Житие Димитрия Солунского – описание и история жизни, биография и чудеса святого

Житие святого Дмитрия Солунского и в чем помогает икона, тексты молитв

Особым почитанием в России пользуются святые, прославленные ратными подвигами. К их заступничеству обращались в годы войн, междоусобиц, конфликтов, которых немало пережила наша страна. Святого Дмитрия (Димитрия) Солунского православные часто называют Победоносцем за помощь русскому воинству. Димитрий прославился мужеством не только на полях сражений, но и перед лицом римских властей, не отрекся от христианской веры, принял мученическую смерть.

Житие великомученика Димитрия Солунского

Димитрий родился в Фессалониках (Салониках) в 3 веке в семье, где исповедовали христианство, был крещен по воле родителей, воспитывался по канонам веры. Его отец был аристократом, римским проконсулом, уважаемым и богатым. Христианскую веру скрывал. Он скончался, когда юноша едва достиг совершеннолетия.

Император Максимиан назначил Димитрия на должность отца. В обязанности проконсула входила защита территории от внешних врагов, оборона границ. Языческая вера в Риме в то время ослабевала, но власти поддерживали ее мечом, выявляя и истребляя христиан, которые вынуждены были скрывать свои убеждения.

Димитрия обязали бороться с новой верой, расшатывающей устои империи. Вместо этого он проповедовал Божье слово, поддерживал единоверцев. За это его заточили в темницу, убеждали отречься. Приехавший в Фессалоники Максимиан решил устроить показательные казни христиан для устрашения населения.

Христиан выгоняли на гладиаторские бои, заставляя биться с сильными воинами. Побежденных сбрасывали с арены на копья. Особым мастерством отличался любимец императора Лий. Нестор был христианином и соратником Димитрия. Он пришел в узилище к святому и попросил того благословить на поединок.

Нестор вызвал на бой Лия и с Божьей помощью сумел одержать победу. Но вместо традиционного чествования был убит по приказу императора. Узнав о поддержке бойца Димитрием, Максимиан приказал казнить и его. Святого убили в темнице, пронзив копьями. Тело выбросили зверям. Слуга Димитрия снял кольцо с господина, собрал его кровь на орарь. От этих предметов позже происходили исцеления. Христиане сумели похоронить святого.

Чудеса

Смоченные кровью великомученика предметы помогали людям исцеляться. Такие же чудеса являло место захоронения святого. Эпарх Леонтий получил исцеление, полежав на могиле Димитрия. Он приказал построить над местом погребения храм.

Чудеса, явленные на могиле, а также от вещей Димитрия, впервые описаны еще в 7 веке архиепископом Иоанном. Многие из них связаны с исцелениями, другие – с помощью в ратном деле:

  1. Известно, что одного эпарха не могли вылечить знахари, от использования амулетов он отказался. Явившийся во сне Димитрий приказал ему идти в храм, после чего страдалец выздоровел.
  2. В храме над могилой святого от демонов освободился воин, которого иначе привести в чувство не могли.
  3. По приказу пожелавшего получить часть мощей императора гробницу святого пытались вскрыть. Но голос Димитрия запретил это делать, рабочих откинуло от могилы.
  4. Во время осады Фессалоник городу угрожал болгарский царь Калоян. Считается, что ночью ему явился Димитрий и заколол копьем. Войско без предводителя ушло.
  5. При осаде аварами святой в сияющих доспехах появился на стенах родного города и сам отбил атаку. Отправившийся в храм воин стал свидетелем такого чуда – в ярком свечении стоял Димитрий в церкви, ангелы уговаривали его оставить осажденный город. Но святой отказался. Он помог землякам разбить грозное войско, направлял в гавань корабли, чтобы избавить горожан от голода. С тех пор он считается небесным покровителем города Салоники.
  6. К июлю 586 года относят избавление города Фессалоники от чумы по молитвам святому Димитрию.

Немало чудес связано с именем святого и в нашей стране. Летописец Нестор писал, что поход князя Олега на Константинополь оказался успешным из-за покровительства святого Димитрия, помогавшего русским воинам.

Справка: почитание великомученика православными началось сразу после крещения Руси. Сербы и болгары, русские считают Димитрия Солунского покровителем славянских народов.

Описание иконы

На иконах русские мастера пишут Димитрия в одеяниях воина, молодым человеком. Меч часто лежит на коленях или скрыт в складках одежды, больше похож на крест. Это символизирует, что святой погиб не в честном бою, был злодейски убит. Главный его подвиг – смерть за Христа, мученичество. Красные одежды придают облику святого силу и энергию, обозначают пролитую кровь, верность Господу.

Сохранилось немало древних икон, привезенных из походов и написанных на Руси. В 12 веке икону Димитрия, писанную на гробовой доске, с почетом привезли по приказу князя Всеволода во Владимир. Перед Куликовской битвой ее доставили в Москву. Древним и почитаемым изображением святого считается икона кисти Андрея Рублева, писанная на стене храма во Владимире.

Могилу святого почитали со времен погребения. Множество легенд свидетельствуют, что приходящее помолиться слышали глас, звучащий из кивория, и обращались к нему с просьбами. Источники 7 века сообщают, что когда мощи были извлечены из места захоронения святого, все вокруг благоухало дивным ароматом, обильно выделялось миро. Глубокое почитание мощей и крови Димитрия Солунского сложилось к 10 веку. Мироточение было таким обильным, что драгоценную жидкость набирали все желающие, ею лечили раны, добавляли в пищу.

Паломники собирали миро и увозили в свои земли в сосудах. Со временем серебряный киворий заменили мраморным, соорудили двойной саркофаг для мощей. Перед опасными сражениями воины покрывали тело миро. Иконы Димитрия делали с небольшим сосудом для драгоценной жидкости. С приходом в Салоники мусульман и превращением базилики в мечеть мироточение прекратилось.

Место захоронения было разграблено во время крестовых походов. Мощи вывезли в Италию. Долгое время они хранились в аббатстве San Lorenzo in Campo. В конце 20 века мощи вернулись в Салоники. Мощи святого не раз покидали пределы Греции, поклониться им можно было в разных странах христианского мира. Раку привозили в Москву и Екатеринбург.

В чем помогает святой

Почитание святого на Руси традиционно связано с воинскими подвигами, защитой отечества. Многие князья, известные воинскими подвигами, Димитриями называли первых сыновей. Глубоко чтил святого его тезка, Дмитрий Донской.

Кроме помощи в ратных делах, святой помогает:

  • сохранить жизнь в бою, в опасных конфликтах;
  • облегчает служение Родине, помогает в армейских буднях военнослужащим;
  • защищает мир и спокойствие, не дает разгореться войне;
  • обрести твердость в вере;
  • наделяет отвагой и стойкостью;
  • сохранить здоровье, исцелиться.
Читайте также:
Житие Преподобного Серафима Саровского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Можно просить Димитрия о даровании покоя в душе, отведении отчаяния и горьких дум.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 3

Вели́ка обpе́те в беда́х/ тя побо́pника вселе́нная, стpастоте́pпче,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже у́бо Ли́еву низложи́л еси гоpды́ню,/ и на по́двиг деpзно­ве́нна сотвоpи́в Не́стоpа,/ та́ко, свя́те Дими́тpие,/ Хpисту́ Бо́гу моли́ся// даpова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2

Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие,/ Це́рковь Бог обагри́,/ да́вый тебе́ кре́пость непобеди́мую,/ и соблюда́я град твой невреди́м:// того́ бо еси́ утвержде́ние.

Величание

Велича́ем тя, страстоте́рпче святы́й Дими́трие, и чтим честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́.

Канон

Канон великомученику Димитрию Солунскому
Глас 4

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Божественным мучения венцем увязен, при Бозе ликуеши, блистании отонудными сияя и просвещения исполняем, великомучениче досточудне.

Яко суща Истины свидетеля, и даже до крове подвигшася, блаженне, терпеливно; твердо же противление к мучителем показавша, тя Владыка прият.

Злобы обретателя низложил еси на землю, Димитрие, мученическим твоим копием убив, Божественною благостию, паче ума силою, на сие, блаженне, укрепляем.

Богородичен: Безматерен якоже Бог первее Сый, бысть еже по нам Безотчий из Тебе, Богородице Всепетая, плоть прием по единению, еже паче слова и разума.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Вменися в ничтоже мучителей от тебе повеление; Слово бо Божие паче всех, страстотерпче, предчествовал еси.

Свещник световиден мучения в скинии был еси, Божественным Светом сияющ, мучениче страстотерпче Димитрие.

Врачеваний тя источник священный и дивный, град твой и сокровище некрадомо стяжав, всяким веселием обогатися.

Богородичен: Врачуя образ истлевший земных, Пречистая, сим из Тебе облачится, пребыв якоже бе Человеколюбец.

Седален, глас 4

Яко доблему страдальцу и воину крепку Всецарюющаго Христа, взываем псаломски: радуйся, мучеников украшение и лепота; радуйся, светлая Церкве звездо и стено, и пристанище прибегающих к тебе, великомучениче славне Димитрие, тя поющия спасай от всякаго вреда чуждаго и озлобления вся.

Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающа: слава силе Твоей, Господи.

Победившаго лжу нечестия, Божие Всевысочайшее видев Слово, славою венча тя, Димитрие, поюща: слава силе Твоей, Господи.

На лесть победу возставив, победительный венец правды приял еси, Димитрие, зовя Зиждителю твоему: слава силе Твоей, Господи.

Направляем дланию жизноносною, к пристанищем достигл еси тишайшим, идеже, ныне радуяся, зовеши, Димитрие: слава силе Твоей, Господи.

Богородичен: Яко тварей всех Священнейшая, Мати Бога быти Едина сподобилася еси, Сего бо рождши, мир благодатию Богознания просветила еси.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи, мой свет в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Огнь любве Божественныя в сердцы прием, огнь угасил еси безбожнаго идолонеистовства, славне Димитрие.

Избавляя ны от бед, явися, Димитрие, молитвами твоими покрывая верою и любовию восхваляющия тя.

Иже верою к твоему усердно притекающе храму, Димитрие, недугов и страстей душетленных вскоре избавляются.

Богородичен: Слово Божие, Отцу Единосущное, Твой бывает, Богомати, паче ума же и слова, Сын, Тебе Единосущен.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.

Согласно сошедшеся, поем славную и светоносную твою память, и чудес полную, и дарований Святаго и Честнаго, всеблаженне, Духа.

Разреши моя пленицы согрешений молитвами твоими, яко бо непобедим мученик дерзновение имаши ко Владыце, и буди ми прибежище и покров, Димитрие.

Богородичен: Чисту Тя посреде терния обрет, яко чистейший крин и удольный цвет, о Богомати! Жених во утробу Твою Слово вселися.

Кровей твоих струями, Димитрие, Церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую и соблюдая град твой невредим; того бо еси утверждение.

Сего великаго вси воспоим, сошедшеся верою, яко оружника Христова и мученика, Димитрия, в песнех и пениих совзывающе Владыце и Зиждителю вселенныя: избави ны труса и нужды, Человеколюбче, молитвами Богородицы и всех святых мучеников Твоих. На Тя бо вси надеемся избавитися бед и скорбей, Ты бо еси наше утверждение.

Песнь 7

Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Преукрашен Божественною славою и благодатию, мучениче страстотерпче, сияеши световидно и просвещаеши зовущия: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Яко багряницею, украшен твоею кровию, имея вместо скиптра, славне, крест; со Христом царствуеши ныне, мучениче Димитрие, благословен еси, зовый, в храме славы Твоея, Господи.

Богородичен: Препрославленная, Просвещенная, Мати Дево, вся, чтущия Тя Всеистинную Богородицу, огради; благословена Ты в женах, Всенепорочная Владычице.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер Даниил, львов зияния в рове затче: огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители отроцы, взывающе: благословите вся дела Господня Господа.

Омрачил еси весь вражий гнев, славне, и, борения неотъемлемою силою Христа облечен и победоносец быв, мучениче Димитрие, вопиял еси: благословите вся дела Господня Господа.

Мучеников благостояние показав, мучеников благозвание, мучениче, наследовал еси; банею омывся святою, яже вторыми не оскверняется греховными прилоги, копием прободаем, и зовый: благословите вся дела Господня Господа.

Чудес твоих множество, паче ума дарований, ихже тебе подаде Христос, всем показует, славне, и благодать исцелений, яже паче слова, яве твою благодать проповедает нам, вопиющим: благословите вся дела Господня Господа.

Богородичен: Едину во всех родех, Деву Матерь и Богородицу Чистую, песнословим: Та бо спасения нашего Ходатаица, яко мира Избавителя, Слово рождшая, Емуже вопием: благословите вся дела Господня Господа.

Песнь 9

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества; тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

Читайте также:
Антоний Печерский - житие и биография святого, творения и труды, почитание и дни памяти

Раздери узы прегрешений тя поющих, страстотерпче, устави страстей прилоги, молву разори ересей и напастей утиши бурю молитвами твоими.

Направи к стезям правым Небеснаго Царствия священнейшую твою паству, венценосче мучениче Димитрие, на пажить спасительную, на место вечное.

Да венцев славы и Небеснаго Царствия получения поющим тя сего улучити моли, мучениче Димитрие, Жизнодавца Господа и Царя Сил.

Богородичен: Яко корень, источник и вину нетления Тя, Дево, вси вернии, надеющеся, хвалами почитаем; Ты бо Ипостасное нам Безсмертие источила еси.

Крестом вооружил еси Нестора, чрез онаго Лиеву разорив гордыню, Димитрие, на тризнищи, якоже Христос, отверзаеши копием ребра твоя, имиже стадо твое храни.

Молитва

Святы́й и сла́вный великому́чениче Христо́в Дими́трие, ско́рый помо́щниче и те́плый засту́пниче с ве́рою притека́ющих к тебе́! Предстоя́ с дерзнове́нием Небе́сному Царю́, испроси́ у Него́ проще́ние согреше́ний на́ших и о е́же изба́витися нам от всегуби́тельныя я́звы, тру́са, пото́па, огня́, меча́ и ве́чныя ка́зни. Моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити град сей, оби́тель сию́ и вся́кую страну́ христиа́нскую. Исхода́тайствуй у Царя́ ца́рствующих на враги́ побе́ду и одоле́ние правосла́вным христиа́нам, всей держа́ве правосла́вной мир, тишину́, тве́рдость в ве́ре и преспе́яние во благоче́стии; нам же, чту́щим честну́ю па́мять твою́, испроси́ благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я, да благоутро́бное Влады́це на́шему Христу́ Бо́гу зде творя́ще, сподо́бимся моли́твами твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное для ве́чнаго прославле́ния Его́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.

Святы́й великому́чениче Христо́в Дими́трие! Предстоя́ со дерзнове́нием Небе́сному Царю́, испроси́ у Него́ проще́ние согреше́ний на́ших и о е́же изба́витися нам, окая́нным (имена) от всегуби́тельныя я́звы, огня́ и ве́чныя ка́зни. Моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити прихо́д (дом) сей и хра́м наш. Испроси́ нам благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я, да благоуго́дное Влады́це на́шему Христу́ Бо́гу зде творя́ще, сподо́бимся моли́твами Твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное и та́мо прославля́ти Его́, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси

Обители и храмы в честь святого Димитрия издавна строили на Руси. Русские князья считали небесного воина своим покровителем, заступником, просителем перед Господом. К числу наиболее славных и известных храмов сейчас относятся:

  1. Дмитровский храм на Благуше, Москва. Построен в начале 20 века, восстановлен и вновь освящен в 2012 году.
  2. Дмитриевский собор, Владимир. Построен по приказу князя Всеволода в конце 12 века. Храм включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знаменит резьбой по белому камню.
  3. Церковь Дмитрия Солунского с колокольней, Великий Новгород. Храм заложен в 1381 году, сейчас реставрируется.
  4. Храм великомученика Димитрия Солунского Русской Древлеправославной Церкви, Льгов Курской области. Построен в начале 20 века старообрядцами на месте древнего монастыря.
  5. Церковь старообрядцев в Краснодарском крае, хутор Новонекрасовский.

Несколько храмов в честь великомученика Димитрия построено в разные годы в Украине.

Дни празднования

Великомученика Димитрия славят в православной церкви 8 ноября – в день трагической гибели за веру. Накануне поминают усопших близких, день именуют Дмитриевской родительской субботой. Святого чествуют как воина и мученика за Христа, в храмах идут службы. Помолиться святому можно у домашней иконы. Просьбы и молитвы в этот день имеют особую силу.

Димитрий Солунский оберегает Россию от врагов, помогает воинам отстоять отечество. Святого чтят за стойкость веры, как истинного христианина, не пожелавшего отказаться от Господа ради благополучия, сохранить жизнь ценой отречения. Особое почитание сложилось среди военных, стоящих на защите Родины, людей, служащих Отечеству и думающих о его благе.

Димитрий Солунский

8 ноября (26 октября по старому стилю) православные христиане празднуют День памяти великомученика Димитрия Солунского — одного из наиболее почитаемых православных святых, который имеет от Бога благодать покровительства христолюбивым воинам.

Содержание

Житие великомученика Димитрия Солунского

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Родители Димитрия были тайными христианами. Они крестили сына в тайной домовой церкви и воспитали его согласно христианским канонам. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием Максимианом (250–311 гг.) проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого воина, состояла в обороне города от варваров и уничтожении христианства. Галерий и подумать не мог, что Димитрий проявит себя как христианин, проповедуя в городе и обратив в христианскую веру множество людей. Получив назначение, Димитрий тотчас принялся прославлять Господа Исуса Христа, открыто уча горожан христианству и искореняя языческие верования. Составитель Жития Димитрия Симеон Метафраст (?–960 г.) называет Димитрия «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, потому что именно апостол Павел основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.).

Святой великомученик Димитрий Солунский. Фрагмент мозаики из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев, 1108–1113 годы

Когда император Максимиан узнал, что новый, назначенный им проконсул — христианин и многих римских подданных обратил в христианство, он разгневался на Димитрия. Возвращаясь из похода в Причерноморье, Галерий решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом. Узнав об этом, Димитрий повелел своему верному слуге Луппу раздать свое имение нищим со словами:

Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного.

А сам принялся за молитву и пост, тем самым готовя себя к принятию мученического венца. Когда император Максимиан вошел в город, то приказал привести к себе Димитрия. Тогда тот смело назвал себя христианином и обличил римское многобожие. Галерий повелел заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя в подвиге. Тем временем император предавался гладиаторским зрелищам, наблюдая, как его любимый силач по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Христианин по имени Нестор пришел в темницу к Димитрию и попросил его благословения на единоборство с варваром Лием. По молитвам Димитрия Нестор победил Лия, сбросив его с помоста на копья воинов, как ранее язычник Лий сбрасывал христиан.

Великомученик Димитрий в темнице благословляет Нестора на единоборство с варваром Лием

Читайте также:
Святая Вероника: история, в чем помогает и как молиться, дни памяти

Разгневанный Максимиан приказал немедленно казнить Нестора (память 9 ноября) и послал стражу в темницу — пронзить копьями проповедника Димитрия. Ранним утром 26 октября 306 года в темницу, где томился Димитрий, пришли воины и пронзили его копьями.

Кончина святого великомученика Димитрия. XV век, Венеция (?), собрание музея икон

Служитель Димитрия, Лупп, собрал на полотенце кровь великомученика, снял с его пальца императорский перстень, знак его высокого достоинства, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью солунского проповедника Димитрия, Лупп стал исцелять болящих. Император повелел схватить и убить и его.

Погребение великомученика Димитрия, XV век, Венеция (?)

Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но христиане взяли его и тайно предали земле.

Чудеса Димитрия Солунского

Существует несколько сказаний о чудесах великомученика Димитрия Солунского. Автором одного из сказаний является епископ Иоанн Фессалоникийский (конец VI — начало VII веков). Его текст датируется VII веком. Приведем некоторые чудеса святого. Некий эпарх предавался чревоугодию и другим плотским страстям, от чего заболел. Никакое лечение не помогало ему. Он даже отверг магический амулет, отдав предпочтение спасению души, а не физическому здоровью. Тогда во сне ему явился великомученик Димитрий и велел идти в храм. Эпарх исполнил волю святого, после чего исцелился. Также один военачальник страдал болезнью желудка и, находясь при смерти, велел отнести его в храм Димитрия. В храме он получил исцеление.

Чудо Димитрия Солунского с деяниями. Первая половина XVI века

Епископ Иоанн рассказывает об одержимом демонами воине, которого отнесли в храм Димитрия Солунского, и спустя время он исцелился. Император Маврикий (ок.539–602 гг.) потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Димитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан (483–565 гг.) безуспешно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно возникшим пламенем и голосом, вероятно, Димитрия Солунского, который запретил им это делать. Правитель Болгарии царь Калоян (1197–1207 гг.) вел борьбу с Византией, а в дальнейшем с основанной на ее территории Латинской империей. Ему удалось отвоевать Северную Болгарию, Поморавье и часть Македонии. В 1207 году он осадил Фессалоники, но неожиданно погиб. Осада города была прекращена. Считается, что ночью к Калояну явился великомученик Димитрий и пронзил царя копьем в сердце. Это событие стало элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьем.

Почитание великомученика Димитрия Солунского

При императоре Константине (306–337 гг.) над могилой Димитрия была сооружена церковь — базилика святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412–413 годах, иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича возвел величественный храм на месте прежнего ветхого сооружения. Алтарь новой церкви располагался на месте захоронения Димитрия, и еще при строительстве были обретены мощи великомученика.

Фасад базилики святого Димитрия (313–323)

С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира. Предположительно в конце XII — начале XIII веков мощи великомученика были вывезены из Фессалоник в Италию. И только в XX веке были возвращены на Родину.

Рака с мощами святого великомученика Димитрия Солунского

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны первые страницы русской летописи. Когда Вещий Олег (ум. 912 г.) разгромил греков под Константинополем (907 г.), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Стоит отметить, что в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению. Сербы и болгары чтут великомученика Димитрия как патрона славянской народности, называя «отечестволюбцем» славянских народов.

В 1197 году новгородский князь Всеволод Юрьевич (1212/1213–1238 гг.) принес из Салоник во Владимир икону святого великомученика Димитрия, написанную, по преданию, на гробовой доске святого. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, великий князь Димитрий Донской (1350–1389 гг.) торжественно перенес из Владимира в Успенский Собор Москвы главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, которая была написана на доске гроба святого.

Тропарь, кондак и канон святому великомученику Димитрию Солунскому

Тропарь, глас 3.

Кондак, глас 2.

Библиотека Русской веры
Канон великомученику Димитрию Солунскому →
Читать онлайн

Святой великомученик Димитрий Солунский. Иконы

Древнейшими сохранившимися изображениями великомученика Димитрия Солунского являются мозаичные композиции V–VII вв. в базилике.

Иконописные изображения Димитрия Солунского были достаточно распространены на Руси, уступая по своему количеству лишь изображениям великомученика Георгия Победоносца. Изначально Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (мозаики V–VII веков в базилике Святого Димитрия, Салоники). Поскольку святой Димитрий являлся воином, то, согласно этому факту, с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьем и мечом.

Святой великомученик Димитрий Солунский. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев, 1108–1113 годы Святой великомученик Димитрий Солунский. Конец XII – начало XIII века, Государственная Третьяковская галерея, Москва Святые Феодор Стратилат и Димитрий Солунский. Византия, XIII век. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет) Святой великомученик Димитрий Солунский. XV век, Псков. Русский музей Святой великомученик Димитрий Солунский с Житием. Начало XVI века. Из церкви Покрова с. Гуменец. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» Святой великомученик Димитрий Солунский с Житием. Русь, XVI век

Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого (ок.978–1054 гг.), великим князем Изяславом (1024–1078 гг.). В 1194–1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо (1154–1212 гг.) «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием». Дмитриевский собор и сейчас украшает древний город Владимир.

Читайте также:
Николай Сербский - житие и биография святого, письма и труды, заповеди и творения, почитание и дни памяти

Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197 годы). Вид с юго-востока

Великий князь Даниил Московский (1261–1303 гг.) воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который стал первым каменным храмом в Московском Кремле. В 1326 году, при князе Иоанне Калите (ок.1283/1288–1340/1341 гг.), храм был разобран, а на его месте построен Успенский собор. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В 1462 году в Новгороде был построен храм во имя великомученика Димитрия Солунского.

Храм во имя великомученика Димитрия Солунского в Великом Новгороде

Дмитриев монастырь в поле, на левом берегу Псковы, примерно в километре от стены Окольного города, т.е. вне посада, известен с ХV века. В 1615 году был разорен шведами, но возродился. Бывшая монастырская церковь св. Дмитрия построена не ранее 1543 г., одноглавая, трехапсидная, с приделом с юга во имя Введения Богородицы во храм. Сегодня это приходская действующая церковь РПЦ со старинным кладбищем, на котором погребены известные псковичи.

Церковь Димитрия Солунского в Поле в г. Пскове

Утраченный Гдовский собор во имя св. Димитрия Солунского в Псковской области был построен в 1540 году, о чем свидетельствует надпись на иконе Св. Троицы: «В 1424 г. начата строиться крепость во Гдове и окончена 1 ноября. Укреплена в 1434 г. валами; над висячими Псковскими вратами поставлена сия икона Св. Троицы, которая перенесена в 1540 г. в Димитриевский собор. В 1846 г. усердием Луневского главы Иоанна Ипатова она обновлена, вложена в киоту и сохраняется теперь 422 года». Собор двуглавый, построен из камня и окрашен белой краской. В 1944 собор взорван отступающими частями вермахта.

Утраченный Гдовский собор во имя св. Димитрия Солунского в Псковской области. Фото из книги «Лавры, монастыри и храмы на святой Руси», СПб 1909.

Старообрядческие храмы во имя святого великомученика Димитрия Солунского

Престольный праздник в этот день у храмов во имя Димитрия Солунского хутора Новонекрасовский Краснодарского края (РПСЦ), в селе Добрянка Черниговской области (РПСЦ), в деревне Василевка Одесской области (РПСЦ) в г. Льгове Курской области (РДЦ), в поселке Климово Брянской области (РДЦ).

Старообрядческий храм во имя великомученика Димитрия Солунского хутора Новонекрасовский Краснодарского края Старообрядческий храм во имя великомученика Димитрия Солунского в селе Добрянка Черниговской области Старообрядческий храм во имя великомученика Димитрия Солунского в поселке Климово Брянской области Старообрядческий храм во имя великомученика Димитрия Солунского в г. Льгов Курской области

Скульптурные изображения великомученика Димитрия Солунского

8 ноября 2008 года в городе Дмитрове Московской области был установлен памятник Димитрию Солунскому.

Памятник святому великомученику Димитрию Солунскому в г. Дмитрове

8 ноября 2013 в городе Камышине Волгоградской области был установлен памятник Димитрию Солунскому, который считается небесным покровителем города. В 1697 году в Камышин из Казани «для охраны шлюзного дела» был переведен Дмитриевский стрелецкий полк. На берегу реки Камышинки было возведено укрепление «Петровское». Позже город, обрытый валом и обнесенный палисадом с 4 воротами, стали называть Дмитриевском, а стрелецкий полк особо почитал и хранил икону святого великомученика Димитрия Солунского.

Памятник святому великомученику Димитрию Солунскому в г. Камышине

Святыи славныи великомучениче Димитрие, моли Бога о нас!

Димитрий Солунский — житие и биография святого

Полное имя: Димитрий Солунский (Фессалоникийский)
Год рождения: ≈280-284 г.
Место рождения: Салоники, Греция
Чем известен: Христианский святой
Год смерти: ≈306 г. (≈22-26 лет)

Святой великомученик Димитрий Солунский. Заканчивалось третье столетие от Рождества Христова, набирали силу гонения на христиан со стороны правящих язычников. Император Максимиан приказал убивать всякого, призывающего имя Распятого.

Начало жизненного пути

В это время, примерно в 280-284 годах, появился на свет будущий великомученик Димитрий Солунский, один из самых чтимых славянами святой. Случилось это событие в семье римского проконсула, в городе Фессалоники (теперь это Салоники), по славянски – Солунь. Родители Димитрия были тайными христианами, следовали заповедям Христовым, но открыто исповедовать свою веру не решались. В своем жилище они сделали одну комнату домовым храмом, где молились перед иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Супруги всегда раздавали щедрую милостыню, давали приют странникам и страждущим. В их жизни было одно огорчение – они не имели детей и молились Господу о даровании наследника. Пришло время, и на свет появился Димитрий. Многие жители Фессалоник радовались вместе с проконсулом, участвуя в праздничной трапезе, устроенной счастливым отцом для горожан.

Когда мальчик подрос, родители привели его в храм и рассказали все, что знали сами: о Творце нашего мира, о Пресвятой Богородице и Ее Сыне Иисусе Христе, о земной жизни Спасителя и Его крестных страданиях, о чудесном воскрешении.

Отрок узнал, что вера в языческих богов безблагодатна. Он, наставляемый Святым Духом и благочестивыми родителями, становился истинно верующим христианином, почитал святые иконы и исполнял заповеди Христовы. Пришло время, и призванный священник окрестил отрока во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Произошло это событие в тайном храме родительского дома, в присутствии нескольких христиан. С течением времени юноша укреплял свою веру, покоряя новые ступени лестницы добродетелей.

На императорской службе

Родители Димитрия, передав ему все знания и показав пример благочестивой жизни, закончили свой земной путь. Будучи совершеннолетним, он унаследовал не только имение, но и немалый пост отца. Случилось это так – император Максимиан вызвал к себе юношу, помня о заслугах его отца. Убедившись в том, что молодой человек хорошо образован, умен и имеет административные способности, правитель назначил его на пост проконсула Фессалоникийской области, то есть на место родителя.

Задачи новый проконсул получил простые и однозначные – защищать город от варварских набегов и уничтожать любого, призвавшего имя Распятого. Император ожидал от Димитрия полного истребления христиан в городе, но далее произошло противоположное.

Читайте также:
Житие Иоанна Лествичника - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Служение Богу

Возвратившегося в родные места проконсула жители встретили с почестями. Он хорошо знал, как много подчиненных ему людей поклоняются языческим идолам, и сердце его скорбело об этом. Димитрий стал открыто исповедовать веру во Христа, учил горожан Его заповедям. Будучи не рядовым жителем города, он показал пример истинной веры, множество язычников благодаря храброму юноше стали христианами.

Слово Божие, подкрепляемое пламенной верой, сплотило вокруг мученика много народу. Подземные галереи города стали им прибежищем для молитв. Слава о проповеднике разнеслась по всей земле Солунской.

Димитрий не ожидал от императора милости, поэтому дал указание своему слуге раздать все имущество бедным, а сам стал усердно молиться и поститься. Он не предпринял попытки скрыться, хоть и имелась возможность.

Димитрий Солунский (икона XII века)

Арест

  • По приказу Максимиана верные ему горожане стали разыскивать христиан. Димитрий был схвачен во время богослужения, и вместе с ним несколько вельмож. Представ перед императором, молодой управитель безбоязненно признал себя христианином и назвал язычество неправедной верой. Перед лицом смерти он подтвердил, что продолжает поклоняться Христу и учит этому других.
  • Император любил гладиаторские бои, один вид проливаемой крови приносил ему радость. Сооруженная на высоте арена была местом поединков, побежденных сбрасывали вниз на копья солдат. И был у него любимый борец, звали его Луй, огромного роста и силы. Он вышел победителем из многих поединков, и сейчас спешил на арену, чтобы еще раз порадовать своего владыку.
  • В ожидании приятного для него зрелища, Максимиан приказал заключить мученика под стражу, сам же направился к стадиону. В заключении на Димитрия стал нападать скорпион, он же, осенив крестным знамением, поразил его насмерть. Тогда же явился ангел Господень, и, возложив венец на голову мученика, призвал его к мужеству и терпению.
  • Царь, придя на стадион, призвал Луя и глашатаи стали взывать к народу, ища желающего вступить в бой. Победителю были обещаны богатые награды. Был в толпе юноша по имени Нестор, хорошо знавший проконсула и верующий во Христа. Он пришел к бывшему под стражей Димитрию и попросил благословения на бой с Луем. Мученик осенил молодого человека крестным знамением и сказал, что он выйдет победителем из схватки.
  • На стадионе Нестор предстал перед императором и сказал, что будет биться с Луем. Тот удивился и стал отговаривать юношу от боя, предложив награду. Нестор настоял на своем и вышел на арену. Осенив себя крестным знамением, вступил в борьбу и поразил Луя насмерть.
  • Царя огорчила гибель его борца, и он спросил у Нестора, как ему это удалось, какими чарами. Тот ответил, что помогли ему ангел Господень и молитвы Димитрия. Правитель в гневе приказал отрубить Нестору голову, и стал он мучеником.

Мученическая смерть

Император, решив, что причиной смерти Луя является Димитрий, приказал заколоть его копьями в месте, где он был под стражей. Так мученически погиб храбрый юноша, произошло это в 306 году.

Тело погибшего было брошено на произвол судьбы. Ученики Димитрия, придя ночью, предали его земле. В том же месте и остался захоронен мученик.

Еще при жизни святой совершал исцеления верующих в Бога людей. После смерти на месте его упокоения совершилось много чудес. Пришло время и были разрушены идолы, воссияло православие. Архиерей, правящий иллирийской епархией, по имени Леонт, был проездом в Солуни, и тяжело заболел. Когда принесли его на носилках на могилу святого Димитрия, болящий чудным образом исцелился, приведя в изумление окружающих. В знак благодарности воздвиг Леонт на этом месте храм во славу мученика Христова.

Мученичество св. Димитрия. Икона XV века

Святой Димитрий в истории

В русских летописях имя Димитрия Солунского упомянуто самым первым из всех святых. Создатели славянской азбуки, Кирилл и Мефодий, тоже родом из Фессалоник, положили начало русской литературе – они написали «Канон Димитрию Солунскому», ставший первым их произведением на славянском языке.

На Руси было воздвигнуто немало храмов в честь Димитрия Солунского, вот несколько из них:

  • 11 век – в Киеве основан Дмитриевский монастырь.
  • 12 век – Дмитриевский собор во Владимире, существующий и ныне.
  • 13 век – храм во имя святого Димитрия, первый каменный храм московского Кремля.

Дмитриевский собор во Владимире

День памяти святого на Руси был великим праздником, службу совершал Патриарх, обычно на ней присутствовал Государь.

Мощи святого неоднократно переносились и разъединялись, но 10 апреля 1980 года были полностью привезены на родину Димитрия, в город Салоники, где и пребывают ныне в серебряной раке.

Великомученик Димитрий Солунский

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

8 ноября Святая Церковь молитвенно вспоминает великомученика Димитрия Солунского. Рассказ о его подвижнической жизни Вы можете прочитать в нашей статье.

Святой великомученик Димитрий Солунский

Святой угодник Димитрий был уроженцем города Фессалоники, главного города провинции Македонии. Уже не один год римские императоры гнали христиан: преследовали, мучили и казнили их. Отец Димитрия, правитель Фессалоник, веровал в Господа тайно. В своём дворце, в скрытной комнате без окон, он устроил домовую церковь. В ней стояли две иконы, украшенные золотом и драгоценными камнями. На первой был изображён Господь Иисус Христос, а на другой – Пресвятая Богородица. Затеплив перед святыми образами свечи и воскурив фимиам, он вместе с женой молился истинному Богу, Единородному Сыну Его и Пренепорочной Владычице.

Благочестивые супруги щедро жертвовали милостыню нищим, ни в чём не отказывали нуждающимся людям. Одно лишь печалило добрых супругов: у них не было детей. Они усердно молились Господу о рождении наследника, и желание их исполнилось. Всевышний даровал им сына. Велико было ликование родителей, велика была радость и города Фессалоники, жители которого любили своего правителя. Призвав священника, родители крестили сына, и теперь в домовой церкви перед святыми образами колени преклоняли трое христиан: суровый муж, его благонравная супруга и едва научившийся ходить малыш. Всей душой отрок веровал в Господа и, поклоняясь святым иконам, с благоговением лобызал их.

Читайте также:
Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Юношей Димитрий поступил на военную службу в легион, стоявший в Фессалониках. Служба нравилась ему, он был не по годам дисциплинирован, исполнителен. Командир легиона – легат, командиры когорт – трибуны не упускали возможности похвалить его перед отцом. Отец гордился сыном, ведь военный – необходимый для Отечества человек.

К великой печали и скорби Димитрия, родители его внезапно скончались, оставив Димитрия наследником богатого имения.

Сотер

Правивший тогда император Максимиан назначил Димитрия наместником провинции Македонии. И повелел доблестному воину очистить эту территорию от нечестивых. Для Масимиана нечестивыми были христиане. Димитрий же был един по духу с христианами, сам имел крепкую верую в Господа Спасителя.

В Фессалониках Димитрий помогал бедствующим, больным, сиротам, раздавал всё свое богатство. Но первое, что сделал он, прибыв в родную провинцию – сместил всех продажных чиновников – нечестивых.

За дела милосердия и благотворительности горожане хотели воздвигнуть статую Димитрию, и даровать ему название сотера (спасителя). Но он решительно отклонил это на одном из своих выступлений перед народом в воскресный день. Он сказал слова такого содержания: «Я не могу принять на себя наименование сотера. Спаситель у нас один – Господь наш Иисус Христос. Его подобает благодарить за всё. Я же всего лишь скромный служитель его». Многие из горожан возрадовались правителю-христианину. Другие же озлобились и тут же направили чёрные доносы к императору.

После победы над сарматами император Максимиан заехал по пути в Фессалоники. Тут же дом Димитрия были направлены воины, которые требовали немедленно явиться к императору.

После допроса Максимиан повелел заточить Димитрия в темницу. И через несколько дней Димитрий принял мученическую смерть. Воины пронзили его копьями, стоящего на коленях и молящегося Богу в своем заточении.

Чудеса по молитвам к великомученику

Коротко было житие великомученика Димитрия, но у Бога нет мёртвых. И после смерти своей святой угодник помотает всем, кто обращается к нему за помощью в битвах с врагами.

В правление боголюбивого императора Маврикия кочевые авары потребовали от Византии выплаты большой дани. Император не счёл нужным даже разговаривать с ними. Авары навербовали стотысячное войско и двинулись на Фессалоники, надеясь хорошо поживиться: в городе, где столетиями велась бурная торговля, скопились огромные богатства.

Добродетельному горожанину Иллюстрию было даровано видение. Когда он молился в церкви Димитрия, то увидел святого мученика и двух Ангелов. Ангелы сказали, что Господь намерен предать Фессалоники за грехи горожан в руки врагов. Димитрий, прослезившись, попросил Ангелов передать Владыке всех его слова: Человеколюбивый Владыко, не погуби города, где все взывают к Твоему святому имени. Если люди сии и согрешили, они всё-таки не отступили от Тебя.

Иллюстрий поспешил на стены, рассказал о виденном, призывая жителей стойко биться с врагами. Горожане воспрянули духом при вести, что святой Димитрий молит о них Господа Иисуса Христа. Весь народ дружно поднялся на защиту родного города. Дети и женщины доставляли на стены камни, чтобы сбрасывать их на осаждавших; несли соль, золу из печей, чтобы ослеплять ими врагов, все готовили наконечники стрел, кипятили смолу, чтобы лить её на вражеские головы. И все единодушно взывали с молитвами к святому Димитрию.

На седьмой день осады, когда силы горожан были на исходе, авары без видимой причины обратились в паническое бегство, побросав осадные орудия и даже весь обоз. Одного из них взяли в плен. Он рассказал:

– Мы были близки к победе. Но сегодня на городских стенах появилось новое, свежее войско. Им предводил огненно сияющий муж в белоснежной одежде и на белом коне. Меч его был так велик, что доставал до неба. С грозным криком бросилось на нас это войско. Кто бы устоял против него?

Выслушав рассказ авара, горожане поняли, что это святой Димитрий защитил свой город.

Воинские святые Древней Руси

Димитрий Солунский и Феодор Стратилат были воинскими святыми Древней Руси. Фресковые изображения их украшали стены соборов и церквей.

После Куликовской битвы святой благоверный князь Димитрий Донской в честь своего небесного покровителя мученика Димитрия учредил Димитриевскую субботу, на которой поминаются все воины, живот свой на поле брани за веру, царя и Отечество положившие.

Житие святой преподобной Марии Египетской

Уже много веков верующие почитают преподобную Марию, заступницу всех кающихся грешников. Житие святой Марии Египетской — пример совершенного изменения человека благодатью Божией и силой покаяния. Преподобная мать начинала свою жизнь с полного погружения в разврат. А закончила, настолько вознесшись своим духом над телом через подвиги аскезы, что могла ходить по воде и подниматься на воздух, и скорее уже походила на ангела, чем на существо из плоти и крови.

Житие преподобной Марии

Родилась святая в V веке в провинции Египта. Будучи еще двенадцати лет, Мария сбежала из дому и отправилась в столицу Александрию, с совершенно осознанным желанием нечистой, разгульной жизни.

В молодости будущая пустынница была очень красива, привлекала многих мужчин и очень полюбила разврат и блуд. «Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей» — расскажет о своем греховном прошлом сама преподобная.

Переломный момент, положивший конец этой безобразной жизни и начало новому житию, произошел в Иерусалиме. В те дни множество верующих отправлялись из Александрии в Святой Град, на поклонение Честному Кресту Господню. Среди них оказалась и Мария. Однако, ее мысли в те дни были весьма далеки от благочестия. Всю дорогу до Иерусалима, она провела, соблазняя паломников.

Сойдя на берег, Мария увидела, как толпа народа двинулась к храму Гроба Господня, и пошла вместе с ними, но не смогла войти в святое место. Какая-то невидимая сила отталкивала ее от ворот. Мария пыталась войти снова и снова, но вход для нее был закрыт.

Читайте также:
Житие равноапостольного князя Владимира – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Тогда и произошел полный переворот в душе великой грешницы. Мария в один момент осознала свою вину перед Богом, раскаялась и оставила прошлую жизнь. Над воротами был образ Богоматери с младенцем. К Ней будущая преподобная и обратилась со слезами и горячей молитвой. Мария просила Пресвятую деву позволить ей поклониться святыне, обещала изменить свою жизнь навсегда. После этой молитвы, вход открылся, и раскаявшаяся грешница смогла войти в храм без препятствий.

С этого дня начался ее путь к святости. Как прежде она всей душой отдавалась греху, так теперь безоглядно устремилась к покаянию. Исповедавшись и причастившись, Мария, не откладывая, направилась в пустыню за Иордан. Когда она шла туда, пошатываясь, с заплаканным лицом, какой-то человек подал ей милостыню — три монеты, на которые Мария купила три хлеба. Ими она, чудесным образом, питалась долгие годы. Всего святая провела в пустыне 47 лет.

Молитвы ко святой:

Годы пустынножительства

Первые 17 лет преподобной матери пришлось напряженно бороться со страстями и искушениями. Ровно столько же времени, сколько прежде она жила во власти греха. Как рассказывала Мария, незадолго до своей кончины, все эти годы ее навязчиво преследовали мысли о прошлых пороках. Когда она ела, вспоминала роскошные трапезы. Когда пила воду, хотела вина. То и дело в ее душе, против воли, пробуждались прежние нечистые страсти.

Но Мария не сдавалась. Каждый раз, когда приходило искушение, она начинала молиться Богу, и, сколько бы искушение не длилось, в конце концов, молитва побеждала, и в душе преподобной наступал мир.
Так святая подвижница провела 17 лет из 47, выдержав бессчетное множество тяжелейших искушений и ни разу им не поддавшись. Наконец, в награду за эти подвиги, Бог послал ей полное бесстрастие и явную святость еще при жизни.

Свидетелем ее святости стал старец Зосима, единственный человек, которого Мария встретила за полвека своего отшельничества.

Преподобная Мария и старец Зосима

Со встречей этих двух святых, связано еще одно чудо. Как повествует житие, однажды, иеромонах Зосима молился у себя в келье и подумал о том, не является ли он самым лучшим иноком своего времени. Ответ на это дал ему ангел. Внезапно появившись перед монахом, небесный воин велел ему идти в обитель на берегу Иордана и обещал, что там Зосима встретит подвижников, которые намного превосходят его строгостью жизни.

Читайте о других православных подвижницах:

В этом палестинском монастыре иноки действительно жили по очень строгому уставу. Ежегодно, во время Великого поста, они отправлялись в пустыню, почти не взяв с собой пищи, и подвизались там несколько недель, каждый поодиночке. Благодаря этой традиции, священник Зосима и познакомился с преподобной матерью Марией, а после ее смерти, открыл людям историю этой великой подвижницы.

Встреча их произошла в самой глубине пустыни за Иорданом. Зосима шел уже почти три недели по безлюдной, выжженной солнцем земле, и неожиданно во время молитвы, заметил чью-то тень. Обернувшись, он увидел кого-то, выглядящего очень странно. Тело этого человека исхудало до костей и почернело на солнце, что свидетельствовало о многих годах, проведенных им в пустыне.

Зосима сразу догадался, что это какой-то неведомый подвижник и захотел попросить у него благословение. Заметив монаха, отшельница бросилась бежать и издалека крикнула старцу, что она женщина, и просит Зосиму дать ей какой-нибудь плащ. Причем, к удивлению инока, женщина назвала его по имени. Еще больше старец удивился позднее, когда попросил пустынницу помолиться, и увидел, как она поднялась над землей и все время молитвы стояла в воздухе.

Из разговора с преподобной, Зосима узнал всю историю ее покаяния и духовного преображения. Кроме явного чудотворства святой, его поразило, что, рассказывая о своей жизни, она много цитировала Библию. Притом что, как выяснилось, никогда ее не читала, а «Слово Божие всетворческое» дало ей это знание.

Когда они расставались, подвижница попросила старца через год, в Страстной Четверг, прийти к реке Иордан и причастить ее Святых Христовых Таин. Зосима обещал.

В день их следующей встречи, старец стал свидетелем нового чуда преподобной. Когда он ждал ее на берегу со Святыми Дарами в руках, он увидел, как Мария вышла из пустыни, приблизилась к реке и, перекрестившись, пошла по воде. Таким образом, она и оказалась на другом берегу, рядом с Зосимой.

Вместе они помолились. Мария причастилась, а после, попросила инока прийти еще на одну встречу с ней. В будущий Великий Пост. В то самое место, где они увиделись впервые.

Кончина праведницы

Когда через год Зосима пришел в назначенное место, он увидел Марию, лежащую на песке бездыханной. Ее мощи были нетленными. Возле головы преподобной, он прочел надпись, где была просьба похоронить ее здесь же, в песке. В надписи указывалась и дата смерти подвижницы.

Это был тот самый день, когда она причастилась, из чего старец заключил, что после их прошлой встречи, Мария мгновенно перенеслась вглубь пустыни, на расстояние пути, который Зосима проделал за три недели. И здесь она мирно отошла ко Господу.

Как оказалось, преображенный святостью человек способен повелевать материей и пространством. Эта та самая сила веры, о которой говорится в евангелии. Похоронив преподобную, Зосима вернулся в монастырь и рассказал братии историю великой подвижницы.

Около двухсот лет, ее житие передавалось устно среди насельников обители. Наконец, в седьмом веке оно было записано преподобным Софронием Иерусалимским, известным агиографом, богословом и песнописцем.

Важно! Православная Церковь очень почитает преподобную Марию Египетскую, так как в ней во всей полноте явилась преображающая сила покаяния. Кроме дня ее кончины 1 (14) апреля, памяти этой святой посвящена целая неделя Великого поста (пятая).

Читайте также:
Антоний Смирницкий - житие и творения, дни памяти и почитание, наставления

На этой недели, в среду вечером, проводится особая служба «Мариино стояние», которая состоит из совмещенного чтения жития преподобной матери Марии и полного покаянного канона Андрея Критского.

В Иерусалиме, рядом с храмом Гроба Господня, построена часовня святой Марии Египетской. На том самом месте, где произошло ее чудесное покаяние. Ей посвящено и множество других храмов.
Среди святых почитается и преподобный старец Зосима. День его памяти 4(17) апреля.

Мария Египетская – сокровище пустыни

Ее житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого поста оно еще и целиком прочитывалось в Церкви. С чем это связано? Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.

Слово мученика о Преподобной Марии

Великим постом слова о Марии Египетской обязательно звучат в храмах. Как правило, говорится о ее обращении от греха, о долгом покаянии в пустыни. Но одно слово о ней запоминается как-то особенно, оно сродни хорошему иконописному образу. Это проповедь свмч. Серафима (Чичагова) «О призыве Божием». Наверное, не все знают об этом наставлении, поскольку имя Преподобной Марии не вынесено в его заглавие, но посвящено оно большей частью этой святой. И вот, в нем есть строка, емкая и глубокая, передающая суть ее истории и одновременно позволяющая увидеть известное, как будто, в первый раз, уже не как цепочку событий, а как истинное чудо, совершенное Богом. Вот что говорит свмч. Серафим: «…по прошествии 47 лет старец-инок Зосима однажды встретил ее в пустыне ночью, эту — из великих грешницвеликую праведницу…».

Обычно о преп. Марии Египетской говорят как о «помилованной» Богом, и это верно. Но так почувствовать и передать безмерность милосердия Божия удается не часто. Ведь что означают слова свмч. Серафима, что увидел он? — Да то, что прошлого Преподобной Марии просто нет… Нет блудницы. Есть величайшая святая! Та, что вошла в рай вместе с девами.

В отношении греха «долгопомнящими» являются только человеческая душа и человеческое суждение. Божия мера иная. Для Христа нет «оставивших Его» апостолов, нет «отрекшегося от Него» Петра, нет «сочувствовавшего избиению архидиакона Стефана» Павла, а есть лишь ученики и первоверховные апостолы Петр и Павел. Истинное прощение, то, которому и научает нас Господь, бывает полным, навсегда изглаживающим то, что было вчера. Оно-то и делает возможным переход кающегося человека в иное состояние; переход, который может показаться «немыслимым», «слишком щедрым» и едва ли не «мифическим» для души скупящейся: из великих грешницвеликая праведница! «Да как так?! Ведь она…» или: «Ладно, пусть она — святая, но какой страшный пример, однако!»

Да не покажется все это утрированием или сомнительным смещением акцентов. Однажды мне пришлось услышать в замечательной проповеди о моей святой слова неожиданные и, видимо, поспешные: «Сколько теперь в России таких вот «Марий Египетских»!» — «Сколько?» — хотелось спросить… Боль священника, принимающего сотни, если не тысячи исповедей и еще больше переживающего за тех, кто так и не доходит до аналоя, была понятна. Это был прорвавшийся наружу «крик». Но дело-то как раз в том, что «Марий Египетских» нет… Нет покаяния, способного вывести человека вот так, на сорок семь лет в пустыню за Иордан, поставить его на путь подвижнический, на путь крайней аскезы! И дело даже не в этом, а в том, что освятившаяся Мария, которую преп. Зосима называет «сокровищем», благословение которой он почитает для себя великой радостью и которую он страшится… не увидеть еще раз, не может быть «типизирована» даже в малой мере как «пример для неподражания». Почему? Именно потому, что уже нет ее прошлого.

Что поражает в ее житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдает» Богу при свидетельстве исповедающего ее иерея свои грехи, сама ее исповедь, обращенная и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности. Все совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие ее, как «ветошь», которая… давно не властна над ней.

При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она еще раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой.

И так, через слово свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека, начавшееся еще до его обращения, помимо его воли, через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня.

Красавица

…Иерусалим готовился к празднику Воздвижения Креста Господня. Множество паломников двигались по узким улочкам, чтобы приложиться к величайшей святыне — найденному царицей Еленой Кресту Спасителя. Но даже в этой пестроте обращала на себя внимание одна египтянка. Смуглая, гибкая, как лента, с быстрым взглядом и порывистыми движениями, она не походила на христианок. Во всем ее облике чувствовалась горделивость. Она явно знала цену своей замечательной красоте.

Когда отворились ворота храма, египтянка из любопытства решила идти со всеми. После многих усилий она приблизилась к дверям храмового притвора.

Со всех сторон от нее народ свободно проникал внутрь, она же оставалась на том же месте. Попытки встать в другой поток не принесли результата. Ее попросту отбрасывало, как песчинку волной. Всякий раз, когда она после долгих усилий в изнеможении достигала порога храма, происходило движение, увлекавшее ее далеко назад. Так продолжалось долгое время. Египтянка приуныла. Наконец, обессилев совершенно, она прислонилась к стене притвора. И здесь Мария Египетская вдруг ясно поняла, что все произошедшее с ней не случайно: ее не допускает Сам Господь. Чувство это было явным и таким острым, что от ужаса в ней заговорила совесть; будто вспышка озарила всю ее жизнь.

Читайте также:
Максим Грек - житие и биография преподобного, деятельность и сочинения, послания, мощи и почитание, дни памяти

Окольные пути

Подростком, едва сформировавшейся девушкой, она сбежала от родителей и за семнадцать лет ни разу не подумала обратиться назад. В той жизни все было слишком «прозаично», новая же, хозяйкой которой она себя ощущала, обещала свободу и счастье. Все эти годы ее, как бич, гнала постыдная страсть.

Не корысть и не бедность заставляли Марию Египетскую жить среди падших, а порок, подчинивший ее волю совершенно. Поводом, началом ко всему послужила гордость от сознания своей молодости и редкой красоты. В Иерусалим ее привело отнюдь не желание поклониться святым местам, и на корабль-то, плывший из Александрии, она попала случайно, не имея ни определенных планов, ни обязанностей, способных удержать человека на одном месте. Ее привлекла возможность повеселиться там, где было множество молодых людей. Ни место, куда направлялось египетское судно, ни окружение паломников не остановили ее. И только в эту минуту, в притворе, она впервые ужаснулась себе от того, что поняла: Бог ее видит.

Изумленная явным знаком Божия противления и сама увидевшая себя отнюдь не прекрасной, а, напротив, нечистой и недостойной, она заплакала все сильнее и сильнее, до отчаяния. И тут взгляд Марии Египетской упал на икону Божией Матери.

«Покров» грешных

Как противоположность ей самой — с образа сияла кроткая, одухотворенная красота. Взгляд Девы Марии, живой, проникавший в душу и различавший ее движения, поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду. И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, непонятно, необъяснимо не гнушается ею… Несвязными, сбивчивыми были ее слова, прерывавшиеся рыданиями. Она просила только об одном — не отвергать ее до конца, если возможно, просить для нее прощения у Бога, помочь ей подняться, дать еще время для искупления прошлой оскверненной жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребенка, так распознаёт Богоматерь движения в христианской душе. А еще через некоторое время, уже ясно почувствовав милость Богородицы, Ее отзывчивость и святое заступление, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе. В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена, что на этом самом месте Господь понес все ее грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда…

Долго молилась она еще перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение».

Уповая на помощь Богоматери и все еще видя перед собой Ее Лик, египтянка, не теряя молитвы, как нити, соединившей ее с Небом, целый день без отдыха шла к Иордану. Случайный прохожий, увидев лицо, распухшее от слез, подал ей три монеты, на которые она купила себе три хлеба. Помолившись в церкви Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, умывшись в Иордане, она вернулась в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Сон на голой земле не показался ей утомительным. Чуть свет, отыскав брошенную лодку, она переправилась на другой берег. Перед ней была безлюдная пустыня. Затем она скрылась от человеческих глаз… Старое платье, да два с половиной хлеба в руках…

Преображение

Господь, выведший Марию Египетскую из мира, устроил и то, что старец, монах Зосима, удалившийся на время Великого поста в заиорданскую пустыню, стал изумленным свидетелем ее подвига. Скрытый «отшельник», тенью промелькнувший мимо него в пустыне, был черен от палящего солнца, неимоверно худ, волосы его были короткими, скатанными, как войлок, и белыми, как снег. Завидев старца, пустынник бросился бежать и остановился, лишь вняв его мольбам. Попросив у монаха часть одежды, чтобы прикрыть тело, человек обратился к нему, назвав по имени… Никто не мог бы узнать в этом почти бесплотном существе, найденном отцом Зосимой, прежнюю красавицу-египтянку. И тогда-то старец выслушал самую поразительную в его жизни исповедь.

Он принимал ее уже не от грешницы — многие годы покаяния и борьбы со страстями в безлюдной пустыне смыли и следы греха, — от души просвещенной, вошедшей в меру полноты Христовой и по смирению считавшей себя худшей из людей! Грех ее был всегда перед нею. А между тем, научаемая Святым Духом неизвестная миру подвижница не только знала имя отца Зосимы, но и место, откуда он пришел, знала и о нестроениях в его монастыре. Она без ошибок приводила слова Святого Писания и строки из псалмов, никогда не учившись грамоте. И, наконец, старец своими глазами увидел, как на молитве она приподнялась над землей.

Ровно через год, как они условились, старец пришел к Иордану со Святыми Дарами, чтобы причастить ее, и стал свидетелем чуда. Осенив воды реки крестным знамением, святая перешла к нему по реке с другого берега, как посуху, и, приняв Дары, удалилась вглубь пустыни. Повинуясь ее просьбе, отец Зосима вновь пришел на место их первой встречи через положенный срок и нашел ее уже умершей. На твердой, как камень, земле было начертано имя Рабы Божией — Мария, и время упокоения — это был день ее последнего земного причастия.

Отчаявшиеся, запутавшиеся в жизненных обстоятельствах люди прибегают к ее молитвам. Ее пример указывает условия спасения — искреннее сердечное покаяние, упование на помощь Господа и Богоматери и твердое решение положить предел греховной жизни. У икон преподобной Марии Египетской обычно множество свечей. Сколько слабых, отверженных, презираемых человеческих душ обретает у ее образа ясное понимание того, что Богу ненавистен только грех, и любой человек, отвратившийся от зла, становится дорогим чадом Божиим, о котором «на Небе больше радости», чем о не имеющем нужды в покаянии. Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство и подобие своему Создателю, а с ними мир и спасение.

Читайте также:
Антоний Смирницкий - житие и творения, дни памяти и почитание, наставления

Читайте также

  • Бацилла блуда и Мария Египетская
  • Мария Египетская. Рыба, вытащенная из воды

Видео о святой Марии Египетской

Мария Египетская

Великая святая, явившая необычайный подвиг покаяния. Она является примером исправления, образцом для отчаявшихся в своем спасении грешников. Это – обычная женщина, грешница, которая благодаря внушению Божией Матери раскаялась и принесла великие плоды покаяния. Спустя тысячелетия народ помнит и почитает эту святую.

  1. Распутная жизнь
  2. Жизнь в пустыне
  3. Первая встреча с Зосимой
  4. Вторая встреча с Зосимой
  5. Почитание святой

Распутная жизнь

Родилась Мария в пятом веке Нашей эры в состоятельной семье. Но когда ей исполнилось двенадцать лет, она решила покинуть отчий дом и отправилась в Александрию. Девушка была хороша собой, и диавол легко подтолкнул ее на порочный путь. Постепенно она развратилась окончательно, не брала даже денег. Блудница не помнила ни количество своих партнеров, ни имена их, ни лица.

Часто она голодала, ночевала на улице, потому что не имела постоянного жилья. Таким образом Мария провела семнадцать лет. Однажды она увидела корабль, который отправлялся в Иерусалим. Развратная девица ради чистого любопытства поднялась на корабль. Ей было все равно, куда плыть. У нее не было денег, чтобы заплатить за проезд, тогда она предложила заплатить своей плотью.

Всю дорогу до Иерусалима Мария занималась развратом, соблазняя молодых пассажиров. Когда они прибыли на место, весь народ направился к Храму Гроба Господня. Там находилась святыня – Животворящий Крест Христа. Был праздник – Крестовоздвижение, и весь народ стремился приложиться к святыне.

Мария направилась вместе со всеми верующими в храм. Она ничего не знала про находящуюся там святыню. Но тут произошло чудо, перевернувшее всю ее жизнь. Мария хотела зайти в храм, но неведомая сила выталкивала ее оттуда. Она пыталась проделать это трижды, и три раза не была допускаема. Тогда женщина поняла, в чем дело. На нее нашло прозрение, что в храм не пускали ее грехи. Она упала на пол перед иконой Божией Матери в притворе и оплакала свою греховную жизнь.

Жизнь в пустыне

И только после этого Господь допустил великую грешницу к святыне. Приложившись к Животворящему Кресту, Мария услышала от иконы Богородицы повеление идти в пустыню за Иордан. Там в полном одиночестве женщина провела целых сорок лет. Она претерпевала голод, жару, жажду, ночной холод и страх диких зверей. Но самое большое искушение Мария перенесла от бесов. Они рисовали в ее воображении картины прежней распутной жизни, напоминали греховные песни и вкус вина. Подвижница горячо каялась и оплакивала свою распутную жизнь.

Когда на Марию нападало желание вернуться к прежним грехам, она зарывалась в песок и стояла там долгое время. Одежда на ней истлела от времени. Питалась она сначала хлебом, который взяла в Иерусалиме, а когда он закончился, то колючками и скудной растительностью пустыни. Только Господь знает, как она не умерла от голода и жажды.

Первая встреча с Зосимой

Спустя некоторое время иеромонах Зосима из Иорданского монастыря отправился в пустыню по обычаю во время Великого поста. И внезапно он увидел некое существо. Подумав, что это – подвижник, Зосима бросился догонять его, чтобы взять благословение. Но Мария спряталась за куст, крикнув ему, что она – женщина. Она попросила его бросить ей свою одежду. Зосима бросил ей плащ, она завернулась в него и вышла к нему. Старец попросил ее рассказать о себе. Мария долго не хотела ему поведать о своей распутной жизни, но наконец, согласилась и в подробностях рассказала о своих грехах. Но о своих подвигах в пустыне подвижница не захотела рассказывать. Она сказала только, что неграмотна, не умеет писать и читать. И, несмотря на это, Мария цитировала Священное Писание и святых отцов. Видимо, Ангел в пустыне читал ей Божественные книги.

Когда они молились, Мария поднялась на воздух и так стояла к ужасу Зосимы. Потом она предсказала старцу, что в следующий Великий пост он не сможет покинуть монастырь из-за болезни. Но в Великий Четверг через год она попросила его вернуться на это место, чтобы причастить ее Святых Таин. Он выполнил ее просьбу. Когда он пришел, то недоумевал, как же святая перейдет реку Иордан. Но тут он увидел, как она идет по реке как посуху.

Вторая встреча с Зосимой

Старец причастил ее, Мария попросила его вернуться на то же место ровно через год. И снова перешла реку как посуху. Когда Зосима вернулся туда же спустя год, он увидел святую уже умершей. Рядом на песке была надпись, относящаяся к нему с просьбой предать ее тело земле. Он удивился, вспомнив, что она не умеет писать. Потом он увидел большого льва, приближающегося к нему. Сначала он испугался, но понял, что лев не замечает его.

Лев подошел к телу святой и начал рыть могилу для нее. Старец похоронил в песке ее тело и вернулся в монастырь, где рассказал историю о святой. Это предание передавалось из уст в уста, а в седьмом веке его записал монах Софроний.

Почитание святой

  • 14 апреля;
  • В пятое воскресенье Великого поста (переходящий праздник).

В Великий пост святая вспоминается как символ победы над блудной страстью. На четвертой неделе поста в четверг бывает служба, которая называется «Мариино стояние». На утрене читается весь канон св. Андрея Критского, который по частям читался на Первой неделе. В течение этой службы читается житие святой. Делается это для ободрения кающихся.

Протоиерей Андрей Ткачев о Марии Египетской

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: