Житие чудотворца Спиридона Тримифунтского – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Святитель Спиридо ́ н Тримифунтский, епископ

Дни памяти

Житие

Свя­ти­тель Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский ро­дил­ся в кон­це III ве­ка на ост­ро­ве Кипр. О его жиз­ни све­де­ний со­хра­ни­лось ма­ло. Из­вест­но, что он был пас­ту­хом, имел же­ну и де­тей. Все свои сред­ства он от­да­вал на нуж­ды ближ­них и стран­ни­ков, за это Гос­подь воз­на­гра­дил его да­ром чу­до­тво­ре­ния: он ис­це­лял неиз­ле­чи­мо боль­ных и из­го­нял бе­сов. По­сле смер­ти же­ны, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337), он был из­бран епи­ско­пом го­ро­да Три­ми­фун­та. В сане епи­ско­па свя­ти­тель не из­ме­нил сво­е­го об­ра­за жиз­ни, со­еди­нив пас­тыр­ское слу­же­ние с де­ла­ми ми­ло­сер­дия. По сви­де­тель­ству цер­ков­ных ис­то­ри­ков, свя­ти­тель Спи­ри­дон в 325 го­ду при­ни­мал уча­стие в де­я­ни­ях I Все­лен­ско­го Со­бо­ра. На Со­бо­ре свя­ти­тель всту­пил в со­стя­за­ние с гре­че­ским фило­со­фом, за­щи­щав­шим ари­е­ву ересь. Про­стая речь свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на по­ка­за­ла всем немощь че­ло­ве­че­ской муд­ро­сти пе­ред Пре­муд­ро­стью Бо­жи­ей: «Слу­шай, фило­соф, что я бу­ду го­во­рить те­бе: мы ве­ру­ем, что Все­мо­гу­щий Бог из ни­че­го со­здал Сво­им Сло­вом и Ду­хом небо, зем­лю, че­ло­ве­ка и весь ви­ди­мый и неви­ди­мый мир. Сло­во это есть Сын Бо­жий, Ко­то­рый со­шел ра­ди на­ших гре­хов на зем­лю, ро­дил­ся от Де­вы, жил с людь­ми, по­стра­дал, умер для на­ше­го спа­се­ния и за­тем вос­крес, ис­ку­пив Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми пер­во­род­ный грех, и со­вос­кре­сил с Со­бою че­ло­ве­че­ский род. Мы ве­ру­ем, что Он Еди­но­су­щен и Рав­но­че­стен со От­цем, и ве­ру­ем это­му без вся­ких лу­ка­вых из­мыш­ле­ний, ибо тай­ну эту по­стиг­нуть че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом невоз­мож­но».

В ре­зуль­та­те бе­се­ды про­тив­ник хри­сти­ан­ства сде­лал­ся его рев­ност­ным за­щит­ни­ком и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. По­сле раз­го­во­ра со свя­тым Спи­ри­до­ном, об­ра­тив­шись к сво­им дру­зьям, фило­соф ска­зал: «Слу­шай­те! По­ка со­стя­за­ние со мною ве­лось по­сред­ством до­ка­за­тельств, я вы­став­лял про­тив од­них до­ка­за­тельств дру­гие и сво­им ис­кус­ством спо­рить от­ра­жал все, что мне пред­став­ля­ли. Но ко­гда, вме­сто до­ка­за­тель­ства от ра­зу­ма, из уст это­го стар­ца на­ча­ла ис­хо­дить ка­кая-то осо­бая си­ла, до­ка­за­тель­ства ста­ли бес­силь­ны про­тив нее, так как че­ло­век не мо­жет про­ти­вить­ся Бо­гу. Ес­ли кто-ни­будь из вас мо­жет мыс­лить так же, как я, то да уве­ру­ет во Хри­ста и вме­сте со мною да по­сле­ду­ет за этим стар­цем, уста­ми ко­то­ро­го го­во­рил Сам Бог».

На том же Со­бо­ре свя­ти­тель Спи­ри­дон явил про­тив ари­ан на­гляд­ное до­ка­за­тель­ство Един­ства во Свя­той Тро­и­це. Он взял в ру­ки кир­пич и стис­нул его: мгно­вен­но вы­шел из него вверх огонь, во­да по­тек­ла вниз, а гли­на оста­лась в ру­ках чу­до­твор­ца. «Се три сти­хии, а пл­ин­фа (кир­пич) од­на, – ска­зал то­гда свя­ти­тель Спи­ри­дон, – так и в Пре­свя­той Тро­и­це – Три Ли­ца, а Бо­же­ство Еди­но».

Свя­ти­тель с боль­шой лю­бо­вью за­бо­тил­ся о сво­ей пастве. По его мо­лит­ве за­су­ха сме­ня­лась обиль­ным жи­во­тво­ря­щим до­ждем, а непре­рыв­ные до­жди – вёд­ром (тёп­лой, су­хой по­го­дой), ис­це­ля­лись боль­ные, из­го­ня­лись де­мо­ны.

Од­на­жды к нему при­шла жен­щи­на с мерт­вым ре­бен­ком на ру­ках, про­ся за­ступ­ни­че­ства свя­то­го. По­мо­лив­шись, он вер­нул мла­ден­ца к жиз­ни. Мать, по­тря­сен­ная ра­до­стью, упа­ла без­ды­хан­ной. Но мо­лит­ва угод­ни­ка Бо­жия вер­ну­ла жизнь и ма­те­ри.

Как-то, спе­ша спа­сти сво­е­го дру­га, окле­ве­тан­но­го и при­го­во­рен­но­го к смер­ти, свя­ти­тель был оста­нов­лен в пу­ти неожи­дан­но раз­лив­шим­ся от на­вод­не­ния ру­чьем. Свя­той при­ка­зал по­то­ку: «Стань! Так по­веле­ва­ет те­бе Вла­ды­ка все­го ми­ра, дабы я мог пе­рей­ти и спа­сен был муж, ра­ди ко­то­ро­го спе­шу». Во­ля свя­ти­те­ля бы­ла ис­пол­не­на, и он бла­го­по­луч­но пе­ре­шел на дру­гой бе­рег. Су­дья, пре­ду­пре­жден­ный о про­ис­шед­шем чу­де, с по­че­том встре­тил свя­то­го Спи­ри­до­на и от­пу­стил его дру­га.

Из­ве­стен из жиз­ни свя­ти­те­ля и та­кой слу­чай. Как-то он за­шел в пу­стую цер­ковь, по­ве­лел воз­жечь лам­па­ды и све­чи и на­чал бо­го­слу­же­ние. Про­воз­гла­сив «Мир всем», он и диа­кон услы­ша­ли в от­вет свер­ху раз­дав­ше­е­ся ве­ли­кое мно­же­ство го­ло­сов, воз­гла­ша­ю­щих: «И ду­хо­ви тво­е­му». Хор этот был ве­лик и слад­ко­глас­нее вся­ко­го пе­ния че­ло­ве­че­ско­го. На каж­дой ек­те­нии неви­ди­мый хор пел «Гос­по­ди, по­ми­луй». При­вле­чен­ные до­но­сив­шим­ся из церк­ви пе­ни­ем, к ней по­спе­ши­ли на­хо­див­ши­е­ся по­бли­зо­сти лю­ди. По ме­ре то­го, как они при­бли­жа­лись к церк­ви, чу­дес­ное пе­ние все бо­лее и бо­лее на­пол­ня­ло их слух и услаж­да­ло серд­ца. Но ко­гда они во­шли в цер­ковь, то не уви­де­ли ни­ко­го, кро­ме епи­ско­па с немно­ги­ми цер­ков­ны­ми слу­жи­те­ля­ми, и не слы­ха­ли уже бо­лее небес­но­го пе­ния, от че­го при­шли в ве­ли­кое изум­ле­ние.

Свя­той Си­ме­он Ме­та­фраст, опи­са­тель его жи­тия, упо­доб­лял свя­то­го Спи­ри­до­на пат­ри­ар­ху Ав­ра­аму в доб­ро­де­те­ли го­сте­при­им­ства. «На­доб­но знать и то, как он при­ни­мал стран­ни­ков», – пи­сал близ­кий к мо­на­ше­ским кру­гам Со­зо­мен, при­во­дя в сво­ей «Цер­ков­ной ис­то­рии» уди­ви­тель­ный при­мер из жиз­ни свя­ти­те­ля. Од­на­жды по на­ступ­ле­нии Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в его дом по­сту­чал­ся стран­ник. Ви­дя, что пут­ник очень утом­лен, свя­той Спи­ри­дон ска­зал до­че­ри: «Об­мой-ка но­ги это­му че­ло­ве­ку да пред­ло­жи ему по­есть». Но вви­ду по­ста не бы­ло сде­ла­но нуж­ных за­па­сов, ибо свя­ти­тель «вку­шал пи­щу толь­ко в опре­де­лен­ный день, а в про­чие оста­вал­ся без пи­щи». По­это­му дочь от­ве­ти­ла, что в до­ме нет ни хле­ба, ни му­ки. То­гда свя­той Спи­ри­дон, из­ви­нив­шись пе­ред го­стем, при­ка­зал до­че­ри под­жа­рить быв­шее в за­па­се со­ле­ное сви­ное мя­со и, уса­див за стол стран­ни­ка, при­нял­ся за тра­пе­зу, убеж­дая то­го че­ло­ве­ка под­ра­жать се­бе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, святитель не стал возражать, заметив: «Слово Божие изрекло: для чистых все чисто» (Тит.1:15).

Дру­гая ис­то­рия, со­об­щен­ная Со­зо­ме­ном, так­же весь­ма ха­рак­тер­на для свя­ти­те­ля: у свя­то­го был обы­чай из со­бран­но­го уро­жая од­ну часть раз­да­вать бед­ным, а дру­гую от­да­вать нуж­да­ю­щим­ся в долг. Сам он лич­но ни­че­го не да­вал, а про­сто по­ка­зы­вал вход в кла­до­вую, где каж­дый мог взять, сколь­ко нуж­но, и по­том воз­вра­тить та­ким же об­ра­зом, без про­вер­ки и от­че­та.

Читайте также:
Житие святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским – жизнеописание, чудеса, мощи святых

Из­ве­стен так­же рас­сказ Со­кра­та Схо­ла­сти­ка о том, как во­ры ре­ши­ли по­хи­тить овец свя­то­го Спи­ри­до­на: глу­бо­кой но­чью за­бра­лись они в ов­чар­ню, но тут же неви­ди­мой си­лой ока­за­лись свя­зан­ны­ми. Ко­гда на­ста­ло утро, свя­той при­шел к ста­ду и, уви­дев свя­зан­ных раз­бой­ни­ков, по­мо­лив­шись, раз­вя­зал их и дол­го уго­ва­ри­вал оста­вить без­за­кон­ный путь и до­бы­вать про­пи­та­ние чест­ным тру­дом. По­том, по­да­рив им по ов­це и от­пус­кая их, лас­ко­во ска­зал: «Пусть же не на­прас­но вы бодр­ство­ва­ли».

Ча­сто упо­доб­ля­ют свя­то­го Спи­ри­до­на про­ро­ку Илии, ибо так же по мо­лит­ве его во вре­мя за­сух, ча­сто угро­жав­ших ост­ро­ву Кипр, шел дождь: «Рав­но­ан­гель­на Спи­ри­до­на зрим, ве­ли­ка­го чу­до­твор­ца. Неко­гда стра­на от без­до­ж­дия и за­су­хи вель­ми по­стра­да: бысть глад и яз­ва, и мно­гое мно­же­ство лю­дей ум­ро­ша, мо­лит­ва­ми же свя­ти­те­ля сни­де с небе­се на зем­лю дождь: лю­дие же, из­бав­ль­ше­ся от бед­ствия, бла­годар­ствен­но взы­ва­ху: Ра­дуй­ся, ве­ли­ко­му про­ро­ку упо­до­би­вый­ся и дождь, отъ­ем­лю­щий глад и неду­ги, бла­говре­мен­ный низ­вел еси».

Все жи­тие свя­ти­те­ля по­ра­жа­ет уди­ви­тель­ной про­сто­той и си­лой чу­до­тво­ре­ния, да­ро­ван­ной ему от Гос­по­да. По сло­ву свя­ти­те­ля про­буж­да­лись мерт­вые, укро­ща­лись сти­хии, со­кру­ша­лись идо­лы. Ко­гда в Алек­сан­дрии пат­ри­ар­хом был со­зван Со­бор ра­ди со­кру­ше­ния идо­лов и ка­пищ, по мо­лит­вам от­цов Со­бо­ра па­ли все идо­лы, кро­ме од­но­го, са­мо­го по­чи­та­е­мо­го. Пат­ри­ар­ху в ви­де­нии бы­ло от­кры­то, что идол этот остал­ся для то­го, чтобы быть со­кру­шен­ным свя­ти­те­лем Спи­ри­до­ном Три­ми­фунт­ским. Вы­зван­ный Со­бо­ром свя­ти­тель сел на ко­рабль, и в тот мо­мент, ко­гда ко­рабль при­стал к бе­ре­гу и свя­ти­тель сту­пил на зем­лю, идол в Алек­сан­дрии со все­ми жерт­вен­ни­ка­ми по­верг­ся в прах, чем воз­ве­стил пат­ри­ар­ху и всем епи­ско­пам при­бли­же­ние свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на.

В пра­вед­но­сти и свя­то­сти про­жил свя­той Спи­ри­дон зем­ную жизнь и в мо­лит­ве пре­дал ду­шу свою Гос­по­ду (ок. 348 го­да). В ис­то­рии Церк­ви свя­ти­тель Спи­ри­дон по­чи­та­ет­ся вме­сте со свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем, ар­хи­епи­ско­пом Мир­ли­кий­ским.

Мо­щи его по­ко­ят­ся на ост­ро­ве Кор­фу в церк­ви его име­ни (кро­ме дес­ной ру­ки, ко­то­рая в Ри­ме).

Святитель Спиридон Тримифунтский: житие, чудеса, почитание

После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (324–337) и его сына Констанция (337–361), святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта. В его лице паства обрела любвеобильного отца, всей своей жизнью являвшего пример добродетельной жизни и трудолюбия.

Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники – пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов. Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция; разговаривал со своей скончавшейся дочерью Ириной; оживил благодатию Божией умершего ребенка, а затем и его мать, при виде чуда упавшую бездыханно. Известен случай, когда святому Спиридону во время утрени незримо сослужили Ангелы, и после каждой ектении слышалось их пение: «Господи, помилуй». Также на одном из богослужений лампада, в которой уже закончился елей, по молитве святителя наполнилась маслом сама собой…

Угодник Божий всегда стремился защитить благочестивых христиан, попавших в беду. Один из друзей святителя был оклеветан завистниками, заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Святой поспешил на помощь, но путь ему преградил многоводный поток. Вспомнив, как перешел разлившийся Иордан Иисус Навин, святитель с твердой верой во всемогущество Божие вознес молитву, и поток расступился. Вместе со спутниками, невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешел посуху на другой берег. Предупрежденный о происшедшем судья встретил святителя с почетом и отпустил невиновного.

Богомудрый архипастырь, желая спасти души своих соотечественников, нередко обличал и человеческие пороки. Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению. Тех, кто не внимал голосу совести и словам святого, постигало наказание Божие.

Однажды по какому-то важному делу святитель Спиридон отправился в село Эритра, находившееся в тридцати милях от столицы острова Кипр Константианы. Утомленный летним зноем и дальней дорогой, святой вошел в эритрский храм и попросил местного диакона не затягивать службу. Однако клирик, мечтавший о земной славе, продолжал медленно, напоказ возносить молитвы. Духовными очами богомудрый старец увидел в диаконе пагубную страсть тщеславия и, желая смирить гордеца, грозно воскликнул: «Замолчи, творец ослушания!»

За преслушание Тримифунтскому архипастырю Господь без малейшего промедления лишил голоса диакона, и он издавал лишь невнятные звуки. Пока святитель сам завершал чтение молитвы, молва о Божией каре, постигшей диакона, разнеслась по всему селению и глубоко огорчила его родственников и друзей. Они пришли к святому Спиридону и стали упрашивать чудотворца избавить их провинившегося земляка от недуга, который не позволит ему служить в церкви. В свою очередь, немой клирик припал к ногам владыки и, обливаясь слезами, знаками умолял о прощении.

После отеческого наставления диакону святитель Спиридон молитвенным заступничеством перед Богом смягчил суровое наказание, однако немой не исцелился полностью, чтобы благозвучный голос не подал ему нового повода к преткновению. С тех пор эритрский клирик говорил хриплым голосом, немного заикался, но косноязычие не ослабило, а укрепило в нем веру. Диакон прозрел духом и до конца жизни служил для потомков примером того, как опасно не слушаться святых старцев и превозноситься перед людьми.

Известен случай, когда к святителю Спиридону пришел перекупщик скота и попросил продать сотню коз из его стада. Бесстрастный служитель Христов не торговался с гостем о цене, и купец, поняв, что имеет дело с Божиим человеком, решил воспользоваться его простодушием. Хитрый торговец оставил плату в доме епископа только за 99 коз. Святой не стал пересчитывать деньги и отправился вместе с покупателем к стаду. Когда они подошли к загону, прозорливый пастырь сказал: «Входи, чадо, и забери столько коз, за скольких ты расплатился со мной».

Читайте также:
Анастасия Римляныня: житие и биография святой, день памяти и мощи

Одержимый страстью к наживе, купец отсчитал 100 голов и выпустил стадо за ограду. Все козы последовали за новым хозяином, и лишь одна из них побежала назад. Торговец несколько раз выгонял ее из загона, но коза тотчас возвращалась к законному владельцу. Купец не мог понять, почему животное так поступает. Он разозлился и попытался на плечах унести чужое добро. Однако коза бодала рогами голову покупателя и очень громко блеяла.

Великодушный святитель не захотел открыто обличать своего гостя и тихо сказал обидчику: «Эта неразумная тварь неспроста воспротивилась… Не надо бороться с ней. Лучше поднимись в дом и проверь, сколько денег ты там оставил. Может быть, ты забыл за нее заплатить?»

Торговец понял, что совершенный им бесчестный поступок известен владыке. Он раскаялся, попросил прощения у святителя Спиридона и уже полностью расплатился за стадо. Коза же больше не упиралась и сама спокойно последовала за новым хозяином. Купец был настолько потрясен столь ясным проявлением воли Господней, что с Божией помощью искоренил в себе пагубное стремление к многостяжанию.

Святитель Спиридон был строгим ревнителем Церковного Устава и чрезвычайно заботился о сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Он строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других Богодухновенных книг.

В 325 году святитель Спиридон участвовал в I Вселенском Соборе в Никее. Осененный Божией благодатию, он обратил в Православие ученого греческого философа, защищавшего ересь Ария: «Един Бог, сотворивший небо и землю, и создавший из земли человека, и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, и умер ради нашего спасения, и воскрес, и с Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного Существа со Отцом, равной с Ним власти и чести… так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты не осмеливайся исследовать, как все это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание». Философ признал правоту святителя и сказал своим друзьям: «Пока состязание велось посредством доказательств, я своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда вместо доказательств из уст этого старца стала исходить какая-то особенная сила – доказательства против нее бессильны, – Богу человек противиться не может… последуем за этим старцем, устами его говорил Сам Бог». На Соборе в Никее святитель Спиридон так объяснил арианам исповедуемое православными единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: святой взял в руки кирпич и стиснул его – вверх мгновенно метнулся огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Вот три стихии, а кирпич один, – сказал святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». По некоторым сведениям, святитель Спиридон участвовал и в деяниях Поместного Собора 342–343 годов в городе Сердике (ныне – столица Болгарии, София).

Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь Святых Апостолов в городе Тримифунте. Во второй половине VII века мощи святителя были перенесены в Константинополь, а в 1456 году – на остров Корфу в Ионическом море (греческое название острова – Керкира). Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова), и поныне находятся святые мощи святителя Спиридона в храме, посвященном ему.

Рака с мощами святого украшена золотыми и серебряными изделиями – дарами тех, кому помог праведник. Мощи святителя по сей день сохраняются неповрежденными; даже кожный покров этого угодника Божия сохраняет свою мягкость. Сквозь стекло раки хорошо видно лицо святого. Его черты вполне узнаваемы, прекрасно сохранились волосы и зубы. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру 36,6 градуса, у него растут волосы и ногти. «Тело св. Спиридона, – говорит один ученый грек, – и доселе составляет для физиологов предмет справедливого удивления: оно мягко и растяжимо и как бы живо… в таком жарком месте, как Корфу; подверженное теплым и сырым испарениям, оно не потерпело ни малейшей перемены. Все это, как оно ни противоречит общим законам физики, несомненно, непререкаемо и основательно дознано».

В православном мире святитель Спиридон почитается как «ходящий» святой. Бывают случаи, когда хранители раки не могут ее открыть – тогда, как говорят керкирские священники, святого в раке просто нет, он ходит по острову. Подтверждением этого чуда является также и то, что одежду, в которую облачен угодник Божий, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто святой не покоиться в раке, а ходит. Бархатные тапочки (их также называют башмачками или сапожками), одетые на ноги святого, также изнашиваются, и их дважды в год (перед Пасхой и накануне дня памяти святителя) заменяют на новые. Изношенные же тапочки разрезают на части и затем раздают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время переобувания чувствуется ответное движение.

Читайте также:
Житие преподобной Марии Египетской - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Православная Церковь совершает память святителя Спиридона 12/25 декабря. На острове же Корфу (Керкира), кроме этого дня, память святого торжественно празднуют еще четыре раза – в Вербное Воскресенье (Неделю Ваий), Великую (Страстную) Субботу, 11 августа и в первое воскресенье ноября – в благодарность святителю за избавление от голода (в XVI веке), чумы (в 1630 и 1673 годах) и за победу в 1716 году над турками, которым явился святой Спиридон с мечом в руке, тем самым избавив жителей острова от насилия врагов. В эти дни в знак любви и почтения к святителю в Корфу совершаются крестные ходы, так называемые Литании.

Святитель Спиридон Тримифунтский издревле почитается на Руси наравне со святителем Николаем Мирликийским. Святого Спиридона также уподобляют пророку Илии, поскольку по молитве святителя во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел прохладительный дождь. «Солоноворот», или «поворот солнца на лето» (25 декабря по новому стилю), совпадающий с памятью Кипрского архипастыря, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». Особым почитанием пользовался святитель Спиридон в древнем Новгороде и Москве. В 1633 году в Москве был воздвигнут храм во имя святителя. В Московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке ныне находится чтимая икона святителя Спиридона с частицей его святых мощей.

В Беларуси православные христиане также с любовью и благоговением молятся Тримифунтскому чудотворцу. В Витебской епархии, в деревне Мошканы Сенненского района, действует храм, посвященный святителю Спиридону. Угодника Божия почитают и в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре. 4 июня 2012 года, накануне празднования памяти преподобной Евфросинии Полоцкой, в Спасскую обитель была привезена икона святителя Спиридона Тримифунтского, написанная на острове Корфу (пожертвована благодетелями монастыря супругами Константином и Аллой Шавель). 11 ноября 2012 года в дар Спасо-Евфросиниевскому монастырю был передан тапочек с мощей святителя Спиридона и ковчег с сенью (изготовлен минским мастером-резчиком Алексеем Хацкевичем) для его хранения. Тапочек с мощей святого пожертвован Полоцкой обители супругами Константином и Аллой Шавель, ктиторами храма святителя Спиридона на Корфу, а ковчег для святыни – супругами Алексеем и Натальей Хацкевич. Ныне образ Кипрского архипастыря и ковчег с тапочком с его святых мощей пребывают в монастырском Кресто-Воздвиженском соборе.

Угоднику Божию молятся при материальных затруднениях, голоде, об обретении жилья, о даровании урожая, об исцелении и облегчении тяжелых болезней, об исправлении заблудших и о духовном совершенстве. Святитель Спиридон считается заступником вдов и сирот, помощником путешествующих, а также небесным покровителем домашнего скота и крестьянского труда.

Восхваляя богоугодное житие Тримифунтского чудотворца, Святая Церковь так воспевает добродетели святителя Спиридона: «Радуйся, человеколюбивый пастырю, избавляяй от бед словесныя овцы стада твоего», «Радуйся, богоблагодатный человеком помощниче», «Радуйся, источниче, благодатию обильный», «Радуйся, о немже изумляются Ангели».

О пречудный святителю Христов, отче Спиридоне! Нынешнее наше моление прием, избави нас от всех бед и напастей, укрепи на враги страну нашу, даруй нам оставление прегрешений и изми от вечныя смерти всех вопиющих о тебе к Богу: Аллилуия.

1. Бугаевский А. В. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим рукописям. М., 2005.

Живое Предание

Житие Спиридона Тримифунтского как актуальное чтение: святой против истеблишмента

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

25 декабря — день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца.

Житие святителя Спиридона — череда, поток чудотворений. Преподобный Симеон Метафраст, автор его жития, считает, что «величайшую пользу для души и великое богатство добродетели может принести житие мужественных и боголюбивых мужей. Ведь оно заставляет не только отстать от дурного, но и ревностно обратиться к лучшему». Ну, и какую же пользу нам несут эти чудеса? Что я должен понять и как исправиться? Тем более что мы знаем, в какую елейную кашу превращаются жития в обыденном православном сознании. Давайте просто вчитаемся в текст жития (возьмем наиболее авторитетное житие святителя Спиридона авторства преподобного Симеона Метафраста, в этой книге можно прочитать и его и другие ранние жития святителя Спиридона).

Начнем с того, что в самом святителе не было ничего чудесного — не монах, не мистик, не философ, не аристократ. Просто пастух, просто муж, просто отец. Работал, женился, завел детей. Как первохристиане согласно Посланию к Диогнету или Апологетику Тертуллиана:

«Не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни в чем не отличную от других. Обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и, следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни».

«Чудесное», «удивительный и поистине невероятный образ жизни» первохристиан и Спиридона заключается вот в чем: «сделал свое имение доступным для нуждающихся», помогал «беднякам и чужестранцам» (читай: нищим и мигрантам), был «весьма человеколюбив душой и сострадателен умом», а в Послании к Диогнету — «общая трапеза», а в Апологетике Тертуллиана «все у нас общее». Любовь — действенная, действительная, делами, а не словами, «социальная» любовь — вот чудесное в нем. От этого «чудесного» идут и чудеса. Мысль чрезвычайно важная: жить по христиански это «просто жить», работать, жениться, заводить детей, во всем быть «обычным» — отличаясь однако «качеством» своей «простой жизни» — действенной любовью.

Читайте также:
Житие мученика Иоанна Воина - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Первое чудо святителя, описанное Симеоном Метафрастом, — спасение от засухи, описывается так: святой Спиридон «как человеколюбивый, Человеколюбивого Бога» просит послать дождь.

Бог есть «человеколюбивый» и в этом мире страданий, засухи, голода, жестокости, алчности только тот может быть проводником Божественного человеколюбия, кто сам человеколюбив. Такова общая логика чуда: «эмпирически» ощущаемая, «социальная» любовь есть то, через что Бог входит в мир.

Против рынка

Вот два следующих чуда, тоже связанных с засухой. Капиталисты, пользуясь засухой и голодом, поднимают цены на хлеб, «наживаясь, — как говорит Священное Писание, — на хлебе и на чужих бедах» (Ам 5:11), добывая себе незаконную наживу». Один из бедняков приходит к одному из капиталистов: «не имея денег, на которые мог бы для своей нужды купить что-либо, предлагая же, увы, только слезы, которыми [только и] владел». У одного — все, у другого — только слезы. Капиталист, разумеется, бедняку отказывает, тот идет к Спиридону. Тут начинается «революционная вакханалия».

По молитве святителя Спиридона Бог посылает ливень. Ливень размывает амбары капиталиста: «зерно и другие запертые там плоды вынесло в изобилии, и лежали они готовыми для желающих их расхитить». Чудо экспроприации и обобществления! Капиталист в логике «свободного рынка» наживается на голоде и нищете — что ж, Бог эту логику не принимает и отнимает у капиталиста его частную собственность, передает ее в пользование нищим.

А бедняк, что спровоцировал это чудо, «с великим наслаждением насмехается над богачом, ставшим справедливейшим посмешищем, но в то же время наполняет дом плодами, и все ему досталось легко, как говорится, «без сеянья и жатвы». Я надеюсь, вы понимаете чисто пролетарский характер этого отрывка, это великое наслаждение над справедливым посмешищем богача, радость экспроприации. «Рыночек порешал», что умный капиталист своим коммерческим трудом — богат, а вот «нищеброды» не старались, и «справедливо» бедны. В чем же чудо? В том, что «быдло» «обворовало» капиталиста! (и еще радуется, что «не работая» — какой кошмар!). «У многих подобных ему [капиталисту] случилось изменение к лучшему» при чтении жития, считает Метафраст. Что же они должны понять? Не ту ли истину, что логика свободного рынка — не логика Логоса?

Другое чудо с другим бедняком, но с тем же горемыкой-капиталистом. Тут святитель Спиридон (точнее, через Спиридона — Бог, Он же чудеса творит) — мошенник, фальшивомонетчик. Уже другой бедняк, но у этого же капиталиста просит кредит. Капиталист без залога кредита не дает (жития, как видите, довольно актуальное чтение), бедняк — к Спиридону.

Как же святитель Спиридон помог бедняку? Он превращает змею в золото, чтобы этот фальшак бедняк отдал в залог капиталисту, а после успешной сделки золото обратно превращается в змею. Такое вот чудо махинации.

Против государства

Это чудеса против рынка, а вот — против государства, ибо рынок и государство — две стороны одной монеты, две черты одного и того же господства — господства отнюдь не Господа.

Некто несправедливо попал в тюрьму и ждет приговора (повторим: жития — весьма актуальное чтение). Спиридон — епископ, и как святой — некий образец епископов. Давайте посмотрим, каков идеальный епископ: он живет очень просто, он «исполняет большинство дел сам и работает руками, беря в руки серп и начиная жать», работник физического труда, у него нет машины, то есть, простите, лошадей, и вот узнав о неправедном приговоре, он немедленно спешит на защиту неправедно осужденного. Спиридону мешает разбушевавшаяся река, но по молитве святителя она успокаивается, невинно осужденный спасен.

Другое чудо. Император болеет. Святитель оказывается в императорском дворце, где над ним насмехаются и оскорбляют из-за его простой одежды; Спиридон «не их круга». Во дворце святой Спиридон разводит неуважительные к властям речи:

«Чем же он [император] удивительней остальных? Разве скажешь, что он праведней от этой роскоши и славы? Разве и он не умрет, подобно безвестному и беспризорному нищему? Так же не будет погребен и не истлеет? Равным образом не предстанет перед Неподкупным Судией? Что ты почитаешь преходящее как остающееся и удивляешься ничтожному, когда надо скорее искать невещественного и вечного и любить одну лишь нетленную и небесную славу?»

Святитель Спиридон исцеляет императора, но своих подрывных речей не оставляет, призывая императора

«помнить о Божиих благодеяниях, но и своим подданным, согрешившим и огорчившим его, [подавать] прощение и милость, остальным же — благодеяния и щедрость, а для лишенных даже самого необходимого исполнять роль отца и попечителя и простирать к ним руки и человеколюбивейшее сердце. «Ведь насколько ты превосходишь остальных, — говорит он, — настолько ты обязан быть выше и по добродетели. Потому что не относящегося так к подданным должно называть скорее тираном, чем императором, которого не ублажают за его власть, но считают жалким и ненавидят за надменность».

Мы сказали: рынок и государство — две стороны одного и того же феномена. Как у капиталиста есть сильнейшая власть, ведь контролируя капитал, он буквально контролирует жизнь людей (хлеб в нашем случае), так и внутри истории о государстве (об императоре) вновь появляется тема капитала: император желает отблагодарить святителя Спиридона золотом, а тот в негодовании отказывается, ведь «золото — виновник всех зол». Золото было роздано (обобществлено), а император «великодушно даровал утешение всем нуждающимся, и вдовам, и сиротам, одним — в их вдовстве, другим — в их сиротстве, иным — в их нищете».

Итак, мы можем вычленить политическое и социальное учение Спиридона: виновник всех зол — капитал, государство должно быть социальным (попечение о лишенных самого необходимого, помощь сиротам, вдовам, нищим). Если государство не социальное, оно — тирания.

Читайте также:
Предсказания Лаврентия Черниговского: пророчества преподобного о последних временах и России

Сразу за исцелением императора — исцеление варварки. Понятно почему Метафраст ставит эпизод с варваркой сразу за эпизодом об императоре: в логике мира сего император и варварка максимально разнесены, но отнюдь не в Божьей логике: Спиридон помогает равно и тому, и той.

Против интеллектуалов

Вслед рынку и государству — интеллектуал, ибо у кого деньги и власть, у того и образование. И по-другому: рынок и государство нуждаются в идеологии, в экспертах, в журналистах, в пропагандистах и т. д. Те же, кто лишен власти и денег, лишены и образования: «быдло».

Вот и святитель Спиридон — «быдло», оказавшись на Первом Вселенском Соборе,

«увидел, что философ кичится своими софизмами, направляет свой бранчливый язык против Христа и пытается поносить наше учение, то, выступив, попросил дать и ему кратко высказаться. А сторонники благочестия, зная его простоту и старомодность, а также полную непричастность к эллинскому образованию, попытались помешать ему выйти на середину и поспорить с софистом. Но он, нисколько не послушавшись их (ибо знал, что может вышняя мудрость, а что — человеческая и бессильная), подошел к этому мужу»

…и «по-народному» (о чуде с кирпичом Метафраст ничего не сообщает, у него Спиридон просто говорит) доказал истину Божественности Иисуса и Троичности Бога. В пролетарской простоте святитель побеждает интеллектуала. Очевидным образом житие святителя Спиридона аккумулирует «народные чаяния»: «простой человек» утирает носы богачам, властителям и умникам.

Тут переход от темы действенной, социальной любви к богословию. Человеколюбие Спиридона смыкается с человеколюбием Бога и отсюда святитель не «интеллектуально» знает Бога: Распятый был Богом, ибо явил Любовь, Бог —Троица, ибо Бог — Любовь, а значит, любовь в Нем «онтологична», в Нем есть Те, Кто любят, и Те, Кого любят. Помочь бедняку, явить действенно любовь — означает познать Бога-Любовь, познать Троицу. Помощь беднякам и чужестранцам — противодействие рынку, государству и интеллектуалам — познание Иисуса как Бога и Бога как Троицы: вот логика жития святителя Спиридона. Троица есть общение любви, Иисус впускает людей в жизнь Троицы, то есть в жизнь любви, творить действенно любовь — впускать Троицу в мир, приобщаться общению Троицы.

Святитель «обогатился потоками чудес, из которых всегда черпают, но которые никогда не иссякают» — вот эта логика. «Все черпают, а не иссякает» — это формула христианской экономики. Чудеса Спиридона таковы, ибо он «сделал свое имение доступным для нуждающихся», ибо помогал беднякам и чужестранцам, ибо он сделал частное зерно общим, раздал золото, учил устроить общество по принципу милосердия и помощи. Здесь везде видна некая чрезмерная щедрость — как в истории воскрешения ребенка варварки: варварка сама умерла от чрезмерной радости, и святителю Спиридону пришлось воскрешать и ее. В общем, в обильном потоке чудес святителя Спиридона видна бесконечная щедрость Бога, Того, Кто был распят за грешников и победил смерть, который «избыточно» Троичен. Логика здесь такая, что сам Бог — это Три, имеющие общую природу, — общую, как должно быть общим имущество, зерно, золото — и в общение с Ними приглашены все. Мир сей — мир власти и частной собственности, мир голода и греха — но если своим человеколюбием мы впустим в мир человеколюбие Бога, оно в чрезмерной избыточной щедрости снесет мир сей.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
    • Интернет
    • Книги
    • Периодика
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Житие святителя Спиридона Тримифунтского

Накануне принесения в Россию чудотворной десницы святителя Спиридона Тримифунтского портал Патриархия.ru републикует житие святителя Спиридона, изданное в 2005 году издательством «Скиния» (Бугаевский А.В. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим рукописям. — М.: Скиния, 2005. — 64 с.).

Святитель Спиридон Тримифунтский (Саламинский), чудотворец, родился в конце III века на острове Кипр.

С детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и Богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.

Читайте также:
Герман Соловецкий: биография преподобного, мощи и дни памяти

После смерти жены, в царствование Константина Великого (324-337) и его сына Констанция (337-361), святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора.

Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб. Он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Святитель строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других Богодухновенных книг.

Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого было о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте. В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году — на остров Керкира в Ионическом море (греч. название острова — Корфу). Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова) и поныне сохраняются святые мощи святителя Спиридона в храме его имени. Пять раз в году на острове совершается торжественное празднование памяти святого Спиридона.

Тропарь, глас 1

Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец, Богоносе Спиридоне, отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси, и внегда пети тебе святыя молитвы Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший. Славу Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеле-ния.

Кондак, глас 2

Любовию Христовою уязвився священнейший, ум вперив зарею Духа, детельным видением твоим деяние обрел еси, Богоприятне, жертвенник Божественный быв, прося всем Божественнаго сияния.

архимандрит Антонин (Капустин)

  • Доступно зарегистрированным 0
  • Доступно зарегистрированным 0
  • Доступно зарегистрированным 0
  • Дневник. 1881 0
  • Из Румелии 0
  • Поездка в Румелию 0

Ученый-византинист, церковный деятель, с именем которого связан период расцвета Русской духовной миссии на Святой земле.

Биография

В миру Капустин Андрей Иванович, родился 12 августа 1817 года в с. Батурино Шадринского уезда Пермской губернии. Родители, свящ. Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников.

Окончил Далматовское духовное училище. Обучался в Пермской, а затем в Екатеринославской духовной семинарии, в 1839-1843 гг. учился в Киевской духовной академии, по окончании которой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать немецкий и греческий языки, в октябре 1845 г. стал бакалавром академии.

7 ноября 1845 года пострижен в монашество митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) с наречением имени Антонин.

С 1846 г. занимал различные административные должности в Киевской духовной академии, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением русского перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди.

15 мая 1850 г. был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление в Афинах находившейся в руинах древней церкви Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в декабре 1851 года на деньги русского правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал русской посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под руководством о. Антонина, который в награду за труды 5 апреля 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митр. Аттикийский Неофит).

В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христианских надписей Афин VI-XII вв. . Во время своего пребывания в Греции о. Антонин начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний нескольких монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архим. Порфирием (Успенским), с которым вел впоследствии переписку.

В 1860-1865 гг. архим. Антонин являлся настоятелем посольской церкви в Константинополе. Это был период его наиболее плодотворной научной деятельности. В 1862 г. им был составлен каталог 624 рукописей библиотеки иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе , в котором архим. Антонин впервые обратил внимание ученых на уникальный рукописный сборник, содержащий текст Дидахе.

В апреле 1862 г. о. Антонин посетил г. Никею (Изник) и его окрестности.

Весной 1863 г., получив отпуск, единственный раз за более чем 40-летнее пребывание на Востоке смог совершить поездку на родину; по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России (Вена, Прага, Дрезден, Санкт-Петербург, Москва) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византинистики.

В том же 1863 году по поручению Святейшего Синода исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии, подтвердив его древность, а в 1868 г. вел в Константинополе переговоры об окончательной передаче этой ценнейшей рукописи русскому правительству. В мае-июле 1865 г. он совершил поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории .

Читайте также:
Арсений Великий - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

В 1865 г. был назначен временно заведующим делами Русской духовной миссии в Иерусалиме, а 5 июня 1869 года был утвержден в должности ее начальника). Миссия, основанная в 1847 г., находилась в это время в сложных отношениях с Иерусалимским Патриархатом и представителями др. конфессий в Палестине, а также испытывала крайнее стеснение в денежных средствах, необходимых для ее работы. Архим. Антонин, благодаря тонкому пониманию политической и церковной ситуации на христианском Востоке, прекрасному знанию греческого и ряда восточных языков и дипломатическому таланту, сочетавшемуся с личным обаянием, сумел постепенно улучшить положение Русской миссии, укрепить ее авторитет в Палестине. Добившись более внимательного отношения к ней со стороны русского правительства и Святейшего Синода, ему удалось создать серьезную материальную базу для деятельности миссии в Палестине и значительно расширить существовавшую систему русского паломничества в Св. землю.

Стараниями архимандрита Антонина и на пожертвования, полученные от частных лиц, была приобретена земля вокруг Мамврийского дуба и на Елеонской горе, где по его проекту был построен русский монастырь Вознесения Господня. Прежде чем приступить к строительству, он провел на этом месте археологические раскопки, в ходе которых удалось обнаружить древние мозаики (VI-IX вв.) и погребальные пещеры. Вскоре состоялась покупка участка земли в Эйн-Кареме, неподалеку от Иерусалима, где был построен русский Горненский женский монастырь. На участке, купленном в Яффе, под его руководством был раскопан подземный некрополь, отождествленный с местом погребения прав. Тавифы. Были приобретены также земельные участки в Иерихоне, Тивериаде, Бейт-Джале, Вифлееме, Силоаме и Анате.

В 1883 году по поручению великого князя Сергия Александровича, председателя Императорского Палестинского православного общества, на принадлежащем обществу участке рядом с храмом Воскресения Господня под рук. о. Антонина проводились археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены «Судные врата», а также остатки базилики, построенной в IV в. равноап. имп. Константином Великим. Раскопки этого места произвели сенсацию в науке, дав богатейший материал как для истории земной жизни и последних дней Спасителя, так и для истории христианских построек эпохи Константина Великого в Палестине. По личной просьбе вел. кн. Сергия Александровича архим. Антонин взял на себя руководство строительством церкви во имя св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании (1885-1888).

По указанию архим. Антонина на приобретенных им землях строились приюты для паломников и школы для детей православных арабов. При миссии был создан музей. В конце жизни о. Антонину удалось оформить 6 из 12 приобретенных им участков в принадлежавший ему «вакуф» (особая форма религиозного землевладения в мусульманском праве); согласно завещанию архим. Антонина, все его землевладения (кроме одного участка) были оставлены Святейшему Синоду Российской Церкви. Собственность России на остальные участки официально оформлял уже после смерти о. Антонина рус. генеральный консул А. Г. Яковлев.

Во второй половине 1860 гг. архим. Антонин участвовал в подготовке к изданию актов русского монастыря св. Пантелеимона на Афоне . В октябре-ноябре 1867 г. он изучал рукописи Патриаршей библиотеки в Иерусалиме, грузинские рукописи Крестного монастыря, в июне 1868 г. работал над каталогом рукописей и старопечатных книг лавры св. Саввы Освященного (ок. 700 ед. хр.). С начала августа до 18 сентября 1870 г. он вместе с помощниками составил описание 1310 греческих, 38 славянских и 500 арабских рукописей библиотеки монастыря вмц. Екатерины на Синае; за этот труд он получил в дар от братии монастыря уникальную рукопись – т. н. Киевские глаголические листки, переданные им позднее в библиотеку Киевской духовной академии. В палестинский период расширяется его личная коллекция рукописей, в которой помимо греческих имелись также славянские (кириллические и глаголические), арабские и древнеевропейские рукописи, греческие и славянские старопечатные книги, памятники византийского искусства, монеты . Архим. Антонину принадлежит исследование, выявившее смешение в агиографической традиции сведений о свт. Николае Мирликийском с житием свт. Николая Пинарского, значителен его научный вклад как археолога и литургиста.

Научные заслуги архим. Антонина были отмечены избранием его членом многочисленных ученых обществ и учреждений России и Европы: Афинского археологического общества (1854), Одесского общества истории и древностей (1856), Имп. Русского археологического общества (чл.-кор. с 1857, почетный чл. с 1884), Московского общества любителей духовного просвещения (1869), КДА (1870), Немецкого восточного археологического общества (1872), Киевского церковно-археологического общества (1873), СПбДА (1873), Имп. Православного Палестинского общества (1882), МДА (1888) и др. За свою усердную деятельность он был отмечен многими государственными и церковными наградами.

Место погребения архим. Антонина (Капустина) в Вознесенском соборе на Елеонской горе Место погребения архим. Антонина (Капустина) в Вознесенском соборе на Елеонской горе Скончался 24 марта 1894 года в Иерусалиме. Похоронен в построенном им соборе Вознесения Господня в русском Вознесенском монастыре на Елеонской горе.

Собранная им коллекция рукописей (ок. 100 ед.) в 1898-1899 была приобретена Имп. Публичной библиотекой; в настоящее время хранится в Киеве (ЦНБ НАНУ, Киево-Печерская лавра) и Санкт-Петербурге (РНБ, РГИА). Эпистолярное наследие архим. Антонина не систематизировано и находится в разных фондах.

Биография архимандрита Антонина Капустина

Святая земля издавна привлекала верующих всего мира. Долгое время на ее территории Русская православная Миссия не имела своих земель, пока в Иерусалим не приехал Антонин Капустин.

Архимандрит Антонин — богослов, византинист, православный священник, который приобрел для Русской православной церкви земли в Священной Земле, возглавляя Миссию почти 30 лет с 1865 года. Он состоял членом в Императорском археологическом обществе, Одесском историческом и археологическом обществе, Немецком восточно — археологическом обществе и многих других организациях.

Читайте также:
Император Константин - житие и биография святого, значение и роль в христианстве, дни памяти

Ранние годы

12 августа 1817 года в семье настоятеля Преображенского храма, Иоанна Леонтьевича Капустина и Марии Варлаковой родился сын Андрей, с этого времени начинается биография архимандрита Антонина. Семья проживала в Батурино, что располагалось в Пермской губернии, ныне Курганская область.

Храм Преображения Господнего в Батурино был построен прадедом Андрея, Василием Тимофеевичем Капустиным. Потомственный священник отец Иоанн, у которого было тринадцать детей, обучал их грамоте, используя вместо «Азбуки» книгу «Псалтырь».

Далматовский Успенско-Исетский мужской монастырь на 5 лет стал местом проживания мальчика, который в 1826 начал учебу в духовном училище при обители. В 1831 году он продолжает учебу в Пермской Духовной семинарии. Через год Андрей переводится в Екатеринослав, где духовную семинарию возглавлял ректор Иона, родной дядя юноши.

Следующей ступенью его образования стала Киевская духовная Академия, где Андрей учился в 1839 −1843 года закончив ее, как магистр богословия.

Монашество

Пещеры Киевской Лавры стали свидетелями 7 ноября 1845 пострига в монахи Андрея с именем Антонина. Обряд совершил митрополит Киевский Филарет, далее был произведен обряд рукоположения в иеродиаконы иеромонахи.

Киевская Духовная Академия с 1846 года стала местом служения нового иеромонаха. Антонин преподает:

  • нравственное богословие;
  • библейскую герменевтику;
  • обличительное богословие.

Целых 5 лет, он до 1850 года посвятил корректированию русского перевода аналитико-экзегетической формы проповеди или гомилий, оставленных святителем Иоанном Златоустом, высказывая свои заключения в статьях и проповедях.

В середине мая 1850 года впервые посещает Афины в качестве настоятеля храма в русском посольстве. Три года отец Капустин изучает надписи древних христиан и храм античной архитектуры Парфенон, одно из самых знаменитых строений мира.

Через три года, в начале апреля 1853 года Святейший Синод в лице митрополита Аттикийского Неофита (Метаксаса) рукополагает Антонина в архимандриты.

Наиболее плодотворная научная деятельность святителя Антонина начинается в 1859 году при назначении его настоятелем храма Николая Чудотворца в Константинополе по рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова). В Константинополе он курирует болгаро-униатский вопрос, изучает Синайский Кодекс Святого Писания.

1865 год в селе Батурино отмечали столетие рода Капустиных. По этому случаю от отца Антонина был пожертвован крест, изготовленный из топаза, серебряной оправой в украшении драгоценных камней. Особую ценность представляла частица Древа Животворящего, которую вложили у основания креста. К сожалению, во время прихода к власти Советов крест пропал.

Служение на Святой земле

В 1865 году Русская Духовная миссия остается без наставника, после того как архимандрит Леонид (Кавелин) вынужденно покинул Иерусалим. Антонин Капустин едет в Святую Землю в качестве временного следователя.

В 1869 году патриарх Кирилл ходатайствует о назначении его Начальником Русской Миссии, 5 июня того же года ходатайство принимается.

Пребывая в этой должности, отец Антонин оказывает опеку всем паломникам, прибывающим из России. За время его пребывания на посту начальника Миссии были приобретено несколько святынь православия, которые в дальнейшем стали собственностью России.

Антонин имел большое сердце, наполненное любовью к людям. На купленных землях в первую очередь появились паломнические приюты, учебные заведения для детей-арабов, которые приняли православие.

Святого отца привлекала археология, астрономия и нумизматика, он постоянно что-то писал и очень любил рисовать. По его благословению в 1870 году была организована масштабная научная экспедиция в сопровождении ориенталиста Фадлалла Сарруфа, араба православного происхождения.

В 1883 году в результате раскопок, в которых принимает участие глава Русской Миссии, были найдены остатки иерусалимских стен Порога Судных Ворот. Здесь позже построили храм Александра Невского на Александрийском подворье. Все обнаруженные при раскопках ценности позже были выставлены в специально созданном музее.

До 1873 года, в связи с запретом по османским законам на покупку земель подданными России, их собственником был Якуб Халеби, служивший драгоманом в Миссии. В 1873 году Антонин стал официальным собственником православных святых мест в Иерусалиме.

Приобретенные святые места

Миллион золотых рублей выделило российское правительство на приобретение отцом Капустиным тринадцати участков земли, которые по закону теперь принадлежали российской империи.

  • Мало кто из современных христиан в России знает, что знаменитый Мамврийский дуб был приобретен архимандритом Капустиным в 1869 году вместе с прилежащими землями. Это место знаменито тем, что именно здесь Святая Троица явилась Аврааму. 12 июня в год приобретения святых земель была проведена первая Божественная Литургия на этом месте.
  • В 1896 году приобретается место захоронения Тавифы, причисленной к лику святых, там построена Петровский храм.
  • Следующим приобретением стала вершина горы Масличной в 1870 году, именно здесь Иисус говорил свои проповеди о последних днях на земле, на этом месте по пророчеству Захарии состоится возвращение Христа, и после звука трубы начнется воскрешение мертвых.
  • Как глава Миссии Антонин способствовал приобретению Гефсиманских земель, где позже по благословению и при содействии царского семейства был воздвигнут храм Марии Магдалины.

Через 120 лет после смерти святителя Антонина высокую оценку его деятельности дал Сергей Степашин, возглавляющий Императорское православное палестинское общество. В своем выступлении председатель общества подчеркнул, что благодаря архимандриту Антонину Русская православная церковь прочно утвердилась около Гроба Господнего. Приобретя земли на святой земле, архимандрит занялся раскопками на каждом участке.

Верующие всего мира обязаны Антонину за приобретение «Судных врат», через которые вели Иисуса на казнь. Открытие многочисленных базилик времени правления Константина позволило углубиться в историю того времени.

Архимандрит Антонин Капустин, дневники и каталоги которого содержат древние рукописи и надписи, обладал твердостью духа, верностью Господу, претерпевшим все нападки об обвинения, оставшись верным своему служению. Он никогда не был монахом, однако, жил, как монах, скромно, в любви к людям.

5 апреля 1894 года 77-летний Андрей Капустин, архимандрит Антонин отошел к Господу, и по своему завещанию похоронен в храме Вознесения Господнего, расположенном на Елеонской горе. После смерти священника в одной из его келий было найдено пророчество, которое было донесено до христиан монахиней Фотиньей.

На заметку! Заслуживает внимания тот факт, что все, читающие этот документ в момент его обнаружения, исчезли, кроме матушки Фотинии, исчез и сам архив.

Духовное наследие

В 1898 году Императорская публичная библиотека приобрела коллекцию рукописей, собранных архимандритом Антонином, которая ныне хранится в Киеве и Санкт-Петербурге.

Еще при жизни священника его труды печатали издания «Труды Киевской духовной академии», «Воскресное чтение», «Духовная беседа», «Церковный вестник», «Церковное чтение».

Тридцать томов личного дневника под названием «Повестей последних дней» оставил после себя начальник Миссии в Иерусалиме Капустин.

Награды и память потомков

За вклад в дело утверждения русского православия в Иерусалиме, верность делу архимандрит Антонин был награжден Императорскими орденами Святого Равноапостольного князя Владимира Второй степени, Святой Анны первой степени, Святого Равноапостольного князя Владимира третьей степени, а также получил звание Командора ордена Спасителя.

2017 год губернатором Курганского округа А. Кокориным объявлен годом празднования 200-летия со дня рождения архимандрита Антонина Капустина.

В память об этом праздновании было выпущено 50 тысяч экземпляров почтового художественного маркированного конверта и 192 тысяч почтовых марок.

Антонин Капустин

Этот рассказ был опубликован в печатном формате в 2017 г. Пусть будет и здесь.

– Ура, бабушка приехала! – Марина запрыгала вокруг пожилой женщины.
– Подожди, дай бабушке дух перевести, – папа с сумками вошел следом, – только с самолета… А ты на шею прыгаешь.
– Ничего, ничего, – старушка обняла девочку, – пусть попрыгает. Всего одна внученька у меня и есть.
– Бабуля, а куда ты ездила? – Марина, конечно, слышала от родителей, что бабушка уезжала отдыхать. А вот куда – девочка забыла.
– В Иерусалим. Помнишь, я тебе читала из Библии, историю сына Божьего Иисуса. Он воскрес в городе Иерусалиме в Палестине. Поэтому Иерусалим и Палестину называют Святой землей. Там построены храмы католиков, мусульман, иудеев и православных. Вот сядем с тобой вечером, я все тебе расскажу.
Вечера Марина не могла дождаться. Время казалось застыло на одном месте. Вот ведь незадача, когда чего-то ждешь, часы тянутся так медленно…. Наконец вещи разобраны, тихо гудит стиральная машина, кипит чайник. Девочка, устроившись на уютной кухне с кружкой бабушкиного чая, приготовилась слушать.
– Бабуля, а как ты там жила? Ну, в Иерусалиме. Это же другое государство, где русские не живут.
– А вот здесь ты не права, дорогая. В Палестине есть настоящее русское государство. Это русская духовная миссия. При православных храмах и в монастырях Палестины живут русские люди: священники, монахи, паломники. Вот, глянь фотографии. Видишь как много зданий. А знаешь, кому мы обязаны этим богатством?
– Кому?
– Нашему земляку архимандриту Антонину. Посмотри.
На небольшом портрете, который бабушка протянула Марине, был изображен пожилой священник в простой черной рясе с крестом. Глядя чуть в сторону он, казалось, ласково улыбался девочке.
– Баба, расскажи мне о нем, – Марина зачаровано смотрела на миниатюру.
– Антонина, до принятия монашества звали Андрей Иванович.
– А почему он поменял имя?
– Когда человека постригают в монашество, он начинает новую жизнь. Поэтому ему дается новое имя. Андрей Иванович родился в селе Батурино Курганской области в семье священника. Когда мальчик подрос, его отдали учиться в школу при Далматовском монастыре. Потом он решил стать священником, как его папа, и поступил учиться в Пермскую семинарию. Это специальная школа, где учатся будущие священники. После семинарии Андрей поступил в Киевскую академию.
– А он хорошо учился?
– Конечно. Ему не приходилось исправлять тройки, как тебе.
– Да ладно тебе, баба, подумаешь всего одна тройка по математике.
– Андрей Иванович учился хорошо. Он еще и стихи писал.
– Стихи? А какие?
– Почитай сама.
Бабушка раскрыла книгу. Марина стала читать стихи, написанные Андреем Ивановичем Капустиным. Больше всего ей понравилось стихотворение «На окончание курса»:
«Други, кончено учение
Прочь навек ферула, класс,
Прочь задачи и долбление,
Мы не знаем больше вас.
Нас другая жизнь зовет
В свет и шум судьба влечет.
Не за рюмкой, не картой,
Не за роскошью столов,
Просидели мы за партой
По пятнадцати годов…»
(Ферула – розга, прутья, которые использовали для наказания учеников).

– Во время учебы, а потом и работы в Киевской академии, – продолжила свой рассказ бабушка, – встретил Андрей красивую шестнадцатилетнюю девушку Наденьку, которую полюбил. Но она вышла замуж за его друга. И с этого времени судьба Андрея Капустина была решена. Он постригается в монашество, и получил имя Антонин.
– А на другой девушке он жениться не мог? – Марина заерзала на стуле.
– Любил Андрей Иванович Наденьку. И пронес это чувство через всю жизнь, поэтому и не женился на другой женщине. Андрея Ивановича отправили в Афины, потом в Константинополь. Сейчас этот город называется Стамбул. Он получил звание архимандрита.
– А кто такой архимандрит? – поинтересовалась Марина.
– Архимандрит – это один из высоких монашеских чинов в русской церкви. И вот в 48 лет архимандрит Антонин отправляется в Палестину, то есть на Святую землю, в город Иерусалим. Туда всегда приезжало много русских паломников и туристов. Но им негде было жить. В русской миссии не было даже хорошей гостиницы. Архимандрит помогал паломникам, а еще он занимался историческими исследованиями. И стал приобретать для России земли. Но, в то далекое время Палестина принадлежала Турции. И существовал закон, запрещавший гражданам других стран покупать турецкую землю. Большую помощь отцу Антонину оказал драгоман Якуб Халеби, живший при русской миссии. Драгоман – это переводчик при миссии, – пояснила бабушка, заметив недоумение Марины, – Он помогал нашим священникам общаться с турецким правительством. Якуба русские называли Яков Егорович. Почти 150 лет назад Яков Егорович купил участок земли, на котором рос знаменитый Мамврийский дуб.
– Это какой-то особый дуб?
– В Библии есть рассказ, о том, как патриарх и основатель многих народов Авраам остановился на отдых. И под этим дубом ему явился Бог в облике Троицы: Бога Отца, Сына и Святого Духа. Место, где рос этот знаменитый дуб, купил отец Антонин. Но самая главная находка архимандрита Антонина – порог Судных врат. Он был прекрасным историком. Для того чтобы найти порог Судных врат, изучал документы, организовал археологические раскопки.
– А это за порог такой?
– Ты помнишь, как я тебе рассказывала об Иисусе Христе?
– Ага. Он был сыном Бога. Однажды Бог отправил его на Землю. Иисус стал учить людей добру. Но злые люди казнили сына Бога. Они распяли его – прибили руки и ноги к большому деревянному кресту.
– Правильно. Сына Божьего распяли на горе Голгофе, которая находится за Иерусалимом. Свой крест Иисус Христос пронес через весь город. Он вышел из города через большие ворота. Это место и назвали «порог Судных врат». Но Иерусалим вырос, старую стену разобрали. Никто не знал где находились старые ворота. И только Андрей Иванович смог их найти. Еще архимандрит Антонин построил много церквей и монастырей для русской церкви. Я видела в Палестине красивый монастырь Вознесения с необыкновенно высокой колокольней, которую называют «Русская свеча». Эта колокольня своими очертаниями напоминает колокольню храма Преображения Господня в селе Батурино, на родине Андрея Ивановича. Ладно, Мариночка, засиделись мы с тобой. Тебе давно пора спать.
Весь вечер Марина думала о Палестине, об Антонине Капустине. И ночью девочке приснился странный сон.
Она шла по большому незнакомому городу. Ясное ярко синее небо и палящее солнце, незнакомая гортанная речь… Маленькие белые домики тесно лепятся друг к другу. Узенькие кривые улочки и множество людей: греки, арабы, евреи, русские, армяне…. Вокруг возвышались пирамидальные тополя и вечнозеленые пальмы.
Перед девочкой оказалась огромная, вздымающаяся как свеча к небу колокольня. На горе рос сад из апельсиновых и лимонных деревьев. Между ними сновали фигуры в черной монашеской одежде. Марина гуляла по храму, разглядывала иконы, древние мозаики и фрески. Как она нашла маленькую келью (Келья – отдельная комната в монастыре), девочка потом не могла сказать. Небольшая комнатка освещена неярким светом керосиновой лампы. На книжных полках и на полу – книги. Столько книг Марина никогда не видела. В углу иконы. Возле стола на неказистом стульчике сидел пожилой монах, старательно штопая старенькую рясу. Темно русые волосы и бороду разбавила седина. Сеточка морщин избороздила лицо, когда он улыбнулся. Чуть прищурив глаза, монах внимательно посмотрел на девочку.
– Откуда ты приехала, милая? Проходи, раз зашла. Угостить тебя могу только чаем, вряд ли тебе придется по вкусу «фули».
– Что?
– Арабское блюдо из бобов.
Узнав, что девочка совсем одна и приехала из Зауралья, отец Антонин пообещал ей помочь. Она даже побывала в небольшой башенке – обсерватории. В ней стоял телескоп, в который отец Антонин ночью наблюдал за звездами и луной. Андрей Иванович разрешил девочке посмотреть на ночное небо в телескоп. Никогда еще она не видела лунные моря и горы так близко. Архимандрит Антонин объяснил девочке, как называются самые яркие звезды и созвездия.
Утром монах решил увезти девочку в Елеонский женский монастырь. Марина помогала монахиням работать в саду. Не раз видела, как архимандрит Антонин приезжал к ним на маленьком сером ослике. Его всегда сопровождал Яков Егорович на арабском коне.
Однажды Андрей Иванович взял девочку с собой в путешествие к Мамврийскому дубу. Могучее дерево, возвышалось высоко над головой. Марина попробовала обнять дуб, но сомкнуть руки вокруг ствола у нее так и не получилось. Серая кора покрылась трещинами. Дерево почти засохло. Только одна ветвь еще зеленела, давая людям надежду.
Проснувшись утром, девочка, посмотрела на портрет Андрея Ивановича Капустина. Какой интересный сон. Мамврийский дуб и Елеонский монастырь, порог Судных врат…. И всем этим Россия обязана скромному монаху Антонину Капустину.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: