Житие Преподобного Серафима Саровского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Святой Серафим Саровский: краткое житие

Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых на Руси святых. Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам — в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим — это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать — целое учение): о благодати. Он учил: христианство — это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель — стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

Преподобный Серафим Саровский кормит медведя

Учение преподобного Серафима Саровского

В какой-то степени поучения — это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, которое просто и кратко доносит всю суть его учения.

Обретение мира на душе и стяжание благодати: вот главная цель для христианина, а не исполнение заповедей. Исполнять заповеди — это естественно для человека, и это надо делать в любом случае, но у человека есть более высокая цель на земле, нежели просто совершать хорошие поступки и не обижать близких. Эта цель — обожение: то есть изменение природы души уже здесь — на земле.

Фактически, преподобный Серафим Саровский старался донести идеи исихазма — «греческого» учения, одним из апологетов которого был в XIV веке святитель Григорий Палама, и которое по сей день созидается на Святой горе Афон. В основе идеи исихазма лежит именно делание ума, а не просто поступки.

святитель Григорий Палама

Преподобный Серафим Саровский напоминал, что жизнь христианина начинается не с поступков, и даже не с мыслей, а еще раньше — с природы его души. Поэтому православный христианин должен следить не только за мыслями (потому что все поступки идут от них), а устремлять свое упование и чаяния дальше — на состояние души. Души, которая плачет по Духу Святому и истинную свою целостность и истинное врачевание обретает лишь при стяжании Благодати и таким образом — во Христе.

Ну, а соблюдение заповедей, и благочестивая жизнь являются как раз одними из лучших инструментов для достижения этой высшей цели — стяжание «духа мирного».

Серафим Саровский: годы жизни — когда он жил

Преподобный Серафим Саровский жил в XVIII–XIX веках. Он родился в 1754 году, а скончался в 1833 году.

Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил — Российская Империя — пережила шесть императоров и сильно изменилась: став из крупного государства настоящей Империей, которая смогла в конце концов одолеть самого Наполеона.

Правители, которых «застал» святой Серафим Саровский: императрица Елизавета; Петр II; Екатерина II; Петр III; Александр I; Николай I. Хотя, безусловно, сам преподобный Серафим меньше всего думал о царях земных и больше думал о Царстве Вечном, о чем и повествует его житие.

Серафим Саровский: краткая биография

Биографии святых в Церкви принято называть «житиями». Житие преподобного Серафима достаточно емкое, потому что старец вел очень простой образ жизни и иночества искал еще с юности.

Поэтому краткое житие святого Серафима можно изложить всего в нескольких фразах:

  • родился в 1833 году;
  • в 22 года покинул дом и стал иноком,
  • десять лет спустя был пострижен в монахи,
  • всю монашескую жизнь провел в лесах близ Саровской обители или в затворе в самом монастыре
  • и в 78 лет скончался.

Однако жизнь любого подвижника складывается не из внешних фактов, а из распорядка жизни и из устроения жизни внутренней — которую на страницах книг или сайта описать трудно. А жизнь Серафима Саровского как раз была наполнена подвигами внутренними, которые показали — при истинном единении с Господом силы человеческие поистине неисчерпаемы, и благодать может освятить человека так, что дикие животные пойдут к нему на поклонение, и никакие разбойники — ни небесные, ни тем более земные, ему страшны не будут!

Чудеса преподобного Серафима Саровского

Чудесные явления стали происходить с преподобным Серафимом, когда он еще был семилетним мальчиком Прохором. Он упал с колокольни на землю, но остался жив.

Настоящим чудом можно считать и те подвиги, которые он совершил, пребывая тридцать лет в лесу — но об этом чуть ниже.

Его святая жизнь делала кроткими самых грозных животных. Преподобный рассказывал, что к нему ночами приходили волки, зайцы, лисицы, змеи и мыши, и даже большой медведь. И всех он кормил, и для всех чудесным образом хватало угощений. «Сколько бы я не брал хлеба, — рассказывал подвижник, — он чудесным образом не убавлялся в корзине!»

Как и любой святой, преподобный Серафим Саровский не стремился творить чудеса, и в любом чудесном явлении видел прежде всего щедрость и Любовь Божию и пример того, каким бескрайним становится мир при жизни со Христом.

Нападки диавола усиливались. Сначала они проявлялись мистическим образом — во время молитвы старца Серафима могло подбросить вверх и кинуть обратно на землю — это бесы «развлекались». А однажды — во время подвигов в лесу, — на него напали самые настоящие разбойники. Это диавол, видя духовную твердость старца, напал теперь, используя земные «подручные» инструменты, — людей, — чтобы сломить дух монаха таким вот «приземленным» способом.

Грабители избили преподобного, сломали ему ребера, проломили череп и нанесли множество других ран. Раненого Серафима Саровского нашли спустя некоторое время, и доктора удивлялись: как он остался жив — непонятно. Сам преподобный рассказывал, что в один из этих дней преподобному явилась Богородица, и это окончательно успокоило его, помогло все предать воли Божией и тем самым — спасти жизнь.

Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому — тоже одно из чудес, которое происходило с ним неоднократно. По преданию, их было двенадцать. Первое — в детстве, когда Прохору было 9 лет — мальчик тяжело болел и Богородица обещала его исцелить. Именно после этого он решил для себя стать монахом. А последнее явление случилось за пару лет до смерти — когда Пресвятая Богородица явилась ему в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Читайте также:
Григорий Неокесарийский - житие и биография святителя, мощи, творения и труды, почитание

Подвиги преподобного Серафима Саровского

Первый видимый подвиг будущий старец Серафим совершил еще до пострижения в монахи — когда из Курска, где родился и жил, пешком отправился в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам Печерских святых и получить благословение на монашество. Он не ехал на поезде, он не передвигался на машине и не летел на самолете. В те времена паломничество было не комфортным «туризмом», как сейчас, а действительно подвигом.

Киево-Печерская Лавра, XIX век

Но конечно, больше всего он прославился подвижничеством, которое нес, уже будучи монахом. С самого начала он выделялся из братии строгим уставом. И 30 лет своей жизни он провел либо в отшельничестве в лесу — в нескольких километрах от Саровской обители, либо — в самой обителе, но в затворе.

Образ жизни в лесу его кажется невероятным. Святой Серафим круглый год мог ходить в одной и той же одежде, на нем были вериги, временами он питался одной травой.

Самый известный его подвиг — это подвиг столпничества, когда он тысячу дней и тысячу ночей простоял в молитве попеременно на двух камнях.

Принимать посетителей к себе он начал только в последние годы своей жизни — и именно тогда о Серафиме Саровском узнал народ и прославил его как святого уже при жизни.

Мощи Серафима Саровского: где находятся?

Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре. Там им можно поклониться.
Дивеевский монастырь находитя в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно добраться поездом до Нижнего Новгорода и далее на автобусе до Дивеево. Расписание автобусов можно посмотреть здесь

На машине: 450 километров от Москвы.

При монастыре есть гостиницы и частные домики и всегда можно найти, где остановиться, но жилье лучше бронировать заранее — особенно в великие Церковные праздники или в дни памяти святого.

А в Москве есть Подворье Дивеевского Монастыря — оно располагается в двух минутах ходьбы от станции метро Проспект Мира-кольцевой — если идти по пути к Садовому Кольцу. Подворье с домовым храмом внутри располагается прямо на Проспекте Мира:

Дни памяти Серафима Саровского

Дни памяти Серафима Саровского в православной Церкви:

  • 1 августа (это день его рождения)
  • 15 января (день смерти).

Икона Серафима Саровского

А вот так выглядит один из самых распространенных образов преподобного Серафима. (На снимке икона, которая хранится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре):

Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых на Руси святых, поэтому его икону можно найти и поклониться ей практически в каждом храме.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Житие Преподобного Серафима Саровского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Состовитель Анна Маркова

Преподобный Серафим Саровский

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС11-025-2770)

Преподобный Серафим – святой, чью жизнь отделяют от нас несколько веков, близок и дорог православным. Недаром к его мощам стекается огромное количество страждущих, просящих преподобного о помощи. Как в земной жизни он был помощником и молитвенником о всех, приходящих к нему; так и отойдя в вечность, преподобный не оставляет никого без своей помощью.

Не менее чем помощь преподобного, притягателен и сам его образ смиренного подвижника – старца Серафима. Он боролся с нечистой силой «как со львами и леопардами», в пустыне стоя на камне тысячу дней и ночей. Он простил обидчиков, искалечивших его, и готов был оставить Саровскую обитель, если избившим его крестьянам «будет причинено какое-либо наказание». Он сподобился великих и многократных явлений Царицы Небесной, не раз свидетельствовавшей: «Сей – от рода нашего». Он всякого приходящего к нему называл «радость моя», и распространил свою любовь не только на ближних, но и на лесных зверей. Эти и многие, многие другие моменты из жития преподобного Серафима вот уже около двухсот лет привлекают к преподобному все новых и новых почитателей. А воспоминания современников преподобного, в настоящее время вновь ставшие доступными, делают образ о. Серафима объемнее и ближе.

Благодаря тому, что преподобный Серафим жил относительно недавно и был почитаемым подвижником, кроме жизнеописания и воспоминаний – свидетельствах внешней жизни преподобного, до нас дошли также и свидетельства о его внутренней жизни – письменные и устные наставления; и беседа о стяжании Святого Духа, рассказ о которой сохранился в записи одного из духовных чад о. Серафима – Н. Мотовилова.

Все это является настоящей сокровищницей духовной пищи, пригодной для всех – и для людей духовно опытных, и для новоначальных, и для тех, кто избрал монашеское житие, и кто предпочел спасение в миру

Данный сборник включает в себя жизнеописание святого, молитвы и акафист преподобному Серафиму, а также Серафимово правило. В него вошли письменные наставления преподобного и его устные афоризмы; воспоминания современников, свидетельствовавших о благодатном влиянии преподобного, и свидетельства о его благодатной помощи.

Также сборник включает в себя подробную историю прославления преподобного Серафима и историю второго чудесного обретения мощей преподобного. Очень важны приводимые здесь свидетельства непосредственных очевидцев и участников возвращения мощей преподобного в Дивеевскую обитель.

Также в сборник вошли рассказы о двух непосредственно связанных с преподобным Серафимом монастырях – Саровской пустыни и Дивеевской обители.

Анна Маркова

Рождение и детство преподобного Серафима

Преподобный Серафим Саровский – уроженец древнего города Курска – земляк другого великого преподобного, Феодосия Печерского.

Будущий преподобный Серафим родился 19 июля 1759 года в купеческой семье Мошниных. Родители преподобного, Исидор и Агафья Мошнины, уже имели двоих детей – дочь Параскеву и сына Алексея. Их третий, младший ребенок, во святом Крещении был назван Прохором – в честь апостола Прохора, память которого празднуется 28 июля.

Купеческое семейство Мошниных было состоятельным и благочестивым. Исидор Мошнин имел лавку, кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика постройкой каменных зданий: церквей и домов. Также Исидор Иванович был знаменит честностью, твердою верой и истовым благочестием. Еще более украшалась добродетелями мать будущего преподобного, Агафия Фотиевна: она отличалась милосердием к бедным; в особенности же помогала сиротам-невестам выходить замуж. Но кроме этого, она была одарена и глубоким разумом, и мужественною душою.

Еще в 1752 году Исидор Мошнин взялся за сооружение большой церкви во имя преподобного Сергия Радонежского по плану знаменитого архитектора Растрелли. Но благочестивый купец за последние десять лет своей жизни успел закончить лишь нижний храм святого Сергия. В 1762 году когда нижняя церковь была готова, он умер, передав все дела умной, распорядительной жене своей Агафии Фотиевне. Самому будущему преподобному в это время было только три года.

Читайте также:
Пророчества Космы: предсказания святого о мире и современном человечестве, России

Агафия Мошнина, хотя и не была подрядчицей в техническом смысле этого слова, в течение многих лет продолжала постройку Сергиевской церкви, лично наблюдая за всеми строительными и отделочными работами.

Первое чудо в жизни преподобного связанно именно с этой стройкой. Когда Прохору было около семи лет, мать его, отправляясь на стройку, взяла его с собой. Осматривая колокольню, Агафия Мошнина поднялась на самый верх, где не были еще утверждены перила. Прохор не отставал от нее; резвый, как все дети, он захотел посмотреть вниз. Неосторожно подойдя к краю, он с огромной высоты упал на землю. Испуганная мать в ужасе сбежала с колокольни, думая найти своего сына разбитым до смерти. Но, к несказанной радости ее и общему изумлению, она увидела его целым и невредимым. Тогда Агафия Фотиевна слезно возблагодарила Бога за спасение сына и поняла, что ее сын Прохор охраняется особым Промыслом Божиим.

Вскоре после этого случая Агафия Мошнина увидела еще одно свидетельство особого промышления Божия о ее младшем сыне. Идя по городу вместе с сыновьями, она встретила одного почитаемого в Курске юродивого. «Божий человек», обратив внимание на Прохора, сказал его матери: «Блаженна ты, вдовица, что у тебя такое детище, которое со временем будет крепким предстателем пред Святой Троицею и горячим молитвенником за весь мир!»

А несколько лет спустя, когда Прохору Мошнину было около десяти лет, с ним произошло еще одно чудо. Прохор, мальчик весьма крепкого сложения и привлекательной по живости и красоте наружности, вдруг сильно заболел, и снова Агафия Фотиевна стала опасаться за жизнь своего любимого сына. Положение казалось безнадежным, но в самый критический момент болезни мальчику во сне явилась Божия Матерь с обещанием лично прийти и исцелить его. Он рассказал об этом сне матери – вместе они молились и ждали исполнения обещанного Царицей Небесной.

Вскоре их молитвы были услышаны. В то время по улицам Курска часто устраивали крестные ходы с иконой Знамения Божией Матери. Крестный ход шел по Сергиевской улице, где они жили. Вдруг разразился сильный дождь. Для сокращения пути икону понесли через проходной двор Мошниных. Увидев это, Агафия Мошнина поспешила вынести больного сына и приложить его к чудотворной иконе. Затем икону пронесли над мальчиком.

С этого времени он стал поправляться и скоро совсем выздоровел.

Со времени чудного исцеления жизнь Прохора протекала спокойно. По природе своей он одарен был исключительными способностями светлого ума, сильной памяти, сердечной впечатлительности, которые сохранились до самой смерти; поэтому, за что бы он ни брался, он все усваивал быстро и прочно. Так было и с грамотой. По мудрому и благочестивому обычаю старых времен обучение начиналось с Часослова и Псалтири, а потом переходило к Библии, житиям святых и другим духовным книгам, питая знаниями ум, а благочестием – сердце. Прохор весьма скоро научился книжному искусству, и все свое свободное от молитвы и занятий время отдавал чтению.

С самого детства он сделался серьезным. Как и многие иные святые, отрок чуждается обычных детских забав и игр, и ищет себе товарищей, подобных по духу. Из них пять его друзей определят себя на иночество: двое из них уйдут с ним вместе в Саров, а двое других – в иные монастыри; и лишь один останется в миру, да и то потому, что на его попечении останутся, по смерти родителей, пять братьев и три сестры.

Большое влияние на Прохора в эту пору его жизни имел тот самый юродивый, который некогда предсказал Агафии Фотиевне, что ее младший сын станет молитвенником за весь мир. Часто беседуя с Прохором, он окончательно укрепил его в духовной жизни.

Житие прп. Серафима Саровского

2 января/15 января – преставление (1833), второе обретение мощей (1991);
19 июля/1 августа – обретение мощей (1903).


Преподобный Серафим, Саровский чудотворец

ЖИТИЕ Имя преподобного отца Серафима Саровского широко славится по всей Руси. Он родился 19-го июля 1759 года в Курске от благочестивых и состоятельных родителей – купца Исидора Мошнина и жены его Агафии; во святом крещении наречен был Прохором.

Через три года отрок Прохор лишился своего отца, который незадолго до смерти взялся строить новый храм во имя преподобного Сергия, и труды его по храмостроительству продолжила Агафия. Однажды семилетний Прохор, осматривая с матерью постройку храма, оступился и упал с самого верха колокольни; к величайшей радости матери остался целым и невредимым, в чем она не могла не видеть особого попечения Божия об ее сыне.

Будучи 10 лет, Прохор сильно заболел и был при смерти. В сонном видении явилась ему Царица Небесная и обещала посетить и даровать исцеление. В ту пору несли крестным ходом по Курску чудотворную икону Знамения Божией Матери. Когда проносили ее по улице, где стоял дом Мошниных, пошел дождь, и пришлось проносить икону через Агафьин двор. Вынесла тогда она своего больного сына, и приложился он к иконе, и икону над ним пронесли. С этого дня он стал быстро поправляться.

С любовью прилежал Прохор к книжному учению, изучая Священное Писание и другие божественные книги. Между тем, старший его брат, занимавшийся торговлей, стал приучать к ней Прохора, но сердце отрока не лежало к этому делу: душа его стремилась стяжать себе духовное сокровище, нетленное и неоскудеваевое. Не имея возможности посещать в будничные дни божественную литургию, Прохор не пропускал ни одного дня без посещения храма Божия и с рассветом поднимался, чтобы послушать утреню; в воскресные и в праздничные дни он особенно любил заниматься чтением духовно-назидательных книг, читая вслух своим сверстникам, но более предпочитал уединение и безмолвие. От матери Прохора не утаилось направление ее сына, но она не противоречила его желанию. И вот, когда благочестивому юноше исполнилось семнадцать лет, он твердо решил оставить мир и, с благословения матери, напутствовавшей его медным крестом, с которым с тех пор никогда не расставался, посвятил себя иноческой жизни.

Оставив мир, блаженный отправился сначала на богомолье в Киево-Печерскую лавру, где один прозорливый затворник, по имени Досифей, провидя в юноше доброго подвижника Христова, благословил его идти спасаться в Саровскую пустынь. 20-го ноября 1778 года девятнадцатилетний Прохор Мошнин, в самый канун праздника Введения во храм Богоматери, под вечер пришел в Саров. Ласково принятый настоятелем пустыни, старцем Пахомием, юный Прохор сразу предался иноческим подвигам. С постоянной молитвою он усердно проходил все возлагаемые на него послушания: к службам он приходил первый, выстаивал неподвижно все богослужение; в келье занимался духовным чтением, особенно прилежал Евангелию, посланиям Апостолов, Псалтири, а также творениям св. отцов. Спал он мало и держал строгий пост. Mало этого: его боголюбивая душа жаждет полного уединения в пустыни, где ничто не тревожит и не мешает молитвенному погружению в созерцание Бога. И вот избранник Божий, взяв у старцев благословение, стал в свободное от послушания время уходит в лес. Строгость жизни Прохора привлекала к себе общее внимание братии и многие удивлялись силе его подвигов.

Читайте также:
Праведные Иоаким и Анна - житие, описание и история жизни, чудеса и дни памяти святых

Во время его сильной трехлетней болезни предложенное ему братиией лечение он отклонил, возложив все упование на милость Божию. Когда положение Прохора было крайне опасное, ему явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. Вскоре келья, где произошло дивное посещение, была снесена, и на том месте поставлен больничный корпус с храмом.

На 28-м году от рода, 13-го августа 1786 года Прохор подстрижен в иноческий образ с наречением имени Серафим. В декабре 1787 года преподобный был посвящен в сан иеродиакона. 6 лет он почти безпрерывно находился в служении. Бог давал ему силы, – он не нуждался почти в отдыхе, забывал часто о пище и с сожалением уходил из Церкви. Однажды на страстной седьмице во время Божественной литургии ему было знаменательное видение: в необыкновенном свете Серафим узрел Господа нашего Иисуса Христа во образе Сына Человеческого во славе, сияющего неизреченным светом и окруженного Небесными Силами: ангелами, архангелами, херувимами и серафимами. От западных церковных врат шел он по воздуху, остановился против амвона и, воздвигши Свои руки, благословил служащих и молящихся.

В сентябре 1793-го года о.Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. 20-го ноября 1794 года после кончины своего наставника, блаженного старца Пахомия, и приняв благословение нового настоятеля, старца Исаии, своего отца духовного, преподобный Серафим оставил обитель для безмолвных подвигов в пустыне.

Келья преподобного Серафима находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верст за 5-6 от монастыря, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Подле кельи преподобный устроил огород, а потом и пчельник.

Одежду преподобный Серафим носил всегда одну и туже, простую,и даже убогую: на голове поношенную камилавку, на плечах полукафтанье как-бы в виде балахона из белого полотна, на руках кожаные рукавицы, на ногах кожанные чулки и лапти; на балахоне его висел неизменно крест, которым благословила его некогда мать, отпуская из дома во святую обитель, а за плечами лежала сумка, в которой подвижник неразлучно носил при себе св. Евангелие.

Все время проходило для ревностного подвижника Христова в непрестанных молитвах и псалмопениях, чтении священных книг и телесных трудах. В холодную пору преподобный собирал сучья и хворост и рубил своим топориком дрова для отопления своей кельи. Летом он работал на своем маленьком огородике, овощами которого он преимущественно питался.

Накануне воскресных и праздничных дней святый Серафим приходил в Саровскую обитель, слушал вечерню, всенощное бдение или утреню, причащался св. Тайн, после чего до вечерни принимал приходивших к нему по своим нуждам братий, и потом, взяв с собой хлеба на неделю, возвращался в свою пустынную келью. Всю первую неделю Великого Поста он проводил в монастыре, причащаясь св.Тайн. С молитвенными подвигами блаженный старец соединял подвиги великого воздержания и поста. В начале своей отшельнической жизни он питался сухим хлебом, впоследствии преподобный Серафим еще более усугубил свой пост, отказавшись даже от хлеба и питаясь овощами своего огорода.

Всякие искушения претерпел о.Серафим в пустыне, не ослабевая в мужестве. Враг нашего спасения – диавол, видя, что не может удалить ревностного подвижника от пустынной жизни, употребил своим орудием злых людей, которые встретив преподобного в лесу, стали требовать от него денег, будто-бы получаемых им от приходящих мирян. Старец отвечал, что он ни от кого не получает денег, но они не поверили и бросились на него. Серафим обладал телесной силою и, с топором в руках, мог бы защищаться, но, опустив топор, сложил крестом на груди руки и кротко сказал: “Делайте, что вам надобно.” Злодеи стали бить старца, cвязав веревками, и, думая, что он убит, бросились в келью для грабежа, но нашли только икону и несколько картофелин; на злодеев напал страх, и они убежали. Между тем Серафим, очнувшись и кое-как развязав себе руки, поблагодарил Господа за безвинное страдание, помолился о прощении грабителей и к утру добрался до обители истерзанный, с запекшейся кровью. Восемь суток он лежал еле живой, не принимая никакой пищи. Отчаявшись за его жизнь, послали за врачами, которые нашли, что голова проломлена, ребра перебиты, по телу смертельные раны, и удивлялись, как старец мог остаться в живых после таких побоев. И опять преподобному Серафиму было дивное видение: Пресвятая Богородица во славе, с апостолами Петром и Иоаном Богословом, явилась к его одру и произнесла в ту сторону, где были врачи: “Что вы трудитесь?” а старцу: “Сей от рода моего!” После этого видения о.Серафим отклонил лечение, умоляя предоставить свою жизнь Богу и Пресвятой Богородице, и в тот же день, почувствовав возвращение сил, встал с постели. Но пять месяцев он провел, оправляясь, в обители, и снова возвратился в пустыню.

Многие, узнав о строгой жизни преподобного отца Серафима, приходили к нему за советом и наставлениями. Умея узнавать и различать людей, старец от некоторых уклонялся, сохраняя молчание. Но тех, кто имел до него действительную духовную нужду, он охотно принимал и с любовью руководил их своими советами, наставлениями и духовными беседами. Даже диким зверям преподобный Серафим внушал влагоговение: многие,посещавшие его в дальней пустыни, видели около него громадного медведя, которого он из рук кормил. При виде таких подвигов великого старца исконный враг рода человеческого вооружился против него всевозможными искушениями и кознями. Так, он наводил на подвижника различные страхования, то испуская за дверями как-будто вой дикого зверя, то представляя, что как-будто скопище народа ломит дверь его кельи, выбивает косяки; по временам, во время молитвенного предстояния, преподобному Серафиму представлялось, что келья его разваливается и со всех сторон врываются с яростным рыком страшные звери. Но все это страшные видения, сопровождаемые иногда и телесными страданиями, благодатный старец превозмогал теплою молитвою и препобеждал силою Честного и Животворящего Креста Господня. Неоднократно старец был искушаем духом честолюбия, избираемый в игумены и архимандриты разных монастырей; но он всегда с непоколебимой твердостью отклонял от себя эти назначения, стремясь к истинному подвижничеству. Диавол воздвиг на него сильную мысленную брань, поддерживая ее с такой силою, от которой падали некоторые из великих подвижников, но с помощью Божией и Пречистой Его Матери преподобный победил все.

Читайте также:
Серафим Вырицкий: житие и биография, мощи и дни памяти, предсказания и пророчества, труды

Три года преподобный о.Серафим провел в совершенном молчании, ни с кем не говоря ни слова. Желая подражать св. Семиону столпнику, о. Серафим 1000 дней и 1000 ночей простоял на камне. Камней, на которых он стоял, было два: один находился в его кельи, здесь подвижник стоял с утра до вечера, сходя с него только для принятия пищи, а по закате солнца он переходил на камень, находившийся в лесу, и стоял на нем всю ночь до рассвета с воздетыми к небу руками, молясь Богу словами мытаря: Боже, милостив буди мне, грешному! Подкрепляемый благодатью Божией, он мужественно терпел зимой мороз, осенью дождь, летом зной, страдая от мух и комаров и вынося множество нападений духов злобы. Подвиг этот совершался преподобным в такой тайне, что никто не знал о нем, пока он сам не поведал об этом некоторым из братий.

Проходя трудный путь подвигов, преподобный Серафим привел свое тело, особенно ноги, в совершенное изнеможение. Не будучи в силах приходить в монастырь в праздничные дни, для принятия св.Тайн, он навсегда простился с дальней своей пустынькой и после шестнадцатилетнего в ней пребывания 8 мая 1810 года возвратился в монастырь, где подьял на себя новый труднейший подвиг затворничества.

Затворился преподобный на 17 лет, никуда не выходя и понемногу ослабляя строгость своего затвора. Первые 5 лет никто не видел его, и даже брат, приносивший ему скудную пищу, не видел, как старец брал ее. Затем святый старец открыл келейную дверь, и всякий мог приходить к нему, но на вопросы имевших в нем нужду не отвечал, приняв обет молчания пред Богом и безмолвно продолжая свое духовное делание. В келье не было ничего, кроме иконы Богоматери, перед которой теплилась лампада, и обрубка пня, служившего ему стулом. Дубовый некрашенный гроб стоял в сенях, и старец молился близъ него, готовясь постоянно к переходу от временной жизни к вечной.

Через 10 лет безмолвного затворничества по Вышней воле преподобный Серафим снова отверз свои уста для служения миру – своей любовию, ниспосланной от Бога благодатными дарованиями учительства, прозорливства, чудес и исцелений, своим духовным руководством, молитвою, утешением и советами. Двери кельи его стали открыты для всех – от ранней литургии до восьми часов вечера. Среди многочисленных посетителей являлись к святому Серафиму и знатные лица и государственные деятели, коим он делал соответствующие наставления, поучая их верности святой Православной Церкви и отечеству. Посещали старца и лица царской фамилии; так, в 1825-м году у него принял благословение великий князь Михаил Павлович.

В ноябре 1825-го года преподобный Серафим совсем оставил свой затвор: в сонном видении ему явилась Божья матерь со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским и разрешила выйти из затвора и посещать пустынь. Влияние благодатного старца не ограничивалось лишь Саровской пустынью. Исключительное значение он имел для развития местного женского иночества. Особенно трогательны были отношения преподобного Серафима к Дивеевской общине, основанной в 1780 году помещицей Мельгуновой.

За год и десять месяцев до своей кончины преподобный Серафим сподобился на яву двенадцатого в его жизни посещения Богоматери, которое было как бы предзнаменованием его блаженной кончины и ожидающей его нетленной славы.

Первого января 1833года отец Серафим пришел в последний раз в больничную церковь; ко всем иконам поставил свечи и приложился, потом причастился по обычаю святых Христовых Таин. По окончании Литургии он простился со всеми молившимися братиями; все заметили в нем крайнее изнеможение сил телесных, но духом старец был бодр, спокоен и радостен. Вечером того же дня старец пел в своей кельи пасхальные песни.

Второго января часу в шестом братия, войдя в келью преподобного, увидели его стоящим на обыкновенном месте молитвы пред аналоем на коленях. Его руки, сложенные крестообразно, лежали на аналое, на книге, по которой он совершал свой молитвенный труд перед образом Божьей Матери “Умиления”, а на руках – голова. Полагая, что он уснул, стали осторожно его будить, но ответа не было: старец Серафим окончил свое земное странствование и в Боге почил на веки.Тело преподобного было положено в приуготовленный им же при жизни дубовый гроб и погребено по правую сторону соборного алтаря.

Весть о кончине святого старца быстро распостранилась повсюду, и вся окрестность Саровская быстро стеклась в обитель. Особенно тяжка была скорбь Дивеевских сестер, потерявших в нем своего любимого духовного отца и попечителя.

В продолжении семидесяти лет со дня кончины преподобного Серафима православные люди во множестве приходили с верой к могиле его и по молитве получали чудесные исцеления от разных болезней душевных и телесных.

В январе 1903 года Святейший Синод в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, совершаемых по молитвам старца Серафима, определил признать его в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его – святыми мощами. Торжественное прославление новоявленного угодника Божия было совершено 19 июля 1903 года и сопровождалось многочисленными исцелениями, истекавшими по молитвенному предстательству преподобного Серафима, Саровского Чудотворца.

Молитвами его да сохранит Господь Бог и нас всех от всяких скорбей и болезней! Богу же, дивному во всех святых Своих, да будет всякая честь, слава и поклонение – всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Серафим – Саровский и всея Руси чудотворец: Житие

1 августа (19 июля по старому стилю) 1754 года в городе Курске в семье благочестивых купцов Исидора и Агафьи Машниных родился сын, при крещении наречённый Прохором.

Восьми лет от роду мальчик остался без отца, его воспитанием занималась мать. В десятилетнем возрасте произошло событие, которое во многом предопределило земное бытиё будущего Святого Земли Русской. Тяжело заболев, 11 июня 1764 года во время крестного хода он чудесным образом исцелился от чудотворной иконы Божией Матери «Знамение».

Читайте также:
Валентин Асмус - жизнь и биография, чудеса и труды, научные интересы

В 1772 – 1776 годы участвовал в строительстве Сергиево-Казанского храма в Курске.

20 ноября 1778 года после паломнического путешествия в Киев и благословения отшельника Диосифея юноша поступил в число послушников Саровской пустыни. Проходил послушания келейные, общественные, братские и монастырские: в хлебне, просфорне, столярне, был будильщиком и пономарём, ездил и по сбору на построение храма. Пройдя за 8 лет все степени монастырского искуса, 19 марта 1785 года послушник Прохор был пострижен Отцом Пахомием в рясофор и наречён именем Серафим. В декабре 1787 – рукоположен в иеродиакона и 2 сентября 1793 года – в иеромонаха.

12 – 13 июня 1787 года иеродиакон Серафим и отец Пахомий проездом посетили Дивеево , где они соборовали и отпевали основательницу Дивеевской общины матушку Александру (Мельгунову).

27 августа 1794 года после смерти Саровского строителя отца Пахомия иеромонах Серафим отказался от назначения на место строителя в Алатырском Троицком монастыре с возведением в сан архимандрита и удалился в Дальнюю пустынь на жительство, где всё время проводил в строгом посте, в трудах и в продолжительной молитве на камне. Здесь же он принял на себя подвиг – трёхлетнее молчание, а затем – пятилетнее затворничество.

Сентябрь 1804 года – разбойное нападение крестьян из ближайших деревень на старца Серафима с нанесением ему тяжких увечий с целью обогащения.

1810 – 1815 гг. – возвращение старца Серафима из дальней пустыни. Уход в келейный затвор, после выхода из которого много времени отдаёт попечению о братии монастыря и паломниках.

1823 год – первый случай чудесного исцеления отцом Серафимом тяжелобольного помещика Михаила Васильевича Мантурова.

25 сентября 1825 – день выхода старца Серафима из очередного затвора. После этого события приложил особые заботы к устроению и расширению Дивеевской женской общины. 9 декабря 1827 года после закладки мельницы в Дивееве способствовал образованию «мельничной» общины, духовником которой отец Серафим назначил отца Василия Садовского. 1829 – 1833 годах по благословению Царицы Небесной отец Серафим организует обустройство одной из самых главных святынь Дивеевской обители – Канавки Царицы Небесной .

5 сентября 1831 года произошло чудесное исцеление Саровским чудотворцем симбирского помещика и благодетеля Дивеевского монастыря Николая Александровича Мотовилова, записавшего впоследствии беседу с отцом Серафимом «О цели христианской жизни», ставшей духовным завещанием Старца.

С именем преподобного Серафима Саровского связано обустройство Ардатовской женской обители и Зеленогороской общины.

Преподобный Серафим скончался в Саровском монастыре 2/15 января 1833 года и был похоронен у алтаря Успенского Собора.

Стараниями протоиерея Василия Садовского, Н.А. Мотовилова и М.В. Мантурова были сделаны записи воспоминаний первых дивеевских стариц, помнивших батюшку Серафима. По глубокой вере сестёр в святость саровского Старца, с 1875 года левый нижний предел в Троицком соборе был устроен в честь преподобного Серафима. В ожидании его прославления двадцать восемь лет предел оставался неосвящённым.

11 (24 января) 1903 года было произведено освидетельствование его честных останков и гроба. 29 января (11 февраля) было принято решение Святейшего Синода о торжественном прославлении святого Старца и назначен день 19 июля (1 августа) 1903 года. Во время торжества Государь Император Николай II и Великие Князья перенесли святые мощи в Успенский собор для поклонения, где они и пребывали до разгрома Саровского монастыря в 1927 году. Затем след их был потерян.

Вновь святые мощи преподобного Серафима Саровского были обретены в музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге в начале ноября 1990 года. Торжество передачи святых мощей Православной Церкви состоялось 11 января 1991 года. 30 июля 1991 года святые мощи батюшки Серафима прибыли в Дивеево.

В настоящее время рака с мощами преподобного Серафима, Саровского и всей Руси чудотворца, покоится в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

День памяти преподобного Серафима Саровского отмечается два раза в год: 15 января (когда в своей келье в Саровском монастыре святой Серафим мирно отошёл к Господу) и 1 августа (в день обретения его мощей и канонизации).

Литература о преподобном Серафиме Саровском

1. Дивеевский православный календарь-сборник на 2006 год. – Дивеево, 2005. – 242 с.;
2. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823 – 1927). – Москва: Издательство «Отчий дом», 2007. – 663 с.;
3. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ее: преподобного Серафима и схимонахини Александры урожд. А.С. Мельгуновой». Составитель Архимандрит Серафим (Чичагов). – Нижний Новгород, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: Издательство Братства св. Александра Невского , 2004;
4. Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, «Ковчег», 2007. – 416 с.;
5. Обитель преподобного Серафима: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Фотоальбом. – Н. Новгород: «Полиграфическая компания «Экспресс», 2000 – 144 с.
6. Преподобный Серафим, Царь и народ: Чудо прославления. Саров – Дивеево 1903 год. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – 256 с.;
7. Шекуров В.А., Шекурова Н.А. Дивеево – духовный центр России.– Арзамас: Арзамасская типография.– 2006.

– Фото 1. Преподобный Серафим – Саровский и всей Руси чудотворец: Икона.
– Фото 2. Преподобный Серафим – Саровский пустынножитель. Прижизненный рисунок. 1830 год. Художник Е.В. Раев. Государственная Третьяковская галерея. Рисунок скопирован с фотоальбома «Обитель преподобного Серафима: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. – Н. Новгород: «Полиграфическая компания «Экспресс, 2000.
– Фото 3. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: икона и открытая рака с мощами преподобного Серафима Саровского. 1 августа 2007 года. Дивеево .

Страница создана 02.01.2011. Последнее обновление 16.10.2021. Права не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте соответствующие ссылки. Спаси Вас, Господи!

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ

Прп. Макарий Великий

Макарий Великий, Египетский (IV в.), преподобный

Родился в селении Птинапор, в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: “Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь”. Господь наградил угодника своего долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Святое Писание, но не уходил от своих престарелых родителей, исполняя заповедь о почитании родителей.

По кончине родителей преподобный Макарий раздал оставшееся имение на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца-инока, жившего в пустыне, недалеко от селения. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию – плетению корзин. Построив отдельную келлию недалеко от своей, старец поместил в ней ученика.

Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви. Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место. Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением. Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения. Его вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.

Когда родители ее узнали правду, то были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием, но преподобный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Так злоба человеческая способствовала преуспеянию праведного.

Прожив три года в пустыне, он пошел к святому Антонию Великому, отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть “юношей-старцем”, так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком.

Многие нападения демонов испытал на себе преподобный Макарий: однажды он нес из пустыни пальмовые ветви для плетения корзин, на пути встретил его диавол и хотел ударить святого серпом, но не мог исполнить этого и сказал: “Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это – твое смирение”. Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал Антония Великого, получая от него наставления в духовных беседах. Блаженный Макарий сподобился присутствовать при кончине святого аввы и получил в наследство его посох.

Много исцелений совершил преподобный Макарий, из разных мест к нему стекались люди за помощью, советом, испрашивая его святых молитв. Все это нарушало уединение святого, поэтому он выкопал под своей келлией глубокую пещеру и удалялся туда для молитвы и богомыслия. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.

Однажды святой авва застал в своей келлии вора, который нагружал его вещи на стоявшего у келлии осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе: “Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем!”.

Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: “Кто ты такой?” Череп отвечал: “Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение”. Преподобный спросил: “Каковы эти мучения?” “Мы находимся в великом огне, отвечал череп, – и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением”. Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: “Есть ли мучения еще более жестокие?” Череп ответил: “Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки”.

Однажды во время молитвы блаженный Макарий услышал голос: “Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе”. Смиренный подвижник, взяв свой посох, пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал. Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал: “Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая”. Женщины с удивлением ответили: “Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей”. Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: “Мы вышли замуж за родных братьев. За все время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти”. Святой подвижник прославил Бога и сказал: “Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись”.

В годы царствования императора Валента – арианина (364- 378) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни.

Кротость и смирение преподобного преображали души человеческие. “Худое слово, – говорил авва Макарий, – и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми”. На вопрос иноков, как надлежит молиться, преподобный отвечал: “Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить: “Господи, как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня”. Если же враг нападает на тебя, то нужно только произносить: “Господи, помилуй !” Господь знает, что нам полезно, и сотворит нам милость”. Когда братия спросила: “Какие образом можно сделаться иноком?”, преподобный ответил: “Простите меня, я плохой инок, но видел иноков, спасавшихся в глубине пустыни. Я спросил их, как я могу сделаться иноком. Они ответили: “Если человек не откажется от всего, что находится в мире, не может быть иноком”. На это я отвечал: “Я немощен и не могу быть таким, как вы”. Тогда иноки ответили: “Если не можешь быть таким, как мы, тогда сиди в своей келлии и сокрушайся о грехах своих”.

Одному иноку преподобный Макарий дал совет: “Бегай от людей и спасешься”. Тот спросил: “Что значит бегать от людей?” Преподобный отвечал: “Сиди в келлии и сокрушайся о грехах своих”. Преподобный Макарий говорил также: “Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят”. И еще: “Если для тебя поношение – как похвала, бедность – как богатство, недостаток – как изобилие, ты не умрешь. Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение”.

Молитва преподобного Макария многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и сохраняла от бед и искушений. Его милосердие было так велико, что о нем говорили: “Как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал согрешения, которые он, и видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал”. Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные Небесные обители. Дав наставления своим ученикам и благословив их, преподобный Макарий простился со всеми и почил со словами: “В руки Твои, Господи, предаю дух мой”.

Шестьдесят лет провел святой авва Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный провел в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Но он никогда не переставал плакать, каяться и трудиться. Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. Пятьдесят бесед и семь подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого.

Мысль о том, что высшее благо и цель человека – единение души с Богом, – основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Путь к Богу и опыт богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу. Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.

Чудеса и видения блаженного Макария описаны в книге пресвитера Руфина, житие же его составил преподобный Серапион, епископ Тмунтский (Нижний Египет), один из известных деятелей Церкви IV века.

Тропарь Макарию Великому, Египетскому, глас 1:

Пустынный житель, и во плоти Ангел, / и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Учение преподобного Макария Великого

Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. “Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую – при посредстве силы Святого Духа”. Достичь этого можно, если “мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся”. Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется “отлучению от жизни”, как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом. В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией. Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого божественного дара, можно лишь “верою и любовью при усилии свободного произволения”. Тогда “сколько по благодати, столько и по правде” христианин наследует жизнь вечную. Спасение есть дело богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем “не одною божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов”, с другой стороны, в “меру свободы и чистоты” приходим не одной собственной рачительностью, но не без “содействия свыше Божией руки”. Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. “Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства”.

Творения

На русском языке издано:

  • Духовные беседы. Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1782. Изд. 2-е, М.. 1839. Изд. 3-е. М., 1851. То же (2-й пер.). – “Христианское чтение”. 1821, 1825, 1827, 1829, 1834, 1837, 1846. То же (3-й пер.). Изд. 4-е, Моск. Духовной Академии. Сергиев-Посад. 1904.
    • http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=592
  • Аскетические послания. Пер. и примеч. Б. А. Тураева. – “Христианский Восток”, 1916, т. IV, с. 141-154.

Учение преподобного Макария изложено также: “Добротолюбие”. т. I. М., 1895, с. 155-276.

Житие Макария Египетского

Святой Макарий — известный христианский подвижник, автор молитв, которые входят в утреннее и вечернее правило православных верующих.

История жизни святого Макария

Родился святой Макарий в Египте. Отец будущего праведника был священником, мать — глубоко верующей женщиной. Отец Макария носил имя Авраам, мать звалась Сарой. Супруги долго не могли зачать ребенка и смирились с этим. Они решили прожить жизнь вместе, украшая свои дни постами и молитвами. За терпение и целомудрие Господь даровал супругам сына. Мальчика с детства учили быть верным Господу и исполнять Его заповеди.

Будучи совсем юным, Макарий женился на девушке из соседнего селения. Сам юноша не желал вступать в брак, но такова была воля отца, которой он не посмел перечить. После свадьбы Макарий не прикоснулся к невесте. Вскоре он был вынужден покинуть поселение на несколько дней, а когда вернулся, застал жену при смерти. Девушка отошла в иной мир непорочной.

Заключать новый брак с другой девушкой юноша не захотел. Вместо этого он погрузился в изучение Священного Писания, и понял, что это его истинное призвание.

Юноша хотел посвятить жизнь служению Богу, но не мог оставить отца и мать, помня заповедь о почитании родителей. Пожилой Авраам сильно болел и вскоре лишился зрения. Сын старательно и трепетно присматривал за больным отцом. Авраам вскоре умер, а спустя полгода умерла и Сара. После похорон Макарий понял, что его больше ничего не связывает с жизнью мирян. Молодой человек ушел в пустыню и стал послушником старца-отшельника.

Важно знать! Отшельничество в христианстве — добровольное отречение от всех мирских благ, при котором аскетичный образ жизни сочетается с проживанием в пустынном месте. В христианской традиции отшельники проводят свою жизнь в непрестанной молитве и покаянии.

Старец тепло встретил нового ученика, учил его жизни в посту и молитве. Отшельник видел истинное предназначение юноши. Старец говорил Макарию, что Бог послал его к людям, чтобы он спас многих из них примером своей жизни. Местный священник сделал Макария младшим клириком соседнего храма, но он решил вести образ жизни отшельника. Молодой мужчина удалился в пустыню, чтобы полностью посвятить себя служению Всевышнему.

Бесы препятствовали праведной жизни Макария. Они смогли заставить жительницу ближайшего поселка оклеветать праведника. Так как Макарий был еще молод и красив, его обвинили в том, что он соблазнил девушку из соседней деревни. Молодой человек неоднократно подвергался побоям и унижениям, но сносил все безропотно. Он плел корзины, продавал их, и все деньги отдавал родителям беременной девушки.

Правда открылась случайно, когда девушка более суток мучилась в родах. Боясь, что тяжелые роды — это наказание за ложь, несчастная призналась в том, что оклеветала подвижника. Также она назвала имя настоящего отца ребенка. Родители девушки хотели повиниться перед праведником, но в ту ночь он покинул их края и ушел в Фаранскую пустыню.

Сначала Макарий жил в Фаранской пустыне, потом он встретил Антония Великого. Святой Антоний по достоинству оценил добродетели праведника и сделал его своим учеником и духовным наследником. Затем он отправил подвижника в Скитскую пустыню, Макарий прожил там много лет. Там подвижник обрел великое дарование от Бога — талант предсказания и исцеления.

Интересно знать! Антоний Великий — величайший подвижник, родоначальник отшельничества и отец монашества.

Слава о чудных делах Макария разошлась очень быстро, люди стали идти к нему за советом. Людей было так много, что они часто мешали одиночеству и молитвам Макария. Под своей кельей авва сделал глубокую пещеру и уходил туда для чтения Священного Писания, чтобы ничто мирское не отвлекало его от общения с Богом.

Преподобный Макарий дожил до 97 лет. Перед окончанием земного пути Святому явились преподобные Антоний и Пахомий. Они сообщили старцу весть о том, что вскоре он предстанет перед Всевышним. Старец дал последние распоряжения своим последователям и почил у них на руках, восхваляя Господа в последние земные минуты.

Деяния аввы Макария

Преподобный Макарий совершал много исцелений, по его молитвам Господь даже воскрешал мертвых. Известны три таких случая:

  1. Впервые Макарий воскресил недавно почившего инока, чтобы доказать еретикам истинность своей веры. Еретики в ужасе бежали из пустыни и более не смущали умы людей ложным учением.
  2. Во второй раз он помог безутешной вдове. Муж женщины умер, перед этим взяв на сохранение у богатого человека много золота. Женщина не знала, куда покойный муж спрятал богатство, за это ее грозились забрать в рабство вместе с детьми. Макарий воскресил мужа женщины и узнал у него, где он спрятал золото. Вдова смогла расплатиться с владельцем сокровища и избавила от рабства себя и свою семью.
  3. В третий раз авва узнал у покойного, кто был виновником его смерти. За убийство хотели осудить невиновного, но Макарий спросил у могилы погибшего, этот ли человек убил его. И голос из могилы ответил, что тот человек невиновен. Все, кто был свидетелем этого чуда, упали в страхе на землю и восславили Господа.

Это интересно! Даже дьявол не имел власти над святым Макарием. Когда праведник собирал в пустыне прутья для плетения корзин, сатана предстал перед ним. Он хотел ударить Святого золотым серпом, но не смог этого сделать. Тогда дьявол признался, что смирение подвижника сокрушает любое оружие бесов. Он много раз пытался внушить Макарию греховные мысли, представал перед ним в образе страшных чудовищ, но авва защищался молитвой и крестным знамением. Дьявол не смог причинить Макарию зла и не помешал его богоугодным делам.

Смирение подвижника было безграничным. Макарий ушел далеко в пустыню для молитвы, а когда вернулся в келью, увидел вора. Мужчина укладывал вещи Святого в сумки, и привязывал их на своего осла. Святой сделал вид, что не знает о преступлении этого человека, помог ему уложить вещи и отпустил с миром. Макарий знал, что ничто в этом мире не принадлежит человеку, одному лишь Богу. Человек ничего не подарил этому миру, и ничего не сможет унести с собой.

Еще одним чудом был разговор с душой умершего язычника. Авва Макарий увидел в пустыне череп, и подумал о том, кем был этот человек. Он услышал голос — человек рассказал авве, что был языческим жрецом. Теперь его душа находится в аду, но, когда Макарий молится за грешников, их души получают облегчение. Макарий спросил язычника, есть ли в преисподней те, кто страдает еще сильнее. Череп ответил ему, что страшные мучения выносят те, кто познал истинного Бога, но отвернулся от Него и отверг Его заповеди.

Однажды во время молитвы Святой услышал голос свыше. Голос говорил, что хоть Макарий и живет богоугодной жизнью, он все еще не достиг того совершенства, как две женщины из соседнего города. Подвижник нашел тех женщин и попросил их рассказать о добрых делах, которые они совершают. Женщины удивились и сказали, что они живут обычной жизнью. Обе девушки хотели уйти в монастырь, но по велению родителей вышли замуж за родных братьев и стали жить в одном доме.

Тогда они пообещали, что никогда не будут говорить мирских слов и не будут ссориться. Так и живут их семьи в мире и согласии уже много лет. Макарий поблагодарил женщин за урок и рассказал эту историю своим ученикам. Если человек принимает решение передать свою жизнь в руки Господа, Святой Дух управляет его жизнью и ведет к спасению.

В те времена праведники подвергались жестоким гонениям. Арианский епископ Лука приказал отправить Макария Египетского и Макария Александрийского на языческий остров. Там, по молитвам старцев, дочь языческого жреца была исцелена от тяжелой болезни. После этого все жители острова приняли христианскую веру, включая самого жреца. Епископ Лука устыдился своих действий и больше не преследовал старцев.

Труды и молитвы Макария Великого

Авва Макарий прожил отшельником в пустыне более шестидесяти лет. Почти все время он проводил в непрерывной молитве и общении с Господом. Он никогда не переставал каяться и трудиться духовно, и свой опыт передавал наследникам в Богословских творениях. Многие молитвы, автором которых был Макарий Египетский, верующие читают во время утреннего и вечернего правила и в наши дни.

Самым известным сборником проповедей аввы Макария является труд «Духовные беседы». Книга считается образцом ранней христианской проповеди. Она раскрывает основу духовной борьбы и ее связь с аскетической православной традицией. Труд рекомендован к прочтению всем, кто интересуется историей христианства и стремится укрепиться в христианской вере.

Важно! Молитвы, составленные преподобным Макарием, можно читать каждый день. С помощью этих слов праведник отгонял от себя бесов в пустыне, взывая ко Всевышнему.

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе, и припадая, вопию Ти: не даждь ми уснути во греховней смерти, но ущедри мя, распныйся волею, и лежащаго мя в лености ускорив возстави, и спаси мя в предстоянии и молитве, и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя.

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна; Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

День памяти святого аввы Макария

Православная церковь отмечает день памяти преподобного Макария 1 февраля. В этот день верующие поминают Святого в храме или на домашней молитве. В храмах проводятся Литургии, посвященные памяти подвижника.

Верующие читают молитвы Святому, благодарят его за богоугодные дела, и за то, что его душа до сих пор показывает верующим правильный путь. Традиционно верующие читают тропарь и кондак в память о великом подвижнике.

Пустынный житель, и во плоти Ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие, и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес, темже тя почитаем.

К преподобному Макарию можно обращаться в любой день, когда христианин имеет такую духовную потребность. Чаще всего верующие просят авву Макария защитить их от злых духов и помочь исцелиться от тяжелых недугов.

Для того чтобы попросить Святого отогнать бесов, можно читать следующие молитвы:

О преподобие отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжженые на рабов Божиих (имена) стрелы диавольскии, да не прикоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В случае болезни к Макарию обращаются с такими словами:

Преподобне отче Макарие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Макарий считал, что христианская жизнь — это Царство Божье внутри человека. Великий подвижник своей жизнью и деяниями направляет души христиан на правильный путь, чтобы они смогли взрастить зерно Божьего Царствия в своей душе.

Преподобный Макарий Великий, Египетский – житие

Преподобный Макарий Великий, Египетский был ближайшим учеником преподобного Антония, и оба они именуются Великими по величию дарований и силы Божией, явленной в них. Принятый с любовью Антонием, Макарий прожил вместе с ним долгое время, получая наставления для совершенной и добродетельной жизни и стараясь во всем подражать своему духовному отцу. Потом по совету Антония Макарий удалился для уединенной жизни в пустыню Скит, где так преуспел в монашеских подвигах воздержания и молитвы, что братия его прозвала: «Юноша-старец», ибо возрастом он был еще молод.

В пустыне преподобный Макарий днем и ночью боролся с бесами, которые иногда бросались на него в виде диких зверей или необыкновенных чудовищ, иногда же представлялись в виде воинов, которые с шумом и криком бросались на него, будто бы собираясь убить. Кроме этой видимой брани, бесы постоянно вели со святым невидимую войну, внушая ему разные нечистые помыслы и стараясь склонить его волю к нарушению Божиих заповедей. Человеку своими силами было бы невозможно устоять в этой борьбе с духами, но смиренный подвижник и не надеялся на себя, а всегда просил помощи у Бога, и всесильный милостивый Господь даровал ему над ними власть и победу.

Когда преподобному Макарию исполнилось сорок лет, он получил от Бога дар чудотворения и пророчества, и тогда же его сделали священником и наставником всех скитских монахов. Слава о подвигах и необычайных дарованиях святого разлетелась по всему Египту, и многие стали приходить к нему за благословением и советом или чтобы излечиться от недуга.

Однажды к Макарию привели женщину, превращенную злым волшебником в лошадь. Преподобный освятил воду и вылил ее на несчастную, и тотчас она приняла свой обычный вид и пошла домой. Другую женщину, всю гнившую от ран и струпьев и кишевшую червями, он сделал совершенно здоровой, помазав ее святым елеем.

Бог ему даровал столь великую благодатную силу, что не раз он воскрешал мертвых. Однажды из Египта в пустыню пришел еретик Иеракит, учивший, что не будет всеобщего воскресения. Будучи искусен в слове, он смущал простосердечных иноков, над самим же Макарием смеялся. Тогда, видя, что братия колеблется в вере от речей еретика, святой предложил ему: «Пойдем на могилы скончавшихся о Господе братии наших, и кому из нас дарует Бог воскресить мертвого, тот и убедит всех, что его вера правая и свидетельствуется Самим Богом». Иноки одобрили слова преподобного, нехотя согласился и еретик. Тогда Макарий помолился Господу и назвал по имени одного из недавно погребенных братии, и он тотчас ему ответил из гроба. Немедленно раскопали могилу и нашли в ней воскресшего инока. Видя чудо, еретик Иеракит так испугался, что бросился бежать и более не появлялся в Скиту.

Многих бесноватых преподобный Макарий избавил от власти демонов, и многих грешников обратил к покаянию, ибо ему было даровано Богом видеть душу всякого человека, и он знал, как помочь ему.

Незадолго перед отходом святого в жизнь вечную явились ему преподобные Антоний и Пахомий и возвестили, что он вскоре вместе с ними предстанет перед престолом Владыки. А на девятый день после этого преподобному явился херувим со множеством ангелов и сказал: «Макарий, восстань и предай мне теперь свою душу, которую я охранял и во время земной ее жизни. Теперь же я приму ее с честью и, пройдя через полчища демонов, принесу к Божественному Владычнему престолу, чтобы она там вечно веселилась со всеми угодившими Богу».

После этих слов херувима, простившись со всеми братьями и дав им последние наставления, преподобный Макарий Великий Египетский воздел очи свои и руки к небу и сказал: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!»

Но когда сопровождаемая херувимом душа его проносилась мимо полчищ воздушных демонов, они, стоя в отдалении, все-таки в последний раз попытались соблазнить преподобного и стали кричать ему: «О, какой славы сподобился ты, Макарий!» Но смиренный святой отвечал им: «Я боюсь, ибо не знаю за собой ничего доброго». Тогда другие бесы, стоящие еще выше по пути восхождения Макария, завопили: «Ты действительно избежал наших рук!» Но он им сказал: «Нет. Но надобно еще избежать». И когда преподобный уже был во вратах рая, бесы с сильным воплем кричали: «Избежал нас, избежал!» Тогда он громко ответил им: «Да! Огражденный силою Христа моего, я избежал ваших козней».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: