Житие преподобной Елены Дивеевской – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святой

Житие и иконография преподобной Елены Дивеевской, тексты молитв

Жизнь святой Елены Дивеевской была недолгой, но наполненной любовью к Господу и глубокой верой и праведностью. И сегодня к ее мощам приходят люди за исцелением и поддержкой, и преподобная всегда отвечает на молитвы, если они исходят из чистого сердца. С юного возраста будущая святая не стремилась жить богоугодной жизнью, ее больше привлекали светские развлечения, однако у Всевышнего были иные планы на судьбу девушки.

Житие преподобной Елены Дивеевской Мантуровой

Елена Васильевна Мантурова была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии в 2000 году, тогда же были обретены и мощи преподобной. Путь девушки не был длинным, она прожила всего 27 лет и перед своей кончиной сподобилась многих видений. На ее могиле происходили исцеления тяжело больных, эти случаи описаны в книгах, которые хранились в обители до 1927 года. После прихода советской власти и закрытия монастыря эти исторические документы были утеряны.

Происхождение

Происходила Елена Васильевна Дивеевская из дворянского рода, ее родовая усадьба находилась недалеко от Саровской пустыни. Девочка родилась в деревне Нуча, где и проживала вместе со своим братом, который воспитывал ее после смерти родителей. Михаил Васильевич Мантуров был намного старше своей сестры и нес военную службу в Лифляндской губернии.

Елена с детства отличалась веселым и задорным нравом, ее привлекали светские вечеринки и другие развлечения, о служении Богу в тот момент она и не задумывалась. Девушка мечтала встретить хорошего человека и выйти замуж. Однако жизнь Елены Дивеевской изменил один случай, в котором она увидела знак от Господа, на тот момент ей исполнилось 17 лет.

Единственным родственником Елены и ее брата Михаила был дедушка по материнской линии, и, предчувствуя свою кончину, он попросил своих внуков приехать к нему попрощаться, также он планировал отдать Елене и Михаилу все свое наследство. Поскольку брат преподобной Елены нес военную службу и не мог оставить ее по своему желанию, девушке пришлось отправиться к родственнику одной.

Однако девушка не успела увидеть своего деда живым, и приехала уже на похороны. Закончив все дела в имении родственника, Елена отправилась в обратный путь домой. На одной из почтовых станций, где остановился экипаж молодой княжны, с ней и произошел удивительный случай, который навсегда изменил ее жизнь. Пока служанка ушла готовить госпоже чай, девушка осталась одна. Она даже не стала выходить из кареты, так как чувствовала себя плохо.

Оставшись одна, Елена увидела страшное видение. Огромный черный змей спускался с небес прямо на нее. Испугавшись, девушка взмолилась Царице Небесной и дала обет, что примет монашеский постриг и откажется от запланированного замужества, если Богородица спасет ее от змея. Как только княжна произнесла эти слова, видение само по себе рассеялось.

После возвращения домой Елена полностью изменилась — доставлявшие ранее удовольствие светские развлечения опротивели, все время она проводила за чтением духовной литературы и молитвами к Всевышнему.

Монашество

В беседе со своим старшим братом Елена призналась, что не питает более нежных чувств к своему жениху, и попросила об отмены свадьбы. Также она открылась, что желает принять иноческий постриг и удалиться в монастырь, чтобы там провести остаток своей жизни. В Сарове жил и нес служение старец Серафим, с которым уже был знаком Михаил и получал от него духовные наставления, поэтому княжна приняла решение посетить священнослужителя и попросить его благословения на монашеское служение.

Прибыв к Серафиму Саровскому, девушка не получила того, за чем проделала этот путь. Преподобный видел, что молодая княжна еще не готова к иноческому служению и жизни в монашеской обители, поэтому на протяжении трех лет наставлял Елену и готовил ее к подвижничеству. По прошествии этого времени княжна Мантурова была принята в Дивеевскую Казанскую общину. Следуя наставлениям своего духовного отца, она много времени проводила в молитвах и чтении Священного Писания, а также помогала сестрам по хозяйству.

Брат Елены, Михаил Васильевич, также всеми силами участвовал в развитии обители. Благодаря его пожертвованиям и поддержке были построены храмы и церкви при монастыре. Князь все свое имущество пожертвовал на богоугодные дела, а сам вместе с семьей переселился в скромное жилье.

После того, как возведенные храмы были возведены и освящены, святой Серафим Саровский выбрал Елену Дивеевскую в качестве ризницы и церковницы. На протяжении всех восьми лет, что преподобная провела в монастыре, она неукоснительно следовала советам своего духовного наставника. В житии сказано, святой Елене Дивеевской часто являлись злые духи, от страха она не раз лишалась чувств. Узнав об этом, Серафим Саровский сказал ей не бояться и никогда не оставаться в храме в одиночестве. С тех пор рядом с Еленой постоянно был кто-то из сестер обители, и пугающие видения больше не повторялись.

Кончина и канонизация

Очень удивительным было окончание жизненного пути Елены Дивеевской. Когда девушке исполнилось 27 лет, сильно заболел ее брат. Он слег, и надежды на его выздоровление уже не было. Тогда святой Серафим Саровский призвал к себе святую и сказал ей, что Михаил еще нужен на земле для окончания строительства храмов.

Преподобный сказал монахине, что ей нужно умереть вместо брата.

Безропотно приняв послушание от своего духовного наставника, Елена начала готовиться к смерти. В это время святой Серафим проводил много времени в беседах с девушкой, описывая ей все те радости, которые ждут ее после перехода в вечную жизнь.

Елена Дивеевская после беседы со старцем спокойно ушла в свою келью, где вскоре слегла. До последней минуты рядом с ней была ее послушница. После смерти святой Серафим Саровский сделал предсказание о том, что вскоре мощи преподобной будут перенесены в обитель.

Похоронили Елену Васильевну рядом с матушкой Александрой. Примечательно, что впоследствии на этом месте хотели хоронить и простых людей, но всякий раз могилы заливало водой.

В 2000 году были обретены мощи святой Елены Дивеевской, которые торжественно перенесли в храм Рождества Богородицы. В конце того же года княжна Мантурова была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.

Почитание в православии

Днями памяти преподобной Елены считаются 28 мая и 8 июля — даты празднования Собора жен Дивеевских.

Читайте также:
Житие преподобной Матроны Московской - полное жизнеописание святой, даты рождения и смерти

Иконография

На иконах преподобная Елена Дивеевская изображается в скромном монашеском облачении. Над головой у нее нимб святой.

Молитвословия

К святой Елене обращаются с молитвами за исцелением от зубной и головной боли, также преподобная помогает в случае наличия заболеваний ног и суставов, сильных душевных расстройств. Проводя молитвенный обряд, используют один из следующих текстов.

Тропарь

Тропарь преподобной Елене Дивеевской, глас 5

Ди́вно бы́сть ко Го́споду призва́ние твое́, сла́вно бы́сть и равноа́нгельное житие́, кро́тко бы́сть твое́ крестоноше́ние, чу́дно бы́сть смиренному́дрие твое́. Послу́шлива была́ еси́ да́же до ча́ши сме́ртныя и из Диве́евской оби́тели в Небе́сную взошла́ еси́. Ра́дуйся, Еле́но преподо́бная, и не оста́ви ны предста́тельством твои́м.

Перевод: Удивительно было твое призвание ко Господу, славной была и жизнь, подобная ангельской, с кротостью несла ты свой крест, чудесно было смиренномудрие твое. Ты была послушна даже до смертной чаши и из Дивеевской обители взошла в Небесную (обитель). Радуйся, преподобная Елена, и не покидай нас в заступничестве твоем.

Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 4

Яви́лися есте́ земли́ Росси́йския украше́ние, нача́льницы оби́тели Диве́евския преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, благослове́ние Цари́цы Небе́сныя исполнившия и дерзнове́ние ко Го́споду стяжавшия, моли́те у престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы о спасе́нии ду́ш на́ших.

Перевод: Вы стали украшением Российской земли, начальницы обители Дивеевской преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, благословение Царицы Небесной исполнившие и дерзновение ко Господу заслужившие, молите у престола Пресвятой Троицы о спасении душ наших.

Кондак

Кондак преподобной Елене Дивеевской, глас 4

Ми́ра суету́ оста́вивши, блаже́нная Еле́но, в Диве́евскую оби́тель всели́лася еси́, и от избра́нника Влады́чицы Пречи́стыя услы́шала еси́: вску́ю сме́рти убоя́лася еси́? По́двигом до́брым подвиза́лася еси́, тече́ние сконча́ла, ве́ру соблюла́ еси́. Про́чее у́бо соблюда́ется вене́ц пра́вды ти, его́же возда́ст ти Госпо́дь в день он, я́ко всем возлюби́вшим явле́ние Его́. Потщи́ся же ско́ро приити́ к Пра́ведному Судии́.

Перевод: Мира суету оставив, блаженная Елена, ты поселилась в Дивеевской обители, и от избранника Владычицы Пречистой услышала ты: «Почему ты боишься смерти?» Ты подвизалась подвигом добрым, жизнь завершила и веру сохранила (2Тим.4:7). А теперь готовится тебе венец правды, который воздаст тебе Господь, в определенный Им день, как и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4:8). Постарайся же скоро прийти к Праведному Судие (2Тим.4:9).

Кондак преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 8

Диве́евския свети́льницы всесве́тлыя, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, в поще́нии, бде́нии, моли́тве и труде́х до́бре подвиза́лися есте́ и по сме́рти на́с освещаете чуде́с источеньми и исцеля́ете неду́гующих души́; моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти любо́вию чту́щим святу́ю па́мять ва́шу.

Перевод: Дивеевские светильники преяркие, преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, в пощении, бдении, молитве и трудах хорошо подвизались и после смерти освещаете нас потоками чудес и исцеляете больные души. Молите Христа Бога даровать прощение грехов всем с любовью почитающим святую память вашу.

Величание

Величание преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским

Ублажа́ем ва́с, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, вы́ бо моли́те о на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва

О, преподо́бная и богоно́сная ма́ти Еле́но, Диве́евская сла́во и похвало́, от огнеды́шащего зми́я, тя поглоти́ти тща́вшагося, моли́твами ко Го́споду и де́вственнаго жития́ обетова́нием чуде́сно изба́вленная, святы́м преподо́бным Серафи́мом ко и́ночеству предугото́ванная и Самому́ Го́споду уневе́щенная, нача́льницею общи́ны деви́ческия избра́нная, оба́че слуго́ю всем смиренному́дренно я́вльшаяся, послу́шлива да́же до сме́рти ста́рцу твоему́ бы́вшая, по словеси́ его́ за бра́та твоего́ многострада́льнаго младо́ю уме́ршая, еще́ на земли́ Цари́цу Небе́сную и Христа́ Го́спода ви́девшая и во оби́тели Небе́сныя восхище́нная, моли́ся за ны, малоду́шныя и непослу́шливыя, да и мы сподо́бимся благода́тнаго вразумле́ния, скоре́йшаго исправле́ния и ве́чнаго спасе́ния. Ами́нь.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Преподобная Елена Дивеевская

Елена Васильевна Мантурова была дворянского рода и проживала недалеко от Саровской пустыни в родительском имении в селе Нуча. Она была веселого нрава и о духовном не имела никакого понятия. Но неожиданное происшествие полностью переменило ее жизнь. В уездном городе Княгинине Нижегородской губернии ей явился огромный страшный змий. Он был черен и страшно безобразен, из его пасти выходило пламя, и пасть казалась такой большой, что ей показалось, будто змий поглотит ее. Змий спускался ниже и ниже, Елена Васильевна уже ощущала его дыхание, и тогда она закричала: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву, никогда не выходить замуж и пойти в монастырь!» Страшный змей тотчас взвился вверх и исчез.

После этого Елена Васильевна совершенно изменилась, она стала серьезная, духовно настроенная и стала читать священные книги. Мирская жизнь была ей невыносима, и она жаждала поскорее уйти в монастырь и совсем затвориться в нем. Она поехала в Саров к отцу Серафиму просить его благословения на поступление в монастырь. Батюшка же сказал: «Нет, матушка, что ты это задумала! В монастырь − нет, радость моя, ты выйдешь замуж!» − «Что это вы, батюшка!− испуганно сказала Елена Васильевна.− Ни за что не пойду замуж, я не могу, дала обещание Царице Небесной идти в монастырь, и Она накажет меня!» − «Нет, радость моя,− продолжал старец,− отчего же тебе не выйти замуж! Жених у тебя будет хороший, благочестивый, матушка, и все тебе завидовать будут! Нет, ты и не думай, матушка, ты непременно выйдешь замуж, радость моя!»

Елена Васильевна уехала огорченная и, вернувшись домой, много молилась, плакала, просила у Царицы Небесной помощи и вразумления. Чем больше она плакала и молилась, тем сильнее разгоралось в ней желание посвятить себя Богу. Много раз проверяла она себя и все более и более убеждалась, что все светское, мирское ей не по духу и она совершенно изменилась. Несколько раз Елена Васильевна ездила к отцу Серафиму, но он твердил, что она должна выйти замуж, а не идти в монастырь. Так целых три года готовил ее батюшка Серафим к предстоящей перемене в ее жизни и к поступлению в Дивеевскую общину. И наконец он сказал ей: «Ну, что ж, если уж тебе так хочется, то пойди, вот за двенадцать верст отсюда есть маленькая общинка матушки Агафьи Семеновны, полковницы Meльгуновой, погости там, радость моя, и испытай себя!» Елена Васильевна в радости поехала из Сарова прямо в Дивеево. В ту пору ей было двадцать лет.

Читайте также:
Исповедь Аврелия Августина: краткое содержание, цитаты и история

Через месяц после приезда Елены Васильевны в Дивеево ее потребовал к себе батюшка Серафим и сказал: «Теперь, радость моя, пора уже тебе и с женихом обручиться!» Елена Васильевна, испуганная, зарыдала и воскликнула: «Не хочу я замуж, батюшка!» Но отец Серафим успокоил ее, говоря: «Ты все еще не понимаешь меня, матушка! Ты только скажи начальнице-то Ксении Михайловне, что я приказал с Женихом тебе обручиться, в черненькую одежку одеться… Ведь вот как замуж-то выйти, матушка! Ведь вот какой Жених-то, радость моя!» И добавил: «Виден мне весь путь твой боголюбивый! Тут тебе и назначено жить, лучше этого места нигде нет для спасения; тут матушка Агафья Семеновна в мощах почивает; ты ходи к ней каждый вечер, она тут каждый день ходила и ты подражай ей так же, потому что тебе этим же путем надо идти, а если не будешь идти им, то и не можешь спастись. Ежели быть львом, радость моя, то трудно и мудрено, я на себя возьму; но будь голубем и все между собою будьте как голубки. Вот и поживи-ка ты тут три-то года голубем; я тебе помогу, вот тебе на то и мое наставление: за послушание читай всегда акафист, Псалтирь, псалмы и правила с утреней отправляй. Сиди да пряди, а пусть другая сестра тебе все приготовляет, треплет лен, мыкает мочки, а ты только пряди и будешь учиться ткать, пусть сестра сидит возле тебя да указывает. Всегда будь в молчании, ни с кем не говори, отвечая только на самые наинужнейшие вопросы и то «аки с трудом», а станут много спрашивать, отвечай: «Я не знаю!» Если случайно услышишь, что кто не полезное между собой говорит, скорее уходи, «дабы не внити во искушение». Никогда не будь в праздности, оберегай себя, чтобы не пришла какая мысль, всегда будь в занятии. Чтобы не впадать в сон, употребляй мало пищи. В среду и пяток вкушай только раз. От пробуждения до обеда читай: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешную!», а от обеда до сна: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Вечером выйди на двор и молись 100 раз Иисусу, 100 раз Владычице и никому не сказывай, а так молись, чтобы никто того не видал, даже бы и не подумал, и будешь ты аки ангел! И пока Жених твой в отсутствии, ты не унывай, а крепись лишь и больше мужайся; так молитвой, вечно-неразлучной молитвой и приготовляй все. Он и придет ночью тихонько и принесет тебе кольцо, перстенек, как Екатерине-то великомученице матушке. Так вот три года и приготовляйся, радость моя, чтобы в три года все у тебя готово бы было. О, какая неизреченная радость-то тогда будет, матушка! Это я о пострижении тебе говорю, матушка; чрез три года постригайся, приуготовив себя, ранее не нужно, а как пострижешься-то, то будет у тебя в груди благодать воздыматься все более и более, а каково будет тогда! Когда Архангел Гавриил, представ пред Божией Матерью, благовестил ей, то Она немного смутилась и тут же сказала: «Се раба Господня! Буди мне по глаголу твоему!» Тогда вот и ты скажи также: «Буди мне по глаголу твоему!» Вот о каком браке и Женихе я тебе толкую, матушка; ты слушай меня и никому до времени того не говори, но верь, что все мною реченное тебе сбудется, радость моя!»

Не помня себя от радости, Елена Васильевна возвратилась домой, в Дивеево, и, надев все монашеское, простое, начала с любовью нести прежние свои подвиги, пребывая в непрестанной молитве, в постоянном созерцании и совершенном молчании.

Преподобный Серафим желал назначить Елену Васильевну начальницей своей Мельничной обители. Когда батюшка в восторге объявил ей об этом, Елена Васильевна страшно смутилась. «Нет, не могу, не могу я этого, батюшка! − ответила она прямо.− Всегда и во всем слушалась я вас, но в этом не могу! Лучше прикажите мне умереть, вот здесь, сейчас, у ног ваших, но начальницей − не желаю и не могу я быть, батюшка!» Тем не менее, когда устроилась мельница и там поселились семь первых девушек, отец Серафим приказал во всем им благословляться и относиться к Елене Васильевне, хотя она так и осталась до самой смерти своей жить в Казанско-церковной общинке. Это до такой степени смущало юную подвижницу, что даже и перед смертью своей она твердила, как бы в испуге: «Нет, нет, как угодно батюшке, а в этом не могу я его слушаться; что я за начальница! Не знаю, как буду отвечать за свою душу, а тут еще отвечать за другие! Нет, нет, да простит мне батюшка, и послушать его в этом никак не могу!» Однако отец Серафим все время поручал ей всех присылаемых им сестер и, говоря о ней, называл всегда «Госпожа ваша! Начальница!»

Елена Васильевна, несмотря на то, что считалась начальницей Мельничной обители, всегда трудилась и несла послушания наравне с прочими сестрами. Когда батюшка Серафим благословил сестер копать Канавку по указанию Царицы Небесной, он говорил приходящим к нему сестрам, указывая на ее старание и труды: «Начальница-то, госпожа-то ваша, как трудится, а вы, радости мои, поставьте ей шалашик, палатку из холста, чтоб отдохнула в ней госпожа-то ваша от трудов!»

Читайте также:
Житие Александра Свирского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Необыкновенно добрая от природы, она творила добро тайно. Зная нужду многих бедных сестер, а также нищих, она раздавала им все, что имела и что получала от других, но незаметным образом. Бывало, идет мимо, или в церкви, и даст кому-нибудь, говоря: «Вот, матушка, такая-то просила меня передать тебе!» Вся пища ее заключалась обыкновенно в печеном картофеле да лепешках, которые висели у нее на крылечке в мешочке. Сколько их ни пекли, всегда не хватало. «Что за диво!− говорила, бывало, ей сестра-стряпуха.− Сколько лепешек тебе наложила, куда же девались они?» − «Ах, родная,− кротко ответит ей Елена Васильевна,− ты уж прости меня Христа ради, матушка, да не скорби на меня; что же делать, слабость моя, уж очень я люблю их, вот все и поела!» Спала она на камне, прикрытом лишь плохим ковриком.

Со времени освящения Рождественских храмов батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничной, для этого он попросил саровского иеромонаха отца Илариона постричь ее в рясофор, что и было исполнено.

Она безвыходно пребывала в церкви, читала по шести часов кряду Псалтирь, так как мало было грамотных сестер, и часто ночевала поэтому в церкви, немного отдыхая где-нибудь в сторонке на кирпичном полу.

Удивительной и непостижимой была ее кончина. По благословению батюшки Серафима вылеченный им от тяжелой болезни брат Елены Васильевны Михаил Васильевич Мантуров продал свое имение и на полученные деньги выстроил в Дивееве Рождественские храмы. Всю жизнь Михаил Васильевич Мантуровь терпел унижения за свой евангельский поступок. Но он переносил все безропотно, молча, терпеливо, смиренно, кротко, с благодушием по любви и необычайной вере своей к святому старцу, во всем беспрекословно его слушаясь, не делая шага без его благословения, всего себя и всю свою жизнь предав в руки преподобного Серафима. А батюшка все, касающееся устройства Дивеева, поручал только ему одному; все это знали и свято чтили Мантурова, повинуясь ему во всем беспрекословно, как распорядителю самого отца Серафима.

Когда Михаил Васильевич Мантуров заболел злокачественной лихорадкой и эта болезнь была к смерти, отец Серафим призвал к себе Елену Васильевну и сказал ей: «Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу я тебе дать одно послушание… Исполнишь ли его, матушка?» − «Я всегда вас слушала,− ответила она,− и всегда готова вас слушать!» − «Вот, видишь ли, матушка,− продолжал старец,− Михаил Васильевич, братец-то твой, болен у нас и пришло время ему умирать и умереть надо ему, матушка, а он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то… Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!» − «Благословите, батюшка!»− ответила Елена Васильевна смиренно и как будто спокойно. Отец Серафим после этого долго-долго беседовал с ней, услаждая ее сердце и касаясь вопроса смерти и будущей вечной жизни. Елена Васильевна молча все слушала, но вдруг смутилась и произнесла: «Батюшка! Я боюсь смерти!» − «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя!−ответил о. Серафим.− Для нас с тобою будет лишь вечная радость!»

Вернувшись домой, она заболела, слегла в постель и сказала: «Теперь уже я более не встану!» Однажды, изменившись в лице, она радостно воскликнула: «Святая Игумения! Матушка, обитель-то нашу не оставь. » Во время своей последней исповеди умирающая поведала, какого видения и откровений она была раз удостоена. «Я не должна была ранее рассказывать это,− объяснила Елена Васильевна,− а теперь уже могу! В храме я увидела в раскрытых Царских дверях величественную Царицу неизреченной красоты, которая, призывая меня ручкой, сказала: «Следуй за Мной и смотри, что покажу тебе!» Мы вошли во дворец; описать красоту его при полном желании не могу вам, батюшка! Весь он был из прозрачного хрусталя и двери, замки, ручки и отделка — из чистейшего золота. От сияния и блеска трудно было смотреть на него, он весь как бы горел. Только подошли мы к дверям, они сами собой отворились и мы вошли как бы в бесконечный коридор, по обеим сторонам которого были все запертые двери. Приблизясь к первым дверям, которые тоже при этом сами собой раскрылись, я увидела огромный зал; в нем были столы, кресла и все это горело от неизъяснимых украшений. Он наполнялся сановниками и необыкновенной красоты юношами, которые сидели. Когда мы вошли, все молча встали и поклонились в пояс Царице. «Вот, смотри,− сказала Она, указывая на всех рукой,− это Мои благочестивые купцы…» Следующий зал был еще большей красоты, весь он казался залитым светом! Он был наполнен одними молодыми девушками, одна другой лучше, одетыми в платья необычайной светлости и с блестящими венцами на головах. Венцы эти различались видом, и на некоторых было надето по два и по три. Девушки сидели, но при нашем появлении все встали молча, поклонились Царице в пояс. «Осмотри их хорошенько, хороши ли они и нравятся ли тебе»,− сказала Она мне милостиво. Я стала рассматривать указанную мне одну сторону зала, и что же, вдруг вижу, что одна из девиц, батюшка, ужасно похожа на меня!» Говоря это, Елена Васильевна смутилась, остановилась, но потом продолжала: «Эта девица, улыбнувшись, погрозилась на меня! Потом, по указанию Царицы, я начала рассматривать другую сторону зала и увидела на одной из девушек такой красоты венец, такой красоты, что я даже позавидовала!− проговорила Елена Васильевна вздохнув.− И все это, батюшка, были наши сестры, прежде меня бывшие в обители, и теперь еще живые, и будущие! Но называть их не могу, ибо не велено мне говорить. Выйдя из этого зала, двери которого за нами сами же затворились, подошли мы к третьему входу и очутились снова в зале несравненно менее светлом, в котором также были все наши же сестры, как и во втором, бывшие, настоящие и будущие; тоже в венцах, но не столь блестящих и называть их мне не приказано. Затем мы перешли в четвертый зал, почти полумрачный, наполненный все также сестрами, настоящими и будущими, которые или сидели, или лежали; иные были скорчены болезнью и без всяких венцов со страшно унылыми лицами, и на всем и на всех лежала как бы печать болезни и невыразимой скорби. «А это нерадивые! − сказала мне Царица, указывая на них.− Вот они и девицы, а от своего нерадения никогда не могут уже радоваться!»»

Читайте также:
Мытарства Феодоры: история, идея и суть, значения, авторство книги

Елена Васильевна скончалась накануне праздника Пятидесятницы, 28 мая 1832 года, двадцати семи лет от рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь лет. На другой день, в саму Троицу, во время заупокойной литургии и пения Херувимской песни, воочию всех предстоящих в храме покойная Елена Васильевна, как живая, три раза радостно улыбнулась в гробу. Батюшка говорил: «Душа-то ее как птица вспорхнула! Херувимы и Серафимы расступились! Она удостоилась сидеть недалеко от Святыя Троицы аки дева!»

Елену Васильевну похоронили рядом с первоначальницей матушкой Александрой, с правой стороны Казанской церкви. Прежде несколько раз в эту могилу хотели положить мирских, но могила заливалась водой и хоронить в нее было невозможно. Теперь же могила осталась сухой, и в нее опустили гроб молитвенницы Серафимовой обители.

Елена Васильевна была чрезвычайно красивой и привлекательной наружности, круглолицая, с быстрыми черными глазами и черными же волосами, высокого роста.

Почитание Елены Васильевна началось в Дивееве вскоре после ее кончины. С конца 50-х гг. XIX в. в обители записывались чудеса и исцеления, происходившие на могиле, но эти записи не сохранились. После закрытия в 1927 года Дивеевского монастрыяря и последующего закрытия приходской Казанской церкви могилы близ храма были снесены. В июле 1991 годы были проведены раскопки, выявившие места захоронений преподобных Александры, Марфы и Елены и Н.А. Мотовилова. Были восстановлены могильные насыпи и поставлены кресты. В конце сентября 2000 года в связи с подготовкой прославления преподобных жен Дивеевских были проведены раскопки, в ходе которых 27 сентября были обретены мощи подвижниц. 22 декабря 2000 года Елена Васильевна вместе была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. Архиерейским Собором РПЦ 2004 года благословлена к общецерковному почитанию. Ее святые мощи находятся в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Серафимо-Дивеевского монастыря.

И мудрая правительница, и добрая мать, и благочестивая христианка…

Похвала святой Елене, королеве Сербской

Преподобная Елена, королева Сербская Елена. Это имя носит так много наших подруг и родственниц! Среди моих знакомых их столько, что если подавать записку о здравии, можно исписать несколько листков, постоянно повторяя одно и то же имя.

А вот святых христианок с именем Елена, которые, как говорится, на слуху, не так уж и много. Более всех известна православным, конечно же, мать Константина, равноапостольная Царица. К слову, большинство святых Елен тоже знатного происхождения – королевы, княгини и тому подобное. Интересная деталь… Но больше внимания хочется обратить на значение этого имени – «факел, свет». Все Елены, прославленные как святые, действительно пламенели верой и стремились нести людям свет, просвещать.

12 ноября – день памяти святой Елены, которая известна гораздо меньше, чем та, что когда-то отыскала среди оскверненных святынь Иерусалима Крест Христов. Эту святую, тоже Царицу, лучше всего знают в Сербии, потому как она – королева Сербская.

Прошло уже более 700 лет со дня обретения ее мощей и прославления в сонме святых и, видимо, за давностью лет возникли неточности и разночтения в описании образа Сербской королевы, ее трудов и обстоятельств жизни. В одних источниках она именуется преподобной, в других – праведной, а в иных просто святой. Где-то пишут, что в конце жизни она приняла постриг с именем Елисавета, а в других текстах – что с именем Елена. Но не эти детали жития Елены Сербской удивили крайне. Чем удивили? Какой-то несвойственной для строгого слога житий святых лиричностью, что ли, трогательностью. Ими, пожалуй, и поделюсь, не стремясь точно и подробно пересказать все житие.

Сербы до сих пор помнят и даже каждый год в мае устраивают красивый праздник в память о том, как король сербский Урош I всю долину реки Ибар, от Кральева до Рашки (а это около 270 километров), украсил цветами душистой сирени. Он повелел посадить ее здесь потому, что именно этим путем в Сербию должна была прибыть будущая королева. Не представляю, сохранилось ли хоть что-то из посаженного королем в те стародавние времена, но легенда гласит, что он желал, дабы Долина сирени стала для его французской невесты напоминанием о родном Провансе. Прошли века, а люди до сих пор вспоминают эти благоухающие сады вдоль живописной реки Ибар, как прекрасный дар любви и нежности.

Король желал, дабы Долина сирени стала для его французской невесты напоминанием о родном Провансе

У нас нет точных сведений о происхождении святой королевы Елены. Архиепископ Данило II, составивший самое подробное описание ее жизни, пишет, что «благочестивая и христолюбивая блаженная Елена была франкского рода, дочь славных родителей, пребывавших в богатстве и славе». Хотя имеются более конкретные указания, что она была принцессой, родственницей неаполитанского короля Карла I Анжуйского.

Хотя Елена Анжуйская и приняла Православие, но воспитана была в католичестве, и, будучи уже супругой короля Стефана Уроша I Неманича, правившего с 1243 по 1276 годы, немало милостей оказывала католическим монастырям, храмам и священнослужителям Сербии.

Читайте также:
Иеросхимонах Александр Стрыгин - житие и труды, идеи и позиция, сочинения

Монастырь Градац

Однако здесь вспоминается пример духовного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны, немецкой принцессы, которая, будучи лютеранкой, вышла замуж за русского князя, и со временем оценила красоту Православия и тоже стала святой.

Елена – одна из самых ярких королев балканского Средневековья – видимо, также блистала в далеком XIII веке и многочисленными талантами, и умом, и утонченной красотой, но еще – благочестием и щедростью к нуждающимся. Эта королева была не только одной из самых известных благотворительниц и просветительниц того времени, но и матерью пятерых детей, двое из которых – сербские правители Стефан Драгутин и Стефан Урош II Милутин – прославлены Православной Церковью в лике святых. Какой дивный букет добродетелей смогла сочетать эта женщина – и мудрой правительницы, и доброй матери, и благочестивой христианки, для всего нашедшей время и возможности.

Земная жизнь уже не королевы, а монахини завершилась 8 февраля 1314 г

Архиепископ Даниил II, прекрасно знавший святую при жизни, пишет о ней, что она была жена «незамутненной души и кроткого сердца», которая «всегда Богу молитвы приносила». Жертвы на строительство храмов и монастырей; приюты для сирот; школы для девочек из бедных семей, где они обучались рукоделию и получали хорошее приданое; сбор и переписывание книг; подаяния нищим; примирение враждующих; богатые дары монастырям Святой Земли, Афона, Синая – наверное, это далеко не полное описание ежедневных забот и занятий благочестивой королевы.

Но хочется сделать еще несколько акцентов в истории святой Елены. Незадолго до кончины она принимает постриг, в некоторых источниках говорится, что это была великая схима. Земная жизнь уже не королевы, а монахини завершилась 8 февраля 1314 г. Чин отпевания и погребения торжественно совершен в монастыре Градац, что расположен в древней Рашской области, на берегу реки Брвеница. Эта обитель – «задужбина» (пожертвование «за душу») Елены Анжуйской. И, как утверждают некоторые авторы, она стала первой женщиной средневековой Сербии, построившей себе «задужбину».

Спустя 3 года – в 1317-м году – Елена явилась во сне монаху монастыря Градац (тогда это был мужской монастырь, а в настоящее время – женский). Святая велела взять ее тело из земли и положить в храме. Что и было благоговейно исполнено 12 ноября того же года в присутствии епископа Рашского Павла. Когда монахи открыли гробницу, то увидали мощи святой Елены «яко в росе лежащи, цело и нерастлимо». Как в росе… От этих слов сразу возникает образ свежести, чистоты и какой-то трепетности, а не тления.

Тело святой королевы пребывало на одном и том же месте вплоть до начала XVII века, до вторжения на земли Сербии турок. Дальнейшая судьба святыни не известна. Однако сами сербы утверждают, что мощи святой до сих пор, вот уже семь веков, сокрыты все там же – под храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в монастыре, построенном самой Еленой во славу Божию и во спасение своей души.

Мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских

Работы начались в день отдания праздника Рождества Богородицы 26 сентября после литургии и молебна на начало всякого дела в церкви Рождества Богородицы и литии, отслуженной на дорогих могилках. Сестры и рабочие монастыря выкопали цветы, убрали кресты, литую оградку и начали копать. Над раскопом установили навес от дождя и провели освещение. Работали очень дружно и быстро, и вскоре из-под песка стали появляться груды кирпича и камня и отдельные кладки.

Когда уже начали раскопки, сестры рассказали, что один из приезжих священников рано утром увидел в окно гостиницы, выходящее на Казанскую церковь, три огненных столпа: над могилой матушки Александры, над могилой матушки Елены и правее могилы матушки Марфы. На следующий день выяснилось, что могила схимонахини Марфы действительно находилась правее того места, где стоял крест.

К вечеру отрыли остатки фундаментов часовни на могиле матушки Александры и надгробных памятников на могилках матушки Марфы и матушки Елены, разрушенных после разгона монастыря в 1927 году. После разборки фундаментов открылись сами склепы. Было уже поздно, но никто не расходился. Священники поочередно служили панихиды, певчие сестры без устали пели. Был канун праздника Воскресения словущего. Заупокойные песнопения чередовались с пасхальными. Пасхальная радость согревала сердца всех, и каждый стремился хоть чем-то помочь, но к месту раскопок пропускали только духовенство и сестер монастыря. Ожидали приезда из Москвы специалистов: археолога и судмедэксперта. Под их руководством вновь закипела работа. За ночь склепы были очищены от земли. Во вскрытии склепов участвовали только священнослужители, специалисты и старшие монахини монастыря.

После вскрытия склепов честные останки были благоговейно переложены в новые простые гробы и перенесены в храм Рождества Христова с пением «Святый Боже». Первым был вскрыт склеп монахини Елены. Перенесение ее мощей состоялось во время Всенощного бдения под праздник Воздвижения Креста Господня. Мощи матушки Александры были обретены в самый день праздника и перенесены матушкой игуменией и сестрами после поздней литургии. Вечером перенесли гроб с мощами схимонахини Марфы при большом стечении народа. Монастырские священники отслужили литию в храме Рождества Христова. Сестры пропели благодарственные тропари, благодаря Господа, явившего миру в святых мощах трех дивеевских подвижниц.

После обретения святые мощи дивеевских начальниц находились в храме Рождества Христова в простых закрытых гробах. Начиная с 21 октября, дня повторного освящения храма Рождества Богородицы после его восстановления, у мощей стали ежедневно служиться панихиды в церкви Рождества Христова. Многие священники приезжали из разных уголков страны, чтобы поклониться новообретенным мощам и послужить панихиды. Нередко поздно вечером, когда храмы монастыря уже были закрыты, храм Рождества Христова был переполнен. И как горела неугасимая свеча перед иконой Рождества Христова, так и сердца молящихся не уставали гореть в ожидании предстоящего торжества прославления. В монастыре напряженно готовились к этому событию, предсказанному прп. Серафимом: украшался храм Рождества Богородицы, изготавливались раки, сестры шили облачения, писали иконы, составляли тропари, кондаки, службы, печатали жития. День прославления несколько раз откладывался и окончательно был назначен на 9/22 декабря, на праздник Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, который отмечается в монастыре как день основания преподобным Серафимом по изволению Царицы Небесной Мельничной общины.

Читайте также:
Феофан Грек: биография и работы иконописца, творчество и труды

На два дня святые мощи были поставлены для поклонения в Преображенском соборе. Вечером 24 декабря матушка игумения и сестры перенесли раки с мощами небесных покровительниц обители в предназначенный им прп. Серафимом храм Рождества Богородицы, где затем ночью служилась литургия. Более чем через 170 лет после предсказания прп.Серафима церковь Рождества Богородицы стала усыпальницей святых мощей преподобных жен Дивеевских.

6 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой; † 1789; память 13/26 июня), преподобной Марфы Дивеевской (Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября) и преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня), ранее прославленных как местночтимые святые Нижегородской епархии. Вопрос об общецерковном прославлении был поставлен на соборе в докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

Старец Гавриил Ургебадзе

Даже после смерти святого человека, не забываются ни его деяния, ни слова, ни могила. Люди приходят к земле, которая освящена мощами божьего человека и просят об исцелении или успокоении. Так не осталась без внимания и могила старца Гавриила Ургебадзе. Она находится в древней столице Грузии в городе Мцхете на территории женского монастыря Самтавро.

Житие святого

26 августа 1929 года в Тбилиси родился мальчик, которому было дано имя Годердзи. Семья Ургебадзе была самая обычная по тому времени. Отец — Василий — убежденный коммунист, мать — Варвара — глубоко верующая. Через 2 года после рождения сына, Василия расстреляли. Варвара сама растила Годердзи, его братьев, сестер, пока не вышла замуж второй раз.

Православное воспитание

Уже с детства мальчик стал увлекаться религией. Однажды он услышал, как на улице ругались соседки, и вот одна из них во время брани произнесла «…распяла, как Христа…». Годердзи заинтересовало это неизвестное имя. Тогда мать отправила его в церковь, где сторож рассказал мальчику о Христе и его подвиге во имя всего человечества. Годердзи стал собирать деньги и вскоре накопил достаточную сумму, чтобы купить Евангелие.

Уже через год мальчик знал книгу практически наизусть. Именно тогда в полной мере проявилась тяга Годердзи к религии. По некоторым версиям, мать не одобряла стремление сына, но потом вместе с ним приняла постриг.

В 1949 году Годердзи был призван в армию. Режим был очень строгим, но ему все равно удавалось держать строгий пост и тайно посещать церковь. По возвращению стал работать сторожем, а потом начал службу псаломщиком в Сионском соборе.

1 января в 1955 году стал дневным смотрителем. Меньше чем через месяц Годердзи стал диаконом в Кутаисском храме. В возрасте 26 лет Годердзи принял монашеский постриг. Это произошло 27 февраля. Ему было дано имя в честь преподобного Гавриила Афонского.

Это интересно! Гавриил Афонский — православный святой, подвижник, архимандрит. Имеет титул местночтимого Украинской православной церкви. Есть легенда, что этот старец прошел по воде и принес с моря в Иверский монастырь на Афоне икону Божьей Матери. Ей позже было дано имя в честь обители.

Через три дня после принятия пострига Гавриил принял сан иеромонаха в Петропавловском соборе.

Испытание верой

Во дворе своего родного дома Гавриил Ургебадзе своими силами возвел многоглавую церковь. Ее строительство закончилось только в 1962 году. Все стены храма были увешаны святыми образами. Сам Гавриил часто ходил по свалкам, куда сбрасывались многие святыни, в их числе были и иконы. У старца была своя маленькая мастерская, где он приводил в порядок пострадавшие образы и создавал им новые оклады из разных материалов.

Советские власти неоднократно пытались разрушить храм, но Гавриил восстанавливал его заново. Как обычно, 1 мая 1965 года проходила демонстрация на главной улице города. Иеромонах Гавриил в тот миг сжег портрет Ленина высотой в 12 метров. На этом же месте он начал читать православную проповедь во имя Христа.

Старца за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ. На всех допросах, которые проходили позднее, Гавриил говорил, что на месте портрета Ленина должно было висеть распятие Иисуса Христа. Он сказал: «Слава не нужна человеку. Слава Господу Иисусу Христу».

Летом Гавриила закрыли в психиатрической лечебнице. Там ему был поставлен диагноз «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». После непродолжительного лечения старца отпустили. Однако чтобы угодить советским властям ни одна церковь не пускала Гавриила на свой порог. Везде его прогоняли. Старец не ел сутками, долго не спал, но стремился в храм. Больше всего Гавриил желал причаститься и отстоять службу, но и это было под запретом.

В 1980-ых годах старец переехал жить в Самтавро. Там его пристанищем стала круглая башня. Это была часть женского монастыря, где Гавриил стал настоятелем. Преподобный заслужил уважение и любовь верующих в Грузии. Ежедневно к нему приходило много людей за советом или помощью.

Интересно! Женский монастырь в Самтавро — комплекс церквей, которые были основаны еще в 4 веке н.э. Мирианом III. Располагается недалеко от слияния рек Арагви и Мтквари в городе Мцхета. Согласно легендам и летописям после своей постройки монастырь стал царской усыпальницей, а кроме того обладал огромными средствами и считался одним из самых богатых в Грузии.

Рядом с Гавриилом всегда было его «духовное чадо» — Отар Николаишвили. Как-то раз старец вдруг сказал ему, что нужно прямо сейчас ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар сказал, что машина не на ходу, но настоятель настоял на своем. Когда они поехали в гору, машина начала глохнуть. Тогда Гавриил сказал, что они проедут, ведь за их спинами сидит сам преподобный Антоний Марткопский.

Читайте также:
Житие святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси – жизнеописание, чудеса и мощи святого

— Ты только не поворачивайся, — сказал старец.

В этот же миг машина зарычала и быстро въехала в гору. Когда Гавриил прибыл в монастырь, оказалось, что его хотели разорить вооруженные разбойники. Старец встал перед ними, распростер руки и сказал: «Стреляйте в меня».

Разорители ушли и больше никогда не появлялись у стен монастыря.

Подвиги Гавриила

За свою жизнь Гавриил Ургебадзе перенес много испытаний. На себя же он брал одни из самых тяжелых подвигов. Это особые обещания, которые дает верующий, чтобы не просто познать трудности, но и чтобы испытать и укрепить свою веру в Бога. Святой старец совершил такие подвиги как:

  1. Строгий аскетизм (отвержение своих потребностей, самоограничение).
  2. Юродство (намеренное притворство в глупости, скудоумии с целью открытия мирских ценностей).
  3. Исповедничество (открытое исповедание запрещенной религии).

Скончался Гавриил Ургебадзе 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина. Известно, что мать Гавриила пережила сына на 5 лет, а потом была вместе с ним захоронена в женском монастыре Самтавро.

Важно! 20 декабря 2012 года Гавриил Ургебадзе был причислен к лику святых как преподобный по решению Священного синода Православной Церкви Грузии.

Почитание

Имя Гавриила Ургебадзе и по сей день вспоминается Православной церковью. На могиле старца в городе Мцхете всегда можно увидеть толпы паломников. Ведь Гавриила считали величайшим подвижником 20 века. Днем почитания является 2 ноября, то есть день смерти.

Интересно то, что при жизни старец также был очень известен у прихожан. Говорили, что он обладает даром чудотворения и провидения. Некоторые пророчества старца сбывались и, возможно, еще сбудутся. Люди говорили, что Гавриил относился ко всем с настоящей любовью, которой и учит Господь. Однако, ответные вознесения и благодарности людей старец всячески отвергал, говоря, что человеку не нужна слава.

Интересно! Существует даже специальная молитва старца Гавриила. Это можно считать редкостью, ведь такие слова отельных преподобных и святых не всегда сохраняются и остаются во времени не потерянными.

Пророчества и поучения

Будучи человеком, без сомнения, мудрым, Гавриил часто давал советы с высоты своего опыта. Тем более что его об этом часто просили прихожане. Самые известные его поучения связаны с любовью не только к себе, но и к людям. Старец и при жизни помогал людям как мог.

Существует история о том, что Гавриил шел по улице. Люди обходили его стороной. Вдруг старец вознес руки к небу и стал кричать. Он взывал к Богу и просил у него милосердия для всех людей на земле. Сначала люди испугались старика, но потом услышали в словах и глазах его настоящую, искреннюю любовь к ним и сильную веру в Господа. Сам Гавриил говорил:

«Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра»

  • Ненавидьте зло.

«Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу — всё в воле Божией. Много было таких случаев».

Как известно, Гавриил Ургебадзе обладал даром провидения. Об этом говорили многие жители Грузии. Старец чаще всего говорил о пришествии антихриста, а также о России и своей родной республике.

Так Гавриил говорил, что приход злых сил близок. Скоро слуги антихриста станут читать в церквях Святое писание, только искажая его, а не неся людям учение Бога. При этом старец не хотел внести чувство безнадеги. Он говорил, что все в руках человека и в его вере. Нужно только молиться и уповать на милость Господа.

Касательно судьбы России Гавриил высказывался достаточно расплывчато. Многие толкователи говорят, что нельзя понимать его слова в прямом смысле. Старец сказал, что люди, желая избавиться от 666 сетей дьявола, будут ждать помощи извне. Звучат такие слова как «космос, небо». Возможно, что здесь понимается помощь от посторонних. Также Гавриил сказал, что ожидания эти будут напрасны, они принесут лишь вред.

«Россию ждет свет Божий и его правда, однако, путь к ней лежит через веру в Христа».

Про Грузию Гавриил говорил, что она расцветет и воскреснет подобно Лазарю, но лишь тогда, когда поведет ее за собой настоящий коронованный царь.

Цитаты

Большинство цитат Гавриила касаются учения о правильной жизни, о любви к людям и Богу. Так можно назвать самые знаменитые:

  • «Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра».
  • «Если ненавидишь хотя бы одного человека — в его образе ненавидишь Самого Христа и далек от Царствия Небесного».
  • «Чужие грехи — не твое дело. Ты сиди и плачь о своих грехах».
  • «Если не исполняешь заветов Божьих, то и молитвами его не тревожь».
  • «Раньше я думал: „Зачем Господь посылает скорби на землю?“ А теперь я понял: камень разбивают молотом… Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу».

Преподобный Гаврии ́ л (Ургебадзе) Самтаврийский, архимандрит

Дни памяти

Житие

Мир­ское имя от­ца Гав­ри­и­ла – Го­дерд­зи Ур­геб­ад­зе. Ро­дил­ся он 26 ав­гу­ста 1929 го­да в Тби­ли­си, в се­мье убеж­ден­но­го ком­му­ни­ста. Отец ра­но скончaлся, и род­ные на­зывaли мaльчикa от­цов­ским име­нем – Вaси­ко.

Уве­ро­вал в Бо­га в дет­стве. Од­на­жды со­сед­ки ру­га­лись, и од­на из них ска­за­ла: “Ты ме­ня рас­пя­ла, как Хри­ста”. Маль­чи­ку ста­ло ин­те­рес­но, что это зна­чит – “рас­пять” и кто та­кой Хри­стос. Взрос­лые от­пра­ви­ли ре­бен­ка в цер­ковь, где сто­рож по­со­ве­то­вал ему про­чи­тать Еван­ге­лие. Он на­ко­пил де­нег, ку­пил Еван­ге­лие и через несколь­ко лет знал текст прак­ти­че­ски на­изусть.

Же­ла­ние мо­на­ше­ства воз­ник­ло в нем еще в юные го­ды. Поз­же ста­рец го­во­рил: “Боль­ше­го ге­ро­из­ма, чем мо­на­ше­ство, нет”. Мать его дол­гое вре­мя бы­ла про­тив стрем­ле­ния сы­на к мо­на­ше­ству, но под ко­нец жиз­ни при­ми­ри­лась с его вы­бо­ром, а за­тем и са­ма при­ня­ла по­стриг и была по­хо­ро­не­на в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро.

Читайте также:
Варсонофий Великий - житие и труды, почитание и дни памяти, мощи, творчество

Мо­на­ше­ский по­стриг он при­нял в 26 лет, по­лу­чив имя пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го – стар­ца, ко­то­рый про­шел по во­де и при­нес на афон­ский бе­рег при­плыв­шую по мо­рю Ивер­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Отец Гав­ри­ил осо­бо по­чи­тал чу­до­твор­ный спи­сок Ивер­ской, хра­ня­щий­ся в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро.

Во дво­ре сво­е­го до­ма на тби­лис­ской ули­це Тет­риц­ка­рой­ской отец Гав­ри­ил по­стро­ил мно­го­гла­вую цер­ковь. Он воз­во­дил ее сво­и­ми ру­ка­ми и за­кон­чил око­ло 1962 го­да. Ико­ны для этой церк­ви отец Гав­ри­ил на­хо­дил на го­род­ских свал­ках, ку­да в те го­ды сво­зи­ли и вы­ки­ды­ва­ли вме­сте с му­со­ром мно­го­чис­лен­ные свя­ты­ни. Ино­гда он це­лы­ми дня­ми бро­дил по свал­кам. У него бы­ла неболь­шая ма­стер­ская, где он очи­щал ико­ны, де­лал им окла­ды из раз­ных ма­те­ри­а­лов. Сте­ны его церк­ви сплошь бы­ли уве­ша­ны об­ра­за­ми. Да­же фо­то­гра­фии и изо­бра­же­ния икон из свет­ских жур­на­лов он по­ме­щал в ра­моч­ки.

1 мая 1965 го­да во вре­мя де­мон­стра­ции иеро­мо­нах Гав­ри­ил сжег 12-мет­ро­вый порт­рет Ле­ни­на, вы­ве­шен­ный на зда­нии Вер­хов­но­го Со­ве­та Гру­зин­ской ССР, и стал про­по­ве­до­вать со­брав­шим­ся лю­дям Хри­ста. Его за это силь­но из­би­ли и по­са­ди­ли в изо­ля­тор КГБ Гру­зии. На до­про­се отец Гав­ри­ил го­во­рил: он это сде­лал по­то­му, что “нель­зя бо­го­тво­рить че­ло­ве­ка. Там, на ме­сте порт­ре­та Ле­ни­на, долж­но ви­сеть Рас­пя­тие Хри­ста. Сла­ва не нуж­на че­ло­ве­ку. На­до пи­сать: «Сла­ва Гос­по­ду Иису­су Хри­сту»”. В ав­гу­сте то­го го­да был по­ме­щён в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу на об­сле­до­ва­ние. Там был при­знан су­ма­сшед­шим. Стар­цу по­ста­ви­ли ди­а­гноз: “пси­хо­па­ти­че­ская лич­ность, ве­рит в Бо­га и ан­ге­лов”. Ему вы­да­ли “бе­лый би­лет”.
Впо­след­ствии цер­ков­ные иерар­хи, в уго­ду свет­ским вла­стям, не раз­ре­ша­ли ему за­хо­дить в цер­ковь, не пус­ка­ли на служ­бы, про­го­ня­ли. У ба­тюш­ки не бы­ло воз­мож­но­сти при­ча­стить­ся, а он же­лал это­го всей ду­шой. Он мог по несколь­ко дней об­хо­дить­ся без еды, по­дол­гу не спать, но очень тя­же­ло пе­ре­но­сил невоз­мож­ность от­чуж­де­ние от церк­ви. Ста­рец ча­сто от бес­си­лия пла­кал, от­кры­вая ду­шу сво­им сест­рам.

В 1980-е го­ды по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро. В по­след­нее вре­мя он жил в круг­лой башне. Мо­на­хи­ни неко­то­рое вре­мя удив­ля­лись чу­да­че­ствам ба­тюш­ки, по­ка не уви­де­ли в них осо­бый по­двиг. По­на­ча­лу им ка­за­лось стран­ным, что он ка­кое-то вре­мя жил в ку­рят­ни­ке, где бы­ли боль­шие ще­ли, зи­мой хо­дил бо­си­ком. По­том сест­ры ста­ли чув­ство­вать, что от него ис­хо­дит необык­но­вен­ная лю­бовь: он лю­бит всех. Ча­сто ста­рец кри­чал на се­стер, тре­бо­вал от них по­слу­ша­ния, за­став­лял что-то де­лать или мог за­ста­вить их есть из гряз­ной по­су­ды. Но оби­жать­ся на него бы­ло невоз­мож­но – в его гла­зах све­ти­лась неж­ная лю­бовь.

Игу­ме­нью Фе­о­до­ру, ко­гда она бы­ла еще мо­на­хи­ней, он брал с со­бой в Тби­ли­си и за­став­лял по­про­шай­ни­чать. Они вдво­ем про­си­ли ми­ло­сты­ню, а по­том ста­рец раз­да­вал всё ни­щим. Ес­ли они воз­вра­ща­лись на так­си, он мог на­кри­чать на так­си­ста и со­всем не дать де­нег, а мог и за­пла­тить во мно­го раз боль­ше.

В Страст­ную сед­ми­цу из его ке­льи до­но­сил­ся по­сто­ян­ный плач. Неко­то­рые ви­де­ли, как во вре­мя мо­лит­вы он под­ни­мал­ся над зем­лей на 40–50 сан­ти­мет­ров и от него ис­хо­дил свет. Ве­ру­ю­щие лю­ди по­чи­та­ли от­ца Гав­ри­и­ла ве­ли­ким по­движ­ни­ком, они при­хо­ди­ли к нему как к жи­во­му свя­то­му.

Отар Ни­ко­ла­и­шви­ли был ду­хов­ным ча­дом ба­тюш­ки и ча­сто про­во­дил вре­мя в его ке­лье. Од­на­жды отец Гав­ри­ил неожи­дан­но ска­зал ему, что на­до сей­час же, сроч­но ехать в мо­на­стырь свя­то­го Ан­то­ния Март­коп­ско­го. Отар сму­тил­ся: ма­ши­на не на хо­ду, с ней про­бле­мы. Ба­тюш­ка на­сто­ял, и они кое-как по­еха­ли. До­ро­га ста­ла под­ни­мать­ся в го­ру, ав­то­мо­биль “за­каш­лял и за­чи­хал”, но ста­рец вдруг ска­зал: “Сы­нок, ты не бес­по­кой­ся, с на­ми на зад­нем си­де­нье едет сам пре­по­доб­ный Ан­то­ний Март­коп­ский, но ты не обо­ра­чи­вай­ся”. И ма­ши­на вдруг так рва­ну­ла впе­ред, что во­ди­те­лю при­шлось да­вить на тор­мо­за. Ко­гда они въе­ха­ли в мо­на­стыр­ские во­ро­та, ма­ши­на тут же за­глох­ла. В это же вре­мя ту­да во­шли несколь­ко во­ору­жен­ных лю­дей, агрес­сив­но на­стро­ен­ных. Ста­рец тут же вы­шел впе­ред и ска­зал: “Стре­ляй­те в ме­ня”. Это сму­ти­ло и отрез­ви­ло бан­ди­тов, и они по­ки­ну­ли оби­тель.

Отец Гав­ри­ил умер 2 но­яб­ря 1995 го­да от во­дян­ки. По за­ве­ща­нию стар­ца его те­ло обер­ну­ли в ци­нов­ку и пре­да­ли зем­ле там, где под­ви­за­лась свя­тая Ни­на.

24 де­каб­ря 2012 го­да ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ста­рец Гав­ри­ил про­слав­лен в ли­ке свя­тых как пре­по­доб­ный. Это про­изо­шло в неве­ро­ят­но ко­рот­кий срок по­сле его кон­чи­ны — через 17 лет.

22 фев­ра­ля 2014 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи свя­то­го.

25 де­каб­ря 2014 го­да Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви по­ста­но­вил «вклю­чить в ме­ся­це­слов и Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви имя пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Сам­та­врий­ско­го с уста­нов­ле­ни­ем празд­но­ва­ния его па­мя­ти 2 но­яб­ря, как это уста­нов­ле­но в Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви».

Молитвы

Молитва преподобному Гавриилу Самтаврийскому

О́, блаже́нне Гаврии́ле, древним отцем подо́бниче и тве́рдый веры испове́дниче, от младенства Госпо́да всем сердцем возлюбивый и ре́вностно Ему после́довавый! Мы же, яко раби́ недостойнии, благочестия и смире́ния не имущии, обаче себе́ на всяк день в души́ велича́ющии, ближних осуждающии, не и́мамы пред Бо́гом, чим оправдатися! Сего ради молим тя: моли́ за нас Господа, да пода́ст нам ум, сло́во Его разуме́ти, да бу́дем не то́кмо слы́шателие, но и ревностнии его творцы и да разуме́ем, я́ко ничесо́же мо́жем, кроме́ по́мощи Бо́жия.
Ей, святче Божий! Помози нам Господа возлюбити и Тому прилепитися все́ю душе́ю свое́ю, всем се́рдцем и помышле́нием, да пода́ст нам ра́дость, мир, долготерпение и утеше́ние в ско́рбех по неизрече́нней Свое́й ми́лости, Ему́же подобает всякая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аудиокниги и фильмы

Эта книга посвящена архимандриту Гавриилу (Ургебадзе), несшему редкий подвиг юродства в наши дни.

Житие преподобного Гавриила Ургебадзе, в чем помогает святой и тексты молитв

В современной истории было немало известных святых. Одним из них является Ургебадзе Гавриил, который умер совсем недавно — в девяносто пятом году прошлого века. Некоторые православные обращаются к нему в молитвах, однако перед этим надо детальнее ознакомиться с информацией о жизни святителя.

Читайте также:
Фаддей Успенский – житие и творения, почитание и дни памяти, мощи

Краткое жизнеописание святого

Жизнь у святого была интересной и насыщенной, поэтому необходимо заранее ознакомиться с некоторыми фактами из нее.

Происхождение

Грузинский священнослужитель появился на свет двадцать шестого августа 1929 года. Его родиной считается Грузия, так как родился он в Тбилиси. Отец и мать мальчика были убежденными коммунистами, однако им не удалось привить эту идеологию своему ребенку. Папа Гавриила умер рано, и поэтому многие родственники называли его Васико, в честь отца. Однако в будущем многие верующие грузины называли его мама Габриэль.

Верить в Бога он начал еще в детском возрасте. Из-за этого родственники отправили его в местную церковь, где ему посоветовали прочесть Евангелие. Спустя несколько лет ему удалось выучить его наизусть.

Начало жизненного пути

Все свое житие Гавриил посвятил вере и Господу Богу. Желание заняться монашеством у него появилось еще в юном возрасте. Мать парня долгое время отговаривала его от монашества, однако последние годы своей жизни смирилась с выбором сына. Затем она решила принять постриг и была похоронена на территории монастыря Самтавро.

Сам Гавриил принял монашеский постриг в возрасте двадцати шести лет. В начале шестидесятых годов на территории своего участка он построил небольшую церковь. Иконы для нее ему приходилось собирать на городских свалках. Собранные изображения святых он восстанавливал в своей мастерской. Он не только очищал их от загрязнений, но и изготавливал самостоятельно оклады.

Юродивый старец

В 1965 году первого мая проходила демонстрация, на которой иеромонах решил сжечь двенадцатиметровый портрет с изображением Ленина. Он был вывешен на фасаде Верховного Совета Грузинской республики. После сожжения портрета он начал проповедовать всем людям, которые собрались около него. За этот поступок монах был сильно избит и помещен в местный изолятор КГБ.

После допроса Гавриила перевели в психиатрическую больницу для проведения дальнейших обследований, по результатам которых его объявили сумасшедшим.

Из-за случившегося церковным иерархам пришлось запретить монаху принимать участие в службах и даже посещать церковь. Также его лишили возможности причаститься. Это ухудшило здоровье иеромонаха, он хуже спал и часто плакал от бессилия.

Самтаврийский святой

В восьмидесятых годах святой решил поселиться в монастыре Самтавро. Чудачества Гавриила удивляли других монахов монастыря. Сначала он жил в местном курятнике, в зимнее время года не носил обуви. Другие люди, проживавшие с ним в монастыре, чувствовали любовь, которая исходила от Гавриила.

В страстную седмицу из кельи монаха были слышны звуки плача. Некоторые посетители монастыря видели, как в процессе молитвы монах возносился над поверхностью земли на 30-40 сантиметров, излучая около себя яркий свет. Верующие при жизни почитали Гавриила и относились к нему как к настоящему святому.

Кончина и канонизация

В девяностых здоровье монаха начало ухудшаться, из-за чего он скончался второго ноября 1995 года. Тело священнослужителя было обернуто в циновку и похоронено. Через семнадцать лет после кончины, в 2012 году согласно решению Грузинского Священного Синода Гавриила причислили к святым. Через два года после этого 20 октября было выбрано в качестве дня памяти для почитания святого.

Иконография

У человека, который собирается помолиться Гавриилу, обязательно должна быть икона. Иконы с изображением святого начали появляться после его смерти. На них он изображен в темном одеянии с большим крестом на груди.

При этом руки у монаха свободны, однако некоторые иконописцы изображают его со святым писанием в правой руке.

День памяти преподобного

День памяти прп. Гавриила празднуется ежегодно двадцатого октября. В этот день люди должны почтить память святого и помолиться ему. При этом необходимо зачитывать хвалебные и благодарственные молебны, в которых люди благодарят его за оказанную помощь.

Месторасположение мощей

Людей, которые собираются молиться пресвятому Гавриилу, интересует, где находятся его мощи. Они были обретены в 2014 году 22 февраля. Могила и мощи святого располагаются в Преображенской церкви, которая находится на территории монастыря Самтавро. На следующий год после обретения мощей их переместили в новую раку, изготовленную из высококачественного иранского оникса.

Чем помогает

Прежде чем провести молебен Гавриилу, необходимо разобраться с тем, чем помогает святой.

Приобретение и умножение любви

Некоторым людям в течение всей жизни не удается познать настоящую любовь. Чтобы решить эту проблему, можно периодически молиться святому Гавриилу. Такой молебен способен помочь приобрести новую любовь и приумножить существующую.

Примирение враждующих

Не секрет, что молитва перед иконой, на которой изображен монах Гавриил, способна на многие чудеса. Например, если регулярно зачитывать перед ней молитвенные тексты, удастся примирить и соединить враждующих людей. Благодаря зачитанной молитве их сердца наполнятся благодатной любовью, которая устранит все старые обиды.

Обретение веры

Иногда вера людей ослабевает, из-за чего им приходится обретать ее повторно. Существует много методов, которые помогут снова поверить в Господа. Однако эффективным способом считается зачитывание молебна пред иконой Гавриила. После прочтения молитв у человека появляется чувство смирения и любви, которые помогают ему снова обрести Бога и укрепить веру в него.

Сохранение семьи

Семейные пары часто сталкиваются с серьезными проблемами, из-за которых может разрушиться семья. Если люди хотят сохранить свою семью, можно обратиться за помощью к Гавриилу Ургебадзе. Для этого семейной паре придется регулярно молиться святому и просить его вернуть в их семью прежнюю любовь и взаимопонимание.

Дарование здоровых деток

Всем семейным парам хочется, чтобы у них родились полностью здоровые детки. Некоторые верующие православные пары решают попросить о появлении здоровых детей святого Гавриила. Искренняя молитва может помочь в рождении здорового малыша.

Тексты молитв

Молитва Гавриилу Ургебадзе звучит следующим образом:

«Отче святый, блаженне Гаврииле, преподобным древним подобниче и твердый исповедниче, с малых лет словеса Господня восприявый и тем ревностно последовавый! Се мы, раби ленивии и лукавии тебе предстоим с молитвою, не имеюще ни подвигов твоих, ниже смирения, но себе на всяк день в души хваляще и величающе, еще же и врагов вовне себе ищуще! Не имамы пред Богом чем оправдитися! Но моли за нас, отче, да подаст нам Господь силы слово Свое разумети и исполняти, якоже тебе от младенства откры. Да будем мы, себе христианы именующе, не токмо слышателие рассеяннии, но и исполнителие. Да уразумеем лице бытия своего, яко ничесоже можем кроме помощи Божией. И да взыщем тоя и да возлю́бим Его, и да прилепимся к Нему всею душею своею, всем сердцем своим, всем помышлением своим, и да будет сердце наше, по слову твоему, преданным Господу. И да подаст нам залог спасения в души наша, радость, мир и любовь в сердца наша, примирение во всех нестроениих наших, утешение во всех скорбех наших, не от дел наших, но молитвами твоими, по неизреченней милости Своей, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь!»

Читайте также:
Помощь святого Николая Угодника: как и в чем помогает святитель, как и о чем просить святого

Книги и передачи

Батюшка Гавриил был известным монахом при жизни и поэтому в его честь было издано две книги:

  1. Сердце, полное любви. Эта книга с воспоминаниями была издана совсем недавно, в 2017 году. Автором работы является Джинория Малзах, которого преподобноисповедник знал лично. В книге собраны наиболее интересные истории, связанные с монахом. При этом все они являются правдой, так как подтверждены словами очевидцев.
  2. Диадема старца. Эта книжка издавалась в Самтаврийском монастыре в 2002 году. Изначально она выпускалась только на грузинском языке, однако потом ее перевели на русский язык. В книге рассказывается о жизни Гавриила и о добрых делах, которые он делал.

Свидетельства и цитаты о чудесах

С Гавриилом Ургебадзе связано немало различных чудес. Например, он мог точно определять будущее. Причем делал он это не для славы или почета, а чтобы вразумить людей.

Наиболее известным и запоминающимся считается случай с укусом змеи. Однажды во дворе монастыря одну из монахинь укусила змея, после чего на ее ноге появились следы от укусов. Медики, которые приехали на вызов, даже не смогли оказать первую помощь. У них не было необходимых лекарств, и они не знали, что им делать. Однако монахине помог Гавриил, которому удалось исцелить ее без помощи врачей.

Акафист

Акафист святому Гавриилу Ургебадзе звучит следующим образом:

Мудрости века сего юродство креста Христова предпочет, вся мира сладкая и льстивная якоже изгребие пещное вменил еси, отче Гаврииле. И крест свой взем, единому Христу последовал еси издетска и до последняго издыхания. И тако вшел еси в Небесныя Обители, идеже ныне предстоя своему Владыце, молиши о нас, пою́щих ти: Радуйся, блаженне Гаврииле, любовь свою в научение нам оставивый!

Евангелие обрет, якоже сокровище, на селе сокрытое, с радостию вся расточил еси, да Христа приобрящеши, и якоже купленый раб в винограде Господнем неленостно делал еси. И мы тебе поем:

Радуйся, делателю перваго часа!

Радуйся, яко раба, ничесоже сотворша, себе вменяяй!

Радуйся, яко апостол Андрей, на зов Христов не замедливый!

Радуйся, яко Петр, горячим сердцем его приемый!

Радуйся, от Него ничесоже для себе утаивый!

Радуйся, яко лепты вдовичи все житие свое в дар Богу ввергнувый!

Радуйся, добрая земле, на нейже семя прозябе и приплодова!

Радуйся, таланты, от Бога данныя, многажды возрастивый!

Радуйся, блаженне Гаврииле, любовь свою в научение нам оставивый!

Еще греха не познав, на плоть свою вооружился еси, похотствует бо на духа, якоже апостол рече. издетска не зная ни сытости, ни мягкаго ложа, чтению же Евангелия прилежа и усердней молитве. Таковей твоей ревности о Бозе удивляемся, тебе глаголюще: Аллилуия.

Раздражен твоими подвигами, бес явися ти въяве, отмстити хотя. Обаче Господь от рождения храняй тя яко сосуд свой избранный, благодатию Своею тя сохрани. И мы тебе взываем тако:

Радуйся, измлада к себе жалости не имеяй!
Радуйся, отроче, бесу противоборствуяй!
Радуйся, и матере ради от образа жития своего не отступивый.
Радуйся, саму душу свою́ в мире сем возненавидевый.
Радуйся, в меру древних отцев во бдении и постничестве пришедый,
Радуйся, инем же по силам подвизатися благословляяй.
Радуйся, плоть свою, яко жертву живу, святу, благоугодну Господеви принесый.
Радуйся, за словеса Господня

Много скитаний претерпел еси ты, отче, еще отрок сый, ходя из монастыря в монастырь, дондеже пришел еси в Бетани, нашед отцев своих духовных, с нимиже ныне поеши Христу, тобою возлю́бленному, хвалебную песнь: Аллилуия!

Послежде, приял еси достоинство монаха и священника, по сих и архимандрита, но и во всем житии твоем многая лета не имел еси себе пристанища. И на кладбище среди могил немало жил еси, питаяся подаянием, и тако Господу своему последуя, не имущему, где главу преклонити. Сего ради твоим по Христе шествием поучаеми, зовем ти сице:
Радуйся, гонимый, яко вси о Христе благочестно жити хотящии,
Радуйся, Господень апостоле, без сумы и злата посланный. Радуйся подвижниче, до времене никем не познанный.

Радуйся, послежде все̐ми любимый и почитаемый.
Радуйся, житием среди могил страх навсегда победивый.
Радуйся, единаго греха оттоле боятися научивыйся.
Радуйся, глад и мраз в ничесоже вменяяй любве ради Христовы.
Радуйся, рекий, яко скорбьми научаемся вере и любви!
Радуйся, блаженне Гаврииле, любовь свою в научение нам оставивый!»

Заключение

Известным святым современности считается Гавриил Ургебадзе. Однако прежде чем молиться ему, надо ознакомиться с жизнеописанием монаха, а также разобраться, для чего к нему следует обращаться в молитвах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: