Житие Антония Сурожского – полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти

Шанс выжить был 5%, и владыка начал молиться. История из жизни митрополита Сурожского Антония

Приблизительное время чтения: 5 мин.

4 августа 2003 года отошел в вечность митрополит Сурожский Антоний. Об одной истории из жизни владыки нам рассказала много лет знавшая его Елена Садовникова, президент фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского».

В 1990-е годы одна благотворительная организация взялась возить в английские госпитали тяжелобольных детей из бывшего Советского Союза для трансплантации костного мозга. И однажды в тот госпиталь, при котором находилась научная организация, где я в то время работала, привезли мальчика, который был болен лейкозом. Ни он сам, ни мама не знали по-английски ни слова, и нужен был волонтер, который выполнял бы функции переводчика: ведь трансплантация костного мозга — операция чрезвычайно тяжелая и опасная, требующая контакта с пациентом. Я вызвалась помочь. Но, познакомившись с этим мальчиком поближе, поняла, что это будет для меня настоящим страшным испытанием. И телосложением, и возрастом он напоминал мне моего собственного сына. А шансов выжить после трансплантации у него было очень мало — всего 5 %. Скорее всего, ему предстояло умереть в муках. И я чудовищно переживала.

Как-то после всенощной, вся в слезах, я подошла к нашему викарному архиерею и рассказала ему об этом мальчике. Видимо, не очень внятно, потому что архиерей решил, что речь о моем сыне, и сказал: «А вы не пробовали к владыке Антонию обратиться? У него такая сила молитвы! Я всегда к нему обращаюсь в таких ситуациях».

На следующий день после литургии мы сидели с отцом Михаилом Фортунато (священником и регентом лондонского собора Успения Божией Матери и всех святых, где служил митрополит Антоний. — Прим. ред.) в офисной библиотеке. Вдруг открывается дверь, и в двери возникают встревоженные лица викарного архиерея и митрополита Антония. Владыка Антоний поманил меня пальцем и обратился к отцу Михаилу: «Можно я у вас Лену заберу?» Заходим к нему в комнату, садимся. Он берет меня за руки и говорит: «Ну, рассказывайте. Что с сыном?» Тут только я поняла свою ошибку: «Владыка, простите, я вас невольно ввела в заблуждение…» — но он и бровью не повел: «Рассказывайте».

И я ему рассказала, что не могу отпустить этого мальчика. И из-за этого не могу причащаться, потому что я не в состоянии сказать Богу: «Да будет воля Твоя».

Тогда митрополит Антоний откинулся в кресле и сказал: «Да… Знаете, есть такие вещи, на которые ответа нет. Когда я думаю о них, то только обращаюсь к Богу. И вы ставьте этот вопрос перед Богом». А потом добавил: «А мы будем молиться за мальчика. Вот, передайте ему маленькую иконку».

Чудеса не сопровождаются фейерверками, и всегда легко сказать, что случившееся впоследствии — это чистое совпадение.

На седьмой день после трансплантации начинается процесс, к которому врачи бывают готовы, — отторжение слизистой. А это неизбежно чудовищные боли, особенно в горле и других чувствительных местах; больным в таких случаях зачастую дают морфий…

В один из этих дней я присутствовала на осмотре, и врач пытался добиться, чтобы мальчик открыл рот и дал себя осмотреть. Он хотел объяснить, что ничего не станет делать, только посветит в рот фонариком. Но мальчик показывать рот категорически отказывался. А потом вдруг взял салфетку, отвернулся и… выплюнул жвачку! Понимаете?! У него не было никаких болей вообще, он просто стеснялся показать жвачку!

Свои 5 % он тогда использовал и выжил. Лет десять потом мы поддерживали с ним отношения.

Это был один из редких случаев, когда я услышала от владыки слова: «Будем молиться». К молитве у него отношение было особенное.

Перед молитвой всё отступало на задний план. И молитва его была реальнее, чем реальность. Создавалось ощущение невероятной плотности, молитву можно было буквально руками пощупать.

Однажды мы сидели на лавочке в церкви, и я, как бы между прочим, попросила владыку: «Помолитесь о мне!» Помню, он выпрямился и очень серьезно мне ответил: «Никогда не просите о себе молиться. Вы не знаете, что это значит». Эти слова меня обожгли.

Я долго не могла понять, что хотел сказать мне владыка, и лишь потом, как мне кажется, поняла, что он имел в виду.

Владыка не мог молиться о человеке так же «между делом», как его об этом, случалось, просили. Если он принимался о ком-то молиться, то брал на себя человека целиком — со всеми его слабостями, трудностями, со всем грузом неразрешенных проблем, — и тащил на себе. Это, наверное, страшный труд — взять на себя другого человека. И митрополит Антоний брал на себя этот труд. Я знаю, что он молился и обо мне, и о многих других людях. И молился, пока у него хватало сил.

Об авторе

Елена Юрьевна Садовникова – выпускница биологического факультета МГУ, ученый-иммунолог. В начале 1990-х на несколько лет уехала в Великобританию для работы по контракту в Университете Лондона, затем в Имперском Колледже. Входила в группу ученых, которые изучали связь вируса папилломы человека с раковыми заболеваниями и работала над подходами к иммунотерапии рецидивирующих лейкозов. Однажды Елена Юрьевна узнала, что в центре Лондона есть собор, где проводит беседы на «великолепном русском языке девятнадцатого века» пожилой священник. В то время она не была верующим человеком, но успела соскучиться по русскоязычному кругу общения и однажды пришла в собор Успения Божией Матери и всех святых. Пришла и поняла: здесь то, чего она искала всю свою жизнь.

Встречи Елены Юрьевны с митрополитом Антонием не прекратились и после того, как она вернулась в Россию. Она продолжала регулярно ездить в Англию и обязательно бывала у владыки, чтобы поделиться радостью, болью, сомнениями, задать все главные вопросы.

«С уходом владыки в наших отношениях ничего не изменилось, — улыбается Елена Юрьевна. — Я так же продолжаю разговаривать с ним обо всём».

Читайте также:
Житие преподобного Амвросия Оптинского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Подготовил Игорь Цуканов

Еще две истории из жизни митрополита Антония к годовщине его преставления:

Каким был митрополит Сурожский Антоний

Тогда, неожиданно для себя, я написал несколько строк, обращаясь к владыке Антонию, будто он живой. Сейчас уже и не вспомню, что именно. Но получилось очень личное. Вот и ладно… Сам владыка был очень-очень «личным» во всех своих проявлениях. Передал я эти строки редактору. Помимо меня в журнал прислали слова памяти и другие авторы. Однако всё это осталось неопубликованным, причины какие-то возникли. Но я рад, что так получилось. Пусть всё, что я сказал, остается между нами. Не надо читателей, как не надо было мне оценивать вклад митрополита Антония в современную православную жизнь.

Владыка проповедовал повсюду, не отказывался от диалога даже там, где диалог вряд ли возможен

Сто лет назад человек вошел в мир. Радовались его родители. Он вырос. Его голос зазвучал на весь мир. Его молитва обо всем мире восходила к небу как благоуханный дым церковного фимиама. Его любовь согревала ожесточенные, потерявшие веру сердца людей. Его мысль о Христе и церковной жизни будила людей. Владыка проповедовал повсюду, не отказывался от диалога даже там, где диалог вряд ли возможен.

Однажды я увидел плакатик 50-летней давности с объявлением о встрече: на какое-то протестантское собрание прибудет митрополит Антоний. Меня как кипятком обожгло: направленность собрания не оставляла сомнений. В объявлении говорилось о Charismatic Christ. Да-да, это было собрание «харизматов», неопятидесятников. Детали позволяли установить, что собрание состояло из умеренных неопятидесятников, – от этого легче не становилось. Как владыка Антоний согласился туда поехать?

Много лет занимаясь сектоведением, я без труда представляю это собрание. Представляю, какие запросы в духовной жизни бывают у неопятидесятников. И не представляю, как православный проповедник пробивался к сердцам собравшихся. Неопятидесятники весьма любят слушать рассказы о духовности. Только вот интерес у них специфический: как из рассказа извлечь для себя конкретную пользу, как опробовать новые пути к получению харизмы. От проповедника требуется не просто найти общий язык с собравшимися, надо настроить их на «нехаризматический» лад. Значит, нужно плыть против течения, против сильного течения. Впрочем, насколько я понимаю, владыка Антоний был к этому готов. И править против сильного течения ему было не привыкать.

Я перечитываю его книгу «Молитва и жизнь». В ней есть места полемические – по отношению к неопятидесятничеству. Я уверен, он критически относился к легким путям увеличения «харизмы». Об этом не сказано в лоб, но тематика звучит уж точно неопятидесятническая: христианин воспринимает огонь Бога, молитва – это захватывающее путешествие.

Молитва – это путешествие, которое приносит не волнующие переживания, а новую ответственность.

Вот точные слова митрополита Антония: «Нередко можно услышать: “Учитесь молиться! Молиться так интересно, так увлекательно, это открытие нового мира, вы встретитесь с Богом, вы найдете путь к духовной жизни”… при этом забывается нечто гораздо более серьезное: что молитва – это путешествие опасное, и мы не можем пуститься в него без риска. Апостол Павел говорит, что страшно впасть в руки Бога Живого (Евр. 10: 31)… по слову Писания, Бог есть огонь. И если только мы не готовы без остатка предаться божественному пламени и стать горящей в пустыне купиной, которая горела, не сгорая, это пламя опалит нас, потому что опыт молитвы можно познать лишь изнутри и шутить с ним нельзя… перед тем как отправиться в так называемое “захватывающее путешествие молитвы”… мы должны сознавать, что в этом процессе потеряем жизнь: ветхий Адам в нас должен умереть… Молитва – это путешествие, которое приносит не волнующие переживания, а новую ответственность… как только мы что-то узнали, мы отвечаем за то, как употребляем свое знание. Пусть оно дано нам в дар, но мы ответственны за каждую частицу истины, нами узнанную… Недостаточно, устроясь удобно в кресле, сказать: “Вот, я приступаю к богопоклонению перед лицом Божиим”. Мы должны понять, что, если бы Христос стоял перед нами, мы держали бы себя иначе».

Достаточно цитировать, вернемся к вопросу о проповеди митрополита Антония. Как мог владыка перед собранием неопятидесятников рассказывать о духовной жизни?

Я намеренно привел развернутую цитату, чтобы показать – как он мог. Без открытой конфронтации и в то же время оставаясь на принципиальных позициях, завещанных нам святыми отцами. Митрополит Антоний умел оставаться самим собой. Большая привилегия, между прочим.

Митрополит Антоний: «Визит патриарха Варфоломея в Киев опасен»

Детство, скитания, юношеские годы митрополита Сурожского Антония

Митрополит Сурожский Антоний (в миру, до вступления в монашество: Андрей Борисович Блум), родился 19 июня 1914 года на территории Швейцарии, в Лозанне. Его дед по материнской линии принадлежал к русским дипломатическим кругам; служил консулом в разных местах. С будущей бабушкой митрополита Антония, уроженкой Триеста (Италия), дед познакомился, когда находился там по долгу государственной службы. Он же обучал её русскому языку. После того, как они соединили себя узами брака, дед привез её в Россию.
Их дочь, Ксения Николаевна Скрябина (сестра известного композитора А. Скрябина), мать Андрея (Антония), познакомилась с будущим мужем, Борисом Эдуардовичем Блумом, во время каникул, когда ездила в Эрзерум, где в то время служил её отец. Борис Эдуардович трудился там в должности переводчика. После того как между ними зародилось серьезное чувство, они поженились.

По рождении Андрея его семья пребывала в Лозанне около двух месяцев, а затем перебралась в Россию, в Москву. Около 1915-16 года, в связи с назначением Б. Блума на Восток, семья перебралась в Персию. Там и провел своё детство будущий архиерей. Какое-то время у него была русская няня, но в основном его воспитанием занимались бабушка и мама.

Детство Андрея выпало на беспокойное время. Ввиду Первой мировой войны, революционного хаоса и политических преобразований в России семейству пришлось столкнуться с трудностями скитальческой жизни. В 1920 году мать Андрея, сам он и его бабушка покинули персидское жилище, тогда как отец вынужден был остататься. На сложности, связанные с бесконечными переездами, то верхом, то в повозках, накладывались опасности встречи с разбойниками.

Читайте также:
Житие Симона Кананита - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

В 1921 году все вместе добрались до Запада. Исколесив множество европейских дорог и оказавшись, в итоге, во Франции, семья, наконец, обрела возможность осесть. Произошло это в 1923 году. Трудностей, связанных с особенностями эмигрантской жизни, было много. Всё это усугублялось безработицей. Трудоустройству матери способствовало знание ею иностранных языков, владение навыками стенографистки.

Во Франции Андрею приходилось жить порознь с родными. Школа, куда он был устроен, располагалась за окраиной Парижа, в настолько неблагополучном районе, что туда, начиная с вечерних сумерек, не дерзала входить даже местная полиция, потому что «там резали».

В школе Андрею, как и многим другим, приходилось терпеть издевательства и побои от учеников. Можно сказать, что в тот период образовательная школа служила для него школой терпения, выживания, мужества. Много лет спустя, когда однажды, зачитавшись в метро, он отвлекся и бросил взгляд на табличку с названием станции, и оказалось, что это была та станция, невдалеке от которой когда-то находилась его школа, от нахлынувших воспоминаний он упал в обморок.

Следует отметить, что и текущие трудности, и вынужденность жить вдали от России не лишили близких Андрея любви к ней. Со временем эта любовь передалась и ему.

Литература

  • ЖМП. 1958, № 2, с. 10-15; № 8, с. 19-20.
  • -«-, 1959, № 6, с. 33; № 7, с. 4, 17; № 9, с. 27, 30.
  • -«-, 1960, № 1, с. 18; № 3, с. 5, 24; № 4, с. 68-69; № 8, с. 12, 69, 76-77; № 10, с. 20, 22; № 11, с. 6, 8, 21; № 12, с. 7-8, 22.
  • -«-, 1961, № 1, с. 12, 15, 17-18; № 2, с. 15, 19; № 4, с. 32; № 9, с. 68, 75.
  • -«-, 1962, № 11, с. 9, 12.
  • -«-, 1966, № 1, с. 3; № 3, с. 4, 15-18, 36.
  • -«-, 1967, № 3, с. 75-76; № 9, с. 73-79.
  • -«-, 1968, № 1, с. 73-74; № 3, с. 58-73; № 4, с. 65-73, № 5, с. 56-64; № 6, с. 71-73, № 7, с. 31-33, 58-71; № 8, с. 1, 33-35; № 9, с. 34-35, 67-72; № 12, с. 9, 42-44.
  • -«-, 1969, № 4, с. 6.
  • -«-, 1971, № 6, с. 2; № 8, с. 46.
  • -«-, 1972, № 1, с. 22; № 6, с. 43; № 8, с. 33; № 10, с. 11, 14, 16, 54.
  • -«-, 1973, № 8, с. 16.
  • -«-, 1974, № 2, с. 5; № 6, с. 4; № 11, с. 43.
  • -«-, 1975, № 6, с. 4.
  • -«-, 1976, № 1, с. 6.
  • -«-, 1979, № 10, с. 2.
  • -«-, 1981, № 7, с. 6; № 9, с. 9.
  • -«-, 1982, № 2, с. 49; № 3, с. 18-25; № 5, с. 9.
  • -«-, 1983, № 1, с. 26; № 6, с. 18; № 7, с. 55.
  • -«-, 1984, № 8, с. 6; № 12, с. 33.
  • -«-, 1985, № 2, с. 3.



Первые шаги на пути христианской, монашеской и пастырской жизни

Долгое время отношение Андрея к Церкви, как он впоследствии сам отмечал, было более чем равнодушным. Одним из ближайших поводов к серьёзному неприятию послужил опыт его общения с католиками. Когда из-за нехватки средств к существованию мать решила воспользоваться их предложением о стипендии для русских детей и привела к ним Андрея на «смотрины», тот прошёл собеседование и получил было утвердительный ответ, однако здесь же ему было выставлено жёсткое условие: он должен принять католичество. Расценив это условие как попытку купли-продажи, Андрей возмутился и выразил не по-детски твёрдый протест. Тогда он ещё не понимал существенной разницы между Западной и Восточной Церквями и в результате распространил своё негодование на «Церковь вообще».

Обращение Андрея ко Христу произошло лишь в возрасте 14 лет. Однажды он стал свидетелем проповеди отца Сергия Булгакова. Проповедь всколыхнула его, однако он не спешил доверять проповеднику и по возвращении домой испросил у матери Евангелие, чтобы подтвердить недоверие и убедиться в собственной правоте. Однако случилось обратное: внимательное, вдумчивое прочтение Писания изменило его отношение к вере.

Постепенно Андрей приобщился к христианскому деланию, к усердной молитве. В 1931 году он, получив пастырское благословение, начал прислуживать в храме при Трехсвятительском подворье (единственном в то время храме в Париже, принадлежавшем Московской Патриархии). Надо заметить, что с той поры Андрей не нарушал верности и не разрывал канонического общения с Русской Патриаршей Церковью.

Окончив школу, он поступил на естественный, а затем и на медицинский факультет Сорбонны. Студенческая жизнь не мешала ему строить планы на то, чтобы связать свою жизнь с монашеским подвигом. Сорбонну он окончил в 1939 году, перед самой войной, а вскоре отправился на фронт в должности хирурга. Но прежде он дал монашеские обеты, которые принял его духовник, хотя при этом и не был пострижен в связи с недостатком времени. Пострижение в монаха состоялось лишь в 1943 году. Собственно, тогда он и получил имя Антоний.

Во времена оккупации Антоний участвовал во французском Сопротивлении, затем снова оказался в армии, врачевал раненых и больных. Демобилизовавшись, он отыскал свою маму и бабушку и привез их в Париж.

Примечательно, что осуществляя врачебную деятельность, Антоний не забывал о необходимости живого сочувствия и сострадания к своим пациентам, чего, к сожалению, он не мог сказать о некоторых, лично знакомых ему докторах, огрубевших от ужасов войны. Достойно замечания, что сопереживание и чуткость к человеку, умение видеть в нём не просто гражданина, а ближнего, желание созерцать в нём образ и подобие Творца, способствовало отцу Антонию на всём протяжении пастырской деятельности.

Читайте также:
Глаголев Александр - житие и труды, идеи и позиция, деятельность

В 1948 году он был рукоположен во иеродиакона, а вскоре — посвящён в сан иеромонаха, после чего принял духовное руководство над членами Православно-Англиканского Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Как впоследствии вспоминал сам митрополит Антоний, этому повороту в судьбе способствовала встреча с архимандритом Львом (Жилле), случившаяся на православно-англиканском съезде. Тогда, разговорившись с Антонием, архимандрит посоветовал ему оставить профессию врача, стать священником и продолжить служение Богу на территории Англии.

С 1950 года отец Антоний исполнял обязанности настоятеля храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне. В 1953 году он был посвящен в сан игумена, а в 1956 году — в сан архимандрита. Немного спустя он принял должность настоятеля храма Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне.

В 1957 году отец Антоний был поставлен во епископа Сергиевского. В 1962 году посвящен в сан архиепископа, на вновь утвержденную на Британских островах Сурожскую епархию. С 1966 года, по возведении в сан митрополита, и до 1974 года Антоний Сурожский исполнял обязанности Патриаршего Экзарха в Западной Европе, после чего был освобожден от этой должности по собственному желанию. Между тем он продолжал окормлять свою паству. Нужно отметить, что за период его руководства в епархии сформировалась четко организованная структура приходов, с хорошо налаженной просветительской работой.

К тому времени митрополит Антоний сыскал заслуженное уважение среди христиан разных стран мира и его горячая проповедь распространялась повсюду: посредством многочисленных лекций и публикаций, переводившихся на всевозможные языки; посредством радиовещания и телевидения.

В 1983 году Советом Московской духовной академии митрополиту Антонию, была присуждена степень доктора богословия, за совокупность пастырских и богословских трудов. Помимо этого в разное время он удостаивался звания почетного доктора Абердинского (1973 г.) и Кембриджского (1996 г.) университетов, Киевской Духовной Академии (2000 г.).

В последние месяцы жизни владыка, ввиду ухудшения здоровья, служил редко и реже появлялся на публике. Умер он 4 августа 2003 года. А 13 августа 2003 года, в соборе Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне, состоялось его отпевание. Чин отпевания совершил митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

Награды

  • ношение креста на клобуке (май 1963).
  • ордена Русской Православной Церкви св. равноап. кн. Владимира 1-й степени (1961 и 1989); прп. Сергия 1-й (1997) и 2-й степени (1979); блгв. князя Даниила Московского 1-й степени (1994); свт. Иннокентия Московского 2-й степени (1999).
  • орден Константинопольской Православной Церкви св. ап. Андрея (1963).
  • Бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция).
  • награда Англиканской церкви Ламбетский крест (1975).
  • Browning award («за распространение христианского благовестия», США, 1974).

Общие направления проповеди и научно-богословских работ митрополита Сурожского Антония

Несмотря на существование большого количества трудов, опубликованных под авторством митрополита Антония, многие из этих произведений в действительности не являют собой плод его писательской деятельности. Большая часть изданных работ составляет воспроизведение записей устных проповедей и бесед, произнесенных при разных обстоятельствах, в различных аудиториях (см.: Труды. Том I; Труды. Том II).

Далеко не всегда митрополит посвящал свои речи заранее определенной тематике. Достаточно часто предметами его проповеди становились вопросы, интересовавшие конкретных слушателей в конкретной обстановке, в конкретный момент. И это были самые разносторонние вопросы. Отчасти именно этим и объясняется широта спектра охватываемых его поучениями тем.

Общая характеристика наставлений митрополита отмечена несколькими ярко выраженными особенностями. Во-первых, существенная часть его трудов составлена ясным и доступным языком, и может быть воспринята непосредственно самым широким кругом людей. Во-вторых, богословский контекст «сочинений» излагается в тесном единстве с духовно-нравственными увещеваниями. В-третьих, множество его произведений направлено не только на укрепление веры человека в Бога, но и веры человека в себя, как в образ и подобие Божие (см.: Человек). В-четвертых, большое внимание уделено объяснению смысла и необходимости литургической жизни (см.: В доме Божием). Наконец, мысль о значении и миссии Церкви раскрывается им таким образом, чтобы каждый его слушатель, каждый читатель видел в Церкви не просто Собрание верующих, но и видел себя, осознавал свою личную роль.

Связываете ли это с новыми захватами храмов на Западной Украине?

Безусловно, эти опасения вполне обоснованы. Недавний инцидент с попыткой захвата храма УПЦ в седле Михальча Черновицкой области, когда сторонники «ПЦУ» избивали наших верующих и кувалдой выносили храмовую дверь, произошел параллельно с визитом митрополита Галльского Эммануила в Киев на открытие Андреевской церкви. Некоторые эксперты прямо связали эти два события и отметили, что успех церковной рейдерской атаки на Буковине должен был продемонстрировать зарубежному гостю и вообще широкой аудитории якобы настрой простых людей на дальнейший переход общин из УПЦ в «ПЦУ». А если говорить не о просто манипуляциях, а реальности, то, согласно экспертному мнению, захват нашего храма в селе Михальча должен был создать почву для раскачивания в следующем году общественной ситуации и провоцирования новой волны рейдерства в отношении УПЦ.

Именно поэтому мы считаем визит патриарха Варфоломея в Киев не только не целесообразным, но и опасным.

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

АНТОНИЙ, митрополит Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца — выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова, который, однако, не умел говорить с мальчиками, выше всего ценившими мужество и военный строй. Вот как вспоминает этот опыт сам Владыка:

Читайте также:
Герман Аляскинский: житие и биография святого, где служил

Он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве /…/, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость — все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил /…/ ехать домой, обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело. /…/ Евангелие у мамы оказалось, я заперся в своем углу, обнаружил, что Евангелий четыре, а раз так, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база. Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я — для римского молодняка. Этого я не знал — но Бог знал, и Марк знал, может быть, когда написал короче других. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь./…/Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос. Помню, я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос; значит я достоверно знаю лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, все, что о Нем говорится, — правда.

Эта встреча определила всю последующую жизнь, не внешние ее события, а содержание:

Как только я 14-летним мальчиком прочел Евангелие, я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа. И тогда, еще подростком, вовремя и не вовремя, на школьной скамье, в метро, в детских лагерях я стал говорить о Христе, каким Он мне открылся: как жизнь, как радость, как смысл, как нечто настолько новое, что оно обновляло все. Если не было бы недопустимым применять к себе слова Священного Писания, я мог бы сказать вместе с апостолом Павлом: “Горе мне, если не благовествую” (1 Кор. 9, 16). Горе, потому что не делиться этим чудом было бы преступлением перед Богом, это чудо совершившим, и перед людьми, которые по всей земле сейчас жаждут живого слова о Боге, о человеке, о жизни…

После средней школы окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Во время немецкой оккупации врач в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г. настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. — архимандрита. 30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию , канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются. Вот свидетельство (1981 г.) д-ра Роберта Ранси, Архиепископа Кентерберийского: “Народ нашей страны — христиане, скептики и неверующие — в огромном духовном долгу перед митрополитом Антонием. /…он/ говорит о христианской вере с прямотой, которая вдохновляет верующего и призывает ищущего /…/ Он неустанно трудится во имя большего взаимопонимания между христианами Востока и Запада и открывает читателям Англии наследие православных мистиков, особенно мистиков Святой Руси. Митрополит Антоний — христианский деятель, заслуживший уважение далеко за пределами своей общины”. Не случайно, поэтому, степень почетного доктора богословия он получил от Абердинского университета с формулировкой “за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране”. Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.

Читайте также:
Житие святителя Тихона Задонского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Особенность творчества Владыки в том, что он ничего не пишет: его слово рождается как устное обращение к слушателю, — не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.

Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них (“Молитва и жизнь”) удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г. За последние годы труды Владыки широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской.

В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы. Его проповедь, в первую очередь — проповедь Евангельской Любви и Свободы, имела громадное значение в советские годы. Духовный опыт, который не только носит в себе, но умеет передать окружающим митрополит Антоний — глубоко личностные (хотя не замкнутые на личном благочестии) отношения с Богом, Любовью воплощенной, встреча с Ним “лицом к лицу” человека, который, при всей несоизмеримости масштаба, стоит свободным участником этой встречи. И хотя Владыка часто подчеркивает, что он “не богослов”, не получил систематического “школьного” богословского образования, но его слово заставляет вспомнить святоотеческие определения: богослов — тот, кто чисто молится; богослов — тот, кто знает Бога Самого…

Кроме уже упомянутой награды от Абердинского университета (1973г.), Митрополит Антоний — почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской Духовной Академии (1983 — за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская Духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.

Митрополит Антоний — участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963), член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968-1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), член Поместных соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990). Имеет награды: Бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция), орден св. кн. Владимира I ст. (1961), орден св. Андрея (Вселенский Патриархат, 1963), Browning award (США, 1974 — “за распространение христианского благовестия”), Ламбетский крест (Англиканская церковь, 1975), орден преп. Сергия II ст. (1979), св. кн. Владимира I ст. (1989), св. кн. Даниила Московского I ст. (1994), преп. Сергия I ст. (1997), свт. Иннокентия Московского II степени (1999).

Матушка Алипия

За свою долгую историю мир видел немало чудес. Чаще всего они были связаны не столько с удачей, сколько с верой простых людей. Не зря ведь говорят, что она творит чудеса. Искренняя вера — основа любой религии и любых великих свершений.

Чудеса православной церкви невозможно переоценить и даже полностью перечислить. Однако самые удивительные навсегда остались в памяти народа. Именно поэтому стала известна одна православная святая, которую иногда даже сравнивают с Матроной Московской — матушка Алипия.

Биография

К сожалению, мало что известно о жизни матушки Алипии. Родилась она в период с 1905 по 1910 года в Пензенской области в простой семье Авдеевых. При рождении девочке было дано имя Агафья. Блаженная до конца жизни носила иконку своего ангела на спине.

Рождение и детство

Мать — Васса была очень доброй и милостивой женщиной. Она часто помогала беднякам и сиротам, трудилась в храме. Отец — Тихон, как потом расскажет сама блаженная, был очень строг и суров. Мужчина объявил себя постником и питался только сухарями, водой и отваром соломы.

Известно, что Алипия переняла эту привычку у отца и тоже соблюдала строгий пост до конца жизни. Дочь подросла, и тогда родители отдали ее в школу. Учение легко давалось Алипии. Ее перевели в следующий класс, где все дети были старше ее на год. Девочка отличалась умом и сообразительностью, желанием учиться.

Однако счастье не было вечным. В 1917 году с ног на голову была перевернута вся страна. После революции через несколько месяцев разгорелась Гражданская война. Родители Алипии были расстреляны. Над телами родителей будущая блаженная сама читала Псалтырь.

Скитания и репрессии

Девочке пришлось оставить школу, в которой она проучилась всего лишь 2 года. Какое-то время Алипия жила у дяди, но потом начались ее скитания. В 1920-ых годах Алипия приняла монашество в лавре и получила свое новое имя.

Важно! Лавра — в православной церкви это большой монастырь, который имеет огромное духовное и социальное значение. Самая первая лавра в мире была основана в Палестине в IV веке нашей эры.

Читайте также:
Валентин Асмус - жизнь и биография, чудеса и труды, научные интересы

Девушка обошла много обителей, где укрепляла силу своей веры, помогала бедным. Во времена репрессий и гонений на православных Алипию заключили в тюрьму. Там она провела 10 лет. Несмотря на трудности, девушка продолжала молиться, держать пост. До сих пор доподлинно неизвестно, как блаженная матушка смогла оттуда выбраться.

Во время Великой Отечественной войны женщина попала в плен к немцам на работы. Ее спасение из рук фашистов также остается под покровом тайны. После окончания войны Алипия вернулась в Киево-Печерскую лавру, где раньше и приняла постриг.

Это интересно! Киево-Печерская лавра — один из самых первых монастырей, основанных в Древней Руси. Считается третьим Уделом Богородицы и важнейшей святыней православия. Ее строительство происходило во времена правления Ярослава Мудрого в 1051 году. На протяжении долгих лет монастырь рос и потом в 1688 году получил титул лавры.

Окончание земного пути

Здесь блаженная прожила еще 15 лет, пока храмы не были закрыты советской властью. Матушка Алипия снова осталась без крова. Вновь начались скитания по земле, пока не получилось снять небольшое жилье на Голосеевской улице. Блаженная ходила в местные храм, где стали собираться прихожане, почитавшие ее. Здесь она и провела последние свои 9 лет жизни.

Умерла матушка Алипия в 1988 году 30 октября.

Жизнь блаженной была наполнена верой, которая крепла из-за страданий. Рано потеряв родителей, и оказавшись сиротой, Алипия не сетовала на Бога. Она наоборот посвятила ему всю свою жизнь. Так и Господь не оставил свою дочь.

Будучи заточенной в тюрьме во времена репрессий блаженная, не переставая, молилась, читала Псалтырь, соблюдала строгий пост, который был заложен еще в детстве отцов Алипии. Сама матушка потом рассказывала о своем чудесном избавлении от заточения и смерти.

В общей камере было заключено много православных священников и верующих. Каждую ночь 5 или 6 человек уводили солдаты и уже не возвращали. Так в камере осталось три человека: священник, его сын и матушка Алипия. Отец сказал мальчику, что завтра и их уведут, нужно совершить панихиду. Священник, посмотрев на блаженную, предрек ее освобождение.

В ту же ночь отца и сына увели. Алипия одна осталась в камере, и тогда вдруг открылась дверь. На пороге стоял Апостол Петр. Именно он в ту ночь вывел блаженную матушку к морю. Шли они 11 дней и ночей без воды и еды. Алипия взбиралась по скале, раздирая руки до костей. Господь помиловал ее и подарил свободу и спасение. После этого матушка, каждый день молилась у иконы Апостолов.

Времена Великой войны принесли и свои испытания. Матушка Алипия попала в плен немцев, но смогла освободить из него несколько семей, а потом и сама спаслась по Божьей воле. Блаженная, неся молитву на устах во имя Богородицы, бежала от солдат. Увидела она перед собой стог сена и прижалась к нему спиной, скрестив руки. Долго немцы ходили вокруг стога, все кричали, да так матушку и не нашли.

Посмотрела Алипия на себя и увидела чудесный свет, посланный Богородицей. Именно он защитил блаженную от врагов. Вернувшись в Киево-Печерскую лавру, матушка стала юродивой и была благословлена на подвиг столпничества.

Почитание блаженной

Днями памяти блаженной Алипии считаются:

  • день смерти;
  • 30 число каждого месяца;
  • день перенесения мощей;

Интересно! Столпничество — подвиг, означавший постоянное моление на одной возвышенной местности, то есть на столбе. Это мог быть, например большой камень, башня. Первый, кто совершил такой подвиг — христианский святой Столпник ранее IV века.

Как добраться до могилы

Могила блаженной находится на территории Голосеевской Пустыни в Киеве. До туда можно доехать на:

  • метро, а от него на автобусе;
  • личном авто;
  • маршрутке.

Рядом с храмом расположена часовня матушки Алипии.

Помощь и наставления блаженной

Блаженная перенесла все испытания и долю юродивой. За ее кротость и смирение Господь наделили Алипию даром провидения и исцеления до конца жизни.

Матушку Алипию в основном описывали люди, которые приходили к ней за помощью или обращались во время молитв в Вознесенском храме. Все они говорили о ней, как об очень добром и милосердном человеке. Люди рассказывали о ее смирении, кротости и добродетели. Одна женщина говорила о своем удивлении. Матушка Алипия не имела ничего своего. У нее не было удобств и иногда элементарной крыши над головой. Однако одежда ее всегда была чиста, как и душа, а на лице сияла улыбка. Ее часто ласково называли Липа.

Кто-то удивлялся и ее стойкости, непреклонности в отношении веры. Матушка всю свою жизнь строго соблюдала пост, что не могло не вызывать уважения. Другие же часто ругали ее за непомерный груз, который блаженная возложила на свои плечи.

Так или иначе, Алипия совершала чудеса и праведно несла волю Божью людям и за это она снискала всеобщую любовь.

Предсказания старицы

При жизни матушка Алипия обладала даром предсказания. Стоит сказать, что некоторые действительно исполнились.

Именно так блаженная старица предсказала одну из самых страшных катастроф в истории человечества — взрыв на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1868 года. За две недели до происшествия Алипия стала очень беспокойной и вдруг однажды закричала «Тушите огонь! Не пускайте газ! Господи! Что будет на Страстной неделе!».

Еще одно страшное предсказание пока не сбылось. Многие уверены, что речь идет о Третьей мировой войне:

«Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мертвые тела будут лежать горами, никто не возьмётся их хоронить. Люди будут перебегать с места на место. Будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за Веру Православную. Война начнется на апостолов Петра и Павла. Будете лежать: там рука, там нога. Это случится, когда вынесут труп».

Еще одно предсказание, которое уже исполнилось — это раскол Украинской Православной церкви. Он начался из-за митрополита Филарета, изображение которого матушка кинула в огонь. Его она называла «волк», «вражина».

Читайте также:
Нектарий Эгинский: житие и биография святителя, мощи, почитания и дни памяти

Наставления

К матушке часто обращались за советом, и так сохранилось несколько ее самых распространенных речей:

  1. Терпи! Ох, как тяжело будет — все терпи! Не плачь, а молись Богу.
  2. Когда тебе будет плохо или какая-то нужда — приходи на могилку и скажи мне.
  3. А с зарплаты — Богу дай.
  4. Венчанным грех разводиться. Нельзя топтать венец.
  5. Никогда не осуждай и спасешься.
  6. Кто животных кормит, тот голодной смертью не умрет. Животных убивать грех. Душа даром не пропадает.
  7. Будущим священникам: бери только то, что тебе положено. Церковные деньги — это угли, горящие на головы.

Как просить помощи у матушки Алипии

Самое главное, что нужно помнить при молитве — искренняя и чистая вера. Также стоит соблюдать такие правила:

  • говорить нужно негромко, а лучше про себя;
  • лучше всего если человек будет молиться 3 раза в день;
  • если человек просит за кого-то, то нужно громко произносить его имя;
  • после прошения нужно поблагодарить.

Чудеса исцелений

Прошло много лет со смерти блаженной, но до сих пор собираются свидетельства о ее чудотворной силе и помощи. Чаще всего люди рассказывают об исцелении от болезней:

  • «У меня обнаружена опухоль, в операции мне было отказано, из-за больного сердца. После посещения могилки, Алипия явилась мне во сне. Через неделю, мой онколог сказал, что опухоль уменьшилась, а потом исчезла».
  • «У меня болели ноги, а на венах завязались узлы. Однажды я задела узелок, из него полилась кровь. Я сидела на полу и пыталась ватным тампоном остановить кровотечение, молилась Блаженной Алипии. После молитвы я отняла тампон от раны, но крови больше не было».

Блаженная матушка Алипия оставило свое имя в истории благодаря доброте, терпению, кротости, милосердию и. конечно, истинной неподкупной вере.

Биография святой Алипии и странствия монахини, пророчества и канонизация

В Свято-Покровском мужском монастыре города Киева покоятся мощи святой Алипии, юродивой Христа ради нашего времени. Господь даровал подвижнице способность чудотворения и пророчества. Блаженная до настоящего времени не признана для местного и общецерковного почитания. Но каждый месяц, 30 числа, в монастырском храме проходит богослужение в память об ее упокоении.

Биография

О жизни святой Алипии до 60-х годов прошлого века известно немного. Все сведения почерпнуты из ее скупых рассказов о себе. Дату рождения указывают неоднозначно: 1905, 1908, 1910 год. Точно установить год рождения невозможно, так как матушка всю жизнь прожила без документов. Несмотря на строжайшие предписания, не имела паспорта и прописки. Не разрешала себя фотографировать. Об ее облике можно судить по кратким мгновениям кинохроники.

Место рождения – Пензенская губерния. Фамилия – Авдеева, имя при крещении – Агафья, отчество – Тихоновна. Родители ее были православными мордвинами, благочестивыми и трудолюбивыми людьми. Мать звали Васса. С детских лет Агафья отличалась умом и сообразительностью. После гибели родителей в 1918 году девочка два года прожила у дяди. С десяти лет отправилась «странствовать» по святым местам. За религиозные взгляды сидела в тюрьме вместе с репрессированными священнослужителями.

Во время войны Агафью вывезли на принудительные работы в Германию. Ей удалось совершить побег из концлагеря, перейти линию фронта и вернуться в Киев. Здесь она прожила 43 года, прославившись как юродивая Христа ради, прозорливица и чудотворница. Блаженная носила под одеждой вериги и икону своей святой покровительницы.

За полгода до кончины матушка знала о дне своей смерти. Ее похоронили на Лесном кладбище, на участке Флоровского монастыря 30 октября 1988 года.

Странствия

Оставшись без родителей, Агафья странствовала по святым местам.

По ее словам она побывала:

  • в Сибири;
  • Троице-Сергиевской Лавре (Сергиев Посад Московской области);
  • Почаевской Лавре (Тернопольской области);
  • Пюхтицком монастыре (Эстонии).

Девушку часто арестовывали из-за отсутствия документов, сажали в тюрьму. Однажды она чудом спаслась от расстрела. Невидимая рука отворила дверь камеры и вывела ее мимо охранников за пределы тюрьмы.

Свое освобождение из заключения Агафья объясняла помощью апостола Петра. Впоследствии она много лет молилась перед иконой Петра и Павла в Демеевском монастыре (Киев). Как рассказывала матушка Алипия, выйдя из тюрьмы, она шла, не останавливаясь, одиннадцать суток вдоль берега моря. Судьба вывела ее к старцу Феодосию (Кашину), жившему аскетом в горах под Новороссийском. Алипия говорили, что она была у Феодосия и видела его. Полагают, что святой благословил ее на подвиг юродства Христа ради.

Киево-Печерская Лавра

Гитлеровцы, чтобы доказать на оккупированных территориях свою лояльность к православию и вызвать тем самым симпатию у населения, открывали закрытые большевиками храмы. Осенью 1941 года возобновились богослужения в Киево-Печерской Лавре.

Агафья была в Киеве, когда началась война. Отсюда ее увезли в Германию. Сюда она вернулась из Германии. Она поселилась в овраге, за оградой Киево-Печерской Лавры, в дупле липы. Несмотря на невыносимые бытовые условия, скромно одетая Агафья выглядела аккуратно и чисто. В морозные дни она заходила в Лавру погреться. Некоторые монахи ее жалели и давали хлеба, пускали погреться в сени у келий, другие гнали.

В 1947 году настоятелем Лавры стал архимандрит Кронид (Сакун). Он знал о женщине, живущей в дупле за оградой.

Отец Кронид стал духовным отцом Агафьи и постриг ее в монашество с именем Алипия. Архимандрит Кронид после пострига благословил монахиню Алипию на столпничество, как особую форму монашеского подвига.

Три года она прожила в дупле старой липы у колодца преподобного Феодосия Печерского. С утра и до заката блаженная Алипия выполняла работы послушницы при храме, возвращаясь к ночи в свое убежище. После смерти настоятеля Кронида духовным наставником стал схимонах Дамиан. Старец благословил ее перейти жить в коридоре келий лаврских старцев. В 1961 году Лавру закрыли на 30 лет под предлогом реставрации. Часть монахов перешла в Свято-Вознесенский храм на Демеевке (Голосеевский район Киева). Блаженная последовала за ними.

Читайте также:
Игумен Даниил - житие и хождение, история и факты о паломничестве, дни памяти и почитание

Голоссеевский скит

После закрытия Лавры Алипия некоторое время жила в заброшенном доме, откуда были выселены все жильцы. В 1979 году, до самой кончины, обреталась в комнатушке заброшенного дома в разрушенной Голосеевской пустыни.

Дар святой

Подвижничество закалило дух блаженной Алипии и вознаградило даром чудотворения и предвидения Прозорливице дано было читать в душах приходящих к ней людей, предчувствовать будущее.

Чем помогала людям

Помощь матушки была многогранной:

  • лечила от смертельных недугов;
  • наставляла на путь праведный;
  • предсказывала изменения в жизни.

Всех, кто приходил в ее убогое жилище, старалась накормить досыта. Не спрашивая, предлагала деньги.

Пророчества монахини

За 5 лет до раскола УПЦ Алипия назвала имя виновника – бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко). Монахиням Флоровского монастыря старица Алипия неоднократно говорила о возрождении Голосеевской пустыни, в которое они никак тогда не могли поверить. В конце 90-х годов XX века ее предсказание сбылось. В 1993 году монастырь открыли как скит Лавры. С 1996 года обитель стала самостоятельной: Свято-Покровским мужским монастырем Голосеевская пустынь.

  • аварию на Чернобыльской АЭС;
  • раскол УПЦ;
  • грядущую войну.

Многим людям Алипия предрекла их будущее.

Наставления

О Чернобыле пророчица стала говорить зимой. За день до аварии Алипия ходила по Киеву, призывая Господа о милости к детям, людям. Всем, с кем общалась в тот день, советовала не открывать двери и окна. После аварии советовала тщательно мыть овощи и фрукты, над продуктами читать «Отче наш» и «Богородицу», после чего перекрестить.

Обретение мощей

В октябре 2006 года мощи прозорливицы Алипии были перенесены в Покровский храм Голосеевского монастыря. В настоящее время они покоятся в мраморной усыпальнице храма в честь иконы «Живоносный источник» Голосеевского монастыря.

Где находится монастырь

В киевском Свято-Покровском монастыре ежемесячно, 30-го числа, проводится богослужение в память земной кончины блаженной чудотворницы Алипии.

Канонизация

Блаженная Алипия не причислена к лику святых. Ее духовные чада и почитатели верят, что канонизация скоро свершится.

Что говорили люди о матушке Алипии

По свидетельствам очевидцев, если Алипия что-то рассказывала о себе, то называлась в мужском роде: был, знал, видел… Свои пророчества старица Алипия часто говорила иносказательно, смысл которых становился понятен со временем.

Жизнь юродивой Христа ради Алипии проходила в непрекращающейся молитве и помощи нуждающимся, в смирении перед людьми и Господом, отказе от всяких житейских благ.

Пророчества матушки Алипии

Кто такая матушка Алипия? Сбылись ли её пророчества? Почему она так почитаема в Голосеевской пустыни? Об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью!

Пророчества матушки Алипии

В Киевском монастыре Свято-Покровская Голосеевская пустынь 30-го числа каждого месяца проводится особое служение в память дня ухода из земной жизни монахини Алипии, почитаемой многими как блаженная чудотворица.

Без паспорта

Почти все биографические сведения о ней носят лишь приблизительный характер, почерпнуты из того немного, что иногда она о себе рассказывала.

Год её рождения теперь указывают как 1910-й. Но в некоторых жизнеописаниях можно встретить и 1905-й, и 1908-й.

Свою жизнь матушка Алипия прожила без паспорта и без прописки. Своего крова, жилья надёжного никогда не имела. Фотографировать себя не разрешала. Этим объясняется столь малое число её изображений – буквально считанное количество. Сохранилось ещё несколько мгновений кинохроники…

Она – наша современница. Из земной жизни матушка Алипия ушла 30 октября 1988 года. Ею были предсказаны Чернобыльская беда, филаретовский раскол (за пять лет до события) и времена, кажется, новых чудовищных испытаний; предсказана война.

Странница

Родилась она в Пензенской губернии, в православной мордовской семье Авдеевых. При крещении ей было дано имя святой мученицы Агафьи, икону которой всю жизнь носила у себя на спине.

В 1918 году девочка чудом осталась жива: вышла к соседям. Вернулась – родители убиты. Восьмилетний ребёнок, она всю ночь читала над их остывшими телами Псалтирь…

Странствовала по святым местам. Рассказывая о чём-то, матушка Алипия называла себя в мужском роде: «Я всюду был: в Почаеве, в Пюхтице, в Троице-Сергиевой Лавре. Три раза в Сибири был. По всем церквям ходил, подолгу жил, меня всюду принимали». Вспомним, что между Пюхтицким Успенским монастырём в Эстонии и Сибирью тысячи километров… Рассказывала она, что долго сидела в тюрьме: «Толкали меня, били, допросы делали…» Её морили голодом… Обычно о подробностях её не расспрашивали, и вот почему: «в присутствии матушки царила такая благоговейная тишина и так было с нею хорошо, что боялись эту тишину нарушить». Но другим людям она сообщила и подробности: «Однажды её арестовали и посадили в общую камеру. В тюрьме, где она содержалась, было много священников. Каждую ночь 5-6 человек уводили безвозвратно. Наконец, в камере осталось только трое: один священник, его сын и матушка.

Священник сказал сыну: «Давай отслужим по себе панихиду, сегодня нас к рассвету заберут»… А матушке сказал: «А ты сегодня выйдешь отсюда живая».

Отслужили панихиду, отпели себя отец и сын и ночью их увели навсегда…» Матушка Алипия рассказывала, что спас её апостол Петр – отворил дверь и провёл мимо всех охранников через чёрный ход, велел идти вдоль моря. Она шла, не отклоняясь от береговой линии, «без пищи и воды одиннадцать суток. Лезла по отвесным скалам, обрывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая до костей локти. На руках у неё остались глубокие шрамы…» Полагают, что именно в то время она и посетила старца иеросхимонаха Феодосия (Кашина; 1841-1948), жившего в горах под Новороссийском. Она говорила: «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю». Полагают, что тогда же чудотворец Феодосий благословил её на подвиг юродства.

Как и где она училась, — сведений нет. Но она хорошо читала по-церковнославянски и по-русски, иногда говорила и молилась на мордовском языке.

Во время войны Агафья Тихоновна Авдеева побывала на принудительных работах в Германии. Её келейница Марфа вспоминала: «Рассказала мне матушка, что когда она была на работах в Германии, то по ночам читала Псалтирь за женщин, у которых дома (на родине) остались дети или больные старики, и выводила их за колючую проволоку и они благополучно уходили домой. Ушла и сама матушка ещё до окончания войны, перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев…»

Читайте также:
Нил Мироточивый: житие и биография преподобного, посмертные вещания, труды и пророчества

В Лавре

На Руси нет простых выходов из ловушек истории. Киево-Печерская лавра, после разгрома в 1920-е, ожила осенью 1941-го, при немцах. Гитлеровские власти открывали храмы, конечно, не из тайных симпатий к исторической России, но из ситуативной конъюнктуры, желая предъявить населению плюсы нового миропорядка, противопоставляя его большевистским установкам.

В храмах Киево-Печерской лавры вновь зажглись лампады, возобновились богослужения, привлекая уцелевших подвижников благочестия, прошедших через аресты, ссылки, лагеря. О своём пребывании в Киево-Печерской лавре матушка Алипия рассказывала: «В Лавре я был 20 лет. Три года в дупле сидел, холодно было, снег заметал, голодный был, но я всё терпел». Двадцать лет – это именно те годы, когда лавра была открыта, с оккупационного 1941-го по хрущёвский март 1961-го.

Духовником-наставником Агафьи Тихоновны стал о. Кронид (в миру Кондрат Сергеевич Сакун; 1883-1954; с 1945 года архимандрит, с 1947 – настоятель Лавры). В свой час о. Кронид постриг Агафью в монашество с именем Алипия – в честь преподобного Алипия Печерского.

По воспоминаниям, относящимся к 1947 году, матушка Алипия была худенькой, стройной, аккуратно причёсанной. Её длинные каштановые волосы были заплетены в косу вокруг головы «корзинкой». Все называли её Липа, жила она «в овраге за лаврской оградой прямо под открытым небом… У Липы был необыкновенно глубокий, чистый, теплый, ласковый, любящий взгляд светло-серых очей, которые делали её молодой, преображая до девочки-подростка… В простой, скромной одежде, она была всегда аккуратной, чистой. От неё не исходило никакого неприятного запаха, какой бывает обычно от людей странствующих, ночующих на вокзалах, долго не моющихся».

Не менее поражало наблюдавших за нею, что жила она в дупле, в котором не подняться в рост, около которого в снежные морозные ночи выли голодные собаки.

Вероятно, этот период относится к послевоенному времени, когда тот, кто принимал беспаспортную матушку Алипию, рисковал административно. Она вспоминала: «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит – нечего тебе, баба, тут сидеть. Но я на них не обижался…» В особо сильные морозы иные пускали погреться в сени. А потом: «Согрелась? Ну иди, спасайся»…

«Спецназ»

Юрод – недоумок, бомж, «чудо в перьях». Кто таковых не встречал? И в автобус такого не пустят, а на улице дети и снежком бросят, а то и камнем. В этой среде, очень сомнительной для «чистого общества», среди массы психически больных или по несчастию опустившихся людей, почти неотличимо от них, может жить аскет, сознательно отказавшийся от благ цивилизации, обладающий даром необыкновенной любви, а может, и чудотворения – целительства, прорицания.

Известный киевский священник о. Андрей Ткачёв, замечательный проповедник и писатель, в одном из выступлений (доходчиво для современного человека) так объяснял, кто такой Христа ради юродивый.

Используя аналогию с армейским воинством воинства духовного, он назвал юродивых «спецназом», как бы «особым подразделением» среди сонма других святых – мучеников, исповедников, пустынников, затворников…

Сначала к Алексею сходите…

После закрытия Лавры матушка Алипия многие годы жила, где придётся. В 1979 году, накануне Олимпиады, беспаспортную монахиню вывезли в пустующий домик в Голосеевском лесу, в местность, удалённую от городских магистралей.

Голосеевская пустынь как скит Киево-Печерской Лавры и летняя резиденция Киевских митрополитов была основана в 1631 году святителем Петром Могилой.

С обителью связано немало известных нам подвижников веры, в их числе – преподобный Алексий Голосеевский (Шепелев; 1840-1917), прозорливый старец, почитаемый всей имперской Россией.

В августе 1941-го через Голосеево проходила линия обороны, шли чудовищные бои. Ни один снаряд не попал на монастырское кладбище.

К могилке о. Алексия матушка Алипия отправляла всех, приходивших к ней: «Сначала к Алексею сходите поклонитесь, потом ко мне». Или: «Иди, там священник служит»…

Чудотворица

Многие отмечали её абсолютное самоотвержение, необыкновенную любовь и сострадание к людям.

Знавшие её не сомневаются, что ей был открыт мир духовный, нам невидимый, что в сердцах людей она читала, как в открытой книге.

Почти все вспоминают, что людей она лечила мазью, которую сама готовила. Лечение это, порой, было столь чудодейственным, что иные полагают, — целебная сила была не в самой мази, а в молитве удивительной монахини. Есть свидетельства излечений от самых тяжёлых недугов. Причём чудотворения происходят и ныне…

Все вспоминают её обильные угощения. Сколько бы человек ни пришло к ней, хоть и три десятка – всех кормила. Алексей А. рассказывает: «За столом, во время обеда, она заботилась о каждом и когда не хватало места всем за столом, она отходила, садилась на досточку, говорила: «Я уже кушал». Пищи в тарелки всегда клала много и требовала, чтобы всё съедали. Когда от неё уходили, спрашивала, не нужно ли чего на дорогу. Несколько раз мне и моим знакомым предлагала деньги, как бы предсказывая скорую нужду в них…»

Монахиня Л. вспоминала: «Едем из церкви с Матушкой в троллейбусе, а одна женщина (попутчица) как бы про себя говорит: «У этой старухи денег много, все дают». Матушка услыхала и просто по-детски отвечает: «Говорят, что кур доят, а мне кто копеечку даст, я в церковь несу, свечи куплю и за того поставлю».

В церковь она всегда приносила на поминальный столик много булок и хлеба, покупала большие свечи…

Как-то к ней пришли три юноши. Один был настроен скептически.

Матушка Алипия внимательно посмотрела на каждого, а скептику вдруг сказала: «Страшный грех – замуж выходить; в ад пойдёт душа, если не покается». Парень переменился в лице. Оказалось, она обличила содомский грех.

Молодой человек остался для беседы. Неизвестно, было ли покаяние. Но через месяц он скоропостижно скончался.

Читайте также:
Житие Давида Гареджийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Кому-то она говорила: «Без жены пропадёшь». Двум молодым людям, которые, начитавшись житий святых, захотели уехать на Кавказ, спасаться в пустынном месте, вдруг сказала: «Вот древние подвижники!» А потом добавила: «Сейчас не то время и не для вас!» И другого молодого человека, возмечтавшего о подвиге юродства, попыталась остановить: «Не смей, убьют». Тот не послушался, погиб.

Алексею А., который когда-то и не помышлял о духовном образовании, однажды сказала: «Закончишь семинарию и здесь недалеко будешь пономарить». Алексей был удивлен, стал спорить. Через два года в Киеве открылась семинария, он её окончил и потом служил пономарём недалеко от Голосеево, в Китаевой пустыне.

За пять лет до своей кончины она сказала и о возрождении Голосеевской обители. Как-то шла по монастырским руинам в сопровождении сестёр Флоровского монастыря и вдруг воскликнула, будто те могли видеть: «Девки, смотрите: тут ещё будет монастырь и служба…» Трудно в это было поверить. Голосеевская пустынь начала оживать в 1993 году. В тот же год был прославлен Церковью в лике святых (в праздник равноапостольного великого князя Владимира) преподобный Алексий Голосеевский.

Горе идёт

Люди не могли взять в толк её фразы: «Под землей горит, горе идёт». Таких слов как «реактор» и «радиационная авария» она, наверняка, не знала. Говорить же о том, что «горе идёт», начала ещё зимой, задолго до чернобыльского 26 апреля. А за день до аварии она ходила по улице, взывала молитвенно: «Господи! Пожалей младенцев, пощади народ!» Людям, пришедшим к ней в тот день, советовала: «Плотно закрывайте двери и окна, будет много газа». Когда случилась авария, спрашивали: уезжать? Говорила: нет. На вопрос, как поступать с пищей, учила: «Помойте, прочитайте «Отче наш» и «Богородицу», перекрестите и ешьте и будете здоровы»…

Она не раз прилюдно отрицательно отзывалась о М. Денисенко, в ту пору киевском митрополите. Алексей А. вспоминал: «Увидев фотографию Филарета, сказала: «Он не наш». Мы стали объяснять Матушке, что это наш митрополит, думая, что она его не знает, но она снова твердо повторила: «Он не наш». Тогда мы не поняли смысла её слов, а теперь удивляемся, за сколько лет вперёд Матушка всё предвидела».

Однажды в храме Вознесения Господня, что на Демеевке, прихожанкой которого была, во время архиерейской службы она вдруг воскликнула, провидя будущее: «Славен, славен, а мужиком умрешь». В тот раз её выгнали из храма.

Вспоминает Н.Т.: «Сидим мы у Матушки, разговариваем. Печка уже давно прогорела, обед сварили. А.Р. показывала журнал, в котором была большая фотография М.А. Денисенко. Матушка схватила журнал, двумя пальцами ткнула ему в глаза и закричала: «У-у-у вражина, сколько горя людям ты принесёшь, сколько зла наделаешь. Волк в овечью шкуру залез! В печку его, в печку!». Скомкала журнал и бросила его в печку. Собравшиеся от неожиданности растерялись и молча сидели, слушая, как гудел в печке, догорая, журнал. Придя в себя, я спросила Матушку: «А что же будет?» Матушка улыбнулась своей широкой детской улыбкой и сказала: «Владимир будет, Владимир!». И когда произошёл в нашей церкви раскол, мы без всякого сомнения и колебания пошли за тем, кого указала нам Матушка еще года за полтора до своей смерти и почти за пять лет до событий».

Существует её пророчество и о грядущей войне. «Государства по деньгам различаться будут.

Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мертвые тела будут лежать горами, никто не возьмётся их хоронить. Горы, холмы распадутся, сровняются с землею.

Люди будут перебегать с места на место. Будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за Веру Православную». «Война начнется на апостолов Петра и Павла. Будете лежать: там рука, там нога. Это случится, когда вынесут труп». Под трупом обычно понимают мавзолейного покойника. О дате «на Петра и Павла», как потом поняли, сказано было не о Дне первоверховных апостолов, что празднуется 12/29 июля. В 1987 году, по её календарю, который она называла Иерусалимским, этот день был на Преображенье – 19/6 августа.

Ещё учила: «Когда едешь в Киеве по Крещатику – молись, потому что он провалится».

Сияние

О дне своей смерти знала, предупредила загодя. Монахиня Ф.: «В апреле 1988 года я принесла Матушке Церковный календарь, а она просит: «Посмотри, какой день будет 30 октября». Я посмотрела и говорю: «Воскресенье». Она как-то многозначительно повторила: «Воскресенье». После её кончины, мы поняли, что тогда, в апреле Матушка открыла нам день своей кончины – более чем за полгода до неё». Её похоронили на киевском Лесном кладбище, на участке Флоровского монастыря. Без паспорта и прописки – это тоже казалось чудом…

Известны документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к ней. По крайней мере однажды люди видели в вечернее время необыкновенное сияние вокруг её креста.

Мощи матушки были подняты и перевезены в Голосеево 18 мая 2006 года. В тот день автор этих строк по счастливой случайности оказался в Голосеево. Мощи уже были сокрыты в нижнем пределе строящегося храма «Живоносный Источник». А там, где когда-то стоял домик старицы, около символической могилки с крестом, священник начинал служить панихиду. Я поднял голову вверх. В майском голубом небе – высоко над крестом – широко сверкало тонкое солнечное кольцо, называемое учёными «гало». Видел ли кто ещё? Все молились, вверх никто не смотрел. Позже я узнал, что утром, когда в «Живоносном Источнике» служилась первая панихида, люди видели в небе светящийся крест…

Вы прочитали статью Пророчества матушки Алипии. Обратите внимание на другие материалы:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: