Житие пророка Исайи – полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

ИСАИЯ, ПРОРОК

Пророк Исаия

Исаия (VIII в. до н.э.), пророк

Происходил из царского рода. Отец Исаии, Амос, воспитал сына в страхе Божием и в законе Господнем. Достигнув зрелого возраста, пророк Исаия вступил в брак с благочестивой девицей-пророчицей (Ис. 8, 3) и имел сына Иасува (Ис. 8, 18).

К пророческому служению святой Исаия был призван Богом в царство Озии, царя Иудейского, и пророчествовал около 60 лет при царях Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии. Начало его служения было ознаменовано следующим видением: он видел Господа Бога, сидящего в величественном небесном храме на высоком престоле. Его окружали шестикрылатые Серафимы. Двумя крылами они закрывали лица свои, двумя – прикрывали ноги и двумя летали, взывая друг ко другу: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля Славы Его!” Столпы храма небесного потрясались от их восклицаний, и в храме разносилось курение фимиама. Пророк в ужасе воскликнул: “О, окаянный я человек, я сподобился видеть Господа Саваофа, имея нечистые уста и живя посреди нечистых людей!” Тогда послан был к нему один из Серафимов, имевший в руке раскаленный уголь, который он взял клещами от алтаря Господня. Он прикоснулся к устам пророка Исаии и сказал: “Вот, я прикоснулся к твоим устам и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит”. После этого услышал Исаия голос Господа, обращенный к нему: “Кого пошлю и кто пойдет к иудеям, кто пойдет для Нас?” Исаия отвечал: “Вот я, пошли меня, Господи, я пойду”. И послал его Господь к иудеям убеждать их обратиться от путей нечестия и идолопоклонства и принести покаяние. Тем, которые покаются и обратятся к Истинному Богу, Господь обещал милость и прощение, а упорным предназначены кары и казни Божии. Тогда Исаия спросил Господа, долго ли продолжится отступление иудейского народа от Бога. Господь отвечал: “До тех пор, пока не запустеют города, не будет людей в домах и эта земля не сделается пустыней. Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут новые побеги, так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя”.

Исаия оставил после себя книгу пророчеств, вошедшую в свод книг Ветхого Завета. Пророчества выраженные в этой книге столь ясны и точны, что Исаию со святоотеческих времен называют «ветхозаветным евангелистом» [1]. По словам святителя Кирилла Александрийского,

Святой пророк Исаия имел также и дар чудотворения. Так, когда во время осады Иерусалима врагами осажденные изнемогали от жажды, он своей молитвой извел из-под горы Сион источник воды, который был назван Силоам, т. е. “посланный от Бога”. На этот источник впоследствии Спаситель послал умыться слепорожденного, которому Он возвратил зрение. По молитве пророка Исаии Господь продлил царю Езекии жизнь на 15 лет.

Пророк Исаия скончался мученической смертью. По приказанию иудейского царя Манассии он был перепилен деревянной пилой. Пророк погребен был недалеко от Силоамского источника. Впоследствии мощи святого пророка Исаии были перенесены царем Феодосием Младшим в Константинополь и положены в храме святого Лаврентия во Влахернах. В настоящее время часть главы святого пророка Исаии хранится на Афоне в Хилендарском монастыре.

О времени и событиях, происходивших при жизни пророка Исаии, говорится в 4-ой книге Царств (гл. 16, 17, 19, 20, 23 и др.), а также во 2-ой книге Паралипоменон (гл. 26-32).

Молитвы

Тропарь, глас 2

Про́рока Твоего́ Иса́ии па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:/ спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 2

Проро́чества дарова́ние прие́м, пророкому́чениче, Иса́ие Богопропове́дниче,/ всем изъясни́л еси́ вочелове́чение Го́сподне,/ возгласи́в велегла́сно конце́м:/ се Де́ва во чре́ве прии́мет.

Использованные материалы

  • Житие на сайте Издательства Московской Патриархии
    • http://calendar.rop.ru/svyat1/may09-isaiya.html
  • Ответ иеромонаха Иова (Гумерова), Вопросы священнику:
    • http://www.pravoslavie.ru/answers/28960.htm
  • Тексты тропаря и кондака взяты с сайта Троицкого прихода в Балтиморе
    • http://www.holytrinityorthodox.com/ru/calendar/index.php?yea. o=2

[1] Иероним, блаженный, Послание к Павлину.

[2] Толкование на Исаию. Предисловие.

И шестикрылый Серафим пророку Исайе явился

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Часть видения Исайи — очищение уст Пророка приложением угля — ветхозаветный прообраз Евхаристии

С именем пророка Исайи связывают главнейшие пророчества о Христе и Новом Иерусалиме. О чем еще он пророчествовал целых 60 лет своей жизни, в каком возрасте был призван к служению и зачем Ангел-Серафим при помощи клещей положил в рот Исайе горящий уголь с жертвенника Господня. А также что написано в 53 главе Книги Исайи, история мученической смерти и вознесения величайшего пророка — в нашей статье.

День памяти

Церковь чтит память пророка 22 мая по новому стилю.

Библейское предание

Писание рассказывает, что Господь послал его к иудеям, давая последнюю возможность покаяться в захлестнувших их пороках. Чем немощнее духовно становился Божий народ, тем сильнее звучал голос пророка, жизнь которого была подобна свече, освещающей своим сиянием творимые народом беззакония.

Именно в тот смутный в истории Израиля период ясно и громко прозвучало его предсказание о грядущем Миссии, Который, проведя земную жизнь среди иудеев, в последствие приведет к Отцу Небесному многие отпавшие языческие народы.

Время служения

По словам самого пророка Господь призвал его на служение в год кончины царя Озии.

К сожалению, из-за несоответствия сведений о периоде царствования иудейских царей в 3-й и 4-й книгах Царств невозможно однозначно определить время начала его пророческой деятельности. Исследователи полагают, что, вероятнее всего, это период между 747 г. и 734 г. до Рождества Христова.

Поскольку неизвестен, к тому же,точный год кончины пророка, ученые полагают, что служение его составляло примерно 50-60 лет.

Пророки Иезекииль, Исаия и Иаков

Житие пророка

Родился подвижник в 765 г. до Р.Х. в Иерусалиме, в очень знатном семействе. Одни исследователи полагают, что пророк был родом из привилегированной династии священников, другие – что он происходил из рода царей.

В правление царя Иоафама, когда народ Израиля наслаждался установившимися в стране миром и благополучием,он предупреждал жителей, чтобы те изменили привычную жизнь,не искушали Господа и были более милосердны друг к другу, предрекая им, в противном случае, скорое нападение иноплеменных завоевателей.

Однако иудеи не вняли его голосу, а потому через несколько лет, в правление царя Ахаза, попали в зависимость от ассирийцев и даже вынуждены были установить в своей столице статую Ваалу, которому поклонялись эти язычники.

Особенно был приближен пророк ко двору правителей при Езекии – царе, отказавшемся платить дань завоевателям и уничтожившем всех иерусалимских идолов. Это привело к новому походу ассирийцев на Иерусалим. Именно в это время пророк Исайя настоял на том, чтобы царь не принимал никакие компромиссы и во всем уповал на Божию помощь. В результате, как сказано в 4-й книге Царств (19:35), ночью «Ангел Господень поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» воинов.

Когда Езекия тяжело заболел, по молитвам пророка Господь продлил его годы.

Такова краткая биография величайшего пророка.

Чудеса

Одним из чудес пророка было изведение по его молитве Господу водного источника из-под горы Сион. Это случилось во время осады Иерусалима неприятельскими войсками. Источник назвали Силоам, что означает «посланный».

Еще одно чудо произошло во время тяжелой болезни царя Езекии. По слову пророка произошло возвращение тени на десять ступеней назад, — это стало знамением того, что Господь услышал слезную молитву правителя и дарует ему чудесное исцеление.

Видение

Это событие произошло с пророком, когда ему было около 20 лет.

Однажды в видении он увидел Господа, восседающего на величественном престоле в окружении шестикрылых Серафимов, воспевающих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»В этот мигпровидец ощутил, насколько сам он нечист и грешен по сравнению с небесными жителями, и насколько нечисты его недостойные славить Господа уста.

Тогда один из Серафимов, взяв клещами уголь с раскаленной жаровни, приблизился к Исайи и коснулся им его уст со словами:

Протоиерей Димитрий Предеинразъясняет символику данного видения следующим образом:

Подобные словапроизносят в наши дни священнослужители во время своего причастия в алтаре:

«Се прикоснусяустнам моим, и отымет беззакония моя и грехи моя очистит».

После этого Господь спросил: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?», имея ввиду, что Ему необходим служитель, который передаст нечестивому израильскому народу Его Святую Волю о настигающей иудеев каре. И тогда юноша вызвался быть тем самым посланцем.

С этого момента началось его пророческое служение.

Пророчества о Христе

Одно из известнейших пророчеств было изречено во времена царя Ахаза, когда на земли Израиля готовилось нападение объединившихся сириян и самарийцев. В те дни пророк утешил жителей обещанием защиты Божией и произнес в качестве грядущего знамения такие слова:

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

Данное пророчество до сих пор украшает иконы пророка, поскольку обычно его пишут на свитке, который он держит в руке на своем изображении.

Еще одним знаменитым пророчеством об Искупителе были слова из 61-й главы его книги:

Эти слова прочел Сам Миссия, когда поучал иудеев в храме. Господь сказал тогда:

«Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами»

Многое рассказано им о Спасителе и в 52-53 главах его книги. Здесь рассказывается о муках, которые придется претерпеть Божию Сыну за грехи народа.

О Новом Иерусалиме

Это удивительное пророчество повествует об окончательном торжестве Создателя, о временах всеобщего мира и процветания для тех, кто идет в своей жизни путемсвятости.

Исайя предсказывает, что наступят времена, когда языческие народы, принявшие Благую Весть, прекратят жестокие междоусобные войны и не будут больше враждовать:

«и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

(Ис. 2:4)

При этом изменится и внешняя среда вокруг духовно преображенных людей:

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи».

Народы, заслужившие право войти в Новое Царство, будут пребывать в веселии и забудут, что такое страдания и болезни:

«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод… избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся».

Пророчествовал он и о падении Иерусалима, о разорении Иудеи. Упоминал великого Кира – персидского владыку, позволившего впоследствии вернуться евреям на родину.

Другие пророчества

Многое предсказал этот провидец и о судьбе других народов, живущих в то время на земле. Например, он предсказал разрушение Вавилонского царства из-за нечестивости и надменности вавилонян:

«И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем»

(Ис. 13:19-20)

Предсказал он и падение земли филистимской:

Исайя первым из пророков возвестил о том, что не только народ Божий, но и другие народы имеют ценность в глазах Создателя. Он предсказал, что Египет и Ассирия восславят, в свое время, Господа:

«И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят… Они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их. И Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу».

(Ис. 19:21-23)

Когда и как умер

Предание повествует, что пророк принял страдальческую кончину при Манассии – наследнике благочестивого правителя Езекии, взошедшем на престол в 696 г. до Р.Х. Рассказ об этом записан в апокрифическом произведении «Вознесение Исайи».

Апокриф повествует, что провидец, зная о своей участи, бежал в горы. Однако место, где он укрывался, выдал царюковарный и завистливый лжепророк Велиар (иногда его называют Белкира). Исайю обвинили в государственной измене и богохульстве за то, что тот предрекал Израилю беды и называл его вторым Содомом. Провидец был казнен: его тело перепилили деревянной пилой.

О мученической кончине праведника рассказано также в апокрифической рукописи «Жизнеописание пророков».

Свт. Епифаний Кипрский и свмч. Дорофей Тирский писали в своих сочинениях, что изначально честные останки пророка были захоронены под дубом у источника Ен-Рогел, а в дальнейшем их перенесли поближе к царским гробницам.

Книга пророка Исайи

Книга, написанная Исайей, условно подразделяется на две части. Первая часть, включающая 1-39 главы, носит, по большей части, обличительный характер и осуждает творящиеся среди иудеев беззакония, за которыми непременно последует Божия Кара. Вторая часть данного труда содержит утешение людям о приходе Искупителя – Того, Кто возьмет на себя грехи человечества, и ранами Которого исцелится мир.

Эта книга имелаогромную значимость в апостольские времена. В Новом Завете содержится более 60 ее цитат. Сам Спаситель обращался к ней во время посещения синагоги.

О чем говорится в 53 главе Книги Исайи

В этой главе описывается приход Спасителя, Который придет пострадать за беззакония людского рода.

Во времена Исайи израильский народ уже ожидал пришествия Миссии,однако ждали величественного Помазанника Господня, который придет в мир и станет Царем царей. Исайяже предсказал, что Пришедший будет презрен и умален людьми, и что иудеи не узнают Его, когда Он появится.

Предвидел он и страдания Сына Божия – Его великий подвиг, благодаря которому омоются все греховные язвы человечества и произойдет искупление.

Священник Димитрий Предеин говорит:

Иерей Сергий Муравьев, клирик церкви святых Петра и Февронии в пос. Стрельня поясняет:

Почитание

В середине V в. честные останки праведника были перенесены по велению императора Феодосия Младшего в Константинополь, в церковь св. Лаврентия, где прихожане получали от них многие исцеления. Через несколько лет царственные супруги Маркиан и Пульхерия возвели в честь пророка церковь, куда перенесли с почестями его мощи. В XIII в. русский паломник Антоний Новгородец писал, что ковчег с чудотворной реликвией «под трапезою лежит» (то есть располагался под престолом).

В древнем византийском манускрипте содержится «Похвала Исайе», приписываемая свт. Иоанну Златоусту, а епископ Лиссабонский Потамий еще в IVв. составил трактат о его мученичестве.

В Древней Руси апокрифическое сочинение «Вознесение Исайи» было включено в Успенский сборник XII в., хранящийся сегодня в Государственном Историческом музее. Включали его в сборники душеполезных чтенийи другие славянские народы, например, болгары и сербы.

В рукописных славянских Минеях, относящихся к XI веку, уже содержалась служба этому святому, общая с мч. Христофором. Пророку Исайе посвящалисьотдельные 4 стихиры, кондак и седален.

Иконография

Древнейшие изображения пророка, датируемые VI веком, можно увидеть в церкви Сан-Витале в итальянской Равенне и в монастыре вмц. Екатерины на Синае.

Описание икон и фото

Изображают его и в виде молодого юноши, и в виде седовласого старца, поскольку служение пророка составило несколько десятков лет.

Часто в иконографии провидца присутствует сцена его видения: подлетевший Серафим держит перед пророком клещи с раскаленным углем, намереваясь коснуться им его уст.

Подобные изображения присутствуют в клеймах медных врат Успенского и Благовещенского соборов в Москве.

Исайя, пророк Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-е. Поясное изображение пророка Исайи со свитком и клещами с угольком в руках. Происхождение: Из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря. Материал: Дерево, темпера. Материал оклада: Серебро. Размеры иконы: высота 77,8 см, ширина 55,6 см НГОМЗ 2929. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Наиболее древние отечественные изображения этого подвижника находятся в Новгороде. Это его образ в церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручье и в церкви Рождества Христова на Красном поле. Датируются они второй половиной XIV века.

Лик святого изображали на средневековых пророческих рядах иконостасов. Например, в Троице-Сергиевой обители, Кириллово Белозерском и Ферапонтовом монастырях подобные изображения известны с XV столетия.

Царь Соломон и Исаия
Троице-Сергиева Лавра
1425–1427 гг.

Из западной традиции пришла манера написания святого провидца вместе с другими пророками. Чаще всего встречаются его совместные изображения с пророком Иеремией. Иногда в композицию может быть включен также образ Богоматери с Младенцем, как, например, на иконе XVI в. «Похвала Богоматери», хранящейся в Государственном Русском музее.

Очень часто пророка изображают со свитком в руке, на котором записано изречение из Ис. 7:14:

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

Татьяна Расновская

Исаия

Иса́ия (Иса́йя, ивр. יְשַׁעְיָהוּ ‎ — Йешаяу — «Спасение, посланное Богом», Йешаяу сын Амоца) — один из великих библейских пророков, выходец из знатной еврейской священнической семьи, родился в Иерусалиме около 765 года до н. э. Пророчествовал на древнееврейском. Исаия примечателен, в первую очередь, своими пророчествами о Мессии.

Содержание

Биография

Началось его пророческое служение в возрасте 20 лет с видения Бога на престоле и ангелов, окружавших Его. Пророк Исайя начал передавать свои сообщения в 747 году до н. э., во времена царя Озии. Начало пророчествований Исаии пришлось на период правления царей Азарии, Иоафама, Ахаза и Езекии.

Жизнь Исаии мученически закончилась в период царствования царя Иудеи Манассии, известного своими нарушениями Торы и гонениями на пророков.

Согласно канону, Исаия — автор библейской книги Исаии. У православных христиан память Исаии отмечается в 9 (22) мая, у католиков — 6 июля.

Библейское предание гласит, что евреи отошли от Бога, когда по царству Иудее распространилось идолопоклонство. Древним евреям приходилось противостоять постоянным набегам и нападениям со стороны соседнего Царства Израиля и Сирии. С целью обезопасить царство Иудею от вторжения сирийцев, цари Иудеи заключили союз с ассирийским царем, налагая на евреев бремя тяжёлой дани.

Чудеса

  • В соответствии с преданием, во время царствования Езекии на Иудею напал ассирийский царь Сеннахериб. Но по молитве Езекии войско противника было истреблено.
  • Однако сам Езекия тяжело заболел и был исцелён Богом по молитве пророка Исаии.
  • Возвратил тень на десять ступеней назад, дав знамение царю Езекии, что тот выздоровеет. (4Цар.20:8-11)

Пророчества

  • Известная фраза Исайи о будущем обществе: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». (Ис.2:4)
  • Исайя обличает лицемерие, когда человек чтит Бога языком, но не сердцем (Ис.29:13)
  • Исайя отрицает возможность изображения Бога. «Кому уподобите вы Бога?» (Ис.40:18) и отрицает возможность постижения Бога. «Разум Его неисследим» (Ис.40:28)
  • Исайя отстаивает идею о том, что каждый народ достоин власти, которая над ним, называя персидского царя Кира помазанником Господа (Ис.45:1).
  • Исайя отстаивает идею предопределения. «Предопределения древние истинны» (Ис.25:1), но подчёркивает, что судьба каждого человека зависит от него самого и определяется его поступками: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис.1:19).
  • Исаия осуждал иудеев за беззаконие и пророчил им, что большая часть их будет отвержена Богом, и место их займут уверовавшие языческие народы Египта и Ассирии (ныне Ирак). «Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу» (Ис.19:23).
  • Дамаск будет разрушен (Ис.17:1)
  • Именно Исаие принадлежит описание видения Нового Иерусалима — символа грядущего Царства Божия.
  • В глазах христиан особую ценность представляют множественные пророчества Исаии о грядущем Мессии, включая знаменитое пророчество о Его рождении: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» (Ис.7:14), «Ибо младенец родился нам — сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6).

Пророчество о Египте

«Пророчество о Египте. — Вот, Господь восседит на облаке лёгком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нём. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством. И дух Египта изнеможет в нём, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф.» (Ис 19:1-4)

Пророчество о восстановлении государства Израиль

«Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: “отдай “; и югу: “не удерживай”; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил.» (Ис 43:5-7)

«Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?» (Ис 66:8)

В Христианстве

В Исламе

Несмотря на то, что Исайя не упоминается по имени в Коране, Мусульманские источники называют его пророком. [2]

См. также

  • Муж скорбей
  • Исаия (имя)

Примечания

  1. Historical Dictionary of Prophets in Islam and Judaism, B. M. Wheeler, Appendix II
  2. Encyclopaedia of Islam

Ссылки

Исаия на Викискладе ?
  • Исайя — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Библия, русский синодальный перевод
Библейские пророки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Исаия (Копинский)
  • Исаия Козловский

Полезное

Смотреть что такое “Исаия” в других словарях:

Исаия — святой, уроженец Киевской земли, постригся в Печерской обители, с 1078 г. епископ ростовский. По словам церковной службы св. Исаия, он утвердил христианство в Ростовско Суздальской земле, на местах языческих капищ строил христианские храмы; умер… … Биографический словарь

Исаия — и, муж.; разг. Исай, я.Отч.: Исаиевич, Исаиевна и Исаевич, Исаевна; разг. Исаич.Производные: Исайка; Сайка.Происхождение: (Др. евр. имя Iesa‘iahu или Iesa‘iah помощь Яхве, спасение (посланное) Яхве.) Словарь личных имён. Исаия и, м.; разг. Исай,… … Словарь личных имен

Исаия — ( Господь помощь, спасение ): 1) сын Рехавии, потомок Моисея (1Пар 26:25); 2) сын Идифуна, руководитель восьмой чреды певцов во времена Давида (1Пар 25:3,15); 3) сын Амоса, пророк (Ис 1:1). см. Книга пророка Исаии; 4) вениамитянин, отец Ифиила… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Исаия — (евр. «спасение Господне») один из величайших ветхозаветных пророков. Из Священного Писания о нем известно, что он жил в Иерусалиме, имел двух сыновей и пророчествовал во времена царей иудейских: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (см. Ис. 1, 1). К … Православие. Словарь-справочник

Исаия — Ис’аия (Иегова спасает) а) сын (потомок) Амоса (4Цар.19:2 ; 4Цар.20:1 ), один из величайших пророков ветхозаветного времени, который жил и пророчествовал при царях иудейских Озии (Азарии), Иоафаме, Ахазе и Езекии примерно от 745 г. до 695 г. до… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Исаия — ветхозаветный пророк. В статье, направленной против войны ( Одумайтесь! , 1904 г.) Толстой приводит один из обличительных текстов этого пророка (Исаия, гл. IX, ст. 2 4, 6 10). /Т. 20/ … Исторический справочник русского марксиста

Исаия — Ис’аия (Иегова спасает) а) сын (потомок) Амоса (4Цар.19:2 ; 4Цар.20:1 ), один из величайших пророков ветхозаветного времени, который жил и пророчествовал при царях иудейских Озии (Азарии), Иоафаме, Ахазе и Езекии примерно от 745 ·г. до 695 ·г.… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Исаия — имя четырех лиц: а) (1Пар.3:21 ) сын Ханании, сына Зоровавеля, из рода Давида. б) (1Пар.25:3 ,15) из сыновей певца Идифуна, участвовавших в деле служения в храме игрою на музыкальных инструментах. в) (1Пар.26:25 ) сын Рехавии, из потомков Моисея … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

ИСАИЯ — библ. пророк, к рому приписывается авторство одной из осн. цророч. книг Библии. Но. как установлено.в книге И. соединены в 5 4 вв. до н. д. 3 разных источника: Первоисаия (гл. ? 39, 8 в. до н. э,), Второисаия (гл. 40 55. 6 в. до н. JJ ,… … Атеистический словарь

Великомученик Фео ́ дор Стратилат, Гераклийский

Дни памяти

Житие

Святой великомученик Феодор Стратилат был предан мученической смерти в 319 году по Рождестве Христовом. В дословном переводе с греческого слово «стратилат» означает «высокий воин», в литературном переводе – «воевода», «военачальник».

Происходил святой Феодор из города Евхаиты, ныне Марсиан на севере Малоазиатского нагорья в Турции. Благая весть святого Евангелия в эти места принесена еще в апостольские времена.

Святой Феодор был наделен от Господа многими дарованиями. Его выделяли среди окружающих природная красота, великодушное сердце, глубокое познание христианских истин, мудрость и красноречие. Храбрость святого воина стала многим известна после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаиты. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, никому ничего не говоря, взяв с собой свое обычное оружие и имея на груди крест, двинулся в путь.

Доехав до поля вблизи пропасти, где жил змей, воин Христов слез с коня и лег отдохнуть. В этих местах проживала некая благочестивая жена по имени Евсевия. Она была преклонная летами. За несколько лет перед этим она испросила тело святого мученика Феодора Тирона, не сгоревшее на костре во время казни, погребла его около своего дома и каждый год праздновала его память в день преставления 17 февраля (2 марта). Благочестивая Евсевия, увидев спящего воина Христова Феодора Стратилата, разбудила его и пыталась убедить уйти из этих мест, чтобы не пострадать от змея. Мужественный воин Христов Феодор отвечал ей: «Отойди и стань подальше от места сего, и ты увидишь силу Христа моего». Женщина отошла и стала молиться к Спасителю о даровании победы смелому воину. Обратился с молитвой к Господу и святой Феодор: «Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на сопротивныя, Ты и ныне Тот же есть Господи Христе Боже, пошли мне победу с высоты Твоей святой». Святой Феодор победил чудовище, прославив среди людей имя Христово.

За отвагу святой Феодор был назначен военачальником в городе Гераклее близ Черного моря, недалеко от Евхаит. Здесь святой Феодор сочетал ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая вера, подкрепленная личным христианским примером, отвращала многих от пагубных привычек. В результате почти все жители Гераклеи приняли христианство.

В это время начались жестокие гонения на христиан. Император Ликиний (307–324), умертвивший сорок мучеников Севастийских, обрушил свои гонения не на простой народ, а на просвещенных поборников христианства, в которых видел серьезную угрозу для отмиравшего язычества. Прослышав о храбром военачальнике, император захотел его увидеть и послал за ним своих приближенных. Святой Феодор принял послов с честью, но не хотел оставлять своего города. Предвидя намерения императора, мученик Христов хотел пострадать в своем городе, поэтому он ответил императору, что не может сейчас покинуть Гераклию и просит его пожаловать к нему.

Накануне прибытия нечестивого правителя святой Феодор удостоился чудесного видения. Во время молитвы он вдруг увидел себя в храме, крыша которого разверзлась, над храмом воссиял небесный свет и раздался голос: «Дерзай, Феодор, Я с тобою!». Укрепленный видением, святой мученик обратился к Господу с горячей молитвой, прося Его укрепить свои силы для предстоящего подвига.

Император приехал, захватив с собой золотых и серебряных идолов. Он благосклонно отнесся к святому Феодору, хвалил его за хорошее управление городом и повелел ему принести перед народом жертвы идолам. Святой просил императора оставить идолов на ночь в своем доме. Император согласился. Завладев истуканами, святой Феодор разбил их на многие части и раздал кусочки золота и серебра нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и на обломках язычества утверждал законы христианского милосердия.

Мученик Христов по приказу императора был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Мучители били его воловьими жилами и оловянными прутьями, терзали его тело гвоздями и палили огнем. Все это святой мученик переносил с великим терпением и только повторял: «Слава Тебе, Боже наш!» После мучений святого бросили в темницу, и пять дней продержали там без пищи и воды, а затем истерзанного святого пригвоздили к кресту и оставили на ночь. Мучители надеялись, что он умрет ночью на кресте. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: «Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей».

Господь решил прославить своего святого перед всеми жителями Гераклии. Утром воины, участвовавшие в казни, увидели святого мученика живым и невредимым: Господь исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое крещение. Мученик Феодор удержал жителей и воинов, уверовавших во Христа от мятежа, говоря им: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому».

Мученик Христов добровольно отдал себя в руки мучителей. Идя на казнь, святой одним словом открывал двери темниц и освобождал узников. Жители Гераклии, прикасавшиеся к его одежде, исцелялись от болезней и освобождались от бесов. Перед тем, как предать себя в руки палача, мученик Феодор завещал похоронить свое тело в Евхаитах в имении родителей. Своему слуге Уару приказал записать все мучения, которым он был подвергнут, для назидания будущих поколений христиан. Затем мученик Христов долго молился и, наконец, произнеся слово «аминь», преклонил под меч свою честную и святую главу. Казнь совершилась 8 (21) февраля 319 года в субботу, в третий час дня.

Народ оказал великие почести святым останкам мученика. 8 (21) июня того же года они были торжественно перенесены в Евхаиты. Во время перенесения тела святого и уже в самом городе совершались многочисленные чудеса во славу Христа Бога.

Святой великомученик Феодор Стратилат, верный до смерти Господу Иисусу Христу, бесстрашный и жертвенный военачальник, храбрый солдат, издревле почитается как покровитель православного воинства.

В память великомученика Феодора Стратилата строились храмы во всех православных странах. По молитвам к нему, от Его икон совершались многие чудеса. Так святой Анастасий Синаит, патриарх Антиохийский (599 г.) и Иоанн Дамаскин (ок. 780 г.) упоминают о чуде, произошедшем в храме Феодора Стратилата недалеко от Дамаска в местечке Карсата в Сирии. Когда эти места были захвачены сарацинами, храм был разорен и в дальнейшем подвергся осквернению. В здании поселились сарацины. Однажды один из них, взяв лук, пустил стрелу в написанное красками на стене изображение святого Феодора. Стрела попала в правое плечо святого, и тотчас по стене потекла струйка живой крови. Нечестивцы удивились этому, но храм не покинули. Всего в церкви проживало около двадцати семейств. По прошествии некоторого времени все они скончались по неизвестной причине. Мор напал на святотатцев, в то время как их соплеменники, жившие вне храма, не пострадали.

Житие Феодора Стратилата

Святой Феодор Стратилат один из самых почитаемых на Руси святых. Ему посвящено множество храмов и он считается покровителем воинства, потому что и сам был воином. Существует три версии жития Стратилата, что также свидетельствует об особом отношении к святому.

Житие великомученика

Святой великомученик Феодор Стратилат родился в городе Евхаит. Когда именно неизвестно, но известна дата его мученической кончины 319 год. Святой Федор жил во времена императора Лициния и был очень способным воином, а судя по его прозвищу, Стратилат, которое переводится как «военачальник», занимал очень ответственную должность в императорской армии.

Житие Феодора Стратилата рассказывает о том, как именно святой стал начальником, произошло это после того, как Федор убил страшного змия.

  1. Недалеко от города Евхаит в пустыне завелся некий змей, который периодически нападал на тех, кто проходил мимо его логова и пожирал их. Город был охвачен паникой. И вот св Феодор Стратилат вооружившись и сев на своего верного коня настиг змия в его логове и поразил его копьем. Тем самым избавив жителей города от величайшей опасности.
  2. О подвиге святого узнал император Лициний и возвел воина в ранг стратилата, назначив командиром в город Гераклея.

Интересный факт! Когда Феодор прибыл на место, где обитал змий, то решил отдохнуть, но христианка Евсевия, которая хранила св. мощи Феодора Тирона, предупредила Стратилата о близкой опасности. Что спасло самого святого. Великомученик Федор Тирон будучи воином, совершил подвиг похожий на стратилатовский — поразив змия мечем.

В Гераклеи святой Феодор обратил многих ко Христу, так как сам он являл собой образец настоящего христианина. Это стало известно императору, и тот пригласил воина в столицу. Но в ответ Стратилат написал письмо Лицинию, в котором предлагал самому императору посетить Гераклею, так как этот город наполнен христианами и может отпасть от империи.

При этом святой Феодор просил Лициния захватить с собой идолы самых известных богов, чтобы более наглядно жителям города показать их силу. Это была своеобразная хитрость святого, благая, потому что Феодор Стратилат задумал через это продемонстрировать силу христианства над язычеством.

Когда император Лициний прибыл в Гераклею, то привез с собой сотни скульптур языческих богов, сделанных из серебра и золота. Будущий мученик прибывшего императора попросил эти изваяния забрать себе на ночь, якобы для жертвоприношения.

Еще о святых воинах:

Ночью святой разбил все статуи на части и раздал нищим эти куски серебра и золота. Утром об этом стало известно императору, и тот вызвал святого Феодора Стратилата к себе. Лициний был возмущен поступком святого, но Феодор в своей речи доказал истинность христианства и правильность своего поступка.

С этого момента начался крестный путь святого, так как император приказал предать его казни, но до нее Феодор был подвергнут мучениям:

  • тело его крюками драли;
  • жгли огнем;
  • после всего высекли и заключили в темницу, где он пребывал без пищи в течение пяти дней;
  • после этого святого лишили зрения и распяли на кресте.

Но Ангел был послан Господом Феодору и явился святому, снял с креста и полностью исцелил его, сделав прежним, восстановив полностью Стратилата. На следующий день горожане, увидев Феодора живым и невредимым, все уверовали во Христа, как один. Лициний узнав о таком событии, велел отсечь Феодору голову. Так он закончил мученически свою жизнь.

Почитание и мощи

На Руси очень с давних времен почитают святого Феодора Стратилата, как покровителя воинства. На древних иконописных изображениях есть характерные черты, по которым можно сразу определить святого:

  • одет святой в пластинчатый доспех;
  • в правой руке копье;
  • щит славянский, овальный;
  • масть лошади белая.

Иногда вместо копья в руках святого меч, а в другой руке крест. Т. е. изображения Стратилата очень разнообразны в древней традиции, которая перешла и в наше время и иконы Стратилата, чаще всего можно увидеть именно в таком антураже.

Еще об иконах святых:

После мученической кончины, святые мощи Феодора Стратилата были перенесены в главный храм г. Евхаита. В XI веке они оказались в Константинополе. Каждый раз при перенесении происходило множество чудес по молитвам к святому. Мощи были помещены в храм Богородицы во Влахерне. Рядом с ними находились щит и меч Феодора.

Дальнейшая судьба св. мощей Феодора Стратилата была трагична. После взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. в целости они не сохранились и оказались части их в разных православных и католических храмах:

  • глава на Афоне в монастыре Пантократор;
  • левая рука на греческом Пелопоннесе в монастыре Мега Спилеон.

В России частицы мощей находятся в следующих храмах:

  • в Благовещенском соборе г. Москвы;
  • в храме Св. Софии в Новгороде Великом;
  • часть главы святого при Борисе Годунове, также были принесены в Москву.

После своей мученической кончины Феодор Стратилат был прославлен Церковью в лике великомучеников. И по молитвам к нему было немало чудес.

  1. Одно из самых первых произошло в 780 году. В храме св. Феодора в сирийском городе Карсате, разместились сарацины, один из них выстрелили из лука во фреску святого на стене и попал в плечо, из которого начала истекать кровь. После этого все сарацины, которые находились в храме, умерли по неизвестной причине.
  2. В 971 году в битве с русами святой Феодор в решающий момент, когда силы ромеев ослабли, впереди войска явился Стратилат и руссы в панике бежали.

Это самые известные случаи, а было множество и других и совершаются они сейчас по молитвам к св. вмч. Феодору Стратилату.

О чем молиться святому

День памяти Феодора Стратилата 21 февраля и 21 июня, как и многие другие святые, Феодор по молитвам к нему чаще помогает в следующих случаях:

  • защита от злых сил;
  • укрепление в вере;
  • помощь в сложных ситуациях;

Молиться надо от всего сердца, самыми простыми словами излагая свою просьбу.

Феодор Стратилат – биография, новости, личная жизнь

Святой Феодор Стратилат

Феодор Стратилат (греч. Θεόδωρος ο Στρατηλάτης). Родился в Евхаите – умер 8 февраля 319 года в Гераклее. Христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Память в Православной церкви совершается 8 (21) февраля и 8 (21) июня, в Католической церкви – 7 февраля. Святой Феодор Стратилат почитается покровителем христианского воинства.

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния. В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор решил избавить город от этого чудовища и, не уведомив никого о своих намерениях, выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, он захотел отдохнуть в траве, но престарелая христианка Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона, предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства.

После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Вот часть послания Феодора к императору. Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации: «. многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства. посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, – сделай это по двум причинам: 1. чтобы усмирить мятежный народ; 2. чтобы восстановить древнее благочестие; ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере».

Отослав это письмо Феодор, как обычно каждый вечер молился в храме. В один из вечеров, по преданию его осветил неземной свет и послышался голос: «Дерзай, Феодор. Я с тобою».

Мученическая кончина Феодора Стратилата:

Для этой цели в город прибыл император с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим. На следующее утро императорский сотник Максентий открыл обман Феодора императору, он сказал: «Клянусь великими богами, царь, обманут ныне ты этим нечестивым Феодором. Ибо я вчера видел золотую голову богини Артемиды в руках одного нищего, который шёл и радовался. Я спросил: где ты её нашёл? А он мне сказал, что её дал ему Феодор Стратилат».

Император был шокирован, а Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. В процессе диалога Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. После этого святого подвергли многодневным пыткам, он был высечен, его жгли огнём и рвали железными когтями. Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим. Ликиний, думая, что мученик скончался, оставил его висящим на кресте. Но вот, в первую ночную стражу, Ангел Господень снял святого мученика с креста и сотворил его целым и здравым, каким он был и прежде.

В результате этого чуда весь город уверовал во Христа и жители пытались заступиться за своего стратилата. Стратилат проповедью прекратил междоусобицу, по преданию он освобождал заключённых, исцелял больных.

После этого Феодор отдал последние распоряжения по разным вопросам, в том числе и по поводу места своего захоронения. После дополнительной молитвы он добровольно пошёл на казнь. Он был усечён мечом 8 февраля 319 года. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня. Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия». Эти три жития переведены с греческого языка и представляют из себя житие-мартирий.

В древнерусских рукописях это произведение наиболее часто именовалось «Мучение святаго Феодора Стратилата» и начиналось со слов: «Якоже сияет солнце видящим, тако о мученицех словеса слышащим. ».

Краткая версия жития рассказывает о пытках, которые претерпел святой по приказу царя Ликиния. В ней описаны события мученической кончины Феодора, при этом святой умирает на кресте, и его воскрешает Ангел.

В полной версии жития текст совпадает с краткой версией практически дословно, но после описания достоинств Феодора в этот вариант включён эпизод встречи с христианкой Евстафией и победы над чудовищным змием.

После описания этого события продолжается текст краткой версии жития с момента прихода послов, посланных Ликинием.

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке.

Первый список на славянском языке – это краткий вариант, который включён в Златоуст Ягича, датируемый началом XIV века.

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так: «Великий мученик Феодор Стратилат бе при Ликиньи цесаре. ».

Третья версия – это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. Θησαυρός) XVI века в переводе Арсения Грека. Впервые этот перевод был опубликован в 1660 году в Москве как статья сборника «Анфологион». Видимо, этот текст был скопирован в сборник Александра Анисимова, который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнаго великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом», который начинается словами: «Яко несть слаждшо блазей душе благочестиваго человека. ».

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским, труды которого вышли в 1689-1705 годах. Сам перевод греческих текстов часто приводил к смешению текстов, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров – Тирона и Стратилата – они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи.

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались. Во-вторых, во время чтения «Златоуста» эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя – «Феодор Стратилон». Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот». Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига, что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят народные приметы на день Федора Стратилата – по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит питьевой источник.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее, изображает обоих святых.

Феодор Стратилат и Феодор Тирон

Предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом:

При захвате Сирии сарацинами. В храме Феодора Стратилата, который был расположен недалеко от Дамаска в местечке Карсата произошли события, о которых упоминали Анастасий Синаит, патриарх Антиохийский и Иоанн Дамаскин, жившие в VII – VIII веках. Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками. Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь. Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей. Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы.

В последнем сражении Русско-византийской войны 970-971 годов по утверждениям «Повести временных лет» святой помог грекам в сражении июля 971 года – при существенном численном перевесе руссов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен. Лев Диакон сообщает, что «Впоследствии распространилось твердое убеждение, что это был великомученик Феодор, которого государь молил и за себя, и за все войско быть соратником, покровителем и спасителем в битвах».

Иконография Феодора Стратилата:

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном – круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского. Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест. Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч. Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи – на коне Феодора изображается маленький сарацин, также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда – буланым или соловым.

Феодор Стратилат и Богоматерь. Этот сюжет имеет место в католической традиции. В православии встречается сюжет святого с Федоровской иконой.

Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Существует большое количество икон, на которых изображены эти святые. По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были воинами, но занимали разные должности: слово «Стратилат» переводится как военачальник, а «Тирон» значит новобранец. Такая распространённость икон связана с тем, что во времена Византийской империи этим святым поклонялись как олицетворению христианского начала в военной мощи империи. К тому же они считались заступниками христианского населения страны. Феодоры также были связаны с Георгием Победоносцем. Эта связь прослеживается по преданиям византийской эпохи.

Феодор Стратилат и великомученица Ирина. Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой, венчание которых состоялось в 1580 году. В течение последующих двенадцати лет после свадьбы у них не было детей, что являло серьёзную проблему для царской фамилии. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах. Из-за того, что в короткое время было написано большое количество икон, они связаны между собой техникой исполнения и перекликаются со светской техникой того периода.

Житийные иконы. Во второй половине XVI века получили распространение житийные иконы святого Феодора, бывшего патрональным святым царя Фёдора Ивановича. В качестве художественных памятников исследователи выделяют пять таких икон:

1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря.
2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
3. Икона из Кальбенштайнберга.
4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее.
5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате:

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме, которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем. Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

В 2010 году Патриарх Кирилл установил Феодора небесным покровителем Федеральной службы судебных приставов, добровольно помогающей восстановлению Феодоровского монастыря в Переяславле-Залесском.

Краткие молитвенные песнопения праздника Феодора Стратилата:

Воинствословием истинным, страстотерпче,
Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре;
Оружиями бо веры ополчился еси мудренно,
И победил еси демонов полки,
И победоносный явился еси страдалец.
Темже тя верою
Присно ублажаем

Мужеством души в веру оболкийся
И глагол Божий, аки копие, в руку взем,
Врага победил еси, мучеников превелий Феодоре,
С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

Великомученик Феодор Стратилат, Гераклийский

Краткое житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Стра­ти­лат про­ис­хо­дил из го­ро­да Ев­ха­ит. Он был на­де­лен мно­ги­ми да­ро­ва­ни­я­ми и пре­крас­ной внеш­но­стью. За ми­ло­сер­дие Бог про­све­тил его со­вер­шен­ным по­зна­ни­ем хри­сти­ан­ской ис­ти­ны. Храб­рость свя­то­го во­и­на ста­ла из­вест­на мно­гим по­сле то­го, как он с по­мо­щью Бо­жи­ей убил гро­мад­но­го змея, жив­ше­го в про­па­сти в окрест­но­стях го­ро­да Ев­ха­и­та. Змей по­жи­рал мно­же­ство лю­дей и жи­вот­ных, дер­жа в стра­хе всю окру­гу. Свя­той Фе­о­дор, во­ору­жив­шись ме­чом и мо­лит­вой ко Гос­по­ду, по­бе­дил его, про­сла­вив сре­ди лю­дей Имя Хри­сто­во. За от­ва­гу свя­той Фе­о­дор был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком (стра­ти­ла­том) в го­ро­де Ге­рак­лее, где нес как бы двой­ное по­слу­ша­ние, со­че­тая свое от­вет­ствен­ное во­ин­ское слу­же­ние с апо­столь­ской про­по­ве­дью Еван­ге­лия сре­ди под­чи­нен­ных ему языч­ни­ков. Его го­ря­чая убеж­ден­ность, под­креп­лен­ная лич­ным при­ме­ром хри­сти­ан­ской жиз­ни, от­вра­ща­ла мно­гих от па­губ­ной «лжи без­бо­жия». Вско­ре по­чти вся Ге­рак­лея при­ня­ла хри­сти­ан­ство.

В это вре­мя им­пе­ра­тор Ли­ки­ний (307–324) на­чал же­сто­кое го­не­ние на хри­сти­ан. Же­лая обез­гла­вить но­вую ве­ру, он об­ру­шил пре­сле­до­ва­ния на про­све­щен­ных по­бор­ни­ков хри­сти­ан­ства, в ко­то­рых не без ос­но­ва­ния ви­дел ос­нов­ную угро­зу для уми­ра­ю­ще­го язы­че­ства. В их чис­ле ока­зал­ся и свя­той Фе­о­дор. Свя­той сам при­гла­сил Ли­ки­ния в Ге­рак­лею, по­обе­щав ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Для со­вер­ше­ния этой пыш­ной це­ре­мо­нии он по­же­лал со­брать в сво­ем до­ме все зо­ло­тые и се­реб­ря­ные из­ва­я­ния бо­гов, ко­то­рые име­лись в Ге­рак­лее. Ослеп­лен­ный нена­ви­стью к хри­сти­ан­ству, Ли­ки­ний по­ве­рил сло­вам свя­то­го. Од­на­ко его ожи­да­ния бы­ли об­ма­ну­ты: за­вла­дев ис­ту­ка­на­ми, свя­той Фе­о­дор раз­бил их на кус­ки и раз­дал ни­щим. Так он по­сра­мил су­ет­ную ве­ру в без­душ­ных идо­лов и бук­валь­но на об­лом­ках язы­че­ства утвер­дил за­ко­ны хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия.

Свя­той Фе­о­дор был схва­чен и под­верг­нут же­сто­ким и изощ­рен­ным пыт­кам. Их сви­де­те­лем был раб свя­то­го Фе­о­до­ра, свя­той Уар, ко­то­рый ед­ва на­хо­дил в се­бе си­лы опи­сы­вать неимо­вер­ные му­че­ния сво­е­го гос­по­ди­на. Пред­чув­ствуя близ­кую смерть, свя­той Фе­о­дор уже об­ра­щал к Бо­гу по­след­ние мо­лит­вы, го­во­ря: «Гос­по­ди, ре­кл ми еси пер­вее, Аз есмь с то­бою, ныне же поч­то оста­вил мя еси? Виждь, Гос­по­ди, яко зве­рие ди­вии рас­тер­за­ша мя Те­бе ра­ди, из­бо­де­ны суть зе­ни­цы очес мо­их, плоть моя ра­на­ми раз­дроб­ля­ет­ся, уязв­ля­ет­ся ли­це, со­кру­ша­ют­ся зу­бы, еди­ны то­чию на­гие ко­сти на кре­сте ви­сят: по­мя­ни мя, Гос­по­ди, пре­тер­пе­ва­ю­ще­го крест Те­бе ра­ди, же­ле­зо, и огнь, и гвоз­дие подъ­ях за Тя: про­чее же при­и­ми дух мой, уже бо от­хо­жду от жиз­ни сей».

Од­на­ко Бог, по ве­ли­кой Сво­ей ми­ло­сти, по­же­лал, чтобы кон­чи­на свя­то­го Фе­о­до­ра бы­ла так же пло­до­твор­на для его ближ­них, как и вся его жизнь: Он ис­це­лил ис­тер­зан­ное те­ло свя­то­го и свел его с кре­ста, на ко­то­ром тот был остав­лен на всю ночь. Утром цар­ские во­и­ны за­ста­ли свя­то­го Фе­о­до­ра жи­вым и невре­ди­мым; убеж­ден­ные во­очию в бес­пре­дель­ном мо­гу­ще­стве хри­сти­ан­ско­го Бо­га, они тут же, неда­ле­ко от ме­ста несо­сто­яв­шей­ся каз­ни, при­ня­ли свя­тое Кре­ще­ние. Так свя­той Фе­о­дор явил­ся, «яко день све­то­за­рен», для пре­бы­вав­ших во тьме идо­ло­по­клон­ства языч­ни­ков и про­све­тил их ду­ши «свет­лы­ми сво­е­го стра­да­ния лу­ча­ми». Не же­лая из­бе­жать му­че­ни­че­ской смер­ти за Хри­ста, свя­той Фе­о­дор доб­ро­воль­но пре­дал се­бя в ру­ки Ли­ки­ния, оста­но­вив вос­став­ший про­тив му­чи­те­лей на­род, уве­ро­вав­ший во Хри­ста, сло­ва­ми: «Пе­ре­стань­те, воз­люб­лен­ные! Гос­подь мой Иисус Хри­стос, ви­ся на Кре­сте, удер­жи­вал Ан­ге­лов, дабы они не со­тво­ри­ли от­мще­ние ро­ду че­ло­ве­че­ско­му». Идя на казнь, свя­той му­че­ник од­ним сло­вом от­во­рял тем­нич­ные две­ри и осво­бож­дал за­клю­чен­ных от уз. Лю­ди, при­ка­са­ю­щи­е­ся к его ри­зам и чу­дом Бо­жи­им об­нов­лен­но­му те­лу, мгно­вен­но ис­це­ля­лись от бо­лез­ней и осво­бож­да­лись от бе­сов. По при­ка­зу ца­ря свя­той Фе­о­дор был усе­чен ме­чом.

Пе­ред смерт­ной каз­нью он ска­зал Уа­ру: «Не ле­нись за­пи­сать день кон­чи­ны мо­ей, а те­ло мое по­ло­жи в Ев­ха­и­тах». Эти­ми сло­ва­ми он про­сил еже­год­но­го по­ми­но­ве­ния. За­тем, ска­зав «аминь», он пре­кло­нил го­ло­ву под меч. Это со­вер­ши­лось 8 (21) фев­ра­ля 319 го­да, в суб­бо­ту, в тре­тий час дня.

Полное житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Стра­ти­лат был пре­дан му­че­ни­че­ской смер­ти в 319 го­ду по Рож­де­стве Хри­сто­вом. В до­слов­ном пе­ре­во­де с гре­че­ско­го сло­во «стра­ти­лат» озна­ча­ет «вы­со­кий во­ин», в ли­те­ра­тур­ном пе­ре­во­де – «во­е­во­да», «во­е­на­чаль­ник». Про­ис­хо­дил свя­той Фе­о­дор из го­ро­да Ев­ха­и­ты, ныне Мар­си­ан на се­ве­ре Ма­ло­ази­ат­ско­го на­го­рья в Тур­ции. Бла­гая весть свя­то­го Еван­ге­лия в эти ме­ста при­не­се­на еще в апо­столь­ские вре­ме­на.

Свя­той Фе­о­дор был на­де­лен от Гос­по­да мно­ги­ми да­ро­ва­ни­я­ми. Его вы­де­ля­ли сре­ди окру­жа­ю­щих при­род­ная кра­со­та, ве­ли­ко­душ­ное серд­це, глу­бо­кое по­зна­ние хри­сти­ан­ских ис­тин, муд­рость и крас­но­ре­чие. Храб­рость свя­то­го во­и­на ста­ла мно­гим из­вест­на по­сле то­го, как он с по­мо­щью Бо­жи­ей убил гро­мад­но­го змея, жив­ше­го в про­па­сти в окрест­но­стях го­ро­да Ев­ха­и­ты. Змей по­жи­рал мно­же­ство лю­дей и жи­вот­ных, дер­жа в стра­хе всю окру­гу. Свя­той Фе­о­дор, ни­ко­му ни­че­го не го­во­ря, взяв с со­бой свое обыч­ное ору­жие и имея на гру­ди крест, дви­нул­ся в путь. До­е­хав до по­ля вбли­зи про­па­сти, где жил змей во­ин Хри­стов слез с ко­ня и лег от­дох­нуть. В этих ме­стах про­жи­ва­ла некая бла­го­че­сти­вая же­на по име­ни Ев­се­вия. Она бы­ла пре­клон­ная ле­та­ми. За несколь­ко лет пе­ред этим она ис­про­си­ла те­ло свя­то­го му­че­ни­ка Фе­до­ра Ти­ро­на, несго­рев­шее на ко­ст­ре во вре­мя каз­ни, по­греб­ла его око­ло сво­е­го до­ма и каж­дый год празд­но­ва­ла его па­мять в день пре­став­ле­ния 17 фев­ра­ля (2 мар­та). Бла­го­че­сти­вая Ев­се­вия, уви­дев спя­ще­го во­и­на Хри­сто­ва Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та, раз­бу­ди­ла его и пы­та­лась убе­дить уй­ти из этих мест, чтобы не по­стра­дать от змея. Му­же­ствен­ный во­ин Хри­стов Фе­о­дор от­ве­чал ей: «Отой­ди и стань по­даль­ше от ме­ста се­го, и ты уви­дишь си­лу Хри­ста мо­е­го». Жен­щи­на ото­шла и ста­ла мо­лить­ся к Спа­си­те­лю о да­ро­ва­нии по­бе­ды сме­ло­му во­и­ну. Об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Гос­по­ду и свя­той Фе­о­дор: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, вос­си­яв­ший от От­че­го Су­ще­ства, по­мо­гав­ший мне в бит­вах и да­вав­ший по­бе­ду на со­про­тив­ныя, Ты и ныне Тот же есть Гос­по­ди Хри­сте Бо­же, по­шли мне по­бе­ду с вы­со­ты Тво­ей свя­той». Свя­той Фе­о­дор по­бе­дил чу­до­ви­ще, про­сла­вив сре­ди лю­дей имя Хри­сто­во. За от­ва­гу свя­той Фе­о­дор был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком в го­ро­де Ге­рак­лее близ Чер­но­го мо­ря, неда­ле­ко от Ев­ха­ит. Здесь свя­той Фе­о­дор со­че­тал от­вет­ствен­ное во­ин­ское слу­же­ние с апо­столь­ской про­по­ве­дью Еван­ге­лия сре­ди под­чи­нен­ных ему языч­ни­ков. Его го­ря­чая ве­ра, под­креп­лен­ная лич­ным хри­сти­ан­ским при­ме­ром, от­вра­ща­ла мно­гих от па­губ­ных при­вы­чек. В ре­зуль­та­те по­чти все жи­те­ли Ге­рак­леи при­ня­ли хри­сти­ан­ство.

В это вре­мя на­ча­лись же­сто­кие го­не­ния на хри­сти­ан. Им­пе­ра­тор Ли­ки­ний (307–324 гг.), умерт­вив­ший со­рок му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских, об­ру­шил свои го­не­ния не на про­стой на­род, а на про­све­щен­ных по­бор­ни­ков хри­сти­ан­ства, в ко­то­рых ви­дел се­рьез­ную угро­зу для от­ми­рав­ше­го язы­че­ства. Про­слы­шав о храб­ром во­е­на­чаль­ни­ке, им­пе­ра­тор за­хо­тел его уви­деть и по­слал за ним сво­их при­бли­жен­ных. Свя­той Фе­о­дор при­нял по­слов с че­стью, но не хо­тел остав­лять сво­е­го го­ро­да. Пред­ви­дя на­ме­ре­ния им­пе­ра­то­ра, му­че­ник Хри­стов хо­тел по­стра­дать в сво­ем го­ро­де, по­это­му он от­ве­тил им­пе­ра­то­ру, что не мо­жет сей­час по­ки­нуть Ге­рак­лию и про­сит его по­жа­ло­вать к нему. На­ка­нуне при­бы­тия нече­сти­во­го пра­ви­те­ля свя­той Фе­о­дор удо­сто­ил­ся чу­дес­но­го ви­де­ния. Во вре­мя мо­лит­вы он вдруг уви­дел се­бя в хра­ме, кры­ша ко­то­ро­го раз­верз­лась, над хра­мом вос­си­ял небес­ный свет и раз­дал­ся го­лос: «Дер­зай, Фе­о­дор, Я с то­бою!». Укреп­лен­ный ви­де­ни­ем, свя­той му­че­ник об­ра­тил­ся к Гос­по­ду с го­ря­чей мо­лит­вой, про­ся Его укре­пить свои си­лы для пред­сто­я­ще­го по­дви­га. Им­пе­ра­тор при­е­хал, за­хва­тив с со­бой зо­ло­тых и се­реб­ря­ных идо­лов. Он бла­го­склон­но от­нес­ся к свя­то­му Фе­о­до­ру, хва­лил его за хо­ро­шее управ­ле­ние го­ро­дом и по­ве­лел ему при­не­сти пе­ред на­ро­дом жерт­вы идо­лам. Свя­той про­сил им­пе­ра­то­ра оста­вить идо­лов на ночь в сво­ем до­ме. Им­пе­ра­тор со­гла­сил­ся. За­вла­дев ис­ту­ка­на­ми, свя­той Фе­о­дор раз­бил их на мно­гие ча­сти и раз­дал ку­соч­ки зо­ло­та и се­реб­ра ни­щим. Так он по­сра­мил су­ет­ную ве­ру в без­душ­ных идо­лов и на об­лом­ках язы­че­ства утвер­ждал за­ко­ны хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия. Му­че­ник Хри­стов по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра был схва­чен, и под­верг­нут же­сто­ким и изощ­рен­ным пыт­кам. Му­чи­те­ли би­ли его во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и оло­вян­ны­ми пру­тья­ми, тер­за­ли его те­ло гвоз­дя­ми и па­ли­ли ог­нем. Все это свя­той му­че­ник пе­ре­но­сил с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем и толь­ко по­вто­рял: «Сла­ва Те­бе, Бо­же наш!» По­сле му­че­ний свя­то­го бро­си­ли в тем­ни­цу, и пять дней про­дер­жа­ли там без пи­щи и во­ды, а за­тем ис­тер­зан­но­го свя­то­го при­гвоз­ди­ли к кре­сту и оста­ви­ли на ночь. Му­чи­те­ли на­де­я­лись, что он умрет но­чью на кре­сте. Од­на­ко Гос­подь ре­шил про­сла­вить сво­е­го свя­то­го пе­ред все­ми жи­те­ля­ми Ге­рак­лии. Утром во­и­ны, участ­во­вав­шие в каз­ни уви­де­ли свя­то­го му­че­ни­ка жи­вым и невре­ди­мым. Убеж­ден­ные во­очию в бес­пре­дель­ном мо­гу­ще­стве хри­сти­ан­ско­го Бо­га, они тут же, неда­ле­ко от ме­ста несо­сто­яв­шей­ся каз­ни, при­ня­ли свя­тое кре­ще­ние. Му­че­ник Фе­о­дор удер­жал жи­те­лей и во­и­нов, уве­ро­вав­ших во Хри­ста от мя­те­жа, го­во­ря им: «Пе­ре­стань­те воз­люб­лен­ные! Гос­подь мой Иисус Хри­стос, ви­ся на кре­сте, удер­жи­вал ан­ге­лов, дабы они не со­тво­ри­ли от­мще­ние ро­ду че­ло­ве­че­ско­му». Му­че­ник Хри­стов доб­ро­воль­но от­дал се­бя в ру­ки му­чи­те­лей. Идя на казнь, свя­той од­ним сло­вом от­кры­вал две­ри тем­ниц и осво­бож­дал уз­ни­ков. Жи­те­ли Ге­рак­лии, при­ка­сав­ши­е­ся к его одеж­де, ис­це­ля­лись от бо­лез­ней и осво­бож­да­лись от бе­сов. Пе­ред тем как пре­дать се­бя в ру­ки па­ла­ча, му­че­ник Фе­о­дор за­ве­щал по­хо­ро­нить свое те­ло в Ев­ха­и­тах в име­нии ро­ди­те­лей. Сво­е­му слу­ге Уа­ру при­ка­зал за­пи­сать все му­че­ния, ко­то­рым он был под­верг­нут, для на­зи­да­ния бу­ду­щих по­ко­ле­ний хри­сти­ан. За­тем му­че­ник Хри­стов дол­го мо­лил­ся и, на­ко­нец, про­из­не­ся сло­во «аминь», пре­кло­нил под меч свою чест­ную и свя­тую гла­ву. Казнь со­вер­ши­лась 8 (21) фев­ра­ля 319 го­да в суб­бо­ту, в тре­тий час дня. На­род ока­зал ве­ли­кие по­че­сти свя­тым остан­кам му­че­ни­ка. 8 (21) июня то­го же го­да они бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Ев­ха­и­ты. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния те­ла свя­то­го и уже в са­мом го­ро­де со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са во сла­ву Хри­ста Бо­га, Ему же со От­цем и Свя­тым Ду­хом, честь и по­кло­не­ние во ве­ки. Аминь.

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Стра­ти­лат, вер­ный до смер­ти Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, бес­страш­ный и жерт­вен­ный во­е­на­чаль­ник, храб­рый сол­дат, из­древ­ле по­чи­та­ет­ся как по­кро­ви­тель пра­во­слав­но­го во­ин­ства.

В па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та стро­и­лись хра­мы во всех пра­во­слав­ных стра­нах. По мо­лит­вам к нему, от Его икон со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са. Так свя­той Ана­ста­сий Си­на­ит, пат­ри­арх Ан­тио­хий­ский (599 г.) и Иоанн Да­мас­кин (ок. 780 г.) упо­ми­на­ют о чу­де, про­изо­шед­шем в хра­ме Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та неда­ле­ко от Да­мас­ка в ме­стеч­ке Кар­са­та в Си­рии. Ко­гда эти ме­ста бы­ли за­хва­че­ны са­ра­ци­на­ми, храм был ра­зо­рен и в даль­ней­шем под­верг­ся осквер­не­нию. В зда­нии по­се­ли­лись са­ра­ци­ны. Од­на­жды один из них, взяв лук, пу­стил стре­лу в на­пи­сан­ное крас­ка­ми на стене изо­бра­же­ние свя­то­го Фе­о­до­ра. Стре­ла по­па­ла в пра­вое пле­чо свя­то­го, и тот­час по стене по­тек­ла струй­ка жи­вой кро­ви. Нече­стив­цы уди­ви­лись это­му, но храм не по­ки­ну­ли. Все­го в церк­ви про­жи­ва­ло око­ло два­дца­ти се­мейств. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни, все они скон­ча­лись по неиз­вест­ной при­чине. Мор на­пал на свя­то­тат­цев, в то вре­мя как их со­пле­мен­ни­ки, жив­шие вне хра­ма, не по­стра­да­ли.

Читайте также:
Исповедь Аврелия Августина: краткое содержание, цитаты и история
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: