, коричневого или зеленого оттенка. Зеленый цвет туники символизирует вечную жизнь души человеческой, коричневый – переходящую земную жизнь. Красный цвет, в свою очередь, отображает страдания человеческие и пролитую во имя Иисуса Христа кровь.

Святой образ олицетворяет земное предназначение Божиего угодника. При жизни Пантелеймон занимался лечением больных и немощных.

Значение целителя в православном христианстве

Великомученика относят к грозным святым. Причина тому – данное при рождении имя Пантолеон, которое несет в себе силу, отвагу и мужество. Присвоенное при крещении имя Пантелеймон, наоборот, говорит о милосердии и отзывчивости святого. По этой причине считается, что целитель Пантелеймон является покровителем:

  • медицинского персонала;
  • отважных и храбрых воинов;
  • пожарных и представителей других служб спасения;
  • моряков;
  • простых страждущих и немощных.

Перед иконой с изображением святого великомученика принято просить:

  • выздоровления от различных недугов и исцеления травм;
  • избавления от смерти неожиданной;
  • поддержки в мирских переживаниях и душевных муках;
  • защиты от темных сил, врагов и неприятелей;
  • укрепления веры в силы Небесные.

Читать молитвы разрешается как в храме Господнем, так и дома. При домашнем молебне важно отстраниться от дел мирских. Молиться нужно в тишине и уединении, предварительно поставив возле образа с ликом святого зажженную церковную свечу.

По окончании молитвы не забывайте произносить слова благодарности. Молитва должна идти от сердца, а не разума.

День памяти целителя припадает на 9 августа

Молитвы святому великомученику и целителю Пантелеймону

Икона с ликом великомученика Пантелеймона встречается не только в храмах Божиих и домашних иконостасах, но также в учебных заведениях и воинских частях. Просить помощи и покровительства святого можно в любое время дня и ночи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также:
Герман Соловецкий: биография преподобного, мощи и дни памяти
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: