Житие священноисповедника Луки Крымского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Биография Луки Крымского Святителя и где находятся мощи, в чем помогает икона и молитвы

Лука Войно-Ясенский Святитель – выходец из Крыма. Стал изначально художником, а впоследствии изменил свой выбор в пользу медицины, Лука стал известным помощником для страдающих людей не только православных, а и приверженцев другой веры.

Основные факты биографии

Биография святого началась в Крыму.

Происхождение

Святой Лука, или Валентин Феликсович Войно-Ясенский, как его нарекли родители при рождении, появился на свет 27 апреля 1877 года. Местом рождения считается крымский город Керчь, расположенный на самом востоке полуострова. С самого детства Лука увлекался живописью, хотя его отец был довольно востребованным аптекарем. Однако несмотря на талант, Лука не выбрал стезю художника, а решил помогать людям.

В 1898 году Лука поступает в Киевский университет. Специализацией он выбрал анатомию — науку о человеческом организме. После учебы Лука собирался стать земским врачом, но получилось все по-другому. Как раз в это время Россия вступает в войну с Японией. Луке приходится отправиться на Дальний Восток, но уже в качестве хирурга.

Начало служения Богу

Луке не прививали с детства многочисленных религиозных взглядов. Отец его был католиком, а мать православной. Как он сам высказывался, большую религиозную тягу получил скорее от папы, чем мамы. Первый же религиозный опыт пришел к нему во время работы врачом на Дальнем Востоке. Во время одного из разговоров о Боге с неверующими людьми он получил приглашение стать священнослужителем. Войно уже через два дня стал дьяконом, а через неделю иереем. Но в то же время, несмотря на деятельность священника, Лука не закончил оперировать и всячески помогать людям в медицинском плане.

В 1923 году Лука принял монашеский постриг. Если говорить официальным языком, то именно после этого он взял себе церковное имя, по которому его знают большинство православных, — Лука Святитель.

Но, увы, после монашеского пострига Лука не смог продолжить свою деятельность. Через несколько месяцев в связи с военными действиями Луку арестовали, заявив, что он шпион.

Аресты и ссылки

Житие Святителя Луки наполнено сложностями и перипетиями судьбы. После того как его объявили шпионом, была ссылка в Туруханский край. Но несмотря на тяжелые условия, Лука не отрекся от своего истинного предназначения и продолжил всячески помогать людям. В это время он не только возрастает по церковной иерархии, но и лечит, оперирует.

Лишь в 1926 голу Лука снова возвращается к привычному ритму жизни — он прибывает в Ташкент. Сначала его назначают епископом в Рыльске, а затем переводят в Ельц. Но мирная жизнь не продлилась долго. Каток сталинской репрессии прошелся и по Луке. Обвинение, которое было предъявлено ему, — это создание контрреволюционной церкви. Под давлением, тяжелыми пытками и голодовками Святитель вынужден был сознаться в этом.

Возвращение на родину

В Крыму Лука оказался только в 1946 году. Тут же он и служил церкви, и вернулся к своей медицинской детальности — стал консультантом симферопольского военного госпиталя. Но в 1955 году он полностью ослеп, что заставило его оставить медицину навсегда. С 1957 года начинает диктовку своих дневников, благодаря которым удалось восстановить жизнеописание Луки.

Борьба с ересью и сектанством

Святитель Лука постоянно занимался борьбой с ересью и сектантством. Это можно проследить и по описанию происходивших тогда событий (к примеру, архиепископ отдельно отмечал заслуги Луки на этом поприще), и в самих жизнеописаниях.

Лука не использовал крайние меры для убеждения. Влияние Луки на человека была посредственным, мягким. Однако именно это имело потрясающий эффект, так как к истинной вере тогда люди приходили самостоятельно.

Врачебная деятельность

Изначально Лука поступил в Киевский университет и окончил его с отличием. Специализация анатомия позволила ему работать с различными отраслями медицинского знания. Проявил он себя как хирург, анестезиолог (хотя в те времена и не существовало современных методик). Он занимался лечением различных болезней не только в качестве врача, который принимает в кабинете, но и как полевой медик.

Лука работал во времена войны, он помогал людям как хирург. После перевода в Симферополь Лука помогал как консультант в военном госпитале. Но такая большая загруженность не мешала ему принимать людей дома — к нему выстраивались огромные очереди страждущих. Оставил медицину Лука только после полной потери зрения. Но и после Лука вспоминает с радостью о том, что успел стольким помочь людям, об этом можно прочесть в его биографии.

Смерть и канонизация

Умер Лука в 1961 году в день Всех святых. На его надгробии высечена надпись: «Архиепископ Лука Войно-Ясенский, доктор медицины, профессор хирургии, лауреат». Похоронен в Симферополе. Канонизация Луки произошла в конце 1995 гола. Тогда его мощи переносят в Свято-Троицкий собор. Но до сих пор могила в крымском Симферополе почитается верующими.

О чем просят

К Святителю обращаются с различными просьбами.

Благословление для родителей

Лука помогает практически всем, но сфера его деятельности, прежде всего, связана с медицинской областью. Если родители уже взрослые, испытывают трудности со здоровьем, то дети могут попросить Святителя Луку о выздоровлении или облегчении мук, которые они испытывают. Молитва Луке:

«О всеблаженный исповедник и святитель Божий отче наш Луко. В умилении сердец наших, мысленно припадаем ко святым твоим мощам, и как отца нашего просим услышать нас грешных, и молитву нашу принести ко Престолу Божьему. Моли его утвердить нас в вере и благочестии, пастырям, коим вверено спасение душ людских, даровать усердие и мудрость, и каждому ниспослать то, что послужит ему во благо на путях этой временной и быстротечной жизни.

Особо же молим тебя испросить у Господа нам, нашим близким и всем прочим Его чадам избавления от недугов и горьких болезней. Приклонив слух Свой ко всемилостивому твоему ходатайству, да ниспошлёт он облегчение всем больным, и поднимет их со одра страданий.

О, святитель Божий, отче Луко. Подай нам свое архипастырское благословение, и, хранимые твоим молитвенным ходатайством, избавимся от козней лукавого, избежим взаимной вражды, расколов и жизненных нестроений. Наставь нас на путь праведных, и моли о нас всесильного Бога. Да, сподобимся в жизни вечной славить вместе с тобой Единосущную и Нераздельную Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Читайте также:
Алексий Второй: жизнь и биография патриарха, как умер и где похоронен, труды

В сложные моменты жизни

В сложные моменты жизни не лишним будет обратиться и к Луке, особенно если проблемы связаны со здоровьем. При этом молитву желательно читать не только самому человеку, но и его родственникам (икона должна прилагаться).

О здоровье детей

Самая сильная защита для ребенка — это молитва, произнесенная его матерью Луке. Для того чтобы молитва начала действовать быстрей, нужно поставить около больного ребенка свечу у изголовья, поставить за ним образ святого. После этого каждый вечер читается молитва Луке.

Счастье в личной жизни

Счастье в личной жизни может быть разное: кто-то хочет выйти замуж, другие родить ребенка, а третьи — избавиться от проблем со свекровью. Разницы нет, ведь Лука поможет каждому. Главное — грамотно просить его об этом. Для начала необходимо пройти обряд отпущения грехов. После этого нельзя не только прибегать к вредным привычкам, но и максимально сделать смиренной свою жизнь. Молитва читается каждый день до сорока раз перед иконой Луки.

Перед операцией

Перед операцией всегда возникают сомнения и страхи, ведь это рискованная ситуация, даже если есть гарантии успеха. Молятся в этой ситуации Луке, при этом важно:

  • перед операцией помолиться, поставить три свечи за здравие (если это не может делать больной, то делает его ближайший родственник);
  • три дня соблюдать строгий церковной пост, если это разрешается медицинской практикой;
  • повторить молитву Луке три дня перед операцией по сорок раз.

Если сам больной слаб и не может произносить молитву Луке, то это могут выполнить за него родственники.

Исцеление

Молитву Луке можно произносить и в домашних условиях. Потребуется зажечь 12 церковных свечей, поставить в середину стакан со святой водой. Необходимо перед каждым прочтением молитвы креститься и отпивать глоток воды. Читают до полного исцеления от болезни.

Где находятся хранятся мощи

Мощи святого находятся в разных городах.

Симферополь

Женский монастырь Свято-Троицкий в Симферополе хранит мощи Луки. Прикоснуться к ним съезжаются сотни паломников со всего мира. Находится на улице Одесской.

Москва

В столице есть храм Святителя Луки. Находится на улице Белореченской.

Как правильно прикладываться к мощам

Поклонение проводят после разговора около иконы со Святителем Лукой. Перед прикладыванием к мощам проводят два поясных поклона, при этом нужно креститься. Потом — один поклон. Проводится прикладывание (но нельзя целовать святого в лик).

Реальные примеры чудес

Симферопольский свт. Лука отличился многими совершенными чудесами. Среди них известные связаны с:

  • исцелением от онкологических заболеваний;
  • быстрым заживлением ран;
  • спасением от хронических болезней.

Принимал Лука и много детей. В жизнеописаниях говорится, что ребята никогда не убегали, а выполняли все поручения Святителя.

Иконография

На иконе Лука изображен со взглядом, который познал много горечи и страдания. Как только в доме кто-то заболевает, то вешают эту икону. При этом желательно поместить около нее 12 свечей и ежедневно молиться.

Тексты на русском языке

Пользуются следующими текстами.

Молитвы

«О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Тропарь, кондак, величание

«Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение».

Читайте также:
Житие Василия Блаженного - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Канон

Канон исповеднику Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому состоит из девяти песней.

Акафист

Акафист Луке читается для того, чтобы он помог при разрешении каких-то дел, особенно связанных с медициной. Произносится после проведения обряда очищения.

К Луке обращаются с чистым сердцем и добрыми помыслами. Допустимо просить и о другом человеке, например, больном отце или муже.

У книжной полки. Безмездный целитель святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Житие. Чудеса. Письма

Аудио

Архиепископ Крымский Лука говорил: «Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Русский святитель, исповедник, духовный писатель, доктор богословия, а также выдающийся ученый, профессор хирургии, доктор медицинских наук, лауреат Сталинской премии. Он исповедовал веру Христову в гонениях, тюрьмах, лагерях и ссылке, пережил поношения и пытки, но остался верен Господу. И своим примером привел к православной вере тысячи и тысячи людей. О жизни святого архипастыря и о чудесах, которые совершаются по его молитвам ко Господу, рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она называется – «Безмездный целитель святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Житие. Чудеса. Письма».

Составитель этой книги — архимандрит Нектарий (Андонопулос), настоятель Спасо-Преображенского Сагматского мужского монастыря близ города Фивы (Греция), где хранится частица честных мощей святителя Луки. В Греции, как и в России любят и почитают святого Луку, совершившего множество удивительных чудес. Эта небольшая книга — дар его памяти. Открывает книгу жизнеописание святителя. Вкратце напомним вам его. Архие­пископ Симферопольский и Крымский Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в г. Керчи, в семье провизора. Родители его вскоре переехали в Киев, где он одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию и Киевское художествен­ное училище.

После Валентин собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную поль­зу народу заставило его изменить свои планы. Он проучил­ся год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факуль­тет Киевского университета, который окончил с отличием. В январе 1904 г., во время войны с Японией, Войно-Ясенецкий был направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирур­гическим отделением госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия, которую ране­ные называли «святой сестрой», и же­нился на ней.

С 1905 по 1917 гг. Войно-Ясенецкий работал земским врачом в больницах Симбирской, Кур­ской, Саратовской и Владимирской губерний и проходил практику в москов­ских клиниках. В 1916 г. он за­щитил в Москве диссертацию на тему: «Регионарная анестезия» и получил сте­пень доктора медицины. В 1917-м – прошел по конкурсу и занял место главного врача и хи­рурга ташкентской больницы. В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей. После он, по-прежнему работая хирургом, принял священный сан и совмещал служение в Церкви с работой врача. Вскоре был тайно хиротонисан во епископа. Нужно добавить, что, принимая священнический сан, профессор Войно-Ясенецкий получил от Патриарха Тихона наказ, подтвержденный и патриархом Сергием, — не оставлять научную и практическую деятельность по хирур­гии; и все время, в какие бы условия ни попадал, он везде продолжал эту работу.

Не забывал епископ Лука и своих пастырских обязанностей: совершал Литургии и нес людям свет Христовой истины. «Считаю своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе» – не раз говорил он. В течение своего архипастырского служения Владыка произнес необычайно много основательных, богословски полноценных проповедей. Более полутора тысяч из них сохранились в виде текстов и многие изданы в наше время. Как отмечает автор-составитель, проповеди владыки – исключительное явление современной богословской мысли. Его проповеди – живые, полные духа и силы, оказывали огромное влияние на людей.

Всю свою жизнь святитель Лука Крымский служил людям, а ныне предстательствует о них у престола Божия. Святителю Луке дана Богом великая сила помогать людям, ибо велика была при жизни его любовь к страждущим, которым он отдавал всего себя. Слу­жа людям, он служил Богу, исполнив завет Христа Спасителя: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Множество людей со всего Крыма приезжали в Симферополь, в дом владыки Луки, и оставили свиде­тельства о чудесных исцелениях, которые совершал Господь по молитвам святого врача. После смерти архиепископа Луки его могила и рака с мощами поисти­не превратились в новую Силоамскую купель.

Собрано множество описаний чудес, которые святитель Лука совершал при жизни и после своей блаженной кончины. Автор-составитель этой книги рассказывает о некоторых из них. Вот, например, он приводит свидетельство священника Леонида Дунаева. «Архиепископ Лука, – пишет отец Леонид, – был очень любим своей па­ствой. После каждой Божественной литургии толпы людей ожидали его, чтобы проводить до дома. Подойдя к дому, владыка останавливался, благословлял всех и прощался. Но никто не хотел уходить. Все хотели быть с ним рядом как можно дольше. Владыка помогал всем, особенно он любил батюшек своем епархии. На одном из епархиальных собраний архиепископ как-то сказал нам: «Если вы сами или кто-то из ваших род­ственников заболеет, никуда не ходите. Сразу идите ко мне».

Читайте также:
Житие святых девяти мучеников Кизических – история и чудеса святых

В 1949 году, – рассказывает отец Леонид, – моя матушка сильно заболела. Я расска­зал об этом владыке, и он запретил давать ей любые лекарства. На третий день, после литургии, владыка пришел к нам домой осмотреть больную. Матушка лежала абсолютно без сил, не могла даже принимать пищу. Архиепископ посмотрел на нее и сказал: «Отец Леонид меня не послушал. Я ему велел никаких лекарств вам не давать». Больная ответила: «Владыка, а мне ничего и не давали». На это архиепископ ответил: «Тогда я вам дам свое лекарство. Во имя Отца и Сына и Святого Духа», — с этими словами он пере­крестил матушку и ушел. Тут же больная почувствовала, как к ней возвратились силы. Через несколько минут она в полном здравии поднялась с постели и попросила есть. Здоровье ее восстановилось».

По словам отца Леонида, святитель Лука был редкий человек с сильной верой и безграничной любовью ко всем. Когда он прибыл в Крым, первое, что он сделал, — попросил своих помощников и сотруд­ников обойти город, найти бедных и нуждающихся больных, которые проживают в Симферополе, и дать ему их адреса. А потом он просил приводить или при­возить этих больных людей к нему домой на осмотр. Все больные, которых привозили к архи­епископу Луке, потом получали исцеление от своих болезней. Все о нем вспоминали с благодарностью, и по сей день он не перестает совершать свои чудеса». Доказательством тому служат рассказы, собранные на страницах этой книги.

Жизнь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), великого врача и выдающегося архиерея Православной Церкви, уникальна. Трудно переоценить опыт человека, который смог совместить напряженную молитвенную жизнь во Христе – и подлинно научное мировоззрение, который был до глубины души предан Церкви – и продолжал жить широкими общественными интересами. Жизнь Владыки – убеди­тельное опровержение одного из главных заблуждений последних веков о несовместимости религии и науки. Сегодня святитель Лука прославлен десятка­ми и сотнями чудес не только в России и стра­нах бывшего СССР, но и в Греции, например, где почитание святого врача особенно распространено. Об этом свидетельствуют автор этой книги – архимандрит Нектарий (Андонопулос).

Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель-хирург

Здесь есть возможность читать онлайн «Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель-хирург» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Религия / Православные книги / religion_orthodoxy / Религиоведение / Культурология / Историческая проза / Историческая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель-хирург: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель-хирург»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Неизвестный Автор: другие книги автора

Кто написал Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель-хирург? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель-хирург — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель-хирург», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель-хирург

История нашей страны знает множество людей, послуживших ее становлению, возвеличивая ее как святую Русь. Но где она, святая Русь? И можем ли мы назвать так современную Россию? Вопрос непростой, но ответ на него, как видится, лежит вне физических законов и исторических рамок. Святая Русь — это вневременное устроение. Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских.

И среди них мы видим величественную фигуру cвятителя Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого; 1877–1961) — ученого с мировым именем, профессора хирургии и топографической анатомии, одного из основателей регионарной анестезии и гнойной хирургии.

В течение многих лет Валентин Феликсович работал земским врачом в самых разных частях России — от юга родины до самых крайних точек на севере страны. В самый разгар антирелигиозной пропаганды профессор, главный врач большой больницы города Ташкента, хирург принимает священный сан. «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом мое сердце громко кричало: «Не могу молчать!“. И я чувствовал, что мой долг — защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому», — вспоминает он.

Читайте также:
Святой Шарбель: житие и биография монаха, мощи и дни памяти, феномен, труды и книги

В 1923 году отец Валентин (Войно-Ясенецкий) принял монашеский постриг с именем Лука и был рукоположен во епископа. В сане епископа за исповедание православной веры прошел тернистый путь лагерей, принимал участие в Великой Отечественной войне, в 1946 году возведен в сан архиепископа, награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. За выдающиеся научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях крупных суставов» был награжден Сталинской премией I степени, а за участие в Великой Отечественной войне медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Практически до последних дней святитель Лука сочетал епископское служение с хирургической практикой. В 1995 году он был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви, в 1999 году — к лику святых Красноярской епархии. В 2000 году — к лику святых Русской Православной Церкви.

Детство и юность

27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого и его жены Марии Дмитриевны родился третий сын Валентин. Всего же в семье Войно-Ясенецких было пятеро детей: Павел, Ольга, Валентин, Владимир и Виктория. Отец был благочестивым католиком и держался несколько отстраненно от остальной, воспитанной в православном духе, части семьи. Искренние молитвы родителей Валентин наблюдал с раннего детства, что, несомненно, повлияло на формирование его мировоззрения. Сам он вспоминал об этом так: «Мой отец был католиком, весьма набожным, он всегда ходил в костел и подолгу молился дома…», «Мать усердно молилась дома» и далее: «Если можно говорить о наследственной религиозности, то, вероятно, я ее наследовал главным образом от очень набожного отца. Отец был человеком удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял…». Мальчик рос в атмосфере христианской любви и послушания. С детства он отличался спокойным и твердым характером, рано проявил художественные наклонности, окончил одновременно гимназию и художественную школу и стал готовиться к экзаменам в Академию художеств.

По окончании гимназии восемнадцатилетнему Валентину был подарен Новый Завет. Вот как вспоминает об этом святитель в мемуарах: «Правильное представление о Христовом учении я… вынес из усердного чтения всего Нового Завета, который, по доброму старому обычаю, я получил от директора гимназии при вручении мне аттестата зрелости как напутствие в жизнь. Очень многие места этой Святой Книги, сохранявшейся у меня десятки лет, произвели на меня глубочайшее впечатление. Они были отмечены красным карандашом. Но ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9, 37). У меня буквально дрогнуло сердце, я молча воскликнул: «О Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!“. Позже, через много лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему».

Святой Лука

Этому человеку пришлось в жизни многое перенести скорбей, гонений, страданий, разлук с любимыми. Но жизнь его представляет собой великий подвиг ради спасения людей. Он был не только целителем тел, но и врачевателем душевных недугов.

  1. Детство и юность
  2. Молодые годы, венчание
  3. Болезнь и кончина супруги
  4. Священство и монашество святого Луки
  5. Ссылки святого Луки
  6. Последние годы жизни святителя Луки
  7. Где находятся мощи святого Луки

Детство и юность

В 1877 году в Керчи в дворянской семье Войно-Ясенецких родился мальчик, которого назвали Валентином. Это был четвертый ребенок, после него родился ещё один. Отец был провизором, имел свою аптеку, но потом сменил род деятельности, устроившись в транспортное общество.

Отец исповедовал католицизм, а мама, которая больше него общалась с детьми, была православной. Она и дала детям уроки православной веры.

Когда Валентину было двенадцать лет, семья переехала в столицу Украины. Здесь дети смогли получить прекрасное образование. Мальчик окончил гимназию и, поскольку он хорошо рисовал, художественную школу. Перед ним не стоял вопрос о выборе профессии, талант художника у него открылся в раннем детстве.

Валентин подал документы в Художественную академию, но когда почти все экзамены были сданы, он вдруг передумал. Юноша забрал документы и поступил на медицинский факультет.

Молодые годы, венчание

После обучения Валентин решил стать обычным врачом. Он устроился в госпиталь и поехал с ним на фронт. Тогда была война с Японией. Там молодой врач делал серьезные операции.

Там же Валентин познакомился с медсестрой Анной. Молодого человека поразила её красота и доброта. Он влюбился, но узнал, что красавица дала Богу обет безбрачия. Анна отказала двум женихам, тоже врачам. Но Валентин сумел добиться её сердца.

Они повенчались в 1904 году. Анна рассказывала, что во время венчания ей было видение, как Лик Спаса на иконе отвернулся от неё. Она переживала, что нарушила свой обет, данный Богу. За это, как она считала, потом в жизни её преследовали неудачи.

Молодой врач работал в Ардатове, потом в селе Курской губернии, затем в Саратовской губернии. Его деятельность совпала с эпидемиями страшных болезней. Валентина все уважали за его большой труд.

Читайте также:
Дмитрий Донской: житие и биография князя, деятельность и княжество, дни памяти

В 10-м году Валентин попал в больницу Переславля-Залесского на должность главврача. Здесь он создал свой главный труд – книгу «Очерки гнойной хирургии». Иллюстрации к книге он нарисовал сам, наконец-то его художественный талант пригодился.

Болезнь и кончина супруги

Через шесть лет у его супруги был обнаружен туберкулез. Было решено переехать в Ташкент. Доктор был уверен, что сухой климат поможет любимой супруге выздороветь.

В следующем году Валентин уже был профессором. Тут в страну пришла новая власть, и он был арестован большевиками за то, что держал у себя дома и лечил белого есаула. Профессор отнёсся спокойно к своему аресту, продолжал оперировать людей. Перед операцией он по обычаю всегда осенял пациента крестом, вне зависимости от его вероисповедания.

Арест мужа трагически повлиял на исход болезни Анны. Она умерла в 19-м году. Профессор (святой Лука) остался один с четырьмя детьми, младшему было тогда всего шесть лет, старшему – двенадцать. Читая над гробом усопшей молитвы, Валентин получил откровение от Бога – оставить детей на знакомую медсестру, а сам принял священный сан, а затем монашество.

Священство и монашество святого Луки

Господь уготовал ему скорбный и узкий путь, ведущий в Царство Небесное. В 21-году он принял сан иерея. Но священник продолжал работать в больнице и делать операции. Он являлся на своё рабочее место в рясе и с крестом, не опасаясь гонений большевиков. Перед операцией он всегда горячо молился перед иконой, которую повесил в операционной.

В 23-м году он был тайно подстрижен в монашество в собственном доме, а затем назначен епископом Туркестанским. Новое имя его стало – Лука, в честь апостола и врача.

Ссылки святого Луки

В 1923 году святой Лука был снова арестован и помещен в Ташкентскую тюрьму. Там он продолжал трудиться над своими книгами и молиться. Вскоре его отпустили, велев срочно уехать в Москву. Сотни его почитателей-прихожан следовали за ним, не желая отпускать от себя святого.

В столице он служил с Патриархом Тихоном. Затем был направлен в ссылку в Енисейск. Там святой продолжал вести приёмы больных. Потом его отправили в Туруханск, где он тоже совершал операции и служил в церкви.

Со святого в больнице требовали расписку о прекращении богослужебной практики, но он предпочёл уволиться. После этого его направили в глухую деревню. Там он чуть-чуть бы и замёрз на смерть, местные жители едва спасли его.

В 25-м году Луку освободили, и он вернулся в Ташкент. Там он продолжал служить и спасать людей. Но пять лет спустя его снова арестовали и отправили на Север. В Архангельске он служил и делал операции. В 34-м году его освободили, он вернулся в Ташкент, где получил степень доктора наук.

В 37-м году святого снова арестовали. Он сидел в тюрьме Ташкента три года, после чего его отправили в ссылку в Красноярский край. Там он служил архиепископом Красноярским, одновременно работая хирургом в больнице.

В 44-м году святого перевели в Тамбов, где он также был архиепископом. Патриарх наградил его за труд бриллиантовым крестом на клобуке и медалью.

Последние годы жизни святителя Луки

Через два года он был переведен в Симферополь, где возглавил святительскую кафедру.

К тому времени зрение Луки стало ухудшаться, и в 55-м году он совсем ослеп. Это заставило его оставить хирургическое дело. Но святой продолжал совершать богослужения по памяти. В это время он не отчаялся по причине своей телесной немощи, но стал проповедовать и писать книги. Известна его книга «Я полюбил страдание». В 57-м году Лука стал почётным членом Академии наук.

Он всегда был очень скромен в житейских вопросах, не обращал внимания на то, какая еда на столе, какая мебель у него дома. Он никогда не стыдился исповедовать свою веру, и за это многое претерпел скорбей. Поистине это был святой человек, сподобившийся венцов на Небе за свое долготерпение, веру и любовь к людям, несмотря на злобу и гонения.

Скончался святой в 1961 году, похоронен на кладбище Симферополя. В 2000-м году Лука был реабилитирован посмертно.

Народная любовь приводила людей к его могиле, где происходили чудеса исцеления. В 1995 году он был канонизирован как местный святой, а пять лет спустя – как исповедник Русской православной церкви.

День памяти святого Луки:

Где находятся мощи святого Луки

Мощи святого Луки находятся в Троицком соборе Симферополя. Множество людей прибегает к его молитвенной помощи в болезнях, перед важными операциями. И по молитвам к нему творятся чудеса и по сей день.

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)

Блаженная Любушка Сусанинская

Ее называли «Блаженной Ксенией XX века». И это небезосновательно. Известно, что сама старица очень почитала святую, с которой ее сравнивали. А подвиг женщины заслуживает почитания и уважения во все века.

Житие и православное воспитание

Любовь Ивановна Лазарева, именно так звали Любушку Сусанинскую в миру, родилась 4 сентября (17 сентября по старому стилю) 1912 года в многодетной крестьянской семье. Лазаревы жили на то время в деревне Колодези, что в Калужской губернии.

Любовь была самой младшей дочерью в семье. Отец девочки занимал пост старосты местного храма. Мать, Евдокия, занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. Родители воспитывали дочерей и сыновей в духе православия. Мать и отец с ранних лет брали своих чад на церковные службы, прививая им любовь к Богу.

С детства Люба полюбила все, что связано с церковью. Ей даже довелось бывать в Оптинской пустыни и общаться с ее старцами.

Читайте также:
Преподобный Антоний Великий – житие и труды, наставления, дни памяти и мощи

В 1917 году мать девочки умерла. Пятилетняя Люба с остальными детьми осталась на попечении отца. Время наступило смутное, в стране бушевали революционные события. Ивана Степановича, как причастного к религиозному культу, сослали в Сибирь. Назад он уже не вернулся. К счастью, детей взяли на воспитание родственники. Любушка стала жить с одной из своих тетей. С наступлением совершеннолетия тетя собиралась выдать девушку замуж. Но Люба воспротивилась этому и сказала, что ее призвание — служить Господу. Чтобы не отягощать своим присутствием родственницу, молодая девушка перебирается в Ленинград, к старшему брату.

В городе ее удалось устроить калошницей на завод «Красный треугольник». Работа была изнурительной. За «вредность» работникам полагалась выдача бесплатного молока. Но Люба все отдавала женщинам, у которых были маленькие дети. Будущая подвижница уже тогда строго постилась, не употребляла мяса, ела только хлеб и пила чай. От этого она сильно исхудала, а вскоре заболела туберкулезом.

В связи с болезнью пришлось сменить и место работы. Девушка перешла на склад и приступила к обязанностям кастелянши. Но здесь ей не довелось долго задержаться. Дело в том, что руководство заставляло Любушку обманывать, делая фальшивые приписки. Она не могла на это пойти и решила уволиться.

Подвиг юродства

Тем временем отношения с семьей брата тоже начали обостряться. Как-то раз, идя по улице, девушка потеряла сознание — сказывалось моральное и физическое истощение. Ей вызвали скорую, но терапевт, сославшись на то, что эта пациентка не приписана к нему, выдал ей направление в психиатрическую лечебницу. Только Богу известно, что пришлось вытерпеть там Любушке, но через несколько дней она сбежала. Паспорт остался на руках у персонала, и больше будущая праведница не пыталась его восстанавливать.

С этого момента она не возвращалась к брату. Поначалу было тяжело. Не всегда удавалось даже поесть. Однажды Люба голодала три дня, но чувство стыда не позволяло просить милостыню. Казалось, что выхода нет, но Господь не оставил свою рабу и послал ей встречу с благочестивой женщиной, которая накормила Любушку.

Важно! Так она приняла подвиг странничества и юродства Христа ради, на что получила благословение от своего духовного наставника иеросхимонаха Серафима Вырицкого. Именно с этим человеком Любушка делилась всем, что было у нее на душе.

Жила странница у разных людей, а порой и под открытым небом. Питалась скромно и непрестанно молилась. Посещала многие святые места в стране. Носила простую одежду, чаще ходила босая. Неравнодушные люди отдавали женщине теплые вещи и обувь, но она их раздавала или меняла на более старые.

Некоторые источники свидетельствуют о том, что до начала Великой Отечественной войны Любушка уехала на Кубань и около шести лет прожила там. Затем вновь вернулась в Ленинград, где скиталась, не имея собственного жилья.

В шестидесятых годах она переселилась в Вырицу — небольшой поселок рядом с Ленинградом. Здесь 6 лет она также жила под открытым небом. А в 1974 году с благословения старицы Марии подвижница перестала странствовать. Ее приютила у себя местная жительница Лукия Ивановна Миронова, у которой старица прожила 22 года.

Поначалу Любушка порывалась снова начать странствовать, приглашая с собой Миронову. Но после доводов Лукии Ивановны о том, что это опасно и не нужно — ведь рядом с домом есть церковь, где можно молиться, старица соглашалась и все шло по-прежнему.

Помощь пророчицы

Через три года Л.И. Миронова купила дом в Сусанино, как ей предсказала блаженная Любушка. Они переехали туда вместе. Неподалеку от дома находился храм иконы Казанской Богоматери, куда женщины часто приходили вместе помолиться. С каждым годом в Сусанино приезжало все больше людей, которые хотели увидеться с пророчицей и попросить у нее совета. Старица никого не отвергала и за всех молилась. По ее молитвам многие из обращавшихся получали помощь от Всевышнего и успешно решали свои проблемы.

Интересно! В последние годы своей жизни блаженная Любушка посетила несколько святых обителей. Ее духовник, архимандрит Наум из Троице-Сергиевой лавры, уговаривал ее принять монашество, но старица упорно отказывалась, веля поминать ее, как странницу. Хотя к духовенству относилась с большим почтением.

Пока она находилась в паломнической поездке, для нее в Сусанино построили отдельный домик, где она могла бы молиться и принимать посетителей. Но Любушке не суждено было туда вернуться. Свою кончину она предрекла заранее и очень точно.

Перед смертью ей сделали операцию, на которую она не соглашалась. Женщина стала плохо себя чувствовать. Ее каждый день причащали. А в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября 1997 года блаженной старицы не стало.

Любушка Сусанинская похоронена в Казанском монастыре, который находится в Вышнем Волочке. Над ее могилой построена часовня, где каждый желающий может помолиться и попросить помощи.

Почитание и дни памяти

В настоящее время блаженная Любушка не канонизирована Русской православной церковью. Возможно, в будущем этот вопрос будет вынесен на рассмотрение Священного синода. Сейчас же старицу почитают те, кому она когда-то помогла справиться с жизненными трудностями.

Пророчества

Как и многие святые отцы, жившие в разное время на русской земле, блаженная Любушка Сусанинская предрекала тяжелые времена для нашего народа, если люди не будут каяться. Также она говорила о том, что Россия когда-то станет сильной и возродится в ней православная вера, как в былые времена.

Читайте также:
Симеон Афонский - житие и биография монаха, книги и цитаты, помощь

Но в то же время, женщина напоминала, что на все воля Божья и только Господу известно, что будет дальше.

Великая старица всея Руси. Памяти блаженной Любушки Сусанинской

Житие и православное воспитание

Любовь Ивановна Лазарева, именно так звали Любушку Сусанинскую в миру, родилась 4 сентября (17 сентября по старому стилю) 1912 года в многодетной крестьянской семье. Лазаревы жили на то время в деревне Колодези, что в Калужской губернии.


Блаженная Любушка Сусанинская

Любовь была самой младшей дочерью в семье. Отец девочки занимал пост старосты местного храма. Мать, Евдокия, занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. Родители воспитывали дочерей и сыновей в духе православия. Мать и отец с ранних лет брали своих чад на церковные службы, прививая им любовь к Богу.

С детства Люба полюбила все, что связано с церковью. Ей даже довелось бывать в Оптинской пустыни и общаться с ее старцами.

В 1917 году мать девочки умерла. Пятилетняя Люба с остальными детьми осталась на попечении отца. Время наступило смутное, в стране бушевали революционные события. Ивана Степановича, как причастного к религиозному культу, сослали в Сибирь. Назад он уже не вернулся. К счастью, детей взяли на воспитание родственники. Любушка стала жить с одной из своих тетей. С наступлением совершеннолетия тетя собиралась выдать девушку замуж. Но Люба воспротивилась этому и сказала, что ее призвание — служить Господу. Чтобы не отягощать своим присутствием родственницу, молодая девушка перебирается в Ленинград, к старшему брату.

В городе ее удалось устроить калошницей на . Работа была изнурительной. За «вредность» работникам полагалась выдача бесплатного молока. Но Люба все отдавала женщинам, у которых были маленькие дети. Будущая подвижница уже тогда строго постилась, не употребляла мяса, ела только хлеб и пила чай. От этого она сильно исхудала, а вскоре заболела туберкулезом.

В связи с болезнью пришлось сменить и место работы. Девушка перешла на склад и приступила к обязанностям кастелянши. Но здесь ей не довелось долго задержаться. Дело в том, что руководство заставляло Любушку обманывать, делая фальшивые приписки. Она не могла на это пойти и решила уволиться.

Подвиг юродства

Тем временем отношения с семьей брата тоже начали обостряться. Как-то раз, идя по улице, девушка потеряла сознание — сказывалось моральное и физическое истощение. Ей вызвали скорую, но терапевт, сославшись на то, что эта пациентка не приписана к нему, выдал ей направление в психиатрическую лечебницу. Только Богу известно, что пришлось вытерпеть там Любушке, но через несколько дней она сбежала. Паспорт остался на руках у персонала, и больше будущая праведница не пыталась его восстанавливать.

С этого момента она не возвращалась к брату. Поначалу было тяжело. Не всегда удавалось даже поесть. Однажды Люба голодала три дня, но чувство стыда не позволяло просить милостыню. Казалось, что выхода нет, но Господь не оставил свою рабу и послал ей встречу с благочестивой женщиной, которая накормила Любушку.

Важно! Так она приняла подвиг странничества и юродства Христа ради, на что получила благословение от своего духовного наставника иеросхимонаха Серафима Вырицкого. Именно с этим человеком Любушка делилась всем, что было у нее на душе.

Жила странница у разных людей, а порой и под открытым небом. Питалась скромно и непрестанно молилась. Посещала многие святые места в стране. Носила простую одежду, чаще ходила босая. Неравнодушные люди отдавали женщине теплые вещи и обувь, но она их раздавала или меняла на более старые.

Некоторые источники свидетельствуют о том, что до начала Великой Отечественной войны Любушка уехала на Кубань и около шести лет прожила там. Затем вновь вернулась в Ленинград, где скиталась, не имея собственного жилья.


Пророчица Любушка Сусанинская

В шестидесятых годах она переселилась в Вырицу — небольшой поселок рядом с Ленинградом. Здесь 6 лет она также жила под открытым небом. А в 1974 году с благословения старицы Марии подвижница перестала странствовать. Ее приютила у себя местная жительница Лукия Ивановна Миронова, у которой старица прожила 22 года.

Поначалу Любушка порывалась снова начать странствовать, приглашая с собой Миронову. Но после доводов Лукии Ивановны о том, что это опасно и не нужно — ведь рядом с домом есть церковь, где можно молиться, старица соглашалась и все шло по-прежнему.

Блаженная Любушка

Много лет назад, работая в газете «Православный Санкт-Петербург», я попросила через газету читателей присылать воспоминания о блаженной Любушке Сусанинской. Откликов было совсем немного, это показалось странным. Ведь я точно знала (и по своему опыту, который описала в той же газете), что Любушка многим помогала, что к ней ездили в последние годы толпы паломников. Ездила я после кончины блаженной в Сусанино, чтобы записать воспоминания прихожан, певчих, настоятеля храма. И тоже — ничего особенного не услышала. Самыми ценными были только воспоминания матушки Лукии, у которой Любушка прожила более двадцати лет жизни, но и они были не особенно пространными.

И потом, встречаясь с теми, кто хорошо знал Любушку, я тоже слышала только очень короткие рассказы. В них большую часть составляло повествование о собственной судьбе и передавались краткие слова Любушки. Так же было и на вечере памяти блаженной старицы, который проходил в годовщину со дня ее кончины, в музее Ф.М.Достоевского. Все вспоминали об одном и том же: как Любушка водила пальчиком по ладошке, когда отвечала на вопрос, как она прикладывалась к каждой иконе в Сусанинском храме, как она кормила голубей, как плакала все ночи напролет, как часто говорила: «как хочешь» и почти обо всех: «он хороший», как посылала служить молебны на Карповку, к блаженной Ксении или в Никольский собор, как просила не забывать домашнюю молитву и часто ставить свечи в церкви.

Читайте также:
Агапит Печерский - житие и биография святого, чудеса и помощь, мощи, почитание и дни памяти

Почему нет каких-то особенных, ярких воспоминаний о старице? — хотелось понять тогда.

А потом в редакцию газеты пришло письмо, в котором содержался ответ на мой чисто журналистский, писательский вопрос.

Вот отрывок из этого письма: «Любушка вышла с послушницей. Мне сразу стало ее очень жалко, так как она была очень глубокой старушкой и немного напоминала мне наших бабушек в больнице. В простоте сердечной я предложила подлечиться Любушке у нас в больнице.

…Пришли в церковь и встретились с Любушкой на паперти, она кормила голубей. Я решилась подойти. Посмотрела в ее глаза, и впечатление первое ушло. Давно я не видела чистых, голубых, небесных, открытых и каких-то кротких глаз. Она улыбалась, и мне стало радостно. На все мои вопросы Любушка молчала, но это не было просто молчание, равнодушие. Я чувствовала, что она молится и отвечает на мои слова и даже на то, о чем я не умела сказать. День клонился к вечеру, и мы стали собираться в путь. Любушка все молилась, а мы в этом дивном молчании поехали домой. Конечно, жизнь моя не сразу стала меняться, но я уже знала силу христианской молитвы».

Святую молитвенную тишину трудно передать словами. И страшно потерять то, что было получено в общении со святым человеком, разменяв это достояние на слова. Нельзя все придавать гласности. Блаженные живут уже не в нашем многословном мире. И тот, кто ближе всего к ним стоит, меньше всего будет разглагольствовать.

Особенно это чувствовалось в общении с Лукией Ивановной Мироновой, которая прожила вместе с блаженной Любушкой более двух десятков лет. По моему разумению эта женщина была настоящей праведницей. И в день памяти блаженной странницы Любови нужно поминать не только ее родителей — Евдокию и Иоанна, но и ее послушницу (такой Лукия Ивановна была все последние годы, принимая нескончаемый поток людей: готовила, кормила, оставляла на ночлег в своем маленьком домике).

Недаром Любушка ее сама выбрала. По словам матушки Лукии, блаженная, которая до этого странствовала, не имела постоянного пристанища, однажды после литургии в Вырице подошла к ней и сказала: «А я теперь буду у тебя жить». И матушка Лукия, несмотря на то, что у нее была большая семья: дочь, ее муж, их маленькие дети, а жили они в большой тесноте — все в одной, двадцатипятиметровой комнате, взяла к себе странницу.

В Сусанино семья Лукии Ивановны переехала по благословению Любушки. В маленьком домике, где они поселились, блаженной Старице теперь была выделена маленькая келейка за занавеской (двери не было). В келейке стояла железная кровать, на краю которой, опершись о кулачок, иногда отдыхала Любушка; все стены были увешаны иконами, со святыми, на них изображенными, Любушка разговаривала, как с живыми, как с близкими ей людьми.

Жизнь Любушки и в Вырице, и в Сусанино, казалось бы, вся проходила на виду у матушки Лукии, но она признавалась: «Она помогала нам в наших нуждах, но у нее была своя тайная жизнь. Было свое сокровенное, о чем мы не знали, куда мы не можем проникнуть, ибо в силу своей немощи и несовершенства просто неспособны это воспринять. Быть рядом с Любушкой — это счастье. Просто постоишь рядом, и уже получаешь облегчение. Уходить от нее не хотелось, такая любовь от нее излучалась притягательная, что в такие минуты я могла сказать только одно: «Любушка, как я тебя люблю». Она серьезно отвечала: «Хорошо».

Любушка много молилась, особенно по ночам. Она знала наизусть много акафистов. К ней обращались люди в беде, в горе. Она за всех, кто к ней обращался, молилась, говорила им волю Божию — ей было открыто. Она чаще всего по своей ручке читала, словно книгу жизни открывала. По молитве, конечно, которая ее, праведницы, доходила до Бога…

В последние годы не было дня, чтобы к нам не приезжали люди, бывало, что и ночью, и не только миряне, но и монашествующие, духовенство. Отец Наум, архимандрит из Троице-Сергиевой Лавры, часто к нам своих чад отправлял. Он и сам не раз бывал у нас, в Сусанино. Помню, предлагал Любушке постричь ее в монашество, однажды куклы прислал в монашеской одежде. Но Люба упорно отказывалась. Она говорила всегда: «Я странница. Так меня и поминайте…».

Она никогда не осуждала ни священство, ни вообще кого-либо, всех жалела.

После кончины, еще и сорока дней не было, Любушка дважды приходила ко мне во сне, жаловалась: «Люся, дай мне свое ватное одеяло, я замерзаю. Вещи свои там оставлю, а сама у тебя жить буду». А какие у нее могут быть вещи: гроб да покров.

Как-то я ей во сне сказала: «Люба, ты несколько слов промолвишь и убегаешь». — «Некогда мне сидеть», — был ответ. Значит, в Царствии Небесном у нее много дел, надо помогать людям — так я понимаю эти слова. Еще она говорила: «Я теперь с родителями живу». Из этого я делаю вывод, что она в чине мученическом, ведь ее отец — страстотерпец за веру. Любушка даже адрес мне давала, я попыталась его записать, но не сумела, буквы не получались, а утром уже ничего не могла вспомнить.

Читайте также:
Житие Иоанна Богослова - описание и история жизни, чудеса и дни памяти святого

Потом она мне приснилась и сказала: «Там, где я лежу, строят часовню, туда сойдет Святой Дух». А я тогда и не знала, что в монастыре затеяли строительство часовни, позже люди подтвердили: так и есть».

Духовная связь между блаженной старицей и ее послушницей не прерывалась после кончины Любушки, — сны о которых рассказывала Лукия Ивановна, указывали на то, что она заботится о той, которая разделила с ней крест служения людям и ждет встречи с ней.

* * *
По примеру матушки Лукии не будем стремиться к тому, чтобы проникнуть в сокровенную жизнь странницы Любови: не будем гнаться за свидетельствами о чудотворениях, предсказаниях. А поблагодарим Бога за то, что сподобил нас видеть небесного человека, тихо помянем ее день памяти, если есть возможность, посетим место ее земного упокоения — в Казанском монастыре в Вышнем Волочке, и святыми молитвами блаженной странницы Любови попросим простить нам наши прегрешения и помочь нам стремиться к исправлению.

Помощь пророчицы

Через три года Л.И. Миронова купила дом в Сусанино, как ей предсказала блаженная Любушка. Они переехали туда вместе. Неподалеку от дома находился храм иконы Казанской Богоматери, куда женщины часто приходили вместе помолиться. С каждым годом в Сусанино приезжало все больше людей, которые хотели увидеться с пророчицей и попросить у нее совета. Старица никого не отвергала и за всех молилась. По ее молитвам многие из обращавшихся получали помощь от Всевышнего и успешно решали свои проблемы.

Интересно! В последние годы своей жизни блаженная Любушка посетила несколько святых обителей. Ее духовник, архимандрит Наум из Троице-Сергиевой лавры, уговаривал ее принять монашество, но старица упорно отказывалась, веля поминать ее, как странницу. Хотя к духовенству относилась с большим почтением.

Пока она находилась в паломнической поездке, для нее в Сусанино построили отдельный домик, где она могла бы молиться и принимать посетителей. Но Любушке не суждено было туда вернуться. Свою кончину она предрекла заранее и очень точно.

Перед смертью ей сделали операцию, на которую она не соглашалась. Женщина стала плохо себя чувствовать. Ее каждый день причащали. А в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября 1997 года блаженной старицы не стало.


Могила блаженной Любушки в Казанском монастыре

Любушка Сусанинская похоронена в Казанском монастыре, который находится в Вышнем Волочке. Над ее могилой построена часовня, где каждый желающий может помолиться и попросить помощи.

Краткое житие

Подвижница родилась в деревне Колодези, что в сорока километрах от Калуги, в семье старосты церкви Ивана Лазарева 17 сентября 1912 года. Пяти лет девочка осиротела – не стало ее матушки, а отец пострадал за Христа.

Полезные материалы

Красивой девушкой выросла Люба, но, несмотря на настойчивое желание тетки, воспитавшей племянницу, сочетать ее законным браком, уехала в город на Неве к старшему брату, который трудоустроил её на фабрику «Красный треугольник».

Благословения святого Серафима Вырицкого

Во вредном для здоровья цехе она проработала 11 лет. Питалась плохо: пила чай с хлебом. Мясо она не ела по благословению духовного отца, впоследствии канонизированного иеросхимонаха Серафима Вырицкого. От него она получила правильное представление о духовном пути, была тесно с ним связана при жизни и по преставлении святого.

Любовь к Богу подвигнула блаженную начать странствовать. Скиталась по безлюдным местам, ночевала на кладбищах. Странница посетила многие монастыри страны, была даже на Кавказских горах у отшельников.

В Сусанино

В 1974 году бездомная, вместе с приютившей ее Лукией Ивановной Мироновой переехала в дом в Сусанино. Угодница Божия молилась о людях ночи напролет, рыдала обо всем белом свете, лежащем во зле. На неё докладывали в отделение милиции, что живет без прописки, но Бог хранил её: подвижница прожила в Сусанино двадцать два года, открыто служа людям. Всегда ее можно было застать в местном Казанском храме. Она очень любила людей. Многие к ней обращались, особенно в беде. Призывала всех молиться и каяться. Была сама любовь и святость. По её праведным молитвам, достигавшим небес, всё устраивалось к лучшему.

Свидетельства

Интересный факт

Дивная старица особо почитала Пресвятую Богородицу. Блаженная рассказывала Л.И. Мироновой о явлении ей Царицы Небесной около храма, всего в нескольких шагах от неё. Матерь Божия ласково смотрела на угодницу Божию.

Молодой человек из Ферапонтово, по имени Михаил, очень желал поступить в семинарию. Поехали в Сусанино. Говорила старица непонятно, лишь отдельные слова можно услышать.

«Человек шесть или семь…икон там будет много…»

Когда по матушкиному благословению он с отличием сдал экзамены, и был немало удивлен, что в комнате общежития было шесть человек, он седьмой и икон там много было. Келейница Фаина рассказала, как однажды ночью матушке было не до сна, она все повторяла «Кириллов, Кириллов…» Наутро Фаине пришло известие о том, что брат, живший в этом городе, находится в тяжелом состоянии в больнице.

В 1992 году приехал к ней за советом протоигумен Афона. Его потрясло то, что старице было извещено свыше имя отца Афанасия.

Многолетняя духовная дружба связывала ее с архимандритом Наумом (Байбородиным). Воля Божия была ей открыта. Она разговаривала со святыми на иконах на своем языке, по-детски простыми словами просила Господа о людях. Каждой иконе кланялась и плакала, если икона падала. Беседуя с человеком, подвижница водила пальчиком по ладошке и, как бы прочитывая написанное, отвечала. Повторяла по памяти многих поминаемых. На память знала акафисты. Для многих она — одна из небесных покровительниц Санкт-Петербурга.

Читайте также:
Преподобный Антоний Великий – житие и труды, наставления, дни памяти и мощи


Странница никогда не присаживалась во время Божественной Литургии: говорила, что плоть жалеть нельзя. Советовала: «Молитесь сами и детей учите молиться»

Где похоронена старица

За несколько месяцев до смерти, блаженная матушка переехала в Вышневолоцкой Казанский женский монастырь, здесь и закончила свои дни.

Блаженная старица Любовь мирно отошла ко Господу. Её похоронили в Вышневолоцком Казанском женском монастыре, справа от алтаря храма. На этом месте сейчас построена красивая часовня.

Любушка Сусанинская – житие и биография старицы, пророчества и предсказания, где похоронена

Блаженная Любушка (Лазарева Любовь Ивановна) родилась 17 сентября 1912 года в деревне Колодези Сухинического района Калужской области в крестьянской семье. Семья Ивана Степа­новича и Евдокии Ивановны Лазаревых, роди­телей матушки, была очень религиозной. Иван Степанович исполнял обязанности старосты храма в своем селе. У них было семеро детей, Любушка была младшей. На воспитание ее также повлияли четыре тети, родные се­стры Евдокии Ивановны. Они любили брать девочку с собою в паломничества к окрестным святыням и монастырям.

В пятилетнем возрасте Любушка осиротела: ее благочестивая родительница отошла ко Господу. Через несколько лет за принадлежность к Церкви арестовали отца. Добрые люди не дали сиротам умереть, взяли в семьи. Когда Любушке исполнилось 18 лет, тетя хотела выдать ее замуж за соседа, но Любушка сказала, что избрана Богом для другой жизни, и замуж не пойдет.

Девушка поехала в Ленинград к старшему брату. Он поселил ее у себя и устроил работать на завод “Красный треугольник” галошницей. На заводе за вредность полагалось молоко. Любушка отдавала его сослуживцам, у которых были дети. Тяжело приходилось Любушке во время постов. В за­водской столовой и дома предлагали скоромную еду, а готовить себе самой было некогда — придя с работы, она тут же спешила в храм. Поэтому всю ее пищу зачастую состав­ляли лишь кипяток да хлеб. Любушка заболела туберкулезом, видимо от истощения – врачи обнаружили затемнение в легких. Пришлось перейти на бельевую фабрику кастеляншей. Здесь ее стали принуждать обманывать, делать приписки. Велели рвать простынь пополам, чтобы получилось две. Любушка отказывалась: “Не буду, это грех”.

Однажды она, ослабев, упала на улице. Приехавший врач “скорой помощи” отказался забрать ее в терапевтическое отделение: “Это не моя больная”. И девушку отвезли в психиатрическую больницу. Ей удалось убежать оттуда, но пришлось оставить там паспорт. Три дня Любушка ничего не ела – ей стыдно было просить. Наконец встретила верующую женщину, которая, увидев плачущую девушку, пожалела ее и накормила.

Любушка приняла решение всецело посвятить себя служению Богу и отправилась странствовать. Тогда же она приняла на себя подвиг юродства ради Христа.

Любушка жила без дома, без прописки. Терпела холод и голод, мороз и дождь, ходила босая, полураздетая. Жила в лесу, на кладбищах. Иногда приходила на ночлег к верующим людям, а случалось, и к неверующим, чтобы помолиться и о них. Любушка обходила святые места России, большинство из которых было тогда в разорении и запустении, вымаливала у Господа милость, чтобы здесь вновь зазвонили колокола, затеплились свечи, начала приноситься Бескровная Жертва.

Сейчас в некоторых изданиях можно встретить утверждения о том, что Любушка являлась ученицей и духовной дочерью препо­добного старца Серафима Вырицкого. Однако достоверных известий о том, был ли у матушки духовный руководитель, у нас нет. В Ленингра­де она обычно ходила на Волковское кладбище и в Николо-Богоявленский собор. Вполне воз­можно, что матушка, как особенная избранница Божия, еще в раннем возрасте самостоятельно вставшая на путь подвижнической жизни, в те трудные годы духовного разорения не имела ка­ких-то постоянных духовных наставников, бу­дучи наставляема Самим Богом, избравшим ее для особенного служения.

Наступило время, когда, по смотрению Промысла Божия, матушке предстояло стать старицей, помощни­цей и наставницей множества людей, которые теперь должны были узнать ее как прозорливую Любушку Сусанинскую.

Небольшое село Сусанино по Ленинградом, в котором поселилась Любушка, стало, благодаря ей, известным во всей православной Руси. Здесь печальница за Землю Русскую прожила около тридцати лет в доме благочестивой вдовы Лукии Ивановны Миро­новой, молясь в местном храме Казанской иконы Божией Матери.

Блаженная Любушка Сусанинская совершала свои молитвы днем и ночью, не позволяя себе не только прилечь, но даже присесть. Это был подвиг столпничества, который она несла многие годы.

По субботним, воскресным и праздничным дням Любушка испове­довалась и причащалась можно в церкви Казанской иконы Божией Матери в Сусанино, а после службы принимала приезжавших к ней.

Ехали к ней отовсюду, не только из разных концов России, но даже из-за рубежа. Обращались к ней за исцелением от недугов, за советом в сложной ситуации, благословением, молитвами. Советами Любушки руководствовались не только простые верующие, но и иерархи, и опытные духовники, многие священники и монахи.

На первый взгляд Любушка казалась обыч­ной согбенной старушкой. Одевалась она во все старенькое, поношенное, но выглядела аккурат­ной. На голове всегда носила простой ситцевый платочек, передний край которого выдавался далеко вперед, прикрывая глаза как схимнический куколь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: