Житие равноапостольного князя Владимира – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Равноапостольный великий князь Владимир

Краткое житие святаго равноапостольного
великого князя Владимира.

память святого празднуется 15/28 июля

С вятой князь Владимир был сыном Киевского князя Святослава. В первый раз имя Владимира упоминается в русских летописях под 968 годом, при повествовании о нашествии печенегов, когда его бабка, святая равноапостольная княгиня Ольга, с малолетними внуками и жители Киева, из-за отсутствия своего сына Святослава, были осаждены в Киеве степными кочевниками. Во второй раз имя князя Владимира встречается в русских летописях под 970 годом, когда князь Святослав незадолго до своей смерти разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний сын, Олег, — землю Древлянскую, а младший сын, Владимир, — Новгород.

Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри. В отместку за гибель своего воеводы, убитого князем Олегом во время охоты, князь Ярополк в 977 году выступил с ратью на Древлянское княжество. Князь Олег погиб во время отступления близ города Овруча. Известие о его смерти достигло Новгорода, и князь Владимир, зная властолюбие брата, бежал за море к варягам. Ярополк послал в Новгород своих посадников и стал один править на Руси. Но через три года князь Владимир вернулся в Новгород с дружиной варягов и изгнал киевских посадников. Вскоре он завоевал Полоцк и женился на княжне полоцкой Рогнеде, невесте Ярополка. Затем он покорил Киев, по его воле был убит Ярополк. Несмотря на то, что вдова Ярополка, родом гречанка, была беременной, Владимир взял ее в наложницы. Сладострастным язычником, полагавшимся на свою силу и воинскую дружину,— таким предстает князь Владимир до своего обращения в христианство. По языческому понятию, правда и справедливость — на стороне сильного. Князь Владимир вполне следовал этому как высшему мерилу жизни. Далеки тогда еще были от его сердца слова: «Не в силе Бог, а в правде».

Став единодержавным князем Руси, Владимир осуществил несколько удачных военных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгаров, успешно воевал с печенегами и, таким образом, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. По примеру хазарских каганов (мусульман) у князя Владимира было, кроме пяти жен, множество наложниц.

Утвердив свою власть, великий князь Киевский Владимир всячески стремился упрочить на Руси языческую религию — многобожие, культ стихийных сил природы. Он установил на киевских холмах идолов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла, Мокоши. Этим идолам приносились жертвы, и не раз обагрялась земля Русская невинной кровью.

В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир, по обыкновению, решил принести жертву идолам. Бояре бросили жребий, павший на Иоанна, сына варяга Феодора, который был христианином (со времени княгини Ольги в Киеве при храме во имя пророка Божия Илии существовала христианская община).

Феодор отказался отдать своего сына-христианина в жертву бездушным идолам, сказав княжеским воинам: «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют. Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека. ». Разъяренная толпа киевских язычников разрушила дом варягов, под обломками которого Феодор и Иоанн приняли мученическую кончину. Предсмертные слова святого Феодора, переданные великому князю Владимиру, произвели на него сильное впечатление.

Душа князя, взыскуя истинную веру, не находила покоя. Владимир стал припоминать свое детство и благочестивые наставления, которые слышал от своей бабки, равноапостольной Ольги. Он начал открыто сомневаться в истинности языческих божеств. Узнав об этом и о его желании принять истинную веру, в Киев стали приходить проповедники из разных стран. Летописное предание об «испытании вер» повествует, что первыми в 986 году явились послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, по реке Каме. Описание мусульманского рая с гуриями понравилось сластолюбивому князю, но обрезание показалось ненужным, а запрет на вино — неприемлемым; он отпустил мусульман с миром, сказав им: «Вино есть веселие Руси, не можем быть без него».

Послы немецких католиков говорили князю Владимиру о величии незримого Бога Вседержителя и ничтожестве языческих идолов. Князь ответствовал им: «Идите обратно; отцы наши не принимали веры от Папы».

Внимательно выслушав иудеев, пришедших из Хазарского каганата, князь Владимир спросил, где их отечество? «В Иерусалиме,— отвечали они,— но Бог за грехи рассеял нас». «Как же вы смеете предлагать свою веру, когда сами за грехи находитесь под гневом Божиим?» — возразил Владимир.

После этих проповедников прибыл в Киев греческий философ, посланный Патриархом Константинопольским Николаем Хрисовергом. Он изложил князю Владимиру историю творения мира и грехопадения, Боговоплощения и Искупления, а в заключение поведал о Втором пришествии и показал икону Страшного Суда. Пораженный этим изображением, Владимир вздохнул: «Благо стоящим направо (праведникам) и горе тем, что налево (грешникам)». «Если хочешь стоять с праведниками, то крестись»,— призвал его философ. Владимир подумал и отвечал: «Подожду еще немного». Отпустив греческого посла с дарами, князь Владимир собрал своих старшин и бояр на совет. Было решено послать послов и испытать каждую веру на месте. Избрали десять мужей, «добрых и смышленных», и послали их к мусульманам, латинянам и грекам. Самое сильное и благоприятное впечатление на послов произвело богослужение греков в константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией. «И не знаем мы — на небе мы были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такой красоты»,—рассказывали послы по возвращении в Киев. Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею. »

Вскоре после того в 987 году князь Владимир выступил в поход на город Херсонес (Корсунь) в Крыму, принадлежавший в то время Византийской империи. Взяв Херсонес, он потребовал руки царевны Анны, угрожая в случае отказа походом на Константинополь (Царьград). Византийские императоры-соправители Василий и Константин поставили условием брака своей сестры принятие князем Владимиром веры Христовой. «Я давно испытал и полюбил ее»,— ответил князь Владимир.

Читайте также:
Житие Василия Блаженного - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время святого Крещения князь Владимир прозрел и телесно, и душевно, и в духовном восторге воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием, в честь святого Василия Великого. Тогда же, в Херсонесе, совершилось его бракосочетание с царевной Анной. Князь Владимир в качестве «вена» (выкупа) за жену возвратил город Херсонес Византии, построив в нем в память о своем крещении храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

В Киев князь Владимир вернулся вместе с княжной Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского, и его ученика Фивы.

Арабский историк Яхья Антиохийский (конец X — начало XI в.) и армянский историк Стефан из Тарона, прозванный Асохиком (конец X в.), сообщают, что после женитьбы князя Владимира на царевне Анне он помог византийскому императору Василию II подавить восстание Варды Фоки, послав для этого русское войско. Таким образом упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией.

По возвращении в Киев князь Владимир собрал двенадцать своих сыновей и, подготовив их к принятию веры Христовой, крестил. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и принялся ревностно истреблять языческих идолов: одни были сожжены, другие изрублены, а главный идол — Перун был сброшен с холма в Днепр. Сразу же по истреблении идолов последовало оглашение киевлян евангельской проповедью. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства.

Одни киевляне тогда же приняли святое Крещение, другие колебались. Великий князь Владимир назначил определенный день всенародного Крещения (по некоторым сведениям, 1 августа 988 года) и объявил по всему городу: «Аще кто необрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!». Только самые закоренелые язычники воспротивились этому повелению великого князя и бежали из Киева. Большинство киевлян явилось на то место, где приток Днепра (Почайна) сливается с Днепром. «Если бы новая вера не была лучшею, князь и бояре не приняли бы ее»,— так говорили в народе. Множество людей, старые и молодые, матери с детьми, вступали в воды Днепра и Почайны; священнослужители во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом читали молитвы. Когда Таинство святого Крещения было совершено, князь Владимир, устремив взор на небо, возблагодарил Бога и вознес молитву: «Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны Христианския. Утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага спасения человеческаго, да, надеяся на Тя и на Твою державу, побеждаю козни его!».

Следствием принятия христианства князем Владимиром и распространения его на Руси явилось храмоздательство. Князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. В том же 988 году в Киеве был построен храм во имя святителя Василия Великого, на холме, где стоял идол Перуна; в следующем году приглашенные из Византии искусные зодчие заложили храм в честь Пресвятой Богородицы на том месте, где приняли мученическую кончину варяги Феодор и Иоанн (храм был завершен в 996 году и получил название Десятинного). Русские летописи сообщают, что князь Владимир особенно заботился о духовном просвещении народа: «И повелел попам по городам и селам приводить людей к крещению и детей учить грамоте, ученью книжному. ».

В храмах, устрояемых по велению князя Владимира, богослужение совершалось по православному чинопоследованию на понятном народу родном славянском языке, по тем книгам, которые еще за столетие до того были переведены с греческого на славянский святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, первоучителями Словенскими. Благодаря этому храмы Божии становились всенародными училищами веры, а вера Христова мирно и сравнительно быстро распространилась по всей Руси. Святое Крещение приняли после Киева жители Новгорода и Смоленска, Полоцка и Турова, Пскова, Луцка, Владимира Волынского, Чернигова, Курска, Ростова Великого и других русских городов.

Апостольская ревность великого князя Владимира, просветителя Руси, простиралась так далеко, что он посылал христианских проповедников на берега Двины и Камы, в степи ликих печенегов и половцев.

Труды великого князя Владимира и первых Киевских митрополитов Михаила и Леонтия, верных его сподвижников дали замечательные плоды. Прошло несколько лет, и к концу X века на Руси уже были свои епископы, священники и диаконы, значительно возросло количество грамотных людей всякого возраста и звания.

Русь приобщалась к более передовой христианской культуре и цивилизации, вошла в семью христианских народов Европы.

После принятия крещения святой великий князь Владимир внутренне преобразился, он стал новым человеком, облагодатствованным Духом Святым, стал примером кроткой и сострадательной любви к ближним. Исполнение заповедей Христовых, выполнение предписаний Святой Церкви, следование ее строгим уставам — все это стало мерилом жизни и поведения великого князя.

Слова Евангелия «блаженны милостивые» глубоко проникли в душу святого князя Владимира. Он щедро раздавал милости своим подданным. В дни церковных праздников, которые князь проводил в радости христианской, любви, у него были готовы три трапезы: первая — для духовенства, вторая — для нищих и убогих, третья — для себя, бояр и служивых людей.

Заботясь о бедных, благотворя нуждающимся, упокоевая странников, смягчая наказания преступникам, князь Владимир вскоре снискал всенародную любовь и по достоинству получил в народе ласковое прозвание « Владимир — Красное Солнышко » (это прозвище и столетие спустя сохранялось за ним в народных песнях и былинах).

Читайте также:
Варсонофий Оптинский - житие и биография, духовное наследие и книги, дни памяти

Следуя христианскому долгу миротворчества, святой Владимир прекратил военные брани и всецело отдался заботам о мирном благоустроении государства. Чтобы предупредить набеги кочевников и защитить границы Руси, святой князь Владимир строил на окраинах государства укрепленные крепости.

При святом равноапостольном великом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета и ее влияние распространилось далеко за ее пределы.

Заботясь о благоустроении Русской державы, святой князь Владимир роздал уделы, то есть города и области, в управление своим сыновьям: старшему Вышеславу — Новгород, Изяславу — Полоцк, Святополку — Туров, Ярославу — Ростов Великий, Всеволоду — Владимир – Волынский, Святославу — землю Древлянскую, Мстиславу — Тмуторакань, Станиславу — Смоленск, Судиславу — Суздаль, Позвизду — Луцк. Живя в своих уделах, сыновья, удельные князья, должны были повиноваться своему отцу — великому князю Киевскому, в зависимости от которого находились. К сожалению, после кончины святого князя Владимира, между братьями возникли и углубились междоусобные распри.

Блаженная кончина святого равноапостольного великого князя Владимира наступила 15 июля 1015 года в селе Берестове, близ Киева. Погребен он был в Десятинном храме, горько оплаканный всем русским народом.

При великом князе Киевском Ярославе Мудром Русская Церковь уже почитала память святого князя Владимира, просветителя Руси. Митрополит Киевский Иларион в своем похвальном слове князю Владимиру (1050) называет его вторым Константином, апостолом Русской земли, и, обращаясь к нему, говорит: «За благия дела ныне получив воздаяние на Небесах, — блага, яже уготова Бог любящим Его, и наслаждаясь лицезрением Его, помолися Господу о земле своей и людях. ».

Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены, честная глава святого князя Владимира покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, малые частицы святых мощей — в разных местах. Во второй половине XIX века в Киеве был построен храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, являющийся в настоящее время кафедральным собором. В 1888 году на берегу Днепра, неподалеку от места Крещения русского народа, был установлен памятник святому равноапостольному князю Владимиру (скульптор Микешин) — один из многих монументов, посвященных просвятителю русского народа.

Святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси

День памяти: 28 июля

О чем молятся иконе князя Владимира
История крещения Руси князем Владимиром
Молитвы святому равноапостольному князю Владимиру
Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
Величание
Видеофильм

О ЧЕМ ПРОСЯТ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА ПЕРЕД ЕГО ИКОНОЙ

Великому святому равноапостольному князю Владимира в первую очередь молятся о спасении нашей страны, о справедливом ее управлении со стороны властей, о том, чтобы народ обращался к вере.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР — ИСТОРИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

В далеком 988 году произошло очень важное событие для нашей страны — она стала христианской. Крещение древней Руси произошло благодаря воле князя Владимира и именно из-за этого историки называют Владимира Великим, церковь чтит его святым равноапостольным, а народ дал ему имя князь Владимир Красное Солнышко.
Святой равноапостольный Великий князь Владимир Красное Солнышко (годы жизни 960—1015) был сыном Киевского князя Святослава. Его бабушкой была святая равноапостольная Великая княгиня Ольга.
На закате жизни князь — отец разделил Русскую землю следующим образом: его старший сын Ярополк стал править Киевом, средний сын Олег получил землю Древлянскую (современные Житомирская и запад Киевской областей), а младшему сыну, которого звали Владимиром, достался в наследство Новгород, но после смерти отца, князя Святослава, братья начали враждовать между собой. А результатом этой вражды стало то, что Владимир оказался единодержавным князем страны.

Князь Владимир был достаточно просвещенным человеком для того времени. Невзирая на то, что он был поклонником язычества, князь приглашал к себе проповедников разных религий для того, чтобы ближе узнать их веру.
Однажды у князя Владимира была интересная беседа с одним православным проповедником из Греции, который после разговора показал ему картину Страшного суда. Вскоре князь отправил несколько человек в те места, откуда прибыл этот проповедник, чтобы они подтвердили его слова. Когда русские послы приехали в Константинополь, то они были поражены красотой Софийского храма, пением хора, а великолепие патриаршей службы затронуло их сердца. Возвратившись домой, они удивили князя Владимира:

«Мы не понимали где мы стояли – на земле или на небе»

Кроме этого бояре говорили ему:

«Если бы греческая вера не была бы лучшей, то вряд ли бы ее приняла твоя мудрая бабушка, княгиня Ольга».

Князь Владимир принял решение креститься, но он не хотел, чтобы Русь оказалась в подчинении у Греции. Вскоре, после того, как его послы возвратились домой, князь начал войну с греками и взял город Херсонес. Из этого побежденного города, он отправил своих послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с просьбой руки их сестры, царевны Анны. В ответе было сказано, что их сестра может выйти замуж только за христианина, князь Владимир решает принять христианскую веру, но происходит страшное событие — князя постигло бедствие. Он потерял зрение.

Царевна Анна, приехав к Владимиру, сразу же предложила князю покреститься, надеясь, что Господь поможет ему исцелиться. И вот, во время крещения — Владимир снова обретает зрение. Такая радость нахлынула на него от всего произошедшего, сам на себе испытав чудо Божие, наконец он по-настоящему поверил во Христа:

«Теперь я узрел Бога Истинного!»

Приняли Крещение и многие дружинники князя, они тоже были сильно удивлены произошедшим чудом. Князь Владимир в святом Крещении получил имя Василий, в память святого Василия Великого. Там же в Херсонесе он был повенчан с царевной Анной. Построив в захваченном городе храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, Владимир, в виде свадебного подарка новым родственникам, отдал захваченный Херсонес Византии.

Читайте также:
Житие великомученицы Параскевы Пятницы - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святой

Обратно в Киев князь Владимир возвратился со своей супругой княгиней Анной, константинопольскими и херсонескими священнослужителями. С собой Владимир привез святые мощи Климента, епископа Римского и его ученика Фивы, а так же иконы, богослужебные книги, церковную утварь. После возвращения домой князь Владимир покрестил двенадцать своих сыновей, приняли Крещение и многие бояре. После этого князь начал искоренять язычество на Руси и уничтожать языческих идолов. Священники и крещеные бояре проповедовали горожанам Евангелие, буквально ходили по домам и разъясняли людям тщетность идолопоклонства. Также князь Владимир приказал строить христианские храмы там, где до этого стояли фигуры идолов. Не все было быстро и гладко, но Русь постепенно переходила к новой вере.

Вся история Русской Церкви неразрывно связана с именем святого равноапостольного князя Владимира.
Святитель Иларион говорил про Владимира:

«Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали».

Святой подвиг князя продолжали совершать и его потомки, которые управляли Русью в течение почти шестисот лет, от царя Ярослава Мудрого, который начал движение за независимость Русской Церкви — до царя Феодора Иоанновича (последнего из Рюриковичей). Во время его правления в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

В 1240 году при помощи и заступничестве святого Владимира, князь Александр Невский разгромил захватчиков — шведских крестоносцев. И в благодарность этому событию святым Александром Невским было установлено государственное празднование святому равноапостольному князю Владимиру.

Хотя еще в начале века Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати«, произнесенном в день памяти святого князя Владимира, называл его похожим («подобником») на святого Константина и сравнивал его действия с благовестием святых апостолов.

ВЕЛИЧАНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго.

Оптина Пустынь

  • Главная
  • Предстоятель
  • Наместник
  • Паломничество
  • Расписание
  • Экскурсии
  • Поминовения
  • История монастыря
    • Благословенная Оптина
    • Предтеченский скит
    • Некрополь
  • Оптинские старцы
    • Общая страница
    • Наследие
    • Обретение мощей
  • Новомученики и исповедники
    • Жития
    • Статьи, документы
  • Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
  • Храмы
  • Паломникам
    • Паломнические поездки
    • Проживание
  • Молитвослов
  • Библиотека
    • Книги, статьи
    • Ноты
  • Публикации
  • Аудио
    • Аудио-трансляция
    • Аудиокниги
    • Песнопения
    • Проповеди
    • Молитвы
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Контакты

Толкования
Священного
Писания

Мно­го и о мно­гом за­бо­тить­ся не долж­но, а сле­ду­ет по­за­бо­тить­ся о са­мом глав­ном – о при­го­тов­ле­нии се­бя к смер­ти.

Луч­ше упот­ре­бить зо­ло­тое вре­меч­ко на раз­мыш­ле­ние о гре­хах юнос­ти и не­ве­де­ния, о бо­лез­нен­ном рас­ка­я­нии в них и ис­по­ве­да­нии, за­ни­мать се­бя час­тою мо­лит­вою, хо­тя и крат­кою, и при­об­ще­ни­ем Свя­тых Та­ин, хо­тя в ме­сяц раз, и раз­мыш­ле­ни­ем: „О го­ре мне, греш­ни­це су­щей, го­ре, бла­гих дел не иму­щей! Ка­ко пред суд Бо­жий яв­лю­ся? Ка­ко со свя­ты­ми все­лю­ся?”

Ни­че­го нет к нам бли­же, как смерть! И где бы ни слу­чи­лось окон­чить жизнь свою со упо­ва­ни­ем на Бо­жие спа­се­ние и опу­ще­ну быть в мо­ги­лу, вез­де Гос­под­ня есть зем­ля!

Оптинские
праздники

ноябрь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

30 октября ст. ст.

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

День памяти святого равноапостольного князя Владимира

М ы совершаем ныне память великого просветителя Руси, насадителя истинной веры в нашем Отечестве, святого равноапостольного князя Владимира. Припомним молитву Равноапостольного, которую он изрёк по крещении своего народа, молитву, сохранённую у летописца: «Боже великий, сотворивый небо и землю, призри на новыя люди Своя; даждь им, Господи, уведети Тебе, истинного Бога, и утверди в них веру праву и несовратну». Вот о чём прежде всего молился равноапостольный Владимир. О сохранении и утверждении на Руси веры православной и несовратной. Об этом молился он, об этом и мы должны прежде всего молиться в праздник святого Владимира. Эта молитва — то же, что и прошение: Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое,— заповеданное нам Самим Господом прежде всех других прошений, ибо только тогда святится в нас Имя Божие, тогда только живёт и действует в сердцах наших благодатное Царство Божие, когда живёт и плодотворит в нас чистая и совершенная вера. Где она, там и благоволение Божие, где она, там всё благое совершается и созревает. Просвещённый сам истинной верой, которая в святом крещении отверзла ему очи и духовные, и телесные, князь Владимир на себе познал всю благотворность её. Он знал, что силою Божественной веры можно побеждать царствия, угашать силу огненную, возмогать от немощи, обращать в бегство полки чуждых, знал, что вся возможна верующему, живущему силою Того, кто имеет власть на Небе и на земле. И верой правой и несовратной Россия очистилась и утвердилась во дни тяжких искушений, верою побеждала врагов своих, на вере основалось и возросло наше просвещение. Вера святая, апостольская, вселенская — вот верный путь спасения, путь, которым перешли от земли на Небо бесчисленные святые, перешли и многие соотечественники наши вослед равноапостольного князя Владимира.

Помолимся и мы, братья и сестры, да утвердит нас Господь в вере чистой, апостольской, в вере Святой Церкви Православной. Помолимся о том, чтобы вера в нас возвышалась и возрастала непрестанно, была плодоносна и растима, творя в нас плоды правды, мира и любви христианской.

Собрание поучений на дни воскресные и праздничные. Т. II.

Житие равноапостольного князя Владимира – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

28 июля день памяти Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира, во Святом Крещении Василия (1015).

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру.

Прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. мы расскажем о жизни великого князя и о крещении Руси.

Князь Владимир I Святославич — внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X–XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.


КОГДА ПРАЗДНУЕТСЯ ПАМЯТЬ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X–XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР — ЯЗЫЧНИК

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.

По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

В советской историографии всегда находилось место для иронии по поводу якобы насильного и формального массового крещения Руси, но упрямые исторические факты говорят об обратном. Для такого массового события оно было невероятно мирным и практически сразу было глубоко воспринято в народной жизни.

МОНЕТЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Во время своего правления князь Владимир, по примеру Византии, начал чеканить монеты — впервые на Руси. Их делали из золота и серебра, и назывались они, соответственно, «златник» и «сребреник». На монетах изображался князь, сидящий на престоле, и было написано: «Владимѣръ на столѣ», что в переводе значит «Владимир на престоле».

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КИЕВЕ

Десятинную церковь в Киеве построили по указу святого равноапостольного князя Владимира. «Повесть временных лет» пишет: «Лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами».

Выходцы из Византии строили церковь 7 лет. В 996-м году ее освятили в честь Божией Матери. Великий князь определил на содержание храма десятую часть своих доходов, поэтому церковь получила название Десятинной.

В храм перенесли мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира Святославича. Здесь же позже святой Владимир похоронил свою жену Анну.

В 1240 году монголы под предводительством Батыя разрушили Киев. От Десятинного храма остались южный придел и кусок стены. Развалины простояли нетронутыми четыре века, и лишь в 1636-м году митрополит Петр Могила решил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету». В храме возобновились богослужения.

Именно митрополит Петр Могила обнаружил среди развалин два саркофага, а в них — останки двух людей. В течение нескольких столетий они почитались как принадлежавшие князю Владимиру и княгине Анне, сейчас же полностью утрачены.

В 1828 на месте первой Десятинной церкви начали возводить новую, по проекту архитектора Василия Стасова. Построили храм за 14 лет, но простоять ему было суждено недолго. В 1936-ом здание разобрали на кирпичи. В 1938-39 годах научная группа Института истории материальной культуры АН СССР провела раскопки и нашла фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы и остатки фундамента.


Современные археологи продолжают раскопки на месте Десятинной церкви.

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

Владимир Красное Солнышко — именно так, по преданию, называли в народесвятого равноапостольного князя Владимира. Как считают исследователи, этот былинный образ — скорее, собирательный, то есть его нельзя в полной мере отнести ни к одной исторической персоне.

В былинах Владимир Красное Солнышко — это глава всех богатырей, но при этом сам не богатырь. Возможно, великий князь, или же вовсе мифический персонаж — Дажьбог, бог солнца у славян-язычников.

Кроме былин, мы встречаем упоминания о Владимире Красном Солнышке в так называемой Голубиной книге (восточно-славянский народный духовный стих конца XV — начала XVI века). Там его зовут Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор.

СМЕРТЬ И МОЩИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.

В 1240 году Десятинная церковь была разрушена монголами. В 1632–36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Мощи святого равноапостольного Владимира и его жены извлекли и вновь похоронили. Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Сейчас останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В ЛИКЕ СВЯТЫХ

Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.

Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.

Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.

ИКОНА СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА

Иконография святого равноапостольного Владимира — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга; и князь Владимир, крестивший Русь.

Равноапостольного князя Владимира традиционно изображают на иконах стоящим. В правой руке у него — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — свиток или меч.

Еще один традиционный образ святого Владимира — вместе со святой равноапостольной Ольгой, первой правительницей на Руси, принявшей христианство.

ТРОПАРЬ РАВНОАПОСТОЛЬНОМУ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер — Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

КОНДАК РАВНОАПОСТОЛЬНОМУ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ

глас 8
Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль, яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею, и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

МОЛИТВА ПЕРВАЯ СВЯТОМУ РАВНОАПОСТОЛЬНОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ВТОРАЯ СВЯТОМУ РАВНОАПОСТОЛЬНОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Святой равноапостольный великий князь Владимир ( ок. 960 — 15 июля 1015)

Никита Столпник Переславский

Только великий Творец и Спаситель способен ярого гонителя христиан Савла преобразовать в апостола Павла, ревностного язычника Владимира сделать крестителем Руси, жестокого сборщика податей сделать русским святым. Никита Столпник Переславский — старец 12 столетия, причисленный к лику святых из-за подвига столпничества.

Жизнеописание

Юрий Долгорукий получил в наследство Ростово-Суздальскую землю и начал строить Божьи города, монастыри и храмы. Посетив при объезде земель монашескую обитель около Плещеева озера, князь пожелал возвести в городке каменный храм в честь Преображения Господня на берегу реки Трубеж.

Великим княжеским планам не суждено было сбыться при жизни князя, внезапная смерть Юрия Долгорукова стала причиной остановки строительства города и храма. Дело отца продолжил сын князь Андрей Боголюбский, при правлении которого была освящена церковь в Переславле.

Строительство требовало усиленных затрат, которые покрывались податями, лежащими непосильной ношей на плечах переславцев. Для сбора податей требовались жестокие люди, не испытывавшие жалости к жителям городка. Самым жестоким среди сборщиков слыл Никита, который умудрялся параллельно со сбором податей грабить людей для собственной наживы.

Его изворотливый ум помогали всегда выйти сухим из любых ситуаций, роскошными пирами и ценными подарками сборщик купил власти города. На протяжении нескольких лет корыстолюбивый, алчный сборщик податей терроризировал город, пока Сам Господь не взялся за грешника, желая спасти его для славы Божьей.

Чудо покаяния

Как все русские люди, Никита время от времени заходил в церковь, и однажды грешную душу коснулись слова из книги Исайи (Ис.1:16-17), о том, что надо очиститься от лукавства для чистоты, и всегда творить добро, в первую очередь защищая сироту и вдову.

Жестокое сердце грешника буквально наполнило раскаяние, взглянув на святые образа, некогда жестокий палач увидел лица притесняемых ним людей. Вместе церковного пения в ушах грешника стояли стоны и плач обездоленных. Сердце выскочившего из церкви Никиты трепетало, он побежал домой, где провел ночь без сна.

Наутро, пытаясь забыться, сборщик податей собирает прежних друзей на веселую пирушку, но то, произошло на его кухне, навсегда изменило грешную душу. Во время пира раздался крик жены сборщика податей, стоящей у плиты, хозяин бросился к котлу и увидел в нем в крови плавающие части человеческого тела.

Грешник понял, что ведет себя, как убийца, в отчаянии и страха он бежал из дома в мужскую обитель. Припав к ногам настоятеля, некогда жестокий сборщик податей стал просить о спасении души. Чтобы испытать смиренность и искренность раскаявшегося грешника, игумен приказал ему на протяжении трех дней около монастырских ворот каяться за свои грехи перед каждым входящим,

Посланный через три дня инок не нашел грешника около ворот, но обнаружил покрытого мошкой и кровью искусанное тело в болоте. Добровольный страдалец покорил смирением и послушанием сердце настоятеля, который омыл его и совершил монашеский постриг.

Подвиг столпничества

Осознавая тяжесть беззаконий, совершенных в прошлой жизни, молодой монах надевает на себя огромные цепи из железа и шапку, вырезанную из камня. Он проводит в молитвах и постах круглые сутки.

Вначале монах выкопал колодцы для проживания, а потом ужесточил свое проживание, вырыв круглую яму в виде столпа, где умерщвлял плоть от страстей и наполнялся духом Божьим. Подтверждением того, что Всевышний принял жертвенное покаяние монаха стал дар исцелять больных и освобождать зависимых.

О других святых:

Чудеса исцелений

Преподобный Столпник, житие которого складывалось от греховного времяпровождения до полного покаяния и подвига столпничества, стал местной достопримечательностью. Молва об исцеляющих способностях Столпника достигла владений великого князя черниговского Михаила Всеволодовича, страдающего болезнью ног от рождения.

Князь принял решение отправиться к преподобному за исцелением. По пути к Переславлю княжеская свита остановилась для отдыха, разбив походные палатки. Вскоре к палаточному городку подошел инок из близлежащей обители, и опечалил князя своим высказыванием, о том, что Никита простой льстец и обманщик, и помощи ждать от него напрасно.

После ушедшего инока появился следующий, он снова повторил слова предыдущего странника, но князь продолжил путь, следующий привал был перед самым Переславлем, к Столпнику отправился боярин Феодор, но перед этим к княжьей палатке подошел немолодой крестьянин с лопатой, сообщивший, что старец умер, и он лично похоронил его, так сатана останавливал паломников.

Чтобы лично увидеть могилу Столпника боярин Феодор поспешил в монастырь, где был встречен преподобным в столпе, с металлическими цепями и в каменной шапке, пребывающим в молитве.

Последующие действия преподобного Столпника удивили боярина, ибо старец передал для немощного ногами князя собственный посох, наказав тому лично явиться в монастырь.

Радость и удивление наполнили палатку в тот момент, когда князь, взяв в руки посох, в тот же час сделал первые шаги, и сам смог дойти до обители. Историки запечатлели чудо исцеления князя Михаила Всеволодовича от 16 мая 1186 года.

В 1702 году на месте княжеской палатки недалеко от Чернигова, в которой тот получил исцеление, возвели часовню.

Мученическая смерть

Чудо исцеления князя стало известно по всей округе, к столпу потянулись больные, немощные и страдающие припадками люди. Преподобный монах никому не отказывал в просимом. В одну из ночей к столпу за помощью обратились родственники, но прельстившись сиянием вытертых до блеска о кожу святого цепей, приняв их за серебро, решили убить монаха.

Убийцы, гонимые страхом и радостью от приобретения добычи, добежали до берега реки, где решили осмотреть «богатство», их ужасу и разочарованию не было предела, когда при открытии было обнаружено железо вместо серебра. Со злостью и отчаянием убийцы выбросили добычу, цена которой была смерть преподобного, в реку.

24 мая 1186 года пономарь с игуменом нашли тело сподвижника, завернутое в грубый холст, но при нем не было цепей, крестов и посоха. Пролежавшее ночь мертвое тело не имело запаха тления, оно благоухало.

Пение и горение множества свечей сопровождало захоронение честного тела столпника около храма святого Никиты. Все присутствующие на похоронах были исцелены.

Мощи Святого Никиты Столпника

Неведомая сила привели старца Симеона Петропавловской обители в Ярославле на берег реки для молитвы, как вдруг он увидел три светящихся луча, побежал в монастырь и сообщил о чуде игумену. Настоятель монастыря, священство, все насельники, городские старейшины и горожане вышли к реке и стали свидетелями явления трех крестов с веригами над водной гладью.

Под молитвенные песнопения святые предметы были вынесены на берег и доставлены в обитель Петра и Павла. Все присутствующие при явлении чуда получили исцеления, которые не прекращались при перенесении вериг с крестами к гробу Никиты.

По благословению святителя митрополита Московского Фотия в 1425 году было решено вскрыть мощи святого.

После молебна могилу Никиты Столпника раскопали, достали завернутое в бересту нетленное тело, как вдруг яму с телом накрыл земляной вал, над присутствующими разразился настоящий ураган, раскидавший копавших от могилы. Многие присутствующие были травмированы, некоторые потеряли рассудок.

До начала третьего тысячелетия святые мощи не трогали. В 2000 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил обретение святых мощей преподобного Никиты, которые и поныне хранятся в храме Благовещения Богородицы и открыты для поклонения прихожан. Рядом с раком преподобного находятся кресты и цепи Столпника.

В 2004 году при поддержке благотворителей и прихожан был восстановлен собор великомученика Никиты Столпника, радуя окружающих сиянием золотых крестов.

История хранения вериг и крестов

Святые цепи и кресты до революции хранились в Никитском монастыре, последним настоятелем которого был отец Феофан. Его из-за возраста, слепой жены и душевнобольного сына не арестовали сразу, что позволило священнику спрятать святыни в доме сторожа обители.

В 1939 году храм Животворящей Троицы, в котором служил отец Феофан, закрыли, священника арестовали, но перед этим он успел передать священные вериги двум монахиням, Алфее и Глафире.

Немолодые женщины, рискуя свободой и жизнью, в скитаниях с трепетной нежностью хранили святыни, завернутые в берест, позволяя знакомым христианам прилагаться к ним. Приношения, оставленные верующими, спасли монахинь от голодной смерти.

В 1942 году после подлого убийства Алфеи Глафира передала вериги и кресты в Покровскую церковь, отцу Алексею Громову. После убийства монахини Глафиры опеку над священными предметами взяла на себя монахиня Покровского храма, который не закрывался в тревожное время.

Отец Алексей смалодушничал и присоединился е обновленцам. Этот факт отвернул от прихода верующих, но война сделала свое черное дело, люди, получившие похоронки, приходили в единственный в городе храм на отпевание погибших. Покаявшийся в 1949 году священник Алексей уехал, с 1953 года храм был под опекой архимандрита Тавриона (Батозского).

К тому времени большие вериги находились в музее Переславля, а малые вскоре были перевезены в латвийский город Елгаву, куда был переведен отец Таврион.

Хранителем святыни стала Спасо-Преображенская пустынь, после возвращения Никитского монастыря Православной Церкви, малые вериги и кресты перевезли в Никитскую обитель. Большие вериги были переданы храму директором музея Михаилом Семеновым.

Читайте о других храмах:

В чем помогает Святой Никита Столпник

Святой мученик чтится в православии 5 июня в Соборе Ярославских святых, а 6 июля — Собор Владимирских святых. Мальчиков, рожденных в ближайшие к дням памяти преподобного Столпника, называют Никитами.

Читая молитву Никите Столпнику, христиане просят:

  • об изгнании бесов и очищении души от страстей;
  • о физическом исцелении;
  • о даровании сна и освобождении от бессонницы;
  • о возвращении аппетита.

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Посмертные чудеса Никиты Столпника

В 1515 году рассудок покинул переславского дьякона Евстафия, но как только на него положили железные святыни Столпника, разум возвратился.

Страдающий телесной слабостью Иван Турков в 1884 году засвидетельствовал полное исцеление после чтения молитвы святому.

Прибывший в обитель Яков Оханов, приняв иночество с именем Иоаким, был поставлен на переписывание святого писания, но впал в искушение и начал заниматься колдовскими книгами, волхвовать. Господь разгневался на самоуверенного инока, который взялся за исцеление бесноватого, приведенного родственниками к мощам Никиты Столпника.

Люди пожаловались на Иоакима игумену, но инок отрицал свою принадлежность к волхованию. В тот момент, когда бесноватый с целованием наклонился над веригами святого, лицемерный монах был брошен на землю неведомой силой, долго вопил и умер, а бесноватый Иларион получил исцеление.

Иван Лопаткин не только потерял рассудок, но онемел при расслаблении членов тела. Его жена перепробовала все средства и травы, в отчаянии и надежде повела больного мужа в Никитский монастырь.

При приближении к мощам преподобного Иван почувствовал приближение смерти, но жена не отчаялась, а начала усердно молиться, осталась с умирающим мужем на Литургию. При пении Трисвятого Лопаткин сделался недвижимым, но как только зазвучала Херувимская песнь, задышал, самостоятельно осенил себя крестом, встал на ноги и поклонился святым мощам, дарующим исцеление по вере и силе молитвы. Здоровье и разум Ивана Лопаткина полностью восстановились.

Во времена царя Ивана Грозного на строительстве храма работал некий Симеон, имеющий бесноватую жену. Испробовав все молитвы и народные средства, Симеон с женой отправились к Никитской могиле, около которой бесы так атаковали больную, что ее не смогли удержать несколько сильных мужчин.

Игумен монастыря распорядился надеть на бесноватую святые вериг, пять дней дьявол не отпускал душу Евдокии, но, в конце концов, сдался, и женщина со слезами на глазах молилась в храме, прося Бога об очищении от лукавого.

Уснув во время молитвы у столпа святого, она во сне увидела Никиту Столпника, который велел молиться Спасу. Проснувшись, Евдокия рассказала о сне мужу, они отправились на Литургию, после принятия причастия женщина получила полное исцеление.

Никитская обитель хранит не одно свидетельство исцелений, дарованных как царским особам, там и простым людям.

Никитский целительный источник

По преданию преподобный старец выкопал источник собственноручно, с 12 столетия местные жители, паломники приходят и приезжают к святым водам за исцелением. Колодец на студеном потоке расположен к низине, спуститься к нему можно по деревянной лестнице. Около источника можно помолиться в каменной часовне и окунуться в закрытых купальнях.

Благодатное тихие место наполняет покоем, местные жители советуют расстояние в 800 метров от монастыря пройти пешком, пребывая в молитве к святому. Направляясь на машине из Москвы, надо проехать Переславль, затем повернуть к Синему камню и Александровой горе, откуда до источника ведет 1 км грунтовой дороги.

Преподобный Никита, столпник Переславский

Преподобный Никита, столпник Переславский

Святой Никита в молодости служил сборщиком податей и налогов у князя Долгорукого в Переславле-Залесском. Он был беспощаден, причинил много зла, угнетая бедняков, которые были не в силах платить подати, занимался поборами и бесчинствовал с такими же, как и он, друзьями. Как-то он проходил мимо церкви во время вечерни и услышал слова пророка Исайи: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис 1, 16) . Ужаснувшись, он пришел к себе домой и не сомкнул глаз всю ночь. На следующий день, как обычно, он пригласил друзей на обед и попросил супругу приготовить угощенье. Жена начала резать мясо и увидела, что кровь течет как-то необычно, а когда стала варить его в котле, кровь вскипела, а на поверхность всплыли части человеческого тела. Испугавшись, она позвала супруга, а тот, увидев то же самое, в ужасе воскликнул: «Увы мне, много я согрешил!»

Он со слезами выскочил из дома и бросился в монастырь Великомученика Никиты, расположенный в трех верстах от города. Пав в ноги игумену, он взмолился: «Спаси погибающую душу!» Чтобы испытать искренность покаяния, игумен дал Никите послушание стоять на пороге монастыря и исповедовать свои грехи всем входящим и выходящим, что тот и делал некоторое время. Затем, приметив неподалеку болото, заросшее камышом, над которым летали тучи мошек и комаров, он разделся, лег нагим в камыши и стал молиться. Посланные игуменом иноки не нашли его у ворот монастыря, бросились искать и обнаружили в камышах, всего искусанного и окровавленного. Игумен сам пришел на болото и спросил, почему он подвергает себя такому истязанию. Никита ответил: «Отче, спаси погибающую душу!»

Его привели в монастырь, постригли в монахи, после чего он удалился в крохотную келью, где жил в непрестанной молитве, всегда соблюдая пост. По ночам вместо отдыха он тайком отправлялся трудиться на пользу обители: так он вырыл два глубоких колодца в окрестностях монастыря. Его осаждали бесы, но он оборонялся от них крестным знамением и призыванием святого великомученика Никиты, однако никому не рассказывал о своих борениях. Потом подвижник устроил недалеко от церкви столп-колодец, в котором находился постоянно, подражая столпникам древности.

За трудные подвиги он был награжден даром чудотворения и исцеления тех, кто просил его заступничества. Боголюбивый князь Михаил Черниговский был тогда парализован. Наслышанный о святом Никите, он приказал боярам доставить себя в Переславль. По дороге бес, принявший обличье инока, сказал князю, что он из монастыря, где подвизается Никита, и что столпник – самозванец и лжец. Сильно опечаленный, князь, тем не менее, продолжил путь и, остановившись недалеко от монастыря, послал одного из бояр предупредить святого о своем прибытии. Бес, на этот раз принявший облик одноглазого инока с лопатой, подозвал посланца и сообщил ему, что Никита умер и что он только что похоронил его. Заподозрив обман, боярин прогнал беса именем святого, а затем подошел к столпу, где подвизался Никита. Подвижник передал ему свой посох. Как только боярин вложил посох в руки князю, тот исцелился и на своих ногах отправился к святому поблагодарить и получить благословение (1186).

Однажды ночью дальние родственники Никиты, приходившие просить его молитв, прельстились веригами и крестами святого, приняв их из-за блеска за серебряные. По диавольскому наущению они убили человека Божия и завладели веригами. Ранним утром пономарь, пришедший к святому за благословением начать службу, обнаружил его бездыханное тело, источавшее сладостное благоухание. Иноки похоронили его в храме Великомученика Никиты около алтаря. Во время погребения произошло много чудесных исцелений (1186 или 1189).

Что касается безбожников-злодеев, они, увидев, что похищенные цепи были железными, бросили их в Волгу недалеко от Ярославского Петровского монастыря. По откровению они были обнаружены иноками этой обители и явили много чудес. Впоследствии святой Никита предстал перед монахом, нашедшим цепи, и велел отнести их в Переславль на свою могилу. С тех пор эти святые реликвии исцеляют всех, кто поклоняется им с верой.

В XV веке митрополит Фотий благословил открыть мощи святого. Они оказались нетленными, и почитание прп. Никиты Столпника стало стихийно распространяться по всей Руси [1] .

[1] Он был официально канонизирован Церковным Собором в Москве в 1549 г.

НИКИТА СТОЛПНИК

Преподобный Никита Столпник Переяславский

Никита Столпник, Переяславский (+ ок. 1186), чудотворец, преподобный

Был уроженцем города Переславля Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет.

Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: “Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших. научитеся добро творити. избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу” (Ис. 1, 16-17). Словно громом, был потрясен он этими словами. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: “Измыйтеся и чисти будете“. Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. “Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!” – с такими словами выбежал он из дома.

В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: “Спаси погибающую душу”. Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: “Сын мой! что ты делаешь с собой?” – “Отец! Спаси погибающую душу”, – отвечал Никита. Тогда игумен облек его во власяную одежду и, взяв его за руку, ввел в монастырь и постриг в иноческий образ.

Приняв иночество, преподобный Никита всем сердцем и всею душою начал подвизаться ради Бога, в тесной келье, в строгом воздержании и посте, он проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. Для усиления подвигов он, с благословения настоятеля, возложил на себя тяжелые вериги, а по ночам, исходя из обители, выкопал два колодца: один близ монастыря святых Бориса и Глеба (ныне городское кладбище), а другой – на северо-западе от монастыря близ потока студеного. Затем, более и более совершаясь в любви к Богу, преподобный построил себе столп для молитвы, а на главу возложил каменную шапку, и, прокопав небольшой проход под церковь, ходил им, никем не виденный, слушать церковные службы.

Душа преподобного день ото дня очищалась и возвышалась молитвою и богоугодными подвигами, и благодать Божия даровала ему дар чудес: “недуги исцеляти и бесы прогоняти”. Слава о его чудесных дарованиях стала распространяться и за пределами града Переславля. Юный князь Михаил, сын Всеволода, князя черниговского, страдал тяжким телесным расслаблением. Услышав о благодатном даре преподобного Никиты исцелять недуги, он прибыл в Переславль, и не доходя версты до монастыря, раскинув шатер, послал своего боярина Феодора просить преподобного Никиту придти к нему. Преподобный послал ему свой жезл. Больной князь оперся на него – и стал здоров. Это случилось 16 мая 1186 года, за восемь дней до кончины преподобного Никиты. В память своего исцеления благоверный князь повелел на месте исцеления поставить крест с означением года, месяца и числа исцеления. На этом месте была построена часовня, названная Черниговскою по имени князя М. Черниговского.

Царь Иоанн Васильевич Грозный, благодарный за чудесное исцеление своего сына Иоанна, написал тропарь преподобному Никите. Как гласит предание, преподобный Никита исцелил младенца водой из источника, выкопанного рядом с Переславлем. Этот источник, обустроенный и ухоженный, проистекает и в наши дни.

Так подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.

Перед утренним богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешили к столпу преподобного и увидели убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Торжественно и благоговейно, с пением и свечами было погребено честное тело подвижника у церкви святого великомученика Никиты, с правой стороны алтаря. При этом все недужные, какие случились в то время, получили исцеление.

Между тем убийцы, остановившись на берегу Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо. И бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги, “яко древо в водах волжских плавающие”.

С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления.

Обретение мощей

Около 1420-1425 годов митрополит Московский Фотий благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей и мощи остались под спудом. В 1511-1522 годах был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты. Над мощами была устроена серебряная, чеканной работы, рака. В XIX веке протоиерей А. Свирелин соста­вил акафист святому.

Повторно мощи были обретены летом 2001 года при археологических раскопках в разрушенном соборе монастыря.

Сейчас они почивают в раке возле алтаря в Благовещенском храме. Тут же висит часть его железных вериг – крест (раза в два-три больше священнического) и два креста поменьше, скрепленные цепью.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Правосла́вным смы́слом ю́ношская возжеле́ния возненави́дев/ и до́блественныя нра́вы восприи́м, врага́ победи́л еси́,/ и во благоразу́мии Бо́гу угоди́л еси́,/ и свы́ше от Него́ прие́м да́р чуде́с,/ бе́сы прогоня́ти, неду́ги исцеля́ти,/ Ники́то пресла́вне,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8

Христа́ ра́ди от твои́х рабо́в ну́ждную сме́рть претерпе́л еси́/ и вене́ц нетле́ния от Него́ восприя́л еси́,/ приходя́щим же с ве́рою от честна́го твоего́ гро́ба подае́ши цельбы́,/ о Ники́то преподо́бне,// моли́твенниче о душа́х на́ших.

Храмы в которых хранятся частицы мощей прп. Никиты Столпника

  • Вознесенская Давидова пустынь
  • Храм сошествия Святаго Духа на Лазоревском кладбище (Москва)
  • Богородицерождественская церковь. (с. Васькино, Чеховский район)
  • Свято-Никольский мужской монастырь (г. Саратов)
  • Благовещенский кафедральный собор г. Биробиджана
  • Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь, с.Совхозное (Кабардино-Балкария).
  • Храм Святого благоверного князя Александра Невского, ст.Александровская (Кабардино-Балкария).

Храмы с престолами в честь прп. Никиты-Столпника

  • Никитский собор Никитского монастыря (г. Переславль-Залесский)
  • Церковь Спаса на Нередице (Новгородская область)
  • Богородице-рождественская церковь. (с. Васькино, Чеховский район)
  • Никитская церковь (г. Владимир)
  • Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Кремле
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: