Житие праведного царя Давида – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Житие святого царя Давида и в чем помогает икона пророка, тексты молитв

О царе Иудеи, святом Давиде сохранилась память как о лучшем правителе страны за всю историю еврейского государства. Давид родился за 1000 лет до Христова Рождества, он царствовал на протяжении 40 лет в Иудее, при этом 33 года правил объединенным государством со столицей в Израиле. Царь соблюдал Божьи законы и проповедовал веру. На его долю выпало множество испытаний, но он прошел через них, не изменив своей вере.

Происхождение и житие святого Давида

О жизни святого Давида известно из Библейской «Книги царств». Будущий царь родился в семье простого жителя Вифлеема – Иссея. Он был младшим сыном, на протяжении многих лет помогал отцу пасти гусей. Одновременно с совершением работы он много размышлял о вере и жизни, любил играть на гуслях, был мудр и умен не по годам.

Однажды на двор к Иссею явился прозорливец, судья Израиля. Он стал расспрашивать отца о сыновьях, полагая, что один из них станет иудейским лидером. Каждый из сыновей обладал талантами, но что-то не нравилось судье, казалось ему недостоверным. Наконец, перед ним предстал младший брат. Он закончил свою работу и, задумавшись, возвращался домой. Молодой человек был красив, строен, белокур. Его речи произвели впечатление на судью, он предсказал юноше царское правление. Тут же, во дворе отцовского дома, судья Самуил помазал елеем избранника, объявив, что видит перед собой правителя Иудеи.

Юноша продолжал свою привычную жизнь, но однажды был призван ко двору царя Саула. Как говорит библейское предание, Саул был одержим бесами. Ему было настолько плохо, что облегчение наступало лишь при звуке гуслей Давида и исполнении им псалмов.

Жизнь при дворе на многое открыла глаза юноше, он понял, что все вокруг пропитано ложью и беспринципностью. Постепенно он занял место военачальника при Сауле, но был удручен этим. За ним шли воины и простой народ, потому что он был убедителен, но Саул все еще оставался на троне.

После очередной победы Давида Саул распорядился убить его. Будущему царю удалось бежать, с верными воинами он скрывался на северной территории Палестины. Через некоторое время его назвали царем этих земель. После смерти Саула Давид стал править объединенным государством. У власти он оставался до самой старости.

Служение Богу

Царь Давид всегда верил во Всевышнего Господа, он нес это знание через годы, щедро делился со своими подданными. На протяжении всех лет правления Давид совершал благие дела. Ежегодно праздновались религиозные даты, приносились жертвоприношения. Город, который стал столицей объединенного государства, получил название «Город мира». Иерусалим был одинаково радушен для всех: иудеев, язычников, католиков.

Давид стал основателем традиции совершения богослужения. Песнопения, как вид церковного служения, были придуманы и воплощены великим иудейским правителем.

Кончина

Давид, как и все святые, предчувствовал свою кончину. Еще при жизни он совершил мудрый и требующий уважения поступок – назначил царем Соломона. Старец умер спокойно, окруженный своими подданными и воспитанниками. После кончины его прозвали царем-псалмопевцем.

Значение и почитание в православии

Фигура царя Давида – центральная фигура в истории еврейского народа. Псалмопевец, который взошел на трон, был простым пастухом, любившим играть на гуслях. Затем правитель изменил мир: стал объединителем земель, создал государство мира, воспел Божье слово.

Это имя останется навеки среди тех, кто знаком с основами библейской истории. Царь Давид – истинный помощник Господа, призванный изменить мир вокруг себя, создать государство без козней и войн.

Иконография

На многочисленных иконах святого псалмопевца изображают царем. Его дорогие одежды не оставляют сомнений в предназначении. Золото и багрянец смешиваются между собой, создавая теплые и спокойные полутона. Руки заняты свитками. Чаще всего там написаны пророчества из Псалтыря, которые касаются появления на свет Мессии.

Полотна относятся к старой школе иконописи. Кроме того, царя Давида часто пишут на фоне сцен из жития. Особенно распространен сюжет, касающийся сцены смерти от руки царя легендарного Голиафа.

О чем просят у святого пророка

Перед ликом пророка-псалмопевца, от рода которого произошел на свет Иисус Христос, чаще всего просят о даровании благословения. К нему обращаются, чтобы вымолить прощение за грехи, ведь история Давида показывает, что Господь способен отпускать грехи, если есть факт глубокого покаяния. Традиционно обращают молитвы о здравии родных или близких людей, о даровании мира или благополучия.

Православные тексты

В честь псалмопевца написано множество текстов. Со словами молитв к лику пророка можно обращаться дома, акафисты и каноны поют во время церковных богослужений.

Тропарь

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.

Кондак

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Молитва

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Акафист

Избранный Богом на служение пророческое, подвигами твоими Творца и Господа прославивый, промысел благий о спасении рода человеческаго явивый, святостию жития твоего просиявый; псалмы твоими хвалу Царю Небесному воздавый; похвальная восписуем ти, преславный царю Давиде. Ты же, яко имеяй дерзновение велие у Милосерднаго Господа, предстательством твоим небесным выну помогай нам, да зовем ти:

Читайте также:
Святой Андрей Критский - житие и труды, мощи и дни памяти, творчество

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Икос 1

Ангелов Творец избра тя от колена Иудина и дома Иесеева в цари народу своему и благодатию пророческою наполни тя, да воспоеши во псалмех величие, милосердие и премудрость Создателя нашего и промысла Его благаго о спасении нашем образ и обетование явиши. Мы же, дивящеся таковому о тебе благоизволению Божиему, вопием ти сице:

Радуйся, избранниче Божий, присный о душах наших молитвенниче предивный.

Радуйся, по Слову Вседержителя в прародители по плоти Сыну Божию приуготованный.

Радуйся, Израиля ветхаго благословение.

Радуйся, Церкви Христовой, Израиля новаго, молитвенное предстательство.

Радуйся, всех приходящих к тебе благодатию озаряющий.

Радуйся, благия желания наша исполняющий.

Радуйся, всякую печаль от нас удаляющий.

Радуйся, всех чтущих память твою пред Богом поминающий.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 2

Видя Премудрый Господь наш нечестия царя Саула, повеле пророку своему Самуилу пойти в дом отца твоего Иесея и помазати единаго от осьми сынов его в новые царие Израильстии; тем же, святе Давиде, помазания елея от руки Провозвестника Божия восприявше, воспел еси Всемилостивому Богу нашему: Аллилуия.

Икос 2

Разумом богоблагодатным просвещен был еси, прехвальне Давиде, от юности твоея, яко закон Господень от пророка Моисея Израилю данный усердно исполнял еси, дни отрочества твоего во трудех и молитвах проводил еси, созерцая величие творения Божия, хвалу Создателю возносил еси. Мы же, воспевая ныне таковое благочестие и благоразумение твое, взываем ти сице:

Радуйся, от младенчества сердце твое Господеви предавый.

Радуйся, от юности разум твой Божиею премудростию напитавый.

Радуйся, от созерцания творения ум твой ко Творцу возносивый.

Радуйся, красоту и величие Божия творения воспевый.

Радуйся, отцу земному доброчестно послуживый.

Радуйся, от дней отрочества твоего Царю Небесному угодивый.

Радуйся, о чадех наших ко Господу теплое моление.

Радуйся, родителей и наставников в благочестии утверждение.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 3

Сила и благодать Всесвятаго Духа чудесно помогаше ти, всехвальне Давиде, во всех благих начинаниях твоих; многое великое и славное даровано бысть тебе от Всемогущего Бога: дар песенный, высокия добродетели, земное величие и небесное увенчание, на враги и супостаты одоление, и любы велия народа к тебе; ты же за вся сия благодеяния воспевал еси Вседержителю: Аллилуия.

Икос 3

Имуще смущение велие от духа злаго воздвизаемое, Саул царь повеле отыскати мужа в игре на гуслех искуснаго, дабы оный умирил есть дух царев, благодати не имущий. Ты же, угодниче Божий, по повелению царевому стада своя оставил еси, в чертози царстии вселился еси и утешение игрою своею царю израильскому приносил еси. Мы же, таковое твое благочестие и искусство похваляюще, зовем ти таковая:

Радуйся, воле царя земнаго внявый и верно ему послуживый.

Радуйся, скорби и недуги его душевныя благодатно исцелявший.

Радуйся, послушанию истинному нас научаяй.

Радуйся, духа злобы и буйства от нас удаляяй.

Радуйся, страстьми одержимых от погибели спасающий.

Радуйся, от искушений бесовских и падений греховных избавляющий.

Радуйся, сострадати страждующим нас научающий.

Радуйся, теплотою любви твоея нас согревающий.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 4

Буря превеликаго нашествия филистимлянскаго потрясе землю Израильскую, обаче не возможе поколебати веры твоея, святе Давиде, во Всемогущего Господа. Тем же, верою велиею твоею укрепляем, не убоялся еси идти супротив Голиафа, грознаго воеводы филистимлянскаго, и победивши онаго, возблагодарил еси Творца нашего. Людие же израильстии о победе твоей радующиеся, воспеша Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слыша, премудре Давиде, от людей израильстих пение хвалебное: “Саул тысячи победи, Давид же десятки тысяч” смутился еси зело и в смирении сердца твоего гласом внутренним возносил еси хвалу Вседержителю. Мы же, победу твою, верою совершенную, и смирение твое восхваляюще, вопием ти сице:

Радуйся, все упование твое на Господа возлагавый.

Радуйся, яко выну Господа пред собою зревый.

Радуйся, земли своея мужественный защитителю.

Радуйся, наветов вражиих мудрый разорителю.

Радуйся, любовию и благодарением от народа твоего почтенный.

Радуйся, от сына царева, Ионафана благочестиваго, дружбою одаренный.

Радуйся, от царя Саула, зависти ради, гонения претерпевый.

Радуйся, от Господа сил венец за веру и благочестие приемый.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Святой Давид Гареджийский: жизнеописание, чудеса, дни памяти

Святой Давид Гареджийский – известный христианский монах, считается учеником Иоанна Зедазнийского, который пришел в Иверию из Антиохии, чтобы проповедовать веру в Христа. Считается одним из тринадцати сирийских отцов, основателем грузинского монашества. В этой статье мы приведем его жизнеописание, расскажем о чудесах, которые с ним связаны, а также о днях памяти святого.

Обстановка с христианской верой в Грузии

Святой Давид Гареджийский появился в Грузии по повелению Божией Матери. В эту страну он пришел в середине VI века из Сирии в компании с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе дюжины его учеников.

Первоначально святые отцы поселились неподалеку от Мцхеты, на горе Зедазени. Спустя три года Иоанн отправил своих учеников и сподвижников в разные уголки Грузии, чтобы проповедовать христианское учение. Давид вместе со своим учеником Лукианом обосновался на горе Мтацминда, лежащей в окрестностях Тбилиси.

К тому времени Грузия уже была два века, как крещена святой Ниной. Но на протяжении всего этого времени она испытывала сильное давление со стороны Персии, постоянно подвергалась опустошениям из-за нашествий персов, некоторое время находилась на осадном положении. Первоначально персы пытались мечом вытравить христианскую веру, затем стали действовать хитрее.

В результате доходило даже до того, что капища огнепоклонников, размещали около входов в христианские храмы. В связи с этим появлением отцов-сирийцев в Грузии некоторые даже называют вторым крещением страны, так как к тому времени положение христианской веры сильно пошатнулось.

Читайте также:
Святитель Феофан Затворник – житие и труды, мысли и советы

Рождение камня

Поселившись неподалеку от Тбилиси, грузинский святой Давид Гареджийский начал регулярно выходить к местным жителям, наставляя их на путь христианства. Как правило, он каждый четверг спускался с горы в город, чтобы обращать грузин обратно в лоно церкви. Многие последовали за ним.

Огнепоклонники, естественно, были недовольны таким положением вещей. Тогда они подкупили павшую девицу, чтобы она оклеветала Давида, назвав его виновником в том, что она стала падшей женщиной.

Жители вызвали святого Давида Гареджийского в суд. Лицом к лицу он встретился с этой девушкой, прикоснулся к ее чреву посохом и спросил, является ли он отцом. Оттуда раздался голос, который ответил, что нет, а затем назвал истинного виновника падения девушки. После этого на глазах у изумленной толпы она родила камень.

Это удивительное чудо надолго осталось в памяти местных жителей. А сам святой Давид Гареджийский в память о небесном заступничестве попросил у Господа открыть целебный источник на горе, где он обосновался. К нему до сих пор приходят женщины со всей страны, которые страдают от разнообразных гинекологических заболеваний.

Жизнь в глуши

После этого происшествия Давид вместе со своим учеником покинули окрестности Тбилиси и отправились на юго-восток. Они обосновались в пустынной местности под названием Гареджи. Здесь монахи выкопали в горе кельи для себя и поселились в них.

Со временем вокруг них начали появляться другие отшельники, желавшие молиться Богу рядом со святым Давидом Гареджийским в Грузии. В результате обосновалась знаменитая до сих пор Давидо-Гареджийская лавра.

Паломничество в Святую Землю

Незадолго до своей смерти Давид отправился в Святую Землю для поклонения. Оказавшись уже на горе, с которой открывался вид на Иерусалим, святой вдруг заявил своим спутникам, что недостоин ступать на те места, в которых бывал Спаситель.

Вместо этого он попросил за него помолиться у Гроба Господня, а сам взял три камня, сложил их в свою котомку и вернулся обратно.

В это время к иерусалимскому патриарху явился ангел, который передал, что возлюбленный Богом Давид забрал всю благодать этого места, велев снарядить за ним скорохода, который забрал бы обратно два камня у преподобного.

Так и произошло. Третий камень Давид принес в свою лавру, он в ней хранится до сих пор. В настоящее время камень находится в сокровищнице Троицкого кафедрального собора грузинской столицы.

Преподобный Давид умер 20 мая 605 года, в Вознесение. Эта дата и считается днем его памяти.

Кашвети

С именем святого связывают происхождение церкви Кашвети, которая сегодня расположена в центре Тбилиси. Она была построена с 1904 по 1910 год по проекту архитектора Леопольда Бильфельда, который основывался на средневековом соборе Самтависи.

Согласно житию святого Давида Гареджийского, именно на этом месте подстрекаемая язычниками женщина обвинила его в том, что беременна от него. Давид же в ответ заявил, что ее неправота станет очевидной, когда родит она камень. Так и произошло, после чего это место получило название “кашвети”, которое происходит от двух грузинских слов со значением “рожать” и “камень”.

Церковь святого Давида

В самом Тбилиси, на пантеоне Мтацминда, расположена одна из главных православных святынь страны – храм святого Давида Гареджийского.

Она была построена в период с 1859 по 1871 год. Освящена в честь христианского сподвижника VI века. В честь этого здесь ежегодно отмечают грузинский церковный праздник под названием мамадавитоба, который посвящен основателю грузинского монашества.

Отмечают его в день памяти святого – в первый четверг по Вознесении Господнем. Центральные мероприятия проходят в Тбилиси, а также на горе, где расположена пещера старца, а также источник, появление которого местные жители связывают с преподобным.

Источник бьет неподалеку от церкви, его вода считается целебной. Верующие убеждены, что она помогает избавиться от бесплодия. На северной стене храма большое количество небольших камней, которые прикрепляют для исполнения желания.

С 1929 года в церкви существует пантеон, на котором хоронят выдающихся людей Грузии, среди которых известные артисты, писатели, ученые.

Мужской монастырь

Связан с именем этого святого и одноименный мужской монастырь. Это целый комплекс пещерных монастырей, относящихся к VI веку приблизительно в 60 километрах от Тбилиси в районе грузино-азербайджанской границы.

Главным из них считается лавра святого Давида, расположенная на северном склоне горы. Это древнейший монастырь всего комплекса, основанный одним из тринадцати сирийских отцов в естественной пещере Гареджа.

В IX веке в окрестностях этого места были сооружены трапезная и Преображенская церковь. После этого монастырь не раз страдал от нашествий чужеземцев. В XI веке его разграбили сельджуки, а в XIII в. – монголы. В начале XV столетия он был сильно разорен Тамерланом, а еще примерно через век персидским шахом Аббасом I.

Первые попытки восстановить монастырь начал предпринимать царь Теймураз в конце XVII века. Фактически его возрождением считается 1690 год, когда его настоятелем стал преподобный Онуфрий Мачутадзе. Ему удалось восстановить монастырь в старых правах, вернуть ранее принадлежавшие ему земли, возвести крепостные стены для защиты от врагов, построить трапезные.

В XVIII веке монастырь вновь подвергался многочисленным нападениям и разорениям, затем интерес к нему пропал после появления светских и духовных школ в различных городах Грузии. Вспомнили о нем только во времена советского застоя. Сюда было проведено электричество, подведена дорога, построены несколько домиков для монахов.

Именно здесь хранятся святые мощи Давида Гареджийского. Православные грузины отмечают, что за долгие века своего существования монастырь многократно подвергался нападениям и разрушениям, но все-таки сумел выстоять, сыграв важную роль в духовном развитии Грузии.

Путь до монастыря

Этот знаменитый монастырь, который сегодня превратился в популярное место у паломников, расположен в 45 километрах к югу от Сагареджо по извилистой дороге. Чуть ближе – около 30 километров – он от Гардабани, но этой дорогой редко пользуются, потому что она сильно разбита, и времени на ее преодоление вы можете потратить значительно больше.

Раньше из Тбилиси в Гареджи ходили автобусы, но сейчас их отменили. Можно доехать на маршрутке до Сагареджо, а оттуда вызывать такси непосредственно до монастыря. С некоторыми таксистами можно договориться доехать до храма прямо из Тбилиси.

В 13 километрах от этого святого комплекса находится поселок Удабно, что с грузинского языка дословно переводится как “пустыня”. До него ведет асфальтированная дорога, но добраться можно только на личном транспорте.

Из Сагареджо заказать такси до монастыря можно приблизительно за 35 лари. За эти деньги вас отвезут туда-обратно, учитывая два часа ожидания.

Читайте также:
Святая Людмила - житие и биография мученицы, мощи, дни памяти и почитание

В 2014 году появился автобус из Тбилиси, который отправляется ежедневно. Сесть на него можно в районе площади Свободы в 11 часов утра, на улице Пушкина. Стоимость проезда составляет 25 лари. За эти деньги вас доставят до монастырского комплекса, а через три часа отвезут обратно. По дороге автобус делает одну остановку в кафе “Оазис-Клаб”. Рейс работает только в туристический сезон, примерно до середины октября.

Территориальный спор

Из-за того, что часть монастырского комплекса расположена на территории Азербайджана, между двумя этими странами на протяжении многих лет продолжается территориальный спор.

Грузинские монахи, которые живут на постоянной основе в монастыре, считают все частью плана, разработанного еще в советское время с целью поссорить между собой грузин и азербайджанцев.

Грузинские власти неоднократно отмечали, что желали бы разменять эту территорию, так как она представляет большое историческое и культурное значение для страны. Однако официальный Баку отказывает из-за стратегического расположения высот, заявляя, что данный вопрос даже не рассматривается.

Как вымаливают детей?

С давних времен считается, что святой способен помочь, если женщина долго не может забеременеть. В этом случае ей следует обратиться с молитвой к святому Давиду Гареджийскому.

Для этого совсем не обязательно отправляться в далекую Грузию. Регулярно соответствующие молебны совершают в храме Троицы Живоначальной на Грязех в Москве, где есть сразу две иконы святого Давида Гареджийского. Одна из них, содержащая частицу его мощей, хранится в алтаре. Ее выносят оттуда только на время молебнов, посвященных преподобному. Вторая икона с житийными клеймами помещена в большом резном киоте у левой стены самого храма.

На молебен святому Давиду Гареджийскому в храме в Москве верующие собираются каждый понедельник в 18 часов. В основном, это женщины, как молодые, так и пожилого возраста. Некоторые приходят с мужьями. Всех их объединяют просьбы, связанные с помощью в рождении ребенка. Вот о чем молятся святому Давиду Гареджийскому.

На эти молебны приходят не только москвичи, но и люди из разных уголков страны. Приезжают даже из соседних стран. Отмечается, что в Грузии очень ценят этого святого, почитая его сразу после Георгия Победоносца и равноапостольной Нины.

Молитва святому

С соответствующей молитвой следует обращаться к христианскому святому Давиду Гареджийскому. О чем молятся ему, вам теперь известно. С такими просьбами к нему каждую неделю приходят несколько десятков человек.

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как попасть в храм?

В Москве храм живоначальной Троицы на Грязех расположен по адресу: улица Покровка, дом 13.

Если вы добираетесь до святого места на общественном транспорте, то лучше всего воспользоваться метро. Доехать следует до станции “Тургеневская” или “Чистые пруды”.

Отсюда нужно выходить к памятнику Александру Сергеевичу Грибоедову, а после проехать на любом трамвае еще две остановки в сторону храма.

Еще один вариант: доехать до станции метро “Китай-город”. Оттуда выйти на улицу Маросейка и пройти по левой стороне пешком около десяти минут.

Уважаемые друзья! Обязательно ставьте лайки и подписывайтесь на сайт и делитесь своим мнением в комментариях!

Рекомендую также прочесть :

Псы милосердия Первой мировой: Как четвероногие санитары героически спасали людей (https://otari.mirtesen.ru/blog/43258305925/)

5 частых родительских ошибок при воспитании подростка (https://otari.mirtesen.ru/blog/43314061920/)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Житие прп. Давида, игумена Вознесенского, Серпуховского чудотворца

Преподобный Давид, игумен Вознесенский, Серпуховской чудотворец, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей, чуть более двадцати лет от роду, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году. Он был обильным вертоградом иночества и христианского просвещения, из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы.

Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который как великое светило сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. Устройство монастыря было общежительным. Игумен подавал пример братии. Они видели «труды и злострадания, подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пишу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быти прозирати и сердечные тайные помыслы братии поведати, еше же и болезни исцеляти, и Бога и Пречистая Богородицы, приимаше, и бяше во истину далече от человек [тогдашнего] века всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен, егда потреба»,- говорит преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, в одно время подвизавшийся с преподобным Давидом. Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке.

После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф двадцатилетним юношей пришел в Боровск и 13 февраля 1460 года, приняв монашеское пострижение от руки преподобного Пафнутия, семнадцать лет жил с ним в одной келье. Блаженный старец, провидя близкое свое отшествие ко Господу, предложил Иосифу быть его преемником по управлению обителью. Преподобный Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него Иосиф управлял обителью с 1477 по 1479 год. Он намеревался ввести в Боровской обители самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, поэтому удалился от ропота и оставил на время свою обитель, чтобы лично осмотреть устройство других монастырей.

Читайте также:
Житие Иоанна Кассиана Римлянина - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

По возвращении из своего путешествия он решился навсегда покинуть Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые леса волоколамские, где основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года. Духовную связь с этим великим и просвещенным подвижником преподобный Давид не прерывал до самой его смерти. Продолжительное время подвизался преподобный в Пафнутиевой обители.

В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хатунской волости, куда и пришел 31 мая 1515 г. с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года, незадолго до своей кончины, посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием.

19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни.

Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений.

Серпуховской купчихе Окороковой, страдавшей весьма трудными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном ей явлении преподобного.

В 50-х годах ХIХ столетия в бытность свечником Давидовой пустыни старца высокой духовной жизни иеродиакона Венедикта пришел в обитель крестьянин Подольского уезда и просил отслужить панихиду по преподобном Давиде. Служившему иеромонаху крестьянин рассказал следующее: «Около семи лет страдал я расслаблением и без посторонней помощи не мог ни двинуться, ни приподняться.

Почти наяву явился мне преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни. «Батюшка, – говорю – с радостью бы пошёл, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь». Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидим. Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Невзирая на уговоры сына и других родных отложить это намерение, стал собираться в путь. Наскоро приладили костыли, хотя и не мог ими пользоваться за невозможностью встать на ноги. Сын проводил меня до деревенской околицы, все расстояние до которой я полз с великим трудом.

Тут сделалось что-то такое, будто всего меня прострелило, и я почувствовал, что силы мои крепнут, попробовал стать на ноги и – чудо! – с помощью костылей встал уже и пошел, хотя еле-еле, на ногах. Чем дальше шел, тем силы больше укреплялись. Под Подольском добрые люди рассказали, как найти дорогу в пустынь. И вот с Божией помощью, молитвами батюшки, преподобного Давида, и в пустынь дошел, и в костылях уже более не нуждаюсь».

Престарелой девице-дворянке из Подольского же уезда явился преподобный Давид и говорит: «Что ко мне не побываешь?» Явившийся стал невидим, а девица недоумевала, кто бы это мог быть. Вскоре ей пришлось быть в Москве и зайти в часовню Спасителя, принадлежащую Давидовой пустыни. Случайно увидав тут печатное изображение преподобного Давида, она узнала в нем явившегося и стала спрашивать, чье это изображение? Когда ей было сказано служащими при часовне, что это изображение основателя Давидовой пустыни преподобного Давида, она рассказала о явлении ей, узнала о дороге в пустынь и, действительно, вскоре приехала в монастырь и, отслуживши панихиду, рассказывала всем о бывшем ей явлении.

Более пятидесяти лет подвизался в монашестве преподобный Давид, стяжал многие духовные дарования и был, как говорит летопись, «отцом и кормильцем всего окрестного населения». Память его совершается (по новому стилю) 2, 31 октября и 23 мая (обретение мощей).

Возне́слся еси́ смире́нием свои́м над ми́ром, о́тче Преподо́бне,/ доброде́тельми победи́в злоко́зненнаго врага́,/ чистото́ю жития́ просия́в, я́ко со́лнце второ́е,/ мно́гия лю́ди ко спасе́нию приводя́./ Те́мже моли́ Христа́ Бо́га, Преподо́бне о́тче наш Дави́де,/ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость,// и спасе́ние душа́м на́шим.

Акафист и молебен преподобному Давиду, игумену Вознесенскому, Серпуховскому Чудотворцу можно найти в Библиотеке сайта, в разделе Молитвослов.

Праведный Давид Псалмопевец, царь Израильский

Многие любят читать Псалтирь и не представляют себе жизни без этой чудесной книги. Псалмы – словно глоток чистого воздуха, они питают душу человека, утешают. Каждый найдет в этой книге что-то созвучное своему состоянию. Псалмы учат прославлять Бога, каяться в согрешениях, утешаться в унынии упованием на Бога. Этой книге уже более трех тысяч лет. Но почему она до сих пор «трогает за душу»? Потому что написана Самим Духом Святым, Который вдохновил автора псалмов – святого царя Давида.

  1. Происхождение Давида
  2. Сражение Давида с Голиафом
  3. Преследование царя
  4. Начало царствования Давида
  5. Ковчег Завета
  6. Грехопадение и покаяние
  7. Смерть Давида

Происхождение Давида

Как известно из книг Ветхого Завета, Давид был из простого рода. Он появился на свет около 1036 года до нашей эры в Вифлееме. Тогда он назывался «Бет-Лехем». Его предками были: Вооз и Руфь, о которых написано в Книге Руфи. Отец Давида – Иессей был из колена Иуды.

Давид – самый младший из сыновей Иессея – был хорош собой. Кроме того он обладал острым умом, ловкостью и умел хорошо играть на музыкальном инструменте –лира. Он с детства был пастухом, пас стада овец своего отца. Юноша был храбрым и нередко отгонял хищников от стада – львов и медведей.

Читайте также:
Пророк Иеремия: книга и ее толкование, житие и биография святого

Однажды пророку Самуилу было повеление от Господа помазать на царство другого кандидата, потому что правящий в то время царь Саул был непокорен Богу. И новым помазанником должен был стать Давид – юноша из простой семьи.

Пророк пришел в дом Иессея и помазал Давида на царство перед его братьями и отцом. С тех пор Дух Божий почивал на Давиде. Он стал оруженосцем царя Саула, жил во дворце. Когда у царя было тяжелое настроение (он страдал приступами меланхолии и гнева), то Давид в это время играл для него на струнном музыкальном инструменте, называемом киннора. И Саулу становилось легче от его игры.

Сражение Давида с Голиафом

В то время была война израильтян с филистимлянами. Братья Давида воевали на стороне израильтян. Давид отпросился у царя пойти навестить братьев.

Юноша оказался на поле боя в самую ответственную минуту. Филистимлянин по имени Голиаф – огромного роста и недюжинной силы человек – объявил поединок израильтянам. Один из воинов должен был сразиться с ним. Если победит израильтянин, то филистимляне станут навсегда рабами израильтян, и наоборот.

Все знали о фантастической силе Голиафа и поэтому медлили вступить с ним в борьбу. Никто не отважился на это. И вдруг все услышали голос юного Давида. Удивлению всех не было предела: ведь он еще совсем мало было обучен борьбе и воинскому искусству. Но они не знали, что Дух Божий пребывал на нем и благословлял на всякое дело.

Смело, словно на льва и медведя, выступил Давид против силача. При этом в руках у него не было никакого оружия. Голиаф засмеялся, увидев своего соперника. Он сказал: «или я собака, что ты вышел против меня с пращой?!» Праща – это прообраз рогатки. Туда клался камень, оттягивался и летел в нужном направлении.

Острый камень угодил великану прямо в глаз. Он закричал и упал, тогда Давид не растерялся, подбежал, выхватил меч Голиафа и отсек им голову ему.

Все были в шоке. Филистимлянам пришлось бежать, они же не хотели стать рабами израильтян.

Преследование царя

Храбрый юноша стал жить во дворце царя. Он был уважаем многими. Давид подружился с сыном царя Ионафаном. Саул переживал, что слава Давида затмила славу самого царя. Он стал испытывать ненависть к нему и даже пытался несколько раз убить его. Впервые это произошло, когда царь был не в духе, а Давид играл перед ним на музыкальном инструменте. Саул в порыве гнева кинул в юношу копье, но тот увернулся и остался жив.

Давиду пришлось уйти из дворца и скрываться от царя, который начал преследовать его. Он убежал к Самуилу. Преследование царя принудило Давида бежать к бывшим врагам – филистимлянам. Король их Анхус пожаловал ему город Секелаг, где жили воры. Отряд под предводительством Давида грабил местное население, а часть денег отсылал королю филистимлян.

Однажды у Давида была возможность убить царя, но он всего лишь отрезал часть его одежды, чтобы доказать, что он не желает ему зла. Потом отойдя на приличное расстояние, Давид окликнул царя и показал ему часть его одежды. После этого царю стало стыдно, и он перестал преследовать Давида. Но через некоторое время снова стал за ним охотиться.

Начало царствования Давида

Когда филистимляне нанесли поражение израильтянам, Давид прибыл в иудейский город Хеврон с вооруженным отрядом. Население его провозгласило Давида своим царем. Таким образом, произошло отделение Иудеи от Израиля, где правил Саул, а затем его сын. И тогда началась междоусобная война, которая длилась два года. Она закончилась победой Давида, которого провозгласили царем Израиля.

В Иудее Давид царствовал семь лет, а в Израиле он был царем тридцать три года. Он был мудрым и добрым правителем, и народ любил его.

Ковчег Завета

Мечтой Давида было вернуть Ковчег Завета. Эту святыню похитили филистимляне, но вскоре суровая кара постигла тех, кто прикасался к ней. Поэтому филистимляне захотели вернуть Ковчег обратно в Израиль. Таким образом, сбылось желание Давида. Согласно Библии, царь так обрадовался, увидев, что Ковчег вносят обратно в Израиль, что плясал от радости в одной льняной одежде перед всеми людьми, забыв про свое звание.

За это супруга царя упрекнула его, сказав, что царю не подобает так себя вести. По преданию она была наказана за это тем, что не смогла больше иметь детей.

Царь поместил Ковчег Завет на святой горе Сион. При царствовании Давида Иудея и Израиль снова объединились. Давид отменил человеческие жертвоприношения, служения идолам. Богослужения стали более музыкальными, ведь царь сам сочинял псалмы.

Царь очень хотел построить для Ковчега храм, но его желание смог осуществить только его сын. Господь не допустил его до строительства храма, потому что царь пролил много крови.

Грехопадение и покаяние

На пике могущества и славы Давид впал в тяжелый грех. Прогуливаясь, он увидел купающуюся женщину и прельстился ее красотой. Узнав, что это – Вирсавия, жена его военноначальника, он велел призвать ее к себе и впал в грех прелюбодеяния. После этого он отпустил ее обратно домой. Вскоре стало известно, что женщина забеременела от царя. Для того чтобы скрыть свое преступление, царь вызвал ее мужа с поля боя (тогда шла война с аммонитянами).

Но муж не захотел заходить домой к жене, сказав, что сейчас, когда гибнут его товарищи, не время развлекаться с ней. Тогда царь велел послать его в самое жестокое сражение. Когда его убили на войне, то царь взял Вирсавию к себе в жены, и она родила сына.

Пророку Нафану было повеление от Господа пойти к царю и обличить его. С помощью притчи, рассказанной Давиду, пророк смог вызвать у него глубокое раскаяние. Пророк предрек наказание царю за этот грех в виде смерти его младшего сына. На самом деле он претерпел за грех «вчетверо»: изнасиловали его дочь Фамарь, смерть сына Амнона, убийство сына Авессалома воинами Давида.

Фамарь изнасиловал ее старший брат Амнон, сын Давида. Отец был в отчаянии, но не стал наказывать его. Тогда его брат, другой сын Давида, Авессалом отомстил ему за сестру. Боясь царского гнева, он бежал на три года в Гессур. Там он объявил себя царем Израиля, пользуясь народной славой. Давид не стал пререкаться с ним, а покорно принял это известие, поскольку был уже стар.

Смерть Давида

Давид бежал за Иордан, Авессалом начал преследовать отца. Произошло сражение, после которого Давид смог вернуть себе трон. Но тут началось восстание Савея, которое царь смог усмирить. Затем второй сын царя хотел занять трон. Но Давида уговорили, чтобы он отдал преемство Соломону.

Читайте также:
Житие Александра Ошевенского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Соломон стал царем. Давид скончался в возрасте семидесяти лет. Он смог раскаяться в своих грехах перед смертью. Результатом его покаяния стал псалом 50, который часто читается в церкви на Богослужениях. В нем чувствуется великая сила покаяния грешника, обращающегося к Богу и просящего отпущения грехов. По преданию на месте захоронения Давида в Иерусалиме происходила позже Тайная Вечеря. Так переплелись Ветхий и Новый Завет.

Жития святых — Святой царь и пророк Давид

Святой праведный Филарет Милостивый

Святой праведный Филарет Милостивый

Около 780 года, в царствование императрицы Ирины, матери юного императора Константина VI, в пафлагонском городе Амнии жил богатый земледелец по имени Филарет. Бог в изобилии даровал ему всякого рода имение: поля, виноградники, стада скота; в его обширном хозяйстве трудилось множество работников и слуг. Будучи уже в преклонных летах, он жил весьма счастливо, окруженный многочисленной семьей, не имея иной заботы, как только угождать Господу, употребляя свои богатства на благо ближнего.

Любящий добродетель, соответственно своему имени, Филарет питал столь великую любовь к людям, ближним и дальним, знакомым и незнакомым, что сердце его не могло спокойно взирать на человека, находящегося в какой-либо нужде. Он, не скупясь, раздавал помощь всем нуждающимся, кто бы ни приходил к нему, и, подобно Аврааму, сам выходил навстречу каждому страннику, почитая за честь оказать ему гостеприимство. Поэтому Господь благоволил к нему, умножая его богатства в той же мере, в какой праведный раб Божий расточал их во благо ближнему.

Однако же, завистью бесовской и попущением Божиим, Филарет был, подобно праведному Иову, подвергнут великому испытанию. Грабители расхитили его имущество, и он оказался в совершеннейшей бедности, так что у него не осталось ничего, кроме клочка земли, пары волов, осла, лошади, коровы с теленком и нескольких ульев. Несмотря на столь нежданное и великое несчастье, угодник Божий не проронил ни одной жалобы, ни одного упрека. Напротив, он пребывал в радости и благодарил Бога за избавление от бремени богатства, вспоминая слова Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24).

С тех пор он принужден был возделывать землю собственными руками, чтобы прокормить семью. Как-то раз по дороге к своему полю он встретил бедного крестьянина, у которого только что пал один из его волов и который громко жаловался и сетовал по этому поводу. Позабыв о собственной нужде и движимый лишь голосом сострадания, святой тотчас отдал ему одного из своих волов, а несколько дней спустя и второго, тем самым лишив себя скудного урожая, который приносила его земля. Узнав об этом поступке, жена и дети Филарета стали со слезами и стенаниями упрекать его за то, что он обрек их на неминуемый голод. В ответ верный ученик Христов, исполненный надежды на Промысл Божий и веры в слова Спасителя: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 25, 33), увещевал родных набраться терпения и обещал вскоре открыть сокровище, некогда им спрятанное.

Прошло немного времени, и Филарет встретил воина, который незадолго перед тем лишился коня. Тогда святой подарил ему своего собственного с той же самой незаботливостью о завтрашнем дне. Он продолжал раздавать небольшое имущество так же щедро, как во времена преуспеяния и изобилия. Вскоре подобным же образом он лишился коровы с теленком, а затем отдал бедняку, еще более неимущему, чем он сам, своего осла, навьюченного пшеницей, только что взятой взаймы. Лишенный теперь даже хлеба насущного, Филарет был спасен от голодной смерти вспомоществованием, полученным от одного из богатых друзей. Выделив надлежащую часть каждому из домочадцев, дабы они смогли прокормить себя какое-то время, святой поспешил отдать собственную долю нищим, которых было великое множество в ту голодную пору. Раздав им весь свой мед, он и последнюю одежду отдал неимущему, пришедшему к нему за помощью.

Совершенно обездоленный, мертвый для мира и не надеющийся уже на человеческую помощь, праведный Филарет вручил свою судьбу Божественному Провидению. И Господь показал, что не оставил его. Как раз в это время наставник юного императора разослал по всей империи гонцов с повелением искать повсюду самых красивых и благонравных девиц, одна из которых будет затем выбрана в жены правителю. Добравшись до Амнии, императорские посланцы были приняты Филаретом в его доме с гостеприимством, достойным великого патриарха и отца верующих Авраама. Несмотря на постигшие его беды, у Филарета сохранился с прошлых времен великолепный дом. А жители города, услышав о приезде высоких гостей, поспешили принести свои наилучшие и самые дорогие вещи в жилище человека, который не имел тогда возможности раздобыть даже хлеба насущного. Пораженные благородством и добродетелью, которыми озарялись лицо и движения старца, императорские посланцы попросили Филарета показать им свою семью и выбрали двух из его внучек, Марию и Маранфию, для представления ко двору.

Когда обе они предстали перед правителем, их душевная красота, увенчанная добродетелью, в которой воспитал девушек праведный Филарет, столь неотразимо возвысила в них красоту телесную, что ни одна из невест не могла долее состязаться с ними. Константин VI выбрал себе в жены Марию, сочетав ее сестру с одним из своих самых влиятельных придворных. А Филарета пригласил во дворец, осыпал почестями и богатствами еще большими, чем те, которые он имел раньше.

Однако это новое счастье даже на мгновение не ослепило святого старца: он немедленно велел приготовить роскошное угощенье, на которое созвал нищих, стариков и калек со всей столицы. С тех пор праведный Филарет всегда обходил улицы Константинополя в сопровождении слуги, несшего в руках три сумы: одну – полную золотых монет, другую – серебряных и третью – медных. И каждый раз, когда навстречу ему попадался какой-нибудь бедняк, он наугад опускал руку в одну из них и таким образом равно оделял милостыней достойных и недостойных, никогда не отмеряя ее по собственному рассуждению, но будучи лишь орудием милосердия Божия, которому ведомы нужды каждого из людей [1] .

Возведенный в достоинство консула, но все столь же смиренный и кроткий, святой Филарет заранее был извещен о своей предстоящей кончине. Тогда он собрал всю большую семью у своего одра, подобно патриарху Иакову (ср.: Быт. 49), и просил без сожаления раздать все оставшееся имущество бедным и обездоленным, прибавив при этом такое поучение: «Дети мои, не забывайте гостеприимства, навещайте больных и заключенных в тюрьмах, призирайте на вдов и сирот, давайте погребение умершим в нищете, не пренебрегайте частым посещением церкви, не желайте чужого имущества, никого не хулите и не радуйтесь несчастью ваших врагов, поступайте во всем так, как я сам поступал во все время моей жизни, и Бог не оставит вас своим заступлением». Вслед за этим, произнеся слова молитвы Господней: «Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли» (Мф. 6: 10), он с радостным и просветленным лицом предал душу Богу (792)

Читайте также:
40 мучеников Севастийских: житие и история святых, день памяти, имена, страдания

ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ

Прав. Филарет Милостивый

Филарет Милостивый (+ 792), праведный

Сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII веке в селении Амния Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его Феозва была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын – Иоат и дочери – Ипатия и Еванфия.

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о “малых сих” (Мф. 25, 40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.

Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось два вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это последнее он постепенно раздал бедным. Стойко и кротко переносил праведник упрёки жены и насмешки детей. “Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, – отвечал он родным, – которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживёте без труда и ни о чём не заботясь”.

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему тёплая одежда, к нему вернулось богатство. Произошло это так.

В то время императрица Ирина искала невесту для сына – будущего соправителя Константина VI, и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, и о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии всё для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с десятью красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Она превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Со всею семьёй тот отправился в Константинополь, где в 788 году и был совершён брак Марии с Константином. Праведный Филарет поселился во дворце и проводил жизнь добродетельно и свято, согласившись принять лишь небольшой придворный чин.

Прав. Филарет Милостивый. Роспись в киевском Софийском соборе (XIX в.?)

Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: “Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов”.

Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто лицемерно выманивал деньги.

Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родофилион, раздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжательности, после чего мирно преставился. Скончался он в 792 году и был погребён в обители Суда [1] в Константинополе.

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Авраа́му в ве́ре подража́я,/ И́ову же в терпе́нии после́дуя,/ о́тче Филаре́те,/ блага́я земли́ раздел’ял еси́ неиму́щим/ и лише́ние си́х терпе́л еси́ му́жественне./ Сего́ ра́ди све́тлым тя́ венце́м увенча́ Подвигополо́жник, Христо́с Бо́г на́ш,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 8

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду́ свою́, пра́ведне,/ и в за́поведех Госпо́дних соверше́нне пожи́л,/ ни́щих возлюби́л и си́х удово́лил еси́,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Тойже тропарь, глас 8, ин извод (из “Ины службы”):

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду́ твою́, о́тче преподо́бне,/ в моли́’твах непреста́нно терпе́вый,/ ни́щия возлюби́вый и сия удовли́вый,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, Филаре́те ми́лостиве блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

И́стинно всеизря́дная твоя́ ку́пля зри́тся/ и му́дрою бы́ти су́дится все́ми благому́дрствующими:/ отда́л бо еси́ до́льняя и кратковре́менная,/ взыску́я Го́рних и ве́чных./ Те́мже и досто́йно стяжа́л еси́ ве́чную сла́ву,// ми́лостиве Филаре́те.

Ин кондак, глас 4

Доброде́тельми украша́яся/ и стра́хом Бо́жиим,/ преди́вен во все́х яви́ся Ца́рскаго гра́да,/ ни́щим сокро́вище бога́тства разда́в/ и нетле́нно благи́х бога́тство на Небесе́х прие́м./ Те́мже всю́ду и везде́, Филаре́те, чту́щих тя́ поми́най,// сла́во пра́ведным и похвало́.

Кондак, глас 2 (из “Ины службы”):

Бога́тство твое́ расточи́л еси́ убо́гим/ и Небе́сное бога́тство ны́не восприя́л еси́,/ Филаре́те всеблаже́нне,/ сего́ ра́ди тя́ почита́ем,/ соверша́юще па́мять твою́,// доброде́тели о тезоимени́те.

Житийные источники

Несмотря на то, что житие святого Филарета Милостивого существует во многих греческих списках, оно ни разу не было издано в оригинальной и полной редакции, а было известно в печати только по сокращенным пересказам на новогреческом языке или же в кратких выдержках из различных рукописей византийского происхождения. Впервые новогреческое переложение жития было издано Агапием Критянином, монахом святогорским, в его книге “Новый Рай, или Различные слова и жития святых, извлеченные из Симеона Метафраста” (Венеция, 1806), откуда оно перепечатано и в новейшей греческой Чeтьи-Mинеи Константина Дукакиса “Μέγας Συναξαριστής” (Афины, 1896). Это переложение жития Филарета Милостивого считается наиболее полным и содержательным.

Что касается извлечений из рукописных греческих редакций рассматриваемого памятника, то немногие из них были опубликованы Лопарёвым в его “Описании некоторых греческих житий святых” [2], где даны выдержки из рукописи XV века, принадлежащей Каракалльскому монастырю на Афоне.

В Древней Руси житие Филарета Милостивого пользовалось большим уважением и неоднократно переводилось на русский язык с различных греческих редакций. Древнерусские списки этого жития восходят лишь к XV в.; они несвободны от искажений и пропусков и не могут вполне заменить греческого подлинника.

А. Васильев впервые опубликовал подлинную греческую редакцию жития святого Филарета в брошюре “Житие Филарета Милостивого” (Одесса, 1900). Автор этого жития неизвестен; составление его можно отнести к 820-842 годам, т. е. к эпохе, довольно близкой ко времени жизни святого. В предисловии к своему изданию А. Васильев уясняет значение подлинной редакции жития. Греческий его текст установлен при содействии академика П. В. Никитина.

Литература

  • Церковные ведомости, 1901, №№ 13-14, сс. 504-506.
  • Васильев А. В., “Преисполненная великого назидания повесть о житии и деяниях блаженного и праведного Филарета Милостивого, Известия Русского археологического института в Константинополе_, т. V, 1900, Одесса:
    • http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VIII/Vita_Phi. htm

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • “Праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин”, календарь на портале Православие.Ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life3048.htm
  • “Святой праведный Филарет Милостивый”, сайт Минского прихода иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”:
    • http://www.hramvsr.by/Filaret.php
  • Минея. Декабрь, ч. 1, изд. Московской Патриархии, сс. 16, 18-19, 21, 27, 30:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec118.html (тропари)
    • http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec120.html и http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec121.html (ин кондак)
    • http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec123.html (кондак)
    • http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec129.html (ин тропарь, ин извод – из “Ины службы”)
    • http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec132.html (кондак из “Ины службы”)

[1] “Крисис (Κρίσις), или Суд – местность в Константинополе, от которой получил своё название расположенный там женский монастырь. Другое его название – Родофилион (Ροδοφύλιον) – значит «Розолистный»”. См. Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, 1995, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VIII/Vita_Phi. htm ; “Церковь св. Андрея в Крисе“, сайт “Энциклопедия греческого мира”, http://www.ehw.gr/constantinople/Forms/fLemma.aspx?lemmaid=1. =57

[2] “Византийский временник”, 1897, стр. 348-352

Святому праведному филарету милостивому о чем молятся

Немало святых появилось на русской земле в 19 веке. Одним из них был благочестивый митрополит Филарет. Родился владыка в городе Коломна, все предки в роду имели духовный сан. Святитель получил отличное образование. Патриарх при жизни смог не возгордиться и сохранить евангельский дух.

Филарет составил много трудов — богословских и не только. Он написал толкования на книгу Бытия, сделал перевод акафиста Богородице. Его молитвенными обращениями к Богу было исцелено много народа. Прославился митрополит и просветительской деятельностью. Особую известность приобрела молитва Филарета Московского на каждый день.

Ежедневная молитва Филарета Московского

Сохранилась она Преданием русской православной церкви. Патриарх каждый день обращался в ней к Богу, преклоняя колени и вознося со смирением свой ум и сердце к горней обители.

Как и кому помогает

Ежедневная молитва святителя Филарета митрополита Московского используется верующими для выражения благодарности к Богу за все, что они имеют. Просить о благах не стоит — Господь сам знает все нужды человека. В случае необходимости обязательно пошлет человеку это.

Молитвенный обряд способен помочь избавиться даже от тяжелых заболеваний.

Читая молитву, необходимо понимать:

  • желаемое приходит не сразу;
  • иногда нужно подождать.

Правила чтения

Текст читается каждое утро с чистыми помыслами. Моление необходимо проводить в течении всей жизни. Главное, молиться с искренней верой и пониманием смысла. Тогда наступит Божья милость и благодать.

Текст молитвы

Молитва имеет глубокий смысл и чудодейственную силу.

Этот религиозный текст — не только благодарность, но и поиск спасения:

Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.

Отче! Даждь рабу Твоему — чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить — ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое — отверсто.

Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! — и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами.

Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою… Научи меня молиться. Сам во мне молись.

Молитва Филарета Московского на каждый день

Объяснение с семьей

А дома у святого стоял плач. Плакали жена и дети, упрекая жестокого мужа и отца: разве можно отдавать последнее? Тогда св. Филарет решил поговорить с домашними на понятном им языке:

— Зачем терзаете себя и меня? Ужели я, в самом деле, задумал погубить вас? Успокойтесь: у меня в одном месте, которое неизвестно вам, хранится столько богатства, что хватит вам на сто лет жизни, хотя бы мы и ничего не делали и ни о чем не заботились. Я даже и сам не могу счесть всех тех сокровищ, приготовленных для вас.

Праведный Филарет не обманывал: он имел в виду вовсе не сокровища Царства Небесного, которые Бог обещал тем, кто ради Него и ближнего пренебрежет земным добром (это аргумент не для маловеров); св. Филарет духовным зрением видел земное будущее своих родных.

История молитвы

Владыка проводил богослужения в храме и принимал поток прихожан и просителей. Он составлял духовные наставления и государственные документы, писал богословские сочинения.

В своих трудах он освещал различные проблемы:

  • принципы и основы сохранения государственности;
  • отношения с католическим Западом;
  • вопросы почитания святых;
  • задачи утверждения православной нравственности в обществе;
  • другие проблемы.

Святитель занимался и гимнографическим творчеством — когда-то он был «учителем поэзии».

Сохранились составленные им молитвы, дошедшие до настоящего времени:

  • узника в тюрьме;
  • в день тысячелетия России;
  • ежедневная молитва Господу.

Создание автором

Филарет создал молитву, в которой молящийся ничего не просит и хочет единственного, — выполнять святую волю Творца.

Известно, что она была составлена для императрицы Марии Александровны.

Поучительные слова, которыми начинается текст («Господи, не знаю, что просить у тебя»), могут принести духовную пользу каждому человеку.

Как помогла людям

С помощью этой чудотворной молитвы святитель просит Господа о прекращении эпидемии холеры. В возможностях медицины Филарет не сомневался, но Создателю доверял больше, поэтому и молил его о помиловании для жителей Москвы.

Люди, потерявшие надежду и веру в традиционные методы лечения, шли к святителю за благословением и молитвой для спасения. Обращение Филарета к Богу творило чудеса.

Известны случаи, подтверждающие силу молитвы:

  1. К нему пришел диакон. Его дочь была тяжело больна. Филарет предложил вместе помолиться за нее. Вернувшись домой, священнослужитель понял, что наступили улучшения в состоянии ребенка. Угроза смерти девочки миновала.
  2. Московский купец повредил руку, медики предлагали ампутировать ее. Жена торговца обратилась к митрополиту. Филарет провел над больным Причастие и заказал о его здравии сорокоуст. Больному во сне приснился святитель, а утром состояние руки улучшилось, и операцию отменили.

Значение в истории

Молитва святого Филарета имеет очень большое религиозное значение. Святитель пытался показать людям необходимость веры в Господа, привести их к пониманию сути христианства и раскрыть глаза на величие Творца.

Наша душа по своей сути — обитательница Божественного мира. Житейские проблемы и пристрастия уводят ее вниз, к земному. Решая жизненные задачи, борясь с неисцелимыми болезнями тела, нужно искать встречи с Богом, с Его любовью.

Известная благодарственная молитва Господу помогает приблизить и обрести связь души с Богом. Она обязательно читается во время службы в храме.

В святой молитве Филарета есть слова «нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою». В них в полной мере открывается смиренная душа монаха, желающая только одного — выполнения воли Создателя, и не смеющая просить ничего больше.

Житие святителя

В православных кругах особенно известной является молитва, которую принято каждый день возносить Филарету. Поскольку считается, что она представляет собой благодарственную речь, которая адресована самому Господу. Чтобы понять, откуда возникли подобные ассоциации и почему христиане так сильно почитают данного святителя, необходимо просто ознакомиться с историей его жизни. Ведь этот человек при жизни очень многим помог и был образцом добродетели.

Филарет родился в простой семье. Его родители были обычными рабочими, которые с детства приучали свое чадо к труду. Они также были глубоко верующими людьми, поэтому старались сыну привить любовь к Господу. Когда ребенок подрос, родители отправили его на обучение. Студенческие годы будущий святитель провел в стенах семинарии. Учителям и однокурсникам он запомнился как прилежный ученик. Он не только с легкостью выполнял все домашние задания, но и в целом делал большие успехи в учебе.

Филарет отличался не только прилежностью к учебе. Он также был очень добрым человеком, который стремился всем помочь. Именно поэтому после занятий молодой человек посещал небольшую больницу, которая функционировала при семинарии. Там он проводил много времени, старательно ухаживая за пациентами. Сами работники больницы этому были очень рады. Ведь молодой человек был достаточно талантлив, даже чтобы стать доктором. Вот только для себя он выбрал совершенно иной путь.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Примечательно, что некоторые из пациентов были очень больны и требовали особого ухода. Но подобное совершенно не пугало юношу. И он продолжал добросовестно выполнять свои обязанности, которые сам на себя и возложил. Ведь никто из преподавателей не просил его о том, чтобы он посвятил время уходу за пациентами. Но юноша, узнав, что в лазарете катастрофически не хватает квалифицированного персонала, решил не оставаться в стороне.

Кто такой Филарет Дроздов

Филарет (Дроздов) (1782—1867) — митрополит Московский и Коломенский, святитель.

В миру Василий Михайлович Дроздов, появился на свет 26 декабря 1782 года в городе Коломне в семье потомственного духовенства. Отец его Михаил Федорович был диаконом. До девяти лет его воспитывали родители.

Житие

Василий был послан родителями в Коломенскую духовную семинарию, потом проходил обучение в Троице-Сергиевой Лавре. В ней Дроздов учился в философском и богословском классах с 1800 по 1803 г. После окончания учебы стал преподавателем греческого и еврейского языков. После принятия решения стать монахом молодого человека рукополагают в священники.

В 1821 г. Филарет стал Московским Митрополитом. За святость жизни и доброту он был любим и почитаем в народе.

За время службы патриарх сделал много полезного для Церкви:

  • восстановил и построил много церквей;
  • получил право носить две панагии;
  • с 1823 по 1866 гг. основал 10 монастырей в Москве и области;
  • известен своей поэтической перепиской с Пушкиным.

Начал перевод Священного Писания на русский язык. Церковнославянская версия была сложна для понимания не только народу, но и духовенству. Многим не нравилось, что митрополит общается с представителями Библейского общества, поэтому труд не был завершен.

Для Церкви владыка сделал много: как мог, поддерживал Оптину пустынь, тогда еще не ставшую знаменитой. Резко выступить мог против царя, если это не совпадало с принципами христианства.

Особенности характера святителя:

  • поступал по велению совести;
  • всегда оставался принципиален;
  • не шел на компромиссы ради угождения кому-то;
  • личной выгоды не искал и не принимал ничью сторону;
  • знал одного начальника — Христа.

Именно это, возможно, злило его недоброжелателей, которых было много.

Во времена главенства московским духовенством, митрополит всегда:

  • открывал сердце людям;
  • был готов оказать помощь каждому;
  • отличался добротой и состраданием;
  • старался помогать неимущим;
  • наставлял на путь праведный.

В народной памяти митрополит остался навсегда.

Покровительство святого

Житие Филарета Милостивого в Древней Руси пользовалось большим вниманием и не раз переводилось на русский язык с греческих изданий. Русскому человеку нравилось это повествование. Его знали и рассказывали даже безграмотные деревенские жители.

В обиходе имя Филарет — сугубо церковное. Самым известным из русских был митрополит Филарет (Дроздов), он дольше всех возглавлял московскую кафедру — 41 год. За свои великолепные проповеди святитель был прозван «московским Златоустом». Цари (Александр I, Николай I, Александр II) прислушивались к советам патриарха. Он является автором манифеста 1861 года об освобождении от крепостной зависимости.

Прославленный Филарет при жизни имел божественный дар:

  • облегчал людям душевные и физические страдания;
  • мог исцелять от болезней;
  • помогал найти свой духовный путь.

Святитель сам с молитвенным усердием всегда обращался к своему небесному покровителю — святому праведному Филарету Милостивому.

Святейший Патриарх Алексий I чтил и установил в Московских Духовных школах день памяти митрополита Филарета и его покровителя.

Сила иконы святого Филарета

Образ святого изображен по пояс, в традиционном одеянии для патриархов. Прекрасный длинный саккос на нем считается элементом верхней одежды. На голове преподобного одета митра белого цвета, на плечах красивый омофор. В левой руке у праведного Филарета находится Священная Книга, правой — он благословляет двуперстным жестом.

Икона, изображающая лик Филарета, глубоко почитаема среди верующих. Его образ, написанный посмертно, и по сей день вершит чудеса.

Искренние молитвы перед ликом способны;

  • значительно улучшить жизнь;
  • поправить физическое здоровье;
  • обрести душевное равновесие.

Самые сильные молитвы святителю

Православный святой продолжает и после смерти поддерживать людей и уберегать их от несчастий. Он дает верующим силу для продолжения своего пути, помогает обрести веру тем, кто ее утратил.

Верующие молятся праведнику:

  • при разных трудностях;
  • проблемах и несчастьях.

Наиболее известны и распространены 5 молитв святому Филарету Милостивому:

  • «О деньгах и благополучии»;
  • «Об удачном замужестве дочери»;
  • «Избавлении от нищеты»;
  • «Об укреплении веры»;
  • «Благодарственная молитва».

Все они имеют огромную силу и помогают людям в том, о чем они молятся.

Святость жизненного подвига патриарха и его заслуги перед Отечеством привели к его канонизации Русской Церковью в 1994 году.

Пара волов

Изображение с сайта artgalery.ru

В результате осталось у св. Филарета от всего богатства один только дом, немного скота и ульи. Пришлось работать самому, и св. Филарет работал – пахал в поле.

Пахал в поле недалеко и один крестьянин. Внезапно один из волов его заболел и пал. Горько заплакал земледелец. Но вспомнил про св. Филарета и решил попросить, что ему надобно. И почему-то нисколько не засомневался, что не откажут.

Св. Филарет, и правда, тут же отдал крестьянину одного из двух оставшихся волов.

Жена св. Филарета, видя, что муж идет с поля с одним волом, сразу все поняла. За долгое время жизни вместе она достаточно изучила характер святого мужа. И начала ругаться (в добродетелях св. Филарет намного обогнал жену, но не гордился, а проявлял понимание).

— Где вол? – спросила жена. Филарет же, решив не гневать женщину понапрасну, отвечал:

— В то время, как я отдыхал, а волы паслись, то один из них ушел и заблудился.

Жена Филарета послала сына в розыск. В результате вскрылся обман св. мужа. Горько плакала жена, упрекая его. Где ж тут праведность — думать о чужих детях, и не думать о своих?

А св. Филарет отвечал Феовзе то, что и всегда:

— Просто верь: Бог знает обо всех, кто в чем нуждается, и не оставит нас.

Через несколько дней снова пришел к св. Филарету тот же крестьянин и сказал, что подаренный вол наелся ядовитого растения и пал. Блаженный Филарет отдал последнего вола, объясняя, что уезжает и не хочет, чтобы скотина простаивала.

И осталось у св. Филарета лишь корова с теленком.

Скоро пришел другой крестьянин и попросил хоть чего-нибудь. Св. Филарет подумал и отдал ему теленка. Жена опять возмутилась:

— Как ты, прозванный милосердным, разлучаешь мать с дитем – отнимаешь теленка у коровы? И не жаль тебе?

Св. Филарет тут же признал справедливость слов жены.

— Правду ты сказала, жена, негоже разлучать дитя с матерью, — пошел и отдал крестьянину с теленком еще и корову:

— Прими и корову, ведь она мычит у наших ворот, скучая по теленку, а так всем вам будет хорошо.

А скоро пришли еще крестьяне и стали говорить о своих проблемах, и св. Филарет без слов и возражений отдал им все, что у него осталось, и всех их благословил. Благословение исполнилось: скот, подаренный св. Филаретом крестьянам, с годами так умножился, что превратился в тучные стада.

Последняя одежда

Изображение с сайта badfon.ru

Вскоре прав. Филарет дошел до настоящей нищеты; тогда он пошел к богатому другу и взял в долг пшеницы. Но едва успел донести ее до дома, как пришел нищий и попросил подаяния. Жена сказала св. Филарету:

— Подожди, дай прежде я накормлю детей и сама поем.

— А мне ты ничего не приготовишь? — с улыбкой спросил св. Филарет.

— Да ведь ты ангел, а не человек, и в пище не нуждаешься, раз раздаешь последнее, — ответила жена и не накормила мужа.

С тех пор св. Филарет, некогда могущественный вельможа, жил в своем доме, как приживальщик и кормили его иногда, из милости.

Но тут о бедственном положении св. Филарета узнал его другой богатый друг и прислал несколько повозок с разным добром. Со слезами св. Филарет молился Богу словами псалма: «Если и родная мать оставит тебя, Я не оставлю», — благодаря за помощь, утешение в одиночестве, а главное – за непосрамление веры.

Однажды жена спросила, — что там с сокровищем, о котором он когда-то им говорил? Не пришла ли пора пустить его в ход, если все это не глупые сказки?

— Подождите еще немного, — отвечал блаж. Филарет, — у нас еще есть, что отдать. И действительно, с тех пор он стал отдавать нищим свою еду, а однажды снял с себя последнюю одежду.

Подстраховка

Как-то раз св. Филарет попросил слугу сделать три одинаковых ящика и наполнить один – золотом, другой – серебром, третий – медью. И когда кто-то приходил к св. Филарету за помощью, он без рассмотрения брал из ящика деньги, сам не зная, что возьмет: золото или медь. Потому что св. Филарет доверял Богу больше, чем себе.

Св. Филарет потом с удивлением рассказывал, что сколько раз он, видя человека в приличной одежде, опускал руку в ящик, думая взять меди, так как, судя по виду, не считал такого человека бедным. B всякий раз рука его невольно опускалась в ящик с серебром или золотом.

И наоборот, нередко, когда просил его помощи совсем на вид нищий в лохмотьях, и он уже протягивал руку, желая подать золота, рука его как бы останавливалась, и он вынимал очень немного. Св. Филарет был убежден, что рука его останавливалась не просто так, а велась промыслом Божиим, страхуя от человеческой пристрастности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: