Василий Родзянко – житие и биография, творчество и труды, проповеди, дни памяти

епископ Василий (Родзянко)

Беседы, проповеди, статьи

Иерарх Православной Церкви в Америке, проповедник, богослов, педагог, публицист.

Биография

В миру Владимир Михайлович Родзянко, родился в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. В 1920 году семья эмигрировала в Югославию.

Владимир Родзянко закончил сербско-русскую классическую гимназию в Белграде и богословский факультет университета. Его учителями и наставниками были великие подвижники ХХ века – святитель Иоанн (Максимович), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Николай (Велемирович), а так же глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий).

В 1938 году вступил в брак с дочерью русского священника Марией Кулюбаевой, а через год был рукоположен во священника Сербской Православной Церкви.

Во время Второй мировой войны участвовал в сербском сопротивлении, а в 1949 году был осужден на восемь лет титовским судом “за превышение дозволенной религиозной пропаганды”.

Отсидел в лагерях два года, после чего был выслан из Сербии.

С 1952 года в течение 26 лет вел религиозные передачи по Би-Би-Си на Россию.

В 1978 году овдовел и через несколько месяцев после пострижения в монахи был рукоположен во епископа Вашингтонского. В течение четырех лет управлял Сан-Францисской епархией, после чего был отправлен на покой за непримиримую борьбу с обновленчеством.

Первый раз после изгнания приехал в Россию в 1981 году. После 1986 года приезжал на Родину по несколько раз в год, подолгу жил в Троице-Сергиевой лавре, читал лекции по апологетике в духовной академии, написал книгу “Теория распада вселенной и вера отцов”.

Скончался в Вашингтоне в ночь на 17 Сентября 1999 года.

Ещё две недели назад мы говорили с владыкой по телефону. Он был, как всегда, бодр, живо интересовался всем, что происходит в России, переживал из-за взрывов в Москве и войны в Дагестане, сожалел, что не может приехать сюда сейчас.

“Ноги совсем не ходят, – говорил владыка. – Служил литургию на Преображение сидя, а в те моменты, когда сидеть нельзя, дьякона поддерживали под руки. Милость Божия, что причастился. “

Тогда я вспомнил его слова, сказанные в один из приездов в Москву: “Пока могу стоять перед престолом, служить литургию – буду жить, а иначе жить незачем”. В этом была его суть: служить Богу, служить людям, служить России, которую он любил беззаветно. “ту любовь он унаследовал от родителей, от деда, от владыки Иоанна (Максимовича).

Всегда доброжелательный, готовый откликнуться на любую просьбу, владыка привлекал к себе людей всюду, где бы он ни был, – в России, Югославии, Америке. Мало кто знает, что в последние годы он обратил в Православие более трёх тысяч человек. А было это так.

Однажды обратилась к владыке группа молодых людей. Они были протестанты и занимались изучением древних конфессий: Эфиопской Церкви, Григорианской, Коптской и других. Они попросили владыку прочитать курс лекций по Православию. Владыка Василий согласился, его семинары стали постоянными; они привлекали все большее количество людей. Слушатели владыки посетили Россию, побывали в Греции, в Иерусалиме, на Афоне.

Через два года круг изучающих Православие расширился до трёх тысяч человек, и в один прекрасный момент они обратились к владыке с просьбой, чтобы он присоединил их к Православию. И так было не единожды.

Особенно много людей обращалось к Богу, слушая проповеди Би-Би-Си. Вспоминается такой случай.

В конце 80-х годов в одном из приходов Костромской епархии был организован летний советско-американский лагерь православной молодежи. Группу американцев возглавил владыка Василий.

По дороге в Горелец (именно так называлось место, куда они ехали), в лесной глуши, на перекрестке проселочных дорог они увидели страшную картину. На обочине стоял грузовик, а посреди дороги, возле перевернувшегося мотоцикла, лежал мужчина, только что погибший в результате аварии. Над ним стоял его сын, который сломал руку, но остался жив.

Владыка подошёл к нему узнать, что же произошло. Выслушав рассказ сына, он спросил, был ли его отец верующим. Сын сказал, что отец в церковь не ходил, но всегда слушал религиозные программы из Лондона и говорил при этом, что отец Владимир Родзянко – единственный человек, которому он верит в жизни.

Владыка перекрестился и сказал: “Тот священник, о котором говорил ваш отец, – это я”.

Сын был потрясен. А владыка опустился перед погибшим на колени, отдал последнее целование, прочитал отходную молитву и сказал: “Промыл Божий привел меня с другого конца света, именно в этот день и час, в этот лес, на этот перекресток, чтобы отдать последний долг тому, кто верил мне, грешному. Давайте помолимся о его душе. ” . И над погибшим провели панихиду.

Таких историй в жизни владыки было множество. Он говорил, что это совпадения, но не случайность; и при этом приводил слова митрополита Антония (Храповицкого): Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются”.

Он всю жизнь верил в Промысл Божий, часто говорил о нем, приводил примеры из своей жизни.

В два года он вместе со всеми домочадцами Михаила Родзянко, его деда, был приговорён Лениным к смертной казни. Им пришлось покинуть Родину. Они плыли в трюме английского военного корабля, где на каждый квадратный метр приходилось по две-три семьи беженцев. Это плавание запомнилось Володе Родзянко как сущий ад, как и карантин в Салониках, как и путешествие на волах через разрушенную войной Сербию. Адом называл владыка и то, что было с ним в шесть лет, когда его гувернер, русский офицер, ненавидевший деда – Михаила Родзянко, вымещал все зло на его внуке, бил ежедневно его ремнем по пятьдесят ударов и больше, а потом еще ставил его на кукурузу до тех пор, пока на его коленях не выступали капли крови.

Владыка вспоминал об этом безо всякого осуждения. Он говорил: “Промысл Божий показал мне с самого начала, что значит ад, для того чтобы потом ясно почувствовать через отца Иоанна, через его любовь, доброту, что есть другой мир – светлый, чистый, райский; и этот мир есть храм Божий.

Не будь того, что случилось со мною в детские годы, не стал бы я тем, кем являюсь сейчас. “.

Уже в двенадцать лет Володя Родзянко дал себе слово, что будет служителем Божиим, и не отступал от этого слова ни на шаг до самого конца.

Можно вспомнить ещё, как он восемнадцатилетним юношей примирил раскол, произошедший в Русской Зарубежной Церкви между митрополитом Антонием (Храповицким), с одной стороны, и митрополитами Евлогием и Платоном – с другой. “тот раскол был настолько серьезным, что две части одной Церкви объявили друг друга еретиками и разорвали евхаристическое общение.

Читайте также:
Житие Феодосия Печерского - описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

Володя Родзянко, приехав в Париж к родственникам, пошёл с ними в храм и вдруг осознал, что он пришёл к раскольникам, с которыми, может быть, и молиться-то нельзя. Он не мог этого вынести и, вернувшись в Белград, умолил митрополита Антония написать письмо митрополиту Евлогию и примириться с ним. Путь примирения был непростым. Только что закончивший гимназию юноша стал курьером между Парижем и Белградом, он горячо убеждал всех, что раскол – это ненормально; ненормально, когда даже родственники оказались как бы во враждующих лагерях и не могут молиться вместе.

Его поддержали отец Савва Струве, епископ Камчатский Нестор, его принимал у себя Патриарх Сербский Варнава, который скорбел о возникшем расколе в братской церкви. Он подробно расспрашивал юношу о настроении парижской части русской эмиграции, пытался со своей стороны повлиять на русских иерархов в Югославии. В конце концов митрополиты Антоний и Евлогий встретились в Сремских Карловцах, прочитали друг над другом разрешительные молитвы, отслужили вместе благодарственный молебен. Митрополит Антоний говорил позже, что юноша Владимир Родзянко оказался мудрее двух седобородых старцев.

Владыка Василий никогда не был в юрисдикции Зарубежного Синода Русский Церкви только потому, чти не был согласен с непримиримой позицией зарубежников в отношении Московской Патриархии. “В основе всякого раскола – человеческие страсти и немощи; в расколе нет истины, а потому мы все должны покаяться перед Богом и друг перед другом. Бог только там. где есть единство? – это его слова.

Он был очень счастлив, что мог служить Божественную литургию на своей Родине.

“Дайте нам от елея вашего!” – часто восклицал он в том или ином храме, монастыре. Он искренне считал, что Россия омылась мученической кровью в ХХ веке, что её ожидает возрождение духовное, что он, человек, проживший всю жизнь на Западе, приезжает сюда учится, набраться крепости духовной. “Здесь каждая бабушка, которая сохранила веру за все эти страшные годы, – мученица”, – говорил он.

При этом владыка и сам прошёл через лагеря.

В Сербии после войны во многих и домах являлись чудотворные иконы на стёклах. Как будто кто-то невидимый наносил тонкую прорись или гравировку на поверхность стекла. Это были ясно различимые прориси икон: святых Килилла и Мефодия, святых апостолов Петра и Павла, икон Богоматери и Спасителя. Титовские власти жестоко преследовали тех, кто вслух говорил об этих чудотворных образах, а сами стекла изымали и разбивали.

Отец Владимир Родзянко служил молебны перед чудотворными образами, невзирая запреты властей. За это его и судили. Дали восемь лет концлагерей.

Работы в лагере были очень тяжелыми: за один день нужно било сделать 700 черепиц, а в случае невыполнения нормы заключали в карцер – холодный каменный мешок. Владыка Василий происходил из дворянского рода.С одной стороны его предками были князья Голицыны, Юсуповы, а с другой, материнской – бароны Мейндорфы (отец Иоанн Мейндорф – его двоюродный брат). Он не привык и физическому труду, и вскоре его ладони были стерты до костей. Его часто помещали в карцер, где он, чтобы не замерзнуть, непрерывно совершал земные поклоны с Иисусовой молитвой. Когда он уставал, то на некоторое время забывался сном на ледяном полу, а потом, восстав от сна, продолжал бить поклоны.

Больше, чем собственное плачевное положение, его беспокоило судьба матушки Марии, которая осталась с двумя малыми детьми без всяких средств к существованию. Матушка Мария преподавала в школе английский язык и после ареста мужа была уволена как жена врага народа.

Отец Владимир усердно молился Господу, чтобы он позаботился о жене и детях. И вот однажды в карцере, когда он после поклонов лег на пол и забылся зыбким сном, к нему явился дивный старец. Отец Владимир узнал его. Это был преподобный Серафим Саровский. Он был таким, как изображают его на иконах. Преподобный коснулся рукой головы узника и сказал явственно: “Тебе не нужно беспокоится и отчаиваться. Я позабочусь о твоей семье”.

Отец Владимир проснулся немедленно, но в карцере уже никого не было. Его душу в тот же час совершенно покинули тревога и отчаяние. Как он сам рассказывал позже, его охватило чувство, подобное тому, какое бывает после пасхальной литургии.

В тот же день его выпустили из карцера, и вскоре перевели в другой лагерь, где он как человек, знающий иностранные языки, должен был прослушивать иностранные радиопередачи и переводить их.

А через некоторое время пришло письмо от матушки, что к ней в такой-то день приходил Серафим и утешал.

Отец Владимир понял сразу, какой это был Серафим. И день, в который преподобный приходил к матушке, совпадал с тем днем, в который он являлся ему.

Жизнь матушки изменилась. К ней пришли родители её бывших учеников и попросили преподавать английский язык частным образом. Она стала зарабатывать денег значительно больше, чем это было раньше, когда она работала в школе.

А родом матушка Мария была из города Курска. Она пела в церковном хоре храма, который построили родители преподобного Серафима Саровского.

Владыка Василий был священником от Бога. Есть художники от Бога, есть музыканты от Бога, а он был такой священник. Незадолго перед смертью он рассказал нам, почему он выбрал священнический путь.

Ему было двенадцать лет. Обычно после службы в русской Троицкой церкви в Белграде дети, прислуживавшие в алтаре, все вместе провожали до дома отца Иоанна Максимовича, который рассказывал им много из духовной жизни, расспрашивал их про дела.

Однажды Володя Родзянко провожал своего духовника один. И тут отец Иоанн внимательно посмотрев на отрока, сказал ему: “Ты уже взрослый и многое понимаешь. Когда ты вырастешь совсем, ты должен стать священником, чтобы молиться о своем деде. Он был хороший, верующий человек, но обстоятельства сложились так, что он много вреда принес России и Царскому семейству. Ты должен молиться всю жизнь, чтобы Господь его простил. “

Владыка всю жизнь как бы чувствовал вину за деда перед Россией. Он рассказывал о последних годах жизни Михаила Родзянко, о том, как он переживал за Россию, как на его рабочем столе все время стояла фотография Императора. Бывший председатель Государственной Думы часто молча сидел перед нею и молился.

Будучи в Царском Селе, в Федоровском соборе, владыка Василий ясно выразил то, что его тяготило всю жизнь. Эта проповедь, наверное запомнилась всем, кто ее слышал. Она очень короткая, так что ее можно привести полностью.

Читайте также:
Шмеман Александр - житие и труды, биография, деятельность и наследие, идеи

“Мой дед хотел только блага для России, но как немощный человек он часто ошибался. Он ошибся, когда послал своих парламентариев к Государю с просьбой об отречении. Он не думал, что Государь отречется за себя и за своего сына, а когда узнал это, то горько заплакал, сказав: “Теперь уже ничего нельзя сделать. Теперь Россия погибла”. Он стал невольным виновником той екатеринбургской трагедии. Это был невольный грех, но все-аки грех. И вот сейчас, в этом святом месте, я прошу прощения за своего деда и за себя перед Россией, перед ее народом и перед Царской семьей, и как епископ властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю его от этого невольного греха.” Эти слова владыка произнес за год до своей кончины.

Да, он был священник от Бога. Наместник одного из московских монастырей рассказывал, как в 1988 году он сопровождал владыку Василия на очень важную богословскую конференцию, посвященную тысячелетию Крещения Руси. На этой конференции, владыка должен был делать доклад в Присутствии Патриарха, многих видных иерархов и богословов. Он уже опаздывал к началу заседания, быстро спускались по лестнице обычной московской пятиэтажки. На одной из площадок им повстречалась пожилая женщина. Увидев человека в рясе, она расплакалась и рассказала о том, что ее сестра умирает в больнице, что хорошо бы ее причастить, не мог бы батюшка сделать это. “Конечно!” – немедленно ответил владыка и спросил у спутника, где здесь ближайший храм, чтобы взять запасные Дары.

Спутник, и без того нервничавший, стал объяснять терпеливо, что они опаздывают на важное мероприятие, на котором будет Партиарх, что причастить больную может любой приходской священник. Владыка посмотрел на спутника таким взглядом, что ему стало не по себе. “Что может быть важнее для священника, чем причастить умирающего?”

Конечно, они опоздали на конференцию, и владыка не смог прочитать свой доклад. Но он совершил главное: он не только причастил умирающую, но и ясно показал будущему пастырю то, что является главным в жизни священника: Евхаристия – вот стержень его жизни.

Свою первую литургию он совершил вдвоем с матушкой под взрывами гитлеровских бомб. По Промыслу Божию его первая служба состоялась в день, когда Германия начала бомбить сербские города. Его первая Пасха после рукоположения совершалась в глубоком подполье в городе Нови Сад, который находился под венгерской оккупацией. Незадолго до этого венгерские националисты расстреляли в городе 26 православных священников. Отец Владимир Родзянко чудом избежал смерти, и через несколько дней, в доме с занавешенными окнами, который битком был забит народом, он возглашал пасхальное “Христос воскресе!”

Два с половиной года мы работали с владыкой Василием над фильмом “Моя судьба”. В каждый свой приезд сюда он рассказывал нам о своей жизни. Иногда это рассказы больше походили на исповедь. Он открывал перед нами и перед зрителями свою душу, не приукрашивая, не скрывая самых сложных, самых трагических сторон своей фантастической судьбы. Иногда он говорил: “Может, напрасно я говорю так откровенно, может быть, это станет соблазном для людей? – А потом решительно отметал сомнения: – Пусть будет так, как было, иначе люди почувствуют неискренность, фальшь”.

В один год он потерял свою матушку Марию и внука Игоря. Матушка умерла от инсульта в те дни, когда в Англии врачи объявили забастовку, а через несколько месяцев на мотоцикле разбился его внук.

Для владыки начались трудные дни. Он возвращался в опустевший дом, и отчаянье, пустота охватывали его душу. Однажды он открыл шкафчик, где стояла сербская водка ракия, выпил немного, потом еще. Стало легче. Со временем он привык к ракии. Конечно он продолжал служить в сербской церкви в Лондоне, делал религиозные передачи для Би-Би-Си. Для всех окружающих он оставался прежним отцом Владимиром, но что-то изменилось в нем, и он не представлял себе, как можно жить нормально без спиртного.

Однажды пришла к нему прихожанка его церкви и, сильно волнуясь, рассказала ему, что во сне к ней явилась матушка Мария. Одета она была очень бедно, в руке ее была корзинка, в которой лежала бутылка ракии. Она открыла бутылку и сказала прихожанке: “Выпей, это очень хорошая, крепкая ракия!” Прихожанка не посмела ослушаться матушки, которую уважала. Ракия оказалась такой крепкой, невыносимо горькой, что женщина не могла скрыть своего недоумения. “Не удивляйся, – сказала матушка – Я тоже ее не любила, а теперь муж меня приучил к ней. ” И, уходя, произнесла: “Обязательно позвони моему мужу, скажи, что я приходила. “

Отец Владимир принял это как знамение свыше. После этого разговора привычка к спиртному исчезла навсегда. “Почему я, епископ, рассказываю об этом откровенно? Я хочу сказать тем, кто остался в этой жизни безутешен и пристрастился к вину, что ушедшие от нас близкие – живы. Они страдают от наших грехов и падений, они заботятся о нас и молятся о нас. “

Владыка Василий умер от сердечного приступа.

Мы были свидетелями, как он неожиданно сдал, слег. Это совпало с началом бомбардировок Югославии. “Как Вы относитесь к этому?” – спрашивали мы его. “Так, как если бы бомбили Москву и Россию.”

Русский человек, нашедший свою вторую родину в Сербии, изгнанный из нее; гражданин королевства Великобритании и в течении 20 лет епископ Американской Автокефальной церкви – человек мира, как бы назвали его мирские люди, он всегда был на своей земле. Он всюду сеял семена просвещения, добра, любви. И нужно было услышать голос американки Мэрилин, которая сообщила о кончине своего духовного отца. Это был голос отчаяния, одиночества, оставленности. Это почувствовали все, кто хоть немного знал владыку Василия.

Его похоронили в Америке, но его душа равнозначно принадлежит всем странам, где он когда-либо жил.

Когда ближайший помощник владыки Василия Дмитрий Гливинский уезжал в Америку на похороны, у меня невольно вырвалось: “Передай поклон владыке”. Тут же опомнился и подумал: последний поклон.

Источник: Последний поклон. В. Щербинин

Василий Родзянко – житие и биография, творчество и труды, проповеди, дни памяти

Ж ИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.

Это была жизнь человека, который посвятил всю свою деятельность Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Его Святой Православной Церкви.

Е ПИСКОП ВАСИЛИЙ (РОДЗЯНКО)

22.05.1915 ─ 17.09.1999

Духовная память об усопших отличается от мирской и своим выражением, и бытованием во времени. Внешние ее выражения не столь бурны, отчаянны и безысходны, как во внецерковной среде, и сама скорбь светла и исполнена упования. Все временное, случайное в человеческих отношениях уходит, исчезает в словах отпевания ─ и уже не мешает безграничной братской любви о Господе. Постоянная молитвенная память приближает к нам образ почившего, обогащает наше понимание высокого смысла его жизненного пути, позволяет за внешними событиями ощутить черты Промысла Божия.

Читайте также:
Житие чудотворца Митрофана Воронежского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

С кончины епископа Василия прошло уже достаточно времени ─ и можно увидеть, насколько прямым и последовательным путем вел его Господь на протяжении восьми с лишним десятков лет; из страны в страну, от одного рода деятельности к другому, но всегда к Себе и к жизни вечной.

Владыка Василий в день своего рукоположения вo Епископа Вашингтонского 12 января 1980 г., в Свято-Николаевском Соборе города Вашингтон, США.

Владыка Василий (Владимир Михайлович Родзянко) родился в Малороссии, в родовом поместье Отрада, где его отец Михаил Михайлович, выпускник Московского университета, прилежно занимался хозяйством. В 1920 г. семья вынуждена была эмигрировать и осела в Югославии, где, как известно, в те годы образовался центр культурной и религиозной жизни русской эмиграции. В 1925 г. мальчик поступил в 1-ю классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде; в годы учебы он познакомился с митрополитом Антонием (Храповицким) и с прославленным впоследствии в лике святителей епископом Сан-Францисским, а тогда ─ молодым иеромонахом Иоанном (Максимовичем), что не могло не оказать решающего влияния на всю его последующую жизнь. Замечательно то, что во времена горестных нестроений и несогласий в Церкви, начавшихся в 20-е годы и продолжающихся и поныне, будущему епископу выпала роль миротворца: он как посыльный принимал участие в переписке митрополита Антония с митрополитом Евлогием, в результате которой было возобновлено литургическое общение двух ветвей Русской Церкви в изгнании. И в дальнейшем Владыка в числе своих духовных учителей помимо двух названных выдающихся иерархов упоминал преподобного Иустина (Поповича) и митрополита Антония Сурожского.

В 1933 г., окончив гимназию, В. Родзянко поступил на богословский факультет Белградского университета, который окончил в 1937 г., а в 1938 г. вступил в брак с Марией Кулюбаевой, дочерью священника. В том же году он приступил к работе над диссертацией в Оксфорде, где пребывал и весь следующий год. В 1939 г. в семье Родзянко родился сын Владимир, а в следующем состоялось рукоположение о. Владимира. В 1941 г. он должен был стать настоятелем домовой церкви в гимназии, где преподавал Закон Божий, но началась война, и первую свою литургию о. Владимир служил (6 апреля, в канун Благовещения) под бомбами в г. Нови Сад, ─ знаменательное событие, но в жизни христианских подвижников знаменательно все, наверное, потому, что они открывают себя Господу и Его святой воле.

Во время войны о. Владимир был настоятелем сельского прихода и секретарем Красного Креста. Множество людей обязаны ему спасением от ужасов войны. Сейчас, наблюдая непрекращающуюся войну на Балканах, мы можем в должной мере оценить ту силу духа, которая была для этого потребна. В 1949 г. о. Владимир был арестован титовскими властями и два года провел в лагере. В 1951 г. он был выслан во Францию, откуда переехал в Англию. С 1953 г. о. Владимир служил священником сербского храма в Лондоне, а в 1955 г. организовал православную передачу на русском языке на Би-би-си и сам бессменно вел ее до 1979 г.

Так осуществилась любовь Владыки к России, ─ та любовь, которая всегда в нем жила. Много лет спустя, в российской глуши, когда Владыка ехал служить в отдаленный храм (от просьб приехать на службу он не отказывался никогда, сколь бы затруднительной ни была для него поездка), он застал на пустынной дороге человека, скорбевшего над телом старика: сын вез отца в коляске мотоцикла, и тот погиб в аварии. Владыка предложил отпеть покойника, если тот был православным. Сын рассказал, что храма в их местности не было, но у отца был духовник, и объяснил, как это стало возможным: “Он все слушал по радио Би-би-си, а там выступал священник Владимир Родзянко, и он говорил, что вот это и есть его духовный отец”. Этот случай говорит о том, что было сделано Владыкой для Русской Церкви в глухие годы, наверное, не менее красноречиво, чем сотни и тысячи иных свидетельств, хотя все они столь же ценны.

Иерейское служение о. Владимира было отмечено эпизодом, может быть, и обычным в жизни священника, но имеющим определенный исторический смысл: батюшка принимал предсмертную исповедь А. Ф. Керенского, и тем самым Господь как бы доверил ему зримое завершение определенного этапа русской истории.

В 1979 г. о. Владимира постигло испытание: скончались матушка Мария и внук Игорь. Знавшие Владыку в то время говорили, что его скорбь была исполнена духовного мужества, что он непрестанно обращался ко Господу с тем удивительным сочетанием дерзновения и смирения, которое так поражает тех, кто размышляет над страницами книги Иова. Владыка просил утешения духовного, просил с благоговением и неотступностью ─ и получил его. В 1980 г. по принятии иноческого пострига его рукополагают во епископа Вашингтонского Православной Церкви в Америке. В том же году Владыка стал епископом Сан-Францисским и Калифорнийским. Уже будучи в архиерейском сане, он в 1981 г. посетил Россию, где был тепло встречен теми, кто много лет почитал его как православного проповедника.

С 1984 г., живя на покое, владыка Василий все свои силы и весь незаурядный духовный опыт отдает служению Православию. В Свято-Никольском храме в Вашингтоне он печется о нуждах прихода и отдельных верующих, но центр его внимания переносится в Россию, где Владыка бывал неоднократно и задерживался надолго. Здесь он стал почетным настоятелем храма Малого Вознесения на Никитской в Москве, а в последние годы ─ деканом богословско-философского факультета частного университета Натальи Нестеровой ─ учебного заведения, которое ставит своей целью подготовку молодежи к высококвалифицированной работе в современном мире и строит образовательную систему на традиционных культурных и нравственных ценностях. Наконец, Владыка по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II почти полгода жил в Троице-Сергиевой Лавре, читая лекции и работая в библиотеке. В результате им была написана книга “Теория распада Вселенной и вера Отцов” (издана в 1996 г.), предлагающая читателю чрезвычайно актуальное в наши дни рассмотрение соотношения Православия и научного знания. В этой книге прежде всего привлекает сочетание таких свойств автора, которые не так часто сочетаются в нашем мире: эрудиции и юношеского интереса к знанию, архиерейской весомости слов и глубокого смирения.

Читайте также:
Иулиания Ольшанская: биография и житие святой, мощи и почитание, дни памяти

. Замечательный жизненный путь служителя Православной Церкви, пастыря и исповедника, наставника и ученого. Сейчас, оглядываясь на уходящий век, мы можем только с радостным удивлением благодарить Господа за то, что в пучине исторических катаклизмов Он явил нам такое множество светильников веры ─ и в России, и в рассеянии. Все они едины в своем подвижническом служении, хотя каждому оно было дано по его силам ─ и все отличаются некоторыми личностными свойствами, особенно трогающими душу. Оставленный владыкой Василием архив нуждается в изучении; очевидно, он таит в себе много ценных материалов, ждущих своего опубликования, после которого мы сможем лучше узнать его жизнь. Но об одной черте покойного Владыки, которая радовала всех, кто с ним встречался в его последние годы, можно сказать уже сейчас ─ о свойственном ему нестяжательстве.

Владыка Василий не был, что называется, состоятельным человеком, и в Россию приезжал вовсе не как “богатый иностранец”, ─ нет, он прибывал скорее как епископ первых времен христианства, как странник, с трудом преодолевающий расстояния и тяготы пути ради того, чтобы донести до верных свое архипастырское слово, продиктованное духовным рвением и теплой любовью ко Христу и к ближнему. Слабое здоровье Владыки, его почтенный возраст еще увеличивали это сходство. При этом он вовсе не презирал человеческие потребности (хотя довольствовался малым); он с радостью и любовью благодарил и за приют, и за уход, и просто за внимание. Очень для него характерная деталь: в предисловии к своей книге он помещает список благодарностей, начинающийся именем Святейшего Патриарха и включающий имена епископов и священников, библиотекарей, семинаристов и иподиаконов, всех, кто работал над изданием книги ─ и тех, кто предоставил ему компьютер и кров, и тех, кто сшил клобук, подрясник и рясу. За этими трогательными в своей подробности и чистосердечии благодарностями встает прекрасный облик старца, приветствующего всякое доброе к себе отношение как драгоценный дар Божий; становится понятно, как любовь, исходящая от Господа, которая сама по себе уже есть высший дар, делает людей способными к принесению даров, и через это простое человеческое действие люди дарят себя друг другу и Господу, и благо Творца умножается в мире.

Молитвенная память о епископе Василии никогда не иссякнет у тех, кому Господь даровал радость видеть и слышать его. Нужно надеяться, что благодаря фильмам и книгам с его духовным подвигом смогут ознакомиться и те, кто не знал его при земной жизни, и что эта встреча даст им утешение и укрепление в вере и приведет к умножению любви.

Живое Предание

Епископ Василий (Родзянко): спасение – в семье

Публицист, патролог, философ.

Епископ Василий (Родзянко) (1915–1999) — выдающийся пастырь, человек необычайной доброты, кротости и истинной веры. Преданный не только России, из которой он был изгнан на продолжительное время, но и семье. Тема семьи пронизывает и его богословие.

20 лет назад ушел из жизни епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Василий (в миру Владимир Родзянко, 22 мая 1915 – 17 сентября 1999).

«Семья была дружная, большая; несмотря на трудности, — она разрасталась: за десять лет… мать родила нас четверых (из восьми: старшие четверо родились до революции). Мать говорила, отвечая на вопросы: как это она решается “производить детей в такое время”?: “Бог даст детей, даст и на детей”, ее доверие Богу было непоколебимое, как и самая вера в Него… Она у нас, несомненно, была тем “патриархом”, который вел всю семью, несмотря на ее женственность; отец в ней всю жизнь души не чаял и сознательно следовал ее интуиции. На себя брал финансы и «логическое руководство», как он понимал его: кормило было его… Все это как-то уравновешивалось, и ладья плыла уверенно, несмотря на бури, порой страшные».

Так рассказывал о себе в одном из интервью уже в 1990-е епископ Сан-Францисский и Западноамериканский Василий (Родзянко). К тому времени уже давно «покойный епископ», как он сам говорил о себе.

Владимир Родзянко родился в 1915 году, уже после «осеннего листопада» 1914-го, которым, как думали немцы, австрийцы, французы, русские, должна была закончиться Первая мировая война, и за которым наступило такое время, перед которым померкли все средневековые представления об аде. Человечество устроило на земле такое, что фрески со сценами геенны огненной показались лубком. Первая мировая, Гражданская войны, эмиграция Родзянок в Сербию — таким получилось малолетнее детство. Жуткий предвкушением мировой бойни № 2 интербеллум — это юность и молодость в Белграде. Вторая мировая война и коммунистическая Югославия, которая «подарила» Владимиру два года лагерей, — переход к зрелости.

Будущий епископ на себе испытал, что такое социальный распад, что такое разъединение человечества, подобное природной стихии, неодолимой никакими усилиями. Да, на уровне политической декларации люди все больше заявляют о своем единстве, создавая политические надстройки вроде ООН над глобализирующейся экономикой. Но на уровне межчеловеческого контакта, на уровне живой души единства все меньше. Индивидуумы разобщены, погружены в себя, в свои интересы, в осуществление собственного значимого пути. На это работает массовая культура, об этом кричит культура высокая — от кинематографа до философии экзистенциализма. Для епископа Василия, имеющего в прошлом радостный опыт семейной жизни, очевидно, где искать естественное противоядие для яда социальной энтропии — в семье, конечно. В работах других богословов XX века со схожей судьбой, но чей опыт семейной жизни был более трагичным (владыка Иоанн (Шаховской) или даже отрицательным (архимандрит Киприан (Керн), мы не найдем такой яркой, даже страстной апологии семьи, как в сочинениях епископа Василия:

«Роль малой церкви та же, что и большой: восстановление разбитости. Мы — люди — ужасно как разбиты! Вся история человечества полна этого. Мы разбиваем друг друга и разбиваемся сами. В наше время и семьи — не исключение: как много разбитых семейств! Но даже само словосочетание “разбитое семейство” — внутреннее противоречие. Семья, по заданию, — цельность. И в хаосе окружающей разбитости: в войнах и революциях, крамолах и разбоях дружная семья — спасение! “Господь помогает выжить именно семье в критических ситуациях”, — пишут мне. Правильно! Да, точно так! Знаю это по опыту. Знаем и свою семью, знаем и многие другие семьи! У всех общий закон: “спайка — спасение”. Я уже дожил до правнука и могу смело сказать: три семьи — моих родителей, моя собственная, а теперь вот внуков — спаслись в невероятно трудных обстоятельствах только спайкой, и было это вопреки множествам испытаний и искушений. Но, конечно: “Господь помогает выжить”. Помогает в ответ на нашу веру и молитву!»

«Семья должна быть сегодня главной целью всякого любящего свое отчество человека и, уж конечно, всякого христианина».

Семья – лекарство от личных невзгод, но что делать с хроническим несовершенством мира, с его растянувшимся на миллиарды лет умиранием. На закате дней владыка написал свою главную книгу – «Теория распада вселенной и вера отцов», в которой соединились два его увлечения: каппадокийское богословие и современное естествознание. Основная идея книги очень проста и фактически воспроизводит (что не так уж и мало) святоотеческую (восточно-православную) точку зрения на творение мира.

Читайте также:
Житие преподобного Амвросия Оптинского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Есть две крайности. Первая заключается в том, что творение мира — это и есть начало истории, что описанное в первых главах Книги Бытия было когда-то в прошлом и что грехопадение — это историческое событие, хотя и радикально изменившее мироздание. Вторая точка зрения (ее придерживался, например, Ориген) говорит о двух творениях: сначала Бог сотворил мир без греха, а после и из-за греха прародителей Ему «пришлось» создавать второй мир, в котором мы с вами и живем сейчас (и который сгорит после Страшного суда).

С точки зрения епископа Василия (и большинства святых отцов), дело обстоит иначе. Бог творил мир один раз, но Адам и Ева, свободно выбравшие небытие вместо благобытия, и всему мирозданию «подарили» это стремление к небытию, которое невозможно уже прокрутить назад, поскольку мир стал внешним для человеческой воли, перестал подчиняться ей. Напротив, теперь распад, стремление к ничто, к смерти и самого человека заставляет страшиться смерти и потому грешить. В этом дивном новом мире есть энтропия, есть болезни (распад естества), есть вражда и конкуренция на биологическом (эволюция, сексуальное влечение) и социальном уровне (классовая борьба, например) и потому есть то, что мы называем историей. Как выглядело мироздание и человеческие взаимоотношения до грехопадения, судить невозможно, а точнее, можно предположить лишь апофатически: оно было лишено всех этих трупных пятен нашего мира. Мы даже не можем сказать, было ли в том мире время и пространство, поскольку они сами по себе являются принципами разъединения предмета, благодаря им мы воспринимаем предмет как сумму его частей и элементов.

Для епископа Василия очень важно было найти союзника в лице современной науки, подтверждающего, что нынешнее состояние мира — не должное, не изначальное, что есть какой-то иной мир, до которого можно «додуматься» не только богослову, но и такому строгому ученому, как Стивен Хокинг. Дело, впрочем, не только в интеллектуальном союзничестве, не только в совпадении мыслей, но и в совпадении чувств, ощущений богослова и ученого. Владыка Василий стремится найти у Хокинга тот же плач по мирозданию, по его медленной погибели, что слышится в его собственных текстах:

«Переводя язык вычислений на законы вселенной, мы видим у Хокинга, в его отношении ко второму закону термодинамики прямо-таки эмоциональную чувствительность к “неудаче” в космосе: энтропия — неуклонная потеря температуры во всей вселенной, означающая уход из порядка назад в хаос, распад всего в полный беспорядок! Проф. Хокинг с болью в сердце восклицает: почему? И остается без ответа: “Философы ответа не дают”… Ответ, однако, дают богословы: “Бог не виновник зла”».

Владыка Василий, впрочем, полагает, что аналогом богословского ответа для Хокинга стала концепция «мнимого времени» – более фундаментальной реальности, чем наше «реальное» время, для которой не существует ни границ, ни начальных и конечных состояний, а значит перехода от порядка к хаосу. Епископ считает, что Хокинг говорит, по сути, об утраченном рае, о первозданном состоянии мира. Вернуться в которое можно только одним путем.

В экклезиологии епископа Василия — а именно Церковь он считает таким инструментом восстановления единства — нет ничего «оригинального». Это вполне традиционное учение о Православной Церкви как о единственно подлинной Церкви, пребывание в которой только и дает спасение, поскольку только в ней совершается подлинная Евхаристия. Однако епископ делает акцент не на угрюмой исключительности, а на соединительной «функции», которая «высоко над жизненными и земными условиями в Церкви, в частности над нашими юрисдикциями, то есть той или иной поместной церкви, той или иной общины». Эта мысль заимствована владыкой Василием у его учителя и духовного отца — святителя Иоанна (Максимовича), который, сам будучи епископом Русской Зарубежной Церкви, благословил тогда еще священника Владимира Родзянко оставаться в юрисдикции Сербской Церкви и поминать за литургией Патриарха Московского. Но эта мысль соответствует общему мироощущению владыки Василия, его тяге к единству, его ужасу перед космическим и социальным распадом, его пониманию Церкви как реальности, изъятой из самоуничтожающегося мира и потому способной этот мир исцелить.

И как в начале жизненного пути отдельного индивидуума спасает семья, пребывание среди людей, которые считают своим долгом помогать этой маленькой единице и связаны взаимной заботой, так и в конце (не столько временном, сколько смысловом) человек, чтобы спастись, должен стать частью спасающей общности — Новой Семьи. Где никто не одинок, где все существуют друг для друга благодаря благодати, возвращающей человечество к первозданному единству.

«Вся суть заключается в том, что Божественная любовь не знает ничего отдельного, ничего такого, что не вместе, не знает и не хочет знать, потому что это не есть жизнь. Творец создал себе детей и из ангелов, и из людей именно для того, чтобы они были вместе, как в нашей жизни семья».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

«В тот день он должен был получить гражданство США». Памяти епископа Василия (Родзянко)

Многолетний помощник владыки и его духовная дочь Мэрилин (в крещении – Мария) Суизи в интервью «Правмиру» рассказала об общении с ним, своем приходе в православие, помощи гонимым христианам в СССР и о том, как епископ Василий обрел небесное гражданство в тот день, когда должен был получить американское…

Квартира, которая была кельей

Свою крохотную квартирку в тихом районе Вашингтона владыка Василий называл кельей. Мне посчастливилось побывать там несколько раз в начале 1999 года. Я только сейчас понимаю, какие глупые вопросы тогда задавал и насколько сильно не понимал, с какого масштаба личностью мне выпало общаться.

В памяти сохранилась часовня с иконостасом, расписанным матушкой Тамарой Ельчаниновой, алтарем и престолом. Она была одновременно гостиной, студией звукозаписи, библиотекой. Теперь я сожалею, что не услышал из первых уст его рассказ о том, как он смог поддержать в себе православную веру, как сохранил любовь к России, откуда ему пришлось уехать в младенческом возрасте. Наконец, о его великом дедушке – последнем председателе императорской Государственной Думы Михаиле Родзянко.

Читайте также:
Житие Василия Блаженного - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Запомнилось, как забавно владыка объяснял схему проезда к себе домой в век еще не общедоступного интернета. Он говорил, что улицы в Вашингтоне «уходят в песок», так что проехать по ним насквозь порой нельзя. Еще в памяти осталось, что стен в помещении почти не было видно – они были уставлены иконами и книгами.

Помещение было настолько крохотным, что кровать в комнате не помещалась. Владыка спал на раскладушке в маленьком коридорчике между ванной и шкафом. Утром он ее складывал, и она превращалась в аналой, за которым он исповедовал своих духовных чад.

Квартирку эту для владыки Василия приобрели родители Мэрилин Суизи. Через несколько лет ее папа, уже будучи смертельно больным, принял православие в госпитале во Флориде и спустя шесть часов с миром отошел ко Господу. В Вашингтоне его отпевал епископ Василий. Теперь их могилы на кладбище находятся одна подле другой, и рядом лежит мама Мэрилин. Она считает, что таким образом ее родители остаются под покровом владыки.

Епископ Василий (Родзянко)

На просьбу в нескольких словах охарактеризовать епископа Василия Мэрилин отвечает очень размеренно, словно подбирая слова: «Это был экстраординарный человек. Настоящий епископ. Человек Божий. Поверьте, так много вариантов… Я уверена, что владыка Василий – несвятой святой, как писал о нем епископ Тихон (Шевкунов) в своей знаменитой книге».

Язык дореволюционной России

Епископ Василий крестил Мэрилин почти день в день ровно через полвека после того, как в Белграде отслужил свою первую литургию – 7 апреля 1981 года. Однако Мэрилин считает, что ее путь в православие и к знакомству с владыкой начался гораздо раньше – когда она в колледже, еще будучи членом Епископальной церкви, взяла курс русского языка. Признается, что сама не знала, почему сделала именно такой выбор, но ее рассказ показывает, что все было промыслительно.

Ее педагогом стала Ольга Воронова, чей супруг служил на императорской яхте «Штандарт» и был очень близок с детьми Николая II, особенно с царевичем Алексеем.

«Ольга Константиновна очень много рассказывала об истории и культуре России, особенно о последнем императоре и его семье. У меня было ощущение, будто я знала их сама», – рассказывает Мэрилин, которая была на обеих канонизациях царственных страстотерпцев в 1981 году в Нью-Йорке и в 2000-м в Москве.

По ее признанию, Воронова открыла ей неизведанный мир. «Она учила нас прекрасному дореволюционному русскому языку. Потом я уже познакомилась с языком советской эпохи и поняла разницу», – смеется Мэрилин.

Позднее тот же самый «дореволюционный язык» она слышала у владыки Василия во время личного общения и записи его знаменитых радиопрограмм о православии.

По окончании второго курса колледжа в 1960 году Мэрилин с однокашниками отправилась на три месяца в Европу, в том числе три недели провела в СССР.

Родители одной из девушек предупредили, что им обязательно нужно пообщаться с американским католическим священником, который окормлял иностранных дипломатов в Москве. Тот встретил их очень радушно в своей маленькой квартирке, но попросил подождать минутку. Включив громко классическую музыку, он сказал: «Теперь мы можем разговаривать».

Пастырь убедил студентов обязательно съездить в Загорск, в Троице-Сергиеву лавру.

«Мы должны были ехать на электричке, и из всех нас только я кое-как говорила по-русски. Когда вам 18 лет, вы иногда пускаетесь в подобные путешествия», – смеется Мэрилин.

В поезде юные американцы обнаружили отсутствие привычного для них в США кондуктора и стали искать, кто бы мог подсказать правильную остановку. Мэрилин выбрала сидевшую рядом бабушку, с помощью которой путешественники вышли именно там, где нужно. Но на платформе, кроме них, оказался только один молодой советский офицер.

«Слава Богу, он не спросил у нас документы. Наша виза предусматривала только посещение Москвы, и в Загорске мы находились нелегально», – снова смеется миссис Суизи.

Она поняла только половину из сказанного офицером, но до лавры американцы добрались без проблем. Мэрилин признается, что это было изумительно.

«Мы зашли в самую старую церковь, и оказалось, что там находятся мощи преподобного Сергия Радонежского. Этот момент я помню так, будто все было вчера, – говорит Мэрилин, и голос ее восторженно дрожит даже сейчас.

– У меня было ощущение, что я оказалась в другом мире. Это даже трудно было описать, поскольку никогда раньше я не видела ничего подобного. Это был мир, тишина, истина, любовь».

В церкви, где был только еще один монах, Мэрилин и ее коллега по группе находились, возможно, около часа, хотя точного времени девушка тогда не ощущала. Перед уходом она вдруг подумала, что если когда-нибудь сможет помогать верующим в России, то примет православие. Десятилетия спустя так и произошло, и теперь она допускает, что, возможно, это было нечто большее, чем просто мысль. «Возможно, преподобный Сергий услышал это и молился обо мне», – размышляет она.

Владимир Толстой попросил меня стать крестной его сына

На стыке 1970-80-х годов Суизи с мужем переехала в Вашингтон, где познакомилась с Владимиром Толстым, который пригласил ее в Комитет защиты гонимых православных христиан. Там Мэрилин встретилась с настоятелем русского храма святого Иоанна Предтечи протоиереем Виктором Потаповым, который был председателем комитета, и его матушкой Марией – племянницей епископа Василия (Родзянко).

Вскоре Толстой попросил Мэрилин стать крестной матерью его приемного сына. «Я сказала: «А я не православная», на что он ответил: «Ну вот, настало время тебе принять православие», – улыбается она.

Мария Потапова была единственной православной женщиной, которую знала Мэрилин, и она попросила ее стать крестной. «Маша познакомила меня с дядей, и мы договорились, что, когда я буду готова, он примет меня в православие. Так и произошло через год», – рассказывает моя собеседница.

В рамках комитета она помогала владыке переводить с русского на английский дела православных верующих, подвергавшихся гонениям в Советском Союзе. Со временем это сотрудничество перекинулось и на радиопередачи. Записывал их владыка сам, но Мэрилин почти всегда находилась рядом, помогала печатать тексты и готовить пленки к эфиру.

«Я с большим удовольствием слушала записи всех этих программ. Он говорил на том превосходном языке дореволюционной России, которому я училась у Ольги Вороновой. Поэтому я легко понимала его», – говорит Мэрилин.

По ее словам, «работа с ним и понимание его мироощущения, как он чувствовал жизнь в ее различных проявлениях и людей – было очень важным».

Читайте также:
Святитель Игнатий Брянчанинов - житие и биография святого, творения и деятельность, дни памяти

Дедушка

Говорить о семье Родзянко без упоминания самого известного ее представителя – Михаила Владимировича, возглавлявшего Думу до 1917 года – невозможно. Естественно, владыка Василий много рассказывал Мэрилин о дедушке, которого помнил по детским годам в России и Югославии. В балканской стране они жили вместе в большом доме, который семье предоставил югославский король Александр I Карагеоргиевич.

Первый первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний Храповицкий и тогда еще молодой иеромонах Иоанн Максимович (святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский) рассказывали юному Володе, что многие в эмиграции ненавидели его деда за роль, которую, как считалось в обществе, тот сыграл в отречении Николая II от престола.

По рассказам владыки, Михаил Владимирович предполагал, что государь отречется в пользу своего сына, но никогда не думал, что он может передать корону Великому Князю Михаилу.

«Владыка мне говорил, что когда дедушка узнал о случившемся, он сказал: это огромная трагедия», – вспоминает Мэрилин.

По ее словам, иеромонах Иоанн, который был первым духовным отцом и оказал огромное влияние на Володю Родзянко, сказал ему, что он должен стать священником и молиться за своего деда.

После литургии в домовом храме. Слева от Владыки Василия Мэрилин Суизи

«Владыка всегда хранил его в сердце и знал, что он никогда не желал отречения государя», – говорит Мэрилин.

Когда в 1917 году смута приобрела необратимый характер, Володе было два года. Тем не менее, в России его ждала участь всех представителей семьи Родзянко – большевики выпустили специальный указ об их уничтожении. Эмигрировать ему пришлось в 4 года. Тем удивительнее, что через всю свою долгую и трудную жизнь владыка Василий пронес горячую любовь к стране, из которой ему пришлось бежать в детстве.

«Я думаю, он понимал, что советская Россия – не настоящая Россия, – объясняет Мэрилин. – Он вырос в большой диаспоре в Югославии, которая сохраняла русскую культуру и православие. Благодаря удивительным людям, учившим его, он получил в сущности то же самое образование, которое мог бы получить и на родине. Он знал настоящую Россию и понимал, что большевики просто захватили ее. И он всегда молился за Патриарха Сергия».

Женщина сказала: «Он вместе с ангелами»

Когда на стыке 1980-х и 1990-х годов появилась возможность, владыка сразу стал устраивать паломничества в Россию, и Суизи часто сопровождала его. Тогда у них произошла встреча с митрополитом Псковским и Порховским Тихоном (Шевкуновым), с которым у Мэрилин тоже связана история о владыке Василии.

«Во время одного из первых визитов мы познакомились с нынешним митрополитом Тихоном, который тогда был даже еще не иеромонахом, а просто Гошей Шевкуновым. Он был очень расположен к владыке и здорово помогал нам», – вспоминает она.

Однажды они шли по Марфо-Мариинской обители в Москве, которая еще не была возвращена Церкви, и встретили молодую женщину с дочкой. Владыка стал спрашивать ее о ребенке. По словам Мэрилин, это был самый обычный разговор.

Потом епископ и молодой Шевкунов отошли в сторонку, а Мэрилин спросила, как зовут девочку. Оказалось, Елизавета. Мэрилин коротко рассказала женщине о Великой Княгине Елизавете Федоровне, а та, посмотрев на владыку, спросила – кто это?

«Я ответила, что это епископ Василий Родзянко. Не думаю, что ей было известно это имя, но она сказала: «О, он вместе с ангелами», – вспоминает госпожа Суизи.

Епископ Василий в России

По ее словам, подобных историй про владыку множество. Например, несколько раз они ездили на метро, и люди, тогда еще не знавшие его, буквально изумлялись этому русскому богатырю. Мэрилин уверена, что «они инстинктивно чувствовали в нем что-то очень духовное».

Прошло короткое время, и Родзянко стали приглашать на радио и телевидение, он стал узнаваем в народе. Но все эти и многие другие истории были еще раньше, и возможно, поэтому они наиболее характерны.

Небесное гражданство

Мне было трудно в это поверить, но, прожив в США 18 лет, владыка Василий так и не обзавелся американским гражданством. Получить его он должен был 17 сентября 1999 года…

«У владыки никогда не было гражданства США, вместо этого он обрел небесное гражданство. Гражданство изменилось по Промыслу Божию», – говорит Мэрилин.

Накануне вечером Мэрилин рассталась с епископом, чтобы наутро заехать за ним и отвезти на официальную церемонию в здание Национальных архивов США.

Когда она рассказывает о том дне, создается ощущение, что для нее это произошло как будто сейчас. Сначала она позвонила в дверь, но не получила ответа. Потом открыла квартиру своими ключами и позвала владыку – без ответа. Войдя в спальню, она увидела владыку, лежащего на полу. Глаза у него были открыты…

«Конечно, я сразу поняла, что он умер», – тихим голосом говорит она.

Мэрилин признается, что не знала, что и думать. Первым делом она позвонила своей крестной – Марии Потаповой, племяннице владыки, которая немедленно приехала. Вместе они оповестили других людей и начали необходимые приготовления.

Потом было проведено облачение епископа, причем совершали его священники Русской Зарубежной Церкви и Православной Церкви в Америке, которые тогда не имели евхаристического общения. По словам Мэрилин, по мере продолжения службы все чувствовали присутствие владыки Василия. «Как будто он благословлял нас. Это было ощущение, которое я не забуду никогда – словно Пасха пришла к нам», – говорит она.

Анастасия Узорешительница — житие, чудеса, молитва

Узнайте все самое интересное и важное об Анастасии Узорешительнице, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Заступница заключенных

Святая мученица Анастасия Узорешительница являлась одной из самых уважаемых святых на Руси наравне с мученицей Параскевой Пятницей. Помогавшая заключённым и сама пострадавшая за исповедание христианской веры, мученица Анастасия Узорешительница почитается верующими как святая, способная оказать помощь попавшим в заключение.

Мученик — это человек, за свою жизнь сконцентрировавший такую силу духа, что его смерть становится семенем веры для многих и многих людей (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, 26 января 2018).

Святая Анастасия Узорешительница — житие

В конце 3 века в семье римского сенатора Претекстата родилась дочь Анастасия. Ее мать Фауста (или Фавста) была христианкой. С раннего возраста по просьбе матери воспитанием Анастасии занимался учитель Хрисогон. Девушка выросла добродетельной и милосердной. Однако по воле отца Анастасия стала женой язычника Публия.

На рубеже 3 — 4 веков Римской империей правил Диоклетиан, ярый противник и гонитель христианства. Многие верующие христиане попадали в темницу и погибали. Анастасия тайно посещала заключённых, утешая их и оказывая помощь (носила еду, перевязывала раненых). Когда об этом узнал ее муж, он жестоко избил жену и запер дома.

Читайте также:
Житие святителя Тихона Задонского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Через некоторое время Публий отправился в Персию и бури утонул в море. Освободившись от домашнего плена, Анастасия ещё с большим усердием стала служить людям, попавшим в заключение. Многих она духовно укрепляла в предстоящих испытаниях. Когда был арестован и отправлен в ссылку ее учитель Хрисогон, Анастасия последовала за ним, всячески помогая ему и другим осужденным.

Однажды, узнав о казни людей, она громко заплакала, тем самым выдав, что является христианка. Ее схватили, но узнав, что Анастасия из знатного рода, предложили ей отказаться от Христа. Достаточно было просто принести жертвы языческим богам. Она отказалась, а при попытке прикоснуться к Анастасии языческий жрец ослеп. Святая снова оказалась на свободе и продолжила своё служение.

Через некоторое время ее посадили в тюрьму и два месяца терзали голодом. Видя, что Анастасия Узорешительница не получила никакого вреда, ее с другими осужденными посадили на корабль. У судна было пробито днище, чтобы утопить его в море. Однако произошла чудо: корабль благополучно достиг берега. 120 заключенных, видя чудесное спасение, решили креститься.

Узнав об этом, правитель приказал всех казнить. Анастасию растянули между четырьмя столбами и предали огню. По преданию, тело святой не сгорело. Благочестивая христианка Аполлинария похоронила Анастасию. В конце 5 века тело было перенесено в Константинополь.

День памяти святой Анастасии Узорешительнице Православная Церковь установила 4 января по новому стилю.

Иконография святой мученицы

Утвержденного варианта изображения святой Анастасии Узорешительнице не существует. Ее иконописный образ можно идентифицировать при наличии соответствующей поясняющей надписи. Нередко мученицу Анастасию изображают с крестом в одной руке (символ исповедничества веры во Христа) и с сосудом в другой (знак врачевания).

Чудеса, совершаемый Анастасией Узорешительницей

В Москве в 2003 году был построен храм во имя Анастасии Узорешительнице. Инициатива строительства принадлежала Сергею Жигулину. Он в 1996 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II был направлен в Грозный (Чечня), где попал в плен к боевикам. На протяжении пяти месяцев он подвергался пыткам, его морили голодом. Молитва Анастасии Узорешительнице, как впоследствии вспоминал бывший пленник, помогла выдержать такое испытание. Вернувшись в Москву, он принял монашество с именем Филипп и стал ходатайствовать о строительстве храма во имя мученицы Анастасии Узорешительнице.

В настоящее время в действующем храме еженедельно служится молебен с чтением акафиста (благодарственно-хвалебного чтения) святой Анастасии Узорешительнице. Были случаи, когда после регулярного посещения служб родственниками осужденных проявлялась благодатная помощь. Объявлялась незапланированная амнистия, некоторые судебные дела перенаправлять на повторное рассмотрение.

О чем молятся святой Анастасии Узорешительнице

Святая Анастасия прозвана Узорешительницей не только из-за того, что освобождала заключенных их темниц. Хотя такой факт невозможно опровергать, учитывая, что Анастасия на свои деньги могла выкупать заключённых. Своё прозвище она получила за то, что помогала освободиться от уз и цепей страха перед предстоящими испытаниями и пытками. Святая придавала силы в исповедании христианской веры перед мучителями.

Святой мученице Анастасии Узорешительнице молятся о помощи в судебных разбирательствах, о даровании терпения и утешения во время пребывания в заключении. Но следует помнить, что молитва святой Анастасии Узорешительнице об освобождении не является «стопроцентным заклинанием». Это всего лишь просьба о ходатайстве перед Господом об облегчении участи заключенного и прощении ему грехов, за которые он терпит наказание.

На Руси святую Анастасию Узорешительница почитали покровительницей беременных. По народному поверью считалось, что по молитве святой Анастасии Узорешительнице женщина легко может разрешиться (освободиться) от «уз беременности».

В Греции святую Анастасию называют Фармаколитрия, что в переводе означает «исцеляющая от ядов и болезней». Поэтому считается, что молитва Анастасии Узорешительнице помогает в работе врачам, которые считают ее своей покровительницей.

Главное нужно помнить евангельские слова:

«И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.» (Евангелие от Матфея, 21:22)

Молитва святой Анастасии Узорешительнице от суда и тюрьмы

О, многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты Душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судище Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь

Победоноснаго Воскресения истинноименитая наречена еси мученице Христова Анастасие, победы на враги поставила еси мук терпением, Христа ради, Жениха твоего, Егоже возлюбила еси. Того моли спасти души наша.

Кондак

Во искушениих и скорбех сущии, к твоему храму притекающе, приемлют честная дарования от живущия в тебе божественныя благодати, Анастасие: ты бо присно миру точиши исцеления.

Величание

Величаем тя, страстотерпице Христова Анастасие, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

Житие святой Анастасии Узорешительницы

В начале II века в Римской империи велась целенаправленная борьба с христианами и Евангельским учением. Язычники преследовали «иноверцев», пытали и казнили самыми дикими способами. Одной из мучениц того времени стала девушка Анастасия, не предавшая имени Христа до последнего вздоха.

История жизни святой великомученицы

Анастасия родилась в городе Риме, в семье знатного сенатора. Ее отец был язычником и исповедовал эллинскую веру. Мать же была тайной христианкой и с младенчества прививала своей дочери веру в Христа. Она доверила воспитание Анастасии мудрому и ученому человеку, который также являлся христианином, по имени Хрисогон. Он не только обучил девочку грамоте, но и изучал с ней Святое Писание.

Когда девушка выросла, ее негласно стали величать мудрою девою, восхищаясь ее кротостью, добротой и преданностью вере Христовой.

Замужество

Вскоре мать Анастасии умерла. Отец решил выдать свою дочь замуж против ее воли. Так, она вступила в ненавистный ей брак с язычником из богатого рода по имени Помпилий. Чтобы избежать супружеского ложа, девушка сказала мужу, что больна неизлечимой женской болезнью и не сможет быть ему женою. Это возмутило мужчину, и он стал всячески досаждать Анастасии.

Читайте также похожие статьи:

Тем временем она стала помогать христианам, заключенным в темницы. Это были времена правления императора Диоклетиана, когда приверженцев христианства преследовали и жестоко истязали. Девушка переодевалась в нищенские лохмотья, выходила из дому и направлялась к переполненным тюрьмам, чтобы накормить, одеть, поддержать добрым словом мучеников за веру Христову.

Ее пропускали за плату стражи на входе, и святая подолгу занималась перевязыванием ран и другой помощью узникам, укрепляя их дух словами и напоминая, что их ждет блаженная жизнь в Царстве Господнем за все пережитые страдания. Со временем об этом узнал ее муж. Дело в том, что Анастасию всегда сопровождала в темницу одна из служанок. Именно эта вероломная женщина предала свою госпожу и обо всем рассказала Помплию. Разъяренный супруг в тот же день избил жену и запер ее в комнате, возле которой выставил стражу.

Читайте также:
Житие святителя Иоанна Златоуста – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Учитель Хрисогон

Анастасия очень страдала от того, что не могла больше служить христианам. Особенно ее угнетала невозможность встречаться со своим учителем Хрисогоном, который два года томился в темнице, подвергаясь тяжелым пыткам.

Находясь взаперти, молодая женщина начала переписываться с Хрисогоном, повествуя ему о тяготах своей жизни с нечестивым человеком. Мудрец поддерживал свою ученицу, успокаивая ее и призывая всем сердцем обратиться к Богу и следовать Его заповедям. Также в одном из писем он предсказал скорую кончину Помплия.

Жития других православных святых:

Вскоре мужа Анастасии отправили в Персию в качестве посла. В пути корабль, на котором он отправился в поездку, попал в шторм и затонул. Счастливая своей свободой, девушка решила полностью посвятить себя служению людям. Она щедро раздавала имущество, доставшееся от родителей по наследству, нуждающимся, продолжала ходить в темницы.

Не прекращала навещать и Хрисогона, с которым много времени проводила в духовных беседах.

Пытки и соблазны

Однажды царю Диоклетиану доложили, что тюрьмы переполнены христианскими узниками и, несмотря на суровые пытки, они не отрекаются от веры. Тогда император приказал умертвить их всех за одну ночь и таким образом освободить место для других заключенных. Так приняли мученическую смерть тысячи верующих. Придя на следующий день в темницу и не обнаружив там никого, Анастасия горько заплакала. Стражи поняли, что она тоже христианка и схватили ее.

На допросе у Диоклетиана святую всячески старались склонить на сторону язычества, но она не поддавалась ни на уговоры, ни на угрозы.

Тогда царь передал ее в руки главного жреца Капитолийского Ульпиана, который продолжил лестью и обещаниями богатой сытой жизни заставлять Анастасию принести жертву языческим богам, отказавшись от христианства. Он разложил перед женщиной предметы роскоши с одной стороны и орудия пыток — с другой, предлагая тем самым сделать выбор. Святая без тени колебаний выбрала пытки, добавив, что для Христа она будет в сотни раз прекрасней в их окружении, чем одетая в дорогие платья и увешанная драгоценными камнями.

Видя свое бессилие, Ульпиан решает казнить Анастасию, но уязвленный ее красотой, он захотел сначала осквернить девственную чистоту тела девушки. Однако, приблизившись к ней и попытавшись прикоснуться, жрец тут же ослеп. Его голову сдавила ужасная боль, так что он, словно обезумевший, побежал в храм идолов, прося о помощи своих богов. Но вместо помощи, Ульпиан получил смерть.

Святая Анастасия осталась на свободе. Вскоре она вернулась в дом молодой вдовы Феодотии, с которой познакомилась раннее, и нашла в ней верную помощницу в делах христианских. Они вместе продолжали помогать заключенным христианам.

Вскоре Феодотию с ее тремя сыновьями арестовали и привели на допрос к правителю. Не сумев обратить их в язычество, император и жрецы привели в исполнение смертный приговор. Женщину и детей сожгли в раскаленной печи. Анастасию повторно задержали и бросили в тюремную камеру, намереваясь заморить голодом. Тридцать дней подвижницу не кормили и не поили.

В это время девушка усердно молилась. К ней являлась святая Феодотия и духовно наставляла, помогая претерпевать все тяготы.

Помощь святой Феодотии

Спустя месяц, судья увидел, что Анастасия не умерла с голоду и не изменилась лицом. Он запер ее в другую темницу еще на 30 дней. Но когда срок прошел, и святая вновь предстала перед судом в своем обычном виде, было решено утопить ее вместе с другими заключенными. 120 человек посадили на корабль и отплыли подальше от берега. Стражи сделали несколько пробоин в судне и пересели в шлюпки. Корабль начал погружаться в море.

В этот момент явилась святая Феодотия и стала направлять паруса к берегу. Все узники были спасены и приняли крещение от святой Анастасии и ещё одного праведного мужа, приговоренного к смерти с остальными, его звали Евтихианом.

Когда весть о случившемся чуде дошла до игемона, он был в ярости. Всех новообращенных схватили и отправили на казнь. Анастасию привязали к четырем столбам и развели под ней костер. Так встретила свою кончину великая святая, которую прозвали Узорешительницей. Ведь она помогала христианам справиться с отчаянием и узами мук, укрепляя их веру в Господа и в вечную жизнь.

Тело Анастасии не пострадало от огня. Ее похоронила благочестивая женщина Аполлинария в своем винограднике. Когда время гонений на христианство закончилось, она похлопотала о том, чтобы над могилой мученицы возвели церковь.

Сила веры

История жизни святой ярко демонстрирует, каким мужеством и стойкостью обладали христиане конца II века — самого жестокого времени гонений за веру Христову.

Храмы в честь святой Анастасии Узорешительницы:

Молодая девушка всеми силами старалась помочь своим братьям и сестрам по духу, употребляя все свое материальное имущество на дела милосердия.

Когда все ресурсы были исчерпаны, она перестала скрывать свое вероисповедание, твердо намереваясь принести уже саму себя в жертву Богу. Ни сладкие увещевания жрецов, ни угрозы императора не смогли столкнуть ее с пути истинного. Искренне веря в вечную жизнь, святая ни минуты не жалела о своем выборе и достойно приняла мученическую смерть с именем Господа на устах.

Мощи святой

Святые мощи Анастасии Узорешительницы были перенесены в V веке в город Константинополь. Там же построили храм в ее честь. Позже главу святой вместе с десницей перевезли в один из храмов возле горы Афон.

День памяти святой Анастасии в Православной церкви отмечается 22 декабря (4 января).

Чудеса по молитвам

Верующие свидетельствуют о том, что по молитвам у мощей святой проходят головные боли, нервные болезни, приходит душевный покой.

Именем Анастасии Узорешительницы называли больницы для пациентов с душевными расстройствами. Поскольку святая активно помогала всем страждущим при жизни, то и после смерти она не оставляет в беде христиан, просящих о помощи.

Истинные подвижники христианства приняли тяжелый крест мучений в земной жизни, но удостоились Царства Небесного после смерти, и слава о них навсегда останется жить в сердцах тех, кто верит в Единого Бога, Иисуса Христа.

Святая Анастасия Узорешительница: тихая, благородная, верная

Замуж против воли

Читайте также:
Житие Димитрия Солунского - описание и история жизни, биография и чудеса святого

Святая Анастасия (+304) росла во времена императора Диоклетиана, известного всем, знакомым с историей, жестокими гонениями на христиан. В ее семье исполнились слова Христа, когда самых близких людей разделят их взгляды: восстанет сын на отца и брат на брата. У святой Анастасии была нежная мать, воспитавшая дочь в христианской вере. И отец – властный и гордый сенатор-язычник, слышать не хотевший ни о каких христианах, тем более что их странная вера не одобрялась государственной властью. Не одобрялась вплоть до смертной казни через поедание львами.

Когда мать-защитница умерла, отец отдал свою красивую дочь в жены богачу Помплию. Но Анастасию не привлекал брак с человеком, которому враждебно то, что так дорого ей. Она хотела хранить девство. И это ей удавалось: при каждой попытке мужа подступиться к ней она говорила, что болеет неизлечимым заболеванием и избегала его.

Сильнее страха

Все тюрьмы Рима того времени были полны христианами. Узников почти не навещали – сочувствовать и словом, тем более делом было опасно. Многие христиане после жестоких побоев заживо гнили, умирая от ран в нестерпимой боли, другие, не дождавшись казни, умирали от болезней и истощения.

Анастасия знает об этом и находит способ помочь. Переодевшись в нищенку и подкупив стражников (деньги были), она передает в тюрьму еду, воду, лекарства, одежду, и сама приходит и перевязывает раны мучеников.

Такое бесстрашие совсем юной девушки, посреди всеобщих ужасов, для людей в шаге от гибели становится свидетельством: да, любовь, о которой говорил Христос, есть, и она и вправду такая: утешающая, всепобеждающая, все терпящая любовь, и она сильнее страха.

Тьма перед светом

Вскоре муж Помплий узнал о том, куда так часто уходит жена. Он избил ее и запер в покоях, приставив стражу. В это время умирает отец Анастасии и к ней переходит все его состояние. Помплий начинает избивать Анастасию регулярно, надеясь, что та умрет и деньги перейдут к нему.

Единственным утешением для Анастасии оставалась тайная переписка с духовным наставником Хрисогоном, которую ей удалось продолжить с помощью преданных слуг. В одном из писем святая писала: «Муж мой… томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою».

Ответные слова учителя укрепляли в терпении: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». Хрисогон предсказал, что вскоре Анастасия освободится от власти своего жестокого мужа. Предсказание сбылось: Помплий как посол был отправлен в Персию, но корабль, на котором он плыл, попал в бурю и затонул.

Узорешительница

Став свободной, Анастасия сразу же продолжила свое дело. Богатое наследство позволяло не ограничиваться в средствах. Вскоре ее учитель Хрисогон был отправлен на суд под председательством самого Диоклетиана. Святая пошла за наставником. Святой Хрисогон был мученически убит. А по прошествии месяца явился Анастасии в видении и сказал, что скоро мученически погибнут три молодых христианки — Агапия, Хиония и Ирина, и Анастасия должна их укрепить перед казнью. Анастасия отыскала в тюрьме будущих мучениц и как могла укрепляла их веру. Девушки были убиты на ее глазах, Анастасия сама похоронила их.

Теперь Анастасия стала обходить не только тюрьмы Рима, но и других мест. Господь при жизни дал ей дар исцелений и утешения, и даже безнадежно больные выздоравливали, а унывающие могли преодолеть смертный ужас.

Ее стали называть Узорешительницей: не потому, что она избавляла от тюрьмы, но потому, что она освобождала от душевной гибели и помогала увидеть смысл в своих страданиях и сохранить верность Богу.

Радость дружбы

У святой Анастасии было много друзей, разделявших ее жизнь. Одной из них была вдова Феодотия. Дружба, объединенная стремлением помочь, не объясняя друг другу – зачем, зачем так рисковать и вообще все это делать, — приносила в их жизнь взаимное утешение.

Тем больнее было терять друзей, гибнувших от пыток и казней гонителей. Святой Анастасии не раз приходилось быть свидетельницей мучений и казней дорогих людей. Пришлось увидеть и смерть Феодотии и трех ее сыновей. Только вера во встречу на Небе укрепляла в те минуты.

В застенке

А вскоре взяли и Анастасию. Император Диоклетиан, которому донесли, что богатая вдова тратит свое имение на помощь «презренным христианам», пришел в ярость. Особенно его возмутил факт, что она переплавляла на деньги домашних языческих идолов, сделанных из драгоценных металлов, и тратила деньги «на преступников».

Учитывая знатное происхождение Анастасии, император оставил ей возможность сохранить жизнь: верховный жрец Ульпиан должен был убедить Анастасию «одуматься» и принести жертву языческим богам. В противном случае святую ждали муки и смерть.

Ульпиан уговаривал Анастасию, прибегал к разным хитростям, но не преуспел. Тогда так разъярился, что хотел напоследок надругаться над хранившей девство Анастасией прежде, чем отдать ее на пытки. Но как только его рука коснулась святой, жреца ослеп. В ужасе кинувшись к языческим идолам за помощью, он упал замертво.

Друзья познаются в беде

Два месяца той, которая кормила голодных, не давали даже хлеба. Это испытание Бог попустил, чтобы утешившую не один десяток мучеников утешили друзья.

По ночам к Анастасии приходила ее подруга, святая мученица Феодотия, казненная на ее глазах, и укрепляла святую чудесным образом. И Анастасия пережила двухмесячный голод.

Тогда Анастасию вместе с другими осужденными попытались утопить на корабле, которому пробили дно, когда он был на большом расстоянии от берега. Как только судно начало утопать, узникам опять явилась святая Феодотия и помогла добраться кораблю до пристани. 120 чудом выживших осужденных поверили в Бога христиан и тут же, на спасенном корабле, были крещены Анастасией.

Все новокрещеные вскоре были казнены, и приняли смерть как мученики. Великомученицу Анастасию привязали к четырем столбам и разожгли под ней огонь: но пламя не коснулось ее тела, а дух вознесся к Богу. Великомученицу похоронила христианка Аполлинария, а позже построила храм над местом ее погребения.

Святой великомученице Анастасии христиане молятся в самых разных тяжелых обстоятельствах, внешних или внутренних, с просьбой о терпении и понимании смысла переносимых страданий, об утешении и избавлении от них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: