Житие князя Даниила Московского – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Благоверный князь Дании ́ л Московский

Дни памяти

4 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

Житие

Краткое житие благоверного князя Даниила Московского

Ро­дил­ся в 1261 го­ду и был чет­вер­тым сы­ном свя­то­го ве­ли­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. В жиз­ни св. бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, кро­то­стью и ми­ро­лю­би­ем.

Во все дни его жиз­ни ни­кто не на­нес ущер­ба дер­жа­ве его, и сам он не по­ку­шал­ся на­си­ли­ем при­об­ре­тать чу­жие об­ла­сти, бла­го­да­ря Бо­га за дан­ное ему в жре­бий бла­го­сло­вен­ное на­сле­дие – дер­жа­ву пре­слав­но­го гра­да Моск­вы. Со вре­мен бла­жен­но­го кня­зя Да­ни­и­ла честь и сла­ва пер­во­кня­же­ния и пер­во­свя­ти­тель­ства на­ча­ли при­бли­жать­ся к бо­го­лю­би­во­му гра­ду Москве. В 1302 г. Мос­ков­ское кня­же­ство уве­ли­чи­лось за счет мир­но­го при­со­еди­не­ния Пе­ре­я­с­лав­ско­го кня­же­ства. Од­на­ко св. князь не услаж­дал­ся вла­сто­лю­би­ем, но, ограж­да­ясь стра­хом Бо­жи­им, пре­успе­вал в бра­то­лю­бии.

Бо­го­угод­но гос­под­ствуя в Мос­ков­ских пре­де­лах, св. князь Да­ни­ил по­стро­ил за Моск­вой-ре­кой мо­на­стырь, ко­то­рый стал на­зы­вать­ся по его име­ни Да­ни­лов­ский. В этом мо­на­сты­ре сам князь при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние. При­няв схи­му, св. бла­го­вер­ный князь на 42 го­ду жиз­ни мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 4 мар­та 1303 го­да. 30 ав­гу­ста 1652 го­да мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми.

Бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил Мос­ков­ский, сын бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го, скон­чал­ся 4 мар­та 1303 го­да. 30 ав­гу­ста 1652 го­да мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми. Све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 4 мар­та.

Полное житие благоверного князя Даниила Московского

Свя­той бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил Мос­ков­ский ро­дил­ся во Вла­ди­ми­ре в 1261 го­ду. Он был чет­вер­тым сы­ном свя­то­го Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го (па­мять 30 ав­гу­ста и 23 но­яб­ря) и пра­вед­ной Вас­сы. Двух лет от ро­ду он ли­шил­ся от­ца. Вре­мя пре­став­ле­ния его ма­те­ри в ле­то­пи­сях не ука­за­но, из­вест­но толь­ко, что по­гре­бе­на она в церк­ви в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва во Вла­ди­мир­ском Успен­ском мо­на­сты­ре (Кня­ги­нин мо­на­стырь) и у окрест­ных жи­те­лей по­чи­та­лась пра­вед­ной.

В 1272 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил по­лу­чил до­став­ший­ся ему по раз­де­лу го­род Моск­ву с при­ле­га­ю­щи­ми зем­ля­ми. Бла­го­вер­ный князь по­стро­ил на бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки храм (и при нем мо­на­стырь) в честь сво­е­го те­зо­име­ни­то­го по­кро­ви­те­ля, пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла Столп­ни­ка (па­мять 11 де­каб­ря). Мос­ков­ское кня­же­ство бы­ло в те вре­ме­на ма­лень­ким и неза­вид­ным. Воз­му­жав­ший бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил укре­пил и уве­ли­чил его, но не пу­тем неправ­ды и на­си­лия, а ми­ло­сер­ди­ем и ми­ро­лю­би­ем. Неспо­кой­но бы­ло на Ру­си. Меж­до­усо­би­цы меж­ду удель­ны­ми кня­зья­ми бы­ли по­сто­ян­ны­ми. И ча­сто, бла­го­да­ря бла­го­вер­но­му кня­зю Да­ни­и­лу, его неустан­но­му стрем­ле­нию к еди­не­нию и ми­ру на Рус­ской зем­ле, уда­ва­лось предот­вра­тить кро­во­про­ли­тие. Ко­гда в 1293 го­ду его брат, ве­ли­кий князь Ан­дрей Алек­сан­дро­вич, вме­сте с при­зван­ны­ми из Ор­ды та­та­ра­ми во гла­ве с Дю­де­нем («Дю­де­не­ва рать») опу­сто­шил рус­ские го­ро­да: Му­ром, Суз­даль, Ко­лом­ну, Дмит­ров, Мо­жайск, Тверь, бла­го­вер­ный князь ре­шил­ся впу­стить их в Моск­ву, чтобы спа­сти на­род от ги­бе­ли. Сил для от­по­ра не бы­ло. Вме­сте со сво­им на­ро­дом князь пе­ре­жи­вал тя­го­ты ра­зо­ре­ния и раз­боя. От­ста­и­вая свои пра­ва, свя­той Да­ни­ил был вы­нуж­ден в 1295 го­ду вы­сту­пить про­тив сво­е­го бра­та близ ме­ста, на­зы­ва­е­мо­го Юрье­во Тол­чи­ще, но и здесь стрем­ле­ние к ми­ру по­бе­ди­ло в нем, и кро­во­про­ли­тия уда­лось из­бе­жать.

В 1300 го­ду, ко­гда Ря­зан­ский князь Кон­стан­тин Ро­ма­но­вич, при­звав на по­мощь та­тар, за­ни­мал­ся тай­ны­ми при­го­тов­ле­ни­я­ми к вне­зап­но­му на­па­де­нию на зем­ли Мос­ков­ско­го кня­же­ства, пре­по­доб­ный Да­ни­ил по­шел с вой­ском к Ря­за­ни, раз­бил непри­я­те­ля, взял в плен Кон­стан­ти­на и ис­тре­бил мно­же­ство та­тар. Это бы­ла пер­вая по­бе­да над та­та­ра­ми, по­бе­да негром­кая, но за­ме­ча­тель­ная – как пер­вый по­рыв к сво­бо­де. Раз­бив Ря­зан­ско­го кня­зя и рас­се­яв его со­юз­ни­ков – та­тар, бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил не вос­поль­зо­вал­ся по­бе­дою, чтобы отобрать чу­жие зем­ли или взять бо­га­тую до­бы­чу, как это бы­ло при­ня­то в те вре­ме­на, а по­ка­зал при­мер ис­тин­но­го нес­тя­жа­ния, люб­ви и бра­то­лю­бия. Ни­ко­гда не брал­ся свя­той князь за ору­жие, чтобы за­хва­тить чу­жие зем­ли, ни­ко­гда не от­ни­мал соб­ствен­но­сти у дру­гих кня­зей ни на­си­ли­ем, ни ко­вар­ством. За это Гос­подь рас­ши­рил гра­ни­цы его вла­де­ний. Иоанн Ди­мит­ри­е­вич, князь Пе­ре­я­с­лав­ля-За­лес­ско­го, пле­мян­ник Да­ни­и­ла, крот­кий, бла­го­че­сти­вый и бла­го­тво­ри­тель ни­щих, ува­жал и лю­бил сво­е­го дя­дю. В 1302 го­ду, уми­рая без­дет­ным, он пе­ре­дал свое кня­же­ство свя­то­му Да­ни­и­лу. Пе­ре­я­с­лав­ская зем­ля вме­сте с Дмит­ро­вым бы­ла по­сле Ро­сто­ва пер­вой как по чис­лу жи­те­лей, так и по кре­по­сти глав­но­го го­ро­да. Пе­ре­я­с­лавль-За­лес­ский был хо­ро­шо за­щи­щен со всех сто­рон. Свя­той князь остал­ся ве­рен Москве и не стал пе­ре­но­сить сто­ли­цу кня­же­ства в бо­лее силь­ный и зна­чи­тель­ный по то­му вре­ме­ни Пе­ре­я­с­лавль. Это при­со­еди­не­ние вы­дви­ну­ло Мос­ков­ское кня­же­ство в чис­ло наи­бо­лее зна­чи­тель­ных. Здесь бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло объ­еди­не­нию Рус­ской зем­ли в еди­ную мощ­ную дер­жа­ву.

Как див­но на про­тя­же­нии ве­ков яс­но про­яв­лял­ся Про­мысл Бо­жий о на­шей Рус­ской Зем­ле, о ее судь­бе!

С бла­го­да­ре­ни­ем пом­ня о неот­ступ­ном Бла­гом Пу­те­во­ди­те­ле как в сво­ей лич­ной жиз­ни, так и в жиз­ни Рус­ско­го го­су­дар­ства, отец свя­то­го Да­ни­и­ла – свя­той бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Нев­ский вы­ра­зил то в сло­вах – “Бог не в си­ле, а в прав­де”.

В 1303 го­ду свя­той Да­ни­ил тя­же­ло за­бо­лел. Он при­нял ве­ли­кую схи­му и за­по­ве­дал по­хо­ро­нить се­бя в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. По глу­бо­ко­му сми­ре­нию он хо­тел быть по­гре­бен­ным не в церк­ви, а на об­щем мо­на­стыр­ском клад­би­ще. Скон­чал­ся бла­го­вер­ный князь 4 мар­та.

Читайте также:
Иов Почаевский: житие и биография святого, дни памяти и почитание, в чем помогает, пещера

Не про­шло и 30 лет со вре­ме­ни пре­став­ле­ния бла­го­вер­но­го кня­зя Да­ни­и­ла, как ос­но­ван­ная им Да­ни­лов­ская оби­тель бы­ла в 1330 го­ду пе­ре­ве­де­на в Кремль, цер­ковь пре­вра­ще­на в при­ход­скую, а клад­би­ще ста­ло мир­ским. Во вре­ме­на ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на III (1462–1505) пре­по­доб­ный Да­ни­ил на­пом­нил о се­бе за­быв­чи­вым по­том­кам. Юно­ше из окру­же­ния ве­ли­ко­го кня­зя явил­ся некто неиз­вест­ный и ска­зал: «Не бой­ся ме­ня – я хри­сти­а­нин и гос­по­дин се­го ме­ста, имя мое Да­ни­ил, князь Мос­ков­ский, по во­ле Бо­жи­ей я по­ло­жен здесь. Ска­жи от ме­ня ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну: сам ты уте­ша­ешь се­бя, а ме­ня за­был, но не за­был ме­ня Бог». С то­го вре­ме­ни ве­ли­кий князь уста­но­вил петь со­бор­ные па­ни­хи­ды по род­ствен­ни­кам – кня­зьям. Во вре­ме­на ца­ря Иоан­на Гроз­но­го при гро­бе пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла ис­це­лил­ся уми­ра­ю­щий сын ко­ло­мен­ско­го куп­ца. Царь, по­ра­жен­ный чу­дом, воз­об­но­вил древ­ний Да­ни­лов мо­на­стырь и уста­но­вил еже­год­но со­вер­шать мит­ро­по­ли­ту со свя­щен­ным со­бо­ром крест­ный ход к ме­сту по­гре­бе­ния бла­го­вер­но­го кня­зя и слу­жить там па­ни­хи­ды.

В 1652 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил был про­слав­лен об­ре­те­ни­ем свя­тых нетлен­ных мо­щей, ко­то­рые 30 ав­гу­ста бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь в честь Свя­тых Отец Сед­ми Все­лен­ских Со­бо­ров.

Свя­тые мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в ра­ке «на про­слав­ле­ние Свя­тыя Тро­и­цы и на ис­це­ле­ние немо­щству­ю­щих». Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон († 1812) в со­став­лен­ном им Жи­тии свя­то­го кня­зя пи­шет: «Сей-то пер­во­на­чаль­ный ос­но­ва­тель по­ло­жил на­ча­ло ны­неш­не­му ве­ли­чию Моск­вы, про­ло­жив для это­го ти­хи­ми сто­па­ми толь­ко ма­лую сте­зю. Ибо как и вся­кое зда­ние, со­ору­жа­е­мое не с чрез­вы­чай­ной по­спеш­но­стью, а толь­ко с боль­шим ис­кус­ством и ста­ра­ни­ем, по­лу­ча­ет осо­бую твер­дость и неру­ши­мо пре­бы­ва­ет дол­гое вре­мя; и как де­ре­во, мно­го ве­ков рас­ту­щее, на­чав преж­де с ма­ло­го пру­ти­ка, по­не­мно­гу утол­ща­ет­ся, и вет­ви его рас­про­стра­ня­ют­ся да­ле­ко окрест, так и гра­ду это­му над­ле­жа­ло воз­рас­ти от ма­лых, но твер­дых на­чал, чтобы пер­вый его блеск не омра­чил очи за­вист­ву­ю­щих и чтобы в пер­вое вре­мя не по­тря­стись и не пасть ему ско­рее, чем оно воз­рос­ло в свою вы­со­ту. Так преду­го­то­вил сей ве­ли­кий град ос­но­ва­тель, дав ему, хо­тя ма­лое, но не пре­ры­ва­ю­ще­е­ся ни­ка­ким ду­но­ве­ни­ем вет­ра си­я­ние, и предо­ста­вил боль­шую сла­ву его воз­вы­ше­ния сво­е­му сы­ну ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну Да­ни­ло­ви­чу, про­зван­но­му Ка­ли­той».

Житие святого благоверного князя Даниила, Московского чудотворца

Святой благоверный князь Даниил – сын святого благоверного Великого князя Александра Невского. Родился князь Даниил в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, столице могущественного княжества Владимирского. Он рано осиротел – князь Александр умер в ноябре 1263 года, возвращаясь на Русь из Золотой Орды.

При разделе отеческого наследства князю Даниилу, как младшему, досталось самое малое и бедное из всех княжеств – Московское. Но Господь даровал князю Даниилу иные богатства – сердечную кротость, миролюбие и нестяжательность, и благодаря этим добродетелям «из малого соделалось великое: из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила еще при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам кроткий и смиренный пред лицом Господа, без кровопролития и междоусобных браней, стал первым Великим князем Московским».

Это время было особенно трудным для Руси: татаро-монгольское иго, княжеские междоусобицы. И именно миролюбие было в те годы самым необходимым и самым редким качеством для правителя. Святой князь Даниил за тридцать лет своего правления не только ни разу не пытался расширить свои владения силой, но более того – многократно при­мирял враждовавших князей.

В 1293 году его брат, князь Андрей Александрович, отличавшийся воинственностью и властолюбием, тайно привел из Золотой Орды на Русь татарское войско, которое должно было помочь ему отобрать великое княжение у старшего брата Димитрия. Татары, подойдя к Москве, каким-то образом, как говорится в летописи, «обольстиша» князя Даниила и, въехав в город, разграбили его, как до этого поступили уже со многими русскими городами. Князь Даниил разделил со своими подданными тяготы этого нашествия, он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям своего княжества и скорейшее возобновление города Москвы. И город быстро поднялся.

Через два года князь Даниил все-таки вынужден был выступить против «немирного и свирепого» князя Андрея близ места Юрьево Полчище, полки девять дней стояли друг против друга, но и здесь стремление к миру Московского князя возобладало, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда князь Рязан­ский Константин с помощью одного из татарских ханов собрался напасть на Московские земли, князь Даниил, предупредив вторжение врагов в пределы своего княжества, выступил в поход и разбил татар­ский отряд у Переяславля Рязан­ского. Но святой князь не воспользовался победой, как это обычно делал победитель – чтобы захватить чужие земли и взять богатую добычу. Он явил удивительный пример истинного братолюбия: взяв в плен князя Константина, князь Даниил содержал его в Москве не как пленника, а с честью, как гостя, и тем примирил с собой.

Победа Московского князя Даниила над татарами у Переяславля Рязанского имеет важнейшее значение для Русской истории – она предвосхитила победу на Куликовом поле в 1380 году, при правнуке святого князя Даниила – святом князе Димитрии Донском. Это была первая победа над поработителями, первый порыв к свободе от ига, она подняла русский дух.

Читайте также:
Житие праведного царя Давида - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Святой князь Даниил никогда не пытался захватывать чужие земли ни силой, ни коварством. И за эту добродетель Господь Сам расширил границы его владений. В 1302 году Переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, любивший и почитавший своего дядю, умирая бездетным, передал свои владения Московскому князю. Переяславское княжество было в то время вторым после Ростова Великого по числу людей и укреплению главного города (ныне Переславль-Залесский), но святой князь Даниил остался верен Москве и не стал переносить столицу. Присоединение Переяславских земель к Москве выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных, чем было положено начало объединению Русских земель вокруг Москвы в единую, мощную державу.

Благочестие святого князя Даниила проявлялось также в особом попечении о строительстве в своем уделе храмов Божиих. На Боровицком холме, внутри деревянного тогда Кремля, был построен храм «Спас-на-Бору». Не позднее 1282 года на берегу Москвы-реки святой князь воздвиг церковь в честь преп. Даниила Столпника и основал при ней первый в Москве мужской монастырь. В 1296 году благоверный князь Даниил основал еще один монастырь в Москве –Богоявленский. В 1300 году на Крутицах был построен архиерейский дом и храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла.

Так управляя своей державой «с кротостию и мудростию в богоугодных добродетелях», достиг святой Даниил предела своего земного пути и на 42-м году жизни, 4/17 марта 1303 года, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, скончался. О великом христианском смирении князя говорит то, что погребен он был, по его завещанию, даже не в храме основанного им Данилова монастыря, а на монастырском кладбище, среди могил простых иноков –«конечнаго ради смирения не изволи в церкви положен быти», как говорит об этом летопись.

Святой князь Даниил при земной своей жизни заслужил всеобщую любовь и благодарность своих современников, оставив по себе долговременную память князя доброго, справедливого и благоразумного. Божие благоволение лежит на всех делах князя Даниила: росла и превратилась в первопрестольную столицу Православной Руси Москва, Московское княжество стало великой Российской державой.

Житие святого благоверного князя Даниила Московского

Миролюбивая политика праведника Божьего

Незадолго от начала правления молодого государя небольшого княжества маленький и незавидный удел превратился в первопрестольную столицу, и Даниил получил имя великого князя Московского.

То было время монголо-татарского ига, постоянных нашествий варваров и обложения неподъемным налогом. При набегах татаро-монголов уничтожались целые селения, людей истребляли от детей до стариков, а мужчин уводили в рабство, но это не мешало дворянам раздирать владения, ведя междоусобные войны.

Миролюбивая политика князя способствовала прекращению и избеганию кровопролитий, даже предательский урок брата не сумел поколебать любви правителя к народу.


Даниловский монастырь

Самым первым и важным историческим и духовным памятником в списке наследия Даниила Московского является обитель на Москве-реке. Даниловский монастырь имеет многовековую историю. Основанный в 13-м веке, он не раз разрушался, перестраивался и был перепрофилирован.

После похода Дюденевской рати на Москву обитель пришла в упадок. Реконструкцией ее занялся Иван Грозный лишь в 1560 году. Здесь был возведен храм Семи Вселенских соборов и освящен митрополитом Московским Макарием.

Однако спустя 30 лет во время нашествия крымского хана Казы-Гирея он превратился в укрепленный лагерь. А в период Смуты и вовсе был разрушен. Третье возрождение обители произошло в 17-м веке, когда ее обнесли кирпичной стеной с семью башнями. Число монахов стало расти. Согласно документальным источникам о землевладении, в 1785 году Даниловскому монастырю принадлежали 18 десятин земли (чуть больше 43 тысяч кв.м).

Советуем изучить Молитвы Почаевской Божьей Матери

В 1812 году он вновь был разорен. Ризницу успели вывезти в Вологду, а казну направили в Троице-Сергиеву лавру. Позднее на территории монастыря действовали богадельни для престарелых священнослужителей и их жен. Во время революции обитель формально была закрыта. Но монастырская жизнь продолжалась по явочному порядку. Настоятелем был архиепископ Феодор Волоколамский, а в послушании у него жили 19 монахов. На тот момент Даниловскому монастырю принадлежали уже 164 десятины земли (почти 394 тысячи кв.м).

В 1929 году обитель закрыли и перепрофилировали под детский изолятор НКВД. Была разобрана колокольня. А сами колокола от переплавки спас американский промышленник-дипломат Чарльз Крейн. До 2007 года они хранились в Гарвардском университете. Также был уничтожен монастырский погост (или некрополь). Прах писателя Н. В. Гоголя, поэта Н. М. Языкова перенесли на Новодевичье кладбище, а могилу живописца В. Г. Перова – на кладбище Донского монастыря.

И наконец в 1982 году, незадолго до смерти, Л. И. Брежнев подписал указ о передаче Донского монастыря Московской патриархии. Через год слово «Донской» было исправлено на «Данилов». Были организованы строительные работы, в ходе которых отреставрировали Троицкий собор и храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, возвели надкладезную часовню, Братский корпус в четыре этажа, гостиничный комплекс (за южной стеной обители) и освятили храм Серафима Саровского (1988). А в 2007 году в Даниловский монастырь вернулся колокольный ансамбль из Гарвардского университета.

Читайте также:
Житие преподобного Амвросия Оптинского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Сегодня на территории обители действует воскресная школа и катехизические курсы для взрослых. Также есть собственное издательство «Даниловский благовестник».

Среди известных посетителей монастыря были 40-й президент США Рональд Рейган с супругой и Госсекретарь США Джордж Шульц.

Дважды в год в память о первооснователе Данииле Московском в обители проходят большие богослужения.

Объединение Руси

1302 год, умирает правитель Переяславля-Залесского, оставляет дяде Даниилу свое княжество в наследство, княжество Москвы превращается в самый крупный и мощный удел, что положило начало единой мощной державе. Переяслав был намного больше Москвы в то время, но князь не стал переносить столицу из Москвы. Вокруг его княжества началось объединение земель Руси.

Наполненный верой и благочестием сын Александра Невского способствовал строительству православных церквей по всей русской земле, так возникли:

  • кремлевский храм Спас-на-Бору;
  • храм преподобного Даниила Столпника, позже превращенный в мужской монастырь;
  • Богоявленский монастырь;
  • Петропавловский храм.

Жители Москвы и Переславля любили своего правителя за кроткий, боголюбивый нрав, милосердие.

Монашество и последние дни

В возрасте 41 года великий правитель Московский отошел от дел, принял схимнический сан и полностью посвятил себя служению Богу.


Святой благоверный князь Даниил Московский

В марте 1303 года схимник Даниил покинул этот мир, завещав похоронить его на кладбище около простых монахов.

Сын Иван Калита через несколько лет распорядился перенести Даниилов монастырь в кремлевский храм Спас-на-Бору, оставив около праха отца церковь Даниила Столпника.

Прошло 2 столетия, кладбище было заброшено, и никто уже не мог вспомнить, где была могила великого основателя Москвы.

Святой Даниил Московский

Дни памяти: 17 марта — день преставления святого князя Даниила Московского 12 сентября – день обретения святых мощей благоверного и преподобного Даниила

О чем молятся святому Даниилу Московскому Житие благоверного преподобного Даниила Московского Молитвы святому Даниилу Московскому Акафист святому Даниилу Московскому Величание святому благоверному Даниилу Московскому Видеофильм -Даниил Московский

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ КНЯЗЬ ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ

Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о защите родной державы. В жизни, будучи миролюбивым, он помогает в защите от всяких ссор, от нападений.

Московский Даниилов монастырь хранит многочисленные свидетельства о помощи святого князя Даниила в исцелении от многих болезней, в том числе и от онкологических, о рождении ребенка, о помощи в поиске работы, при несправедливых обвинениях, о решении жилищных проблем. Таких свидетельств очень много и это все можно увидеть в благодарственных книгах, находящихся в монастыре. Некоторые из этих свидетельств ( а также житие, акафист и молитвы) есть в небольшой брошюрке Благоверный и преподобный князь Даниил Московский. Святого благоверного князя Даниила Московского почитают небесным покровителем Инженерных войск Российской армии.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы. Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО

В своих молитвах Русская Церковь так обращается к святому благоверному князю Даниилу:

“Церкве похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение”

Мы почитаем его, как устроителя, создателя и небесного покровителя основанного им Даниилова монастыря в Москве.

Святой благоверный князь Даниил — сын святого благоверного князя Александра Невского, защитника Руси. Он родился в 1261 году во Владимире-на Клязьме, тогда столице мощного Владимирского княжества. Он рано осиротел, через два года после рождения, в 1263 году, князь Александр умер, по пути домой из Золотой Орды.

После раздела наследства, Даниил стал князем самого маленького, на то время, Московского княжества, превратившееся усилиями святого в Великое княжество Московское. Это время было очень трудное для Руси, которое осложнялось не столько монголо-татарским игом, сколько княжескими междуусобицами. Именно миролюбие, которым отличался святой князь, было в те годы необходимым и редким качеством для правителей. За тридцать лет своего правления Даниил не только ни разу не пытался расширить свои владения, наоборот, он часто старался примирить враждовавших князей, даже и в тех случаях, когда они восставали против него самого.

В 1293 году его жадный властолюбивый брат, князь Андрей Александрович, с монголо-татарским войском напал на Москву и разграбил ее. Князь Даниил помог своим подданным, он раздал все свое имущество на восстановление города и в помощь разоренным людям. Через два года святой князь все-таки вынужден был выступить в поход против «немирного и свирепого» князя Андрея. Встретившись возле города Юрьево Полчища, их войска девять дней стояли друг против друга, но битва так и не началась, миролюбие, проявленное святым Даниилом предотвратило братубийственное сражение. Московский князь, по примеру Христа, простил своему старшему брату все зло.

В 1296 году состоялся съезд русских князей, на котором, благодаря князю Даниилу Московскому, произошло их примирение друг с другом.

В 1300 году князю Даниилу снова пришлось сражаться — рязанский князь Константин, при помощи одного из монгольских ханов, запланировал захват Московской земли. Но Даниил выступил навстречу и разбил нападавших возле Переяславля рязанского, а Константина взял в плен. По обычаям того времени, Даниил Московский мог захватить земли или ограбить побежденных, но он не стал этого делать. Вместо этого, он содержал брата князя Константина в Москве не как пленника, а как дорогого гостя, чем и примирил его с собой. Эта победа князя Даниила была началом на пути избавления от монголо-татарского ига, предвестником поражения монголо-татар в 1380 году на Куликовом поле, которое выиграл его правнук князь Дмитрий Донской.

Читайте также:
Нил Столобенский: житие и биография преподобного, в чем помогает и о чем молятся

Святой князь Даниил никогда не захватывал чужие земли, он был исключительно миролюбивым правителем и за эту его добродетель Господь Бог много помогал святому. В 1302 году князь получил по завещанию Переяславльское княжество от своего умершего племянника князя Иоанна. В то время это было второе, после Ростова Великого, княжество по числу людей и укреплению главного города (сейчас это Переславль-Залесский). Хотя размеры московских земель были меньше, князь Даниил остался в Москве, и не стал переносить столицу. Это объединение превратило московское княжество в мощное и влиятельное, и положило начало объединению русских земель вокруг Москвы.

Благочестивый князь Дмитрий придавал огромное значение распространению православной веры и строительству новых храмов. На Боровицком холме, внутри Кремля, по его указанию был воздвигнут храм «Спас-на–Бору». Около 1282 года было завершено на берегу Москвы-реки строительство церкви прп. Даниила Столпника, при которой был основан первый в Москве мужской монастрь. В 1296 году князем Даниилом был основан Богоявленский монастырь. В 1300 году в Крутицах был построен храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла.

«С кротостью и мудростию в богоугодных добродетелях» управлял святой Даниил Московский своими землями. На 42 году своей жизни, приняв схиму в честь пророка Даниила, 4/17 марта 1303 года он скончался. По его завещанию, он был погребен не в храме основанного им Данииловского монастыря, а на монастырском кладбище среди простых иноков «конечного ради смирения».

Основанный святым князем Данилов монастырь вскоре, после его смерти, по приказу его сына Ивана Калиты, был перенесен в Кремль в храм Спаса-на Бору, а на месте обители, около 200 лет, стоял только храм Даниила Столпника. За эти годы стерлась даже память о том, что на этом месте когда-то был монастырь, да и сама могила князя была предана забвению.

В правление Иоанна III произошло первое напоминание о святости Даниила Московского. Тогда одному юноше, из свиты Великого князя Иоанна, явился какой-то незнакомый человек, который сообщил о том, что он христианин и господин этому месту, имя его Великий князь Даниил Московский. И просил передать князю Иоанну:

“Себя ты утешаешь, а меня забыл, но не забыл меня Бог”.

Князь Иоанн после этого указал совершать соборные панихиды и божественные службы в честь своих предков – Великого князя Даниила и всех сродников.

Второе явление святого князя Даниила случилось при сыне Иоанна III, Великом князе Василии. Тогда, проезжая в свите мимо церкви святого Даниила, князь Шуйский захотел сесть на своего коня с одного из могильных камней. Но, вдруг, ему явился незнакомец, который сообщил:

“Не дерзай с камня сего садиться на коня своего. Знай, что здесь лежит Великий князь Даниил”.

На что Шуйский произнес: “Мало ли лежит здесь князей”. После этой дерзости конь вздыбился, упал на землю, придавил Шуйского и издох, а сам князь только чудом остался жить. После этого он раскаялся о своих словах и повелел петь молебен о своем прегрешении. После панихиды по Великому князю Даниилу, князь получил здравие и потом всю жизнь почитал князя Даниила, как святого.

Третье напоминание о святом Данииле Московском было при Иоанне Грозном, который был его потомком в девятом поколении. Один купец, вместе с больным сыном, на лодке плыли в Москву и проплывали как раз мимо Даниловской церкви. Сын уже был при смерти, тогда купец отнес его на могилу святого Даниила и положил на надгробный камень, а «сам же с великою верою и со многими слезами» молился Богу, призывая в помощь святого угодника князя Даниила. Внезапно сын, как от сна проснувшись, открыл глаза и встал совершенно здоровым.

Святые мощи святого князя Даниила находились в земле 350 лет, с 1303 по 1652 год и он сам охранял место почивания своих мощей, не единожды являясь людям и указывая это место.

Эти явления, и многочисленные их подтверждения, побудили Иоанна Грозного отдать указ о восстановлении в 1547-1560 годах Даниловой обители на ее прежнем месте. А 30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, со священным собором во главе с Патриархом Никоном, прибыли в Даниловский монастырь для раскрытия могилы святого. Когда тело подняли, все увидели, что оно сохранилось целым и неповрежденным, а среди людей произошло немало исцелений. Тогда же благоверный князь Даниил был прославлен в лике святых.

Сама история Данилова монастыря показывает, насколько Господь любит Своего Угодника. За 700 лет существования обители, она много раз испытывала бедствия, дважды была полностью разорена, но всегда получала помощь от своего святого Божиего заступника и хранителя.

Читайте также:
Иван Корейша - житие и биография, где находится могила и как до нее добраться, труды и предсказания

В новой истории, во время гонений на Церковь в XX веке, Данилов монастырь был закрыт в числе последних в 1930 году. А в 1983 году Патриарху Пимену было предложено, для возвращения Церкви, выбрать одну из обителей и его выбор пал на Даниловский монастырь, хотя его состояние было самым тяжелым из всех предложенных. Так оказалось, что после многих лет атеизма, Данилов монастырь стал первым, возвращенных Церкви. Святой князь Даниил снова призвал свою обитель на служение людям.

ВЕЛИЧАНИЕ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО

Ублажаем тя, благоверный княже Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

ВИДЕОФИЛЬМ О ДАНИИЛЕ- МОСКОВСКИЙ СВЯТОЙ

Житие святого мученика Вонифатия Тарсийского

Житийная литература, быть может, вовсе не популярна сегодня среди широких масс читателей, однако, это не умаляет той нравственной, перерождающей силы, которую несут в себе известные чаще воцерковленным людям жития святых великомучеников.

Житие священномученика

В историю христианства Вонифатий вошел отчасти благодаря истории, связанной со знатной римлянкой Аглаидой, на дальнейшую жизнь которой также повлиял этот святой мученик. Для христиан путь Вонифатия — это путь прозрения, очищения от греха и обращения ко Христу, как спасителю своей души.

О жизни Вонифатия известно не так много, лишь то, что был он некогда рабом у некоей Аглаиды, не имевшей семьи и мужа и оттого живущей во грехе со многими мужчинами, в том числе и с Вонифатием. Вонифатий же, несмотря на то что жил по плоти, имел и некоторые добродетели — помогал нищим, привечал странников и всегда был готов помочь каждому, кого постигло несчастье.

Статьи о других святых мучениках:

Уже тогда Вонифатий понимал, что жизнь его идет вразрез с его представлениями и обращался к Богу с молитвенной просьбой избавить его от грешной страсти.

Однажды Аглаида прознала, что имея в своем доме мощи святых великомучеников, можно не только защитить своё жилище (а в те времена были страшные гонения на христиан), но и спасти свою душу. Вознамерилась также Аглаида построить храм, посвященный тому мученику, чьи мощи будут принесены ей Вонифатием, однако, об этой своей мысли ему не сказала. И вот она решает отправить своего раба Вонифатия за святыми мощами, снабдив его золотом и припасами в дорогу.

На пороге, Вонифатий сказал Аглаиде о том, что если же не раздобудет он святые мощи, но сам пострадает за веру во Христа и уже теперь его мощи будут принесены Аглаиде, примет ли она их? Но Аглаида, как и многие другие, видела в Вонифатии лишь пьяницу, да мытаря, а потому лишь подняла его на смех.

Пребывая в пути, Вонифатий неустанно молился и постился, а приехав в город Тарсе, отправился к месту, где мученически казнили христиан. Там он со слезами и молитвами, обнимал тела страдающих и в душе его появилось желание — за грехи своей жизни разделить страдания с этими людьми.

Когда же воины предложили Вонифатию принести жертву их богам, он трижды промолвил, что он христианин и жертв идолам возносить не будет. Тогда Вонифатия подвесили вверх ногами и подвергли страшным истязаниям, но и тогда он был готов разделить с другими великомучениками страдания за Христа и не отречься от своей веры. На следующее утро Вонифатию была прилюдно отрублена голова, но когда чужаки увидели, что из раны его сочатся кровь и молоко, то многие покаялись и здесь же приняли веру во Христа.

Люди, которых Аглаида отправила в помощь Вонифатию, не дождавшись его, явились к месту казни и, поняв, что произошло, устыдились того, что называли его грешником, да пьяницей. Выкупив его тело, они отправились домой.

Аглаида же, приняв мощи Вонифатия, покаялась в своей прошлой жизни и раздала свое имущество, ушла от мира, посвятив остаток своей жизни молитвам. А спустя 18 лет, тело ее было захоронено рядом с гробом Святого Вонифатия.

На заметку! Вонифатий Тарсийский считается раннехристианским мучеником, родился он в III веке от Рождества Христова и в этом же веке, в 290 году — мученически погиб. К сожалению, возраст Вонифатия на момент гибели не установлен.

Чудеса и помощь святого

Жизнь и смерть Святого Вонифатия, озарена чудом. Его христианский подвиг каждому напоминает о том, что даже находясь в страшном грехе пьянства или прелюбодеяния, никогда не поздно отречься от своей прошлой жизни, «умереть» и возродиться совершенно другим человеком.

Удивительна сила веры Вонифатия, ведь жертвуя собой во имя Христа, своей смертью, по мнению историков, он одномоментно обратил к вере более 500 человек, даровав им путь к спасению.

Важно! Сегодня икона Святого Вонифатия, ее списки, находятся во многих реабилитационных центрах, помогая людям, отягощенным грехом пьянства и наркомании прийти к свету.

Святому Вонифатию молятся те, кто либо сам, либо чьи родственники попали в тяжелую зависимость от алкоголя, либо наркотиков. Одержимость этими пристрастиями — тяжелая душевная болезнь, спасти от которой может искренняя молитва Святому, ставшему примером чистой жизни и избавления от греха.

Читайте также:
Иоанн Милостивый: в чем помогает и как молиться, житие и мощи святого

Дни памяти

День памяти Святого Вонифатия для большинства людей остается незамеченным, ведь приходится он на самый разгар празднования Нового года— 1 января (19 декабря по старому стилю).

Читайте также похожие статьи:

Однако для людей верующих это день строгого поста, и особенно сильными считаются молитвы Святому Вонифатию Тарсийскому об избавлении родных от пьянства.

Почитание святого в православии

Святой Вонифатий почитаем не только на Западе, в России к его помощи призывают многие христиане. И потому, когда летом 2010 года появилась возможность привезти частичку его мощей в Россию, не сразу было решено в каком храме будет установлена икона Святого мученика Вонифатия и его святые мощи. В итоге был выбран храм Космы и Дамиана, находящийся в Москве.

Было решено передавать икону из храма в храм по разным городам, так, чтобы многие могли прикоснуться к частичке мощей Святого Вонифатия и помолиться об избавлении близких от пагубных зависимостей.

Святой мученик Вонифатий

Аудио

Память 19 декабря / 1 января

Святой мученик Вонифатий

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Симеон (Томачинский)

Святой Вонифатий жил во времена императора Диоклетиана, который правил с 284 по 305 год. Он был рабом знатной римлянки по имени Аглаида, дочери проконсула. Занимая должность управляющего богатым имением своей хозяйки, он вел нечестивую жизнь, в соответствии с весьма вольными нравами тогдашнего Рима. Предаваясь всецело винопитию и блуду, Вонифатий без зазрения совести согрешал и с самой Аглаидой. При всем этом он был человеком от природы добрым и щедрым, с радостью оказывал гостеприимство странникам и любил раздавать милостыню неимущим.

По прошествии нескольких лет Аглаида, мучимая угрызениями совести и страшась будущего наказания Божия за свои грехи, услышала от христиан, что человек, почитающий мощи святых мучеников, по их заступничеству получит от Господа прощение грехов. Тогда, призвав к себе Вонифатия, она велела ему отправляться в Малую Азию, где христиане в то время подвергались жестоким гонениям, чтобы за деньги приобрести там святые мощи и привезти их в Рим. На это слуга ответил с насмешкой: «А если я привезу тебе свои собственные останки, будешь ли ты почитать меня как святого?» Аглаида с укором отвечала: «Сейчас не время для шуток. Поспеши отправиться в путь, а я, грешница, с нетерпением буду ожидать твоего возвращения, дабы получить прощение от Господа».

Вонифатий прибыл в город Тарс, в Киликии, во главе многочисленной свиты, имевшей при себе много золота и всего необходимого, дабы забальзамировать останки святых и с почестями перевезти их в Рим. Он немедленно направился в амфитеатр, где как раз в то время происходила жестокая казнь 20 христианских мучеников. Вонифатий с ужасом наблюдал, как одного из них разрывали на части, привязав за руки и за ноги к четырем столбам, другого подвешивали вниз головой, третьих яростно бичевали, а иным раздирали бока железными крючьями – однако все они оставались по-прежнему тверды и неколебимы. Подобное зрелище поразило Вонифатия в самое сердце. Позабыв о прошлой нечестивой жизни, он в слезах бросился к стопам мучеников, благоговейно облобызал их оковы и, прося помянуть его в своих святых молитвах, во всеуслышание объявил о том, что он отныне также является последователем Христа.

Приведенный на суд к правителю этой области, Вонифатий с презрением отверг служение идолам и твердо исповедал Спасителя. Доставленный затем в цирк, он по молитвам святых мучеников переносил различные истязания с таким бесстрастием, как будто уже покинул этот мир и был чужд собственному телу. Ему вонзали под ногти заточенный тростник, лили в рот расплавленный свинец, его опускали в котел с кипящей смолой, но никакие мучения не могли сломить его дух. На следующий день Вонифатий с радостью выслушал вынесенный ему смертный приговор. Осенив себя крестным знамением перед казнью, он вознес Господу горячую молитву об укреплении христиан в их скорбях и о даровании ему самому отпущения грехов и вечного небесного блаженства.

Спутники святого Вонифатия, решив поначалу, что он, по своему обыкновению, зашел в какую-нибудь таверну или другое подобное место, начали уже беспокоиться из-за его продолжительного отсутствия и отправились на поиски. В городе они встретили брата местного палача, который рассказал им, что накануне там был казнен некий римлянин, по описанию похожий на их товарища. Хотя они не могли себе представить, чтобы этим мучеником был весельчак Вонифатий, они все же поспешили в амфитеатр. С изумлением они обнаружили там тело своего спутника, которое затем выкупили за 50 фунтов золота и с почетом доставили в Рим.

В это время Ангел Господень явился Аглаиде и произнес: «Встань и иди навстречу тому, кто был твоим слугой и товарищем в блуде, а ныне стал нашим братом. Прими его как господина, ибо благодаря ему простятся тебе все твои грехи». С радостью в сердце женщина снарядила пышную свиту, чтобы достойно встретить святые мощи еще на пути в Рим. Так в точности исполнилось невольное пророчество, произнесенное святым Вонифатием перед отъездом.

Читайте также:
Евфимия Всехвальная: чудо и житие великомученицы, чем помогает

Впоследствии Аглаида построила на месте встречи святых мощей большую и красивую церковь во имя мученика.

В этом храме на протяжении веков по молитве святого Вонифатия совершались многочисленные чудеса [1] . Сама же Аглаида, раздав все свое состояние нищим и презрев с тех пор радости суетного мира, всецело посвятила себя подвигам благочестия и молитвы и со временем получила от Господа дар чудотворения. Она почила в мире тринадцатью годами позднее, предав душу Господу с верой в то, что все прегрешения ее прошлой жизни совершенно изглажены благодаря заступничеству святого Вонифатия.

[1] Совр. церковь Сант-Бонифацио-э-Алессио в Риме.

Святой Вонифатий

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Святой Вонифатий – мученик, живший и пострадавший за Христа в III веке. Пример его жизни в первую очередь говорит о том, что всякий грешник может обрести Царствие Небесное и что нужно верить в возможность Спасения для любого человека. Бог милостив ко всем нам. Главное – сделать шаг навстречу.

Житие святого Вонифатия

Вонифатий был рабом римской аристократки Аглаиды. Он был красив, умён, обладал веселым нравом, и неудивительно, что она заметила способного молодого человека, доверила ему управление всем своим имением, а вскоре между госпожой и ее слугой возникла связь. Мало того, что отношения между женщиной и мужчиной из разных сословий считались недопустимыми в римском обществе, так ещё и сами любовники испытывали угрызения совести: оба они были христианами и понимали, что совершают смертный грех блуда. И какое-то время Аглаида и Вонифатий не могли примерить свою жизнь со своей верой. Они не могли отказать себе в наслаждении близким общением друг с другом, проводили время в всевозможных развлечениях. Но, одновременно, они и молились, и старались творить добрые дела, раздавали милостыню. Аглаида унаследовала от родителей большое состояние, и потому решила выкупить у язычников, просивших за это немалые деньги, мощи мучеников, убитых за Христа. Она отправила Вонифатия на Восток, где в то время шли большие гонения на христиан. Юноша с радостью отправился выполнять поручение.

Вместе со своими сопровождающими слуга прибыл в город Тарс, имея большую денежную сумму, и отправился прогуляться. Его спутники ждали в гостинице, но вот прошла ночь, прошёл день, а Вонифатий все не возвращался. Сперва никто не беспокоился, думая, что юноша, который никогда не был прочь выпить и повеселиться, решил развлечься, прежде чем приступать к делам. Но ожидание затянулось, и они отправились на поиски. Вскоре они узнали от горожан об удивительном событии, произошедшем накануне. Некий чужестранец увидел, как на площади мучают христиан, бросился к ним, упал перед ними на колени и стал восхвалять крепость их веры и силу Господа. Когда палачи схватили его и спросили, кто он, он сказал, что христианин. А на предложения отречься и поклониться языческим идолам ответил решительным отказом.

В житии святого Вонифатия описаны ужасные пытки, которые претерпели и те мученики, которых он увидел на площади, и он сам. Описана и его смерть, при которой произошли чудесные явления, показавшие величие Бога и заставившие сотни очевидцев уверовать. Описано и то, как спутники Вонифатия нашли его тело и отсечённую голову, раскаялись в том, что думали о нем как о распутнике, тогда как он положил свою жизнь во имя Христа и как привезли его святые мощи Аглаиде. Она же остаток жизни провела в покаянии и молитве и упокоилась с миром через 18 лет праведной жизни.

Молитвы святому Вонифатию

Образ жизни святого Вонифатия был далеко не праведным, но, осознавая, что живет в грехе и не в силах сам отказаться от своих пристрастий, он молился Господу о наставлении на путь спасения его души. Богом ему был дан тяжелый и страшный крест мученичества, но были даны и силы, чтобы понести его. Вонифатию часто молятся о том, чтобы избавиться от пагубных привычек, и в первую очередь, от пьянства.

Надеясь на заступничество святого перед Господом, нужно понимать, что никакие молитвы и слова не помогут, если за ними – пустота, то есть, если за ними нет искреннего желания изменить свою жизнь.

Но бывает и так, что болезнь – алкоголизм, наркомания или другая зависимость – оказываются сильнее человека, и он, даже имея желание остановиться, не справляется. Пример мученика Вонифатия призывает не унывать и не опускать руки в такой сложной ситуации, ведь святой тоже долгое время шел к тому духовному подвигу, которым закончилась его жизнь. А потому после каждого падения нужно вновь и вновь просить у Господа прощения и помощи, вновь и вновь начинать с начала свой путь покаяния и борьбы с грехом.

Не нужно отчаиваться и тем, кто молится за своих подверженных тяжелым недугам близких. Где бессилен человек, всегда есть надежда на Бога, и только Он знает, через что и как грешник может прийти к Спасению.

Молитва святому Вонифатию от пьянства

Молитва первая

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающая. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии, да поможет Своею десницею воздержание крепкое и спасительное Богу обещание свое до конца сохранити, во дни и в нощи о нем бодрствующе, и добрый ответ о нем дати на Страшнем Судище. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих; чад сирых и убогих, от пианиц оставленных; и всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам ко Отечеству нашему любовь нелицемерную и волю непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидивыми, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Читайте также:
Иннокентий Московский: житие святителя, день памяти и мощи, почитание

Молитва вторая

«Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имярек) словесами божественного Евангелия Твоего, читаемыми о спасении рабов Твоих сих (имярек). Попали, Господи, терние всех согрешений их, вольных и невольных, и да вселится в них благодать Твоя, просвещающая, опаляющая, очищающая сего человека. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.»

Канон святому Вонифатию

Акафист святому Вонифатию

Икона святого Вонифатия

На иконе святой Вонифатий обычно изображается юношей приятной наружности в плаще и с крестом в руке. Существуют также и редкие житийные изображения мученика. Сохранилась и необычная икона, на которой молодой человек запечатлен в момент молитвы перед образом Богородицы. В руке он держит свиток со словами: «Владыко Господи Вседержителю, избави люди от идолских, гнева и от всякия скорби и печали».

Особое почитание в русской иконописи святой Вонифатий получил в XVI веке. Именно тогда его, как сказано в житии, «блуд творящего, бывшего пьяницей, но милостивого и нищелюбивого», стали прославлять как молитвенника за всех, страдающих грехом винопития.

Найти икону святого Вонифатия можно во многих храмах. Так, например, в Москве помолиться об избавлении от пьянства перед образом с мощевиком можно в храме святых бессеребренников Космы и Дамиана на Маросейке. Частица мощей и икона есть также в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Впрочем, молиться святому можно и перед домашней иконой или даже без нее. Ведь помогает не чудотворная икона, а Господь Бог и Его святые.

День святого Вонифатия

По церковному календарю день памяти святого Вонифатия приходится на 1 января. И в этом есть определенный символизм.

С одной стороны, именно в этот день принято праздновать Новый год, а для многих, к сожалению, это праздник пьянства и обжорства, об избавлении от которых как раз и молятся святому.

С другой стороны, 1 января ассоциируется с началом чего-то нового, с какими-то изменениями. А ведь сам Вонифатий в один миг изменился до неузнаваемости, превратившись из весельчака, распутника и балагура в ревностного защитника христианства. А после мученической кончины юноши, новая жизнь началась и у его госпожи Аглаиды, посвятившей остаток жизни молитве и покаянию.

1 января каждый может помолиться святому, попросить его помочь избавиться от каких-то больших и маленьких грехов, в надежде, что удастся в новом году на самом деле что-то изменить в своей жизни и стать чуточку ближе к Господу.

Мощи святого Вонифатия

Отправляясь в путь за святыми мощами мучеников Вонифатий спросил свою хозяйку Аглаиду:

– А что, если меня привезут тебе вместо мощей? Встретишь ли с почестями?

Обозвав его пьяницей и грешником, Аглаида запретила своему рабу и возлюбленному так шутить. Но уже вскоре ей пришлось встречать тело мученика Христова Вонифатия. Теперь Ангел сообщил ей о том, что вскоре прибудет бывший ее раб, а теперь небесный заступник и покровитель.

Аглаида похоронила его на территории своего имения и на месте погребения построила храм. Рядом с этой церковью после своей земной кончины упокоилась и она, остаток своей жизни проведя в воздержании и молитве.

Сейчас мощи святого находятся в Риме, в базилике святых Вонифатия и Алексия, человека Божия. Они хранятся под главным престолом католического храма. Частицы мощей Вонифатия есть во многих православных церквях.

Житие святого мученика Вонифатия Тарсийского — разбираемся тщательно

Житийная литература, быть может, вовсе не популярна сегодня среди широких масс читателей, однако, это не умаляет той нравственной, перерождающей силы, которую несут в себе известные чаще воцерковленным людям жития святых великомучеников.

Житие священномученика

В историю христианства Вонифатий вошел отчасти благодаря истории, связанной со знатной римлянкой Аглаидой, на дальнейшую жизнь которой также повлиял этот святой мученик. Для христиан путь Вонифатия — это путь прозрения, очищения от греха и обращения ко Христу, как спасителю своей души.

Читайте также:
Николай Сербский - житие и биография святого, письма и труды, заповеди и творения, почитание и дни памяти

Мученик Вонифатий Тарсийский

О жизни Вонифатия известно не так много, лишь то, что был он некогда рабом у некоей Аглаиды, не имевшей семьи и мужа и оттого живущей во грехе со многими мужчинами, в том числе и с Вонифатием. Вонифатий же, несмотря на то что жил по плоти, имел и некоторые добродетели — помогал нищим, привечал странников и всегда был готов помочь каждому, кого постигло несчастье.

Статьи о других святых мучениках:

Уже тогда Вонифатий понимал, что жизнь его идет вразрез с его представлениями и обращался к Богу с молитвенной просьбой избавить его от грешной страсти.

Однажды Аглаида прознала, что имея в своем доме мощи святых великомучеников, можно не только защитить своё жилище (а в те времена были страшные гонения на христиан), но и спасти свою душу. Вознамерилась также Аглаида построить храм, посвященный тому мученику, чьи мощи будут принесены ей Вонифатием, однако, об этой своей мысли ему не сказала. И вот она решает отправить своего раба Вонифатия за святыми мощами, снабдив его золотом и припасами в дорогу.

На пороге, Вонифатий сказал Аглаиде о том, что если же не раздобудет он святые мощи, но сам пострадает за веру во Христа и уже теперь его мощи будут принесены Аглаиде, примет ли она их? Но Аглаида, как и многие другие, видела в Вонифатии лишь пьяницу, да мытаря, а потому лишь подняла его на смех.

Пребывая в пути, Вонифатий неустанно молился и постился, а приехав в город Тарсе, отправился к месту, где мученически казнили христиан. Там он со слезами и молитвами, обнимал тела страдающих и в душе его появилось желание — за грехи своей жизни разделить страдания с этими людьми.

Когда же воины предложили Вонифатию принести жертву их богам, он трижды промолвил, что он христианин и жертв идолам возносить не будет. Тогда Вонифатия подвесили вверх ногами и подвергли страшным истязаниям, но и тогда он был готов разделить с другими великомучениками страдания за Христа и не отречься от своей веры. На следующее утро Вонифатию была прилюдно отрублена голова, но когда чужаки увидели, что из раны его сочатся кровь и молоко, то многие покаялись и здесь же приняли веру во Христа.

Люди, которых Аглаида отправила в помощь Вонифатию, не дождавшись его, явились к месту казни и, поняв, что произошло, устыдились того, что называли его грешником, да пьяницей. Выкупив его тело, они отправились домой.

Аглаида же, приняв мощи Вонифатия, покаялась в своей прошлой жизни и раздала свое имущество, ушла от мира, посвятив остаток своей жизни молитвам. А спустя 18 лет, тело ее было захоронено рядом с гробом Святого Вонифатия.

На заметку! Вонифатий Тарсийский считается раннехристианским мучеником, родился он в III веке от Рождества Христова и в этом же веке, в 290 году — мученически погиб. К сожалению, возраст Вонифатия на момент гибели не установлен.

Жизнеописание

Согласно житию, Вонифатий был управляющим имениями у знатной римлянки Аглаи, с которой состоял в любовной связи. При этом житие сообщает, что «он был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем находящимся в несчастии; одним оказывал щедрые милостыни, другим с любовью доставлял успокоение, иным с сочувствием оказывал помощь». Аглая, как и Вонифатий, была христианкой и направила его в Малую Азию выкупить мощи мучеников и привести их ей. Вонифатий вместе с рабами прибыл в киликийский город Тарс, где стал свидетелем мученичества 20 христиан. Видя их, он открыто исповедал себя христианином, целовал оковы мучеников и отказался принести жертвы языческим богам. Вонифатия подвергли истязаниям:

…судья, в сильном гневе, повелел вонзить ему острые иглы под ногти на руках и ногах, но святой, возведя очи и ум к небу, молча, терпел. Затем судья придумал новое мучение: он повелел растопить олово и влить в рот святому. повелел растопить котел смолы и бросить в него святого мученика. Но Господь не оставил Своего раба: внезапно сошел с неба ангел и оросил мученика в котле, когда же смола вылилась, то вокруг образовалось сильное пламя, которое попалило многих стоявших около нечестивых язычников. Святой же вышел здоровым, не получив от смолы и огня никакого вреда.

Мученичество святого Вонифатия

После этого Вонифатия усекли мечом. Рабы Аглаи 3 дня искали его, а затем услышали о его мученической смерти и смогли найти его тело и голову, которые выкупили за 500 золотых монет. Помазав останки Вонифатия благовониями, они перевезли их в Рим.

Чудеса и помощь святого

Жизнь и смерть Святого Вонифатия, озарена чудом. Его христианский подвиг каждому напоминает о том, что даже находясь в страшном грехе пьянства или прелюбодеяния, никогда не поздно отречься от своей прошлой жизни, «умереть» и возродиться совершенно другим человеком.

Читайте также:
Пророк Иезекииль: книга, житие и биография святого, испытания и пророчества, дни памяти

Икона святого мученика Вонифатия Тарсийского

Удивительна сила веры Вонифатия, ведь жертвуя собой во имя Христа, своей смертью, по мнению историков, он одномоментно обратил к вере более 500 человек, даровав им путь к спасению.

Важно! Сегодня икона Святого Вонифатия, ее списки, находятся во многих реабилитационных центрах, помогая людям, отягощенным грехом пьянства и наркомании прийти к свету.

Святому Вонифатию молятся те, кто либо сам, либо чьи родственники попали в тяжелую зависимость от алкоголя, либо наркотиков. Одержимость этими пристрастиями — тяжелая душевная болезнь, спасти от которой может искренняя молитва Святому, ставшему примером чистой жизни и избавления от греха.

После перенесения мощей Вонифатия в Рим Аглая построила у себя в имении на Латинской дороге небольшой храм, в котором и погребла их. После её смерти её саму погребли рядом со святым Вонифатием. В VII веке на Авентинском холме Рима был построен храм во имя Вонифатия Римского и Алексия человека Божия (базилика Сант-Алессио), куда и перенесли мощи святого. В нём они хранятся по настоящее время.

Дни памяти

День памяти Святого Вонифатия для большинства людей остается незамеченным, ведь приходится он на самый разгар празднования Нового года— 1 января (19 декабря по старому стилю).

Однако для людей верующих это день строгого поста, и особенно сильными считаются молитвы Святому Вонифатию Тарсийскому об избавлении родных от пьянства.

Молитва святому мученику Вонифатию

Молитва не требует от человека специальных умений, это беседа с Богом. На богослужениях священнослужителями употребляется особый язык. В личной же молитве, когда верующий человек остается наедине с Богом, нет необходимости в особом языке. Молиться Богу можно на том языке, на котором человек думает и общается с другими.

Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имярек) словесами Божественного Евангелия Твоего, читаемыми о спасении рабов Твоих сих (имярек). Попали, Господи, терние всех согрешений их, вольных и невольных, и да вселится в них благодать Твоя, просвещающая, опаляющая, очищающая всего человека. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

У православных молитва Вонифатию об избавлении от пьянства одна из самых действенных.

Молить о помощи от пьянства любого из членов семьи либо близкого родственника нужно соблюдая определенные правила:

  • Молиться святому Вонифатию нужно в период сильнейшего запоя и в момент, когда человек не испытывает тяги к спиртному.
  • Молиться Вонифатию человек страдающий алкоголизмом (или его родственники) должен даже в тот момент, если по какой-то причине было употреблено даже не значительное количество алкоголя. Многие победившие недуг снова начинают пить, полагая, что если мученик помог однажды, то поможет и впредь. Если человек чувствует свою слабость и неспособность сопротивляться недугу, то совершать моление ему надлежит ежедневно.
  • Корректноепрочтенное молитвы способствует не только в укреплении веры в собственные силы, но и дает понимание того, что относительно спиртного верующий делает правильные шаги.
  • Молитва к святому Вонифатию в помощи от избавления от пагубного пристрастия оказывает колоссальный терапевтический эффект для тех верующих, которые еще только собираются начать процесс лечения. Она дополняет курс лечения, который назначается пациенту его лечащим врачом.

Наиболее искренней и сильной считается молитва, которая произносится верующим не за себя, а за кого-то другого.

Когда человек молит о помощи Вонифатия, он должен просить мученика и о том, чтобы тот молил о прощении за него у Господа.

Чтобы мученик убедился в том, что намерения молящегося чисты и искренни, во время произнесения текста молитвы нужно придерживаться правил поста. Молитва должна читаться в течении сорока дней.

Почитание святого в православии

Святой Вонифатий почитаем не только на Западе, в России к его помощи призывают многие христиане. И потому, когда летом 2010 года появилась возможность привезти частичку его мощей в Россию, не сразу было решено в каком храме будет установлена икона Святого мученика Вонифатия и его святые мощи. В итоге был выбран храм Космы и Дамиана, находящийся в Москве.

Было решено передавать икону из храма в храм по разным городам, так, чтобы многие могли прикоснуться к частичке мощей Святого Вонифатия и помолиться об избавлении близких от пагубных зависимостей.

Житие святого мученика Вонифатия Тарсийского

Икона святого Вонифатия

На ней мученик изображен молодым и привлекательным юношей с накидкой красного цвета на плечах. Правая рука держит крест, а левая рука сосредоточена в молитве.

Икона помогает в следующих случаях:

  • избавляет от пьянства и чревоугодия;
  • ограждает от распутства;
  • помогает найти и сохранить любовь.

Сейчас мощи святого Вонифатия находятся на Авентинском холме в Италии в местном соборе. Победа над любой болезнью требует не только много сил, но и времени. Вера и терпение помогут превозмочь все возможные тяготы, которые могут возникнуть на пути к желанному выздоровлению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: