Житие Феодосия Печерского – описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

Житие Феодосия Печерского

Феодосий Печерский – первый преподобный Русской православной церкви, «отец русского монашества». Этот святой, живший в XI столетии, известен как церковно-политический деятель, автор литературных произведений, основатель Киево-Печерского монастыря. Феодосий был канонизирован в 1108 г. Описанием его жизненного пути занимался Нестор Летописец, посвятивший Преподобному обширный труд. Текст имеет историческую основу, представленную легендами, преданиями, устными рассказами монахов.

  1. Краткая характеристика произведения
  2. О чем повествует житие
  3. Детские годы и юность
  4. Постриг в монахи
  5. Игуменство и основание Киево-Печерского монастыря
  6. Смерть преподобного Феодосия
  7. Чудеса святого
  8. Особенности произведения

Краткая характеристика произведения

«Житие Феодосия Печерского» является ярчайшим образцом древнерусской литературы. Работа имеет не до конца выясненную историю создания. Датой ее написания является год 1080 или начало XII века. Произведение принадлежит к выдающимся литературным памятникам Киевской Руси и Московского Царства. В труде Нестора, являвшегося монахом Киево-Печерского монастыря, описываются разные этапы жизни Святого – от рождения и до самой смерти.

Житие состоит из двух объемных частей. Первая посвящена детству и юности Преподобного, непростым взаимоотношениям с собственной матерью. Содержание второй является его жизнеописанием и историей становления Печерского монастыря.

Начинается житие со вступления, в котором автор просит Господа помочь ему в написании. Основное повествование разбито на ряд небольших рассказов, посвященных центральному персонажу. Каждый из написанных разделов красноречиво иллюстрирует святость и духовные совершенства главного героя.

Если вы хотите прочитать само житие, то сделать это можно например на сайте http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4872.

О чем повествует житие

Дата рождения Феодосия Печерского – 1008 г. Главный герой жития появился на свет в городе Василькове (ранее – Василев), расположенном под Киевом. Будущий святой воспитывался в знатной семье, однако не стремился к роскоши и более всего тяготел к Богу.

Детские годы и юность

Труд, созданный в житийном жанре, сообщает: уже с ранних лет Феодосий был непохож на своих сверстников. Он часто посещал церковь, носил скромную одежду, избегал детских игр и забав. Мальчик рано овладел грамотой и поражал всех необыкновенно мудрыми изречениями.

Когда Феодосию исполнилось 13 лет, его семья перебралась жить в Курск. Вскоре отец мальчика скончался. После этого отрок стал еще больше времени посвящать чтению Божественного писания и посещению церковных служб.

Известно, что мать Феодосия не желала видеть его среди богослужителей. Женщина наказывала сына за его религиозные поступки – попытку отправиться в Иерусалим, ношение вериг (железного пояса и других приспособлений для усмирения плоти). Вместо того чтобы гневаться, юноша терпеливо принимал это, благодарил Бога за посланные испытания и искренне молился за свою мать.

Постриг в монахи

Однажды Феодосий решил тайно покинуть родной дом и отправиться в Киев. Будучи вдохновленным рассказами о преподобном Антонии, он мечтал увидеться с ним. Придя в пещеру к старцу, отрекшемуся от мира, Феодосий стал слезно просить принять его в иночество. Антоний благословил юношу и отдал на попечение блаженному Никону. В скором времени этот священник постриг 23-летнего Феодосия в монахи.

В последующие годы Феодосий с глубокой верою служил Богу, исполнял все наставления старца Антония. Не жалея себя, он молился по ночам, а в дневное время занимался тяжелым физическим трудом. Молодой инок строго соблюдал посты и вызывал огромное уважение верным служением Господу. За его праведную жизнь преподобный Антоний и блаженный Никон неустанно славили Бога.

Мать Феодосия долгое время разыскивала его. Встретив сына в Печерской обители, она стала просить о возвращении домой. В скором времени женщина и сама приняла постриг в одном из женских монастырей, где оставалась до конца своих дней.

Игуменство и основание Киево-Печерского монастыря

В 1057 г. преподобный Антоний призвал к себе Феодосия и благословил его стать игуменом Печерского монастыря, где обитали 12 братьев. В последующие годы было возведено деревянное здание обители и принят ее первоначальный устав. Также Феодосий инициировал строительство церкви в честь Успения Богородицы.

Времена игуменства Преподобного приходились на тяжелый и смутный период. Князья Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский отстранили от власти старшего брата Изяслава Киевского. Однажды они пригласили преподобного на обед, однако игумен наотрез отказался. В дальнейшем он открыто изобличал их в незаконном присвоении братнего престола.

Феодосий каждый день приучал иноков к истинному покаянию. Он не боялся надрывного труда, носил жесткую власяницу и питался скромной пищей. Преподобный искренне радовался и славил Бога, когда его ученики читали молитвы, и глубоко огорчался из-за их оплошностей. При жизни Святого монастырь Печерский по-настоящему процветал, и его часто сравнивали с небесной обителью.

Редкое смиренномудрие Феодосия удивляло всех окружающих. Он учил братию не возноситься, избегать прямого осуждения ближних, ставить себя ниже других и подкреплял все сказанное личным примером.

Житие Преподобного было наполнено состраданием к ближним. Феодосий помогал бедным, нищим и больным. Он селил при обители всех нуждающихся, отдавал на их обеспечение десятую часть монастырского дохода. По субботам игумен посылал хлеб заключенным темниц и тюрем. Разбойников он всячески наставлял на совершение праведных дел.

Смерть преподобного Феодосия

Автор текста повествует о том, что, будучи святым, Феодосий заранее знал день собственной кончины. 16 мая (3 мая по старому стилю) 1074 года Преподобный покинул этот мир и отошел к Господу. Игумена похоронили в пещере, которую он выкопал самостоятельно при жизни для пребывания наедине с Богом. В 1091 г. его мощи, ставшие нетленными, принял Успенский собор.

Чудеса святого

Преподобный Феодосий при жизни славился многими чудесами:

  • когда у братии заканчивались припасы или был неурожайный год, после его молитв появлялись люди, желающие помочь, и привозили в обитель необходимый провиант;
  • неоднократно на монастырь пытались напасть разбойники с целью грабежа, однако видели, как здание воспаряет ввысь, и в ужасе отступали прочь;
  • прохожие не раз наблюдали, как Преподобный Феодосий стоял возле церкви и молился, а вокруг распространялся невероятный свет.
Читайте также:
Житие Епифания Премудрого - описание и история жизни, творчество и дни памяти святого

Нестор упоминает интересный рассказ жителей, чьи дома находились неподалеку от монастыря. Однажды ночью людей разбудил хор голосов, исходящих от обители. Выйдя узнать, что происходит, они увидели процессию с иконой Пресвятой Богородицы. Возглавлял ее Феодосий, а за ним было множество, как показалось очевидцам, иноков. Окончив шествие, они все вместе помолились, затем вернулись в церковь с пением.

Как выяснилось позже, жители монастыря в описанных событиях не участвовали. Тогда стало ясно, что люди видели Преподобного вместе с молящимися ангелами.

Особенности произведения

Литературный труд Нестора Летописца отличают следующие художественные достоинства:

  • большое количество реалистичных деталей;
  • психологизм характеров;
  • правдоподобные реплики и беседы;
  • разнообразие стилистических средств.
  • яркая символика и метафоричность.

Лексический анализ произведения обнаруживает в нем немало интересного. В тексте органично переплетаются 2 основных языка – старославянский и русский (элементы второго составляют меньшую долю). В некоторой степени в тексте представлены иноязычные слова. Другими языковыми особенностями жития являются:

  • соединение лексики разных стилей (церковные термины повсеместно чередуются с бытовыми выражениями);
  • сложное склонение имен прилагательных и причастий;
  • преобладание простых синтаксических конструкций над сложными;
  • изобилие библейских цитат, молитвословных текстов.

По причине своей богословской глубины и патриотического пафоса «Житие Феодосия Печерского» приобрело огромную популярность. Повествование вошло в состав Киево-Печерского патерика, а также было помещено в отдельные сборники.

Будучи памятником древнерусской письменности, житие стало в последующие эпохи образцом для многих авторов. Благодаря новаторству Нестора стала активно развиваться традиция создания других житийных произведений, в увлекательной форме описывающих деяния православных святых.

Краткое житие и литературные труды преподобного Феодосия Печерского

Жизнеописание Феодосия Печерского

Подробная биография святого, написанная Нестором Летописцем, полностью отвечает композиции жития, включая все вехи, начиная от рождения и до самой кончины. Далее мы кратко познакомимся с ключевыми моментами жизни преподобного.

Феодосий Печерский – отец русского православия

Отрочество

Феодосий произошел из города Василев на 1008 году от рождения Христова. Когда ему исполнилось 13 лет, семья вынуждена была перебраться в Курск, где мальчик начал свой путь к святости. С малых лет он проявлял смиренность и аскетизм, поставив себе цель – служить Богу. Однако родители были категорически против такого решения сына. Однажды юноша сбежал, присоединившись к паломникам, идущим на Святую Землю. Тогда мать догнала беглеца, избила, а затем запретила ему выходить из дому.

Вскоре состоялся второй побег. Феодосий ушел из дому, поселившись у священнослужителя из соседнего города. Однако и на этот раз мать вернула домой. Тогда юноша заказал у кузнеца железный пояс, который носил, растирая до крови кожу. Увидев кровавые пятна на одежде, родительница разгневавшись, вновь сурово наказала сына.

Постриг в монахи

Наконец Феодосию удалось окончательно покинуть город. Он перебрался в Киев, где обратился к Антонию Печерскому, упрашивая того о постриге. Так, около 30-х годов XI века будущий святой стал иноком мужского монастыря Киево-Печерской Лавры.

Вскоре Феодосий принял сан священника, продолжая свои подвижнические труды:

  • неустанно молился по ночам;
  • делал чужую работу;
  • поднявшись на гору, обнажался по пояс и позволял кусать себя насекомым, непрестанно молясь при этом.

Игуменство

В 1054 году преподобный стал игуменом. Он не отказался от привычной жизни, продолжая исповедовать смиренность. Вместе со своими братьями настоятель делал полностью всю работу по монастырю, под простую одежду надевал власяницу, общался со всеми на равных.

В 1054 году Феодосий Печерский стал игуменом

Автор жития Феодосия Печерского приводит несколько примеров, характеризующих личность игумена:

  1. Каждую ночь преподобный обходил кельи. Если видел, что кто-то из монахов вместо молитвы занимается пустыми разговорами, огорчался, а на следующий день обличал их через притчи.
  2. Вместе с пекарями святой собственноручно месил тесто и пек хлеб.
  3. Когда в обители заканчивались дрова или вода, а никто не хотел восполнить запасы, настоятель сам ходил к колодцу или занимался рубкой дров.

Преподобный Феодосий за время своего игуменства сыграл огромную роль для Русской Православной Церкви. Он был первым, кто основал общежительный монастырь. Выпросив у Киевского князя участок, он построил там кельи, куда переселились иноки, а позже возвел церковь Успения Богородицы.

Святой ввел в Печерской Лавре Студийский устав, который позже РПЦ приняла за основу.

Отношения с княжеской знатью

За время своего игуменства Феодосий Печерский был свидетелем правления двух Киевских князей. С Изяславом у святого были доверительные отношения, он даже стал ему духовным отцом. Нестор Летописец упоминает по этому поводу пару сюжетов:

  1. Однажды князь явился к настоятелю, чтобы разделить с ним трапезу. Он был удивлен, насколько вкусной была пища. Выразив свое недоумение, он услышал: «Это потому, что в монастыре все делают с благословения».
  2. От преподобного Изяслав учился смиренности и кротости. Когда пополудни ворота обители были закрыты, он всегда терпеливо ожидал прихода Феодосия, чтобы поговорить с ним.

А вот со Святославом отношения у настоятеля монастыря не складывались. Он был против узурпаторского захвата власти, а потому, не боясь, обличал князя за его противозаконные деяния. Как-то раз владыка Киева даже хотел арестовать преподобного, однако со временем проникся к святому и стал его почитать.

Читайте также:
Пафнутий Боровский: житие чудотворца, почитание и дни памяти, в чем помогает

Святой ввел в Печерской Лавре Студийский устав

Кончина и последующая канонизация

Преподобный предвидел свою смерть и за несколько дней до кончины собрал возле себя всю монастырскую братию. Они вместе помолились, игумен дал наставления, благословил, а 3 мая 1074 года покинул сей мир. Похоронили Феодосия на берегу Днепра, в одной из каменных пещер, откуда начинался его путь к святости.

Спустя 15 лет было решено перенести останки в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Когда монахи вскрыли могилу, то обнаружили, что мощи остались нетленными. Канонизировали бывшего настоятеля только спустя 34 года.

Видео «Житие Феодосия Печерского»

В этом видеосюжете представлено краткое жизнеописание преподобного святителя.

Чудеса и почитание святого

Страждущие до сих пор приходят к мощам и иконе святого читать молитвы о помощи. Однако даже при жизни с Феодосием Печерским было связано немало чудес:

  1. Свидетели не раз описывали свечение, исходящее от обители. Однажды столп света протянулся к другому холму. На том месте позже был возведен Успенский храм.
  2. Когда преподобный скончался, от монастыря до самого неба исходил огромный огненный столп.
  3. Однажды церковь чуть не ограбили. Воры подошли к воротам храма, однако тот внезапно поднялся над землей, не пустив разбойников внутрь.

Поминают святого Феодосия несколько раз:

  • 16 мая;
  • 27 августа;
  • 10 сентября;
  • 15 сентября.

Литературные труды преподобного Феодосия Печерского

Святому приписывают создание более двух десятков работ, однако из-под его пера вышла только половина. Всю свою жизнь преподобный занимался написанием православных трудов. Среди них есть письмо Изяславу, молитва, составленная самим Феодосием, а также восемь духовных записок с поучениями.

Идея наставлений заключается в призыве молодого поколения к службе Господу. Автор просит потомков бороться с искушениями, остерегаться козней демонов, а также искоренять свои пороки. Он наставляет регулярно исповедоваться и жить по Законам Божьим.

До самой своей кончины Феодосий Печерский проповедовал аскетичный образ жизни. Несмотря на высокий сан, его часто принимали за человека бедного. Однако преподобного такое положение вещей не смущало.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Краткое житие и литературные труды преподобного Феодосия Печерского

Жизнеописание Феодосия Печерского

Подробная биография святого, написанная Нестором Летописцем, полностью отвечает композиции жития, включая все вехи, начиная от рождения и до самой кончины. Далее мы кратко познакомимся с ключевыми моментами жизни преподобного.


Феодосий Печерский – отец русского православия

Отрочество

Феодосий произошел из города Василев на 1008 году от рождения Христова. Когда ему исполнилось 13 лет, семья вынуждена была перебраться в Курск, где мальчик начал свой путь к святости. С малых лет он проявлял смиренность и аскетизм, поставив себе цель – служить Богу. Однако родители были категорически против такого решения сына. Однажды юноша сбежал, присоединившись к паломникам, идущим на Святую Землю. Тогда мать догнала беглеца, избила, а затем запретила ему выходить из дому.

Вскоре состоялся второй побег. Феодосий ушел из дому, поселившись у священнослужителя из соседнего города. Однако и на этот раз мать вернула домой. Тогда юноша заказал у кузнеца железный пояс, который носил, растирая до крови кожу. Увидев кровавые пятна на одежде, родительница разгневавшись, вновь сурово наказала сына.

Постриг в монахи

Наконец Феодосию удалось окончательно покинуть город. Он перебрался в Киев, где обратился к Антонию Печерскому, упрашивая того о постриге. Так, около 30-х годов XI века будущий святой стал иноком мужского монастыря Киево-Печерской Лавры.

Вскоре Феодосий принял сан священника, продолжая свои подвижнические труды:

  • неустанно молился по ночам;
  • делал чужую работу;
  • поднявшись на гору, обнажался по пояс и позволял кусать себя насекомым, непрестанно молясь при этом.

Игуменство

В 1054 году преподобный стал игуменом. Он не отказался от привычной жизни, продолжая исповедовать смиренность. Вместе со своими братьями настоятель делал полностью всю работу по монастырю, под простую одежду надевал власяницу, общался со всеми на равных.


В 1054 году Феодосий Печерский стал игуменом

Автор жития Феодосия Печерского приводит несколько примеров, характеризующих личность игумена:

  1. Каждую ночь преподобный обходил кельи. Если видел, что кто-то из монахов вместо молитвы занимается пустыми разговорами, огорчался, а на следующий день обличал их через притчи.
  2. Вместе с пекарями святой собственноручно месил тесто и пек хлеб.
  3. Когда в обители заканчивались дрова или вода, а никто не хотел восполнить запасы, настоятель сам ходил к колодцу или занимался рубкой дров.

Преподобный Феодосий за время своего игуменства сыграл огромную роль для Русской Православной Церкви. Он был первым, кто основал общежительный монастырь. Выпросив у Киевского князя участок, он построил там кельи, куда переселились иноки, а позже возвел церковь Успения Богородицы.

Святой ввел в Печерской Лавре Студийский устав, который позже РПЦ приняла за основу.

Отношения с княжеской знатью

За время своего игуменства Феодосий Печерский был свидетелем правления двух Киевских князей. С Изяславом у святого были доверительные отношения, он даже стал ему духовным отцом. Нестор Летописец упоминает по этому поводу пару сюжетов:

  1. Однажды князь явился к настоятелю, чтобы разделить с ним трапезу. Он был удивлен, насколько вкусной была пища. Выразив свое недоумение, он услышал: «Это потому, что в монастыре все делают с благословения».
  2. От преподобного Изяслав учился смиренности и кротости. Когда пополудни ворота обители были закрыты, он всегда терпеливо ожидал прихода Феодосия, чтобы поговорить с ним.
Читайте также:
Житие старца Лаврентия Черниговского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

А вот со Святославом отношения у настоятеля монастыря не складывались. Он был против узурпаторского захвата власти, а потому, не боясь, обличал князя за его противозаконные деяния. Как-то раз владыка Киева даже хотел арестовать преподобного, однако со временем проникся к святому и стал его почитать.


Святой ввел в Печерской Лавре Студийский устав

Кончина и последующая канонизация

Преподобный предвидел свою смерть и за несколько дней до кончины собрал возле себя всю монастырскую братию. Они вместе помолились, игумен дал наставления, благословил, а 3 мая 1074 года покинул сей мир. Похоронили Феодосия на берегу Днепра, в одной из каменных пещер, откуда начинался его путь к святости.

Спустя 15 лет было решено перенести останки в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Когда монахи вскрыли могилу, то обнаружили, что мощи остались нетленными. Канонизировали бывшего настоятеля только спустя 34 года.

Творения

Прп. Феодосий Печерский

Преп. Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе — о терпении и любви, третье — о терпении и милостыне, четвертое — о смирении, пятое — о хождении к церкви и о молитве), одно к келарю, четыре отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу «о казнях Божиих» и «тропарных чашах», два послания к вел. князю Изяславу [«о вере крестьянской и о латыньской» и «заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу»] и две молитвы (одна — «за вся христианы», другая — написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва).
Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор Летописец, ни печерский Патерик, занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных.

Два поучения прп. Феодосия обращены ко всему народу: одно «о казнях Божиих» за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства.

Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно Студийскому уставу; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.

В историческом отношении поучения прп. Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так напр., новейшие научные исследования считают два поучения — «о казнях божиих» и «о тропарных чашах» — не принадлежащими прп. Феодосию.

Чудеса и почитание святого

Страждущие до сих пор приходят к мощам и иконе святого читать молитвы о помощи. Однако даже при жизни с Феодосием Печерским было связано немало чудес:

  1. Свидетели не раз описывали свечение, исходящее от обители. Однажды столп света протянулся к другому холму. На том месте позже был возведен Успенский храм.
  2. Когда преподобный скончался, от монастыря до самого неба исходил огромный огненный столп.
  3. Однажды церковь чуть не ограбили. Воры подошли к воротам храма, однако тот внезапно поднялся над землей, не пустив разбойников внутрь.

Поминают святого Феодосия несколько раз:

  • 16 мая;
  • 27 августа;
  • 10 сентября;
  • 15 сентября.

Милосердие святого Феодосия

Оставаясь кротким и милосердным всегда и во всем, одинаково относясь к разбойникам, которые пришли ограбить его монастырь, или к грешным и слабым инокам, святой Феодосий Печерский не только не изолировал свой монастырь от мира, но и создал теснейшие связи с мирским обществом. В этом состоит один из его заветов русскому монашеству.

Около монастыря был построен дом для слепых, хромых и больных с церковью во имя св. Стефана. На содержание этой богадельни шла десятая часть всего дохода монастыря. По субботам Феодосий посылал целый воз хлеба в город для заключенных в тюрьмах.

Преподобный Феодосий был духовным отцом многочисленных мирян, в том числе князей и бояр, которые приходили исповедовать свои грехи. Он положил начало традиции выбора духовных отцов среди монахов. С того времени духовенство стало оказывать еще большее влияние на нравственное состояние народа.

Тихий и кроткий наставник мог быть твердым и неотступным в тех случаях, когда речь шла о поруганной правде. Один из последних рассказов Нестора рассказывает о его заступничестве за обиженную вдову, которая пришла к нему за помощью и, не узнав его в убогой одежде, рассказала о своей беде.

Литературные труды преподобного Феодосия Печерского

Святому приписывают создание более двух десятков работ, однако из-под его пера вышла только половина. Всю свою жизнь преподобный занимался написанием православных трудов. Среди них есть письмо Изяславу, молитва, составленная самим Феодосием, а также восемь духовных записок с поучениями.

Идея наставлений заключается в призыве молодого поколения к службе Господу. Автор просит потомков бороться с искушениями, остерегаться козней демонов, а также искоренять свои пороки. Он наставляет регулярно исповедоваться и жить по Законам Божьим.


Завещание преподобного


Основанный преподобным Успенский собор


Феодосий Печерский с житием в 14 клеймах

Читайте также:
Житие преподобной Матроны Московской - полное жизнеописание святой, даты рождения и смерти

До самой своей кончины Феодосий Печерский проповедовал аскетичный образ жизни. Несмотря на высокий сан, его часто принимали за человека бедного. Однако преподобного такое положение вещей не смущало.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Умер живописец-портретист Василий Андреевич Тропинин

Обсуждение: 2 комментария

    сергей:
    10.10.2014 в 00:00

брешете КГБісти в рясах.Як могли «зодчие «віддати ікону печерським Антонію і Феодосію,якщо вони померли за десять років до вручення?

11.10.2014 в 00:00

Действительно, не иначе как какие-то КГБісти в рясах сбрехнули с годом. Их медом не корми — дай только побрехать. Исправлено, спасибо. Мы всегда благодарны за указание на погрешности.

Жизненный поворот

Однажды, стоя в храме на богослужении, Феодосий услышал слова о том, что кто любит отца или мать больше Христа, тот не достоин Его. Эти слова глубоко запали в его добрую, повзрослевшую душу.

И он вновь решился бежать. Улучив момент, когда матери не было дома, он оставил свой город и отправился в направлении Киева. Не зная пути, он пристал к обозу и так добрался до пункта назначения.

Прибыв на место, Феодосий стал искать обитель, где готовы были бы принять его в послушники. Настоятель одной из них, оценив, по рваному рубищу, его внешний вид, но не оценив добродетельность и благочестивость, отправил его восвояси. Кто-то отказывал ему в силу юного возраста.

Когда опечаленный юноша услышал о подвизавшемся неподалеку пещернике Антонии, он незамедлительно отправился к нему и стал слезно упрашивать взять его к себе. Преподобный Антоний, выслушав Феодосия, пытался его отговорить, мол, ему, ещё юному, неокрепшему духовно человеку, будет трудно жить среди мрачных безмолвных пещер.

Однако Феодосий проявил твёрдость, выразил готовность переносить тяготы и скорби отшельнической жизни. Антоний же, видя в нем сосуд Духа Святого, дал свое отеческое благословение.

В 1032 году Никон, по указанию старца, постриг Феодосия в иночество, на двадцать четвертом году его жизни. Молодой инок ревностно исполнял послушание, много и охотно молился, соблюдал бдения и посты.

Спустя четыре года чуткое материнское сердце отыскало Феодосия среди камней и пещер. Феодосий же отказывался встретиться с матерью, говоря, что отныне он принадлежит Богу, что он инок, пещерник. Тогда мать обратилась к святому Антонию, и уже он убедил Феодосия в уместности встречи. Увидев любимого сына, она умоляла его возвратиться домой, но он не только настоял на своем, но и сумел убедить её поступить в монастырь. Когда мать поступила в женскую обитель святого Николая, он возблагодарил Бога.

Юный служитель Бога

Достигнув в короткий срок поразительных успехов, отрок поражал окружающих не только количеством прочитанных им священных книг, но и удивительно мудрым их толкованием, что выдавало в нём незаурядный ум и способности. Его религиозность приняла ещё более глубокие формы после того, как в четырнадцатилетнем возрасте Господь призвал в Свои Небесные Обители его отца, и юноша остался один под надзором матери – женщины, обладавшей строгим и властным характером.

Несмотря на свою горячую любовь к сыну, она не могла постичь глубинных стремлений его души, и к столь ранним проявлениям крайней религиозности относилась с недоверием. Желая Феодосию счастья, она вкладывала в это понятие лишь простой житейский смысл, суть которого сводилась к преуспеванию и благополучию в этом мире. Однако для юноши оно состояло в служении Богу.

Благословение Антония Печерского

Путь предстоял неблизкий, да и дорога была незнакома, но Господь послал ему попутный обоз, с помощью которого молодой странник добрался до Матери городов русских. Однако его надежды встретить радушный приём в какой-либо из её обителей оказались тщетны. К кому бы из настоятелей он ни обращался, везде встречал отказ. Одним не нравились лохмотья, в которые был одет Феодосий, других смущал его слишком молодой возраст.

Но не дал Господь поселиться отчаянию в сердце Своего смиренного раба и направил его стопы на берег Днепра, туда, где в земляной пещере подвизался в те годы великий праведник и подвижник, основатель Киево-Печерского монастыря старец Антоний (фото его иконы можно увидеть ниже). Наделённый даром прозорливости, он сумел разглядеть в бедно одетом молодом человеке истинный сосуд Духа Святого и благословил его на иноческий подвиг.

Невзирая на лица и звания

Строгость правил, установленных новым настоятелем, в равной степени распространялась как на насельников обители, так и на её посетителей, независимо от чинов и званий. Известен, например, случай, когда князь Киевский Изяслав Ярославович, приехав в обитель в неурочный час, был вынужден дожидаться у её ворот, пока наступит время впуска паломников. Гордый и заносчивый в повседневной жизни, он тем не менее смирил себя и покорно стоял среди прочих богомольцев.

Ярким свидетельством того, как мудро игумен умел строить отношения с людьми, является само житие Феодосия Печерского. Анализ его показывает, что, общаясь с представителями самых различных социальных слоёв, он всегда безошибочно находил нужный тон, руководствуясь Божьей заповедью о любви к ближнему, которая всегда встречала отклик в сердцах окружающих. И тому можно привести множество примеров.

Князь – узурпатор власти

Известно, что многие князья весьма высоко ценили духовную беседу с преподобным Феодосием и никогда не впадали в гнев за обличением их неправедных поступков, позволяя ему открыто высказывать своё мнение. Например, после того как Всеволод и Святослав Ярославовичи изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава – законного наследника княжеского престола, Феодосий открыто обличал их в вероломстве и отказался поминать на молитве. Лишь спустя некоторое время ввиду ходатайства братии монастыря он изменил своё решение. Захвативший же власть в Киеве Святослав покаялся и сделал немалые вклады в церковную казну.

Читайте также:
Димитрий Прилуцкий: житие и биография преподобного, мощи, почитание

Преподобный Феодосий Печерский

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосии продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосии спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: “Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу”. Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосии был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

Житие Василия Кинешемского

Жестокие гонения со стороны советской власти дали Церкви много новых прославленных святых, в сонм которых вошел также епископ Кинешемский Василий (Преображенский). Как и другим священникам, жившим и служившим в то непростое время, владыке пришлось перенести жесточайшие допросы, лагеря, ссылки.

Житие

Владыка Василий, в миру Вениамин Сергеевич Преображенский, родился в 1876 году в семье, принадлежавшей духовному сословию, — его отец был священником. Местом появления на свет будущего святителя стал городок Кинешме Костромской губернии.

Формирование религиозного мировоззрения

Главную роль в формировании Владыки как будущего служителя церкви сыграли его родители. Они старались всеми силами защитить своих детей от развращающего влияния мира, зная, как трудно удалить из души грехи и страсти, если те уже проросли там. Мальчика с самого рождения окружала атмосфера, подобная монашеской.

Его родители, благочестивые и набожные люди, выходили в город лишь по необходимости. Во внутренний мир семьи не проникала суета окружающей жизни, — новости, пересуды, пустые разговоры оставались где-то далеко, за стенами дома. Это сформировало в мальчике сосредоточенность, углубленность в себя.

Читайте также:
Мартин Исповедник: житие и биография святого, почитание и мощи, книги

Весь дальнейший образ жизни Вениамина строился типично для выходцев из священнического сословия. Он отучился в духовном училище своего города, затем окончил семинарию в Костроме, был студентом и Киевской духовной академии. Получил степень кандидата богословия, а затем и магистра.

На заметку! Будучи преподавателем Воронежской семинарии, написал труд «О скитском патерике», за что и удостоился этого звания.

Увлечение светской жизнью

Несмотря на монашеское воспитание и глубокое духовное образование, Вениамин интересовался вполне земными вещами и хотел пройти свой жизненный путь как светский человек. Хорошо владея многими иностранными языками, для более углубленного их изучения, а также всей европейской культуры, он уехал в Англию, и 1910-1911 года прожил в Лондоне.

После своего возвращения устроился преподавателем истории и языков вначале в гимназию города Миргорода, а затем и в Москву. Вскоре Вениамин окончательно решает свою жизнь посвятить воспитанию подрастающего поколения, заканчивает педагогический институт и его дальнейшие планы становятся неразрывно связаны с этим видом деятельности.

Но Господь решает устроить все иначе.

Призыв Бога к служению церкви

Однажды, приехав в Кинешму навестить родителей, Вениамин отправился покататься на лодке по Волге. Он был не один, вместе с друзьями. Почему-то лодка внезапно перевернулась и все оказались под водой. Вениамин взмолился, прося Господа о даровании ему спасения и взамен обещая посвятить остаток своей жизни служению церкви. Бог дал ему возможность ухватиться за проплывающую мимо доску и добраться до берега. Все остальные участники прогулки погибли.

После всего произошедшего, а также пережив потрясение революцией, Вениамин в 1917 году окончательно вернулся в свой родной город. Поступил псаломщиком в церковь, в которой до сих пор продолжал служить его престарелый отец.

Будущий святитель развернул в Кинешме и прилегающих населенных пунктах широкую просветительскую деятельность. Открывал православные кружки, основным предназначением которых было детальное изучение Священного Писания. Прививал народу точное и глубокого его понимание, преподавал Закон Божий и детям.

Епископство

В 20-м году, преодолев сорокалетний рубеж, Вениамин был рукоположен во иерея, через год стал монахом, а вскоре после этого прошел и архиерейскую хиротонию во епископа Кинешемского.

Подвижнические и проповеднические труды

Жизнь владыка вел предельно скромную и простую, с величайшим благоговением относился к богослужению. Он поселился в небольшой баньке, принадлежавшей одной благочестивой женщине. Место это было на окраине города, небольшое и ветхое строение ютилось вдали от суеты и внимания людей. Жил в отказе от самого необходимого, нес тяжелые подвижнические труды, лишения. Постелью святителю служил голый деревянный пол, а вместо подушки он клал полено.

Ежедневно владыка нес огромный труд. Служил в церкви, исповедовал, проповедовал, принимал всех тех, кому нужна была его помощь и совет. Навещал монастыри, кружки, которые он организовал по всей территории епархии.

Интересно! Проповеди святителя привлекали в храм множество людей. Многие из них настолько пленялись его проникновенными речами, что совершенно менялись.

Иные, подражая святителю, полностью посвящали свою жизнь служению Господу и ближним, раздавали свое богатство неимущим и бедным. Когда разразился в Нижнем Поволжье голод, оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома. Владыка в проповеди призвал взять этих детей к себе. И сам, подавая пример, взял попечительство над пятью осиротевшими девочками. Крестьяне настолько впечатлились примером святителя, что многие приняли детей в свои семьи.

Свет веры, исходивший из сердца владыки, достигал и неверующих людей. Какое бы ни было отношение человека к вере и церкви, каждый чувствовал, что слово, произнесенное епископом Василием, соответствует внутренним потребностям души, дарует ей жизнь и смысл происходящего с ней.

Противостояние обновленческой церкви

Как добрый пастырь он оберегал своих прихожан от всякого греха и заблуждений. В 1922 году появилось еретическое направление в церкви — обновленчество. По всей стране захватывали храмы, изгонялись из них православные священники и архиереи, которых безбожные власти преследовали и обрекали на заключение и смерть.

Владыка, несмотря на то что многие храмы были захвачены, благословлял священников не бросать своих прихожан, а богослужения проводить на площадях. Сам он поступал так же. И на эти богослужения стекалось огромное количество народа. Конечно же, подобная настойчивость и упорство святителя вызывала у властей недовольство, обеспокоенность. Поэтому через два года, которые епископ Василий провел в служении на Кинешемской кафедре, он был приговорен к ссылке в Зырянский край.

Богословские труды

Проповеди владыки всегда находили отклик в душах самых разных людей, меняли их образ мышления и жизнь. Вдохновенная речь пастыря стучится и в сердца современных людей и сейчас со страниц книги «Беседы на Евангелие от Марка», которая вышла из-под пера епископа Василия, и считается лучшим его произведением. И несмотря на то что написана в первой половине прошлого века, до сих пор востребована православными читателями.

Трудно оценить глубину смысла Священного Писания без мудрого руководства со стороны опытного наставника. Епископ Кинешемский, всесторонне изучив и применив на практике многие постулаты православной веры, передает накопленный опыт и знания своим читателям. Евангелие он рассматривает как основу духовного, нравственного бытия человека, поэтому книга получилась как своеобразный самоучитель духовной жизни для верующих христиан.

Живя в условиях гонений, епископ Кинешемский не смог в полной мере реализовать себя в издательской, просветительской или другом виде церковной деятельности. Но он сделал намного большее, — отдал свою жизнь для укрепления Церкви, стал ее молитвенным заступником в неведомых обителях духовного мира.

Читайте также:
Вениамин Пушкарь - жизнь и биография, творчество и беседы, труды

Тюремные мытарства

Далее следовали одни за другим аресты, тюрьмы, ссылки. Но и тогда не оставлял владыка своих духовных чад и поддерживал их письмами. В промежутках между ссылками служил, проповедовал, принимал исповеди, и в итоге получал очередной приговор за свой миссионерский подвиг.

  • Летом 1925 года, когда владыка из ссылки вернулся в Кинешму, вокруг него вновь закипела духовная жизнь. Властей беспокоило присутствие его в городе и ему приказали покинуть город. Вместе со своим келейником, который сопровождал его в ссылках, святитель поселился в деревне.
  • 1926 год — назначен епископом Вязниковским, во Владимирской епархии. Здесь закончил работу над «Беседами на Евангелие от Марка». Весной следующего года был выслан из Вязников обратно в Кинешму.
  • 1927 год — возглавил Ивановскую епархию, но к управлению так и не приступил. Власти выслали его в Кострому.
  • 1928 год, ноябрь — ссылка на Урал, в деревню Малоречка Екатеринбургской области, где ежедневно проводил богослужения.
  • 1932 год — вернулся из ссылки и поселился в г. Орле, где прожил почти два года.
  • 1933 год — осужден на 5 лет, провел их в ИТЛ под Рыбинском, помогая строить канал. Его верный келейник попал в лагерь под Мурманском.
  • 1938 год — освобожден, поселился вначале в Рыбинске, а затем перебрался в с. Котово Ярославской области. Устроил храм в бане, тайно служил в нем и собирал людей, организовал кружок единоверцев.
  • 1943 год, ноябрь — сослан в Красноярский край.
  • 1945 год, 13 августа — скончался там же, в с. Бирилюссы.

Помнят и чтут владыку в его родном городе. В Кинешме действует музей, где можно посмотреть личные вещи святителя, которые долгие годы хранились в семьях духовных чад. Среди них кадило, ряса, несколько рукописей и другие предметы быта.

Важно! Мощи владыки находятся там же, в кафедральном соборе и считаются главной святыней храма.

Самого епископа Кинешемского жители города горячо и искренно почитают как своего небесного покровителя. Действует благотворительный фонд, созданный с целью сохранения его наследия. В день памяти святителя, отмечаемого ежегодно 13 августа, широко проходят епархиальные торжества, крестный ход, массовое посещение музея и концерты.

Житие и творческое наследие святителя Василия Кинешемского, молитвы

Вся жизнь Василия, епископа Кинешемского, прошла в служении Господу. Около 20 лет он посвятил обучению. Более 15 лет проработал на преподавательском поприще. Благодаря отцу Василию в России узнали о скаутском движении. Последние 25 лет жизни периодически служил в различных российских епархиях, за что его каждый раз арестовывали и отправляли в тюрьму или лагеря. Умер священнослужитель в Сибири, находясь в ссылке.

Житие святителя Василия Кинешемского

Настоящее имя святого — Вениамин Преображенский. Всю жизнь он посвятил служению Спасителю и духовно-просветительной работе с населением. Сохранял веру в Христа даже во времена большевистских репрессий.

Происхождение и детство

Вениамин родился в 1876 в Кинешме в семье местного священнослужителя. В раннем детстве родители привили сыну любовь и уважение к Спасителю. Рос жизнерадостным и послушным мальчиком. Рано освоил грамоту. Часто ходил в церковь послушать богослужение.

Образование

В 9-летнем возрасте, в 1885, по наставлению отца Вениамин поступил в духовное училище родной Кинешмы. В 1890 без единого экзамена был принят в Костромскую духовную семинарию. В 1896 юный Преображенский уехал учиться в Киев в духовную академию. В 1900 это учебное заведение он с успехом окончил и получил степень кандидата богословия. После академии работал в Воронежской духовной семинарии. В Воронеже с 1901 по 1910 учил будущих священнослужителей Слову Божьему.

В 1910 на один год уехал в Лондон, чтобы в совершенстве изучить иностранный язык и приобрести знания о европейской истории и культуре. В Великобритании заинтересовался учением Баден-Пауэлла и скаутским движением. В 1911-ом вернулся в Россию. Вскоре стал в Миргородской гимназии преподавать иностранные языки и всемирную историю. В 1914-ом переехал в Москву и поступил в пединститут. Во время обучения преподавал латынь в московской Петровской гимназии.

В 1914-ом нашел время, чтобы посетить Лондон и более подробно изучить скаутское движение. После чего издал в России две книги о бойскаутах и стал пропагандировать скаутизм у себя на родине. В 1917 чуть не погиб из-за инцидента на реке. Благодаря Богу спасся, после чего вернулся домой и стал священнослужителем.

Служение в Кинешме

В 1917-ом Вениамин Преображенский вернулся домой. В Кинешме был взят псаломщиком в родную Вознесенскую церковь, где проповедовал его отец. Вениамин организовал в своем городе православный (религиозный) кружок, где преподавал детям Закон Божий.

В 1920-ом в 45-летнем возрасте стал священником. В 1921 Вениамин принял монашеский постриг с именем Василий в честь святейшего Василия Великого. Читал проповеди в церкви Кинешмы, а вскоре, в 1923, был назначен епископом Иваново-Вознесенским.

В те годы, по указу советской власти, многие священнослужители были репрессированы. Не обошла злая участь и Вениамина. После тюрем и лагерей он каждый раз возвращался в Кинешму. Правда, бывало, что не мог вернуться в родной город, поэтому служил в других епархиях. Он был епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии, даже назначен епископом Ивановским.

Аресты и ссылки

В 1923 священнослужителя впервые арестовали и сослали в Зырянский край (Республика Коми). В 1925 он вернулся из ссылки в любимую Кинешму и продолжил служить Богу. Отец Василий вызвал недовольство советской власти еще и тем, что не поддерживал угодное большевикам обновленческое церковное движение.

Читайте также:
Житие мученика Иоанна Воина - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Вскоре из Кинешмы его выслали в деревню Анаполь, потом в Вязники. В 1926 отец Василий стал епископом Вязниковским. Весной 1927 его опять выслали, но почему-то в Кинешму. Летом того же года отправили в Кострому. После кратковременного пребывания в тюрьме отец Василий возвращался к своей религиозной деятельности, что не нравилось большевикам.

В 1928 его на 3 года выслали на Урал. Отбывая ссылку в деревне Малоречка, отец Василий в одном из домов каждый день совершал богослужения. После ссылки в 1932-ом он жил какое-то время в Орле. Вскоре, в 1933, его опять арестовали и решили отправить в тюрьму Кинешмы. Там отцу Василию присудили 5 лет лагерей в Рыбинске Ярославской области. В 1938 священнослужителя освободили, после чего он опять вернулся к прежней деятельности (служению Богу). В 1943 батюшку опять арестовали и отправили в ярославскую тюрьму.

Кончина

Преображенский был здоровым русским мужчиной, верившим в Господа и всю свою жизнь посвятившим служению Христу. На протяжении последних (перед его смертью) 20 лет его постоянно сажали в тюрьму, пытали, отправляли в ссылку, а потом отпускали на волю. После очередного заключения отец Василий каждый раз возвращался к прежней деятельности — служению Спасителю.

Разумеется, такая моральная стойкость не нравилась большевикам. В 1944 батюшку привезли в Москву, в тюрьму НКВД, славившуюся своим нечеловеческим обращением с заключенными. В этом учреждении из священнослужителя выбивали (в прямом смысле слова) признательные показания. Возможно, не выдержав издевательств и побоев, отец Василий выдал имена людей, которые занимались религиозно-просветительной деятельностью. Умереть от пыток такой здоровый человек, как Вениамин Преображенский, просто не мог. После тюрьмы НКВД истерзанного издевательствами батюшку перевели в «Бутырку», а потом отправили на 5 лет в Красноярский лагерь. В 1945 он умер, отбывая наказание в деревне Бирилюссы.

Почитание епископа Василия Кинешемского

В 1993 Ивановская епархия возвела великомученика в лик местночтимых святых. В 2000-ом старца признали общероссийским святым. Почитание с чтением акафиста Василию Кинешемскому свершали в дни памяти великомученика (13 августа и 18 октября).

Местоположение мощей

В 1985-ом служителю Ивановской епархии, отцу Амвросию, принесли письмо от иподиакона, знавшего, где похоронен епископ Василий. Батюшка вместе с другом, священнослужителем Дамаскином, отправился в Красноярский край. Путешественники нашли деревню, где, находясь в ссылке, умер отец Василий. На месте его погребения выросло дерево. Своими корнями оно оплело гроб, словно не желая отдавать останки старца.

По приказу священников дерево спилили. Гроб открыли. Тело батюшки сотлело. Останки поместили в небольшую емкость и отправили в Москву. Однако в 1993 мощи старца перевезли во Введенский монастырь. В 1993 его признали в местной Ивановской епархии святым. В 2000-ом он стал общероссийским святым.

Однако в 2003 стали известны новые факты из его жизни. Исследователи выяснили, что в 40-х годах Василий, пребывая в тюрьме, под пытками выдал имена участников антисоветской религиозной организации, которую сам же и возглавлял. Правда, фамилии единомышленников и так были известны большевикам. Помогавшей батюшке Ираиде Тиховой якобы именно из-за доноса епископа дали 5 лет лагерей, хотя ее арестовали в тот же день, что и Василия. В 2012 мощи святого изъяли из Введенского монастыря и отвезли в Москву. Многие верующие решили, что был совершен акт деканонизации. Однако священнослужители ответили, что проводятся дополнительные исследования.

Православные тексты

Согласно церковным правилам, отцу Василию молятся об укреплении веры в Христа и просят заступничества перед Господом. Святого старца прославляют за его деяния во славу Спасителя.

Тропарь

К святому обращаются с просьбой даровать Божественное учение и просветить умы духовным светом. Отца Василия просят, чтобы он молился Господу о спасении душ грешных.

«Пpавославия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / аpхиеpеев богодухновенное удобpение, Василие пpемудpе, / ученьми твоими вся пpосветил еси, / цевнице духовная. Моли Хpиста Бога // спастися душам нашим».

Ин тропарь

Святого проповедника молят помолиться на Небесах за Отечество. Верующие чтят святую память отца Василия.

«Новый исповедниче Церкве Российския, / Апостольских трудов подражателю, / веры правыя теплый проповедниче, / Писаний вдохновенный изъяснителю, / изгнания, темницы и скорби от безбожных претерпев, / царское священие, отче наш Василие, / и ныне предстоя Святей Троице, / молися за отечество твое и люди, / чтущия достойно святую память твою».

Кондак

В кондаке верующие прославляют мужество святителя Василия, а также его чистоту веры. Святой с Небес защищает христиан от духовной гибели.

«Мужество твое, святителю Христов Василие, возславим, / и чистоту веры превозносим, / и дару словес твоих удивляемся, / яко от небес приял еси Божественную благодать // наставляти и защищати стадо Христово».

Молитва

О, предобрый предстателю за погибающия во гресех и междоусобных бранех люди Российския земли, крепкий исповедниче Христов святителю отче Василие! Ты бо доблественне подвизался еси в жизни временней, Христа дерзновенно исповедал еси, и многия за Него муки претерпел еси, веру Православную соблюл еси даже до смерти. Умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, да подаст нам образ покаяния, да избавит нас от обольщения близ грядущего богоборца, и да сохранит нас от коварной сети его и от всех козней его в сокровенной пустыне Своего спасения. Ей, отче честный! Не посрами ны, притекающия ко твоей помощи, сотвори ны достойны прославляти на небесех со всеми святыми Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Творческое наследие

Вениамин Преображенский оставил в наследство своим духовным потомкам несколько трудов. До наших дней дошло его произведение «О скитском Патерике», которое он написал на соискание степени магистра богословия. При жизни священнослужителя были изданы две его книги о скаутском движении «Бойскауты». Проповеди отца Василия собраны в труде «Беседы на Евангелие от Марка». Священник является автором книг «Зерно любви» и «Алфавит духовный».

Читайте также:
Житие Анастасии Узорешительницы - описание и история жизни, чудеса, мощи и дни памяти святой

Житие Василия Кинешемского: познаем по порядку

В 1993 году, когда Патриарх Алексий II благословил местное почитание епископа Василия Кинешемского (Преображенского), Кинешма обрела своего небесного защитника

Василий Кинешемский родился в 1876 году в городе Кинешме

Василий Кинешемский родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии. Он родился в семье священника. Его мать и отец были хорошими и благочестивыми людьми, именно им он обязан своим христианским воспитанием.

Чистый ум, сердце, а также молитва — это был смысл и цель земной жизни его родителей. Уже с детства родители хотели оградить своих детей от влияния мира. Пытались они это сделать, потому что знали, что вырваться из терний грехов и страстей уж очень тяжело, особенно когда корни уже слишком глубоко вросли.

На протяжении всей жизни мальчика его строение жизни было подобно монашескому. Тогда для ребенка было большой отрадой посетить нищих и странников.

Мальчика в миру звали Вениамином. Однажды, когда его принесли крестить, то к ним подошла старушка, после чего взглянув на мальчика, она сказала, что это будет великий человек. И действительно так и произошло. После того, как Вениамин окончил гимназию, он поступил в Киевскую духовную академию. В 1901 году он закончил ее со степенью кандидата богословия.

В миру Василия Кинешемского звали просто Вениамином. Фото: true-orthodox.narod.ru

После этого он был определен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В это время он очень интересуется христианским подвигом, поэтому пишет диссертацию, после которой он получает степень магистра богословия.

В Воронеже Вениамин находится до 1910 года. Уже тогда он знал древние европейские языки, поэтому для того, чтобы более углубленно их изучить, он уезжает в Англию. С 1910 по 1911 год, он проживает в Лондоне. После того, как он вернулся в Россию, он становится преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородской мужской гимназии.

Затем в 1914 году Вениамин решает приехать в Москву, и там устроится преподавателем латинского языка. Преподавательская деятельность настолько увлекла Вениамина, что он решил окончить педагогический институт. Но Господь распорядился немного иначе.

Василий Кинешемский — рождение и детство

Вениамин Преображенский, будущий епископ Василий Кинешемский, родился в январе 1876 года в семье настоятеля кинешемской Вознесенской церкви священника Сергия Преображенского и получил в крещении имя Вениамин. Вознесенский приход был по-настоящему родным для Преображенских — и отец, и дед матери будущего архиерея, Павлы Капитоновны, служили в этом храме.

Поначалу в жизни Вениамина всё складывалось более чем обычно: Кинешемское духовное училище, Костромская духовная семинария, Киевская духовная академия — вот первые образовательные вехи в его судьбе. Однако далее начались «уклонения» — по окончании академии Вениамин Сергеевич был определен преподавателем в Воронежскую семинарию, где, кажется, почувствовал в себе педагогическое призвание.

Хорошо зная европейские языки, в 1910 году Василий Кинешемский уехал в Лондон для ознакомления с современными педагогическими системами. В Англии будущий епископ Кинешемский провел два года, увлекшись идеями скаутизма. По возвращении он три года преподавал в Миргородской семинарии, а в 1914 году, еще раз побывав в Лондоне, перебрался в Москву — преподавателем Петровской гимназии. Тогда же он окончил педагогический институт и активно занялся формированием скаутских организаций. Дальнейшее как будто уже было предопределено.

Мощи и почитание

Василий Кинешемский

18 октября 1985 года обретены были честные останки святителя и перевезены в Москву.

В июле 1993 года мощи епископа Василия были перенесены во Введенский монастырь города Иванова. В августе того же года патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание святого. 13 августа во Введенском монастыре был отслужен первый молебен святителю Василию Кинешемскому.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

11 июня 2012 года в Иваново прибыл секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский) c распоряжением за подписью патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что он, игумен Дамаскин должен принять из Введенского монастыря города Иваново мощи святителя Василия Кинешемского и передать монастырю мощи священномученика Владимира Введенского. По просьбе сестер монастыря данное распоряжение было продублировано указом епископа Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа. Игумен Дамаскин принял в Введенском монастыре мощи святителя Василия и передал этой обители мощи священномученика Владимира. При этом представители Ивановской митрополии не присутствовали. Затем игумен Дамаскин с мощами святителя Василия покинул пределы Ивановской области с тем, чтобы доставить святыню в то место, которое будет для нее определено патриархом Московским и всея Руси Кириллом , место пребывания мощей не оглашалось.

С 2013 года память сщисп. Василия 31 июля/13 августа и 5/18 октября отсутствует в календаре Русской Православной Церкви Издательства Московской Патриархии. Его имени не оказалось в составе Собора святых Ивановской митрополии, утвержденного года патриархом Кириллом , и в официальном списке Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской , официального разъяснения о причинах исключения его имени не последовало. По некоторым сведениям, это связано с открытием документов, свидетельствующих о поведении лиц на допросах и их показаниях.

Читайте также:
Житие Бориса и Глеба - описание и история жизни, чудеса и дни памяти святых, описание смерти

4 апреля 2014 года в Кинешме был открыт музей святителя Василия Кинешемского.

Молитвословия

Из бденной службы, составленной (судя по краегранесию канона) в Макариево-Решемском монастыре, машинопись из Введенского женского монастыря г. Иваново

Тропарь, глас 5

Но́вый испове́дниче Це́ркве Ру́сския,/ Апо́стольских трудо́в подража́телю,/ ве́ры пра́выя те́плый пропове́дниче,/ Писа́ний вдохнове́нный изъясни́телю,/ изгна́ния, темни́цы и ско́рби от безбо́жных претерпе́в,/ ца́рское свяще́ние, о́тче на́ш Васи́лие,/ и ны́не предстоя́ Святе́й Тро́ице,/ моли́ся за оте́чество твое́ и лю́ди,// чту́щия досто́йно святу́ю па́мять твою́.

Ин тропарь, глас 4

Дне́сь коле́на разсла́блена укрепля́ются,/ изнемо́гшия ру́це на моли́тву простира́ются,/ очеса́ умиле́нием ороша́ются,/ слу́хи же псалмы́ и пе́сньми оглаша́ются,/ се́ бо к на́м во сла́ве прихо́дит Христо́в свиде́тель ве́рный,/ Васи́лий Ца́рственный и Всеблаже́нный,/ лжи́ и зло́бы победи́тель,/ Златоу́стов подража́тель и ве́ры ревни́тель,/ те́мже о́браз подае́т ве́рным спасе́ния,// и мо́лится о и́же ве́рою и любо́вию чту́щих па́мять его́.

Кондак, глас 3

Му́жество твое́, святи́телю Христо́в Васи́лие, восхваля́ем,/ и чистоту́ ве́ры превозно́сим,/ и да́ру слове́с твои́х удивля́емся,/ я́ко от небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть// наставля́ти и защища́ти ста́до Христо́во.

Епископство

В 20-м году, преодолев сорокалетний рубеж, Вениамин был рукоположен во иерея, через год стал монахом, а вскоре после этого прошел и архиерейскую хиротонию во епископа Кинешемского.

Подвижнические и проповеднические труды

Жизнь владыка вел предельно скромную и простую, с величайшим благоговением относился к богослужению. Он поселился в небольшой баньке, принадлежавшей одной благочестивой женщине. Место это было на окраине города, небольшое и ветхое строение ютилось вдали от суеты и внимания людей. Жил в отказе от самого необходимого, нес тяжелые подвижнические труды, лишения. Постелью святителю служил голый деревянный пол, а вместо подушки он клал полено.

Ежедневно владыка нес огромный труд. Служил в церкви, исповедовал, проповедовал, принимал всех тех, кому нужна была его помощь и совет. Навещал монастыри, кружки, которые он организовал по всей территории епархии.

Интересно! Проповеди святителя привлекали в храм множество людей. Многие из них настолько пленялись его проникновенными речами, что совершенно менялись.

Иные, подражая святителю, полностью посвящали свою жизнь служению Господу и ближним, раздавали свое богатство неимущим и бедным. Когда разразился в Нижнем Поволжье голод, оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома. Владыка в проповеди призвал взять этих детей к себе. И сам, подавая пример, взял попечительство над пятью осиротевшими девочками. Крестьяне настолько впечатлились примером святителя, что многие приняли детей в свои семьи.

Икона святителя Василия, епископа Кинешемского

Свет веры, исходивший из сердца владыки, достигал и неверующих людей. Какое бы ни было отношение человека к вере и церкви, каждый чувствовал, что слово, произнесенное епископом Василием, соответствует внутренним потребностям души, дарует ей жизнь и смысл происходящего с ней.

Противостояние обновленческой церкви

Как добрый пастырь он оберегал своих прихожан от всякого греха и заблуждений. В 1922 году появилось еретическое направление в церкви — обновленчество. По всей стране захватывали храмы, изгонялись из них православные священники и архиереи, которых безбожные власти преследовали и обрекали на заключение и смерть.

Владыка, несмотря на то что многие храмы были захвачены, благословлял священников не бросать своих прихожан, а богослужения проводить на площадях. Сам он поступал так же. И на эти богослужения стекалось огромное количество народа. Конечно же, подобная настойчивость и упорство святителя вызывала у властей недовольство, обеспокоенность. Поэтому через два года, которые епископ Василий провел в служении на Кинешемской кафедре, он был приговорен к ссылке в Зырянский край.

Василий Кинешемский — начало исповеднического пути

В 1917 году Вениамин Преображенский резко изменил свою жизнь — тут начало его исповеднического пути.

Житие святителя Василия Преображенского предлагает такую версию случившегося с ним. В том самом 17-м году, когда рухнула Российская империя, он, приехав в Кинешму, с некоторыми знакомцами решил покататься на лодке по Волге. На середине реки лодка перевернулась, и ждала Вениамина Сергеевича неминуемая смерть, но он взмолился, прося Господа сохранить его живым и дав обет посвятить себя в таком случае служению Церкви. Тут же утопающему подвернулась толстая доска, спасшая его. Сюжет — почти канонический, вполне в духе житийной литературы.

Но существует и иная версия. Протоиерей Сергий Щукин (1891—1977), знавший Василия Кинешемского в те времена, вспоминал, что тот, став свидетелем трагических событий, развернувшихся в Москве в октябре 1917 года (штурм Кремля, гибель юных юнкеров), заговорил о том, что всеобщее озверение стало следствием отпадения большой массы народа (и интеллигенции в том числе) от Церкви и в конечном счете от Бога. Как страшный грех он воспринял и собственный отказ от священничества, к которому был предназначен фактом своего рождения и полученным духовным образованием. Принеся покаяние, Вениамин Сергеевич тогда же отправился Кинешму и поступил псаломщиком в родную ему Вознесенскую церковь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: