Вениамин Пушкарь – жизнь и биография, творчество и беседы, труды

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Деятели Русской Православной Церкви
    • Епископат Русской Православной Церкви
    • Епископат Украинской Православной Церкви
    • Епископат Белорусской Православной Церкви
    • Епископат Латвийской Православной Церкви
    • Епископат Православной Церкви Молдовы
    • Епископат Русской Зарубежной Церкви
    • Епископат Эстонской Православной Церкви
    • Епископат Японской Православной Церкви
    • На покое
  • Деятели Поместных Церквей
  • Государственные и общественные деятели
  • Деятели иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Вениамин, митрополит (Пушкарь Борис Николаевич)

Родился 8 ноября 1938 г. в селе Хороль Приморского края в семье рабочих.

В 1947 г. семья переехала в г. Владивосток. В 1957 г. окончил среднюю школу. Некоторое время работал рабочим на Дальзаводе и нес послушание алтарника в единственном тогда во Владивостоке небольшом Свято-Никольском храме.

В 1959-1963 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1963-1967 гг. — Московской духовной академии. Защитил кандидатскую диссертацию по кафедре основного богословия на тему «Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения». Получил степень кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. С 1967 г. — преподаватель Библейской истории, читал лекции по основному богословию и логике.

В 1976 г. стал доцентом Московской духовной академии.

В 1988 г. ректором МДА архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен сначала во диакона, а затем — во иерея.

В 1992 г. возведен в сан протоиерея.

12 августа 1992 г. решением Священного Синода избран епископом Владивостокским и Приморским.

13 сентября 1992 г. пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. 20 сентября того же года возведен в сан архимандрита.

21 сентября 1992 г. хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Алексий II в сослужении митрополитов Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Волоколамского и Юрьевского Питирима, архиепископа Солнечногорского Сергия, епископов Истринского Арсения, Дмитровского Филарета, Подольского Виктора.

С 27 июля по 6 октября 2011 г. — временный управляющий Арсеньевской епархией.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Приморской митрополии.

8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 169) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря пос. Горные Ключи Приморского края.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 107) почислен на покой с выражением благодарности «за многолетнее архипастырское служение во Владивостокской епархии, которое отмечено многократным увеличением числа приходов и духовенства, неустанной заботой о храмах и монастырях, установлением доброжелательного диалога с местными властями и общественными объединениями, а также за труды на посту главы Приморской митрополии». Местом пребывания определен г. Владивосток.

Тезоименитство в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Образование:

1963 г. — Московская духовная семинария.

1967 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:

Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения (кандидатская диссертация).

  • 1985 г. — медаль прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 1998 г. — орден св. благ. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2002 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2007 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • 2013 г. — орден прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2013 г. — Синодальный орден Курско-Коренной иконы Божией Матери I ст. (РПЦЗ);
  • 2018 г. — орден свт. Алексия Московского III ст.
  • государственный орден Дружбы;
  • орден св. Андрея Первозванного (Фонд Андрея Первозванного);
  • 2005 г. — почетный гражданин города Владивостока;
  • 2007 г. — почетный профессор ДВГУ;
  • 2009 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» IV ст.
Читайте также:
Филарет Милостивый: житие и биография святого, почитание, труды и медаль

Жизнь Вениамина Пушкаря: познаем все нюансы

Простой парень из обычной пролетарской семьи сыграл важную роль в возрождении православия, храмов и монастырей на землях Дальнего Востока. Некогда скромный пономарь стал уважаемым митрополитом, который сумел восстановить епархию после разрухи и дать людям то, чего им недоставало долгие годы — веру.

Биография

Родился в селе Хороль Приморского края, в семье рабочего. Мать и бабушка были глубоко верующими людьми, однако из-за отсутствия поблизости храма был крещён только в 7 лет.

Отец участвовал в Великой Отечественной войне. С 1947 года жил с семьёй во Владивостоке, в 1957 году окончил среднюю школу. Не призывался в армию по болезни. Работал рабочим на Дальзаводе, служил пономарём в единственном в то время храме во Владивостоке в районе Первой Речки.

По благословению настоятеля прихода в 1959 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1963 году. Затем в 1967 году окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения». Оставлен при академии профессорским стипендиатом. С 1967 года — преподаватель Библейской истории, читал лекции по основному богословию и логике. С 1976 года — доцент МДА.

После паломничества в 1988 году на Святую Землю ректором МДА архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположён во диакона, а затем — во иерея.

В 1992 году возведён в сан протоиерея.

12 августа на заседании Священного синода определён быть епископом Владивостокским и Приморским. 13 сентября пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. 20 сентября возведён в сан архимандрита. 21 сентября хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. 24 октября прибыл в епархию, которая на тот момент пребывала в разрухе.

За три года подготовил учебную базу и в 1995 году открыл и возглавил Владивостокское духовное училище.

В 1996 году епархия заключила соглашение о взаимодействии в вопросе духовно-нравственного воспитания военнослужащих с командующим Тихоокеанского флота.

В феврале 1997 года участвовал в качестве члена экипажа в походе ракетного крейсера «Варяг» в Республику Корея. В июне 1997 года на борту большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов» совершил визит в Токио, Япония. С 11 по 15 сентября 2001 года на борту большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» под флагом начальника штаба Тихоокеанского флота вице-адмирала Виктора Фёдорова совершил визит в Сасебо, Япония. В октябре 2002 год а на борту ракетного крейсера «Варяг» совершил визит в Йокосука, Япония

В феврале 2004 год а в память 100-летия подвига русских моряков бронепалубного крейсера «Варяг» и защитников Порт-Артура 1904—1905 годов на борту ракетного крейсера «Варяг» под флагом командующего Тихоокеанским флотом адмирала Виктора Фёдорова совершил визит в Инчхон, Республика Корея, где принял участие в церемонии открытия памятника русским военным морякам, павшим в сражениях Русско-японской войны.

25 февраля 2003 года был возведён в сан архиепископа.

С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

6 октября 2011 года назначен главой новообразованной Приморской митрополии, в связи с чем 8 октября возведён в сан митрополита.

года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря посёлка Горные Ключи Приморского края..

Читайте также:
Житие святителя Василия Великого - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

В 2013 году, в связи с достижением 75-летия, подал прошение о почислении на покой. Священный синод на заседании 25— года благословил ему продолжить управление Владивостокской епархией, выразив благодарность за труды по окормлению православной паствы Приморского края.

года решением Священного синода был почислен на покой с выражением благодарности «за многолетнее архипастырское служение во Владивостокской епархии, которое отмечено многократным увеличением числа приходов и духовенства, неустанной заботой о храмах и монастырях, установлением доброжелательного диалога с местными властями и общественными объединениями». Местом его пребывания был определён город Владивосток с материальным содержанием от Владивостокского епархиального управления.

Митрополит Владивостокской и Приморский Вениамин (Пушкарь)

Ракетный крейсер «Варяг», замедлив ход, входит в Цусимский залив и приближается к месту последнего боя и затопления своего знаменитого и легендарного предшественника — первого «Варяга», о подвиге которого слагали песни.

Команда крейсера построилась и владыка Вениамин с иереем Сергием начали служить панихиду. Владыка пропел «Вечную память» и бросил за борт горсть земли с Морского кладбища.

Это было настолько трогательно, что у матросов и офицеров в глазах появились слезы.

Статья о том, как складывалась жизнь и судьба владыки Вениамина (Пушкаря) и привела немолодого уже епископа на военный корабль.

Будущий архиерей вырос в верующей семье и был послушником-пономарем во Владивостоке

Появился на свет Борис в Приморском крае в деревне Хороль, в простой рабочей семье. Бабушка и мама были истинно верующими и богобоязненными людьми.

Храма по близости не было, поэтому провести таинство крещения над мальчиком получилось по достижении им возраста 7 лет.

Отец его принимал участие в Великой Отечественной войне. А Борис еще в детском возрасте привык к труду, став помощником матери и своим братьям. В 1947 г. семья переезжает во Владивосток, где в 1957 г. Борис закончил обучение в средней школе.

В армию его не призывают по болезни, и юноша некоторое время работает на Дальзаводе рабочим. В течение почти 2-х лет несет послушание пономарем в одном-единственном тогда на весь Владивосток храме что на Первой Речке.

В 1559 году настоятель прихода благословил его к поступлению в Московскую Духовную семинарию, какую он с отличием окончил в 1963 г. и сразу же был принят в Московскую Духовную академию.

Свое обучение будущий архиерей завершает в 1967 г. и защищает на кафедре Основного богословия кандидатскую диссертацию по теме: «Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э.

Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения». Выпускника оставили в академии в качестве профессорского стипендиата.

Долгий путь к священству

С 1967 г. он преподает Священную Библейскую историю, основное богословие и логику, а в 1976 г. получает должность доцента Московской Духовной академии. В это же время пишет книгу «Священная история Нового Завета».

В течение 24-х лет, будучи преподавателем в Московской Духовной Академии и семинарии, он обучил много архиереев и пастырей. Однако сам он длительное время не принимал священническое достоинство.

Вскоре, после паломнической поездки на Святую Землю в 1988 г. ректор МДА и архиепископ Александр (Тимофеев) рукополагают его сначала в диакона, а потом во иерея. В 1992 г. возводится в сан протоиерея.

В августе 1992 г. решением Священного Синода он стал епископом Владивостокским и Приморским. 13 сентября 1992 г. принимает монашеский постриг с именем Вениамин в память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.

В конце сентября 1992 года его возвели в сан архимандрита. Хиротонию провел Патриарх Алексий II в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы в Московском Богоявленском кафедральном соборе.

Московский Богоявленский кафедральный собор. Здесь отца Вениамина возвели в сан архимандрита. Впереди долгое служение в Приморье

Пастырское служение на малой Родине началось в 1992 году

В конце октября 1992 года владыка и епископ вернулся на родину в Приморье.
Он принимает на себя нелегкие обязанности — епархия была в плачевном состоянии.

Читайте также:
Макарий Египетский - житие и биография преподобного, беседы и труды, послания

Во время благословения епископа Вениамина на это пастырское служение, он получает панагию Преосвященного Евсевия (Никольского) — первого епископа Владивостокского и Камчатского.

В 2000 году Патриарх Алексий посетил Владивостокскую епархию и рассказал, почему на кафедру был выбран владыка Вениамин:

«Владивостокская епархия, возрождающаяся епархия. Я помню, как почти 8 лет тому назад пригласил преподавателя Московской Духовной академии, чтобы сказать о возможности его избрания на Владивостокскую кафедру. Что побудило к этому?

Энергия, с которой он преподавал, просвещал и научал тех, кто был воспитанниками Московской Духовной академии.
Его малая Родина здесь в Приморском крае.»

К моменту возвращения нового епископа в епархии числилось 22 прихода: 9 церквей и 13 молельных домов. Окормлением церковных общин занимались 16 священников и 4 диакона. Много храмов верующие возводили буквально от самого фундамента.

А уже с 1992 г., благодаря непрестанным трудам усердных и душевных священников во главе с правящим архиереем епископом Вениамином, постепенно поднимается и возрождается из небытия самая отдаленная епархия России.

По словам владыки для возрождения епархии нужны руки и помощники, которых мало, но по воле Божией все сладится, и нет повода для уныния. Он говорил:

«Надо молиться и трудиться. А Господь все знает, все устроит, во всем поможет. Да будет на все Его Святая воля».

В 1997 году архиерею дали звание гвардейца

За 9 лет управления число приходов выросло втрое, что хорошо для далекой приморской епархии, но нужда в новых храмах еще ощущается. В храмах Владивостокской епархии ведут служение свыше 70 священников.

Восстановлены две обители, которые были известны еще до революции, это Свято-Троицкий мужской монастырь и Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь.

Еще были основаны две новые женские обители и мужской монастырь на острове Русский. Много новых церквей строится по всему Приморскому краю.

Митрополит Вениамин с командующим Тихоокеанским Флотом

Архиепископ Вениамин тесно сотрудничает с военными моряками Тихоокеанского флота.

Также он три раза участвовал в морских походах с заходом в порты Кореи и Японии.

Во время этих походов владыка беседовал с военными моряками, проводил крещения. Также отцу Вениамину присвоили звание гвардейца, и он стал почетным членом гвардейского экипажа.

Митрополит Вениамин — автор гимнов и помощник в издании духовных книг

Еще во времена работы преподавателем академии и семинарии Владыка зарекомендовал себя как специалист в области гимнографии.

Его перу принадлежит покаянное моление «Плач о России», построенное по примеру Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Он всегда поддерживает православных литераторов и способствует изданию просветительских трудов.

По его благословению опубликованы такие издания как «Пастырь добрый» посвященное митрополиту Иоанну (Снычеву), «Покровский некрополь Владивостока», «Царская Семья и Дальняя Россия», «Путь на Восток», «Проповеди» епископа Павла (Ивановского).

Вышла в свет и брошюра митрополита Вениамина «Сила русского народа».

Самая известная работа владыки — труд «Священная Библейская история Ветхого и Нового Заветов»

В этой книге библия подается в изложении профессора, кандидата богословских наук, митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря).

В октябре 2011 года архиепископа Вениамина возвели в сан митрополита.

Вениамин Пушкарь – жизнь и биография, творчество и беседы, труды

Вениамин (в миру Пушкарь Борис Николаевич), епископ Владивостокский и Приморский (р. 8.11.1938), церковный и общественный деятель.

Родился в с. Хороль Приморского края, в семье рабочего. Мать и бабушка были глубоко верующими и благочестивыми людьми. По жизненным обстоятельствам, только в возрасте семи лет Бориса смогли покрестить. Его отец воевал на фронтах Великой Отечественной войны, поэтому с детства Борис приобщился к труду, помогая маме и родным братьям. С 1947 он стал жителем г. Владивостока. Здесь в 1957 окончил среднюю школу. В армию не был призвал из-за болезни. Некоторое время работал рабочим на Дальзаводе. Пономарил в единственном тогда во Владивостоке храме на Первой Речке. По благословению настоятеля прихода в 1959 поступил в Московскую Духовную семинарию, которую блестяще закончил в 1963 и сразу поступил в Московскую Духовную академию. Ее он завершил в 1967, защитив кандидатскую диссертацию по кафедре Основного богословия на тему: «Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения». Его оставляют при академии профессорским стипендиатом.

Читайте также:
Апостол Фома: биография и житие, дни памяти, дело, почитание

С 1967 он преподаватель Священной Библейской истории, основного богословия и логики. В 1976 стал доцентом Московской Духовной академии. Написал книгу «Священная Библейская история Ветхого и Нового Заветов». За 24 года преподавания в Московских Духовных академии и семинарии он стал причастен к воспитанию многих архиереев и пастырей, ныне труждающихся на русской церковной ниве. Сам он долгое время не принимал священный сан. Наконец, после паломничества в Святую Землю в год Крещения Руси, в 1988 ректором МДА и архиеп. Александром (Тимофеевым) рукоположен сначала во диакона, а затем  во иерея. В 1992 возведен в сан протоиерея. 12 авг. 1992 на заседании Священного Синода определен быть епископом Владивостокским и Приморским. 13 сент. 1992 пострижен в монашество с именем Вениамин  в честь сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, 20 сент. возведен в сан архимандрита. Хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сент. 1992 в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении группы архиереев.

24 окт. 1992 он возвращается в родное Приморье, уже будучи епископом, и приступает к нелегким обязанностям архипастыря епархии, пребывающей в совершенной разрухе. Благословляя епископа на это служение, ему вручили панагию первого епископа Владивостокского и Камчатского — Преосвященного Евсевия (Никольского). Ко времени приезда нового Владыки в епархии насчитывалось 22 прихода: 9 храмов и 13 молитвенных домов. Их окормляло 16 священников и 4 диакона. Многие храмы верующим пришлось поднимать от самого фундамента. Начиная с 1992, трудами ревностных и добрых пастырей во главе с епископом Вениамином, понемногу поднимается, восстает почти из небытия самая дальняя епархия России. В 2001 в епархии количество православных приходов увеличилось более чем в три раза, что значительно для отдаленной дальневосточной епархии, хотя потребность в новых храмах все увеличивается. На приходах Владивостокской епархии несут послушание более 70 священнослужителей. Возрождены два известных дореволюционных монастыря — Свято-Троицкий Николаевский мужской и Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский. Также основано два новых женских монастыря и одна мужская обитель на острове Русский. Заложено и строится несколько новых храмов по всему Приморью.

Молитвами и благословением владыки в епархии возрождается миссионерская и образовательная деятельность. С 1994 действует двухгодичное Владивостокское духовное училище, которое возглавляет владыка. С 1999 открыто отделение православной теологии и религиоведения в одном из старейших вузов региона — ДВГУ (Дальневосточный государственный университет), где владыка заведует кафедрой. В другом старейшем вузе Дальнего Востока — ДВГТУ (Дальневосточном техническом университете) — построена студенческая часовня сщмц. Татианы. Для мирян епархии созданы двухгодичные миссионерско-катехизаторские курсы. В 1997 учреждена первая православная гимназия Приморья во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В марте 2000 гимназию посетили участники регионального совещания по проблемам образования, проводившегося Министерством образования в г. Владивостоке, которые дали высокую оценку состоянию учебно-воспитательной работы в гимназии. По благословению владыки воспитанники гимназии и их родители совершают многодневные крестные ходы. Третий крестный ход совершен в авг. 2001 вдоль восточных рубежей России. На самом восточном участке российской границы в устье р. Туманная установлен православный крест. Владыка благословил ежемесячный выпуск епархиальной газеты «Приморский благовест», деятельность пресс-центра и сотрудничество с региональными теле- и радиоканалами по выпуску православных передач.

Читайте также:
Житие великомученицы Параскевы Пятницы - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святой

Особое внимание еп. Вениамин уделяет патриотическому воспитанию и сотрудничеству с Тихоокеанским региональным управлением Федеральной пограничной службы России и Тихоокеанским флотом России. Владивостокская епархия заключила с обеими этими структурами соглашения о взаимодействии. В 1997 г. владыка освящал Андреевский флаг нового крейсера «Варяг» — эту святыню, которую не посрамили русские моряки в далеком 1905. С тех пор еп. Вениамин трижды участвовал в морских походах: в февр. 1997 на ракетном крейсере «Варяг» в Республику Корея. На месте гибели первого «Варяга» была совершена заупокойная лития по всем морякам, погибшим в ходе русско-японской войны. Второй поход —в июне 1997 — на крейсере «Адмирал Виноградов» в Японию. В сент. 2001 по благословению Патриарха Алексия II еп. Вениамин принял участие в визите большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» в Японию. В каждом походе проводились беседы с личным составом корабля, совершалось таинство Крещения.

Со времени преподавания в академии и семинарии владыка стал известен и как гимнограф. Он написал покаянное моление «Плач о России», созданное по образцу Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского. Владыка поддерживает православное литературное творчество и просветительские труды. С его благословения вышли в свет такие книги и брошюры, как «Пастырь добрый» о митр. Иоанне (Снычеве), «Покровский некрополь Владивостока», «Царская Семья и Дальняя Россия», «Путь на Восток», «Проповеди» первого викария Владивостокского и Камчатского еп. Павла (Ивановского). Опубликована брошюра еп. Вениамина «Сила русского народа». Широко известны православной общественности России обращения Владыки по поводу прославления Царской Семьи и необходимости всеобщего покаяния Русского Народа. Он активно поддерживал инициативу канонизации Царской Семьи, начиная с 1994. Еп. Вениамин является убежденным противником экуменизма.

Труды владыки отмечены церковными и государственными наградами: орденом князя Даниила Московского, орденом Дружбы. Международный фонд Андрея Первозванного вручил еп. Вениамину орден святого Андрея Первозванного.

Иеромонах Иннокентий Ерохин, , Хайрулина Л.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа – http://www.rusinst.ru

Здесь читайте:

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни.

Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Состоя на военной службе, святой Мефодий правил в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, в болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Прожив там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп.

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, а за свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему, святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Читайте также:
Поучения Владимира Мономаха: краткое содержание, герои и суть повести

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут особой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.

Читайте также:
Иоанн Дамаскин - житие, описание и история жизни, творения, учения, труды и чудеса святого

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

Биография святых Кирилла и Мефодия

Славяне — многонациональная общность, являющаяся одной из самых многочисленных в Европе раннего Средневековья. Они имели развитые культурные традиции, на которые сильное влияние к концу первого тысячелетия нашей эры оказало христианство. Его утверждению среди славянских народов способствовала деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия. Они не только несли славянам Слово Божие, но и создали церковнославянский язык и первую азбуку.

Житие святых

О жизни святых проповедников сохранилось множество сведений, по которым можно восстановить их биографию с детских лет до окончания земного пути.

Происхождение

Братья Мефодий и Кирилл родились в городе Салоники, расположенном на территории современной Греции, в семье богатого византийского военачальника по имени Лев. У него было семь детей мужского пола, среди которых старшим ребёнком был Михаил, а младшего сына звали Константин. Дед будущих просветителей занимал высокую должность при дворе византийского императора.

Точных данных о национальности братьев в источниках не указывается. Большинство исследователей считают их греками.

Интересно: Салоники был многонациональным городом, в котором жили не только греки, но и представители различных славянских племён, говоривших на солунском диалекте. Многие исследователи считают, что равноапостольные братья владели обоими языками, распространёнными на их родине.

Мефодий

Старший из братьев, названный при рождении Михаилом, получив прекрасное домашнее образование, пошёл по пути военной карьеры. Дослужившись до звания стратига провинции Славинии, он покинул мирскую жизнь.

Он удалился в монастырь на горе Малый Олимп, где принял монашеский постриг под именем Мефодий. Впоследствии он стал настоятелем этой обители.

Кирилл

Младший из братьев — Константин, обладающий большими способностями в изучении языков и различных наук, прослыл одним из выдающихся учёных своего времени. В юном возрасте он отправился в Константинополь, где обучался наукам совместно с малолетним императором Михаилом под руководством священника Фотия, который позднее станет константинопольским патриархом, и известного учёного Льва Математика.

Закончив учёбу, талантливый юноша выбрал церковное служение. Он принял сан диакона и получил должность патриаршего библиотекаря. Через некоторое время по непонятной причине молодой человек покинул византийскую столицу, удалившись в монастырь. Но по настоятельной просьбе императора и патриарха вынужден был вернуться и принять должность преподавателя философии в Магнаврском университете.

До 856 г. Константин совмещал деятельность преподавателя со службой на благо государства. После смерти логофета Феоктиста — родственника, оказывавшего покровительство учёному — он вместе с несколькими учениками отправился в обитель своего старшего брата.

Поездка в Хазарию

Первое совместное путешествие равноапостольных братьев началось в 860 г., когда по повелению императора талантливый философ и оратор Константин, должен был отправиться в Хазарию. Её правитель пригласил представителей крупнейших религий, чтобы после беседы принять одну из них.

Читайте также:
Димитрий Прилуцкий: житие и биография преподобного, мощи, почитание

К ответственной встрече учёный муж готовился в городе Херсонес, где он выучил иврит и арамейский язык. А также братья участвовали в чудесном обретении мощей святого Климента, четвертого епископа римского, принявшего мученическую смерть в древнем причерноморском городе.

Интересно: хазарская поездка братьев закончилась неудачей, так как правитель выбрал иудейскую веру, но в то же время она имела большое значение для дальнейшей жизни просветителей.

Моравская миссия

С возвращением братьев в столицу совпал приезд моравского правителя Ростислава, просившего императора прислать к ним человека, способного перевести священные христианские тексты на славянский язык. Этим человеком стал философ Константин, которому помогали брат игумен Мефодий и ученики.

Перед поездкой в Великую Моравию они провели огромную работу звуковому анализу языка славян, на основе которой появилась глаголица — первая славянская азбука. В неё было 38 букв, с помощью которых Кирилл записал, переведённые с греческого языка основные христианские книги. Это событие произошло в 863 г. Четыре года Кирилл и Мефодий путешествовали по моравским землям, переводя богословские тексты, обучая людей чтению и письму, переводя христианские богослужения на славянский язык.

На заметку! Братья выступали лишь в роли проповедников и переводчиков, не имея права назначать местных священников и утверждать проведение церковных служб на церковнославянском языке.

Для этого следовало получить благословение византийского или римского церковного главы.

Римские события

Деятельность братьев вызывала недовольство немецких священнослужителей, которые распространить своё влияние на славян. Перевод богослужений на славянский язык, по их мнению, являлся отступлением от укоренившейся традиции, по которой читать священные тексты можно только на греческом, еврейском и латинском языке. Под влиянием западных священников Константина и Мефодия в Риме объявили еретиками и потребовали их приезда к папскому престолу.

Папа Андриан II с почестями встретил людей, доставивших в 868 г. в Священный Город мощи святого Климента. Римский первосвященник разрешил проводить в славянских землях богослужения на национальном языке и повелел положить священные книги, на нём написанные в римских храмах.

Активная жизнь рано подорвала силы Константина, в начале 869 г. он тяжело заболел. Приняв монашеский постриг под именем Кирилл, он завещал старшему брату продолжить их великое дело. Его похоронили в соборе святого Климента в феврале этого же года. А Мефодий, получивший сан епископа с учениками отправился в земли славян, чтобы продолжить своё служение.

Деяния Мефодия

После смерти брата, выполняя данное ему обещание, Мефодий вернулся к славянам. Но на территории Моравии усилилось влияние немецкого священства, которое активно препятствовало распространению церковнославянского языка.

  • В 872 г. Мефодия заточили в немецкую крепость. Папа Иоанн VIII повелел выпустить проповедника, но идя на уступки западному духовенству, запретил ведение богослужений на славянском языке.
  • С 875 по 879 гг. славяне слушали на родном языке только церковные проповеди.
  • С 884 г. Мефодий с учениками обосновался в Велеграде — столице Моравии. Здесь закончился земной путь святого Мефодия Моравского.

После смерти просветителей

Смерть Мефодия послужила активатором для деятельности противников новой письменной системы. Применение славянского языка во время богослужений и проповедей запрещается по всей территории Моравии. Гонениям подверглись ученики святых проповедников. Некоторых из них казни, но большинство были выдворены из страны и обосновались в Болгарии, Хорватии и южнославянских землях. В 890 г. римская церковь объявила анафему церковным книгам и богослужениям, проводимым на славянском языке.

Но, несмотря на это, деятельность Мефодия и Кирилла продолжалась. Глаголица и кириллица укоренились в землях южных и восточных славян.

Интересно: по свидетельствам источников равноапостольные братья оставили после себя богатейшее литературное наследие. Но до настоящего времени не дошёл ни один подлинник их сочинений. Это объясняется уничтожением всех трудов святых просветителей во время гонений в моравских землях.

Читайте также:
Нил Сорский: краткая биография, житие и творения, труды

Почитание

Братьев Мефодия и Кирилла начали почитать в первые годы после их кончины. Вскоре они были прославлены в лике святых равноапостольных мужей ещё единой Христианской Церковью.

В современной православной традиции днями их поминовения являются:

  • 27 февраля — кончина Кирилла;
  • 19 апреля — преставление Мефодия;
  • 24 мая — общая дата поминовения равноапостольных братьев, установленная в конце XIX в. Святейшим Синодом.

На заметку! 24 мая — во многих странах Восточной Европы являются днём проведения праздника славянской культуры и письменности.

Славянские азбуки

Кирилл и Мефодий являются разработчиками первой славянской азбуки — глаголица. Уже после смерти просветителей их ученик Климент Охридский создал кириллицу — алфавит, основанный на трудах святых братьев и греческого письма. Название новый труд получил в честь человека, выполнившего подготовительную работу, лежащую в основе составления любого нового письменного языка.

Некоторые учёные утверждают, что славянские азбуки не являлись новым видом письменности, а были лишь разновидностью греческой буквенной системы. Самостоятельность детища равноапостольных мужей подтверждается следующими факторами:

  • все мировые письменные системы возникали на основе предшествующих образцов;
  • глаголица и кириллица полностью соответствует звуковой системе славянского языка;
  • графическое начертание букв обеих азбук не копирует греческое письмо, а является глубокой творческой переработкой авторов.

Работа святых Кирилла и Мефодия имела большое значение не только в деле крещения славянского населения Европы, но и в сохранении в его процессе национальной самобытности и культуры славян. Единый алфавит — одно из звеньев, объединяющих все славянские народы.

История братьев: Кирилл и Мефодий

Солунские братья

Братья Михаил и Константин (такие имена получили в миру святые равноапостольные Мефодий и Кирилл) родились в городе Солунь (ныне греческий город Салоники) в семье византийского военачальника по имени Лев.

Мефодий (805/815 — 885 гг.) — самый старший из семерых детей, продолжил карьеру своего отца, став военнослужащим. В 843 году по поручению самого византийского императора Мефодий отправился воеводой в одну из провинций, где проживали славянские племена. Там он смог ознакомиться с языком, обычаями и культурой местных жителей. Со временем Мефодий решает оставить военную службу и становится настоятелем небольшого монастыря Полихрон. Именно тогда он и принимает свое монашеское имя.

Кирилл (826-869 гг.) — самый младший из братьев, еще в детстве удивлял многих своими способностями, постоянно углубляясь в книги и молитву. В Магнаврской школе Константинополя, где Кирилл получил образование, его наставником был известный богослов и писатель, а позже и патриарх Фотий. В этой школе Кириллу удалось изучить грамматику, риторику, философию и многие другие дисциплины. Особое внимание он уделял творчеству Григория Богослова — одного из наиболее известных церковных мыслителей, считая его своим духовным пастырем.

Кирилл прославился как философ и знаток языков. Помимо греческого, он владел славянским, латинским, а также арамейским языками. Знания и опыт, которые солунские братья получали в течение долгих лет, сыграли важную роль в деле создания старославянской азбуки.

Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Фреска на наружной стене собора Бигорского монастыря (Македония). 2-ая половина XIX в.

Величие Византии

В середине IX века Восточная Римская империя, или Византия, встала на путь восстановления своего былого величия. Если ранее империя, теснимая с Востока арабами, а с Запада — славянскими племенами, долгое время вела тяжелые оборонительные войны, то с середины столетия началась эпоха наступления византийцев.

Могущество империи основывалось на завоеваниях. Однако куда важнее для византийцев в это время было приобщение соседних народов к своей культуре. Большое значение здесь отдавалось христианскому учению. Христианские миссии должны были привлечь на сторону Византии многие народы, а также принести покой и процветание на границы империи.
Во главе миссий важно было поставить самых талантливых богословов. Одним из таких считался Кирилл, принимавший участие в разных дискуссиях на философские и богословские темы. Его ораторские способности, умение правильно выстраивать свою аргументацию позволяли ему одерживать победы во многих словесных поединках.

Читайте также:
Иоанн Дамаскин - житие, описание и история жизни, творения, учения, труды и чудеса святого

Успехи Кирилла привлекли внимание императора Михаила III. По решению императора, а также своего учителя Фотия, он отправляется вместе с дипломатической миссией в арабские страны. В Багдаде Кирилл проявил себя глубоким знатоком не только Библии, но и Корана.

В 856 году в Константинополе был убит логофет Феоктист — покровитель Кирилла. Богослов принял решение удалиться в монастырь, где настоятелем был его старший брат Мефодий. Но дела государства вскоре вновь возвратили Кирилла в столицу. Ему было поручена новая миссия на Восток — в Хазарский каганат. В путь вместе с Кириллом отправился и Мефодий. Это было первое совместное путешествие солунских братьев.

Совет византийского императора Михаила III с философами о посылке учителей-просветителей в славянские земли; беседа в Селуни пос ла Михаила со Львом, отцом Кирилла и Мефодия. Радзивилловская летопись, конец XV века.
«Се слышав, царь Михаил созва философы вся и сказа им речь словеньских князь. Слыша царь, посла по ня в Селунь ко Лвови, глаголя: „Поели к нам сына своа Мефодьа и Костянтина“».

Моравская миссия

Христианские миссии византийцев обратили на себя внимание и славянских народов. Правитель Великой Моравии князь Ростислав отправил приглашение христианским богословам. В 863 г. Кирилл и Мефодий отправились в путешествие к славянам. Их миссия не только способствовала укреплению христианской веры среди славянских народов, но и внесла неоценимый вклад в развитие их культуры.

Князь Ростислав стремился объединить разрозненные церковные службы в единый епископат. Для этого было необходимо проводить литургии не на латыни, а на славянском языке. Кирилл и Мефодий, прекрасно знакомые с языком и культурой славянских народов, принялись за создание азбуки — глаголицы.

Появление глаголического алфавита позволило богословам перевести на славянский язык Священное Писание. Кирилл и Мефодий создали в Великой Моравии церковную школу, в которой обучались священники из числа местных жителей. Ученики осваивали славянское письмо, а также обучались ведению проповедей и церковной службы на славянском языке.

Вопрос о первенстве глаголического и кириллического алфавита долго время был предметом многочисленных споров. Принято считать, что во время моравской миссии солунскими братьями была создана именно глаголица. Кириллица появилась несколько позже благодаря труду учеников и последователей Кирилла и Мефодия. Однако именно солунским братьям принадлежит заслуга создания первой старославянской азбуки.

Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки; перевод на cлавянский язык Апостола и Евангелия. Радзивилловская летопись, конец XV века.
«Сима же пришедшима, начаста составливати писмена азбуковнаа словеньскы, и прело-жиста Апостол и Еуангелие. ».

Наследие Кирилла и Мефодия

Миссия Кирилла и Мефодия сыграла огромную роль в истории славянских народов, которые все больше обращались к христианскому учению. Появление азбуки и перевод Священного Писания дали начало старославянскому литературному языку и книжному делу. Солунские братья выступали в роли просветителей, обучая славян грамоте и знакомя их с основами византийской культуры.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий почитаются как в Восточной, так и в Западной христианской традиции. В 1863 году в России был учрежден праздник в честь солунских братьев. День Кирилла и Мефодия отмечался 11 мая (по юлинаскому календарю). Сейчас этот день — 24 мая, известен как «День славянской письменности и культуры». Помимо России, этот праздник также отмечается в Белоруссии, Украине, Сербии, Болгарии и ряде других славянских государств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: