Житие Иоанна Богослова – описание и история жизни, чудеса и дни памяти святого

Житие апостола Иоанна Богослова — рассказываем детально

Даты памяти: 21 мая / 8 мая ; 13 июля / 30 июня (собор славных и всехвальных 12 апостолов) ; 9 октября / 26 сентября (новый стиль / старый стиль)

Молитва Иоанну Богослову

О великий Апостоле, Евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайноведче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Читать онлайн «Откровения Иоанна Богослова» в нашей православной электронной библиотеке:

История апостола и евангелиста Иоанна Заведеева

В Новом Завете мы находим немало сведений о том, что апостол сам подтверждает тот факт, что именно он был любимым учеником Учителя. Возможно. Иисус чувствовал открытое сердце юноши, в котором не было лукавства. Безусловно, для Спасителя дорог каждый христианин, у Господа нет любимчиков.

Апостол Иоанн Богослов

Братья Заведеевы с готовностью оставили все, дом, работу, семью и пошли за Иисусом, сделав свой духовный выбор раз и навсегда. Иоанн с первых мгновений понял, что перед Ним Тот, Которого ожидали все евреи, Мессия. Жизненно важная встреча вела к жизни со Всевышним, она научила будущего апостола постигать каждый урок, данный Иисусом.

Жизнеописания других святых:

Именно этот юноша сумел с первого мгновения рассмотреть в Спасителе носителя Любви.

Уроки любви

Бог есть Любовь, так впоследствии напишет апостол (1 Иоан. 4:8).

По своему человеческому разумению апостолы предложили Иисусу уничтожить селение, не принявшее учение Спасителя. Однако Учитель запретил им делать это, ибо Он пришел не губить, а спасать.

Иоанн очень ревностно относился к славе Мессии, поэтому поспешил к Учителю и сообщил, что некто творит чудеса изгнания бесов Его именем. Юноша сказал, что апостолы запретили тому творить дела Божьи, ведь он не был среди учеников Христа. Вместо похвалы, младший среди апостолов ученик услышал, что Иисус просит оставить человека в покое, ибо дела его не вредят Иисусовому учению.

Важно! Порой фарисейство в христианах вызывает в них высокомерие и превозношение перед теми людьми, которые едва познали милость Творца.

Самый молодой ученик не оставил Иисуса на Голгофе, не сбежал, не испугался, его любовь оказалась выше страха. Он стоял около столба, поддерживая Матерь Божью. Видя посвящение Иоанна, Иисус именно дает наказ заботиться о Марии, при этом оставляя Ей сына, тем самым усыновляя Богородицей весь род людской.

Писания апостола в Новом Завете

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Некоторые исследователи оспаривают авторство апостола. Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

Согласно последовательности евангельских событий по четырём евангелистам (пункт 21 и 141), Апостол Иоанн описывает изгнание торгующих из храма на четыре года ранее (в первую пасху из четырех) (Ин. 2:13) до беседы с самарянкой (Ин. 4:9), а все остальные три евангелиста описывают это событие в последнюю — четвертую пасху: (Мф. 21:12-13), (Мк. 11:15-19), (Лк. 19:45-46).

Апокалипсис и евангелие святого Богослова

На острове Патмос было написано Евангелие и величайшее Послание на все времена — Апокалипсис. Из рассказа Прохора, который также был сослан на Патмос, Евангелие было дано Самим Господом. Святой узник приказал всем новопокаявшимся взять пост, пока он на горе будет писать Благую весть.

Иоанн Богослов на острове Патмос

На третий день пребывания евангелиста и Прохора на горе засверкали молнии, страшный гром сотрясал вершины, от страха оба узника острова Патмос пали на землю.

Богослов услышал голос, велевший ему записывать слова, которые и стали святым Посланием. После этого он был взят на небо, где и получил «Откровение» — книгу пророчеств, предостережений и наставлений для христиан всех поколений. После отплытия с острова там остались открытые святым церкви и верные последователи учения Христа.

Читайте также:
Апостол Петр: житие и биография, мощи и чудеса, послания и проповеди, почитание и дни памяти

Ссылка на Патмос

Император Домициан был ярым язычником и ненавидел христиан, самые лютые гонения на верующих были во время его правления, не избежал этой участи и Богослов.

По повелению Епарха Асийского святой проповедник был доставлен перед кесарем, после побития плетьми он должен был выпить яд. Будущий евангелист прочитал обещание Иисуса о том, что ничто смертоносное не навредит Его ученикам, спокойно выпил яд и остался жив. По приказу разгневанного императора узника бросили в кипящее масло, из которого тот вышел невредимым. Народ вокруг ликовал и кричал о славе великого Бога.

Иоанн Богослов в котле с раскаленным маслом

Посрамленный император сдался и отправил Богослова на остров Патмос, о чем Господь предупредил Своего любимого ученика во сне. Во время морского путешествия узники изнывали от жары и нехватки воды, а императорские вельможи устроили пир, во время которого отрок богатого отца упал в море и утонул. Моряки слышали о силе воскрешения Иоанна, и пришли к нему с поклоном.

Святой проповедник предложил помолиться каждому своему богу, Аполлону, Зевсу, Геркулесу, Эскулапу, Артемиде. На моления была дана ночь, но и на утро идолы молчали. Тогда узник встал на колени и со слезами на глазах обратился к Творцу, и в тот же миг юноша живым был выброшен на палубу огромной волной. Благодарный отец освободил Иоанна от железных кандалов.

Это было не единственное чудо, совершенное любимым учеником Спасителя на корабле. Во время опасного путешествия Богослов:

  • запрещал бурям разбивать корабль;
  • исцелил моряка от болей в желудке;
  • морскую воду превратил в пресную.

Во время прибытия на остров благодарные моряки хотели отпустить Иоанна, но он сказал им не делать этого. Поселившись в доме Мирона, святой проповедник освободил от пут беса сына Мирона, продолжал проповедовать на острове Слово Господнее, исцелять, разрушать капища бесов, обращая в истинную веру бывших язычников.

Каков был последний путь Иоанна

Единственный из апостолов, кто видел ужасные гонения, пережил их и умер своей смертью, написал Благую весть потомкам, оставив свидетельство об Истинной любви — Иоанн Богослов. С приходом на римский престол императора Нерва, сменившего злобного Домициана, все заключенные были освобождены.

Иоанн вернулся в Ефес, где жил в доме воскрешенном им Дорна, крестил людей, проповедовал Слово Божье, исцелял и воскрешал силою Крови Иисуса.

Иисус пророчески предсказал Петру мученическую смерть, при этом сделал ударение на том, что у каждого апостола своя судьба. Ученики подумали, что Спаситель обещает бессмертие Иоанну, но Господь сказал, что тот не умрет.

По историческим сведениям, апостол прожил сто лет, нет описания его погребения, но в преданиях говорится о том, что еще живой Иоанн был закопан живьем по его просьбе учениками. После открытия могилы через некоторое время все нашли ее пустой. Возможно, что, подобно Еноху и пророку Илии, любимый ученик был взят на Небо живым.

Важно! 8 октября, в день, когда был погребен святой, над местом его могилы слышен запах благовония, свидетельствующий о присутствии пророка среди живых. Православная Церковь отмечает 9 октября, как день почитания Иоанна Богослова.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

Краткое житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Апо­стол Иоанн был осо­бен­но лю­бим Спа­си­те­лем за жерт­вен­ную лю­бовь и дев­ствен­ную чи­сто­ту. По­сле сво­е­го при­зва­ния апо­стол не рас­ста­вал­ся с Гос­по­дом и был од­ним из трех уче­ни­ков, ко­то­рых Он осо­бен­но при­бли­зил к Се­бе. Свя­той Иоанн Бо­го­слов при­сут­ство­вал при вос­кре­ше­нии Гос­по­дом до­че­ри Иа­и­ра и был сви­де­те­лем Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на Фа­во­ре. Во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри он воз­ле­жал ря­дом с Гос­по­дом и по зна­ку апо­сто­ла Пет­ра, при­ник­нув к гру­ди Спа­си­те­ля, спро­сил об име­ни пре­да­те­ля. Апо­стол Иоанн сле­до­вал за Гос­по­дом, ко­гда Его, свя­зан­но­го, ве­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд без­за­кон­ных пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы, он же на­хо­дил­ся во дво­ре ар­хи­ерей­ском при до­про­сах сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля и неот­ступ­но сле­до­вал за Ним по Крест­но­му пу­ти, скор­бя всем серд­цем. У под­но­жия Кре­ста он пла­кал вме­сте с Бо­жи­ей Ма­те­рью и услы­шал об­ра­щен­ные к Ней с вы­со­ты Кре­ста сло­ва Рас­пя­то­го Гос­по­да: “Же­но, се сын Твой” и к нему: “Се Ма­ти твоя” (Ин.19:26-27). С это­го вре­ме­ни апо­стол Иоанн, как лю­бя­щий сын, за­бо­тил­ся о Пре­свя­той Де­ве Ма­рии и слу­жил Ей до Ее Успе­ния, ни­ку­да не от­лу­ча­ясь из Иеру­са­ли­ма. По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри апо­стол Иоанн, по вы­пав­ше­му ему жре­бию, на­пра­вил­ся в Ефес и дру­гие ма­ло­азий­ские го­ро­да для про­по­ве­ди Еван­ге­лия, взяв с со­бой сво­е­го уче­ни­ка Про­хо­ра. Они от­пра­ви­лись в путь на ко­раб­ле, ко­то­рый по­то­нул во вре­мя силь­ной бу­ри. Все пу­те­ше­ствен­ни­ки бы­ли вы­бро­ше­ны на су­шу, толь­ко апо­стол Иоанн остал­ся в мор­ской пу­чине. Про­хор горь­ко ры­дал, ли­шив­шись сво­е­го ду­хов­но­го от­ца и на­став­ни­ка, и по­шел в Ефес один. На че­тыр­на­дца­тый день пу­ти он сто­ял на бе­ре­гу мо­ря и уви­дел, что вол­на вы­бро­си­ла на бе­рег че­ло­ве­ка. По­дой­дя к нему, он узнал апо­сто­ла Иоан­на, ко­то­ро­го Гос­подь со­хра­нял жи­вым че­тыр­на­дцать дней в мор­ской глу­бине. Учи­тель и уче­ник от­пра­ви­лись в Ефес, где апо­стол Иоанн непре­стан­но про­по­ве­до­вал языч­ни­кам о Хри­сте. Его про­по­ведь со­про­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми и ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми, так что чис­ло уве­ро­вав­ших уве­ли­чи­ва­лось с каж­дым днем. В это вре­мя на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Неро­на (Ин.19:56-68). Апо­сто­ла Иоан­на от­ве­ли на суд в Рим. За ис­по­ве­да­ние ве­ры в Гос­по­да Иису­са Хри­ста апо­стол Иоанн был при­го­во­рен к смер­ти, но Гос­подь со­хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка. Апо­стол вы­пил пред­ло­жен­ную ему ча­шу со смер­тель­ным ядом и остал­ся жи­вым, за­тем вы­шел невре­ди­мым из кот­ла с ки­пя­щим мас­лом, в ко­то­рый был бро­шен по при­ка­за­нию му­чи­те­ля. По­сле это­го апо­сто­ла Иоан­на со­сла­ли в за­то­че­ние на ост­ров Пат­мос, где он про­жил мно­го лет. По пу­ти сле­до­ва­ния к ме­сту ссыл­ки апо­стол Иоанн со­вер­шил мно­го чу­дес. На ост­ро­ве Пат­мос про­по­ведь, со­про­вож­дав­ша­я­ся чу­де­са­ми, при­влек­ла к нему всех жи­те­лей ост­ро­ва, ко­то­рых апо­стол Иоанн про­све­тил све­том Еван­ге­лия. Он из­гнал мно­го­чис­лен­ных бе­сов из идоль­ских ка­пищ и ис­це­лил ве­ли­кое мно­же­ство боль­ных. Волх­вы раз­лич­ны­ми бе­сов­ски­ми на­ва­жде­ни­я­ми ока­зы­ва­ли боль­шое со­про­тив­ле­ние про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла. Осо­бен­но устра­шал всех над­мен­ный волхв Ки­нопс, по­хва­ляв­ший­ся тем, что до­ве­дет до ги­бе­ли апо­сто­ла. Но ве­ли­кий Иоанн – Сын Гро­мов, как име­но­вал его Сам Гос­подь, си­лой дей­ству­ю­щей через него бла­го­да­ти Бо­жи­ей раз­ру­шил все ухищ­ре­ния бе­сов­ские, на ко­то­рые на­де­ял­ся Ки­нопс, и гор­дый волхв бес­слав­но по­гиб в мор­ской пу­чине.

Читайте также:
Никита Столпник: в чем помогает, житие и мощи святого, святой источник

Апо­стол Иоанн уда­лил­ся со сво­им уче­ни­ком Про­хо­ром на пу­стын­ную го­ру, где на­ло­жил на се­бя трех­днев­ный пост. Во вре­мя мо­лит­вы апо­сто­ла го­ра за­ко­ле­ба­лась, за­гре­мел гром. Про­хор в стра­хе упал на зем­лю. Апо­стол Иоанн под­нял его и при­ка­зал за­пи­сы­вать то, что он бу­дет го­во­рить. “Аз есмь Аль­фа и Оме­га, на­ча­ток и ко­нец, гла­го­лет Гос­подь, Сый и Иже бе и Гря­дый, Все­дер­жи­тель” (Откр.1:8), – воз­ве­щал Дух Бо­жий через свя­то­го апо­сто­ла. Так око­ло 67 го­да бы­ла на­пи­са­на Кни­га От­кро­ве­ния (Апо­ка­лип­сис) свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. В этой кни­ге рас­кры­ты тай­ны су­деб Церк­ви и кон­ца ми­ра.

По­сле дли­тель­ной ссыл­ки апо­стол Иоанн по­лу­чил сво­бо­ду и вер­нул­ся в Ефес, где про­дол­жал свою де­я­тель­ность, по­учая хри­сти­ан осте­ре­гать­ся лже­учи­те­лей и их лже­уче­ний. Око­ло 95 го­да апо­стол Иоанн на­пи­сал в Ефе­се Еван­ге­лие. Он при­зы­вал всех хри­сти­ан лю­бить Гос­по­да и друг дру­га и этим ис­пол­нить за­по­ве­ди Хри­сто­вы. Апо­сто­лом люб­ви име­ну­ет Цер­ковь свя­то­го Иоан­на, ибо он по­сто­ян­но учил, что без люб­ви че­ло­век не мо­жет при­бли­зить­ся к Бо­гу. В трех по­сла­ни­ях, на­пи­сан­ных апо­сто­лом Иоан­ном, го­во­рит­ся о зна­че­нии люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. Уже в глу­бо­кой ста­ро­сти, узнав о юно­ше, со­вра­тив­шем­ся с пу­ти ис­тин­но­го и сде­лав­шем­ся пред­во­ди­те­лем шай­ки раз­бой­ни­ков, апо­стол Иоанн по­шел ис­кать его в пу­сты­ню. Уви­дев свя­то­го стар­ца, ви­нов­ный стал скры­вать­ся, но апо­стол по­бе­жал за ним и умо­лял его оста­но­вить­ся, обе­щая грех юно­ши взять на се­бя, лишь бы тот по­ка­ял­ся и не гу­бил сво­ей ду­ши. Тро­ну­тый теп­ло­той люб­ви свя­то­го стар­ца, юно­ша дей­стви­тель­но по­ка­ял­ся и ис­пра­вил свою жизнь.

Свя­той апо­стол Иоанн скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Он на­мно­го пе­ре­жил всех осталь­ных оче­вид­цев Гос­по­да, дол­го оста­ва­ясь един­ствен­ным жи­вым сви­де­те­лем зем­ных пу­тей Спа­си­те­ля.

Ко­гда на­ста­ло вре­мя от­ше­ствия апо­сто­ла Иоан­на к Бо­гу, он уда­лил­ся за пре­де­лы Ефе­са с се­мью сво­и­ми уче­ни­ка­ми и по­ве­лел при­го­то­вить для се­бя в зем­ле кре­сто­об­раз­ную мо­ги­лу, в ко­то­рую лег, ска­зав уче­ни­кам, чтобы они за­сы­па­ли его зем­лей. Уче­ни­ки с пла­чем це­ло­ва­ли сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка, но, не ре­ша­ясь ослу­шать­ся, ис­пол­ни­ли его по­ве­ле­ние. Они за­кры­ли ли­цо свя­то­го пла­том и за­ко­па­ли мо­ги­лу. Узнав об этом, осталь­ные уче­ни­ки апо­сто­ла при­шли к ме­сту его по­гре­бе­ния и рас­ко­па­ли мо­ги­лу, но ни­че­го в ней не на­шли.

Каж­дый год из мо­ги­лы свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на 8-го мая вы­сту­пал тон­кий прах, ко­то­рый ве­ру­ю­щие со­би­ра­ли и ис­це­ля­лись им от бо­лез­ней. По­это­му Цер­ковь празд­ну­ет па­мять свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва еще и 8 мая.

Гос­подь дал сво­е­му лю­би­мо­му уче­ни­ку Иоан­ну и его бра­ту имя “Сы­нов Гро­ма” – вест­ни­ка устра­ша­ю­ще­го в сво­ей очи­сти­тель­ной си­ле небес­но­го ог­ня. Этим са­мым Спа­си­тель ука­зы­вал на пла­мен­ный, ог­нен­ный, жерт­вен­ный ха­рак­тер хри­сти­ан­ской люб­ви, про­по­вед­ни­ком ко­то­рой был апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Орел – сим­вол вы­со­ко­го па­ре­ния бо­го­слов­ской мыс­ли – ико­но­гра­фи­че­ский знак еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. На­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва Свя­тая Цер­ковь да­ла из уче­ни­ков Хри­сто­вых толь­ко свя­то­му Иоан­ну, тай­но­зри­те­лю Су­деб Бо­жи­их.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

Краткое житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

празднование совершается 8/21 мая, 26 сентября/9 октября

С вятой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Обручника Иосифа. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. Оставив отца своего Заведея в лодке (Зеведей занимался рыболовством), оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Господом за совершенное незлобие и девственную чистоту. После своего призвания святой Иоанн не расставался с Господом, он был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе; он присутствовал при воскрешении дочери Иаира и при Преображении Господа на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра склонился на грудь Спасителя и спросил Его об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из сада Гефсиманского на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы; он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, сострадая Ему всем своим сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к ним с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей вплоть до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

Читайте также:
Житие чудотворца Спиридона Тримифунтского - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

После Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Во время путешествия поднялась сильная буря, и корабль потонул. Все путешественники были выброшены на сушу, кроме одного только апостола Иоанна, который остался в пучине морской. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он, стоя на берегу моря, увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранил живым, несмотря на то, что он провел четырнадцать дней в морской пучине. Находясь в Ефесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан, воздвигнутое императором Нероном (56-68 гг.). Апостол Иоанн был отведен в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но сохранен живым силою Божией: он выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался невредим; таким же образом он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом, в который был ввергнут по приказанию мучителя. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

По пути к месту ссылки Апостол Иоанн совершил много чудес и, когда прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся дивными чудесами, привлекла к нему всех жителей острова. Апостол просветил светом Евангелия большую часть жителей, изгнал многочисленных бесов, находившихся в идольских капищах, исцелил великое множество больных. Волхвы оказывали большое сопротивление проповеди святого Иоанна. Они издавна держали в своем подчинении язычников различными бесовскими наваждениями. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, который хвалился тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс. Гордый волхв бесславно погиб в морской пучине, так как апостол Иоанн одним своим словом связал бесов, ранее помогавших Кинопсу; они оказались бессильными помочь чародею, и он утонул.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где совершил трехдневный пост и молитву, после чего гора заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой Книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он заповедовал всем христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов. «Апостол любви» так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трех своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви. Уже в глубокой старости, узнав об одном юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню; когда же виновный, увидев святого старца, скрылся, Апостол побежал за ним и умолял остановиться, говоря, что грех юноши он берет на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый такой любовью, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись, наконец, единственным живым человеком, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни; остальные Апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна как тайнозрителя судеб Божиих. Сам Господь дал Своему любимому ученику и его брату апостолу Иакову наименование Воанергес, что значит «сыны Громовы», а Церковь назвала его «Богословом» за глубину возвещенных им миру Божественных откровений. На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом символом высокого парения его Богословской мысли.

Читайте также:
Симеон Афонский - житие и биография монаха, книги и цитаты, помощь

Когда настало время отшествия апостола Иоанна в загробный мир, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел ископать для себя в земле крестообразный гроб, в который лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого Апостола, но, не решаясь ослушаться, исполнили то, что он сказал. Они закрыли лице его платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики Апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела апостола, по особенному смотрению Божию переселенного в загробный мир. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна в мае, 8-го числа, выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней душевных и телесных. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова 8 мая.

Православная Жизнь

Апо­стол Иоанн был осо­бен­но лю­бим Спа­си­те­лем за жерт­вен­ную лю­бовь и дев­ствен­ную чи­сто­ту. По­сле сво­е­го при­зва­ния апо­стол не рас­ста­вал­ся с Гос­по­дом и был од­ним из трех уче­ни­ков, ко­то­рых Он осо­бен­но при­бли­зил к Се­бе.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

Свя­той Иоанн Бо­го­слов при­сут­ство­вал при вос­кре­ше­нии Гос­по­дом до­че­ри Иа­и­ра и был сви­де­те­лем Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на Фа­во­ре. Во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри он воз­ле­жал ря­дом с Гос­по­дом и по зна­ку апо­сто­ла Пет­ра, при­ник­нув к гру­ди Спа­си­те­ля, спро­сил об име­ни пре­да­те­ля. Апо­стол Иоанн сле­до­вал за Гос­по­дом, ко­гда Его, свя­зан­но­го, ве­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд без­за­кон­ных пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы, он же на­хо­дил­ся во дво­ре ар­хи­ерей­ском при до­про­сах сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля и неот­ступ­но сле­до­вал за Ним по Крест­но­му пу­ти, скор­бя всем серд­цем. У под­но­жия Кре­ста он пла­кал вме­сте с Бо­жи­ей Ма­те­рью и услы­шал об­ра­щен­ные к Ней с вы­со­ты Кре­ста сло­ва Рас­пя­то­го Гос­по­да: «Же­но, се сын Твой» и к нему: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). С это­го вре­ме­ни апо­стол Иоанн, как лю­бя­щий сын, за­бо­тил­ся о Пре­свя­той Де­ве Ма­рии и слу­жил Ей до Ее Успе­ния, ни­ку­да не от­лу­ча­ясь из Иеру­са­ли­ма. По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри апо­стол Иоанн, по вы­пав­ше­му ему жре­бию, на­пра­вил­ся в Ефес и дру­гие ма­ло­азий­ские го­ро­да для про­по­ве­ди Еван­ге­лия, взяв с со­бой сво­е­го уче­ни­ка Про­хо­ра. Они от­пра­ви­лись в путь на ко­раб­ле, ко­то­рый по­то­нул во вре­мя силь­ной бу­ри. Все пу­те­ше­ствен­ни­ки бы­ли вы­бро­ше­ны на су­шу, толь­ко апо­стол Иоанн остал­ся в мор­ской пу­чине. Про­хор горь­ко ры­дал, ли­шив­шись сво­е­го ду­хов­но­го от­ца и на­став­ни­ка, и по­шел в Ефес один. На че­тыр­на­дца­тый день пу­ти он сто­ял на бе­ре­гу мо­ря и уви­дел, что вол­на вы­бро­си­ла на бе­рег че­ло­ве­ка. По­дой­дя к нему, он узнал апо­сто­ла Иоан­на, ко­то­ро­го Гос­подь со­хра­нял жи­вым че­тыр­на­дцать дней в мор­ской глу­бине. Учи­тель и уче­ник от­пра­ви­лись в Ефес, где апо­стол Иоанн непре­стан­но про­по­ве­до­вал языч­ни­кам о Хри­сте. Его про­по­ведь со­про­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми и ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми, так что чис­ло уве­ро­вав­ших уве­ли­чи­ва­лось с каж­дым днем. В это вре­мя на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Неро­на. Апо­сто­ла Иоан­на от­ве­ли на суд в Рим. За ис­по­ве­да­ние ве­ры в Гос­по­да Иису­са Хри­ста апо­стол Иоанн был при­го­во­рен к смер­ти, но Гос­подь со­хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка. Апо­стол вы­пил пред­ло­жен­ную ему ча­шу со смер­тель­ным ядом и остал­ся жи­вым, за­тем вы­шел невре­ди­мым из кот­ла с ки­пя­щим мас­лом, в ко­то­рый был бро­шен по при­ка­за­нию му­чи­те­ля. По­сле это­го апо­сто­ла Иоан­на со­сла­ли в за­то­че­ние на ост­ров Пат­мос, где он про­жил мно­го лет. По пу­ти сле­до­ва­ния к ме­сту ссыл­ки апо­стол Иоанн со­вер­шил мно­го чу­дес. На ост­ро­ве Пат­мос про­по­ведь, со­про­вож­дав­ша­я­ся чу­де­са­ми, при­влек­ла к нему всех жи­те­лей ост­ро­ва, ко­то­рых апо­стол Иоанн про­све­тил све­том Еван­ге­лия. Он из­гнал мно­го­чис­лен­ных бе­сов из идоль­ских ка­пищ и ис­це­лил ве­ли­кое мно­же­ство боль­ных. Волх­вы раз­лич­ны­ми бе­сов­ски­ми на­ва­жде­ни­я­ми ока­зы­ва­ли боль­шое со­про­тив­ле­ние про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла. Осо­бен­но устра­шал всех над­мен­ный волхв Ки­нопс, по­хва­ляв­ший­ся тем, что до­ве­дет до ги­бе­ли апо­сто­ла. Но ве­ли­кий Иоанн – Сын Гро­мов, как име­но­вал его Сам Гос­подь, си­лой дей­ству­ю­щей через него бла­го­да­ти Бо­жи­ей раз­ру­шил все ухищ­ре­ния бе­сов­ские, на ко­то­рые на­де­ял­ся Ки­нопс, и гор­дый волхв бес­слав­но по­гиб в мор­ской пу­чине.

Апо­стол Иоанн уда­лил­ся со сво­им уче­ни­ком Про­хо­ром на пу­стын­ную го­ру, где на­ло­жил на се­бя трех­днев­ный пост. Во вре­мя мо­лит­вы апо­сто­ла го­ра за­ко­ле­ба­лась, за­гре­мел гром. Про­хор в стра­хе упал на зем­лю. Апо­стол Иоанн под­нял его и при­ка­зал за­пи­сы­вать то, что он бу­дет го­во­рить. «Аз есмь Аль­фа и Оме­га, на­ча­ток и ко­нец, гла­го­лет Гос­подь, Сый и Иже бе и Гря­дый, Все­дер­жи­тель» (Откр.1:8), – воз­ве­щал Дух Бо­жий через свя­то­го апо­сто­ла. Так око­ло 67 го­да бы­ла на­пи­са­на Кни­га От­кро­ве­ния (Апо­ка­лип­сис) свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. В этой кни­ге рас­кры­ты тай­ны су­деб Церк­ви и кон­ца ми­ра.

Читайте также:
Исповедь Аврелия Августина: краткое содержание, цитаты и история

По­сле дли­тель­ной ссыл­ки апо­стол Иоанн по­лу­чил сво­бо­ду и вер­нул­ся в Ефес, где про­дол­жал свою де­я­тель­ность, по­учая хри­сти­ан осте­ре­гать­ся лже­учи­те­лей и их лже­уче­ний. Око­ло 95 го­да апо­стол Иоанн на­пи­сал в Ефе­се Еван­ге­лие. Он при­зы­вал всех хри­сти­ан лю­бить Гос­по­да и друг дру­га и этим ис­пол­нить за­по­ве­ди Хри­сто­вы. Апо­сто­лом люб­ви име­ну­ет Цер­ковь свя­то­го Иоан­на, ибо он по­сто­ян­но учил, что без люб­ви че­ло­век не мо­жет при­бли­зить­ся к Бо­гу. В трех по­сла­ни­ях, на­пи­сан­ных апо­сто­лом Иоан­ном, го­во­рит­ся о зна­че­нии люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. Уже в глу­бо­кой ста­ро­сти, узнав о юно­ше, со­вра­тив­шем­ся с пу­ти ис­тин­но­го и сде­лав­шем­ся пред­во­ди­те­лем шай­ки раз­бой­ни­ков, апо­стол Иоанн по­шел ис­кать его в пу­сты­ню. Уви­дев свя­то­го стар­ца, ви­нов­ный стал скры­вать­ся, но апо­стол по­бе­жал за ним и умо­лял его оста­но­вить­ся, обе­щая грех юно­ши взять на се­бя, лишь бы тот по­ка­ял­ся и не гу­бил сво­ей ду­ши. Тро­ну­тый теп­ло­той люб­ви свя­то­го стар­ца, юно­ша дей­стви­тель­но по­ка­ял­ся и ис­пра­вил свою жизнь.

Свя­той апо­стол Иоанн скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Он на­мно­го пе­ре­жил всех осталь­ных оче­вид­цев Гос­по­да, дол­го оста­ва­ясь един­ствен­ным жи­вым сви­де­те­лем зем­ных пу­тей Спа­си­те­ля.

Ко­гда на­ста­ло вре­мя от­ше­ствия апо­сто­ла Иоан­на к Бо­гу, он уда­лил­ся за пре­де­лы Ефе­са с се­мью сво­и­ми уче­ни­ка­ми и по­ве­лел при­го­то­вить для се­бя в зем­ле кре­сто­об­раз­ную мо­ги­лу, в ко­то­рую лег, ска­зав уче­ни­кам, чтобы они за­сы­па­ли его зем­лей. Уче­ни­ки с пла­чем це­ло­ва­ли сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка, но, не ре­ша­ясь ослу­шать­ся, ис­пол­ни­ли его по­ве­ле­ние. Они за­кры­ли ли­цо свя­то­го пла­том и за­ко­па­ли мо­ги­лу. Узнав об этом, осталь­ные уче­ни­ки апо­сто­ла при­шли к ме­сту его по­гре­бе­ния и рас­ко­па­ли мо­ги­лу, но ни­че­го в ней не на­шли.

Каж­дый год из мо­ги­лы свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на 8-го мая вы­сту­пал тон­кий прах, ко­то­рый ве­ру­ю­щие со­би­ра­ли и ис­це­ля­лись им от бо­лез­ней. По­это­му Цер­ковь празд­ну­ет па­мять свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва еще и 8 мая.

Гос­подь дал сво­е­му лю­би­мо­му уче­ни­ку Иоан­ну и его бра­ту имя «Сы­нов Гро­ма» – вест­ни­ка устра­ша­ю­ще­го в сво­ей очи­сти­тель­ной си­ле небес­но­го ог­ня. Этим са­мым Спа­си­тель ука­зы­вал на пла­мен­ный, ог­нен­ный, жерт­вен­ный ха­рак­тер хри­сти­ан­ской люб­ви, про­по­вед­ни­ком ко­то­рой был апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Орел – сим­вол вы­со­ко­го па­ре­ния бо­го­слов­ской мыс­ли – ико­но­гра­фи­че­ский знак еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. На­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва Свя­тая Цер­ковь да­ла из уче­ни­ков Хри­сто­вых толь­ко свя­то­му Иоан­ну, тай­но­зри­те­лю Су­деб Бо­жи­их.

Молитвы

Тропарь апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, глас 2

Апо́столе, Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тны,/ прие́млет тя, припа́дающа,/ И́же па́дша на пе́рси прие́мый./ Его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щий о́блак язы́ков разгна́ти,// прося́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости.

Кондак апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, глас 2

Вели́чия твоя́, де́вственниче, кто пове́сть?/ То́чиши бо чудеса́, и излива́еши исцеле́ния,/ и мо́лишися о душа́х на́ших,// я́ко Богосло́в и друг Христо́в.

Величание апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

Велича́ем тя, апо́столе Христо́в и Евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, и чтем боле́зни и труды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ во благове́стии Христо́ве.

Молитва апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О, вели́кий апо́столе, евангели́сте громогла́сный, Богосло́ве изя́щнейший, тайнови́дче неизрече́нных открове́ний, де́вственниче и возлю́бленный напе́рсниче Христо́в Иоа́нне! Приими́ нас, гре́шных, прибега́ющих под твое́ си́льное заступле́ние и покрови́тельство. Испроси́ у Всеще́драго Человеколю́бца Христа́ Бо́га на́шего, И́же пред очесы́ твои́ми кровь Свою́ за ны, непотре́бныя рабы́ Своя́, излия́л есть, да не помяне́т беззако́ний на́ших, но да поми́лует нас и сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й: да да́рует нам здра́вие душе́вное и теле́сное, вся́кое благоде́нствие и изоби́лие, наставля́я нас обраща́ти о́ная во сла́ву Его́, Творца́, Спаси́теля и Бо́га на́шего, по кончи́не же вре́менныя жи́зни на́шея от немилосе́рдных истяза́телей на возду́шных мыта́рствах да изба́вит нас, и та́ко да дости́гнем, тобо́ю води́мии и покрыва́емии, Го́рняго о́наго Иерусали́ма, его́же сла́ву ты во открове́нии зрел еси́, ны́не же несконча́емыя ра́дости наслажда́ешися. О вели́кий Иоа́нне! Сохрани́ вся гра́ды и страны́ христиа́нския и всех, призыва́ющих и́мя твое́, от гла́да, губи́тельства, тру́са и пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни; изба́ви нас от вся́кия беды́ и напа́сти и моли́твами твои́ми отврати́ от нас пра́ведный гнев Бо́жий, и испроси́ нам Его́ милосе́рдие. О вели́кий и непостижи́мый Бо́же! Се на умоле́ние Тебе́ предлага́ем свята́го Иоа́нна, его́же Ты сподо́бил еси́ неизрече́нных открове́ний, приими́ о нас хода́тайство, да́руй нам исполне́ние проше́ний на́ших во сла́ву Твою́, па́че же соверши́ нас духо́вным соверше́нством к наслажде́нию, жи́зни несконча́емыя в Небе́сных Твои́х оби́телях! О Небе́сный О́тче, созда́вый вся Влады́ко, Всеси́льный Царю́! Косни́ся благода́тию серде́ц на́ших, да, раста́явше, я́ко воск, пролию́тся пред Тобо́ю и бре́нная тварь духо́вна сотвори́тся в честь и сла́ву Твою́, и Сы́на Твоего́, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Икона Божией Матери Лиддская

Празднование 12/25 марта

Тайна христианства начинается с вопроса о его начале. Он (Бог) столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с сжатой в руках зажженною свечою.

Читайте также:
Нектарий Эгинский: житие и биография святителя, мощи, почитания и дни памяти

Наш рассказ — об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы — в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Прошло триста лет, и отпавший от христианства римский император Юлиан, так и вошедший в историю под именем Юлиан Отступник, начал гонения на «суеверия» и среди прочего послал в Лидду каменотесов, дабы те уничтожили сей чтимый образ. Но какими бы орудиями ни пытались стереть чудесное изображение, оно лишь глубже врезывалось внутрь столпа. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворному образу Богородицы.

Минуло еще четыре столетия, и в VIII веке Констатинопольский патриарх Герман, поклонявшийся палестинским святыням, сделал список с нерукотворного образа Богоматери, привез его в Царьград и еженощно молился перед ним. Именно за свое благоговейное почитание православных икон он вскоре был изгнан с патриаршей кафедры еретиками-иконоборцами во главе с императором Львом Исаврянином. Предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман доверил список с чудотворной морским волнам, воскликнув в слезах: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (то есть Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным».

Заметим, что подобным же образом поступали с обветшавшими иконами и наши предки: вплоть до начала XX столетия такие образы нередко опускали в воды рек на волю Божию. Наши пращуры считали, что «человек предполагает, а Бог располагает» и Сам определит дальнейшую судьбу образа.

Именно так и произошло в далеком восьмом столетии: уже на следующий день море вынесло образ к побережью Италии. Благочестивый папа Григорий II был немедленно извещен о чудесной находке, прибыл на берег моря к устью реки Тибр вместе со своим духовенством, и тогда икона невидимою силою всплыла на воздух и опустилась в простертые руки папы. Римский епископ поместил обретенный образ в алтарь собора Святого Петра, а спустя некоторое время получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какую именно святыню приняли итальянские берега. Чудесные исцеления привлекли к ней множество паломников.

Спустя еще столетие с лишним иконоборческая ересь во Втором Риме была окончательно побеждена (в память чего мы доселе отмечаем особый праздник Торжества Православия). Тем временем молившиеся в соборе Святого Петра стали замечать странные колебания чудотворной иконы. Однажды на виду у всех она поднялась со своего места, проплыла над головами верующих и опустилась в воды Тибра. Течение понесло образ обратно в сторону моря, и тогда народ римский во главе с папой Сергием в слезах возопил: «Увы нам, Госпоже и Царице! Куда отходишь Ты от нас! Не потому ли Ты удаляешься из Рима, что и нам грозит иконоборческая ересь, по причине которой покинула Ты Константинополь? О Всемогущая, доколе не укротишь Ты еретической бури, возмущающей Церковь Христову?»

Тем временем икону вынесло в море, и вскоре ее увидели на волнах прямо у константинопольской пристани. Византийская царица Феодора решила, что это один из тех образов, которые иконоборцы топили в Босфоре, привязывая к ним тяжелые камни.

Но когда до Рима дошло послание императора Михаила и патриарха Мефодия, извещавших собратьев на Западе о состоявшемся во Втором Риме Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, все поняли, что обретенный образ и есть та самая икона, которая чудесным образом покинула Рим.

Тогда патриарх в сопровождении константинопольского духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно водрузил образ в храм Богородицы на площади Халкопратия. Именно тогда он получил наименование Римского с установлением ему особого празднования 26 июня. Главное же празднование нерукотворной Лиддской иконе (на столпе) совершается 12 марта по старому стилю.

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Икона Божией Матери «Лиддская»

Известно множество икон Пресвятой Богородицы, и у каждой из них свое предназначение. Среди этого длинного списка почетное место занимает Лиддский образ Богоматери, пользующийся особой любовью и почитанием со стороны верующих.

Читайте также:
Паисий Величковский - житие и биография старца, труды, письма и послания, почитание и дни памяти

История иконы

Город Лидда, в то время так он назывался, находился недалеко от Иерусалима. Когда в эти места пришли проповедовать апостолы Петр и Иоанн, они нашли здесь много уверовавших в Иисуса Христа. Святые подвижники решили для новообращенной общины выстроить здесь церковь во имя Пресвятой Богородицы, что с Божьей помощью скоро выполнили.

Затем пришли в Иерусалим и попросили Матерь Божью посетить город Лидду, чтобы освятить храм своим присутствием, благословить его. Та пообещала им вскоре быть вслед за ними. Когда апостолы по возвращении приблизились к храму, то увидели на одном из столпов проявившийся чудесным образом лик Богоматери. А вскоре после этого Она и сама прибыла в Лидду, чтобы благословить верующих и храм, выстроенный их руками.

Пресвятая Богородица даровала своему нерукотворному образу особой силы благодать, которая впоследствии не раз проявляла себя чудесами и знамениями:

  • 4 век, середина, — в правление Юлиана Отступника была предпринята попытка вырубить нерукотворный лик Богородицы со столпа. Но еретики, проповедовавшие иконоборчество, не смогли этого сделать, несмотря на все их старания, — краски углублялись все глубже по мере того, как их старались удалить.
  • 8 век — по велению патриарха Гермогена был сделан список с нерукотворного образа. В это время вновь подняла голову ересь иконоборчества. Патриарх, предчувствуя свой близкий конец, опустил список в море на волю Божию. Уже через день лик прибило к берегам Рима, где он явил много чудес и исцелений.
  • 10 век — икона во время богослужения самочинно снялась со своего места и опустилась в реку Тибр. Таким путем вскоре прибыла в Царьград, где была узнана находящимися в то время там римскими послами. Икона была помещена в храме Богородицы на площади Халкопратия, где и осталась. С тех пор у нее появилось второе название, — Римская.
  • 11 век — с этого времени следы чудотворного образа теряются.
  • 14 век — стала известна на Руси.
  • 1588 год — старец Валаам принес икону в Борисоглебский монастырь Ростовской епархии, где она хранилась долгое время.
  • 1922 году — подверглась поруганию. Большевиками была снята драгоценная риза с иконы.
  • 1928 год — Борисоглебский монастырь закрыли, икона была изъята и ее следы утеряны. В настоящее время хранится в Ярославской области, Ростовском музее-заповеднике.
  • 1937 год — один из списков чудотворной иконы передали в Третьяковскую галерею.
  • 2001 год — создание нового списка Лиддского образа Богоматери в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре.

На заметку! Есть копия нерукотворного образа в Риме, в папской капелле Сан-Лоренцо, что находится рядом с Собором Святого Иоанна Предтечи на Латеранском холме. Сюда съезжаются многочисленные туристы и верующие, чтобы лицезреть и поклониться святыне.

Описание иконы и ее значение

Лиддская икона в одних списках относится к иконографическому типу Одигитрия, в других — Умиление. Дело в том, что все образы Богоматери условно подразделяются на 4 основных типа, несущих в себе богословский смысл:

  • Знамение, символизирует тему Боговоплощения;
  • Одигитрия или Путеводительница, Богоматерь духовно ориентирует нас, направляя ко Христу;
  • Умиление или Сладкое лобзание, самый лиричный образ, открывающий тайну общения Богоматери со Христом;
  • Акафистный, прославление Матери Божией.

Жизнь христианина — это непрестанное восхождение ко Христу, путь, совершаемый из тьмы греха, ошибок к свету Божественной истины, спасению души. И в этом нам на помощь приходит Богородица. Она в свое время послужила мостом, по которому сошел на землю Спаситель. Теперь Матерь Божья — связующее звено, благодаря которому мы все возвращаемся к Богу.

Иконографические особенности образа Одигитрии передают этот богословское послание людям. Фигура Богоматери, изображенная на Лиддской иконе, склонена к Младенцу, который восседает на одной руке, а другая Ее длань указывает на Него.

В этом заключен духовный ориентир, направляющий нас ко Христу, который есть путь, истина и жизнь. Богоматерь несет к Нему наши молитвы, ходатайствует за просящих, оберегает и направляет идущих.

На Лиддской иконе типа Умиление Богоматерь склонилась ко Христу и их лица прижаты друг к другу. Младенец сидит на левой руке Богородицы, а правой Она держит Его руку в Своей. Эта трогательная композиция открывает интимную сторону общения Богоматери с Сыном, символизирует отношения души с Богом.

В чем помогает

Лиддский образ Богородицы почитают как чудотворный и обращаются к нему, когда нужна помощь Высших Сил в разрешении какой-либо особо сложной ситуации.

Важно! Нерукотворный образ являет свою помощь всем и каждому, кто от всего сердца воссылает мольбы к Пресвятой Богородице.

Мать Иисуса Христа — это мать церкви. И Она молится обо всех, служит людям и миру. Известно множество случаев, когда по молитве Богоматери исцелялись недуги, приходила помощь, казалось бы, в самых безнадежных случаях:

  • с молитвой к Богородице обращаются многие матери о своих чадах, прося направить их на путь истинный, даровать им здоровье, счастье, помощь в житейских делах;
  • Матерь Божья помогает каждой молодой девушке, мечтающей обрести семейное счастье, удачно выйти замуж, родить детей;
  • по молитвам к Пресвятой Богородице многие страждущие тяжелыми болезнями получили облегчение или полное избавление от них. Бесследно проходили самые опасные недуги, в том числе онкология, даже в самой запущенной форме;
  • помогает Пресвятая Богородица и в поисках работы, других житейских и бытовых нуждах. Нередко по молитве к Ней чудом решались самые сложные и запутанные жизненные ситуации, связанные с нехваткой материальных средств.
Читайте также:
Житие мученика Иоанна Воина - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Наиболее действенной молитва будет в храме Божьем, ведь это место является проводником человеческих мыслей в мир горний. Но можно молиться Пресвятой Богородице в любом месте, где застанет нужда. Многое зависит от устроения сердца и степени веры в нем.

Как молиться

Перед тем как приступить к молитве перед чудотворным ликом Пресвятой Богородицы, необходимо возжечь лампаду или свечу. Это древний благочестивый обычай, пришедший к нам от первых христиан. Он символизирует неугасимую веру во Христа, духовный огонь, горящий в сердце верующего человека. мерцающий и согревающий душу огонек лампадки помогает настроиться на молитвенный лад, сосредоточиться, отрешиться от внешнего мира.

Затем необходимо осенить себя крестным знамением и сотворить поклоны, но делать их нужно с покаянным чувством. Бог принимает молитвы только от человека с сокрушенным сердцем и духом. И лишь затем, приобретя правильный настрой, можно приступать к прошению. Молитвы следует заимствовать у святых, которые можно прочитать в православных молитвословах.

Следует избегать многоречивости и красноречивости самосочиненных обращений к Богородице. Это творения падшего разума, и не могут быть услышаны Царицей Небесной. Чтобы молитва проникла как можно глубже в сердце, ее следует заучить наизусть. Тогда она будет изливаться из глубин души непрерывным светлым потоком, не встречающем препятствий на своем пути.

Икона Божией Матери «Лиддская»

Данная статья содержит: молитва божией матери лиддской нерукотворной — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

История иконы

В городке Лидда был сооружен храм в честь Богородицы, где верующие молили Божию Матерь освятить своим присутствием новую постройку. В самом храме на одном из опорных столбов верующие узрели лик Богородицы, которая благословила храм и прихожан своим явлением. Триста лет спустя в храм были посланы камнетесы, чтобы убрать святое изображение по указу императора Юлиана Отступника, однако их старания были тщетны. С Лиддской иконы было сделано множество списков, которые «разошлись» по разным церквям и храмам, неся свое благословение верующим.

Один из списков с иконы опустили в воды моря, чтобы уберечь его от иконоборцев. Спустя время волны вынесли образ на берег Италии, и вновь Лиддская икона проявила чудеса: множество паломников, устремившихся поклониться Богоматери, были исцелены от недугов.

Лиддская икона Божией Матери

Существует два чудотворных образа Божией Матери, носящих имя небольшого городка Лидды, находящегося на территории Палестины. Икона-первообраз была создана не человеческими руками. По преданию,апостолы Петр и Иоанн, во время своей проповеди в окрестностях Иерусалима, посетили и город Лидду, где основали общину с храмом во имя Божией Матери. После своего возвращения в Иерусалим, они попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его, на что Матерь Божия ответила: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Обещание Богородицы исполнилось во время соборной молитвы в лиддской церкви, когда апостолы и все люди

Происхождение нерукотворного образа Лиддской Божией Матери на столпе вкратце излагается в службе Казанской иконе (8 июля и 22 октября): «Божественнии Слова Апостоли, евангелия Христова велегласные благовестницы, божественную церковь создавшее в пресвятое Твое имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, молящее Тя приити на тоя освящение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь: Они же шедшее обретают тамо на стене церкви Твоего, Владычице, образа подобие…» (седален 3-й песни канона).

чтобы спасти её от иконоборцев

В Борисо-Глебском монастыре существует и свой особый праздник Сретения Лиддской иконы Божией Матери, отмечающий тот день, когда икона была впервые принесена в обитель. Празднование совершается 9/22 февраля.

Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829-842). Сведения об этом послании находятся в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе, написанном императором Константином Багрянородным (912-959).

Лиддская икона Божией Матери

Лиддская икона Божией Матери (Римская икона Пресвятой Богородицы) — почитаемая в Православной церквииконаБогородицы. Празднование совершается 12 (25) марта (Лиддская на столпе) и 26 июня (9 июля). Икона относится к иконописному типу Одигитрия. Отличительной особенностью является то, что десницы Богородицы и Иисуса соприкасаются так, что Дева Мария прикрывает кистью руку своего Сына.

Икона имеет легендарное происхождение. Согласно преданию, первообраз иконы является нерукотворным и появился в городе Лидда, где апостолами Петром и Иоанном была основана христианская община. Основание общины было благословлено Девой Марией, и однажды верующие в храме во время молитвы увидели на столбе изображение Богородицы с Младенцем на левой руке. В период правления императора Юлиана Отсупника образ пытались уничтожить, но, согласно церковному преданию, каменотёсы не смогли повредить его. После этого Лидда стала местом христианского паломничества.

Читайте также:
Святая Вероника: история, в чем помогает и как молиться, дни памяти

Список с Лиддской иконы был заказан константинопольским патриархомГерманом, который в период иконоборчества, по преданию, опустил образ в море, чтобы спасти его от уничтожения. Икона якобы по морю прибыла в Рим, где хранилась в соборе Святого Петра до восстановления в Византиииконопочитания. После этого, согласно преданию, икона сама по морю вернулась в Константинополь и была обретена императрицей Феодорой. После этих событий икона получила своё второе название — Римская.

Легендарная история спасения иконы в период иконоборчества основана на историческом факте отправки патриархом Германом в Рим папе Григорию II ряда константинопольских святынь, которые в настоящее время хранятся в личной папской капелле Сан-Лоренцо рядом с базиликой Сан-Джованни ин Латерано.

  1. The Holy Staircase (History and Devotion). Rome, 2000. p. 5
  2. Фотография алтаря капеллы с константинопольскими святынямиАрхивировано года.

Описание иконы и ее значение

Лиддская икона в одних списках относится к иконографическому типу Одигитрия, в других — Умиление. Дело в том, что все образы Богоматери условно подразделяются на 4 основных типа, несущих в себе богословский смысл:

  • Знамение, символизирует тему Боговоплощения;
  • Одигитрия или Путеводительница, Богоматерь духовно ориентирует нас, направляя ко Христу;
  • Умиление или Сладкое лобзание, самый лиричный образ, открывающий тайну общения Богоматери со Христом;
  • Акафистный, прославление Матери Божией.

Жизнь христианина — это непрестанное восхождение ко Христу, путь, совершаемый из тьмы греха, ошибок к свету Божественной истины, спасению души. И в этом нам на помощь приходит Богородица. Она в свое время послужила мостом, по которому сошел на землю Спаситель. Теперь Матерь Божья — связующее звено, благодаря которому мы все возвращаемся к Богу.

Богоматерь Лиддская (Римляныня) с лицевым сказанием об истории и чудесах

Иконографические особенности образа Одигитрии передают этот богословское послание людям. Фигура Богоматери, изображенная на Лиддской иконе, склонена к Младенцу, который восседает на одной руке, а другая Ее длань указывает на Него.

В этом заключен духовный ориентир, направляющий нас ко Христу, который есть путь, истина и жизнь. Богоматерь несет к Нему наши молитвы, ходатайствует за просящих, оберегает и направляет идущих.

На Лиддской иконе типа Умиление Богоматерь склонилась ко Христу и их лица прижаты друг к другу. Младенец сидит на левой руке Богородицы, а правой Она держит Его руку в Своей. Эта трогательная композиция открывает интимную сторону общения Богоматери с Сыном, символизирует отношения души с Богом.

Описание Лиддской иконы Божией Матери

Лиддскую икону относят к иконописному типу Одигитрии. Узнать святой лик можно по одной особенности: Богоматерь прикасается к руке Предвечного Младенца, словно прикрывая ее. Святой лик обладает притягательной силой, а исполненные любви глаза Богородицы помогают верующим возносить искренние молитвы и просить о прощении грехов.

Иконоборчество против нерукотворного образа

Спустя почти триста лет во время властвования Юлиана Отступника (с 361 по 363 год), убежденного язычника, противника христианства, икона Божией Матери Лиддская вновь явила чудо. Правитель послал в храм Матери Божией каменотесов, наказав им уничтожить нерукотворную икону. Мастера старались выполнить задание – стесать святое изображение, но оно не исчезло. Казалось, что образ Богородицы уходит вглубь каменного столпа.

Известие о чудесной силе иконы быстро распространялось среди христиан Палестины, они шли со всех концов страны, чтобы поклониться святому образу Царицы Небесной. С обретенного лика изготовили копию, которую отвезли в Рим. Эта икона проявила силу, стала чудотворной.

Где находится икона

В России список с иконы можно найти в Москве. Он был передан в Третьяковскую галерею и поныне остается там. Также икона есть в Ярославской области, в городе Ростов. Там список находится в музее-заповеднике. Святой лик есть и в Риме, куда съезжаются паломники для поклонения святыне.

Нерукотворный Лиддский образ Богородицы в церкви Энея

Есть свидетельства, что христиане владели еще одним Лиддским нерукотворным образом Матери Христа. Изображение видели в Лиддской церкви, созданной неким Энеем, человеком, которого исцелил от болезни сам святой апостол Петр. Христианское здание храма хотели забрать себе язычники и иудеи. Чтобы разрешить спор, правитель принял решение закрыть помещение на трое суток, ожидая какого-то знамения, которое подскажет правильный вердикт. Открыв храм спустя оговоренное время, участники конфликта увидели нерукотворное изображение Царицы Небесной.

Появление и существование двух Лиддских икон было подтверждено тремя восточными Патриархами: Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским. О них упоминалось письмом к Феофилу, императору-иконоборцу (829-842 годы). Информация об упомянутом письме встречается в историческом трактате о нерукотворном образе Иисуса Христа города Едесса. Его авторство принадлежит императору Константину Багрянородному (912-959 годы).

Израиль. Центральный округ

Храм вмч. Георгия Победоносца

(Ἱερός Ναός Ἁγίου Γεωργίου ἐν Λύδδῃ)

Последнее обновление страницы: 16:03:57

Координаты: N31.95309 E34.89970 –

Фото Н. Андрущенко.

Читайте также:
Дмитрий Донской: житие и биография князя, деятельность и княжество, дни памяти

Для того, чтобы увидеть изображение крупнее, щелкайте по нему мышкой.

Наружные виды

Вид от парковки

Интерьер храма

Надпись под праздничным рядом:

«ΔΑΠΑΝΗ ΜΕΛΕΤΙΟΥ ΑΡΧΙΜΑΝΔΡΙΤΟΥ

ΣΑΜΙΟΥ ΕΧΡΩΜΑΤΙΣΘΗ ΤΟ ΠΑΡΟΝ

ΕΙΚΟΝΟΣΤΑΣΙΟΝ ΤΗ 15 ΦΕΒΡΟΥΑΡΙΟΥ 1872

ΕΠΙ ΤΗΣ ΗΓΟΥΜΕΝΕΙΑΣ ΙΕΡΟΘΕΟΥ ΣΑΜΙΟΥ»

(«На средства Мелетия архимандрита

Самиоса (уроженца о. Самос?) расписан

в игуменство Иерофея Самиоса»)

Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) вмч. Георгия

Память вмч. Георгия Победоносца: 23 апреля / 6 мая.

Празднование Обновления храма вмч. Георгия в Лидде: 3/16 ноября.

Молитва божией матери лиддской нерукотворной

икона Богородицы «ЛИДДСКАЯ» (НА СТОЛПЕ В ЛИДДЕ)

25 марта (12 марта по старому стилю)

В церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы: Лиддская (на столпе в Лидде) с празднованием 25 марта ­ ­и Икона Божьей Матери ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) с празднованием 9 июля. Но и в том, и другом случае речь идёт об одной иконе Богородицы.

Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим образом. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов устроили храм в Лидде, недалеко от Иерусалима. Придя в Иерусалим, апостолы попросили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столпов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы. В IV веке по приказу римского императора иконоборца Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить – его вырубали каменотесы, но краска лишь глубже врезалась внутрь столба.

В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел сделать список (копию) чудотворной иконы Божией Матери, но во время изгнания иконоборцами, предчувствуя свою скорую кончину, пустил его в море. На другой день Лиддская икона Богородицы чудесным образом достигла Рима, где явила немало чудес и исцелений. Через сто с лишним лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время одного из богослужений Лиддская икона БогоМатери на виду у всех снялась со своего места и опустилась в реку Тибр. Вскоре она прибыла в Царьград, была узнана римскими послами и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила ещё одно название – Римская с празднованием 26 июня (9 июля по новому стилю).

После XI века следы Лиддской иконы Божьей Матери теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно. На Руси список Лиддской иконы Божией Матери известен с XIV века. Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова Великого), в 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята. В настоящее время находится в Ростовском музее-заповеднике (Ярославская область).

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Молитва перед Лиддской иконой

«Пресвятая Богородица! Ты и лики Твои чудотворные не раз были поруганы иконоборцами и неверующими, но раз за разом образ Твой оставался невредимым. Пресвятая Дева, давшая миру Спасителя, защити и убереги от помыслов дурных, помоги укрепиться в вере и не дай свернуть с пути истинного. Помоги исцелиться от недугов и поддержи в трудную минуту. Аминь».

Дата празднования

Лиддскую икону почитают дважды в год: 25 марта и 9 июля. Священнослужители приглашают верующих в храмы и церкви, чтобы вознести общие молитвы Богородице, поблагодарить ее за оказанную поддержку и попросить о заступничестве.

Обращение к Богоматери не обязательно должно сопровождаться походом в церковь. В момент трудности можно помолиться как дома, так и в пути, чтобы получить поддержку Высших Сил. Лиддская икона будет прекрасным дополнением к домашнему иконостасу и защитит дом от любого зла. Счастья вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Молитва святой Марте на исполнение желания

Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам …

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный …

Икона Святой Мученицы Софии

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий …

Икона святой Маргариты

Святая великомученица Маргарита почитается православными христианами всего мира. Икона этой святой может помочь вам изменить …

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: