Владимир Богоявленский: биография священника, труды, мощи и почитание

Житие священномученика Владимира (Богоявленского)

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитываясь в деревне, он хорошо знал народную жизнь, чутко относился к человеческому страданию.

Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути. После Духовных училища и Семинарии в Тамбове он в 1874 году окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и получил назначение преподавателем в родную Семинарию.

31 января 1882 года Василий Никифорович Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова и вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он в полноте проявил административные способности и стяжал любовь и уважение клира и мирян.

В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 года принял иноческий постриг с именем Владимир, на следующий день был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря, а в октябре того же года – настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом.

3 июня 1888 года в Александро-Невской Лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским; + 1892) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

Преосвященный Владимир проявлял постоянную заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. Его проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, привлекали многих слушателей и производили на них сильное впечатление. При поддержке Владыки Владимира получили развитие начинавшие тогда вводиться в церковную жизнь внебогослужебные беседы священников с паствой, к которым привлекалось все приходское духовенство.

19 января 1891 года святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру. Тогда всю губернию поразили эпидемия холеры и неурожай. Митрополит Казанский и Свияжский Серафим (Александров; + 1938) вспоминал впоследствии о том, что святитель “для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, первый пошел к народу с крестом в руках”, явившись в тяжелую минуту его истинным печальником и крепкой нравственной опорой. Благодаря энергичной и самоотверженной деятельности Владыки Владимира был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим. При его содействии устраивались дешевые или даже бесплатные столовые и чайные для голодающих, распространялись через духовенство правильные сведения об эпидемии и средствах борьбы с холерой. Святитель повсюду стремился быть вместе с паствой: совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. В те тяжелые дни Владыка Владимир много внимания уделял и духовному образованию, катехизации населения. О времени пребывания в Самаре святитель всегда вспоминал с душевной теплотой, считая его лучшим в своей жизни.

С 18 октября 1892 года в течение шести лет святитель Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Возглавляя Тбилисскую кафедру, он неустанно трудился над духовным просвещением разноплеменного населения, укреплением и распространением православной веры на Кавказе. Совершая частые поездки по епархии, святитель не только проповедью, но еще более своей благочестивой жизнью возвещал клиру и мирянам слово Божие. В это время игумения Ювеналия (Ловенецкая), впоследствии поставленная настоятельницей нашего монастыря, управляла Бодбийским монастырем в Грузии.

В результате его неутомимых трудов было построено и возобновлено более ста храмов, в том числе много старинных, заброшенных; открыто свыше 300 церковноприходских школ, устроена Духовная Семинария в Кутаиси.

С 21 февраля 1898 года Владыка Владимир – митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты.

Будучи духовным руководителем Великой княгини Елисаветы Федоровны (прославлена в лике святых в 1992 году), митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители в Москве на ул. Б. Ордынке. Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников писал: “Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, Владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904 – 1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви”.

23 ноября 1912 года Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода. Святейший Патриарх Тихон позднее так говорил о деятельности Владыки Владимира в тот период: “Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это не сопровождалось”.

Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние “распутинщины”, явственно ощущалась гибельность последствий ее проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Распутина святой Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 года переведен в Киев.

Октябрьский переворот 1917 года вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию “независимой” Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия. В адрес святителя Владимира стали высказывать оскорбления и поступать угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.

Читайте также:
Вячеслав Чешский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

С приходом в Киев гражданской войны и захватом большевиками города начались невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской Лавры.

25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: “Господь вас да простит”. Найденное братией его тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.

Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой “даже до смерти” (Откр. 12, 11).

Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Священномученик Владимир Богоявленский

Василий Богоявленский — сын священника из из села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии. 16-летним, в 1864 году окончил Тамбовское духовное училище.

Среднее образование получил в Тамбовской духовной семинарии, и высшее — в Киевской духовной академии, в которую поступил в 1870 и окончил 24 мая 1874 года со степенью кандидата богословия и с правом на магистра.

По окончании академии в том же году назначен был в Тамбовскую семинарию на должность преподавателя по гомилетике, литургике и пастырскому богословию.

Через год перешел на кафедру Священного писания, вместе с тем преподавал в семинарии немецкий язык и имел уроки по географии сначала в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Но религиозное настроение влекло его к пастырству.

Прослужив в Тамбове около восьми лет, женился, оставил службу при семинарии и 31 января 1882 года был рукоположен во священника в Покровской соборной церкви города Козлова (ныне Мичуринск). В 1883 году перемещен на должность настоятеля Троицкой церкви города Козлова и назначен благочинным местных городских церквей. Уже здесь он показал себя выдающимся проповедником и обратил особое внимание на вне богослужебные беседы, как лучшее средство религиозного просвещения.

О. Василий рано потерял жену и единственного ребенка — и в своей скорби услышал голос, призывающей его «оставить мир и яже в мире» и всего себя отдать на служение церкви. 8 февраля 1886 года принял иноческий постриг с именем Владимира в Тамбовском Казанском монастыре и на другой же день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря.

6 октября того же года назначен настоятелем Новгородского Антониева второклассного монастыря.

13 июня 1888 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии с местопребыванием в городе Новгороде. Хиротонию в Александро-Невской Лавре возглавил митрополит Исидор (Никольский).

Паству привлекало благоговейное и благолепное служение епископа и особенно его проповедничество, проникнутое твердой верой, любовью к служителям и пламенной ревностью по Бозе, и, вместе с тем, — простое и безыскусственное, всем доступное по своей форме. Памятником этого служат его «Беседы на семь слов Спасителя со креста».

19 января 1891 года назначен епископом Самарским.

Он ввел внебогослужебные собеседования по различным церквам и присутствовал на них. Для распространения духовного просвещения в народе, епископ Владимир основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство, созывал любителей духовного просвещения на духовно-нравственные чтения в семинарии. Заботливое внимание обращал он и на духовно-учебные заведения и на развитие церковно-приходских школ мужских и женских.

Служил часто и во всех даже самых маленьких храмах. Но особенно много сделал он в Самарской епархии во время неурожая и последовавшей затем холерной эпидемии. Под своим личным заведованием епископ Владимир учредил епархиальный Комитет для пособия пострадавшим от неурожая. По уездным городам также были устроены епархиальные комитеты. Сам епископ и в печатных воззваниях и в поучениях старался расположить всех к помощи пострадавшим. К этому делу были привлечены все настоятели церквей и монастырей.

Во время губительной эпидемии холеры, уносившей многие тысячи жертв, епископ Владимир стал устраивать на видных местах и площадях города общественные молебны и обращался к тысячам народа со словами утешения и ободрения, указывая в то же время на меры предосторожности против заболевания.

18 октября 1892 года был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, с званием члена Святейшего синода.

В Грузии, как и в Самаре, владыка поставил себе первой задачей содействовать развитию и укреплению в крае просвещения и веры в духе Православной русской церкви. Он установил внебогослужебные собеседования и церковное учительство во время богослужений, привлекая к этому всеми мерами приходское духовенство и первый подавал к тому пример. При всем неудобстве путей сообщения на Кавказе, он очень часто предпринимал поездки по обширному краю, всюду входя в духовные и материальные нужды духовенства и паствы. Сектанты, раскольники и прочие все составляли предмет заботливой внимательности архипастыря, которому и удалось за время своего управления экзархатом, достигнуть сближения неправославных элементов с Православием.

За время служения владыки в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трехсот церковно-приходских школ, оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, изысканы средства на возобновление старинных церквей. Учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при Тбилисских церквах устроены были столовые для бедного народа.

С 1897 года состоял почетным членом Казанской духовной академии «во внимание к его благоплодным архипастырским и миссионерским трудам».

21 февраля 1898 года назначен митрополитом Московским и Коломенским, а также священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Был в числе иерархов, подписавших в 1901 году постановление Синода об отлучении графа Льва Толстого от Русской церкви. Подписал постановление Синода об открытии мощей преподобного Серафима Саровского, св. Питирима Тамбовского и св. Иоасафа Белгородского, а также принял ходатайство об открытии мощей патриарха Ермогена.

Читайте также:
Довмонт Псковский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

При нем был выстроено здание Епархиального дома, где сосредоточены все епархиальные, духовные, народно-просветительские учреждения и храм во имя св. князя Владимира. В залах Епархиального дома проводились лекции, чтения, беседы. Обширное помещение в доме отведено было для епархиальной библиотеки и читальни. Здесь же помещалась редакция духовных журналов.

Будучи духовным руководителем великой княгини Елисаветы Феодоровны, митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители.

В последние годы владыка обратил особое внимание на борьбу с народным пьянством. В 1911 году под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд 1911 г.

23 ноября 1912 года назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и первенствующим членом Святейшего синода.

Несмотря на плодотворную деятельность митрополита Владимира, в литературе встречаются попытки охарактеризовать его как человека корыстного, держащегося за принадлежащую ему власть, а для этого не брезгующего никакими приемами.

Бывший иеромонах Илиодор, расстрига Сергей Турфанов, в записках о Распутине пишет, что митрополит Владимир, в бытность Санкт-Петербургским, не стал вместе с другими честными служителями Церкви Божией обличать Распутина, боясь попасть в немилость. Поэтому он согласился с мнением Святейшего синода на ссылку епископа Ермогена (Долганёва), за что после высылки из столицы епископа Ермогена якобы был щедро награжден Распутиным. Однако, характерно, что ровно через три года после назначения митрополитом Санкт-Петербургским, первенствующим членом Синода, заслуженный архипастырь много потрудившийся и завоевавший всеобщую любовь и уважение, восемнадцать лет находившийся в сане митрополита, вдруг переводится в Киев, на младшую из трех митрополичьих кафедр, а на его место назначается только что возведенный в сан митрополита Питирим (Окнов). С карьеристами, любимцами сильных века сего так не поступают.

В качестве обвинения митрополиту Владимиру приводится еще один случай, в свое время наделавший много шуму и давший повод к многим нареканиям на него, когда он был еще архиепископом, экзархом Грузии. Ректор Тифлисской семинарии архимандрит Серафим в присутствии воспитанников семинарии обозвал грузинское церковное пение «собачьим лаем». За этим последовал бурный взрыв негодования, распространившегося и на архиепископа Владимира. Вместо того чтобы наказать провинившегося архимандрита должным образом и тем умиротворить взволнованный край, архиепископ Владимир почему-то взял ректора семинарии под защиту и тем самым вызвал большое недовольство грузинских националистов.

Этот случай не только умножил число его врагов, но и помог открыть еще одну черту его характера. Взяв под защиту архимандрита Серафима, архиепископ Владимир ставил под угрозу собственное благополучие и популярность, а может быть и безопасность. В это время Грузия кипела против всего русского особенной ненавистью, которая доходила до таких размеров, что через десять лет после описываемого события националисты убили бывшего там в то время архиепископа Никона. Для архиепископа Владимира было бы гораздо легче и спокойнее пожертвовать одним человеком, сгоряча сказавшим действительно очень грубую, пожалуй возмутительную фразу. Но он понял, что это сказано именно сгоряча и не побоялся никаких громов и молний. При таких обстоятельствах этот поступок архиепископа Владимира требовал большого мужества и внутренней самостоятельности.

23 ноября 1915 года был переведен на Киевскую кафедру. За ним было сохранено звание первенствующего члена Священного синода и соединённые с этим званием права. В этом же году митрополит Владимир удостоился степени доктора богословия.

Октябрьская революция 1917 г. вызвала нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу.

22 января 1918 года начался ружейный и орудийный обстрел Киева со стороны Дарницы. К вечеру 23 января большевики овладели Киево-Печерской Лаврой, и тогда в ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся монголами при разорении Киева и Лавры в 1240 году. Вооружённые толпы людей врывались в храмы, с шапками на го ловах и с папиросами в зубах, производили крик, шум, безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святыней, вламывались в жилища монахов днём и ночью, стреляли над головами смертельно перепуганных стариков, производили неописуемые литературно осквернения святынь, избивали стариков, грабили, что только попадалось под руку, останавливали монахов днём во дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками, хватали оказавшихся в то время в лавре посторонних, особенно военных, предавали их жестокой смертной казни.

25 января вечером пять вооружённых солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного случайного очевидца мученической кончины владыки, убийцы привезли святителя Владимира к месту расстрела на автомобиле. Когда убий цы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к убийцам с такими словами: «Что, вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из них ответил: «А что же, церемониться с тобою?» Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: «Но только поскорее»! Митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром», — потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежа щего сделали несколько выстрелов.

Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита впоследствии показал, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием.

Читайте также:
София Суздальская: житие, дни памяти и мощи, в чем помогает

Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, так сказал о мученической смерти митрополита Владимира: «Конечно, судя по человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России».

Владимир Богоявленский — первый архиерей-новомученик Русской церкви

Владимир (Богоявленский), свщмч.

Митрополит Владимир (в миру — Василий Никифорович Богоявленский; 1 января 1848 с. Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии — 25 января (7 февраля) 1918 Киев) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Киевский и Галицкий (1915—1918); первенствующий член Святейшего Синода (с ноября 1912 года). Был единственным иерархом Русской Церкви синодального периода, занимавшим все 3 митрополичьи кафедры Российской империи.

Прославлен Русской Православной Церковью в 1992 году в лике святых как священномученик; память — 25 января по юлианскому календарю.

Родился 1 января 1848 в семье священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии.

Окончил Тамбовскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию в 1874 со степенью кандидата богословия. Доктор богословия (1915).

С 1874 преподавал гомилетику, литургику и пастырское богословие в Тамбовской духовной семинарии. С 1875 преподавал там же Священное Писание. Одновременно, был преподавателем немецкого языка в семинарии, а также являлся учителем географии вначале в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии.

Священник и монах

Оставил преподавание ради пастырской деятельности. 31 января 1882 был рукоположен во священника Покровской соборной церкви города Козлова. С 1883 — настоятель Троицкой церкви этого же города, благочинный городских церквей. Показал себя талантливым проповедником, проводил с прихожанами внебогослужебные беседы.

После смерти жены и единственного ребёнка, принял монашеский постриг (8 февраля 1886).

С 9 февраля 1886 — архимандрит, настоятель Тамбовского Троицкого монастыря, с 6 октября 1886 — настоятель Новгородского Антониевого монастыря.

Первое десятилетие архиерейства

13 июня 1888 хиротонисан петербургским митрополитом Исидором (Никольским) во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

С 19 января 1891 — епископ Самарский. Ввёл внебогослужебные собеседования в различных церквях и сам присутствовал на них. Основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство, организовывал духовно-нравственные чтения в семинарии. Открывал женские церковные школы. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье, совпадавшей с голодом вследствие неурожая. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. Состоял почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве.

Деятельность энергичного архипастыря и проповедника был оценена обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым, внимание которого было обращено, в частности, известным юристом А. Ф. Кони, случайно слышавшим слово Владимира в самарском соборе, что положило начало его быстрому продвижению вверх в церковной иерархии. С 18 октября 1892 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, член Святейшего Синода. За время его служения в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трёхсот церковно-приходских школ, учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при тифлисских церквах устроены были столовые для бедного народа. Как и в Самаре, большое внимание уделял внебогослужебным собеседованиям. Его соработник в тот период священник Иоанн Восторгов позднее вспоминал, что экзарх был объектом постоянных клеветнических донесений в Петербург со стороны местного грузинского духовенства; Восторгов также свидетельствовал, что в июне 1895 года, в день, когда в синодальной конторе в Тифлисе бывший священник Колмахелидзе убил архимандрита Николая Симонова, экзарх также стал объектом предотвращённого покушения, со стороны псаломщика, пойманного в кустах у дома экзарха с кинжалом.

21 февраля 1898 назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троицкой Сергиевой Лавры. Прибыл в Москву 27 марта того же года; был торжественно встречен на Николаевском вокзале духовенством, народом и генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем. На следующий день торжественно вступил на кафедру московских святителей в Успенском соборе Кремля.

В Москве занимался миссионерством среди рабочих, полемикой с марксистскими идеями. В 1905 активно поддержал усилия московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова по борьбе с революцией. Обращал особое внимание на борьбу с народным пьянством. В 1911 под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд. В здании построенного при нём Епархиального дома проводились лекции, чтения, беседы, действовала библиотека с читальным залом. Поддерживал церковную и благотворительную деятельность великой княгини Елизаветы Феодоровны (канонизирована в 1992).

23 ноября 1912 назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующим членом Святейшего Синода. По назначении в Петербург, 3 декабря того же года прибыл в Москву для прощания с московской паствой (находился в Москве вплоть до 10 декабря), в ходе которого имел место ряд посещений и приёмов.

Высочайшим рескриптом от 21 февраля 1913 года (празднование 300-летия Царствования Дома Романовых) ему был пожалован крест для предношения в священнослужении.

В январе 1915 года пресса сообщала, что в ходе прений в Синоде по иску о расторжении брака одной особы по причине заболевания сифилисом её супругом стал на сторону тех, кто высказывались против дачи развода, указывая, среди прочего, сто «сифилис, к прискорбию, сильно распространён в народе, и не следует создавать лишний прецедент для исков о разводе».

Выступал против влияния Григория Распутина на синодальные дела, в связи с чем вызвал недовольство царского двора, что привело к его удалению со столичной кафедры.

С 23 ноября 1915 года — митрополит Киевский и Галицкий с сохранением звания первенствующего члена Святейшего Синода.

Протопресвитер Георгий Шавельский, бывший членом Синода в предреволюционные годы, находясь в эмиграции, так оценивал его деятельность как первенствующего члена Святейшего Синода: «Благочестивый и скромный, добрый, простой, честный и прямой — он однако совсем не подходил для своего поста. Ему не доставало нужного ума и широты взгляда, быстрой сообразительности и необходимой деловитости. Для какой-либо провинциальной кафедры он оказался бы весьма достойным архипастырем, но в вожди Русской Церкви, да ещё в столь бурное время, он совершенно не годился: для этого ему не хватало и авторитета, и кругозора, и такта, и даже ловкости. В царской семье, как и в высших кругах, он не пользовался почётом; не сумел он стяжать и любви народной. Руководить синодальной работой он не мог: заседания Синода под его председательством проходили запутанно и нудно. Нужен был совсем иной кормчий для Церкви и Синода.»

Читайте также:
Максим Грек - житие и биография преподобного, деятельность и сочинения, послания, мощи и почитание, дни памяти

По воспоминаниям князя Н. Д. Жевахова, бывшего тогда товарищем Обер-прокурора Святейшего синода Н. П. Раева, в революционные дни, на «памятном» заседании Святейшего Синода 26 февраля 1917 года, когда Петроград был полностью парализован смутой, отверг предложение князя обратиться с воззванием к населению, сказав ему: «Это всегда так. Когда мы не нужны, тогда нас не замечают: а в момент опасности к нам первым обращаются за помощью». Признал Временное правительство, но подал в отставку с поста члена Синода, оставшись на киевской кафедре.

15 августа 1917 года возглавил совершение литургии в московском кремлёвском Успенском соборе, предварявшей занятия Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, Почётным Председателем которого он был избран (Председателем Собора был избран Московской митрополит Тихон (Беллавин).

Выступал против автокефалистских настроений среди части киевского украинского духовенства, образовавшего осенью 1917 года, при поддержке министра исповеданий Центральной Рады Миколы Бессонова (бывший епископ Никон), «Всеукраинскую церковную раду» под председательством архиепископа Алексия (Дородницына), бывшего Владимирского, противостоявшего Киевскому митрополиту.

28 декабря 1917 года, по благословению Патриарха Тихона, в Киеве открылся Всеукраинский Церковный Собор. Фактическое начало занятий Собора состоялось 8 января 1918 года под председательством митрополита Владимира. Патриарха Тихона на Соборе представлял митрополит Платон (Рождественский). 19 января 1918 года закрылась первая сессия Всеукраинского Собора; митрополит Владимир был избран председателем Комиссии по созыву новой сессии Собора, намеченной на май 1918 года.

Был убит сразу по взятии Киева большевиками, которые вели боевые действия против войск украинской Центральной рады.

Вечером 25 января 1918 к митрополиту, жившему в Киево-Печерской Лавре, пришли пять вооружённых солдат во главе с матросом. Ранее монахами Лавры, недовольными своим архипастырем и подстрекаемыми жившим в Лавре архиепископом Алексием (Дородницыным), был пущен слух, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов, и пришедшие требовали, чтобы он их отдал.

Почитание и прославление

Всероссийский Поместный собор, на своей второй сессии, «Определением Священного Собора Православной Российской Церкви о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» от 5 (18) апреля 1918 года, в частности, установил совершать поминовение «в день 25 января или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Место кончины митрополита стало посещаться богомольцами. Вскоре появился деревянный крест.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 прославил митрополита Владимира (Богоявленского) в лике священномучеников; а также установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских — российских святых XX века — «25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного».

Летом 1992 мощи священномученика Владимира были обретены и находятся ныне в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, в пещерной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Владимир (Богоявленский), митрополит

Митрополи́т Влади́мир (в миру — Васи́лий Ники́форович Богоявле́нский; 1 января 1848 с. Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии — 25 января (7 февраля) 1918 Киев) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Киевский и Галицкий (1915—1918); прославлен Русской Церковью в лике святых в 1992.

Был единственным иерархом Русской Церкви синодального периода, занимавшим все 3 митрополичьи кафедры Российской империи.

Содержание

Детство; образование

Родился 1 января 1848 в семье священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии.

Окончил Тамбовскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию в 1874 со степенью кандидата богословия. Доктор богословия (1915).

Преподаватель

С 1874 преподавал гомилетику, литургику и пастырское богословие в Тамбовской духовной семинарии. С 1875 преподавал там же Священное Писание. Одновременно, был преподавателем немецкого языка в семинарии, а также являлся учителем географии вначале в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии.

Священник и монах

Оставил преподавание ради пастырской деятельности. 31 января 1882 был рукоположен во священника Покровской соборной церкви города Козлова. С 1883 — настоятель Троицкой церкви этого же города, благочинный городских церквей. Показал себя талантливым проповедником, проводил с прихожанами внебогослужебные беседы.

После смерти жены и единственного ребёнка, принял монашеский постриг 8 февраля 1886).

С 9 февраля 1886 — архимандрит, настоятель Тамбовского Троицкого монастыря, с 6 октября 1886 — настоятель Новгородского Антониевого монастыря.

Первое десятилетие архиерейства

13 июня 1888 хиротонисан петербургским митрополитом Исидором во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

С 19 января 1891 — епископ Самарский. Ввёл внебогослужебные собеседования в различных церквях и сам присутствовал на них. Основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство, организовывал духовно-нравственные чтения в семинарии. Открывал женские церковные школы. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье, совпадавшей с голодом вследствие неурожая. Митрополит Казанский и Свияжский Серафим вспоминал, что «в то время, когда власть терялась, святитель первый пошел к народу с крестом в руках». По его инициативе был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи и организован сбор пожертвований пострадавшим от холеры и голода. При содействии епископа устраивались бесплатные столовые для голодающих. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией.

Читайте также:
Святой Андрей Критский - житие и труды, мощи и дни памяти, творчество

Деятельность энергичного архипастыря и красноречивого проповедника был положительно оценена обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым (внимание которого на деятельность епископа Владимира обратил, в частности, известный юрист А. Ф. Кони), что содействовало его назначению на более высокие должности в церковной иерархии.

С 18 октября 1892 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, член Святейшего Синода. За время его служения в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трехсот церковно-приходских школ, учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при тбилисских церквах устроены были столовые для бедного народа. Часто ездил по епархии, посещая отдалённые приходы. Как и в Самаре, большое внимание уделял внебогослужебным собеседованиям.

Митрополит

21 февраля 1898 назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троицкой Сергиевой Лавры. Прибыл в Москву 27 марта того же года; был торжественно встречен на Николаевском вокзале духовенством, народом и генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем. На следующий день торжественно вступил на кафедру московских святителей в Успенском соборе Кремля [1] .

В Москве занимался миссионерством среди рабочих, полемикой с марксистскими идеями. В 1905 активно поддержал усилия московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова по борьбе с революцией. Обращал особое внимание на борьбу с народным пьянством. В 1911 под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд. В здании построенного при нём Епархиального дома проводились лекции, чтения, беседы, действовала библиотека с читальным залом. Поддерживал церковную и благотворительную деятельность великой княгини Елизаветы Фёдоровны (канонизирована в 1992).

23 ноября 1912 назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующим членом Святейшего Синода. Выступал против влияния Григория Распутина на церковные дела, в связи с чем вызвал недовольство царского двора, что привело к его удалению со столичной кафедры.

С 23 ноября 1915 — митрополит Киевский и Галицкий с сохранением звания первенствующего члена Святейшего Синода.

По воспоминаниям князя Н. Д. Жевахова, в революционные дни, на «памятном» заседании Святейшего Синода 26 февраля 1917, когда Петроград был полностью парализован смутой, отверг предложение князя обратиться с воззванием к населению, сказав ему [2] : «Это всегда так. Когда мы не нужны, тогда нас не замечают: а в момент опасности к нам первым обращаются за помощью».

В 1917 признал Временное правительство, но подал в отставку с поста члена Синода, оставшись на киевской кафедре.

Участник Всероссийского Поместного собора 1917—1918.

Выступал против автокефалистских настроений среди части киевского украинского духовенства, образовавшего осенью 1917 года, при поддержке министра исповеданий Центральной Рады Миколы Бессонова (бывший епископ Никон), «Всеукраинская церковная рада» под председательством архиепископа Алексия (Дородницына), бывшего Владимирского, противостоявшего Киевскому митрополиту [3] .

28 декабря 1917 года, по благословению Патриарха Тихона, в Киеве открылся Всеукраинский Церковный Собор. Фактическое начало занятий Собора состоялось 8 января 1918 года под председательством митрополита Владимира [4] . Патриарха Тихона на Соборе представлял митрополит Платон (Рождественский). 19 января 1918 года закрылась первая сессия Всеукраинского Собора; митрополит Владимир был избран председателем Комиссии по созыву новой сессии Собора, намеченной на май 1918 года.

Гибель

Был убит сразу по взятии Киева большевиками, которые вели боевые действия против войск украинской Центральной рады.

Вечером 25 января 1918 к митрополиту, жившему в Киево-Печерской Лавре, пришли пять вооружённых солдат во главе с матросом. Ранее монахами Лавры, недовольными своим архипастырем и подстрекаемыми жившим в Лавре архиепископом Алексием (Дородницыным) [5] , был пущен слух, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов, и пришедшие требовали, чтобы он их отдал.

По словам случайного очевидца [6] , убийцы привезли митрополита к месту расстрела, возле стен Киево-Печерской Лавры, на автомобиле.

Впоследствии было проведено расследование убийства. Архиепископ Русской Зарубежной Церкви Аверкий (Таушев) в 1974 году в своём слове «ко дню Русской Скорби» говорил:

— «Сатанинская природа бунта» // Архiепископъ Аверкiй. Современность въ свѣтѣ Слова Божiя. Слова и рѣчи. Т. IV, Jordanville, 1976, стр. 165.

29 января (ст. ст.) тело митрополита было перенесено в Великую церковь Лавры. Чино отпевания возглавил митрополит Тифлисский Платон (Рождественский).

Могила митрополита Владимира сохранялась в тайне, чтобы власти не могли уничтожить его мощи.

Всероссийский Поместный собор 1917—1918 в Определении «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» установил совершать поминовение «в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину генений исповедников и мучеников».

«Акт освидетельствования тела»

Текст «Акта освидетельствования тела» высокопреосвященнейшего митрополита Киевского Владимира, убиенного 25 января 1918 года, произведенного (освидетельствования) 26 января того же года”:

Тело митрополита Владимира оказалось, при освидетельствовании, в умеренно окоченелом состоянии; руки полусогнуты и сложены на туловище, причем пальцы правой руки сложены для крестного знамения; правая нога полусогнута в коленях, а левая выпрямлена, на тело надето нижнее белье. На лице замечается разница в окраске правой и левой половины. На покрасневшей правой щеке, кроме мест хронического воспаления с поверхностным изъязвлением кожи, замечаются узкие ссадины свежего происхождения, на которых видна сукровица, растекающаяся по щеке. На полтора сантиметра выше угла правой глазной щели имеется рана около трех миллиметров в диаметре с неровными краями, по всей вероятности, огнестрельного происхождения. В левой темянно-затылочной области имеется резаная рана с неровными краями, проникающая всю толщу покровов головы с обнажением кости, длиною два сантиметра. Под правым ухом, вблизи угла челюсти, имеется рана, колотая длиною в три миллиметра. На правой стороне, в области усов, имеются три колотые раны губы. В области правой ключицы огнестрельная рана с обожженными краями величиною около двух миллиметров в диаметре, — ниже ее вершка на полтора, имеется огнестрельная, по всей вероятности, рана до полусантиметра в диаметре. Задняя стенка подкрыльцевой ямки представляет собою разорванную рану величиною в небольшой кулак; эта рана имеет на средине кожаную спайку, тоже надорванную; мягкой части из мышц и кожи в этой ране перерваны и частью вырваны; частей реберных костей, расположенных в области этой раны, недостает, а междуреберных мышц не имеется, и вся правая полость груди открыта. В правой поясничной области по подмышечной линии имеется горизонтальная колотая рана длиною до трех сантиметров, из которой торчит часть сальника. В левой подмышечной области, у края восьмого ребра, имеется рана, проникающая всю толщу покровов, круглого очертания, с равными краями, слегка пропекшимися, около полусантиметра в диаметре. В области рукоятки грудины, у левого ее края, имеется рана до двух миллиметров шириною, колотого характера. Из записанных повреждений — огнестрельные раны: в правый висок — слепая, в верхнюю часть правой половины груди, с выходом в правую подмышечную область, — раны, носящие характер действия разрывных пуль, а также колотая рана живота с выпадением внутренности — сальника, должно считать смертельными. Соответственно описанным ранам тела на одежде убитого как верхней — теплой шубы, так и нижних — рясе, и подряснике — имеются разрезы. На клобуке, в нижней правой части его, соответственно надглазной ране имеется круглая дыра, закопченная дымом в окружности, в задней часта клобука имеются три прорванных дыры, соответствующих местам ранений головы.

Читайте также:
Житие Пантелеймона целителя - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Освидетельствование тела убитого митрополита Высокопреосвященного Владимира производил врач статский советник Алексей Городецкий

Почитание и прославление

В церковной среде широко распространилось мнение, что митрополит Владимир пал от рук захвативших Киев и Киево-Печерскую Лавру большевиков; такая версия нашла отражение в агиографическом труде сбежавшего из СССР священника Михаила Польского [6] .

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 прославил митрополита Владимира (Богоявленского) в лике священномучеников; а также установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских — российских святых ХХ века — «25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного» [7] .

Летом 1992 мощи священномученика Владимира были обретены и находятся ныне в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, в пещерной церкви Благовещения Пресвятой Богоридицы.

МОЛИТВА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ВЛАДИМИРУ, МИТРОПОЛИТУ КИЕВСКОМУ И ГАЛИЦКОМУ.

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире!
Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя.
Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся.
Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия.
Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни.
Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши.
Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление.
Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Тропарь, глас 2-й
Веры православныя непорочный блюстителю и заповедей Христовых усердный исполнителю, священномучениче Владимире, Христа всем сердцем возлюбив, паству твою до́бре упасл еси́, незло́биво мученическую смерть прия́л еси́. Сего́ ради в вечной славе пребывая, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4-й
Образ Христова милосердия являя, покров и защищение пастве твоей был еси́, святи́телю отче Владимире, в кротости страдания приемля, безбожных мучителей, благословляя, простил еси. Темже и нам испроси у Христа Бога дух ми́рен и ве́лию милость.

Святой праведный Иоанн Русский, исповедник

Аудио

Память 27 мая / 9 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святой Иоанн Русский, исповедник

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Святой Иоанн родился в одном из сел Малороссии в 1690 году и воспитывался в благочестии и любви к добродетелям. По достижении зрелого возраста он был призван на царскую воинскую службу и участвовал в русско-турецкой войне (1710). Во время неудавшегося Прутского похода его взяли в плен татары [1] и продали в рабство одному турецкому кавалерийскому офицеру, который отвез Иоанна к себе на родину – в каппадокийский Прокопион.

В то время как многие его товарищи по пленению отреклись от христианства, святой Иоанн стойко сопротивлялся и обещаниям, и побоям хозяина, говоря, что никакие муки не могут поколебать его любви ко Христу. При этом он добавлял: «Ты господин моего тела, но не моей души. Если ты дашь мне свободу исповедовать мою веру, я буду хорошо служить тебе. С радостью тут, в уголке конюшни, буду я думать о Христе, для Которого вифлеемские ясли стали царским ложем. Я безропотно вынесу твои побои, как Господь терпел побои воинов. Но даже если ты предашь меня самым страшным и самым ужасным мучениям, я никогда не отрекусь от Христа». Такие слова, исполненные пламенной христианской ревности, а также целомудренное и скромное поведение изменили чувства и отношение к нему турецкого офицера. Он прекратил издеваться над христианином и больше не принуждал отречься от веры.

Иоанн был приставлен к уходу за лошадьми. Он жил в темном уголке конюшни, а когда хозяин выезжал верхом в город, был обязан следовать за ним пешим, как раб. Но блаженный с признательностью принимал такое унизительное положение и благодарил Господа за то, что такой ценой освободился от принуждения к отступничеству. Иоанн, подобно праведному Иову, ходил босым и зимой и летом, одевался в лохмотья, спал на охапке соломы или на навозной куче, но при этом продолжал благочестивую жизнь, проводил целые ночи в молитве, стоя на коленях на паперти соседней церкви святого Георгия. Иоанн безропотно принимал оскорбления и насмешки других невольников и охотно помогал им.

Читайте также:
Ефросинья Полоцкая: житие и биография, факты из жизни, мощи и памятник, почитание и дни памяти, в чем помогает

Такая жертвенность и подвиги благочестия оказали благотворное влияние на его хозяина, ставшего к тому времени самым богатым и уважаемым среди горожан. Однажды хозяин решил отправиться в паломничество в Мекку, полагающееся всякому правоверному мусульманину, и после долгого и изнурительного путешествия прибыл в священный город.

Через несколько недель после отъезда хозяина его жена пригласила родственников и друзей на большой ужин, чтобы гости смогли выразить свои пожелания благополучного возвращения ее супруга. Когда Иоанн вошел в зал, неся гостям обильный плов, хозяйка дома воскликнула: «Как был бы рад муж, если бы был с нами, ведь плов – его любимое блюдо!» Иоанн на некоторое время предался безмолвной молитве, а затем попросил хозяйку дать ему блюдо с пловом, чтобы послать хозяину в Мекку. Гости стали насмехаться над ним, а хозяйка с улыбкой подала блюдо с пловом. Иоанн вернулся в конюшню и обратился к Господу с такой молитвой: «Пусть Тот, Кто некогда послал пророка Аввакума в Вавилон, чтобы передать пищу пророку Даниилу в львиный ров (см.: Дан. 14: 34), исполнит и мою молитву и доставит это блюдо моему хозяину!» Затем он возвратился в зал, где шло пиршество, и сообщил, что блюдо прибыло по назначению. Все рассмеялись и стали обвинять его в том, что он украдкой сам съел весь плов.

Однако хозяин, вернувшись из паломничества, привез с собой пустое блюдо, украшенное его инициалами, и рассказал, что однажды вечером, вернувшись в свой шатер, обнаружил это блюдо, наполненное вкусным пловом. Все домочадцы были потрясены рассказом и, призывая Аллаха, стали с тех пор относиться к христианскому невольнику с уважением и почтением. Иоанну предлагали свободу, более достойную комнату, но святой отказался, сказав, что предпочитает остаться в своем углу в конюшне, где ему лучше славить Господа.

Так в благочестии он и жил долгие годы. Заболев, Иоанн попросил священника принести ему святое причастие. Тот, опасаясь открыто принести святыню в дом мусульманина, спрятал его в яблоко, которое и передал святому. Так Иоанн получил напутствие в жизнь вечную и почил в мире 27 мая 1730 года, чтобы получить славную свободу чад Божиих.

Через три года старый священник и другие христиане видели и неоднократно, как ночью огненный столп спускался с небес на могилу святого. Они открыли ее и обнаружили, что мощи Иоанна нетленны и источают благоухание. Христиане перенесли их с большой радостью в церковь святого Георгия, поместив в раке под алтарем.

С тех пор от святых мощей совершилось множество чудес не только для христиан, но и для мусульман Каппадокии. В 1832 году, во время разграбления деревни армией Осман-паши, турецкие солдаты бросили мощи в огонь. Но драгоценная святыня осталась невредимой, а в пламени явился сам Иоанн и стал грозить безбожным солдатам. Испуганные турки, оставив добычу, бросились бежать из деревни.

В другой раз святой появился, чтобы своими руками удержать рушащуюся крышу над греческой школой, и так спас два десятка ребятишек, которые там находились.

Во время изгнания греков из Малой Азии в 1922 году христиане Прокопиона взяли с собой, как самое драгоценное сокровище, мощи праведника и перенесли их в селение Новый Прокопион на острове Эвбея. Доныне святой Иоанн Русский почитается там как неиссякаемый источник исцелений и благословения для всех, кто обращается к нему с верой.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Житие и чудеса святого Иоанна Русского, в чем помогает икона и тексты молитв

Иоанн Русский прожил значительную часть жизни на чужбине, провел многие годы в плену у турок, стойко перенес мучения, остался верен православной вере. Простой солдат из Малороссии не отрекся от Христа, чем заслужил уважение мусульман, которые смогли оценить стойкость и душевную силу христианина. Святого Иоанна именуют Русским во всем православном мире, мощи явили множество чудес и исцелений, молитвы помогают всем, кто обращается за поддержкой.

Краткое жизнеописание святого

Святой праведник прославился стойкостью веры, смирением, готовностью к тяжелой работе, отказом от жизненных благ. Первые чудеса были явлены Иоанном еще при жизни. Плененный солдат удивил турок терпением, спокойным достоинством, готовностью принять мучения во славу Христа. Без громких слов и поучений Иоанн заставил уважать себя всех жителей турецкой деревни.

Происхождение

Иоанн родился в семье запорожских казаков в Малороссии в 1790 году. Родители были благочестивыми людьми, воспитали сына в твердой православной вере. Это было тяжелое время – юг России страдал от народных волнений, регулярно случались засухи, мор. Родители Иоанна были простыми людьми, мальчик полностью испытал все тяготы и невзгоды небогатого существования.

Служба в царской армии

В армию Иоанн попал по рекрутскому набору, достигнув призывного возраста. Юноша участвовал в Прутском походе императора Петра в 1711 году. Компания не удалась, Петр едва не погиб, тысячи русских солдат попали в плен к туркам. Не избежал этой участи и Иоанн. После пленения татары доставили Иоанна и других несчастных в Константинополь и продали в рабство туркам. Хозяином молодого солдата стал человек, которого именуют в житии Ага. Местом рабского служения Иоанна стала родина хозяина – поселок Прокопион, который сейчас называется Ургюп (Турция). По заключенному Петром мирному соглашению пленных турки не возвращали.

Русские солдаты в плену испытывали побои, пытки, унижения. Облегчить свое рабское положение можно было принятием ислама. Многие соглашались на это, чтобы сохранить жизнь.

Не избежал мучений и Иоанн. Прокопион был ставкой янычар, отличающихся особой жестокостью и ненавистью к православным. От Иоанна требовали отречения от веры. Чтобы склонить к отступничеству, топили в навозной жиже, избивали, выжгли волосы и кожу на голове. Ни многократные пытки, ни обещания богатства не сломили волю пленника.

Читайте также:
Житие великомученицы Параскевы Пятницы - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святой

Всегда кроткий и смиренный Иоанн заявил Аге, что тот может забрать его голову, но не веру, что он родился христианином, так и умрет. Твердость пленника вынудила Агу отступиться, он велел хорошо исполнять обязанности, отправив работать на конюшню.

Иоанн был отличным работником, кони встречали его радостным ржанием, подставляли головы для ласк. Спал солдат прямо в конюшне, ничуть не смущался своего скромного ложа, ведь Христос пришел в мир в яслях. Большую часть ночи святой проводил в молитвах, питался скудно. Раз в неделю тайком ходил в храм Святого Георгия, расположенный поблизости.

Постепенно усмешки и презрение турок сменились уважением к спокойствию, твердой воле, доброжелательности и трудолюбию русского солдата. Хозяин Иоанна стал богатеть, превратился в одного из самых уважаемых жителей Прокопиона, при этом Ага чувствовал, что обязан своим благосостоянием молитвам святого.

Известные чудеса

Святой трудился весь день, ночью неустанно молился. Хозяева стали замечать, что после молитв запах лошадиного навоза уходит, воздух в конюшне благоухает приятным ароматом. Зависть других рабов не обижала Иоанна, он помогал им в работе, делился скудной пищей.

Разбогатевший Ага отправился в Мекку в хадж, чтобы поблагодарить Аллаха за помощь в делах. Собравшиеся в это время родственники хозяина сидели за обильным праздничным столом, а Иоанн прислуживал им. Хозяйка, угощая гостей пловом, пожалела, что Ага не может попробовать свою любимую еду.

Иоанн попросил блюдо плова, сказав, что хозяин получит его в Мекке. Зная, что русский пленник подкармливает рабов и бедных соседей, турчанка решила, что пловом угостятся голодные и отдала Иоанну. Когда Ага вернулся из хаджа, он привез домашнее блюдо. Рассказал чудесную историю – в Мекке он обнаружил гору плова на хорошо знакомой домашней посуде в закрытой комнате, когда вернулся из мечети.

Господь откликнулся на горячие молитвы святого Иоанна, совершил чудо. Об этой истории стало известно в селе и окрестностях, о пленнике заговорили как о святом, который удостоился благодати Божьей за праведную жизнь.

Окончание жизненного пути

Уважение и почитание не изменило святого. Он продолжал работать на конюшне, отказался от предложенного хозяином удобного помещения, постился и неустанно молился по ночам. Мучения, годы плена, тяжелая работа истощила физические силы святого. Он заболел и слег. Перед смертью попросил пригласить священника для Причастия. Святые дары православный священник укрыл в яблоке, чтобы скрыть от мусульман. Скончался Иоанн Русский 27 мая 1730 года.

Ага разрешил похоронить раба по православной традиции, пожертвовал лучший ковер из дома. Хоронили святого всем Прокопионом, тело несли турки, греки, армяне. Иоанн упокоился в церкви Святого Георгия, куда ходил молиться все годы плена.

Могила святого сразу стала местом почитания православных греков. Те, кто обращался за заступничеством к Иоанну Русскому, чудесным образом исцелялись. Слепым возвращалось зрение, парализованные начинали ходить, одержимые бесом освобождались от нечистого.

Важно: святой Иоанн отвечал на молитвенные просьбы не только православных, но всех, кто обращался за помощью.

Паломники из окрестных селений тысячами стекались к могиле. Священник храма Святого Георгия спустя 3 года после кончины святого увидел его во сне. Иоанн поведал ему, что православные могут обрести нетленные мощи. Сомнения батюшки развеялись, когда над могилой вспыхнул столб яркого света. Могилу вскрыли, тело святого извлекли. Оно благоухало и осталось нетленным.

Мощи перенесли в храм для поклонения. Спустя несколько лет турецкие войска церковь пытались разграбить, мощи сжечь. Но в огне появилась грозная фигура святого и изгнала вандалов из храма. Мощи закоптились, но остались целыми, не потеряли своей благодатной силы.

Справка: нетленные останки Иоанна Русского перенесли в большой храм Василия Великого, который построили в Прокопионе. Часть мощей была с почетом перенесена в Афон.

Почитание и значение в православии

Иоанн Русский заслужил глубокое прижизненное уважение и почитание не только православных, но и иноверцев. Святой не только не отрекся от веры отцов, но всю жизнь являлся примером для всех местных православных, других пленников.

Церковь чтит св. Иоанна за явленный пример стойкости, несокрушимой веры в Господа, смирение и силу духа. Святой часто повторял слова «Ничтоже мя разлучит от любви Христовой: ни скорбь, ни мучения, ни огонь…». Русский солдат нес Христа в сердце, соблюдал православные обряды, вел праведную жизнь, чем заслужил благодать Божью. В 1962 году канонизирован РПЦ в лике праведного, в честь святого построены храмы в России, Украине. День памяти Иоанна Русского – 9 июня.

Чудотворение мощей

Множество удивительных чудес явили мощи святого. Ежегодно на нетленном теле в раке меняют одеяния. Обувь святого оказывается заношенной до дыр. Иоанн ходит по миру, помогая всем нуждающимся. Это небольшой список из большого числа чудес, явленных мощами и по молитвам к святому:

  1. В Ургюпе святой приснился мальчику, Иоанн поддерживал крышу школы. В этот же день во время школьных занятий школьная крыша обрушилась. Прибежавшие в ужасе селяне ожидали увидеть погибших детей. Но, по молитвам святого, ребята догадались спрятаться под партами, и все уцелели.
  2. В 1998 году мощи исцелили от рака девочку из Москвы. Ребенок долго болел, семья копила деньги на дорогую операцию, но набрать необходимую сумму не могли. На скопленные средства девочку повезли к мощам на Эвбею. Ребенка положили в открытую раку, ей стало лучше, девочка постепенно выздоровела.
  3. В жестокий шторм в 1978 году в море погибало грузовое судно. Корабль потерял управление, сбился с курса. Капитан вознес молитву к Иоанну Русскому в надежде на помощь. Когда рассвело, моряки увидели, что судно стоит вблизи порта. Святой привел корабль к берегу.
  4. Неверующий смертельно больной врач был исцелен по молитве к святому. К больному в палату пришел Иоанн в образе молодого коллеги и сказал, что забирает его болезнь. Анализы показали, что врач выздоровел.
Читайте также:
Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

У мощей святого Иоанна висит палка, напоминая всем православным, что достойная жизнь, молитва и вера в Господа творят чудеса. Свою палку оставила старушка, которой мощи помогли распрямиться и выздороветь.

Иконография

По православной традиции, иконописцы пишут Иоанна красивым молодым человеком. Изображают обычно в бедных одеждах пленника. На ростовых иконах святого пишут босым, чтобы напомнить о рабском положении и плене. Вокруг святого нередко изображают картины из жития.

Жизнь святого была короткой, поэтому на греческих, русских иконах Иоанн всегда молод. В руках держит крест, свиток Священного Писания, иногда рука приподнята в жесте благословения православных. На некоторых иконах Иоанна пишут в порфире, в блеске и величии святости.

О чем просят перед образом

Святой прославился бескорыстной помощью своим друзьям по несчастью, таким же обездоленным и униженным пленникам, как сам. Его хозяин Ага был уверен, что достиг богатства благодаря молитвам Иоанна. Святой помогает всем, обращаться к нему можно в разных нуждах и невзгодах. Перед образом просят:

  • об укреплении в вере, избавлении от сомнений;
  • о даровании здоровья, исцелении;
  • защитить от распрей, вражды, укрепить межнациональное, религиозное единство, дружбу;
  • обрести душевный покой, простить обидчиков, врагов, недоброжелателей;
  • помочь в трудных делах, заботах.

Молитва перед образом помогает в защите от стихийных бедствий, катастроф, а также в разрешении семейных неурядиц, болезнях детей. Святой обращает молитвы к Всевышнему и просит за всех, кто надеется на его помощь.

Текст молитвы

Молитвенные обращения к святому помогают укрепить веру, обрести твердость и уверенность в жизни, помочь в исцелении.

Молитва об исцелении

О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва о благополучии детей

О, святый новоявленный угодниче Божий, Иоанне Русский! Подвигом добрым подвизаяся на земли, восприял еси на небесех венец правды, еже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстояй Престолу Божию, приими моления наша, раб Божиих (имена), и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу козней диавольских, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков.

Иоанн в невыносимых условиях сумел отстоять свою веру, прославил отечество. За праведную жизнь святой удостоился Божьей благодати, он совершал чудеса при жизни, его мощи помогли тысячам людей исцелиться. Молитвы, обращенные к Иоанну Русскому, дают надежду православным на заступничество перед Господом, на помощь и поддержку в добрых начинаниях.

Житие праведника Иоанна Русского и его роль в православном мире

Житие святого праведного Иоанна Русского

Детство и отрочество

О юных годах жизни святого известно мало. Он родился на юге России, в сельской местности на территории Малороссии, в 1690 году. Его родители были православными, благочестивыми людьми. Они сызмальства привили сыну любовь к добродетелям. Возмужав, Иоанн был призван к военной службе в армии государя Петра I Алексеевича.

Солдатская служба и пленение

Иван был просто солдатом в царской армии, службу нес честно, принял участие в русско-турецкой войне. В 1711 году, когда совершился Прутский поход, Иоанн, как и многие русские солдаты, попал в плен к татарам, которые воевали в союзе с турками. Юношу отправили в Константинополь, где он был продан Аге, занимавшему пост начальника конницы турок. Рабовладелец привез русского пленного в Малую Азию, в свое родное поселение, расположенное за 12 часов пути от Кесарии Каппадокийской.

В результате неудачного похода русской армии многие православные солдаты попали в плен к мусульманам. Язычники прилагали все усилия, чтобы склонить русских к отречению от Православия. Мусульманам не нужно пополнять ряды единоверцев. Для них это злобная радость падения православных людей. К тем, кто переходил в ислам, мусульмане сохраняли презрение, ведь перешедший – предатель.

Читайте также:
Житие Вонифатия Тарсийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Чтобы склонить русских к измене, мусульмане использовали соблазны, уговоры, а для стойких воинов Христовых использовали пытки, истязания. Некоторые не выдерживали мук и принимали ислам. Иоанн любил Святое православие и Господа Иисуса Христа, его не страшили никакие мучения. Он сохранял русскую православную верность.

Подвиги в турецком плену

Господь за верность Иоанна смягчил сердце его земного хозяина. Ага позволил Иоанну сохранить верность Православия взамен на исправную службу рабом в его доме. Мучения завершились. Русскому пленнику полагалось заботиться о скоте, следить за конюшней. В ее углу находилась постель русского исповедника.

Ага с его женой прониклись симпатией к Иоанну и дали ему возможность сменить жилье. Но он предпочел остаться среди лошадей. Исповедник не замечал неудобства и молился по ночам, а запах лошадиного навоза исчезал, его заменяло благоухание. Питался подвижник только постной пищей.

Иоанн мало спал, тайком ходил в храм преподобного Георгия, который был расположен неподалеку от жилища Аги, и приступал ко Святому Причастию. У мусульманина улучшилось положение дел, и он понимал, что своим достатком обязан великому русскому подвижнику.

Имея достаток, Ага решил отправиться в Мекку. Его супруга устроила пир, чтобы отметить благополучное прибытие мужа к цели. При подаче гостям плова – любимого кушанья Аги, она отметила, что он был бы сейчас рад плову. Иоанн, со смирением служивший у стола, сказал в ответ, что плов отправится в Мекку к Аге. Он забрал блюдо с пищей и отправился в конюшню. Там, приклонив колени, он молился ко Господу, и Господь явил чудо – плов отправился к Аге.

Гости не поверили Иоанну, посчитав, что он либо сам его съел, либо раздал бедным людям. Но когда Ага возвратился из поездки, то предъявил привезенное из Мекки блюдо, на котором был плов. Оно появилось в его доме на столе, когда сам Ага отсутствовал, а входная дверь была заперта.

Эта новость быстро облетела округу. Иоанна стали любить и почитать, люди страшились и уважали праведника. Хозяева продолжали настаивать на его переезде из конюшни, но святой не поддался уговорам, продолжая строго поститься и нести крест подвижничества.

Житие Иоанна Русского – образец стойкости и силы русского духа

Последние годы жизни и кончина

Святого Иоанна постигла тяжелая болезнь и он, чувствуя, что близок час разлучения с телом, попросил приступить ко Святому Причастию. Священник, опасаясь реакции турок, не стал нести Святые Дары явно, а скрыл их в яблоке. Приступив к великому таинству, праведный Иоанн отошел ко Господу в конце мая 1730 года. Несмотря на то, что в округе был распространен ислам, исповедника похоронили в христианских традициях.

Люди в скором времени стали особенно чтить святого, свидетельствовали об исцелениях, происходящих на его могиле. Помощь получали как православные, так и люди подверженные ереси армянства и протестантизма.

Видео «Житие Иоанна Русского»

В этом видеоcюжете рассматривается краткая биография святого праведника.

Почитание святого Иоанна Русского

Святой Православной Церковью установлен день памяти святого исповедника 27 мая.

Святого особо почитают на Афоне в Русском монастыре, где находится часть его нетленных мощей. В России первый храм в честь святого исповедника построили в 2003 году в Москве. Строительство благословил патриарх Алексий II. Храмы в честь святого стоят в разных городах России и Украины. На иконе исповедника изображают с крестом в руке. К его помощи прибегают в различных житейских нуждах.

Перенесение святых мощей в Грецию

В 1733 году святой Иоанн пришел во сне к священнику, у которого причащался и рассказал о нетленности своих мощей. Слова исповедника подтвердились озарением могилы праведного Иоанна неземным сиянием. После вскрытия могилы было обнаружено чудо – мощи сохранили нетление и благоухают. Их поместили в храме преподобного Георгия.

Праведный Иоанн не позволял, чтобы его мощи делили. Тем, кто тайно забирал частичку мощей, святой грозил, и их приходилось вернуть. В Прокопионе был воздвигнут храм в честь святого исповедника, на который пожертвовали средства монахи из русского монастыря на Афоне. В благодарность афонитам была передана часть мощей святого – правая рука, и перенесена на Святой Афон. Сам Иоанн Русский не препятствовал этому.

Чудотворения мощей

В 1832 году, когда на турецкого султана поднялось восстание Ибрагим-паши и в Прокопион вошел враг, город был разграблен. Не обнаружив драгоценностей в гробнице исповедника Иоанна, воины выбросили нетленные мощи из храма, чтобы надругаться над христианской святыней и сжечь их. Пока они раскладывали костер, мощи исчезли и оказались вновь в храме. Их снова вынесли и поместили на огонь, который не повредил их. В этот момент они увидели самого святого Иоанна, стоящего в огне и грозящего хулителям. Воины испугались и сбежали, не забрав награбленные ценности. Святые мощи не были повреждены пламенем, а лишь стали чернее от гари, но сохранили свое благоухание.

Мощи святого находятся в Русском монастыре (гора Афон)

Молитва праведному Иоанну Русскому

Святой Иоанн является примером для каждого в смирении и верности Святому Православию. Он помогает всем, кто прибегает к нему с искренней верой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: