Святитель Игнатий Брянчанинов – житие и биография святого, творения и деятельность, дни памяти

Житие святителя Игнатия Брянчанинова и о чем просят перед иконой, молитвы

Игнатий Брянчанинов – святитель, богослов, проповедник, епископ Русской Православной церкви XIX века. Обладая многими дарованиями, он посвятил свою жизнь служению на благо людей во имя Господа. До настоящего времени его религиозные сочинения пользуются большой популярностью у верующих за афористичность стиля, точность и законченность мыслей.

Биография святителя Игнатия Брянчанинова

Игнатий Брянчанинов – православный монашествующий священнослужитель, известный своими трудами по воссозданию обителей, творческим наследием по вопросам веры.

Происхождение и детские годы

В феврале 1807 года (5 числа по старому стилю) в обедневшем, но знатном дворянском семействе Брянчаниновых родился сын, нареченный при крещении Дмитрием. Родители, Александр Семенович и Софья Афанасьевна, были людьми верующими, образованными.

Детям старались дать хорошее образование. У Дмитрия были способности к языкам, рисованию, музицированию, что весьма ценилось в светском обществе. Родители мечтали, что сын сделает карьеру и займет высокое положение в обществе. Но мальчик в отроческом возрасте объявил отцу, что хотел бы уйти в монастырь и посвятить жизнь служению Господу.

Отец был категорически против, и сын уступил желанию родителей поступить в Главное инженерное училище в Петербурге на военного инженера. Успешная сдача экзаменов позволила определить пятнадцатилетнего Дмитрия сразу во второй класс.

Житие и служение Богу

Способный юноша учился прилежно. Через 4 года Дмитрий с отличием закончил училище. Но молодой человек не оставил желания вступить в монашество. Во время обучения в училище он продолжал искать ответы на вопросы о смысле жизни. Дмитрий обратился к религиозной литературе, за разъяснениями стал обращаться к монахам Александро-Невской лавры.

Дмитрий по-прежнему думал о монашеском служении и по окончании училища подал прошение уйти в отставку, но получил отказ. Вскоре выяснилось, что у Дмитрия туберкулез. Монашество было ему противопоказано.

После лечения патологический процесс в легких остановился. Молодой человек получил назначение в крепость на берегу Двины (современный Даугавпилс). Через год Брянчанинов повторил просьбу об отставке и, получив ее, поступил послушником в Александро-Свирский монастырь. Затем была Площанская, Оптина пустыни. Обострение туберкулеза заставило его на время прекратить послушнический подвиг и вернуться для поправки здоровья в родительский дом.

Не найдя понимания у родителей, он вернулся к послушническому служению. В 1831 году был пострижен в монахи под именем Игнатий. Через месяц в сане иерея его направили для обустройства Григориево-Пельшемского Лопотова Богородицкого монастыря, в котором он через 2 года стал настоятелем.

По рекомендации Николая I, Игнатий в 1837 году стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни в Петербурге. Год спустя рукоположен в архимандриты. На протяжении 24 лет святой Игнатий руководил обителью.

Кроме основного служения, святой с 1838 года выполнял обязанности помощника епископа С-Петербургской епархии. В 1857 году благочинный Игнатий был рукоположен в епископы и направлен для управления Кавказской и Черноморской епархий.

На протяжении 4-х лет упорного труда преподобному Игнатию удалось навести порядок в епархии, где царил упадок. За свои старания архимандрит был награжден орденом Святой Анны 1-й степени.

Состояние здоровья святителя снова ухудшилось. В 1861 году, в возрасте 54 лет, святой Игнатий, по его просьбе, был уволен на пенсию. Последние годы архимандрит прожил в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии. В уединении он посвятил свою жизнь осмыслению догматов веры, переписке с духовными сынами и дочерьми.

Кончина

Скончался святитель Игнатий в последних числах апреля 1867 года. Похоронен у церкви Сергия Радонежского, в Николо-Бабаевском монастыре.

Канонизация

В 1988 году Священным Синодом Русской Православной церкви было принято решение о канонизации епископа Игнатия и причисления к лику святых. Мощи были отправлены на новое место хранения в Свято-Введенский Толгский монастырь (Ярославль).

Творческое наследие

В последние годы жизни святой Игнатий в письменных трудах обобщил свой духовный опыт и размышления о православной вере.

Сочинения разнонаправленной тематики посвящены размышлениям:

  • об аскетизме;
  • отношении и значении смерти;
  • ангелах;
  • чувственном и духовном соприкосновении с Небесными созданиями;
  • человеке;
  • противодействии ереси.

В переписке с частными лицами он отвечал на злободневные вопросы, касающиеся православия.

Иконография

Первая икона была написана после канонизации, в 1988 году. На образах святителя изображают в одеянии епископа, до пояса, в полный рост с евангелием/свитком/посохом в левой руке и благословляющим жестом правой рукой.

Почитание

Православная церковь поминает святителя 13 мая (по новому стилю).

Известные цитаты и изречения

Святой Игнатий обладал писательским талантом. Его мысли сформулированы столь точно и емко, что многие стали цитатами и афоризмами.

Для примера несколько известных цитат:

  1. Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься.
  2. Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения; смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе.
  3. Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памятозлобие, тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви.
  4. Первое обнаружение, первое движение покаяния — плач сердца. Это — молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления.
Читайте также:
Никита Столпник: в чем помогает, житие и мощи святого, святой источник

Более сжатая форма изложения стала афоризмами:

  1. В покаянии — вся тайна спасения.
  2. Главные признаки гордости суть охлаждение к ближним и оставление исповеди.
  3. Безрассудно искать невозможного.

Православные тексты

Святому Игнатию молятся об укреплении веры, здоровья, прославляют за его труды.

Тропарь

Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писании твоими вся ны уцеломудрил еси. Цевнице духовная, Игнатие Богомудре, моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, даровати нам прежде конца покаяние.

Иной тропарь

Избранник возлюблен Христови явился еси, Тому скорбьми многими и молитвою непрестанною прилепився, благодать Духа Святаго стяжав, учитель изряден людем был еси. Поминай нас, святителю Игнатие, богоносе Российский, да учении и молитвами твоими покаяние спасительное обрящем и любовию сердечною Христу усвоимся.

Кондак

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, сему поучая ученики словесы многими, имже последовати и нам, святче помолися.

Молитва

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Игнатий Брянчанинов: святой аристократ

Приблизительное время чтения: 14 мин.

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867) — один из самых значительных, ярких, порой даже противоречивых мыслителей и богословов XIX века. Он был «духовным аристократом», консерватором, человеком, который всю жизнь оставался в полном одиночестве, трагически выпадая из реалий своего времени.

О его богословской и общественной мысли, об эпохе, в которой развернулась судьба святого, «Фома» поговорил с доктором богословия, деканом богословского факультета ПСТГУ, священником Павлом Хондзинским.

Середина XIX века — период наиболее активного служения святителя Игнатия — это время формирования интеллигенции, с ее вопросами, проблемами, поисками. Как соотносила себя «ищущая общественность» с Церковью, существовал ли диалог между интеллигенцией и духовенством?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться назад — в начало XVIII века, во времена петровских реформ. То, что произошло в стране после их реализации на деле (а «на бумаге» Петр хотел увидеть страну по-европейски просвещенной) можно назвать социальным разломом. Император рассчитывал на то, что культурные преобразования затронут все слои общества. Но, как и во многих других преобразованиях, ему не удалось довести задуманное до конца.

Европейская культура и быт проникли только в высшие слои общества. При этом само ментальное содержание этой культуры было уже не сакральным, не церковным, так как процесс секуляризации (отделения общественной и частной жизни от Церкви) в Европе на тот момент завершился. Сложилась модель светской культуры, жизни, в которой отношения человека с Богом — его личное дело. В таком виде она и проникла в Россию. И если элита через некоторое время ее усвоила, то русский народ в своей массе остался в старом, допетровском жизненном укладе. Сложилась ситуация, которую можно было бы назвать «двоебытием».

Одновременно, помимо этого социально-культурного расслоения, произошло еще и расслоение сословное. В результате духовенство замкнулось в особое закрытое сословие со своими незыблемыми устоями, традициями, принципами. Если раньше епископы были зачастую выходцами из знатных семей (например, святители Московские Алексий, Филипп происходили из боярских родов), то русские архиереи синодальной эпохи – уже выходцы именно из сословия духовного.

Каким был социальный лифт внутри этой сословной группы? Духовное образование. Человек поступал в семинарию, затем в академию. После успешного окончания выпускнику предлагали остаться при семинарии или инспектором, или преподавателем. В дальнейшем он мог подниматься по должностной лестнице вплоть до ректора. Параллельно он принимал монашество и таким образом становился готовым кандидатом в архиереи. А уже став епископом, такой человек по петровской «Табели о рангах» приравнивался по статусу к генералу, а значит, имел доступ к высшим слоям общества.

Читайте также:
Антонин Капустин - биография и история жизни, пророчества и дневники, письма

Здесь, правда, возникала еще одна проблема. Дело в том, что европейские университеты всегда имели в своей структуре богословские факультеты — в отличие от русских, которые начали появляться в XVIII веке и никогда богословских факультетов не имели. И это спровоцировало в России еще одно разделение между образованным обществом и духовенством, так как духовное (то есть богословское) образование можно было получить, только принадлежа к духовному сословию. Сам святитель Игнатий Брянчанинов, между прочим, очень много претерпел в связи с этим, о чем я скажу позднее.

Получалось так, что высшие круги общества, которые получили светское образование и жили европейским культурным бытом, говорили на разных языках с духовенством, имевшим особое духовное образование и сохранившим допетровские, сакральные устои жизни. Кроме того, возникла и парадоксальная ситуация в отношениях между прихожанами из общества и духовенством. Фактически образованная паства смотрела на своего пастыря, на священника сверху вниз.

То есть те, кого мы могли бы назвать интеллигенцией, в целом смотрели на священников и на Церковь свысока?

В целом, да. В связи с этим, известна одна характерная история. Митрополит Платон (Левшин) (1737–1812) преподавал Закон Божий будущему императору Павлу I. И когда Павел стал императором, он решил отблагодарить своего учителя государственной наградой — орденом, что в принципе было не принято. Духовенство не получало таких светских наград. Сам митрополит Платон ужасно расстроился, что его сейчас, на старости лет, так «опозорят». Он просил Павла отказаться от своего решения. И тогда император решил обратиться за советом к Ивану Владимировичу Лопухину — известному духовному писателю, сенатору, масону. Павел спросил его, можно ли давать ордена архиереям. Сенатор ответил, что вообще-то, конечно, не положено, не к лицу архиереям Церкви Божией такие награды, но нынешняя Церковь уже как бы и не совсем Церковь, и нынешние архиереи скорее администраторы, чем духовные лица, поэтому ничего страшного в этом нет. Мне кажется, что этот случай ярко иллюстрирует то, как образованное общество в целом воспринимало духовенство.

Были, конечно, и исключения. Например, святитель Филарет (Дроздов; 1783–1867), которого любил простой народ, и которого уважали и в среде образованных людей (Петр Яковлевич Чаадаев, например, очень ценил общение с ним), и в высшем свете. Известно, что практически все иностранные послы, которые приезжали в Москву, считали своим долгом представиться московскому митрополиту — это был жест уважения к конкретной личности.

В целом же отношение к церковному духовенству было презрительным. На это позднее наложился еще один процесс. В начале XIX века начало формироваться богословие мирян. В светской среде появились люди, которых интересовали богословскими проблемами. Не имея семинарской базы, они начали богословствовать на свой страх и риск. Кроме того, у них сформировалось резко негативное отношение к академическому богословскому образованию. И более всего их возмущал тезис о том, что существует так называемая «Церковь учащая». Получалось, что то самое духовное сословие, к которому относились так свысока, находилось по отношению к образованным людям — в положении наставника и учителя. Именно поэтому некоторые верующие миряне стали выстраивать свое, если угодно «альтернативное» по отношении к духовно-академическому, богословие. Один из ярких примеров — Алексей Степанович Хомяков, который в своих богословских трудах твердо настаивал, что в Церкви первенствующее место принадлежит не духовной иерархии, а общине. Кроме того, русские писатели и поэты в это же время начинают развивать мысль о своем пророческом предназначении — собственно, быть может, отсюда и берет свое начало мысль об особой роли русской интеллигенции. Здесь немало потрудился Николай Васильевич Гоголь, проложивший в этом отношении дорогу остальным.

Одним словом, перед нами целый клубок разнообразных проблем, процессов, которые в итоге привели к радикальному недопониманию между Церковью и образованным обществом. Между ними образовалась ментальная и ценностная пропасть, преодолеть которую так и не удалось, и когда в начале XX века состоялись так называемые «Религиозно-философские собрания», призванные наладить диалог между Церковью и интеллигенцией, в итоге затея провалилась и каждый остался при своем.

Что в таком случае особенно выделяло святителя Игнатия Брянчанинова на фоне других религиозных, богословских мыслителей XIX века? Почему на него было направлено такое пристальное внимание?

Многие особенности судьбы святителя как раз были обусловлены тем, о чем мы с вами говорили выше. Святитель Игнатий был одним из немногих в то время исключений. Он принадлежал к высшим общественным классам. Его отец был пажом (человек на придворной гвардейской службе) при императоре Павле I. По настоянию отца будущий святитель поступил в Военное инженерное училище в Санкт-Петербурге — одно из самых элитных на тот момент. Дмитрий (его мирское имя) был знаком с тогдашним высшим светом: с Александром Пушкиным, с Василием Жуковским, с великими князьями, с будущим императором Николаем I. Но несмотря на то, что Дмитрий с самого детства был полностью включён в светскую жизнь, его тянуло к монашеству. И когда, уже будучи студентом, он окончательно решил уйти в монастырь, случился характерный для его жизни эпизод. Отговаривать юношу от этого шага поручили великому князю Михаилу Павловичу. Встретившись с молодым человеком, тот сказал ему, что «гораздо почетнее спасать душу свою, оставаясь в мире», — мысль сама по себе была не крамольной. Но будущий святитель ответил со свойственной ему категоричностью, что «остаться в мире и желать спастись — это, Ваше Высочество, все равно, что стоять в огне и желать не сгореть».

Читайте также:
Эмилиан Вафидис - житие и творения, слова и наставления, дни памяти, мощи

С этого начался очень непростой путь. Человек из светского круга, аристократ, всеми силами пытался проникнуть в духовное сословие, в церковную среду. Само монашество в XIX веке по большей части было простонародным, и святитель Игнатий (тогда еще послушник Димитрий) оказался здесь совершенно чужим. Это осознание своей «неприкаянности» он носил в себе всю жизнь. Да, с одной стороны, образованное общество в целом оторвалась от христианский традиций народной жизни, но с другой — для тех, кто хотел вернуться обратно, вход тоже не всегда оказывался открытым. Поэтому святитель Игнатий так долго не мог прижиться ни в одном монастыре. Поэтому он хоть поначалу и был духовным учеником преподобного Льва Оптинского, в конце жизни признавался, что его в монашеской жизни вели неправильно — через изнурительный физический труд, внешнее смирение и абсолютное подчинение духовнику. Это было нормально и привычно для человека из простого народа, но оказалось неприемлемым для него, человека, сформировавшегося в совершенно других условиях. Неслучайно мы читаем у него: «Богодухновенных наставников у нас нет сегодня». И святитель пишет это при жизни знаменитых оптинских старцев…

Хотя о святых людях говорить так не принято, но все же, мне кажется, что у святителя в каком-то смысле была трагическая жизнь. Он не вписывался в реалии своего времени. Он словно бы оказался на обочине жизни той эпохи: покинув светское общество, приняв монашество, святитель оказался чужим и в церковной среде, и в высших, образованных слоях. Потому и Святейший синод не хотел его рукополагать на том основании, что у него не было «правильного» духовного образования. И только по личному настоянию императора Александра II, архимандрит Игнатий был поставлен во епископы.

Вот эта невписанность в общественную жизнь эпохи в сочетании с незаурядными интеллектуальными и художественными способностями и духовными дарами святителя Игнатия выделяла его из церковной и общественной среды XIX века.

Но ведь нам известно, что, например, Михаил Глинка и Карл Брюллов поддерживали тесное и теплое общение со святителем?

Эта была просто личная дружба. Кстати сказать, вопросы художественного творчества занимали святителя, и он старался нарисовать в своих статьях и заметках идеал подлинно христианской культуры, возможной, с его точки зрения, только при внутреннем аскетическом самоотвержении художника. А сам признавался в одном из писем, что старается брать пример с Пушкина в чистоте и ясности языка.

Можно ли говорить о единой, магистральной мысли святителя Игнатия, которая подчеркивала его самобытность, невписанность в ту или иную богословскую традицию?

Существовал один аспект, который принципиально отделял святителя Игнатия от духовно-академической школы того времени. Школа настаивала, что основным и уникальным по своему значению богословским источником, к которому необходимо апеллировать при решении тех или иных теологических проблем, является Священное Писание. Святоотеческое же наследие должно испытываться на свое согласие или не согласие с Писанием, то есть на отцов надо смотреть через Писание.

Святитель Игнатий же предлагал иную богословскую модель. Он говорил, что, поскольку мало знать Евангелие, но нужно его еще и понимать, то и следует обращаться к тем, чья жизнь была воплощенным Евангелием. По мысли святителя, это прежде всего отцы-аскеты, авторы, чьи сочинения вошли в «Добротолюбие» (сборник духовных сочинений IV–XV веков). Иными словами — на Писание надо смотреть через отцов.

В богословии святителя была и еще одна заметная черта, по-своему совершенно уникальная. Для того чтобы ее понять, необходимо сделать небольшое отступление. В XVII веке в Европе формируется новый по своему содержанию философский язык. Появляется и язык положительной науки (которая объясняла мир с позиции его познаваемости), на котором расшифровывались новые открытия в области физики, химии, астрономии и так далее. Язык же античной философии, на котором были написаны богословские сочинения древних отцов Церкви, ушел в прошлое. Необходимо было как-то реагировать на это. Нужно было понять, как создать «интерфейс» (поле взаимодействия) между древним языком богословия и новыми философскими и научными языками.

Святитель Игнатий был, пожалуй, единственным в то время мыслителем, который к своим богословским рассуждениям активно подключал язык положительной науки. Святитель стремился облечь таким образом богословское высказывание в форму, которая была бы понятна и близка образованному человеку его времени.

Например, в полемике со святителем Феофаном Затворником о природе души святитель настаивал на том, что она (душа) тоже является материальной, хоть и очень тонкой, недоступной нашим органам чувств. Святитель Игнатий писал, что понятие «дух» или «духовный» во всей полноте относится только к Богу. Все, что сотворено (будь то природа, ангелы, человеческая душа или тело) — принципиально материально, а Бог, Который является нетварным, по Своей природе — Дух. И для доказательства этого тезиса он привлекал математику и химию, указывая, например, на то, что в мире существуют такие вещества, которые чувственно не воспринимаются, хотя при этом они материальны, или что бесконечный ряд чисел никогда не станет актуальной бесконечностью.

Мне кажется, что сам опыт такого подхода, пусть даже он был не всегда богословски безупречен, может быть интересен и в наше время, учитывая, какие изменения произошли в языке философии и науки за прошлый век.

Читайте также:
Павел Таганрогский - житие и биография святого, мощи и могила, чудеса и почитание, дни памяти, труды

Подвергался ли святитель Игнатий в условиях синодальной эпохи (с ее государственными регламентациями, стандартизацией), критике или нападкам за те или иные свои, может быть, не совсем «общепринятые» богословские позиции?

Речь скорее идет не о богословских позициях святителя Игнатия (хотя его позицию в споре о природе души критиковали достаточно резко), а о том, что он в целом не вписывался в реалии своего времени. Я уже говорил: он был одиноким человеком, который при этом вполне недвусмысленно высказывался о своем положении и тогдашнем обществе. Так, например, когда Николай I лично назначил святителя игуменом Троице-Сергиевой пустыни, чтобы тот сделал из нее «образцовую обитель», святой впоследствии резко отзывался о тех двадцати годах, что он провел здесь. Сам монастырь находился, можно сказать, на «проходном дворе» — прямо на шоссе между Санкт-Петербургом и Петергофом, сами представьте, каково было в таком месте жить монахам.

Когда архимандрит Игнатий был хиротонисан в епископы, его поставили на Кавказскую кафедру. И здесь у него вскоре возник конфликт с протоиереями из местной консистории (причем по сути он был прав), потом он выступил против проекта миссионерского общества, который представил кавказский наместник князь Барятинский, предполагавший встать во главе его. Кончилось тем, что святитель ушел на покой. В это время у него уже было слабое здоровье. Но при этом важно отметить, что, судя по письмам, святитель Игнатий преодолевал все эти невзгоды глубокой молитвенной жизнью. В ней он находил свое главное утешение и радость. В этом отношении замечательно его письмо к художнику Карлу Брюллову — человеку, казалось бы далекому от монашеской жизни, которому он доверяет свои самые сокровенные религиозные переживания.

Была ли у Игнатия Брянчанинова своя общественная, гражданская позиция? Каким он видел будущее Российской империи?

Он не много ждал от социальных перемен, считая, что нет власти без насилия и нет подчинения без страдания, и что так будет всегда. С этой точки зрения он оценил и отмену крепостного права, за что, кстати, удостоился даже статьи в герценовском «Колоколе» под хлестким названием «Во Христе сапер Игнатий».

А в отношении будущего России святитель Игнатий высказался однажды в переписке с военачальником и дипломатом Николаем Муравьевым-Карсским. В связи с поражением России в Крымской войне (1853–1856) святитель писал, что не стоит из-за этого падать духом, так как России принадлежит всемирное будущее. И никакие войны, экономические или социальные потрясения не смогут помешать предназначенному, поскольку это «всемирное будущее» предсказано в Священном Писании. А далее святитель давал ссылку на 38-ю и 39-ю главы пророка Иезекииля, где говорится о народе, который в 20-й главе Апокалипсиса представлен как народ антихриста (хотя в письме об этом прямо и не говорится). Таким образом святитель Игнатий осторожно намекал в своем письме Муравьеву-Карскому, что именно из России произойдет антихрист. И здесь мы снова замечаем эту надломленную черту, присущую судьбе и мировоззрению святителя: в самой России все было дорого его сердцу, но ее будущее он видел трагическим, можно сказать, роковым.

Что, по Вашему мнению, из огромного наследия святителя Игнатий Брянчанинова может быть наиболее близким современному человеку?

Известно, что, как ни странно, особенно любят читать епископа новоначальные. По всей видимости им импонирует категоричность и резкость мысли святого, когда кажется, что все ясно и понятно: это черное, а это белое. Но очень важно понимать, что сам Игнатий Брянчанинов принципиально писал не для мирян, а для монахов. Можно сказать, что его целевая аудитория — это люди, которые уже достигли определенной духовной зрелости.

Человек, открывающий его наследие, должен отдавать себе отчет в том, что само чтение и понимание богомыслия святого потребует от него соответствующих серьезных внутренних не только интеллектуальных, но и духовно-нравственных усилий. Святитель Игнатий по факту своего рождения был аристократом и, став монахом, им остался — в лучшем, конечно, смысле слова, как был, например, «духовным аристократом» святитель Григорий Богослов. Об этом нельзя забывать.

Для тех, кто чувствует в себе готовность «вступить в общение» с таким текстом, я бы посоветовал начать с двух томов «Аскетических опытов». Они состоят из небольших размышлений, в которых святитель Игнатий дает важные советы относительно духовной жизни. При этом нельзя читать эти книги просто из любопытства или ради расширения кругозора. Действительную пользу от «Аскетических опытов» святителя Игнатия можно получить только тогда, когда в процессе чтения понимаешь, что нашел ответы на те вопросы, которые долгое время тебя тревожили, когда ощущаешь связь между мыслью святого и своей жизнью.

Православная Жизнь

Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 6 февраля 1807 г. в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествии по окрестным святым местам.

Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.

Читайте также:
Герман Соловецкий: биография преподобного, мощи и дни памяти

Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе

Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние — не только в науках, но и в рисовании, и музыке. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А. Н. Оленина; здесь, на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым.

Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни. Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об Истине и смысле жизни.

Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев)

Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению Православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.

Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827 г. уходит в отставку.

Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре. В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни. Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние.

27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году Владыка прибыл в Ставрополь. где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1871 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни он отдал работе над духовными сочинениями.

Почил святитель Игнатий 30 апреля 1867 года, в воскресный день, в праздник Жен Мироносиц

Почил святитель Игнатий 30 апреля 1867 года, в воскресный день, в праздник Жен Мироносиц.

Неоценимо значение сочинений святителя Игнатия, — живого опыта деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и Предания Православной Церкви. Богословское наследие святителя Игнатия было принято читателями с большой любовью и благодарностью.

Епископ Игнатий был канонизован Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 г. Его святые мощи покоятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской епархии.

Святой Игнатий Брянчанинов

Среди проповедников в православии, пожалуй, нет равных этому святому. Этот светильник возгорелся на темном небосклоне России девятнадцатого века. Господу было угодно, чтобы мрачные умы того времени были просвещены острым и живым словом святителя Игнатия. Стяжавший от Бога мудрость духовную и необычайную прозорливость, до сих пор он остается актуальным носителем Слова Божия.

  1. Детство и происхождение
  2. Юность Дмитрия
  3. Начало монашества
  4. Архиерейское служение
  5. Труды святого

Детство и происхождение

Святой Игнатий (в миру — Дмитрий Александрович Брянчанинов) появился на свет 17 февраля по новому стилю 1807 года в Вологодском уезде в селе Покровском. Он происходил из древнего дворянского рода. Отец его был раньше приближен ко двору, но потом «осел» в сельской местности, став помещиком. Мать его была женщиной хорошо образованной. Выйдя рано замуж, она все силы свои посвятила семье. Кроме Димы, в семье было еще восемь детей.

Дима получил хорошее образование дома. Сначала он с сестрами и братьями учился на дому, как это принято в богатых семьях. Мальчик отличался от всех своим умом и желанием учиться, а также набожностью. Дима много времени проводил на молитве, любил ходить в храм. С ранних пор у него созрело желание стать монахом, служить Господу девством и молитвой.

Однако домашние, узнав о его намерении, не одобрили его, хотя были людьми верующими. Трудно сказать, чем было обоснован их протест. Может родители боялись остаться одни в старости, а может быть, зная о его способностях к наукам, хотели видеть в сыне ученого человека.

Юность Дмитрия

Когда Диме исполнилось пятнадцать лет, родители отвезли его в инженерное училище в Санкт-Петербурге. Отец хотел, чтобы сын стал военным инженером. Дима не смел ослушаться отца. Благодаря своим высоким умственным способностям он сдал все экзамены на «отлично», и поступил сразу на второй курс. Но мысль о монашестве не покидала его. Он ждал удобного времени, чтобы осуществить свою мечту.

Читайте также:
Матушка Алипия - житие и биография святой, могила, предсказания и пророчества, память и почитание

Учился юноша очень хорошо. За успехи он даже был представлен князю Николаю Павловичу, генералу инженерных войск. Через два года Дмитрий получил чин прапорщика. Благодаря своим способностям и происхождению, молодой человек блистал «в высшем свете». У него был хороший ораторский дар. Многие с вниманием его слушали.

Юноша познакомился с талантливыми людьми того века: композитором Глинкой, поэтами – Пушкиным, Крыловым, Жуковским и др. У него были все данные сделать хорошую карьеру и блистать в свете, но его по-прежнему занимала мысль о служении Богу.

Поэтому на летние каникулы Дмитрий уезжал в монастыри: Александро-Невскую Лавру, Валаам. Там он познакомился со старцем Леонидом и утвердился в желании уйти от мира. Родители, узнав об этом, велели установить над сыном строгий надзор.

После окончания училища Дмитрий подал прошение об отставке, которое было отвергнуто. В это время у него нашли туберкулез. В таком состоянии здоровья речи не было о монашестве. Поэтому ему советовали уехать служить в теплый климат. Его направили на службу в крепость Динабург на Западной Двине.

Начало монашества

В 1827-м году Дмитрию все же удалось выйти в отставку. Против воли родителей, он поехал в Александро-Свирский монастырь. Там он трудился послушником в трапезной, пекарне. Его духовником был старец Лев.

Вслед за ним молодой послушник поехал в Оптину Пустынь. В то время он почувствовал ухудшение здоровья и поэтому на некоторое время вернулся домой. Родители отговаривали сына принять монашество, но он был непреклонен.

Дмитрий поступил сначала в Семигородскую пустынь, а потом ушел в Сосновецкий монастырь. В двадцать четыре года его постригли в монашество с именем Игнатий в честь святого Игнатия Богоносца. Вскоре его рукоположили в иеродиакона, а затем – в иеромонаха. Затем он был послан в Лопотов монастырь для восстановления его и возведен в игуменский сан.

Родители к тому времени смирились с выбором сына и помирились с ним. Из-за ухудшения здоровья Игнатия послали в Угрешский монастырь настоятелем. Но сам Государь повелел ему возглавить Троице-Сергиеву пустынь в Питере. Там его возвели в сан архимандрита. Он был назначен благочинным.

Архиерейское служение

В 1857-м году Игнатий был хиротонисан во епископа. Его послали служить в Ставрополь. Ему пришлось поднимать епархию из страшного запустения. Много сил потратил Владыка на борьбу с раскольниками.

Много времени уделял святой творчеству. Он написал множество духовных трудов.

[info-box type=»info»]За время архиерейского правления были установлены регулярные богослужения. За заслуги он был награжден орденом Св. Анны первой степени. Конечно, немало было у него и недоброжелателей.[/info-box]

В 1861-м году в связи с ухудшением здоровья Игнатий подал прошение об уходе на покой. Оно было удовлетворено, ему назначили пенсию. Игнатий уехал в Николо-Бабаевский монастырь. Там он трудился над своими книгами и принимал посетителей.

На Пасху 1867-го года святой отслужил последнюю Литургию. Скончался он в день Жен-Мироносиц. Интересно, что все его земное богатство после смерти – было всего лишь несколько монет. Это был настоящий бессребреник, истинный монах.

Труды святого

Святитель оставил после себя большое духовное наследие, записанное в его книгах. Мудрость, целомудрие, чистота и любовь к Богу открываются читающим его творения. В них мы черпаем знания о молитве, покаянии, Богоугождении.

Свою великую книгу «Плач инока» он написал еще в несовершеннолетнем возрасте. Наиболее популярна книга его «В помощь кающимся», где просто и ясно изложены понятия о человеческих страстях и избавлении от них.

Также известны его книги: «Аскетические опыты», «Слово о смерти», «Слово об ангелах». Святой уделял большое внимание памятованию о смерти, как источнику избавления от страстей. Об этом написано в книге «Слово о смерти». Также немало писал он об опасном состоянии, именуемом «духовной прелестью». Много написано им трудов о монашестве, о правильной молитве. Целая книга посвящена учению об ангельских чинах. Немало книг с записанными проповедями святителя, произнесенными на различных службах.

Проф. Осипов А.И. — о творениях Святителя Игнатия (Брянчанинова)

Краткое житие и служение Господу святого апостола Иуды Иаковлева

Жизнеописание святого Иуды

Детство и отрочество

Будущий апостол жил рядом с Господом Иисусом Христом, но уверовал в то, что именно Он ожидаемый Мессия не сразу.

О детских годах святого апостола особых сведений не сохранилось. Он родился в Галилее, в городе Назарете и происходил из царского рода царя Давида. Святой апостол Иуда – сын Праведного Иосифа Обручника, поэтому его называют братом Господа, иногда добавляя «по плоти». Господь Иисус Христос родился «от Духа Свята и Марии Девы», у Него нет земного отца. Хоть Праведному Иосифу обручили Пресвятую Богородицу, которою он хранил, он не является отцом по плоти Господа Иисуса Христа.

Когда Праведному Иосифу обручили Богородицу Марию, он был уже в преклонных летах и у него были взрослые дети. По преданию, когда Иосиф вернулся из Египта в город Назарет, то разделил между детьми свои земли, выделяя часть Сыну Пресвятой Богородицы. Дети Иосифа были против этого, и лишь Иаков – старший сын Иосифа, разделил свою долю с Господом. В дальнейшем святой апостол Иаков стал предстоятелем Иерусалимской Церкви и его называют братом Господа.

Служение Господу

Иуда не имел изначально твердой веры в то, что Иисус есть Христос. Об этом свидетельствует апостол Иоанн в Евангелии: «Ни братья бо Его вероваху в Него» (Ин. 7, 5). Впоследствии он стал Его учеником, но за свое изначальное маловерие он не смел называть себя братом Господа, а именовался братом Иакова, Иуда Иаковлев.

Читайте также:
Житие великомученицы Параскевы Пятницы - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святой

После предательства Иуды Искариота этого имени избегали. Потому Иуда Иаковлев был прозван Фаддеем, что переводится как «хвалить», ведь он восхвалял Бога и нес свою проповедь во многие страны. Это имя встречается в Евангелии от Матфея и от Марка. Иуда сопровождал Господа во время Его земного служения в числе ближайших 12 апостолов вплоть до ареста в Гефсимании.

Святой проповедовал Святое Евангелие в Иудее и Галилее, Самарии и Идумее, а позже в Аравии, Сирии, Месопотамии, дошедши до Эдессы. Сохранилась информация, что свое соборное послание апостол написал, пребывая в Персии. Оно содержит единственную главу из 25 стихов, и входит в Новый Завет. В нем ученик Христа кратко изложил догмат о Святой Троице, вочеловечении Бога Слова, об Ангелах и грядущем Страшном Суде.

Святой Иуда призывает людей хранить себя в чистоте, беречься ересей, обращать заблудших, молиться, пребывать в вере и любви. Как и апостол Иаков, святой Иуда подчеркивает недостаточность веры без дел, так как одного лишь обращения из язычества в христианство и принятия Святого Крещения недостаточно для спасения души. В чем может проявиться вера, если не в добрых делах? Послание предположительно было написано в 70-м году, примерно за 10 лет до мученической кончины автора.

Святые Симон и Иуда Фаддей

Окончание земного пути

Святой Иуда много потрудился, проповедуя Евангелие и обращая язычников ко спасению, отвращая их от служения идолам. В итоге он прибыл в Армению, в Арарат и помог многим людям изменить свою жизнь, стать на путь благочестия и веры Господу. Однако были люди, которые противились истине и всячески пытались ее истребить. После того как местные языческие служители узнали, что там находится святой апостол, они решили схватить и умертвить его.

Плененный подвергся жестоким пыткам. После истязаний его распяли на кресте и пронзили острыми стрелами. Но никакие пытки и мучения не поколебали веры святого апостола. Он был свидетелем земного служения самого Господа Иисуса Христа, его Крестных Страданий, славного Воскресения. Он беседовал с Господом после его Воскресения и видел Его Вознесение.

Обретение мощей святого

Место, где был похоронен ученик Господень, предположительно находится в горной местности в северо-западной части Ирана, на землях монастыря, который в настоящее время не действует. Лишь один раз в год в день памяти святого Фаддея здесь совершается служба, на которую собирается множество паломников.

Святые мощи находятся в православном храме Александра Невского в Княжьем озере, еще часть в Ватикане, в соборе Святого Петра. Части святых мощей хранятся в разных православных и еретических храмах.

Видео «Житие Иуды Иаковлева»

Из этого видеоролика можно узнать краткое жизнеописание святого апостола.

Почитание апостола Иуды

Ученик Господень подчеркивал в своем труде опасность стать вероотступником, а пример его мученической кончины стал образцом исповедания и хранения Православия для каждого православного христианина. Память святого совершается 2 июля и 13 июля по новому стилю. Иконы ученика Господа можно встретить во многих храмах.

Католики также почитают ученика Божия, ведь он стоит у истоков христианства. У православных и католиков ест общие святые, которые были прославлены Церковью до того, как произошла Великая Схизма, и Рим уклонился в ересь в 1054 году. Но католическое почитание искажено и неприемлемо для православных.

К святому прибегают с молитвой, прося заступничества перед Господом, а также уповая на покровительство в случае безнадежных дел и необходимости укрепления отчаявшихся. Искренне верующие люди не остаются без помощи Божией. Главное, чтобы просящий имел смиренное сердце и прощал обиды, как того хочет от нас Бог. Ученику Божию составлены тропари, кондаки и канон. Святитель Димитрий Ростовский составил два труда, рассказывающих об этом ученике Христа. Первый посвящен именно ему, второй – собору апостолов.

У святого просят заступничества перед Господом

Молитва на каждый день апостолу Иуде Иаковлеву

О святой Иуда — Фаддей, что был достоин принадлежать к семье Спасителя, Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа, прибегаю к Тебе через святое Сердце Иисуса, хочу приносить Богу славу за ласки, Тебе уделенной.
Упав на колени, прошу Тебя покорно через святое Сердце Иисуса, призри на меня милосердно, не презри моей смиренной просьбой, чтобы доверие не было колеблемо. Тебе Бог уделил ласки, что приходишь людям с помощью в безнадежных обстоятельствах.

О приди Ты мне с помощью, чтобы я мог (могла) милосердие Божие величать вовек веков. Аминь.

Святой Иуда входит в число 12 апостолов, но не стоит его путать с Иудой Искариотом, который стал предателем. Он не назвал себя братом Господа в своем послании, из-за того, что не сразу уверовал в Него. Много потрудившись, проповедуя Евангелие, он принял мученическую смерть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Полное житие апостола Иуды Иаковлева, брата Господня.
Дни памяти: 19 июня, 30 июня (12 апостолов).

Святой апостол Иуда принадлежит к числу 12-ти учеников Господа. Он происходил из племени Давида и Соломона. Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете от праведного Иосифа, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. По мнению некоторых, это была Саломия [1] – дочь Аггея, сына Варахиина, брата святого Захарии, отца святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна . Сей Иуда был братом святого апостола Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской церкви [2] . Святой апостол Иуда называется обыкновенно Иудою Иаковлевым , то есть братом апостола Иакова [3] . Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил пред Господом, вопервых, своим маловерием, а вовторых, небратолюбием. Что Иуда согрешил маловерием, об этом свидетельствует святой Иоанн Богослов, говоря: “Ибо и братья Его не веровали в Него” ( Ин.7:5 ).
Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт [4] разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит:
– Поношение доставляли Ему – т. е. Христу – и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? – От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним.
Итак, отсюда ясно, что Иуда согрешил пред Господом своим маловерием.
Но Иуда, кроме того, оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия.
Когда Иосиф по возвращении из Египта стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, – тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифовы не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын – святой Иаков принял Его в совместное владение частью своею и оттого назван потом братом Божиим.
Сознавая эти свои прежние грехи – маловерие и небратолюбие – Иуда и не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: “Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова” ( Иуд.1:1 ).

Читайте также:
Житие святых Киприана и Устиньи - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святых

Кроме названия Иуда Иаковлев , апостол Иуда имеет еще и другие названия. Евангелист Матфей называет его Леввеем и Фаддеем . Название эти даны апостолу Иуде не без причины, а именно: слово “Леввей” значит “сердечен”. По отношению к апостолу Иуде это название будет означать, что он, Иуда, после соделанных им по неведению прегрешений против Христа Бога, когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия – Христос Бог, то соединился с Ним всем сердцем своим.
Апостол Иуда называется еще Фаддеем, что значит “хвалящий”, ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.
О жизни и деятельности святого апостола Иуды нам известно очень немногое. Известно лишь, что в конце царствования Домициана [5] два внука Иуды, занимавшиеся обработкою земли собственными руками, были приведены, по наветам еретиков, к сему императору, как потомки Давида и родственники Господа; но когда император убедился, что никакой политической опасности они для него не представляют, они были отпущены на свободу.
Апостол Иуда, подобно другим “братьям Господа” по плоти, понес многие благовестнические труды, распространяя Евангелие Христово. Вскоре же после вознесения Господа Иисуса Христа на небо апостол Иуда, как и все вообще апостолы Христовы, отправился на проповедь Евангелия. По свидетельству церковного историка Никифора [6] , “божественный Иуда, не Искариотский, а иной, которому было двоякое наименование – Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат же Иакова, сброшенного с крыши храма иерусалимского, проповедовал Евангелие и распространял христианство сначала в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии и Месопотамии, наконец пришел в город Едессу, принадлежавший царю Авгарю [7] , где еще раньше его проповедовал Евангелие другой Фаддей, один из семидесяти апостолов. Здесь апостол Иуда докончил и исправил то, что не было окончено тем Фаддеем [8] .
Есть известие, что святой апостол Иуда проповедовал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание . Побуждением или поводом к написанию сего послание послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это краткое послание заключает в себе много глубоких мыслей и назидательного учения. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистоты греховной – плотской, хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства; Апостол советует всякому быть постоянным в должности своей, в вере, в молитве, в любви, – советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и объявил, что еретики те погибнут, подобно жителям Содома ( Иуд.7 ).
Кроме того, в своем послании святой апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианству и достойные спасения, и приводит в пример наказанных Богом Ангелов и людей. Ангелов Бог связал вечными узами во мраке и хранит их на Страшный Суд Свой за то, что они не сохранили своего достоинства ( Иуд.6 ). Людей же, изведенных из Египта, Бог погубил в пустыне за то, что они впали в разврат, живя не по закону Божию ( Иуд.5 ). Так апостол Иуда краткими словами раскрывает нам в послании своем истины великие.
Много различных стран посетил святой апостол Иуда, проповедуя Евангелие, обращая к Христовой вере народы и наставляя их на путь спасения. В таких трудах достиг он стран Араратских и здесь, отвратив множество людей от идолопоклонства, сделал их христианами. Этим апостол сильно вооружил против себя жрецов идольских: они схватили его и после различных мучений повесили на кресте и пронзили стрелами.
Так окончил подвиг и жизнь свою святой апостол Иуда и отошел ко Христу Богу, дабы принять от Него венец вечного воздаяние на небе [9] .

Читайте также:
Агапит Печерский - житие и биография святого, чудеса и помощь, мощи, почитание и дни памяти

1 «приветствует вас избранная подобно вам (церковь) Вавилонская и Марк, сын мой» ( 1Петр.5:13 ). ( Колос.4:10-11 ). –>

Житие святого апостола Иуды Фаддея, иконы и молитвы покровителю отчаявшихся

В Евангелии от Иоанна упоминается Иуда — не Искариот. На Тайной Вечере он спросил Иисуса, почему Он являет Себя им, а не миру. Иуда по прозвищу Фаддей — один из двенадцати апостолов, после Вознесения Христа проповедовал в землях Иордании, странах Аравийского полуострова и мученически окончил свои дни. Часть его мощей находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Святого Иуду считают покровителем отчаявшихся. Его происхождение и личность — тема нескончаемых споров.

История святого Иуды, впоследствии Фаддея

Упоминания в разных жизнеописаниях Христа указывают на присутствие в его окружении еще одного ученика по имени Иуда, которого следует отличать от Искариота. Марк и Матфей называют апостола Леввей или Фаддей. Он был одним из родных сыновей Иосифа Обручника от первой жены и приходился Иисусу сводным братом.

Происхождение

В средневековье не сомневались в родстве Иуды Фаддея и Христа. Современные исследователи Библии полагают, что это разные личности. Но в своем Послании апостол называет своим братом Иакова. Он считал, что не достоин называться братом Господа. Упомянутый Иудой Иаков — также родной сын Иосифа, предположительно настоятель церкви в Иерусалиме, известный как Иаков Праведный.

По легенде, родные сыновья Иосифа не видели в Иисусе Божественного начала и не хотели, чтобы отец завещал ему часть имущества. Только Иаков признал родство с Иисусом и готов был разделить со сводным братом завещанную землю.

После этого случилось душевное прозрение Иуды Фаддея. Он поверил, что Иисус — Мессия, Сын Божий, следовал за ним в странствиях и вошел в круг апостолов. Став учеником Христа, Фаддей раскаялся в неверии и жадности и не смел называться Его братом.

Миссионерство

Святой Иуда получил прозвище после предательства Искариота, на имя которого наложили негласное табу в среде последователей Христа. Имя Леввей по смыслу тождественно Фаддею, что означает «хвалить», поэтому в Евангелиях встречаются оба прозвания.

После Вознесения Спасителя святой Иуда нес Слово Божье по миру. Сначала он отправился в родную Галилею, а затем обошел земли иудейские, идумейские и самарские. Во время путешествия по Персии Фаддей составил Послание для всех верующих, с наставлениями к праведной жизни, подкреплению веры соблюдением заповедей и добрыми поступками.

Апостол проделал долгий путь и обратил в истинную веру тысячи язычников, пока, наконец, не пришел в Армению. В городе Арарат проповедник попал в немилость жрецов-идолопоклонников, предрешивших его конец. После долгих истязаний Фаддей принял мученическую смерть на кресте, как учитель Иисус. Вместо копья, язычники расстреляли его из луков.

Значение в православии

Святой Иуда Фаддей передал в своем Послании моральные установки, которые важно узнать и осмыслить православным христианам и священнослужителям. Чтобы достигнуть Царствия Божьего, нужно стремиться к душевной чистоте, не предавать веру. Также следует избегать еретических учений и лжеучителей, отвергающих единого Бога и перевирающих Его законы в угоду своей распущенности.

Апостол предостерегает от осквернения плоти и отрицания любой вышестоящей власти. Он призывает помнить о Содоме и Гоморре и отрекшихся от Бога ангелов, влачащих существование во мраке в ожидании Судного Дня. Святой говорит в Послании о тех, кто ропщет на все, потакает своим похотям и похваляется этим. Также Фаддей напоминает о предсказанном апостолами распространении «ругателей», преследующих корыстные цели.

Святой Иуда призывает верующих хранить в себе любовь, смирение и страх Божий. Он учит проявлять к грешникам милосердие «с рассмотрением»: спасать и обличать страхом, гнушаясь даже оскверненной одежды.

Наставления апостола Фаддея сохранили актуальность через много веков. Святой Иуда — пример самоотверженной преданности вере и противостояния темной животной природе человека, которую олицетворяют идолопоклонничество, жестокие и распущенные нравы правителей-язычников. Не родством, а верностью заслужил он право называться преданным другом и учеником Христа.

Почитание

В православии апостола Иуду Фаддея прославляют 19 июня (2 июля). Католический день памяти — 28 октября.

Святого Иуду почитают в восточных и западных странах. Частица мощей апостола — одна из главных реликвий Эчмиадзинского монастыря, оплота Армянской Апостольской церкви. Часть останков армяне передали американским католикам — в Чикаго хранится частица предплечья святого.

Читайте также:
Житие Александра Константинопольского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Украинская католическая церковь также почитает апостола Фаддея. Его частица досталась львовской церкви Святого Георгия, а также греко-католическому храму Андрея Первозванного и православному Свято-Ильинскому монастырю в Одессе.

В честь апостола освящена церковь в Иордании. До 1934-го года в Баку действовал Кафедральный Собор Святых Фаддея и Варфоломея, впоследствии разрушенный. В Иране находится монастырь имени апостола. Обитель покинута, но в день памяти святого Иуды в главном храме собираются паломники, и проходит праздничная служба.

Святого увековечили в западной культуре. Покровителю отчаявшихся посвящена картина Эль Греко «Апостол Иуда Фаддей». Художник эпохи испанского Ренессанса изобразил святого с алебардой в руках. В Праге установлен памятник Фаддею, апостолу и преданному другу Христа.

Иконография

Описание Иуды Фаддея отличается в греческих и русских иконописных подлинниках. По греческой традиции, святого полагалось изображать молодым и безбородым. В русских руководствах по иконописи 18-го века в описании внешности апостола упоминается борода с проседью, темно-красная риза, голубая исподняя рубашка, омофор. Иуда держал свиток обеими руками или только правой, а левой — книгу.

На древних росписях и рельефах святого изображали среди двенадцати апостолов, но без особых примет. Он облачен в белую тунику и плащ или одет по-гречески в хитон и гиматию, как и другие апостолы.

На монастырских фресках, изображающих сцены из Нового Завета, Иуда Фаддей отмечен инициалами. Наиболее известные изображения апостола:

  • на триптихе по апокрифу о даровании царю Авгарю полотна с отпечатком лика Христа и в апостольском деисусе из синайского монастыря Святой Екатерины;
  • на росписи в монастыре в Матейче (Македония) вместе с Иаковом Праведным и Симеоном;
  • сцена о кончине на фреске о деяниях апостолов в итальянской церкви Санта-Мария ди Англона.

На некоторых церковных росписях живописцы запечатлели святого распятым или повешенным на дереве.

Изображения Иуды Фаддея встречаются на страницах греческих миней и рукописей рядом с датой памяти апостола. На рисунках он держит свиток в левой руке и благословляет правой. В русских минейных книгах апостола изображали темноволосым, с короткой бородой, одетым в зеленый хитон и красный плащ, с омофором.

О чем просят покровителя отчаявшихся

Святой Иуда Фаддей — помощник в безнадежных делах. Апостол также считается покровителем армян.

Молитва апостолу помогает разрешить следующие ситуации:

  • оправдать несправедливо обвиненного человека;
  • остановить клеветников;
  • взяться за дело, которое кажется невыполнимым;
  • вернуть надежду и радость, отчаявшимся – добиться справедливости, успеха;
  • облегчить трудноизлечимые болезни.

К святому обращаются с простой молитвой или особой. Особую молитву читают в течение девяти дней и называют «девятницей».

Текст молитвы

Простая

Святой Фаддей! Ты имел счастье принадлежать к семье Христа Спасителя, преславный апостол и мученику. Ты светлеет большими достоинствами, верный заместителю тех, кто тебя прославляют и к тебе с доверием приходятся! Ты опекун и заместитель наш в трудный обстоятельствах. Поэтому становлюсь перед тобой и молю из глубины моего сердца:

Приди на помощь мне своим мощным покровительством, ибо у тебя от Бога милость приходить со скоро помощью тем, кто потерял уже всякую надежду на спасение. Глянь на меня ласково!

Моя жизнь — жизнь крестов, а дни жизни — море страданий. Дороги жизни моего покрытые терном и каждая минута его — свидетель слез и вздохов. А на увеличение моему несчастью черные мысли вкрадываются к моему сердцу. Беспокойство, малодушие, недостаток доверия, даже отчаяние жмутся к сердцу. Провидение закрытое перед глазами моими, и вера шатается в сердце моем. такие мысли внедряют меня в черные тучи грусти. Не оставь меня в таком тяжелом состоянии, а приди с помощью мне!

Прошу тебя покорно: Глянь милосердно на меня и не презрения моей просьбе. Пусть доверие мое не будет предано! Тебя одарил Бог лаской приходить на помощь тем, кто попал в безнадежное положение. Поэтому и я, тоже оказался в затруднении, пожалуйста о заступничестве перед Христом Спасителем. Всю жизнь мою составлять буду тебе мою благодарность и прославлять имя твое и уважать тебя как моего особого опекуна. Славить буду Бога за милости, полученные через твое посредничество. Славлю тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Девятница

Святой Апостоле Иуда Фаддей! С именем Господа нашего Иисуса Христа в сердце обращаю молитву к Тебе. Ты был верным учеником и последователем Брата Твоего и Учителя Иисуса Христа, нес его учения, давал помощь людям в большой беде и нужде .

Ты принял мученическую смерть от рук язычников , но ни мыслью, ни словом, ни делом не изменил своему Брату и Учителю, и за то Тебе великая и вечная благодарность в человеческих сердцах.

Помоги мне, грешному, выйти из моей затруднения, отврати беду от меня, а я за милость Твою и ласку отблагодарю Тебя праведной жизнью и буду поминать имя Твое в молитвах. Славлю Тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа ныне и присно во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: