Житие Беды Достопочтенного – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Православная Жизнь

Бе́да Достопочте́нный (лат. Beda Venerabilis) – православный святой и монах обители Ярроу (в некоторых вариантах – Джарроу) в англосаксонском королевстве Нортумбрия. Годы жизни: 672 – 26 мая 735. Прозвище Беды – Достопочтенный – известно из эпитафии IX века, по преданию, указанной Ангелом. Так Беду упоминает и Алкуин.

В Средневековье этот учёный монах чтился вместе с Блаженным Августином и Григорием Великим.

В 1978 году Беда был канонизирован митрополитом Антонием Сурожским, является местночтимым святым Сурожской епархии.

Беда оставил после себя много трудов. Писал он в основном на латыни, оставив на этом языке около сорока произведений, причём не только по вопросам богословия и жизни Церкви, но и по таким наукам, как грамматика и риторика. Беда был не только не чужд научных знаний, но и всячески старался умножить их.

Беда – ещё один пример удивительного святого, который говорил: «Для меня было наслаждением учиться, или учить, или писать».

При этом в отношении знания, пришедшего от язычников, он предостерегал людей, чтобы в их сознании античное красноречие постепенно не вытеснило Бога. Беда вовсе не запрещает чтение античных авторов и далее говорит, что человек просто должен иметь силу преодолеть соблазн поставить искусство выше Творца. То есть святой предупреждает об опасности сделать что-либо в своей жизни более важным, чем Бог. Идеал для Беды – это учёность, которая своим устремлением смотрит на Христа.

Беда считал, что хотя читателю и важно избирательно относиться к чтению, но ему же и нужно извлекать пользу из сочинений мирских авторов.

При этом святой много призывает к осторожности в чтении языческих авторов, чтобы читатель, усваивая добрые мысли, не постиг и мысли ложные, отличая одно от другого.

Беда пишет трактаты о риторике и стихотворной метрике, разбирает ту метрику, которая в Средневековье пришла на смену античной и здесь выступает как литературовед.

В трактате «Об искусстве метрики» он пишет о слогах, стопах, стихотворных размерах, ритме и трех родах поэзии.

Исследователь его жития Мария Ненарокова отмечает: «Круг чтения Беды был для того времени необыкновенно широк и включал в себя произведения не только западных, но и восточных отцов Церкви». Он постоянно читал Писание и труды отцов, а также составлял комментарии к Ветхому и Новому Завету, чтобы недавние язычники саксы могли по-настоящему понять смысл Библии, исходя из культурного контекста древности, когда создавалась Книга книг.

По свидетельству Катберта, Беда и на смертном одре не оставлял ученых занятий, отвлёкшись от диктовки комментариев только за несколько минут до смерти.

Святой интересовался всеми современными ему науками: физикой, астрономией, метеорологией, музыкой, хронологией, историей, математикой, риторикой, грамматикой, метрикой. Во всех этих областях он не только собирал знания, но и стремился дополнить изученное либо дать мудрое толкование прочитанному.

Уже в старости, когда Беда плохо видел, несколько завидовавших его мудрости и дару слова людей, чтоб насмеяться над святым, привели его в каменоломню и сказали, что он в храме, где народ ждёт его слов. Простодушный святой заговорил, а насмешники хихикали и перемигивались, но когда он окончил проповедь, камни ответили ему: «Аминь, преподобный отче!».

И так всегда бывает ещё со времён Сократа, который сказал своим судьям, что они напрасно думают, будто убивая добрых, удержат их от порицания совершаемого злодеями зла. Истина и красота могут подвергнуться осмеянию и поруганию, но и все злодеи, умники, люди формы и эгоисты мира не в силах скрыть даже от камней и животных, что они злы и что лишь добрый может по праву считаться человеком.

Христианство, придя в Англию, не отменяло целиком старые порядки, но для желающих наполняло всё новым смыслом. Саксы и германцы чтили героя, вся культура германцев варваров связана с понятиями доблести и героизма. И теперь новым героем становится подвижник и святой.

Все эти изменения в общественном и индивидуальном сознании отражала литература. Героизм нового типа выражает себя в житийной литературе, но не только. «Церковная история Англов» Беды Достопочтенного – труд историософский. Тут осмысливается место англов среди других народов земли, выражается идея, что хотя англичане и юный народ, но они смогли уже принести Христу своё приношение – святых своего народа. Эти святые и осмысливаются как новые герои. Они не сражаются с врагами мечом, однако ведут постоянное сражение с самими собой и со злом вообще. И эти победы более важны, чем победы в битвах, потому что состояние души в конечном итоге более важно, чем земные дела, хотя они и приводят к исходному состоянию души. Многих святых и подвижников описывает в своём труде Достопочтенный Беда. Саксы этого периода (во многом наставляемые в вере кельтскими миссионерами) не знали ещё феодально-рыцарских отношений в том виде, в котором они придут в Англию после 1066 года, то есть после завоевания Вильгельма. Тут (в новом, христианском восприятии англичан) героем может стать каждый, кто только имеет жертвенное расположение и хочет потрудиться ради умножения Неба. Благородное происхождение совсем не обязательная черта героя.

Беда Достопочтенный хотел, чтобы люди могли услышать голос Бога, и для этого перевёл Библию на древнеанглийский (на нём говорили англичане – это английский до завоевания Англии норманнами).

Беда создал одну из первых историй Англии – «Церковную историю народа англов», за что его прозвали «отцом английской истории». В Реформацию, когда людей волновали иные богословские вопросы, значение святого как богослова отошло на второй план, но и католики, и протестанты читали его как историка, причём и те и другие старались авторитетом Беды прикрыть и оправдать свои взгляды и ниспровергнуть противника. Для достижения такого эффекта история этого средневекового инока и теми и другими перетолковывалась в угоду различным интересам.

О своих родителях Беда нигде и никому не упоминает, и нам остаётся только гадать, вызвано ли это его молчание скромностью или детскими психологическими травмами, подобно как у другого православного западноевропейского святого – Гонората Арелатского, над которым в детстве и юности много издевался родной отец, не умея вынести непохожесть необычного сына на других жителей окрестности.

Читайте также:
Житие Преподобного Серафима Саровского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Некоторые учёные считают, что Беда был знатного происхождения, но другие, столь же авторитетные исследователи, указывают на его низкое (простой инок) положение в монастырской иерархии обители Ярроу, а в те времена люди знатного (особенно королевского) происхождения быстро достигали сана аббата или епископа. Такое распределение церковных должностей было свойственно Средневековью, где простолюдину было почти невозможно занять высокое положение в церковной иерархии, ведь Средние века существуют в иерархии сословий и представитель одного сословия крайне редко переходил в другое, хотя и такое примеры были. Допустим, любой рыцарь имел право посвятить в рыцари любого человека, заслужившего эту честь. По аналогии с тем, как всякий крещёный христианин может крестить другого человека. Рыцарство воспринималось тогда чем-то вроде таинства, и через посвящение всякий простолюдин мог стать аристократом – перейти из третьего сословия во второе. Конечно, англосаксонская Нортумбрия времён Беды не знала рыцарства, пришедшего в Англию лишь с норманнским завоеванием 1066 года. Я привел этот случай как пример перехода из одного сословия в другое, и такие примеры, (как пишут такие видные историки специалисты рыцарской культуры, как Доменик Бартелеми или Франко Кардини) случались, хотя и не часто, до самого конца рыцарской эпохи.

Можно, наверное, допустить, что Беда, придя в обитель, скрыл своё знатное происхождение, как это делали и некоторые подвижники Востока, но это всего лишь предположения, а точных данных о его юности и происхождении историки не имеют.

И всё же Беда перед нами, в своих трудах и писаниях. Он из тех великих людей, для кого нет противопоставления светской учёности и учёности веры, для него, как для Григория Богослова, красота и глубина любой науки есть свет красоты Господней. Потому он пишет не только о богословии, но и о грамматике, риторике, создаёт труд по истории Англии.

Все науки для него лежат в Боге, и он, вслед за святыми отцами каппадокийцами, усматривает во всей мировой красоте и мудрости славу Божью.

Возможно, потому Беда и выбрал для поселения Ярроу, что в этой обители была весьма большая (по мерке раннего Средневековья) библиотека, где хранился даже полный текст Библии. В Ярроу существовал и скрипторий, где грамотные иноки делали копии с библейских книг и некоторых сочинений отцов.

Беда знал древнеанглийский, латинский и греческий языки и, очевидно, владел и ирландским. В то время ирландское монашество было сосредоточием европейской учёности, и когда император Карл Великий задумает возродить образование и книжное знание, он пригласит ко двору именно ирландцев, чьи усилия (Каролингское возрождение) повлияют вскоре на появление первых в Европе университетов.

Беда читал труды блаж. Иеронима Стридонского, Блаж. Августина, св. Григория Великого, св. Амвросия Медиоланского, св. Киприана Карфагенского, из восточных: св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Афанасия Великого. Известные Беде жития святых принадлежали перу св. Афанасия Великого, Павлина Ноланского, Сульпиция Севера, Поссидия. Упоминал он «Гомилии» Оригена и Григория Назианзина. Он читал исторические труды Иосифа Флавия, Григория Турского, Марцеллина Комита, Евтропия, Орозия, Евсевия Кесарийского.

Читал Беда и поэзию тогдашних христианских поэтов, а в молодости и Вергилия, которого вообще чтили христиане, так как Вергилий, будучи язычником, за несколько десятилетий до Рождества Христова написал своё знаменитое поэтическое пророчество-ощущение, что скоро старый век сменится новым и мир будет исправлен Богом.

Потому и в «Божественной комедии» Данте Вергилий является провожатым поэта по загробному миру.

Беда любил мир как творение Творца и не стремился выставить себя знатоком всего. К нему нередко обращались за советом, но он имел мудрость не решать те вопросы, в которых не был сведущ. А в своём комментарии к Книге Царств он писал о двух женах Саула: «Как может судить об этом тот, кто не был женат даже на одной?».

В конце жизни Беда заболел, но даже и тогда не оставил учёных трудов, диктуя перевод Евангелия от Иоанна на древнеанглийский язык.

Алкуин позднее рассказывал о Беде, что тот и в болезни не хотел пропускать храмовую службу и приходил петь на клирос. Его спросили, зачем он так мучает себя и теряет остатки здоровья, и он сказал: «Я знаю, что Ангелы посещают канонические часы и собрания братьев; что, если они среди братьев не найдут меня? Разве не станут они спрашивать, где же Беда? Почему же он не пришёл для положенного служения вместе со своими братьями?»

Беда болел 50 дней и умер 26 мая 735 года, в праздник Вознесения Господня. Кутберт пишет, что Беда перед смертью продиктовал свой последний стих – «предсмертную песнь Беды» на древнеанглийском языке.

Приведём эти стихи, созданные в классической традиции древнеанглийской поэзии.

Беда Достопочтенный — Церковная история народа англов

Краткая биография Беды Достопочтенного

Монах из Саксонии, который сумел стать не только богословом и экзегетом, но и историком, ученым–энциклопедистом. Имя Беда, с ударением на первый слог, имеет латинское происхождение. Родился Беда предположительно в 672/673 году в северо–восточной Англии, Нортумбрии. На землях монастыря в Монктоне до сих пор сохранился колодец, названный в честь святого.


Монах из Саксонии стал богословом, экзегетом и ученым–энциклопедистом

В семилетнем возрасте Беду отдали на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермаунт. Занимался с мальчиком аббат Бенедикт Бископ. Буквально через несколько лет, после основания монастыря в Джарроу, Беда переехал в него и оставался там до конца жизни. В девятнадцатилетнем возрасте юноша был рукоположен в диаконы, а уже через год стал пресвитером. Достопочтенный очень редко покидал стены монастыря. Его даже просили стать настоятелем, но он отказался, побоявшись, что множество обязанностей отвлекут его от главного занятия – научного труда.

Умер Беда в 735 году, в светлый праздник Вознесения Господня. Много позже, уже в начале ХІ века его мощи были перенесены в кафедральный собор Дарема, где они хранятся и по сегодняшний день.

Достопочтенному принадлежат многочисленные труды не только по богословию и истории, но и точным наукам, грамматике, астрономии и даже музыке.

Читайте также:
Герман Аляскинский: житие и биография святого, где служил

К месточтимым святым Беда был причислен уже в конце ХХ века митрополитом Антонием.

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (около 672/673 – около 735 гг.) – английский иеромонах-бенедиктинец, святой католической церкви, теолог, экзегет и историк, автор «Церковной истории народа англов» – ценнейшего источника по истории Англии VII–VIII вв. В 1899 г. был провозглашён учителем западной (католической) церкви, в 1978 г. причислен к лику местночтимых святых Сурожской епархии Русской православной церкви. Известно, что в возрасте 7-ми лет он был взят в монастырь св. Петра, основанный в Уирмуте (около г. Сандерленд, графство Дарем), а в 685 г. перебрался в недавно основанный монастырь св. Павла в Ярроу, филиале аббатства свв. Петра и Павла. В 19 лет стал диаконом и в 30 – священником. Беда никогда не покидал монастырей в Уирмуте и Ярроу, но известно, что побывал в ближнем городе Линдисфарне и в Йорке. Титулование «Достопочтенный» укрепилось за ним в IX в. в знак уважения е его персоне и богатому литературному наследию, насчитывающему около 40 наименований фундаментальных сочинений по экзегетике, риторике, грамматике, математике, космологии, хронологии, натурфилософии, истории и агиографии. Писал Беда Достопочтенный на латинском языке. Наиболее значимые из произведений: «О фигурах и тропах Священного Писания» (691–703 гг.), «О природе вещей» (702 г.), «Об исчислении времён» (725 г.), «Хроника или о шести эпохах мира» (703 г., 2-я редакция 725 г.), «История аббатов» (725–731 гг.), «Шестоднев, или на начало Книги бытия» (725–731 гг.) и др. Беда защищает счет времени от Рождества Христова (именно популярности его творений мы обязаны повсеместным введением этого принципа летосчисления; он также впервые расчислил пасхалии на много лет вперед). Среди сочинений Беды Достопочтенного – комментарии на Евангелие и на произведения отцов церкви, трактаты по естественной истории, жития. Житие святого Катберта, епископа Линдисфарна, он написал в стихах (705–716 гг.) и в прозе (до 721 г.). Его перу принадлежат также переводы богослужебных текстов на английский язык, цикл стихотворений богословского содержания («Книга гимнов») и 16 писем. Книги Беды Достопочтенного изобилуют аллегорическими толкованиями священных текстов и описаниями чудес. На этих произведениях, широко распространенных в монастырях Западной Европы, основывалась высокая репутация Беды во время его жизни и в последующую эпоху. В своих трудах он, в частности, изложил собственную оригинальную версию аристотелевско-птолемеевской космогонии: Земля уже изначально приняла форму шара и в дни творения находилась внизу сферического мироздания, вращавшегося вокруг неё. В его христианской антропологии, сотериологии (раздела теологии, рассматривающего способы обретения вечного блаженства в загробном мире) и христологии (т.е. концептуализированном знании об Иисусе Христе) исследователи находят влияние Аврелия Августина (Блаженного). Главное произведение Беды Достопочтенного – «Церковная история народа англов» в 5-ти книгах, написана в 731/732 гг. и охватывает период от походов в Британию Юлия Цезаря (55 и 54 гг. до н. э.) до современной автору эпохи. «Церковная история» написана ясным языком и отличается стройностью и последовательностью изложения. В разделах, относящихся к VII–VIII вв., этот труд – ценнейший, а часто и единственный источник по истории Англии («Церковная история» Беды Достопочтенного и поныне сохраняет свою значимость). Эта часть «Церковной истории» создавалась Бедой Достопочтенным по устным преданиям и по собственным наблюдениям. Предшествующий период излагался по сочинениям его предшественников – латинского христианского историка V в., сподвижника и современника Августина Блаженного Павла Орозия (около 380 – около 420 гг.) и Гильдеса (к книге Беды была приложена его биография). Между 731 и 766 гг. современниками Беды Достопочтенного, возможно, при его участии было написано продолжение «Церковной истории», так называемое «Продолжение Беды». При короле Альфреде Великом (871–900 гг.) его книга была переведена на англосаксонский язык. Беда Достопочтенный был похоронен в Ярроу, впоследствии его останки были перенесены в Дарем и ныне сохраняются в Галилейской часовне Даремского кафедрального собора. Его учениками были епископ Йоркский Эгберт, основавший ученую школу, и богослов и учёный Флакк Альбин Алкуин (около 735 – 804 гг.), впоследствии – руководитель школы при дворе Карла Великого (771–814 гг.) в Ахене. На труды Беды Достопочтенного неоднократно ссылался средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики Фома Аквинский (1226–1274 гг.). Наиболее ценные рукописи его «Церковной истории» хранятся в Кембридже и Всероссийской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. На русском языке труд Беды Достопочтенного не издавался. День памяти – 25 мая.

Чудеса и помощь святого

Житие святого относится к раннехристианскому периоду, поэтому свидетельств о прижизненных чудесах не сохранилось. Возможно, где–то на Западе и сохранились утерянные сведенья, но до нас они пока не дошли. Однако существуют летописные свидетельства о чудесном исцелении благодаря мощам святого. Другим чудом называют снисхождение ангела в день смерти монаха, во время которого он одарил Беду титулом «достопочтенный».

Вся жизнь святого была посвящена наукам. Также он переводил Ветхий и Новый Завет, чтобы сделать его доступным для будущих поколений. Именно поэтому считается логичным обращение за помощью к Достопочтенному в поиске знаний, в науке и учебе.

Интересен тот факт, что западная религиозная традиция отличается от русской тем, что в ней отсутствует обращение в каком–либо деле к одному определенному святому.


Надгробие святого в Даремском соборе

Священные труды

Перу святого принадлежит около 40 книг по различным отраслям знаний. Его труды хранились во всех крупных европейских библиотеках. Наиболее знаменитыми его трудами считаются:

  • «Церковная история англов»;
  • «О правописании»;
  • «О метрическом искусстве»;
  • «Книга эпиграмм».

Многочисленные труды способствовали распространению славы Достопочтенного из Британии по всей Европе.

Именно Беда при переводе Священного писания озвучил имена волхвов, первыми посетивших младенца Иисуса. Интересно и то, что святой является одним из немногих, увековеченных в «Божественной комедии» Данте, наряду с Фомой Аквинским.


Титульный лист базельского собрания сочинений (1563)


Миниатюра из рукописи Жития св. Кутберта, написанного Бедой


Миниатюра из рукописи XII века Жития св. Кутберта, написанного Бедой

Роль святого в христианстве

Почитают Беду Достопочтенного 27 мая, в день смерти святого. Ведь по свидетельствам учеников монах отходил в мир иной с молитвой на устах, в счастье и умиротворении. В этот день в Ярроу служат торжественную литургию, рассказывают о жизни, служении и таланте монаха.

Читайте также:
Житие Симона Кананита - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Трудно переоценить роль человека, который занимался переводом и толкованием Библии, стараясь сделать текст доступным и понятным для каждого. Также из-под пера монаха вышло множество научных трудов, которые облегчили дальнейшие исследования и дополнили некоторые пробелы в истории.

Бесспорно, Беда Достопочтенный является уникальным человеком, чьи энциклопедические познания способствовали прорыву во многих отраслях науки Средневековья. И это несмотря на то, что монах практически не покидал стен монастыря, успевая служить не только Богу, но и людям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отрывок, характеризующий Беда Достопочтенный

Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши. Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить. – De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева. – Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu’il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить. – Sire, – отвечал Балашев. – l’Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость. Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его: – Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой. Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон. – Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s’arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его. Балашев поехал дальше, по словам Мюрата предполагая весьма скоро быть представленным самому Наполеону. Но вместо скорой встречи с Наполеоном, часовые пехотного корпуса Даву опять так же задержали его у следующего селения, как и в передовой цепи, и вызванный адъютант командира корпуса проводил его в деревню к маршалу Даву. Даву был Аракчеев императора Наполеона – Аракчеев не трус, но столь же исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе как жестокостью. В механизме государственного организма нужны эти люди, как нужны волки в организме природы, и они всегда есть, всегда являются и держатся, как ни несообразно кажется их присутствие и близость к главе правительства. Только этой необходимостью можно объяснить то, как мог жестокий, лично выдиравший усы гренадерам и не могший по слабости нерв переносить опасность, необразованный, непридворный Аракчеев держаться в такой силе при рыцарски благородном и нежном характере Александра. Балашев застал маршала Даву в сарае крестьянскои избы, сидящего на бочонке и занятого письменными работами (он поверял счеты). Адъютант стоял подле него. Возможно было найти лучшее помещение, но маршал Даву был один из тех людей, которые нарочно ставят себя в самые мрачные условия жизни, для того чтобы иметь право быть мрачными. Они для того же всегда поспешно и упорно заняты. «Где тут думать о счастливой стороне человеческой жизни, когда, вы видите, я на бочке сижу в грязном сарае и работаю», – говорило выражение его лица. Главное удовольствие и потребность этих людей состоит в том, чтобы, встретив оживление жизни, бросить этому оживлению в глаза спою мрачную, упорную деятельность. Это удовольствие доставил себе Даву, когда к нему ввели Балашева. Он еще более углубился в свою работу, когда вошел русский генерал, и, взглянув через очки на оживленное, под впечатлением прекрасного утра и беседы с Мюратом, лицо Балашева, не встал, не пошевелился даже, а еще больше нахмурился и злобно усмехнулся. Заметив на лице Балашева произведенное этим приемом неприятное впечатление, Даву поднял голову и холодно спросил, что ему нужно. Предполагая, что такой прием мог быть сделан ему только потому, что Даву не знает, что он генерал адъютант императора Александра и даже представитель его перед Наполеоном, Балашев поспешил сообщить свое звание и назначение. В противность ожидания его, Даву, выслушав Балашева, стал еще суровее и грубее. – Где же ваш пакет? – сказал он. – Donnez le moi, ije l’enverrai a l’Empereur. [Дайте мне его, я пошлю императору.] Балашев сказал, что он имеет приказание лично передать пакет самому императору. – Приказания вашего императора исполняются в вашей армии, а здесь, – сказал Даву, – вы должны делать то, что вам говорят. И как будто для того чтобы еще больше дать почувствовать русскому генералу его зависимость от грубой силы, Даву послал адъютанта за дежурным. Балашев вынул пакет, заключавший письмо государя, и положил его на стол (стол, состоявший из двери, на которой торчали оторванные петли, положенной на два бочонка). Даву взял конверт и прочел надпись. – Вы совершенно вправе оказывать или не оказывать мне уважение, – сказал Балашев. – Но позвольте вам заметить, что я имею честь носить звание генерал адъютанта его величества… Даву взглянул на него молча, и некоторое волнение и смущение, выразившиеся на лице Балашева, видимо, доставили ему удовольствие. – Вам будет оказано должное, – сказал он и, положив конверт в карман, вышел из сарая. Через минуту вошел адъютант маршала господин де Кастре и провел Балашева в приготовленное для него помещение. Балашев обедал в этот день с маршалом в том же сарае, на той же доске на бочках. На другой день Даву выехал рано утром и, пригласив к себе Балашева, внушительно сказал ему, что он просит его оставаться здесь, подвигаться вместе с багажами, ежели они будут иметь на то приказания, и не разговаривать ни с кем, кроме как с господином де Кастро.

Читайте также:
Гавриил Ургебадзе - житие и биография святого, могила, почитание и память, пророчества

Легендарные христианские книги: Жития святых святителя Димитрия Ростовского

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — Легендарные христианские книги.

Автор:

Святитель Димитрий (1651–1709) — митрополит Ростовский, церковный писатель, собиратель и редактор жизнеописаний святых, автор драм и стихов.

Время написания:

1684–1705 гг.

Почти 20 лет святитель Димитрий собирал, переводил, редактировал и издавал Четьи Минеи. Он разделил все жития на 4 тома — по временам года, начиная с 1 сентября — церковного новолетия. Первый том был издан в Киеве в 1689 году.

Содержание:

Собрание житий святых. Жития систематизированы по дням празднования памяти святых. Название «Четьи Минеи» переводится как «ежемесячные чтения». Четьи Минеи предназначались для небогослужебного назидательного чтения.

2/3 житий посвящены мученикам, пострадавшим в гонениях от римских властей и императоров-еретиков.

Почти 4000 житий святых вошли в Четьи Минеи Димитрия Ростовского. За три века, прошедших с момента составления житий, святцы Русской Церкви пополнились примерно тысячей новых святых. Большинство из них — мученики начала XX века.

За основу Четий Миней Димитрий Ростовский взял составленные за полтора века до этого Великие Четьи Минеи святителя Макария, митрополита Московского.

«В то время Домициан, император римский, воздвиг на христиан большое гонение, и Иоанн был оклеветан перед ним. Епарх Асийский, схватив святого, отослал связанным в Рим к кесарю, где за исповедание Христово Иоанн прежде всего претерпел удары, а затем должен был выпить чашу, наполненную смертоносным ядом. Когда же по слову Христову: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк 16:18), он не получил от нее вреда, тогда был ввергнут в котел с кипящим маслом, но и оттуда вышел невредимым. И вопиял народ: «велик Бог христианский!» Кесарь же, не дерзая более мучить Иоанна, счел его бессмертным и осудил на изгнание на остров Патмос».

Святитель Димитрий вспоминал: «В 1685 году лег я отдохнуть не раздеваясь и в сонном видении узрел святого мученика Ореста (Тианского. — Прим. авт.), с ликом веселым ко мне вешающего сими словами: “Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал”. Сие рек, открыл мне перси свои и показал в левом боку великую рану, насквозь во внутренность проходящую, сказав: “Сие мне железом прожжено”».

Ростов-на-Дону был назван в честь святителя Димитрия Ростовского. Город постепенно вырос из основанной в 1760 году крепости в дельте Дона.

Пушкин создает образ юродивого в трагедии «Борис Годунов» на основе житий блаженных Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака. В переписке он называет Четьи Минеи «вечно живой, неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника».

«Жития святых Димитрия Ростовского» были ежедневным чтением в семье последнего русского царя Николая II. Жития святых полагалось иметь в каждом благочестивом доме Российской империи.

Академик Лихачев считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

«Жил в городе Патаре некий муж, знатный и богатый. Придя в крайнюю нищету, он потерял прежнее свое значение, ибо жизнь века сего непостоянна. Сей человек имел трех дочерей, которые были очень красивы собою. Когда он лишился всего необходимого, так что нечего было есть и не во что одеться, он, ради своей великой нищеты, замыслил отдать своих дочерей на любодеяние… Но Всеблагий Господь… вложил благую мысль в душу угоднику Своему, святому иерею Николаю, и тайным вдохновением послал его к погибающему душою мужу… Он взял большой мешок золота, пришел в полночь к дому мужа того и, бросив этот мешок в окно, сам поспешил возвратиться домой».

Репост! ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: СВЯТЫЕ МОЩИ СВТ. СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО, или Одно чудесное явление, очевидцем которого стал великий русский писатель Н.В. Гоголь. Житие и чудеса святого. Вселенское Православие неукоснительно и с любовью чтит память святителя, который был дружен со свт. Николаем-Чудотворцем! (Видео)

В 1848 году во время своего путешествия в Иерусалим Николай Васильевич Гоголь как раз и стал одним из свидетелей чудесной сущности мощей.

Читайте также:
Арсений Каппадокийский - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

Позже он с благоговением рассказывал отцу Порфирию (Григорову) об этом чуде, совер­шившемся у него на глазах. Случилось оно при паломничестве его к святым мощам угодника Божия св. Спиридона Тримифунтского — того самого святого, который знавал и был дружен со знаменитым святителем Николаем, чудотворцем Мирликийским, всегда особенно горячо почитавшимся на Руси под именем Николай-Угодник, и вместе с которым (равно как и с другими ревнителями Православия) отстоял в свое время чистоту учения в борьбе с небезызвестной, сотрясшей всю Церковь, ересью священника Ария на первом Вселенском Соборе в 325 г. н. э . В отличие от мощей Николая-Угодника, покоящихся ныне в итальянском городе Бари и источающих благоуханное миро, мощи св. Спиридона Тримифунтского обладают совершенно уникальными свойствами: мало того, что они остаются полностью нетленными на протяжение целых столетий, они еще к тому же продолжают сохранять… вес, температуру и мягкость (!), свойственные обычному живому человеческому телу, и чудесным образом не утрачивают свойства живой плоти.

В тот день, когда Гоголь приехал на поклонение святому, верующие, как это заведено каждый год 12 декабря (по старому стилю), с большой торжественностью обносили святые мощи вокруг города. При этом все присутствующие обычно благоговейно и трепетно прикладываются к ним. Однако на этот раз среди них находился некий английский путешественник, естественно, взращенный на скепсисе рационализма протестантской культуры. Он позволил себе заметить, что, по всей видимости, спина угодника прорезана, и тело тщательно набальзамировано. Чуть позже он подошел к мощам поближе. Каково же было его граничащее с ужасом изумление, когда мощи святого на глазах у всех… медленно приподнялись из раки и обратились своею спиною именно к этому «идейному» наследнику апостола Фомы, прозванного «неверующим»: на, мол, дружок, поищи-ка «свою» прорезь!

Впоследствии этот эпизод из жизни великого писателя от отца Порфирия стал известен братии Оптиной Пу­стыни. О нем и рассказывал своим духовным чадам преподобный Амвросий Оптинский. Вот в каких, довольно сухих словах, в письме «О почитании святых мощей» преподобный Амвросий изложил этот примечательный факт:

«Николай Васи­льевич Гоголь, бывши в Оптиной Пустыни, передавал издателю жития и писем затворника Задонского Георгия (о. Порфирию Григорову), что он сам видел мощи св. Спиридона и был свидетелем чуда от оных.

При нем мощи обносились около города, как это ежегодно со­вершается 12 декабря с большим торжеством. Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должного почтения, говоря, что спина угодника будто бы была прорезанная и тело набальзамировано; потом, однако, решил­ся подойти, и мощи сами обратились к нему спиной. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней. Этому были свидетелями мно­гие зрители, в том числе и Гоголь, на которого сильно подействовал этот случай».

Какова дальнейшая судьба этого достопочтенного британца, к сожалению, неизвестно. Гоголя же это чудо потрясло до самых глубин души.

Чудом является и то, что покровитель странников сам по сей день не перестает «странствовать» по «белу свету», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. В Православном мире он известен как «ходящий святой» — бархатные сапожки, надетые на на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные сапожки разрезают на части и раздают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.

По всему храму и над саркофагом с мощами на цепочках висят «тамы», серебряные пластинки с выпуклым изображением фигуры всего человека или отдельных частей тела: сердца, глаз, рук, ног, а также серебряные лодочки, машины, множество лампад — это подарки людей, получивших исцеление или помощь от святителя Спиридона.

Рака с мощами Святого запирается на ключ, но бывают случаи, когда ключ просто не поворачивается в замке, и тогда местные священнослужители знают — святителя Спиридона в раке нет, он ходит по земле, гостит у тех, кому нужна его помощь.

Алексей Анатольевич Чеверда

От Редакции: Продолжение этого материала, в котором содержится очень много другой интересной информации о дорогом свт. Спиридоне, вы прочтете, перейдя по ссылке: https://monomah.org/archives/20741.

Читайте также другие наши материалы: «Русская Православная Церковь 23 декабря 2019 года отметила 265-летие со дня блаженной кончины великого русского святого — святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца! Инициатором канонизации этого святителя был св. Государь-Император Николай Александрович!» — https://monomah.org/archives/20716.

«Инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II». Беседа с настоятелем Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиереем Олегом Кобецом» — https://monomah.org/archives/6192.

«Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией»: Архиерей Митрофан всегда очень усердно молился об усопших, особенно о воинах, душу свою положивших за ближних своих и родное Отечество. 6 декабря (23 ноября по старому стилю) — память выдающегося святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского (1703)!» — https://monomah.org/archives/26253.

«МУЧЕНИК ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН! О. Петр Боярский — Ангел во плоти, принявший мученическую кончину и упокоившийся на Почаевской земле…» — https://monomah.org/archives/5442.

«Фильм о шести православных старцах «Соль Земли». Их жизнь и пророчества. Настоятельно рекомендуем посмотреть. » — https://monomah.org/archives/426.

Великомученица Екатерина Александрийская, дева

Дни памяти

27 апреля (переходящая) – Собор Синайских преподобных

Читайте также:
Арсений Великий - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

Житие

Свя­тая Ека­те­ри­на ро­ди­лась в Алек­сан­дрии во вто­рой по­ло­вине тре­тье­го сто­ле­тия. Про­ис­хо­ди­ла она из знат­но­го ро­да и от­ли­ча­лась свет­лым умом, уче­но­стью и кра­со­той. Мно­гие бо­га­тые и знат­ные же­ни­хи ис­ка­ли ее ру­ки, а мать и род­ные уго­ва­ри­ва­ли ее со­гла­сить­ся на брак. Но Ека­те­ри­на мед­ли­ла с от­ве­том и го­во­ри­ла сво­им близ­ким: «Ес­ли хо­ти­те, чтобы я вы­шла за­муж, то най­ди­те мне юно­шу, по­доб­но­го мне по кра­со­те и уче­но­сти».

Бог так устро­ил, что Ека­те­ри­на по­зна­ко­ми­лась с од­ним стар­цем-пу­стын­ни­ком, че­ло­ве­ком свет­ло­го ума и пра­вед­ной жиз­ни. Об­суж­дая с Ека­те­ри­ной до­сто­ин­ства ее по­клон­ни­ков, ста­рец ска­зал: «Я знаю Же­ни­ха, ко­то­рый во всем пре­вос­хо­дит те­бя. Нет ему по­доб­но­го». По­том он дал ей ико­ну Пре­свя­той Де­вы, обе­щал, что она по­мо­жет ей уви­деть необык­но­вен­но­го Же­ни­ха.

В бли­жай­шую ночь пред­ста­ви­лось Ека­те­рине в лег­ком сне, что Небес­ная Ца­ри­ца, окру­жен­ная Ан­ге­ла­ми, сто­ит пе­ред ней и дер­жит на ру­ках От­ро­ка, си­я­ю­ще­го, как солн­це. На­прас­но ста­ра­лась Ека­те­ри­на взгля­нуть на Его ли­цо: Он от­во­ра­чи­вал­ся от нее. «Не пре­зи­рай Тво­е­го со­зда­ния, – мо­ли­ла Бо­жия Ма­терь сво­е­го Сы­на, – ска­жи ей, что она долж­на сде­лать, чтобы уви­деть Твой свет­лый лик». «Пусть она вер­нет­ся к стар­цу и узна­ет от него», – от­ве­тил От­рок.

Чуд­ный сон глу­бо­ко по­ра­зил де­вуш­ку. Как толь­ко на­ста­ло утро, она по­спе­ши­ла к стар­цу, при­па­ла к но­гам его и про­си­ла у него со­ве­та. Ста­рец по­дроб­но объ­яс­нил ей ис­тин­ную ве­ру, рас­ска­зал о рай­ском бла­жен­стве пра­вед­ни­ков и о ги­бе­ли греш­ни­ков. Муд­рая де­ва по­ня­ла пре­вос­ход­ство хри­сти­ан­ской ве­ры над язы­че­ской, по­ве­ри­ла в Иису­са Хри­ста как Сы­на Бо­жия и при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние. По­сле Кре­ще­ния бо­же­ствен­ный свет про­ник в нее и на­пол­нил ее ве­ли­кой ра­до­стью.

Ко­гда Ека­те­ри­на с об­нов­лен­ной ду­шой воз­вра­ти­лась до­мой, она дол­го мо­ли­лась, бла­го­да­ря Бо­га за ми­лость, ока­зан­ную ей. За­снув во вре­мя мо­лит­вы, она сно­ва уви­де­ла Ма­терь Бо­жию. Те­перь Бо­же­ствен­ный От­рок ми­ло­сти­во взи­рал на нее. Пре­свя­тая Де­ва взя­ла пра­вую ру­ку де­ви­цы, а От­рок на­дел ей чуд­ный пер­стень, ска­зав: «Не знай же­ни­ха зем­но­го». Ека­те­ри­на по­ня­ла, что с это­го мо­мен­та она об­ру­че­на Хри­сту и просну­лась с еще боль­шей ра­до­стью на серд­це. По­сле это­го она со­вер­шен­но пе­ре­ме­ни­лась ста­ла скром­ной, крот­кой и ми­ло­сти­вой. Она ста­ла ча­сто мо­лить­ся Бо­гу, про­ся ру­ко­вод­ства и по­мо­щи. Од­на цель во­оду­шев­ля­ла ее: жить для Хри­ста.

В ско­ром вре­ме­ни в Алек­сан­дрию при­был Мак­си­ми­ан (286–305 гг.), со­пра­ви­тель им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на. Он разо­слал вест­ни­ков по го­ро­дам Егип­та со­звать на­род на празд­ник в честь язы­че­ских бо­гов. Ека­те­ри­на скор­бе­ла, что царь, вме­сто то­го, чтобы со­дей­ство­вать про­све­ще­нию на­ро­да, еще боль­ше на­саж­да­ет язы­че­ские суе­ве­рия. Ко­гда на­сту­пил празд­ник, она при­шла в ка­пи­ще, где со­би­ра­лись жре­цы, знать и на­род, и без­бо­яз­нен­но ска­за­ла ца­рю: «Не стыд­но ли те­бе, царь, мо­лить­ся мерз­ким идо­лам! По­знай ис­тин­но­го Бо­га, без­на­чаль­но­го и бес­ко­неч­но­го; Им ца­ри цар­ству­ют и мир сто­ит. Он со­шел на зем­лю и сде­лал­ся че­ло­ве­ком для спа­се­ния на­ше­го».

Мак­си­ми­ан раз­гне­вал­ся на Ека­те­ри­ну за неува­же­ние к его цар­ско­му до­сто­ин­ству и по­ве­лел за­клю­чить ее в тем­ни­цу. За­тем он ве­лел уче­ным лю­дям убе­дить Ека­те­ри­ну в ис­тин­но­сти язы­че­ской ре­ли­гии. В те­че­ние несколь­ких дней они из­ла­га­ли пе­ред де­ви­цей раз­лич­ные до­во­ды в поль­зу язы­че­ской ре­ли­гии, но Ека­те­ри­на сво­ей ло­ги­кой и ра­зум­ны­ми до­во­да­ми раз­би­ва­ла их в прах. Она до­ка­зы­ва­ла им, что мо­жет су­ще­ство­вать толь­ко один пре­муд­рый Со­зда­тель все­го, ко­то­рый сво­и­ми со­вер­шен­ства­ми бес­ко­неч­но воз­вы­ша­ет­ся над язы­че­ски­ми бо­же­ства­ми. В кон­це кон­цов язы­че­ские муд­ре­цы при­зна­ли се­бя по­беж­ден­ны­ми все­со­кру­ша­ю­щей ло­ги­кой Ека­те­ри­ны. По­тер­пев неуда­чу на ин­тел­лек­ту­аль­ной поч­ве, Мак­си­ми­ан, од­на­ко, не от­сту­пил от сво­е­го на­ме­ре­ния пе­ре­убе­дить Ека­те­ри­ну. При­звав ее, он ста­рал­ся пре­льстить ее по­дар­ка­ми, обе­ща­ни­я­ми по­че­стей и сла­вы. Но Ека­те­ри­на оста­ва­лась непод­куп­ной.

Мак­си­ми­а­ну при­шлось на ко­рот­кое вре­мя от­лу­чить­ся из го­ро­да. Его же­на, ца­ри­ца Ав­гу­ста, мно­го слы­шав­шая о муд­ро­сти Ека­те­ри­ны, по­же­ла­ла уви­деть ее. Встре­тив­шись и по­бе­се­до­вав с Ека­те­ри­ной, Ав­гу­ста уве­ро­ва­ла в Хри­ста и при­ня­ла хри­сти­ан­скую ве­ру.

Ко­гда Мак­си­ми­ан воз­вра­тил­ся в Алек­сан­дрию, он сно­ва по­слал за Ека­те­ри­ной. На этот раз он снял мас­ку доб­ро­же­ла­тель­но­сти и стал гро­зить Ека­те­рине пыт­ка­ми и смер­тью. По­том он ве­лел при­не­сти ко­ле­са с ост­ры­ми зуб­ца­ми и ве­лел пре­дать ее этой ужас­ной каз­ни. Но ед­ва толь­ко на­ча­лись му­че­ния, как неви­ди­мая си­ла со­кру­ши­ла ору­дие му­ки, свя­тая Ека­те­ри­на оста­лась невре­ди­ма. Ца­ри­ца Ав­гу­ста, узнав о слу­чив­шем­ся, пред­ста­ла пе­ред сво­им му­жем и ста­ла уко­рять его, как он дер­за­ет вос­ста­вать про­тив Са­мо­го Бо­га. Царь при­шел в ярость от вме­ша­тель­ства сво­ей же­ны и по­ве­лел тут же умерт­вить ее.

На дру­гой день Мак­си­ми­ан в по­след­ний раз при­звал Ека­те­ри­ну и пред­ло­жил ей стать его же­ной, обе­щая ей все бла­га ми­ра. Но свя­тая Ека­те­ри­на и слу­шать об этом не хо­те­ла. Ви­дя бес­по­лез­ность всех сво­их уси­лий, царь ве­лел пре­дать ее смер­ти, и во­ин от­сек ей го­ло­ву в 304 го­ду.

Впо­след­ствии свя­тые остан­ки ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны по­па­ли на го­ру Си­най и с тех пор здесь хра­ни­лись в мо­на­сты­ре ее име­ни. Им­пе­ра­тор Петр Ве­ли­кий по­жерт­во­вал для ее мо­щей дра­го­цен­ную ра­ку.

Святая великомученица Екатерина: житие, почитание, иконы, молитвы (+видео)

7 декабря (24 ноября по старому стилю) – день памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской, равно почитаемой как Православной, так и Католической Церковью.

Святая великомученица Екатерина Александрийская

О жизни Екатерины, как и о жизнях подавляющего большинства мучеников первых веков христианства, нам известно до обидного мало. Жития святых составлялись спустя не одно столетие на основании так называемых мартириев («мученичеств»), которые также писались далеко не по горячим следам. Этот жанр церковной литературы сложился в Византийской империи и сочетал в себе агиографию и беллетристику. Авторы мартириев придерживались определенной сюжетной схемы и главное внимание, разумеется, уделяли мученическому подвигу святых, одновременно обращая внимание на их сны, мысли и переживания. Однако хронология и исторические реалии большинства мартириев настолько размыты или противоречивы, что ученые не считают их серьезными источниками.

Читайте также:
Артемий Веркольский: житие и биография праведного, день памяти и мощи

Конечно, для верующего человека в житии святого главное не столько его биография, сколько указание на горячую веру, любовь к Господу и готовность отдать за Него жизнь. Это образцы для подражания, нравственные ориентиры. И все же о любимых святых хочется узнать как можно больше. Так что же нам известно о жизни святой Екатерины?

Откуда мы о ней знаем?

Основными источниками жизнеописания святой являются мученичество, приписываемое некоему Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, мученичество, составленное Симеоном Метафрастом, три анонимных мартирия, а также «Похвальное слово Екатерине» Анастасия Протасикрита. Самое раннее из них относится к VI-VII вв. На их основе позднее были написаны многочисленные агиографические сочинения, посвященные великомученице, причем ее жизнеописание варьировалось, дополнялось новыми деталями (например, описание обручения Екатерины с Небесным Женихом появилось в ее житиях лишь в XIV в.).

Указывается, что Екатерина пострадала за Христа между 305 и 312 гг. Поскольку известно, что на тот момент ей было 18 лет, год ее рождения – между 287 и 294 гг. Место рождения – Александрия Египетская. Считается, что Екатерина происходила из знатного рода, ее отцом называют некоего Конста – правителя Александрии. Однако среди римских проконсулов конца III – начала IV вв. человека с таким именем нет. Впрочем, не исключено, что среди предков великомученицы были греческие цари Египта. Греческим является и ее имя – дословно «всегда чистая».

Впрочем, некоторые источники указывают возможное языческое имя Екатерины – Доротея. Достоверных свидетельств этому не обнаружено. Однако Евсевий Кесарийский, современник святой, в своей «Церковной истории» упоминает о безымянной мученице, история которой один в один совпадает с жизнеописанием Екатерины. Кроме того обстоятельства, что неизвестная мученица была не казнена, а отправлена в ссылку. В латинском переводе Руфина Турания эта женщина фигурирует под именем Доротея. Церковный историк XVI в. Цезарь Бароний предполагал, что святая Екатерина действительно могла претерпеть мученическую кончину уже после возвращения из ссылки.

Жизнь Екатерины до обращения

Жизнь Екатерины до крещения подтверждала: можно иметь все, но не быть счастливым человеком. Знатное происхождение, богатство, необычайная красота, глубокий ум, блестящее образование – всем этим она обладала в избытке. Согласно житию, написанному святителем Димитрием Ростовским, Екатерина «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».

Родители Екатерины торопились выдать дочь замуж, женихи один за другим просили ее руки, но девушка заявила, что согласится стать женой лишь того, кто превзойдет ее во всем – в знатности, богатстве, красоте и уме. Вряд ли это было проявлением гордыни, скорее всего, умная девица понимала, что неравный брак не принесет ей счастья, и предпочла сохранить себя в чистоте девства.

Мистическое обручение святой Екатерины

Мать Екатерины, тайная христианка, привела ее к своему духовному отцу, сирийскому монаху. Побеседовав с девушкой, старец решил открыть ей веру во Христа. Он рассказал Екатерине, что знает Юношу, превосходящего ее во всем. Старец дал ей икону, изображающую Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, и научил молитве, в которой Екатерина должна была попросить Деву Марию показать ей чудесного Юношу – Ее Сына. Просьба девушки была исполнена: в ту же ночь Екатерина увидела во сне Богородицу с Младенцем на руках. Однако Младенец отворачивался от Екатерины, не желая смотреть на особу, по Его словам, нищую, худородную, безобразную и безумную – как и любой человек, не омытый водами святого крещения.

Проснувшись, опечаленная Екатерина пошла за советом к старцу. Просветив ее в вере, монах совершил над Екатериной таинство крещения. Поздние редакции жития святой рассказывают, что после этого она снова увидела во сне Богоматерь с Младенцем, Который теперь смотрел на Екатерину ласково и вручил ей перстень в знак обручения с Небесным Женихом. После пробуждения девушка обнаружила перстень у себя на пальце.

Свидетельница веры

Через некоторое время в Александрию на языческое празднество прибыл император. Какой именно – точно неизвестно. Это было время тетрархии – правления четырех императоров одновременно, и за период с 305 по 312 гг. Римской империей управляли ни много ни мало девять императоров. Чаще других называют Максимина, Максимиана и Максенция (возможно, эта путаница происходит из-за сходства имен), но наиболее вероятно, что это был Максимин II Даза (или Дайа). Во-первых, он был цезарем, а позднее августом восточной части империи, куда входил и Египет, во-вторых, вошел в историю прежде всего как необузданный и жестокий гонитель христиан.

Екатерина решила убедить императора в ложности языческой веры и донести до него правду о Христе. С этим она явилась во дворец – для знатной особы это было возможно. Император был поражен ее красотой и умными речами, а поскольку сам был не готов к подобному спору, пригласил во дворец пятьдесят мудрейших философов и риторов, которые должны были убедить девушку отречься от христианства. Однако Екатерина с легкостью победила их, доказав ничтожество римских богов. После поражения в диспуте ученые были приговорены к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианскую веру, и останки их были обнаружены не тронутыми огнем, после чего еще многие уверовали во Христа.

Мученичество

Император уговаривал Екатерину отказаться от веры в Единого Бога и принести жертву языческим богам. После категорического отказа мученицу долго истязали, а затем заключили в темницу. Двенадцать дней голубь приносил ей пищу, а затем явился Сам Христос в окружении ангелов, чтобы укрепить ее перед предстоящими мучениями.

Супруга императора, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, вместе с военачальником Порфирием и отрядом солдат ночью тайно навестила ее в темнице. Побеседовав с Екатериной, все они также уверовали во Христа.

Специально для устрашения Екатерины было изготовлено орудие пытки: на ось насадили четыре деревянных колеса, утыканных железными остриями. Вращаясь в разные стороны, колеса должны были растерзать тело стоящей между ними мученицы, которая осталась тверда и не отказалась от Христа. Житие рассказывает о том, как невидимая сила разрушила это сооружение, колеса разлетелись в разные стороны, убив немало зевак, пришедших поглазеть на казнь.

Читайте также:
Флор и Лавр - житие и биография мучеников, труды и послания, чудеса и дни памяти

Изображение святой Екатерины с колесом

После этого жена императора при всех обличила своего мужа и исповедала себя христианкой, а вместе с ней – Порфирий и его воины. Всех их подвергли страшным мучениям, а затем обезглавили. Императрица известна нам как мученица Августа, хотя это не имя, а лишь титул супруги августа. Однако этот факт – еще одно указание на императора Максимина, поскольку Максенций не был августом, а жена Максимиана Евтропия благополучно пережила мужа.

Нечестивый император предпринял еще одну попытку соблазнить Екатерину – на этот раз лаской. В обмен на отречение от Христа он обещал сделать ее своей наложницей или даже законной супругой. Максимин действительно славился крайней степенью распутства, а Екатерина оставалась прекрасной даже после всех истязаний. Мученица с возмущением отвергла его притязания, и разгневанный император приказал усечь ей голову мечом.

С молитвой положила Екатерина голову на плаху, и из раны вместо крови потекло молоко. По преданию, тело мученицы было отнесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая.

Почитание

Три века спустя монахи Преображенского монастыря, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там нетленные останки святой Екатерины – главу и левую руку, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в обитель. В настоящее время мощи великомученицы сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре католикона – главного храма монастыря святой Екатерины (так стал называться Синайский монастырь после перенесения туда святых останков), на правой стороне престола. Еще одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе храма и всегда открыта верующим для поклонения.

Первые сохранившиеся изображения Екатерины относятся к VIII-IX вв. На православных иконах мученица традиционно изображается в царском одеянии, с венцом на голове и крестом в правой руке. Известны изображения святой, опирающейся на колесо, с пальмовой ветвью в руке. Иконография «Обручение великомученицы Екатерины» сложилась в XVIII в. под влиянием западных образцов.

Впервые память святой Екатерины отмечается в «Типиконе Великой церкви» IX-XI вв. Ее гимнография восходит к IX в. Именно тогда преподобный Феофан Никейский и монах по имени Вавил создали в честь великомученицы Екатерины несколько замечательных песнопений, которые и поныне поются в день ее преставления. Также преподобный Феофан написал в честь великомученицы канон, краегранесие которого гласит: «Екатерину приснопамятную песньми пою…»

Татьяна Ивашкова

Житие. Справка

Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305 — 313). Живя в столице — центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать Екатерины, тайная христианка, повела ее за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем. Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к которой рвалась ее душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной — Матери Небесного Жениха о даровании видения Ее Сына.

Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик от нее, говоря, что Он не может смотреть на нее, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью принял ее, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо — дивный дар Небесного Жениха.

В это время в Александрию на языческое празднество прибыл сам император Максимин. Приносились и человеческие жертвы — на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая любовь к мученикам — христианам и сердечное желание облегчить их участь побудили Екатерину пойти к главному жрецу и владыке империи, императору-гонителю Максимину.

Назвав себя, святая исповедала свою веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее и показать торжество языческой мудрости, император повелел созвать 50 ученейших мужей империи, но святая взяла верх над мудрецами, так что они сами уверовали во Христа.

Максимин, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить ее обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу.

На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху — Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача. Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря.

Читайте также:
Андрей Смоленский: житие благоверного князя, труды и подвиги, мощи

История почитания

Три века спустя смерти святой мученицы монахи Преображенского монастыря, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там нетленные останки святой Екатерины – главу и левую руку, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в обитель. В настоящее время мощи великомученицы сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре католикона – главного храма монастыря святой Екатерины (так стал называться Синайский монастырь после перенесения туда святых останков), на правой стороне престола. Еще одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе храма и всегда открыта верующим для поклонения.

Впервые память святой Екатерины отмечается в «Типиконе Великой церкви» IX-XI вв. Ее гимнография восходит к IX в. Именно тогда преподобный Феофан Никейский и монах по имени Вавил создали в честь великомученицы Екатерины несколько замечательных песнопений, которые и поныне поются в день ее преставления. Также преподобный Феофан написал в честь великомученицы канон, краегранесие которого гласит: «Екатерину приснопамятную песньми пою…»

Иконы и картины

Первые сохранившиеся изображения Екатерины относятся к VIII-IX вв. На православных иконах мученица традиционно изображается в царском одеянии, с венцом на голове и крестом в правой руке. Известны изображения святой, опирающейся на колесо, с пальмовой ветвью в руке. Иконография «Обручение великомученицы Екатерины» сложилась в XVIII в. под влиянием западных образцов.

Святая великомученица Екатерина. Икона Синайского монастыря.

Молитвы

Тропарь святой великомученице Екатерине

Добродетельми яко лучами солнечными просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящим в нощи неверия тму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, Богозванная невесто блаженная Екатерине; желанием востекла еси в небесный чертог к прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчалася еси: Емуже со ангелы предстояще, за ны молися, творящия пречестную память твою.

Кондак святой великомученице Екатерине

Лик честный Божественно мучениколюбцы воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнищи Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши.

Житие святой великомученицы Екатерины

Первые христиане, уверовавшие в Силу Его, горячо отстаивали свою Веру. Несмотря на гонения, мучения и издевательства, многие из них открыто заявляли о своих убеждениях и активно проповедовали их окружающим. Именно такой путь избрала молодая дева Екатерина из Александрии Египетской, день памяти которой празднуется православными христианами 7 декабря.

Дочь правителя

На исходе III столетия от Рождества Христова в 287 г. в семье египетского правителя Конста родилась девочка, получившая при рождении имя Доротея. Благородное происхождение позволило ей получить всестороннее образование, которое включало в себя:

  • изучение сочинений античных мудрецов и философов;
  • ознакомление с трудами древних медиков;
  • глубокие познания многих языков;
  • ораторское и диалектическое искусство.

Живя в Александрии — одном из культурных центров античного мира — Доротея слушала публичные выступления виднейших учёных мужей своего времени и читать сочинения древних авторов, собранные в александрийской библиотеке.

Жизнеописания других святых мучениц:

Она была не только мудрой и образованной девушкой, но и богатой и красивой наследницей александрийского правителя. Боясь, что наследие семьи уйдёт в чужие руки, родители настаивали на скорейшем замужестве Доротеи. Девушка понимала, что семейная жизнь с одним из множества достойных, но уступающих ей в мудрости мужчин не принесёт ей счастья. Она поставила условие, что станет супругой того человека, который будет превосходить её умом, богатством, красотой и знатностью.

Обращение к христианству

Мать Доротеи тайно исповедовала преследуемое в то время христианство. Она решила спросить совета у своего духовного отца — почтенного благочестивого старца, жившего в уединенной пещере недалеко от города. Молодая дева поразила святого мужа не только своей красотой и мудрыми речами, но и кротостью нрава. Он решил приобщить её к вере Христовой, рассказав, что знает человека, равного которому не найти на всём свете.

Его красота затмевает солнечный свет; мудрость управляет всем сущим на земле; щедро раздаваемое страждущим богатство никогда не иссякает, а только приумножается; а род его стоит выше всех земных правителей. У этого юноши нет земного отца, а его мать, святая и Пречистая Дева, пребывает ныне душой и телом в Царстве Небесном, и преклоняются перед ней и всякое телесное создание, и бесплотные ангелы.

Дева, выслушав слова старца о чудесном юноше, захотела увидеть его. Святой отшельник дал её образ Богоматери Марии с младенцем Иисусом на руках и повелел вознести к ней усердную молитву с просьбой показать своего сына. Мудрая дева пришла домой и, дождавшись ночи, начала усердно молится Богородице, как научил её наставник матери. С молитвой на устах она уснула и увидела прекрасное видение — Пречистую Деву Марию с божественным младенцем на руках.

Интересно! Богомладенец отворачивал лик свой от девушки, и она не могла разглядеть лица его. Трижды он отворачивался Иисус от неё, и трижды просила Богородица за александрийскую деву. Но Спаситель отвечал Матери, что дева эта безобразна, безумна, бедна и худородна в глазах его, так как живет в нечестии. Повелел Он Доротее вернуться в пещеру к святому старцу и выполнить все его наставления.

Утром воодушевленная дева отправилась к святому отшельнику, просила помочь ей увидеть лик Небесного Жениха. Преподобный муж научил её основам веры, познакомил со Святым Писанием и рассказал, что каждому человеку после окончания земного пути воздастся по деяниям его. Мудрая девушка всем сердцем уверовала в учение Христа и приняла крещение от старца, который нарёк её христианским именем Екатерина.

Чудо обручения

Духовный наставник повелел Екатерине снова вознести к Пречистой Деве усердную молитву. Долго молилась Богородице молодая христианка, отказываясь от еды и питья, пока не уснула. И во сне вновь явилась ей Царица Небесная со Своим Сыном. С радостью смотрел Божественный отрок на Екатерину, признавая её душевную красоту, богатство и мудрость.

Читайте также:
Поучения Владимира Мономаха: краткое содержание, герои и суть повести

Христос обручил Екатерину как нетленную невесту Свою, надел ей на палец красивое кольцо и заповедовал не брать себе земного жениха.

Пробудившись, дева увидела на руке обручальное кольцо Спасителя и наполнилось её сердце любовью и радостью, забыв все суетные дела и печали земные.

Проповедница веры

Через некоторое время в Александрии состоялось большое языческое празднество, посвященное божествам римского пантеона. В честь этого в египетской столице собрались люди со всей провинции, а праздничные жертвоприношения возглавил римский правитель Максимин, который жестоко преследовал христиан в своих владениях.

Видя, что многие люди губят бессмертные души свои, поклоняясь идолам, Екатерина решила пойти во дворец, где пировал властитель и аристократы, и обличить их заблуждения. Она рассказала Максимину об Истинном Едином Боге, который не требует от детей своих кровавых жертв, а призывает жить по строгим заповедям Его. Не найдя, что ответить на слова мудрой девы, правитель решил отложить разговор с ней до окончания празднеств.

Собрав 50 мудрейших мужей, правитель приказал им доказать красавице, что боги языческие сильны и всевластны. Пообещали мудрецы нечестивому царю переубедить деву и снова склонить её к язычеству. В это время явился Екатерине Архангел Михаил и возвестил ей, что по вере её придаст Господь ей часть мудрости своей, чтобы победить в споре учёных мужей. Победа её обратит в истинную Веру не только её противников, которые примут мученическую смерть, но и многих людей. Екатерину привели во дворец, где она мудрыми и кроткими словами убедила мудрецов в правоте о своей и величии Единого Бога Иисуса Христа.

Читайте также похожие статьи:

Разгневался царь на учёных подданных и велел сжечь их на огромном костре. Святая же дева утешала их, говоря, что, уверовав в Силу и Милость Истинного Бога, пройдут они огненное крещение и вознесутся к престолу Его, очищенными от духовной и телесной скверны. С радостью новообращенные взошли на костер и приняли мученическую смерть. Когда к остаткам костра пришли богобоязненные христиане, чтобы достойно похоронить останки святых мучеников, то узрели чудо Господне — тела оказались совершенно необожженными огнём.

Увидев, что в мудрости и красноречии Екатерина превосходит всех мудрецов, Максимин решил лестью, лукавыми посулами и хитростью соблазнить её и вернуть на путь неправедный. Но благочестивая дева ответила на все его предложения, что она убежденная христианка и Невеста Христова, и скорее выберет лохмотья мученика, чем багряные царские одеяния. Не испугали святую Екатерину и угрозы телесных мучений, потому что через них возвысится дух её, и многие подданные царя пойдут за ней в Царство Христово.

Слова девы сильно разгневали правителя, и велел он схватить её придать многим мучениям.

Мученические испытания

По воле царя девушку раздели донага и стали избивать тело её плетьми. Вскоре всё оно покрылось страшными кровоточащими ранами. Но Екатерина стойко переносила телесные страдания, наполняя души окружающих людей изумлением и сомнениями. Измученную девушку бросили в темницу, а жестокий царь запретил ей давать ей воду и пищу.

  • Через некоторое время супруга царя увидела чудесное видение, в котором святая Екатерина возложила на её голову золотой венец, переданный Небесным Владыкой. Августа стремилась увидеть юную мученицу втайне от супруга и попросила помочь в этом военачальника Порфирия. Под покровом ночи жена правителя, Порфирий и двести верных ему воинов пришли в темницу святой девы, которая мудрыми и кроткими речами обратила их в истинную Веру и укрепила дух и мужество их рассказом о благодати Царства Небесного.
  • Иисус Христос не оставил преданную невесту свою и каждый день посылал в её камеру голубя с пищей. А однажды явился ей в сопровождении всего небесного воинства, чтобы укрепить дух её перед грядущими испытаниями. Желая сломить волю Екатерины, царь приказал привязать её к столбу, на котором закрепили четыре вращающихся в разные стороны колеса. Но как только начали вращать страшный механизм, явился Ангел и разрушил его так, что колёса полетели в нечестивцев, убив их.
  • Увидев чудо великое, многие александрийцы уверовали в Спасителя, а Августа публично обличила мужа своего. Максимин подверг супругу телесным истязаниям и казнил. Порфирий и войны его, похоронив свою царицу, на следующий день публично объявили себя христианами и также как Августа приняли мученическую смерть через усекновение головы.
  • На следующий день нечестивый царь призвал к себе святую деву и снова искушал её посулами сладостной и беззаботной жизни. Но снова блаженная дева отказалась от всех соблазнов. Разгневанный правитель приказал отрубить святой Екатерине голову. Возрадовалась этому дева, потому что приближалась к встрече со своим Небесным Женихом.
  • Вознеся к Всевышнему Господу горячую молитву, смиренно опустила она голову под топор исполнителя казни. И после этого произошло ещё одно чудо Господне — из раны потекло на землю молоко, а вслед за этим явились Ангелы и забрали святые мощи, перенеся их на гору Синай.

Обретение мощей и почитание

Через три века монах Преображенского монастыря, построенного на Синайской горе по приказу императора Юстиниана, повинуясь приказу, ниспосланному им в святом видении, нашли неподалёку от обители нетленные мощи святой Екатерины — главу и руку с красивым перстнем на безымянном пальце. Святые мощи перенесли в монастырь, где они покоятся и по сегодняшний день.

На заметку! Святую Екатерину почитают и католики, и православные христиане. Первые её изображения появились в VIII в. В православной традиции мученицу изображают с царским венцом на голове багряном одеянии, которые символизирует её благородное происхождение, и крестом в правой руке.

Житие святой Екатерины — пример преданной веры и любви к Господу, которые являлись образцом для многих людей, идущих по праведному пути в Царство Небесное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: