Житие Афанасия Ковровского – описание и история жизни, биография, чудеса, мощи и дни памяти святого

Канон святителю Афанасию Ковровскому, исповеднику

Святитель Афанасий исповедник, епископ Ковровский. Празднование 28 октября

«Подвиг преосвященного Афанасия, столпа Русской Православной Церкви, молитвенника за Русь, иерарха и ученого-литургиста, через всю свою жизнь пронесшего жертвенное служение живому Богу, можно сравнить с подвигами тезоименного ему святителя Афанасия Александрийского и таких песнописцев-исповедников, как преподобный Феофан, епископ Никейский, преподобные Иоанн Дамаскин и Феодор Студит». Архимандрит Матфей (Мормыль)

Святитель Афанасий, епископ Ковровский (в миру Сергей Григорьевич Сахаров), родился 2 июля (даты до 14 января 1918 г. указаны по старому стилю) 1887 года в селе Паревка Кирсановского уезда (ныне Инжавинский район) Тамбовской губернии, в семье надворного советника, делопроизводителя московской гимназии Григория Петровича Сахарова. Отец его поздно женился, и после его выхода на пенсию семья поселилась в г. Владимире, где и прошло детство будущего святителя.

Когда Сергею было всего полтора года, его отец умер. Мать будущего владыки, Матрона Андреевна, растила будущего владыку одна. Она мечтала, чтобы Сергей посвятил себя служению Церкви в монашеском чине, однако поскольку семья не принадлежала к духовному сословию, то получить ему духовное образование было непросто. Только через знакомых удалось Матроне Андреевне в 1896 году устроить сына в Шуйское духовное училище, которое он окончил в 1902 году. Еще находясь в училище, Сергей начал служить в храме в качестве пономаря, здесь же он написал свой первый гимнографический труд — тропарь Шуйской-Смоленской иконе Божией Матери: «Яко многоценное сокровище хранит град Шуя».

С 1902 по 1908 год Сергей Сахаров учился во Владимирской духовной семинарии. 6 мая 1907 года был посвящен во чтеца. Во время обучения в семинарии иподиаконствовал у архиепископа Николая (Налимова), который был его духовным руководителем на протяжении всей учебы в семинарии. Владыка сумел сохранить душу молодого студента от нравственной распущенности и революционного нигилизма, процветавших в духовных школах тех лет. Успехи Сергия были настолько выдающимися, что ректор семинарии даже обратился к ректору Московской духовной академии с просьбой оставить вакантное место для талантливого студента, когда тот перед экзаменами внезапно заболел тифом.


С 1908 по 1912 год Сергей Сахаров обучался в Московской духовной академии, которая являлась крупнейшим научно-богословским центром России того времени: здесь читали лекции лучшие богословы, историки Церкви, специалисты по литургике и религиоведению, знатоки церковного права и древних языков. Его наставниками и преподавателями были ректор епископ Феодор (Поздеевский), А.П. Голубцов, В.С. Ключевский, Е.Е. Голубинский и др. Все годы учебы юноша отличался строгой религиозной настроенностью и юношески-пылкой привязанностью к Церкви Христовой. Эти качества вместе с природной силой воли и внешней скромностью принесли ему уважение товарищей. Много работал он в Пастырско-просветительском братстве и на 4-м курсе был избран его председателем. В 1912 году Сергий Григорьевич Сахаров окончил Академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Настроение верующей души по Триоди постной» и получил назначение на преподавательскую должность в Полтавскую семинарию на кафедру гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей.

12 октября 1912 года, за всенощным бдением в честь Иверской иконы Божией Матери, владыка Феодор (Поздеевский) совершил его постриг в мантию. Новопостриженный был наречен Афанасием в честь святителя Афанасия Патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. В храме присутствовал архимандрит Симеон (Холмогоров), впоследствии ставший духовником молодого монаха. После пострига епископ Феодор обратился к нему с поучением, в котором, коснувшись его внутренней жизни за последнее время, опровергал мнение, будто бы иночество можно принимать не раньше, как лишь изведав все стороны так называемой жизни.


В 1912–1913 годах отец Афанасий преподавал в Полтавской духовной семинарии, а с 1913 года — в Клеванском духовном училище Волынской епархии. В том же году будущий святитель был назначен преподавателем литургики и гомилетики во Владимирскую духовную семинарию и избран в действительные члены Владимирской губернской ученой архивной комиссии. Благодаря его самоотверженной любви к Церкви и ревностному служению иеромонаха Афанасия избрали членом Владимирского епархиального временного исполнительного комитета, а также делегатом на Всероссийский съезд духовенства и мирян, который состоялся в 1917 году в Москве. Помимо вышеуказанного съезда, будущий епископ принял участие в двух Всероссийских монашеских съездах, проходивших в 1917 году в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На последнем съезде он был назначен заместителем к десяти делегатам, направленным на заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви, в случае их отсутствия.

Иеромонах Афанасий принял участие во второй сессии Поместного Собора, прочитав доклады: «О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей», «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб всем русским святым» и «Об усилении и узаконении чествований по епархиям местных святых». По приглашению Бориса Александровича Тураева отец Афанасий принял участие в составлении службы Всем Русским святым. Она была создана за короткий срок (с 13 августа по 8 сентября 1918 года) и одобрена Поместным Собором, а затем издана гражданским шрифтом отдельной брошюрой. Впоследствии этот текст был переиздан в Париже церковнославянским шрифтом. Однако на этом работа над Службой не закончилась. После смерти Тураева в 1920 году, святитель Афанасий, несмотря на множество арестов, ссылок и заключений, которым он подвергся со стороны богоборческой власти, на протяжении всей своей жизни продолжал корректировать и изменять некоторые богослужебные тексты.


В 1920 году иеромонах Афанасий был назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря во Владимире с возведением в сан архимандрита. В 1921 году назначен настоятелем в Боголюбский монастырь. 10 июля 1921 года по благословению Патриарха Тихона был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.

Где бы ни находился владыка, он продолжал работать над службой Всем Святым. В 1922 году во владимирской тюрьме «Господь сделал владыке подарок — свел его с единомышленниками, почитателями праздника Всех русских святых, среди которых были архиепископы, епископы, священники. Можно сказать, собрался цвет Православия, малый „Собор“» началось исправление и дополнение службы, изданной в 1918 году, которую, по мысли епископа Афанасия, можно было бы совершать в любой день, а не только во второе воскресенье по Пятидесятнице. В 17-й камере владимирской тюрьмы, где были пересмотрены новые положения о праздновании, было совершенно и первое богослужение по исправленной Службе. Здесь же происходило обсуждение иконы, посвященной Русским Святым. Позднее, в конце 1920-х — начале 1930-х годов замысел епископа Афанасия по созданию нового образа «Всех Святых, в земле Российской просиявших» воплотила иконописица Мария Соколова (монахиня Иулиания). Владыка разработал композицию иконы и в письмах давал ей свои рекомендации. В центре иконы помещен Успенский собор Московского Кремля, у подножия которого расположены московские святые, объединенные в группы.

Читайте также:
Эмилиан Вафидис - житие и творения, слова и наставления, дни памяти, мощи

В конце 1950-х годов, вспоминая о своей жизни, владыка говорил, что он провел на епархиальном служении 33 месяца, в изгнании — 76, в узах и горьких работах — 252 месяца.


Лишь краткий перечень мест его заключений и ссылок никого не оставляет безучастным. Он был арестован первый раз 30 марта 1922 года, на следующий день — освобожден. 12 апреля 1922 года вновь арестован, освобожден 10 июня того же года. Последующие заключения и ссылки будущего святителя были: с 28 июля по 7 августа 1922 года, с 23 сентября 1922 года по февраль 1925 года, с 21 по 23 сентября 1925 года, с 15 января по 15 марта 1926 год, с 15 января 1927 года по август 1933 года, с 1 мая 1936 года по 7 марта 1955 года. Владыка Афанасий был под стражей во Владимирской тюрьме, в Москве — в Таганской, Лефортовской, Бутырской, Краснопресненской и внутренней, в Вятской, в Ленинградской пересыльной и в «Крестах», в Ивановской внутренней и пересыльной, в Ярославской, Вологодской, Ишимской, Омской, Новосибирской, в Красноярской пересыльной и внутренней. А также в лагерях: СЛОНе, Беломоро-Балтийском, Онежском, Сибирском, Темниковском. Находился в ссылках в Зырянском крае [Коми] (Усть-Сысольск, Усть-Вымь, с. Керчемье), Туруханском крае [северная часть Красноярского края] (Красноярск, Енисейск, станки: Туруханск, Мельничное, Селиваниха, Пупково), Омской области (Совхоз Голышманово) и в Мордовии (последнее заключение владыки — Зубово-Полянский дом инвалидов).

После освобождения в 1955 году епископ Афанасий поселился в г. Тутаеве, затем переехал в г. Петушки, Владимирской области.


Епископ Афанасий продолжил трудиться над исследованием, сбором и систематизацией служб русским святым и их житий. Он писал письма разным людям с просьбой найти и прислать ему те или иные службы местночтимым святым. На основе полученных материалов он уточнял детали житий, составлял списки местных святых. Полученные материалы были тщательно им отредактированы и приведены к единообразию в языковом и стилистическом отношении. За эти годы он составил обстоятельный труд — «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». С 1955 года был председателем богослужебно-календарной комиссии при издательстве Московской Патриархии и внес немало исправлений в месяцеслов святых.

На протяжении всего архиерейского служения священноисповедник Афанасий (Сахаров) не переставал исправлять и дополнять службу Всем русским святым, однако по своему смирению он считал себя не песнотворцем, а лишь составителем.

Епископ Афанасий как знаток богослужения Православной Церкви и православной агиографии внес огромный вклад в литургическое творчество Русской Церкви. Благодаря его кропотливому труду по собиранию служб, тропарей и кондаков Русским святым Издательский отдел Московского Патриархата имел возможность в 1987 году дополнить и улучшить новое юбилейное издание службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Служба Всем святым, в земле Русской просиявшим, опубликованная в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте в 1995 году, взята из архивов владыки Афанасия. Эта редакция службы более других приближена к русскому языку, так как он стремился сделать богослужебные тексты понятными для современного человека.


28 октября 1962 года святитель и исповедник Афанасий скончался и был погребен на Свято-Владимирском кладбище в г. Владимире. На Юбилейном Соборе 2000 года был причислен к лику святых в чине священноисповедника. 15 октября 2000 года состоялось обретение святых мощей святителя Афанасия, которые 29 октября крестным ходом были перенесены во владимирский Рождество-Богородицкий монастырь.

Житие Афанасия Ковровского – описание и история жизни, биография, чудеса, мощи и дни памяти святого

Дарите их по праздникам и просто так! С подарками авторской работы ваши родные и друзья получат частицу радости и любви.

КНИГА “НА ПУТИ К МЕЧТЕ”
Красочное подарочное издание в твердом переплете,
112 страниц.

Стоимость книги 1250 рублей.

КНИГА “ВРЕМЯ ВЕРЫ”
В книге описаны истории жизненного пути двух великих духовных деятелей.
Автор Игорь Оболенский.

Стоимость книги 1200 рублей.

Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1 , отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2 . Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3 . Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4 . И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5 .

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери, икона Богородицы Всецарица, икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6 .

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как – «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7 . Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8 . Прорез в иконах «кузнецовского письма» – это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9 . Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10 , именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11 . «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12 .

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона, то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13 . Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14 .

_____________________________________________________________________
1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М., 2008. с. 117
2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4
3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 79
4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002, с. 267
5 Флоренский П. Иконостас. М., 2009. С. 36
6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 66-67
8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 63
9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 71
10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111
14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111

Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский

Преподобный, песнопевец (автор богослужебных песнопений и канонов). Активно выступал против обновленческого движения (сторонников сотрудничества церкви с большевиками и модернизации православия). Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Сергей Григорьевич Сахаров родился 28 июля 1887 года во Владимире. Рано остался без отца. В детстве и юношестве активно посещал церковь, отличался прилежанием в учебе, хотел стать монахом, увлекался рукоделием (что пригодилось ему впоследствии в советских лагерях).

В 1902 году окончил Шуйское духовное училище, где написал свой первый литургический гимн — тропарь Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери, в 1908 году –

Владимирскую духовную семинарию. В 1912 году защитил в Московской духовной академии кандидатскую диссертацию “Настроение верующей души по Триоди Постной”.

В этом же году стал монахом и посвящён в сан иеродиакона, позже – в сан иеромонаха.

С октября 1912 по август 1913 года работал преподавателем пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии, а затем – смотрителем Клеванского Духовного училища Волынской епархии.

С 3 сентября 1913 года — преподаватель пастырских предметов во Владимирской духовной семинарии.

В 1917 году был избран кандидатом в члены Всероссийского Поместного собора, в январе 1918 года стал одним из его членов.

Работал в отделах Собора о богослужении (доклады: «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым», «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых») о монашестве и о церковной дисциплине (доклад “О присвоении богослужебных отличий определенным церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград”).

На пленарном заседании Собора выступил по вопросу о правилах канонизации святых в Русской Церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых в Русской земле просиявших принял активное участие вместе с профессором Петроградского университета Б. А. Тураевым в составлении службы на этот праздник.

В 1918-1920 годах был членом Владимирского епархиального совета.

20 января 1920 года возведён в сан архимандрита. В этом же году назначен наместником Рождественского монастыря во Владимире.

С июня 1921 года – епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии и, одновременно, настоятель Боголюбова монастыря.

В марте 1922 года арестован, через год освобожден по амнистии. В 1922 году был арестован дважды, после второго ареста содержался в Таганской тюрьме в Москве.

Был приговорен к двум годам северной ссылки. В 1925 году после освобождения из ссылки вернулся во Владимир. В этом же году призвал покаяться участников обновленческого епархиального съезда. Вновь арестован в начале 1926 года, освобожден через 3 месяца.

С ноября 1926 года — управляющий Ивановской епархией. Отказался от предложения властей добровольно уехать в другую местность или прекратить управление вверенной епархией.

2 января 1927 года вновь арестован и приговорён к 3 годам лишения свободы. Отбывал срок в Соловецком лагере, перенес сыпной тиф.

В 1930 году был приговорен к высылке в Сибирь на 3 года. После возвращения в 1933 году во Владимирскую область отказался от подчинения митрополиту Сергию (Страгородскому), на тот момент заместителю Патриаршего местоблюстителя, посчитав, что митрополит превышает свои полномочия.

18 апреля 1936 года арестован по обвинению в “связи с Ватиканом” и “с белогвардейцами на Украине”. Приговорён к 5 годам лишения свободы в Беломорско-Балтийских лагерях, где работал инкассатором. После похищения у него денег уголовниками, получил дополнительно 1 год лишения свободы. Работал на лесоповале и строительстве дорог.

В начале Великой Отечественнной войны этапирован в Онежские лагеря, куда прошёл пешком около 400 километров.

В июне 1942 года освобождён и выслан в Омскую область, город Ишим, где работал ночным сторожем.

7 ноября 1943 года арестован и перевезён в Москву. В 1944 году приговорён к 8 годам лишения свободы. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге.

Не признал в качестве Патриарха митрополита Сергия (Страгородского) избранного на патриарший престол в 1943 году, однако признал Патриархом избранного в 1945 году Алексия I.

С 1947 года — на инвалидности по возрасту, в связи с чем, после освобождения из лагеря в 1954 году провел год в Зубово-полянском доме инвалидов в Мордовии.

В марте 1955 отцу Афанасию было разрешено выехать в город Тутаев, откуда в октябре того же года он переехал в город Петушки Владимирской области, где был назначен председателем Богослужебно-Календарной Комиссии при издательстве Московской Патриархии. На этом посту внёс большое количество исправлений в церковный календарь святых. Составил несколько молебных последований, среди которых: “О хотящих по воздуху шествовати”, “О сущих в различных обстояниях”, “Благодарение о получении милостыни”, “О мире всего мира и о прекращении войн”.

Так же среди трудов отца Афанасия последних лет его жизни – исследования православного богослужения, житий русских святых, работа “О поминовении усопших по уставу Православной Церкви”. Священник до самых последних дней перед смертью вел активную переписку с бывшими заключенными, получая по нескольку сот писем в год, на церковные праздники активно рассылал подарки.

В 1957 году владыке Афанасию было отказано в реабилитации по делу 1936 года..

Канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года в лике новомучеников и исповедников Российских.

Осенью этого же года мощи преподобного Афанасия были перенесены с Введенского кладбища Владимира в Рождественский монастырь

В 2012 году утверждён и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому.

Житие Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского: рассказываем суть

Владыка Афанасий прожил непростую жизнь, в которой были и светлые, и мрачные периоды. Но он всегда оставался верным себе и Господу, за что удостоился вечной славы в сонме святых угодников.

Образование

Окончил Шуйское духовное училище (1902), Владимирскую духовную семинарию (1908), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1912, кандидатская работа: «Настроение верующей души по Триоди Постной»).

Монах и преподаватель

года пострижен в монашество; 14 октября посвящён в сан иеродиакона и 17 октября — в сан иеромонаха.

С года — преподаватель пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии.

С года — смотритель Клеванского духовного училища Волынской епархии.

С — преподаватель пастырских предметов во Владимирской духовной семинарии.

В 1918—1920 годах — член Владимирского епархиального совета от монашествующих.

20 января 1920 года возведён в сан архимандрита.

В 1920—1921 годах — наместник владимирского Рождественского монастыря.

Участие в Поместном соборе

В 1917 году на монашеском съезде в Троице-Сергиевой лавре избран кандидатом в члены Всероссийского Поместного собора. С января 1918 — член Собора, работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым», «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых». В отдел о церковной дисциплине представил доклад «О присвоении богослужебных отличий определённым церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград» (доклад был одобрен отделом). На пленарном заседании выступал в качестве содокладчика по докладу о правилах канонизации святых в Русской церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых, в Русской земле просиявших, принимал участие вместе с профессором Петроградского университета Борисом Тураевым в составлении службы на этот праздник.

Чудеса по молитвам

К раке с мощами святого приходят многие верующие и просят о помощи в разных сложных жизненных ситуациях, находя утешение в молитве. При жизни святитель всячески помогал людям в их скорбях.

Однажды в храме прихожане заметили, что владыка выходит из алтаря над полом — его как будто вынесла оттуда невидимая волна. Некоторые утверждали, что он обладал даром прозорливости, но использовал его только в случае крайней необходимости, чтобы помочь человеку.

Жизнь Афанасия Ковровского — это пример высокой духовности и большой веры в Бога. Несмотря на тяжелейшие испытания, святой не впадал в отчаяние и все принимал с благодарностью, считая, что трудности — это возможность проявить силу своей веры и послужить во имя Господа.

Исповеднический путь святителя Афанасия (Сахарова)

Литургическое творчество

В 1920-е годы начинает дополнять и совершенствовать утверждённую Собором 1917—1918 годов службу Всем русским святым, «а вместе с тем явилась мысль о желательности и необходимости установления и ещё одного дня для общего празднования всех Русских святых, сверх установленного Собором», в связи с чем им было предложено установить второй, непереходящий праздник в честь Всех русских святых, когда бы во всех русских храмах «могла бы быть совершаема только одна полная праздничная служба, не стесняемая никакой другой». Епископ Афанасий (Сахаров) объяснил это в предисловии к службе Всем святым, в земле Русской просиявшим: «При этом казалось бы более всего соответствующим совершать празднование Всем Святым, в земле Русской просиявшим, 16 (29) июля непосредственно за праздником просветителя Русской земли святого равноапостольного великого князя Владимира. Тогда праздник нашего Равноапостола будет как бы предпразднством к празднику Всех Святых, процветших в той земле, в которую он всеял спасительные семена веры Православной. И самый праздник Всех Русских Святых тогда будет начинаться прославлением князя Владимира на 9-м часе пред праздничной малой вечерней. Праздник Всех Русских Святых есть праздник всей святой Руси».

В 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией, отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. При публикации были допущены цензурные искажения, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» выполнил инспектор ЛДА профессор Лев Парийский).

Вернувшись из лагеря и поселившись в Петушках, епископ Афанасий начинает работу по сбору и систематизации служб русским святым. В его письмах, адресованных разным людям, содержится большое число просьб найти и прислать те или иные службы местночтимым святым. На основе полученного материала он уточняет детали житий, составляет списки местных святых. Присланные материалы тщательно редактируются и приводятся к единообразию в языковом и стилистическом отношении.

Таким образом архив епископа Афанасия попало несколько сот служб и акафистов, причём им делались правки и примечания. На основе этих материалов им готовились «Дополнительные Минеи», содержащие службы русским святым, которые не вошли в стандартные дореволюционные Минеи.

Составил несколько молебных последований, в том числе: «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в различных обстояниях», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и др.

Реализацией идей епископа Афанасия стали вышедшие в 1978—1989 годах Служебные минеи (неофициально «Зелёные минеи»), в состав которой вошёл и окончательный текст службы всем российским святым, более полный по сравнению с текстом первых изданий. Туда же было включено огромное количество богослужебных текстов, прежде не входивших в основной круг богослужебных книг. В рецензии на сентябрьский и октябрьские тома игумен Иннокентий (Просвирнин) отмечал: «Богослужебно-календарная комиссия , осуществляя пожелание Богослужебного отдела Поместного Собора 1917—1918 гг., по указанию святейшего Патриарха Алексия, ставила вопрос о необходимости соединения служб русским святым со службами святым Поместных Православных Церквей, чтобы не нарушался Устав всей Восточной Церкви и вместе были учтены богослужебная практика и богатство агиологии Русской церкви. Председатель Комиссии, епископ Афанасий (Сахаров), участник Поместного Собора 1917—1918 гг. дал необходимое решение этого сложного литургического вопроса в „Богослужебных указаниях на 1957 и 1958 гг.“ Он осуществил редактирование текста всех Миней, чтобы приблизить к пониманию современников церковнославянские языковые формы. Много труда он положил также на собирание отдельно изданных служб».

Труды

  • Настроение верующей души по Триоди Постной, 1912 (кандидатская диссертация).
  • «О шестопсалмии», Журнал Московской Патриархии, 1957, № 1, сс. 28-29.
  • О поминовении усопших по уставу Православной Церкви, 1955 (машинопись).
  • «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». Напечатана в журнале Средне-Европейского Экзархата «Голос Православия» за 1962 г., № 2.
  • Составлено несколько молебных последований, например: «О хотящих по воздуху шествовати». «О сущих в различных обстояниях». «Благодарение о получении милостыни».»О мире всего мира и о прекращении войн» и др.
  • Сборник новых (свыше 100) величаний и избранных псалмов.
  • Die Furbitte fur die Verstorbenen nach den Ordnungen der orthodoxen Kirche, in: Std0 1962, 2, 40-45.
  • O pominovenii usopsich po ustavu Pravoslavnoj Cerkvi, in: Vestnik Eksarchata 66(1969)103-129; 69(1970)38-63; 70/71 (1970)182-214; 73/74(1971)91-111; 75/76(1971)227-239; 77(1972)76-94, 178-188; 85/88(1974)201-274; 89/90(1975)117-129; 203-214; 93/96(1976)159-181.
  • Mozno li posescat’ chramy Moskovskoj Patriarchii, in: Vest. russ. chr. dv. 106(1972)92-97.
  • Darf man die Kirchen des Moskauer Patriarchats besuchen? Aus dem Brief an seine geistliche Tochter, in: Ostkirchliche Studien 22(1973)327-332.
  • Несколько молебных последований.
  • Славы Божия ревнитель: Житие и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова) / Автор-сост. Г. Катышев. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. 512 с.

Использованные материалы

  • Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца, Москва: Изд-во «Правило Веры», 2001, сс. III-XXXII («Жизнеописание святителя Афанасия (Сахарова)») — материал использован частично
  • «Афанасий (Сахаров), св.» // Страница сайта Русское Православие:

Иногда указываемая дата 27 июня — по старому стилю. По ММЛ «РПИ» (138), ошибочно, — 17 июня.

«Вестник Священ. Синода» за 1926 г., № 7, с. 8

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святая Евфимия Всехвальная

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В годы правления Диоклетиана, самого жестокого гонителя христиан, многие были возведены в лик святых. Одна из них молодая девушка, образ которой запечатлен на иконе Евфимии Всехвальной. В начале третьего века до нашей эры провинция Вифинии, где проживала семья девушки, была под правлением проконсула Приска, приверженца языческой веры.

Житие Святой Евфимии Всехвальной

Девушка была дочерью знатных родителей в городе Халкидоне Малой Азии на берегу Босфорского пролива. Она исповедовала христианство.

В Халкидоне располагался храм язычников, посвященный Марсу. Поклонение языческому Богу для христиан означало признать беса. Многие христиане скрывались в день праздника Марса и тайно проводили службу Всевышнему.

Приск задумал провокацию, чтобы наказать тех, кто не принесет дары в честь Ареса. Он приказал разыскать людей, не пришедших на праздник. В одном укромном месте собралось 49 христиан, среди которых была Евфимия. Всех доставили проконсулу Халкидона. Но никто даже под страхом смерти не стал скрывать свое вероисповедание. Смерть во имя Христа принимали как дар Божий.

Людей пытали 19 дней, но никто не отрекся от веры во Христа. На одной из таких пыток проконсул обратил внимание на Евфимию и отделил от других. Он стал обещать дары красавице, но девушка отвергла его предложения. Тогда мучитель придумал страшную пытку. Ее привязали к колеснице с острыми ножами и стали вращать. С тела девушки срывались куски плоти. Но она молилась Всевышнему, колесо перестало крутиться. Стражники старались продолжить мучения, но ничего не могло заставить вращаться колесо снова. Святая Евфимия сошла с него словно живая. Тогда правитель принять решение бросить ее в пламя. Стражники, которые должны были отправить девушку в костер, стали видеть в огне ангелов и отказались выполнять приказ. Другие исполнители воли проконсула сгорели заживо, а она осталась невредимой.

Пила тупилась, змеи не кусали, львы и медведи лизали раны. Она лишь молилась Господу и просила принять жертву. Наконец девушка, не выдержав мук, умерла. В это время началось страшное землетрясение. Языческие храмы и дома стали рушиться, люди гибли под обломками. Родители забрали тело девушки и похоронила. На этом месте позже построили церковь в память о Евфимии. В гробнице из мрамора хранились ее останки, а сбоку находилось маленькое отверстие. Ежегодно в день смерти, его открывали и доставали губку, пропитанную священной кровью. Она благоухала и помогала в любых болезнях.

Монастырь в честь Евфимии

Женский монастырь святой Великомученицы Евфимии Корфу – самый древний в Керкире, основан в пятнадцатом столетии. Находится обитель у ботанического сада Мон Репо. Маленький и уютный монастырь сохранил фрески пятнадцатого и шестнадцатого столетия, частичку мощей святой Евфимии и чудотворный образ, который выносят в даты ее почитания 11 и 16 июля. Нетленные останки также хранятся в Константинополе в церкви святого Георгия.

Прославилась дата 11 июля, как чудо святой Евфимии Всехвальной. Священники оставили на ночь у гробницы с нетленными останками два указа. Один с православным учением о двуединости Христа, а другой – толкование о божественной природе Спасителя. Когда открыли гробницу утром, в руках у Евфимии был один свиток с христианским учением, а в ногах монофизитская исповедь.

О чем молятся святой Евфимии

Издавна православные молились Евфимии. Девушка погибла во имя Христа, поэтому и обращаются с молитвами об утверждении в православной вере. Чудотворная икона святой была обнаружена в русском селении в 1910 года. Если обращаться с верой к святым угодникам, можно получить желаемое.

О чем молятся Святой Евфимии:

  • об избавлении от зубной боли;
  • от слепоты;
  • от дизентерии.

Молились и во время засухи рыли колодцы, где была обретена икона, чтобы пошли дожди.

Большой силой обладает и акафист Евфимии Всехвальной.

Избранней и венчанней деве мученице, истинней поклоннице сущаго на Небесех истиннаго Бога, невесте Христовой Евфимии, от сердец умиленных похвальное пение воспоим. Ты же, яко всехвальная победительнице и низложительнице врага лукаваго, от всяких нас бед защити, Господа о нас присно умоляя, да зовем ти:

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Ангелом чистотою души своея уподобилася еси, святая дево Евфимие, с ними же ныне в светлости неизреченней ликуеши и от трудов своих почиваеши. Темже, не забуди и нас, живущих на земли, да и мы сподобимся причастницами славы Божия явитися, поющии ти:

Радуйся, от родителей благочестивих рожденная.

Радуйся, благочестию ими наученная.

Радуйся, красотою своею ангелам уподобившаяся.

Радуйся, благородным происхождениим своим не возгордившаяся.

Радуйся, яко в послушании Господу своему славно пожила еси.

Радуйся, яко Его всем сердцем своим пламенне возлюбила еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Видяще нечестивий Диоклетиан, яко христиане гнушахуся жертвы идолом богомерзким воздавати, повеле предавати их на мучения лютыя. Ты же, всехвальная Евфимие, в тайнем месте с сорока христианы служение Господу нашему Иисусу Христу совершала еси, чистым сердцем Его славя: Аллилуиа.

Силу веры своея показуя, купно с присными твоими, боголюбивая Евфимие, влекомая яко овца на заклание, небоязненно пред мучителем своим стала еси, даже до крови пострадати за Господа своего готовившаяся. Темже, таковую крепость твою видя, восхваляем тя пении сими:

Радуйся, яко повелению цареву не покорилася еси.

Радуйся, яко твари вместо Творца не поклонилася еси.

Радуйся, поклонницею истиннаго Бога себя показавшая.

Радуйся, идолом мерзким жертву не воздавшая.

Радуйся, льстивой речью царя не прельстившаяся.

Радуйся, от пути прямого, в рай ведущий, не уклонившаяся.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Верою своею в мучениих непоколебима бе, блаженная Евфимия, купно с тобою бо страдавшыя, тако укрепляху тя, юную и прекрасную: «Подвизайся дево, Жениха Небеснаго ради, подвизайся страданиим Ему угодити, подвизайся во сретение Его изыти с мудрыми девами, да возлюбит Он тя, яко невесту Свою и введет тя в чертог Свой, в нем же воспоеши Ему сладце: Аллилуиа.»

Видя нечестивый проконсул тя, достоблаженная Евфимие, в лике святых мучеников, яко луно посреди звезд сиявшую, аки волк хищный похити тя из Христова стада. Мы же, словесам твоим радуяся: «Не остави мене, вселюбезнейший Женише мой, на Тя токмо надеющуся, не выдай зверем душу, любящую Тя и исповедающую имя Твое святое, не дай врагу моему возрадоватися надо мною, укрепи мя, немощную рабу Твою, да не одолеет мя беззаконие», воспеваем ти:

Радуйся, к Богу за помощию взывавшая.

Радуйся, в руце Его спасение свое отдавшая.

Радуйся, яко на Господа упование свое возложила еси.

Радуйся, яко в отчаяние не впадала еси.

Радуйся, благодатию Господа укрепившаяся.

Радуйся, пред мучителем не посрамившаяся.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Восхотев к безбожию своему обратити тя, святая Евфимие, мучитель лестию тя уловити потщися, абие с твердостию отвещавала еси ему: «На Христа моего токмо уповаю, яко не оставит мя и не отымет руку Своея от мене и Ему Единому душой взываю: Аллилуиа.»

Хотяй волю твою сломити и к идолом мерзким приклонити, повеле нечестивый мучитель твой на мучения тяжкая тя отдати, непреклонная в исповедании своем Евфимие. Егда же служителие привязаху тя к колесу со множеством ножей, ты крестным знамением осенивши ся, ко Господу с усердием молилася еси: «Господи, просвещение души моея, прииди ныне на помощь ми, да уразумеют вси, яко Ты еси Единый Бог!» Таковое исповедание твое зряще, умиленными сердцы вопием ти:

Радуйся, яко пыток мучителя не убоялася еси.

Радуйся, яко Господу со тщанием молилася еси.

Радуйся, крестом святым себе осеняяй.

Радуйся, сим знамением враги своя побеждаяй.

Радуйся, яко Вышняго положила еси прибежище себе.

Радуйся, яко зло и рана не приближися тебе.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Боготечней звезде уподобилася еси, всехвальная Евфимие, егда ангельский свет освети тя и ангел Божий сокруши колесо и снем тя, раны исцели твоя. С ним же радостно воспела еси Богу, Его силу прославляя: Аллилуиа.

Видевши сие чудо мучитель и вси бывшии тамо, в недоумение приидоша и много чуду сему дивляхуся, обаче не возмогоша познати крепкую руку истиннаго Бога: видяще бо не видеша и слышаще не уразумеша, окамене бо сердце их. Мы же, силу Божию на тебе зряще, Богом возлюбленная Евфимие, с радостию воспеваем ти:

Радуйся, силою Божиею чудеса творяяй.

Радуйся, неверующых исцелением своим удивляяй.

Радуйся, ангелом незримо охраняемая.

Радуйся, крепкой мышцею Господней укрепляемая.

Радуйся, яко во славу Христа подвизалася еси.

Радуйся, яко исповеданием своим Господа прославляла еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Проповедницею славы Божией явилася еси, богомудрая Евфимие, к пещи бо огненней приведенная, огня вещественнаго не убоялася еси, огнем любви ко Богу пламенея. На небо очи возведя, молитву Господу творила: Аллилуиа.

Возсия свет чудный воином Виктору и Сосфену, во огни бо дивное видение узреша: пред ними ангели Божий предсташа, огнь разметая и воспящая невесты Христовой касатися. Увидев чудо сие, мучителю глаголаша: «Не посмеем мы коснутися к сей святей деве и ввергнути ю в огнь, аще бо и повелиши главы нам усекнути, ибо зрим мы чудо велие, еже ты не зриши. И не терпети нам ярость твою, нежели гнев светоносных мужей, в пламене огненнем стоящих». Купно с благоразумными воины, воспеваем ти, мужественная Евфимие:

Радуйся, яко пламени огненнаго не убоялася еси.

Радуйся, яко паки ангельским заступлением сохранилася еси.

Радуйся, яко к свету истинному Виктора и Сосфена привела еси.

Радуйся, яко им в Бога уверовати помогла еси.

Радуйся, силою молитвы своея огнь в пещи угасившая.

Радуйся, паки чудо ново пред всеми сотворившая.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Хотящу тя погубити, повеле нечестивый мучитель твой, доблестная Евфимие, иным воином Кесарю и Варию паки тя в пещь ввергнути. Пламя сильное попали сих неразумных воев, ты же, ликуя посреди пещи, яко в чертозе светлем, песнь триех отроков воспевала еси, славя Бога: Аллилуиа.

Новое чудо людем неверующим показа Господь, огнь бо не коснуся святой Евфимии, ибо Сам Жених нетленный Иисус Христос тайно прииде в пещь к невесте Своей и ороси ю небеснею прохладою. Мы же, изумляяся чудеси сему, поем ти умиленно:

Радуйся, от пламене огненнаго Господом сохраненная.

Радуйся, росою небесною Им орошенная.

Радуйся, целою и здравою из пещи изшедшая.

Радуйся, в изумление дивное всех приведшая.

Радуйся, яко паки мучителя посрамила еси.

Радуйся, яко веру на поругание тому не дала еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Странно есть видети нечестивому проконсулу чудесы, на тебе творящиися силою Божиею, преславная Евфимие, не ведая более чесо сотворити с тобою, повеле в темницу тя ввергнути. Послежде воев Виктора и Сосфена к себе призвавши, повеле им идолом мерзким поклонитися. Они же, Господу поклонишася, славя имя Его святое: Аллилуиа.

Всех Господь и Создатель просвети светом истины Виктора и Сосфена, шедшим бо им на казнь и усердно Богу молившимся, раздася с Небеси глас Божественный, ко упокоению их призывающий. С радостию души своя Богу предавши, ныне на небесех купно с тобою, святая Евфимие, воспевают Бога, с ними же приими и наша похвалы сия:

Радуйся, яко душы многих исповеданием своим к Богу привела еси.

Радуйся, яко с ними ныне ликуеши на Небеси.

Радуйся, чистотою своею присно сияяй.

Радуйся, звездою яркою нам блистаяй.

Радуйся, в Царство Божие нас путеводящая.

Радуйся, всем нам спастися хотящая.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Всею душею своею Бога славила еси, достоблаженная Евфимие, егда ведену ти бывшу на судище, воспевала еси Ему: «Боже, песнь нову воспою Тебе и буду славити Тя посреди племен и языков, Ты бо еси Единый истинный Бог и несть инаго Бога, паче Тебе!». С тобою и мы воздаем хвалу истинному Богу нашему: Аллилуиа.

Ветийство человеческое не довлеет по достоянию восхвалити вся претерпенныя тобою мучения и страдания во славу Бога истиннаго: не можаху бо нечестивый мучитель твой принудити тя жертвы идолом воздати, повеле повесити тя и тело твое острыми ножами строгати. Ты же, силою Божиею, и послежди сего мучения невредима осталася еси. Мужество и долготерпение твое прославляя, дражайшая Евфимие, вопием ти умиленными гласы:

Радуйся, кровию себя от главы до ног обагрившая.

Радуйся, кровию истекшею душу свою убелившая.

Радуйся, повешение со Христом претерпевшая.

Радуйся, в страданиих лютых Бога воспевшая.

Радуйся, яко воспевая Бога, укрепилася еси.

Радуйся, яко в мучениих с Господом сочеталася еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Спасти хотящи душу твою, тело свое не жалела еси, прехвальная Евфимие, и в ров изрытый, гады и ехидны исполненный, небоязненно вошла еси, крестным знамением себя осеняя и ко Господу моляся: «Свете мой Иисусе Христе! Ты во утробе воднаго зверя невредимым Иону сохранил еси, Ты избавил еси Даниила от уст львовых, сохрани и мя крепкою руку Твоею, да прославится во мне имя святое Твое, да воспою Тебе песнь славы: Аллилуиа.»

Стеною твердою и неодолимою бысть тебе Господь, на Него же упование свое возлагала еси, славная дево Евфимие, яко изо рва воднаго, по милости Божией, невредима от гадов и змий вышла еси, мучителя жестокость и неверие посрамляя. Того ради приими хваления наша, с любовию тебе приносимыя:

Радуйся, в ров безбоязненно вшедшая.

Радуйся, погибели в нем не нашедшая.

Радуйся, в вере своей мучителем неодолимая.

Радуйся, Божией десницей верно хранимая.

Радуйся, яко и твари водныя тебе не вредиша.

Радуйся, яко и ангели тебе служаху и от смерти храниша.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Пение похвальное приносим тебе, богорадованная Евфимие, немогущии разумом своим постигнути, яко ты, столь млада сущи, такия велия страдания претерпевала еси: ты бо по острым мечам и копиям, хврастием и землею прикровенным, яко птица, легце прешла еси, Господа преславно восхваляя: Аллилуиа.

Свещею, немерцаемо горящею и мрак идольский разгоняющею, явилася еси, богомудрая Евфимие, слышаще бо людие неверующии, яко ты неустанне восхваляеши Господа: «Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его», в вере истинней просвещахуся, с ними же приими и наша похвалы тебе:

Радуйся, Господа верно и неустанно прославляяй.

Радуйся, на Его Единаго искренне уповаяй.

Радуйся, яко проконсула терпением своим посрамила еси.

Радуйся, яко в сети, им расставленныя, не уловилася еси.

Радуйся, преодолением страданий своих мучителя утомившая.

Радуйся, от истиннаго Бога ни на шаг не отступившая.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Благодатию данною ти от Бога, новыя страдания претерпела еси, доблестная Евфимие, яже на тя мучитель твой воздвиже: перепилити бо тя намереваяся, не возможе вреда тебе причинити, на раскаленных углиях сожигати тя повеле, абие углие ангелы, с тобою неотступно пребывающии, остудиша. Ты же, вся мучения мужественно преодолевая, Подателю сил и крепости Господу Иисусу воспевала неустанно: Аллилуиа.

Поюще крепкия подвиги твоя, хвалим терпение и смирение твое, боговенчанная Евфимие, ими бо врага невидимаго посрамила еси и венец нетленный от Господа на Небеси стяжала еси. Темже на последнее мучение твое ведомая, осуди бо тя мучитель твой на снедение зверем, молилася еси ко Господу: «Господи сил! Ты явил еси на мне Твою непобедимую силу и неодоленную десницу, Ты показал еси немощь бесов и безумие мучителя, а мене поставил еси высше всех мучений. Приими ныне мою жертву, принесенную Тебе от души сокрушенной и смиреннаго духа, и упокой душу мою в селениих святых и в лице мученик, яко благословен еси во веки». Просвети и нас, всехвальным исповеданием твоим, да зовем ти умиленно:

Радуйся, яко лютыя звери ноги тебе лизаху.

Радуйся, яко причинити вреда зверие тебе не можаху.

Радуйся, глас с Небеси, во обители горния тя призывавший, услыхавшая.

Радуйся, с радостию душу свою Господу отдавшая.

Радуйся, яко с почестьми родители твоими погребена была еси.

Радуйся, яко чрез пролитие крове своея невестою Жениха Небеснаго стала еси.

Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

О святая великомученице Евфимие, Господа неустанно в мучениих своих восхвалявшая и от благодарных чад Божиих всехвальною нареченная. Научи же и ны все упование наше на Единаго Господа возлагати, да Им Единым в бедах и скорбех наших укреплятися, да возможем причастницами Царствия Его стати, в нем же с тобою воспевати Ему будем: Аллилуиа.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святой мученице Евфимиии:

Чудо Евфимии Всехвальной

Живя в суетном мире с вечными проблемами, трудно иметь сильную веру. Одним из путей укрепления веры и познания силы спасения является исследование жизни святых, которые пройдя путь мучений и испытаний, сохранили верность Спасителю ценой жизни.

Евфимия Всехвальная — святая времен четвертого столетия, будучи совсем юной девой, была проведена через страшные мучения, но ни разу не пострадала и умерла по собственной просьбе к Cоздателю, но не отказалась от веры.

Житие и мученический путь

Сенатор Филофрон и его жена Феодосии, жившие в конце третьего века в Халкидоне, приняли христианство и воспитывали детей в прославлении живого Бога, Иисуса Христа. Особо ревностной христианкой была их дочь Евфимия, о житии которой до периода явления подвига верности Спасителю, ничего не известно.

Император Диоклетиан слыл ярым поклонником язычества и поощрял гонения на христиан. Халкидонский правитель Приск полностью поддерживал политику императора и принимал все меры, чтобы уничтожить самое малое проявление христианства в округе.

Чтобы выявить среди населения поклонников христианства, Приск устраивает праздник в честь языческого идола Арея, и под страхом смерти приказывает всем жителям Халкидонского округа явиться с принесением жертв перед идольским капищем.

Читайте о гонениях:

Во время праздника, 50 поклонников живого Бога тайно собрались для проведения богослужения и прославления Иисуса Христа, среди них была и юная дева Евфимия.

Правителю Приску донесли о тайных встречах христиан, он приказал всех арестовать. 19 дней ужасными пытками язычники пытались заставить верных поклонников Бога отказаться от веры, но так и не сумели справиться, и отправили 49 человек на суд к императору, оставив девицу. Палачи надеялись, что без поддержки товарищей девушка сломается, но им пришлось горько пожалеть о своем решении.

Чудеса

Великомученица Святая Евфимия Всехвальная, житие которой проходило среди христиан, все время пребывала в молитве и прославлении Иисуса Христа, прося у Него защиты, спасения и освобождения. Правитель Приск обольщал девицу земными благами, пугал страшными мучениями, но все оказалось напрасным.

Колесо страданий

В страшном гневе правитель приказал привязать деву к колесу, которое крутилось над острыми ножами, они буквально разрывали на куски нежное тело, но палачи и все присутствующие услышали не вопли страданий, а благодарственную молитву.

Внезапно колесо остановилось, при помощи явившегося Ангела юная дева оказалась на земле, полностью восстановленная, без единой царапины. Правитель Приск объявил, что это милость языческого идола, дающего последний шанс христианке. После отказа воздать хвалу идолу, палачи приступили к следующей пытке.

Принятие христианства языческими воинами

Воины Виктор и Сосфен получили приказ бросить девушку в печь, раскаленную добела. Будучи еще язычниками, воины бросились выполнять приказ, но вдруг среди огненных языков они увидели ходящих ангелов и отказались быть соучастниками казни.

В тот же момент Виктор и Сосфен призвали Иисуса, как Спасителя, назвав себя прилюдно христианами. В ярости правитель приказывает бросить бунтовщиков в клетку с голодными зверями. Виктор и Сосфен воззвали к Богу, и их души были забраны на небо за мгновение до того, как звери подошли к их телам.

Новые мучения и чудо освобождения

Приказ Приска был выполнен другими воинами, но, брошенная в раскаленную печь, великомученица Всехвальная осталась невредимой.

Правитель Халкидона, объявив происходящее колдовством, придумал новую казнь. В вырытом рву установили копья и ножи остриями вверх, все это прикрыли травой и небольшим слоем земли. Не подозревающая о новой пытке девушка легко прошла по рву, оставшись в живых.

Уставшая от мучений вмц Евфимия попросила в молитве Бога об освобождении и принятии в Царство Небесное, понимая, что мучители не остановятся, пока не уничтожат верную Господу христианку.

Вся арена стала свидетельницей чуда, когда к брошенной в клетку к зверям девушке подходили хищники, ласково лизали ей руки и вели себя, как домашние животные.

Только коготь огромной медведицы поранил вену на ноге пленницы, она истекла кровью, тихо отойдя в Небеса. В тот же миг земля задрожала, стражники и зрители бросились с арен врассыпную во время землетрясения, что дало возможность христианам забрать тело страдалицы и предать его земле недалеко от города.

Читайте о чудесах:

Посмертные чудеса

Прошло более 150 лет после смерти Евфимии, в Халкидоне воцарилось православие.

По свидетельству историка того времени Евагрия Схоластика великомученица время от времени снилась людям, наделенным особым благочестием, приглашая их в церковь, построенную в ее честь, для сбора «плодов».

Серебряная рака, хранящая святые мощи, имела специальное отверстие, в которое опускалась губка. Священник нежно водил нею вдоль тела святой и поднимал губку, смоченной кровью. Святую кровь собирали, разливали в маленькие сосуды и раздавали людям для исцеления от множества болезней.

Живший в 594 году император Маврикий посчитал чудо обыкновенными слухами и решил провести свое расследование. Количество полученной ним крови настолько велико, что благовоние наполнило весь храм. Император прилюдно покаялся в неверии.

Чудо Евфимии Всехвальной было явлено во время четвертого Вселенского Собора, проходившего в храме неподалеку святых мощей. В то время возникли разногласия по поводы природы Иисуса Христа. Монофизиты, заняв позицию еретиков, отказывались признавать Иисуса, как человека, приписывая Ему только природу Бога.

Чтобы избежать смуты и раздоров, по совету Патриарха Константинопольского Анатолия, было решено обратиться за помощью к мощам великомученицы. Написав постановления на двух свитках, открыли гробницу и положили их на грудь оставшейся нетленной девы.

Император Маркиан собственной печатью опечатал гробницу и приставил к ней личную охрану. Три дня священники находились в строгом посте и непрерывных молитвах.

Картина, увиденная при открытии гробницы, ввергла в священный трепет всех присутствующих. Один свиток девица держала в руке, другой валялся в ее ногах. Как только крышка гробницы была поднята, рука автоматически поднялась, передавая Патриарху свиток, утверждающий православную веру.

Большинство еретиков отказалось от ложных убеждений, упорствующие были преданы анафеме.

Обретение мощей и их почитание

В начале седьмого века персы завоевали Халкидон, и по решению священников нетленные останки, ранее похороненные неподалеку от Халкидона, перевезли в Константинополь, в храм, возведенный в честь великомученицы Евфимии.

На начало седьмого века приходится иконоборческий период. Движение борьбы с иконами и святыми мощами поддерживал и император Лев Исавр, по его приказу мощи великомученицы Всехвальной были выброшены в морскую пучину. Корабельщики Сергий и Сергон были выбраны Творцом для спасения мощей и передачи их для хранения епископу острова Лемнос.

До 796 года мощи Евфимии хранились под специальной доской, на которой было написано имя погребенной, в маленькой специальной возведенной церквушке.

Император Константин Четвертый, его мать Ирина способствовали святителю Тарасию в возвращении святых мощей великомученицы Всехвальной в Константинополь, где они и поныне сберегаются в Георгиевской церкви на Фанаре.

Чудо 20 века — явление старцу Паисию

Монах Паисий Святогорец известен среди христиан своими посланиями, наставлениями и праведной жизнью.

Однажды во время пребывания в молитве старец услышал стук в дверь и женский голос, говорящий, что все проблемы решаются молитвами святым. Праведный отец опешил, ибо на Афоне не было женщин. Святогорец решил, что какая-то сумасшедшая явилась к его келье, переодевшись мужчиной.

Женщина, назвавшаяся Евфимией, трижды просила старца Паисия открыть дверь, закрытую на защелку, но тот не решился. Вдруг праведный монах, сидя в келье, услышал шаги, выскочил к дверям и увидел закутанную в шаль женщину, излучающую свет, в сопровождении вскоре исчезнувшего пророка Луки.

Интересно! По просьбе Паисия женщина назвала еще раз свое имя, это была великомученица Евфимия. Чтобы испытать явленный образ, Святогорец предлагает женщине пойти в храм и повторить за ним молитву Святой Троице, что та и сделала.

Паисий Святогорец и Евфимия присели на скамеечке. Великомученица подробно наполнила старцу о своих мучениях, сказав, что познала в Небесах такую радость, ради которой готова на еще большие мучения. Три дня после встречи со святой Паисий находился в радостном состоянии души, буквально прыгая от радости, славословя Бога.

Позже старец напишет, что чувствует себя должником верной Господу деве, давшей ответы на мучающие Святогорца вопросы, свой восторг он выразил в стихире, которую пел только для себя. Не желая таить явление в себе, старец отправился в обитель в Суроти, рассказал все сестрам, они потом написали икону великомученицы по словам старца.

О чем просят святую Евфимию

Молодая девушка, прошедшая все круги ада при пытках язычников, стала примером подвига веры, поэтому к ее иконам и святым мощам идут верующие, имеющие проблемы с потерей:

  • веры;
  • зрения;
  • слуха;
  • иммунитета.

11 июля и 16 сентября православный мир воздает дань памяти великомученице Евфимии.

Великомученица Евфи ́ мия Всехвальная, Халкидонская

Дни памяти

Житие

Святая великомученица Евфимия родилась в городе Халкидоне (Вифиния), в семье сенатора Филофрона и его жены Феодорисианы.

В 303 или 304 году, во время великого гонения при императоре Диоклетиане, правитель города Приск, бывший ярым противником христианства, велел собрать всех жителей на праздник в честь языческого бога Арея (Марса). Местная христианская община отказалась участвовать в празднестве и тайно совершала богослужение, за что ее члены, в том числе и Евфимия, были арестованы и приведены к правителю. После продолжительных мук христиан отправили на суд к императору, а юную Евфимию правитель оставил в городе, решив, что без поддержки она не выдержит истязаний: «Мучитель изобретал всякие средства, чтобы прельстить ее, ласковыми словами, подарками и различными обещаниями уловляя ее девическое сердце».

После того как Евфимия отвергла предложения Приска, она была подвергнута различным истязаниям, однако она осталась невредимой благодаря Божией помощи (от колеса с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела, ее спас явившейся Ангел, остановивший колесо и исцеливший раны; в огненной печи, куда Евфимию должны были бросить, воины Виктор и Сосфен увидели двух Ангелов и сами стали христианами). Видя мужество Евфимии, правитель приказал отдать ее на растерзание зверям, но они, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Одна только медведица нанесла ей небольшую рану, из которой потекла кровь; в это время послышался голос с неба, призывавший ее в горние обители, и тотчас она предала дух свой Господу, ради Коего со всею преданностью пострадала. И потряслась земля и город заколебался, стены разрушались, храмы падали и всеми овладел великий ужас. Когда же все в страхе убежали из цирка, святое тело мученицы осталось простертым на земле.

Тело Евфимии было взято ее родителями и похоронено в окрестностях Халкидона. Позднее над ее могилой был построен храм. При императоре Феодосии Великом мощи святой были перенесены в Александрию, но затем вновь возвращены в Халкидон. Мощи почитались как кровоточивые. По сообщению Евагрия Схоластика, «в той гробнице с левой стороны есть небольшое отверстие, закрывающееся маленькой дверцей. В это отверстие до самых святых останков впускают длинный железный прут, с привязанной к концу губкой, и повернув там губку, извлекают ее вместе с прутом полную крови и кровяных печенок».

Полтора столетия спустя, когда христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.

В 451 году в городе Халкидоне, в храме, где почивали мощи святой, происходили заседания IV Вселенского Собора. Собор был созван для определения точной формулировки догмата православной церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа – Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу – Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, патриарх Константинопольский, святитель Ювеналий, патриарх Иерусалимский, и представители святителя Льва, папы Римского. Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.

После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению. Тогда святой патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому чрез Его несомненную носительницу – святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом в присутствии императора Маркиана (450–457) участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия как живая подняла руку и подала свиток патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.

В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716–741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборческая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.) при святителе Тарасии, патриархе Константинопольском (784–806) и при императоре Константине VI (780–797) и матери его святой Ирине (797–802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: