Василий Кинешемский – житие и биография, творчество и беседы, дни памяти и мощи

Василий Кинешемский

Содержание:

В 1993 году, когда Патриарх Алексий II благословил местное почитание епископа Василия Кинешемского (Преображенского), Кинешма обрела своего небесного защитника.

Василий Кинешемский – рождение и детство

Вениамин Преображенский, будущий епископ Василий Кинешемский, родился в январе 1876 года в семье настоятеля кинешемской Вознесенской церкви священника Сергия Преображенского и получил в крещении имя Вениамин. Вознесенский приход был по-настоящему родным для Преображенских — и отец, и дед матери будущего архиерея, Павлы Капитоновны, служили в этом храме.

Поначалу в жизни Вениамина всё складывалось более чем обычно: Кинешемское духовное училище, Костромская духовная семинария, Киевская духовная академия — вот первые образовательные вехи в его судьбе. Однако далее начались «уклонения» — по окончании академии Вениамин Сергеевич был определен преподавателем в Воронежскую семинарию, где, кажется, почувствовал в себе педагогическое призвание.

Хорошо зная европейские языки, в 1910 году Василий Кинешемский уехал в Лондон для ознакомления с современными педагогическими системами. В Англии будущий епископ Кинешемский провел два года, увлекшись идеями скаутизма. По возвращении он три года преподавал в Миргородской семинарии, а в 1914 году, еще раз побывав в Лондоне, перебрался в Москву — преподавателем Петровской гимназии. Тогда же он окончил педагогический институт и активно занялся формированием скаутских организаций. Дальнейшее как будто уже было предопределено.

Василий Кинешемский – начало исповеднического пути

В 1917 году Вениамин Преображенский резко изменил свою жизнь — тут начало его исповеднического пути.

Житие святителя Василия Преображенского предлагает такую версию случившегося с ним. В том самом 17-м году, когда рухнула Российская империя, он, приехав в Кинешму, с некоторыми знакомцами решил покататься на лодке по Волге. На середине реки лодка перевернулась, и ждала Вениамина Сергеевича неминуемая смерть, но он взмолился, прося Господа сохранить его живым и дав обет посвятить себя в таком случае служению Церкви. Тут же утопающему подвернулась толстая доска, спасшая его. Сюжет — почти канонический, вполне в духе житийной литературы.

Но существует и иная версия. Протоиерей Сергий Щукин (1891—1977), знавший Василия Кинешемского в те времена, вспоминал, что тот, став свидетелем трагических событий, развернувшихся в Москве в октябре 1917 года (штурм Кремля, гибель юных юнкеров), заговорил о том, что всеобщее озверение стало следствием отпадения большой массы народа (и интеллигенции в том числе) от Церкви и в конечном счете от Бога. Как страшный грех он воспринял и собственный отказ от священничества, к которому был предназначен фактом своего рождения и полученным духовным образованием. Принеся покаяние, Вениамин Сергеевич тогда же отправился Кинешму и поступил псаломщиком в родную ему Вознесенскую церковь.

Василий Кинешемский – епископ

В 1920 году Преображенского рукоположили в священники, чуть позже он принял монашеский постриг с именем Василий, а в сентябре 1921 года был возведен в сан епископа Кинешемского. Как видим, свое архиерейское служение владыка начал в самый разгар атаки богоборцев на Церковь. Этой атаке епископ Василий как мог мужественно противостоял, главной своей задачей видя христианское просвещение народа, пребывавшего, несмотря на все официальное христианство, во мраке невежества, — в своей епархии он принялся за организацию кружков по изучению Священного Писания. Жизнь при этом вел совершенно аскетическую — поселился на окраине Кинешмы в баньке у вдовы-солдатки, спал на голом полу, собственности никакой не имел.

В 1922 году, когда власти массово передавали храмы обновленцам, епископ Василий повелел сохранившим верность канонической Церкви священникам, лишенным храмов, служить на площадях. На богослужения, совершаемые кинешемским архиереем в Успенском соборе и Вознесенском храме, собиралось множество людей. Одна из его прихожанок вспоминала:

«Ах, как он говорил! И просто, и умно, и вдохновенно, и красиво! Он приводил примеры не только из жития святых, а из нашей литературы, и из своих заграничных поездок. Он призывал к вере в Бога, к покаянию, совершению добрых дел — всему, что положено у христиан. Слушать его ходили и неграмотные старухи, и образованные люди».

Гонения епископа Василия Кинешемского

Богоборческие власти такое, конечно, долго терпеть не могли. В мае 1923 года епископа Василия арестовали и, по рассмотрении его «дела», сослали на два года на Вычегду, в Зырянский край. С этих пор и до самой кончины жизнь святителя превратилась в чреду арестов, тюремных заключений и вынужденных по большей части перемещений по всей стране. Вот география этих «путешествий»: Галичский уезд Костромской губернии. Сэров, Дивеево, Нижний Новгород, Вязники, Кострома, Ярославль, Иваново, Уральская область, Орел, Рыбинск, Углич.

Кинешму епископ Василий не забывал и периодически возвращался в нее — в последний раз свободным человеком он жил в городе в 1928 году. Тут у него было много почитателей. Сохранились воспоминания духовной дочери святителя Е. А Фирсовой о своей последней беседе с архипастырем, состоявшейся в Кинешме. На вопрос: «Как нам жить дальше, как спасаться?» — владыка тогда ответил:

«Служить ближним с любовью в Боге. При служении ближнему не должно быть симпатий. Делайте любое дело добросовестно. Молитесь. Найдите себе духовника. Хотя бы один раз в году исповедуйтесь и причащайтесь Святых Таин. Каждый из нас обязан работать там, где он поставлен Богом. Лучше служить ближнему в детских яслях, больницах. »

Свой проповеднический опыт епископ Василий обобщил в фундаментальном труде «Беседы на Евангелие от Марка», написанном в 1926—1927 годах. Книга эта нисколько не устарела и сегодня вполне способна «перевернуть» читающего ее человека.

Смерть Василия Кинешемского

В последний раз святителя арестовали в 1943 году. Документы свидетельствуют, что конфискованного имущества у него тогда обнаружилось: «ветхий подрясник, икона, деревянный крестик, детская игрушка, кожаный ремень, расческа». Больше ничего!

Следствие велось жестко, престарелому архиерею, страдавшему сердечной болезнью, сутками не давали спать и вынудили его признаться в «антисоветской деятельности». Приговор — пять лет ссылки в Красноярский край. Около года он провел в селе Бирюлиссы в двухстах километрах от Красноярска, где 13 августа 1945 года тихо отошел к Господу.

Читайте также:
Святитель Игнатий Брянчанинов - житие и биография святого, творения и деятельность, дни памяти

Сейчас мощи святителя Василия Кинешемского находятся в Троице-Успенском кафедральном соборе Кинешмы и почитаются главными святынями храма, также Василий Кинешемский почитается как небесный заступник города.

Житие и творческое наследие святителя Василия Кинешемского, молитвы

Житие святителя Василия Кинешемского

Настоящее имя святого — Вениамин Преображенский. Всю жизнь он посвятил служению Спасителю и духовно-просветительной работе с населением. Сохранял веру в Христа даже во времена большевистских репрессий.

Происхождение и детство

Вениамин родился в 1876 в Кинешме в семье местного священнослужителя. В раннем детстве родители привили сыну любовь и уважение к Спасителю. Рос жизнерадостным и послушным мальчиком. Рано освоил грамоту. Часто ходил в церковь послушать богослужение.

Образование

В 9-летнем возрасте, в 1885, по наставлению отца Вениамин поступил в духовное училище родной Кинешмы. В 1890 без единого экзамена был принят в Костромскую духовную семинарию. В 1896 юный Преображенский уехал учиться в Киев в духовную академию. В 1900 это учебное заведение он с успехом окончил и получил степень кандидата богословия. После академии работал в Воронежской духовной семинарии. В Воронеже с 1901 по 1910 учил будущих священнослужителей Слову Божьему.

В 1910 на один год уехал в Лондон, чтобы в совершенстве изучить иностранный язык и приобрести знания о европейской истории и культуре. В Великобритании заинтересовался учением Баден-Пауэлла и скаутским движением. В 1911-ом вернулся в Россию. Вскоре стал в Миргородской гимназии преподавать иностранные языки и всемирную историю. В 1914-ом переехал в Москву и поступил в пединститут. Во время обучения преподавал латынь в московской Петровской гимназии.

В 1914-ом нашел время, чтобы посетить Лондон и более подробно изучить скаутское движение. После чего издал в России две книги о бойскаутах и стал пропагандировать скаутизм у себя на родине. В 1917 чуть не погиб из-за инцидента на реке. Благодаря Богу спасся, после чего вернулся домой и стал священнослужителем.

Служение в Кинешме

В 1917-ом Вениамин Преображенский вернулся домой. В Кинешме был взят псаломщиком в родную Вознесенскую церковь, где проповедовал его отец. Вениамин организовал в своем городе православный (религиозный) кружок, где преподавал детям Закон Божий.

В 1920-ом в 45-летнем возрасте стал священником. В 1921 Вениамин принял монашеский постриг с именем Василий в честь святейшего Василия Великого. Читал проповеди в церкви Кинешмы, а вскоре, в 1923, был назначен епископом Иваново-Вознесенским.

В те годы, по указу советской власти, многие священнослужители были репрессированы. Не обошла злая участь и Вениамина. После тюрем и лагерей он каждый раз возвращался в Кинешму. Правда, бывало, что не мог вернуться в родной город, поэтому служил в других епархиях. Он был епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии, даже назначен епископом Ивановским.

Аресты и ссылки

В 1923 священнослужителя впервые арестовали и сослали в Зырянский край (Республика Коми). В 1925 он вернулся из ссылки в любимую Кинешму и продолжил служить Богу. Отец Василий вызвал недовольство советской власти еще и тем, что не поддерживал угодное большевикам обновленческое церковное движение.

Вскоре из Кинешмы его выслали в деревню Анаполь, потом в Вязники. В 1926 отец Василий стал епископом Вязниковским. Весной 1927 его опять выслали, но почему-то в Кинешму. Летом того же года отправили в Кострому. После кратковременного пребывания в тюрьме отец Василий возвращался к своей религиозной деятельности, что не нравилось большевикам.

В 1928 его на 3 года выслали на Урал. Отбывая ссылку в деревне Малоречка, отец Василий в одном из домов каждый день совершал богослужения. После ссылки в 1932-ом он жил какое-то время в Орле. Вскоре, в 1933, его опять арестовали и решили отправить в тюрьму Кинешмы. Там отцу Василию присудили 5 лет лагерей в Рыбинске Ярославской области. В 1938 священнослужителя освободили, после чего он опять вернулся к прежней деятельности (служению Богу). В 1943 батюшку опять арестовали и отправили в ярославскую тюрьму.

Кончина

Преображенский был здоровым русским мужчиной, верившим в Господа и всю свою жизнь посвятившим служению Христу. На протяжении последних (перед его смертью) 20 лет его постоянно сажали в тюрьму, пытали, отправляли в ссылку, а потом отпускали на волю. После очередного заключения отец Василий каждый раз возвращался к прежней деятельности — служению Спасителю.

Разумеется, такая моральная стойкость не нравилась большевикам. В 1944 батюшку привезли в Москву, в тюрьму НКВД, славившуюся своим нечеловеческим обращением с заключенными. В этом учреждении из священнослужителя выбивали (в прямом смысле слова) признательные показания. Возможно, не выдержав издевательств и побоев, отец Василий выдал имена людей, которые занимались религиозно-просветительной деятельностью. Умереть от пыток такой здоровый человек, как Вениамин Преображенский, просто не мог. После тюрьмы НКВД истерзанного издевательствами батюшку перевели в «Бутырку», а потом отправили на 5 лет в Красноярский лагерь. В 1945 он умер, отбывая наказание в деревне Бирилюссы.

Труды[ | ]

  • О скитском патерике: магистерская диссертация.
  • Бой-скауты: Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла. — М., 1915.
  • Бой-скауты: Руководство самовоспитания молодёжи по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы. — М., 1917.
  • Беседы на Евангелие от Марка. — М., 2004.
  • Зерно любви, 2012. — ISBN 978-5-89424-101-2.
  • Алфавит духовный, 2012. — ISBN 978-5-89424-092-3.

Местоположение мощей

В 1985-ом служителю Ивановской епархии, отцу Амвросию, принесли письмо от иподиакона, знавшего, где похоронен епископ Василий. Батюшка вместе с другом, священнослужителем Дамаскином, отправился в Красноярский край. Путешественники нашли деревню, где, находясь в ссылке, умер отец Василий. На месте его погребения выросло дерево. Своими корнями оно оплело гроб, словно не желая отдавать останки старца.

По приказу священников дерево спилили. Гроб открыли. Тело батюшки сотлело. Останки поместили в небольшую емкость и отправили в Москву. Однако в 1993 мощи старца перевезли во Введенский монастырь. В 1993 его признали в местной Ивановской епархии святым. В 2000-ом он стал общероссийским святым.

Читайте также:
Алексий Второй: жизнь и биография патриарха, как умер и где похоронен, труды

Однако в 2003 стали известны новые факты из его жизни. Исследователи выяснили, что в 40-х годах Василий, пребывая в тюрьме, под пытками выдал имена участников антисоветской религиозной организации, которую сам же и возглавлял. Правда, фамилии единомышленников и так были известны большевикам. Помогавшей батюшке Ираиде Тиховой якобы именно из-за доноса епископа дали 5 лет лагерей, хотя ее арестовали в тот же день, что и Василия. В 2012 мощи святого изъяли из Введенского монастыря и отвезли в Москву. Многие верующие решили, что был совершен акт деканонизации. Однако священнослужители ответили, что проводятся дополнительные исследования.

Канонизация и почитание[ | ]

В 1981 году решением Архиерейского собора РПЦЗ канонизирован в лике священномученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских и установлением памяти 13 августа[4].

18 октября 1985 года были обретены его мощи и привезены в Москву; затем перенесены в Введенский женский монастырь в городе Иваново.

В 1993 году причислен к лику местночтимых святых Ивановской епархии.

Прославлен в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

В 2011 году в Кинешме рядом с храмом Вознесения Господня открыта часовня святителя Василия Кинешемского[5].

В июне 2012 года его мощи были приняты из Введенского монастыря города Иваново секретарём Синодальной комиссии Московского патриархата по канонизации святых игуменом Дамаскиным (Орловским) на основании распоряжения за подписью патриарха Московского и всея Руси Кирилла и увезены в не разглашаемое место (одновременно монастырю были переданы мощи священномученика Владимира Введенского)[6]. В изданном в том же году настольном календаре Русской Православной Церкви издательства Московской Патриархии память священноисповедника Василия 31 июля/13 августа и 5/18 октября отсутствовала, равно как и имена 35 других новомучеников (его имени нет и в составе Собора святых Ивановской митрополии, утверждённого 7 мая 2015 года патриархом Кириллом[7]); при этом решения о его деканонизации не выносилось[8] ни Священным синодом, ни прошедшем в феврале 2013 года Архиерейским собором (они только могут выносить решения о (де)канонизации от лица всей Церкви). По мнению Андрея Кураева, такое могло случиться ввиду открытия новых документов, содержащих указания на факты, «не соответствующие христианским представлениям о том, как святой (не простой человек, а именно образцовый святой) должен вести себя на допросе и даже под пыткой»[9]. Тихон (Шевкунов), негативно отнёсшийся к подобному шагу, пояснил: «Представители комиссии уже выступили и ответили, что это совершенно не „деканонизация“, а это действия по дополнительному исследованию»[10].

4 апреля 2014 года в Кинешме открыт музей святителя Василия Кинешемского[11]. Новое здание точно повторяет контуры сгоревшего дома, в котором Василий Кинешемский служил в годы изгнания[12]. Среди экспонатов — ряса, кадило, рукописи и другие личные вещи, которые более полувека хранились в семьях духовных детей святителя.

Православные тексты

Согласно церковным правилам, отцу Василию молятся об укреплении веры в Христа и просят заступничества перед Господом. Святого старца прославляют за его деяния во славу Спасителя.

Тропарь

К святому обращаются с просьбой даровать Божественное учение и просветить умы духовным светом. Отца Василия просят, чтобы он молился Господу о спасении душ грешных.

«Пpавославия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / аpхиеpеев богодухновенное удобpение, Василие пpемудpе, / ученьми твоими вся пpосветил еси, / цевнице духовная. Моли Хpиста Бога // спастися душам нашим».

Ин тропарь

Святого проповедника молят помолиться на Небесах за Отечество. Верующие чтят святую память отца Василия.

«Новый исповедниче Церкве Российския, / Апостольских трудов подражателю, / веры правыя теплый проповедниче, / Писаний вдохновенный изъяснителю, / изгнания, темницы и скорби от безбожных претерпев, / царское священие, отче наш Василие, / и ныне предстоя Святей Троице, / молися за отечество твое и люди, / чтущия достойно святую память твою».

Кондак

В кондаке верующие прославляют мужество святителя Василия, а также его чистоту веры. Святой с Небес защищает христиан от духовной гибели.

«Мужество твое, святителю Христов Василие, возславим, / и чистоту веры превозносим, / и дару словес твоих удивляемся, / яко от небес приял еси Божественную благодать // наставляти и защищати стадо Христово».

Молитва

О, предобрый предстателю за погибающия во гресех и междоусобных бранех люди Российския земли, крепкий исповедниче Христов святителю отче Василие! Ты бо доблественне подвизался еси в жизни временней, Христа дерзновенно исповедал еси, и многия за Него муки претерпел еси, веру Православную соблюл еси даже до смерти. Умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, да подаст нам образ покаяния, да избавит нас от обольщения близ грядущего богоборца, и да сохранит нас от коварной сети его и от всех козней его в сокровенной пустыне Своего спасения. Ей, отче честный! Не посрами ны, притекающия ко твоей помощи, сотвори ны достойны прославляти на небесех со всеми святыми Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святитель Василий Кинешемский: О «подвигах», доверии и червоточине

Епископ Василий (Преображенский) был родом из Кинешмы, на Волге, в нынешней Ивановской области. Отец его был священником. Сын Вениамин (так звали будущего епископа) получил отличное образование, много бывал за границей, преподавал в средних школах. Он был одним из основателей и руководителей движения скаутов в дореволюционной России – движения молодежи к добрым качествам, к борьбе с недостатками, к служению ближним и своей стране.

Уже немолодым человеком Вениамин вернулся в родную Кинешму и стал священником в том самом Вознесенском храме, где служил его отец. Этот храм открыт и сегодня. Вскоре он принял монашество, получил новое имя – Василий – и был поставлен епископом города Кинешмы. Первой его заботой было просвещение жителей, борьба с невежеством, грехами и предрассудками. Народ сразу полюбил нового епископа.

…Почти всю свою оставшуюся жизнь епископ Василий провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Но и там он не падал духом, оставался верен Христу и Его Церкви, помогал людям, чем мог. Его сочинения и письма до сих пор служат нам источником знания и вдохновения.

Читайте также:
Алипий Печерский - житие и биография святого, иконы и труды, мощи и чудеса, почитание и дни памяти

Нужны ли такие «подвиги»?

Я помню одного странника. Высокий, сухой, но еще крепкий, жилистый старик. Он носил под рубашкой на голом теле страшно тяжелую двойную цепь, наглухо заклепанную на груди и на спине. Его шапка представляла собой тяжелую свинцовую чашку фунтов в пятнадцать, обшитую вылезшим мехом. Длинная, выдолбленная внутри палка была тоже налита свинцом. Всегда он носил на себе не менее двух пудов. Его тяжелая, мерная походка под аккомпанемент звякающих цепей была слышна издалека. Плечи до кости были проедены тяжелыми цепями, и носить их было, несомненно, настоящим мучением.

Свтятитель Василий Кинешемский

В народе он пользовался громадным уважением. Но одна черта ставила его подвиг под сомнение: он любил, когда останавливался в крестьянских избах, чтобы его почитатели ощупывали его цепи, взвешивали на руках его шапку и посох, и если никто не догадывался этого сделать, он приглашал сам: «Подь-ка, посмотри, какие на мне вериги!» Уважение и удивление людей доставляли ему несомненное удовольствие.

Он умер без покаяния, скорбною смертью. …Сам по себе подвиг, выставленный напоказ, несмотря на всю свою трудность и мучительность, уже терял всякое нравственное величие. В нем было не более достоинства, чем в фокусах странствующего комедианта, который на потеху толпе ест резиновые калоши и толченое стекло. И в том и в другом случае люди стремятся разными средствами возбудить удивление толпы и заставить о себе говорить.

Терпение, настойчивость, внимание

Помню из времен далекого детства: на окне у нас стоял цветочный горшок,и в нем пышный душистый жасмин. Когда на нем появлялись первые бутоны, у нас часто не хватало терпения дождаться, когда они развернутся белыми, благоухающими цветами; и в нетерпении мы часто расковыривали бутон, освобождая нежные лепестки от зеленой покрышки, цветок развертывался, к нашему восторгу, нежный, ароматный, но увы!… ненадолго. Обыкновенно к вечеру того же дня он съеживался, блек и погибал, и уже ничто не могло оживить его.

Так и в духовной жизни: искусственно форсировать ее – значит губить. На пятый этаж сразу не вскочишь: надорвешься! Надо идти по лестницам, ступенька за ступенькой, через все этажи, начиная с первого. Духовная жизнь, как цветок, требует постоянного внимания и длительного ухода; нужны настойчивость и непрерывная работа над собой.

Червоточина в душе

Однажды давно-давно на одной из голландских верфей строился корабль. Для киля, или для основной балки, к которой прикрепляются ребра – шпангоуты, нужно было найти хорошее, длинное, крепкое бревно. В грудах леса, сложенного на дворе верфи, два рабочих нашли одно, казавшееся, на первый взгляд, подходящим.

– Вот, – сказал один из них, – хорошее бревно! Возьмем его…

Но другой внимательно осмотрел бревно и покачал головой.

– Нет, – возразил он, – это не годится!

– Видишь здесь маленькую червоточину? Это признак, что черви уже завелись тут…

– Вот пустяки… Что значит такая маленькая червоточина для такого громадного прочного бревна. Ее едва заметишь… Возьмем!

Они немного поспорили. Наконец более осторожный уступил. Бревно взяли и из него сделали киль нового корабля.

Несколько лет благополучно плавал по морям новый корабль. Он был легок, прочен и не боялся бурь. Все любовались им. Но в один прекрасный день среди совершенно ясной и тихой погоды он вдруг без всякой видимой причины пошел ко дну. Когда в море спустились водолазы, чтобы осмотреть его, они нашли, что дно корабля было проедено червями. За годы плавания черви размножились и источили все дерево. Маленькая червоточина оказалась роковой для громадного судна.

Так и в душе. Один червячок греха, если его не истребить вовремя, может размножиться в громадном количестве, порождая новые пороки, захватывая все стороны души и подтачивая ее здоровые ткани.

Из любви к человеку

Около 1050 года в Ростовской земле, населенной в то время полудикими и жестокими язычниками, проповедовал слово Божие святитель Леонтий. Изгнавшие до Леонтия с побоями и мучениями двух епископов, эти варвары недружелюбно встретили и его. Они стали всячески оскорблять и поносить нового святителя и проповедника христианства и наконец изгнали и его. Но Леонтий не падал духом и не оскорблялся этим; он знал и видел, что и у этих варваров в глубине души скрыта искра Божественного огня, которую надо только суметь бережно вскрыть и возжечь.

Леонтию советовали оставить дикарей.

– Смотри, какие они упорные язычники, – говорили ему.

– Не отступлю я от этих язычников, – отвечал Леонтий, – они делают нам зло, а мы будем отыскивать в них добро, и этим добром скоро победим зло.

И несмотря на грозившую ему опасность, он остался жить близ Ростова, около потока. К нему из любопытства заходили сперва дети язычников, а потом и взрослые. Леонтий принимал их ласково и любовно и дарил им что мог, причем, улучив минутку, рассказывал своим гостям о Боге, Который все сотворил и обо всем промышляет, Который любит всех людей, особенно добрых и мирных; рассказывал об Иисусе Христе Сыне Божием, приходившем в мир, чтобы научить людей любить Бога и друг друга.

Такая, кроткая, незлобивая проповедь скоро привлекла к нему много язычников, и они стали приходить к нему тысячами. Об этом узнали самые завзятые и закоренелые язычники. Они во главе со жрецами явились к святителю с дрекольями и луками, чтобы умертвить его. Но Леонтий бесстрашно вышел к ним навстречу и стал хвалить их ревность, с какой они защищают свою веру.

– За это я вас люблю, – сказал святитель, – и молюсь за вас Богу, чтобы Он скорее просветил вас светом истинной веры.

Читайте также:
Пафнутий Боровский: житие чудотворца, почитание и дни памяти, в чем помогает

Видя такую кротость и незлобие, разъяренные язычники скоро успокоились и тоже стали слушать проповедника. С тех пор влияние святителя Леонтия становилось все более и более неотразимым. А к концу жизни святителя, около 1073 года, этот край считался уже в числе просвещенных светом Христова учения.

Эту любовь и кротость в отношениях к разномыслящим Православная Церковь определенно предписывает всем верующим.

На чем держится доверие?

Один путешественник был чрезвычайно удивлен, когда, сдав на станции ручной багаж железнодорожному носильщику, он не получил от него никакой квитанции.

– Как же я получу назад свои вещи? – спросил он.

– Очень просто: зайдете в багажный вагон и возьмете.

– У вас такие порядки?

– Ну а если кто другой возьмет мои вещи?

– Будьте спокойны. Этого здесь не бывает.

– Как странно… но ведь это все-таки возможно? Послушайте, а если я пойду и возьму вместо своего чужой чемодан?

– Чужой? Да на что же он вам?

– Ну… ну, если он мне больше понравится?

– То есть украдете? – прервал носильщик резко. – Ну, на это есть суд!

И он повернулся с негодованием, давая понять, что порядочным людям и говорить об этом неприлично.

Во многих местах хозяева, уходя, не запирают дверей своих домов. До такой степени редко здесь воровство!

Какую грустную противоположность этой честности мы наблюдаем у нас!…

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Жизнеописание священноисповедника Василия (Преображенского) Кинешемского

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 10

Жизнеописание священноисповедника Василия (Преображенского) Кинешемского

Память 31 июля (13 августа)

Епископ Кинешемский Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии [1] в семье священника Сергия и жены его Павлы и своим христианским воспитанием целиком был обязан родителям. Очищение ума и сердца таинствами и молитвой — в этом был смысл и цель земной жизни супругов. И потому родители старались оградить детей от влияния мира, зная, как трудно вырвать из сердца тернии грехов и страстей, если те уже проросли.

Все устроение жизни, окружавшей мальчика с детства, было подобно монашескому. Ни новостей, ни сплетен, ни праздных разговоров не проникало за высокую изгородь их дома, покидать который детям воспрещалось. И было для ребенка отрадой посещение их дома нищей братией и странниками. В самый день его крещения, когда Вениамина принесли из храма домой, к ним пришла странница-старушка, которая, глянув на мальчика, сказала: «Это будет великий человек». Были и иные предзнаменования его незаурядного будущего.

После окончания гимназии Вениамин поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия, и был определен преподавателем в Воронежскую Духовную семинарию. От юности интересуясь христианским подвигом, он пишет диссертацию под названием «О скитском патерике», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. В Воронеже Вениамин пробыл до 1910 года.

Зная в совершенстве как древние, так и новые европейские языки, Вениамин для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Англию и 1910–1911 годы прожил в Лондоне. После возвращения в Россию он поступил преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию. В 1914 году Вениамин переехал в Москву и устроился преподавателем латинского языка в Петровской гимназии. Преподавание настолько его увлекло, что он окончил педагогический институт, приготовившись окончательно к профессии педагога. Но Господь распорядился иначе.

Однажды, приехав в гости к родителям в Кинешму, Вениамин уговорился с друзьями покататься на лодке по Волге. Уже далеко от берега лодка внезапно перевернулась. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь, обещая посвятить себя служению Православной Церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл.

Вскоре после этого случая Вениамин переехал на родину в Кинешму и в октябре 1917 года поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь, где служил его престарелый отец. Памятуя данный Богу обет, он стал проповедовать в храмах Кинешмы и ее окрестностей. Сознавая, что без точного и глубокого понимания Священного Писания невежественный человек легко может стать добычей обманщиков и лжеучителей, Вениамин приступил к созданию православных кружков, где изучению Священного Писания придавалось большое значение.

В 1918 году он стал ездить по приходам епархии. Однажды после службы в селе Захарьевском Вениамин обратился с разъясняющим Священное Писание словом к прихожанам, а потом зашел в дом Анны Васильевны Частухиной в соседней деревне Балахонка. Пообедали, попили чаю, поговорили. И хотя не был Вениамин Сергеевич еще священником, беседа с ним произвела на Анну и всех присутствовавших такое впечатление, что они решили по его совету организовать в своей деревне церковный кружок. У Анны в доме стала собираться молодежь, пели молитвы, читали Евангелие. Народ сердцем почувствовал, что Вениамин предложил им самое нужное, без чего невозможно жить. В кружке читались жития святых, пелись уставные церковные песнопения и любимые народом духовные стихи. Вениамин знал: кто любит духовное, кто уже ощутил радость и мир, идущие от Господа, тот никогда не отдаст эту радость за греховные утешения преходящего мира. И потому в каждом человеке он прежде всего старался пробудить интерес и жажду к духовному.

В начале 1918 года власти запретили преподавание Закона Божия в школах, так свет Христова учения насильственно отнимался от детских сердец. Вениамин стал собирать детей в Вознесенском храме.

16 июля 1920 года Вениамин был рукоположен в сан священника в городе Костроме митрополитом Серафимом (Мещеряковым). Вскоре после этого скончался его отец, протоиерей Сергий, и о. Вениамин принял постриг с именем Василий — в память Василия Великого; 19 сентября 1921 года он был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. В хиротонии участвовали: митрополит Серафим (Мещеряков), митрополит Иерофей (Померанцев) и архиепископ Севастиан (Вести).

Читайте также:
Житие святой Марии Магдалины - полное жизнеописание и история, чудеса и мощи, дни памяти и потомки

Рукоположенный во епископа, он усилил подвижнические труды. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, он поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки Анны Александровны Родиной. Никакого имущества или обстановки у святителя не было, спал он на голом полу, положив под голову полено. Подвиг свой он от посторонних скрывал, принимая приходящих в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Далеко находилась банька от храма. Каждое утро, еще до рассвета, владыка шел пешком через весь город в храм и возвращался домой поздно ночью. Не один раз грабители останавливали его на улице, и он с кротостью и любовью отдавал им все, что имел; вскоре они стали его узнавать и не тревожили.

Помимо ежедневных церковных служб, во время которых он обязательно проповедовал, святитель исповедовал, обходил дома всех нуждающихся в его помощи со словом утешения, посещал монастыри и основанные им кружки, разбросанные по епархии.

В дни больших праздников святитель служил в соборе, а каждый четверг — всенощные в Вознесенской церкви. Народ любил эти всенощные, посвященные воспоминаниям страстей Господних, и собирался на них во множестве. Особенно много было рабочих, некоторые из них жили в окрестностях города, они отстаивали долгую службу и только поздно ночью добирались домой, а утром снова шли на работу, но так велика была благодать церковной молитвы, что люди не чувствовали усталости.

Святитель сам читал акафист страстям Господним, и в храме стояла такая тишина, точно в нем не было ни одного человека, и в самом дальнем конце его слышно было каждое слово.

Проповеди епископа Василия привлекали в храм все больше людей. Некоторые совершенно меняли образ жизни; иные, следуя примеру святителя, раздавали имущество нищим, посвящая жизнь служению Господу и ближним. Свет веры достигал и неверующих. Как бы ни относился иной человек к христианской вере и к Православной Церкви, почти всякий чувствовал, что слово, произнесенное епископом, отвечает внутренним запросам души, возвращает ей жизнь, а жизни — озаряющий смысл.

Не могла и предположить Екатерина Александровна Книшек, что придет время, когда она обратится к Богу и будет жить сугубо церковной жизнью, имея к тридцати шести годам стойкие навыки жизни нецерковной. Родилась она в Санкт-Петербурге, дед был выходцем из Чехии, но уже отец ощущал себя коренным петербуржцем. Более всего почитая образование, родители отдали Екатерину учиться на Высшие женские курсы, которые она с успехом окончила по историко-филологическому факультету. В 1920 году она с матерью уехала из разоренного революцией Петрограда в Кинешму. В храм Екатерина не ходила, и все церковное было ей непонятно и чуждо. Но вскоре она услышала, что в городе служит необыкновенный епископ, который говорит необычные проповеди. Человек любознательный, Екатерина пошла в храм. Проповедь, которую она услышала, была действительно необыкновенной и показывала в проповеднике человека талантливого и широко образованного. Екатерина пришла еще раз и еще, а затем стала ходить в, храм постоянно. Ей открылась всечеловеческая глубина Православия. Екатерина и сама удивлялась — как

Житие святого Димитрия Ростовского

Угодники Божии приходили к спасению своей души разными путями. Кто-то принял венец мученичества, кто-то возглавлял монастыри. А есть люди, которые оставили значимый след в Предании церкви своими творениями. Одним из таких является святитель Дмитрий, митрополит Ростовский.

Детство, учеба и первые шаги к Богу

Родился будущий архипастырь в 1651 году под Киевом в казачьей семье. И отец и мать ребенка вели благочестивую и богобоязненную жизнь, поэтому маленький Даниил (так в миру звали святого) рос в атмосфере любви и веры в Бога. Примечательно, что в своих дневниковых записях сын с большим благоговением описывает тихую и спокойную смерть своей матери. По этой записи понятно, что сын очень любил свою мать и считал ее жизнь примером веры.

Первое образование Даниил получал в домашних условиях, родители сами учили его читать. Когда он подрос и пришло время учиться дальше, он поступил в училище, где быстро стал одним из лучших учеников. Особенно хорошо ему давалось искусство риторики и публичных выступлений. Приобретенные во время учебы навыки помогли будущему великому проповеднику выработать неповторимый стиль речи, который предавал его словам и проповедям особую убедительность, пламенность и искренность.

Отличительной чертой молодого человека уже в годы его ученичества была глубокая духовная созерцательная жизнь. Он был чужд привычных для молодых людей увеселений, в свободное время молился, читал Библию, святых отцов. Очень любил храм Божий, старался не пропускать богослужений.

К сожалению, политическая ситуация в стране не дала одаренному юноше закончить обучение. Украина в то время постоянно переходила под власть разных государств, и военные конфликты были постоянными. Училище, в котором обучался будущий подвижник, было разрушено, и студентам пришлось прервать обучение. Но даже тех трех лет, проведенных в училище, юному подвижнику хватило, чтобы многое узнать и окончательно утвердиться в своем выборе встать на путь монашества.

Постриг и игуменство

Совсем еще юным человеком Даниил принимает решение уйти в монастырь. Родители не чинили препятствий в таком выборе сына и дали свое благословение, поскольку видели, что именно такой путь уготован Господом для их ребенка. И юноша Даниил уезжает из дома в Кирилловский монастырь. Настоятелем монастыря является бывший ректор училища, где обучался Даниил, поэтому встречают юношу в монастыре тепло.

И вот в 1668 году наступает самое долгожданное событие в жизни Даниила — постриг. Совершил его сам отец игумен, а нового инока нарек Димитрием. Новоиспеченный монах сразу стал ревностно исполнять монашеское правило, выбрав себе в пример святых Антония и Феодосия, а также остальных подвижников Печерских.

Важно! Даже будучи монахом, отец Димитрий не оставлял обучения и научные исследования у себя в келии.

Читайте также:
Агапит Печерский - житие и биография святого, чудеса и помощь, мощи, почитание и дни памяти

Через 7 лет после первого пострига случилась встреча отца Дмитрия с тогдашним митрополитом Черниговским. Увидев, что перед ним талантливый и ревностный служитель Господа, архиерей пригласил монаха проповедовать в Черниговской епархии. Там он быстро заслужил любовь простых людей и церковных служителей. Множество монастырей и крупных приходов стали приглашать отца Дмитрия, чтобы послушать его назидательные проповеди. Сила его слова была такова, что многие люди уверовали в Господа.

Объездив большое количество обителей и познакомившись со многими церковными иерархами, отец Димитрий получает приглашение от братии Кирилловского монастыря стать их игуменом. Архиепископ без колебаний утверждает богодухновенного монаха, и отец Димитрий становится настоятелем.

Впоследствии Промыслом Божиим он будет возглавлять не один монастырь, и на каждом месте святой Дмитрий будет примером для всей братии. Строгая подвижническая жизнь, аскетика, и при этом живое участие в жизни каждого человека делали его любимым игуменом в каждом монастыре.

О православных монастыряых:

Четьи-Минеи — главный труд святого Димитрия

Архимандрит Киево-Печерской Лавры Варлаам долгое время искал инока, способного выполнить большой и сложный труд — собрать воедино все известные жития святых. Во время польских налетов и военных конфликтов, множество богослужебных и церковных книг было утеряно, в том числе и имеющиеся на тот момент жития. Выбор архипастыря для выполнения этого, без преувеличения, исторического задания, пал на отца Димитрия, который на тот момент снял с себя обязанности игумена и жил простым монахом в одном из монастырей.

Более двух лет трудился угодник Божий в Лавре, составляя жизнеописания святых. Но к нему снова обратилась братия Батуринского монастыря, уговаривая взять на себя управление. Долго отказывался монах, ссылаясь на свое послушание, но в итоге уступил. Так он снова стал игуменом, но не оставил своего дела. Уже на новой должности Димитрий закончил и передал архимандриту Варлааму свой труд, составленный на месяца с сентября по ноябрь. Архимандрит очень высоко оценил труд игумена, и первая четверть Четьи-Минеи сразу же была пущена в печать.

Первая изданная книга была высоко одобрена церковным руководством, и отец Димитрий удостоился похвальной патриаршей грамоты за свой труд. После этого он решает полностью посвятить свое время написанию второй книги, и снова снимает с себя обязанности игумена.

Однако как бы не стремился монах к затворнической жизни, слишком много сердец нуждалось в его пастырском опыте и христианском слове. И будущий угодник становится игуменом Петропавловского монастыря. Там, умело управляя обителью, он пишет вторую часть собрания житий святых. После этого следует еще несколько новых назначений в другие обители, и везде подвижник не оставляет своих трудов. Третью часть труда подвижник заканчивает с повышением в иерерхии в сане архимандрита Черниговского.

Посвящение в сан митрополита Ростовского

Во время трудов над Четьи-Минеи, сам император Петр Великий обеспокоился поиском предстоятеля для руководства большими территориями Сибири. По указанию киевского митрополита выбор пал именно на Дмитрия. Однако его настолько тяготила перспектива переезда в столь отдаленные веси, где у него не будет доступа к необходимым для него данным по житиям святым, что подвижник заболел. Узнав об этом, император Петр разрешил подождать назначения не в столь далекий край. И через непродолжительное время подвижник рукополагается в митрополита Ростовского.

Взяв на себя труды по руководству новой митрополией, подвижник обнаружил много проблем и нестроений. Будучи ревнивым служителем Господа и его Церкви, он сразу приступил к искоренению всяких злых обычаев, прижившихся в каждом приходе. Особенно печалило предстоятеля отношение местного духовенства к богослужениям и церковным святыням.

Важно! Для того чтобы наставить на путь истинный нерадивых пастырей, новый митрополит издал два послания местному духовенству.

Первое послание было в духе отеческой любви и заботы, в нем святой Димитрий слезно просил пастырей вспомнить о своем статусе и своих святых обязанностях по отношению к пастве. Второе послание было написано исходя из архиерейской власти, которой митрополит повелевал отдавать должное почтение и благоговение всем церковным святыням, особенно Телу и Крови Христовой.

Какой бы властью не был наделен митрополит, он прекрасно понимал, что искоренить духовные пороки местного нерадивого духовенства можно только лишь достойным примером, увещеванием и просвещением. Поэтому при своем доме он организовал приходское училище, где было три класса с отдельными учителями.

В училище разбирался Закон Божий, изучалось Евангелие, регулярно читались молитвы. Митрополит Димитрий лично следил за уровнем подготовки учеников, и по окончанию училища определял их служить при храмах, проявляя искреннее попечение о каждом из них.

Удивительно, но даже при таком насыщенном служении у подвижника хватало времени и сил трудится и далее над сборником житий святых. Так, уже в сане митрополита Ростовского он заканчивает и сдает в печать последнюю четвертую книгу Четьи-Минеи.

Важно! Таким образом, не прерывая своего преданного служения, митрополит Димитрий Ростовский заканчивает историческое для Церкви наиболее полное собрание житий святых — Четьи-Минеи. На этот труд ему понадобилось более 20 лет своей подвижнической жизни.

Борьба с раскольниками

Окончив один большой и душеспасительный труд для всего христианского народа, Промысел Божий возложил на митрополита новые заботы. Пришлось будущему угоднику спасать вверенную ему паству от беды раскольничества.

В прилегающих к его митрополии Брынских лесах скрывались целые раскольничьи кланы и секты, которые засылали своих проповедников повсеместно с целью распространения своего лжеучения. Множество людей, особенно простых и не ученых тонкостям богословия, попались в их сети и стали колебаться в истинной вере.

Описывается один разговор, произошедший между Владыкой и простыми людьми. Как-то после службы к нему подошли два человека, и спросили, можно ли им брить бороды, как повелевал тогдашний указ. В народе бытовало мнение, что вместе с бородой у человека отнимается и образ Божиий. Долго втолковывал им митрополит о том, что не может образ Божиий быть в бороде, что он находится в душе человеческой.

Читайте также:
Житие Космы Этолийского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Конечно же, с таким уровнем знаний о Христе народ легко впадал в раскольническую ересь. Тогда митрополит пишет несколько сочинений о вере, в которых твердо и уверенно объясняет, в чем состоит лжеучение раскольников и почему оно уводит от Бога.

Кроме того, Владыка регулярно объезжает вверенную ему епархию и повсеместно лично обличает раскольников и призывает православных христиан всячески избегать этого учения. Будучи ревностным проповедником и истинным христианином, он не может без боли смотреть, как простые люди совращаются с истинного пути хитрыми лжепроповедниками.

Чего стоит остерегаться православному христианину:

Другие труды святого подвижника и его духовные дарования

Имея опыт написания большого церковного труда, митрополит Димитрий решил написать еще одну книгу, повествующую о событиях Библии. Дело в том, что в то время Библия на славянском языке была большой редкостью, и стоила очень дорого. Поэтому большинство простого населения не могли позволить себе подобную роскошь и были лишены благодатного чтения Святого Писания. Более того, даже многие из священства плохо разбирались в библейских событиях и путали хронологию.

Святой Димитрий начинает новый труд. В нем он использует основные библейские события и сюжеты, а к ним приписывает поучения и толкования. Читая это произведение, даже совсем незнакомый с Библией человек мог составить себе ясное представление о Священном Писании. К сожалению, окончить этот великий труд святителю так и не удалось из-за очень ослабленного здоровья.

Кроме написания книг, всю жизнь подвижник занимался проповедничеством веры Христовой. Обладая уникальным даром слова, он умел так выстроить свою речь, что равнодушным не оставался никто их слышащих. Поскольку чаще всего его слушателями оказывался простой народ, то и проповеди свои он выстраивал просто, как беседу отца с любимыми детьми. И какие бы труды и заботы не выпадали на долю подвижника, он никогда не оставлял подвига проповедничества до самых последних дней своей жизни.

Одним из его аскетических подвигов была молитва, которую он никогда не оставлял. Стараясь ежедневно бывать в храме, он в каждое воскресенье и церковный праздник служил литургию. Всех, кто был в его ближайшем окружении, учил постоянно и ревностно молится, каждую минуту памятуя о Господе.

Интересно! Очень строгим был и пост подвижника. Так, на Страстной неделе он ел только один раз — в Великий Четверг.

Конечно же, такая глубокая духовная жизнь сказывалась и на его земной жизни, на общении с людьми. С каждым, кого доводилось встретить Дмитрию Ростовскому, он был внимателен и обходителен. Всю жизнь помогал неимущим и страждущим — кому словом утешения, а кому и деньгами. Святой Димитрий отличался крайним нестяжанием, всегда довольствовался только необходимым минимумом благ для себя, а остальное раздавал нуждающимся.

Результатом такого внимательного отношения к собственной душе стало стяжание величайшего смирения. Подвижник всегда помнил слова Господа о том, что кто хочет быть первым в Царствии Небесном, тот должен быть последним в жизни земной. В жизни митрополита Димитрия эта заповедь воплощалась в глубоком почтении к любому начальству, в милости к подчиненным, в сострадании скорбящим.

Светлая кончина и память святого

Еще в самом начале своего митрополичьего служения, святой Димитрий заповедовал, что быть ему похороненному в Спасо-Яковлевской обители. С близким другом, митрополитом Стефаном , у подвижника был договор, что если он отойдет ко Господу первым, то хоронить его приедет именно Стефан. Умер святитель всего лишь на 59 году своей жизни, не дожив до глубокой старости. Но за свою жизнь он успел столько трудов положить на благо Церкви, что становится удивительно, как он мог это все успеть.

За несколько дней до кончины святитель еще служил Литургию, однако проповедь произносить уже не мог, и за него текст был прочитан чтецом по записи митрополита. После службы у него было еще несколько встреч с духовенством. Он даже сумел лично навестить одну из постриженных им монахинь, которая очень упорно об этом просила.

С большим трудом вернувшись в свою келию, отец Димитрий оставил с собой служителей своего храма, которые пели ему духовные песни.

Интересно! За свою жизнь наряду со многими трудами и подвигами святитель Димитрий написал тексты некоторых духовных песен, которые и пели ему в последние часы его земной жизни.

По окончанию песнопений все стали расходится, а митрополит задержал одного из чтецов, который помогал переписывать труды Владыки. Искренне благодаря чтеца за проделанную работу, митрополит поклонился ему прямо в ноги, еще раз показывая всем пример удивительного смирения. Чтец был удивлен и обескуражен подобным прощанием, и ушел от Владыки весь в слезах.

Оставшись одним, митрополит приступил к самому любимому своему занятию — молитве. На утро братия нашла любимого митрополита мирно скончавшимся на коленях, в той же позе, в которой он всегда молился.

Весть о кончине любимого всеми архипастыря быстро разнеслась по всему Ростову и за его пределами. Отовсюду стал стекаться народ, чтобы попрощаться с усопшим. Приехал и митрополит Стефан, который должен был погребать своего друга по давней договоренности. Все приехавшие глубоко скорбели о неоценимой утрате столь почитаемого пастыря, который словом своим многих наставил на путь веры Христовой.

После всех необходимых приготовлений и длительных погребальных служб, тело святителя было предано земле в том месте, где он сам и завещал. Огромное количество народа присутствовало на похоронах, многие плакали. Святитель Димитрий многим был действительно как любящий отец и пример настоящего Божьего служителя.

Более 40 лет тело святого находилось в захоронении. Позже, когда выполняли ремонтные работы и в соборе монастыря меняли пол, под сгнившими досками обнаружили большой деревянный сруб. Когда достали оттуда все поломанный доски и землю, то и увидели гроб святителя. Верх его был поврежден упавшими бревнами, однако тело святого не подверглось тлению. Нетленными остались даже погребальные одеяния подвижника.

Читайте также:
Апостол Фома: биография и житие, дни памяти, дело, почитание

Очень быстро известие об обретении святых мощей разнеслась по округе, и в монастырь снова потянулись люди, ища исцелений и утешений от святого. И чудеса не заставили себя ждать: прикладываясь к святым мощам многие получили выздоровление от самых различных недугов. Приводили к мощам и одержимых бесами, и бесы тотчас же покидали тело страждущего.

Официально освидетельствовав мощи и изучив все факты чудотворений, Священным Синодом Русской православной церкви было постановлено причислить митрополита Димитрия к лику святых, что и было сделано в 1757 году. После прославления ему была составлена служба, а его последователь и новый митрополит Ростовский Арсений составил житие нового святого.

И по сей день не ослабевает помощь святого Дмитрия Ростовского каждому, кто с искренней верой приходит к нему или обращается в молитве. А главный написанный труд святого, Четьи-Минеи, навсегда вошел в историю Церкви как наиболее полное творение, где собраны жития святых.

Святитель Димитрий Ростовский и его труды

Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть» [2] . В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных» [3] . В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.

По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу» [4] , оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати» [5] .

Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.

Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».

В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали» [6] , и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.

Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам» [7] .

Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество» [8] . Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.

Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).

Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».

Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный») [10] .

Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.

Читайте также:
Ефросинья Полоцкая: житие и биография, факты из жизни, мощи и памятник, почитание и дни памяти, в чем помогает

Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:

«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит» [11] .

Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие» [12] . Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.

Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:

«От юности и до при ближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М. ) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М. ). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь» [13] .

Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.

Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.

В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:

О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.

Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению» [14] .

Отрывок из готовящейся к изданию книги «Русь во Христе: Очерк истории Православия в России»

10 ноября 2013 г.

[1] См., например, весьма полную библиографию – за последние почти три десятилетия – в кн.: Стрижев А.Н. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский // Богословские труды. Вып. 39. М., 2004. С. 378–391.

[2] Житие, иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца // Димитрий, митрополит Ростовский, святитель. Сочинения. Т. 1. М., 1839. С. 2.

[11] Цит. по: Поселянин Е.[Погожев Е.Н.] Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905. С. 42.

Житие святителя Димитрия Ростовского и роль его фигуры в православии

Жизнеописание Димитрия Ростовского

Детство и учеба

Еще будучи учеником, будущий святитель отличался от сверстников пренебрежением увеселений и тягой к Господу и Церкви.

Родился святой в Малороссии, в городке Макаров неподалеку от Киева, в 1651 г. Его отца, казачьего сотника, звали Савва Григорьевич, а мать – Мария. Благочестивые родители окрестили сына Даниилом. Начальное обучение мальчик прошел дома, но родители, желая дать ему хорошее образование, поместили сына в Киевское Братское училище. Даниил был прилежным учеником, постиг много наук и освоил несколько иностранных языков.

Но XVII век был тяжелым для Малороссии, люди страдали и гибли под польским гнетом. В 1665 г. поляки сожгли училище. Даниил вернулся домой, но продолжал учебу, читал Святое Писание, посещал храм. Постепенно его сердце расположилось к монашеской жизни.

Постриг и игуменство

Будучи 18-летним юношей, Даниил с родительского благословения ушел в Киевскую Кирилловскую обитель, и, пройдя послушнический искус, в 1668 году принял монашеский постриг с именем Димитрий. Спустя год ревностного и смиренного монаха возвели в сан иеродьякона.

В 1675 году святой принял сан иеромонаха. Архиепископ Лазарь определил его на служение при своей кафедре. Особенность проповедей священника, простота изложения и глубокие знания явили его образованным и Боголюбовым человеком, ревностным воином Христовым. О нем знали и в Малороссии, и в Литве.

Читайте также:
Нил Сорский: краткая биография, житие и творения, труды

Спустя 7 лет после принятия пострига отец Димитрий лично встретился с Черниговским митрополитом, который увидел таланты и ревность монаха и пригласил его читать проповеди в епархии. Люди полюбили нового священника, его стали звать в разные монастыри и просто большие приходы, чтобы услышать его назидательные слова.

Отца Димитрия знали и любили очень многие, а братия Кирилловского монастыря просила стать его их игуменом. Архиепископ без раздумий утвердил отца Димитрия на это служение. Впоследствии святитель возглавил еще несколько монастырей. В каждом из них он являл истинный пример для братии самой своей жизнью. Он был аскетом, строгим к себе, но любящим и помогающим ближним. Игумен принимал живое участие в жизни каждого человека.

Митрополит Ростовский

В 1700 г. государь Петр Алексеевич просил киевского митрополита найти достойного человека, чтобы он возглавил Сибирскую кафедру и мог обратить язычников ко спасению. На эту должность был утвержден отец Димитрий, который вскоре отправился в Москву. Частые переезды подорвали и без того слабое здоровье святителя, и он сильно заболел. А служения в сибирских условиях могли только ухудшить его состояние. Государь, узнав о случившемся, лично посетил больного и велел не покидать Москвы, но ждать места в более близкой епархии.

Митрополит принимал живое участие в жизни каждого человека

В 1702 году владыка Димитрий принял ростовскую епархию. Познакомившись с местными делами, он заметил, что среди священства есть место невежеству и безответственности. Владыка много трудился, чтобы изменить это. Для улучшения подготовки будущих священников он сам открыл 3 класса для обучения. Владыка лично следил за успеваемостью учеников, делал им испытания. Кроме успехов в науке контролю подлежала и нравственность. Вместе с трудами, возложенными на владыку саном, он занимался борьбой с расколами и язычеством, боролся с сектами, писал Жития святых.

Борьба с раскольниками

Брынские леса, которые прилегали к ростовской епархии, стали прибежищем целых кланов раскольников и сектантов. Они посылали людей к православным, чтобы распространять свою ересь. Те, кто не имел знаний и крепкой веры Господу, начинали колебаться под давлением лжепроповедников.

Митрополит Димитрий для укрепления народа и борьбы с опасными веяниями, составил несколько трудов. Они твердо поясняли ложь распространяемой ереси, и ее опасность, как пути, ведущего от Бога. Владыка постоянно совершал объезды епархии и в личных беседах обличал еретиков, а православных укреплял и призывал беречься от опасности и спасать свои души. Как истинный пастырь он не мог пренебрегать совращением честных людей во вражеские сети.

Светлая кончина и память святого

В 1707 году по возращении владыки из Москвы, где он провел 2 года, занимаясь борьбой с ересью, проповеднической и просветительство деятельностью, здоровье пастыря вовсе ослабло. Несмотря на это, он не бросил свои обязанности и труды. В день памяти Димитрия Солунского святитель служил, но уже не смог по состоянию здоровья прочесть проповедь. Следующие 3 дня его состояние было крайне слабым, он был физически изможден.

Завещание святителя православным христианам

К святителю незадолго до смерти пришли певчие и утешили его исполнением духовных песнопений, которые он составил сам. После того, как они ушли, Димитрий Ростовский остался сам и заперся. Утром 28 октября 1709 года его нашли в келье стоя на коленях, как на молитве, но душа святителя уже покинула тело.

В 1757 году святителя причислили к лику святых. К святому обращаются в разных нужда: просят исцеления легочных и сердечных болезней, помощи в случае нужды или тяжелом положении осиротевших детей и вдов.

Видео «Житие Димитрия Ростовского»

В этом видеосюжете описана краткая биография святителя.

Чудеса и исцеления святителя

В 1752 году в ходе ремонтных работ было обнаружено нетление святых мощей Димитрия Ростовского – дубовый гроб истлел, а перед самими мощами, четками святого, митрой и саккосом тление оказалось бессильным. Еще до канонизации святителя после обретения святых мощей возле них начали происходить чудеса и исцеления, которые не завершаются до сих пор.

Святые мощи обнаружили в 1752 году

Труды святого подвижника и его духовные дарования

Святитель строго постился и непрестанно молился. На Страстной седмице он лишь однажды вкушал пищу в Великий четверг.

Святитель обладал даром слова. Он составлял наставления и читал проповеди так, как разговаривает любящий отец со своим ребенком. Длинный перечень трудов святого насчитывает массу поучений, рассуждений и наставлений, трактатов, назидательных сочинений. Он составил великий труд Житие святых в 12 книгах по месяцам года («Четьи-Минеи»), Псалтирь Божией Матери.

Святитель составил Пяточисленные молитвы, которые получил по милости Божией, когда стал свидетелем беседы самого Господа Иисуса Христа со своей Пречистой Матерью.

Храмы в честь Димитрия Ростовского

Святые мощи были перенесены в 1991 году на территорию Спасо–Яковлевского монастыря. Первые храмы в честь святого возведены в Очаково, с. Правая Хава. Со временем храмы строили в разных областях страны: в Ивановской, Московской, Тульской и т. д.

Православная Церковь установила следующие дни памяти святого Димитрия Ростовского: 2

  • 3 мая (5 июня) (Ростовских святых);
  • 21 сентября (4 октября) (Обретение мощей);
  • 28 октября (10 ноября).

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

Святитель Дмитрий Ростовский много трудился, окормляя и оберегая вверенную ему Господом паству. Он вел жизнь аскета, любил людей и помогал им. Святитель оставил много трудов и поучений. Именно он составил знаменитые «Четьи-Минеи».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: