Житие преподобного Амвросия Оптинского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Житие и наставления преподобного Амвросия Оптинского

Биография преподобного Амвросия Оптинского

Знаменитый старец прожил долгую, но трудную жизнь. Читая его биографию, кажется, что все житие Оптинского состоит из испытаний. Однако именно благодаря своей самоотверженности преподобный стал Божьим проводником и до сих пор помогает всем, кто к нему обращается.

Детство и юношество

Александр Михайлович Гренков появился на свет 23 ноября 1812 г., в маленьком селении Тамбовской губернии Большая Липовица. Отец его был дьяком, а мать – домохозяйкой, воспитывала восьмерых детей. Мальчик рос умным, любил читать, особенно Священное Писание, а по праздникам с удовольствием посещал церковь.

В 12 лет маленький Саша стал учеником местного духовного училища, а после его окончания – студентом семинарии. Благодаря острому уму и тяге к знаниям учился хорошо. Будучи очень веселым, душой компании, юноша всегда оставался нравственно чистым. В эту же пору он увлекся поэзией, однако стихи у него получались плохо. Зато до конца жизни старец любил перемежать свои наставлениями рифмами.

Начало монастырской жизни

Учась в духовной семинарии, Александр не задумывался о монашеской судьбе. Все решил случай – на последнем курсе юноша сильно заболел. Уже собравшись умирать, он воззвал к Богу, пообещав уйти в монастырь, если Всевышний дарует ему исцеление. Так и случилось, однако после выздоровления Саша не спешил выполнять данное обещание.

Когда в 1836 г. молодой человек вышел из духовной семинарии, у него не было четкого понимания, чему посвятить свою жизнь. И тут опять помог случай – ему предложили быть учителем для детей одного богатого помещика.

Через два года Гренков отправился преподавать в Липецк. Все это время юношу мучили укоры совести по поводу невыполненного обета. Молитвы не помогали, и тогда молодой учитель отправился к Троекуровскому затворнику Илариону, который посоветовал ему идти в Оптину. Так, 8 октября 1839 г. он прибыл к монастырским стенам.

Прохождение послушаний

В обители Гренкова принял схиарсхимандрит Лев. Каждый день молодой человек посещал келью старца, слушая его проповеди и выполняя указания. Там он переводил рукописи, знакомился с основами духовной жизни, правилами монашеской братии, уставом монастыря.

2 апреля 1840 г. Александр официально был принят в Оптинское братство. Первое время он помогал пекарям делать хлеб, а через год стал келейником отца Льва. Имея возможность быть рядом со старцем, молодой человек жадно впитывал знания.

Благодаря своей самоотверженности преподобный стал Божьим проводником

Жизнь в скиту

Спустя полгода Александр ушел жить в скит. Там он сначала стал помощником повара, а вскоре и сам занялся приготовлением пищи. Несмотря на чрезвычайную занятость, молодой послушник регулярно наведывался к отцу Льву, учась у него мудрости.

11 октября 1841 г. преподобный Лев умер, а Гренков был назначен келейником отца Макария. Это было время, когда молодой Александр постигал основы монашеской жизни. Он жил в спартанских условиях, много молился, читал Священное Писание и учился кротости.

Пострижение и служение в священном сане

На третий год, когда Александру исполнилось 30 лет, он был пострижен в монахи и принял имя Амвросий. Спустя два месяца ему присвоили сан иеродиакона, а еще через пару лет – иеромонаха.

Как-то раз во время посещения Калуги Амвросий простудился. Вылечить болезнь полностью не получилось, и она стала давать осложнения. Тяжелый недуг преследовал иеромонаха два года. Из-за него он был освобожден от келейничества, перестал вести службы, но зато был пострижен в схиму.

Ко всем недугам, которые преследовали прп. Амвросия, старец относился, как к средству духовного воспитания.

Будучи помощником отца Макария, Амвросий занимался писательской деятельностью. Позже ему было разрешено давать духовные советы. Постепенно к нему начало приходить все больше людей, тем самым готовя преп. Амвросия к старчествованию.

Преподобный Амвросий Оптинский в келии (Шамордино)

Особенности старческого служения

Когда в 1860 г. умер отец Макарий, его место занял Амвросий, которому на тот момент исполнилось 48 лет. Несмотря на довольно молодой возраст, он пользовался большим авторитетом среди посетителей Оптинской обители. К нему круглосуточно приходили за помощью или советом, и преподобный никогда не отказывал нуждающимся.

Наконец Александр Гренков сумел выполнить данное когда-то Богу обещание – он полностью посвятил себя спасению человеческих душ. Мучимый тяжелыми болезнями, до конца своих дней преподобный отец выполнял пастырский долг, пока 10 октября 1891 г. не скончался в своей келье. Преподобного похоронили за стенами монастыря, где тот служил, а в 1988 г. он был канонизирован решением Собора РПЦ.

Видео «Житие Амвросия Оптинского»

В этом видеосюжете представлено жизнеописание преподобного старца.

Чудеса преподобного Амвросия Оптинского

Чудотворная сила, которой обладал старец, находит свое подтверждение во многих свидетельствах очевидцев. Так, однажды жительница Воронежа, гуляя по лесу неподалеку от Оптинской обители, заблудилась между деревьями. Внезапно перед ней явился путник с посохом, которым указал путь. Обрадованная женщина пошла по названной дороге и вышла к домику Амвросия. Поговорив с преподобным, воронежанка расплакалась, признавшись, что это именно он вывел ее из глухой чащи.

Еще один случай произошел с ремесленником по иконостасам, который приехал в Оптинский монастырь получить заказ. Прежде чем вернуться домой, он решил испросить благословения, однако старец наказал ждать несколько дней. Мастер остался, а позже узнал, что его помощники готовили против него заговор. Все это время они поджидали своего начальника под мостом, чтобы убить и ограбить, но Амвросий спас мужчину от смерти.

Оптинский старец способен был даже воскрешать из мертвых. Так, однажды у одного крестьянина умерла единственная лошадь, кормившая всю его семью. Бедный мужчина долго убивался над телом, когда вдруг ему явился Амвросий, ожививший мертвое животное.

Наставления преподобного старца

Из уст св. Амвросия исходило множество мудрых изречений. Позже все они были собраны, а затем изданы одним большим трудом. Его рекомендуют читать всем, кто запутался или свернул с праведного пути. Краткое содержание некоторых наставлений приведено ниже.

О семейной жизни

Оптинский святой учит все сложности семейной жизни принимать как должное. С мужем или женой следует общаться по своему статусу, не спорить, а выполнять то, что положено. Если кто-то из членов семейства впал в зависимость, не стоит злиться и ругаться. За него нужно всем сердцем молиться Богу, чтобы Всевышний вернул грешника на праведный путь.

О воспитании детей

Преподобный Амвросий призывает воспитывать детей с малых лет, однако предупреждает, что под влиянием окружающих все посеянные благие зерна могут погибнуть. Именно поэтому он наставляет родителей постоянно поддерживать искру христианской веры – приучить ребенка к молитве, особенно перед едой и сном, а также крестному знамению.

Читайте также:
Пророчества Космы: предсказания святого о мире и современном человечестве, России

О покаянии

Оптинский святой взывает всех верующих к покаянию. У тех, кто раскаялся в своих грехах, мучение будет временное. Непокаявшиеся будут страдать вечно. Всевышний милостив, а потому наша искренняя исповедь приведет к спасению. Поскольку дьявол силен и не преминет искусить даже того, кто лежит на смертном одре, исповедь очень важна для христианина.

О спасении

Прп. Амвросий всегда говорил, что для спасения души достаточно не совершать грех, а если все же оступился, то искренне покаяться. Те, кто не до конца честен перед Богом, познает все муки скорби. Мы должны соблюдать золотую середину между надеждой и страхом. Не следует опускать руки, но также нельзя слишком сильно надеяться.

Изречения старца о жизни

О лени и унынии

Человек, который не знает, чем себя занять, склонен печалиться и унывать, а это является страшным грехом. Самый лучший спаситель от искушения – усердный труд. Нам также следует молиться во время работы, чтобы очистить свой разум от ненужных мыслей. Самодисциплина – первый шаг к духовному просветлению.

О понятии «свой крест»

Что бы ни происходило в нашей жизни, на все есть Воля Божья. Нам не дано знать промысел Господень, а потому остается лишь полностью положиться на Всевышнего. Если мы сворачиваем с праведного пути, Спаситель посылает нам знак, который многие верующие называют «крестом человеческим». Каждому он достается по его заслугам.

О смирении

Гордыня является смертным грехом. Оптинский старец учит усмирять свои страсти, уступать другим, относиться к себе самокритично. Если мы поступаемся кому-то, то в итоге обретаем гораздо больше. Научившись смирению, жить становится легче, однако побороть тщеславие довольно сложно.

Икона преподобного Амвросия Оптинского

Святой лик преподобного обладает чудотворной силой. Изображают св. Амвросия обычно по пояс или в полный рост, как седовласого старца с окладистой бородой. Он облачен в темно-красное или черное монашеское одеяние, а над головой сияет золотой нимб. Правой рукой он перебирает четки, а левой творит благословляющий жест. К иконе, как правило, обращаются за исцелением, укреплением веры и помощью в житейских проблемах.

Преподобный Амвросий всю жизнь посвятил служению Богу и людям, до последних дней принимая посетителей. После себя святой оставил огромное наследие, а его иконы до сих пор продолжают творить чудеса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Житие и дни памяти старца Амвросия Оптинского, в чем помогает святой

За советом и помощью к старцу Амвросию Оптинскому приходили высочайшие умы России и простые люди. Святой был великим духовником XIX века. У него не было сана, он был обычным иеромонахом, который поднялся на самую высокую ступень монашеской иерархии. К Господу Амвросий Оптинский отошел в чине иеросхимонаха. Рака с его мощами покоится в Веденской Оптиной пустыни. Молясь святому, просят об исцелении, чудеса случаются рядом со святыми мощами.

Краткое жизнеописание святого старца

Гренков Александр Михайлович — мирское имя Амвросия Оптинского. Несмотря на тяжелый недуг, он жил долгие 79 лет: появился на свет в 1812 г., ушел из жизни в 1891 г.

Происхождение

Началась биография подвижника в Тамбовской губернии. Его родное село Большая Липовица. Сыновей и дочерей у Гренковых Михаила Федоровича и Марфы Николаевны родилось восемь, Саша шестой. Отец Александра пономарь, умер он рано, поэтому на ноги детей поднимал дед, сельский священник.

Младенца нарекли в честь Александра Невского, потому что он родился в день почитания памяти великого князя — 23 ноября (новый стиль). Воспитывался Саша строго:

  • с ранних лет ходил в церковь служить;
  • на церковном клиросе пел, читал молитвы;
  • изучал духовную литературу и славянский букварь.

В 12 лет мальчика приняли в духовное училище Тамбова, окончив его, юноша продолжил обучение в стенах духовной семинарии.

Болезнь

Болезни сопровождали Александра всю взрослую жизнь. Первый раз он серьезно заболел, учась на последнем курсе семинарии. Юноша был так плох, что надежд на выздоровление у родных не было. Когда ему стало совсем плохо, послали за духовником. Тот долго не ехал. Александр попрощался с Божиим светом, дал обещание Господу постричься в монахи, если останется в живых.

Второй раз Александр был на грани жизни и смерти зимой 1845 года. После поездки в Калугу, где его рукоположили в сан иеромонаха, он простыл, получил серьезные осложнения. Впоследствии всю жизнь его мучили недуги. С 1862 года из-за сильной немощи он не ходил на богослужения, позже у него не стало сил покидать келью.

Принятие пострига в Оптине

После окончания семинарии будущий подвижник обучал детей купцов, потом преподавал греческий язык в духовном училище Липецка. Вел светский образ жизни, не торопился стать монахом. Молился он по ночам, когда все спали, перед иконой Тамбовской Матери Божией. В глубине души росла потребность в уединении, плотном общении с Богом.

Пойти в Оптину Пустынь Александру Михайловичу насоветовал отец Иларион — известный подвижник, проживавший в Троекурово (село Тамбовской епархии). Около года Александр жил насельником, в начале 1840 года перешел на житье в монастырь. В монастырскую братию он был зачислен весной этого же года, уже в ноябре его назначили послушником Предтеченского скита.

Движение по монашеской иерархии:

  • 1841 г. — посвящен в рясофор;
  • 1842 г. — пострижение в мантию;
  • 1843 г. — иеродиакон;
  • 1845 г. — иеромонах.

Амвросием наречен в честь епископа Медиоланского.

Служение Богу и чудеса

Свою жизнь преподобный посвятил Богу и людям. Он с одинаковой любовью общался с нищей крестьянкой и богатым помещиком. Старец учил людей жить проще и чаще молиться. О сложных вещах он говорил просто и доступно. Его речь понимал любой. Житие Амвросия было наполнено духовной работой и общением с людьми. Он всегда придерживался своих молитвенных правил:

  • молясь, уповал на милость Господа;
  • читал псалмы Давида (3, 53, 58, 142);
  • к Богу всегда обращался смиренно и с любовью;
  • если душу переполняли скорбные чувства, читал 101 псалом.

Неиссякаемый людской поток стекался к келье старца отовсюду. Чтобы помочь всем нуждающимся, старец всегда просыпался утром не позднее 4 часов. К 5 часам приходил келейник, чтобы начать утреннее правило. По его окончании Амвросий до 9 часов молился в полном одиночестве, потом начинался прием мирян и монашествующих. Заканчивался он к полуночи. Много чудес, которые сотворил старец Амвросий, записано со слов людей. Преподобный был наделен прозорливостью и даром чудотворения:

  • спас жизнь и заработок мастерового от бандитов, заставив его 3 дня ожидать своего благословения, в это время рабочего ждали на дороге к дому, чтобы предать его смерти и забрать деньги, выданные под заказ;
  • женщине, заблудившейся в лесной чаще недалеко от монастырских стен, явился в виде старца, указал ей правильный путь;
  • нищему крестьянину оживил умершую лошадь;
  • помогал людям, находясь от них на расстоянии.
Читайте также:
Иоанн Тобольский: житие святителя, книги и труды, мощи и дни памяти

Смерть и канонизация

Старец умер 22 октября 1891 г. В мир иной отошел не в Оптине, а в Шамординском монастыре. Предвидя смерть, принял великую схиму. Преподобный Амвросий был причислен к лику святых 6 июня 1988 года. Поместный Собор Русской Православной церкви канонизировал Амвросия Оптинского.

Значение в православии

Издательское дело отец освоил, служа старцу Макарию. Он изучал подвижническую литературу на протяжении всей жизни, много беседовал с разными людьми. Наделенный живым, острым умом, наблюдательностью, он с годами стал прозорливым. Амвросий легко читал человеческие души.

Под руководством Амвросия были изданы:

  • письма отца Макария, его жизнеописание;
  • Лествица преподобного Иоанна Лествичника;
  • другие книги.

Недалеко от Оптины отец Амвросий основал Шамординскую обитель для женщин. В ней постоянно проживало не менее 1000 монахинь. Были построены школа и приют для девочек, для одиноких старух — богадельня.

С благословения Священного Синода мощи прп. Амвросия Оптинского были перевезены из Шамординского монастыря в Оптину пустынь. Их захоронили около могилы старца Макария. В советское время пустынь полностью разорили, монастырь закрыли, храмы разрушили. На монастырской территории располагалось сельскохозяйственное ПТУ.

В 1988 году началось восстановление Оптины, его закончили в 1996 году. Мощи святого старца Амвросия были обретены в 1998 году (10 июля). Сейчас они находятся во Введенском соборе обители.

Дни памяти

После смерти святого старца не прекратилась его духовная связь с людьми. На службу, которая посвящена дню памяти, приходит много православных верующих.

23 октября

В храмах по традиции читают тексты молитв — канон, акафист.

24 октября

Собор преподобных Оптинских старцев. В этот день празднуют память всех Оптинских святых.

10 июля

День обретения мощей святого старца Амвросия.

10 августа

Этот день памятен тем, что преподобный Амвросий закончил свою земную жизнь.

23 сентября

Собор Липецких святых.

Иконография

Портреты Амвросия написал иеромонах Даниил. На портрете, законченном в 1892 г., проповедник в клобуке, монашеской мантии, с четками и палочкой-посохом. В церковно-историческом музее Свято-Данилова монастыря есть портрет тяжело больного святого, возлежащего на подушках.

Иконы стали появляться после официальной канонизации старца. Он на них выписан в монашеском одеянии с непокрытой головой либо в куколе. На многих иконографиях он держит в левой руке список.

Иноком Артемием в 1997 г. была написана житийная икона с ликом Амвросия, она находится во Введенском соборе над ракой преподобного. В мастерской Оптиной пустыни были созданы шитые иконы и хоругви с ликом святого подвижника.

В чем помогает отец Амвросий Оптинский

Св. старец Амвросий слышит все молитвы, оказывает помощь в решении любых проблем. Больные обращаются к нему, чтобы обрести здоровье, исцелиться. Физически здоровым людям старец помогает обрести духовное здоровье. Молятся преподобному Амвросию при проблемах с детьми (о наставлении детей), об избавлении от житейских нужд, о здравии, о судьбе Отечества, об укреплении в вере. Чтение его знаменитых цитат помогает утвердиться в вере.

Тексты

Тропарь был написан по проекту игумена Андроника, кондак по проекту архимандрита Иннокентия, акафист — игумен Никон.

Молитва

В дни памяти святого верующие читают молитву, посвященную Преподобному, начинающуюся словами:

«О велսкսй старче ս угоднսче Божսй, преподобне отче наш Амвросие, оптսнская похвало ս всея Русս учսтелю благочестսя!»

Тропарь

Глас 5 (перевод): «Как к цꬲлебному սсточнսку прսходսм к тебе Амвросий, отчꬲ наш. Ибo ты на путь спасꬲнսя нас вꬲрой направляꬲшь, молսтвамս от бꬲд ս напастꬲй охраняꬲшь, в тꬲлꬲсных ս душꬲвных скoрбях утꬲшаꬲшь, бoлꬲ жꬲ всꬲго смսрꬲнսю, тꬲрпꬲнսю ս любвս обучаꬲшь. Молս Чꬲловꬲколюбца Хрսста и Защսтнսцу усꬲрдную о спасꬲнս душ нашսх».

Кондак

Глас 2 (перевод): «Завꬲт Пастырꬲначальнսка спoлнսв, ты наслꬲдовал благодать старчꬲства, бoлꬲя сердцꬲм обо всꬲх, с вꬲрой прսходящսх к тꬲбе пoтому ս мы, чада твоս, с любoвью взываем к тꬲбꬲ: Отчꬲ святой Амврoсий, молս Хрսста Бога о спасꬲнս душ нашսх».

Величание

«Уважаꬲм тя, прꬲпoдобнꬲ отчꬲ Амврoсսꬲ, ս чтսм святую память твою, наставничꬲ монахов ս собеседнսчꬲ ангꬲлов».

Канон

Канон это церковный гимн, который можно читать в храме и дома. Его читают, когда на душе плохо, и в моменты тяжелых испытаний. Текст состоит из девяти песен, состоящих из ирмоса и тропаря. Первые поют, вторые читают.

Акафист

По традиции акафист составлен из 13 кондаков и 12 икосов. Первый икос (Ангельскому житию) и первый кондак (Избранный угодниче) читаются дважды. Их повторяют после 13 кондака, который зачитывают трижды.

Храмы

Церкви и часовни Амвросию Оптинскому есть в России, Украине и Беларуси. Их больше двадцати.

Область Построен (построена) в честь Амвросия Оптинского
г. Москва Мужской монастырь
Владимирская область Церковь в городе Радужный
Калужская область (Нижние Прыски, Шамордино) Придел
Церковь и 3 часовни
Шиклинский район в Забайкальском крае Церковь
Ленинградская область Скит
Церковь
Самарская область Церковь (г. Новокуйбышевск)
Свердловская область Церковь (г. Кировоград)
Тверская область Две церкви и часовня
Томская область Церковь (с. Усть-Бакчар)

На территории Оптинской пустыни есть храм преподобного Амвросия Оптинского. Строить его начали в 2006 году, освятили в июне 2016 года.

АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ

Прп. Амвросий Оптинский

Амвросий Оптинский (1812 – 1891), иеросхимонах, преподобный.

В миру Гренков Александр Михайлович, родился 23 ноября [1] 1812 года, в селе Большая Липовица Тамбовской губернии, в семье пономаря.

В 12 лет он поступил в Тамбовское духовное училище, которое закончил первым из 148 человек. В 1830 году поступил в Тамбовскую семинарию. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами.

В 1835 году опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом. Господь внял его молитве.

В 1836 году закончил семинарию. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища.

По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: “Хвалите Бога, любите Бога. “

Изнемогая от своей нерешимости, он отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. “Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен.”

8 октября 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Он стал келейником старца Льва. Затем он исполнял различные монастырские послушания в самой обители и в скиту, летом 1841 г. был пострижен в рясофор и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, в 1842 г. – в мантию. В 1843 г. его рукоположили во иеродиакона.

7 декабря на пути в Калугу простудился и тяжело захворал. Так началась беспрерывная цепь его недугов. 9 декабря 1845 г. он рукоположен во иеромонаха, но из-за болезни почти не может служить. В период жестокой болезни 1846-1848 гг. преподобный был пострижен в великую схиму без изменения имени.

Прп. Амвросий Оптинский

Болезнь навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Но столь слабый физически иеромонах Амвросий обладал иной силой – духовной и благодатной. С 36 лет он поставлен помощником оптинского старца Макария в деле монастырского духовничества и окормления мирян. С ним же о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (знал пять языков), разделял труды по переводу и изданию святоотеческих текстов.

После смерти старца Макария (1860 г.), отец Амвросий становится единственным духовником оптинской братии и паломников. Он продолжает заниматься издательской деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги.

В 1862, 1868, 1869, 1871 гг. переносит ряд тяжелых болезней. Но и в это время он занимается духовным окормлением сотен приходящих к нему, ведет широкую благотворительную деятельность.

Известны многочисленные случаи его духовной прозорливости, чудотворений и исцелений. К старцу приезжали Достоевский и Леонтьев, Толстой, Погодин, Юркевич и Страхов.

Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимию. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница.

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг.

В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: в 12 верстах от Оптиной, в Шамордино трудами Преподобного была устроена женская Казанская Горская обитель, расцветшая столь быстро, что уже к 90-м гг. XIX в. число монашествующих в ней достигло 500 человек. Также там имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница.

1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — следствие его хронической болезни — заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам Калужский епископ Виталий (Иосифов), недовольный медлительностью старца [2], собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем.

Старец скончался 10 октября 1891 года.

Телеграмма о кончине старца застала еп. Виталия на полпути до Шамордина, на ночлеге в Перемышльском монастыре. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти о. Амвросия в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Прп. Амвросий Оптинский

Сразу же после кончины Преподобного начались его многочисленные посмертные чудотворения.

Над его могилкой была воздвигнута часовня, при советской власти разрушенная и стертая с лица земли. Но все паломники, приезжавшие в Оптину, молились и служили панихиды по почившим Оптинским старцам в том месте, где, по предположениям, раньше находилась часовня; они выложили на этом святом месте крест из побеленного известью кирпича. Впоследствии выяснилось, что верующие почти не ошиблись, почитая могилку старца Амвросия. Честные мощи покоились на полтора метра ближе к алтарю Никольского придела Введенского собора [3]. Но впоследствии оказалось, что 16 октября 1988 г. были обретены останки прп. Иосифа (Литовкина). Мощи же прп. Амвросия были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских старцев. Ныне его мощи почивают в Свято-Введенском соборе Оптиной пустыни. В Оптинском скиту у самого входа сохранился домик старца Амвросия.

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.

Тропарь Амвросию Оптинскому

Яко к целебному источнику / притекаем к тебе, Амвросие, отче наш. / Ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, / молитвами от бед и напастей охраняеши, / в телесных и душевных скбрбех утешаеши, / паче же смирению, терпению и любве научаеши. / Моли Человеколюбца Христа / и Заступницу усердную / спастися душам нашим.

Свидетельства современников

Использованные материалы

  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life4645.htm
  • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_3742

[1] По некоторым источникам – 21 ноября.

[2] Недоброжелатели доносили архиерею скверные слухи о старце.

[3] Раскопки проводились в октябре 1988 г. По благословению Святейшего Патриарха Пимена ими руководил канд. ист. наук С.А. Беляев

Имя Амвросий: святитель, споривший с царями, и немощный старец, помогавший всей России

10 июля — день памяти преп. Амвросия Оптинского

Приблизительное время чтения: 7 мин.

10 июля Православная Церковь вспоминает одного из самых известных святых — преподобного Амвросия Оптинского. Этому редкому имени, а также небесному покровителю преподобного Амвросия — святителю Амвросию Медиоланскому посвящен текст в рубрике «Значение имени».

Значение имени Амвросий

В это трудно поверить, но пик популярности имени Амвросий в России за последние сто лет приходится на 1998 год. Нет, это вовсе не значит, что шестнадцать лет назад каждого второго новорожденного мальчика называли Амвросием. Скорее пропорция была обратной: как минимум двум мальчикам из десяти тысяч новорожденных родители давали имя Амвросий. Ранее не удавалось зафиксировать даже такого числа. Вообще, имя Амвросий в нашей стране никогда не входило даже в тридцатку популярных мужских имен. Другое дело европейские страны. Практически в любом из европейских языков мы его обнаруживаем. У англичан оно звучит как Эмброуз, у немцев — Амбросиус, у испанцев — Амбросио, у итальянцев — Амброджо, а в уменьшительной форме и вовсе Джотто, у венгров — Амбруш, у поляков — Амброджий. В Европе это имя имеет еще и женский вариант: Амбруазин — у французов и Амброси — у испанцев. Краткое обращение Эм — это уменьшительная форма английского варианта Эмброузин. в России же имя Амвросий прочно стоит особняком в ряду мужских и сугубо церковных имен, распространенных среди священства. Это имя чаще принимали монахи при пострижении и редко его давали детям по святцам.

Впрочем, статистические данные указывают, что и вы тридцатые годы XX века, и в военные сороковые, и в шестидесятые, то и дело в нашей стране появлялись мальчики, в метриках которых значилось: Амвросий.

Имя Амвросий имеет греческое происхождение. Созвучие имени с «пищей богов» у древних греков здесь вовсе не случайно. И амброзия (амбросия) «ἀμβροσία», дарящая вечную молодость богам-олимпийцам, и Амвросий «Ἀμβρόσιος» — слова однокоренные, различающиеся в лингвистическом отношении лишь по роду. «Ἀμβρόσιος» значит «бессмертный, неумирающий».

Безусловно, самым известным святым с именем Амвросий является епископ Амвросий Медиоланский. Церковь вспоминает его 20 декабря. Другим святым, носившем имя Амвросий был преподобный Амвросий Оптинский, перенесение честных мощей которого церковь празднует 10 июля.

Святитель Амвросий Медиоланский

С раннего детства, а родился Амвросий в 340 году в семье римского наместника Галии, его жизнь была наполнена чудесными событиями. Наверняка окружающим они казались даже пугающими, но как показывает история, цепь невероятных обстоятельств и случайностей дала миру одного из выдающихся религиозных мыслителей и проповедников. Чего стоит история, когда лицо младенца Амвросия, как покрывалом покрыли пчелы. Не причинив ребенку вреда, они улетели. Но согласно житию, пчелы оставили на его языке мед. Амвросий рано осиротел. Вместе с братом он переселился в Рим, где получил юридическое образование. Был адвокатом. В 370 году занял должность консульского префекта северной Италии (Лигурии и Эмилии) с резиденцией в Медиолане (нынешнем Милане). Иначе говоря, в тридцать лет он стал уже наместником римского императора в одном из важнейших регионов страны. Следующая чудесная случайность произошла четырьмя годами позже.

В Медиолане скончался епископ Авксентий. Между православными и арианами возник спор о том, чей претендент займет кафедру. Спор был не просто жарким, он был кровопролитным. Более сотни человек погибло в этих «разборках». Амвросий, отличавшийся не только твердостью в исполнении буквы закона, но прославившийся справедливостью своих решений, был приглашен арбитром. Не успел Амвросий войти в церковь, где проходили дебаты, как все стоявшие услышали детский голос трижды прокричавший: «Амвросий — епископ». Сочтя произошедшее знаком, собравшиеся немедленно объявили, что кафедру займет Амвросий. Но оказалось, что он даже не крещен!

Впрочем, Амвросий почти не сопротивлялся, так как уже был оглашенным, то есть готовился принять крещение. Произошедшее заставило его поторопиться. Он принял крещение, через неделю был рукоположен в епископа. Все свое имущество Амвросий передал Церкви. А свои мысли углубил в Священное Писание.

Как епископ он был тверд в вере, решителен в отстаивании церковных догматов и, несмотря на аскетический образ жизни, невероятно жизнерадостен. Его авторитет был так значителен, что когда он отказался предоставить стороннице арианства императрице Юстине базилику Медиолана для служб, она это приняла. По его требованию из зала сената в Риме вынесли алтарь Победы. Ранее сенаторы приносили клятвы во время заседаний. Для христиан это было неприемлемо, и святой убедил императора Грациана убрать языческий жертвенник. К святому прислушивались.

Его проповеди оказывали влияние не только на простых граждан. Его мнение было важно римским императорам, персидским мудрецам и даже правителям соседних стран. Так Фритигильда, царица одного из германских племен, благодаря переписке со святым Амвросием, не только сама приняла христианство, но и обратила собственный народ.

И все-таки Амвросий Медиоланский не был простым проповедником. Святителю Амвросию было важно определить и закрепить статус христианства в стране. По сути он был первым епископом, который сказал, что служение священника важнее и выше императорского, что Рим и есть Церковь. Он настойчиво вел борьбу с языческими ценностями и традициями, апогеем которой стал спор об алтаре Победы. Вынесенный из Сената жертвенник многим не давал покоя. В особенности римскому префекту Симмаху, который требовал от императора Валентина II восстановить алтарь предков, как старинный обычай, через который Рим обрел славу. В свою очередь епископ Амвросий убеждал императора, что именно император служит всемогущему и истинному Богу и призван защищать и сохранять эту веру. В 384 году решение было принято окончательно, Симмах признал свое поражение. Но только при императоре Феодосии, в 392 году, язычество окончательно было объявлено вне закона, всякое жертвоприношение расценивалось как оскорбление императора.

Кстати, Симмаха и Амвросия связывала дружба, основанная на взаимоуважении. Однажды Симмах даже прислал к святителю своего ученика, молодого юношу. Красноречивые проповеди вскоре убедили юношу креститься. Так через слово святителя Амвросия, мир обрел еще одного богослова — блаженного Августина. Именно он был тем посланником Симмаха.

Святитель Амвросий вообще был яркой харизматичной личностью, талантливым богословом, который простым языком изложил Символ веры, учение о Святой Троице, о Таинствах. Он оставил подробные наставления священникам по ведению церковной службы. А также коснулся в своих трудах и нравственных вопросов писал «о девах», «о вдовах». Он провел реформы церковного пения, например, ввел хоровое (антифонное) пение на восточный манер. Это позволяло прихожанам не только наслаждаться красотой исполнения музыки, но и принимать участие в ее исполнении. А в 386 году им была составлена хвалебная песнь «Тебе, Бога, хвалим», которая не только вошла в круг православного богослужения, но и исполняется по сей день.

Скончался святитель Амвросий в возрасте 57 лет. Он был погребен в Медиолане, в усыпальнице построенного им храма. Спустя четыреста лет, в 824 году архиепископ Ангельберт II торжественно перенес мощи в порфировый саркофаг. Этот саркофаг был обретен спустя еще тысячу лет.

Преподобный Амвросий Оптинский

Через полтора тысячелетия после кончины святителя Амвросия Медиоланского, в другой, куда более северной стране родился мальчик. Его дед был священником, а отец -пономарем. Когда мальчик подрос, то пошел учиться в Тамбовское духовное училище, которое окончил с отличием, а затем решил поступить в семинарию. Но вскоре он сильно заболел. Тогда- то Александр Гренков дал обет, что в случае выздоровления уйдет в монастырь. Свой обет он исполнил не сразу, а лишь через четыре года, когда в Троице-Сергиевой лавре он побеседовал с затворником Иларионом. Он принял монашеский постриг в Введенской Оптиной пустыни с именем Амвросий.

В скромном юноше, знавшем пять языков, но смиренно подвязавшемся в посте и молитве, преподобный Лев, насельников Оптиной, прозорливо угадал великого человека. Отец Амвросий не стал епископом, не вел богословских споров на самом высоком уровне, но влияние его на духовную жизнь Российской империи тем не менее было значительным. Из-за болезней, которые одолевали его, он был выведен за штат и уже в возрасте 36-ти лет пострижен в схиму. Несмотря на болезнь, по благословению преподобного Макария Оптинского, он переводил святоотеческую литературу и учился умной молитве. Как говорит житие, преподобный Макарий готовил себе достойную смену, привлекая ученика к исповеди своих духовных чад.

С 1860 года, когда преподобный Макарий преставился, отец Амвросий начал принимать бесчисленное число посетителей. Его день начинался в 4 утра. После утреннего правила он начинал прием посетителей с перерывами на молитву и скудную пищу, вплоть до полуночи. Он стал первым старцем, который стал беседовать с женщинами, основал близ Оптиной Шамординский женский монастырь, в который брал в том числе больных и неимущих женщин.

Преподобный Амвросий отличался даром прозорливости и чудотворения. Многих исцелил, еще большее число утешил в скорбях.

Он умер в октябре 1891 года. В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых.

Тропарь преподобному Амвросию Оптинскому, глас 5

Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.

Кондак преподобному Амвросию Оптинскому, глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь святителю Амвросию Медиоланскому, глас 4

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Амвросие, / моли Христа Бога, // спастися душам нашим.

Кондак святителю Амвросию Медиоланскому, глас 3

Божественными догматы облистая, / помрачил еси Ариеву прелесть, священнотаинниче и пастырю Амвросие, / чудодействуя же силою Духа, / страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне, // Христа Бога моли, спастися душам нашим.

Житие Арсения Великого и икона святого, о чем просят преподобного и молитвы

Биография святого Арсения

Преподобный родился во второй половине 354 года на территории провинции Рима. С ранних лет Арсений любил и восхвалял Господа. Он получил прекрасное образование, владел несколькими языками. Многие родственники пророчили ему карьеру дипломата, но он предпочел плотно заниматься изучением богословия.

После окончания обучения молодой человек стал клириком одной из римских церквей, затем был рукоположен в сан диакона. Слава о проповедях и текстах преподобного дошла до императора Феодосия. Молодому диакону были отданы на воспитание императорские сыновья. Этот шаг был символом признания на высшем уровне.

Диакон исправно исполнял волю правителя, но жизнь при дворе тяготила его. Как только сыновья императора достигли совершеннолетия, он отпросился со службы. Служитель покинул Рим, чтобы стать монахом.

Он удалился от мира, стал жить затворником. Келью Арсения монахи обходили стороной, так как на это место был наложен обет безмолвия. Дни проходили в чтении, молитвах и посте. В уединении он изучал Евангелие. Его перу принадлежит толкование Евангелия от Луки.

Аскетизм и соблюдение обета сделали его известнейшим и почитаемым монахом. К нему начали приходить иноки со всех концов страны, чтобы получить совет или наставление. Это побудило старца отказаться от обета безмолвия. Арсений принимал всех, кто приходил издалека. Когда он уставал от людей, то переходил в другой монастырь.

Смерть святого была легкой и ожидаемой. Арсений знал заранее, когда отправится на небеса. К этому он готовился на протяжении многих лет.

Преподобный Арсений Коневский, дата памяти 25 июня

Он родился в Великом Новгороде. О родителях его ничего неизвестно. Еще в отрочестве он решил посвятить себя Господу. Поступить в монастырь он смог лишь в 1373 году. Здесь прожил он 11 лет, считаясь братией образцом иноческой жизни. Но сам Арсений так не считал и стремился к более усиленной молитве, для этого он отправляется на Афон, где он исполнял все существующие послушания. Лучше всего у него получалось ковать сосуды, слава о рукоделии святого распространилась далеко за пределы святогорской обители. Так прошло три года. Настала пора возвращаться на родину. Игумен монастыря благословил его иконой Божией Матери, которая теперь известна всем, как Коневская.

Далее Арсений стал подвизаться на Валааме. В своей молитве, он обращался к Богу с призванием, чтобы Он указал место, где можно построить новый монастырь. Однажды, когда святой был в море, штормом его отнесло к острову Коневец. Оно находится на Ладожском озере. Именно здесь он и стал подвизаться, установил крест, воздвиг небольшую часовенку. Жизнь в суровых северных условиях была тяжелой, но он не оставлял молитвы. Раньше на острове жители с берега пасли лошадей, они думали, что их здесь охраняют духи, которые живут под камнем. Каждую осень они, в знак благодарности, оставляли у камня по одной лошади. От голода животное погибало, а люди думали, что его приняли духи. Преподобный в скором времени узнал о таком языческом поведении жителей. Для развенчания этого мифа, святой окропил камень водой, помолился, и духи отлетели в виде воронов.

Икона преподобного Арсения Коневского

5 лет он подвизался в скиту, показывая суеверным людям, что эти духи ничтожны перед молитвой и верой Христовой. В 1398 году здесь был основан монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Так в трудах и попечениях о своей обители прошли годы жизни преподобного Арсения. 65 лет провел он в служении Господу. В момент своего исхода, он обещал братии, что и в жизни вечной не оставит этот монастырь. Преподобный Арсений считается покровителем моряков.

Как вести себя в день Ангела

Когда наступает этот светлый праздник, в домашнем иконостасе нужно украсить икону святого Арсения. В этот день нужно посетить утреннюю службу в храме, заказать молебен святому Арсению. Принять участие в Божественной Литургии, поставить свечи и по возможности исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Можно этот день в домашней обстановке провести в молитвах к святому Арсению. Поблагодарить за помощь, и если есть нужда в помощи, попросить ее. В удобное время пригласить близких людей, накрыть стол и совершить праздничную трапезу. Поговорить о житии святого Арсения, о его подвиге и о том, что он сделал для людей. Подарки для именинника подбирают с религиозной тематикой.

В чем помогает молитва Арсению Великому?

Молятся преподобному Арсению Великому в поиске душевных сил, для укрепления веры. Святой дарует всем просящим покой, указывает верный путь и дает силы на преодоление трудностей и преград на этом пути.

Через молитву Арсения Великого просят о прощении и благословении. Он не только наставляет, но и оберегает, отгоняя греховные мысли и ограждая от недругов. Заблудшие, отчаявшиеся, сломленные и уставшие находят в молитве спасение от напастей, поддержку в делах. Нередко читают молитву преподобному Арсению те, кто встал на праведный путь и ищет в себе силы для служения Господу, как делал это Арсений.

Тексты молитв Арсению Великому

Тропарь, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Арсе́ние о́тче наш.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Арсений, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак, глас 3

От Ри́ма возсия́л еси́, я́коже со́лнце вели́кое/ и к Ца́рскому гра́ду дости́гл еси́, преблаже́нне,/ словесы́ твои́ми просвеща́я сего́ и де́лы,/ вся́ку неразу́мия мглу отгоня́./ Сего́ ра́ди тя почита́ем,// отце́в сла́во, Арсе́ние преподо́бне.

Перевод: Из Рима воссиял ты, как великое солнце и достиг Царского города (Константинополя), преблаженный, словами твоими и делами просвещая его, всякий мрак неразумия разгоняя. Потому почитаем тебя, слава отцов, Арсений преподобный.

Молитва преподобному Арсению Великому

О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, безмо́лвия рачи́телю, молча́ния люби́телю, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Арсе́ние, припа́даем ти и мо́лимся: помоли́ся ко Го́споду, Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́, да да́рует нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м Свои́м, вся ко спасе́нию душе́вному благопотре́бныя да́ры Своя́: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, блаточе́стие непоколеби́мое, любому́дрие христопосле́довательное, и вся доброде́тели, во святе́м Ева́нгелии Им запове́данныя: да бу́дем подража́тели твоего́ благоуго́днаго жития́ и вку́пе с тобо́ю сподо́бимся спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити. Ей, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри нас, но помози́ нам, Небе́сным предста́тельством твои́м, благоче́стно житие́ вре́менное сконча́ти, кончи́ну благу́ю, ми́рную и непосты́дную стяжа́ти, и блаже́нства ра́йскаго удосто́итися: да просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Кую похвалу принесем ти, преподобне и богоносне отче наш Арсение! Ты еси воистину ангел хранитель всем христианам, наипаче же иночествующим, кои имя твое святое на себе носят! Во время земнаго жития твоего, ты, преподобне, бегал еси людей, показуя сим не неприязнь к ближним, а наивящую к ним любовь, дабы в безмолвии, стяжав в сердце своем Единаго Бога, получити сугубое дерзновение ходатайствовати у престола Божия о духовнех чадех твоих! И, о, дивно сие твое предстательство! Ты от искушений и падений спасаеши, от наветов злых духов и человеков сохраняеши, от уз и темниц свобождаеши, из изгнания возвращаеши, всякия беды и напасти от нас прогоняеши.Чим же возблагодарим ти за твое велие нам вспоможение, святче Божий?! Мним, яко лучшим тебе приношением будет исправление нашея греховныя жизни и подражание твоей богоугодней, святей. Ты был еси украшен духовным разсуждением, твердой волею в отражении всякаго зла, процвел еси трудами и подвигами. Да поможет Господь и нам молитвами твоими все сие по силе нашей имети. Ты, пресвятый отче, стяжал еси дар смирения, дар молитвы, дар умиления и благодатных слез: да даст Отец Небесный и нам хотя малую толику причаститися твоим великим сим дарованиям. Ты, пречудный авво, возлюбив простоту и нищету телесную даже до убожества, приобрел еси Господа даже до богатства духа благодати; да с тобою и мы терпеливо понесем скудость, лишения, все невзгоды земныя и, уповая на небесное жительство, возлюбим нашего Сладчайшаго Спасителя, выну прославляя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Сам Арсений Великий завещал не предавать свое тело после смерти земле и не устраивать каких-либо почестей по этому поводу. Доподлинно неизвестно, где первое время хранились его мощи. В 1034 году императором Романом III Аргиром была возведена в Константинополе церковь Пресвятой Богородицы Триантафиллос. Там, впоследствии, и хранились мощи старца.

Ныне останки святого пребывают в Египте, в коптском монастыре Эль-Барамос. Также частица мощей хранится в Спасской Костомаровской женской обители.

Как определить свой день Ангела

По церковному уставу новорожденного ребенка нужно принести в храм на сороковой день для того, чтобы провести таинство Крещения. В этот же день младенца нарекают именем. Какого святого чтит церковь в этот день, так и именовали новокрещенного.

Если мальчик рожден 21 мая то, несомненно, его нужно назвать по святцам, в честь святого Арсения Великого. Получалось, что день Крещения и именины совпадали и отмечались в один день. И не было разницы, как называть это событие.

В настоящее время младенцу сначала дают имя, а затем производят таинство Крещения. Выбирают ближайший день памяти святого, в честь которого нарекли человека и считают его именинами. День Ангела и день памяти в данном случае не совпадают и празднуются в разные дни.

При проведении таинства Крещения в церкви выдают свидетельство, в котором указана дата таинства. Это и есть день Ангела.

Ну а если такого документа нет, и близкие не помнят дату крещения человека, то можно выбрать близкий ко дню рождения день памяти святого с именем Арсений. Именины можно праздновать в этот день.

Арсений обучает сыновей императора Феодосия

Молва о его благочестии и образованности достигла Константинополя. Управлявший в то время восточной частью Римской империи Феодосий (379 — 395 г., а с 383 по 395 и западной частью), узнав о незаурядном уме и добродетели, император решил поручить Арсению воспитание сыновей — Аркадия и Гонория.

в этом возрасте преподобный Арсений уехал из Рима чтобы воспитывать детей императора

В 29 лет по настоянию римского папы Дамаса преподобный Арсений был вынужден уехать из Рима. В Константинополе Арсения встретили со всеми почестями и Феодосий, поручая ему детей, сказал:

«Теперь ты будешь им более отцом нежели я, потому что труднее воспитать их, чем родить. Я поручаю их тебе и твоему благоразумию; воспитай их так, как я прошу тебя; приучи их к добродетели и обучи их премудрости; как отец их духовный, позаботься о том, чтобы они избегали разных юношеских соблазнов. …

Все это я говорю тебе при сыновьях моих, дабы они все это сами слышали и видели. Не взирай на то, что они царские сыновья; воспитывай их в послушании и повиновении себе, потому что я хочу, чтобы они повиновались тебе во всем, как своему отцу и учителю, и слушались бы тебя, как твои чада и ученики».

Возле дворца Феодосий построил училище, чтобы он мог приходить наблюдать за обучением сыновей.

Арсений стал хорошим наставником и учителем: помогал детям освоить книги, объяснял священное Писание.

Также поучал детей тому, как надобно вести себя, если им доведется управлять государством. Внушал, что даже сидящего на троне украшают добрые дела, если хотят оставить добрую память о себе, надобно быть добродетельными, благородными правителями, соблюдающими христианские заповеди.

При этом, почитал Арсений воспитанников, как детей царских. Увидев однажды, что сыновья сидят, а учитель стоит перед ними, император возмутился:

«Не сказал ли я тебе, чтобы ты считал сыновей моих учениками и чадами своими, и не обращал бы внимания на то, что они царские дети?»

Феодосий считал, что сыновья должны вырасти достойными людьми – почитать Бога, следовать его заповедям и проживать добродетельную жизнь. А если такого не случится, то лучше им и вовсе не царствовать.

«Я молю Бога о том, чтобы Он лучше взял их из сей жизни в их юношеские годы, чем позволил бы им вырасти во зле, на погибель как своей собственной души, так и прочих душ человеческих».

Арсений в душе одобрил слова императора и с тех пор поучал Аркадия и Гонория сидя, а сыновья стояли перед наставником.

Житие преподобного Арсения Великого

Арсений Великий удостоился своего имени за подвиги во имя Господа, совершаемые святым в течение всей своей жизни. Добровольно уйдя в затвор, преподобный стяжал после смерти венец вечной славы в лике святых, и почитается сегодня во всем христианском мире.

Христианское воспитание

Будущий подвижник веры Иисусовой родился в Риме, в семье глубоко верующей и почитающей Господа. Родители дали своему сыну хорошее образование. Арсений прекрасно владел греческим и латинским языками. Он с неподдельным интересом изучил труды многих философов и риториков того времени.

Достигнув юношеского возраста, Арсений решил посвятить свою жизнь служению Богу, удалившись от житейской суеты. С этой целью он попросился в клир одной из местных христианских церквей, где его посвятили в сан диакона. Так начался богоугодный путь будущего святого.

  • Как раз в то время император Феодосий, правивший на восточных землях Римского государства, искал для своих сыновей наставника и учителя, который смог бы не только обучить юношей светским наукам, но и просветить их умы мудростью Божественной. Правитель хотел видеть не просто ученого богослова, а человека, который личным примером показал бы Аркадию и Гонорию, что такое добродетельная жизнь во имя Господне.
  • Услышав об Арсении, и его образованности, император Феодосий без колебаний поручил ему воспитание своих наследников. Инок без энтузиазма, но с покорностью принял на себя это обязательство и добросовестно обучал юношей философским наукам и богословию. Но повышенное внимание к своей персоне и особый почет тяготили Арсения, стремившегося вести уединенный образ жизни в полном служении Богу. Он принялся горячо молиться Всевышнему о том, чтобы Он направил его на путь спасения. И, однажды, Арсений услышал ответ на свои просьбы. Голос свыше молвил, что ему нужно бежать от людей, только так он спасет свою душу. Не задерживаясь более во дворце Феодосия, Арсений тайно сбежал в странническом облачении и на корабле отплыл в Александрию.
  • Из города преподобный сразу направился в пустыню, где проходил послушания под наставничеством аввы Иоанна Колова. Арсений превзошел в подвижничестве многих отшельников, но по-прежнему считал, что не следует по пути истинному. Инок усердно молился, прося указать ему дорогу к спасению. На этот раз голос велел ему всячески скрываться от людей и пребывать в безмолвии, что является корнем всякой добродетели.
  • С тех пор отшельник уединился в келье, посещал церковные богослужения только в праздники и по воскресным дням. Его неоднократно спрашивали братья по вере, почему он избегает даже их общества, на что святой отвечал: «Видит Бог, как я вас всех люблю. Но я не могу пребывать одновременно и с Богом и с людьми. Хотя на небе много вышних сил, все они имеют общую волю — славить Бога. А люди на земле имеют разную волю, намерения и помыслы. Поэтому я не могу пребывать с ними». Арсений утверждал, что ему ничего не нужно, что он умер для этого мира, и нет надобности печься о нем в этой жизни.

Продолжая жить в полном уединении, Арсений не изменял своим убеждениям и хранил молчание. Когда к нему прибыл странствующий инок, преподобный встретил его безмолвно. Удивленный таким приемом, странник отправился к отцу Моисею, который с радостью принял его у себя. Глядя на это, другой инок задался вопросом, кто же более достоин благодати Божией из этих двух подвижников.

Он просил в молитве дать ответ на этот вопрос и однажды увидел сон. По большой реке плыли два корабля. На одном пребывал Арсений, а на втором — Моисей. Первым кораблем в тишине управлял Дух Господень. Вторым — ангелы, влагающие мед в уста Моисея. Рассказав о своем сне более опытным старцам, инок получил ответ, что в глазах Творца Арсений более достоин, так как его кораблем управлял сам Господь.

Важно! Арсений все больше углублялся в богомыслие и время от времени менял место жительства, уходя в более дикие места, где его не могли потревожить люди, приходящие на беседы.

Наиболее известными его высказываниями были слова о том, что немногие люди подвергают ограничениям свою плоть во имя спасения души, остальные же заботятся о благолепии внешнем, забывая о чистоте духовной. Такие люди подобны красивым гробам, внутри которых лишь зловонные кости. Богу угоден лишь тот, кто бережет и тело, и душу от всякой скверны.

Преподобный старец о себе высказывался в таком ключе: «Арсений, зачем пришел ты сюда? Ты пришел не для отдыха, а для трудов, не для лености, а для подвигов». Он говорил, что много раз жалел о сказанных словах, но никогда не жалел о том, что молчал. Об образе жизни подвижника практически ничего не известно.

Он провел 50 лет в молитве, посте и трудах. 10 лет жил в Трогине, после чего еще несколько раз удалялся в пустынные места других районов. На закате земных дней святой вновь вернулся в Трогин, где отошел в мир иной в 449 году (по некоторым данным — в начале 450 г.). Ему на момент смерти было 95 лет.

Дни памяти и почитание в христианстве

Святой почитается православной церковью 8 мая. Католики чтят память преподобного 19 июля. Арсений Великий во все времена считался примером духовного авторитета, о чем свидетельствуют упоминания его имени в трудах более поздних подвижников. Повсеместное почитание началось примерно с XI века, на что указывают византийские календари.

В это же время святого упоминают в рукописях древней Руси. Богоугодностью своей жизни он сподобился прославления в сонме святых.

Мощи

Сам Арсений Великий завещал не предавать свое тело после смерти земле и не устраивать каких-либо почестей по этому поводу. Доподлинно неизвестно, где первое время хранились его мощи. В 1034 году императором Романом III Аргиром была возведена в Константинополе церковь Пресвятой Богородицы Триантафиллос. Там, впоследствии, и хранились мощи старца.

Ныне останки святого пребывают в Египте, в коптском монастыре Эль-Барамос. Также частица мощей хранится в Спасской Костомаровской женской обители.

Интересные факты об Арсении Великом

Известно, что Арсений Великий очень не любил, когда его покой нарушали другие люди. Однажды знатная римлянка, услышав об аскетическом образе жизни старца, задалась целью, во что бы то ни было увидеть его. Несмотря на предупреждения о том, что преподобный не очень будет рад ее появлению, женщина все же отправилась к святому.

Она застала отшельника погруженным в глубокие размышления и упала к нему в ноги с просьбой помянуть ее в своих молитвах. На это Арсений гневно ответил ей, что ее желание увидеть его лицо — не более, чем тщеславная прихоть, и он будет молить Бога изгладить ее образ из своей памяти.

Расстроенная женщина вернулась домой и рассказала о случившемся архиепископу. Святитель успокоил женщину и заверил, что старец Арсений будет непременно молиться обо всех людях и о ней тоже. Но для того чтобы жить в большой любви к Творцу, он бережет ум свой от всякого рода увеселений и искушений.

Интересно! Одной из самых известных цитат безмолвствующего инока была следующая:

  • «Много раз раскаивался я о своих словах, а о молчании — никогда»;
  • «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу — и вы победите внешние страсти».

Труды

Авторству Арсения принадлежит одно из толкований Евангелия от Луки. Также его учениками были записаны его поучения относительно монашества. Кроме того, сочинения святого включены в 66 том Patrologia Graeca.

Арсений Великий — это пример удивительного смирения перед лицом Бога, который достоин уважения во все времена.

Житие Арсения Великого и икона святого, о чем просят преподобного и молитвы

Преподобного святого Арсения называют Великим. Он заслужил этот ранг своей праведной жизнью, способностью вести за собой учеников и последователей. Житие святого стало примером для многих христиан. Он жил до 94 лет, исправно соблюдая заповеди, не совершая грехов, проповедуя аскетизм. Отказ от мирских благ сделал жизнь старца более значимой, его имя стало почитаться задолго до успения.

Биография святого Арсения

Преподобный родился во второй половине 354 года на территории провинции Рима. С ранних лет Арсений любил и восхвалял Господа. Он получил прекрасное образование, владел несколькими языками. Многие родственники пророчили ему карьеру дипломата, но он предпочел плотно заниматься изучением богословия.

После окончания обучения молодой человек стал клириком одной из римских церквей, затем был рукоположен в сан диакона. Слава о проповедях и текстах преподобного дошла до императора Феодосия. Молодому диакону были отданы на воспитание императорские сыновья. Этот шаг был символом признания на высшем уровне.

Диакон исправно исполнял волю правителя, но жизнь при дворе тяготила его. Как только сыновья императора достигли совершеннолетия, он отпросился со службы. Служитель покинул Рим, чтобы стать монахом.

Он удалился от мира, стал жить затворником. Келью Арсения монахи обходили стороной, так как на это место был наложен обет безмолвия. Дни проходили в чтении, молитвах и посте. В уединении он изучал Евангелие. Его перу принадлежит толкование Евангелия от Луки.

Аскетизм и соблюдение обета сделали его известнейшим и почитаемым монахом. К нему начали приходить иноки со всех концов страны, чтобы получить совет или наставление. Это побудило старца отказаться от обета безмолвия. Арсений принимал всех, кто приходил издалека. Когда он уставал от людей, то переходил в другой монастырь.

Смерть святого была легкой и ожидаемой. Арсений знал заранее, когда отправится на небеса. К этому он готовился на протяжении многих лет.

Значение в православии

О Великом Арсении ходят легенды. Современники писали, что его молитва была способна расколоть камень. Для последователей и почитателей преподобный остается примером незыблемой и могучей веры, а также способности человека отказаться от многого ради постижения смысла жития.

Творческое наследие

Арсений трактовал Евангелие от Луки, писал тексты служб. Подвижничество преподобного было смыслом его жизни. Проповеди, которые составлены в годы, когда он жил один, до сих пор используются священнослужителями. Трактовка спорных мест Евангелия Арсением признана одной из самых мудрых.

Почитание преподобного Арсения в православии

День памяти для православных людей выпадает на 8 мая. Святого Арсения вспоминают православные и католики всего мира. Это имя навсегда вписано в церковную историю.

Где находятся мощи

Части мощей сохранились на территории одного из самых известных монастырей Каппадокии. Рака из-под мощей хранится на северо-востоке Ливии.

Иконография

Святого Арсения изображают старцем с седой бородой и кудрявыми волосами. Ранние иконы, которые сохранились в Каппадокии, принадлежат руке древних иконописцев. На них старец предстает монахом. Руки его заняты крестом и свитками.

О чем просят у святого

Перед ликом чаще всего склоняют голову те, кто жаждет отпущения грехов, постижения смирения, возвращения утраченной веры. Святой помогает убогим и заблудшим. Он благословляет, наставляет, показывает истинный смысл. Святой также помогает в делах. Поддерживает тех, кто стремится жить с соблюдением праведных принципов.

Православные тексты

После кончины были написаны многочисленные молитвы, обращенные к святому Арсению. Позднее был составлен подробный акафист для совершения церковной службы. Его исполняют 8 мая.

Тропарь

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Арсе́ние о́тче наш.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак

От Ри́ма возсия́л еси́, я́коже со́лнце вели́кое/ и к Ца́рскому гра́ду дости́гл еси́, преблаже́нне,/ словесы́ твои́ми просвеща́я сего́ и де́лы,/ вся́ку неразу́мия мглу отгоня́./ Сего́ ра́ди тя почита́ем,// отце́в сла́во, Арсе́ние преподо́бне.

Акафист

Избранный угодниче Божий, пресветлый путыни светильниче, и богомудрый монахов наставниче, преподобне отче наш Арсение! Со ангелы предстояй триипостасному Богу, и стяжавый к нему дерзновение многое, молися выну о спасении нас грешных, и молитвами твоими от всяких бед свобождай зовущих ти:

Радуйся, Арсение великий пустынножителю.

Икос 1

Ангела во плоти и человека небеснаго вемы тя, преподобне отче Арсение. Ты бо чистотою и святостию жития твоего, безплотным силам поревновал еси, и земнородных удивил еси, являя всем дивный образ в себе совершенства духовнаго. Темже восхваляем тя и глаголем:

Радуйся, ветхаго Рима святое прозябение:

радуйся, родителей благочестивых пречестная отрасль.

Радуйся, от младости на подвиги духовныя предъизбранный:

радуйся, от юности единаго Бога всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, премудрости земной добре обученный:

радуйся, премудростию небесною одаренный.

Радуйся, закон Христов на скрижалехъ сердца твоего начертавый:

радуйся, во всех оправданиих господних непорочно ходивый.

Радуйся, страхом Божиим огражденный:

радуйся, ритор и богослов изрядный бывый.

Радуйся, целомудрие души и тела невредимо сохранивый:

радуйся, свято и богоугодно на земли поживый.

Радуйся, Арсение великий пустынножителю.

Кондак 2

Видев сердцеведец Господь, непорочную чистоту души твоея, отче Арсение, во диакона святыя римския церкве тя постави, да служиши пречистым и животворящим Христовым тайнам, и, яко достойный сосуд Божией благодати, возносиши молитвы соборныя за вся люди, воспевая пресвятей троице: Аллилуия.

Икос 2

Разума Божественнаго преисполнен был еси, Арсение богомудре, яко не быти равному тебе в премудрости и благочестии во всем царствии римстем. Темже царь Феодосий в наставника сыновом своим аркадию и онорию тя избра, сим подвизая и нас звати тебе:

Радуйся, от запада к востоку пришедый светити людем богомудрием твоим:

радуйся, от ветхаго Рима в новый Рим преселивыйся на новыя подвиги духовныя.

Радуйся, царей наставниче и учителю:

радуйся, владык земных к царствию горнему руководителю.

Радуйся, при дворе царстем подвижничеству о Христе прилежавый:

радуйся, дни на учение, нощи же на молитву посвящавый.

Радуйся, от царя Феодосия зело любим и почитаем бывый:

радуйся, отцем царя и сыновей его нареченный.

Радуйся, саном сенаторским почтенный:

радуйся, во славе царствия земнаго смирения святаго преисполенный.

Радуйся, молитвы усердныя к Богу возсылавый:

радуйся, коленопреклонения многия совершавый.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 3

Силою Божиею укреплен, отче преподобне, возжелал еси в безмолвии пустыннем работати Господеви, вину же восприем гнев на тя царевича аркадия, умыслил еси тайно оставити двор царский, и скрытися в пустыни, да невозбранно возможеши воспевати Богу серафимскую песнь: Аллилуия.

Икос 3

Имея желание велие спасти душу твою, отче Арсение, молился еси Богу, да укажет тебе путь правый ко спаcению, и услышал еси глас небесный, глаголющь тебе: “Арсение, бегай от человеков, и спасешися!” Темже от двора царскаго тайно изшел еси, в худыя ризы облеченный, и в пустыню скитскую пришел еси, прося отцев пустынных, да сотворят тя иноком. О сем тя славяще зовем:

Радуйся, от Самого Господа тайно наученный подвижничеству духовному:

радуйся, гласом небесным наставленный безмолвствовати душеспасительно.

Радуйся, дом царский оставивый, да царствие горнее унаследиши:

радуйся, всю славу мира сего презревый, да славу вечную небесную получиши.

Радуйся, един единому Христу в пустыни работати возжелавый:

радуйся, святый ангельский образ усердно себе просивый.

Радуйся, от великаго Иоанна Колова во смирении дивно искушенный:

радуйся, смирение нелицемерное во искушении том показавый.

Радуйся, пострижение во иночество от рук его святых восприявый:

радуйся, от него предъуведенный, яко инок благоискусен будеши.

Радуйся, в безмолвии пустыннем добре подвизавыйся:

радуйся, в посте и молитвах неослабно пребывавый.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 4

Бури страстей избежав, отче Арсение, в пристань благодатнаго безстрастия достигл еси, и в пустыне скитстей равноангельно пожил еси, Богом наставляемь к безмолвию совершенному, дивным житием твоим удивлял еси вся отцы пустынныя, и подвизал еси их славити Бога и пети ему: Аллилуия.

Икос 4

Слышав паки глас небесный: «Арсение, бежи от человек и в молчании буди: ибо сие есть корень безгрешия», – в пустыню глубочайшую удалился еси, преподобне, и молчанием уста твоя заключил еси, избегая бесед человечестких, да выну беседуеши с Богом в сердце твоем. Сего ради и мы вопием к тебе:

Радуйся, высото безмолвия, удобовосходимая точию избранными из избранных:

радуйся, глубино смирения, удостоенная благоволения Божия.

Радуйся, прозорливче дивный, древним пророком уподобивыйся:

радуйся, дара предведения преисполненный.

Радуйся, бегавый от людей, да не разлучишися с Богом:

радуйся, молчавый устами, да не престанеши вопия ко Господу в сердце твоем.

Радуйся, истинный Христов угоданиче, вся заповеди Его верно совершивый:

радуйся, о Христе вся ближния твоя искренно любивый.

Радуйся, правило иноческаго безмолвнаго жития:

радуйся, образе совершенства духовнаго.

Радуйся, о нем же удивишася ангели:

радуйся, о нем же Бога славят человецы.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 5

Богоприятный источник слез молитвенных, очи твои источаху, преподобне отче, и толико умиления божественнаго преисполнен был еси, яко плакати тебе выну при молитвах твоих. Темже и нас поучаеши примером твоим со слезами молитися Богу, и пети Ему во умилении сердечнем: Аллилуия.

Икос 5

Виден был еси весь огнезрачен, на молитве предстоя, серафимскою любовию ко Господу объятый, и богомыслием высоким от земли к небесным возносимый, отче Арсение. Дивящеся убо сему начатку славы твоея, ублажаем тя благохвалении сими:

Радуйся, пустыни скитския духовное украшение:

радуйся, Египта славо и похвало.

Радуйся, державо безмолвия:

радуйся, мира Христова обитель.

Радуйся, слез источниче неоскудный:

радуйся, молитв благоухающее кадило.

Радуйся, псалмопения органе прекрасный:

радуйся, терпения столпе непоколебимый.

Радуйся, праздность душевредную возненавидевый:

радуйся, руками твоима кошницы сплетавый.

Радуйся, молитвою непрестанною с Богом выну беседовавый:

радуйся, видения небесныя тайно созерцавый.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 6

Проповедник был еси душеспасительный, отче Арсение, всем к тебе приходившим, молчанием твоим поучавый паче риторскаго благословения вся верныя, видевшыя в тебе совершеннаго о Христе подвижника, сильнаго пред Богом и людьми, егоже лице, яко лице ангела Божия, светом небесным сияше. Темже и вопияху прославльшему тя Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсияв великими добродетельми твоими в пустыни скитстей, яко солнце пресветлое, отче Арсение, весь мир озарил еси славою твоих подвигов, и твоего безмолвнаго жития, иже во образ всем безмолником от Бога дадеся, и в правило известное ко спасению. Темже присно тя славяще вопием:

Радуйся, заповедей Христовых верный исполнителю:

радуйся, примером твоим богомудрию совершенному люди научивый.

Радуйся, ангельское житие на земли показавый:

радуйся, святую Христову церковь подвигами твоими благоукрасивый.

Радуйся, возшедый на верх добродетелей христианских:

радуйся, нисшедый во глубину смирения святаго.

Радуйся, добрый делателю винограда небеснаго:

радуйся, сладкия плоды Христу принесый.

Радуйся, разсуждение духовное стяжавый:

радуйся, богомыслие молитвенное возлюбивый.

Радуйся, пустыннолюбивая горлце, предтече подобящаяся:

радуйся, сосуде Господень, Дарами Святаго Духа преисполненный.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 7

Хотя Господь явити отцем пустынным твоего, отче Арсение, безмолвнаго жития совершенство, показа единому от них в видении, како корабль твой в велицем безмолвии не человеки и не ангелы, а Самим Господом управляется: и тако всем ведомо сотворися, яко бегая от человеков с Богом соединился еси, зовый Ему: Аллилуия.

Икос 7

Ново и дивно бысть житие твое, преподобне отче, в молчании и безмолвии крайнем проводимое тобою в пустыни скитстей: дивны бяху и бдения твоя всенощныя, в нихже, воздев горе руце твои на заходе солнца, стоял еси тако моляся, дондеже солнце восхождаше. О сем удивляющеся, вопием ти сице:

Радуйся, преподобне, пустыню безплодную духовно оплодотворивый:

радуйся, богоносе, от Египта добродетельми твоими всему миру возсиявый.

Радуйся, отче, отцев красото:

радуйся, пустынножителей богомудрая доброто.

Радуйся, нищеты рачителю:

радуйся, ангелов собеседниче.

Радуйся, видений божественных тайнозрителю:

радуйся, яко тебе безвестная и тайная Бог явил есть.

Радуйся, яко тобою мнози ко спасению наставлени быша:

радуйся, яко тобою заблуждающиися путь правый обретоша.

Радуйся, светилниче, сияющий богомудрия лучами:

радуйся, реко многоводная учения божественнаго.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Кондак 8

Странническое на земли житие возлюбил еси, отче Арсение, не имый зде пребывающаго града, но грядущаго, Иерусалима небеснаго, выну взыскуяй, преходил еси от места на место в пустыни скита египетскаго, и тако, яко безплотный, нищетно и безмолвно пребывал еси, взывая ко Господу: Аллилуия.

Икос 8

Весь ум свой в Бозе углублен имел еси, Арсение отче наш, и толико богомылию непрестанному прилежал еси, яко многажды забывати тебе о пищи и питии. Научи убо и нас ленивых и нерадивых бодрствовати в молитвах к Богу, да тебе благодарственно зовем:

Радуйся, освященный сосуде Божия благодати:

радуйся, сокровище пребогатое добродетелей.

Радуйся, яко час смертный присно поминал еси:

радуйся, яко дне суднаго в забвении не положил еси.

Радуйся, яко рыдал еси горце воспоминая мучения вечная:

радуйся, яко плакал еси во вся дни живота твоего, да избегнеши геенскаго пламене.

Радуйся, смирением совершенным низложивый вся искушения прегордаго велиара:

радуйся, неуязвим пребывавый его разжженными стрелами.

Радуйся, руце твои преподобныя со дерзновением горе воздевавый:

радуйся, от захода до восхода солнечнаго в молитвах Господеви предстоявый.

Радуйся, преисполненный божественныя любве:

радуйся, болий в лике преподобных.

Радуйся, Арсение, великий пустынножителю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: