Житие Симона Кананита – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Апостол Симон Кананит: единственный из 12, кто мог проповедовать на русской земле

Апостол Симон Кананит — фигура загадочная. Будучи среди самых приближённых к Христу людей, он остался насколько в тени, что сегодня мы даже не знаем, как его правильно звали: Симон Зилот или Кананит.

Это вдвойне обидно потому, что именно этот святой гипотетически мог проповедовать на землях, которые через десять столетий стали русской землёй. Эта статья — собранная по крупицам информация об апостоле.

Симон Кананит в Библии встречается только в списках апостолов

Святой Симон остаётся не периферии Евангельского рассказа. Авторы жития Иисуса Христа не удостоили этого человека особым вниманием. Есть лишь несколько упоминаний, которые практически никак не раскрывают эту фигуру и не рассказывают о его характере, предыдущей жизни и роли среди двенадцати апостолов.

Вот то немногое, что рассказывает Новый Завет об этом человеке. Его перечисляют среди апостолов:

«Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его»

И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:[ Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

Последний раз мы встречаем Симона в Деяниях святых апостолов:

«И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова».

А в Евангелии от Иоанна этот человек вообще не упомянут ни разу!

Мало информации, не так ли? Пожалуй, если мы опираемся на Священное Писание и только на него, то почти никаких выводов из этих сведений не сделать. Но есть один интересный момент. О нём — дальше.

Симон Кананит имел прозвище или по месту рождения или из-за мировоззрения

Единственное, что остаётся исследователям, — это обратить внимание на прозвище святого Симона. Оно различается в разных книгах Нового Завета:

  • по Марку и Матфею — арамейское «Кананит»;
  • по Луке (Евангелие + Деяния) — греческое «Зилот».

Лука, скорее всего, не встречался со святым Симоном до написания своих текстов. Возможно, не увидались они и позже. А вот если не сомневаться, что Евангелие от Матфея действительно написал тот, кому оно приписано, то мы имеем дело со сведениями из первых рук — от ученика Иисуса Христа.

И раз он говорит, что апостола звали Кананит, на это можно положиться.Вариант Луки — это перевод, так как оба слова означают одно и то же: «фанатик», «ревнитель».

Среди евреев действительно существовала группа зелотов (это точнее, чем синодальная передача «зилот», а по-еврейски «канаим») — общественное движение против греческого влияния. Не исключено, что даже несколько апостолов принадлежали к нему. Может, это прозвище было связано с особым религиозным рвением святого Симона.

А ещё есть вариант, что апостол просто родился в Кане Галилейской, оттого и прозвище. Где она находилась, точно неизвестно. Предание отождествляет её с современным местом Кафр-Кана.

Новоафонский монастырь, построенный там, где, как принято считать, жил последние годы апостол Симон Кананит. Фото: upload.tury.club

И тут надо вспомнить, что один ученик действительно родом из Каны:

«После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его».

Может ли Нафанаил быть Симоном? Они же ни разу не упоминаются вместе. Исследователи Библии обращают внимание, что гораздо больше параллелей у Нафанаила и Варфоломея, так что, вероятно, именно они — один и тот же человек.

Кто знает, вдруг Варфоломей и Симон просто жили в одной местности, или же догадка о происхождении Симона из Каны вовсе ошибочна.

Некоторые отождествляют Симона Зилота с женихом со свадьбы, где Христос превратил воду в вино

Если святой Симон действительно происходил из Каны, то это хороший повод вспомнить одно библейское событие, связанное с этим местом. В Евангелии рассказано, что здесь происходила свадьба, на которой Иисус Христос сотворил первое чудо:

«Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».

Уже спустя столетия после событий Нового Завета, толкователям пришло в голову, что Кана, похоже, слишком тесная местность, чтобы в ней жило больше одного человека. По крайней мере, появилась версия, что жених на этой свадьбе — это и есть Симон. Якобы он после чуда уверовал, бросил всё и отправился за Христом. И жена уверовала, но куда делась, не понятно.

Такие обобщения и попытки в каждом случайном человеке углядеть важную для Библии личность никогда не приводили к хорошему результату. Ну почему тогда авторы Евангелий забыли упомянуть, что жених стал учеником Христа? Неужели это событие менее важное, чем превращение воды в вино или сок (есть и такая версия)?

Новый Завет не даёт почвы для таких допущений. Кем был тот жених, мы не знаем.

Есть ещё Симеон, брат Господень, апостол от 70, возможно, это тот же человек

Апостол по имени Симеон, брат Господень, Священному Писанию не известен. Быть может, дело в том, что это не какая-то другая личность, а тот же Симон Кананит. Мы не знаем. Об апостоле от 70 Симеоне нам сообщают авторы раннего христианства. Он мог быть двоюродным сыном Иакова, а потому получил такое прозвище.

Читайте также:
Арсений Мацеевич - житие и биография, труды, дни памяти и почитание

С биографией этого человека тоже не всё прозрачно. Есть разные сведения о его жизни и разные люди, которых отождествляют с ним. По одной из версий Симеон прогиб в 120 лет, пригвождённый к кресту.

Житие Симона Зилота писали в поздние века, в нём уверяют, что апостола казнили в Абахазии

Житие апостола Симона Зилота — это позднее творение. Древних преданий о них нет. Спустя века, в позднейшее время, энтузиасты собирали слухи и догадки о жизни этого ученика Иисуса Христа. Получались противоречивые сведения: бывал там, а может, там, а может, ещё где-то.

Известны разные маршруты апостола, которые еле прослеживаются в глубине веков: Мавритания, Грузия, Персия, Египет, Иудея, Британия и т.д. Хотя ясно, что Британия — это, вероятно, поздняя ошибка, а не предание.

Храм Симона Кананита в Абхазии. Под ним могут храниться мощи апостола. Фото: farm6.static.flickr.com

Дошедшие до наших дней истории сообщают, что Симон Зилот вместе с Андреем Первозванным высадился в районе нынешнего Сухума. И если Андрей так и не попал на земли будущей Руси, то Симон Зилот вполне мог побывать где-то на периферии нашей страны.

Преследование римскими властями завело Симона Зилота в древнюю Абазгию (нынешняя Абхазия), тогда — римскую провинцию. Это место легенды связывают с Золотым руном и путешествиями аргонавтов. Здесь апостол и прожил последние годы. Его жизнь состояла из типичных для праведника деяний: проповедь, чудеса и молитва.

В итоге Симона Кананита казнили противники распространения христианства. В способе казни источники не единогласны:

  • усекли мечом;
  • распяли на кресте;
  • распилили.

Увы, нам не известен вклад апостола в распространение христианства. И Священное Писание и предание сохранили довольно скупые сведения.

На Новом Афоне есть келья и храмы в честь апостола, а его мощи могут до сих пор храниться под землёй

В Абхазии на Новом Афоне немало месть связаны с именем апостола Симона Кананита. Они — едва ли не главные достопримечательности страны и часто выступают в роли её символов.

Грот (Пещера) Симона Кананита. До 55 года, по преданию, здесь проживал апостол. В течение двух лет это была его келья. Сегодня доступ в пещеру открыт всем желающим, здесь находится часовня.

Пещера, в которой, по преданию, жил Симон Кананит. Фото: upload.wikimedia.org

Храм Симона Кананита. Построен в IX–X вв. От наших времён его отделяет столько же, сколько и от наших. Строение небольшое, напоминает миниатюрный замок. Первоначально его хотели возвести на мощах святого ещё в IX веке, но стройку остановили мусульманские завоеватели.

В X веке здание всё же завершили. Предполагается, что мощи апостола до сих пор находятся под храмом.

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Расположен в горах. Возведён в честь деяний апостола. Снаружи выглядит очень впечатляюще. На входе постоянно сидит монах, пишущий иконы. А вот внутри всё в состоянии упадка. Монастырь сильно пострадал в советское время.

Иконостас главного храма уничтожили и вместо него установили полотно кинотеатра. Но всё стены украшает великолепная роспись. Следы атеистического произвола уже убраны, хотя нового иконостаса так и нет. Важное туристическое место.

По древним источникам, апостол Симон погребён в городе Никопсии. Это может быть не обязательно Новый Афон. Есть версия, что речь о посёлке Новомихайловском в Краснодарском крае.

Также об обладании частицей мощей (частью руки) заявляет одна церковь в Бухаресте. Подробнее можно почитать на румынском ресурсе Leber tatea. Ясное дело, что версии противоречат друг другу.

День памяти святого — 23 мая.

Апостолу Симону Зилоту молятся о семейном благополучии

Ни иконах апостол Симон Зилот не имеет каких-то отличительных черт, ведь он не евангелист, чтобы держать книгу с евангелием. Но всё же обычно его наделяют свёрнутым свитком. Лицо у него седобородое и с лысиной.

На ряде изображений Симон Кананит держит пилу — орудие его казни, аналогичное мечу Павла и кресту Христа. Молятся Симону о твёрдости в вере и о семейном благополучии. Но в принципе нет ограничений в том, с чем обращаться к святому в молитве.

Икона Симона Кананита. Фото: voznesenskiyhram.ru

Кондак, глас 2-й:

Молитва:

Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися.

Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

СИМОН ЗИЛОТ

Апостол Симон Зилот

Симон Зилот или Кананит (I в.), апостол от 12-ти

Происходил из Каны Галилейской. Был сыном святого Иосифа Обручника, по плоти братом Господа Иисуса Христа. Первое чудо, которое сотворил Спаситель – претворение воды в вино – произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Своей Пресвятой Матери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним.

Симон стал одним из двенадцати апостолов Христа и получил наименование “зилота,” т. е. ревнителя. Если верно отождествление его с апостолом Нафанаилом, то именно Симон Зилот был тем израильтянином из Каны Галилейской в котором, по слову призвавшего его Господа, “нет лукавства” [1].

В день Пятидесятницы он принял вместе с другими апостолами дар Святого Духа.

Жил в строгом посте, беспрестанно молился и прославлял Иисуса Христа с помощью многих чудесных знамений. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии [2].

Затем, в 50-х годах нашей эры, нашел приют в Абхазии, в уединенном уголке Псырцхе, где жил в пещере на берегу горной речки. По преданию он попадал в свою каменную келью через узкое отверстие в своде, дабы не искушать простых людей, которым захотелось бы увидеть, как живет иноземный подвижник. Абхазские легенды гласят, что постепенно Симон Кананит стал известен среди местных жителей как чудотворец, который умел излечивать прикосновением рук от разных болезней, усмирять боль, брызгая на раны водой, и благоустраивать судьбы страждущих, читая молитвы на загадочном языке.

Однажды римские язычники, жестоко каравшие непризнанных иноверцев, выследили скромного проповедника и предали его мучительной казни. По одним сведениям его распяли на кресте [3], по другим – живьем распилили на части и показывали голову новообращенным христианам [4].

Почитание

Ковчег с мощами (часть руки) св. апостола Симона Зилота. Бухарест, церковь “Sf. Împăraţi – Podeanu”

Преданные апостолу Симону жители Псырцхи испросили разрешение похоронить его тело и сделали это неподалеку от его пещеры, в городе Никопсии.

В IX веке христианские абхазские правители приняли решение выстроить на мощах святого апостола посвященный ему храм. Собор возвели в сравнительно короткие сроки, но очень скоро он был до основания разрушен мусульманскими завоевателями. Спустя менее столетия, в X веке, храм был полностью восстановлен на старом фундаменте и украшен внутри фресками. Этот собор сохранялся и на начало XXI века.

В XIX веке на месте мученической кончины святого апостола был сооружен Новоафонский монастырь. Также до XXI века сохранилась пещера, в которой подвизался святой апостол.

Часть руки св. апостола Симона Кананита с 1971 года хранится в ковчеге в церкви Sf. Împăraţi – Podeanu в Бухаресте [5].

Молитвословия

Распятие апостола Симона. (Минологий). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Ок. 1318 г.

Тропарь, глас 3, из греческой Минеи, перевод Наталии Бахаревой [6]

Ре́вность боже́ственная/ тобо́ю во пло́ти Зна́емаго, тебе́ объе́мши,/ ревни́теля во апо́столех показа́./ И Влады́чней сме́рти поревнова́в,/ Кресто́м к Нему́ изше́л еси́./ Си́моне сла́вне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2

Изве́стно прему́дрости уче́ния в душа́х благоче́ствующих поло́жшаго/ во хвале́нии ублажи́м, я́ко Богоглаго́ливаго вси Си́мона:/ престо́лу бо сла́вы ны́не предстои́т и со Безпло́тными весели́тся,// моля́ся непреста́нно о всех нас.

Литература

  • Альманах “К свету”. № 16, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. М., 1997, С. 4-5;
  • “Ревностный проповедник Христовой истины cвятой апостол Симон Кананит”. / Жизнеописание. Святоотеческие толкования. Иконография. Молитвословия. // Сост.: Невская Н. Ю., Сердобинский Л. А. СПб, Изд-во: Сатисъ, 2009;

Использованные материалы

[1] См. разбор аргументов в пользу этой версии в ст. Нафанаил, апостол.

Симон из Гиттона — основатель Гностицизма

Симон Кананит в Библии встречается только в списках апостолов

Святой Симон остаётся не периферии Евангельского рассказа. Авторы жития Иисуса Христа не удостоили этого человека особым вниманием. Есть лишь несколько упоминаний, которые практически никак не раскрывают эту фигуру и не рассказывают о его характере, предыдущей жизни и роли среди двенадцати апостолов.

Вот то немногое, что рассказывает Новый Завет об этом человеке. Его перечисляют среди апостолов:

«Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его»


Апостол Симон Кананит с орудием своей казни — пилой (картина анонимного художника, первая половина XVII века). Фото: 2.bp.blogspot.com

И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:[ Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.


Вход в пещеру, где мог жить Симон Кананит. Фото: abhaz-realty.ru

Последний раз мы встречаем Симона в Деяниях святых апостолов:

«И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова».

А в Евангелии от Иоанна этот человек вообще не упомянут ни разу!

Мало информации, не так ли? Пожалуй, если мы опираемся на Священное Писание и только на него, то почти никаких выводов из этих сведений не сделать. Но есть один интересный момент. О нём — дальше.

История святого Апостола

В Священных Писаниях история этого ученика Мессии начинается с сюжета, повествующего о его свадьбе. Бракосочетание Симона знаменито тем, что Христос совершил на празднике свое первое чудо после Его Крещения и сорокадневного поста в пустыне.

  • Событие произошло в небольшом городе Кана, находящемся в восьми верстах от Назарета. Здесь же присутствовала и Дева Мария, а также ученики Спасителя. Новобрачные не имели большого достатка, и вскоре обнаружился недостаток в вине. Многочисленные гости нуждались в добром изобилии, чтобы прославить брачующихся.
    Икона Брак в Кане Галилейской
  • Сострадательная Богоматерь, не желающая снижать радостное настроение, решила поддержать Симону и его невесте. Она знала, что Мессия всегда помогает нуждающимся и готов исполнить благочестивую просьбу. Однако Христос, выслушав Деву Марию, сказал, что время для чудесного свершения еще не пришло.
  • Матерь Божья предупредила слуг, чтобы они с точность исполняли повеления Сына. Когда вино закончилось, Мессия наказал наполнить кувшины простой водой. Пришедшие удивились необыкновенному вкусу только что принесенного напитка. Они недоумевали, почему самое вкусное вино подали после того, как худшее закончилось, ведь традиция требует обратного. Вскоре всем стало известно о чуде, которое совершил Христос, желавший порадовать собравшихся и утвердить их в истинной вере во Всемогущество Отца.
  • Ни один ученик или гость не сомневался в мистических способностях Христа, они приняли Его как своего Мессию. Симон Кананит также последовал за спасителем, бросив жену, дом и прошлую жизнь. Иисус официально признал этого ревностного («Зилот») святителя одним из двенадцати апостолов.

Интересно! Так как среди учеников Спасителя уже был проповедник по имени Симон (Петр), то нового апостола прозвали Кананитом.

Это имя указывало на происхождение его из Каны, что в Галилее. Точное нахождение этого древнейшего города остается неизвестным. Некоторые исследователи полагают, что он располагался на том месте, где сегодня стоит израильская деревня Кафр-Кана. Этот населенный пункт известен своим большим монастырем, которые именуют Церковью венчания.

Симон Кананит имел прозвище или по месту рождения или из-за мировоззрения

Единственное, что остаётся исследователям, — это обратить внимание на прозвище святого Симона. Оно различается в разных книгах Нового Завета:

  • по Марку и Матфею — арамейское «Кананит»;
  • по Луке (Евангелие + Деяния) — греческое «Зилот».

Лука, скорее всего, не встречался со святым Симоном до написания своих текстов. Возможно, не увидались они и позже. А вот если не сомневаться, что Евангелие от Матфея действительно написал тот, кому оно приписано, то мы имеем дело со сведениями из первых рук — от ученика Иисуса Христа.

Матфей знал Симона, общался с ним в одной группе единомышленников.

И раз он говорит, что апостола звали Кананит, на это можно положиться.Вариант Луки — это перевод, так как оба слова означают одно и то же: «фанатик», «ревнитель».

Среди евреев действительно существовала группа зелотов (это точнее, чем синодальная передача «зилот», а по-еврейски «канаим») — общественное движение против греческого влияния. Не исключено, что даже несколько апостолов принадлежали к нему. Может, это прозвище было связано с особым религиозным рвением святого Симона.

А ещё есть вариант, что апостол просто родился в Кане Галилейской, оттого и прозвище. Где она находилась, точно неизвестно. Предание отождествляет её с современным местом Кафр-Кана.


Новоафонский монастырь, построенный там, где, как принято считать, жил последние годы апостол Симон Кананит. Фото: upload.tury.club

И тут надо вспомнить, что один ученик действительно родом из Каны:

«После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его».

Может ли Нафанаил быть Симоном? Они же ни разу не упоминаются вместе. Исследователи Библии обращают внимание, что гораздо больше параллелей у Нафанаила и Варфоломея, так что, вероятно, именно они — один и тот же человек.

Кто знает, вдруг Варфоломей и Симон просто жили в одной местности, или же догадка о происхождении Симона из Каны вовсе ошибочна.

Был ли Симон из Каны?

Как правило, Симону Кананиту предписывают и второе имя – Зилот, которое является в большей степени нарицательным, наподобие того как Иисуса могли, к примеру, называть Плотник или Павла называли Фарисеем, так как он относился к этому сословию.

На самом деле даже само слово кананит (на арамейском) также является синонимом слова зилот (на греческом).

Эти слова означают нечто наподобие фанатика или особо преданного ревнителя какой-либо веры, религии.

Некоторые исторические свидетельства (в частности, труды Иосифа Флавия) указывают на появление зилотов после Воскресения Христа, и в этом тоже есть своя логика, так как новое учение вполне могло стать духовной опорой освободительного движения.

Поэтому до сих пор даже Википедия может включать в себя различные мнения о том, был ли святой апостол родом из Каны или получил свое имя, исходя из принадлежности к определенному классу людей.

Так или иначе, нужно кратко сказать о зилотах (также допустимая форма написания – зелотах), которые представляли собой нечто наподобие полутайного союза в Израиле времен Христа. Они:

  • стремились освободить землю от римской оккупации;
  • верили в приход нового времени и нового царства, когда уйдут правители-захватчики и Израиль станет свободным;
  • могли различаться по своему поведению: некоторые превращались в религиозных террористов, другие более акцентировались на духовном аспекте и работали, как бы сейчас сказали, в сфере пропаганды.

Как говорят некоторые исследователи, зилотом также был Иуда Искариот, а помимо этого, могли быть и другие апостолы. Этот факт не является удивительным, ведь такие люди были духовными искателями и также радеющими за освобождение своего народа. Понятное дело, этих людей непременно бы заинтересовал Христос хотя бы как проповедник.

Канонических описаний облика Симона Кананита практически не существует, поэтому иконографический образ чаще является символическим и основанным только на самых значимых деталях.

Помимо этого, некоторые исследователи, которые изучали житие Иосифа Обручника (номинальный супруг Богородицы), говорят о возможном его отцовстве Симона и Иуды Фаддея, который тоже стал апостолом.

Речь идет о первом браке Иосифа, от которого у него было (согласно наиболее распространенной версии) шестеро детей. Таким образом, между апостолом Симоном Кананитом и Христом даже может прослеживаться некоторая родственная связь.

Некоторые отождествляют Симона Зилота с женихом со свадьбы, где Христос превратил воду в вино

Если святой Симон действительно происходил из Каны, то это хороший повод вспомнить одно библейское событие, связанное с этим местом. В Евангелии рассказано, что здесь происходила свадьба, на которой Иисус Христос сотворил первое чудо:

«Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».

Нет веских оснований отождествлять жениха из Евангелия и Симона Зилота.

Уже спустя столетия после событий Нового Завета, толкователям пришло в голову, что Кана, похоже, слишком тесная местность, чтобы в ней жило больше одного человека. По крайней мере, появилась версия, что жених на этой свадьбе — это и есть Симон. Якобы он после чуда уверовал, бросил всё и отправился за Христом. И жена уверовала, но куда делась, не понятно.

Такие обобщения и попытки в каждом случайном человеке углядеть важную для Библии личность никогда не приводили к хорошему результату. Ну почему тогда авторы Евангелий забыли упомянуть, что жених стал учеником Христа? Неужели это событие менее важное, чем превращение воды в вино или сок (есть и такая версия)?

Новый Завет не даёт почвы для таких допущений. Кем был тот жених, мы не знаем.

Есть ещё Симеон, брат Господень, апостол от 70, возможно, это тот же человек

Апостол по имени Симеон, брат Господень, Священному Писанию не известен. Быть может, дело в том, что это не какая-то другая личность, а тот же Симон Кананит. Мы не знаем. Об апостоле от 70 Симеоне нам сообщают авторы раннего христианства. Он мог быть двоюродным сыном Иакова, а потому получил такое прозвище.

С биографией этого человека тоже не всё прозрачно. Есть разные сведения о его жизни и разные люди, которых отождествляют с ним. По одной из версий Симеон прогиб в 120 лет, пригвождённый к кресту.


Симеон Новый Богослов

Русский проповедник

Многие считают особым проповедником для Руси Андрея Первозванного, который нес учение Христа на территории современного Крыма и был там, где сейчас стоит Киев.

Тем не менее, некоторые исследователи также называют первым «русским» апостолом именно Симона Зилота.

Есть даже сведения о его погребении ни в Абхазии, а на территории современного Краснодарского края.

Если эти сведения сохранились до нынешних дней и передавались между поколениями, вероятно, для этого есть основания. Вполне возможно, многие просто помнили путешествующего проповедника, который бывал на южных просторах Руси.

Житие Симона Зилота писали в поздние века, в нём уверяют, что апостола казнили в Абахазии

Житие апостола Симона Зилота — это позднее творение. Древних преданий о них нет. Спустя века, в позднейшее время, энтузиасты собирали слухи и догадки о жизни этого ученика Иисуса Христа. Получались противоречивые сведения: бывал там, а может, там, а может, ещё где-то.

Известны разные маршруты апостола, которые еле прослеживаются в глубине веков: Мавритания, Грузия, Персия, Египет, Иудея, Британия и т.д. Хотя ясно, что Британия — это, вероятно, поздняя ошибка, а не предание.


Храм Симона Кананита в Абхазии. Под ним могут храниться мощи апостола. Фото: farm6.static.flickr.com

Дошедшие до наших дней истории сообщают, что Симон Зилот вместе с Андреем Первозванным высадился в районе нынешнего Сухума. И если Андрей так и не попал на земли будущей Руси, то Симон Зилот вполне мог побывать где-то на периферии нашей страны.

Преследование римскими властями завело Симона Зилота в древнюю Абазгию (нынешняя Абхазия), тогда — римскую провинцию. Это место легенды связывают с Золотым руном и путешествиями аргонавтов. Здесь апостол и прожил последние годы. Его жизнь состояла из типичных для праведника деяний: проповедь, чудеса и молитва.

Апостол Симон проповедовал в землях, куда могли плавать аргонавты.

В итоге Симона Кананита казнили противники распространения христианства. В способе казни источники не единогласны:

  • усекли мечом;
  • распяли на кресте;
  • распилили.

Увы, нам не известен вклад апостола в распространение христианства. И Священное Писание и предание сохранили довольно скупые сведения.

Паломничество к храму

Для того чтобы лучше узнать этого святого, лучше всего посетить храм Симона на территории Абхазии. Как говорят верующие, в пещере Зилота до сих пор сохраняется удивительная и воодушевляющая атмосфера.

Туда и сейчас приходят молиться, у многих в руках небольшая икона – такова традиция, приносить в пещеру святой образ Симона Кананита и оставлять там.

Многие паломники купаются в реке Псырцха, некоторые получают исцеление от своих недугов. Вода считается животворящей. Когда-то сам апостол считали молитвы и именно этой водой кропил предков современных абхазцев, и позволял людям исцеляться божьей милостью.

Если вы хотите приехать туда, то вполне интересным днем может быть 23 мая – день памяти. Совершается крестный ход, особые службы. В другие дни практически всегда есть возможность побывать в гроте, набрать воды в святом источнике.

Есть разные версии о кончине апостола Симона Кананита, но в православной церкви канонической считается именно распиливание у реки Псырцха, а не распятие в Британии или Вавилоне.

Апостолу Симону Зилоту молятся о семейном благополучии

Ни иконах апостол Симон Зилот не имеет каких-то отличительных черт, ведь он не евангелист, чтобы держать книгу с евангелием. Но всё же обычно его наделяют свёрнутым свитком. Лицо у него седобородое и с лысиной.

На ряде изображений Симон Кананит держит пилу — орудие его казни, аналогичное мечу Павла и кресту Христа. Молятся Симону о твёрдости в вере и о семейном благополучии. Но в принципе нет ограничений в том, с чем обращаться к святому в молитве.


Икона Симона Кананита. Фото: voznesenskiyhram.ru

Кондак, глас 2-й:

Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго во хвалении ублажим, яко Богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо Славы ныне предстоит и со Безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

Молитва:

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися.

Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Житие святителя Митрофана Воронежского, Чудотворца

Любвеобильного и милосердного епископа всегда будет помнить народ и вереница почитателей его памяти, притекающих к святой могиле, никогда не прервется. Ряды молитвенников у святой усыпальницы не уменьшаются, а только лишь увеличиваются, благодаря чудесной помощи святого.

Праведное житие святителя Митрофана Воронежского положило начало его открытому прославлению.

Жизненный путь будущего чудотворца

Митрофан (в миру Михаил) появился на свет в семье священника в 1623 году. До возраста 40 лет он имел добропорядочную супругу и сына Иоанна, служил клириком на приходе. В 1663 году умерла его жена, это горестное событие послужило неким толчком к принятию монашеского пострига, который он принял в Успенской пустыни вблизи Суздаля.

Через 3 года монашеской жизни Митрофан был избран настоятелем Успенской Яхромской обители, которой управлял на протяжении 10 лет. За годы работы в монастыре он возвел собор в честь Нерукотворного Образа Христа. А в 1675 году патриарх Иоаким, узнав о благодетельной жизни Митрофана, возвел его в чин архимандрита.

Читайте о других чудотворцах в православии:

В 1682 году святой Митрофан был назначен на Воронежскую кафедру.

Но что являл собой в те смутные годы Воронеж? Он находился на самой окраине Рязанской епархии, в городе была очень сложная жизнь. Дело в том, что этот ранее благодатный край был на несколько столетий опустошен волной монголо-татарского нашествия. Причем в современное время некоторые водоемы и населенные пункты до сих пор носят татарские названия.

Несмотря на то, что Воронеж был восстановлен после разорения, случившегося во времена правления потомка Иоанна Грозного Феодора Иоанновича, город все же подвергался новым разорениям. Например, известно, что в 1624 году численность городского населения составляла всего лишь 100 человек. Жители бежали из города потому, что татары и польско-литовские разбойники разрушали Воронеж, а самих горожан пленяли в целях работорговли. Городок был обнесен небольшой деревянной стеной, в его центре стояла церковь Благовещения Божией Матери.

Неспокойное время породило шатания и разврат. Отсутствие храмов и монастырей вследствие их разрушения, породило скудность духовного и нравственного состояния народа. На дорогах разбойничали шайки бандитов, а на берегах Дона собирались крестьяне, горожане и раскольники, желающие вольной жизни и разврата.

В таком убогом и нищем состоянии досталась кафедра Митрофану Воронежскому. Но святитель не побоялся трудностей.

Интересно! За 20 лет епископства чудотворец возвел в епархии множество церквей, но для себя он даже не построил отдельного жилища. Все два десятилетия он жил на постоялом дворе.

Служение церкви

Свою деятельность он начал с распространения послания, в котором призывал народ к исправлению падшей нравственности церковнослужителей и мирян.

Он призывал людей к:

  • добропорядочному житию и непрестанному молению;
  • принятию Крещения, покаянию;
  • вниманию к недужным;
  • частому причастию и помазыванию святым елеем.

Воронежский святитель усердно опекал свою паству: искоренял беспорядки в монастырях, утверждал в них житие по иноческому уставу, утешал плачущих, покровительствовал вдовам и сиротам, заступался за обиженных.

В своем доме он принимал странников, здесь же святой обустроил лечебницу для болящих, а в свободное время и ночами возносил мольбы о живых и об усопших христианах.

Твердая вера не позволила Митрофану явиться по приглашению царя Петра I в его покои, потому что там стояли языческие статуи. Чудотворец совсем не боялся навлечь на себя гнев императорской персоны, хотя за ослушание воли царя ему грозила опала. Но Петр повелел уничтожить статуи и с того момента проникся к Митрофану еще большим уважением.

Интересно! Чудотворец обладал высоким патриотизмом и благодаря своему авторитету содействовал преобразованиям Петра I, жертвуя свои средства на благо Родины и обустройство флота.

Святитель отошел ко Христу 23 ноября 1703 года в глубокой старости. Незадолго до смерти он принял великую схиму с именем Макарий. На похоронах гроб с его телом нес сам царь Петр I.

Обретение мощей

В 1831 году совершалась реставрация кафедрального собора в Воронеже, требовалась замена пола и измерение прочности фундамента здания. При разборке помоста был обнаружен склеп. Через отверстие сверху реставраторы рассмотрели гроб с истлевшей от времени крышкой, в котором покоилось нетленное тело святителя Воронежского.

О «находке» было сообщено императору. Он тут же назначил заседание Священного Синода, члены которого для освидетельствования мощей создали комиссию, которая заключила: несмотря на слишком высокую сырость места захоронения, тело святого осталось нетленным, а облачение совершенно невредимым.

В 1831 году святитель Митрофан Воронежский был прославлен в Лике святых, а память его празднуется 23 ноября в день преставления и 7 августа в день прославления.

Чудотворения по молитвам

В особой церковной книге собраны рассказы о чудотворениях по молитвам к святителю Митрофану.

Иван Ладыгин, помещик из Липецка, сильно разболелся после перенесенного тяжелого семейного несчастья. Болезнь усиливалась, вскоре он не мог вставать с постели и даже шевелиться, не мог спать, лишь изредка дремал. Его привезли ко гробу святителя и случилось чудо — мужчина почувствовал облегчение от мучительных болей, смог поднять голову и самостоятельно сел, а вскоре на костылях стал переступать несколько шагов.

Через год дочь Ладыгина заболела горячкой, впала в кому и ощущалось приближение смерти девочки. В сонном видении явился ей сам Митрофан в архиерейском одеянии и благословил ее. С того момента ребенок стал стремительно выздоравливать.

18-летняя девушка мучилась от припадков, а вскоре на ее носу появился огромный нарост и разросся на все лицо. Больная, глубоко веруя в помощь Господню по молитвам чудотворца Митрофана, приходила в собор к могиле святого, заказывала панихиды по Митрофану, молилась Божией Матери. Однажды она пришла домой после богослужения и прилегла отдохнуть. В полудреме ей привиделся святитель, пообещавший ей скорое выздоровление. На следующий день на девушку служители церкви возложили мантию святителя и ее нарост начал отпадать, а через неделю с ней случился страшный припадок, который, счастью, стал последним в ее жизни.

Слепой крестьянин прозрел после панихиды у гроба святителя. Мужчина дважды помазал глаза маслом от лампады пред иконой Богородицы и прозрел.

Крепостная женщина одного из помещиков страдала болезнью рук: они были покрыты гнойниками и сильно болели, поэтому она не могла работать. Отправившись на богомолье в Воронеж, женщина с верой помазала больные руки маслицем от лампады над гробом чудотворца. За следующие 4 дня ее руки полностью очистились от гнойников и перестали болеть.

Жена дьякона по имени Агафья страдала припадками беснования, пыталась покончить жизнь самоубийством. Ее супруг насильно привел в собор ко гробу святителя. Женщина ужасно сопротивлялась, а когда на нее возложили мантию святителя, впала в беспамятство. Очнувшись, она почувствовала великое облегчение и исцеление от страшных мучений.

8-летняя девочка заболела страшной болезнью, известной под названием пляска Витта. Врачи ничем не могли помочь бедняге. У ребенка отнялись руки, ноги, онемел язык. Ее родные взмолились Божией Матери и заказали панихиду на месте погребения чудотворца Митрофана. На ребенка 3 дня служители церкви возлагали святительскую мантию. Внезапно девочка почувствовала облегчение и заснула на полсуток. Во сне она увидела старца-монаха, сидящего у ее кровати. Через 3 недели ребенок полностью избавился от недуга.

Молитвенные просьбы

Каждый человек на протяжении жизни встречает разнообразные преграды, который, как иногда кажется, невозможно преодолеть. И тут на помощь приходит Митрофан Воронежский, который всегда поможет и утешит.

Ему можно молиться:

  • о помощи в поиске достойной работы;
  • о создании счастливой семьи;
  • о даровании долгожданного чада;
  • об исцелении души и тела;
  • об избавлении от нищенского существования;
  • о повышении по карьерной лестнице;
  • о благополучии детей;
  • об исцелении от недугов;
  • о даровании Божиего милосердия и прощения.

Еще о православных молитвах:

В Воронеже до сих пор находится святой источник святителя Митрофана. Предание гласит, что он был раскопан лично самим святителем. В его водах происходило множество исцелений как в прежние времена, так и сейчас.

Во времена советской власти богоборцы пытались его забить, засыпали мусором, устраивали городскую свалку. Но чудеса всегда случаются и святой источник пробивался в тех или иных местах.

Множество народа, притекающего к нему с верой во Всевышнего, получало и до сих пор получает заветное исцеление по предстательству ко Христу чудотворца Митрофана Воронежского.

Правила моления

Для того, чтобы чудотворец Митрофан услышал молитвенную просьбу и помог человеку, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • текст молитвы следует читать искренне, притворство в «таких делах» недопустимо и оскорбительно для святого;
  • необходимо сосредоточиться и отогнать от себя любые мысли, кроме молитвенных;
  • нельзя читать молитвы «по обязательству», текст следует читать искренне и от души, а не по чьему-то указанию;
  • молитвенную просьбу нужно читать со смирением и спокойным голосом;
  • не стоит в молитве испрашивать высоких материальных успехов, необходимо остановиться на том, что принесет покой вашей душе.

Совет! Перед началом молитвенного труда желательно посетить церковь, исповедоваться, причаститься и получить благословение у священника на прочтение молитв. Обычно клирик благословляет человека на 40-дневный молитвенный труд.

Святитель Митрофан Воронежский — великий праведник и чудотворец, творивший помощь и чудеса как при своей земной жизни, так и не прекращающий поток чудотворений по своей смерти. Одного лишь прикосновения к его облачению было достаточно для исцеления от всевозможных недугов, так и сегодня молитвословия к великому святому не сходят с уст православных христиан всего мира.

Житие святого Митрофана Воронежского, где находятся мощи и в чем помогает чудотворец

Многие священники, которые прошли трудный путь от простого служителя церкви до высшей ступени иерархической лестницы церковных чинов, заслужили посмертного почитания. Это свидетельство глубокого уважения, понимания сложности проделанного пути, преклонения перед способностью вести праведный образ жизни. Эти слова в полной мере относятся к одному из представителей династии священников, Митрофану Воронежскому.

Краткое жизнеописание святого

Путь Михаила, ставшего епископом Русской православной церкви, всегда был освещен верой. Принятие монашества было глубоко осмысленно.

Происхождение и мирская жизнь

Михаил родился в семье священника, имевшего приход во Владимирской губернии. Служение церкви передавалось из поколения в поколение, поэтому Михаил тоже стал деревенским священником. Через некоторое время он женился на одной из прихожанок, у них родился сын, Иван.

Начало иноческого пути

Житие Митрофана Воронежского начинается с кончины его жены. Он овдовел, когда ему исполнилось 40 лет. Именно это событие привело его к стенам монастыря, где он принял постриг. Михаил взял монашеское имя, он назвал себя Митрофаном. Жизнь в Золотниковской пустыни очень нравилась будущему святому, но через три года братья из Яхромской обители попросили его стать настоятелем. После нескольких лет служения он был назначен игуменом Унженского монастыря.

Епископ Воронежский

В начале 1675 года Митрофану был пожалован сан архимандрита. Монастырь при Митрофане стал особенно известен соблюдением строгих правил, воспитанием аскетов-монахов. О монастыре говорил патриарх, когда хотел привести пример правильного административного управления, искусно сочетаемого с соблюдением всех церковных правил. К игумену Унженского монастыря любил приезжать царь Федор Алексеевич. Он просил настоятеля молиться с ним или проводил долгие часы, тихо беседуя с Митрофаном.

На протяжении нескольких десятилетий русская православная церковь переживала раскол. Укрепление церковного аппарата началось с провинциальных епархий. В это время Митрофан был назначен епископом Воронежа. Инициатором этого стал Федор Алексеевич, который был сторонником образования Воронежской епархии, как отдельной от основной епархии.

Воронежский епископ приложил все силы, чтобы сгладить последствия ссоры между православными верующими людьми. Он старался обращать к вере старообрядцев, но при непослушании не преследовал их, а позволял жить спокойно.

Святитель и Петр Первый

Митрофан Воронежский нередко подчеркивал, что православная церковь должна помогать государству. Благодаря своим взглядам епископ тесно сдружился с Петром Первым. Во времена строительства флота на территории Воронежа епископ призывал население к внесению пожертвований для военной казны.

Житие описывает случай, когда Петр Первый позвал епископа к себе во дворец. Митрофан отказал царю, хотя его предупреждали о силе царского гнева. Причиной отказа стало то, что во дворце сохранились языческие статуи, привезенные царем из европейских музеев. Авторитет святителя был так высок, что Петр велел убрать статуи только для того, чтобы епископ смог войти во дворец. Петр часто советовался с ним, называл его «святым старцем» при жизни.

Болезнь и кончина

Митрофан дожил до глубокой старости. Перед кончиной он был пострижен в схиму, назвался монахом Макарием. До последнего вздоха епископ сохранял ясный ум, болезнь не изменила его. За время болезни он сознательно подготовился к собственным похоронам. Продумал мельчайшие подробности. Единственное, что так и не удалось ему сделать – это лежать в гробу в простом одеянии принявшего схиму монаха. После кончины новоявленный Макарий был облачен архимандритом и перенесен в гробу к месту захоронения сами Петром Первым.

Духовное завещание

Митрофан Воронежский был хорошим проповедником, на протяжении службы он прочитал множество текстов, которые были написаны его собственной рукой.

Перед смертью Митрофан оставил духовное завещание, где говорил о необходимости читать Священное писание, следовать Божьим законам.

Слова Митрофана были записаны учениками, они составили часть Жития, которое было начато при жизни старца одним из иеромонахов Воронежской епархии. Духовное завещание сохранилось до сих пор, оно находится под стеклом на стеллажах Государственного исторического музея.

Обретение мощей и канонизация

Благовещенский кафедральный собор, где был захоронен св. Митрофан Воронежский, дважды подвергался перестройке. Во время ремонтов гробница переносилась на новое место, но при этом свидетели отмечали нетленность мощей старца. Церковь фиксирует две даты для почитания Митрофана, они обозначают первое и второе обретение мощей.1832 год стал годом канонизации Митрофана Воронежского. Мощи до сих пор находятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа. К месту нахождения святых мощей Митрофана едут паломники со всех уголков страны.

Иконография

На иконах Митрофана Воронежского традиционно изображают старцем в темных или темно-синих одеждах. Его лик строг и преисполнен благочестия. Одной рукой он совершает знамение, второй рукой держит архиерейский жезл. Этот атрибут указывает на принадлежность к одному из самых высоких духовных санов. Распространен список, где епископ изображен в полный рост, но существует несколько икон, где он нарисован по пояс.

Храмы

На территории страны выстроено несколько храмов с именем Митрофана Воронежского:

  • Московский храм при приюте Елизаветы Федоровны;
  • церковь на территории Тентелевского кладбища в Санкт-Петербурге (кладбище называют Митрофаньевским);
  • Псковский храм, основанный первоначально, как скит.

Тексты

Чтобы обратиться к епископу Митрофану Воронежскому выбирают один из общедоступных текстов. Их читают на церковных молебнах или дома перед иконой.

Тропарь

Правило веры, образ кротости словом, житием пастве твоей, отче смиренно мудре Митрофане, был еси. Темже во светлостех святых солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления и славы украшаемь, моли Христа Бога стране нашей, граду твоему в мире спастися.

Кондак

Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворив, святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, ныне, всех Владыце предстоя, моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Величание

Велича́ем тя, святи́телю о́тче наш Митрофа́не, чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши о нас Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва

Святителю отче Митрофане, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою с верою к тебе притекающим, уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси и молимся тебе: моли о нас (имена) Христа Бога нашего, да ниспослет всем, чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим, богатыя милости Своя: да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира, радости о Духе Святе, да вси члены ея, чисты от мирских искушений плотских похотей злаго действия злых духов, духом истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих.

Пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от Православныя Церкве обратят в святыя недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаявшихся и исправившихся утвердят в святости жизни: и тако всех введут указанным от Него путем в уготованное вечное Царство святых Его. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим: да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков.

О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего, Иисуса Христа, яко да призрев на ны милостивно, подаст нам согрешений наших вольных и невольных прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби, болезней душевных телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем Святым Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

В чем помогает чудотворец

К старцу принято обращаться во многих случаях. Он благословлял, направлял многих при жизни, не оставляет также при обретении небесного покоя:

  • святого праведника просят о получении хорошей работы;
  • старец помогает найти семью, обрести счастье материнства;
  • епископа просят о душевном равновесии, об укреплении веры, нахождении смысла жизни.

Дни почитания

Митрофан Воронежский с любовью почитаем православными верующими. На территории Воронежа построен памятник епископу. Он расположен на главной площади города, что свидетельствует о духовной памяти народа.

День кончины святого вспоминают 23 ноября, 7 августа принято прославлять Митрофана Воронежского. Кроме того, церковным календарем установлены даты, когда были обретены мощи святого: 17 сентября, а также 20 августа.

Чудотворения

Поводом для канонизации 1832 года стало фиксирование случаев чудотворных явлений возле его гробницы. Синод документально запротоколировал несколько случаев духовного, а также физического исцеления.

Житие святителя Митрофана Воронежского, Чудотворца

Краткое жизнеописание святого

Путь Михаила, ставшего епископом Русской православной церкви, всегда был освещен верой. Принятие монашества было глубоко осмысленно.

Происхождение и мирская жизнь

Михаил родился в семье священника, имевшего приход во Владимирской губернии. Служение церкви передавалось из поколения в поколение, поэтому Михаил тоже стал деревенским священником. Через некоторое время он женился на одной из прихожанок, у них родился сын, Иван.

Начало иноческого пути

Житие Митрофана Воронежского начинается с кончины его жены. Он овдовел, когда ему исполнилось 40 лет. Именно это событие привело его к стенам монастыря, где он принял постриг. Михаил взял монашеское имя, он назвал себя Митрофаном. Жизнь в Золотниковской пустыни очень нравилась будущему святому, но через три года братья из Яхромской обители попросили его стать настоятелем. После нескольких лет служения он был назначен игуменом Унженского монастыря.

Епископ Воронежский

В начале 1675 года Митрофану был пожалован сан архимандрита. Монастырь при Митрофане стал особенно известен соблюдением строгих правил, воспитанием аскетов-монахов. О монастыре говорил патриарх, когда хотел привести пример правильного административного управления, искусно сочетаемого с соблюдением всех церковных правил. К игумену Унженского монастыря любил приезжать царь Федор Алексеевич. Он просил настоятеля молиться с ним или проводил долгие часы, тихо беседуя с Митрофаном.

На протяжении нескольких десятилетий русская православная церковь переживала раскол. Укрепление церковного аппарата началось с провинциальных епархий. В это время Митрофан был назначен епископом Воронежа. Инициатором этого стал Федор Алексеевич, который был сторонником образования Воронежской епархии, как отдельной от основной епархии.

Воронежский епископ приложил все силы, чтобы сгладить последствия ссоры между православными верующими людьми. Он старался обращать к вере старообрядцев, но при непослушании не преследовал их, а позволял жить спокойно.

Святитель и Петр Первый

Митрофан Воронежский нередко подчеркивал, что православная церковь должна помогать государству. Благодаря своим взглядам епископ тесно сдружился с Петром Первым. Во времена строительства флота на территории Воронежа епископ призывал население к внесению пожертвований для военной казны.

Житие описывает случай, когда Петр Первый позвал епископа к себе во дворец. Митрофан отказал царю, хотя его предупреждали о силе царского гнева. Причиной отказа стало то, что во дворце сохранились языческие статуи, привезенные царем из европейских музеев. Авторитет святителя был так высок, что Петр велел убрать статуи только для того, чтобы епископ смог войти во дворец. Петр часто советовался с ним, называл его «святым старцем» при жизни.

Болезнь и кончина

Митрофан дожил до глубокой старости. Перед кончиной он был пострижен в схиму, назвался монахом Макарием. До последнего вздоха епископ сохранял ясный ум, болезнь не изменила его. За время болезни он сознательно подготовился к собственным похоронам. Продумал мельчайшие подробности. Единственное, что так и не удалось ему сделать – это лежать в гробу в простом одеянии принявшего схиму монаха. После кончины новоявленный Макарий был облачен архимандритом и перенесен в гробу к месту захоронения сами Петром Первым.

Духовное завещание

Митрофан Воронежский был хорошим проповедником, на протяжении службы он прочитал множество текстов, которые были написаны его собственной рукой.

Перед смертью Митрофан оставил духовное завещание, где говорил о необходимости читать Священное писание, следовать Божьим законам.

Слова Митрофана были записаны учениками, они составили часть Жития, которое было начато при жизни старца одним из иеромонахов Воронежской епархии. Духовное завещание сохранилось до сих пор, оно находится под стеклом на стеллажах Государственного исторического музея.

Жизнеописание Митрофана Воронежского

В православном мире Митрофана (в некоторых источниках – Митрофания) Воронежского считают защитником веры и наставником на путь истинный. При жизни он помогал бедным и обездоленным, нищим и больным.


Митрофан Воронежский является защитником веры и наставником на путь истинный

Мирская жизнь

Житие святителя имеет немало спорных моментов. Так, например, достоверно не установлена дата рождения праведника. Самые распространенные версии – 6 или 8 ноября 1623 года.

Поздней осенью 1623 года в семье уверовавших во Всевышнего христиан появился младенец, которому дали имя Михаил. Жила супружеская пара в поселке Антилохово Владимирской губернии. Сведения о родителях Михаила неточные. Предположительно отец и мать мальчика были богобоязненными людьми. Поэтому они старались с раннего детства привить сыну любовь ко Всевышнему и направить его на путь истинный и праведный.

Более полная информация о детстве и отрочестве Михаила отсутствует. Известно, что в мирской жизни у него были жена и дети. В летописях упоминается сын Иван, к которому будущий архиепископ питал нежные родительские чувства. Михаил являлся служителем церкви и почитал Иисуса Христа.

Начало иноческого пути

Когда супруга праведника умерла, священнослужитель принял постриг под именем Митрофан. Произошло это событие в 1623 году при монастыре Золотниковской Успенской пустыни.

Божий служитель вел отшельнический образ жизни и большую часть своего времени произносил молитвенные речи. Через три года аскетической жизни Митрофан принял сан иерея. Немного позже он стал игуменом монастыря Косьмо-Яхромского.

В 1675 году он был возведен в чин архимандрита и приставлен к управлению Унженской десятиной, в состав которой входило более 90 монастырей и церквей. В монастырь Унженский приезжал царь Федор Алексеевич, которому приходились по нраву душевные беседы с настоятелем десятины. В 1681 году была образована епархия Воронежская, епископом которой правитель назначил игумена Митрофана.


В 1681 году святитель возглавил епархию Воронежскую

Епископ Воронежский

Митрофан, которого именовали Воронежским, принял епархию в весьма плачевном состоянии. Край был разграблен, повсюду процветала безнравственность и бездуховность. Отсутствие храмов и монастырей (на тот момент действующей была лишь одна церковь Благовещения) соответствующе сказалось на духовном развитии местного населения.

По своей природе непритязательный и простой святитель Воронежский стал прививать христианам веру в Господа Бога. При этом он носил простые одеяния из грубого крашеного полотна и ел из обычной оловянной посуды. Практически все свои доходы он отправлял на нужды паствы и обездоленных.

За 20 лет своего епископства Митрофан Воронежский увеличил количество храмов в епархии до 239, поднял нравственность духовенства и привил обществу веру во Всевышнего. Архипастырь был временами строгим, но всегда справедливым.

Болезнь и кончина

Согласно преданию, 2 августа 1703 года архипастырь почувствовал сильное недомогание. Над больным провели таинство Соборования. Спустя 8 дней – 10 августа 1703 года – епископ Воронежский почувствовал скорое приближение смерти. В этот же день он был возведен в высший монашеский чин – схиму. В честь преподобного Макария Желтоводского Митрофану Воронежскому дали имя Макарий. 23 ноября 1703 года святитель умер. Сам царь Петр I нес гроб с усопшим до места его погребения в Благовещенском соборе.

Обретение мощей и канонизация

Благовещенский кафедральный собор, где был захоронен св. Митрофан Воронежский, дважды подвергался перестройке. Во время ремонтов гробница переносилась на новое место, но при этом свидетели отмечали нетленность мощей старца. Церковь фиксирует две даты для почитания Митрофана, они обозначают первое и второе обретение мощей.1832 год стал годом канонизации Митрофана Воронежского. Мощи до сих пор находятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа. К месту нахождения святых мощей Митрофана едут паломники со всех уголков страны.

Молитвенные просьбы к святому

Когда душа находится в смятении и на распутье, на помощь приходят Божии угодники, в числе которых и святитель Митрофан Воронежский. Обращаться к чудотворцу можно в минуты утраты веры и отчаяния, при различных сложных жизненных ситуациях и во время болезни.

Святой угодник Митрофан Воронежский помогает:

  • при разных недугах и опасных для жизни заболеваниях;
  • при жизненных неурядицах и потере веры;
  • при финансовых трудностях и сложностях на работе;
  • при конфликтах и частых ссорах с близкими и родными;
  • при разладах между супругами;
  • при невозможности зачатия ребенка.

Молитвы читаются смиренным и спокойным голосом. В своих прошениях нельзя говорить о высоких материальных успехах. Также запрещено просить бед и несчастий для других людей. Недопустимы оскорбительные, гневные и неискренние речи.


Обращаться к чудотворцу можно в минуты утраты веры и отчаяния

Храмы

На территории страны выстроено несколько храмов с именем Митрофана Воронежского:

  • Московский храм при приюте Елизаветы Федоровны;
  • церковь на территории Тентелевского кладбища в Санкт-Петербурге (кладбище называют Митрофаньевским);
  • Псковский храм, основанный первоначально, как скит.

Тексты

Чтобы обратиться к епископу Митрофану Воронежскому выбирают один из общедоступных текстов. Их читают на церковных молебнах или дома перед иконой.

Тропарь

Правило веры, образ кротости словом, житием пастве твоей, отче смиренно мудре Митрофане, был еси. Темже во светлостех святых солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления и славы украшаемь, моли Христа Бога стране нашей, граду твоему в мире спастися.

Кондак

Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворив, святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, ныне, всех Владыце предстоя, моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Величание

Велича́ем тя, святи́телю о́тче наш Митрофа́не, чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши о нас Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва

Святителю отче Митрофане, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою с верою к тебе притекающим, уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси и молимся тебе: моли о нас (имена) Христа Бога нашего, да ниспослет всем, чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим, богатыя милости Своя: да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира, радости о Духе Святе, да вси члены ея, чисты от мирских искушений плотских похотей злаго действия злых духов, духом истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих.

Пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от Православныя Церкве обратят в святыя недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаявшихся и исправившихся утвердят в святости жизни: и тако всех введут указанным от Него путем в уготованное вечное Царство святых Его. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим: да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков.

О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего, Иисуса Христа, яко да призрев на ны милостивно, подаст нам согрешений наших вольных и невольных прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби, болезней душевных телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем Святым Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Краткое житие и молитвенная помощь

Младенец Михаил родился в селе Антиповка Московского уезда, здесь же рос и обучался наукам. Позже он женился, у супругов родился сын Иоанн. Но в возрасте 40 лет его любимая супруга отошла ко Господу. Михаил стал вдовцом и принял решение о монашеском постриге. В 1663 году он был пострижен в иночество и наречен именем Митрофан.


Митрофан Воронежский

Инок был строг к себе и к окружающим, эти качества сыграли важную роль для настоятеля Яхромского монастыря, который назначил монаха игуменом обители.

Святитель пользовался уважением братии, его особо ценили и уважали при царском дворе Феодора Алексеевича. Игумен величайшие поддерживал многие начинания Петра 1, был для него наставником и учителем.

В 1682 году Митрофан был возведен в сан епископа Воронежского. В это время воронежцы не доверяли Церкви Христовой, приходская жизнь отсутствовала, люди хулили Бога, степень их образования была слишком низкой. Но святой Митрофан активно поднимал православие, возводил церкви и монастыри в пределах епархии.

В 1703 году святитель заболел и почувствовал приближение своей кончины и вскоре умер. При его погребении находился император Петр 1 и лично нес гроб с телом усопшего.,

Читайте о других православных святых:

  • Святой великомученик Георгий Победоносец
  • Святой Дмитрий Ростовский
  • Святой великомученик Иоанн Новый, Сочаевский

В 1832 году монах был причислен к Лику святых Угодников Божиих. Его нетленные мощи покоятся в Воронежском кафедральном соборе, являющимся местом паломничества православных христиан всего мира. Мощи являются свидетельством истинности веры православной и придают великое утешение с верою притекающим к ним.

Святой еще при жизни завещал совершать по нему заупокойные службы. Память в его честь совершается трижды в году: 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря и 4/17 сентября.

Житие святителя Митрофана Воронежского и молитвенные просьбы к нему

Жизнеописание Митрофана Воронежского

В православном мире Митрофана (в некоторых источниках – Митрофания) Воронежского считают защитником веры и наставником на путь истинный. При жизни он помогал бедным и обездоленным, нищим и больным.

Митрофан Воронежский является защитником веры и наставником на путь истинный

Мирская жизнь

Житие святителя имеет немало спорных моментов. Так, например, достоверно не установлена дата рождения праведника. Самые распространенные версии – 6 или 8 ноября 1623 года.

Поздней осенью 1623 года в семье уверовавших во Всевышнего христиан появился младенец, которому дали имя Михаил. Жила супружеская пара в поселке Антилохово Владимирской губернии. Сведения о родителях Михаила неточные. Предположительно отец и мать мальчика были богобоязненными людьми. Поэтому они старались с раннего детства привить сыну любовь ко Всевышнему и направить его на путь истинный и праведный.

Более полная информация о детстве и отрочестве Михаила отсутствует. Известно, что в мирской жизни у него были жена и дети. В летописях упоминается сын Иван, к которому будущий архиепископ питал нежные родительские чувства. Михаил являлся служителем церкви и почитал Иисуса Христа.

Начало иноческого пути

Когда супруга праведника умерла, священнослужитель принял постриг под именем Митрофан. Произошло это событие в 1623 году при монастыре Золотниковской Успенской пустыни.

Божий служитель вел отшельнический образ жизни и большую часть своего времени произносил молитвенные речи. Через три года аскетической жизни Митрофан принял сан иерея. Немного позже он стал игуменом монастыря Косьмо-Яхромского.

В 1675 году он был возведен в чин архимандрита и приставлен к управлению Унженской десятиной, в состав которой входило более 90 монастырей и церквей. В монастырь Унженский приезжал царь Федор Алексеевич, которому приходились по нраву душевные беседы с настоятелем десятины. В 1681 году была образована епархия Воронежская, епископом которой правитель назначил игумена Митрофана.

В 1681 году святитель возглавил епархию Воронежскую

Епископ Воронежский

Митрофан, которого именовали Воронежским, принял епархию в весьма плачевном состоянии. Край был разграблен, повсюду процветала безнравственность и бездуховность. Отсутствие храмов и монастырей (на тот момент действующей была лишь одна церковь Благовещения) соответствующе сказалось на духовном развитии местного населения.

По своей природе непритязательный и простой святитель Воронежский стал прививать христианам веру в Господа Бога. При этом он носил простые одеяния из грубого крашеного полотна и ел из обычной оловянной посуды. Практически все свои доходы он отправлял на нужды паствы и обездоленных.

За 20 лет своего епископства Митрофан Воронежский увеличил количество храмов в епархии до 239, поднял нравственность духовенства и привил обществу веру во Всевышнего. Архипастырь был временами строгим, но всегда справедливым.

Болезнь и кончина

Согласно преданию, 2 августа 1703 года архипастырь почувствовал сильное недомогание. Над больным провели таинство Соборования. Спустя 8 дней – 10 августа 1703 года – епископ Воронежский почувствовал скорое приближение смерти. В этот же день он был возведен в высший монашеский чин – схиму. В честь преподобного Макария Желтоводского Митрофану Воронежскому дали имя Макарий. 23 ноября 1703 года святитель умер. Сам царь Петр I нес гроб с усопшим до места его погребения в Благовещенском соборе.

Видео «История и житие Митрофана Воронежского»

В этом видеосюжете представлена биография святителя и описаны его чудотворные деяния.

Почитание и канонизация

Справедливый и милосердный при жизни святитель особо уважаем среди православных христиан. Почтить память преподобного Митрофана можно 7 августа в день обретения мощей и 23 ноября в день его преставления.

Обретение мощей

В 1717 году Благовещенский собор снесли, а на его месте возвели новый Божий храм. В 1831 году проводились реставрационные работы фундамента и напольного покрытия храма. Разобрав помост, реставраторы обнаружили гробницу с нетленным телом преподобного Митрофана Воронежского.

Экстренно собранное заседание Священного Синода причислило Митрофана к лику Святых. Тело преподобного осталось нетленным. Даже его одеяния были в нетронутом виде.

В настоящее время мощи святителя находятся в Благовещенском кафедральном соборе, который расположен в Воронеже.

Приклониться к мощам святого можно в Благовещенском кафедральном соборе

Иконография

Иконографический стиль святого весьма разнообразен. Чаще всего преподобного Митрофана изображают в черном либо темно-синем священническом одеянии. В левой руке Божий угодник держит архиерейский жезл. Правой рукой праведник благословляет христиан.

В православном христианстве популярны не только иконы с изображением Митрофана Воронежского, но также фрески и мозаики с его ликом.

Храмы в честь святого

В честь чтимого в православии святителя возведено немало храмов и монастырей. Самыми популярными среди прихожан считаются:

  • приходская церковь при Воронежском институте МВД;
  • пустынь Митрофаниевская при Карельской и Петрозаводской епархии;
  • церковь Митрофана Воронежского в поселке Лосицы в Псковской области.

Молитвенные просьбы к святому

Когда душа находится в смятении и на распутье, на помощь приходят Божии угодники, в числе которых и святитель Митрофан Воронежский. Обращаться к чудотворцу можно в минуты утраты веры и отчаяния, при различных сложных жизненных ситуациях и во время болезни.

Святой угодник Митрофан Воронежский помогает:

  • при разных недугах и опасных для жизни заболеваниях;
  • при жизненных неурядицах и потере веры;
  • при финансовых трудностях и сложностях на работе;
  • при конфликтах и частых ссорах с близкими и родными;
  • при разладах между супругами;
  • при невозможности зачатия ребенка.

Молитвы читаются смиренным и спокойным голосом. В своих прошениях нельзя говорить о высоких материальных успехах. Также запрещено просить бед и несчастий для других людей. Недопустимы оскорбительные, гневные и неискренние речи.

Обращаться к чудотворцу можно в минуты утраты веры и отчаяния

Чудотворения по молитвам

С образом святителя Митрофана епископа Воронежского связано большое количество чудесных исцелений и уникальных явлений. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. Помещик из города Липецка Иван Ладыгин страдал от тяжкого недуга. Мужчина не мог шевелиться и вставать с кровати. Однажды немощного привезли к мощам святителя, где и случилось чудо: Иван Ладыгин избавился от мучительных болей во всем теле и начал передвигаться с помощью костылей.
  2. Спустя год от описанного выше события заболела дочь Ивана Ладыгина. После горячки девочка впала в кому. Во сне ей явился епископ Воронежский. В скором времени получивший благословение архиепископа ребенок начал выздоравливать.
  3. К гробу чудотворца привели незрячего мужчину. Слепой крестьянин дважды протер глаза маслом от лампадки, которая горела возле иконы святого, и тотчас прозрел.
  4. Жена местного дьякона была бесноватой. Женщина по имени Агафья несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Устав от бесноватых припадков жены, дьякон насильно привел ее в храм Божий и вложил в руки одеяния святителя Митрофана. Агафья потеряла сознание. Когда женщина пришла в сознание, она почувствовала себя легко и свободно – бес был изгнан из ее души и тела.

С образом и мощами святителя связано немало чудес и исцелений

Молитвы Митрофану Воронежскому

Читать молитвы пред образом Митрофана Воронежского нужно в храме Божием. Перед молитвой рекомендуется пройти таинство Покаяния. Чем чище душа, тем искреннее молитва.

При отсутствии возможности посещения храма Божиего можно молиться в домашних условиях. Перед молитвой нужно оставить все дела и заботы, выбросить из головы мысли бренные и дурные, настроиться на соответствующий лад. Возле иконы с ликом чудотворца следует зажечь церковную свечу.

Образ святого Митрофана Воронежского является олицетворением милосердия, благочестия и любви. Он учит праведников кротости и смирения, Божьей веры и милости. Обращаясь к святому чудотворцу с просительными речами, не забывайте произносить благодарственные слова по окончании молитвы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: