Житие преподобной Матроны Московской – полное жизнеописание святой, даты рождения и смерти

Святая блаженная Матрона Московская (Матронушка). Все о почитании святой.

Здесь вы можете получить полную информацию о месте, правилах почитания и обращения с просьбой к Святой блаженной Матроне Московской.
Отправить Записку или Просьбу на молебен матушке Матроне в Покровский монастырь.

Свидетельства о благодатной помощи по молитвам блаженной матушки можете оставлять в ленте нашего сообщества

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 328
  • |Видео 73
  • |Мероприятия 0

Андрей Зайцев «Канонизация снизу: два жития Матроны Московской»

Канонизация святой праведной Матроны Московской до сих пор, как ни странно, вызывает споры. Несогласные цитируют житие святой, возмущаясь призывами Матроны хвататься за ее «пяточку», чтоб спастись, и встречей со Сталиным, которому святая Матрона якобы давала советы, как вести войну. Откуда взялись такие фрагменты в житии канонизированной святой? Оказывается, житий было два: народное и каноническое.

В 2004 году состоялось общецерковное прославление блаженной Матроны Московской (в 1999 году она стала местночтимой святой Московской епархии). Блаженной Матроне выпал уникальный посмертный подвиг — ей катастрофически не повезло с житием.

В Русской Церкви исторически народное почитание праведника и чудотворения прижизненные и (или) посмертные считались достаточными для прославления. Причем чем больше фиксировалось посмертных чудес, тем меньше времени проходило от смерти подвижника до его канонизации. Например, основатели русского монашества преподобные Антоний и Феодосий умерли, соответственно, в 1073 и 1074 году. Феодосия Печерского канонизировали в 1108 году — из-за большого почитания и обилия чудес. А его учитель Антоний Печерский был прославлен значительно позже, от 1132 до 1231 года.

Кроме народного почитания и чудес для канонизации необходимо и житие подвижника, где факты его жизни были бы проверены с исторической и осмыслены с духовной с богословской точек зрения.

Народное почитание Матроны было огромным. Чудесные исцеления и помощь немало этому способствовали. А вот канонического жития с проверкой фактов жизни и объяснением духовного смысла подвига блаженной перед канонизацией составлено не было. Зато в 1993 году огромным тиражом вышла книжка Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Сказанию, изданному Ново-Голутвинским монастырем, было суждено стать самой популярной народной версией рассказов о Матроне. Именно здесь читателю предлагались история встречи Матроны со Сталиным, упоминание о спасительной «пяточке», освящении св. Матроной воды и масла.

Этот текст подвергся резкой критике со стороны членов Комиссии по канонизации: митрополита Ювеналия (Пояркова), бывшего в то время председателем rомиссии; епископа Тихона (Емельянова), бывшего председателем Издательского совета; игумена Дамаскина (Орловского), составителя житий новомучеников, секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых; протодиакона Андрея Кураева, посвятившего сборнику воспоминаний о Матроне под редакцией Ждановой немало страниц в книге «Оккультизм в Православии».

Жизнеописание св. Матроны в авторской редакции З.В. Ждановой было признано не соответствующим статусу жития. Комиссией была назначена экспертная группа из преподавателей МДА, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав исторически не достоверные и богословски искаженные сведения о святой. Эту версию жития сегодня можно увидеть на православных сайтах: «Православие.ру», «Седмица.ру», сайте Покровского монастыря.

Случай, когда к моменту канонизации святого не было составлено его официальное житие, не исключительный, в истории Церкви их было немало. После канонизации историки и богословы могут составить житие подвижника, опираясь на реально существующие тексты о святом. Для жития преподобного Амвросия Оптинского таким источником стало прекрасное жизнеописание старца, составленное в 1900 году архимандритом Агапитом (Беловидовым); о преподобном Серафиме Саровском мы знаем из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», написанной митрополитом Серафимом (Чичаговым), и записок Николая Мотовилова. Но как же вышло, что именно Зинаида Жданова, простая русская женщина, не сведущая в христианской догматике, становится, пусть и ненадолго, агиографом блаженной?

Сложность здесь в самом понятии канонического агиографического текста, в написании которого есть своя специфика. Жития делятся на две большие группы: мученические и преподобнические. В первом случае в основу агиографического текста ложится судебный протокол допроса мученика, а центральное место повествования занимает описание страданий за Христа. Из древних мартириев (протоколов, свидетельств) читатель мог ничего не узнать о жизни святого до последних дней жизни и его мученической кончины. Они кратки, но почти всегда исторически достоверны.

Классическое преподобническое житие восходит к античному жанру биографий и представляет собой более или менее полный рассказ о жизни подвижника, который может начинаться до момента его рождения (с предсказаний о его рождении) и завершаться описанием посмертных чудес святого. В зависимости от объема сведений о святом и времени, прошедшем с момента его кончины до написания агиографического текста, а также от компетентности составителя житие могло быть подробным и достоверным (например, житие преподобного Феодосия Печерского), а могло и состоять из очень скудной биографической канвы с обилием не связанных между собой рассказов о чудесах праведника, его прижизненной и посмертной помощи, большого количества фольклорных элементов, исторически недостоверных сведений (как в случае с одной из версий жития первых русских святых Бориса и Глеба, написанной монахом Иаковом Черноризцем, или народной версией жития свв. Петра и Февронии Муромских).

Комиссия по канонизации может рассматривать в качестве «житийного материала» все версии текстов о святом, однако обязана дать свою оценку. Народные жития не запрещаются, но получают статус апокрифа (произведения, не признанного Церковью в качестве достоверного исторического и богословского источника информации о святом), как это случилось с «Повестью о Петре и Февронии» или «Сказанием о Борисе и Глебе» в версии Иакова Черноризца. Если текст, предложенный как житие, вызывает сомнения, комиссия проводит расследование и выносит свое суждение — что и произошло в случае с житием блаженной Матроны Московской в редакции З.В. Ждановой. В акте о канонизации св. Матроны, подписанном патриархом Алексием II, отдельным пунктом указывалось на необходимость составления жития подвижницы, что подчеркивает непризнание Церковью версии «жития» св. Матроны, написанной З.В. Ждановой.

Степень достоверности жития всегда напрямую зависела от его авторства. Традиционно в Русской Церкви преподобническое житие писали ученики святого, лично его знавшие, по благословению игумена монастыря или епископа накануне канонизации праведника. Они опрашивали очевидцев, поднимали монастырский архив, записывали истории паломников о чудесах, произошедших по молитвам подвижника. Если с момента кончины святого до момента написания жития проходило более 50 лет, то в распоряжении составителя жития оставались либо монастырские и церковные записи, либо устные рассказы, передававшиеся из поколения в поколение. В этом случае агиограф становился историком и богословом, способным критически отобрать материал с учетом жанрового канона, соответствия воспоминаний исторической фактуре и христианской догматике. Ничего этого не было и не могло быть сделано Зинаидой Владимировной Ждановой.

Читайте также:
Житие святителя Димитрия, Митрополита Ростовского - жизнеописание, чудеса, мощи святого

Вариант авторской редакции Ждановой «Сказания о Матроне» представляет собой набор очень кратких биографических сведений с обильными рассказами о чудесах. Жданова действительно знала Матрону лично — святая жила в ее квартире на Арбате в 1942-1949 годах. Жданова видела фрагменты жизни блаженной, слышала обрывки ее разговоров с людьми и как могла постаралась записать это, не удерживаясь от попытки интерпретировать некоторые слова или «чудеса» святой так, как она их понимала. Сборник «бабьих басен» дополняли истории, записанные со слов других людей, обозначенных в тексте только по именам. Они видели в св. Матроне «целительницу», которая борется с колдунами и исцеляет людей с помощью «маслица» или «водички». Кстати, упор на целительскую практику святой, борьбу с колдунами характерен и для многих апокрифов. В «Повести о Петре и Февронии» немало примеров того, как Феврония лечит князя от болезней с помощью своего «снадобья».

Жданова и другие соавторы «народного жития» Матроны были очень простые женщины, пережившие войну, личные трагедии. В Матроне они смогли увидеть лишь «простую веру», очевидно явленную в «чудесах», — как и многие нынешние почитатели святой. Этот образ «народного Православия» всегда был распространен на Руси. Еще проповедник XIII века епископ Серапион Владимирский обличал верующих в том, что они слишком мало заботятся об участии в таинствах и благочестивой жизни, но слишком много внимания уделяют чудесам, колдунам и нестандартным способам исцеления. Известно, что языческий элемент «народной» веры крепнет во времена гонений: лишенная возможности открытого исповедания, открытого участия в таинствах, загнанная в подполье, она рождает новые апокрифы и мифы, как это было в начале XX века.

Характерно, что по популярности апокрифические жития нередко вытесняли канонические, отвечающие всем литературным и богословским требованиям. Например, агиографический текст жития о Борисе и Глебе, составленный Нестором, дошел до нас в меньшем количестве списков, чем Сказание о Борисе и Глебе Иакова Черноризца, где святые показаны как живые люди, которые боятся смерти, проявляют сильные чувства; у Нестора же эпизоды убийства свв. Бориса и Глеба даны сухо, с опорой на традиционный житийный канон, а сами образы святых правильны и бескомпромиссны. Народная «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная Ермолаем-Еразмом в середине XVI века, — с оборотнем-змием, забрызгавшим своей ядовитой слюной князя Петра, от чего князя и вылечила Феврония загадочной целебной мазью, — куда более известный древнерусский памятник, чем официальное житие муромских святых.

То же самое произошло и с текстом З.В. Ждановой. Основная проблема с канонизацией и почитанием св. Матроны в том, что именно апокрифический текст сегодня получил наибольшее распространение, вызвав у одной части православных отвержение, а у другой — горячее сочувствие. Народное житие Матроны в полной мере отразило представления значительного числа современных верующих о том, как готовы они верить и каким должен быть «настоящий» православный святой. Но истинный образ блаженной Матроны, конечно, этому народному образу далеко не тождествен.

Чего со святой Матроной никогда не происходило

В тексте Ждановой содержится ряд сведений о св. Матроне, не имеющий никакого отношения к действительности:

Святая Матрона никогда не встречалась со Сталиным.

Жданова пишет о том, как в октябре 1941 года якобы Сталин приходил к блаженной Матроне и советовался с ней, как вести оборону Москвы и вообще войну. Историки МДА не смогли найти подтверждающих данных о том, что эта встреча действительно произошла. Из канонического текста жития св. Матроны этот эпизод удален.

Святой Иоанн Кронштадтский никогда не грозил солдатам «утопить в крови и уморить голодом» Петербург за то, что они попытались вскрыть гробницу святого, как написано в «житии» З.В. Ждановой будто бы со слов св. Матроны. (При этом факт знакомства праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны и их встречи в Кронштадтском соборе в 1899 году признан действительным и вошел в каноническое житие.) Рассказ об «утоплении в крови» полностью противоречит как образу почитаемого святого, так и всей христианской традиции, зато поразительно напоминает апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не вошедшие в Новозаветный канон). Например, в «Евангелии детства Христа» есть рассказ о том, как маленький Иисус с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над ним.

Святая Матрона никогда не давала советов избавляться «от беса с помощью рвоты после причастия», не собиралась в генеральском мундире идти «на доклад к Господу Саваофу» и не говорила о том, что спасутся те, кто «будут держатся за ее пяточку». Последний совет в интерпретации З.В. Ждановой представляет святую Матрону сектанткой по типу царебожников, ставящей себя на место Спасителя. Это противоречит словам самой Матроны, которая всегда говорила приходящим к ней, что помогает не она, а Господь.

Что хотела сказать блаженная?

Язык, способ общения блаженных с людьми часто бывает метафоричен, образен. Василий Блаженный кидался камнями в стены храма и обнимал углы блудилища (дома терпимости), вводя православных в соблазн. Но святой объяснял, что в храм заглядывал бес и он так его отгонял, а у дома терпимости плакал ангел и он так ему сочувствовал.

Как понять «трудные места» жития св. Матроны? Редакторский подход канонического варианта предложил аллегорическое объяснение в духе святоотеческой мысли. Например:

Из первой редакции жития З.В. Ждановой: «В дни демонстраций Матушка просила нас всех не выходить, закрывать окна, форточки, двери. Полчища демонов заняли все пространство, весь воздух и объяли всех людей. Учила нас не забывать крестить еду, и особенно на ночь все убирать и накрывать, т. к. бесы полощутся, везде проникая. Силою Честнаго и Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь».

Из канонического жития: «В дни демонстраций матушка просила всех не выходить на улицу, закрывать окна, форточки, двери — полчища демонов занимают все пространство, весь воздух и охватывают всех людей. (Может быть, блаженная Матрона, часто говорившая иносказательно, хотела напомнить о необходимости держать закрытыми от духов злобы «окна души» — так святые отцы называют человеческие чувства.)».

Мы видим, что составители канонической версии жития попытались объяснить народную этимологию, которую использовала Жданова (созвучие слов демонстрация и демон, при отсутствии между ними реальных родственных связей), с помощью толкования слов подвижницы в согласии со святоотеческой традицией.

И все-таки она святая!

Пример блаженной Матроны показывает, что жития святых редко пишут святые, а потому нельзя ставить абсолютный знак равенства между самим праведником и тем, что о нем рассказывают его почитатели. По мнению митрополита Ювеналия, «канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной».

Читайте также:
Иоанн Милостивый: в чем помогает и как молиться, житие и мощи святого

Очевидно, что почитание св. Матроны у части верующих будет усиливаться, а кто-то не будет испытывать особенной близости и теплоты к этой праведнице. Но Церковь способна вместить и тех и других. Канонизация святого — не принудительный акт, лишающий человека личного отношения к праведнику, а предложение верующим ориентира для спасения. Блаженная Матрона не канонизирована в качестве учителя Церкви или богослова, она прославлена в чине праведных. Это означает, что она служила Христу и ближним, несмотря на свои тяжкие страдания и недуги, во времена, когда за веру убивали.

Святая Матрона Московская блаженная. «Сила моя в немощи совершается»

Святая Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых в России святых. Где поклониться мощам чудотворицы Матроны? Подробности в статье!

Святая Матрона Московская. 1885 – 02.05.1952 г.

Одна из самых известных и почитаемых в России святых – святая Матрона Московская. Каждый, кто хотя бы раз побывал у нее, в Покровском монастыре, навсегда запомнит необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, которое приходит во время молитвенного общения с Матушкой.

Рака с мощами святой Матроны

Святая Матрона Московская будто здесь, открытая, простертая навстречу всем, кто приходит в храм с верой. Сегодня исполняется то, что она предсказала о себе незадолго до своей смерти: «…на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»…

В Покровском монастыре

Традиционные, от ворот, очереди, ворохи записок, цветы, которые она любила, и радость от сознания того, что в простоте и безыскусности обязательно будешь принят. Ты к ней – с букетиком, а от нее, бывает, что и с целым букетом роз, облагодатствованный, обласканный, а впереди – главное чудо: помощь, так же просто, как если бы говорили лицом к лицу. Вот это и есть матушка Матрона Московская. Сколько бы ни подтрунивали богословы над этим неиссякаемым народным обожанием, в нем есть своя правда. Истосковавшиеся по сердечности люди утешаются тем, что здесь все «по-оптински»: «На молитве не лукавь, а веди дело проще». А за этой простотой и «народностью» – исповеднический подвиг, история послушливой, по-детски преданной любви к Богу.

Слепая девочка. Святая Матрона Московская

Сиротство было уготовано ей еще до рождения. Обычная крестьянская семья из села под Тулой, где едва сводили концы с концами. До ее появления на свет в 1885 г. мать от бедности и отчаяния подумывала, как бы пристроить нежеланного младенца в приют. А новорожденная девочка, маленькая, слабая, оказалась совершенно беззащитной перед миром – слепой, и мать вдруг одумалась, осознав, что если не она, никто не возьмет на себя заботу об этом ребенке, никому он не будет нужен, и Матронушку оставили в семье.

Со временем же та, что казалась «обузой», стала для матери большей радостью, чем ее старшие дети. Девочка росла ласковой, доброй. Кроха, сама немощная, а мать свою старалась поддержать, будто это и не она нуждалась в помощи. Когда же матушка жалела о ней, о будущей ее участи, Матрона только и отвечала: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Слов ее не понимали тогда, но стали примечать, что ребенок этот необычен. Видно было, что ей дано зрение, хотя и отличающееся от обыкновенного: она пробиралась к иконам, любила держать образы на руках, различала…

…Невысокая, с короткими ручками и ножками, Матрона Никонова с самого детства оказалась «обособлена» от обычной жизни. Общение со сверстниками порой приносило ей страдание: над ее немощью потешались, и она приняла свой недуг как ограду – началась жизнь внутренняя в постоянном обращении к Богу, к святым. Вера была у нее крепкая, как у взрослого. Любимым ее уголком стало уединенное место в Успенском храме, поблизости от дома, слева, за входной дверью, где она часами неподвижно стояла в молитве.


Один случай открыл необычность ее внутренней жизни, когда Матронушка среди ночи сказала вдруг о том, что скончался крестивший ее священник, отец Василий, и слова ее оказались правдой. Тогда родные припомнили и важный эпизод: когда о. Василий крестил Матрону, во время совершения таинства над купелью поднялось легкое благоухающее облако, и священник предсказал, что их ребенок будет свят.

Духовное зрение, которым девочка была наделена от Бога, стало проявляться все более явно. Она предсказывала будущие события, часто уберегая людей от опасности, предвидела она и стихийные бедствия, за много лет предсказывала революцию и гонения на Церковь. По ее молитве люди стали получать исцеление и помощь в скорбях. О маленькой молитвеннице узнали: к дому Никоновых стал стекаться народ не только из окрестных сел, но и из других губерний.

Были в тот период и радости в жизни Матроны Московской: паломничества в Киево-Печерскую лавру, к Троице-Сергию. Послал Господь добрую душу: дочь местного помещика Лидия приняла Матрону как спутницу в своих путешествиях по святым местам, заботясь о ней. Сохранилось предание и о том, что в Кронштадте, среди толпы, выделил и особым образом благословил Матронушку сам о. Иоанн Сергиев. Назвав прежде с ним незнакомую девушку по имени, о. Иоанн прибавил: «Смена мне, восьмой столп России».

Дар святой Матроны Московской

На семнадцатом году жизни Матрона Московская «обезножила», внезапно, будто от удара. Сама она видела в этом испытание веры и говорила, что ей был указан и человек, женщина, сознательно причинившая ей зло, по ненависти к тем, кто угождает Богу молитвой. Матрона приняла болезнь как Крест Христов, не без воли Божией посылаемый.

В телесном страдании ей было дано почувствовать то, что испытывал апостол Павел: изобилие благодати при крайней немощи плоти. Прозорливость ее поражала. Одну посетительницу Матрона Московская обличала в утаенном грехе – та в голодное время продавала сиротам и неимущим несвежее и нечистое молоко, другой – приоткрыла, что задуманное ей дело не сбудется – и материалы заготовлены, и средства есть, а помешает революция возведению новой колокольни, третьему же советовала поскорее продать имение и уехать за границу. В редких случаях, когда ее советами пренебрегали, события заставляли об этом сожалеть. Понадеялся помещик Яньков на то, что «пересидит» волнения в глубинке, и не избежал преждевременной смерти, оставив бесприютной сиротой единственную дочь.

К Матрюше везли больных и расслабленных: помолится, подаст воды, и, казалось, неизлечимо больной человек, после продолжительного и глубокого сна, встает совершенно здоровым. Сама же Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы: «Что, Матронушка Бог, что ли? Бог во всем помогает». Это и возводило ее в ранг евангельского врача: не ради корысти лечила она людей и помогала, сама довольствуясь лишь необходимым, а для прославления Имени Божия, и не своими силами, а через молитвенное обращение к Господу. За это Матрону ненавидели «целители» и ворожеи, колдуны и оккультисты, «соревновавшие» ей и бессильные. Матрона Московская упреждала людей от уклонения на путь «легкой помощи»: помочь – «помогут», да только временно, а цену поставят непомерную – душу, Богом сотворенную, бессмертную.

Читайте также:
Серафим Вырицкий: житие и биография, мощи и дни памяти, предсказания и пророчества, труды

От Арбата – до Посада

Революция произвела разделение и в ее семье: оба брата Матроны вступили в партию. Жить под одной крышей с блаженной, к которой люди по-прежнему шли и ехали отовсюду, было для них нестерпимо. Оба были «активистами», сельскими агитаторами. Матронушка же не могла ни от Бога отступить, ни утаивать дар от Него полученный как «не свое», а для служения на пользу ближним ей данный, и, жалея престарелых родителей, перебралась в Москву. С 1925 года Матрона Московская стала бездомной странницей: ни постоянного угла, ни прописки.

До войны жила она на Ульяновской улице в доме приютившего ее на время священника, а потом – на Пятницкой, в Сокольниках в летнем домике, где в холодное время стены покрывались пленкой льда, в подвале у племянницы жила в Вишняковском переулке и у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском и в Царицыно, гостила и в Сергиевом Посаде. «Безногая», всю Москву знала она по подвалам и закуткам.

Не раз она, как птица, срывалась с места перед самым приходом милиции и искала себе прибежище в другом конце города. Сопровождали ее «келейницы», разделявшие с ней ее скитания.

Неудобств для себя Матрона Московская словно и не замечала. Не было ни жалоб, ни ропота, ни досады. Любила Москву, называла ее «святым городом» и, предсказывая приближение долгой и кровопролитной войны, утешала: «Москву враг не тронет. Из Москвы уезжать не надо».

С 1942 г. появился у Матроны Московской, наконец, «свой уголок» в Староконюшенном переулке, у женщины из одного с ней села, где задержалась она на пять лет. Три угла в комнате от потолка до самого пола занимали иконы. Маленький «островок» прежней жизни за тяжелыми, дореволюционного пошива, шторами. Здесь заботливо поддерживали огонь в лампадах, помнили праздники и дни великих святых и, по-прежнему, молились.

А народ, по-прежнему, шел за помощью, так, что в иные дни стекалось к ней и по сорок человек. Так и шла жизнь по заведенному распорядку: днем – посетители, ночь – для молитвы, краткие перерывы на сон, хотя она и не спала глубоко, а только дремала, по-монашески, положив голову на кулачок.

Матушке открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, она не отказывала в молитве за воинов и сама часто присутствовала в разных местах страны. Среди ее предсказаний запомнилось и относившееся к ее «малой родине»: «В Тулу немцы не войдут».

Бывало, что и приходившие к святой Матроне Московской в отчаянии, не надеясь уже ни на что, получали помощь за простое обещание твердо верить, что есть Бог и Его силой все совершится и уладится, за внимание к ее словам о том, что христианам нужно, не снимая, носить крест, читать молитвы, венчаться в церкви. И за этим следовали сотни свидетельств об исцелениях, избавлении от власти злых духов, разрешении запутанных, сложных обстоятельств. Утешала, ободряла, увещевала, обещая, что Господь не оставит Россию, а бедствия посылаются за оскудение веры.

И так до конца служила святая Матрона Московская Богу, не думая о себе высоко, держась всегда просто и скромно, не поощряя никаких внешних выделений и «обособлений в духовность». «Ни вида, ни величия», ни монашеского облачения. Выглядела она как обычная, только очень немощная и утружденная болезнями и неустройством женщина, всегда благодушная, со светлым лицом и детской улыбкой. Однако не только для мирян, но и для монахов Троице-Сергиевой лавры была она «Божиим человеком», «духовной матерью», которую знали многие и чьими молитвами дорожили.

В первые годы после ее кончины в 1952 г. о маленькой могилке Матроны Московской на Даниловском кладбище, выбранном потому, что там находился один из немногих действующих храмов, знало лишь ограниченное число людей. Лишь спустя десятилетия совершилось ее прославление, мощи были перенесены в Покровский монастырь, и снова пошли люди со свечами, с букетами цветов, с пением акафиста новой московской и всероссийской святой – в удостоверение плодов ее земного подвига, пройденного смиренно в простом русском платьице в горошек.


Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:

1. Матрона Московская. Повесть о житии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. (Интернет-публикация: http://www.wco.ru/biblio/books/matrona1/Main.htm).

2. Блаженная Матрона Московская // Православный календарь. (http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm).

Вы прочитали статью Святая Матрона Московская | Житие, храм, икона.

Читайте также:

  • Молитвы и акафисты святой Матроне Московской
  • Моя Матронушка
  • Ночная Литургия у Блаженной Матронушки
  • Матрона Московская. Закрытые очи Христа

Видео о святой Матроне Московской:

Житие блаженной старицы Матроны Московской

На сегодняшний день среди православных едва ли найдется человек, который не знает имени Святой Матроны и ни разу за всю жизнь не слышал о ее божественном даре.

Ежедневно за помощью Матроны в молитвах обращаются тысячи страждущих, и все они обретают, кто исцеление, кто душевный покой, кто решение трудных проблем. Матрона помогала людям всю свою жизнь, продолжает помогать и после смерти, недаром многие называют ее уважительно и ласково Святая Матронушка.

Чудесное рождение

Матрона Московская (Никонова Матрона Дмитриевна) – святая Русской православной церкви. Родилась она 10 (22) ноября 1881 года в деревне Себино, расположенной в Епифанском уезде Тульской губернии (в настоящие дни это месечко находится в Тульской области Кимовского района).

Фотография блаженной Матроны была сделана для паспорта

Мать Матроны (Наталья) и отец (Дмитрий) были обычными крестьянами и на момент рождения девочки были уже совсем не молодыми. В их семье уже было 4 детей (2 сына и 2 дочери), поэтому еще один ребенок казался непосильной ношей для родителей. Именно поэтому мать еще до рождения решила оставить ребенка в приюте князя Голицына, который располагался в соседнем поселении Бучалки.

Читайте также:
Паисий Величковский - житие и биография старца, труды, письма и послания, почитание и дни памяти

Дом в селе Себино Тульской области, в котором родилась блаженная Матронушка

Однако незадолго до появления девочки на свет, Наталья увидела сон, как ей показалось, вещий. В этом сне к ней прилетела белоснежная птица удивительной красоты и села на грудь женщине. Птица была слепой – ее веки были плотно сомкнуты. После этого происшествия Наталья решила оставить ребенка себе. Сон, действительно, оказался вещим – новорожденная девочка оказалась слепой. Однако у нее не просто не было зрения – у нее отсутствовали глазные яблоки.

Детство слепой провидицы

Удивительные вещи стали происходить еще в младенчестве. Когда Матрону крестили, опуская в чан со святой водой, священник заметил благоухающий дым, столбом поднимающийся над ребенком.

Крещение святой блаженной Матроны

Батюшка крайне удивился такому явлению, ведь за всю свою жизнь не видел ничего подобного. Он также добавил, что «Ребенок будет святым». Несколько позже мать Наталья говорила, что малышка «постится» по средам и пятницам, отказываясь от груди.

Купель, в которой приняла Таинство крещения блаженная Матрона

Матрона не играла с другими детьми, напротив, они часто обижали слепую девочку, хлестали крапивой и смеялись над ней, зная, что она все равно не узнает обидчика. Ее игрушками были иконы, хранившиеся в «красном» углу дома. Ее родители были очень набожными, часто вместе ходили в храм и брали с собой Матрону. Когда девочка стала чуть старше, она сама приходила в храм при любой возможности. Здесь она стояла неподалеку от входной двери, слушала проповеди и подпевала церковному хору.

Юность

Уже с 7-8 лет стало понятно, что Матрона была наделена огромной божественной силой. Она могла предчувствовать события и лечить людей.

Слухи об этом быстро распространились за пределы села и к небольшому бедному домику семьи Матроны потянулись десятки нуждающихся. Люди приходили пешком, приезжали на телегах и привозили «лежачих». Мощь девочки была настолько велика, что даже совсем больные люди уходили от нее на своих ногах.

Желая выразить свою благодарность, они оставляли продукты и подарки. Таким образом, из обузы для своей семьи Матронушку превратилась в кормилицу. Ее благочестивая подруга брала Матрону в путешествия к святым местам. Так ей удалось побывать в Киевско-Печерской Лавре, Троице-Сергиевской Лавре и многих других местах с православными реликвиями.

Однажды во время службы в Андреевском соборе отец Иоанн Кронштадский заметил 14-летнюю девочку в толпе, велел людям расступиться перед ней. Он сказал, что Матрона – его смена, назвав ее «восьмым столпом России».

Взрослая жизнь

В 17 лет жизнь Матроны круто изменилась – она потеряла способность ходить, ее ноги отнялись. Однако это были далеко не все лишения, которые были уготованы ей. Произошла революция, предсказанная Матроной, и она лишилась дома. В то время верующие люди подвергались жесточайшим гонениям, которые Матронушка переживала в постоянных молитвах. Однако даже в это тяжелое для себя время, слепая, парализованная без семьи и крыши над головой, она не роптала, а продолжала принимать многочисленных посетителей, лечить и утешать их.

Матрона исцеляет больных людей молитвами

В 1925 году Матрона перебралась в сердце России, Москву, где и провела 30 лет своей жизни. Своего жилья у нее никогда не было. Она жила там, куда ее пригласят и приютят. Ее существование было полностью однообразным: днем она принимала большое количество посетителей, а ночью молилась.

Смерть

Свою смерть Святая Матрона Московская предсказала за 3 дня, однако и в эти последние часы своей жизни она продолжала принимать людей, утешать и лечить их. Она также предсказала и то, что к ее могилке будут ходить только близкие ей люди, а после их смерти тропа к ее могилке и вовсе зарастет. Вспомнят о ней лишь через много лет, после чего там всегда будет людно.

Преставление блаженной старицы Матроны

Так и случилось. Умерла она 2 мая 1952 года в Сходне и похоронена по своему завету на Даниловском кладбище 4 мая. Кладбище это было выбрано не случайно: на нем располагалась одна из немногих церквей, действующих в то время в Москве. Матрона объяснила свой выбор тем, что там она сможет «слышать службу». Отпевание прошло под руководством протоиерея Николая Голубцова в храме Ризоположения на Донской улице.

Обретение мощей

В первые годы на могиле старицы, действительно, было много посетителей, однако все они с годами умерли, разъехались или попросту забыли о Матроне. В годы перестройки религиозная жизнь русского народа стала возрождаться, а вместе с этим появились публикации о слепой провидице. Верующие говорили: «Если случилась беда — иди к Матроне, она поможет». Именно с этих пор и была начата канонизация святой.

Рака со святыми мощами Матроны Московской

Специальная комиссия несколько лет вела работу по проверке сведений, касающихся жизни святой, а летописцы составляли ее жизнеописание. В 1998 году останки Матроны были эксгумированы и перенесены в Покровский монастырь. В 1999 году, а именно 2 мая, Матрона была канонизирована. Сейчас прикоснуться к ее мощам приходят сотни людей, а очередь часто растягивается на несколько часов ожидания.

Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!

Матрона Московская

Фото Все

Видео Все

Блаженная Матрона. Фильм Аркадия Мамонтова

«Святая Матрона. Приходите ко мне, как к живой». Документальный фильм

БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА МОСКОВСКАЯ

Матрона Московская — биография

Матрона Московская считается одной из самых известных русских святых. С детства она обладала целительским даром, благодаря которому помогала страждущим.

В церковных книгах последних лет часто можно встретить имя Матроны Московской, которая известна своими добрыми делами. К дому святой всегда приходили паломники, ее посещали простые люди в поисках чуда и находили его.

Детство и дар чудотворения

Еще при жизни женщины ей молились и просили у нее помощи. И сегодня к мощам святой выстраивается целая очередь из паломников, которые надеются на чудо. Из разных городов и стран едут люди, чтобы посетить Покровский монастырь. Именно там покоятся мощи великой Матроны, которая обещала, что молитва каждого будет услышана и каждому человеку она постарается помочь.

Родилась необычная девочка в небольшой тульской деревне под названием Себино. Семейство Никоновых было не очень богатым, помимо Матроны уже подрастало трое детей. Когда мать девочки, Наталья, забеременела в четвертый раз, она решила отдать малыша в приют. Поднять еще одного ребенка семейство просто не могло. Однако, когда пришла пора родов, к Наталье во сне явилась необычная гостья. Во сне на грудь беременной женщины присела птица с человеческим ликом. Птица была безглазой. Когда Наталья проснулась, она поняла, что сон вещий. Она решила оставить четвертую малышку в семье.

Читайте также:
Артемий Антиохийский - житие и биография святого, мощи, почитание и дни памяти, труды

Матрона Московская

Сон Натальи сбылся – девочка с рождения ничего не видела, как птица из сновидения матери. У малышки даже не было глазниц, веки не открывались. Родители с самого начала поняли, что у маленькой Матроны есть особый дар. На грудине девочки обнаружилась небольшая крестообразная выпуклость. На крестинах произошло первое чудо: когда священник опустил малышку в купель, над резервуаром поднялся ароматный дым. Батюшка сразу понял, что девочка будет святой.

Матушка Матроны рассказывала, что младенцем будущая святая не принимала грудь в пятницы и среды – словно держала пост.

Девочка долго не могла найти общий язык со сверстниками. Ребята часто обижали Матрону, обзывали, били и стегали крапивой. Слепая девочка не была похожа на шумных детей. Матрона старалась проводить все свободное время у местной церквушки и росла тихим ребенком.

Чудеса святой

Уже с восьмилетнего возраста девочка открывает в себе дар – она может исцелять любые болезни и предсказывать грядущее. К малышке начинают приходить люди. Матрона молилась, и неходячий человек поднимался с постели. Девочка постоянно просила о заступничестве для обездоленных и скорбящих. Несмотря на огромные очереди из паломников, за свои услуги она не брала денег. Отблагодарить Матрону можно было только продуктами. Через какое-то время маленькая святая стала главной кормилицей в семействе Никоновых.

Фото Матроны Московской

Вскоре о чудесной силе малышки узнают в близлежащих деревнях и людей становится все больше. Несмотря на слепоту, Матрона была очень мудрой женщиной. Она могла с легкостью описать, как выглядят местные церкви, что находится внутри храмов. Девушка не знала грамоты, но без труда определяла названия улиц.

Матрона могла заглянуть и в будущее. Однажды девушка рассказала, что скоро будет пожар. Провидица попросила мать остаться в доме – жилище Никоновых не должно было сгореть. Так и случилось, в страшном пожаре было уничтожено несколько деревенских домов, но сруб, в котором жила Матрона, не пострадал.

Замуж девушка так и не вышла – на личную жизнь не оставалось времени, ведь ей нужно было помогать людям.

Святая Матрона часто путешествовала в компании дочери помещика и своей хорошей подруги Лиды. Девушка брала с собой юную сновидицу, когда ездила в паломничество. Подруги побывали во множестве святых мест. Они посетили знаменитую Киево-Печерскую лавру. Однажды молодая ясновидящая приехала в Кронштадтский собор, в котором она смогла поговорить со знаменитым Иоанном Кронштадтским. Встреча двух чудотворцев вышла необычной. Старец выделил девушку среди остальных прихожан, попросив их расступиться перед Матроной. Он указал на нее и сказал, что она станет его сменой, восьмым столпом России.

Матрона Московская сидит на постели

Когда девушке было всего лишь семнадцать лет, у нее начали отказывать ноги. Матрона больше не сможет ходить и следующие полвека проведет в сидячем положении. Однако этот недуг Матрона уже предсказывала ранее и говорила, что на это воля Господня.

До сих пор бытует легенда, что однажды Матрону посетила женщина, у которой был неходячий муж. Мужчина давно был парализован и его супруга умоляла святую помочь в этой беде. Матрона сказала, что мужчина сам должен прийти к ней на встречу. Женщина опять повторила свою историю – муж парализован, ходить не может. Матрона настаивала на своем, говоря, что неходячий должен приползти. Она посоветовала парализованному выйти с утра, а уже к трем часам дня он сможет достичь дома святой. Больному пришлось ползти почти 4 километра, но обратно он вернулся на своих ногах – Матрона исцелила.

Жизнь при советской власти

Матрона знала все не только о будущем людей, но и всего государства в целом. Она предсказала заранее революцию 17 года, рассказывала о будущих грабежах, беспорядках. Матрона предрекала, что храмов вскоре останется мало, а священникам придется бежать. События революции вскоре коснутся самой святой.

После прихода советской власти братья Матроны стали коммунистами. Верующая сестра, к которой не прекращали ходить люди, стала для парней помехой. Родство с Матроной «позорило» молодых Никоновых.

Вскоре девушке приходится покинуть родной дом. Вместе со своей старой подругой Лидой они решили поехать в Москву. Некоторые исследователи в будущем скажут, что именно в тот момент Матрона перестала быть сельской ясновидящей, но стала московской святой. Условия в Москве были в то время не самыми лучшими: девушки испытали на себе многочисленные доносы, гонения. У них не было даже постоянной прописки.

В первое время подруги жили там, куда пускали сердобольные граждане. В одной из построек, где они ночевали, было настолько холодно, что волосы Матроны примерзли к стенке. Позже девушка переехала к бывшей односельчанке, жившей на тот момент в Москве. Последние годы жизни она провела у дальней родни в Московской области.

Дар позволял Матроне точно знать, когда в дом нагрянет милиция, чтобы женщина успела его покинуть. Однажды она решила остаться, хотя знала о скором визите милиционера. Когда страж порядка пришел, Матрона заверила его, что никуда не собирается уходить. Более того, она осталась предупредить милиционера – он должен спешить домой, там вскоре случится несчастье. Мужчина решил послушать провидицу. Дома он обнаружил, что начался пожар. Милиционер успел спасти супругу. После этой истории он отказывался участвовать в аресте Матроны.

Икона с изображением миллиционера и Матроны Московской

Каждый день к женщине приходило около 40 человек – всех она принимала. По ночам Матрона не спала, вставала перед иконами и молилась. О многочисленных чудесах святой известно многое. К примеру, вода, над которой шептала Матрона, могла исцелять.

Женщина старалась помочь каждому, даже людям, которые не верили в Бога. Однажды к святой заглянула женщина – ее брат сильно заболел. Несмотря на то, что мужчина был атеистом, Матроне удалось его исцелить. После чуда она сообщила больному, что он должен поблагодарить сестру, которая молилась о его выздоровлении.

Матрона Московская с людьми

Согласно одной из многочисленных легенд к Матроне в свое время пришел сам Иосиф Сталин. Об этом поведала современница и подруга Матроны, Зинаида Жданова. Зинаида написала книгу о биографии святой, однако информация из романа немного отличается от данных, приведенных в официальном житии. Легенда гласит, что Сталин решил узнать у Матроны, победят ли немцы в войне и смогут ли они захватить Москву. Матрона была уверена, что победят русские. Встречу вождя пролетариата и Матроны изобразил иконописец Илья Пивник. Он создал икону, на которой святая и Сталин предстают вместе. Однако некоторые историки считают, что в реальности никаких встреч со Сталиным не было.

Читайте также:
Житие мученика Иоанна Воина - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Смерть и канонизация

Скорую смерть сновидица предсказала себе сама, попросив батюшку посетить ее перед кончиной. Священник был очень удивлен, когда узнал, что женщина очень боялась смерти.

Умерла легендарная Матрона в 1952 году. Сперва ее похоронили на территории Даниловского кладбища, о чем женщина попросила перед смертью. Матрона желала слышать церковную службу, а именно в том месте стоял храм. Через какое-то время к могиле женщины начинают приходить люди – даже после смерти святой они не перестали просить Матрону о помощи.

Рака с мощами Матроны Московской

В 90-е годы тело женщины решили эксгумировать. Мощи отвезли в Данилов монастырь, где их поместили в гробницу из серебра. Вскоре Матрону было решено причислить к лику святых. Канонизация была проведена в годовщину кончины женщины – 2 мая 1999 года. Общецерковная церемония состоялась позже, в 2004 году.

У святой Матроны есть несколько дней памяти – 2 мая она умерла, родилась женщина 22 ноября, а 8 марта произошло обретение мощей.

Храм Матроны Московской

Хотя прошло уже больше полувека со дня смерти Матроны, поток посетителей к ней не иссякает. Люди стараются прикоснутся к мощам, чтобы святая помогла выполнить их просьбы. И желания людей исполняются: у кого-то получается родить ребенка, кто-то исцеляется после тяжелого заболевания. Некоторые люди находят новую работу, у них налаживается личная жизнь. У мощей можно увидеть горящую лампадку, возле которой верующие оставляют украшения из золота и серебра.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Апостол Петр — рыбак, ставший камнем в основании Церкви

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Апостол, о котором чаще и подробнее всего рассказывается в Евангелиях, не выделялся среди прочих происхождением, образованием или талантами. Он носил вполне обычное еврейское имя Симон, отца его звали Иона, брата — Андрей, учениками Христа братья стали одновременно.

У Симона была жена и собственный дом в селении Капернаум, вместе с братом и отцом они рыбачили на Галилейском озере. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников, столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам и почти что язычникам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра потом опознают во дворе первосвященника.

А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, продать улов (если повезло) надо было пораньше с утра, пока он не испортился под жарким солнцем. А еще надо было промыть и починить сети. Рыбак пропах рыбным запахом, он вечно не высыпается, а его доходы невелики и слишком непредсказуемы. Может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» — сразу послушались Его, бросив в беспорядке свои сети. Так рассказывают об их призвании Матфей и Марк.

Иоанн приводит другой рассказ: братья Андрей и Петр были учениками Иоанна Крестителя, они услышали, как он называл Иисуса «Агнцем Божьим». После этого Андрей и привел Петра к Иисусу. «Иисус же, взглянув на него, сказал: „ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень“». Именно так получил он свое второе имя со значением «камень, скала»: по-арамейски оно звучало Кифа, по-гречески Петр. Именно под этим именем мы знаем апостола сегодня.

Есть ли противоречие между двумя рассказами? Да, безусловно. Его легко можно устранить, сказав, что в тот раз Андрей и Петр всего лишь поговорили с Учителем, но не последовали за Ним, а призвал Он их позже — это ничуть не противоречит евангельскому тексту.

По-видимому, два рассказа призваны подчеркнуть две стороны жизни братьев до того, как они стали апостолами.

Матфей и Марк показывают жизнь совсем простых людей, занятых тяжким трудом. А вот Иоанн, который всегда говорит о возвышенном, подчеркивает, что они и до обращения вовсе не были чужды духовных интересов, что слушали проповеди Иоанна Крестителя и ждали прихода Мессии. Такова манера многих библейских повествований: представлять каждую сторону события или явления в целостности и полноте, не объясняя внешних противоречий.

Как бы то ни было, пророчески данное имя «камень», кажется, совсем не подходило Петру. Он по характеру — скорее пламень, чем камень.

Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту. Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «повели мне придти к Тебе по воде». Да, потом он усомнился в собственных способностях и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, всё для него свершается здесь и сейчас.

И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго».

А ведь даже Иоанн Креститель посылал тогда ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле. Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он утвердит Свою Церковь. Именно здесь и раскрылось значение нового имени, Петр-Кифа, которое было когда-то дано как предсказание — а теперь объяснено.

Дело не в личных качествах Симона, а в его пламенной вере, в его готовности принять Учителя и последовать за Ним. Только на этом и может стоять церковь как на нерушимой скале.

Но тут же происходит между Петром и Учителем еще один разговор. Христос предсказывает Свои страдания и смерть. «Петр начал прекословить Ему: „будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!“ Он же, обратившись, сказал Петру: „отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое“. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: „если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною“». То есть даже очень глубокая личная вера не гарантирует безошибочности, и апостол, переживая за любимого Учителя, хочет отговорить Его от самого главного, что должно было с Ним произойти. И тогда Тот обращает к нему самый резкий упрек, даже называет «сатаной», т. е. «противником». Один и тот же человек может оказаться в двух таких разных ролях с совсем небольшим интервалом между ними.

Читайте также:
Пророк Иезекииль: книга, житие и биография святого, испытания и пророчества, дни памяти

Но однажды Петру предстояло испытать куда более резкий переход от веры к неверию, а потом от отречения к покаянию. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности. Когда арестовывали Учителя, Петр даже попытался оказать вооруженное сопротивление, нанес удар мечом одному из противников, но Христос велел ему: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Дело было вовсе не в том, у кого сколько воинов, какое вооружение. Значение имело совсем другое.

Но вот арест состоялся, а за ним и допрос, и суд у первосвященника. Петр следовал за любимым учителем, и холодной весенней ночью грелся у костра во дворе дома первосвященника, вместе с его слугами и другими людьми. Петра прежде видели многие. «и ты был с Иисусом!» — начали спрашивать его. И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по будничному, сам того не заметив. Он трижды успел сделать это, как вдруг раздался петушиный крик. «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько».

После воскресения (Петр сам убедился в том, что тело Иисуса исчезло, а в гробнице лежат лишь пелены, которыми оно было повито) апостолы вернулись в Галилею, к привычному занятию — большинство из них, как и Петр, были рыбаками. Да и что, в самом деле, оставалось теперь делать? И снова, как однажды еще до всех тех великих надежд и огорчений, были заброшены сети, снова они оказались пустыми, и снова какой-то человек с берега велел бросить их еще раз, в иное место. И переполненные сети уже невозможно было поднять на лодку! Первым узнал Господа Иоанн — но именно Петр схватил свою одежду и бросился в воду, чтобы доплыть до Него прежде, чем причалит лодка с остальными рыбаками. Не мог Петр сидеть на месте, видя перед собой Христа.

Именно во время этой встречи прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «паси овец Моих». Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «любишь ли ты Меня?» Задан вопрос его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

Только за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь». Это было предсказание мученической смерти, которая, впрочем, ждала не одного Петра, но и других апостолов. Петр действительно был распят в Риме в шестидесятые годы н. э., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Но до этого еще было далеко — сначала должна была прозвучать апостольская проповедь. В день Пятидесятницы в Иерусалиме, когда на апостолов сошел Святой Дух и проповедь эта началась, именно Петр обратился ко всем присутствовавшим с пламенной речью о Христе: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти». Как непохожи эти слова на его прежнюю робость во дворе первосвященника! Теперь с ним был Воскресший.

С самого начала его проповедь была обращена прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. В этом видении Бог предложил Петру пищу, которая считалась нечистой для иудеев, и когда тот отказался, то услышал голос: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Сразу после этого Петр получил приглашение от римского центуриона по имени Корнилий, отправился к нему, проповедовал и крестил его вместе со всеми, кто собрался в его доме.

И все равно Павел потом сказал:

«мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (т. е. иудеев).

Может быть, выходцу из Галилеи не так уж и просто давались иностранные языки, тот же греческий, на котором говорили меж собой представители разных народов в Восточном Средиземноморье. С Павлом у них даже вышел спор о том, как принимать в церковь людей, не имевших никакого отношения к иудаизму — и мы видим, что победила точка зрения Павла. Петр сначала колебался, несмотря на пережитый опыт с Корнилием.

Книга Деяний рассказывает и о первом тюремном заключении Петра за его проповедь — тогда его из-под стражи чудесным образом освободил ангел. Но это было далеко не последнее заключение апостола. Ему еще предстояло отправиться в Рим (об этом мы уже находим сведения в Предании, а не в Писании) и стать там главой местной общины. Возможно, именно там он рассказал своему спутнику Марку то, что помнил об Иисусе — и так было написано Евангелие от Марка. А может быть, он даже сам составил некоторые записи, которые Марк только собрал и перевел на греческий, мы ничего об этом точно не знаем.

Зато в Новый Завет вошли два послания, написанные Петром. В отличие от Павла (некоторые из его оборотов речи Петр и сам находил трудными для понимания), он не столько рассуждает о сложных богословских материях, сколько дает простые и конкретные наставления, впрочем, украшая их обильными ветхозаветными цитатами и цветистыми риторическими фигурами: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

Читайте также:
Иван Корейша - житие и биография, где находится могила и как до нее добраться, труды и предсказания

Впрочем, во первом из посланий есть сложнейший для понимания отрывок, о котором и по сю пору спорят многие толкователи: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». Каким же это духам проповедовал Христос, в какой темнице, и что именно проповедовал? Православная традиция видит здесь указание на сошествие во ад: после крестной смерти, но еще прежде Воскресения, душа Христа спустилась во ад, чтобы разбить его запоры и вывести оттуда ветхозаветных праведников. Этот сюжет можно увидеть на многих пасхальных иконах: Христос держит за руку Адама, попирая в то же время разбитые адские врата.

Пожалуй, Петр, познавший на собственном опыте, как может Христос спасти из бурных вод Галилейского моря или из бездны отчаяния после отречения, лучше, чем кто либо другой из апостолов, мог рассказать об этом.

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел: день памяти

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел – два столпа веры, два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор.

Когда чтят память святых первоверховных апостолов Петра и Павла?

12 июля Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу Петров пост, который готовил христиан к этому дню. Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые в мирском понимании скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Вот и сегодня тот день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.

Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.

Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет).

История апостолов Петра и Павла

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, согласно церковному преданию, приняли святое мученичество в один день – 29 июня (12 июля). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: (Римском IV в.; Карфагенском V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.).

Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии. Господь предвозвестил ему о скором исходе из земной жизни: скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2Пет.1:14-15). С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною (Ин.21:18-19). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».

О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своемуизбранному сосуду (Деян.9:15) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его(2Тим.4:6-8). Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов к 67 г. по Р.Х.

Читайте также:
Матрона Анемнясевская: житие и мощи, день памяти, в чем помогает святая

Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь.

Первые упоминания о празднике восходят к IV веку. Согласно Священному Преданию христианской церкви, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно».

Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков преследования христиан (англ.)русск., христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианствоязыческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви.

Святой первоверховный апостол Петр

Среди наших небесных покровителей есть большое количество святых и православных подвижников. Мы имеем большое благо — обращаться к ним за помощью в тяжелые для нас моменты жизни. Но среди всех святых, прославленных нашей Церковью, есть особая группа подвижников, которые застали самого Христа и переняли Его учение из первоисточника. Речь идет об апостолах. Эти Христовы ученики резко поменяли свою жизнь ради того, чтобы следовать за Спасителем. И среди них особо выделяется Петр. Кем он был и чем особенно прославился?

Кто такой апостол Петр

До прихода в наш мир Христа и начала Его проповеди, апостол Петр, в то время носивший распространенное имя Симон, особо ничем не отличался. Он был простым рыбаком из Вифсаиды, его отцом был Иона, а братом Андрей (впоследствии также ставшим одним из двенадцати приближенных Христа). Симон имел собственную семью, дом в городе Капернаум, вел обычную размеренную жизнь небогатого рыбака.

По характеру Петр был человеком горячим, решительным, преданным. Эти качества очень помогли ему стать одним из любимейших учеников Спасителя, наряду с Иоанном и Иаковом.

Иисус Христос однажды спросил своих подопечных, за кого они Его почитают. И тогда Петр сказал, что перед ними Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Господь и нарек бывшего простого рыбака Симона великим апостолом Петром, провозгласив:

Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:18-19).

Слово «камень» в данном случае имеет два значения: это и твердое основание Церкви Христовой, и буквальный перевод имени Петр.

Евангелие повествует нам, как случилось призвание рыбака Симона Христом. Симон, вместе со своим братом Андреем, рыбачили на Гефсиманском озере, когда к ним подошел Сам Иисус и сказал, чтобы они «бросали свои сети» и следовали за Ним.

Еще об апостолах Христа:

Следует заметить, что рыбный промысел в то время был очень трудоемкой работой, а прибыль от него была временная и переменчивая. Братья тут же повиновались, буквально оставив запутанные снасти на берегу. Нам сегодня может показаться странным такое поведение двух взрослых мужчин, от успешности промысла которых зависело пропитание всей их семьи. Почему они послушали Христа, о Котором достоверно ничего не знали?

Конечно, тут не обошлось без особого Промысла Божиего об этих людях. Кроме того, рыболовля была занятием сложным, физически тяжелым, а доход непредсказуемым. Христос же пообещал братьям сделать их «ловцами человеков», и братья повиновались. В Евангелии именно Петр воспоминается чаще, нежели другие последователи Христа. О нем мы читаем в описании следующих евангельских событий:

  • во время шторма именно он выявил желание идти к Господу по воде, что и исполнил до тех пор, пока не усомнился;
  • когда в Гефсиманский сад пришла стража, чтобы арестовать Христа, именно Петр выхватил меч и отрубил ухо рабу;
  • одно из знаковых мест Евангелия — отречение Петра в ночь ареста Христа и последующее раскаяние;
  • апостол Петр присутствовал на горе Фавор во время преображения Спасителя.

Сегодня мы молимся святому первоверховному апостолу Петру — именно такое звание в нашей Церкви носит этот человек, некогда самый обыкновенный рыбак. Не имея ни знатного рода, ни богатства, ни власти, Петр сподобился жизни вечной со Христом и учил, как ее достигнуть другим людям.

Важно! Именно апостол Петр, среди всех других учеников, первым исповедовал Иисуса Христа, как Спасителя (Мессию).

Деяния апостолов

Эта часть Нового Завета посвящена началу проповедования христианства сразу после вознесения Иисуса Христа. И первые главы этой книги содержат очень много упоминаний о Петре. Примечательно, что в последующих главах о нем почти вовсе не упоминается и речь там идет о миссионерской деятельности его собрата — Павла. Но в самом начале эпохи христианства именно деятельность апостола Петра имела определяющее значение, поэтому он и считается первоверховным.

Так, в Деяниях приводятся такие повествования:

  1. Когда раскрылось предательство Иуды и последовавшее его самоубийство, апостол Петр выступил перед другими учениками Господа с речью о необходимости избрания другого ученика из двенадцати основных. Им стал будущий евангелист Матфей (Деян. 1:15-22).
  2. В день Пятидесятницы, когда ученики и их приближенные были вместе и молились, с Небес раздался гром и на учеников видимо сошли языки пламени. И стали ученики говорить на разных наречиях. Все происходящее смутило всех присутствующих и они стали говорить, что ученики пьяны.

И тогда апостол Петр вразумил всех своей пламенной речью, объяснив, что ученики не пьяны, но сподобились схождения Духа Святого, поэтому и говорят на разных языках. Он призвал всех к покаянию и крещению, и многие повиновались его пламенной и ревностной речи (Деян. 2:14-40).

  • В главе третьей повествуется о первом явленном чуде, совершенным именем Христовым — исцелении хромого. Петр и Иоанн шли на моление, и перед дверьми храма сидел человек, который от рождения был лишен возможности ходить. Этого калеку хорошо знали все местные люди, которые видели его изо дня в день, просящим милостыню. И калека обратился к ученикам с просьбой о пожертвовании. Ученики Христа ответили, что денег они не имеют, но имеют нечто большее.
    Во имя Христа Петр приказал калеке встать и ходить. В тот же миг ноги его окрепли и он сделал первые в своей жизни шаги. Это явное чудо видело множество людей, пришедших в ужас и трепет. Последователи Спасителя призвали всех не ужасаться, но помнить, что совершил он сие не сам, а силою Господа (Деян. 3:1-26).
  • Предыдущий эпизод и исцелением калеки вызвал большое недовольство первосвященников, которые видели, что люди внимают проповеди учеников о Христе. Они призвали их к ответу, и спрашивали, какой силою они исцелили хромого. Тогда апостол Петр выступил с проникновенной речью, в которой обличил лицемерие первосвященников, заставляющих оправдываться за явное благодеяние, совершенное именем Христовым. Видя очевидное чудо и не имея аргументов, которые можно было бы противопоставить христианам, первосвященники отпустили их в недоумении (Деян. 4:8-23).

    Наследие

    Помимо всех своих прижизненных стараний, направленных на распространение христианства, апостол Петр оставил своим потомкам неоценимый труд в виде двух своих Посланий, которые входят сегодня в Новый Завет.

    Первое послание представляет собой обращение ученика к небольшим общинам в разных землях Малой Азии. Так случилось, что ранние христиане тех земель подвергались особенным гонениям и притеснениям со стороны врагов Христовой Церкви.

    Кроме того, к нестроениям в общинах приводили и множество появившихся лжепроповедников, которые уводили паству от спасительного пути, проповедовали распущенность и противоречащие христианству принципы. Апостол Петр, зная об этих сложностях, написал им во укрепление свое Первое послание, благодатные слова которого и по сей день наставляют на путь православных христиан.

    Несмотря на все старания по укреплению христианства, количество лжеучителей все увеличивалось. Не было еще в те времена устоявшейся практики христианства, она только формировалась. Поэтому многие, кто изначально превратно понимал учение, уводили народ не туда. Второе Соборное послание апостола Петра направлено на то, чтобы уберечь вновь созданные общины именно от таких ложных учителей.

    Предание об апостоле Петре

    Большое значение деятельности апостола Петра придавали и святые отцы нашей Церкви. В святоотеческом Предании мы можем найти множество упоминаний этого ученика Христового, отсылок к его Посланиям и жизнеописанию.

    Священное Предание говорит нам, что апостол Петр распространял христианство во многих странах, при этом его деятельность сопровождалась многими чудесами — воскрешением умерших людей, исцелениями безнадежно больных и многими другими. есть сведения, что именно апостол Петр долгое время был первым епископом Рима.

    Многие святые и древние историки описывают чудеса, совершенные Петром. Так, можно найти описание того факта, как он воскресил молодого человека из знатного рода прямо у него на похоронах в Риме. На погребение был приглашен и ученик Христа, и еще один человек, известный чудесами воскрешения — Симеон Волхв. Апостол Петр знал, что Симеон является еретиком и вводит в заблуждение многих в народе, поэтому явил именем Господним явное пред всеми чудо.

    Именно Предание повествует нам и о кончине ученика Христового. Конечно же, активное распространение христианства не осталось незамеченным и императором. Тогда им был Нерон — жестокий и беспощадный язычник. От его преследований погибло огромное количество христиан.

    Случилось так, что именно апостол Петр обратил в истинную веру двух жен императора Нерона. Это вызвало огромное негодование язычника, который отдал приказ поймать Христового последователя и казнить. Петр был схвачен стражей и доставлен в римскую тюрьму.

    Важно! Незадолго до ареста апостол был предупрежден и бежал из Рима, чтобы спастись. Но по пути он увидел Самого Христа, идущего ему навстречу, в Рим. Апостол спросил Господа, куда Он направляется, на что получил в ответ: » Я иду в Рим, чтобы быть еще раз распятым». Так Петр понял, что нет Божьей воли на побег и вернулся в Рим, где и был схвачен.

    Казнен он был очень быстро, всего через несколько дней. Примечательно, что казнь была изначально предусмотрена через распятие, но Петр не посчитал себя достойным умереть так же, как и его Господь, поэтому он был распят вниз головой.

    По последним дням и смерти апостола Петра существует известное художественное произведение «Камо грядеши, Господи» Генриха Сенкевича.

    Значение апостола Павла для современных христиан

    В наше время может казаться, что подвиги и миссионерский труд первых учеников Христа такой далекий до нас, даже неактуальный. Многим фигуры кажутся нереальными, легендарными, почти мифическими. Тем не менее, это совершенно не так — мы можем молиться апостолу Петру так, как будто он жил совсем недавно, рядом с нами.

    У Господа нет времени, это понятие присуще только видимому физическому миру. Поэтому в духовном плане для нас могут быть одинаково близки как современные святые, прославленные совсем недавно или даже жившие в наши дни, самые древние подвижники.

    Мы можем с уверенностью сказать, что именно на деятельности апостолов сформировалась и существует поныне вся наша христианская Церковь. Придя в этот мир, Христос не ушел бесследно, выполнив свою миссию. Он изменил мир навеки, оставил нам часть Себя в виде Святой Церкви и возможности участия в Таинствах. Но вся практика первой церковной жизни, все ее становление легло на плечи апостолов.

    Важно! Тот факт, что христианство существует вот уже более 2000 лет, несмотря на практически постоянные гонения и притеснения, говорит сам за себя. Ни одна религия мира не истреблялась так неистово и кроваво, как христианство. И если бы не труды апостолов, эта вера была бы придушена еще в самом начале, еще после Распятия Христа.

    Но Божий Промысел был таков, что апостол Петр со своими сторонниками положили свою жизнь для того, чтобы христианство расцвело и распространилось по всему миру. И то, что мы сегодня можем ходить в огромное количество храмов, молиться, участвовать в Таинствах — это все изначальная заслуга апостолов Христовых.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: