Житие Космы Этолийского – полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ

Равноап. Косма Этолийский

Косма Этолийский, Албанский, Афонский (+ 1779), иеромонах, равноапостольный, священномученик

Прмч. равноап. Косма Этолийский

Память 24 августа, 4 августа (Афон. [1]), в Соборах Афонских и Филофеевских (Греч., Филофей) преподобных; преподобных отцов-колливадов Афонских (Греч.); Ватопедских (Греч.), Левкадийских (Греч. [2]), Эвбейских (Греч.), Эвританских (Греч. [3]) а также Этолийских и Акарнанских (Греч. [4]) святых

В миру Константин, родился в 1714 году в Этолии, Греция. Его отец был ткачем, мать отличалась благочестием. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище у таких известнейших в то время учителей, как Николай (Царцулия) из Мезовы и Евгений (Булгари).

Оставшись на Афоне в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха.

Икона с изображением мученической кончины св. Космы Этолийского и нахождения его св. мощей

Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Там он овладел искусством красноречия и, получив письменное дозволение у патриарха Серафима II (а позднее и у его преемника Софрония) проповедовать Святое Евангелие, стал возвещать его сначала в церквах Константинополя и окрестных селениях, затем в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Верии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на острове Святой Мавры (ныне Лефкас), Кефалонии и в других местах. Путешествовал он пешком, на осле или кораблём. Его проповедь, исполненная благодати Святого Духа, простая, спокойная и кроткая, приносила христианам великую духовную пользу. Как и святым Своим апостолам, Сам Господь споспешествовал ему и утверждал слово его знамениями и чудесами. Проповедуя в Албании, в тех отдаленных местах ее, где христианское благочестие было почти утрачено, среди одичавших и огрубевших людей, закосневших в грехах, святой Косма Словом Божиим приводил их к искреннему покаянию и исправлению.

По его наставлению в селах открывались церковные училища, в общей сложности более 200; создавались приюты и церкви. Богатые жертвовали свои средства на благоустройство церквей, на покупку священных книг (которые святой раздавал грамотным), покрывал (которыми он наделял женщин, увещевая их ходить с покрытыми головами), четок и крестов (которые он раздавал простому народу). Святой учил людей творить Иисусову молитву: благодаря его стараниям практика творения мирянами умной молитвы широко распространена в Греции по сей день [5].

Так как церкви не вмещали всех желавших послушать мудрого проповедника, святой Косма с собором иереев совершал бдения в полях, на площадях, где тысячи людей молились о живых и усопших и назидались его наставлениями. И везде, где останавливался святой Косма и говорил свою проповедь, благодарные слушатели воздвигали большие деревянные кресты, которые оставались навсегда в память об этом.

Наделенный даром пророчества, святой Косма предсказал появление телефона, самолётов, воздушные бомбардировки [6].

25-летнее апостольское служение святого Космы завершилось мученической смертью августе 1779 года в Албании. В 65-летнем возрасте по наветам иудеев он был предан туркам и задушен [7].

Икона с изображением жития св. Космы Этолийского

Мощи и почитание

Тело святого было брошено в реку, а через три дня обретено священником Марком и предано погребению близ селения Каликондаси (ныне Колкондас, область Фиери) в Ардевузском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии частицы мощей священномученика были перенесены на благословение в разные места. Основная их часть поныне остаётся в монастыре Космы Этолийского в Колкондасе (глава его была помещена в серебряной раке, которая была похищена в XX веке). Другие крупные части хранятся в монастыре святителя Николая на острове Андрос, куда она была принесена духовными сыновьями святого Космы после его мученической кончины, а также в кафедральном соборе в столице Албании. Небольшая частица хранится также в митрополичьем соборе Янины [8]. Сохранились металлические кресты св. Космы Этолийского, священные сосуды, трость, кадило, его личные предметы, ботинки. Окровавленная рубашка святого хранится на острове Керкира, где на святого было совершено нападение [9]. В монастыре Филофей хранится его епитрахиль и часть облачения.

20 апреля 1961 года был канонизирован патриархом Константинопольским Афинагором [10], днём памяти было установлено 24 августа.

20 марта 2008 года по благословению патриарха Алексия II равноапостольный священномученик Косма Этолийский был внесён в месяцеслов Русской Православной Церкви [11].

Равноап. сщмч. Косма Этолийский. Фреска

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Боже́ственныя ве́ры уче́нием украси́л еси́ Це́рковь, / ревни́тель апо́столов быв, / и насе́яв боже́ственныя догма́ты, / му́ченически по́двиг сконча́л еси́. / Космо́ пресла́вный, / Христа́ Бо́га моли́, // дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Ин тропарь (из первой службы св. Косме)

Днесь соше́дшеся в честне́й па́мяти, / сла́вно воспои́м ди́внаго в ли́цех Косму́ прехва́льнаго, / да́рует бо исцеле́ние ве́рно приходя́щим,/ я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу, // я́ко равноапо́стольный.

Кондак, глас 4

Я́ко свети́ло новоявле́нное, / Це́рковь всю озаря́еши ева́нгельскими уче́нии, / Космо́, Христо́вым апо́столом ра́вный, // сего́ ра́ди Це́рковь досто́йно пра́зднует па́мять твою́.

Использованные материалы

  • “Равноапостольный священномученик Косма”, страница календаря на портале Православие.Ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life4378.htm
  • “Cosmas of Aetolia,” страница OrthodoxWiki:
    • http://www.orthodoxwiki.org/Cosmas_of_Aetolia
  • Зоитакис Афанасий. “Равноапостольный Косма Этолийский. Житие и пророчества”. – М.: Издательский Дом “Святая Гора”, 2013, с. 187 (взяты молитвословия)

[1] “Афонские святые, день памяти которых отмечают в августе и панигиры в монастырях Святой Горы (по новому стилю)”, страница сайта Православное наследие Украины на Святой Горе Афон, http://athos-ukraine.com/rus/news/afonskie-svyatye-den-pamya. tml : “17 августа – священномученика Космы равноапостольного”. В прошлом 4 августа как второй день памяти без каких-либо оговорок приводился на странице календаря портала Православие.Ru “Равноапостольный священномученик Косма”, http://days.pravoslavie.ru/Life/life4378.htm , однако теперь он оттуда убран.

[2] “Σύναξη των εν Λευκάδι Αγίων”, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) – http://www.saint.gr/4152/saint.aspx

[3] “Σύναξη των Ευρυτάνων Αγίων”, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) – http://www.saint.gr/4098/saint.aspx

[4] Σύναξη των Αιτωλοακαρνάνων Αγίων, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) – http://www.saint.gr/2691/saint.aspx

[5] По словам преподобного Паисия Святогорца “Иисусовой молитве греки научились у праведного Космы”. См. “Посмертное почитание и чудеса равноапостольного Космы Этолийского”, сайт Святая Гора Афон изд. дома “Святая Гора”, http://www.agionoros.ru/docs/317.html

[6] “Пророчества Космы Этолийского о научных открытиях и технических изобретениях”, страница портала Православие.Ru, https://pravoslavie.ru/64195.html .

[7] Однако существует одно повествование, где указывается, что святой помолился и испустил дух непосредственно до казни. См. http://www.orthodoxwiki.org/Cosmas_of_Aetolia .

[8] “Святой Преподобномученник Косма Этолийский”, сайт Православные молитвы, 6 марта 2012, https://www.molitva.gr/2012/03/svyatoj-prepodobnomuchennik-k. ij/ ; “В Албании прошли торжества, посвященные 300-летию со дня рождения и 235-летию со дня мученической кончины равноапостольного Космы Этолийского”, сайт Святая Гора Афон изд. дома “Святая Гора”, http://www.agionoros.ru/docs/1335.html

[9] “«Равноапостольный Косма Этолийский» – лекция Афанасия Зоитакиса”, портал Православие и мир, 10 марта 2015, https://www.pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma-etoliyskiy-lek. sa/

[10] “Άγιος Κοσμάς ο Αιτωλός”, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/835/saint.aspx .

[11] Равноапостольный Косма Этолийский. Слова. – М.: Издательский Дом “Святая Гора”, 2009. – С. 5.

косма этолийский житие

1714 год. Греция во власти Османской империи. Уже более двухсот пятидесяти лет греки терпят притеснения со стороны поработивших их турков. В горной деревушке, где люди прячутся от преследований захватчиков, в семье обычных ткачей родился сын.

Местное население становилось все более изолированным, распространялись варварство и безграмотность. Но мальчик с ранних лет тянулся к знаниям. Получить их он, грек, мог только в церквях – тогда единственных центрах как духовной, так и образовательной жизни на завоеванной земле.

Юноша стремился в храм при каждой возможности, но лишь в 20 лет он начал учиться систематически. Вскоре он уже и сам стал преподавать, беседовать с людьми, объяснять им евангельские и богослужебные тексты. А затем отправился на монашеский полуостров Афон, где при Ватопедской обители находилось лучшее в то время учебное заведение Греции. Там же, на Афоне, он принял монашество с именем Косма. Но вскоре он покинул Святую гору и отправился в Константинополь.

Маршрут первого миссионерского путешествия святого Космы продумывался вместе с патриархом константинопольс ким Серафимом и пролегал по самым проблемным областям Балкан. Православие среди греков, сербов, болгар сохранялось скорее, как привычка, чем как образ мыслей и жизни, многие добровольно принимали ислам, в пограничных районах забывался родной язык…

Святой, терпя лишения и невзгоды, шел рассказывать людям о Христе, о Православии, о необходимости сохранить язык, традиции, историческую память.

Его не сразу приняли, местное население относилось к нему с недоверием, иногда даже враждебно. Но терпение, любовь, простота святого Космы вскоре привлекли к нему множество последователей. Постепенно слава о нем распространилась по всей Греции, на его проповеди стекались десятки тысяч человек.

Святой Косма крестил, служил литургию, объяснял людям значения Таинств, строил церкви, часовни, школы. Во время его проповедей верующие исцелялись от болезней. Где проходил он, открывались источники с чистейшей водой. Послушать его учение приходили даже мусульмане. А жизнь греков преображалась, возрождалось Православие.

Все это не нравилось турецкой знати, и они искали повода заставить святого замолчать. Благодаря Косме Этолийскому воскресенье стало нерабочим днем для христиан Османской Греции, и богатые торговцы терпели убытки. Именно они спровоцировали арест и казнь 65-летнего учителя. Святой смиренно принял мученический венец.

Апостол нации – как называют его греки – проповедовал на улице: ни один храм не мог вместить всех желающих послушать его. Он просил сколотить крест и приносил скамью, встав на которую, учил. Многие населенные пункты, где проходил святой, были названы Ставрос, что в переводе с новогреческого обозначает «крест», а многие кресты на местах его проповедей сохранились.

Когда в 1968 году в Албании была запрещена религиозная символика, полицейские собирались уничтожить и кресты святого Космы. Начать они решили с его могилы. Подойдя, стражи правопорядка услышали с небес глас и увидели в гробнице сияние, а затем огонь. Официально было объявлено о взрыве бомбы, якобы оставшейся еще со времен Второй мировой войны. Тем не менее, монастырь, где хранились мощи святого, был оставлен в покое.

Поучения святого – или как сам он называл их «Слова» – перевернули сознание греческого народа, помогли ему почувствовать себя единым целым, дали толчок к освобождению от Османского ига. На родине святого его житие и пророчества передаются от отцов к детям, а день его памяти – всенародный праздник и выходной день.

Проповедник предрекал Греции независимость, но также он видел впереди мировые войны и многие проблемы современности. «Не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие.Что будет у вас – все отдайте, берегите только ваши души», – учил он будущие поколения.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Православная Жизнь

Рав­ноап­о­столь­ный свя­щен­но­му­че­ник Кос­ма, в ми­ру Кон­стан­тин, был ро­дом из Это­лии. Он обу­чал­ся сна­ча­ла на ро­дине под ру­ко­вод­ством ар­хи­ди­а­ко­на Ана­нии Дер­ви­ша­на, а за­тем за­вер­шил свое об­ра­зо­ва­ние на Свя­той Афон­ской Го­ре, в Ва­то­пед­ском учи­ли­ще у та­ких из­вест­ней­ших в то вре­мя учи­те­лей, как Ни­ко­лай Цар­цу­лия (из Ме­зо­вы) и Ев­ге­ний Бул­га­рис (впо­след­ствии, в 1775–1779 го­дах, ар­хи­епи­скоп Ека­те­ри­но­слав­ский и Хер­сон­ский).

Равноапостольный Косма́ Этолийский, Афонский, Албанский, иеромонах

Остав­шись на Афоне в Фило­фе­ев­ской оби­те­ли для пре­успе­ва­ния в ду­хов­ных тру­дах, он был по­стри­жен там в ино­че­ский чин с име­нем Кос­ма, а за­тем ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. Стрем­ле­ние на­пра­вить на путь спа­се­ния и укре­пить в ве­ре бра­тьев-хри­сти­ан по­бу­ди­ло свя­то­го Кос­му ис­про­сить бла­го­сло­ве­ние ду­хов­ных от­цов и уй­ти в Кон­стан­ти­но­поль. Там он овла­дел ис­кус­ством крас­но­ре­чия и, по­лу­чив пись­мен­ное доз­во­ле­ние у пат­ри­ар­ха Се­ра­фи­ма II (а позд­нее и у его пре­ем­ни­ка Со­фро­ния) про­по­ве­до­вать Свя­тое Еван­ге­лие, стал воз­ве­щать его сна­ча­ла в церк­вах Кон­стан­ти­но­по­ля и окрест­ных се­ле­ни­ях, за­тем в при­ду­най­ских кня­же­ствах, в Фес­са­ло­ни­ках, в Вер­рии, в Ма­ке­до­нии, в об­ла­стях Хи­ма­ре, Акар­на­нии, Это­лии, на ост­ро­вах Свя­той Мав­ры, Ке­фа­ло­нии и в дру­гих ме­стах. Его про­по­ведь, ис­пол­нен­ная бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха, про­стая, спо­кой­ная и крот­кая, при­но­си­ла хри­сти­а­нам ве­ли­кую ду­хов­ную поль­зу. Как и свя­тым Сво­им апо­сто­лам, Сам Гос­подь спо­спе­ше­ство­вал ему и утвер­ждал сло­во его зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Про­по­ве­дуя в Ал­ба­нии, в тех от­да­лен­ных ме­стах ее, где хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие бы­ло по­чти утра­че­но, сре­ди оди­чав­ших и огру­бев­ших лю­дей, за­кос­нев­ших в гре­хах, свя­той Кос­ма Сло­вом Бо­жи­им при­во­дил их к ис­крен­не­му по­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию.

По его на­став­ле­нию в се­лах от­кры­ва­лись цер­ков­ные учи­ли­ща. Бо­га­тые жерт­во­ва­ли свои сред­ства на бла­го­устрой­ство церк­вей, на по­куп­ку свя­щен­ных книг (ко­то­рые свя­той раз­да­вал гра­мот­ным), по­кры­вал (ко­то­ры­ми он на­де­лял жен­щин, уве­ще­вая их хо­дить с по­кры­ты­ми го­ло­ва­ми), че­ток и кре­стов (ко­то­рые он раз­да­вал про­сто­му на­ро­ду). Так как церк­ви не вме­ща­ли всех же­лав­ших по­слу­шать муд­ро­го про­по­вед­ни­ка, свя­той Кос­ма с со­бо­ром иере­ев со­вер­шал бде­ния в по­лях, на пло­ща­дях, где ты­ся­чи лю­дей мо­ли­лись о жи­вых и усоп­ших и на­зи­да­лись его на­став­ле­ни­я­ми. И вез­де, где оста­нав­ли­вал­ся свя­той Кос­ма и го­во­рил свою про­по­ведь, бла­го­дар­ные слу­ша­те­ли воз­дви­га­ли боль­шие де­ре­вян­ные кре­сты, ко­то­рые оста­ва­лись на­все­гда в па­мять об этом.

Апо­столь­ское слу­же­ние свя­то­го Кос­мы за­вер­ши­лось му­че­ни­че­ской смер­тью в 1779 го­ду. В 65-лет­нем воз­расте по на­ве­там иуде­ев он был пре­дан тур­кам и удав­лен. Те­ло его бы­ло бро­ше­но в ре­ку, а через три дня об­ре­те­но свя­щен­ни­ком Мар­ком и пре­да­но по­гре­бе­нию близ се­ле­ния Ка­ли­кон­та­си в Ар­де­вуз­ском мо­на­сты­ре Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Впо­след­ствии ча­сти­цы мо­щей свя­щен­но­му­че­ни­ка бы­ли пе­ре­не­се­ны на бла­го­сло­ве­ние в раз­ные ме­ста.

Молитвы

Тропарь, глас 3

Божественныя веры учением украсил еси Церковь, ревнитель апостолов быв, и насеяв божественныя догматы, мученически подвиг скончал еси. Космо преславный, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 4

Яко светило новоявленное Церковь всю озаряеши евангельскими учении, Космо, Христовым апостолом равный. Сего ради Церковь достойно празднует память твою.

КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ

[Греч. Κοσμᾶς ὁ Αἰτωλός; Новый, Афонский, Албанский] (1714-1779), равноап. (пам. 24 авг.), греч. проповедник и миссионер.

Жизнь и деятельность

Род. в обл. Этолия (в зап. части Греции) в сел. Мега-Дендрон (нек-рые исследователи считают, что в соседнем сел. Таксьярхис), в семье ткачей. При крещении получил редкое имя Констас или Констант (Κώνστας). С юного возраста он отличался тягой к знаниям и старался получить хорошее образование, чтобы «послужить на пользу христиан». Первым учителем Константа стал его старший брат Хрисанф Этолийский (впосл. возглавивший Патриаршую Академию в К-поле), с 8 лет он обучался под рук. иеродиак. Герасима (Лицикаса) в Сигдице. В 1732 г. Констант поступил в общинную школу Ломботины (ныне Ано-Хора). Он был способным и одаренным учеником и через 2 года сам стал учить детей. Констант отказался от применения телесных наказаний и использовал ряд новаторских педагогических методик. Вскоре он открыл школу в сел. Таксьярхис.

Констант продолжил свое образование в «Эллиномусионе» – учебном заведении при мон-ре св. Параскевы (Гува) (близ совр. сел. Врангиана, ном Эвритания), где помимо богословских дисциплин расширил познания в области арифметики и геометрии. В академии Афониада на Св. Горе он изучал арифметику, геометрию, физику, космографию, а также логику, введение в философию и метафизику, многие преподаватели Афониады использовали новейшие данные науки, принятые в Зап. Европе. Также Констант в совершенстве овладел древнегреческим и 3 европейскими языками. Его учителя, Николаос Дзардзулис и Панайотис Палама, обладали высоким авторитетом у современников. Они вели активную просветительскую деятельность, основали в Греции неск. учебных заведений. Определяющее влияние на формирование взглядов Константа оказал возглавлявший Афониаду Евгений (Булгарис); группа его учеников (в т. ч. и Констант) образовала тайное общество, чья деятельность была направлена на борьбу с безграмотностью и просвещение народа. Мн. члены об-ва (их было ок. 30 чел.) впосл. стали архиереями, известными дидаскалами и проповедниками.

В 1759 г. Констант принял постриг с именем Косма в афонском мон-ре прп. Филофея. Вскоре по прошению братии он был рукоположен во иерея. Главной причиной, побудившей К. Э. покинуть мон-рь (по его собственному признанию), было стремление к апостольскому служению. Он постепенно готовился к осуществлению задуманного, изучая на Афоне Свящ. Писание и святоотеческие творения. Совершенствование образования К. Э. сочетал с аскетическим деланием. Впосл. К. Э. не прерывал духовных связей со Св. Горой, к-рая была исходным пунктом его миссионерских путешествий.

В кон. 1760 г. К. Э. прибыл в К-поль с твердым намерением начать проповедническую деятельность. Патриарх Серафим II (1757-1761) с одобрением отнесся к той миссии, к-рую хотел возложить на себя К. Э., и дал ему свое благословение. Впосл. К. Э. встречался с патриархом Самуилом I (Хандзерисом) (1763-1768, 1773-1774), к-рый также был к нему благосклонен и оказывал всестороннюю поддержку. С 1760 по 1779 г. К. Э. совершил 4 миссионерских путешествия (самый большой перерыв между ними был в 1773-1775, когда он жил на Афоне). Из-за духовного упадка в период османского господства миссионерская деятельность проповедника носила многосторонний характер: он стремился вернуть отошедших от Православия людей в лоно Церкви, возродить подлинно христ. жизнь, укрепить единство правосл. народов. К. Э. проповедовал не только в греч. землях, но и на территории совр. Албании, Болгарии, Республики Македонии и Турции. Всего он побывал более чем в 30 областях. Особое внимание он уделял тем районам, над населением к-рых нависла угроза исламизации и утраты правосл. идентичности. В Сев. Эпире православные, забыв греч. язык, говорили по-албански и многие принимали ислам. К. Э. подчеркивал значение греч. языка как языка Евангелия и Церкви. Проповедник неоднократно посещал Сев. Эпир и достиг значительных успехов в распространении греч. языка. Современники К. Э. свидетельствовали, что своими проповедями ему удалось приостановить массовую исламизацию в этих местах.

Первоначально народ встречал проповедника настороженно, К. Э. даже сталкивался с враждебностью местного населения. Но вскоре его ораторский дар, трудолюбие, нестяжание и самопожертвование привлекли внимание слушателей. К. Э. не останавливался в домах богачей и знати, был очень воздержан в еде, его имущество состояло из рясы и переносной кафедры. Произнеся проповедь в одном селении, он, невзирая на полуденный зной, переходил в следующее.

В течение нескольких лет молва о К. Э. распространилась по Балканам. Проповеди К. Э. собирали тысячи слушателей, у святого появилось значительное число учеников и последователей, его постоянно сопровождали несколько десятков священников. Керкирский гр. Д. Мамонас свидетельствует, что за проповедником следовали по меньшей мере 6 тыс. чел. Согласно данным венецианских архивов, на проповеди К. Э. порой приходили более 15 тыс. слушателей. Наибольшую популярность К. Э. приобрел среди простого народа, но многие влиятельные, знатные и образованные люди также почитали проповедника. Среди них было немало мусульман. Али-паша Янинский покровительствовал К. Э., считая его великим праведником и пророком.

Из-за многочисленности аудитории К. Э. приходилось проповедовать под открытым небом: на выбранном месте ставили большой деревянный крест, у его подножия – кафедру, на к-рую поднимался К. Э. Как правило, он начинал говорить вечером (когда крестьяне возвращались с хозяйственных работ) и продолжал до глубокой ночи. Уходя, он забирал кафедру с собой, а крест оставлял на месте как напоминание о проповеди. По свидетельству очевидцев, народ неотрывно следил за словами К. Э., на протяжении многочасовой проповеди сохранялась абсолютная тишина. Мн. современники отмечали удивительную силу слова святого. Информатор венецианских властей Ф. Дзонца так описывал влияние проповеди К. Э. на людей: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже преступники, которые находились вне закона, примирялись со своими врагами и впредь жили мирно» ( Ξανθοπούλου-Κυριακού. 1984. Σ. 33, 81). Перед уходом он призывал христиан исповедаться, поститься и совершал всенощное бдение.

К. Э. побуждал всех, имевших деньги, покупать святоотеческую лит-ру. Эти книги он раздавал в подарок тем, кто знали грамоту или хотели учиться. Более 4 тыс. купелей для крещения были приобретены на средства богатых дарителей по просьбе проповедника и переданы в разные храмы.

К. Э. открыл множество учебных заведений (в это число входят и ранее существовавшие школы, работа к-рых была возобновлена по инициативе проповедника). Большинство из них он основал сам, некоторые по его указанию – ученики и последователи. К. Э. считал, что образование должно быть всеобщим и бесплатным, и делал все возможное, чтобы такая практика стала повсеместной. На строительство школ использовали часть доходов от общинных и храмовых земель, а также пожертвования и дары, приносимые святому. Во многих проповедях К. Э. призывал современников отказываться от роскошных нарядов и золотых украшений и направлять средства на поддержку системы образования. Если и этих пожертвований было недостаточно, он объявлял дополнительный сбор средств. Он также установил практику т. н. воскресного молока. Это означало, что деньги от продажи сельскохозяйственных продуктов в воскресенье шли на поддержку школ. К. Э. одним из первых говорил о необходимости обучения не только мальчиков, но и девочек. Среди учеников, получивших образование в школах К. Э., было немало детей, впосл. ставших видными общественными и церковными деятелями. В их числе был знаменитый греческий революционер Ригас Велестинлис. К. Э. заботился об обеспечении учителей жалованием и жильем. Он организовал школы по подготовке учителей и проповедников в Дервицани при ставропигиальной обители Диврийской Пресв. Богородицы и в мон-ре ап. Иоанна Богослова.

К. Э. считал, что община и церковный приход должны стать центрами общественных и просветительских собраний для местного населения. Участие в жизни Церкви он рассматривал как способ консолидации общества. Для преодоления обособленности жителей соседних населенных пунктов по его инициативе на перекрестках дорог были построены поклонные часовни (проскинитарии), в дни церковных торжеств там собирались люди со всей округи. К. Э. стремился восстановить среди жителей близлежащих селений забытую традицию отмечать вместе престольные праздники. Он заботился не только о духовном спасении своей паствы, но старался сделать так, чтобы люди «эту жизнь прожили хорошо, в мире и любви, а после наследовали вечную радость Рая» ( Μενούνος . 2002. Σ. 144, 180, 207). К. Э. вникал в самые насущные бытовые проблемы. Напр., давал советы по уходу за плодовыми деревьями. Сотни деревьев были посажены К. Э., нек-рые из них сохранились до наст. времени; считается, что он ввел распространенный в Греции обычай сажать у дома тутовые деревья.

К. Э. был связан дружескими отношениями и сотрудничал со мн. участниками «филокалического возрождения». Как и др. традиционалисты, он полагал, что только через возрождение Православия греки и др. правосл. народы Балкан смогут сберечь свою идентичность. Вместе с участниками движения колливадов К. Э. выступил в защиту воскресного дня, он учил христиан не работать и не устраивать торговых дней по воскресениям. По его призыву многие изменили свой жизненный уклад и в некоторых районах торговля по воскресным дням прекратилась.

К. Э. проповедовал универсальность исихастской практики как для монашествующих, так и для мирян, он раздал более 300 тыс. четок и учил людей творить Иисусову молитву. Так, в ряде областей среди мирян получила широкое распространение практика «умной молитвы» (святогорская версия Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, Богородицею помилуй мя»).

Большое внимание К. Э. уделил сохранению народных обычаев. Для внешнего отличия православных от турок он советовал мужчинам не брить головы и не носить фески с длинными кисточками, женщин призывал надевать платки (он раздал слушательницам более 400 тыс. косынок и платков).

24 авг. 1779 г. К. Э. принял мученическую кончину в сел. Муйяли (на территории совр. Албании) от рук приближенных Курт-паши, подкупленного врагами святого (ростовщиками и торговцами-иудеями). За голову К. Э. была заплачена огромная денежная сумма. После повешения тело проповедника было брошено в реку Апсос и обретено через 3 дня иером. Марком из мон-ря Введения во храм Пресв. Богородицы (Арденица) близ Коликондаси. По преданию, он увидел, что К. Э. как живой стоит на воде. Иером. Марк перенес тело святого в свой мон-рь и похоронил за алтарем. У могилы произошло множество чудес.

Почитание

В разных источниках можно найти информацию о многочисленных случаях проявления благодатной помощи по молитвам к этому святому. К. Э. почитается народом как великий чудотворец. Житие К. Э. содержится в посвященном новомученикам сб. «Новый Мартирологий», который был составлен прп. Никодимом Святогорцем и издан в Венеции в 1799 г. В «Новом Мартирологии» Житие святого помещено под 4 авг., а не в день его кончины. Под этим же числом память К. Э. внесена в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца (Венеция, 1819). Служба К. Э., написанная дидаскалом Сапфиросом Христодулидисом из Граменона, была опубликована в Венеции в 1814 г. и несколько раз переиздавалась. В ней празднование святому предполагалось совершать 24 авг. Позднее именно эта дата утвердилась в богослужебной практике. Офиц. прославление К. Э. К-польской Православной Церковью состоялось только в 1961 г. Он почитается Греческими Церквами как священномученик и равноапостольный. 20 марта 2008 г. память К. Э. в чине равноап. святого была внесена в месяцеслов РПЦ по благословению патриарха Алексия II.

Преподобный Феодор Студит

Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы.

В то время в империи широко распространилась ересь иконоборцев, которую поддерживал злочестивый император Константин Копроним (741–775). Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, ревностного сторонника Православия, и он оставил государственную службу. Затем родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг. Их сын Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании. Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору – ревностному обличителю иконоборческой ереси.

Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество.

Среди отцов Собора был блаженный Платон (память 5 апреля), дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе. Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора призвал племянников – Феодора с братьями Иосифом и Евфимием – к иноческой жизни в пустыне. Братья с благодарностью приняли указание опытного в духовной жизни родственника.

Оставив Константинополь, они отправились в местечко Сакудиан, недалеко от Олимпа. Уединенность и красота того места, его труднодоступность для людей праздных, понравились старцу и его племянникам, и они решили остаться здесь. Постепенно к храму во имя святого Иоанна Богослова, который построили братья, начали стекаться жаждущие монашеского подвига. Так возник монастырь, игуменом которого стал блаженный Платон.

Жизнь инока Феодора была воистину подвижнической. Он трудился на самых тяжелых черных работах. Он строго хранил пост, каждый день исповедовался у своего духовного отца – старца Платона, открывая ему все дела и помыслы, тщательно исполнял его советы и наставления. Ежедневно Феодор уделял время духовным размышлениям, предстоял Богу с душой, не замутненной никаким житейским попечением, совершая как бы некое тайное служение Ему. Преподобный Феодор неопустительно читал Священное Писание и святоотеческие творения, среди которых наиболее близки были ему творения святителя Василия Великого.

Через несколько лет иноческой жизни, по настоянию духовного отца. преподобный Феодор принял сан пресвитера. Когда блаженный Платон ушёл на покой, братия единодушно избрала преподобного Феодора игуменом монастыря. Склоняясь перед желанием своего духовника, преподобный Феодор принял это избрание, но с ним возложил на себя еще большие подвиги. Братию он вразумлял примером своей добродетельной жизни, а также сердечными отеческими поучениями.

Когда император преступил церковные каноны, события внешней жизни нарушили благоговейную тишину монашеских келлий. Преподобный Феодор мужественно разослал по монастырям послания, в которых объявил императора Константина VI (780–797) отлученным от Церкви за разорение Божественных установлений о христианском браке. Преподобного Феодора и десятерых его сподвижников отправили в ссылку в город Солунь. Но и оттуда продолжал звучать обличающий голос преподобного. Святая Ирина, возвратившая себе престол, освободила преподобного Феодора в 796 году, передала ему опустевший при Копрониме Студийский монастырь. Скоро в обители святого собралось около 1000 иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор написал устав иноческой жизни, получивший название Студийского. Преподобный Феодор выступал со многими посланиями против иконоборцев. За догматические сочинения, а также написанные им каноны и трипеснцы блаженный Феостирикт назвал преподобного Феодора “пламенным учителем Церкви”.

Когда императорский престол захватил Никифор, свергнув благочестивую императрицу Ирину, и грубо нарушил церковные установления, своей властью приобщив к Церкви ранее отлученного пресвитера, преподобный Феодор вновь выступил с обличением императора. После истязаний преподобного вновь отправили в ссылку, где он пробыл более двух лет. Освободил преподобного кроткий и благочестивый император Михаил, сменивший на престоле убитых на войне с варварами Никифора и его сына Ставрикия. Смерть их задолго была предсказана преподобным Феодором.

Чтобы избежать междоусобной брани, император Михаил уступил престол своему военачальнику Льву Армянину. Новый император оказался иконоборцем. Святители и учители Церкви пытались вразумить нечестивого царя, но безуспешно. Лев запретил иконопочитание и отдал на поругание святые иконы. В ответ на такое беззаконие преподобный Феодор совершил с братией крестный ход вокруг монастыря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотворному образу Спасителя. Император гневно угрожал святому смертью, но Преподобный продолжал открыто утверждать верующих в Православии. Тогда император отправил преподобного Феодора и его ученика Николая в ссылку, сначала в Иллирию в крепость Метопу, затем в Анатолию в Бониту. Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью.

Истязаемые палачами, которых посылал в Бониту император, почти лишенные пищи и питья, покрытые язвами, едва живые, Феодор и Николай всё переносили с молитвой и благодарением Господу. В Смирне, куда мучеников перевели из Бониты, преподобный исцелил от лютой болезни воеводу – царского племянника и единомышленника, велев ему покаяться в совершённых злодеяниях иконоборчества. Однако тот вновь впал в ересь и умер.

Льва Армянина, убитого его же воинами, сменил, хотя и нечестивый, но веротерпимый император Михаил II Травлий. Новый император освободил из заточения всех православных отцов и исповедников, однако запретил иконопочитание в столице. Преподобный не захотел вернуться в Константинополь и решил поселиться в Вифинии в городе Херсонесе, близ церкви святого мученика Трифона. Несмотря на тяжелый недуг, преподобный Феодор ежедневно совершал Божественную литургию, поучал братию. Предуведав свою кончину, святой призвал братию и завещал им хранить Православие, почитать святые иконы и соблюдать монастырский устав. Затем он повелел братии взять свечи и петь канон на исход души. При пении слов “во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси” – преподобный Феодор отошел ко Господу, в 826 году.

В тот же час было видение преподобному Илариону Далматскому (память 6 июня). Воссиял свет небесный, послышалось пение и был Голос: “Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу”.

Преподобный Феодор при жизни своей и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, от нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его святому угоднику – преподобному Феодору Студиту.

26 января празднуется память перенесения мощей преподобного Феодора Студита из Херсонеса в Константинополь в 845 году.

Преподобный Феодор Студит, игумен, исповедник († 826)

Житие преподобного

Жизнь Феодора — пример истового служения Божьему делу, он всегда выбирал самую тяжелую, так называемую черную работу, стремился исполнять все заветы и наставления своего духовника — старца Платона.

Христианское воспитание

Феодор родился в Константинополе, в 758 году. Его отец — сборщик податей у царя — Фотин и мать — Феоктиста считались благочестивыми христианами в городе, вероятно, поэтому их сын с детства учился у лучших богословов и ораторов Константинополя.


Преподобный Феодор Студит

Благодаря знатному происхождению, Феодор, родившийся в семье верующих родителей, с детства имел возможность обучаться у лучших богословов Константинополя, приобщаясь, таким образом, к православию с ранних лет. К тому же мальчика настолько увлекло христианство, что он предпочитал чтение Священного Писания обычным юношеским забавам.

Поступив по достижению зрелого возраста на службу к императору, Феодор вынужден был вскоре ее оставить по причине тотального неприятия взглядов Константина Копронима и его иконоборческую деятельность. Чуть позже родители Феодора приняли решение раздать все свое имущество и, договорившись расстаться, посвятили себя служению Господу, приняв монашество.

Путь к иночеству

Феодор прославился в столице Византии тем, что участвовал часто в организуемых дискуссиях о почитании икон, из которых зачастую выходил победителем, благодаря, конечно, своему знанию текста Священного Писания, религиозной догматики и владея в совершенстве искусством оратора.

Случившийся в VII веке Вселенский собор поставил конец иконоборчеству. Один из отцов Собора — Платон, являющийся к тому же дядей Феодора, собрал по окончании Собора племянников, чьи имена — Иосиф, Евфимий и Феодор, и призвал их к иночеству и жизни в пустыне. Приняв это указание как наилучшее для их духовной жизни, вскоре все вместе покинули Константинополь и остановились в небольшом месте под названием Сакудиан.

Здесь же решено было поставить храм, посвященный святому Иоанну Богослову, вокруг которого постепенно возник монастырь, игуменом которого стал старец Платон. По прошествии нескольких лет Феодор, следуя наставлениям своего духовника, стал пресвитером, а затем, после смерти Платона, был избран братией уже в качестве игумена монастыря.

Важно! Святой Феодор в своем служении всегда отличался неистовой преданностью делу Христа и беззаветно следовал церковным канонам, но следует заметить, что при этом он бесстрашно боролся с самим императором Константином, ибо тот многие разы нарушал церковные каноны.

Феодор известил все близлежащие монастыри о том, что император непременно должен быть отлучен от Церкви, так как разрушал неоднократно церковные представления о браке.

Период ссылки

Следствием такого решения Феодора стала его ссылка вместе с десятью сподвижниками в город Солунь, но как не боролся император с Феодором, тот не переставал обличать его нравы из любого места и находясь в совершенно любых условиях. Когда императрица Ирина смогла вернуться на престол, то она сразу освободила Феодора, случилось это в 796 году.


Икона преподобного Феодора Студита

К тому же она передала ему опустевшую давно обитель — Студийский монастырь, куда за довольно малое количество времени прибыли более тысячи иноков, готовых нести служение в этом заброшенном месте. Преподобным Феодором был написан устав, ставший известным, как Студийский, регулирующий основные правила монашеской жизни.

После восшествия на престол императора Никифора, началась новая чреда церковных нарушений — был вновь приобщен к церковной деятельности некогда отлученный пресвитер. Преподобный Феодор продолжал выступать с речами, обличающими поступки императора, за что был подвержен пыткам и избиениям, после вновь отправлен в ссылку. Спустя 2 года Феодор был освобожден захватившим престол новым императорам — Михаилом, который пришел на смену убитому в военных действиях Никифору.

Интересно! Смерть императора Никифора и сына его — Ставрикия, предсказывал некогда Феодор.

Возвращаясь к правлению императора Михаила, нельзя обойти тот факт, что он, пытаясь избежать междоусобных войн, уступил императорский пост Льву Армянину — своему военному начальнику. В отличие от предыдущего императора, Лев оказался жестоким иконоборцем, как не пытались многие священники вразумить императора, все попытки оказались безуспешными. Результатом реформ императора Льва стали:

  • наложение запрета на почитание икон;
  • поругание святых иконописных образов.

Преподобный Феодор же не думал сдаваться, потому организовал с помощниками крестный ход вокруг своего монастыря с высоко поднятыми иконами и пением. Император на такой откровенный протест ответил Феодору угрозой смертной казни, но преподобного это не останавливало. Император вновь отправил Феодора в ссылку, сначала в Иллирию, а затем в Анатолию, однако священник, преданный делу божьему, продолжал и там бороться с безбожием. За отказ отречься от своих взглядов Феодор и его помощник Николай, пребывающий с ним в ссылке, были лишены воды и пищи, а также постоянно подвергались избиениям.

Интересно! Несмотря на тяжелое физическое состояние, Феодор, пребывая в Смирне, избавил воеводу, который к тому же являлся племянником царя, от тяжелого недуга, попросив его покаяться в грехах и принять Господа как своего спасителя, однако воевода вскоре вновь предался ереси и вскоре умер.

Освобождение и окончание земного пути

На смену убиенному императору Льву пришел новый — Михаил Травлий, который освободил всех сподвижников Христа из ссылки, однако, оставил один запрет на почитание икон в Константинополе. Феодор после освобождения решил отправиться в Вифинию, в город Херсонес, где поселился недалеко от церкви великомученика Трифона.


Икона Феодора Студита

Будучи тяжелобольным, Феодор продолжал каждодневно совершать литургию и вести душеспасительные наставнические беседы с монахами. Почувствовав скорую смерть, в 826 году, преподобный созвал братию и попросил их начать петь священный канон на исход души, когда монахи допели последние строки, то увидели, что Феодор уже отошел к Богу.

«Борец за иконопочитание». Преподобный Феодор Студит. Церковный календарь на 24 ноября

24 ноября (11 ноября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Вторник 25-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать пятой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 9 известных нам поимённо святых.

Преподобный Феодор Студит. В центре Москвы, у Никитских ворот, близ знаменитого храма «Большое Вознесение», где в 1831 году венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова, есть небольшая церковь, погружающая нас в эпоху Московской Руси. Храм преподобного Феодора Студита, некогда бывший собором Феодоровского монастыря, закрытого в годы западнических реформ Петра I. Одна из немногих русских церквей, посвящённая этому великому святому времён борьбы с ересью иконоборчества.

Преподобный Феодор родился в 758 году от Рождества Христова в Константинополе и получил широкое и разностороннее образование. Глубоко изучив Священное Писание, он успешно противостоял еретикам-иконоборцам в диспутах о православной вере. Приняв иночество, подвизался в обители Сакудион (близ горы Олимп), в которой позже стал настоятелем. В 796 году за ревность о хранении церковных правил и обличение беззакония императора-еретика Константина VI после жестоких мучений был сослан в заточение в город Солунь.

Святому Феодору и его ученикам и в ссылке удавалось убеждать еретиков в правоте отцов VII Вселенского собора, в 787 году утвердивших догмат об иконопочитании одной из основ Православия. В царствование императрицы Ирины преподобный был возвращён из ссылки и получил в управление пребывавший в запустении константинопольский Студийский монастырь. И уже вскоре в обители собралось до одной тысячи иноков.

Для управления монастырём преподобный Феодор составил общежительный устав монашеской жизни, получивший название Студийского. В XI веке именно этот устав был принят преподобным Феодосием в Киево-Печерском монастыре и отсюда распространился по всем русским обителям.

Скончался преподобный в 826 году в очередной ссылке, куда был направлен по навету еретиков. Однако уже два года спустя Феодора Студита прославили в лике святых, а в 845-м его честные мощи торжественно перенесли в Студийский монастырь, где от них сразу начали совершаться многочисленные чудеса и исцеления.

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Русский святой первой половины XV века, прославившийся подвигом мнимого безумия, юродства Христа ради. Блаженный Максим жил в тяжёлые для русского народа времена: татарские набеги, засухи, эпидемии. «Не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем… за терпение даст Бог спасение», – утешал обездоленных святой.

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Фото: Царьград

Но не только слова утешения говорил блаженный Максим, его гневных обличений страшились сильные мира сего. В любое время года блаженный Максим ходил практически нагой. С молитвой перенося и зной, и холод, говоря: «Хоть люта зима, но сладок рай». Личным примером подтверждая слова Христа: «Царство Небесное нудится», то есть добывается трудом, потом, а порой и кровью.

Скончался блаженный Максим в 1434 году от Рождества Христова. У могилы этого угодника Божия сразу стали происходить чудесные исцеления. Столетием позднее, в 1547 году, в окружной грамоте митрополита Московского Макария было принято решение о его прославлении как святого и предписано: «Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». Именно тогда и произошло обретение честных мощей этого святого.

Великомученик Мина Котуанский (Фригийский). Этот святой страдалец начала IV столетия был родом из египтян, поступивших на римскую воинскую службу в Малую Азию. Когда соправители-императоры Диоклитиан (Диоклетиан) и Максимиан, царствовавшие в Римской империи в 284–305 годах, начали жесточайшее в истории антихристианское гонение, святой Мина отказался служить гонителям, оставил службу и удалился в горы, где начал совершать духовные подвиги в посте и непрестанных молитвах. Однажды во время языческого праздника святой Мина пришёл в Котуан, где раньше проходил воинское служение и смело обличил идолопоклонников, исповедав веру во Христа. За это страдалец принял жесточайшие пытки, но отказался предать христианскую веру, после чего был обезглавлен. Это произошло в 304 году от Рождества Христова.

Великомученик Мина Котуанский. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученики Виктор и Стефанида Дамасские. Сирийские святые страдальцы II столетия, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в годы антихристианских гонений императора-язычника Марка Аврелия Философа, царствовавшего в Римской империи в 161–180 годах от Рождества Христова. Святой Виктор был римским воином, отказавшимся принести жертву идолам и преданным за это жесточайшим мучениям. В ходе пыток страдалец совершил несколько чудес, в том числе исцелил внезапно ослепших воинов. Видевшая эти чудеса супруга одного из мучителей Стефанида также исповедала веру во Христа и была казнена вместе с мучеником Виктором.

Мученик Викентий Августопольский (Сарагосский), Валенсийский, диакон. Святой страдалец начала IV века, ученик блаженного Валерия, епископа города Августополя (ныне Сарагоса, Испания). Святитель благословил молодого диакона Викентия, прославившегося своим ораторским мастерством, на проповедь Слова Божия. Императору-язычнику Диоклитиану (Диоклетиану) донесли на мудрого святителя и его ученика, после чего и старца, и его ученика схватили, подвергли пыткам, после чего диакона Викентия предали сожжению. Это произошло в 304 году от Рождества Христова.

Мученик Викентий Августопольский. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Евгений (Васильев), пресвитер. Священнослужитель Русской Церкви, пострадавший за верность Христу в период советских богоборческих гонений во время так называемого Большого террора в кровавом 1937 году. Прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Почитание

При жизни преподобный Феодор совершал многие чудеса, так из церковных преданий известно, что имя этого святого оглашалось при пожаре и спасало от нападения диких животных. Много случаев исцеления описаны в житии святого.

Феодору Студиту принято молиться, защищая свой дом от возгорания, при заболеваниях желудка и органов дыхания и в ситуациях, связанных с риском.

Внимание! В России, в Москве, находится Феодоровский храм, известный тем, что в нем венчались поэт Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова.

С почитанием Феодора Студита в церкви связаны несколько дат:

  • день смерти — 24 ноября (11 по старому стилю);
  • день перенесения святых мощей из Студита в Херсонес — 8 февраля (26 января).

Традиции и обряды на праздник Федор Студит

Главная традиция 24 ноября — употребление горячих щей.

— Прозвище Фёдора (Феодора) — Студит — в русском народе истолковали по-своему, называя святого еще и Морозом. «Фёдор Студит землю студит», — говорили люди. И, видя неизбежное наступление зимы, добавляли: «Со Студита стужа — что ни день, то хуже». Сырость же в этот день предвещала продолжительные оттепели до самого Введения.

— Фёдоров день мудрые люди советовали проводить дома — поближе к печке и горячим щам. По этому поводу говорили: «На печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься». Щи необходимо было употреблять сразу же после снятия с огня. Считалось, что от этого напрямую зависит температурный показатель зимы: чем больше горячих щей, тем теплее будет зима.

— 24 ноября считался одним из выдающихся дней в определении зимней погоды – каков день, такова и зима будет. Если день Фёдора Студита был теплым, то зима будет тепла, если же холоден, то и вся зима будет холодна. По Фёдору судили и о будущем урожае ягод и грибов. Если на небе было много звезд — к лету можно было запасать корзины и туеса. Чтобы примета сбылась, в этот день обязательно заваривали чай с сушеными ягодами — малиной, земляникой, черникой.

Книги и труды, послания

Феодор Студит, всю жизнь посвятивший богослужению, оставил после себя довольно много трудов, основную часть которых можно разделить на такие темы, как:

  • опровержение иконоборчества;
  • огласительные поучения;
  • о Пасхе;
  • разъяснение Божественной литургии;
  • воскресные чтения.


Книга игумена Феодора Студита

Совершенно все творения преподобного Феодора можно приобрести через сайты православных книг, а также читать онлайн.

преподобный Феодор Студит

Биография

На пути к иночеству

Преподобный Феодор Студит родился в христианской семье, в Константинополе, в 758 (759) году. Родители Феодора, Фотин и Феоктиста, несмотря на богатство и знатность (Фотин заведовал сбором податей, по другим сведениям – царской казной), вели благочестивую жизнь. Феодор с детства был приобщён к Церкви, воспитывался в рамках христианских законов и православных традиций.

Желая дать сыну достойное образование, родители определили его к лучшим столичным учителям (преподавателям богословия, красноречия, философии и др.). Феодор учился охотно, предпочитая занятия бессмысленным юношеским забавам и пустым развлечениям.

Промыслом Божьим Феодору выпало жить в период церковных потрясений. В те времена Православная Церковь столкнулась с одной из наиболее разрушительных за всю её историю ересей: ересью иконоборцев. Как часто случалось и раньше, эта ересь поддерживалась не только отступившими от веры священнослужителями, но и императорской властью.

В основе иконоборческой ереси лежало ложное отношение к Православным иконам как к идолам, запрет на почитание которых был озвучен Законодателем ещё во времена Ветхого Завета. Запрет на иконы, успевших стать к тому времени неотъемлемым элементом частных и храмовых богослужений, подрывал не только доверие к пастырям Церкви, как якобы способствовавшим идолопоклонству, но и коренные устои христианского богопочитания.

Ввиду того, что на стороне еретиков выступал царь, распространение ереси сопровождалось насилием и репрессиями.

Отец Феодора, Фотин, будучи мужем весьма добродетельным, не пожелал служить при дворе императора-иконоборца, Константина Копронима, и отказался от государственной службы.

Мать Феодора, Феоктиста, одобрила и поддержала решение мужа. По взаимной договоренности супруги, презрев мирское благополучие, оставили всё и последовали за Христом: дали слугам свободу, раздали имущество бедным и постриглись во ангельский образ.

Дети всецело разделяли душевный порыв своих родителей. Феодор, будучи ревностным и образованным христианином, противодействовал ереси, как мог. На иконопочитание он смотрел как на дело Божье, к этому же приучал и всех тех, с кем сводил его Господь. Словно не страшась возможных преследований, он неоднократно участвовал в спорах и диспутах с еретиками. Вскоре о Феодоре заговорили как о зрелом и ревностном проповеднике, защитнике икон.

Монашеское поприще

VII Вселенский Собор отверг уподобление святых икон мерзким идолам, утвердил иконопочитание, осудил еретиков. Среди участников Собора был дядя Феодора, праведный Платон. Долгое время он жил и подвизался на Олимпе. По завершении деятельности Собора Платон взял Феодора под своё наставничество. Вместе с ним взял его братьев, Иосифа и Евфимия, а также малолетнюю сестру. Все вместе удалились в пустыню, чтобы предаться там аскетическим подвигам.

В качестве места подвижничества выбрали труднодоступное, но весьма живописное и хорошо орошаемое место: Саккудион. Пребывая в любви и единомыслии здесь они подвизались в посте, бдении и молитвах.

Достойно пройдя испытания, Феодор был пострижен блаженным Платоном в монашество. Из всех монашеских добродетелей наиболее важными он почитал послушание и смирение. Следуя этому внутреннему убеждению, он не только не гнушался выполнять поручения, связанные с самой грязной и тяжелой работой, но нередко и сам избирал для себя этот труд: рубил и корчевал деревья, вскапывал землю, таскал камни, носил воду из реки, собирал и переносил на плечах навоз (от мулов). Часто, дабы избежать суетных похвал, он трудился по ночам.

Феодор искренне исповедовал перед старцем Платоном грехи, открывая не только поступки, но и самые сокровенные помыслы. Мудрые увещевания и повеления духовника он слушал так, как если бы через него вещал Сам Господь. Под руководством Платона Феодор, шаг за шагом, раскрывал в себе Божьи дарования, умерщвлял страсти, взращивал добродетели.

Когда пришло время, старец Платон поручил Феодору строительство храма, в честь и память Евангелиста Иоанна Богослова. Несмотря на скудность возможностей по строительству и убранству, храм получился отменным.

Вскоре к братиям стали стекаться люди, ищущие мудрого наставничества и благословений, желающие связать свою жизнь с аскетическим деланием. Так образовалась обитель, настоятелем которой, по Промыслу Божию, стал духоносный Платон.

Наряду с исполнением монастырских послушаний, братия занимались изучением Священных Книг, чтением творений отцов и вселенских учителей. Сам Феодор много времени уделял богомыслию, а из святоотеческой литературы особое внимание уделял сочинениям святителя Василия Великого.

Священническое служение

Проведя несколько лет в строгих подвигах, Феодор, с благословения духовника, был возведён в иерейское достоинство. Несмотря на огромное уважение к старцу Платону и на обет послушания, Феодор, по смирению, долго отказывался от принятия столь высокого сана. В конце концов Платон убедил любимого послушника и тот согласился.

Приняв сан священника, сознавая, что отныне он должен быть для братий не только руководителем, но и примером, святой Феодор увеличил строгость и без того суровых аскетических подвигов.

Братия относились к нему с доверием. После того, как игумен Платон отошёл на покой, они единодушно избрали его своим настоятелем. Будучи не в состоянии противостоять желанию братий, он принял руководство монастырём. В управлении Феодор показал себя не только как добрый пастырь, но и как замечательный организатор.

Случилось, что государь Константин, сын царицы Ирины, преступив нормы нравственности, окружил себя бесстыдными людьми и стал развращать своим поведением подданных. Будучи одержим плотской страстью, он изгнал из дворца законную супругу, насильно отправил её в монастырь, принудил к постригу, а в спальню царицы ввел объект своей страсти, прелюбодейку Феодоту.

Патриарх, движимый ревностью, отказался освещать этот «брачный» союз. Но нашёлся священник, некий Иосиф, раболепствовавший перед императором более, чем подчинялся Христу и Его Церкви. Он благословил и скрепил беззаконное супружество. После случившегося многие сановники, подражая царю, стали изгонять своих жен, заменяя их новыми, более симпатичными или удобными.

Возмущаясь столь грубым попранием Православных канонов и опасаясь, как бы подобная практика ни была одобрена новым законодательным актом, Феодор публично осудил императорский поступок и повелел считать его отлученным от Церкви. Эту мысль он донёс через послания и до братий прочих обителей.

Реакция самодержца была предсказуемой: раздражение, ярость. Между тем поначалу, остерегаясь более масштабного осуждения, император стал действовать лестью, посылал к обличителю богатые дары, и даже пытался уговорить преподобного (отступить от своих слов) в личной беседе. Но беседа не состоялась, а Феодор продолжал стоять на своём.

Убедившись в тщетности попыток склонить преподобного на свою сторону, царь сбросил маску ягнёнка и показал себя волком: повелел бичевать Феодора, а затем, вместе с его сторонниками, сослал его в Солунь, заточил страдальцев в тамошних темницах.

Между тем Феодор продолжал отстаивать правду, поддерживая связь с внешним миром через переписку. Благодаря этому самоотверженному подвигу он сыскал себе широкую славу.

Студийская обитель

В 796 году царица Ирина, возвратив императорский трон, вернула преподобного из ссылки. Он был встречен в столице с почётом. Затем возвратился в свою обитель. Вскоре, по причине нашествия агарян, Феодосий вынужден был оставить Сакудион вместе с братиями. Когда они прибыли в Константинополь, царица Ирина и Патриарх, предложили отцу Феодору возглавить Студийский монастырь.

Жизнь в обители, опустевшей во время правления прежнего самодержца, стала налаживаться. Вскоре в ней собралось около тысячи иноков. В целях лучшего управления монастырём, но главное, из соображений нравственной пользы, святой Феодор составил устав, получивший, впоследствии, наименование «Студийский».

Со временем монастырь покрыл себя неувядающей славой. К преподобному Феодору Студиту стали стекаться толпы людей. Он увещевал приходящих пастырским словом, вразумлял на основе Писаний, утешал в трудностях, вдохновлял и благословлял на добро.

После того как Никифор, завладев царством, занял императорский престол, ко всем своим мирским беззакониям он присоединил самочинство в отношении Церкви. Пользуясь авторитетом императорской власти и вместе с тем прикрываясь словами любви, царь потребовал от Патриарха ввести в общение с Церковью отлученного ранее нечестивца-пресвитера и вернуть ему священнический сан. Патриарх, остерегаясь серьёзных последствий, подчинился, вопреки Православным канонам и голосу совести.

Преподобный Феодор, негодуя, не побоялся мести царя и выступил с обличением. За этот поступок он был подвергнут физическим истязаниям, после чего его изгнали из Константинополя и заточили в тюрьме.

Там, в трудах и молитвах, преподобный пробыл около двух лет. Затем его освободили по распоряжению нового императора, Михаила.

Очередной самодержец, Лев Армянин, пока не окреп на престоле, старался казаться благочестивым. Но затем окружил себя такими же злодеями, как и сам, и показал всему царству свое настоящее лицо.

Он ненавидел святые иконы, нещадно бросал образа на публичное поругание. Сыны Церкви, ревностные пастыри Христовы, стремились объяснить императору его неправоту, но он не хотел им внимать.

Святой Феодор, не желая мириться с таким святотатством, организовал Крестный ход. Шествие происходило вокруг обители, при этом братия шли с высоко поднятыми Православными иконами. В устных проповедях и посланиях преподобный не переставал поддерживать верующих в их борьбе против возобновившейся ереси.

Зная об этом, царь-иконоборец разрывался от досады. Он угрожал преподобному карами, смертью, но тот, храня верность Христу, оставался непреклонным.

В конце концов по приказу царя Феодор Студит был отконвоирован в Аполлонию и заточен в крепость Метопа, а спустя некоторое время — в более отдалённое место, в Бониту (Вониту). Здесь он страдал от зноя и холода, нехватки пищи и воды, но всегда пребывал в твёрдости духа и надежде. Бог же хранил Своего исповедника. Несмотря на царский запрет, Феодор всё это время, по мере возможности, проповедовал, утверждал людей в вере и Истине.

Когда узника перевели в Смирну, Господь, по его молитвам, исцелил тамошнего воеводу, царского родственника, страдавшего от тяжелой болезни. Феодор, разумея, в чём заключается Промысл Божий, повелел воеводе покаяться и отречься от иконоборческой ереси. Тот было послушал святого, но затем вновь взялся за святотатство и умер.

Правивший после Льва Армянина царь Михаил Травлий хотя и не спешил поддержать иконопочитание, тем не менее не преследовал православных, дозволяя каждому верить так, как считает уместным. Он освободил из мест заключения многих христианских исповедников, страдавших за веру. В этот период был освобождён и святой Феодор Студит.

Когда Феодор возвращался, по пути следования его приветствовали толпы народа. Так Бог в очередной раз прославил Своего угодника. Ввиду запрета на размещение священных изображений в столице, Феодор Студит не пожелал там остаться и поселился в Акритовом Херсонесе.

В этот период он страдал от проблем со здоровьем. Несмотря на телесную слабость, Феодор продолжал проповедовать, каждодневно совершал Божественную Литургию.

Заблаговременно зная о приближении смерти, он призвал братий, завещал им хранить Православную веру, соблюдать монастырский устав, чтить святые иконы. Непосредственно перед кончиной Феодор Студит повелел верующим зажечь свечи. Во время пения канона на исход души он мирно преставился. Это случилось в 826 году.

Литературное наследие

Преподобный Феодор Студит запечатлен в памяти Церкви не только как выдающийся подвижник, ревностный борец, но и как один из наиболее значимых христианских писателей. Он оставил нам в научение множество произведений. Среди них выделяют: нравстенно-аскетические, догматико-полемические, литургико-канонические, слова, прочие.

К первой группе принадлежат: Огласительные поучения и завещание, Великое оглашение, О Пасхе, Письмо Платону, его (духовному) отцу, о почитании икон, Четыре главы о подвижнической жизни и др.

Вторую группу творений составляют: 1-е опровержение иконоборцев, 2-е опровержение иконоборцев, Против иконоборцев семь глав, Некоторые вопросы иконоборцам, утверждающим, что Господь наш Иисус Христос неописуем по телесному образу и пр.

Третья группа: Изъяснение Божественной Литургии Преждеосвященных Даров, Устав с Богом внутреннего устройства Студийского монастыря и др.

К четвёртой группе относятся: Слово на поклонение честнаго и животворящаго Креста среди четыредесятницы, Похвальное слово на Успение святыя Владычицы нашея Богородицы, Похвальное слово в честь великаго Иоанна апостола и евангелиста Христа, Огласительное слово во святую и великую неделю Пасхи, Похвальное слово на усекновение священной главы великаго Крестителя Христова и Предтечи, Слово на рождение святого пророка Предтечи Крестителя, Слово на собор небесных чинов, Огласительное надгробное слово в честь своей матери, Научение годичное Студийского монастыря и пр.

Пятая группа: Эпиграммы, Послания, Гимны (кондаки) и др.

Тропарь преподобному Феодору Студиту, исповеднику, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих богодухновенное удобрение, / Феодоре премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Феодору Студиту, глас 2

Постническое и равноангельное житие твое / страдальческими уяснил еси подвиги / и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре. / С ними Христу Богу моляся // не престай о всех нас.

Величание

Ублажаем тя, / преподобне отче Феодоре, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.

Читайте также:
Николай Гурьянов - житие и биография протоиерея, чудеса и могила, пророчества и наставления, книги
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: