Житие Анны Кашинской – описание и история жизни, чудеса, мощи и памятник, дни памяти княгини

Благоверная княгиня А ́ нна Кашинская, Тверская, схимонахиня

Дни памяти

17 июля (переходящая) – Собор Тверских святых

Житие

Святая благоверная великая княгиня Анна – дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия (Василько) Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы – дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского – виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. «В женском естестве мужескую крепость имела еси. » – так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем по просьбе младшего сына Василия перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась 15 октября (2 октября ст. ст.) 1368 года в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто. В «Чуде о пономаре именем Герасиме» сообщается, что в 1611 году в кашинском Успенском храме было найдено погребение Анны Кашинской. Успенская церковь в то время сильно обветшала, церковный помост обвалился и разрушился; гроб Анны Кашинской, бывший под полом, оказался на поверхности. Однако жители города, не зная, чье это захоронение, относились к нему без должного благоговения: клали на гроб шапки и даже садились на него. В церкви пономарем служил некий Герасим, который был тяжело болен. Однажды ночью ему явилась Анна Кашинская, исцелила его и сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?» Анна Кашинская повелела Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма и зажечь свечу перед ее гробом у Нерукотворного Образа Спасителя. После этого у погребения Анны Кашинской стали происходить многочисленные чудеса и исцеления (до прославления святой было записано 41 чудо).

Одно из чудес случилось с расслабленной Софией Гавреневой, постриженной в монашество с именем Феодосия в кашинском Сретенском монастыре. По ее просьбе в Успенском храме у гроба Анны Кашинской был отслужен молебен празднику Успения Пресвятой Богородицы и лития, после чего инокиня исцелилась. В Кашин привозили больных из Твери, Углича, Переславля-Залесского, Новгорода и других мест.

В 1645 году здесь побывал родственник царя Михаила Феодоровича боярин В. И. Стрешнев. Узнав о почитании Анны Кашинской, он подал челобитную царю о прославлении святой, но в 1647 году царь умер, не успев отдать распоряжений.

Со временем слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. 25 июня (12 июня ст. ст.) 1650 года состоялось перенесение мощей благоверной Анны Кашинской из деревянной Успенской церкви в соборную Воскресенскую. На Соборе в Москве было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить княгиню Анну к лику святых.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и патриарх Иоаким в 1677 году упраздняет канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской.

Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

В 1899–1901 годах началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес. В 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие Николая II, а в следующем году Синод объявил днем памяти Анны 25 июня (12 июня ст. ст.) – годовщину перенесения мощей в 1650 году.

25 июня 1909 года в Кашине были совершены многолюдные торжества по случаю восстановления почитания святой, на которых присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна. Уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В том же году в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге, ставшая подворьем Кашинского Сретенского монастыря (с 1992 года подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 году – церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.

В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.

Читайте также:
Житие чудотворца Митрофана Воронежского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская (†1368)

Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 — 2 октября 1368)— тверская княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского.

В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским, сыном великого князя Ярослава Ярославича. У супругов родилось пятеро детей, но дочь Феодора умерла в младенчестве. Четверо же сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий росли и воспитывались родителями, в подражании лучшим примерам своего рода (в родах и Михаила, и Анны были князья, отдавшие жизнь за веру и родную землю, причисленные к лику святых: это святые благоверные князья Михаил Черниговский, Василий Ростовский, Александр Невский).

Михаил Тверской и Анна Кашинская

По лествичному праву наследования в 1305 году Михаил стал великим князем Владимирским. Получив Владимирский престол, он пытался объединять разрозненные русские земли воедино. В период великого княжения вёл борьбу с московским князем Юрием Даниловичем, занимавшим ярко выраженную проордынскую позицию и Новгородом. Князь Юрий Данилович Московский, “перекупив” в Орде право на великое княжение, в 1317 г. пришел с отрядом татар на Тверскую землю и стал разорять ее. Михаил выступил против них и наголову разбил объединенные войска. Юрию же удалось бежать. Тогда Юрий оклеветал Михаила перед ханом, и тот был вызван на суд.

Кончина Михаила Тверского в Золотой Орде

Михаил, несмотря на уговоры детей и бояр, поехал. Анна провожала мужа до Нерли. В Орде, после неправедного суда, Михаил Ярославич был зверски убит. Только через год Анна и тверитяне узнали о случившемся.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Младший сын Василий построил для неё в городе Кашине Успенский монастырь, куда она и перебралась, по просьбе Василия. Там в непрестанной молитве она провела остаток дней. За три года до её смерти всю княжескую семью выкосил страшный мор. У княгини не осталось никого из родных, кроме Василия. Неразлучные в жизни, они и умерли в один год — 1368. Перед смертью она приняла схиму с именем Анна и преставилась 2 октября 1368 года. Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

В повести о перенесении мощей святой Анны Кашинской рассказывается о случившемся тогда чуде. Когда гробница внесена была уже на паперть Воскресенского собора, несшие ее вдруг остановились, потому что не могли дальше двинуться ни на шаг. Тогда царь Алексей Михайлович обратился к Анне Кашинской с умиленной молитвой, в которой просил ее пребывать тут, пока на месте обретения ее мощей не будет воздвигнут каменный храм в ее имя. После этого гроб с мощами без затруднения внесли в Воскресенский собор и с молебным пением поставили на правой стороне вблизи алтаря.

Рака с мощами Анны Кашинской

На средства Алексея Михайловича в 1666 году был построен каменный Успенский собор с приделом во имя святой Анны Кашинской. По его повелению была изготовлена серебряная позолоченная рака для ее мощей. Руками его сестер-царевен были вышиты покровы на раку мощей святой Анны Кашинской. В Успенском соборе до начала XX в. хранился запрестольный крест – дар царя.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников (из-за того, что пальцы правой руки её нетленного тела были сложены для двуперстного крестного знамения, а приказано было креститься тремя пальцами), и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви.

Читайте также:
Антонин Капустин - биография и история жизни, пророчества и дневники, письма

Несмотря на деканонизацию (которая длилась 230 лет), почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений и т. п. Уже в 1818 году Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, а в 1899—1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. На повторную канонизацию было дано согласие Николая II.

Парад в день празднования святой Анны кашинской. Фото В.Колотильщикова. Нач. XX в

Ныне святые мощи почивают во вновь открытом после реставрации Вознесенском соборе, ставшем кафедральным, т.е. главным собором города Кашина. Начиная с 1994 г. 25 июня, в День города и День почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, после литургии совершается Крестный ход с ее мощами по маршруту: Вознесенского собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.

Вид Вознесенского собора, 1909 г

Кашин. Рака с мощами Анны Кашинской

В октябре 2011 года ковчег с мощами святой княгини Анны Кашинской был помещен в новую серебряную раку. Рака весом 54 килограмма была изготовлена на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов. Благодаря общим усилиям было собрано более 3,5 млн. рублей и создано настоящее произведение искусства. Изготовил раку опытный мастер из Сергиева Посада.

Серебряная рака для мощей святой княгини Анны Кашинской

Величание
Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Молитва преподобной княгине Анне Кашинской
О, преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к раце честных мощей твоих, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих: аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши, и не отступаеши от нас духом, сохраняюще нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему: аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь
Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно:
яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием,
темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися,
пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего,
даровати нам мир и велию милость.

Закон Божий. Благоверная княгиня Анна Кашинская

Благоверная княгиня Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская, Тверская

Краткое житие благоверной княгини Анны (в иночестве Евфросинии) Кашинской

Свя­тая бла­го­вер­ная кня­ги­ня Ан­на Ка­шин­ская, дочь Ро­стов­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Бо­ри­со­ви­ча, в 1294 го­ду ста­ла су­пру­гой свя­то­го бла­го­вер­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Ми­ха­и­ла Яро­сла­ви­ча Твер­ско­го. (Он был за­му­чен та­та­ра­ми в Ор­де в 1318 го­ду. Па­мять 22 но­яб­ря.) По­сле стра­даль­че­ской кон­чи­ны му­жа Ан­на уда­ли­лась в Твер­ской Со­фий­ский мо­на­стырь и при­ня­ла по­стриг с име­нем Ев­фро­си­ния. За­тем, пе­ре­се­лив­шись в Ка­шин­ский Успен­ский мо­на­стырь, свя­тая Ев­фро­си­ния по­стриг­лась в схи­му с име­нем Ан­на. 2 ок­тяб­ря 1368 го­да она мир­но ото­шла ко Гос­по­ду.

Сы­но­вья свя­той Ан­ны по­вто­ри­ли ис­по­вед­ни­че­ский по­двиг от­ца: Ди­мит­рий Ми­хай­ло­вич (Гроз­ные Очи) был убит в Ор­де 15 сен­тяб­ря 1325 го­да, а Алек­сандр Ми­хай­ло­вич, князь Твер­ской, вме­сте с сы­ном Фе­о­до­ром – 29 ок­тяб­ря 1339 го­да.

Чу­де­са при гро­бе свя­той Ан­ны на­ча­лись в 1611 го­ду, во вре­мя оса­ды Ка­ши­на ли­тов­ски­ми вой­ска­ми. Свя­тая кня­ги­ня яви­лась по­но­ма­рю Успен­ско­го со­бо­ра Ге­ра­си­му и ска­за­ла, что она мо­лит Спа­си­те­ля и Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу об из­бав­ле­нии го­ро­да от ино­пле­мен­ни­ков.

На Со­бо­ре 1649 го­да бы­ло по­ста­нов­ле­но от­крыть ее мо­щи для все­об­ще­го по­чи­та­ния и при­чис­лить бла­го­вер­ную кня­ги­ню Ан­ну к ли­ку свя­тых Рус­ской Церк­ви. Но в 1677 го­ду пат­ри­арх Иоаким по­ста­вил во­прос на Мос­ков­ском Со­бо­ре об упразд­не­нии ее по­чи­та­ния в свя­зи с обостре­ни­ем ста­ро­об­ряд­че­ско­го рас­ко­ла, ис­поль­зу­ю­ще­го имя Ан­ны Ка­шин­ской в сво­их це­лях. В 1909 го­ду, 12 июня, про­изо­шло вто­рич­ное ее про­слав­ле­ние и уста­нов­ле­но по­все­мест­ное празд­но­ва­ние.

Перенесение мощей

Свя­тая бла­го­вер­ная кня­ги­ня Ан­на Ка­шин­ская скон­ча­лась 2 ок­тяб­ря 1368 го­да. Свя­тые мо­щи ее бы­ли об­ре­те­ны 21 июля 1649 го­да. Тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние ее мо­щей из де­ре­вян­но­го Успен­ско­го со­бо­ра в ка­мен­ный Вос­кре­сен­ский со­сто­я­лось 12 июня 1650 го­да. К дню 12 июня бы­ло при­уро­че­но и вос­ста­нов­ле­ние цер­ков­но­го по­чи­та­ния свя­той Ан­ны.

Полное житие благоверной княгини Анны (в иночестве Евфросинии) Кашинской

Свя­тая бла­го­вер­ная ве­ли­кая кня­ги­ня Ан­на – дочь Ро­стов­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Бо­ри­со­ви­ча, пра­внуч­ка свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ва­си­лия Ро­стов­ско­го, при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую смерть за от­каз из­ме­нить свя­той пра­во­слав­ной ве­ре. По­бра­ти­мом де­да бла­го­вер­ной Ан­ны был свя­той Петр, ца­ре­вич Ор­дын­ский, кре­ще­ный та­та­рин, ка­но­ни­зи­ро­ван­ный Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. В 1294 го­ду бла­го­вер­ная княж­на Ан­на всту­пи­ла в брак с кня­зем Ми­ха­и­лом Твер­ским.

Читайте также:
Николай Гурьянов - житие и биография протоиерея, чудеса и могила, пророчества и наставления, книги

Мно­го скор­бей вы­па­ло на до­лю свя­той Ан­ны. В 1294 го­ду скон­чал­ся ее отец. В 1296 го­ду сго­рел до­тла ве­ли­ко­кня­же­ский те­рем со всем иму­ще­ством. Вско­ре по­сле это­го силь­но за­бо­лел мо­ло­дой князь. Во мла­ден­че­стве умер пер­ве­нец ве­ли­ко­кня­же­ской че­ты – дочь Фе­о­до­ра. В 1317 го­ду на­ча­лась тра­ги­че­ская борь­ба с кня­зем Юри­ем Мос­ков­ским. В 1318 го­ду бла­го­вер­ная кня­ги­ня про­ща­ет­ся на­веч­но со сво­им су­пру­гом, уез­жа­ю­щим в Ор­ду, где он был звер­ски за­му­чен. В 1325 го­ду стар­ший сын ее, Ди­мит­рий Гроз­ные Очи, встре­тив в Ор­де кня­зя Юрия Мос­ков­ско­го – ви­нов­ни­ка смер­ти от­ца, убил его, за что был каз­нен ха­ном. Год спу­стя жи­те­ли Тве­ри пе­ре­би­ли всех та­тар во гла­ве с дво­ю­род­ным бра­том ха­на Уз­бе­ка. По­сле это­го сти­хий­но­го вос­ста­ния вся твер­ская зем­ля бы­ла опу­сто­ше­на ог­нем и ме­чом, жи­те­ли ис­треб­ле­ны или угна­ны в плен. Та­ко­го по­гро­ма Твер­ское кня­же­ство не ис­пы­ты­ва­ло ни­ко­гда. В 1339 го­ду в Ор­де по­ги­ба­ют ее вто­рой сын Алек­сандр и внук Фе­о­дор: им от­ру­би­ли го­ло­вы и те­ла их раз­ня­ли по су­ста­вам.

Бла­го­вер­ная ве­ли­кая кня­ги­ня бы­ла при­уго­тов­ле­на к мо­на­ше­ству всей сво­ей преды­ду­щей жиз­нью. По кон­чине му­жа ис­пы­та­ния сле­до­ва­ли од­но за дру­гим и, ка­за­лось, их невоз­мож­но пе­ре­жить, не пре­дав­шись от­ча­я­нию, од­на­ко Ан­на вы­нес­ла все. “В жен­ском есте­стве му­же­скую кре­пость име­ла еси. ” – так убла­жа­ет Цер­ковь свя­тую Ан­ну Ка­шин­скую за ее ду­шев­ную стой­кость. Вско­ре по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны сы­на и вну­ка Ан­на при­ня­ла мо­на­ше­ство сна­ча­ла в Тве­ри, а за­тем по прось­бе млад­ше­го сы­на Ва­си­лия пе­ре­бра­лась в спе­ци­аль­но вы­стро­ен­ный для нее мо­на­стырь. Здесь она и пре­ста­ви­лась в 1368 го­ду в схи­ме, те­ло ее бы­ло по­гре­бе­но в Успен­ском мо­на­стыр­ском хра­ме.

Имя бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны с те­че­ни­ем вре­ме­ни бы­ло за­бы­то до то­го, что к гроб­ни­це ее от­но­си­лись непо­чти­тель­но, и толь­ко в 1611 го­ду вслед­ствие яв­ле­ния ее бла­го­че­сти­во­му кли­ри­ку про­бу­ди­лось в жи­те­лях го­ро­да Ка­ши­на осо­бое бла­го­го­ве­ние к сво­ей небес­ной по­кро­ви­тель­ни­це, неви­ди­мо за­щи­щав­шей их от вра­гов и спа­сав­шей их го­род от ра­зо­ре­ния. Слух о чу­де­сах от мо­щей бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны до­шел до бла­го­че­сти­во­го ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча и свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, и на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1649 го­да по­ста­нов­ле­но бы­ло от­крыть мо­щи кня­ги­ни Ан­ны. Пе­ре­не­се­ние мо­щей бла­го­вер­ной Ан­ны Ка­шин­ской со­сто­я­лось 12 июня 1650 го­да. За всю ис­то­рию Рус­ской Церк­ви до на­ших дней ни од­на свя­тая не удо­сто­и­лась столь бли­ста­тель­но­го и пыш­но­го тор­же­ства.

Од­на­ко вско­ре свя­тая бла­го­вер­ная Ан­на Ка­шин­ская неожи­дан­но ста­но­вит­ся сим­во­лом рас­коль­ни­ков, и пат­ри­арх Иоаким в 1677 го­ду уни­что­жа­ет ка­но­ни­за­цию свя­той, за­пре­ща­ет по­кло­не­ние свя­тым мо­щам Ан­ны Ка­шин­ской. Это необы­чай­ное со­бы­тие – един­ствен­ное в ис­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Хо­тя цер­ков­ная раз­вен­чан­ность бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны дли­лась 230 лет, бла­го­дар­ная на­род­ная па­мять хра­ни­ла креп­кую ве­ру в пред­ста­тель­ство пред Гос­по­дом сво­ей небес­ной по­кро­ви­тель­ни­цы. Пе­ред вступ­ле­ни­ем в брак, на служ­бу, пе­ред по­стри­гом, пе­ред на­ча­лом учеб­ных за­ня­тии, при­ни­мая ка­кое-ни­будь се­рьез­ное ре­ше­ние, не го­во­ря уже о вся­ких бе­дах, бо­лез­нях и скор­бях, ве­ру­ю­щие шли мо­лить­ся ко гро­бу бла­го­вер­ной Ан­ны.

В 1908 го­ду по­чи­та­ние бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны бы­ло вос­ста­нов­ле­но, и уже в 1909 го­ду в го­ро­де Гроз­ном в об­ла­сти Тер­ско­го ка­за­че­ства воз­ник­ла жен­ская об­щи­на в честь свя­той бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны Ка­шин­ской. В 1910 го­ду был освя­щен храм во имя свя­той Ан­ны Ка­шин­ской в Пе­тер­бур­ге.

В тре­вож­ные го­ды вой­ны и ре­во­лю­ции об­раз бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны стал рус­ским лю­дям да­же бли­же и по­нят­нее. Вспо­ми­на­лось, что бла­го­вер­ная Ан­на то­же про­во­жав му­жа и сы­но­вей в ту опас­ную неиз­вест­ность, от­ку­да ча­сто не воз­вра­ща­ют­ся, хо­ро­ни­ла и опла­ки­ва­ла их, то­же при­нуж­де­на бы­ла бе­жать и скры­вать­ся, в то вре­мя как вра­ги гро­ми­ли и жгли ее зем­лю.

Житие святого Григория Паламы

Святитель носил чин архиепископа Фессалоникийского, являлся христианским мистиком, богословом и религиозным философом. Григорий Палама почитается как отец Церкви, благочестивый учитель последователей Иисуса.

Путь к монашеству

Родился он в величественном Константинополе в 1296 г., здесь же получил хорошее образование. Родители его происходили из знатного аристократического рода. Когда умер отец Григория, пятилетнему мальчику стал покровительствовать добродетельный царь Андроник II.Два десятилетия юный Палама находился при императорском дворе. Ему пророчили успешную карьеру, зная о врожденных разнообразных дарованиях.

  • Философию Григорию преподавал Ф. Метохит, знаменитый филолог, богослов, лучший учитель всей Византии. Во время обучения Палама интересовался учением Аристотеля, выступая с успешными лекциями о силлогическом методе этого греческого мудреца.
  • Несмотря на признание в ученых кругах, Григорий совершенно не интересовался политической ситуацией. В 1316 г. он покинул императорский дворец и поселился на Святом Афоне, где упражнялся в подвижничестве и духовном богословии. Его учителем на религиозном пути стал святитель Никодим, старец, который возвел Григория в монахи. После смерти духовного наставника Палама на три года поселился в Лавре преподобного Афанасия. Вскоре он перебрался в монастырь Глоссия, где упражнялся в молитвенном чтении. В 1325 г. Григорий вместе с братией покинул Святую Гору, которую непрерывно осаждали турецкие войска.
  • Прожив некоторое время в Фессалониках, Палама принял сан священнослужителя. Святитель продолжил подвижничество в местах, где апостол Павел благоговейно проповедовал христианское учение. Живя здесь, пять недельных дней Григорий затворялся в тесной пещере, находящейся далеко от цивилизации, и предавался молитвам. В выходные дни он посещал общие богослужения.
  • Вскоре на эту область напали славянские племена, поэтому в 1331 г. Палама вновь вернулся на Святой Афон, где продолжил отшельническую жизнь. Пустынь, в которой он практиковался, пронизана атмосферой тишины и божественного умиротворения, сегодня паломники имеют возможность побывать в ней. На некоторое время святитель прервал свое одиночество и стал игуменом обители Эсфигмена.

На заметку! Однажды святой Григорий молился перед образом Пречистой Девы, прося устранения от него и братии всевозможных препятствий, которые неотступно преследуют истинных христиан. Богоматерь предстала перед ним в сопровождении светлейших мужей и утешила просящего, сказав, что молитва услышана.

Читайте также:
Житие святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским – жизнеописание, чудеса, мощи святых

После этого чудесного события, Григорий в любое время и в любом месте ощущал божественное присутствие.

Время споров и заточений

Образованный монах Варлаам, выходец из православного греческого рода, побудил Григория вступить в полемику, которая продолжалась шесть лет. Варлаам направлял собственные сочинения против определенных богословов и авторитетно подчеркивал, что Господь непостижим, а суждения о Нём невозможно доказать. Григорий, в свою очередь, критиковал откровенный «агностицизм» Варлаама и бесконечное его доверие учениям языческой философии.

  • В 1337 г. Палама опроверг нападки против литературы исихастских отцов (тех, кто учил «умной молитве, видению»). Противоречия обострились после личной встречи Григория и Варлаама. Через четыре года последнего, обвинявшего исихастов в нетрадиционном методе устного служения, осудили на Константинопольском соборе. Варлааму пришлось просить прощения, после чего он уехал в Италию и принял католичество.
  • Против Григория выступали другие противники, критиковавшие учение исихастов о благодати, энергиях Господа и несозданного света. Неожиданно для себя Палама вступил в политическую полемику, что привело к частым его заточениям.
  • В 1341 г. святитель уединился в обители святого Михаила, а спустя год он выдержал обвинения на двух церковных соборах. Из византийской Ираклии Григория отправили под конвоем в столицу и заключили в тюрьму. В 1344 г. преподобного Паламу несправедливо отлучили от православия, а его противник в богословских спорах, Акиндин, получил сан священнослужителя. Однако после изменения политической обстановки Григорий получил оправдание.
  • После того как патриарший престол получил преподобный Исидор, Григория избрали Фессалоникийским иерархом. В очередной раз возникла полемика, но уже с монахом Никифором. В Фессалониках начались волнения на политической почве, которые разрешились после захвата города теми, кто благоприятствовал исихастам. Находясь в городе, Палама помогал умиротворять население.
  • Однако религиозные противники Григория не думали останавливаться в своей критике. К счастью, на очередном соборе, прошедшем в Константинополе, имя Паламы оправдали, назвав его «защитником благочестия». Отцы Церкви официально приняли учение Григория о единстве Бога, а 6 догм включили в Синодик Православного христианства.

На заметку! Находясь в обители святого Афанасия, Григорий демонстрировал братии великий образец духовного совершенства и жизни в благочестии. Палама явил миру дар чудес, которым его наградил Всевышний Господь. Братия говорила о том, что святитель изгонял бесов, возвращал плодородие, а также пророчествовал о будущих событиях. За свою жизнь он многое претерпел, так как был истинным последователем Христа Спасителя.

Последние годы жития

Пребывая на Лемносе, Григорий удивлял население знамениями и чудесными свершениями, проповедовал христианское учение. Однако вскоре Фессалоникийская паства, что осиротела без своего пастыря, призвала к себе своего любимого иерарха.

Статьи о других святых:

Священство и миряне с большим радушием приняли Григория, ознаменовав приход торжественными песнопениями и гимнами. Через три дня после возвращения преподобный совершил крестный ход и провел Божественную литургию.

В этот период Палама исцелил больного ребенка и излечил слепоту одной монахини.

  • В Фессалониках святителя подстерегла тяжелая и продолжительная болезнь, паства и священство опасались за жизнь преподобного. Однако Господь продлил время пребывания Паламы в земной юдоли. Григория вызвали в Константинополь, чтобы тот помог разрешить политическую дилемму в царской семье.
  • По пути в столицу святителя схватили агаряне (магометане) и отвезли как раба в Азию. Даже в этих местах святой проповедовал истинную веру, раскрывая истины молитвы и поклонения Господу. Его противники не могли сдержать удивления при виде подобных высокодуховных наставлений.
  • Многие хотели подвергнуть святителя побоям, но агарянские власти намеревались получить выкуп за Паламу. Через несколько лет святитель вернулся в Константинополь, так как похитители получили деньги. Возвращение характеризовалось большими торжествами и восхвалениями. Кроткий и смиренный, он продолжал борьбу против ереси, игнорировал клевету, проявлял великую душу и терпение.
  • В течение последних лет святитель Григорий творил исцеления, распространяя величие Господа и православной веры. Почувствовав надвигающуюся смерть телесной оболочки, Палама собрал близких своих и возвестил о скором уходе в Небесные сферы. Он упомянул, что созерцал давно почившего Иоанна Златоуста, пришедшего в день последнего вздоха Григория.
  • Когда святитель умирал, присутствующие видели, что его уста шептали молитву. После отделения души его лик просветлел, а комната озарилась божественным свечением. Народ наблюдал это сияние и стекался к месту последнего целования.
  • И после смерти Григорий неустанно раздает благодать исцеления всем, кто приходит к его мощам и искренне просит о помощи. Православная Церковь проявляет колоссальное почтение к святителю Паламе, помня о его проповедях, учениях и чудесах.

Григорий в своих литературных трудах говорит, что существует две различные мудрости: мирская и Божественная. Когда первая беспрекословно служит второй происходит воссоздание истины. Палама утверждает, что мудрость берет начала от блага, полученного на основании чистоты жизни. Апостолы и пророки принимают её не через познание, а с помощью Святого Духа. Учение же мирское не проникает так глубоко и останавливается на борьбе против таинственных энергий этого Духа.

Роль в православии

Григорий Палама обрел великую славу за счёт своих богословских трактатов, где осмысляется практика исихазма («умной молитвы»), а также после чудотворений и пророчеств. Получив хорошее образование, он не остался в светском обществе, мощи и исцелиться от всякой болезни.

Внимание! В Православии преподобный почитаем в сонме святых, память ежегодно празднуется 14 ноября.

Григорий составил большое количество богословских, аскетических и нравственных произведений, где рассматриваются темы исхождения на землю Святого Духа, приобщения человеческой души природной энергии, а также отражает нападки еретических воззрений. Его учения основываются на собственном духовном опыте, который он получил, будучи монахом, ведущим спасительную войну против осквернителей веры.

Читайте также похожие статьи:

Читайте также:
Мартин Исповедник: житие и биография святого, почитание и мощи, книги

Преподобный пишет, что Всевышний Бог непостижим по своей сущности, но спасительные откровения для людей доступны и познаются через Его энергию. Неподвластная изучению Его сущность и вечные действия складываются в Божественное Бытие. Через это двойственное различие познание Всевышнего Господа становится возможным, однако, познается только его энергия. К такому восприятию способны только те люди, кто достиг определенного уровня совершенства молитвенного аскетизма. Непостижимая же сущность Всевышнего Бога полностью исключает возможность узнать Её и приобщиться.

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

Свт. Григорий Палама. Икона посл. трети XIV в. Собр. ГМИИ.

Григорий Палама (греч. Παλαμα̃ζ; 1296 – 1359), митрополит Солунский, святитель, богослов исихазма, отец и учитель Церкви

Память 14 ноября, в неделю 2-й седмицы Великого Поста, в Соборах Афонских преподобных и Ватопедских святых (Греч.), а также вместе со своей святой семьей (в первое воскресенье после 14 ноября, а также 18 декабря) (Греч.)

Родился в 1296 году в Константинополе в богатой семье. Воспитанием и обучением Григория Паламы руководил лучший учитель своей эпохи – Феодор Метохит, крупнейший политический деятель, философ и писатель, великий логофет при императоре Андронике II Палеологе [1].

Отказавшись от светской карьеры сановника, предложенной ему, в 20 лет он принял иночество в одной из афонских обителей. Около трёх лет провел вместе с своим духовым наставником Никодимом Исихастом Ватопедским, от которого и принял монашеский постриг. Позже его духовным наставником был преподобный Григорий Византийский. Учителем святителя Григория в исихастской практике был подвизавшийся на Афоне преподобный Никифор Уединенник. Учителями его также стали Константинопольские патриархи Григорий II Киприот и Афанасий I, а также святитель Феолипт Филадельфийский [2].

В 1336 году в скиту святого Саввы занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.

Особенно известен спор его с Варлаамом Калабрийским и Акиндином о Фаворском свете; Палама в этом споре отстаивал учение Церкви, что свет этот не есть творение, но свет присносущный (нетварный; см. также исихазм). По этому поводу в 1341 в Софийском Константинопольском храме под председательством патриарха созван был Собор, на котором Палама обличил заблуждение Варлаама так, что последний решил удалиться в Италию.

В 1344 году патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил святого Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, подвижник был освобождён и возведён патриархом Исидором I Вухиром, его другом и соратником, в сан архиепископа Солунского. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины святой Григорий вернулся в Солунь.

Скончался мирно 14 ноября 1359 года.

Свт. Григорий Палама. Фреска ок. 1371 г. Роспись церкви святых Бессребреников Афонского Ватопедского монастыря.

Полемика с Варлаамом

Афонские иноки были крайне взволнованы нападками Варлаама и обратились к одному из выдающихся византийских подвижников и ученых – Григорию Паламе с просьбой поговорить с Варлаамом и убедить его прекратить словесные и письменные на них нападки и не оскорблять святых мужей, почитающих божественный огонь.

Палама, имевший и раньше повод высказываться против богословско-философских воззрений Варлаама, теперь со всей силой своего ученого таланта и литературного уменья выступил против порицателя византийского монашества и его резких суждений о богоугодной исихии.

Он написал (в период 1338-1340) девять слов против Варлаама, разделив их на три триады. Варлаам ответил своему литературному противнику сочинением «Κατα ̀ μασαλιανω̃ν» («Против мессалиан»). В спор вмешались и другие лица: Палама нашел себе сочувствие у вселенского патриарха Филофея, царицы Анны и ее сына Иоанна Палеолога, у царедворца, а позднее императора, Иоанна Кантакузина и, конечно, в среде византийских, особенно афонских безмолвников, а Варлаам имел сторонников в лице богослова и философа Григория Акиндина и историка Никифора Григоры. Таким образом, составились две партии – варлаамитов и паламитов, – в спор разгорелся с большой силой.

Весь жгучий предмет спора сосредоточивался на вопросе о существе в энергии Божества (ή Θεία ουσία καὶ ὲνέργεια): есть ли энергия само существо Божие или же нет. К постановке этого вопроса пришли посредством другого: что такое был свет Господня Преображения на Фаворе – существо Божие или нет.

Основная мысль Варлаама заключалась в том, что божественное озарение есть наука и знание, которое дается в удел тем, кто чист сердцем и исполняет заповеди Божий. Таково именно было осияние учеников светом Господним во время пробуждения на горе Фаворе; оно имело целью сообщение высшего знания апостолам и не было по природе своей чем-либо невещественным или излиянием самого существа Божия, но только призраком, мысленным образом, созданным именно для этой цели.

Палама же и афонские монахи отстаивали то мнение, что воссиявший на Фаворе свет, по учению отцов Церкви, хотя и не есть самое существо Божие, но и не мысленный образ: это есть неразлучно присносущное Божественному существу проявление и осуществление, иначе – это есть естественное свойство и энергия (φυσικη ̀χάριζ καί ένέργεια) Божества.

Варлаам возражал на это: если осияние учеников на Фаворе было действием сообщения им Божественного существа, то надо заключить, что этот свет тождествен с существом Божиим и что существо Божие может сообщаться человеку и доступно человеческим чувствам.

Не существо, – отвечал Палама, – а энергия Божественная, благодать и слава, уделяемая от существа Божия святым. Притом энергия Божественная нераздельна от существа Божия, как неразделен Сын от Отца или Дух Святый, или как неотделим луч от солнца и теплота от огня; значит в таком учении нет мысли о двоебожии. И подобно тому, как существо солнца, т.е. диск его как неделимый выше лучей и сияния, посылаемого человеческим глазом, точно так же, согласно учению церкви, и божественное существо как неделимое и невидимое выше посылаемых ему сияний, энергий и благости, которую сообщает святым Пресвятая Троица.

Варлаам и его сторонники возражали против такого понимания взаимоотношений сущности Божества и Его энергии и в дальнейшей полемике пришли к пантеистическим воззрениям.

Учение Варлаама как еретическое вызвало осуждение Церкви. По поводу него созывались соборы в 1341, 1347, 1351, 1352 и 1368. На этих соборах учение Паламы и его сторонников было признано согласным с учением церкви, а Варлаам и его ученики анафематствованы. В 1351 году сам святитель, вслед за патриархом Каллистом, подписал Соборный томос против единомышленников Варлаама и Акиндина [3].

Икона святителя Григория Паламы

Результаты соборных постановлений выразились в следующих статьях Синодика, провозглашаемого в Неделю Торжества Православия, вошедших в его состав в 1352 году:

  1. Анафема тем, которые принимают воссиявший от Господа свет при Божественном Его преображении то за образ и тварь и призрак, то за самое существо Божие, и которые не исповедуют, что Божественный тот свет не есть ни существо Божие, ни тварь, но несозданная и физическая благодать и осияние и энергия, всегда происходящая из самого существа Божия.
  2. Анафема тем, кто принимает, что Бог не имеет физической энергии, а одно только существо, и что нет никакого различия между существом Божиим и энергией, кто не хочет думать, что как соединение Божественного существа и энергии неслиянно, так и различие неизменно.
  3. Анафема тем, кто принимает, что всякая физическая возможность и энергия Божества есть создание.
  4. Анафема тем, которые говорят, что если допустить различие в существе и энергии Божества, то значит мыслить Бога существом сложным.
  5. Анафема тем, кто думает, что одному только существу Божию свойственно имя Бога, а не энергии.
  6. Анафема тем, кто принимает, что существо Божие может быть приобщаемо (т.е. людям), и кто не хочет допустить, что приобщение свойственно благодати и энергии.
  7. Вечная память святейшему митрополиту Солунскому Григорию Палама, который низверг еретиков Варлаама и Акиндина, дерзнувших назвать физическую и нераздельную энергию и возможность Божества, а равно и все физические свойства Святой Троицы созданными, а также привносить учение о платоновских идеях и эллинские мифы.
Рака с мощами свт. Григория Паламы. Фессалоникийский собор во имя святителя Григория Паламы.

Мощи и почитание

Святитель Григорий был причислен к лику святых вскоре после смерти, ибо еще при жизни сподобился откровений и имел дар исцеления. Его тело было погребено в соборе Святой Софии в Фессалониках, где от его мощей стали происходить чудеса, а в монастыре Великая Лавра на Афоне и в Кастории началось его местное почитание как святого. Константипольский патриарх святитель Каллист I запросил у фессалоникийцев точное изложение сведений об этих чудесах, на основе которого преемник Каллиста на Константинопольской кафедре святитель Филофей Коккин составил Похвальное слово и службу в честь новоявленного святого [4]. Прославление состоялось в 1368 году, когда синодальным деянием его празднование было установлено в день его кончины – 14 ноября.

Открытая рака с мощами свт. Григория Паламы

Пересказ Жития святителя Григория на новогреческом языке, сделанный преподобным Афанасием Паросским, был издан в Вене в 1784 году и вошёл в сборник “Неон Эклогион”, составленный преподобным Никодимом Святогорцем (Венеция, 1803). В этом Житии говорилось о новых чудесах святителя и излагалось засвидетельствованное Иерусалимскими патриархами Нектарием и Досифеем II чудесное потопление анафематствовавших Григория Паламу католиков на острове Санторин (Тира) в 1660 году.

После того, как в 1523 году Софийский собор в Фессалониках был превращён мусульманами в мечеть, мощи Григория Паламы были перенесены сначала во Влатадский монастырь, а затем в митрополичий собор города, где они находились до пожара 1890 года. Оставшись невредимыми в огне, святые мощи были помещены в новом кафедральном соборе, освященном во имя святителя Григория в 1914 году. Ныне частицы мощей также хранятся в Фессалоникийском монастыре Успения Пресвятой Богородицы в районе Панорама; в афонских монастырях Эсфигмен, Ксенофонт, Дионисиат, Пантелеимон и принадлежащем ему ските Новая Фиваида; а также в лавре Саввы Освященного [5]. В 1628, 1631, 1632 и 1642 годах частицы мощей святителя привозились из Северной Греции в Москву в дар российским государям [6]; ныне в России частица его мощей хранится в Мещовском Георгиевском монастыре [7].

В иконописной традиции изображается в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони [простой или крещатой] или сакосе, омофоре) и сапожках с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке [8]. Типом грек, сед, волосы кудрявы, борода большая, широковатая; лицо приятное со слезливыми глазами; кроток, очень умен [9].

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия свети́льниче, / Це́ркве утвержде́ние и учи́телю, / мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый, / Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́, / пропове́дниче благода́ти, // моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь, глас 8

Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние, / богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче, / Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Прему́дрости Свяще́нный и Боже́ственный орга́н, / богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́, / воспева́ем тя Григо́рие богоглаго́льниче: / но я́ко ум Уму́ пе́рвому предстоя́й, / к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м: // ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.

Свт. Григорий Палама. Икона

Труды

  • «Житие Петра Афонского», ок. 1334
  • “Слова аподиктические” (“доказательные”) (содержат обсуждение проблемы Filioque), ок. 1335
  • Несколько писем к Варлааму и к более позднему оппоненту, Акиндину (на тему Filioque, а также о вопросе богопознания)
  • Три триады (9 трактатов) “В защиту священно-безмолвствующих”, 1338 – 1340
  • “Святогорский Томос” (манифест афонских монахов, составленный святителем Григорием), 1340
  • Семь «Антирритиков против Акиндина» (полемика о божественных энергиях), 1342-1345
  • Сочинение «К Ксении о страстях и добродетелях» (обширный аскетический трактат, посвященный борьбе со страстями и стяжанию христианских добродетелей), 1345-1346
  • 4 опровержительных слова “Против Григоры”, 1355-1357
  • 63 гомилии (посвящены преимуществено аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике)

См. также

  • Сайт посвященный свт. Григорию Паламе
    • http://palama.ru/

Литература

  • Ф.И. Успенский, Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1892;
  • его же. Синодик в Неделю православия, Одесса, 1893;
  • епископ Порфирий Успенский, История Афона, ч. 3, отд. 2, СПб., 1892;
  • Г. Недетовский, Варлаамитская ересь, «Труды КДА», 1873, февраль;
  • П.А. Сырку, К истории исправления книг в Болгарии в 14 в., СПб., 1899.

Использованные материалы

  • “Григорий Палама”, Православная энциклопедия, т. 13, с. 12-41:
    • http://www.pravenc.ru/text/168057.html (материал использован частично)
  • Дионисий (Шленов), игум., Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение:
    • http://www.bogoslov.ru/text/291635.html
  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т., Большая Российская Энциклопедия, 1995.
  • “Святитель Григорий Палама”, календарь поратала Православие.Ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6543.htm
  • “Неделя 2-я Великого Поста, Святителя Григория Паламы”, портал Православие.Ru, 16 марта 2014:
    • http://www.pravoslavie.ru/put/1632.htm

[1] Сухарников Евгений, “Григорий Палама: отец и учитель Церкви”, федеральный портал История.РФ, 14 ноября 2017, https://histrf.ru/biblioteka/b/grighorii-palama-otiets-i-uch. kvi

[2] Мейендорф И. Ф., прот., Жизнь и труды святителя Григория Паламы, гл. “Учителя св. Григория Паламы”, https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/zhizn-i-trudy-svj. 1_1 . Выдвигается также предположение о том, что учителем будущего святителя был и преподобный Григорий Синаит. См. рассмотрение этой версии в 3-й главе книги игум. Петра (Пиголя), Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники, https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-. 3_4

[3] Καρμίρης, Ι. Τὰ δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκλησίας, τὸμ . Ά, 2η ἔκδ., Ἀθήνα, 1960, 374-407. См. подпись святителя в конце текста томоса: “Смиренный митрополит Салоник пречестный экзарх всей Фессалии Григорий”: http://rwmiosini.blogspot.com/2017/06/1-1351.html

[4] BHG, N 718; Idem // PG. 151. Col. 551-656.

[5] Meinardus. P. 189; Πεντζίκης. Σ. 41, 110, 411.

[6] Муравьев. С. 52, 132, 144, 231.

[7] “Частица мощей Святителя Григория Паламы”, официальный сайт Мещовского Георгиевского монастыря, http://sgmmm.ortox.ru/svjatyni_monastyrja/view/id/1203273

[8] Новый сводный иконописный подлинник, иконописная школа при МДА, 2008г.

Кафедральный собор святителя Григория Паламы (Салоники)

Мiръ Греция Центральная Македония Салоники Кафедральный собор святителя Григория Паламы (Салоники)

Идёт загрузка карты…

Храм Григория Паламы

— единственная церковь, бывшая открытой в оккупированных турками Салониках; здесь покоятся мощи святителя Григория.

История

Салоники — древний город, в котором многочисленные памятники старины соседствуют с современным городским ландшафтом. Будучи городом, где собрано множество святых для православных верующих мест, он известен и как город апостолов. Первые церкви были основаны здесь уже в 50 году нашей эры святым апостолом Павлом. Одно из таких мест – почитаемый в городе храм св. Григория Паламы, где хранятся мощи святого.

Собор строился почти 20 лет, с 1891 по 1914 год, и стал первой крестокупольной церковью, возведенной в оккупированных турками Салониках. Землетрясение 1978 года повредило храм, его снова пришлось расписывать фресками. Но во время этой работы случайно обнаружилась потайная крипта под алтарем, которая, возможно, использовалась как секретное убежище во время борьбы македонцев за освобождение в начале 20 века. Сейчас в крипте размещается выставка.

После землетрясения 1978, значительно повредившего сооружение, оно было полностью реконструировано и расписано фресками.

Память святителя Григория Паламы

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодняшний день памяти святителя Григория Паламы, хотя и обращен в XIV век, но по своему содержанию очень близок нашему времени, поскольку открывает природу многих заблуждений, вплоть до самого отношения к религии в нашем «светском» обществе. Так устроено: чтобы разобраться в настоящем, необходимо оглянуться назад и в прошлом искать сами корни тех явлений, которые, появившись однажды как недоразумение, стали давать вековые плоды и превратились в «норму». Вот и сегодня мы можем затронуть современное отношение к Православию как к некоему учению, которое должно быть достоянием только самих православных, не касаясь других религиозных мiровоззрений, также «имеющих право на истину». «Каждый понимает Бога так, как ему удобно» – вот идеология современной толерантности. Является ли она чем-то новым, или прав был царь Соломон, сказав: «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл.1:10)?

Итак, первая половина XIV века Византийской истории, оставившая по себе память в связи с богословскими спорами о Фаворском свете, на самом деле была насыщена более серьезными событиями, в которых богословие было очень тесно связано с политикой, а проблемы Церкви напрямую затрагивали интересы государства. Это было время, когда интеллигенция Константинополя начала увлекаться философскими учениями Запада, а Императоры возлагали на него надежды о военной помощи, необходимой для борьбы с турками. Именно в это время в Константинополь прибыл из Италии монах Варлаам Калабрийский, по происхождению грек, по воспитанию принадлежавший двум культурам – Запада и Востока одновременно. Но поскольку, по слову Спасителя: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф.6:24), то и у этого монаха воспитание было весьма поверхностным.

Тем не менее, личностью он был незаурядной и быстро занял значимое место при дворе императора, оказавшись здесь как нельзя кстати. Император поручил ему вести диалог с латинянами вплоть до встреч с самим папой римским. Надежду на успех давали сами взгляды Варлаама Калабрийского, показавшиеся удобными и приемлемыми для византийских политиков. Что же исповедал Варлаам при дворе Константинополя?

Его мiровоззрение сложилось преимущественно под воздействием западного номинализма, по которому реального богопознания нет и не может быть, т.к. «Бога не видел никто никогда» (Иоан.1:18). И если кто-то утверждает обратное, то это не что иное, как чувственный личный опыт или недоказуемые, а потому сомнительные мистические «озарения». На их основе могут делаться только лишь рациональные, т.е. взятые из человеческого ума, выводы о тех или иных свойствах Бога.

Хотя этот общий скептический подход к религиозному знанию был весьма поверхностным и потому неверным, он все же давал ключ к объединению Православного Востока с католическим Западом. Все равно истинного Бога ни те, ни другие, по существу не знают, и если каждой стороне позволить остаться при своем «мнении», то объединение политическое, человеческое, чисто внешнее – дело нескольких дней.

При своей внешней безобидности и даже «верности» Евангельскому учению, данный тезис о непознаваемости Бога был не только ошибочен, но являлся хулою на Духа Святаго, поскольку отвергал весь опыт Церкви и Ее откровение о пути спасения самого человека. По утверждению Варлаама Калабрийского, надсмеявшегося над молитвенной практикой афонских исихастов, занятых «следствием ошибочных убеждений и пылкого воображения», уже не только их аскетические подвиги, но и само наше участие в богослужении становится не приобщением к новой жизни, а всего лишь безцельным времяпрепровождением, выполнением обрядов и соблюдением традиций предков. Богослужение в данном случае ставится в один ряд с чтением греческих философских книг, чем увлекался сам Варлаам, или творением добрых дел. Монашество же выглядит как неоправданное бегство из мiра, который как раз в этих добрых делах и нуждается. Но и то, и другое не может привести к Богу, ибо Он не познаваем. Бог на небе, а мы на земле… «По мнению Григория Паламы, отрицание возможности богопознания, проповедовавшееся Варлаамом, было наихудшей ересью». [1]

Насколько оказалось удобным и живучим данное учение Варлаама Калабрийского, можно судить не только по высказываниям известных богословов, открывших во всей западной культуре эту «варлаамовскую» закваску, но и по нашему времени. Именно в нашей стране православного вероисповедания негодные люди стали говорить о вере не как о причастности к жизни в Боге, о Его проявлении в нас, а как о потребности души и «чувствах верующих», их сугубом «мнении», на которое они могут иметь право в «многоконфессиональном» государстве. Православная религия рассматривается при этом исключительно как культурологический аспект гуманитарных наук, как государствообразующее, а потому почти полезное, мiровоззрение, не должное, однако, претендовать на монополию истины. И это все называется гуманистическим учением!

Как стало возможным такое помешательство нашего христианского народа?! Когда учение Церкви Божией, несущее в себе «глаголы вечной жизни» и потому так необходимое для каждого из нас, преподносится нам как «Основы Православной культуры», рядом с которыми имеют право сосуществовать основы других культур, вплоть до «традиционных» сатанинских, оккультных!

А действительно: «Каков смысл всех вековых литургических преданий Церкви, жестов, поклонов и других действий, выражающих предстояние человека Богу? И наконец, если богообщение относится только к «уму» или «душе», то не является ли христианство бегством из истории, отказом от творчества в области искусства, от ответственности за жизнь человеческого общества?» [2]. Другими словами, происходит ли в нашем богослужении что-то реальное, особое, являющееся частью только жизни Церкви, или же там только видимость этой жизни?

Эти вопросы появились сразу же после проповедей Варлаама, и потому у него появились не только сторонники при дворе Императора, но и серьезные противники, самым известным из которых стал прославленный в веках афонский подвижник Григорий Палама.

Отвечая в своих письмах Калабрийцу, Григорий Палама учил, что если в человеке есть и тело, и душа, то последняя не может молиться одна, без участия тела. Если же молитва есть душевно-телесное делание, то богообщение истинное возможно тогда, когда человек отдает всего себя Богу. Тогда Бог входит в самого человека Своею силой, и человек становится причастен Ему, постигая своего Творца через исходящие от Него энергии. Как свет мы постигаем через идущие от него лучи, так Бог постигается нами в сотворенном Им мiре через проявление Своих энергий. Об этом и говорил апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19,20) .

В Православном учении Бог не есть Идея или сущность, подобно какой-либо вещи. Он прежде всего Личность, беседующая с человеком, спасающая человека. Эта тайна спасения была известна афонским монахам, которых Варлаам Калабрийский считал темными невеждами. Но благодаря трудам святителя Григория Паламы, она стала достоянием всей Православной Церкви. И эта тайна до сих пор сокрыта от внешнего, светского мiра, погрязшего в разврате западного секуляризма, навсегда расставшегося с Богом.

Отвергнув какую-либо возможность богопознания вплоть до соединения с Ним здесь на земле, западный гуманизм поместил Бога на Небо, занявшись здесь решением исключительно земных проблем без Его всесильной и премудрой помощи.

О Боге у Запада осталось только воспоминание и периодически вспыхивающие догадки – «озарения», вместе с поиском Творца в других мiровых религиях. Но мы знаем, что Спаситель уже сказал нам об этом: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. … и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь…» (Лук.17:20-21,23).

Этого так и не понял Варлаам Калабрийский и, хотя был осужден в Константинополе, но уехав в Италию, был рукоположен в епископы и продолжал учить знатных людей того времени своей ереси. Плоды этого сегодня пожинает современное светское общество.

Но и общество византийское оказалось далеко не на той высоте, на которой следовало быть. Родив в своих недрах такого светильника богословия, как Григорий Палама, и сделавшись через его учение «причастниками Христу», двор Константинополя забыл предупреждение первоверховного апостола: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго… чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:12-14).

В это же лето 1341 г. против святителя выступил его ученик Акиндин, а на следующий год Патриарх константинопольский Иоанн добился на соборе уничтожения всех трудов Григория Паламы. Сам Григорий был арестован и заточен в тюрьму. Еще через два года в ноябре 1344 г. этим же патриархом и синодом он был отлучен от Церкви, а его сторонники преследуемы. И только в 1347 г. при Императрице Анне, низложившей патриарха Иоанна, Григорий Палама был выпущен на свободу, а в Патриархи возведен его сподвижник Исидор. Учение Григория было вновь одобрено Собором, а сам он поставлен на кафедру в Фессалоники.

Тем не менее, и после этого Собора образовалась партия его противников и святителю пришлось бороться с ними до самой своей кончины в 1359 г. Так часто бывает в большой политике, которая на самом деле очень тесно связана с богословием и религиозными учениями.

Все это нам следует сегодня иметь в виду, когда мы еще не подошли вплотную к истине, и многие на пути к ней могут быть осуждаемы и даже отлучаемы от общения церковного по причине непонимания большинством. Но об этом нас уже предупредил Спаситель: «В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мiр» (Иоан.16:33)!

Будем же твердо держаться святоотеческого учения и предания Церкви, остающихся непререкаемым авторитетом для тех, кто ищет истинного Бога чистым сердцем и в духовной нищете. Помоги нам в этом Господи!
Диакон Андрей Попов 15.03.2009.
[1] Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Клин,2001, с.400.

[2]
Прот. Иоанн Мейендорф.Православие и современный мiр.М.,1995,с.85.
Постоянный адрес страницы:

Оставить свой комментарий

Творческое наследие

Святитель Григорий оставил в назидание верующим обширное наследие. Его по праву считают богословом нетварного света. Между тем, палитра его сочинений куда более обширна. Традиционно их делят на следующие группы.

Догматико-полемические: Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих, Трактат [О том], что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое Божество на два неравных божества, Триады в защиту священно-безмолвствующих, О Божественных энергиях и их причастии, О Божественном соединении и разделении, Исповедание Православной веры, Собеседование православного с варлаамитом, Антирретики против Акиндина, Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским и нравственным, Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте, Диспут с хионами, Омилии и др.

Нравственно-аскетические: Изъяснение десяти заповедей, О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться, К Ксении о страстях и добродетелях, Десятословие по Христианскому Законоположению, Слово на житие прп. Петра Афонского, Ответ Павлу Асеню и пр.

Письма: Письмо своей Церкви, Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина и др.

Житие и Подвиг Святителя Григория Паламы

«Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы»

«Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы». (1 Ин. 1, 5)

«Тропарь святителя Григория Паламы»

Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто,
богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало,
проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим.

«Кондак святителя Григория Паламы»

Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу,
воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй,
к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати.

«Житие и Подвиг Святителя Григория Паламы»

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году
в Малой Азии.

Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь
и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328).

Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер,
и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика.

Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда
освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования.

Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности,
но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году
(по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед,
где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля),
принял постриг и начал путь подвижничества.

Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов
и обещал своё духовное покровительство.

Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет
свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора,
а после кончины последнего перешёл в Лавру преподобного Афанасия.

Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом.
Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного
совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии.

Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве —
умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами,
начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного
Макария Египетского (память 19 января).

После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память12 марта)
подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания,
оно было усвоено афонскими подвижниками.

Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия,
получило название исихазма (от греч. «покой», «молчание»),
а сами практикующие его стали называться исихастами.

За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма
и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок
вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был
рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника:
пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу
и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение
и произносил проповеди.

Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако,
для святителя несвойственна была полная отрешённость от общественной жизни.

Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи
во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь, как-то из Константинополя,
он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни.

Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников
и руководил ею в течение 5 лет.

В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы,
близ Лавры преподобного Афанасия.

В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря
в северной части Святой Горы.

В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы,
где занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события,
поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов
Православия, и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал учёный монах Варлаам.
Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор,
он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения
Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого
было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами.

Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни
исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия,
объявил умное делание еретическим заблуждением.

Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь,
Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского
света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков
о молитвенных приёмах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными
увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил
свои богословские доводы.

Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338).

К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ
на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос».

На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошёл спор
святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе
Фаворского света.

27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том,
что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены
к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными
и не сотворенными.

Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме,
удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены.

К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин
и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III
Палеолог (1328-1341).

Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория
и афонских монахов виновниками церковных смут.

Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина.
Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344)
и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года.

В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349),
святитель Григорий Палама был освобождён и возведён в сан архиепископа Солунского.

В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность
его учения.

Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить
в разных местах.

В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок.
Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника,
но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему
явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!»

Святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года.

В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе
Филофее (1304-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.

(взято из «Настольной книги священнослужителя», Т. 2)

хочу от себя добавить, что еретики возжелали убрать от нас Благодать Божию,
ту, что изливал на нас Иисус Христос ещё при жизни Своей земной,
они стремились обуглить все Божественные Достоинства нашей Веры,
и тогда превратить нас в скотов, было бы им легче простого.

называясь рабами Божиими, мы никак не умаляем своего достоинства,
напротив, находясь под надёжным прикрытием Спасителя, и стремясь всецело
пропитаться Истинным Светом Христа, мы, не утратив своего человеческого
достоинства, в состояние подвигами своими получить момент обожевания,
то, к чему всем должно стремиться, как к самому настоящему богатству
и совершенству.

P.S.
и ещё добавлю, в довершение к сказанному, Господь БОГ станет ждать каждого из нас,
пока тот не станет совершенным, ЕМУ нужны все ЕГО люди, вот так, дорогие мои,
поэтому, заверяю вас, прощайте и помогайте всем людям, к вам притекающим! Аминь.

Храни вас БОГ!
Ваша Храбрая Галина свет Николаевна

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: