Захария и Елисавета – житие и биография святых, чудеса, дни памяти

Храм в честь св.блгв.кн.Александра Невского г.Архангельск

Архангельское благочиние Архангельской епархии Русской Православной Церкви

Пророк Захария и праведная Елисавета: житие, иконы, молитвы (+Видео)

18 сентября Церковь чтит память пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.

Житие

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно», страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.

Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский.

Пещера, где скрывалась св. Елисавета с младенцем Иоанном Предтечей

Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Иконы и картины

«Зачатие Иоанна Крестителя» (встреча Захарии и Елиcаветы; справа изображена фигура их будущего сына)

Захария и Елисавета (Рождество Иоанна Предтечи). XV век, Россия

«Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи», фреска Доменико Гирландайо в капелле Торнабуони

Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Убийство Захарии (миниатюра из Минология Василия II, 976—1025 гг.)

Статьи

Молитвы

Молитва первая

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Читайте также:
Житие преподобного Силуана Афонского - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Молитва третья

К вам, о святии вси и святый пророче Захария и праведная Елисавета, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая

О, святые угодники Божии пророче Захария и праведная Елисавета, подвигом добрым подвизались на земли, восприяли еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону вашу, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесити, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2

Праведных твоих Захарии и Елисаветы, Господи, память празднующе, теми молим Тя: спаси души наша.

Тропарь святому пророку Захарии, глас 4

Священства одеждею обложен, премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре, и мечем убиен быв в храме Божии, Христов пророче, с Предтечею моли спастися душам нашим.

Кондак святому пророку Захарии, глас 3

Пророк днесь и священник Вышняго, Захариа предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив, сего ради скончавается, яко Божественный таинник Божия благодати.

Кондак праведной Елисавете, глас 4

Яко луна полна, Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси, и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето. Достойными убо тя песньми ублажающе, Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Житие святого пророка Захария и в чем помогает икона, тексты молитв

Иоанн Предтеча родился в семье пророка Захарии и святой Елисаветы. Престарелая благочестивая семейная чета по воле Господа была избрана для появления на свет Предтечи Спасителя рода человеческого. Святого угодника не следует отождествлять с одним из двенадцати ветхозаветных пророков, упоминаемым в Библии, годы жизни которого приходятся на время исхода евреев из египетского рабства.

Биографическая справка

Святой Захарий был сыном Ифамара, внуком Аарона, старшего брата и сподвижника пророка Моисея. Во время исхода евреев из Египта после построения скинии (походной церкви для хранения скрижалей и совершения обрядов) стал первым первосвященником.

Всем потомкам Аарона предназначено было быть священниками в Храме Божьем. Очередь богослужения в храме для преподобного Захария перешла по наследству от отца Ифамара и приходилась на восьмую седмицу (неделю). Жена Захария, Елисавета, также была из рода Ааронова, приходилась двоюродной сестрой Анне, матери Пресвятой Девы Марии. Благочестивая супружеская пара была бездетна до преклонных лет.

Деятельность святого

Во время служения в храме Захарии явился архангел Гавриил. Божий посланник известил святого, что его молитвы благоприятны Господу. По милости Бога род Захария продолжится: его жена вскоре родит сына, которого надлежит назвать Иоанном. По словам архангела, потомок Захарии будет Предтечей Спасителя, наделен Святым Духом, укажет людям дорогу к Господу.

Захарий не поверил словам ангела, сказав, что такое невозможно из-за преклонных лет его и жены. В наказание за недоверие в милость Бога он станет немым до того времени, когда сбудется повеление Господа. Елисавета родила сына. Когда родителя спросили, как назвать ребенка, он написал на дощечке: «Иоанн» и обрел вновь дар речи.

Исполнившись Святого Духа, Захария стал пророком. Он предрекал, что Бог Израиля не покинет еврейский народ, а его сын будет «светочем» во тьме для людей, стремящихся служить Господу.

Когда Иоанну исполнилось 1,5 года, волхвы известили царя Ирода, что на свет появился Царь иудейский. Ирод приказал убить всех новорожденных младенцев и сына Захарии. Об Иоанне рассказывали много необыкновенных историй, которые были сообщены и царю. Правитель Иудеи опасался, что сын Захарии и есть тот самый Царь, о котором ему сообщили волхвы.

Читайте также:
Савва Освященный - житие и биография преподобного, мощи, дни памяти и почитание, труды и творения

Елисавета узнала о царском повелении и ушла из дома с ребенком в горы. По ее молитве гора расступилась и скрыла от преследователей. В пещере забил родник, над пещерой выросла финиковая пальма, плодами которой кормились мать и дитя.

Царь приказал найти Захария и заставить его выдать жену и сына. Святой в это время находился в Иерусалиме, где в свой черед совершал службу в храме. На вопрос царских посланников он ответил, что не знает, где Елисавета и Иоанн, так как находился на богослужении. Ирод потребовал добиться признания от пророка или убить его. Пророк был убит около алтаря. Пролившаяся на алтарь кровь превратилась в камень, став вечным напоминанием о преступлении Ирода.

Через 40 дней в пещере скончалась Елисавета. Иоанна питали и охраняли ангелы до наступления совершеннолетия, когда он покинул пещеру и явился израильтянам.

Иконография

На иконах праведник изображается вместе с праведной Елизаветой, чтобы верующие могли отличить святой образ от ветхозаветного пророка. В качестве сюжетов святых образов иконописцы выбирали рождение и «зачатие» Иоанна Крестителя, парное изображение Захария и Елисаветы в образе святых угодников.

Почитание

Русская Православная Церковь поминает святых родителей Иоанна Предтечи 18 сентября.

Тексты

В день поминовения на службе читают тропарь и кондак в честь пророка Захарии. Перед иконой с изображением святой четы просят о милости Божьей.

Молитвы

В молитвенных обращениях православные верующие просят дать терпения и сил, чтобы прожить такую же богоугодную жизнь, как пророк Захарий и Елисавета. К святым обращаются, как к ходатаям перед Господом о прощении грехов.

Первая

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Вторая

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Третья

К вам, о святии вси и святый пророче Захария и праведная Елисавета, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Четвертая

О, святые угодники Божии пророче Захария и праведная Елисавета, подвигом добрым подвизались на земли, восприяли еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону вашу, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесити, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Священства одеждею обложен премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно всемудре: и мечом убиен быв в храме Божии, Христов пророче с Предтечею моли, спастися душам нашим.

Читайте также:
Макарий Египетский - житие и биография преподобного, беседы и труды, послания

Кондак

Пророк днесь и священник Вышняго, Захария предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив: сего ради скончавается, яко божественный таинник Божия.

Православная Жизнь

Свя­той про­рок За­ха­рия и свя­тая пра­вед­ная Ели­са­ве­та бы­ли ро­ди­те­ля­ми свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. Они про­ис­хо­ди­ли из ро­да Ааро­но­ва: свя­той За­ха­рия, сын Вара­хии, был свя­щен­ни­ком в Иеру­са­лим­ском хра­ме, а свя­тая Ели­са­ве­та бы­ла сест­рой свя­той Ан­ны, ма­те­ри Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Пра­вед­ные су­пру­ги, «по­сту­пая по всем за­по­ве­дям Гос­под­ним бес­по­роч­но» (Лк.1,5-25), стра­да­ли непло­ди­ем, что счи­та­лось в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на ве­ли­ким на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им.

Пророк Захария и праведная Елисавета

Од­на­жды во вре­мя слу­же­ния в хра­ме свя­той За­ха­рия по­лу­чил весть от Ан­ге­ла, что его пре­ста­ре­лая же­на ро­дит ему сы­на, ко­то­рый «бу­дет ве­лик пред Гос­по­дом» (Лк.1,15) и «предъ­и­дет пред Ним в ду­хе и си­ле Илии» (Лк.1,17). За­ха­рия усо­мнил­ся в воз­мож­но­сти ис­пол­не­ния это­го пред­ска­за­ния и был за ма­ло­ве­рие на­ка­зан немо­той. Ко­гда у пра­вед­ной Ели­са­ве­ты ро­дил­ся сын, она по вну­ше­нию Свя­то­го Ду­ха объ­яви­ла, что на­зо­вет мла­ден­ца Иоан­ном, хо­тя рань­ше в их ро­ду та­кое имя ни­ко­му не да­ва­ли. Спро­си­ли пра­вед­но­го За­ха­рию, и он так­же на­пи­сал на до­щеч­ке имя Иоанн. Тот­час к нему воз­вра­тил­ся дар ре­чи, и он, ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как Пред­те­че Гос­по­да.

Ко­гда нече­сти­вый царь Ирод услы­шал от волх­вов о ро­див­шем­ся Мес­сии, он ре­шил из­бить в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях всех мла­ден­цев в воз­расте до 2-х лет, на­де­ясь, что в их чис­ле бу­дет и ро­див­ший­ся Мес­сия. Ирод хо­ро­шо знал о необыч­ном рож­де­нии про­ро­ка Иоан­на и хо­тел убить его, опа­са­ясь, что он и есть Царь Иудей­ский. Но пра­вед­ная Ели­са­ве­та укры­лась вме­сте с мла­ден­цем в го­рах. Убий­цы по­всю­ду ис­ка­ли Иоан­на. Пра­вед­ная Ели­са­ве­та, уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, со сле­за­ми ста­ла мо­лить Бо­га о спа­се­нии, и тот­час рас­сту­пив­ша­я­ся го­ра укры­ла ее вме­сте с мла­ден­цем от по­го­ни. В эти бед­ствен­ные дни свя­той За­ха­рия ис­пол­нял свою чре­ду слу­же­ния в Иеру­са­лим­ском хра­ме. Во­и­ны, по­слан­ные Иро­дом, тщет­но пы­та­лись узнать у него, где на­хо­дит­ся его сын. То­гда по по­ве­ле­нию Иро­да они уби­ли свя­то­го про­ро­ка, за­ко­лов его меж­ду жерт­вен­ни­ком и ал­та­рем (Мф.23,35). Пра­вед­ная Ели­са­ве­та скон­ча­лась через 40 дней по­сле сво­е­го су­пру­га, а свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пу­стыне до дня сво­е­го яв­ле­ния из­ра­иль­ско­му на­ро­ду.

Молитвы

Тропарь пророку Захарии и праведной Елисавете, родителям Иоанна Предтечи, глас 2

Пра́ведных твои́х Заха́рии и Елисаве́ты,/ Го́споди, па́мять пра́зднующе,/ те́ми мо́лим Тя:// спаси́ ду́ши на́ша.

Тропарь пророку Захарии, отцу Иоанна Предтечи, глас 4

Свяще́нства оде́ждею обложе́н, прему́дре,/ по зако́ну Бо́жию всесожже́ния прия́тна священноле́пно приноси́л еси́, Заха́рие,/ и бы́л еси́ свети́льник и зри́тель та́йных,/ зна́мения в тебе́ благода́ти нося́ я́вственно, всему́дре,/ и, мече́м убие́н бы́в в хра́ме Бо́жии,/ Христо́в проро́че, с Предте́чею моли́// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак пророку Захарии, отцу Иоанна Предтечи, глас 3

Проро́к дне́сь и свяще́нник Вы́шняго,/ Заха́рия предложи́, Предте́чев роди́тель,/ трапе́зу своея́ па́мяти,/ ве́рныя пита́я, питие́ бо пра́вды все́м раствори́в,/ сего́ ра́ди скончава́ется,// я́ко боже́ственный таи́нник Бо́жия благода́ти.

Кондак праведной Елисавете, матери Иоанна Предтечи, глас 4

Яко луна́ полна́,/ свет пра́вды от мы́сленнаго Со́лнца, Месси́и, прия́ла еси́/ и во всех за́поведех Госпо́дних с Заха́рией ходи́ла еси́,/ боговозлю́бленная Елисове́то./ Досто́йными у́бо тя пе́сньми ублажа́юще,/ всеще́драго Све́та, просвеща́ющаго всех,// Го́спода велича́ем.

Молитва пророку Захарии и праведной Елисавете, родителям Иоанна Предтечи

Бо́же святы́й и во святы́х почива́яй, трисвяты́м гла́сом на небеси́ от а́нгел воспева́емый, на земли́ от челове́к во святы́х Свои́х хвали́мый, да́вый Святы́м Твои́м Ду́хом коему́ждо благода́ть по ме́ре дарова́ния Христо́ва, и то́ю поста́вивый Це́ркви Твое́й Святе́й о́вы апо́столы, о́вы проро́ки, о́вы же благове́стники, о́вы па́стыри и учи́тели, и́хже сло́вом про́поведи, Тебе́ Самому́ де́йствующему вся́ во все́х, мно́зи соверши́шася святи́и в ко́емждо ро́де и ро́де, разли́чными благоде́тельми благоугоди́вшии Тебе́, и к Тебе́, на́м о́браз до́брых по́двигов свои́х оста́вивше, в ра́дости преше́дший, гото́ви, в не́мже са́ми искуше́ни бы́ша, и на́м напа́ствуемым помога́ти. Си́х святы́х все́х и свята́го проро́ка Заха́рию и пра́ведную Елисаве́ту воспомина́я и и́х богоуго́дное похваля́я житие́, Тебе́ Сама́го, в ни́х де́йствовавшаго, восхваля́ю, и о́нех благотворе́ния Твоя́ дарова́ния бы́ти ве́руя, приле́жно молю́ Тя́, Свя́те святы́х, да́ждь ми́ гре́шному после́довати и́х уче́нию, житию́, любви́, ве́ре, долготерпе́нию, и и́х моли́твенною по́мощию, па́че же Твое́ю вседе́йствующею благода́тию, небе́сныя с ни́ми сподо́битися сла́вы, хва́ляще Пресвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки. Ами́нь.

Читайте также:
Святитель Феофан Затворник – житие и труды, мысли и советы

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Игумен Даниил житие и хождение, поломничество

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Житие и хождение игумена Даниила — это древнейшее описание паломничества на Святую Землю. Это прекрасный литературный памятник, который проникнут радостным узнаванием, написан рукой человека, а не напечатан на машинке человеком, который умеет быть внимательным и тщательно в деталях описывает все то, что видит.

Биография игумена Даниила

К сожалению точных данных о биографии игумена Даниила нет. Неизвестно даже то, с какого монастыря он был игуменом. В свое время М.Карамзин отождествил его епископом Даниилом, поставленным в Юрьеве – Южном в 1115 году и умершим в 1122 году.

Паломником же его назвали благодаря его хождениям в святые места в Царьград. Это путешествие, как и много других в деталях были описаны в сведении Даниила .

Из упоминаний имен некоторых князей из писания «Хождение игумена Даниила», а также правителя Константинополя , с войском которого Даниил и сделал одно из своих странствий, было сделано вывод, что время его путешествий припадало на 1106-1108 гг. или на 1113-1115 года. Конечно, первые предположения считают более правдоподобными.

Нужно отметить, что подробности жития игумена Даниила не известны и по сегодняшний день. Как предполагают историки, он скорее всего родился и жил в Черниговского области (из Киевской земли). Там он проживал до того, как решил принять монашество. После 1111 года он был назначен епископом в пограничный город Юрьев. Сегодня этот город именуется Белая Церковь.

Паломничество игумена Даниила

Свое паломничество игумен Даниил начал примерно с 1106 года. Главной целью этого путешествия было посещение Палестины. Ведь это страна, в которой жил и проповедовал Иисус Христос. В этой стране находятся священные места для всех православных людей : Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская и т.д.

Но в период с 1099 по 1187 гг Палестина находилась под контролем Крестоносцев, поэтому в это время разрушений и войны было особо тяжело путешествовать. В эти года на территории этой страны велись постоянные военные действия, поэтому эта земля подвергалась постоянному значительному опустошению.

После посещения этой земли паломник отправился в Константинополь. Это место для путешествия было выбрано не случайно. Ведь это исторический центр всего Православия.

Киевские князья были против проведения военных действий на территории Палестины. Они не поддерживали крестоносцев и арабов. Их очень сильно интересовало отношение местных правителей к Православию. Поэтому во время путешествия разобраться в сложившейся ситуации. Вместе с ним было отправлено еще двое человек. К сожалению, их имена нигде не упоминаются. Но все же главной целью хождения было совсем иное.

Куда совершил паломничество игумен Даниил

И так как уже упоминалось выше в начале 12 века русский игумен Даниил начал свой паломнический путь. Куда только не совершил паломничество русский игумен Даниил. Он посетил достаточно большое количество городов и поселков, которые и по сей день считаются святыми.

  • Весь свой путь он размечает местами, в которых он побывал. Эти места служат своеобразным ориентиром.
  • Не доходя до Средиземного моря, он замечает, что его путь расходиться на две стороны. Одна сторона ведет в Иерусалим, а другая — на Афон.
  • Также на своем пути он посетил город Эфес. В нем находится гроб Иоанна Богослова. Это место имеет сильные целебные свойства, которые усиливаются в день его памяти. Стоит отметить, что молясь над ним многие тяжело больные, исцеляются и выздоравливают. Также данный город является знаменитым среди паломников тем, что в нем находится пещера, в которой лежат тела 7 отроков, проспавших 360 лет. Тут же покоятся и тела других многих святых, в том числе и Марии Магдалены.
  • С помощью попутных кораблей Даниил достиг острова Хиоса, Родоса и многих других. После чего он попал на Кипр.
  • На острове Родос Игумен сделал интересное открытие. Им было обнаружено следы пребывания на этой земле Князя Олега Святославовича. По мнению паломника, самым интересным достопримечательным местом на Кипре является кипарисный крест. Он был поставлен на самой высокой горе святой Еленой. На кресте есть прибитый гвоздь. Тот самый, которым прибивали Христа во время распятия. Он также имеет целебные свойства. К этому кресту приезжают паломники и верующие со всего мира, чтобы избавится от множества недугов.
  • Встретив на своем пути других паломников, вместе с ними он добирается до города Яффа. Стоит отметить, что именно этот город служит началом пути на Святые Земли для многих паломников. Несмотря на то, что от Иерусалима Яффа находится совсем недалеко, путь является очень опасным. Так как тут ведут разгул разбойники арабы. Они избивают и грабят странников.
  • Удачно преодолев этот опасный участок, Даниил все же попадает в Иерусалим. Вошел он в город через Вениаминовы ворота. На Святой Земле Даниил посетил все возможные святыни. Он их детально описал в своих записях. Имеются детальные описи Церкви Святой Святых, Церковь Воскресенья, Фаворская гора и многое другое.
Читайте также:
Святые Кирилл и Мефодий – житие и биография братьев, деятельность и учения, дни памяти

На протяжении всего своего пути, посещая святые места, паломник Даниил воспринимая свое путешествие как общерусское дело, молился о боярах и всех православных людях. Сначала всех их поминал, а потом себя.

Но в этих записях самым ценным является каждое описание сделанное игуменом. Особенно описания всех святых мест, храмов и церквей, находящихся в самом Иерусалиме.

Это путешествие было невероятно увлекательным. Его нельзя сравнить с современными путешествиями, которые происходят в комфортных условиях поездов или самолетов. Ведь в те времена такого транспорта не было и основную часть пути путешественники преодолевали пешком. Конечно, основную часть своего пути Даниил совершил по морю.

И напоследок хотелось бы отметить, что «Хождение» на сегодня стало не просто древнейшим описанием путешествия на Святую Землю. Это одно из самых ярких древнерусских произведений литературы, читать которую не только легко, но и неимоверно интересно.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о хождении игумена Даниила:

Игумен Даниил и его хождение

Игумен Даниил: русский путешественник-молитвенник и его хождение

  1. Молебен Покрову о благополучии
  2. Молебен от проклятия
  3. Молебны о детях
  4. Молебен Пантелеймону Целителю

Одна из великих, но во многом утраченных православных традиций – паломничество в святые места, к мировым святыням. Благодаря удобным перелетам и автомобилям сегодня паломничество часто превращается в туристическую, развлекательную поездку. Но долгие века все было иначе – также и сегодня каждый может подумать, что сделать для того, чтобы путь к святыне стал путем к самому себе и к Богу.

Кто такой игумен Даниил?

  1. Молебен Матроне Московской
  2. Молебен Спиридону Тримифунтскому о жилье
  3. Молебен Николаю Чудотворцу

Это настоятель одного из русских монастырей, совершивший большое путешествие на Святую землю – в Палестину и во многие другие страны. Он создал памятник древнерусской словесности – «Хождение игумена Даниила», в котором рассказал о трудностях и благодатной помощи Божией, которую получил в пути. Свой путь он прошел в XI – начале XII века, поэтому «Хождение» – древнейшее русское сказание о паломничестве на Святую Землю.

Многие исследователи и богословы называют его «игуменом земли Русской», предтечей преподобного Сергия Радонежского, который с честью принял это звание благодаря своему значению для русского монашества. В лице игумена Даниила за два столетия до появления на свет преподобного Сергия молодая Церковь Русская и все жители русских земель обрели молитвенника и предстоятеля перед Богом. Даниил не прославлен в лике святых, но почитаем многими, по крайней мере, благодарными ему людьми.

Биография игумена Даниила

История сохранила совсем немного сведений о самом игумене. Исследователи полагают, что жил он в Киевской Руси на рубеже XI-XII веков. Историк Николай Карамзин оставил в своем великом труде «История государства Российского» предположение, что это Даниил, поставленный епископом в городе Юрьеве-Южном в 1115 году и скончавшимся там же в 1122 году. Сегодня этот город называется Белая Церковь.

Современные историки подтверждают эти сведения, говоря, что в таком случае игумен Даниил родился под городом Черниговым и поступил в Киево-Печерскую лавру иноком, там со временем он и стал монахом, затем получил сан игумена – обычно его дают как поощрение.

Известно, что паломничество в Святую землю и Царьград отец Даниил совершил в течение двух лет: около 1006 года, а возможно оно завершилось в 1008 или 1115 году. Это становится ясным из упоминаний имен русских князей и правителя Константинополя, с войском которого Даниил совершил один из переходов в пути.

Читайте также:
Нил Синайский - житие и творения, наставления, дни памяти и мощи

Паломничество игумена Даниила

Этот памятник литературы был «бестселлером» в Древней Руси: о пути рассказано интересным и легким (как можно оценить этот почти тысячелетний текст и сегодня) языком, а археологи нашли более сотни рукописных списков «Хождения» – почти беспрецедентный случай для тех времен.
Литературоведы по сей день называют этот текст литературным шедевром: здесь есть и интересный сюжет, и бытовые подробности, и географические, экономические, исторические сведения. Конечно, современный человек с трудом воспринимает текст на старославянском, однако сегодня есть ряд переложений и пересказов.

Книга разделена на главы, имеющие подзаголовки по темам:

Путь до Иерусалима,

Святыни острова Патмос,

Святая Земля: гора Голгофа и Воздвижение Креста Господня,

Вифлеемская пещера, где родился Спаситель.

Свой длинный путь игумен Даниил начал из Киева, и основной целью его была Святая земля Палестины, где совершил свой земной путь Господь Иисус Христос и где находятся священные для всех христиан места: Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская гора и Голгофа.

С 1099 по 1187 годы Палестина была под властью крестоносцев, поэтому в то время паломничества были особо опасны (отметим также, что в те далекие годы было в принципе страшно путешествовать). На этих землях велись постоянные войны, поэтому и игумен Даниил был под постоянной охраной воинов, путешествовал обычно с двумя спутниками-монахами, которые выехали с ним из Киевской Руси.

Сначала игумен Даниил посетил Палестину, затем Константинополь – ныне Стамбул, исторический центр для православных, ведь здесь была основана первая православная столица в мире. Одной из целей путешествия была дипломатическая миссия: необходимо было пообщаться с правителями Византии и, по поручению киевских князей, попытаться договориться с ними, чтобы уменьшить накал противостояния крестоносцев и арабов.

Путь игумена Даниила

В первую очередь отец Даниил посетил храм Гроба Господня – собор, построенный над местом Воскресения Христа, главную святыню христианства, и прошел крестный путь Господень.
Обычно сегодняшние паломники и туристы заканчивают на этом свой путь. Как дипломат, игумен Даниил мог ограничиться делами, но как ученый, исследователь и паломник он посетил множество Иерусалимских храмов, обошел места проповеди Христовой и побывал в Греции, где на острове Патмос пребывал в заключении апостол Иоанн.

Русский путник смог омыться в водах реки Иордань, где Иоанном Предтечей был крещен Сам Христос;

Отец Даниил молился в комнате, где была Тайная вечеря Христа и апостолов перед Его Крестной смертью;

Побывал в доме, где совершилось Успение Божией Матери;

Восходил на гору Фавор, где совершилось Преображение Христа;

Посетил Назарет, где в первые годы своей жизни жил Христос;

Отец Даниил побывал в Эфесе, где сохранено множество святынь: гроб Иоанна Богослова, пещера с мощами семи отроков Эфесских, проспавших 360 лет, мощи Марии Магдалины;

На кораблях отец Даниил посетил греческие острова Хиос, Родос и Кипр. На Родосе игумен Даниил, по его словам, обнаружил следы посещения острова киевским князем Олегом. Он описал и главную на тот момент святыню острова Кипр (не дошедшую до наших дней) – кипарисовый крест на горной вершине острова поставленный царицей Еленой с оставленным в нем Гвоздем Древа Христова.

В городе Яффа он с Божией помощью начинает обратный путь – отец Даниил пишет, что в этом городе, начале паломничества для многих путников, разбойничают арабы.

Почему древнее описание святынь Палестины актуально и сегодня?

Важнейшим моментом, поучительным для всех, является то, что игумен Даниил воспринимал свое путешествие как общерусское дело. Так, он добился разрешения духовенства храма Гроба Господня на важную привилегию: в Великую Субботу установить на Гробе Господнем лампаду «от всей Русской земли».

Он молился обо всех православных людях, себя же по канону древнерусской литературы и в соответствии с добродетелями христианскими представлял как недостойного милостей Божиих, явленных ему.

Интересно, что большинство святынь бережно сохранено и по сей день. Каждый из нас может, по сути, повторить путь игумена Даниила, но без тех опасностей, которые сопровождали его в пути.

Да упокоит Господь душу игумена Даниила, его же молитвами и нас помилует!

Игумен Даниил

Зарождение христианства и его рассвет, так или иначе, связано, в первую очередь, с теми людьми, которые, откинув жизнь мирскую, посвятили себя служению Богу. Речь идет о первых православных монахах, своей праведной жизнью заслуживших особую ценность — благодать Господа и возможность молиться о всех людях и ходатайствовать о них перед Богом.

Игумен Даниил, известный как Даниил Паломник, один из таких людей.

Житие

О жизни Даниила сохранилось немного достоверных источников. По мнению большинства исследователей, этот святой родился и жил в 11-12 веках и родом происходил из Черниговской губернии.

Читайте также:
Житие Епифания Премудрого - описание и история жизни, творчество и дни памяти святого

Интересно! Михаил Карамзин полагал, что игумен Даниил и епископ Даниил, служащий в Юрьеве и ушедший из жизни в 1122 году — одно лицо. Однако большинство ученых не принимают эту версию, полагая, что речь идет о двух совершенно разных людях.

В житии игумена Даниила отсутствуют данные о том, с каким именем родился мальчик и когда был наречен Даниилом, кто были его родители и каков был его путь к Богу. Известно, что Даниил получил православное воспитание в Киево-Печерском монастыре, где впоследствии стал игуменом, а через некоторое время — епископом.

Большую известность игумен Даниил приобрел благодаря своим паломничествам по святым местам, считая свои путешествия делом всего народа. Именно ему удалось договориться с духовниками храма Гроба Господня о том, чтобы в Великую Субботу, предшествующую Пасхе Христовой, на Гробе Господа устанавливалась лампадка с надписью «от всей Русской земли».

Читайте о православии:

Паломничество игумена Даниила

«Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» является признанным шедевром древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано около 10 веков назад, интерес к этому поистине уникальному тексту не угас и в настоящее время. Книгу эту с равным любопытством изучают и ученые, и совершенно обычные читатели, благо, что произведение переведено со старославянского языка на доступный большинству современный русский.

На сегодняшний день археологами найдены около ста рукописных списков «Хождения игумена Даниила», такого количества исторически достоверных документов не зафиксировано ни у одного образца древнерусской литературы.

Текст самого хождения имеет множество преимуществ перед другими произведениями этого временного периода, а именно:

  • имеет увлекательную сюжетную линию;
  • описывает уникальные подробности быта;
  • содержит важные географические, экономические и исторические данные.

По структуре произведение подразделяется на некоторое количество глав, имеющих такие тематические подзаголовки:

  • «Путь до Иерусалима»;
  • «Святыни острова Патмос»;
  • «Остров Кипр»;
  • «Святая Земля: гора Голгофа и Воздвижение Креста Господня»;
  • «Вифлеемская пещера, где родился Спаситель».

Путешествие игумена Даниила началось с Киева и главная цель его — Палестина, ведь это именно то место, где проходила жизнь Господа нашего Иисуса Христа. В Палестине находятся такие священные библейские места, как Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская гора и Голгофа.

Важно! Следует заметить, что в те далекие времена путешествия были небезопасны, так как во многих местах шли войны, по этой причине игумена Даниила в большинстве случаев сопровождали на пути несколько воинов-охранников, а также его верных спутников — монахов Киево-Печерского монастыря.

Куда совершил паломничество игумен Даниил

Даниил Паломник в своем путешествии в первую очередь был нацелен посетить храм Гроба Господня — церковь, выстроенную таким образом, что с площадки у нее открывается вид на место, где воскрес Иисус Христос. Кроме этого, игумен посетил многие храмы в Иерусалиме, побывал на месте проповеди Христа, а также на острове Патмос в Греции, где некогда был заключен апостол Иоанн.

Паломник принял омовение в водах святой реки Иордан, где принял крещение Христос, он имел возможность помолиться в комнате, где состоялась Тайная вечеря Христа, и было сказано о предательстве Учителя одним из учеников.

Посетив Эфес, отец Даниил смог увидеть своими глазами множество особо значимых для христианства святынь: гроб Иоанна Богослова, пещеру, где хранятся святые мощи семи Эфесских отроков, а также мощи Марии Магдалины. Бывал паломник и в том доме, где когда-то совершилось Успение Богоматери, а также поднимался на гору Фавор, где случилось Преображение Христово.

Почитание

Невзирая на то, что Даниил Паломник не причислен к лику православных святых, русская православная церковь почитает его как одного из важных церковных деятелей 12 века, исследователя и автора первого путешествия на Святую землю.

Сегодня маршрут Даниила Паломника может повторить фактически любой человек, минуя те опасности, которым подвергался святой, в силу современных возможностей передвижения. Однако, не стоит забывать, что паломничество это в большей степени духовный маршрут, а таковой доступен не каждому.

Игумен земли Русской. К 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю

Житие

О жизни Даниила сохранилось немного достоверных источников. По мнению большинства исследователей, этот святой родился и жил в 11-12 веках и родом происходил из Черниговской губернии.

Интересно! Михаил Карамзин полагал, что игумен Даниил и епископ Даниил, служащий в Юрьеве и ушедший из жизни в 1122 году — одно лицо. Однако большинство ученых не принимают эту версию, полагая, что речь идет о двух совершенно разных людях.

В житии игумена Даниила отсутствуют данные о том, с каким именем родился мальчик и когда был наречен Даниилом, кто были его родители и каков был его путь к Богу. Известно, что Даниил получил православное воспитание в Киево-Печерском монастыре, где впоследствии стал игуменом, а через некоторое время — епископом.

Читайте также:
Флор и Лавр - житие и биография мучеников, труды и послания, чудеса и дни памяти


Игумен Даниил из Русской земли

Большую известность игумен Даниил приобрел благодаря своим паломничествам по святым местам, считая свои путешествия делом всего народа. Именно ему удалось договориться с духовниками храма Гроба Господня о том, чтобы в Великую Субботу, предшествующую Пасхе Христовой, на Гробе Господа устанавливалась лампадка с надписью «от всей Русской земли».

Читайте о православии:

  • Православие и интернет
  • Можно ли православным смотреть телевизор
  • Православие о либерализме

К ХІ веку относится замечательное произведение древнерусской литературы – «Хождение игумена Даниила в Святую землю» (см. его полный текст). Странничество по святым местам в те времена было сильно развито, предки наши очень любили рассказы странников, описания их путешествий. «Хождение» игумена Даниила, т. е. описание его путешествия в Иерусалим, было, по-видимому, очень популярно, так как дошло до нас в большом количестве списков.

Древнерусские хожения. Хожение игумена Даниила

В некоторых списках оно называется «Паломником Даниила мниха». Паломниками называли странников, ходивших в Святую землю и приносивших с собой на память пальмовые ветки, с которыми они стояли в церкви в день праздника Входа Господня в Иерусалим. Отсюда слово «паломник» (пальма – паломник). В других списках «Хождение» называется «Житием» игумена Даниила, которого некоторые люди считали святым.

Даниил пишет, что совершил свое путешествие в княжение великого князя Святополка Изяславича, внука Ярослава Мудрого. Неизвестно, какого монастыря он был игуменом, можно предполагать, что он был из Черниговской области, так как описывая Иордан, он сравнивает его с рекой Сновью, протекающей недалеко от Чернигова.

Даниил попал в Палестину во время крестовых походов. Иерусалим находился в руках крестоносцев, и управлял Иерусалимом король Балдуин, которого игумен Даниил называет «князем Балдвином».

Все произведение Даниила проникнуто глубоким религиозным духом, его захватывает мысль, что он видит те места, где происходили Евангельские события, и от этой мысли, от этого религиозного чувства ничто мирское его не отвлекает. Почти ничего не рассказывает он о самом путешествии; упоминает только о том, что имеет какое-нибудь отношение к религии; так, например, он рассказывает, что на острове Кипре, мимо которого он плыл, собирают с деревьев особенно душистый ладан; Даниил высказывает мнение, что это должно быть – «роса ангельская». Он не интересуется успехом борьбы крестоносцев за святые места, хотя и упоминает, что путь к Тивериадскому морю и к горе Фавор он прошел, с разрешения князя Балдвина, с крестоносным войском, так как путь этот для странников опасен.

Ничто не отвлекает «игумена русской земли», как он себя называет, от главной цели его труда, состоящей в том, чтобы описать свое паломничество для тех людей, которые не имеют возможности, как он, на самом деле побывать у Гроба Господня в святой земле. «Буди же всем, говорит он, почитающим писание се с верою и любовью, благословение от Бога и от Святого Гроба Господня и от всех мест сих святых; примет бо мзду (награду) равну с ходившими до святого града Иерусалима и видевшими места си святые вся. Блаженни бо видевшие и веровавшие; треблаженни не видевше – вероваша».

Действительно, игумен Даниил пишет так искренно, просто, что и теперь, на расстоянии восьми веков, его рассказ жив, интересен и как бы переносит нас в Святую Землю.

Даниил совершил свое паломничество, как он говорит, с целой «дружиной»; своих спутников он поименно перечисляет, говоря, что они все свидетели тому, что он рассказывает. С волнением описывает Даниил приближение к Иерусалиму: город долго скрыт от глаз горами, и вдруг с одного холма открывается вид на весь Иерусалим: «ту же есть гора равна у пути Иерусалима, яко версты одной вдале, и на той горе сседают люди с коней, и пеши ходят вси люди и поклоняются христиане святому Воскресению, и бывает радость велика всякому христианину, увидевшему святый град Иерусалим; никто бо может не прослезитися, видевше землю желанную и места святая, идеже Христос Бог наш нашего ради спасения походи; и идут вси пеши с радостию великою ко граду Иерусалиму».

Даниил пробыл в Святой Земле два года, обошел ее всю и подробно описывает, что он видел. Описывая Иордан, он говорит, что вода его мутна и желта, но на вкус так приятна, что никак не напьешься. Он был на Иордане в самый день праздника Крещения Господня, описывает, как множество народа со свечами стоят на берегу и как, когда священники погрузят крест в воду и пропоют «Во Иордане крешающуся Тебе, Господи», люди начинают бросаться в воду, в которой Сам Христос крестился от Иоанна Крестителя, и в сердце всякого человека бывает радость.

Читайте также:
Иоанн Рыльский: житие святого, в чем помогает, мощи и день памят

Описывая Голгофу, Даниил говорит, что на месте, где стоял Крест Господень, в земле образовалась трещина, сквозь которую Кровь Христова проникла и пролилась на главу Адама, похороненного на этом самом месте. Здесь Даниил в буквальном смысле понимает символическое учение о том, что Кровь Христова омывает первый грех Адама.

Самое интересное в «Хождении» – рассказ о «Свете святом», о чуде, которое ежегодно происходит перед праздником Пасхи у Гроба Господня. Каждый год во время службы в Великую Субботу бесчисленное множество людей собираются к храму Воскресения Христова. В этом храме над Гробом Господним и во всех храмах города бывают потушены огни лампад и свечей. Вход в Гроб Господень не только закрыт, но и запечатан. У дверей Гроба Господня ставят даже стражу, чтобы никто не мог туда проникнуть. Во время богослужения невидимо и чудесно сходит Свет Святой и зажигаются лампады над Гробом Господним.

Тогда раскрывают дверь Гроба; первым обычно входит туда патриарх, зажигает свою свечу от Святого Света и выходит с нею ко всем людям, которые ждут с незажженными свечами и с радостью уносят этот чудесный огонь в свои церкви.

Игумен Даниил был свидетелем этого чуда и так его описывает. В Великую Пятницу он пошел к князю Балдвину и попросил у него разрешения поставить свою лампаду («кандило») у Гроба Господня. Балдуин принял Даниила ласково, «бяше (Балдуин) муж благ и смирен и не гордит ни мало», и дал ему разрешение.

Купив на торгу большую стеклянную лампаду и наполнив ее чистым деревянным маслом, игумен Даниил пришел в храм Воскресения Христова и с разрешения эконома и ключаря, сказавших ему, чтобы он снял обувь из уважения к святому месту, вошел в самый Гроб Господен и поставил свое «кандило» со страхом и трепетом в ногах Гроба, т. е. на том месте, «идеже лежаста пречистеи нозе Господа нашего Иисуса Христа». Ставил он эту лампаду с чувством, что приносит ее за всю землю русскую, как представитель всех русских людей.

В Иерусалиме Даниил остановился в православном монастыре (подворье) Святого Саввы. И вот, в Великую Субботу он вместе с игуменом монастыря св. Саввы пошел к князю Балдвину и вместе с ним направился к храму Воскресения Христова. Видно, с каким почтением принял Балдуин русского игумена: он, «Балдуин, шел с игуменом св. Саввы и игуменом Даниилом, а «дружине» своей велел идти сзади.

К службе собралось такое великое множество народу, что все поместиться в храме не могли, а стояли в бесчисленном множестве кругом храма. Очень ярко передает Даниил настроение этих толп народа, ожидавших с трепетом и благоговением появления Света Святого и молившихся со слезами: «неужели ради моих грехов не сойдет Свет Святой?»

Началась вечерня Великой Субботы. Во время чтения паремий дважды епископ с дьяконами подходили к дверям Гроба Господня, надеясь сквозь щели дверей увидеть свет, но света не было. Храм Воскресения, как многие храмы на востоке, был только на половину покрыт крышею. Во время пения «Господеви поем» набежала тучка, пошел дождь и смочил слегка людей, стоявших в церкви. И вот в это самое время, внезапно засиял святой Свет в Гробе Господнем. И тогда епископ с четырьмя дьяконами вошел в Гроб Господен, зажег свою свечу о чудесно загоревшиеся лампады и вынес народу святой Свет.

Даниил подчеркивает, что неверно говорят те люди, которые рассказывают, что Свет сходит в виде молнии, – или, что голубем спускается Дух Святой; «то есть лжа, – говорит игумен Даниил, – ничтоже бо есть тогда видети, ни голубя, ни молнии, но тако невидимо сходит благодать Божия». – «Свет же Святый не тако, яко огнь земленый, но чудно инако светится, – несказанно». И нельзя передать той радости, которую испытывают люди, видевшие это чудо.

«Кандило» игумена Даниила вместе с другими лампадами – греческими и монастыря св. Саввы – загорелись. А «фряжские» – латинские лампады, висевшие над Гробом, не загорелись. Упоминает об этом Даниил просто, как о факте, без всякой вражды к латинской, т. е. католической вере. Наоборот, в другом месте своего «Хождения» он описывает посещение горы Фавор, на которой стоит католический монастырь; у игумена этого монастыря Даниил принял благословенье.

Пробыв в Святой земле около двух лет, Даниил отслужил 90 литургий: 40 за умерших и 50 за живых. Молился он за князей русских, за княгинь, за их детей, за епископов, игуменов, бояр, детей своих духовных и за всех христиан. Радостно говорит, что имена русских князей он записал на поминовенье в монастыре св. Саввы, так что и после его ухода на ектеньях имена их будут поминаться.

Читайте также:
Вениамин Пушкарь - жизнь и биография, творчество и беседы, труды

Любовь к своей земле, России, глубокое национальное чувство единства русской земли чувствуется во всем повествовании игумена Даниила.

Скромно говорит он, называя себя «недостойным игуменом русской земли», что совершил он свое паломничество «во всякой слабости и лености, пья и едя», – побуждаемый одной мыслью, одним желанием – увидать святые места. Скромность его и простота придают еще большую ценность этому замечательному произведению.

Паломничество игумена Даниила

«Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» является признанным шедевром древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано около 10 веков назад, интерес к этому поистине уникальному тексту не угас и в настоящее время. Книгу эту с равным любопытством изучают и ученые, и совершенно обычные читатели, благо, что произведение переведено со старославянского языка на доступный большинству современный русский.

На сегодняшний день археологами найдены около ста рукописных списков «Хождения игумена Даниила», такого количества исторически достоверных документов не зафиксировано ни у одного образца древнерусской литературы.

Текст самого хождения имеет множество преимуществ перед другими произведениями этого временного периода, а именно:

  • имеет увлекательную сюжетную линию;
  • описывает уникальные подробности быта;
  • содержит важные географические, экономические и исторические данные.


Книга о житии и хождении игумена Даниила

По структуре произведение подразделяется на некоторое количество глав, имеющих такие тематические подзаголовки:

  • «Путь до Иерусалима»;
  • «Святыни острова Па;
  • «Святая Земля: гора Голгофа и Воздвижение Креста Господня»;
  • «Вифлеемская пещера, где родился Спаситель».

Путешествие игумена Даниила началось с Киева и главная цель его — Палестина, ведь это именно то место, где проходила жизнь Господа нашего Иисуса Христа. В Палестине находятся такие священные библейские места, как Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская гора и Голгофа.

Важно! Следует заметить, что в те далекие времена путешествия были небезопасны, так как во многих местах шли войны, по этой причине игумена Даниила в большинстве случаев сопровождали на пути несколько воинов-охранников, а также его верных спутников — монахов Киево-Печерского монастыря.

История о паломничестве

Поскольку путешествие в те времена было достаточно трудным испытанием и не все были способны его совершить, монах решил составить его описание. Ведь он дошел до самого святого града Иерусалима, и одним из первых оставил подробный литературный труд на эту тему.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Многие читали эту историю, о чем можно судить по большому количеству рукописных копий того времени — списков. В распоряжении историков оказалось их более сотни, поэтому им удалось восстановить практически полный текст «Хождения» игумена Даниила. Это произведение до сих пор считается литературным шедевром, ведь оно отражает рассказ о христианских святынях, о быте того времени, разных сферах жизни, дает бесценный исторический материал для изучения.

Также автор отличается от других тем, что дает подробное описание Палестины с географическими и экономическими подробностями.

  • О святом Александре Свирском;
  • Иосаф Белгородский — храмы, мощи, молитва;
  • Молитва задержания от всякого зла — .

Куда совершил паломничество игумен Даниил

Даниил Паломник в своем путешествии в первую очередь был нацелен посетить храм Гроба Господня — церковь, выстроенную таким образом, что с площадки у нее открывается вид на место, где воскрес Иисус Христос. Кроме этого, игумен посетил многие храмы в Иерусалиме, побывал на месте проповеди Христа, а также на острове Патмос в Греции, где некогда был заключен апостол Иоанн.

Паломник принял омовение в водах святой реки Иордан, где принял крещение Христос, он имел возможность помолиться в комнате, где состоялась Тайная вечеря Христа, и было сказано о предательстве Учителя одним из учеников.


Храм Гроба Господня, Иерусалим

Посетив Эфес, отец Даниил смог увидеть своими глазами множество особо значимых для христианства святынь: гроб Иоанна Богослова, пещеру, где хранятся святые мощи семи Эфесских отроков, а также мощи Марии Магдалины. Бывал паломник и в том доме, где когда-то совершилось Успение Богоматери, а также поднимался на гору Фавор, где случилось Преображение Христово.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: