Житие Александра Ошевенского – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Житие святого преподобного чудотворца Александра Свирского

Перечитывая вновь и вновь житие святых, православные христиане наполняются силой веры. Послушание, покорность, ограничение в пище и удобствах — примеры христианского подвига во имя познания Всевышнего Бога и Святой Троицы.

Житие преподобного Александра Свирского — яркий пример избранности и служения Творцу от рождения до смерти. Живший вдалеке от центра православия, в отдаленных лесах, маленький Амос не имел возможности общаться в кругу священства, все откровения и ведения он получал от Самого Бога или Пречистой Девы Марии.

Детство и отрочество будущего святого

В Приладожском селе Мандеры жила довольно немолодая семейная пара, Стефан и Василиса. Они вырастили двух сыновей и просили Бога о младшеньком ребенке, утехе не старость. В одной из молитвы они оба услышали голос, говоривший, что молитвы услышаны, Творец дарует доброму супружеству дитя, которое прославит Церковь Христову.

Ещё статьи о преподобном Александре:

В июне, 15 числа, 1448 года Василиса родила сына, которого назвали именем одного из старозаветных пророков Амосом, ибо мальчик появился в день почитания Амоса. Удивительно, середина XV века, далеко заброшенное село, начало христианской эры в Руси, а селяне знают о Ветхом Завете и его героях. Если учесть, что тогда простые люди были в основном неграмотные, тогда можно сделать вывод, что родители будущего святого России были воцерковленные верующие, черпающие знания в проповедях на богослужениях.

На заметку! Родившись в глубоко верующей семье, Амос отличался от своих сверстников послушностью и кротостью, не был любителем шумных игр, веселья. Отрок с равнодушием относился к одежде и еде, с малых лет находил удовольствия в постах и молитвах, чем порой пугал мать.

Путь к монашеству

Событие вступившего в совершеннолетие юноши изменило всю его жизнь. Это была встреча с Валаамскими монахами, зашедшими в село по хозяйственным нуждам монастыря. Великое благочестие и строгая подвижническая жизнь монахов была известна далеко за границами уже знаменитого в то время Валаамского монастыря.

Амоса глубоко тронули рассказы монахов об отшельниках, которые живут в скитах, и юноша начал просить иноков взять его с собой. Монахи вынуждены были отказать, ибо для этого необходимо было разрешение настоятеля монастыря и благословение родителей.

Статьи о других православных святых:

Престарелые родители решили, что пришла пора женить сына, но инок решил по-другому, после долгих молитв и постов он тайно покинул отчий дом, и один отправился искать Валаамский монастырь. Первая ночь застала Амоса около озера, где он и заснул прямо на берегу.

Важно! Среди ночи юношу разбудил дивный голос, благословляющий дальнейший путь путника и повелевающий в будущем воздвигнуть на этом месте Божью обитель.

В тот же момент около путешественника появился путник, ангел Господень, который и довел Амоса до Валаамского монастыря. Даже схимники удивлялись стойкости инока, который практически не спал, днем тяжело работая, а ночи проводя в молитвах. Местом его молитв был лес, полный комаров и мошек, но, пребывая в поклонении Богу, юноша ничего не замечал. Так прошло семь лет.

Годы монашества и отшельничества

Семь суровых лет прожил Амос в монастыре, и в 1474 году был пострижен в монахи с именем Александр.

Прошло еще несколько лет, и только тогда старенькие родители узнали о судьбе своего младшего сына. Вскоре они продали все имущество и ушли в монастырь, прожив там под именами Сергия и Варвары.

Родители умерли, Александр попросил благословение игумена поселиться на острове, чтобы жить уединенно в скале и совершать духовный подвиг, недоступный пониманию обычных христиан.

Почти 10 лет прожил преподобный старец на острове, и в 1485 году покинул Валаам, ибо Бог вел его снова на берег неповторимого по своей красоте озера, названного впоследствии Святым.

Святой отшельник черпал силы в Боге, оставляя потомкам пример веры. По словам самого преподобного Александра, однажды острые боли настолько скрутили отшельника, что он несколько дней не вставал с земли. В это время святой не ругал Бога, он пел Ему хвалу псалмами Давида, и чудо произошло. Вдруг в келье появился некий муж, который наложил на больного крестное знамение и положил руку на место болей, вместе с теплом пришло полное исцеление.

Шел 1493 год, простой охотник случайно забрел на берег озера в погоне за оленем и наткнулся на келью святого. На это место Андрею Завалишину указал дивный свет, который был виден издалека.

Рассказ преподобного настолько поразил охотника, что он стал часто наведываться к святому в гости, поддерживая того физически, а впоследствии принял постриг, и стал известен, как святой Адриан, основатель Ондруского монастыря.

Интересные статьи о православии:

Несмотря на обещание молчать об увиденном и услышанном, Андрей Завалишин рассказал людям про святого отшельника, и потянулись к преподобному Александру Свирскому паломники за поддержкой в молитве и исцелениями.

Строительство монастыря

23 года Александр Свирский прожил в келье на берегу озера, пока ему не явилась Живоначальная Троица, во время ночной молитвы воссиял яркий свет и три Мужа предстали перед преподобным Александром. Каждый из видимых в ярком свете Мужей держал жезл, а потом возник Сам Творец с огромными крыльями, распростертыми над землей. В истории христианства игумен Свирский назван новозаветным Авраамом, ибо тому также явилась Святая Троица.

Читайте также:
Феофилакт Болгарский - жизнь и биография святого, труды и творения, дни памяти и почитания

В испуге и благоговении святой отшельник упал на колени и распростерся на земле. Громкий голос стал повелевать преподобному Свирскому воздвигнуть на том месте храм Святой Троицы, пообещав при этом Свою помощь.

Святой отшельник еще 7 лет продолжал:

  • жить в уединении;
  • спать в келье около озера Рощинское;
  • питаться тем, что добывал в лесу;
  • терпеть голод, стужу, болезни.

Здесь построен Александро-Свирский монастырь.

Прошло немного времени, отшельник молился и думал, как и на каком участке построить церковь, как явился ему ангел, одетый в белую мантию и куколь и указал место, где должна стоять обитель во имя Бога отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, во имя Животворящей Троицы.

При помощи иноков и прихожан вначале была построена деревянная церковь, а в 1526 году воздвигнута каменная обитель.

После долгих уговоров братии святой преподобный Александр Свирский принял священство и стал игуменом Божьей обители.

Прослеживая земной путь святого Александра Свирского, создается впечатление, что везде, где ступала его нога, вырастали Божьи обители, там сбылось пророчество, данное родителям Амоса. Священнический сан не изменил образ жизни Чудотворца Александра. Он по-прежнему носил одежду в заплатах, проводил ночи на полу в молитвах, сам колол дрова, если оказывалось, что их недостаточно.

В обители Животворящей Троицы за праздные разговоры и поведение накладывались епитимии, сам игумен был примером воздержания.

Дни преподобного святого на земле подходили к концу. Игумен Свирский задумал положить основание храма Святой Богородицы, и Пречистая Дева Мария, держа Младенца на руке, в окружении сонма ангелов и святых посетила его во время одной из ночных молитв. Ослепленный ярким светом Александр Свирский упал на колени, но был поднят нежным голосом Богородицы, которая сказала, что пришла посмотреть на основание Покровского храма и благословить его всем необходимым.

Так и случилось, возведение храма проходило легко, строители не имели недостатка ни в чем.

Кончина и святые мощи

Преподобный Александр предчувствовал свой уход в Небеса. Незадолго до печального для окружающих события старец показал всю глубину отношения к бренному телу. Преподобный сказал, чтобы после смерти его связали за ноги, отволокли в болото, закопали во мхах и ногами притоптали место захоронения.

Впервые церковное братство отказалось выполнить повеление любимого игумена. 30 августа 1533 года преподобный Александр Свирский был похоронен недалеко от церкви Преображения Господнего, в пустыни. Этот день отмечается православными как праздник святого Александра, первая служба была проведена через 12 лет после кончины старца.

Прошло более ста лет, община решила перестроить храм Преображения, и при раскопках были найдены нетленные мощи преподобного. Это случилось 17 апреля 1641 года, в этот день отмечается день прославления мощей святого Александра Свирского.

Важно! Не зарастает тропа паломников к святым мощам преподобного святого Александра Свирского, дарующим чудеса исцеления и благословения.

Александр Ошевенский

Святой Александр Ошевенский 1427 — 1479 гг.

Дни памяти: 20 апреля/3 мая

В Древней Руси монастырь был источником знаний и воспитания для человека. Русский Север долгое время не имел храмов на своей земле. Лишь в 15 веке близ города Каргополь, что в Астраханской области был основан первый монастырь, который в свою очередь положил начало еще шести обителям. А основателем монастыря стал Святой Александр Ошевенский, о котором мы сегодня и поговорим.

Преподобный Александр Ошевенский родился 17 марта 1427 года в Вышеозерской волости. При рождении ему было дано имя Алексей. Преподобный был пятым сыном богатого земледельца Никифора Ошевена и супруги его Фотинии. Молитвами просили супруги долгожданного ребенка. И чудеса в биографии Святого были ещё до его рождения, потому что сама Божия Матерь явилась к родителям и обещала рождение сына. Когда ему исполнилось семь лет, родители отдали отрока «в научение книжное» приходскому дьячку. Мальчик делал успехи в обучении, что позволило ему еще в раннем возрасте ознакомиться с божественными книгами.

Однажды Алексей, пришел в приходскую церковь во имя Успения Божией Матери. Стал молится он о даровании ему разума, который позволит идти по жизненному пути не предавая Божии заповеди. Дивный голос ответил ему – «Встань и примешь просимое». Слова эти утешили Алексея, ведь он с ранних лет вел строго воздержаную жизнь. С юности изнурял Алексей себя постом. В молитве проводил целые ночи, а от разнообразия в пище воздерживался, как строгий инок питался он одним хлебом. Родители даже опасались за здоровье сына, и они упрашивали его ослабить подвиги в виду молодости. Но Алексей успокоил их, говоря, что христианское требование — умерщвлять плоть, чтобы она не удаляла душу от Господа.

Родители ничего не возразили против этого, поскольку и сами были строго верующие христиане. Однажды, Фотиния рассказала сыну о бывшем ей видении Пресвятой Девы и преподобного Кирилла Белозерского. Когда мать рассказывала, отрок тотчас узнал в женщине Божию Матерь, а относительно старца недоумевал. Но после разъяснений, Алексей проникся к преподобному Кириллу теплою верою и усилил подвиги воздержания. Ежедневно стал он посещать храм Божий. Даже зной или жгучий мороз не могли удержать его дома. Родители сыну уже не препятствовали, понимая, что это Божия благодать.

Читайте также:
Пимен Великий: житие и биография преподобного, служение, дни памяти

В 18 лет юношу пытались женить, однако попытка эта не увенчалась успехом. После этого, с дозволения родителей Алексей отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь. И судьба распорядилась так, что он и остался там.
Настоятель монастыря полюбил юношу за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Алексей отказался, желая испытать себя. Шесть лет изучал он Священное Писание и прислуживал братии послушником, после чего и решил принять иноческий постриг.

Преподобный Александр просил у игумена разрешения принять от родителей последнее благословение, чтобы уйти на уединенное житие. Настоятель не сразу благословил молодого монаха. Он предупреждал Преподобного об опасности отшельничества. Но Александр боялся подвижнической славы, которую он имел среди братии. Лишь после второй просьбы, настоятель, наконец, благословил его и отпустил из монастыря.
К тому времени родители его переселились в село Волосово, в 30 верстах от Каргополя вниз по реке Онеге. Вскоре Никифор испросил у новгородского боярина Иоанна место для поселения у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы.

Обрадованный встречей отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал помогать обживать новые земли. Преподобному Александру место понравилось. В основание будущей обители он водрузил крест и дал обет пребывать здесь до конца жизни.
После этого преподобный Александр вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь, где некоторое время нес послушание на клиросе и на кухне. В это время посвятили его в сан диакона. Наконец, преподобный Александр пришел к игумену в третий раз и рассказал ему, как звал его на устроение обители чудный голос. Выслушав, настоятель отпустил его, благословив иконами Божией Матери Одигитрии и святителя Николая Чудотворца.

Избранное место Александр также освятил иконами. Отец Преподобного взял на себя строительство храма, в то время как сам Александр отправился к архиепископу Новгородскому. Архиепископ Иона посвятил его в сан пресвитера и поставил настоятелем обители. Для монастыря бояре готовы были отдать всю волость, но Александр принял грамоты лишь на необходимые земли. Построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал Преподобный Александр трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной жизни отшельника и уехал обратно. Но мало-помалу братия все же собралась.

Преподобный ввел строгий общежительный устав, который требовал полного молчания в храме, на трапезе, во время чтения жития. Монахи не должны были быть без дела, во время исполнения послушания они должны творить Иисусову молитву или читать псалмы. “Братия, – говорил преподобный игумен, – пусть не страшат нас труды и скорби пустыни. Вы знаете, что путем скорбей входят в Царствие Небесное. Пусть живет в вас взаимная любовь и смирение. Бог есть любовь, и Он любит смиренных”.
К Преподобному Александру приходили многие христиане за наставлениями. Два племянника святого приняли постриг в его монастыре, разгневав тем самым брата Преподобного, Амвросия. Александр удалось успокоить брата, но племянники к тому времени охладели к духовным подвигам и оставили обитель. Эти события подкосили здоровье Преподобного. Он лежал и не мог не только приподнять руку или голову, но даже выговорить слово.

В таком изнеможении святой Александр молился преподобному Кириллу. И его покровитель помог ему чудесным образом:
Преподобный Кирилл явился в белых ризах, озарив больного крестом, сказал: “Не скорби, брат! Я помолюсь и будешь здоров. Только не забывай обета, не оставляй этого места. Я буду помогать тебе”. Проснувшись, Преподобный Александр почувствовал себя здоровым и наутро пошел в церковь.
В свой смертный час он призвал к себе братию и наставил ее ко спасению. Заботу по обители поручил своему брату Леонтию, предсказал ему, что он будет в ней иноком. С каждым братом он простился отдельно, целуя его и прося прощения. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года на 52 году своей жизни.
От святых мощей Александра стали сейчас же исходить дивные чудеса. Так, например, исцелился немой, которому разбойники вырезали язык.

С обителью же стало происходить ровно то, что и предрекал Преподобный перед своей смертью. Сильные люди стали обижать бедную и беззащитную сельскую общину, у которой не было покровителей. Храм был совершенно разорен, унесли даже книги. Тогда сельчане решили, что настоятелем должен стать не чужой инок, а человек местный, которому обитель была бы дорога. Выбор пал на юного дьяка Матфея, сына приходского священника. Матфей испугался и стал отговариваться своей молодостью. Тогда, староста Леонтий, вспомнил предсмертные предсказания Преподобного Александра и сказал Матфею, что и он примет постриг, будет во всем ему помощником, и они вместе спасут обитель. Матфей, услышав это, уступил и принял постриг с наречением имени Максим. Архиепископ Новгородский тоже не смутился его молодостью, рукоположил его и поставил игуменом. Игумен Максим правил обителью 40 лет и служил примером своей жизнью, трудолюбием и смирением как братии, так и всему селу.
Житие Святого Александра погибло во время пожара. Но так как был жив еще брат его Леонтий и некоторые старики, помнящие его, то братия поручила одному иеромонаху по их рассказам восстановить его. Но когда он его писал, прп. Александр явился ему во сне, упрекнул его за то, что он берется за дело, которое превышает его разум, и ударил его хворостиной. Старец проснулся в лихорадке. Но через несколько дней преподобный опять ему явился, милостиво на него взглянул и исцелил его. Тогда братия поручила иеромонаху Феодосию написать вторично житие его.

Читайте также:
Андрей Кесарийский - труды и творчество, история жизни, Толкование на Апокалипсис

Обитель, которую основал Александр, имела громадное значение для местного края. Из нее вышел Преподобный Пахомий Кенский, воспитавший Преподобного Антония Сийского; Преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники; основавшие свои общины.
С Преподобным Александром была связана и пустынь Святого Дамиана Юрьегорского. Когда в обители этой был голод, Дамиану явился светлый мужчина и сказал: «Не скорби, Дамиане, и укрепляй братию. В последнее время прославится имя Божие. А ныне вели ловить рыбу, тем пропитает вас Бог». Себя же мужчина назвал: «Постриженник Кириллова монастыря, игумен Ошевенского. Имя же мое Александр».
Улов рыбы был чудесный. До конца своего существования Юрьегорская обитель чтила своего небесного помощника. И до конца существования Ошевенского монастыря не прекращались благодатные исцеления от святых мощей Святого Александра.

В 1928 году, в период притеснения церкви государством, обитель прекратила существование. В том же году гроб с мощами преподобного Александра Ошевенского в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов была вскрыта. Монастырский собор был разграблен и к середине ХХ века превращен в развалины.
В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Ряд его построек использовался до 1970-х годов под хозяйственные нужды — в монашеском корпусе была школа.
В настоящее время обитель находится в самом начале пути восстановления и нуждается в усиленной помощи.

Чудесным образом была создана первая икона Александра Ошевенского, существовавшая уже в 1567 году. История появления иконы описана Феодосием в житии в «Чуде о явлении преподобного старцу Тимофею и о написании образа святого Александра». В «Чуде» рассказано, как игумен Ошевенского монастыря Вассиан пригласил из города иконописца Симеона с сыном Иваном писать иконы для обители. В это время монастырскому старцу Тимофею, в сонном видении явился сам Александр Ошевенский и повелел идти к игумену и сказать, чтобы писали образ на раку Преподобного. Однако в монастыре не знали, как изображать Преподобного, поскольку все «самовидцы» святого уже скончались. И тут чудесным образом объявился некий Никифор Филиппович, который видел Александра еще при жизни. По его описанию Симеоном был создан первый образ Александра Ошевенского, положенный на раку Преподобного.
Иконы Святого были особенно распространены на Русском Севере, в надписях на них святой нередко именуется «Каргопольским чудотворцем», поскольку и после своей смерти Преподобный Александр продолжает вершить чудеса и заботиться о людях севера.

Молитва Преподобному Александру Ошевенскому:

Христа, истинного Бога, всей душой ты возлюбил и последовал за Ним с неуклонной волей, все соблазны и сладости мира этого возненавидев, как парящий в небе орел взлетел на Небеса и там с Ангелами воспеваешь и со всеми святыми предстоишь Святой Троице, моли и нам спастись, детям твоим, как обещал, Александр преподобный, отче наш.
Ты отверг любовь своих родителей и дом свой оставил, как чужой тебе, вселился в пустынь, и там Бог, видя труды твои и подвиги, удостоил тебя быть пастырем и наставником избранному Своему стаду и по преставлении твоем прославил великими чудесами, силой исцелять различные недуги. Моли о нас Христа Бога, празднующих с любовью святую память твою, да все единогласно взываем тебе: «Радуйся, Александр преподобный, отче наш».

Житие Александра Невского

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра или Повесть о житии Александра Невского – литературное произведение XIII века, агиографического жанра

Главный герой произведения — Александр Невский.

Содержание

О повести

Из словаря-справочника «Литература и культура Древней Руси» на страницах 42-43:

Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII—XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным … На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями… и редакцией Софийской первой летописи.

Автором повести был вероятно книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси. Автор, сообщает, лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний

Самовидець есмь възраста его

Принято считать, что написана повесть не позднее 80-х годов XIII века в в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский.

По предположению академика Д. С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл:

Вне всякого сомнения, — Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников
Читайте также:
Максим Грек - житие и биография преподобного, деятельность и сочинения, послания, мощи и почитание, дни памяти

По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин [1] : Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263—1280 годами.

После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная весть

Митрополит же Кирил глаголаше:
Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской!
Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суздальстей!
Иереи и диакони, черноризци, нищий и богатии, и вси людие глаголааху:
Уже погыбаемь!

Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то

сам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита

Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

Житие святого Александра Невского и когда празднуется день памяти, описание иконы

Александр Невский – весомая фигура в истории, святой, военный полководец, князь. Родившийся в трудное время, Александр Невский смог не только выиграть все сражения, в которых участвовал, но и обратить множество людей в христианскую веру. Личность великого новгородского и киевского князя характеризуется неоднозначно, причем как со стороны историков, так и служителей церкви.

Основные факты биографии благоверного князя

Поскольку события, связанные с деяниями святого князя, происходили в тяжелое время, да и случилось все это давно, периодически возникают сомнения в достоверности определенных данных. Впрочем, они не являются определяющими, но детализировать некоторые события бывает сложно. Родился князь в 1220 году, о дате появления его на свет ведутся споры. Но формально произошло это 30 мая, скончался князь новгородский по причине тяжелой болезни, и произошло это 14 октября 1263 года.

О том, в каком городе умер Александр Невский, ведутся споры. В летописях говорится о том, что простой народ крайне остро воспринял новость о смерти князя. О чертах характера и деяниях Александра Невского известно не много. Он часто воспринимается, как военный начальник, так преподносили личность канонизированного святого советские власти.

Понятно, что коммунистам религиозные деяния, связанные с личностью князя, интересны не были, по этой причине о том, что полководец причислен к лику святых, было забыто.

Александр Невский в кинематографе – это воплощение силы и военной хитрости. Как дипломат, наладивший отношения с Ордой, и человек, глубоко веровавший в Господа, князь не преподносился. Впрочем, после падения СССР личность князя была раскрыта, его дипломатические деяния и усилия, принятые для распространения христианской веры, оценили по достоинству.

Происхождение

Будущий князь новгородский и киевский имел благородное происхождение и получил достойное воспитание.

Изучим родословную Александра Невского:

  1. Отцом Александра является Ярослав Всеволодович.
  2. Матерью будущего полководца считается Ростислава, дочь новгородского и галицкого князя Мстислава.

Отец Александра, Ярослав, трепетно относился к сыновьям, которых было трое: Александр, Алексей и Михаил. Он решил, что мальчикам нужно учиться править. Ярослав совершает обряд посвящения в воины, для Александра он произошел в 1225 году.

Детство и юность

О детский и юношеских годах будущего полководца известно не так уж и много, он рос послушным и разумным мальчиком, который увлекался не только военным делом, но и навыками дипломатии. В силу того, что князь Ярослав много времени уделял не воспитанию детей, а походам и войнам, своей основной задачей он считал погашение конфликтов. Ярослав Всеволодович учил сыновей военной мудрости, что помогло Александру выиграть все сражения. Мальчик с ранних лет отличался умом и проявлял недюжий интерес к военному делу. Он часто сопровождал отца в поездках, внимая его мудрым советам.

Житие и наиболее значимые заслуги

На протяжении всей жизни Александр Невский занимался тем, что:

  • воевал, защищая Русь от иноземных захватчиков;
  • противостоял врагам и умел с ними договариваться, выстраивая отношения с ханом Батыром;
  • проповедовал христианство, «неся его в массы».

Когда будущему князю еще не было и 25 лет, отец отправил его на верную смерть, приказав руководить битвой на Чудском озере. По численности враг превосходил войско Невского. Но Александр искренне верил, что сможет победить. Он собрал солдат и командиров и приказал им молиться. Молитва помогла обрести силу и веру в свои силы.

Внимание! Глубокая религиозность прослеживается в деяниях князя. После всех свершенных деяний и прошедших битв Невский показал себя терпеливым дипломатом, сумев договориться с Ордой.

Рассмотрим основные события, связанные с этой личностью:

  1. Невская битва случилась в 1240 году. Александр от старейшин узнал о том, что шведы готовятся к сражению, они вторглись на территорию Руси и планируют завладеть Ладогой. Князь не стал ждать помощи от братьев. Он разбил шведов, отразив атаку.
  2. Захват Пскова. Его осуществили немцы, приблизившись к Новгороду на 30 верст. Город осадили, а ворота открыли сторонники немецких захватчиков. Жители Пскова попросили у Ярослава Всеволодовича защиты, он решил оставить старшего сына «при себе», отправив в город Андрея. Но псковские просители настояли на кандидатуре Александра и не прогадали. Князь смог очистить новгородскую область, а, дождавшись помощи – Псков.
  3. Ледовое побоище. Александру впервые пришлось отступать вместе с войском, поскольку силы были не равны. Его войско оказалось на Чудском озере, где битва продолжилась; благодаря тактическому подходу к постановке сражения, князю удалось победить. Войско понесло колоссальные потери, но еще 7 вёрст преследовало захватчиков, в результате немцы отказались от территории, которую им удалось завоевать.
Читайте также:
Афанасий Афонский - житие и биография, труды, дни памяти и почитание

В дальнейшем князь больше не имел отношения к великим сражениям, он занимался дипломатией, выстраивая отношения с Ордой.

Хранение и укрепление веры

Князь не читал христианские проповеди, которые были понятны не всем его солдатам в силу невысокой грамотности. Он почитал добродетели и перед каждой битвой молился. Благочестие князя проявилось при попытках выстроить отношения с Батыром. Он переписывался с Папой, считал, что Бог дарует силу тому, кто прав. Это мнение помогало ему при различных деяниях. Он не проиграл ни одной битвы не потому, что был великим стратегом, а потому, что верил в правду и в то, что Господь поможет ему в трудной ситуации, не оставит.

Естественно, что такая чистая и искренняя вера в силу Божью служила лучшим примером для людей, которые находились на распутье.

Постриг и смерть

Св. Александр Невский, и это малоизвестный факт, принял постриг в монахи. После принятия пострига ему дали другое имя, стали именовать Алексием. Он тяжело заболел во время последней поездки и прибыл к хану Батыру уже серьезно больным. Его тяжёлое состояние не повлияло на помыслы, князь смог убедить Батыра в том, что прав. Эта поездка оказалась для Александра последней, его гибель потрясла новгородцев.

Посмертные чудеса

Когда митрополит Кирилл проводил погребение князя, он, по традиции, решил вложить в его руку духовную грамоту. Летописцы описывают интересное событие, случившееся в этот момент. Мёртвый князь, находясь в гробнице, «как живой» простер руку к святителю и взял грамоту сам. С тех самых пор князя и стали почитать как святого, но канонизация его состоялась лишь в 1347 году.

Иконография

Значение имени святого – «защитник» или «освободитель». По этой причине образы часто представляют князя Александра как полководца, изображённого с мечом. Но чаще святой предстает в образе человека с крестом и летописью в руках, в великокняжеских одеждах.

Существуют иконы, которые несут изображения Александра на коне, такой образ был «привит» Петром Великим. Император считал, что Невский, как и он, противостоял шведам. По этой причине почитал святого, молился ему. Приказал перевести в Санкт-Петербург мощи, основал монастырь.

Справка: Петр считал, что молитвы Невскому помогают одерживать победы в войнах.

Естественно, что описания, дошедшие до наших дней, касающиеся внешности святого князя, весьма противоречивы. Да и летописи, составленные летописцами, неоднократно подвергались редакции. На ликах чаще изображают человека, который имеет решительный вид, волевой взгляд, приятную внешность.

О чем просят перед образом праведника

Как правило, верующие, склонившись перед ликом, просят о защите. Считается, что полководец, признанный святым, может даровать защиту от врагов, придать силы в тяжелой битве.

Покровительство воинов и дипломатов

Святой образ помогает выстроить отношения. Перед важной сделкой стоит попросить помощи у князя. Что касается воинов, то они носили образок под сердцем, что помогало защитить себя от гибели в бою. Во времена Великой Отечественной войны, перед битвой люди молились святому, считая, что он защитит их от гибели, поможет одержать победу в битве.

Во время военных конфликтов

Сама по себе война вряд ли считается поводом для праздника, гибель множества людей и начало конфликта – тяжёлое время для страны. Молитва может облегчить бремя, по этой причине перед началом конфликта, во время его разгара или даже завершения стоит прочитать молитву перед образом святого Александра.

Перед началом важных деяний

Поскольку князь Невский считался неплохим дипломатом, ему принято читать молитвы в сложных ситуациях. Если конфликт можно предотвратить, то стоит попросить Александра о помощи. Образ поможет даровать мудрость, найти выход из ситуации, которая кажется безвыходной.

Даровании мудрости и терпения в семейной жизни

Александр Невский был терпеливым человеком, он принимал мудрые решения, по этой причине верующие люди часто просят у святого лика мудрости при принятии важных решений. У святого князя были хорошие отношения с семьей, женой, сыновьями и братьями. Он венчался с супругой и раньше, чем через год, у пары родился сын Василий. Религиозные люди, почитающие князя, просят у него предотвратить семейные конфликты, защитить семью от посягательств, сохранить мир и благополучие. Молитва помогает супругам избежать искушений, с которыми люди сталкиваются в мирской жизни, и сохранить верность клятве, данной у алтаря.

Исцеление недугов

Как правило, об исцелении недугов, болезней, святого не просят. Только об исцелении ранений, которые были получены в бою.

Читайте также:
Житие Епифания Премудрого - описание и история жизни, творчество и дни памяти святого

Как правильно молиться

Стоит окружить лик свечами, зажечь хотя бы 2 свечки перед образом. Опуститься на колени и прочитать молитву, склонив голову. Просьба должна быть искренней, не содержать злобы. Не стоит просить у святого материального благополучия или смерти врага. Лучше адресовать просьбу о защите от врагов, спасении души, придания мудрости и силы.

Молитвы

Религиозные люди говорят, что для того, чтобы святой образ помог, стоит правильно обращаться к нему. То есть читать молитвы, которые помогут найти выход из сложной ситуации.

Об исцелении

Если человек решил обратиться к святому с молитвой об исцелении, то стоит попросить князя о мире, здравии и достижении благополучия для всей семьи. Не стоит адресовать к святому просьбу вылечить заболевание, избавить от его последствий. Обращаются к Александру Невскому, когда недуг связан с ранением, которое человек получил на службе, в результате военных конфликтов. Специальной молитвы нет, но можно обратиться к святому князю, встав перед образом. Помыслы человека должны быть чистыми, как и душа.

Текст: «О Святой благоверный князь Александр! Прояви милосердие к страждущим и просящим. Помоги рабу Божьему (имя), даруй ему здравие и сил, да сохранит его Господь Бог. Прошу у Тебя Валкий князь жизни в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей самого, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков».

О здравии

Если есть возможность, то прочитайте молитву в храме, перед иконой или перед мощами святого. Попросите его о даровании исцеления. Есть молитва, которая так и называется, перед обращением с ней к Александру Невскому лучше очиститься, исповедаться в церкви, пройти через причастие.

Текст: «Скорый помощи всех усердно к тебе прибегающих, и представ перед Господом просим Тебя, светлый благоверный великий князь Александре! Помоги просящему, даруй здравие ведь ты в житии своем Ты защитник и хранитель веры православной. Помоги утвердиться в вере и увидеть чудо Господа. Приди великий князь и помогут (имя просящего) обрести здравие и веру в Господа нашего и силы его, и на (имя) ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставь тленный венец царства земного, избрал безмолвное житие, и ныне, праведно венцем нетленным увенчанный, на небесах царствующий, исходатайствуй и (имя), рабу Божьему, смиренно молю тебя, житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию Божию шествие неуклонное устрой (имя). Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Где находятся и хранятся нетленные мощи

Перенесение мощей святого случилось при Петре Первом, он считал князя покровителем города, который отстроил на Неве. Части мощей находятся в Александро-Невской лавре, в Петербурге, а также в Софии, которая считается столицей Болгарии. Часть мощей находится в городе Владимире, в Успенском соборе.

Внимание! Останки святителя в Санкт-Петербурге хранят в глубокой чаше из серебра.

День памяти

12 сентября верующие почитают память святого князя, читают молитвы во славу Александра Невского и зажигают перед образом свечи. В этот день мощи были привезены, по приказу Петра, в город на Неве. Религиозный праздник также отмечают 6 декабря, когда часть мощей святого была отправлена во Владимир. Примечательно, что русского князя почитают и в других странах. Так, храмы, воздвигнутые в часть Александра, есть в Белграде, Тбилиси и даже Таиланде.

Святого почитают за его благодетели, умение выигрывать важные сражения, принимать мудрые решения в трудный момент и не терять веры. Александр Невский – не только ключевая фигура в истории Руси, но и канонизированный святой, светлый лик которого способен творить чудеса.

КИРИЛЛ II

(† после 1183), свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Белорусских святых), еп. Туровский, автор проповедей, поучений, молитв и канонов.

Житие

Биография

К. род. и был воспитан в Турове в семье состоятельных родителей. Богатству и славе он предпочел изучение Божественного Писания. Приняв иноческий постриг, К. в мон-ре не только удручал свое тело постом и служением, но и наставлял монахов во всем слушаться игумена. Спустя нек-рое время он уединился в «столпе». Подвиг затворничества и труды по «изложению Божественных писаний» принесли К. известность. Вскоре по просьбе князя (имя в Житии не названо) и горожан он был хиротонисан во епископа Туровского. По мнению А. А. Мельникова, поставление К. было инициировано туровским кн. Георгием (Юрием) Ярославичем и произошло в 1159 г. (Святитель стал 2-м Туровским епископом с именем Кирилл – Кирилл I управлял Туровской епархией в 1114 – ок. 1120; см.: Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Древней Руси. X-XIII вв. М., 1989. С. 208.)

В Житии сообщается, что К. обличал «ересь» Феодора, нареченного по воле кн. Андрея Боголюбского Владимирским митрополитом. По всей видимости, К. выступал против незаконного изгнания с Ростовской кафедры еп. Леонтия II (Леона, Леонта) и учреждения во Владимире-на-Клязьме особой митрополии, управлять к-рой должен был Феодор. На это указывает сообщение Жития о том, что наряду с обличениями в адрес Феодора К. «многа посланья написа» кн. Андрею Боголюбскому (не сохр.) – главному виновнику изгнания еп. Леонтия II и инициатору создания независимой от Киева митрополии. В «Притче о человечестей души и о телеси» К. осуждает Феодора как «лжеепископа», к-рый «имени деля высока и славна жития на епископский взыти дерзну сан», а также его светского покровителя (т. е., очевидно, кн. Андрея Юрьевича). (Феодор высказывался за отмену поста в среду и пятницу, если они приходятся на Господские праздники, во время суда в Киеве «похулил» Богородицу; летом 1169 по приговору Киевского митр. Константина II Феодор был подвергнут казни: ему отрезали язык, отрубили правую руку и ослепили.)

Читайте также:
Никодим Святогорец: житие святого, книги и учения преподобного

Упоминание в Ипатьевской летописи под 6690 (1182) г. Туровского еп. Лаврентия послужило основанием для некоторых исследователей отнести кончину К. ко времени до 1182 г. (И. П. Ерёмин, Т. А. Алексеева, О. В. Творогов и др.). Однако существование 2 посланий К. к настоятелю Киево-Печерского мон-ря Василию (управлял мон-рем с 31 июля 1183) свидетельствует, что К. оставил кафедру и продолжал свою деятельность проповедника. В заголовке 1-го послания назван автор: «Кирила, многогрешнаго мниха, к Василию, игумену печерьскому»; 2-е произведение, сохранившееся в единственном списке (ГИМ. Син. № 935, XVI в.), озаглавлено «Послание некоего старца к богоблаженному Василию архимандриту о схиме». Возможно, местом, где подвизался К. после оставления кафедры, был мон-рь во имя свт. Николая в Турове. На это указывает название одного из списков молитвенного цикла К.: «Молитвы умиленные Кирилла, мниха недостойна и многогрешна… сущаго у святаго Николы в Турове» (ЦАМ КДА. № 108, XVIII в.).

Сочинения

Творческое наследие К. по меркам домонг. рус. лит-ры обширно и многообразно, полного каталога его сочинений нет. К несомненным произведениям К. можно отнести послания: адресованное некоему иноку «Сказание о черноризьчьстемь чину от Вьтхаго Закона и Новаго», обращенные к настоятелю Киево-Печерского мон-ря Василию «Повесть о белоризце человеце, и о мнишьстве, и о души, и о покаянии» и «Послание. о схиме», а также «Притчу о человечестей души и о телеси», в которой обличается Феодор и, возможно, кн. Андрей Боголюбский. Наибольшую славу К. принесли торжественные Слова, посвященные двунадесятым праздникам: Входу Господню в Иерусалим, Пасхе и Вознесению, а также воскресным дням послепасхальных седмиц (Фоминой, Жен-мироносиц, О расслабленном, О слепом, Св. отцов Первого Вселенского Собора). К. является автором ок. 30 молитв (в т. ч. «седмичных») и 2 канонов («Канон молебен Кюрила грешнаго», «Канон и стихиры на успение княгини Ольги, бабы Владимира»). Некоторые сочинения К. не сохранились, напр. упоминаемые в Житии послания к кн. Андрею Боголюбскому.

Принадлежность К. ряда произведений остается спорной. К ним относятся (по изданию М. И. Сухомлинова): «В неделю Пятидесятную поучение на Пришествие Святаго Духа и на святыя апостолы», «Того же Кюрилла наказанье», «В неделю пятую по Пасхе слово о поучении церковном», «В неделю 23-ю поучение некоего человека верна к духовному брату», «В неделю 19-ю слово святаго Кирила философа о исходе души и восходе на небо», «В неделю 28-ю слово святаго Кирила о небесных силах: чего ради создан бысть человек на земли», «Слово святаго отца Кирила о страсе Божии», «Слово святаго отца Кирила, архиепископа Александрейскаго, о страсе Божии», «Слово святаго Курила епископа о том, яко не забывати учителей своих», «Кирила мниха о преступлении и изгнании и заповеди Божиа Одамле из раю», «Слово святого Кирила отца о первозданнем».

К. был выдающимся проповедником и писателем, для его сочинений характерны глубина богословской мысли, высокий уровень художественного мастерства. Руководствуясь визант. образцами христ. учительной лит-ры, он создавал оригинальные произведения, созвучные времени. К. хорошо знал и использовал сочинения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Евсевия Александрийского, Григория Никомидийского, Феофилакта Болгарского, Симеона Метафраста, Георгия Амартола и др. К лит. особенностям творений К. можно отнести введение в повествование диалогов, интерес к аллегориям и притчам, использование различных стилистических приемов (аллюзия, амплификация, антитеза и др.). Свидетельством широкой известности сочинений К. является факт их включения (наряду с творениями отцов Церкви) в состав Торжественника.

Кирилл Туровский

Один из немногих христиан, который удостоился чести быть причисленным к лику святых при жизни — это Кирилл Туровский. За всю свою жизнь этот русский подвижник веры удостоился чести быть епископом, монахом, писателем и ученым. Богослова любили, верили и почитали при жизни, но и после смерти помнят и поминают. Труды Туровского стали основой древнерусской христианской литературы, а притчи, молебны и каноны ценятся так же, как и труды святых Отцов Церкви.

Биография

Несмотря на огромный вклад в богословие христианства, данных о жизни епископа Туровского осталось мало — основная информация о древнем поэте находится в Ипатьевской летописи, в «Службе», которая почти полностью посвящена епископу из Турова.

Жизнеописание настоятеля было составлено примерно в XII-XIII веках и позже вышло в виде статьи для русского «Пролога». Историю жизни священника и монаха составляли по литературным трудам соотечественников, исторических документов о тех временах и черпали непосредственно из трудов самого епископа.

Детство и отрочество

Будущий монах и епископ родился в городе Турове (современная Беларусь), что на реке Припяти, предположительная дата рождения — 30-е годы XII века. Город, где родился мальчик, в то время был столицей княжества и предполагают, что отец ребенка был приближен к двору местного правителя.

Читайте также:
Афанасий Сахаров - житие и труды, дни памяти и почитание, мощи, письма

Туров был столицей княжества, поэтому тут царила идея просветительства и образования. Образованность и полнота знаний святого указывают на зажиточность и богатство семьи — в то время хороших учителей и школу могли позволить только состоятельные люди.

Известно, что маленьким мальчиком Кирилл проявлял особый интерес к науке — читал Священный Книги усердно, изучал греческий, читал труды русских и греческих философов и ученых (Златоуста, Григория Богослова, Епифания Кипрского и пр.). Кроме философии и религиозных дисциплин, ребенка обучали искусству, музыке, поэзии и истории.

Монашество

Юноша никогда особого внимания не уделял материальным благам мира, всегда стремясь получить духовное богатство, именно поэтому его увлекало монашество. Достигнув взрослого возраста, будущий священник отказывается от получения своего наследства и решает стать монахом.

Он принимает постриг в Борисоглебском монастыре города Турова, предположительно это произошло в 1161 году. Будучи монахом, Кирилл становится столпником, позже вновь возвращается к жизни в обители. Спустя время мудрость и праведность молодого инока разносится по всему княжеству, при участии князя монаху предлагают занять престол епископа.

Всю жизнь богослов посвятил написанию ученых трудов, при этом ущемляя свою плоть — результатом этого стали более 20 собраний сочинений притчей, молебнов и трактований Библии. После пребывания на престоле епископа, подвижник оставляет мирские и церковные дела, вновь погружаясь в литературную деятельность. Он умирает 28 апреля 1183 года (предположительно), по просьбе и завещанию старец был похоронен рядом со своими учителями у храма святителя Николы.

Служение

Приняв постриг, Кирилл всего себя отдал на служение в монастыре. Современники описывают скромного и кроткого инока, который понимал важность послушания и учил этому других. Позже он напишет несколько трудов о жизни в обители («Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» одно из них).

Однако даже скромная и уединенная жизнь в монастыре не могла удовлетворить стремящегося к полному затворничеству монаха. Поэтому монахом было принято решение стать затворником и столпником — он заключил себя в «столпе», т.е. башне монастыря и жил в полностью закрытой отдельной келье. Этим святой обрезал свою греховную плоть. На то время белорусский инок стал первым на Руси столпником — до него не существовало такого явления на территории славянских поселений.

Интересно! В келье монах хранил свою довольно обширную библиотеку, все свободное время проводя в изучении Писания и трудов Отцов Церкви. В этот период он написал несколько своих богословских трудов, которые трактовали некоторые притчи и главы Библии.

В это время к нему многие люди приходили за советами — он выслушивал каждого и старался помочь молитвой и мудрым словом. После нескольких лет затворничества, Кирилла выбирают настоятелем монастыря, и он начинает заниматься просветительской и образовательной работой.

Сам святитель говорил о себе как о собирателе колосьев, о служителе Божьем, который только и может, что раздавать слова Бога Живого. Он никогда не возвеличивал себя или свою мудрость, всю славу отдавая Господу Богу.

Епископство

Люди разносили по княжеству весть о мудром настоятеле Туровском и вскоре о нем узнал и князь Юрий Ярославович. Они неоднократно встречались и проводили время в беседах. Настоятель так запал в душу правителю, что тот выдвинул его кандидатуру на престол епископа. Епархия в Турове была основана еще в Х веке и при поддержке местного священства настоятель вскоре занял место ее главы в 1169 году.

Управлял епархией архиепископ довольно мудро — уделял много внимания образованности духовенства, материальном обеспечении монастырей и отдаленных приходов, заботился о духовном росте правящей династии и элиты княжеского двора. Известно, что Кирилл неоднократно переписывался с Андреем Боголюбским, наставляя и поучая касательно расколов и церковных проблем в Ростове.

Он публично на Соборе обличил и осудил деятельность и высказывания лжеепископа Феодорца, который самовольно занял кафедру Владимиро-Суздальской епархии и стремился стать раскольником, отделившись от Киевской митрополии. Феодорец по решению Собора был обвинен в ереси и казнен.

Несмотря на занятость и отсутствие свободного времени, епископ Туровский находил время для уединения, молитвы и написания своих поэтических трудов.

Интересно! На 200-летие преставления святой Ольги он прочел собственные каноны и стихиры в Софийском соборе возле раки с мощами княгини. После этого и получил прозвище «русский Златоуст».

Одной из главных идей Кирилла Туровского было укрепление своего духа с помощью обетов и постов. Он подчеркивал, что только крепкий дух способен противостоять мирским телесным искушениям. Только постоянная забота о душе (а это смирение и ежедневные молитвы) может помочь человеку достигнуть Царствия Небесного. Именно поэтому так много в жизни святого было уединения, отшельничества и затворничества — строгие правила жизни помогали ему совершенствоваться духовно.

Литературная деятельность

Святитель на протяжении всей своей жизни писал притчи, молебны и просто записывал свои мысли и размышления о Писании (так называемые «Слова»). Он составил несколько текстов будучи монахом, после писал в затворничестве, однако став епископом понял, что времени на литературные изыскания просто не хватает.

Читайте также:
Житие Бориса и Глеба - описание и история жизни, чудеса и дни памяти святых, описание смерти

Именно поэтому он оставляет кафедру епархии и вновь возвращается к монастырской жизни — все, ради написания богословских сочинений. Главной идеей всех произведениях святителя является человек и его служение Богу. Среди произведений встречаются тексты, в которых настоятель излагает хвалебные песни человеку, ведь именно для людей Господь создавал этот мир.

И постепенно от хвалебных слов богослов переходил к наставлениям — если человек является главным Божьим творением, разве позволительно ему пренебрегать разумом и проводить жизнь только в поиске праздных удовольствий?

Исследователи считают, что к литературному наследию Кирилла Туровского относятся около 8 слов-проповедей, 2 притч про душу, 2 проповеди про монашество, 2 послания к игумену Печерскому, 2 канона и более 30 исповедальных молитв. Исходя из имеющихся данных, богословы-историки предполагают, что епископ Туровский составлял «Слова» на все христианские Господские праздники, но, к сожалению, не все из них дошли до наших дней.

Имеющиеся труды размещались в христианских сборник рядом с произведениями Святых Отцов Церкви и почитались наравне. Самое полное собрание сочинений священника было издано в 1880 году при содействии еще одного Туровского епископа Евгения и включает около 20 различных сочинений Кирилла. Среди них:

  1. Слово на Пасху, в Неделю Цветоносную, о Снятии с Креста, о расслабленном, о слепце, на Вознесение, от Святых Книг и пр.
  2. Притчи о слепом и хромом, о человеческой душе, о преступлении Божиих.
  3. Сказания о Ветхом Завете и Новом.
  4. Повесть к Василию игумену.
  5. Послание старца к Богоблаженному Василию.
  6. Молитвы на день воскресный и на будние дни недели (по несколько в день).
  7. Каноны молебные.
  8. Исповедание и поминовение.

К более поздним трудам (они были обнаружены и идентифицированы последними) относится и «Слово на Просвещение Господа нашего Иисуса Христа» и «Канон великий о покаянии».

Важно! Кирилл Туровский ставил перед собой, как перед богословом задачу раскрыть истинный, сокровенный смысл написанных текстов Евангелия, а также Ветхого Завета и максимально раскрыто донести до читателей и все христиан.

Его владение слогом и стилем речи было неповторимо — святой мог крайне грамотно и доступно доносить до читателей все мысли. Главным трудом до сих пор считается «Притче о человеческом теле и душе».

Почитание

Признание епископ из Беларуси завоевал по большей степени своими литературными работами — они стали крайне популярны в XII–XVII веках, когда активно копировались и распространялись по стране. Литературное мастерство святого было оценено по достоинству современниками и высоко ценится сегодня.

День памяти Кирилла Туровского проходит 28 апреля и 11 мая, торжественный молебен служиться в Соборе Белорусских святых города Туров. Помимо этого, в городе установлен монумент святителю, всего же их три:

  1. В Турове — в родном городе святого увековечили в камне в 1993 году. Памятник, созданный мастерами Иньковым и Лукьянчиком, поставили на Замковой горе, на берегу Припяти. Основой композиции стал византийский крест — именно богословов Византии особенно почитал и уважал епископ Кирилл. С крестом соединяется и фигура самого святого, у которого в руках книга. Общая высота памятника — 7 метров.
  2. В Гомеле — тут монумент святому возвели в 2004 году в одном из театральных скверов и приурочили его к дню белорусской письменности. Авторами памятника выступили отец и сын Гумилевские, сделав фигуру святителя из бронзы высотой в 3,5 метра. В руках у Кирилла здесь также печатный свиток с молитвой.

Помимо монументов, имя Кирилла Туровского значится и на Минской духовной академии. Он считается одним из самых почитаемых белорусских святых, наравне с Ефросиньей Полоцкой. В честь святителя названы и храмы:

  • при Соборном доме в Минске;
  • кафедральный собор в Турове;
  • храм в Светлогорске;
  • церковь Белорусского Народа в Лондоне, Торонто и Бруклине.

Мудрость и святость Кирилла Туровского не пришла к нему с высокими чинами или званиями — она пришла свыше от Господа, который видя старания и горячую любовь своего последователя обильно наградил его. Святитель отдал всю свою жизнь Богу и Он обильно его вознаградил за это.

Проложное житие Кирилла, епископа Туровского (древнерусский Текст, перевод В. В. Колесова) Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы —

Текст научной работы на тему «Проложное житие Кирилла, епископа Туровского (древнерусский Текст, перевод В. В. Колесова)»

Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХаюрыаю.: еп ХРошы, еп рроаыры, еп еьбеь Выпуск 6 2016 страницы 7—9 О*^—^Г30

Наследие Кирилла Туровского: религиозно-философское

Проложное житие Кирилла, епископа Туровского (древнерусский текст, перевод В. В. Колесова)

Житие, содержащее сведения о письменных трудах св. Кирилла, весьма ценные для проверки подлинности приписываемых ему сочинений, в настоящем издании воспроизводится по пергаменному Прологу XIV—XV вв. (1°, второй том, л. 826.), принадлежавшему Вологодскому Спасо-Прилуцкому монастырю (ныне собрание Санкт-Петербургской Духовной Академии в РНБ) 1.

Въ тъ днь пам# стго оцл

кюрила еппл туровьска.

Сь б& блжньм кюрилъ poxai въспитанье гра турова. блту родителю снъ. но паче не лЮЕАшеть Егтва. и славы тл&ньныга мира сего. но паче всего прилежаше бжтвныхъ книгъ оученью и докр& и,выче бжтвнага писаньга по времени же ёшедъ в манастырь V бы мнихъ. i паче вс&хъ бгви работаше. постом же i п&нье оудручага т&ло свое. створи себе что прагатилище стму ДХу и мно,&мъ на пол,у бы

В тот же день [28 апреля] память святого отца, Кирилла, епископа Туровского

Сей блаженный Кирилл был рожден и возрос в городе Турове. Сын богатых родителей, больше всего не любил он богатства и славы тленного мира сего и крепко прилежал ученью священных книг, глубоко проникая в божественные писания. Со временем пошел в монастырь он и стал монахом. И больше многих служил он Богу, постом и молитвой удручая тело свое, стал вместилищем Духа святого и многим пользу принес, поучая и

1 Публикуется по изд.: Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // СОРЯС. 1907. Т. 82. № 4. С. 62-64. Л. 82б. (или 8зб.).

оучаУ пооущаю мнихи в покореньк. Уже V в послушаньи вытии оу Угумена. У того им&ти @ко ва У при всемь его послушлти. черньць во Уже не им&кть послушанью къ игумену. @ко же ов&щас# таковы и не можеть выти спнъ. посемь влж’ныи на волшаю подвиги желаю. въ столпъ вшедъ ,атворисл. и ту превываеть н&колко времл постомь i млтвами. паче тружаюсл. и многа вжт^енага писанью У,ложи. I славенъ въ всеУ стран& тои. I оумоленьемь кн#,# и люди того гра въ,веденъ вы на столъ еппкыУ I ё митрополита поставленъ вы еппмь граду турову. тако нар&цаемому. ёстоющь вли,ь киева. I вы довр& подв1,а@сл по цркви вш. I федорца же ,а оукори,ну тако нар&цаема. сего влжныи кюрилъ ё вжтвныхъ писаниl ересь овличl I прокллтъ его. андр&ю во лювивому кн#,ю многа посланью написа. книги написа ё еульски и пррчкихъ ска,анш. @же суть на пра,дники гьшга. и на дшеполе,на@ в нихъ словеса. и @же млтвы I хвала многымъ

направляя монахов на смирение пред волей игумена. И оттого почитали его, как Бога, во всем ему повинуясь. Ибо чернец, непокорный игумену, в чем когда-то поклялся, не может быть и спасен.

Но затем, еще больших подвигов добиваясь, поднялся он в столб и затворился, и тут пребыл какое-то время в посте и молитвах, в трудах. переложил многие божественные писания. И восславлен был он по всей той стране. мольбами князя и народа града того возведен был он на престол епископский.

Митрополитом поставлен был он в епископы града Турова, в котором и подвизался. Находясь близ Киева. славно подвизался во благо божией церкви.

Федорца же, называемого так за его поношение [церкви], блаженный Кирилл по божественному писанию в ереси обличил и проклял. Андрею, боголюбивому князю, много посланий написал. На основе евангельских и пророческих книг много написал повестей на темы праздников божественных, душеполезными их

3 В рукописи Софийской библиотеки (РНБ. Соф. № 1262. Л. 1 — XIV в.) помещено: влжнаго кюрила книгы еппа турьскаго сло дшепол&зно. О хромци и = слепци (т. е.

известная притча о хромц& и сл&пц&).

Проложное житие Кирилла, епископа Туровского о^/г»-

стмъ си всл множаишага нашсавъ и цркв^и предасть. гаже У донын& держить в&рныа У сурьскига (81о) люди всл просв&щающи У веселлщи. I тако доврочтн&и У влгочтн&и поживъ. I довр& порученое ему стадо оупасъ. престависл въ в&чныи. I в весконечныи животъ. прид&те же днь врле да похвалимъ сего стлл глще. рЛка стлю чтныи оучтлю. другиl ,латословесньи намъ въ руси въсига паче вс&хъ радуися Уже стмь и тресв&тлымь оученьемь сво1мь конца русьскига осв&ти радукл гако слнце омрачныга У темныга. I тъ просв&ти вора,умьемь.

молимже ти тсл малага сига словеса принослще. моли о насъ вседержителл ему же нын& предъстоиши с дер,новеньемь. ё належащага в&ды намъ и,влв1тисл ё ве,вожныхъ агарлнъ. присно мучащихъ насъ да получимъ млть млтвами. I гр&ховъ ёданье и присносущихъ влгъ наслаженье во ономь в&ц& о Х& 1с& гмь нашимь-:-

словесами украсив. А также молитвы. похвалы многим святым создав, передал их церкви, так что доселе пользуются ими благоверные и [?] люди, всех просвещая в радости. Так доброчестно и благочестиво прожив, порученное ему стадо успешно окормляя, преставился в вечный. в бесконечную жизнь. Придите же днесь, братия, да восхвалим святителя этого, говоря: «Радуйся, святитель, славный учитель, други. златословесный воссиял нам в Руси выше всех; радуйся тем, что святым и тресветлым учением своим осветил все концы русские; радуйся, что, как солнце, помраченных и темных ты просветил постижением Бога.

И молим тебя, неловкие эти слова принося: моли о нас Вседержителя, пред которым ныне ты предстоишь свободно. От предстоящей беды нас избавь, от агарян безбожных, мучащих нас постоянно — и да получим милость молитвами. прощенье грехов и получим вечносущие блага на свете том с Христом, Богом нашим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: