Житие Иоанна Кассиана Римлянина – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

13 МАРТА – ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА КАССИАНА РИМЛЯНИНА (435).

Согласно народным поверьям в году есть много не самых удачных дней. Одним из наиболее «тяжелых и на людей и на скотину» считается Касьянов день. Его отмечают 14 марта (28 февраля по с.ст.) в високосные и 13 марта (27 февраля по с.ст.) в невисокосные годы. Почему день носит название «Касьянов»? Дело в том, что указанная дата утверждена церковью как посвященная памяти христианского святого – преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. По какой причине наши предки наделяли избранника Божия в своем воображении отрицательными чертами, понять не трудно – они ведь были язычниками. Православные же христиане почитают данного святого за множество добродетелей, проявленных им при жизни, и за милость, оказываемую верующим даже после своей смерти.

Детство и юность праведника Иоанна Кассиана.

Преподобный Кассиан был родом из «столицы мира» – Рима. Он появился на свет около 350-го г. в Галльской области, городе Марселе в семье благочестивых, знатных людей. Это была как раз та эпоха, что ознаменовалась в истории расцветом христианской письменности, духоборства и монашества на Востоке.

В указанные времена – IV-V столетия н.э. – Бог дал грешной Земле множество славных подвижников и талантливых богословов.

Будущий святой обладал многочисленными добродетелями. Этому способствовало, в первую очередь, стремление его во всем быть похожим на собственных благочестивых родителей. Как и они, Кассиан рьяно сохранял чистоту помыслов и души, жил в смирении, кротости и девстве. Чем более отрок развивал в себе озвученные качества, тем больше в нем крепло желание посвятить всего себя без остатка служению Господу Богу. В итоге Кассиан не смог далее противиться велению сердца и, будучи еще юношей, покинул отчий дом, родной край и отправился в Палестину, в Вифлеем. Там он ушел в Вифлеемский монастырь, где принял монашество и стал делать первые шаги в подвижничестве.

Кассиан и Герман

В святой обители юный праведник познакомился с одним иноком по имени Герман. Между молодыми людьми завязалось близкое знакомство, быстро перешедшее в горячую, искреннюю дружбу. Кассиан и Герман жили в одной келии и практически не расставались. Братия монастыря относилась к дружбе двух монахов благосклонно, любя обоих за их кротость и добродетельное существование.

Так прошло два года подвижнического пути Кассиана и его друга Германа, сопровождавшегося беспрестанными молитвами и строгим постом. В молодых людях проснулось желание не останавливаться на достигнутом, и они, покинув монастырь, удалились в пустыню, где стали вести безмолвную жизнь. Но и этим подвижники не ограничились, затеяв через некоторое время паломническое путешествие по святым обителям. Иноки посетили все монастыри в нижнем и верхнем Египте, впитывая в себя, словно губка, духовные беседы с живущими в них другими старцами и подвижниками, запоминая образ жизни Божиих избранников.

Так неразлучные друзья провели целых семь лет. После Кассиан и Герман вернулись в Вифлеем, но очень быстро вновь отправились в Египет. Еще три года монахи внимали мудрости старцев Фиваиды и Скитской пустыни.

Подъем Иоанна Кассиана по духовной лестнице.

400-й год стал очень важным для Кассиана и Германа: они посетили византийскую столицу – Константинополь. Желание друзей побывать в Царьграде было продиктовано стремлением увидеть и услышать святителя Иоанна Златоуста. Оно исполнилось, мало того – знаменитый учитель Святой Церкви пожаловал Герману сан пресвитера, а Кассиану – диакона (он был несколько младше своего товарища). К сожалению, не все шло после данного события гладко. Трое святых жили в эпоху гонений на христиан, посему несчастливая участь не обошла наставника и благодетеля Кассиана и Германа. Чтобы предотвратить арест Иоанна Златоуста, представителями высшего духовенства была организована делегация с подвижниками в составе. Цель делегации, направленной в Рим, заключалась в ходатайстве о защите ни в чем неповинного страдальца-учителя. Увы, предпринятые действия не дали положительных результатов, напротив, – еще более усугубили ситуацию: святитель оказался в ссылке, а друзья его – во вражеской опале.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин еще раз в эти страшные годы посетил святые обители Египта. А после он вернулся на родину, в город, где появился на свет. Там подвижник благочестия стал по благословению папы римского пресвитером, там же в 435 году мирно окончил свой земной путь. Но раньше преподобный Кассиан успел возвести близ города Марселя две первых обители: мужскую и женскую. Устав обоих монастырей был приведен в соответствие с правилами египетских и палестинских киновий. Таким образом, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по праву считается одним из первых основателей монашества в Галльской области Римской империи. Благодаря этой своей деятельности, послужившей образцом для западных монастырей в дальнейшем, святой удостоился звания аббата.

Преподобный Кассиан как богослов.

Подвижник благочестия из Марселя написал в период с 417-го по 419-й год 12 книг «О постановлении киновий палестинских и египетских». Его перу также принадлежат 10 бесед со старцами пустынь. Творения эти созданы были по просьбе епископа Аптского Кастора.

Читайте также:
Арсений Мацеевич - житие и биография, труды, дни памяти и почитание

Труд «О постановлении киновий» («О постановлениях киновитян») содержит в себе сведения об устройстве внутренней и внешней жизни восточных обителей. Первая книга рассказывает о внешнем виде монаха, вторая – о чине ночных псалмов и молитв, третья описывает чин дневных молитв и псалмов, в четвертой говорится о чине отвержения от мира, книги с пятой по двенадцатую сообщают о восьми главных грехах. Преподобный Кассиан выделял восемь страстей, особенно губительных для души человеческой: чревоугодие, блуд, гнев, гордость, печаль, сребролюбие, уныние и тщеславие. Книги, которые он посвятил перечисленным выше порокам, содержат важные сведения: действие, причины и рекомендации по борьбе с каждым из пагубных грехов.

Что касается духовных бесед с подвижниками пустынь («Собеседования египетских отцов»), то в них вы найдете ценную информацию о цели жизни, о желаниях духа и тела, о молитве, о способах и ступенях отречения от мирского существования.

В 431 году преподобный написал свой последний духовный труд. Он называется «О воплощении Христа против Нестория». Сочинение это имело полемический характер и в настоящее время рассматривается лишь как вещественная дань своему времени. Указанная книга является сборником суждений восточных и западных отцов Церкви, подвижников против ереси. Все три труда преподобного Иоанна Кассиана Римлянина сохранились до наших дней.

Молитва преподобному Кассиану Римлянину:

Богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане! От юности возлюбив паче всего Христа, земная и временная презрел еси, и, ангелоподобным житием твоим душу и тело от страстей очистив, безстрастия сокровище стяжал еси, и, Божественными дарами обогатився, законы Богомудрые в наказание и исправление иноком написал еси, и усердный делатель в вертограде Христове явился еси, сам творя и иных словом и делом научая, сугубое восприял еси воздаяние от Бога. Емуже ныне с чиноначалии Ангельскими предстоя, призри на нас, обуреваемых житейских попечений волнами, и помози нам, да не увлечет нас буря страстей наших в бездну греховную. Услыши нас, грешных, святую память твою ублажающих, и молися Христу Богу о нас, немощных, мглою уныния омрачаемых и малодушием недугующих, да Божественною благодатию своею просветит омрачение ума нашего и укрепит нас на пути спасения, имже право ходяще, внйдем в Живот вечный. Виждь, отче святый, немощь нашу душевную, сердечное озлобление и недуги телесныя, одержащие нас по грехом нашим; виждь, яко благими делы обнищахом зело, виждь и милостива сотвори к нам Человеколюбца Бога молитвами твоими, да не воздаст нам по злым делом нашим, но да явит над нами непобедимое Свое человеколюбие и милосердие и дарует нам прощение прегрешений наших. Ты, подвижник быв и учитель иноческому житию, моли Подвигоположника Христа, да и нас, немощных, укрепит благодатию Своею в подвигах воздержания, пощения, молитвы, целомудрия и самоотвержения. Тебе дадеся благодать плодами присноживотнаго учения твоего насыщати и услаждати сердца рачителей благочестия, помози и нам предстательством твоим терпеливно и радостно восприяти и нести благое иго Христово и добре подвизатися в исправлении и обновлении жития нашего. О всеблаженне отче наш Кассиане, чудотворней иконе твоей покланяющеся и святое имя твое в помощь призывающе, молим тя, яко ходатая и заступника нашего: моли Господа Бога, Спасителя мира, да сохранит первопрестольный град сей и святую обитель сию от всякия беды и напасти, от врагов видимых и невидимых, да дарует нам благостояние с преспеянием в Православной вере и благочестии, земле плодоносив и изобилие, и нас всех, недостойных, избави молитвами твоими от належащия нам скорби и нужды. Испроси у великодаровитаго Господа исполнение всякаго благаго прошения и всего, яже к животу времен ному и вечному полезнаго, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Ина молитва преподобному Кассиану Римлянину:

О Богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане! Божественных Ангелов сожителю, понесый тяготу дневную, в нищете поживый, Божественными дарами обогативыйся! Ты ныне с преподобных соборы водворяяся, с праведных лики веселяся, помяни нас, добродетельное твое житие похваляющих, и не остави нас безпомощных! Призри на наше житие, волнуемое житейскими волнами, да не потопит нас греховная буря, ниже да пожрет нас пагубнаго отчаяния глубина. Услыши молитву нас, грешных, молящихтися, и не презри моления нас, немощных, уловляемых диавольскими сетьми, всюду злыми угнетаемых, всякаго блага лишаемых, унынием омрачаемых и малодушием одержимых. Виждь, святе, яко смирися в персть душа наша, и врагом ненавидящим нас, быхом в порадование, лукавыми делы умерщвляеми весь день: заблудихом бо воистинну, яко овцы, неимущия пастыря. Ты твоими благо приятными молитвами милостива сотвори нам Единаго Человеколюбца Бога, да не воздаст нам по злым делом нашим и по нечистоте сердец наших, но да предварят ны благия Его щедроты, в мире, единодушии и благочестии утверждая живот наш. Мы, о Богоблаженне, на тя по Бозе уповаем, тобою хвалимся, твое святое имя на помощь призываем и, к твоему чудотворному образу, недостойнии, припадающе, тя молим: моли, отче наш Кассиане, Христа Бога, да избавльшеся от злых наших, с тобою вечных благ сподобимся благодатию и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, суща Благословенна, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков, Аминь.

Читайте также:
Святой Олег Брянский: в чем помогает, житие и мощи, память и почитание

Тропарь преподобного Кассиана Римлянина.

глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию./ Того ради подаждь нам твоими молитвами/ плоти нашея духу послушание:/ еси бо наставник, Кассиане преподобне,/ всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобного Кассиана Римлянина.

глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси,/ и просвещая добрыми виды, Кассиане,/ яко солнце облистал еси/ сиянием Божественных твоих учений,/ сердца всех чтущих тя всегда просвещая./ Но прилежно моли Христа,/ о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

ИОАНН КАССИАН

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин

Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 350 – 435), иеромонах, преподобный.

Родился ок. 350 г. в Марселе Галльской области — в Западной Римской империи [1]. Отсюда произошло и название его «Римлянин». По месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток.

В Вифлееме, в монастыре, расположенном недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял монашество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде, Скитской пустыне, Асии и Каппадокии, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства искать защиты безвинно страдающему святителю.

В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей.

Скончался мирно в 435 году.

Труды

По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг “О постановлениях киновий” [2] палестинских и египетских и 10 книг “Собеседований египетских отцов” [3], чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге “О постановлениях киновий” речь идет о внешнем виде монаха; во второй – о чине ночных псалмов и молитв; в третьей – о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой – о чине отвержения от мира; в восьми остальных – о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве.

В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов “не еже хощу, сие творю”.

В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам блаженного Августина что “благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона”.

По словам преподобного Иоанна Лествичника, “великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно”.

На русском языке издано:

  • Духовные беседы отцов. М.. 1877. То же (Извлечения) “Воскресное чтение”. 1854-1855 и 1858-1859; “Добротолюбие”. т. 2. М.. 1895. с. 5-154. То же – В кн.: Епископ Феофан (Затворник). Древние иноческие уставы М.. 1892. с. 515-584.

Использованные материалы

  • Жизнеописание на сайте Православие.ru
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life530.htm
  • Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.):
    • http://www.saint.gr/1939/saint.aspx

[1] по иным сведениям – в Дакии Понтийской (Dacia Pontica)

[2] «Πρὸς Κάστορα Ἐπίσκοπον, περὶ τῶν ὀκτὼ τῆς κακίας λογισμῶν, γαστριμαργίας, πορνείας, φιλαργυρίας, ὀργῆς, λύπης, ἀκηδίας, κενοδοξίας καὶ ὑπερηφανείας» – К Кастору Епископу о восьми злых помыслах – чревоугодии, блуде, сребролюбии, гневе, печали, унынии, тщеславии, гордыне. Приведен в первом томе Добротолюбия.

[3] «Πρὸς Λεόντιον ἡγούμενον, περὶ τῶν κατὰ τὴν Σκήτην ἁγίων Πατέρων καὶ λόγος περὶ διακρίσεως» – К Леонтию игумену, собеседования от Скитских святых Отцев и о различиях. Приведен в первом томе Добротолюбия.

Православная Жизнь

Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин по ме­сту рож­де­ния и язы­ку, на ко­то­ром пи­сал, при­над­ле­жал За­па­ду, но ду­хов­ной ро­ди­ной свя­то­го все­гда был пра­во­слав­ный Во­сток. В Виф­ле­ем­ской оби­те­ли, рас­по­ло­жен­ной неда­ле­ко от то­го ме­ста, где ро­дил­ся Спа­си­тель, Иоанн при­нял ино­че­ство. По­сле двух­лет­не­го пре­бы­ва­ния в оби­те­ли в 390 го­ду пре­по­доб­ный с ду­хов­ным бра­том Гер­ма­ном в те­че­ние се­ми лет пу­те­ше­ство­вал по Фива­и­де и Скит­ской пу­стыне, чер­пая из ду­хов­но­го опы­та мно­го­чис­лен­ных по­движ­ни­ков.

Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин

Вер­нув­шись в 397 го­ду на ко­рот­кое вре­мя в Виф­ле­ем, ду­хов­ные бра­тья три го­да под­ви­за­лись в пол­ном уеди­не­нии, а за­тем от­пра­ви­лись в Кон­стан­ти­но­поль, где слу­ша­ли свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Кас­си­ан при­нял сан диа­ко­на. В 405 го­ду кон­стан­ти­но­поль­ский клир на­пра­вил пре­по­доб­но­го в Рим к па­пе Ин­но­кен­тию I во гла­ве по­соль­ства – ис­кать за­щи­ты без­вин­но стра­да­ю­ще­му свя­ти­те­лю.

В сан пре­сви­те­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан был по­свя­щен у се­бя на ро­дине. В Мар­се­ле он впер­вые в Гал­лии устро­ил два об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­ря, муж­ской и жен­ский, по уста­ву во­сточ­ных оби­те­лей. По прось­бе епи­ско­па Апт­ско­го Ка­сто­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан в 417–419 го­дах на­пи­сал 12 книг «О по­ста­нов­ле­ни­ях ки­но­вий» па­ле­стин­ских и еги­пет­ских и 10 бе­сед с пу­стын­ны­ми от­ца­ми, чтобы дать со­оте­че­ствен­ни­кам об­раз­цы об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей и по­зна­ко­мить их с ду­хом по­движ­ни­че­ства пра­во­слав­но­го Во­сто­ка. В пер­вой кни­ге «О по­ста­нов­ле­ни­ях ки­но­вий» речь идет о внеш­нем ви­де мо­на­ха; во вто­рой – о чине ноч­ных псал­мов и мо­литв; в тре­тьей – о чине днев­ных мо­литв и псал­мов; в чет­вер­той – о чине от­вер­же­ния от ми­ра; в вось­ми осталь­ных – о вось­ми глав­ных гре­хах. В бе­се­дах оте­че­ских на­став­ник в по­движ­ни­че­стве свя­той Кас­си­ан го­во­рит о це­ли жиз­ни, о ду­хов­ном рас­суж­де­нии, о сте­пе­нях от­ре­че­ния от ми­ра, о же­ла­ни­ях пло­ти и ду­ха, о вось­ми гре­хах, о бед­стви­ях пра­вед­ни­ков, о мо­лит­ве. В по­сле­ду­ю­щие го­ды пре­по­доб­ным Кас­си­а­ном на­пи­са­но еще че­тыр­на­дцать бе­сед: о со­вер­шен­ной люб­ви, о чи­сто­те, о Бо­жи­ей по­мо­щи, о ра­зу­ме­нии Пи­са­ния, о да­ро­ва­ни­ях Бо­жи­их, о друж­бе, об упо­треб­ле­нии язы­ка, о че­ты­рех ро­дах ино­ков, о жиз­ни от­шель­ни­че­ской и об­ще­жи­тель­ной, о по­ка­я­нии, о по­сте, о ноч­ных ис­ку­ше­ни­ях, об умерщ­вле­нии ду­хов­ном, да­но тол­ко­ва­ние слов «не еже хо­щу, сие тво­рю». В 431 го­ду свя­той Иоанн Кас­си­ан на­пи­сал свое по­след­нее со­чи­не­ние про­тив Несто­рия, в ко­то­ром со­брал про­тив ере­си суж­де­ния мно­гих во­сточ­ных и за­пад­ных учи­те­лей. В сво­их со­чи­не­ни­ях пре­по­доб­ный Кас­си­ан ос­но­вы­вал­ся на ду­хов­ном опы­те по­движ­ни­ков, за­ме­чая по­клон­ни­кам бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на (па­мять 15 июня), что «бла­го­дать да­ле­ко ме­нее все­го мож­но за­щи­щать пыш­ны­ми сло­ва­ми и го­вор­ли­вым со­стя­за­ни­ем, диа­лек­ти­че­ски­ми сил­ло­гиз­ма­ми и крас­но­ре­чи­ем Ци­це­ро­на». По сло­вам пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка (па­мять 30 мар­та), «ве­ли­кий Кас­си­ан рас­суж­да­ет пре­вос­ход­но и воз­вы­шен­но». Свя­той Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин мир­но по­чил в 435 го­ду.

Молитвы

Тропарь преподобного Кассиана Римлянина, глас 8

Посто́м предочи́стився, прему́дрости пости́гл еси́ разуме́ние,/ от пусты́нных же Богоно́сных оте́ц научи́лся еси́ страсте́й обузда́нию./ Того́ ра́ди пода́ждь нам твои́ми моли́твами/ пло́ти на́шея ду́ху послуша́ние:/ еси́ бо наста́вник, Кассиа́не преподо́бне,// всем пою́щим о Христе́ твою́ па́мять.

Кондак преподобного Кассиана Римлянина, глас 4

Преподо́бен быв, Бо́гу возложи́лся еси́,/ и просвеща́я до́брыми ви́ды, Кассиа́не,/ я́ко со́лнце облиста́л еси́/ сия́нием Боже́ственных твои́х уче́ний,/ сердца́ всех чту́щих тя всегда́ просвеща́я./ Но приле́жно моли́ Христа́,// о и́же любо́вию те́пле восхваля́ющих тя.

Молитва преподобному Кассиану Римлянину

Богоблаже́нне и приснопа́мятне о́тче наш Кассиа́не! От ю́ности возлюби́в па́че всего́ Христа́, земна́я и вре́менная презре́л еси́, и, ангелоподо́бным житие́м твои́м ду́шу и те́ло от страсте́й очи́стив, безстра́стия сокро́вище стяжа́л еси́, и, Боже́ственными дара́ми обоготи́вся, зако́ны Богому́дрые в наказа́ние и исправле́ние и́ноком написа́л еси́, и усе́рдный де́латель в вертогра́де Христо́ве яви́лся еси́, сам творя́ и ины́х сло́вом и де́лом науча́я, сугу́бое восприя́л еси́ воздая́ние от Бо́га. Ему́же с чинонача́лии А́нгельскими предстоя́, при́зри на нас, обурева́емых жите́йских попече́ний волна́ми, и помози́ нам, да не увлече́т нас бу́ря страсте́й на́ших в бе́здну грехо́вную. Услы́ши нас, гре́шных, святу́ю па́мять твою́ ублажа́ющих, и моли́ся Христу́ Бо́гу о нас, немощны́х, мгло́ю уны́ния омрача́емых и малоду́шием неду́гующих, да Боже́ствненною благода́тию свое́ю просвети́т омраче́ние ума́ на́шего и укрепи́т нас на пути́ спасе́ния, и́мже пра́во ходя́ще, вни́дем в Живо́т ве́чный. Виждь, о́тче святы́й, не́мощь на́шу душе́вную, серде́чное озлобле́ние и неду́ги теле́сныя, одержа́щие нас по грехо́м на́шим; виждь, я́ко благи́ми де́лы обнища́хом зело́, виждь и ми́лостива сотвори́ к нам Человеколю́бца Бо́га моли́твами твои́ми, да не возда́ст нам по дело́м на́шим, но да яви́т над на́ми непобеди́мое Свое́ человеколю́бие и милосе́рдие и да́рует нам проще́ние прегреше́ний на́ших. Ты, подви́жник быв и учи́тель и́ноческому житию́, моли́ Подвигополо́жника Христа́, да и нас, немощны́х, укрепи́т благода́тию Свое́ю в по́двигах воздержа́ния, поще́ния, моли́твы, целому́дрия и самоотверже́ния. Тебе́ даде́ся благода́ть плода́ми присноживо́тнаго уче́ния твоего́ насыща́ти и услажда́ти сердца́ рачи́телей благоче́стия, помози́ и нам предста́тельством твои́м терпели́вно и ра́достно восприя́ти и нести́ благо́е и́го Христо́во и до́бре подвиза́тися в исправле́нии и обновле́нии жития́ на́шего. О всеблаже́нне о́тче наш Кассиа́не, чудотво́рней ико́не твое́й покланя́ющеся и свято́е и́мя твое́ в по́мощь призыва́юще, мо́лим тя, я́ко хада́тая и засту́пника на́шего: моли́ Го́спода Бо́га, Спаси́теля ми́ра, да сохрани́т первопресто́льный град сей и святу́ю оби́тель сию́ от вся́кия беды́ и напа́сти, от враго́в ви́димых и неви́димых, да да́рует нам благостоя́ние с преспе́янием в Правосла́вной ве́ре и благоче́стии, земле́ плодоно́сие и изоби́лие, и нас всех, недосто́йных, изба́ви моли́твами твои́ми от належа́щия нам ско́рби и ну́жды. Испроси́ у великодарови́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Иоанн Кассиан Римлянин

Христианский монах. Богослов. Один из основателей монашества в Галлии. Видный теоретик монашеской жизни. Автор «О правилах общежительных монастырей» и «Собеседований».
В Русской православной церкви почитается в лике преподобных. Память совершается 13 марта.

Иоанн Кассиан Римлянин родился около 360 года в Румынии. Происходил из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства. В надлежащее время получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка владел греческим.

Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа предпочел путь смиренного монашеского жития. Около 380 года предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.

Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Пребывая в монастыре, Иоанн Кассиан предавался молитве, внимал проповеди , исполнял послушание, соблюдал посты. Пришло время и, дав надлежащие обеты, принял монашеское облачение.

Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, Иоанну и его другу Герману захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. По морю дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свел их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими. Очередным пунктом паломничества выбрана пустыня Скит. В IV веке ее населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, Иоанн Кассиан и Герман участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания. Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн вступил в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва являлся монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, святой изнурял свое тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн Кассиан Римлянин отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда еще только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме друзья оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет. Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов – еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу. Критический отзыв, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.

Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался. В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.

И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египта как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран. Около пятидесяти монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста . В числе этих пятидесяти прибывших находились Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн возведен в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман рукоположен во священника.

Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое передали по назначению.

После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман. В Риме святой пробыл около двенадцати лет. Именно здесь рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа. За время пребывания в Риме познакомился с будущим Папой Львом Великим.

В 415 году, не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в Марсель, где сблизился с местным архиереем Прокулом. Вскоре его стараниями создано два монастыря: мужской и женский. Мужскую обитель возглавил сам святой. Впоследствии эта обитель стала именоваться обителью святого Виктора.

Постепенно обитель приумножилась братиями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря. Со временем слава о нем как о хорошем духовном руководителе распространилась по всей Южной Галлии.

В 20-х годах V века отец Иоанн, по просьбе местных епископов, составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того в этот период работал над не менее значимым трудом «Собеседования. ». Около 426 года преподобный принял участие в полупелагианских спорах. Как опытный пастырь и трудолюбивый монах не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью – учением, минимизирующим значимость роли Божественной благодати. В этой связи мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином .

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа». В конце жизни преподобный стал терять физические силы.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин скончался около 435 года. Его тело погребено в обители святого Виктора.

Труды Иоанна Кассиана Римлянина

12 книг «О правилах об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей»
24 «Собеседования»
«О воплощении Господа, против Нестория »
Высказывания Иоанна Кассиана вошли в сборник «Филокалия»

Память об Иоанне Кассиане Римлянине

В Православной Церкви прославлен как святой, день памяти совершается 13 марта

У католиков, согласно Католической Энциклопедии, отдельные его взгляды после его смерти осуждены как полупелагианские , однако сам он неофициально почитается в Марселе и упоминается в качестве святого папой Урбаном V

Жизнь иеросхимонаха Александра Стрыгина

Имя иеросхимонаха Александра Стрыгина, известного также как старец Гефсиманского скита, изначально связано с Оптиной пустынью. В этом священном месте Александр Стрыгин проходил свое первое монашеское послушание вместе с Амвросием Оптинским, дружба с которым затем продолжалась всю жизнь.

Биография

Биография Александра Стрыгина не пестрит обилием событий, вся его жизнь поделена на два этапа — жизнь в миру и монашество. О жизни этого старца не было бы известно так много, если бы келейник Александра Гефсиманского не собрал имеющиеся беседы со старцем, его воспоминания и не была бы в 1904 году издана целая книга «О жизни и подвигах Старца-затворника Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой Лавры, иеросхимонаха Александра», донесшая до наших дней наследие Гефсиманского старца.

Детство и юность

Будущий иеросхимонах Александр Стрыгин появился на свет в 1810 году небольшом городке Козельск, расположенном в Калужской губернии в казачьей семье. Следует заметить, что родители маленького Саши жили в соответствии с божьими заповедями и мечтали, чтобы их мальчик вырос и принял монашество. С малых лет Александру пришлось пойти работать, да не где-нибудь, а в питейном заведении, принадлежащем его дяде, мальчику пришлось довольно долгое время находиться в далекой от благочестия атмосфере кабака, ведь его родители не были богатыми, и семья отчаянно нуждалась в деньгах.

Достигнув зрелого возраста, Стрыгин женился и поступил на службу поверенным. Вскоре у него родился сын, но счастье молодой семьи не было долгим — по прошествии четырех лет умирает его жена, а сам Александр, спустя 2 года после ее смерти, решает принять монашество.

Монашество

Нужно уточнить, что изначально Александр Стрыгин имел намерение принять юродство, следуя тем самым старой русской традиции самоотречения, но старец Лев Наголкин уговорил его одуматься и выбрать монашество как дальнейший жизненный путь. И вот в 1838 году Александр оказался принятым в братию Оптинской пустыни, где на протяжении 3 лет занимался кухней, а затем стал пономарем.

1843 год был ознаменован для Александра переходом в Черноостровский монастырь святого Николая в городе Малоярославце, в этом месте он принял постриг и обрел новое имя Агапит. Спустя 5 лет, почувствовав трудности в общении с братией Черноостровского монастыря, Стрыгин, подав прошение о возможности перехода в харьковский архиерейский дом, покидает стены монастыря и в новом месте довольно скоро становится иеродиаконом, а после иеромонахом, совмещая это звание с должностью эконома.

Интересно! Отправившись спустя 2 года в отпуск в Гефсиманский скит, Агапит даже не смел помышлять о том, что вскоре это место станет его постоянным и даже последним пристанищем. Оказавшись в скиту вновь, по благословению митрополита Московского святейшего Филарета, Агапит на собственные средства построил келью и принял обет безмолвия.

Затворничество

В 1858 году, вдохновленный несколькими духовными старцами, Александр переселяется подальше в лес, где они все вместе возводят часовню и кельи. А спустя недолгое время московский купец Королев, решив выступить в роли благотворителя, решает выделить средства на постройку в этих отдаленных местах небольшой церкви, посвященной Святому Духу Параклиту. Также один из приделов церкви был освящен во имя святого Иоанна Крестителя.

В отсутствии уединения, Александр Гефсиманский просит у архимандрита Антония благословение на затворническую жизнь в пещере у скита, и в ноябре 1862 года, пройдя трехмесячное испытание в келье, Александр получает разрешение на затворничество. Однако, ухудшающееся состояние здоровья не позволило Агапиту долго прожить в пещерах и уже спустя 3 года по воле митрополита Филарета, Александр возвратился в скит.

В скиту, в окружении множества насельников и братии, сохранять обет безмолвия Александру было все труднее и труднее, потому он в который раз обратился к Архимандриту Антонию с прошением об уединении, и вновь его просьба была удовлетворена.

В начале августа 1871 года Александр Гефсиманский удалился в свою келью у церкви Воскресения Христова, неподалеку от кладбища и там жил до самой смерти.

Важно! Еще при жизни Александр сам сделал себе гроб, который держал в келье, как напоминание о том, что каждого из нас ждет другая жизнь, более важная. Однако, Александр Стрыгин никогда не был угрюмым или излишне закрытым, наоборот — отличался приветливостью и всегда старался быть преисполненным духовной радостью.

9 февраля (22 февраля по новому стилю) 1878 года Александр умер и был погребен на кладбище Гефсиманского скита.

Почитание и мощи

Александр Стрыгин не почитается православной церковью обширно, чаще дни его памяти отмечаются в некоторых церквях Московской области.

Старец Александр Стрыгин не был причислен Русской православной церковью к лику святых, тело его погребено на кладбище у Гефсиманского скита.

Важно! День памяти Александра Стрыгина ежегодно отмечается 22 февраля, в день, когда затворник Гефсиманский отошел к Господу.

Труды

Александр Гефсиманский не оставил как такового духовного наследия. Лишь после его смерти послушникам удалось собрать некоторые его высказывания и рассуждения и объединить их в соответствии с некоторыми разделами, имеющими отношение к христианству и вере.

Позиции

Основную позицию старца Александра можно обозначить, как и его главный подвиг — преподобничество. Для братии того времени, да и сегодняшней, многие беседы со старцем служат ориентиром на пути к монашеству.

Одной из главных мыслей старца Александра Гефсиманского, пожалуй, является мысль о том, что душа каждого человека способна перенести ровно столько горя и скорби, сколько может вместить и Божьей благодати. Посему советует старец начинать свой духовный путь со смирения и терпения, отбросив на задний план мечты о возвышенной жизни и духовных подвигах.

Сочинения

Среди наиболее известных сочинений Александра Стрыгина можно назвать такие, как:

  • «О молитве и как ею заниматься».
  • «О чтении книг и о молитве».
  • «Об отношениях к братии».
  • «О воздержании».
  • «Об исповедании помыслов старцу».

Александр Стрыгин, рожденный в семье верующих в Господа людей, сам получил православное воспитание и вероятно от того, многие его наставления служат своеобразным наставлением к молодым поколениям о том, как молиться, о пользе чтения духовных книг и тому подобные.

Иеросхимонах Александр, затворник Гефсиманского скита (1810–1878)

Старец Александр (Стрыгин) положил начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, где вместе с будущим преподобным Амвросием Оптинским проходил одно послушание и вместе с ним ходил для духовного наставления к старцу Леониду. Эта духовная дружба не прекратилась и впоследствии: когда отец Александр принял старчество в Гефсиманском скиту, преподобный Амвросий нередко присылал к нему своих духовных чад на исповедь.

Прожив в Оптиной пустыни, по смерти отца Леонида, еще несколько лет, будущий старец, по предложению преподобного Антония (Путилова, брата игумена Оптиной пустыни), перешел в его Николо-Черноостровский монастырь в городе Малоярославце Калужской губернии. Здесь он прожил пять с половиной лет и был сначала рясофорным, а затем и мантийным монахом, и при пострижении наречен Агапитом. В 1849 году отец Агапит, по совету своего товарища и побуждаемый нерасположением к нему братии, подал прошение о переходе в город Харьков. Там же он был рукоположен в иеродиакона, а через год – в иеромонаха и был назначен на должность эконома при архиерейском доме. На этом новом месте, при полной свободе, при больших доходах и других соблазнах, отец Агапит незаметно начал было свыкаться с жизнью, наполненной мирской суетности. «И вот, однажды, – рассказывал старец, – я подумал: прежде, когда я был послушником, у меня было тогда одно только желание спасти душу; а теперь, что я делаю? Леность мною начала обладать.

И этого я убоялся; думаю: погибну от нерадения о своем спасении. Вскоре после этого я подал прошение об отпуске на богомолье и, получивши разрешение, отправился. Слышал я тогда, что близ Троице-Сергиевой лавры устроился скит Гефсимания, весьма удобный для безмолвия. Отправившись туда, я по дороге заехал на свою родину; взял с собою своего родителя Димитрия и с ним поступил в число братства Гефсиманского скита».

Это было в 1851 году. Поступив в скит по благословению святителя Филарета, отец Агапит построил келью на пчельнике, по примеру Георгия, затворника Задонского, чтобы проводить жизнь свою в безмолвии. В 1858 году некоторые из старцев скита (среди них был и отец Агапит) перешли для большого безмолвия в глубь леса, где была вскоре выстроена церковь во имя Святого Духа Параклита, с приделом во имя святого Иоанна Крестителя Господня. На день Введения во храм Пресвятой Богородицы в Гефсиманском скиту отец Агапит принял пострижение великого ангельского образа – схиму и наречен опять Александром. Но архимандрит Антоний (Медведев) просил старца: «Отец Александр, прошу тебя, пожалуйста, перейди опять в скит, потому что в скиту осталась более молодежь, надо там поддерживать дух монашества» – и старец Александр, повинуясь своему духовному отцу, в 1861 году вернулся в скит.

23 ноября 1862 года святитель Филарет благословил отца Александра на полное затворничество. В 1871 году, отслужив раннюю обедню в Успенском храме, он затворился в келье и прожил в ней до самой своей блаженной кончины.

Однако свет духовной мудрости не мог укрыться от очей любивших и искавших этого света: поэтому к отцу Александру ходила братия из скита, из Сергиевой лавры, Киновии, Параклита и других обителей. К старцу ходило и множество мирских.

Отец Александр всегда бегал известности, которая, не принося пользы, могла питать только суетное тщеславие. Известность тяготила его, и старец, смиряя себя, часто говаривал со вздохом: «Горе тому, слава которого выше дел его».

9 февраля 1878 года старец мирно отошел ко Господу.

Духовные наставления старца Александра, выдержки из которых публикуются в нашем сборнике, были записаны его келейником, преподобным Германом (будущим старцем Зосимовой пустыни), который поступил в Гефсиманский скит в феврале 1868 года и прожил в послушании у старца Александра семь лет.

Преподобный Герман рассказывал: «Я это все записывал, когда келейником был у него. Дивный был старец. Вот он был делателем молитвы Иисусовой. Бывало, приду к нему, а он сидит в углу на низеньком стуле и весь ушел в молитву, так что не замечает моего прихода. Стану я на коленки у входа в его келью, да так и стою, долго стою; наконец, он меня заметит: „Ты что пришел?“ Я скажу, да и опять стою, как стоял, все хочется, хочется услышать от него что-нибудь поучительное, а старец опять весь ушел уже в молитву. И вот когда старец мой умер, так меня очень многие просили эти записки издать, да я все не решался; а потом послал эти записки отцу Амвросию Оптинскому, он их одобрил. И епископу Феофану Затворнику, так вот он в них кое-что исправил, пересмотрел да и написал мне, чтобы я их непременно издал, и даже выразился так, что „сохранять их под спудом было бы не совсем безгрешно“. Ну вот я и решился их напечатать. Некоторые из моих духовных детей, ученые иеромонахи, мне эти записки и поправили: расставили, где нужно, знаки, все в порядок привели, и потому хорошо и вышло».

Духовные наставления

◊ Скажу тебе главное: храни ум твой в смирении и самоукорения.

◊ Что пользы будет, если дать тебе правило, установить для тебя известное количество поклонов и облечь прочими формами? А ум у тебя будет занят только тем, как бы исполнить и когда исполнить удобнее и ты будешь, как работник, ожидать награды от своего хозяина за работу и не будешь замечать, как ум твой будет кичиться этим и осуждать других. Не лучше ли всегда считать себя должником и грешником пред Господом Богом и воссылать сердечные к Господу молитвы, чтобы Он умилосердился на нашу нищету?

◊ Если иногда случалось, что кто-либо не исполнит правила келейного, то в таких случаях отец Александр советовал пополнить недостающее смирением и самоосуждением; иногда же скажет шутливо: «Смирнее будешь». Другим советовал заменять правило в случае нужды молитвой Иисусовой. Так, монахине Каллисфении говорил: «Когда не можешь совершить правила, то сядь, твори молитву Иисусову, сколько можешь – один час или полчаса, и вменится это вместо правила». И вообще советовал более всего заниматься молитвой Иисусовой сердцем и устами: «Старайся, – говорил он, – имя Господне произносить устами: оно очищает и избавляет сердце от страстей».

◊ Если мы имеем усердие ко храму Божию или к молитве, то никакие дела нам не воспрепятствуют. Когда придет, например, к вам в гости кто из родных или знакомых или случится что-либо подобное, то вы оставляете свои дела и идете к гостям. А на молитву у вас нет времени: так мы делаем дело Божие с леностью и небрежением. Провести с кем-либо в праздной беседе несколько часов мы готовы и рады были бы продолжать беседу после того, как она окончится. А когда станем на молитву, тотчас становится скучно, и представляются дела неотложные, и что настало уже время отдыха, и прочие невзгоды приходят. Мы сами здесь уже себя осуждаем, потому что насколько в здешней жизни приобретаем мы усердие к всегдашнему памятованию Господа, настолько познаем Его и в будущей жизни (подобно тому, как в воинском искусстве, в разных художествах, в языках и науках только тот преуспевает, кто наперед потрудился, чтобы их изучить); если же в здешней жизни мы ленивы к молитве, то и в будущей окажемся в таком же положении.

◊ На вопрос ученика: «Батюшка, как исполнить слово Евангелия: „Болен бех и посетисте Мене?“» – старец ответил: «Не заботься о сем; посещай свою душу усердною ко Господу Богу молитвою, ибо душа твоя больна».

◊ Старец не предписывал иметь при молитве какое-либо определенное положение тела: «Молиться, – говорил он, – можно и сидя, и лежа, и ходя, и одному, и в присутствии других, чтобы ум внимал тому, что говорится устами, а не о другом чем мечтал».

◊ Один из учеников спрашивал: «Не грех ли молиться сидя и лежа?» Старец отвечал: «Нам старцы говорили: – хотя бы вверх ногами, да творить молитву; – многие по немощи лежа творили молитву, да бесов стоящих побеждали полки».

◊ Еще спрашивал старца один ученик о том, часто ли зажигать ему лампаду в келье? Старец отвечал: «Надо зажигать лампаду своего сердца, чтобы оно горело любовью к Господу Богу».

◊ Добродетели достигаются усиленными трудами и долгим временем. Тогда-то будешь ты их ценить, когда они достанутся тебе чрез труды твои. Если же что без трудов приобретено, то скоро и потерять можно. Мы бываем спокойны, когда беспрепятственно можем исполнять все свои желания и когда ничто нас не тревожит; захотим что есть, едим; захотим пить, пьем; захотим спать, спим; захотим пройтись куда, тоже себе не отказываем; а если захотим бороться против этого, то увидим скорби.

◊ Больше молчи и не внимай никаким помыслам, даже и добрым, никого не осуждай и не раздражайся. Авва Арсений сказал одному брату: «Молчи, непрестанно молчи».

◊ Необходимо потребно для спасения смирение: насколько человек смирит себя пред Господом, настолько и обрящет благодать. В житии святого Евстафия Плакиды (20 сентября) мы читаем, что Господь явился ему и сказал: «Егда же в глубину смирения приидеши, Аз вознесу тя и прославлю на небеси пред ангелы Моими». «Многие, – говаривал старец, – творили великие добродетели и даже претерпели некоторые мучения, как видим мы из слов пятидесяти святого Макария Египетского, а после впали в гнусные страсти и погибли».

«Батюшка, это страшно, как же спастись можно?» – спросил однажды по поводу этих слов ученик.

«Со смиренномудрием легко можно спастись, если захотят; надо полагать, – ответил старец. – Они погибли, не имея этой добродетели, то есть смирения, понадеялись на себя и развратились».

◊ Старец постоянно внушал своим ученикам, что смирение есть наиболее удобный путь ко спасению; смирение, говорил он, пусть восполняет недостаток других добродетелей.

Когда ученик сказал старцу: «Батюшка, у меня нет ни молитвы, ничего доброго, и оттого я бываю в великой печали и о сем скорблю», то старец ответил: «И у царя земного не все воины бывают генералами, есть и офицеры и простые солдаты; так и у Царя небесного, если не будешь генералом, то будешь простым солдатом, а все будешь воин небесного Царя. Смиряй и укоряй себя во всем, как непотребного раба». Другой ученик сказал: «Батюшка, у меня нет ни поста, ни молитвы, ни воздержания». Старец ответил: «Заготовляй себе более смирения и самоукорения; придет время, и ты будешь поститься, а то теперь ты будешь поститься, а прочих зазирать и осуждать; многие плоть свою постом иссушили, а страсти ни одной не победили; ибо без смирения трудно спастися».

◊ Нередко старец говаривал: «Если в мирской жизни торговец торгует каким-либо товаром и видит, что у него есть избыток и барыш от торговли, то он радуется этому, потому что приобретает богатство. Так и монах или обыкновенный добродетельный человек, если живет благочестно и приобретает истинное смирение от дел своих, то пусть радуется, что не с пустыми руками отыдет от здешней жизни, а если нет смирения, то всуе все его труды и подвиги, предпринятые им в здешней жизни».

◊ Не за то мы будем осуждены, что не совершили великих подвигов внешних и добродетелей (это все хорошо, но при внутреннем делании и когда совершается со смирением 4 ) или не творили чудес, а за то, что не плакали о себе, как говорит святой Иоанн Лествичник (ст. 7, ст. 70).

Будем осуждены за наше неправильное (высокое) мнение о себе и за успокоение себя и совести своей такими помыслами (то есть будто достаточно одних внешних добродетелей).

◊ Брат сказал старцу, что он столько-то лет не ест ни мяса, ни рыбы, в известные дни вкушает с маслом, в прочие же дни сохраняет пост и воздержание; но он не может спокойно выносить от кого-либо слова против него, как бы забывает себя при этом от сильного гнева и ярости.

Старец ответил: «Поститься ты научился, но смирять свое сердце не научился; полной пользы не получим от поста, если не научимся смиряться и укорять себя во всем и если не обратим все наше внимание на внутреннее делание наше. Многие много сеяли, но когда пришло время жатвы, ничего не могли пожать: так как сеяли они неразумно, то и ничего не пожали. Но ты, если хочешь послушать меня, исправь то, что неразумно в твоем посте. Пост бывает разумен, когда человек при сем смиряет своего внутреннего человека и очищает сердце свое от страстей».

◊ Не желай получить или достигнуть каких-либо духовных дарований; самое это желание неправильно и пагубно. Но старайся хранить себя, как можно более, в глубоком смиренномудрии, а остальное все предай воле Божией. Ибо мы не знаем, полезно ли нам получать какие-либо дарования. И еще скажу тебе: малоразумное дитя просит у отца своего ножик, но отец не дает ножа, зная, что дитя, по неразумию своему, может им себя обрезать. Брате мой, все тщание и все намерение твое обрати на то, чтобы увидеть себя, как пишет о сем Святый Исаак Сирин: «Сподобившийся увидеть себя, той лучший есть сподоблынагося увидеть ангелов» (Слово 41, ст. 198).

◊ Увидеть себя – это значит сознать себя великим грешником, и счесть себя хуже всякого великого грешника, увидеть свои грехи паче песка морского и недостойным себя считать даже хождения по земле.

◊ Человеческое сердце как зеркало или чистое стекло; если оно чисто от страстей и пороков, то эту чистоту только и видит во всяком человеке и никого не осуждает и не порицает. Поэтому надо молить Господа Бога, дабы даровал нам «зрети своя прегрешения и не осуждати брата моего» (молитва святого Ефрема Сирина). Как велик этот грех осуждения ближних и какую великую доставляет нам потерю и препятствие ко спасению, – об этом Спаситель наш Иисус Христос сказал в святом Евангелии: «Не судите, да не судими будете, имже судом судите, судят вам» ( Мф. 7, 1–2 ).

Но если сердце у кого нечисто и осквернено страстями и пороками, то эту нечистоту видит почти во всяком человеке, за всеми замечает и подозревает дурное.

◊ Если бы ты знал, какие враг делает усилия, чтобы отклонить человека от молитвы; враг готов дать тому человеку все сокровища мира. Знает он, коварный, какие человек приобретает блага чрез молитву.

◊ Трудно спастись без смирения. Хотя бы мы познали всю мудрость сего века, но если у нас не будет смирения, то толку никакого не будет, и душа наша будет пуста, если только на одном познании будем основываться.

◊ Иногда старец Александр говаривал: «Масла старайся немного есть, а то ни одной страсти не победишь!»

Иеросхимонах Александр Стрыгин – житие и труды, идеи и позиция, сочинения

Есть ли на земле счастье?

На земле нет совершенного счастья, ибо здесь не время утешения, но скорби. Высокий сан имеет свой труд и лишения, простое звание — особенные печали и неудобства, мир — свои прихоти, уединение — свою горесть и скуку, брачное состояние — свои утраты и заботы, дружество — свои неприятности и вероломство, благочестие — свои горести. По уставу, неизбежному для чад Адамовых, всяк обретает на своём пути волчец и терние. Тысячи случаев убеждают нас, что к блаженству нашему на земле всегда многого и многого недостаёт.

Отчего люди подвергаются несчастьям?

Причина всех несчастий — грехи. За грехи посылаются печали, за грехи беспокойства, за грехи страдания; и всё ныне приключающиеся нам неудобоцелимые болезни первоначально произошли от греха. Бог, полагая жене за преступление наказание, сказал ей: в болезни будешь рождать детей (Быт. 3,16), и болезнь оказалась плодом греха. Но как рождающийся от дерева червь снедает самое дерево, так и печаль, от греха рождённая, потребляет грех, если приносится при покаянии. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10).

Бывает такое время в моей жизни, что я недоволен своей участью, не богохульство ли это?

Верим ли, что над всеми нами бдит премудрый и преблагой Промысл Божий, а не слепой произвол и случай? Тебе, христианину, должно быть известно, что и волос с головы нашей не падает на землю без воли Отца нашего Небесного. Премудрость Творца видит все пути к нашему предназначению, благость Его избирает лучшие из них и ведёт нас по ним. Все пути Божьи ведут к добрым и спасительным целям, и судьбы наши составляют предмет высочайшего смотрения Божья.

Итак, что значит роптать на свою судьбу? Значит роптать на Самого Бога, и это не постыднейшее ли богохульство! Довольствуйся лучше всем, что пришлось и приходится на твою долю. Иначе ты будешь метать к небу каменье, которое будет падать на твою же голову.

Отчего же рождается во мне недовольство своей судьбой?

Недовольство это рождается: 1) от неумеренных ожиданий; 2) от неблагоразумного сравнения своей участи с участью других; 3) от незнания, где искать себе довольства.

Чего не вымышляют и не предпринимают люди для своего счастья? Все стихии мира в беспрестанной суете от них; а счастье не является им, — или всегда только в области их мечтаний. Какая причина этому? То, что его не там ищут, где должно, ищут весьма далеко.

Вечное слово истины так поведало нам: Царствие Божье внутри вас есть (Лк. 17, 21); ищите прежде Царствия Божья и правды Его, и сия вся приложатся вам.

ИЕРОСХИМОНАХ АЛЕКСАНДР (СТРЫГИН), ЗАТВОРНИК ГЕФСИМАНСКОГО СКИТА

(18101878)

Беседы со старцем Александром, затворником Гефсиманского скита возле Троице-Сергиевой лавры, были записаны его келейником Гавриилом (будущим старцем Зосимовой пустыни преподобным Германом), который поступил в Гефсиманский скит в феврале 1868 года и прожил в послушании у отца Александра семь лет.

«Я не решился бы их напечатать, если бы не преосвященный Феофан Вышенский, — рассказывал преподобный Герман. — Когда я ещё в Гефсиманском скиту жил, я о себе возомнил много, по гордости: и наставлял, и учил кое-кого, и даже старцем прикинулся; ко мне даже приходили за советом из братии, да и миряне тоже. Так вот я и писал тогда преосвященному Феофану о своих сомнениях. И он меня наставлял. Послал я ему и свои записки о старце моём, отце Александре, и он мне на это ответил, что советует напечатать, потому что скрыть это от могущих почерпнуть в них назидания было бы «небезгрешно».

Беседа о главном в спасении

Старец говорил: «Необходимо потребно для спасения смирение: насколько человек смирит себя пред Господом, настолько и обрящет благодать. В житии святого Евстафия Плакиды (20 сентября ст. ст.) мы читаем, что Господь явился ему и сказал: «Когда ты приедешь в глубину смирения, Я вознесу тебя и прославлю на небесах пред Ангелами Моими».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: