Житие праведника Федора Ушакова – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Святой Фёдор Ушаков: праведник в адмиральских погонах

Приблизительное время чтения: 8 мин.

В 1804 году на стол высшего военного командования Российской Империи легла записка. В ней, среди прочего, содержались такие строки: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». В отличие от донесения других генералов, стремившихся выслужиться перед начальством, автор этих слов не лгал — за все годы своей службы на флоте он действительно не допустил ни гибели судов, ни пленения личного состава. Этого великого человека звали Федор Ушаков.

Будущий флотоводец родился в семье Федора Игнатьевича и Прасковьи Никитичны Ушаковых — представителей старинного русского дворянского рода. Супруги были людьми благочестивыми и набожными, а родным дядей Ушакова-младшего был Феодор Санаксарский — известный подвижник XVIII века. Вполне естественно, что с самого рождения Федю окружала особая обстановка, пропитанная духом молитвы, милосердия, взаимоуважения, любви. И эти благие семена, упавшие в душу мальчика, со временем принесли свои всходы. Дав своему сыну хорошее начальное образование, Ушаковы определили его в Морской кадетский корпус — до своей женитьбы отец Федора был сержантом лейб-гвардии Преображенского полка, и карьера военного виделась ему наиболее подходящей для его весьма талантливого отпрыска. Пять лет, которые юный Федор провел в стенах корпуса, показали, что выбор его отца был правильным — будущий моряк с увлечением постигал науки, проявляя особую склонность к арифметике, навигации и истории. Впоследствии это проявилось в его уникальной способности успешно вести не только сражения, но и сложные дипломатические переговоры.

И все же главным было не это. За годы учебы Федор понял, что перед ним открыты два очень непохожих друг на друга пути. Либо он станет карьеристом, который идет по чужим головам к очередной должности или награде; либо — простым воином, который верно служит Богу, царю и Отечеству. Причем, делает это не ради каких-либо льгот и привилегий, а просто потому, что таков долг всякого, кто принял воинскую присягу. И к концу обучения Ушаков-младший окончательно избрал второй путь.

В 1766 году 21-летнего мичмана Федора приняли на Балтийский флот. Здесь он осваивал уже не теорию, а практику. Так прошло несколько лет, пока в середине 70-х годов его не перебросили на юг в составе так называемой Азовской флотилии. Это было время, когда крепнущая Россия выходила к Черному морю, отвоевывая его у Османской империи. Флот остро нуждался в молодых энергичных людях, готовых на себе потянуть столь нелегкую ношу первопроходца. Одним из таких людей и стал Федор Ушаков.

На Балтике он получил хороший опыт управления и тактики, теперь ему предстояло применить его в деле. А еще начинающий командир утвердился во мнении, что нельзя делить подчиненных на людей первого и второго сорта. Для него все моряки были равны, и он стремился действовать так, чтобы завершить любую военную операцию с наименьшими потерями. Сохранить жизни простых моряков, рискуя собственной жизнью — это убеждение стало жизненным кредо флотоводца. И если поднять сводки донесений за все годы службы Ушакова, то окажется, что под его началом воевали десятки тысяч матросов и офицеров, а погибло во всех сражениях около 500 человек. Это было своеобразным рекордом — другие командиры своих солдат практически не щадили, руководствуясь печально известным принципом: «Бабы новых солдат нарожают!»

Свою службу на юге Ушаков начинал в составе экипажей разных кораблей. Он смог отличиться в ходе нескольких важных кампаний, и его заметил князь Григорий Потемкин. На Федора Федоровича помимо военных были возложены еще и административные обязанности, с которыми он справился блестяще — с его именем связаны первые страницы летописей Херсона и Севастополя. Первый город стал главной судостроительной верфью, а второй — местом базирования Черноморского флота. С этим периодом связана и первая награда Ушакова. Весной 1783 года в Херсон пришла чума. Ее завезли турецкие суда, которые сразу подходили к городской пристани безо всякого карантина. С мая по октябрь скончалось около 12 000 человек. Существование города и строительство Черноморского флота было поставлено под угрозу. Все силы бросили на борьбу с эпидемией, которую погасили довольно быстро. Особенно эффективно это сделал Ушаков в отведенной ему зоне. Благодаря принятым мерам, в его команде не было ни одного смертного случая. За борьбу с эпидемией и сохранение команды Федор Федорович был награжден орденом Святого Владимира IV степени.

После успешной противочумной кампании капитан первого ранга Ушаков был переведен в Севастополь и в скором времени стал фактическим главой города. При нем закладывалась материальная база Черноморского флота, на берегах строились пристани, возводился первый городской храм. Эти работы Ушаков часто оплачивал сам из своего жалованья. Параллельно с этим на море шла война с Османской империей. На кон было поставлено право обладания Крымом и всем Северным Причерноморьем.

Читайте также:
Житие Анны Кашинской - описание и история жизни, чудеса, мощи и памятник, дни памяти княгини

В течение 1767–1791 годов русский флот под командованием Федора Федоровича одержал ряд блистательных побед над турками, не потеряв ни единого корабля. За спиной Ушакова были Фидониси, Керчь, Тендра, Калиакрия, и все эти места навсегда отмечены славой великого флотоводца. Его талант принес победу России, а самому Ушакову — звание вице-адмирала. Но, даже имея столь высокий чин, он в глубине души оставался простым моряком. Многие общавшиеся с ним люди отмечали необычайную простоту в общении, прямоту, приветливость, и в то же время все это сочеталось с огромной силой воли, отвагой, мужеством и пламенной верой в Бога. По свидетельству очевидцев, в любом сражении Ушаков приказывал располагать свой корабль в самом эпицентре боя, лично отдавал команды, своим примером воодушевляя матросов и офицеров.

И неизменным оставалось его упование на Провидение. Адмирал всегда утверждал, что не тактика играет решающую роль (хотя ей он уделял огромное внимание), а помощь Божья. Он чувствовал себя в ответе за каждого подчиненного и понимал, что в сражении все равны перед страшным лицом смерти, так же, как равны перед Богом, имеющим все в Своей власти. Последним масштабным предприятием, которым руководил Ушаков, стала средиземноморская кампания 1798–1800 годов. За это время Черноморский флот смог освободить греческие острова в Средиземном море от оккупационного режима наполеоновской Франции. В этой экспедиции проявилась не только военная смекалка адмирала, но и его дипломатические способности. Желая обходиться малой кровью, Федор Федорович сначала договаривался о поддержке с местным населением, и лишь когда жители того или иного острова соглашались помогать русским, на берег высаживался десант, который быстро обезвреживал французские гарнизоны. Везде русских встречали как освободителей, а благодарные жители острова Корфу наградили флотоводца именным золотым мечом. Также флот Ушакова принимал участие в морской части военной операции по освобождению Италии от наполеоновских войск. Средиземноморский поход мог принести Ушакову еще немало побед, если бы не приказ императора Павла срочно возвращаться в Севастополь. 26 октября 1800 года эскадра легендарного адмирала вошла в Севастопольскую бухту. Через полгода император Павел был убит заговорщиками. На престол взошел его сын Александр I, что повлекло за собою резкое изменение политики России. Новому государю флот оказался не нужен — в военном руководстве возобладали сторонники развития сухопутных сил.

Ушаков остался не у дел. Его перевели в Петербург на заурядную должность командующего Балтийского гребного флота. Фактически это было списание со счетов. Но и в столице Ушаков продолжал оставаться простым морским волком, заботиться о быте моряков, хлопотать о самых несчастных и обездоленных сослуживцах. А в 1807 году прославленный флотоводец окончательно ушел на покой, переехав в Тамбовскую губернию. По словам игумена Санаксарского монастыря Нафанаила, возле которого находилось имение Ушакова, пожилой моряк «вел жизнь уединенную, по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам, В Великий пост живал в монастыре по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал. По временам жертвовал обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

Все пережил этот великий человек — и войну, и смерть, и разлуку с Родиной, и славу, и забвение. Но всегда мог поднять руку в крестном знамении и, обратившись к иконам, сказать: «Слава Богу за все!» Этими словами он часто начинал свои рапорты, эти слова повторял каждый раз при возвращении из очередного рейда. И эти же слова он учил повторять своих сослуживцев, напоминая им, что они вернулись только потому, что Господь уберег их.

Последний раз столкнуться с делом государственной важности Федору Ушакову пришлось в 1812 году, когда ему предложили возглавить тамбовское народное ополчение. Он отказался. Годы его в ту пору были уже не те, чтобы брать на себя командование. Но все-таки остаться в стороне адмирал не мог — на свои личные средства он устроил госпиталь для раненых. Оставшуюся же часть денег — две тысячи рублей — Ушаков внес на формирование I Тамбовского пехотного полка. За Родину он готов был умереть, и ей же он мог отдать все, что имел.

Великий сын России умер 2 октября 1817 года, проведя последние годы жизни в посте и молитве. По воспоминаниям все того же игумена Нафанаила, адмирал проводил время «крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви, и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же» (имеется в виду дядя флотоводца — старец Федор Санаксарский).

Адмирал Ушаков при любой власти был образцом. Даже в советские времена, когда дореволюционных героев не очень жаловали, именем прославленного флотоводца называли улицы, предприятия, военные и пассажирские суда. Этот человек стоял у истоков флотской тактики нового времени, когда решающая роль в сражениях стала отводиться не столько самой артиллерии, сколько точным попаданиям по кораблям противника. Ушаков ломал все существовавшие до него правила, смело менял построение за считанные минуты до начала боя, действовал не по заранее заготовленным схемам, а только исходя из конкретной ситуации. Он не боялся рисковать, равно, как и не боялся полностью положиться на Бога, который и выводил его команду живой.

Читайте также:
Житие святителя Василия Великого - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

В 2001 году Церковь признала Федора Ушакова местным святым, почитаемым в пределах Саранской епархии. А в 2004 году Архиерейский собор признал легендарного адмирала святым в масштабах всей Церкви. Его канонизировали не за государственные заслуги, а за то, что в центр своей личной жизни он ставил евангельские идеалы, следуя им в меру сил и возможностей. Федор Ушаков сочетал свой высокий воинский чин с глубоким смирением, неподдельной скромностью и искренней верой.

На заставке фрагмент картины художника Блинкова А. А., 1911 – 1995.

Святой праведный воин ФЕДОР УШАКОВ

Святой праведный воин ФЕДОР УШАКОВ

День памяти – 5 августа, 15 октября

За что Церковь причислила к лику святых адмирала Ушакова?

В 2001 году Феодор Ушаков был причислен Русской Православной Церковью к лику местночтимых святых Саранской и Мордовской епархии, а в 2004 году — к лику общечтимых святых. Церковь причислила его к лику святых не за заслуги перед Отечеством. За военные заслуги дают военные награды. К лику святых причисляют только за святость. И сама канонизация есть свидетельство Церкви земной о том, что данный святой предстал перед престолом Божиим в Церкви Небесной и получил дерзновение молиться за весь мир.

Святость с духовной стороны — это благодать Святого Духа, а с нравственной стороны, т.е. то, благодаря чему человек получает эту благодать, святость — это любовь к Богу и ближним. Господь сказал, что любовь является смыслом всей духовной жизни, а апостол Павел сказал, что любовь есть совокупность совершенства. Все остальные добродетели являются лишь средством для этой главной цели. Одним из показателей любви к Богу является молитвенность и любовь к церковной службе. Когда Ушаков был начальником города Севастополь, то несмотря на свою занятость, он не пропускал ни одной службы ни утром, ни вечером, т.е. часов 5–6 в день он молился только в храме. А когда он во время Великого поста жил в Санаксарском монастыре, он выстаивал все службы, которые по тогдашнему уставу длились около 12 часов. Не имея искренней любви к Богу, человек такой образ жизни вести не сможет.

Но самым главным показателем любви к Богу является любовь к ближним. В те времена, когда дворянство и высшие слои общества были, как правило, чужды народу, Феодор Ушаков с такой искренне отеческой заботой относился к матросам, что они называли его «батюшкой Феодором». Русский посол в Турции писал о нем: «добрый наш Феодор Феодорович». Когда он жил в Алексеевке, к нему приходили за милостыней крестьяне даже с других областей, причём они знали, что батюшка Феодор поможет не только материально, но и духовно, утешит словом. Когда он почил, его, как мирянина, отпевали в Темникове и приготовили подводу, чтобы везти гроб с его телом в монастырь, но люди не захотели класть гроб на подводу, а на руках несли его до монастыря.

Но самым главным признаком любви к людям является любовь к врагам. Адмирал Ушаков явил пример исполнения этой заповеди. Во время сражения у о. Тендра корабль, на котором был Ушаков, подбил турецкий флагманский корабль. Тот загорелся. Турки выбежали на палубу, спустили флаг, подняли руки — они сдаются. И Ушаков приказал спустись все шлюпки со своего корабля, отправить к горящему турецкому и снять с него всех турок, кого смогут. Это при том, что ещё бой шёл, и противник превосходил по численности в два раза. Не имея искренней христианской любви к врагам, человек на такой подвиг не пойдёт.

Когда адмирал Ушаков одержал победу над французами, он не только спас жизнь пленным французам от турок, которые их убивали, но и сохранил им честь. Он оставил французским офицерам личное холодное оружие, из захваченной французской казны выдал пленным французам жалование, которое им полагалось за время войны, т.е. заплатил им зарплату за то время, которое они против него воевали, и отпустил их домой в свои семьи. В истории мировых войн больше никогда не было такого проявления христианского милосердия к врагам. Церковь причислила адмирала Ушакова к лику святых за его любовь к Богу и ближним. Он стал примером гармоничного сочетания христианской любви и исполнением служебного долга.

Кафедральный собор в честь Феодора Ушакова построен рядом с собором в честь апостола Иоанна Богослова. Для городов России это очень редкий случай, чтобы рядом были построены два храма. Но это тоже не случайно. Апостол Иоанн Богослов является символом любви к Богу и людям. Церковь называет его апостолом любви. То, что собор в честь адмирала Ушакова построен рядом с Иоанно-Богословским собором, указывает, что Феодор Ушаков был исполнителем заповеди о любви к Богу и ближним, символом которой является апостол Иоанн.

Читайте также:
Феофилакт Болгарский - жизнь и биография святого, труды и творения, дни памяти и почитания

Воскресная школа Успенского храма г. Красногорска (“Детская церковная музыкальная школа”)

Житие св. праведного воина Ф. Ф. Ушакова

Святой праведный Феодор родился 13 февраля 1745 года в селе Бурнаково Ярославской губернии в небогатой, но древнего рода дворянской семье.

Отец его в молодости служил в Петербурге в знаменитом Преображенском полку. В том же полку служил и родной дядя святого, ставший потом знаменитым подвижником, настоятелем Санаксарского монастыря преподобным Феодором Санаксарским.

Душеспасительные подвиги преподобного Феодора: строгий пост, нестяжание, непрестанная молитва Богу – были постоянным предметом бесед в семье будущего прославленного адмирала и служили ему назидательным примером.

С детства Феодор отличался замечательным мужеством (будучи ещё подростком, он ходил охотиться на медведя) и способностью даже во время смертельной опасности не терять самообладания. Но в обычных обстоятельствах Феодор был скромен и кроток.

В возрасте 16 лет он поступил учиться в Санкт-Петербургский Морской кадетский корпус, по окончании которого стал мичманом на Балтийском флоте, а затем был переведён на юг, в Азовскую флотилию.

Хотя создателем всего Российского военного флота по праву считается император Пётр I, Черноморский военный флот был создан только при императрице Екатерине II. Для строительства флота был основан город Херсон, куда в 1783 г. и прибыл капитан второго ранга Фёдор Ушаков.

В это время в Херсоне началась эпидемия чумы, страшной, очень заразной и часто смертельной болезни. Обычно заболевших отправляли в госпиталь, но госпиталь был так переполнен больными, что лечить их было почти невозможно, это была верная смерть.

Фёдор Ушаков стал бороться с эпидемией по-другому. Всю свою команду он разделил на артели, у каждой имелась отдельная палатка из камыша. На большом расстоянии от всех палаток была устроена больничная палатка. Если в артели кто-то заболевал, его немедленно переводили в больничную палатку, а старую вместе со всеми вещами сжигали. Общение между артелями было строго запрещено. В результате такой разумной заботы Фёдора Фёдоровича о подчинённых, эпидемия в его команде окончилась на 4 месяца раньше, чем в других, и людей умерло сравнительно мало. За это Фёдор Ушаков был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

Когда Крым был присоединен к России, Екатерина II издала указ о строительстве большой крепости и военного поселения. Так начал строиться Севастополь, куда прибыл на корабле «Святой Павел» капитан I ранга Фёдор Ушаков. Усилиями адмирала и на его средства были построены госпиталя, казармы, дороги, колодцы, рынки. Была им перестроена и увеличена церковь святителя Николая.

А в 1787 г. началась война с Турцией, и первая победа над турецким флотом была одержана возле острова Фидониси, где Фёдор Ушаков руководил авангардом севастопольской эскадры под командованием контр-адмирала Марко Ивановича Войновича. Это была, прежде всего, духовная победа русского флота, в которой христианское самоотвержение исполнило силой воинское искусство.

В 1791 году русско-турецкая война завершилась блистательной победой Ушакова у мыса Калиакрия. Турецкий султан призвал на помощь флот из африканских владений, прославившийся под предводительством алжирца Сеит-Али. Тот хвастливо обещал, что виновника недавних поражений Турции контр-адмирала Ушакова приведет в Константинополь в цепях. Предстояло сражение генеральное. 31 июля у мыса Калиакрия Ушаков обнаружил турецкий флот, стоявший в линию под прикрытием береговых батарей. Неожиданность появления русских кораблей посеяла панику у турок. Ушаков принял изумительное по находчивости решение и повел свой флот между турецкими кораблями и беспрестанно палящей береговой батареей, отрезая корабли от берега. Бой разгорелся с потрясающей силой. Боевая линия турок была разбита, их корабли были настолько стеснены, что били в друг друга, укрываясь один за другого. Ушаков атаковал флагманский корабль Сеит-Али, первым же ядром с русского корабля на алжирском вдребезги разнесло форстеньгу, которой был ранен Сеит-Али. Русские корабли, окружив противника, буквально засыпали его ядрами. «Великий! Твоего флота больше нет», — доложили турецкому султану. Тот был настолько ошеломлен увиденным зрелищем, что немедленно поспешил заключить мир с Россией. Турки стали очень бояться Фёдора Ушакова и прозвали его: «Ушак-паша».

За блестящие успехи в сражениях против турецкого флота Фёдор Ушаков получил чин контр-адмирала и был назначен командующим Черноморским флотом.

В 1796 г. Российским императором стал Павел I. За несколько лет до этого во Франции произошла ужасная революция, в ходе которой была казнена королевская семья, глубоко подорваны основы религиозной жизни народа, разрушено большое количество храмов, погублены многие тысячи невинных людей. А в результате во главе Франции стал император Наполеон Бонапарт, который вознамерился покорить себе весь мир. Им были захвачены некоторые европейские страны, а в Средиземном море – многие острова, и Бонапарт уже нацеливался на Чёрное море.

Против французов Россия вела военные действия совместно с Турцией. Командующим их соединенными военно-морскими силами был назначен вице-адмирал Ушаков. Воспитанные им в духе христианского благочестия российские моряки прославились среди всех народов, с которыми им приходилось общаться, своей добротой и порядочностью. Жители всегда встречали их с радостью и оказывали российским морякам искреннее содействие.

В 1798 году российско-турецкий флот освободил от французов Ионические острова вдоль побережья Греции, но остался не взятым один остров Корфу, крепость которого считалась неприступной. Но российские моряки под командованием Ушакова после недолгой осады и 1-дневного штурма взяли Корфу. Поразительно, что в этом ужасном сражении потери русских оказались всего 38 человек, тогда как французы потеряли 3.000 человек, не считая пленных.

Читайте также:
Житие святой Марии Магдалины - полное жизнеописание и история, чудеса и мощи, дни памяти и потомки

Узнав об этой победе, великий русский полководец Суворов – он действовал против французов на суше – воскликнул: «Ура Русскому флоту! Я теперь говорю сам себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?» За взятие Корфу Фёдор Фёдорович Ушаков был произведён в адмиралы.

После этого Российский флот под командованием адмирала Ушакова совершил ещё много славных подвигов и одержал много побед. В сорока больших и малых морских сражениях принял участие святой воин Феодор и ни в одном не потерпел поражения, даже не погибло ни одного судна, и не попал в плен ни один матрос, о чём свидетельствовал он сам в письме государю Александру I в 1804 году.

Вскоре адмирал Ушаков был переведён с Черноморского флота и назначен главным командиром Балтийского гребного флота. В это время он особенно много занимался благотворительностью, помогая всем нуждающимся, которые обращались к нему за помощью.

19 декабря 1806 года адмирал Ушаков подал прошение об отставке. Устроив необходимые дела в Санкт-Петербурге, он уехал из столицы и поселился в деревне Алексеевке близ Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где в годы его ратных подвигов молился о нём его родной дядя – преподобный Феодор. Несомненно, что молитвенное их общение никогда не прерывалось.

В Санаксарский монастырь ездил святой воин Феодор для молитвы во все воскресные и праздничные дни, а временами и жил в монастыре по целым неделям. По кончине же своей он был погребён в этой обители рядом со своим дядей преподобным Феодором Санаксарским.

Александр Ткаченко — Житие святого Феодора Ушакова в пересказе для детей

Святые и праведные Божьи служителя, как правило, относятся к священству или монашеству, как Николай Угодник или Александр Свирский, они с детства были посвящены Богу, как Матронушка Московская. Все праведники отличаются в основном подвигом нищенского существования, максимальным отказом от всех благ общества. Пребывание в постах, голоде и холоде — привычная жизнь для святых, о которых слышали и кому поклоняются православные верующие.

В чем же христианский подвиг красивого моряка, дворянина по происхождению, увешенного орденами адмирала, посвятившего жизнь служению Родине? За что воин был причислен после смерти к лику святых?

Начало службы

Усердное отношение к службе не осталось незамеченным среди опытных моряков Балтийского флота, куда был направлен молодой мичман. Успешно овладев секретами морской практики, Федор был переведен в Азовскую эскадрилью.

В 1775 году на Черном море по указу императрицы началось создание регулярного российского флота, адмиралтейство которого располагалось в Херсоне, куда и был отправлен в 1783 году Федор Ушаков в звании капитана второго ранга.

Через два года новосозданная крепость Севастополь встречала корабль «Святой Павел», которым командовал капитан первого ранга Федор Федорович Ушаков.

Александр Ткаченко — Житие святого Феодора Ушакова в пересказе для детей

Александр Борисович Ткаченко

Житие святого Феодора Ушакова в пересказе для детей

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства «Никея». Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную. Как это сделать – узнайте на нашем сайте www.nikeabooks.ru

Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р 14-406-0575

Иллюстрации Евгения Подколзина

В каждом народе есть люди, которых Господь избирает для какого-либо отдельного, высокого служения. И когда такой человек осуществит волю Божью о себе, благодарный народ вечно хранит память о его добрых делах. Одним из таких избранников Божьих был адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков – самый талантливый военачальник на русском флоте за всю историю его существования. Благодаря воинскому таланту Ушакова наш флот стал настолько сильным, что сумел навсегда прогнать грозного врага от русских берегов.

Долгие годы на Чёрном море русского флота не было вообще, а турецкие боевые корабли бороздили его вдоль и поперёк. Однако при государыне Екатерине Великой было принято историческое решение – строить флот на Чёрном море. Для этого неподалеку от устья Днепра был основан новый город – Херсон, в котором быстро оборудовали верфи – специальные места для строительства кораблей. В Херсон направили самых опытных корабельных мастеров и привезли самый лучший лес для будущих линкоров и фрегатов. А чтобы работа шла быстрее, строительство кораблей отдали под начало их будущим командирам. Одним из них стал назначенный на строящийся линкор «Святой Павел» капитан второго ранга Фёдор Фёдорович Ушаков.

Иногда Господь с самого рождения отмечает Своих избранников каким-то особым знаком. Так получилось и с Фёдором Ушаковым. Родился он в дворянской семье, в селе Бурнаково, 13 февраля – в день, который приходится между празднованием памяти двух воинов-великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона. А вся дальнейшая жизнь российского флотоводца прошла под благотворным духовным влиянием преподобного Феодора Санаксарского – родного дяди Ушакова.

Читайте также:
Житие праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Феодор Санаксарский родился и вырос в том же сельце Бурнаково, отсюда в юности поступил служить в столичную гвардию, но затем ушёл из столицы в пустынные двинские леса. Укрепившись в подвиге поста и молитвы, он принял монашеский постриг в 1748 году. Это удивительное для дворянского семейства Ушаковых событие было постоянным предметом бесед среди родственников. Монашеское служение дяди стало честью для всей семьи.

Ушаковы были прихожанами храма Богоявления-на-Острову, находившегося в трёх верстах от Бурнаково, на левом берегу Волги. В этом храме Федю Ушакова крестили, здесь же была школа для дворянских детей, где он обучался грамоте и счёту. Родители его, будучи очень набожны, считали главным условием воспитания детей развитие в них веры в Бога и строгой нравственности. Эти чувства на всю жизнь глубоко запечатлелись в душе Феди. Особую роль в этом, конечно же, сыграл пример его родного дяди, монаха-подвижника, почитаемого всей семьёй, а впоследствии – и всей Церковью.

В глуши деревенского поместья Федя рос крепким, физически он был очень хорошо развит. К тому же обладал бесстрашием, удивлявшим даже взрослых мужчин. Так, например, со старостою деревни своей он ходил на медведя с рогатиной. Скромный и уступчивый в обычных условиях, Ушаков как бы перерождался в минуты опасности и без страха смотрел ей прямо в лицо.

Понятно было, что юноше с такими задатками – прямая дорога в военные. И Фёдор Ушаков поступил в Морской кадетский корпус. После окончания учёбы его направили на флот Балтийского моря. Северные моря редко бывают спокойными, и для молодого офицера это была хорошая школа. Первые годы службы на флоте прошли в интенсивной учёбе под руководством опытных моряков. Благодаря своему усердию, пытливости ума, ревностному отношению к делу и высоким душевным качествам, молодой мичман Фёдор Ушаков успешно прошёл эту первую школу морской практики и был переведён на юг, в Херсон, где начиналась тогда славная история Черноморского флота.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного отрывка ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Адмиральство

Император Павел І, взошедший на престол после смерти Екатерины, присвоил Федору Ушакову чин адмирала и полномочного представителя России в будущей республике Семи Соединенных Островов, впоследствии ставших Грецией.


Житийная икона святого воина Феодора Ушакова

Правление мудрого представителя сопровождалось миром, тишиной и спокойствием. Поддерживая военные сухопутные действия русских под руководством Суворова, моряки одержали победу над французами в Бари, после чего был отслужен молебен у мощей Николая Спасителя.

После освобождения Мальты по приказу императора черноморская эскадрилья вернулась в Севастополь.

Шел 1800 год, а через год в результате переворота на престол Российской империи взошел Александр І, изменивший судьбу морского флота России.

После перевода командиром Балтийского флота Федор Федорович жил в Петербурге, его дом был известен всем нуждающимся. Некоторые получали помощь в виде еды и одежды, другие уходили с нужным советом, осиротевшие племянники постоянно находились под опекой любящего дяди.

Политика императора, подписавшего договор с французами, болью отозвалась в сердце адмирала, и он в конце 1806 года получил положительный ответ на поданное прошение об отставке.

«Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны — да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением».

Святой праведный воин Феодор Ушаков

5 августа – День прославления святого праведного воина Феодора Ушакова (1745–1817).

Святой праведный воин Феодор Ушаков навеки вошел в российскую историю как талантливейший флотоводец, не знавший ни одного поражения и одержавший множество громких побед, которые позволили России стать одной из сильнейших европейских держав. В этом году 15 октября в России будут отмечать 200-летие преставления ко Господу святого адмирала.

Федор Ушаков родился в селе Бурнаково Романо-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. Отец – Федор Игнатьевич Ушаков (1710–1781), сержант в отставке и дворянин, дядя – святой старец Феодор Санаксарский.

Российская эскадра под командованием Федора Ушакова

В 16 лет Федор был отправлен в Петербург, где обучался в Морском корпусе. По прошествии двух лет в чине гардемарина совершил свое первое учебное плавание, которое проходило на корабле «Святой Евстафий». Окончил Морской корпус в 1766 г. и в том же году был зачислен мичманом в галерный флот на Балтике.

В 1772 г. во время Русско-турецкой войны Федор Ушаков, будучи капитаном палубного бота «Курьер», с кораблями Азовской флотилии прикрывал устье Дона от нападения турецкой эскадры, а затем защищал берега Крыма. Осенью 1773 г. участвовал в обороне Балаклавы. В 1783 г. был отправлен на строительство 66-пушечного корабля «Святой Павел», тогда же принял активные меры для борьбы с эпидемией чумы в Херсоне, за что был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени.

Читайте также:
Валентин Амфитеатров - жизнь и биография, чудеса и труды, могила на ваганьковском кладбище

В начале Русско-турецкой войны 1787–1791 гг. русский адмирал сыграл решающую роль в сражении у острова Фидониси 3/14 июля 1788 г. Тактика, примененная Ушаковым в том сражении, стала примером для русских моряков многих поколений.

Реконструкция облика адмирала Ушакова

В апреле 1789 г. Федор Ушаков был произведен в контр-адмиралы, а с марта 1790 г. руководил Черноморским флотом. В 1790–1791 гг. защищал восточное побережье Черного моря от Синопа до Анапы, уничтожил около 20-ти турецких транспортных кораблей, нанес поражение турецкой эскадре в Керченском проливе, разгромил турецкий флот между Хаджи-Беем (современная Одесса) и островом Тендра, за что был удостоен орденов Св. Владимира 1-й степени и Св. Георгия 2-й степени.

31 июля/11 августа 1791 г. у мыса Калиакрия (Северная Болгария) Федор Ушаков одержал победу над имевшим двойное превосходство турецким флотом. Создавшаяся непосредственная угроза Стамбулу с моря заставила султана пойти на заключение выгодного для России Ясского мира, закрепившего за ней все северное побережье Черного моря от Днестра до Кубани.

После образования Второй антифранцузской коалиции (Россия, Турция, Англия, Австрия) в августе 1798 г. под руководством Федора Ушакова союзный русско-турецкий флот освободил от французов Ионические острова (Цериго, Занте, Кафеллония, Св. Мавра), захватил крепость Корфу, главный опорный пункт Франции на Адриатике. По его инициативе на Ионических островах была создана Республика Семи островов – первое независимое греческое государство после падения православного Константинополя.

Адмирал Феодор Ушаков не проиграл ни одного сражения

С января 1807 г. Федор Федорович Ушаков подал в отставку по причине болезни и жил до кончины в 1817 г. в своей усадьбе в Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии близ Санаксарского монастыря, основанного его дядей – святым Феодором Санаксарским.

На кораблях флотилии Федора Ушакова ежедневно совершались богослужения, он выступал против муштры и старался внушить своим подчиненным то, что защита Отечества есть дело богоугодное и праведное.

Свое 200-тысячное имение в конце жизни адмирал роздал родственникам, а 500 десятин земли в Севастополе, подаренной ему Екатериной Великой за выдающиеся победы, отдал городу.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001 г. адмирала Федора Федоровича Ушакова причислили к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии. 6 октября 2004 г. Архирейский Собор Русской Православной Церкви причислил Федора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных. Почитается как святой покровитель Военно-Морского Флота и Воздушно-Космических Сил.

Мощи святого почивают ныне в Санаксарском монастыре.

Память святому праведному воину Федору Ушакову совершается в день его прославления – 23 июля/5 августа, а также в день его блаженной кончины – 2/15 октября.

Завершающие годы жизни

Подав в отставку, праведный воин поселился в деревне Алексеевке, недалеко от Санаксарского монастыря, где некогда служил его дядя.

Своими воспоминаниями о годах жизни в уединении славного адмирала России поделился иеромонах Нафанаил. По его словам, Ушаков жил без излишеств, часто приезжал на молитвенные службы, Великий пост святой воин жил в стенах монастыря, выстаивая с монахами все службы.

Монастырская казна не раз пополнялась значительными суммами ревностного верующего Ушакова.


Архиерейский собор признал легендарного адмирала святым

По состоянию здоровья адмирал не смог уйти в ополчение в 1812 году, когда началась война с Наполеоном, но помогал в тылу тем, что обосновал госпиталь на свои сбережения и этим помогал фронту.

Верный прихожанин православной церкви, истинный христианин умер 2 октября 1817 года и был похоронен около святого Федора, своего дяди.

Преподобный Максим Грек

Преподобный Максим Грек (XV – XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505 – 1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.

Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.

Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось.

Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что “в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты”. Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.

Читайте также:
Житие Иоанна Русского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю “Главы поучительные к начальствующим правоверных”, в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий преподобный стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: “Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук”. В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: “Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну. “

Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение “Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении”. Вот несколько слов из этого яркого сочинения: “Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа. ” Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.

Преподобный преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы Преподобного, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.

Святой Максим Грек

Имя Максима Грека известно по всему миру, но редкий человек сможет рассказать о жизни этого святого и местонахождении его святых мощей. Аскет и проповедник, первый богословский переводчик, публицист, один из известнейших монахов острова Афон, узник, проживший более 30 лет в плену русских монастырей, святой Русской православной церкви, но грек по происхождению — все это преподобный Максим Грек.

Житие проповедника

Жизнь святого Максима Грека настолько насыщена разного рода событиями, что абсолютно любого человека не оставит равнодушным как биография святого, как и его духовный подвиг. Максим Грек — удивительный пример поистине верующего и преданного Христу для каждого человека, стремящегося к духовной жизни.

Биография

Максим Грек родился в богатой греческой семье в 1470 году. Его родители, известные в городе Арте и за его пределами своей благочестивостью — Эммануил и Ирина принадлежали к одной из самых почитаемых фамилий — Триволис. Известно, что к этому же знатному и состоятельному роду принадлежал один Патриарх из Константинополя. Родители Михаила (такое имя было дано при рождении Максиму Греку) имели очень хорошее образование и были философами. Отец был советником при дворе императора.

В те годы в Греции привычным было давать христианское воспитание, поэтому Михаил с детства знал Закон Божий, однако, на этом образование мальчика не ограничивалось — родители, рассчитывая, что в будущем их сын займет какую-нибудь хорошую должность, дали ему и отличное светское образование.

Когда Михаилу исполнилось 10 лет, он вынужден был покинуть родительский дом и уехать на остров Корфу для обучения у философа Иоанна Мосхоса различным наукам. Получив начальное образование, Михаил переехал в Италию, в то время в этой стране происходили важные процессы в области культуры, искусства и религии. Михаилу посчастливилось, пребывая в Италии, познакомиться с видными деятелями эпохи Возрождения.

Наравне с науками в Италии довольно быстро распространялись такие науки, как астрология и ряд ей подобных, ставящих под сомнение существование Бога. И, хотя Михаил активно знакомился с различными учениями, он всегда оставался верен Господу. Также именно в Италии Михаил начал увлекаться философией и языками, что в дальнейшем сослужит ему хорошую службу на стезе переводчика.

Путешествуя по Венеции, Михаил знакомится с одним из видных гуманистов того времени Альдом Мануцием, именно от него получает первые знания по книжному делу — редактированию текстов и источниковедению. Находясь во Флоренции, Михаил часто посещал библиотеку Медичи, огромное впечатление на него произвели в свое время труды Джироламо Савонаролы — доминиканского монаха.

Читайте также:
Антоний Смирницкий - житие и творения, дни памяти и почитание, наставления

Следует заметить! Благодаря переезду в Италию Михаилу открылась возможность путешествовать по разным странам, за это время он побывал в Германии и Франции, что способствовало изучению иностранных языков.

Богословский переводчик

Максим Грек принял постриг в Ватопедском монастыре на Афоне в 1507 году, и, хотя этот монастырь был католическим, большую часть своей жизни святой отдал служению православной вере. В Ватопедской обители инок Максим принялся увлеченно изучать сокровища монастырской библиотеки — рукописи Андроника Палеолога и Иоанна Кантакузина.

Когда Грек достиг возраста Христа, неожиданно духовенство обращается к нему с просьбой о помощи от великого Московского князя Василия Иоанновича разобрать рукописи и книги своей матери — Софьи Палеолог. Максим Грек отправился в Москву, где сначала занялся переводом Псалтыря и его толкования на славянский язык, а затем толкование книги Деяний Апостолов, а также еще нескольких книг, необходимых для совершения богослужений.

Инок Максим, отличающейся большой ответственностью к вверенному ему делу, очень старался как можно ближе к первоисточнику перевести книги, но в силу того, что славянский язык в силу своего греческого происхождения был ему чужд, в текстах все встречались некоторые неточности. Однако митрополит Московский Варлаам довольно высоко оценивал переводы Максима Грека, невзирая на некоторое небольшое несоответствие оригиналу, чего нельзя сказать о митрополите Данииле, который сменил Варлаама.

Митрополит Даниил приказал преподобному Максиму перевести на церковнославянский язык историю Феодорита, понимая, сколько времени и трудов займет этот непростой перевод, Максим отказал в просьбе митрополиту, указывая также на тот факт, что в данной истории имеют место письма от раскольника Арии, что может быть неверно истолковано читающими и потому опасно. С этого отказа началась вражда между митрополитом и Максимом Греком, несмотря на которую инок не оставлял своего труда, направленного на духовное просвещение России.

Максим Грек в этот тяжелый для него период перевел толкование Иоанном Златоустом Евангелия от Матфея и Иоанна, кроме того, смог написать несколько своих сочинений.

Интересно! Говоря о Максиме Греке, стоит упомянуть тот факт, что он никогда никого не боялся и в вопросах веры всегда стоял на стороне истины. Так, многие биографы упоминают случай, когда Василий Иоаннович имел намерение развестись со своей супругой Соломонией из-за того, что та не могла родить ему детей, Максим нисколько не опасаясь за свою дальнейшую судьбу, отправил князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых говорилось о том, что социальное положение князя не дает ему права действовать из своих плотских побуждений и идти тем самым против Бога.

Жизнь в заточении

Вскоре после этого случая преподобный Максим Грек был заточен в темницу, и далее в его жизни начался сложный, полный телесных и душевных страданий этап. Максиму Греку напомнили о тех вариантах перевода богослужебных книг, где им были допущены неточности, но теперь такие «вольности» считались его прямой виной и намеренной порчей книг.

Дни, проведенные в темнице, были для преподобного Максима одними из самых тяжелых еще и потому, что ему запретили заниматься любимым делом, на которое его поставил Господь — переводами и написанием собственных книг. Однако, среди страданий имел возможность Максим ощутить и Божию милость — в темнице было ему знамение, в котором явился ангел и из его уст прозвучали слова о терпении и о том, что пережив эти муки, Максиму удастся избавиться от мук вечных.

Ни на минуту не забывая о том, что на все воля Божья, преподобный Максим написал углем на стене канон, обращенный к Святому Духу: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…». Этот канон и в наши дни читается в церкви.

Высылка в Тверь

В заточении Максим Грек провел без малого 6 лет, после чего он был освобожден и направлен в город Тверь, имея при этом церковное запрещение. В Твери к преподобному Максиму был поставлен в качестве надзора епископ Акакий, но нужно заметить, что по характеру он был добрым и очень жалел невинно пострадавшего за веру.

Находясь в Твери, Максим Грек написал произведение, включающее собственную автобиографию — «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Одна из самых важных цитат, отражающих мироощущение преподобного, звучит так: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе принять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа…».

Важно! Только по прошествии 20 лет проживания в Твери с Максима Грека был снят запрет на церковное запрещение и было разрешено проживать без надзора.

Перед смертью несколько лет Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Несмотря на то что многие годы изгнания и заточения нанесли серьезные урон здоровью, он не останавливался ни перед чем и продолжал свое дело. Благодаря помощи своего келейника и ученика Нила, преподобному удалось перевести Псалтирь на церковнославянский язык.

Читайте также:
Ириней Лионский: житие и биография святителя, творения и книги

Умер святой Максим Грек в преклонном возрасте, 21 января 1556 года. Тело его похоронено у западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры — последнего своего приюта.

Почитание и мощи

Максима Грека почитают, прежде всего, как покровителя переводчиков, а также как помощника во всяком научении (оттого к его помощи часто обращаются семинаристы).

Также к иконе святого Максима Грека обращаются в тех случаях, когда:

  • необходимо укрепить дух верующего;
  • требуется помощь в спасении от уныния и депрессии;
  • необходимо исцеление от разного рода недугов;
  • необходимо обрести твердость в вере и способность противостоять искушениям.

Мощи преподобного Максима Грека находятся в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры. Ежедневно любой желающий может помолиться у раки со святыми мощами и попросить святого Максима Грека о том, в чем нуждается более всего.

Дни памяти

Преподобного Максима Грека почитают не только в России, но и в разных странах, где проводится день святого Максима Грека. Как святой Максим Грек почитается в Константинопольской и Элладской Церквях, его лик запечатлен на многих иконах, наиболее известна из которых — икона Собора Радонежских святых.

С почитанием Максима Грека связаны 2 даты:

  • 21 января (3 февраля по новому стилю) — день смерти святого;
  • 21 июня (4 июля по новому стилю) — день обретения мощей.

В эти дни проходят праздничные богослужения не только в Троицко-Сергиевой Лавре, но и во многих других церквях.

Труды

Максим Грек перевел такие книги, как:

  • «Деяния Апостолов»;
  • «Сборник церковных канонов»;
  • комментарии Иоанна Златоуста к Евангелию от Матфея и Иоанна;
  • книги Ездры;
  • отрывки из книг Есфири и Даниила;
  • несколько трудов Симеона Метафраста.

Цитаты

Наиболее известные цитаты Максима Грека:

  • «Мы созданы на земле, чтобы быть радетелями бессмертной красоты и участниками тайных Божиих бесед. Познаем же, душа, высоту своей славы и не уподобим бессмысленно себя бессловесным животным. Не один и тот же конец будет нам и им, о душа, равно как и образ не один и тот же у обоих».
  • «Более всего делают славным и долговременным православное земное царство три добродетели: правда, то есть справедливость суда, который не смотрит на лицо судящихся и не берет подкупа; второе — целомудрие, то есть чистота жизни и обуздывание естественных движений богоугодным воздержанием; и третье — кротость к подчиненным, растворенная царской грозностью, для их исправления, а не для погубления. Царь, направляющий жизнь свою по этим трем добродетелям, есть воистину православный «царь- одушевленный образ Самого Небесного Царя».

Преподобный Максим Грек: Он не боялся обличать самого царя

Преподобный Максим Грек: краткая биография

Максим Грек приезжает в Москву в 1518 году.

Когда игумен Ватопедского монастыря на Афоне избрал его в качестве ученого мужа, прислать которого в Россию просили посланники Великого князя Московского Василия III , инок Максим долго отказывался от этого поручения. По просьбе Государя Московского вместо него в Россию должен был ехать старец Савва, но тот по своей немощи и преклонному возрасту отказался, и так выбор пал на Максима Грека.

К тому моменту Максим Грек (в миру Михаил Триволис) провел в Афонском монастыре уже около 10 лет. Пострижению в монахи Ватопедского монастыря предшествовали годы странствия по Европе, учения у профессора Парижского университета и итальянских гуманистов. В Италии он изучал и произведения языческих авторов античности, а потом, оказавшись под влиянием католического проповедника Дж. Савонаролы, поселился в Доминиканском монастыре Сан-Марино. Но католическое учение не привлекло Максима Грека (потом, в России он напишет 15 сочинений против Римской церкви, пытавшейся распространить свое влияние в стране Российской). И в 1504 он возвращается на родину – в Грецию, а вместе с тем и в Православие, и принимает постриг в одном из Афонским монастырей. Здесь, на Афоне, он и хотел продолжить свое служение Богу. Однако в 1515 году ему пришлось покинуть его.

Василий III приглашал в Москву ученого мужа для перевода духовных книг из княжеской библиотеки с греческого на церковно-славянский. Покидавший Афон Максим Грек не знал ни книжного церковно-славянского, ни разговорного русского языков. Последнему он научился за 3 года пребывания в Царьграде с сопровождавшими его в Россию посланниками великого князя. Церковно-славянскому он учился уже в России, делая переводы греческих книг из богатой библиотеки Великого князя.

Первым трудом Максима Грека в России был перевод Толковой Псалтыри – одной из самых популярных книг Древней Руси. Переводил еще не знавший церковно-славянского языка Максим Грек с греческого на латынь, стараясь при этом сохранить верность подлиннику, с латыни на славянский передавали тексты данные ему в помощь переводчики Димитрий Герасимов и Власий. Через полтора года текст перевода был передан великому князю и одобрен митрополитом Варлаамом, ставшим покровителем преподобного при московском дворе.

Читайте также:
Житие Василия Блаженного - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Труд Максима Грека был оценен великим князем, и, несмотря на просьбы преподобного отпустить его на Афон, он был оставлен в Москве. Вслед за переводами других церковных книг последовало и иное поручение – заняться редакцией и исправлением богослужебных книг. В 17 веке подобная работа стала одной из причин раскола церкви. В 16 веке Максим Грек был обвинен в ереси. С этого момента и начались бедствия Максима Грека в земле Русской. Пока на кафедре Московской оставался митрополит Варлаам, а великий князь покровительствовал преподобному, противники греческого переводчика не выражали свое недовольство открыто. Но с приходом на митрополичью кафедру инока Волоколамского монастыря и защитника иосифлян Даниила нападки на сторонника нестяжателей Максима Грека усилились.

К этому времени относятся и выступления преподобного против католической церкви, потесненной протестанством на Западе и потому стремившейся распространить свое влияние на Востоке. Теперь ему пригодилось близкое знакомство с западной культурой и философией Возрождения. Когда-то увлеченный учением гуманизма о судьбе и предопределении преподобный в своем сочинении «О фортуне» теперь критиковал его, ведь согласно ему человек может не только заглянуть в свое будущее, но и изменить его. По убеждению Максима Грека, католичество находилось во власти «внешней» философии (в противовес философии «внутренней», характерной для Православия), которая стремилась подчинить богословие учению Аристотеля, «отходя от божественного закона».

Поворотным для Максима Грека стал 1524 год. Когда великий князь Василий III решил расторгнуть брак со своей бесплодной супругой Соломонией и заточить ее в монастырь, преподобный, и до того не молчавший при попытках власть предержащих нарушить закон Божественный, не смолчал и на этот раз. В своем послании государю он убеждал его не покоряться страстям плотским. По глубокому убеждению Максима Грека, самодержец – тот, кто умеете держать самого себя в руках, охраняя себя от 3 греховных страстей – «сластолюбия, славолюбия, и сребролюбия».

Этим посланием (посчитав его показателем нетолерантности греческого переводчика по отношению к русской власти) воспользовались недруги преподобного и обвинили его в измене и ереси. На суде ему, проведшему несколько дней в кандалах в темнице Симонова монастыря, вменили в вину неправильный перевод греческих книг, якобы искажавший их подлинный смысл, и сношения с опальными боярами и турецким послом. В оправдание свое Максим Грек привел 2 аргумента: во-первых, незнание русского языка – ведь первые свои переводы он делал с греческого на латынь, стремясь сохранить верность греческом подлиннику, — а главное, тот факт, что за годы работ многих поколений переписчиков и переводчиков многие греческие тексты были искажены, и, таким образом, он лишь восстанавливал их прежнее звучание. Доводы эти, однако, не были услышаны. Преподобный, отлученный от принятия Святых Тайн, был осужден и заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь.

На этом его страдания не закончились. В 1531 году он снова был потребован к суду. К прежним обвинениям в ереси и неправедном переводе книг, добавились и новые – в волшебстве, чернокнижии, а также – нестяжательстве и непочитании русских монахов-чудотворцев, чьи обители владели землями. Преподобный стал жертвой своего знания и религиозной борьбы нестяжателей и иосифлян. Новым местом заключения стал Тверской Отрочь монастырь.

В 1534 году умирает великий князь Василий III и Максим Грек решает писать исповедание, в котором оправдывает себя и сделанные им переводы книг. В заключении своего письма он обращается с просьбой отпустить на Святой Афон. Но и на этот раз мольбы его были не услышаны – его, знавшего слишком много, не отпускали из России.

Между тем, царица Елена Глинская умерла, митрополит Даниил был сослан в Иосифов монастырь. По заступничеству нового митрополита преподобного допускают к принятию Святых Тайн и возвращают часть его обширного архива, конфискованного еще при первом аресте. В 1545 к царю Иоанну пишут патриархи Вселенский и Александрийский, с просьбой о заступничестве и освобождении. Прошение это было услышано только в 1551 году, и преподобный был переведен с честью в Троице-Сергиев монастырь (после 20-летнего заключения в Твери). Здесь он занялся близким душе его делом — переводом Псалтыри на русский язык. В обители его посещал царь Иоанн IV , который через год пригласил его в Москвы для борьбы с новой ересью Матвея Башкина.

Еще через год (1556) преподобный скончался. Гробница его находится в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, на которой выбиты строчки:

Блаженный здесь Максим телом почивает,

И с Богом в небеси душою пребывает.

И что Божественно он в книгах написал,

То жизнию своею и делом показал.

Оставил образ нам и святости примеры,

Смирения, любви спасения и веры!

Канонизирован Православной Церковью в 1988 году. Мощи святого были обретены в 1996 году у Духовского Храма Троице-Сергиевой Лавры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: