Житие преподобной Марии Египетской – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Преподобная МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ (†522)

Мария Египетская. Кем она была? Великой грешницей, блудницей, ненасытной в грехе, жила в Александрии, славившейся роскошью и пороками. Благодать Божия и заступничество Матери Божией обратили ее к покаянию, и покаяние ее превзошло по силе своей и ее грехи, и представление о возможном для человеческой природы. 47 лет Преподобная провела в пустыне, из них в течение 17 лет (ровно столько, сколько она грешила) она вела жестокую борьбу с обуревавшими ее страстями, пока не очистила ее Благодать Божия, пока не отмыла и не высветлила ее душу до состояния ангельского.

В старину считали, что Мария Египетская на загробном суде будет судить всех блудниц. Говорили, что по молитве родителей, она может спасти от блудного жития и непотребства свернувших с истинного пути сына или дочь. День Марии Египетской крестьяне проводили в строгом воздержании.

Каждый год в Великий Пост Православная Церковь вспоминает подвиг Марии Египетской, ее удивительное житие (чтение жития совершается в среду вечером ). В четверг 5-й седмицы на утрени читается покаянный канон Андрея Критского. Он содержит обращение именно к ней, преподобной Марии. «Мариино стояние» – зовется такая служба. Стояние в покаянии. Стояние в вере. Стояние в борьбе с грехом.

Святая Мария Египетская была раскаявшейся блудницей, жившей в V веке. В 12 лет ушла от родителей из египетской деревни в Александрию, где 17 лет жила как блудница, сходясь со своими любовниками как за плату, так и добровольно.

Заметив толпу паломников, направляющихся в Иерусалим на праздник воздвижения креста, она с нечистыми намерениями присоединяется к ним, платит своим телом корабельщикам за провоз, а затем продолжает блуд и в самом Иерусалиме.

В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то невидимая сила «трижды и четырежды» удерживала и не впускала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Вразумлённая таким наказанием, она даёт обет впредь жить в чистоте.

Попросив деву Марию и впредь вести её, Mария Eгипетская слышит чей-то голос: «Перейди Иордан и обретёшь блаженный покой», – и принимает его как поданный ей знак. Она покупает на милостыню три хлеба и с ними идёт в заиорданскую пустыню. Первые 17 лет её преследуют влекущие воспоминания о прежней жизни, о вине и разгульных песнях: «Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню.»

Затем все соблазны внезапно отступают, и для отшельницы наступает «великая тишина». Между тем сношенный гиматий распадается; Mарию мучат летний жар и зимний холод, от которых ей нечем прикрыть своё нагое тело. Она кормится жёсткими травами пустыни, а позднее, по-видимому, вообще перестаёт нуждаться в пище. В полном уединении, не имея книг и притом не владея грамотой, она приобретает чудесное знание священных текстов.

В течение 47 лет она не встречает ни единого человека. Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия (верхняя одежда), чтобы прикрыть наготу.

Он оказался свидетелем чудес и увидел, как во время молитвы она поднялась в воздух и повисла в невесомости примерно на полметра от земли. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться со святыми дарами и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.

Через год, как и сказала Мария, Зосима в Великий четверг, взяв Святые Дары пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку не имея лодки, но Мария на его глазах перешла реку по воде, как по суше, подошла к изумлённому Зосиме и причастилась из его рук. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи и потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.

Мария Египетская с житием (в центре погребение святой аввой Зосимой)

Придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Зосима нашёл её тело и рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Не зная, как вырыть могилу, он увидел льва, вышедшего из пустыни, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Случилось это в 522 году. Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.

Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния.

Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме имеется часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения.

Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской находится в Сретенском монастыре в Москве.

Тропарь, глас 8-й:
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со aнгелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак, глас 4-й:
Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Молитва:
Услыши недостойную молитву нас, грешных, избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь; и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Житие и иконография святой Марии Египетской, в чем помогает и тексты молитв

Марию Египетскую считают одной из наиболее великих христианских святых. Прежде чем обращаться к ней в молитве, необходимо подробнее ознакомиться с описанием ее жизни, а также разобраться с тем, как правильно ей молиться.

Читайте также:
Димитрий Прилуцкий: житие и биография преподобного, мощи, почитание

Краткое жизнеописание преподобной

Чтобы узнать больше об основных фактах из жизни Египетской Марии, надо ознакомиться с кратким жизнеописанием.

Происхождение

Родилась она достаточно давно, в середине пятого века на территории Египта. Жила с родителями в течение двенадцати лет, однако потом решила покинуть родительский дом. Первым городом, который она посетила, является Александрия. Здесь она решила стать блудницей, так как считала это своим жизненным предназначением.

Становление святой

Отшельница занималась блудом в течение семнадцати лет. Она прекратила свою деятельность после того, как встретила паломников, которые держали путь в Иерусалим. После того как Мария добралась с ними в город, она попыталась проникнуть в храм Господний, однако какая-то сила ее удерживала и не давала этого сделать. После этого она осознала то, что жила неправильно и решила посвятить себя вере в Господа.

Встреча с Зосимой

Мария встретилась с Зосимой после своего ухода в пустыню. Он увидел ее, когда она склонилась на песке и читала молитву. Зосима подошел к ней и попросил рассказать ему о своей жизни. Она рассказала все, с чем ей пришлось столкнуться на жизненном пути. В следующий раз они встретились через год. Тогда Зосима увидел Марию на другом берегу Иордана. Он подумал, что ей не удастся перебраться к нему через реку, однако к его удивлению она пошла по воде.

Истинное покаяние

Марию Египетскую считают идеальным примером истинного покаяния. Осознав все свои грехи, она решила раскаяться перед иконой Божьей Матери. Чтобы искупить все грехи, совершенные в течение жизни, она решила уйти в Иорданскую пустыню. Прожила она в ней сорок семь лет, причем первые семнадцать лет она посвятила борьбе со своими блудными мыслями, из-за которых она чуть не вернулась к прежней жизни.

Кончина

Умерла в 522 году в палестинской пустыне. Тело святой обнаружил Зосима, который по ее же просьбе пришел через год на прежнее место их первой встречи. Около тела он нашел записку, в которой была написана просьба о погребении.

Канонизация

Марию Египетскую причислили к лику святых еще в пятом веке. В ее честь проводятся богослужения, во время которых читаются тропари и икосы, посвященные святой.

Иконография

При написании икон используются три основных образа:

  1. Житейский образ. На таких иконах изображают основные эпизоды из жизни святой. При этом в центре изображения обязательно находится лик Марии.
  2. Образ святой. Такая икона показывает ее молящейся Богородице или Господу.
  3. Причащение. Изображают встречу Марии с Зосимой и ее дальнейшее причащение.

Значение в православии

Мария Египетская считается значимой святой в православии. Житие святой было довольно насыщенным. Среди христиан ее прославило не только истинное покаяние, но и хождение по воде.

Многие люди молятся ей, чтобы она помогла им решить жизненные проблемы, связанные не только со здоровьем, но и с личной жизнью.

Чем помогает

Перед тем как помолиться пресвятой Марии, необходимо разобраться с тем, в чем именно она может помочь. Обращаться в молитвах к святой необходимо, чтобы попросить у нее истинного прощения за совершенные грешные поступки. Также молебен поможет обрести умиротворение, а также избавиться от чувства вины за совершенные греховные действия.

Далеко не каждый верующий человек знает, где находятся мощи Египетской Марии. В настоящее время найти их можно на территории современной Европы. Например, череп святой расположен во Флоренции в главном католическом храме.

День памяти по церковному календарю

День памяти святой отмечается четырнадцатого апреля по современному календарю. В этот день проводятся молебны, во время которых зачитываются тексты величания и почитания Марии.

Тексты

Перед молитвой обязательно изучают молитвенные тексты, с помощью которых обращаются к святой.

Молитва

«Великая угодница Христова, преподобная Мария! Перед Небесным престолом Божьим предстоящая, на земле с нами любовью пребывающая, по данному тебе дерзновению взывать к Господу моли о спасении детей Божьих (имя), к тебе с любовью пришедших. Проси Всесильного Владыку, Господа нашего, дать нам непорочное соблюдение веры, от голода и пагубности нас избавить, утешить скорбящих, исцелить немощных, поднять упавших, укрепить заблуждающихся, благословить преуспевающих в благих делах, заступиться за сирот и вдовиц, усопшим дать вечный покой, чтобы всем нам в день Страшного суда услышать блаженный голос Иисуса, милостивого и строго Судьи и Спасителя: придите, благословенные Отцом Моим, чтобы наследовать Царство, уготованное вам от создания мира и там пребывать по веки веков. Аминь».

Тропарь

«В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой».

Кондак

«Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего Всенепорочную и святую Матерь Молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление и со Ангелы присно срадуешися».

Акафист

Акафист Египетской Марии состоит из нескольких кондаков и икосов.

Читайте также:
Предсказания Лаврентия Черниговского: пророчества преподобного о последних временах и России
Кондак

«Избранной от Господа во образ спасения всем грешным и отчаянным, из глубины греха востекшей на высоту безстрастия, похвальная пения приносим ти, мати преподобная, ты же, яко имея дерзновение к щедрому Богу, молитвами твоими настави на стезю твоего покаяния любовию тебе зовущих:

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельна».

«Ангела во плоти узрев тя в пустыни Иорданской великий Зосима, на воздусе стоящую и о мире молящуюся, со удивлением и ужасом одержим весь трепетом быв, слезами обливаяся, вопияше тебе таковая:

Радуйся, благодати и света исполненная; радуйся, прозрения даром украшенная.

Радуйся, в молитвах твоих к Богу на воздусе вземлемая; радуйся, пустынное сокровище, от мира утаенное.

Радуйся, безплотных сожительнице; радуйся, Духа Святаго селение.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная».

Кондак

«Видяще старца благоговейнаго ужаса исполнена, тихим гласом рекла еси тому преподобная: не бойся, авво Зосимо, несмь дух, но земля, прах, и пепел, и всячески плоть, ничтоже духовное когда помыслившая и ни единыя добродетели имущая. Жена есмь грешница, недостойная взирати на небо, и со страхом грешными усты зову Богу: Аллилуиа».

«Разумети ища дивную тайну, в тебе сокровенную, старец паде пред ногама твоима, глаголя: заклинаю тя именем Господа нашего Иисуса Христа, Егоже ради наготу носиши сию, не скрый от мене жития твоего, да величия Божия яве сотвориши. С нимже и мы дерзаем ублажити тя сице:

Радуйся, смирения светлая высото; радуйся, дарований духовных богатство неисчерпаемое.

Радуйся, любве ради Божия тело свое умертвившая; радуйся, в пустыни непроходней едина, с единым Богом пребывшая.

Радуйся, райскою красотою сияющая; радуйся, безстрастия светом озаренная.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная».

Кондак

«Силою Вышняго укрепляема, исповем ти, человече Божий, грехи и беззакония моя, — отвещала еси Зосиме, — стыжуся, отче, прости мя, но понеже тело мое наго видел еси, обнажу ти и дела моя, обаче молю тя первее: не бежи от мене, не терпя слышати безместная, яже аз содеях; но, милосердствуя о мне, молися за мя, блудную, и Богу, не возгнушавшуся мною, зови: Аллилуиа».

«Имея милосердие неизреченное, с мытари и грешники вечерявый, Той и мне, в глубину погибели падшей, простре руку Свою Божественную, егда бо возжелах аз внити в храм Господень, некая сила возбрани ми вход, сердца же моего коснувыйся свет разума, показа ми тину дел моих; и начат плакатися о гресех, в перси биющи и горько рыдающи; мы же, покаянию твоему веселящеся, пение приносим ти сицевое:

Радуйся, яко нощи прешедшей возсиявает ти заря спасения; радуйся, яко глас Христов призывает овча заблуждшее от дебрей далеких греха.

Радуйся, яко слезными токи омываеши вся твоя скверны; радуйся, яко слезами твоими очищаеши одеяние души твоея.

Радуйся, яко Отец щедрот объятия Своея любве тебе отверзает; радуйся, яко ведый твоя тайная рукописания грехов твоих раздирает.

Радуйся, чудо милосердия Божия, Марие равноангельная».

Величание

«Величаем тя, преподобная мати Марие, и чтим святую память твою, наставнице монахов и собеседнице Ангелов».

Заключение

Некоторые православные люди обращаются к Египетской Марии, чтобы попросить прощения за совершенные грехи. Прежде чем помолиться, необходимо ознакомиться с фактами из жизни святой, а также изучить молитвенные тексты.

Житие преподобной Марии Египетской и особенности ее почитания в христианстве

Житие преподобной Марии

Мария прошла долгий путь от грешницы до святой. Она смогла осознать и очиститься от греха, а также стать примером истинного покаяния для правоверных.

Юношеские годы и молодость

В египетской провинции V века появилась на свет преподобная Мария. В юном возрасте (12 лет) она сбежала в столицу, чтобы осознанно предаваться греху и разврату. Девушка была очень красива, поэтому всегда пользовалась популярностью среди мужчин. Более 17 лет она вела распутную жизнь, пока судьба не привела ее в Святой Град.

На протяжении всего пути до Иерусалима девушка соблазняла паломников и не собиралась начинать новую жизнь. Однако прибыв к месту назначения, она решила пойти вместе со всеми и посмотреть на знаменитое место, к которому стекались паломники со всего мира. Все попытки девушки войти в святое место не увенчались успехом. В этот день Мария осознала свои грехи, покаялась перед ликом Богоматери и отошла от прошлой жизни. После этого она смогла войти в храм беспрепятственно.

Мария прошла долгий путь от грешницы до святой

Годы пустынножительства

Исповедавшись и причастившись, преподобная решила отправиться в пустыню Иордан. По пути ей встретился человек, который подал милостыню в виде трех монет. Их хватило ровно на три хлеба. Ими она чудесным образом питалась долгие 47 лет пока находилась в скитании. История очищения Марии от грехов началась в пустыне. Первые 17 лет она преодолевала страсти и искушения, которым поддавалась все сознательные годы своей жизни.

Мария Египетская незадолго до кончины рассказала, что в момент находившего искушения она возносила молитву Всевышнему. В итоге наваждение отступало, а душа обретала покой. За все 17 лет она ни разу не поддалась грехопадению, за что Господь послал ей полное бесстрастие и святость при жизни.

Преподобная Мария и старец Зосима

Два святых встретились в пустыне, когда Зосима выполнял паломничество в Великий Пост. Он скитался по пустынным просторам 21 день и достиг самых глубин. Во время молитвы он заметил тень, которую отбрасывала странная фигура. Человек был очень худым, обожженным солнцем, что свидетельствовало о длительном скитании. Мария Египетская сначала отбежала от старца, крикнув, что она женщина и ей нужно одеяние.

Удивление старца вызвало, что она знала его имя, а в момент их совместной молитвы стояла в воздухе. При разговоре Мария поведала Зосиме историю своего покаяния и духовного преображения. Женщина не только явила перед старцем чудо, но и цитировала Святое Писание, ни разу его не читая.

Подвижница попросила Зосиму прийти в Страстной Четверг к реке Иордан, чтобы причастить ее. Старец выполнил ее просьбу, и через год произошла их вторая встреча. Они помолились, Мария причастилась и попросила прийти в Великий Пост на место их первой встречи.

Читайте также:
Апостол Фома: биография и житие, дни памяти, дело, почитание

Кончина праведницы

Вернувшись в назначенное время, старец увидел бездыханное тело Марии. Мощи ее остались нетленными, а возле головы находилось послание. В нем святая просила захоронить останки на этом месте, а также указала дату смерти. Она пришлась на день причащения, что указывало на мгновенное перемещение от реки Иордан вглубь пустыни.

Смерть преподобной припадает на день причащения

Выполнив последнюю волю Марии, старец вернулся в монастырь и передал историю ее великого преображения настоятелю. Последующие 200 лет историю передавали устно среди постояльцев обители, пока преподобный Софроний Иерусалимский не записал ее.

Видео «Житие Марии Египетской»

В этом видеосюжете рассказывается о жизни и вере преподобной.

В чем помогает и от чего защищает

Православные верующие с большим почтением относятся святой Марии, поскольку она стала истинным примером очищения и преображения. Молитва, вознесенная к иконе, помогает:

  • получить прощение и раскаяние;
  • устоять перед сладострастием;
  • избавиться от губительных привычек;
  • искупить вину за совершенный аборт;
  • найти правильный путь;
  • обрести скромность, христианскую мудрость и целомудрие.

Особенности почитания преподобной

Преподобная Мария своим примером показала, что после любого грехопадения можно встать на праведный путь. Главное – искренне раскаяться, очиститься и смиренно пройти все испытания, посланные Всевышним для искупления вины. Она стала образцом для праведных христиан, которые с особым почтением относятся к святой.

Дни почитания

День памяти преподобной Марии Египетской приходится на 14 апреля (25 марта по старому стилю). Именины в этот день отмечают все Марии, рожденные в наиболее близкие дни к установленному числу. Покаянный канон обязателен к прочтению 2 раза в год: на первой и пятой неделях Великого поста.

День памяти святой празднуют 14 апреля

Мария Египетская в иконописи

Икона представляет святую с непокрытой головой, на которой развиваются седые, короткие волосы. Мария изображена в простой накидке, которая прикрывает исхудавшее тело. Она великая постница, которая в полной мере познала истину через «молитву и пост». Существуют иконописи в полный рост и поясные. Главными вариантами изображения Марии считают:

  1. Образ в житии. Святая находится в центре иконы, а по бокам расположены самые яркие моменты ее жизненного пути.
  2. Преподобная в мольбе Христу и Богородице. В основу положено событие, которое изменило мировоззрение Марии и наставило ее на праведный путь.
  3. Встреча с Зосимом. Главной темой иконописи служит ее причастие и скорая кончина, которая символизирует очищение и спасение на Страшном Суде.

Храмы в честь святой

В мире существует множество храмов, которые посвящены Святой Марии:

  1. Сретенский Ставропигиальный мужской монастырь. В него в 1930 году был перенесен ковчег с частицей мощей преподобной из разрушенной церкви Марии Египетской на территории московского Сретенского монастыря.
  2. Государственный Лермонтовский музей-заповедник Тарханы. На его территории стоит церковь Марии Египетской.
  3. Собор Санта-Мария-дель-Фьоригорода, Флоренция. Хранит мощи святой Марии (глава).

Молитва преподобной Марии Египетской

Молитву к святой возносят, чтобы получить помощь в очищении грехов и наставлении на праведный путь. Она содержит краткое описание ее пути и глубокое покаяние перед Всевышним. В храмах в период Великого поста покаянную молитву читают на протяжении 5–7 часов, что становится испытанием для каждого присутствующего. Она требует коленопреклонения и искреннего раскаяния в своих грехах.

В домашних условиях читать молитву рекомендуют перед ликом святой, с чистым сердцем и намерениями.

Мария Египетская – почитаемый образ в православном мире. Она показала истинную победу над грехом путем покаяния и телесной аскезы. Еще при жизни она смогла вознестись духовно, что больше делало ее похожей на ангела, а не на существо из плоти и крови.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская (V век)

Дни памяти: 1 апреля/ 14 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста.

Преподобная Мария Египетская — одна из самых великих святых за всю историю христианства. Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста перед Пасхой. И среди них только одна женщина — преподобная Мария. Необычна ее жизнь, необычен и путь ее обращения к Богу, исключителен ее духовный подвиг и его плоды. Ее житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого поста оно еще и целиком прочитывалось в Церкви. С чем это связано? Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.

Родилась святая в V веке в провинции Египта. Будучи еще двенадцати лет, Мария сбежала из дому и отправилась в столицу Александрию, с совершенно осознанным желанием нечистой, разгульной жизни.
В молодости будущая пустынница была очень красива, привлекала многих мужчин и очень полюбила разврат и блуд.
«Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей», — расскажет о своем греховном прошлом сама преподобная.

Переломный момент, положивший конец этой безобразной жизни и начало новому житию, произошел в Иерусалиме. В те дни множество верующих отправлялись из Александрии в Святой Град, на поклонение Честному Кресту Господню. Среди них оказалась и Мария. Однако, ее мысли в те дни были весьма далеки от благочестия. Всю дорогу до Иерусалима, она провела, соблазняя паломников.

Сойдя на берег, Мария увидела, как толпа народа двинулась к храму Гроба Господня, и пошла вместе с ними, но не смогла войти в святое место. Какая-то невидимая сила отталкивала ее от ворот. Мария пыталась войти снова и снова, но вход для нее был закрыт.

Тогда и произошел полный переворот в душе великой грешницы. Мария в один момент осознала свою вину перед Богом, раскаялась и оставила прошлую жизнь. Над воротами был образ Богоматери с младенцем. К Ней будущая преподобная и обратилась со слезами и горячей молитвой. Мария просила Пресвятую деву позволить ей поклониться святыне, обещала изменить свою жизнь навсегда. После этой молитвы, вход открылся, и раскаявшаяся грешница смогла войти в храм без препятствий.

С этого дня начался ее путь к святости. Если прежде она всей душой отдавалась греху, то теперь безоглядно устремилась к покаянию. Исповедавшись и причастившись, Мария, не откладывая, направилась в пустыню за Иордан. Когда она шла туда, пошатываясь, с заплаканным лицом, какой-то человек подал ей милостыню — три монеты, на которые Мария купила три хлеба. Ими она, чудесным образом, питалась долгие годы. Всего святая провела в пустыне 47 лет.

Читайте также:
Вениамин Пушкарь - жизнь и биография, творчество и беседы, труды

Первые 17 лет преподобной матери пришлось напряженно бороться со страстями и искушениями. Ровно столько же времени, сколько прежде она жила во власти греха. Как рассказывала Мария, незадолго до своей кончины, все эти годы ее навязчиво преследовали мысли о прошлых пороках. Когда она ела, вспоминала роскошные трапезы. Когда пила воду, хотела вина. То и дело в ее душе, против воли, пробуждались прежние нечистые страсти.

Но Мария не сдавалась. Каждый раз, когда приходило искушение, она начинала молиться Богу, и, сколько бы искушение не длилось, в конце концов, молитва побеждала, и в душе преподобной наступал мир.
Так святая подвижница провела 17 лет из 47, выдержав бессчетное множество тяжелейших искушений и ни разу им не поддавшись. Наконец, в награду за эти подвиги, Бог послал ей полное бесстрастие и явную святость еще при жизни.

Свидетелем ее святости стал старец Зосима, единственный человек, которого Мария встретила за полвека своего отшельничества.

Со встречей этих двух святых, связано еще одно чудо. Как повествует житие, однажды, иеромонах Зосима молился у себя в келье и подумал о том, не является ли он самым лучшим иноком своего времени. Ответ на это дал ему ангел. Внезапно появившись перед монахом, небесный воин велел ему идти в обитель на берегу Иордана и обещал, что там Зосима встретит подвижников, которые намного превосходят его строгостью жизни.

В этом палестинском монастыре иноки действительно жили по очень строгому уставу. Ежегодно, во время Великого поста, они отправлялись в пустыню, почти не взяв с собой пищи, и подвизались там несколько недель, каждый поодиночке. Благодаря этой традиции, священник Зосима и познакомился с преподобной матерью Марией, а после ее смерти, открыл людям историю этой великой подвижницы.

Встреча их произошла в самой глубине пустыни за Иорданом. Зосима шел уже почти три недели по безлюдной, выжженной солнцем земле, и неожиданно во время молитвы, заметил чью-то тень. Обернувшись, он увидел кого-то со странным внешним видом. Тело этого человека исхудало до костей и почернело на солнце, что свидетельствовало о многих годах, проведенных им в пустыне.
Зосима сразу догадался, что это какой-то неведомый подвижник и захотел попросить у него благословение. Заметив монаха, отшельница бросилась бежать и издалека крикнула старцу, что она женщина, и просит Зосиму дать ей какой-нибудь плащ. Причем, к удивлению инока, женщина назвала его по имени. Еще больше старец удивился позднее, когда попросил пустынницу помолиться, и увидел, как она поднялась над землей и во время молитвы парила в воздухе.

Из разговора с преподобной, Зосима узнал всю историю ее покаяния и духовного преображения. Кроме явного чудотворства святой, его поразило, что, рассказывая о своей жизни, она много цитировала Библию. Притом что, как выяснилось, никогда ее не читала, а «Слово Божие всетворческое» дало ей это знание.
Когда они расставались, подвижница попросила старца через год, в Страстной Четверг, прийти к реке Иордан и причастить ее Святых Христовых Таин. Зосима обещал.

В день их следующей встречи, старец стал свидетелем нового чуда преподобной. Когда он ждал ее на берегу со Святыми Дарами в руках, он увидел, как Мария вышла из пустыни, приблизилась к реке и, перекрестившись, пошла по воде. Таким образом, она и оказалась на другом берегу, рядом с Зосимой.
Вместе они помолились. Мария причастилась, а после, попросила инока прийти еще на одну встречу с ней. В будущий Великий Пост. В то самое место, где они увиделись впервые.

Когда через год Зосима пришел в назначенное место, он увидел Марию, лежащую на песке бездыханной. Ее мощи были нетленными. Возле головы преподобной, он прочел надпись, где была просьба похоронить ее здесь же, в песке. В надписи указывалась и дата смерти подвижницы.
Это был тот самый день, когда она причастилась, из чего старец заключил, что после их прошлой встречи, Мария мгновенно перенеслась вглубь пустыни, на расстояние пути, который Зосима проделал за три недели. И здесь она мирно отошла ко Господу.

Как оказалось, преображенный святостью человек способен повелевать материей и пространством. Эта та самая сила веры, о которой говорится в Евангелии. Похоронив преподобную, Зосима вернулся в монастырь и рассказал братии историю великой подвижницы.

Около двухсот лет, ее житие передавалось устно среди насельников обители. Наконец, в седьмом веке оно было записано преподобным Софронием Иерусалимским, известным агиографом, богословом и песнописцем.

Православная Церковь очень почитает преподобную Марию Египетскую, так как в ней во всей полноте явилась преображающая сила покаяния. Кроме дня ее кончины 1 (14) апреля, памяти этой святой посвящена целая (пятая) неделя Великого поста.
Перед иконой преподобной Марии Египетской молятся об избавлении от дурных страстей и пагубных привычек: к примеру, просят помощи в избавлении от наркомании, пьянства. К ней обращаются с покаянием за совершенный аборт.
Женщины молятся Марии Египетской, прося святую помощь с правильным выбором в жизни, сохранить целомудрие, даровать скромность и христианскую мудрость.Кроме того, молятся Марии Египетской о защите от дурного сглаза и порчи. Также ее просят даровать силы, чтобы уменьшить последствия своего дурного поступка. При этом священники особо отмечают: только начав на деле исправлять свои ошибки и заглаживать свою вину или нанесенную обиду, человек может получить у этой святой помощь в получении прощения.

Молитва Преподобной Марии Египетской:
Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь; и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Чудотворец Василий Острожский

В дни тяжёлых испытаний Господь посылает на православную землю лучших своих сыновей, призванных поддерживать людей и укреплять их веру. Таким человеком для православных сербов, терпящих ущемление от турок и католиков, стал святой святитель Василий Острожский.

Читайте также:
Святитель Феофан Затворник – житие и труды, мысли и советы

Житие святого

Василий Острожский — один из самых почитаемых святых мужей современных Сербии, Черногории и Герцеговины. Он служит примером борьбы за православие и независимость этих земель.

Детство и православное воспитание

Родился будущий сербский святитель в последние дни декабря 1610 г. в местечке Мрконич, расположенном в районе Попова поля. Родители мальчика — Пётр и Анастасия Йованович были набожными людьми и сразу же крестили ребёнка, дав ему имя Стоян. С ранних лет его приучали к праведной жизни, приобщая к посту и молитве, а также напоминая о страхе Божием.

Стараясь оградить сына от влияния турецких завоевателей, родители отвели его в Введенский монастырь в селении Завал. Его игумен — отец Серафим — приходился Стояну родным дядей. Завальский монастырь был известным местом, так как в его братии состояли многие учёные монахи, которые собрали большую библиотеку. Здесь мальчик изучал Священное Писание и труды отцов церкви, а также постигал некоторые светские науки.

Интересно! Укрепившись в Вере, Стоян выбирает для себя путь ионического служения. С этим решением он переходит в монастырь Тврдош, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Пробыв некоторое время послушником, Стоян принимает монашеский постриг и имя Василий в честь святителя Василия Великого.

Начало ионического пути

Праведная жизнь молодого инока не осталась без внимания опытных монахов. Вскоре Василий получает сан диакон, а через небольшой промежуток времени становится священником.

Получив священнический сан, Василий отправился в черногорский Цетиньский монастырь, который являлся резиденцией митрополита Мардария. Василий не был согласен с политикой попустительства, которой придерживался владыка в отношении иезуитской пропаганды унии.

Мардарий стал враждебно относиться к юноше. Через некоторое время от него забеременела одна из монастырских служанок. Мардарий обвинил в этом грехе Василия. Молодой инок уговорил братию дождаться рождения ребёнка, а уже потом исполнять смертный приговор.

Взяв новорождённого малыша на руки, Василий подул с молитвой в его лицо и спросил, кто его отец. И произошло чудо — ребёнок назвал имя владыки Мардария. Молодой монах был оправдан, а грешника забросали камнями, из которых образовался большой курган.

Архипастырское служение

После возвращения в монастырь Тврдош Василия избрали настоятелем этой обители. Архимандрит лично обходил все селения Герцеговины, совершая богослужения и укрепляя веру и дух православных христиан. Деятельность Василия вызывала недовольство у врагов истинной Веры, которые замыслили убить молодого священника.

Чтобы избежать опасности, архипастырь отправился в русские земли. Братья по Вере оказали ему посильную помощь в его борьбе за сохранение православия на сербской земле, дав ему деньги, религиозные книги, священнические облачения и церковную утварь.

На полученные в России средства святитель восстанавливаю и строил церкви и монашеские обители, а также открывал православные школы и оказывал помощь узникам. Свершения игумена Василия навлекли на него ещё больший гнев врагов православия, что вынудило его снова покинуть Герцеговину.

Он отправился на Святой Афон, по пути посетив несколько крупных монастырей и резиденцию патриарха Паисия в Печи. Патриарх благословил монаха на посещение Афона, но наказал не задерживаться там долго и вернуться в Печь.

Интересно! Существуют свидетельства, что до встречи с патриархом Паисием Василий собирался удалиться на Святую Гору навсегда. Патриарх же увидев большие духовные силы молодого инока, решил, что его деятельность будет полезна для страдающего от притеснений сербского народа.

Епископ

В 1638 г. Василий вернулся к патриарху, который созвал все высшие чины Сербской церкви и, вопреки традиции, хиротонисал в епископа 28-ми летнего архимандрита. Он был назначен митрополитом Требиньской кафедры, центром которой стал монастырь Тврдош.

Епископ Василий продолжил свои праведный труды, призывая к милосердию и простых тружеников, и знатных землевладельцев. Его трудами были восстановлены многие храмы епархии. Уже в это время сила молитвы праведного мужа творила чудеса исцеления.

Через несколько лет после возведения Василия в епископский сан был убит митрополит Восточной Герцеговины. Печский патриарх принял решение объединить восточную и западную Герцеговину в единую митрополию под руководством отца Василия. После этого турки усилили гонения на митрополита и искали пути его устранения.

Это вынудило святителя удалиться в небольшой горный скит Острог. Вместе с братией он обновил Введенский храм, и соорудил Крестовоздвиженскую церковь. При этом он вёл активную миссионерскую деятельность в своей епархии и активно противостоял нападкам со стороны турок и сторонников унии.

Интересно: он предрек князю Раеку, жившему неподалёку от Острога, смерть всех сыновей в наказание за притеснения и нападки на монахов. Вскоре предсказание настоятеля сбылось, и раскаявшийся владетель пришёл к святителю. Василий скачал Раеку, что в ответ на искреннее раскаяние Господь наградит его потомство мужского пола. Вскоре и эти слова монаха сбылись.

Окончание земного пути

В Острожском монастыре святитель Василий прожил до окончания своего земного пути. До последних дней он вёл строгий аскетический образ жизни, находя при этом время для бесед с многочисленными прихожанами.

29 апреля 1671 г. святитель спокойно отошёл в Царство Небесное. Братия монастыря утверждала, что в это время из кельи святителя шёл яркий белый свет. Монахи погребли своего духовного отца под Введенской церковью, из стены которой через некоторое время чудесным возрастом выросла виноградная лоза.

История возведения Василия Острожского к лику святых

С первых дней к месту погребения праведного мужа потянулись многочисленные паломники. По молитве святителя совершались многие чудеса и исцеления.

Через 7 лет после кончины Василия Острожского игумен монастыря в Жупе отцу Рафаилу во сне явился святитель Василий. Он повелел монаху идти в Острог и вскрыть его могилу. Рафаил не поверил в вещую силу видения. Но сон повторялся ещё две ночи подряд. На третий раз в руках святителя было кадило, которое обожгло монаха даром. Утром Рафаил отправился в горную обитель и рассказал братии о приказе отца Василия.

Читайте также:
Житие преподобной Елены Дивеевской - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святой

После строго 7-ми дневного поста братия монастыря вскрыла захоронение и обнаружила нетленные мощи святого мужа. Их торжественно поместили в специальную раку, которую установили в Введенской церкви, где пребывают до настоящего времени.

О мощах других православных святых:

В чем помогает

К святому Василию Острожскому можно обращаться с любой искренней молитвой. Чаще всего его просят о помощи в избавлении от душевных и физических болезней. Наиболее часто с молитвой к святому Василию обращаются люди, страдающие следующими недугами:

  • заболеваниями опорно-двигательной системы;
  • проблемами, связанными со зрением;
  • немоте;
  • бесплодием.

Защитника сербского народа просят о справедливом суде в различных спорах и конфликтах, а также помощи несправедливо обвиняемым людям. К помощи святого мужа обращаются и православные христиане, и жители Балкан, исповедующие ислам.

Чудеса по молитвам

Чудеса по молитве над святыми мощами Василия Острожского происходили с первых дней после его кончины.

Чудеса спасения

Османы, стремясь искоренить православие с захваченных земель, много раз угрожали чудодейственным мощам острожского святого мужа. Но каждый раз по милости Божией святыню удавалось спасти.

  1. В 1714 г. монастырю Острог угрожали отряды Нурман-паши. Монахам удалось вынести мощи из обители и закопать их неподалёку на берегу реки Зета. Святыня, пролежавшая в сырой земле целый год, полностью сохранилась.
  2. В 1852 г. Острог осадили войска Омер-паши. 9 дней 30 монахов и воинов под предводительством Мирко Петровича отбивали атаки османов. Затем под покровом ночи небольшой отряд покинул обитель, увозя с собой мощи святителя. Свидетели этого события говорили, что благодаря помощи небесного заступника враги не увидели их передвижения. Через год мощи вернули из монастыря Цетинье в Острог.

Исцеление душевных недугов

За помощью в лечении болезней души и избавления от одержимости к святому Василию Острожскому обращаются и православные христиане, и католики, и мусульмане. В монастырь многих из этих людей, связанных цепями, приводят родственники. После исцеления эти оковы остаются в обители как свидетельство произошедшего чуда.

  1. В 1921 г. к воротам монастыря привели сумасшедшего боснийского мусульманина. Он рычал и рвался из удерживающих его цепей. Мужчина громко кричал и требовал увести его от монастырских стен и не водить к мощам святого мужа. На следующий день прихожане увидели его полностью исцеленным. Великая сила мощей и молитва помогли ему обрести душевное здоровье.
  2. В середине XX в. в Острог привезли молодую девушку, которая долгое время страдала нервным расстройством, мешающим ей вести нормальный образ жизни. Её родные обращались к многим медицинским специалистам, которые не смогли оказать молодой особе помощи.
    В первые дни зимы мать привезла её в Острожский монастырь. Девушку охватила слабость, и на пути к Верхнему монастырю она вела подобно одержимой бесами. Её с трудом завели в Введенский храм, где засчитали молитву о здравии. Женщины переночевали в гостевом доме, а на утро девушка совершенно здоровой и полной сил.
  3. Житель Сараево Радивой Йованович долгое время провёл в доме для умалишенных, но его состояние только ухудшалось. Тогда родители забрали молодого человека домой, и отвезли к мощам святого Василия. После молитвы и таинства соборования с юноши сняли путы, и он уснул под ракой. Он полностью исцелился и даже обзавёлся собственной семьёй.

Чудесные излечения

В монастырских летописях хранится множество записей об излечении тяжёлых физических болезней. К мощам святителя приезжают люди, которым не смогли оказать помощь в медицинских учреждениях.

  1. В 30-е гг. в Острог приехал немой мужчина, который почти 10 лет не мог говорить. Преодолев тяжёлый подъем, он помолился вместе со священником у честных мощей целителя и уснул рядом со святыней. Проснувшись, мужчина заговорил. С тех пор каждый год он ездил в горную обитель, чтобы благодарить Господа и святого Василия за помощь.
  2. Чудодейственной силой обладают вещи и продукты, освященные на честных мощах святителя. В 60-е гг. в монастырь приехала бабушка мальчика, которого мучили сильные головные боли. Ему не смогли помочь ни какие медицинские процедуры.
    Женщина привезла к мощам кубики сахара, которые были освящена местными клириками. Верующие в чудесную силу этого продукта родители стали каждый день с молитвой давать его ребёнку. Головные боли у мальчика прошли и больше не возвращались. Через 2 года вся семья вернулась в обитель, чтобы поблагодарить за чудесное исцеление.

По молитве перед мощами происходит множество чудес, в том числе и избавление от алкогольной зависимости и бесплодия. Всё чудеса записываются в монастырскую летопись, выдержки из которой несколько раз печатались для широкого ознакомления.

Василий Острожский — пример подлинного ионического служения и искренней любви к Родине. Проявляя истинное милосердие, он помогал и при жизни, и после завершения земного пути все идущим к нему людям. И католики, и мусульмане, просящие святителя о помощи, находят исцеление и заступничество святого мужа.

Святой Василий Острожский. Какие чудеса происходят от мощей святого

В 1996 году в монастырь привезли четырнадцатилетнюю девочку, которая была одержима бесами. Она участвовала в сборищах сатанистов, и ее мать не знала, что с ней делать. Ее привезли в монастырь на Острог, но такая дьявольская сила не дала мужчинам ввести ее в церковь.

Священники отслужили молебен у автомобиля, в котором она сидела. Всю ночь за девочкой следили, она не спала, всю ночь кричала. На второй день ее хотели приложить к мощам, но она не смогла. Только на следующий день она смогла приложиться к мощам. Только после этого злые силы отпустили ее.

Святой Василий Острожский — святой Сербской земли. В настоящее время от мощей происходят исцеления. Каждый год приносят все новые и новые известия о его чудесах. По сей день люди спешат в монастырь Острог, чтобы приложиться к мощам святого Василия. День памяти святого в Русской православной церкви 12 мая.

Василий Острожский — святой Сербской земли. Память его совершается 12 мая

Чудотворец Василий Острожский родился в селе Мрконич в Поповом поле в декабре 1610 года

Чудотворец Василий Острожский родился в селе Мрконич в Поповом поле в декабре 1610 года. Вначале он получил имя Стоян. Уже с детства он был приучен к молитве и строгому посту. Когда он подрос, его отвели к Введенской церкви, где служил его дядя.

В монастыре было очень много монахов, и большая библиотека. Именно в этом месте святитель Василий изучал Священное Писание.

В житие сказано, что после он перешел в монастырь Тврдош. В нем находилась резиденция Требиньской епархии. Тогда в нем он и принял постриг с именем Василий. Затем его удостоили диаконского и священнического сана. Из этого места, он отправился в Черногорию.

В монастыре Тврдош святитель Василий принял монашеский постриг

В городе Тврдош святой Василий становится архимандритом

После этого Василий решил вернуться в Тврдош. Он стал архимандритом этого монастыря. Он обходил села и совершал богослужения. Свою паству он наставлял по Евангельской мудрости. Также святой и отправился в дальнюю поездку на Русь, откуда он привез множество церковных даров.

Помощь от единоверных братьев помогла восстановить многие храмы, которые находились в запустении. Также были открыты многие народные школы при монастырях и церквях. Все эти труды вызвали ненависть у его врагов, которые искали возможность, чтобы убить его.

Некоторое время Василий служит в Тврдоше архимандритом монастыря, после чего отправляется в Цетиньский монастырь

Некоторое время он служил в Цетиньском монастыре. Через несколько лет после этого, он отправляется на Афон. Он обходит множество монастырей и скитов. После своего возвращения в Печ он был рукоположен во епископы. Вернувшись на свою родину, он стал снова заниматься архипастырской деятельностью.

Но враги снова стали ему угрожать. Сила его молитв была настолько сильна, что он стал совершать чудеса исцеления. Вскоре турки убили митрополита, и тогда печский патриарх решил воссоединить Восточную и Западную епархии под началом святого Василия.

В Остроге святитель Василий обновил Введенскую церковь и построил Крестовоздвиженский храм

Притеснения турок вынудили святого покинуть свою резиденцию. Он решил обосноваться в монастыре Острог.

Вместе с другими он обновил Введенскую церковь Пресвятой Богородицы, а также построил Крестовоздвиженский храм.

Монастырь Острог — крупнейшая обитель в Черногории. Здесь после притеснения турок обосновался Василий

Благодаря Василию Острожская пещера превратилась в настоящий монастырь.

Недалеко от острога жил один князь со своими сыновьями. Он постоянно угрожал острожским монахам. Когда святитель находится у патриарха Максима, он рассказал ему об этом. Патриарх написал письмо этому князю о том, что он проклянет всех, кто навредит монастырю.

Святой Василий также говорил князю о том, что если он не перестанет творить неправду, то он лишится своих сыновей. Вскоре это пророчество исполнилось. Князь стал просить прощение.

Земная жизнь Василия Острожского закончила 29 апреля 1671 года

Святитель дожил до конца своей земной жизни. 29 апреля 1671 года святой Василий отошел ко Господу. У скалы, где находилась его келлия, выросла виноградная лоза. Тело святого погребли в Введенской церкви.

В настоящее время так выглядят мощи святого Василия Острожского

Через семь лет Василия явился во сне игумену монастыря, где повелел ему пойти в Острог и открыть его гроб. Игумен решил не придавать этому значения. Так повторилось несколько раз. На третий раз он снова явился ему в архиерейских облачениях. Он начал кадить. От такого каждения начался пар, который опалил игумена.

После чего игумен подошел к Острогу и первым делом стал искать игумена монастыря. Иноки решили установить строгий пост, через семь дней гроб святого Василия окадили и открыли. Перед собой они увидели нетленные мощи. Мощи его положили в ковчег.

Также стоит сказать о том, что черногорцам несколько раз приходилось спасать свою святыню. Последний раз это было во время Второй мировой войны.

О чудесах, происходящих от мощей Василия, знают многие

О чудесах святого знают многие. Однажды в монастырь привели тяжелобольную женщину. Она была настолько больна, что ее несли мужчины. Добравшись до Верхнего монастыря, они вошли в храм. Они просили, чтобы на ней была прочитана молитва о здравии. Так и было сделано.

После молитвы женщина осталась лежать под ковчегом с мощами. Больная заснула под ней на несколько часов. После ее разбудили, и она почувствовала прилив сил. Когда ее привели домой, то она совершенно выздоровела.

Даже в настоящее время люди часто обращаются к Василию Острожскому за помощью

Василию Острожскому молятся при тяжелых заболеваниях

Святому Василию Острожскому молятся, и по сей день. В чем помогает? Святой помогает:

  • при тяжелых заболеваниях;
  • при нервных расстройствах;
  • при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Святому Василию написана молитва и акафист

К святому Василию вы всегда можете обратиться своими простыми словами. Где бы вы ни были, святой вас всегда услышит, поэтому обращаться вы можете к нему в любое время. Самое главное, чтобы ваши молитвы шли от самого сердца, и были самыми искренними.

Для чего это нужно? Для того чтобы святой вам помог, он должен видеть, что вы желаете это всем своим сердцем и душой. Не стоит просить денег или славу. А вот наладить свое здоровье или помочь своим близким в этом, святой Василий поможет.

Также святому написана молитва, которую можно читать дома перед его иконой

Также святому написана молитва, которую можно читать дома перед его иконой.

Молитва Василию Острожскому:

Святый Василие, великий угодниче Божий, всим помогающий, помоги и мене грешному. Великий защитниче веры Православныя, защити и нас, твою веру святую исповедающих, и с надеждой к тебе приступающих.

Великий архиерею Божий, умоли Бога Вседержителя о всех людех твоих, а после всех и о мне — последнем и недостойном. Твердошский витязю духовный и подвижниче Острожский, спасай нас от всех бед видимых и невидимых.

Возжег ты землю Сербскую, яко вечную свечу пред Престолом Бога Живаго, сего ради и нам грешным ныне пути наша освети и тьму скорби прогони. Молитвами и слезами пещеру Острожскую согреша, согрей ныне Духом Божиим и сердца наша, да спасемся и прославим Бога Всевышняго и тебя, святителю Божий.

Со всех краев света притекают к кивоту твоему больныя и немощня, и ты им помог еси: демонов отогнаша, путы диавольския растерзаша, здоровие душевное и телесное людем дароваша. Тако и ныне крещенным и нкрещенным помози; иже во веки всим помогаеши, помози и мене грешному!

Примиритель был еси братиям враждующим, и ныне вся враждующия и с братиями разделенныя примири, скорбящия возвесели, самовольныя укроти, болящия исцели. Святый Василие, чудотворче и отче наш духовный, услыши чад твоих во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

Василию Острожскому написан и акафист. Часто он читается у его мощей в храме. Акафист можно читать и дома.

Акафист Василию Острожскому:

Кондак 1

Икос 1

Ангел во плоти между людьми явися, Василие чудотворче.Чудесною силою Духа Святаго связал еси вся искушения. Сего ради поем ти таковая: Радуйся, отче отцов преподобных, многия вере правыя научивый!

Радуйся, неустанный служителю Евангелия, поучением и делы своя от зла нас спасавый! Радуйся, Православия хранителю и учителю!

Радуйся, в скорбех века сего утешителю! Радуйся, всякой болезни целителю! Радуйся, пастырю овцы заблудшия и усердный их к Богу возвратителю!

Радуйся, душ алчущих питателю! Радуйся, умов помраченных просветителю! Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 2

Икос 2

Разум человеческий познаша, отче богомудре, яко во тьму сомнений и неведения погружен, одарен же пребогато Духом Святым, всякаго подвигом своим вере Православной научиши. Сего ради восхваляем тя, отче преблаженне:

Радуйся, богомудре, яко неразумныя умудрил еси! Радуйся, наставниче, яко сущих во тьме неверия просветил еси!

Радуйся, трубе богогласная, радость велию являющее! Радуйся, ликование исцеленным дарующее!

Радуйся, на Небе и на земли прославленный! Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 3

Икос 3

Силу святую исповедника Христова имаши, терпением и любовию вся демонския мучения и злобу победиши. Сего ради венцем от слезы и молитвы нашея величаем тя, отче милосердый! Радуйся, угодниче Божий, славою Небесною увенчанный!

Радуйся, служителю верный Пресвятыя Троицы, за верность свою награду Небесную приявший! Радуйся, Церкве многострадальный обновителю, и в себе самом Храм Творцу соорудиша!

Радуйся, пустынножителю прекрасный, яко подвигами твоими пустыня Острожская яко лилия неувядаема и благоуханна процветоша! Радуйся, силы нечистыя победителю, смиренномудрием насилие Агарянское посрамиша!

Радуйся, имя царское в своем имени носящее, и милость и славу у Царя Небеснаго в труде и бдении стяжаша! Радуйся, слезами страдания своего слепоту нашу греховную омываеши!

Радуйся, тайн Небесных боговидче, помощь и утешение нам подавающе! Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 4

Икос 4

Услышаша вся дальняя о благочестии твоем от младости твоея, яко духовник сый земли святого Саввы. Сего ради слуги демонския страшным оружием злобы свое ятя гнаша.

Ты же ся от брани мечем Божественнаго слова и Христу Богу до самыя кончины своея непорочно послужил, сего ради вопием ти: Радуйся, за благочестие свое муки от врагов Христовых прияша!

Радуйся, в искушениих веру велику сохраниша! Радуйся, народ сей от рабства Агарянскаго Крестом защитиша! Радуйся, землю нашу духом своим освятиша! Радуйся, великий беззащитных защитителю!

Радуйся, всякия слезы нелицемерныя утешителю! Радуйся, всякия раны душевныя и телесныя целителю!

Радуйся, пастырю добрый, Захумля, Черногоры, Приморья и всех краев Сербских просветителю! Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 5

Икос 5

Видих вся неправды и насилия, иже племя твое родное от врагов Христовых приях, пострадал еси с народом своим яко изгнанный правды ради. Сего ради пришед в келию Острожску и молитве и бдению всего ся предаде.

Ради добра всех скорби великия претерпел еси и Бога чудесьми прослави, сего ради вопием ти: Радуйся, до самыя смерти твоея свято Богу послуживый!

Радуйся, у Бога в светлости вечной заблиставый! Радуйся, новаго престола митрополии Захумской зиждителю! Радуйся, великий и непостижимый благодетелю!

Радуйся, вся молящиися тебе спасавый! Радуйся, и забывши тя помогавый! Радуйся, высоты Серафимов достигший!

Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 6

Икос 6

Просия в Остроге святость жития твоего, сего ради люди, чудеса много познаша и болести и пороки свободишеся, Бога прослави и тебе благодарную песнь вопиюще:

Радуйся, владыко, в бедах сильный, нас, немощных, Небесной силой спасаеши! Радуйся, в камени хладном теплоту Божественную обретоша!

Радуйся, многия пред честными мощами твоими примиривый! Радуйся, труд апостольский показавый! Радуйся, славы Ангельския удостоенный!

Радуйся, силою, Богом дарованною, яко древле Илия чудеса творящий!

Радуйся, теплою милостию своею и по упокоении своем нас не оставляющий! Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 7

Икос 7

Новаго святаго дарова нам Господь и по преставлении твоем тело твое прослави, силою душ спасения и всякия немощи исцеления украсив. Сего ради вся вселенная днесь вопиет ти: Радуйся, многоценных даров ковчеже!

Радуйся, источниче, слезми покаяния и прощения грешныя омываяй! Радуйся, в себе жертвенник любви Евангельской воздвигоша!

Радуйся, злобу молитвою угасивый! Радуйся, на камени веры православныя лозу благочестия утвердивый! Радуйся, бессмертие на Небе унаследавый!

Радуйся, милостию Божией тление победивый! Радуйся, мощи своя в ризницу исцелений претворивый! Радуйся, другом духов бестелесных на Небеси учинивыйся!

Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 8

Икос 8

Освящен и одарен свыше еси, Василие чудотворче, заступничеством твоим всим милостивно помогаеши, и молитв с верою взывающих к тебе не забываеши. Темже празднество твое святое празднующе, вопием ти:

Радуйся, Православия столпе непоколебимый! Радуйся, доброте всяческия люди своя научивый! Радуйся, смирения и незлобия торжество!

Радуйся, подвижничества украшение! Радуйся, от путей погибели спасителю! Радуйся, неусыпный за верных молитвенниче!

Радуйся, за вся люди теплый заступниче! Радуйся, радости великия дарителю!

Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 9

Икос 9

Чудесами твоими яко светом негасимым просветися земля наша и вси, иже притекают к честным мощам твоим, об исцелении души и тела молят тя. Сего ради вопием ти:

Радуйся, великий чудотворче, люди грешныя спасающий! Радуйся, лекарю, раны вси исцеляющий! Радуйся, расслабленным силу возвращаяй!

Радуйся, хромым хождение даруяй! Радуйся, немых вещание возвращенное! Радуйся, глухих слышание отворенное!

Радуйся, яко бесноватыя излечивый! Радуйся, яко скудоумныя умудривый! Радуйся, болящих исцеление! Радуйся, страждующих радование!

Радуйся, верным в вере утверждение! Радуйся, малодушных великодушие!

Радуйся, всих нас хвала и радование! Радуйся святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 10

Икос 10

Стено и защито сый всем, к тебе прибегающим, о преблаженне. Верою вознесся еси и любовию, иже языки Ангельстии превосходиши. Тобою хвалится и радуется Церковь Сербская и с нею вся вселенная:

Радуйся, предание апостолов сохранивый! Радуйся, пророческое дарование приумноживый! Радуйся, яко мученик, за веру пострада!

Радуйся, яко Иов Многострадальный, беды претерпе! Радуйся, ревностию о Боге, яко пламенем невещественным пылаяй и святым отцам в богомудрии уподобивыйся!

Радуйся, дело богоноснаго владыки Саввы продолжиши, землю Сербскую просвещающе! Радуйся, зеркало славы Небесныя! Радуйся, чистым сердцем Бога узривый!

Радуйся, наитеплый Солнца Правды луче! Радуйся, яко молния сети демонския попалиша! Радуйся, яко огнь мысли нечистыя сжигоша!

Радуйся, зорю, мрак скорби велия прогнавша! Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 11

Икос 11

Свеча света негасимая был еси на земли и ныне телом прославлен, к Свету Истинному нас приводиши. Во сне явил еси монаху радость велию, иже обрадова нас Господь! Братия обители Острожския приидоша и целоваша мощи твоя, взывающее:

Радуйся, святый отче Василие, яко живот бессмертный унаследова и засвидетельствова нам сие мощей твоих честных нетлением!

Радуйся, славой твоей нас спасающий! Радуйся, веру правую нам показующий! Радуйся, душ праведных веселие! Радуйся, в бедах сущих к животу возвращение!

Радуйся, к высоте блаженства Богом вознесенный! Радуйся, щитом воздержания вся ложныя чары мира сего посрами!

Радуйся, отче богоносне, Христа Бога в сердце непорочно носивый! Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 12

Икос 12

Воспеваем славное упокоение твое — Храма Бога Вышняго и селения Духа Божия чудотворящаго и со умилением покаянно вопием ти, величающее:

Радуйся, отче богомудре и милосерде! Радуйся, сосуде воды животворящия! Радуйся, Церкви Сербския диадемо многоценная!

Радуйся, смирения и кротости дивный светильниче! Радуйся, смертен быша, для жизни вечныя душу сохранивый! Радуйся, душу чисту и святу Создателю всяческих предавый!

Радуйся, от Господа славы вящея удостоенный! Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 13

(Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)

ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ

Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (монастырь Острог)

Василий Острожский (серб. Василиjе Острошки; 1610 – 1671), митрополит Требинский, Захумский и Скендерийский, чудотворец, святитель.

В миру Стоян Йованович, родился 28 декабря 1610 года в с. Мрконичи (Попово-Поле, Герцеговина) в бедной семье, с детства отличался благочестием.

Грамоте учился у настоятеля монастыря Завала иером. Серафима, который, как утверждают некоторые источники, был его дядей. Для продолжения образования был направлен в монастырь Тврдош, где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха.

Около года был помощником митр. Цетинского Мардария I (1637-1647), который вел переговоры с Римом о введении унии. Из-за несогласия с позицией митрополита вернулся в Тврдош, где был возведен в сан архимандрита. Ревностно защищал Православие от распространения католичества и унии, за это турецкие власти преследовали его и сфабриковали документы, из которых следовало, что он одобрил заключение унии. Архим. Василий был вынужден покинуть Сербию и по благословению патриарха Паисия I ушел на Афон в Хиландар. Согласно преданию, о. Василий прожив около года на Афоне, отправился на поклонение русским святыням, вернулся в Тврдош с богатыми дарами, полученными от русского царя и духовенства, но в русских источниках нет свидетельств о его пребывании на Руси.

Некоторые исследователи, например еп. Шумадийский Савва, подпись “аз смерени митрополïт захумс Вьсïлïе” в книге, принадлежавшей монастырю Тврдош и датированной 13 февраля 1639 года, относили к Василию Острожскому. Однако маловероятно, что он был хиротонисан в 29 лет, по каноническим правилам он должен был быть не моложе 30 лет. Сербский историк Л. Стоянович различает Василия Острожского и митр. Захумского Василия из записи 1639 года [2].

Первое несомненное упоминание о Василии Острожском как о Захумском митрополите относится к 23 июня 1651 года [3]. Патриарх Печский Гавриил I 27 ноября 1651 года назначил Василия Острожского на епархию Никшича, Планы, Колашиновичей и Морачи с сохранением за ним захумской кафедры, т. о. он стал управлять приходами всей Герцеговины.

В середине XVII века усилились турецкие гонения на христиан, многие сербские монастыри были разорены, Василий Острожский был вынужден перенести кафедру из Тврдоша в Оногошт (совр. Никшич, Черногория). В этих условиях он, как и многие другие православные иерархи на территории Османской империи, вступал в контакты с Римом, рассчитывая на помощь курии в освобождении балканских народов от турецкого ига. Тем не менее он не поддерживал идеи введения унии. В 1661 году к нему обращался по этому поводу с письмом папа Александр VII, но не получил положительного ответа [4]. Несмотря на препятствия властей, Василий Острожский восстанавливал храмы и строил новые, нередко сам переносил камни для строительства, показывая пример служения Богу. В 1670/71 году на его средства был обновлен пирг св. Георгия в Хиландаре.

Свт. Василий стремился к молитвенному уединению, некоторое время жил в монастыре Жупа, потом перешел в расположенный в горах монастырь Острог, в котором в 1667 году по его благословению была расписана церковь во имя Животворящего Креста и построена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. По монастырскому преданию, Василий Острожский провел последние 15 лет жизни в пещерной постнице монастыря.

Скончался 29 апреля 1671 года. Был погребен ниже церкви Введения, под источником, стекающим со стен пещеры.

Рака с мощами свт. Василия Острожского (монастырь Острог)

В 1678 году он трижды явился во сне иноку монастыря Жупа Михаилу, по другой версии – игум. Рафаилу, и повелел поднять свое тело на поверхность земли. После семидневного поста острожской братии могила была открыта и мощи Василия Острожского были обретены нетленными. Их переложили в раку, которую установили во Введенской церкви. Из-за угрозы турецкого разорения мощи несколько раз переносились в другие места. В 1714 году, опасаясь вторжения боснийского визиря Нумана-паши Чуприлича в Черногорию, монахи закопали мощи на берегу р. Зеты. К 1732 году относится свидетельство о том, что в раке помимо мощей Василия Острожского находились отсеченные кисти рук чабана Станка, убитого турками в 1714 году (в наст. время хранятся в монастыре в церкви в честь Животворящего Креста). Зимой 1852 года перед нападением и сожжением Острога Омер-пашой мощи успели перенести в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Цетинского монастыря и спрятать в гробнице свт. Петра I, митр. Цетинского, где они и находились до весны 1853 года. По преданию, при перенесении мощей чудесным образом отряд черногорского кн. Мирко Петровича Негоша стал невидимым для турок. 3 июля 1877 года, во время освободительной войны, мощи свт. Василия опять были перенесены в гробницу свт. Петра. На берегу р. Зеты, на том месте, где мощи были зарыты на три дня, чудесным образом вырос куст шиповника, который почитался местными жителями. Во время второй мировой войны мощи были укрыты в пещере, при обстреле в февраля 1942 года снаряды разрывались у стен, не причиняя вреда обители. Мощи переоблачали в 1927 и 1962 годах.

Свт. Василий Острожский является одним из наиболее почитаемых святых Сербской Православной Церкви. Сохранились письменные свидетельства о чудесах и исцелениях по молитвам к свт. Василию как православных, так и мусульман и католиков. В настоящее время мощи находятся в пещерной церкви монастыря Острог, часть их хранится в металлическом ковчеге в старой православной церкви во имя св. Луки в Которе. Неизвестно, когда и по какому случаю они туда были перенесены.

Почитание свт. Василия Острожского широко распространялось в Черногории и окрестных областях со второй половины XVIII века, после ликвидации турецкими властями Печского Патриархата и прихода греческих епископов (1766), власть которых не признал Цетинский митрополит. Монастырь Острог стал одной из главных святынь Черногории, а Василий Острожский – олицетворением борьбы за независимость страны от турецкого владычества.

Согласно монастырскому преданию, в Остроге до нашествия в 1852-1853 году Омер-паши хранилась рукопись Жития Василия Острожского, о ее дальнейшей судьбе ничего не известно, скорее всего была уничтожена турками. Краткое проложное житие и канон Василия Острожского были написаны патриархом Василием во время его пребывания в Остроге, опубликованы в “Србљак” в 1861 году. В житии особое внимание уделено борьбе свт. Василия Острожского против “латинской ереси” и таким чертам его характера, как гостеприимство, милосердие, терпимость и всепрощение. Имя свт. Василия есть в общей стихире сербским святым, автором которой является митр. Карловацкий Иоанн (Джорджевич) (1769-1773). “Акафист иже во святых отцу нашему Василию митрополиту Острожскому чудотворцу” написан в 1947 году свящ. Василием. В уставе служба отмечена красным крестом с полукругом внизу.

Василию Острожскому посвящено свыше десятка храмов, напр., в Автоваце, Благае, близ Мостара, Мишлене под Любине, в Невесине (Босния и Герцеговина), в горах Синяевина, Кумборе близ Херцег-Нови, Доброте (Черногория), храм Сербской Православной Церкви в Чизолме (шт. Миннесота, США) и др. Наиболее известной является соборная церковь в Никшиче, построенная в 1876-1877 годах по проекту русского архитектора М. Преображенского при денежной помощи российского имп. Николая II и Святейшего Синода Российской Церкви черногорским кн. Николаем для воодушевления соотечественников на борьбу с армией Сулеймана-паши (освящена в 1900).

Изображения свт. Василия Острожского получили распространение в XVIII веке. Одно из наиболее ранних – фреска над ракой с его мощами в монастыре Острог. Святитель изображен вместе с пятью святыми в клеймах иконы Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Морача работы Гавриила Димитриевича (1713). Иконы свт. Василия находятся во многих храмах, в т. ч. в иконостасе церкви во имя свт. Николая в Дечанах (написана в 1816 Алексием Лазаревичем). В 1969 году иконописец монастыря Острог Н. Андрич изобразил сцену “Чудеса свт. Василия”.

По свидетельству англ. путешественников XIX века, в праздники к мощам свт. Василия Острожского собирались до 20 тыс. чел. Рус. путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903 году, отмечал: “Мощи эти – величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жен и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего святителя”.

До конца XIX века у черногорской народности белопавличей был обычай приносить клятву у раки свт. Василия, подобным образом совершалось примирение враждующих родов и семей, вершился суд.

Литература

  • Радичевић Ф. Св. Василиjе митр. херцеговаччки, чудотворац Острошки // Просвета. Цетиње, 1895. С. 409-413;
  • Св. Василиjе Острошки – српска нар. приповетка // Босанска вила. Сараjево, 1897. С. 125-126, 140-141;
  • Стоjановић. Записи. Т. 1-3;
  • Никодим (Милаш), еп. Св. Василиjе Острошки. Дубровник, 1913;
  • Михаиловић Б. Ђ. Манастир Острог и св. Василиjе Острошки. Цетиње, 1959;
  • Дурковић Љ. Енглези о Његошу и Црноj Гори. Титоград, 1963. С. 73;
  • Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965. С. 161-167;
  • Jустин (Поповић), архим. Житиjа светих за април. Београд, 1973;
  • Милеуснић С. Свети Срби. Крагуjевац, 1989. С. 192-197;
  • Чудесна исцjељења и jављања св. Василиjа Острошког. Цетиње, 2001. 2 т.;
  • Св. Василиjе Острошки чудотворац, манастир Острог. Подгорица, 2001. С. 28-36, 65-114.

Использованные материалы

  • А. В. Шестаков, А. А. Турилов. “Василий Острожский” // Православная энциклопедия, т. 7, с. 212-214
    • https://www.pravenc.ru/text/149759.html

[2] Стоjановић. Записи. Књ. 3. С. 299

[3] Стоjановић. Записи. Књ. 1. С. 368, № 1466

[4] Радонић J. Римска куриjа и jужнословенске земље од XVI до XIX в. Београд, 1950. С. 351-352

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: