Житие святителя Григория Паламы – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Житие и иконография святого Григория Паламы, тексты молитв и тропарей

Раскол в христианстве на православие и католичество из-за различий в церковных догматах в IV веке не остановил процесс формирования вероучения. В XIV веке в православии появилось новое течение, затрагивающее фундаментальные положения о сущности Бога, его проявлениях. Православная Церковь чтит Григория Паламу, как выдающегося богослова того времени, давшего отпор лжеучению, и святого, мощи которого имеют чудодейственную силу.

Житие Григория Паламы

О происхождении, месте и времени рождения святителя известно, что родился он в 1296 году в местности, где правили турки. Семья переехала в Константинополь, где ее глава, Константин Палама, стал высокопоставленным чиновником у базилевса Андроника II.

Отец Григория пользовался авторитетом и уважением императора. После его смерти (мальчику тогда исполнилось 5 лет), Андроник II взял ребенка под свою опеку. Блестящие способности Григория сулили ему успешную карьеру на государственном и политическом поприще.

Мировоззрение юноши изменилось после общения с афонскими монахами. Когда ему исполнилось 20 лет, он покинул Константинополь, чтобы стать монахом.

Палама отстаивал основы православия против зародившейся в 30-х годах XIV века ереси. В течение 20 лет он написал многочисленные труды, посвященные полемике с Варлаамом и его последователями, нравственным аспектам веры, молитве к Пресвятой Богородице.

Образование

Дальнейшим воспитанием Григория по поручению императора занимался логофет (высший чиновник царской и патриаршей канцелярии) Феодор Метохит. Григорий окончил императорский университет, где изучил светские дисциплины (риторику, грамматику, физику, логику) и философию. Юношу ждала блестящая карьера при дворе, но он увлекся богословием и решил стать аскетом, посвятив жизнь познанию Бога.

Отъезд на Афон

В 1316 году Григорий Палама, отказавшись от родительского наследства, с двумя братьями покинул столицу Византии и отправился на Святой Афон. В Ватопедском монастыре он, спустя два года послушничества, стал монахом. От своего духовного учителя, преподобного Никодима Ватопедского, Палама воспринял идеи исихазма. После смерти старца Григорий перешел в Великую Лавру на Афоне, где продолжал духовное служение под руководством старца Афанасия.

В 1326 году монахи покинули Святой Афон, опасаясь турецкого нашествия. Григорий, вместе с другими монахами, перебрался в Фессалоники (Солунь), где был рукоположен в сан иерея.

Будучи священнослужителем, Палама не оставил аскетичный образ жизни. Он основал отшельническую общину близ города Веррии. С понедельника по пятницу Григорий проводил время в уединенной келье, где предавался духовным молитвам. По выходным он общался с мирянами: служил обряды, произносил проповеди.

В 1331 году Григорий Палама вернулся на Афон, где стал отшельником в обители святого Саввы. С 1333 по 1336 год святитель был игуменом Есфигменского монастыря. В последующем он неоднократно возвращался в скит, но борьба с лжеучением потребовала его присутствия в Константинополе, Фессалониках.

Умное делание

В 1321 году, стремясь постигнуть вершины духовного самосовершенствования, Григорий Палама оставил Лавру и поселился в обители Глоссии. Афонские исихасты усвоили умное делание (постоянное молитвенное состояние), основу аскетизма в православии. Настоятель скита учил молодого отшельника постоянному сосредоточенному духовному обращению к Богу.

Умное делание требует безлюдной тишины. Отшельников, применяющих его на практике, называли исихастами. Григорий проникся духом исихазма и стал его убежденным последователем.

Полемика с Варлаамом

Основоположником новой ереси был монах Варлаам Калабрийский. В своем учении, которое он стал распространять не только в устной, но и письменной форме, критике подверглись сначала исихасты, а затем и догматические основы православия.

В своих изречениях и письмах Варлаам в острой форме высмеивал исихастов за их утверждения, что во время созерцания и постоянной молитвы они видят Божественный свет, то есть могут общаться с Богом. Развивая свою теорию, он пришел к выводу (и нашел сторонников среди высшего церковного руководства), что воссоединение с Богом невозможно.

Основные догматы православия гласят, что после смерти праведник попадет в Царствие Небесное, где правят три ипостаси Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Святой Дух исходит от Бога-Отца, является не атмосферным или эфемерным феноменом, а благодатью, доступной человеку духовно и нравственно подготовленному.

Преподобный Палама сначала вступил в устную полемику, пытаясь разубедить Варлаама, а затем написал ответные трактаты.

Насколько яростным был спор между Паламой, Варлаамом и его сторонниками, свидетельствуют решения, принятые на Православных Соборах:

  • 1341 год – осуждение Варлаама;
  • 1342 год – осуждение Паламы;
  • 1344 год – отлучение святого Григория от Церкви;
  • 1347 год – осуждение идейных противников святителя, реабилитация, восстановление в Церкви;
  • 1351 год – подтверждение догматического учения, сформулированного Григорием Паламой, о разделении Божественной сущности и Божественной энергии, о нетварном происхождении Божественного света.

На соборе 1341 года при личной дискуссии с Варлаамом, в присутствии высших церковных чинов Григорий Палама доказал незыблемость апостольского вероучения. Варлаам был принужден извиниться за свои нападки на исихастов, подписать отказ от своих взглядов. После собора Варлаам покинул Константинополь и уехал в Италию.

Но семена ереси продолжали прорастать, и сподвижники Варлаама в течение последующих 10 лет уже боролись лично против Григория. Борьба между наследниками византийского престола усугубила гонение на богослова.

Окончательный документ, закрепивший решение синода 1341 года, был подписан в 1351 году патриархом Каллистой Константинопольским, митрополитами Григорием Паламой (утвержден в сан в 1347 году) и Филофеем Коккиным.

История мощей святого

Святитель скончался 14 ноября 1357 (или 1359) года в Фессалониках, в сане митрополита. Похоронен в соборе Святой Софии. Когда Византийская империя была захвачена турками-османами (1523 год), то православный храм был превращен в мечеть. Мощи святого были перенесены в монастырь Влатадон (Салоники), откуда вскоре переместили в городской собор.

В 1890 году в соборе случился пожар, но мощи святителя не пострадали от огня. Мощи обрели покой в восстановленном кафедральном соборе, который был освящен в его честь в 1914 году.

Обретение

Тело святителя после смерти было положено в соборе Святой Софии в Фессалониках. Чудесная сила мощей Григория Паламы проявилась сразу, что было отражено в Похвальном слове о житии святого, составленном патриархом Константинопольским Филофеем Коккиным.

Текущее местоположение

Частицы мощей святого, кроме соборов в Фессалониках, хранятся в монастырях Афона:

  • Эсфигменском;
  • Ксенофонтском;
  • преподобного Дионисия;
  • великомученика Пантелеимона.

Поклониться святым мощам Григория Паламы можно в лавре святого Саввы Освященного в Израиле.

Чудодейственная сила

При жизни Григория Паламы было известно, что по его молитве Бог исцелял страждущих. Сообщения датируются 1355-1357 годами. После смерти митрополита чудесная сила не исчезла. Люди стали получать облегчение от болезней после молитвы и прикосновения к серебряной раке, где упокоились останки Паламы. Слава о силе святых мощей дошла до Константинопольского патриарха Каллисты I, который сделал запрос о чудотворных исцелениях.

Иконография

Самое раннее изображение святителя появилось в монастыре Влатадон (ориентировочно в 1360 году). На настенной росписи видна фигура святого в пол-оборота с нимбом над головой и Евангелием в руках. На иконах Григория Паламу изображают как старца с густой, длинной бородой и в одеянии архиепископа или темноволосым, с бородой средней длины. На всех иконах у него в одной руке Евангелие или свиток.

Читайте также:
Ангелина Сербская: биография блаженной, мощи и почитание, дни памяти

День памяти

В Церковном календаре день памяти святого Григория Паламы – 14 ноября. Преходящее поминовение – в воскресенье второй недели Великого поста.

Почитание

Почитание Григория Паламы, как местного святого, началось после его смерти в Великой Лавре на Афоне. Через 11 лет он был канонизирован синодальным декретом.

Молитвы и тропари святому

Молитва первая

О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Григо́рие! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных к тебе́ прибега́ющих и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны́ ми́лостивно, да́рует на́м согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит на́с от бе́д, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих на́с; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся́, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует на́м сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит на́с гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

Все́х правосла́вных наста́вниче и Це́ркви сия́ние, о́тче Григо́рие, вся́каго обстоя́ния на́с изба́ви, боже́ственной ико́не твое́й припа́дающе ве́рою, свобожда́я от навожде́ния на на́с вра́жия, ты́ бо помо́щник на́ш явля́ешися и исполня́ешися и исполня́еши при́сно проше́ния све́тло ублажа́ющих тя́, на вся́ко вре́мя моля́ся Трисия́нной Тро́ице, Е́йже подоба́ет ве́лия сла́ва, че́сть и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропари

Православия светило, Церкви утверждение и учитель. Монахов красота, богословов защитник непреоборимый, Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала, провозвестник благодати, моли непрестанно о спасении душ наших.

Православия учитель, святителей украшение, богословов защитник непобедимый, Григорий чудотворец, Салоник великая хвала, провозвестник благодати, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Неделя Григория Паламы: в чем суть его учения?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе — святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а точнее ее непрестанным повторением (до 12 тысяч раз в день).

Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца.

В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне.

К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.

Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя — монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии). Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался. Хотя бы потому что апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5, 16-18).

Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни.

По мнению же Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этом речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании «умными очами». Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело.

Разумеется, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий — нетварного света.

Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати (Энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.

Напротив, Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.

После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским (как раз того города, жителей которого апостол Павел и призвал всегда молиться), год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, после этого несколько лет управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни. Ему было чуть больше 60 лет.

Святитель Григорий Палама — ориентир для всех нас

Ректор Коломенской духовной семинарии, епископ Зарайский Константин о святителе Григории Паламе.

Читайте также:
Феодосий Кавказский - житие и биография святого, мощи и могила, чудеса и почитание, дни памяти, труды

Личность святителя Григория Паламы, жившего в далеком XIV веке, поставлена святой Церковью ориентиром всем нам для того, чтобы мы научились чему-то очень важному в его подвиге и в его учении. Чем же важен для Церкви опыт и свидетельство великого Фессалоникийца?

Византийский аристократ, в молодости ушедший в монахи, замечательный богослов, миротворец, аскет, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества — святитель Григорий является одним из тех вселенских учителей Церкви, который и сам достиг вершин богопознания и смог изложить и передать нам великий опыт православного подвижничества.

Великий делатель Иисусовой молитвы, он утверждал истины о Божественном Фаворском Свете не на основе книжной учености и логических умозаключений, но на основе реального духовного опыта, опыта, укорененного в Священном Предании Церкви.

Его жизнь и богословие — это ориентир всем нам. Его пример показывает, что на пути духовного возрастания, пути покаяния, поста и молитвы, возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное, райское пребывание с Ним.

Для всякого человека важно, чтобы в своей жизни он выбирал как ориентир и пример таких людей, которые являлись лучшими в своем деле. Для православного христианина, призванного к деятельной духовной жизни, одним из таких примеров, безусловно, является святитель Григорий Палама, искатель Бога, обретший Его и возвестивший нам о возможном для каждого из нас Рае.

2-я Неделя Великого поста. Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунcкий, защитник православного учения о Божественном Свете.

Святитель Григорий Палама стоит в самом центре православной философии. Святость всегда возможна: Присутствие Бога здесь и сейчас, а не где-нибудь в прошлом или будущем или в философских абстракциях — главная тема святителя.

Свт. Григорий Палама принадлежит к числу последних византийских богословов и Отцов Церкви, он жил незадолго до падения Константинополя под ударами турок — в конце XIII — начале XIV века.

Родился в 1296 году в Малой Азии и был первым ребенком в семье сенатора Константина Паламы. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Его отец был очень набожным человеком. Сохранились сведения, что он практиковал «умную» молитву и иногда даже во время заседаний сената погружался в нее. Рассказывают, что в одном таком случае император Андроник II сказал: «Не беспокойте его, пусть молится».

После ранней смерти отца Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями и большим прилежанием. Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования под руководством Феодора Метохита, и завоевал репутацию блестящего знатока Аристотеля. В возрасте 17 лет он даже прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце его учитель Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы».

Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий в 1316 году, едва достигнув 20 лет, удалился на Афон, который к тому времени уже был крупным монашеским центром. На Афоне Григорий подвизался в келье неподалеку от Ватопеда под руководством препоподобного Никодима, от которого и принял монашеский постриг.

После смерти своего наставника (ок. 1319) он переселился в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем, начиная с 1323 года, он подвизался в скиту Глоссия, где проводил все свое время в бдениях и молитвах. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

В 1325 г. Григорий вместе с другими монахами покинул Афон из-за турецких нападений. В Фессалониках принял священнический сан и основал неподалеку от Верии (городок к западу от Фессалоник, где, по преданию, проповедовал апостол Павел) монашескую общину, в которой, наряду с общими службами, практиковалась непрестанная молитва.

Пять дней в неделю, затворившись в тесной келье-пещере, находившейся в зарослях на склоне скалы над горным ручьем, он предавался умной молитве. В субботу и воскресенье он выходил из своего уединения для участия в общем богослужении, совершавшегося в монастырском кафоликоне. В эти часы, следовавшие за затвором преподобного, и особенно после литургии, на лице его был виден дивный Божественный свет. Во время священнодействия он всех приводил в слезы и умиление. Многие великие святые мужи удивлялись его добродетельной жизни, за которую он удостоился от Бога дара чудотворений и пророчествования, и называли его богоносцем и пророком.

В 1331 году Григорий Палама снова вернулся на Святую Гору, где он продолжил отшельническое житие в пустыни святого Саввы на афонском предгорье над Лаврой. Эта пустынь сохранилась и до сего дня. Его даже избрали игуменом монастыря Эсфигмен. Но, несмотря на попечения, взятые им на себя, он постоянно стремился вернуться к безмолвию пустыни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма. Слово это происходит от греческого слова «исихия», означающего «тишина», «молчание». Первоначально исихастами (т.е. молчальниками) назывались монахи, ведущие одинокий созерцательный образ жизни, в отличие от монашества общежительного. Вся жизнь исихастов была посвящена исключительно молитве.

Эта молитва называется «умной», так как чтобы преуспеть в ней, необходимо было целиком сосредоточить внимание на произносимых словах, отрешившись от всего окружающего. В связи с возросшим влиянием монашества традиция «умной» молитвы была знакома не только отшельникам, но считалась основным «деланием» даже среди мирян. Однако никакой теоретической базы исихазма не существовало. Святитель Григорий Палам был первым, кто сумел богословски обосновать это движение.

Когда Григорий Палама жил на Афоне, в Церкви появились люди, которые обвиняли афонских иноков в ничегонеделании и в ложном учении о молитве. Предводителем этих хулителей, извергавших потоки брани в адрес насельников Афона, был Варлаам Калабрийский, итальянский грек, воспитанник запада. По приезде в Константинополь Варлаам сделал молниеносную карьеру, став профессором богословия и советником императора.

В это время вновь возобновились попытки объединить восточное и западное христианство, а Варлаам как нельзя лучше подходил для диалога с латинянами. Он был хорошо знаком с культурными особенностями двух частей когда-то единой Римской империи. Этот автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, всячески издевался над учением афонских монахов об «умной молитве» и об исихии. С издевкой Варлаам и его единомышленники называли Григория Паламу и братию афонских монастырей «исихастами». Именно это наименование, но уже не издевательское, а благоговейное и почтительное, и закрепилось впоследствии за сторонниками афонского учения о молитве и духовной жизни христианина.

Читайте также:
Житие великомученицы Екатерины - описание и история жизни, чудеса, праздники и дни памяти святой

На основании догмата о непостижимости существа Божия, Варлаам объявил умное делание еретическим заблуждением и пытался доказать тварность Фаворского Света. Варлаам учил о Фаворском свете, что он был нечто вещественное, сотворенное, являвшееся в пространстве и окрашивавшее воздух, так как он был видим телесными очами людей, еще неосвещенных благодатью (апостолами на Фаворе).

Таковыми же, т.е. сотворенными, он признавал все действия Божества и даже дары Святого Духа: Духа премудрости и разума и т.д., не страшась низвести Бога в разряд тварей, ниспровергая свет и блаженство праведных в Царствии Отца Небесного, силу и действие Триипостасного Божества. Таким образом, Варлаам и его последователи нечестиво рассекали одно и то же Божество на созданное и несозданное, а тех, которые этот Божественный свет и всякую силу, всякое действие с благоговением признавали не созданным, а присносущным, называли двоебожниками и многобожниками.

Сам святитель Григорий без устали обличал неправоту Варлаама и полное согласие афонского учения со Священным Писанием и Преданием Церкви. По просьбе афонских монахов, он обратился к Варлааму сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос».

Святитель писал: «Напыщенные мирской и тщетной мудростью… думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное. хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим…» (Мф. 16:28)

«Воссиял тот Неисповедимый Свет и таинственно явлен Апостолам… в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженного видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенным умом.»

«Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который был сокрыт у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный…»

В течение 6 лет продолжался спор Григория и Варлаама. Личная встреча обоих мужей вовсе не привела к положительному результату, но еще более обострила противоречие. На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского Света.

27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются не сотворенными. Варлаам и его ученики анафематствованы. Варлаам, хоть и испросил прощение, в июне того же года уехал в Италию, где принял затем римокатоличество и стал епископом Иеракским.

На втором и третьем этапе споров противниками Паламы выступили Григорий Акиндин и Никифор Григора, которые в отличие от Варлаама не критиковали образ молитвы исихастов. Спор принял богословский характер и касался вопроса Божественных энергий, благодати, нетварного света.

Второй этап спора совпадает с гражданской войной между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом и происходил между 1341 и 1347 г. Вмешательство Паламы в политическое столкновение, хоть он и не был особенно склонен к политике, привело к тому, что большую часть дальнейшей жизни он провел в заточениях и темницах.

В 1344 году Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.

В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. В турецком плену имел беседы и споры о вере с мусульманами. В отличие от многих представителей поздневизантийской культуры, Григорий Палама сравнительно спокойно относился к перспективе турецкого завоевания, но надеялся на обращение турок в православие; поэтому его отношение к исламу — не воинственное, а миссионерское. В частности, Палама считал ислам примером естественного Богопознания, т. е. признавал Того, Кому поклоняются мусульмане, Истинным Богом.

После освобождения от турок и возвращения в Фессалоники свт. Григорий продолжил пастырскую деятельность в своей епархии. Там его учеником и коллегой стал Николай Кавасила.

Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года в возрасте 63 лет. В 1368 году, менее чем через десять лет после смерти, что бывает довольно редко, он был канонизован на Константинопольском Соборе. Патриархе Филофей, возглавлявший торжество, написал житие и службу святителю. Мощи святителя Григория были положены в кафедральном храме Святой Софии в Фессалониках. После захвата города турками и обращении храма в мечеть мощи Григория Паламы были вначале перенесены в солунский монастырь Влатадон, а затем в митрополичий собор города. С 1890 года они хранятся в новом кафедральном соборе города, освящённом в 1914 году во имя этого святого.

Учение свт.Григория Паламы

Учение о Божественных энергиях, как о проявлении всей Полноты Божества, — есть учение только Православной Церкви.

Изречение Тертулиана «Бог очеловечился, чтобы человек обожился» Палама выразил посредством учения о Нетварных энергиях, говоря об «обожении» человека в терминах православного богословия.

Согласно этому учению Бог по своей сущности непознаваем. Но Он пребывает всей Полнотой Своего Божества в этом мире в качестве Своих энергий и сам мир сотворён этими энергиями. Энергии Бога — это не одно из Его творений, а Он Сам, обращенный к Своему творению.

Человеческая личность — тварная. Но во Христе Человек и Божество соединены. Причащаясь Телу Христову и направляя всё своё естество к Богу, энергии человека становятся «сонаправлены» энергиям Бога также, как и во Христе. Совместное действие (энергия) Божественной воли и человеческой воли в деле спасения получило в богословии Паламы греческий термин синергия.

Таким образом, человек становится соучастником всей Полноты Божественной жизни через действие в нём нетварных Божественных энергий. Причем человек участвует не только душевно, но и физически, всей полнотой своего естества, что и вызывало особое недоумение Варлаама. Нетварным светом озаряются не только умственные, но и физические очи (вспомним случай, когда св. Серафим Саровский показывал Мотовилову этот Свет, взяв его за руку), необходимым условием чего является пребывание в молчании-исихии, иными словами — в молитве.

В итоге человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий усвояет Бога, «обоживается» и усвояется Богом.

Читайте также:
Житие Александра Свирского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Сущность учения Варлаама схожа с пониманием христианства современной западной культурой. Отвергая возможность приобщения к божественной жизни, доступного всем людям во Христе, христианский Запад видит необходимость внешнего авторитета для христианской веры. Так одни западные христиане видят его в формальном авторитете буквы Писания, другие в установлении незыблемого папского авторитета. Оба этих взгляда чужды восточному христианству.

Учение Григория Паламы не умаляет значения земного мира, а лишь показывает,что познание Бога осуществляется не столько через изучение богословских книг, сколько путем живого религиозного опыта.

Мы — причастники Божества”, — говорит святой Григорий Палама.

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Ворьбьевых горах

Тропарь, глас 8
Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим.

Кондак, глас 8
Премудрости священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче, но яко ум, Уму первому предстояй, к Нему ум наш, отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати.

Величание
Величаем тя, святителю отче Григорие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Новое в блогах

Сообщество «Католичество вчера и сегодня»

Святой Франциск Ассизский

4 октября-день памяти одного из самых почитаемых святых католической церкви-Святого Франциска Ассизского (Sanctus Franciscus Assisiensis), которого еще при жизни называли Святым и Братом-Солнцем.

Святой Франциск Ассизский
(Ок. 1181 – 1226)

Св. Франциск Ассизский, покровитель Италии, один из самых популярных и почитаемых святых в христианском мире.
Точная дата рождения Франциска не известна. Считается, что это произошло приблизительно в 1181 – 1182 году. Его отец, по имени Бернардоне, успешно торговал сукном и был зажиточным купцом. Имя сыну он дал в память о Франции, куда он по делам своей торговли часто ездил. Франциск знал песни французских трубадуров и в юности распевал их по-французски. В этот период своей жизни Франциск вел весьма легкомысленный образ жизни, и казалось, ничто не предвещало его преображения. При этом он всегда был щедр по отношению к нищим. Паломничество в Рим открыло ему путь к осознанию себя последователем Христа и апостолов. Тогда же ему открылся более глубокий духовный смысл нищенствования. Теперь духовным идеалом Франциска стало «нищее житие».
Новый импульс в духовном преображении Франциска придало его общение с прокаженными и уход за ними в лепрозории. Сам Франциск именно этот опыт считал началом своего покаяния. Позже, в своем Завещании, он писал: «Господь дал мне, брату Франциску, начать мое покаяние так: когда я жил в грехах, слишком горько было для меня видеть прокаженных; но Господь Сам привел меня к ним, и я им служил. И когда я уходил от них, то, что казалось мне горьким, стало сладостью для души моей и тела. И после того я недолго медлил и оставил мир». Уход в монашество привел Франциска к разрыву с отцом: он отказался не только от отцовского наследия, но даже от одежды, которая была на нем (см. ниже: ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО).
Вокруг Франциска собирается круг его последователей. Он пишет Устав монашеского ордена (так называемый Устав, не утвержденный буллой), который он пытается учредить. В конце концов, после нескольких попыток учредить орден, и получения устных одобрений со сторон папы Иннокентия III, в 1220 году следующий папа, Гонорий III, издает буллу с подтверждением права учреждения ордена францисканцев.
Франциск много путешествовал с целью распространения своих идеалов духовной жизни. Порой он и его братия подвергались опасности, как это случилось, например, в Марокко, когда пять монахов-францисканцев, отправившихся туда, погибли от рук мусульман. Сам Франциск чуть не погиб, когда, оказавшись в Египте (с войском крестоносцев), попытался обратить в христианство местного султана.
С ростом численности ордена возникали – еще при жизни самого Франциска – внутренние разногласия, особенно, когда сам Франциск отправлялся в свои миссионерские путешествия. Франциску суждено было пережить глубокую личную драму: он стал свидетелем того, как христолюбивое странствующее братство на его глазах превращалось в оседлый францисканский орден со строгой иерархией. Сам Франциск отказался быть «министром» (так именовалась должность главы ордена). В последние годы жизни Франциск не одобрял господствовавшего в ордене направления, но связанный обетом послушания, не восставал против него.
Умер Франциск Ассизский 3 октября 1226 года. Всего два года спустя он был канонизирован папой Григорием IX.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИКОНОГРАФИИ СВ. ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО

Сочинения св. Франциска Ассизского
Здесь мы приводим лишь те литературные произведения св. Франциска Ассизского, которые имеют значение для его иконографии.
Regula non bullata (Устав, не утвержденный буллой). 1221.
Regula bullata (Устав, утвержденный буллой).1223.
Легенда (Житие)
В эпоху Средневековья термин «легенда» означал «книгу, которую следует читать». Эта формула означала, что эпизоды биографии святого имеют назидательный смысл, который и должен уразуметь читатель.
С точки зрения иконографии св. Франциск Ассизский представляет собой явление уникальное. Мы имеем, по крайней мере, четыре его биографии, написанные его современниками в течение первых четырех десятилетий после его смерти.

Фома Челанский. «Первое житие» («Vita Prima»). (1228 – 1229) [далее: Челано I].
Агиография св. Франциска стала складываться, когда началась подготовка к канонизации св. Франциска, которая состоялась 16 июля 1228 года, то есть через два года после его кончины. Канонизация требовала создания официального жития святого. По поручению папы Григория IX сбор материала о Франциске взял на себя брат (фра) Фома Челанский. Труд, вышедший из-под его пера и представленный на одобрение папы, появился в первые месяцы 1229 года. Он вошел в историю как «Vita Prima» («Первое житие»). Судьба этого документа оказалась печальной. Эта легенда была в ходу до появления заново составленного Фомой более полного жития Франциска, после чего эта первое житие было уничтожено. Его список был найден уже во второй половине XVIII века учеными из кружка болландистов (по имени И. Болланда, ученого-иезуита, предпринявшего попытку издания всех известных тогда житий святых). Он был впервые опубликован лишь в 1768 году.

Фома Челанский. «Второе житие» («Vita Secunda»). (1246 – 1247) [далее: Челано II].
«Первое житие» оказалось неполным, и в 1244 году на капитуле, проходившем в Генуе, генерал Ордена Крешенций из Иессы предложил всем, кто имел сведения о св. Франциске, записать их и передать ему. Полученные таким образом материалы были переданы затем все тому же Фоме Челанском, который к тому времени стал официальным историографом Францисканского ордена и на основании этих собранных материалов он написал новую расширенную биографию св. Франциска, которая была обнародована в двадцатую годовщину смерти святого. При этом «Первое житие» должно было быть уничтожено

Читайте также:
Житие Стефана Пермского - описание и история жизни, чудеса, мощи и дни памяти святого

Фома Челанский. «Трактат о чудесах» («Tractatus de miraculis»). (1252 – 1253) [далее: III Челано].
Этот трактат был написан с целью прославления того духовного движения, которое было рождено деяниями св. Франциска. К этому времени стали достойны восхваления деяния двух Францисканских орденов – мужского и женского (Св. Клары). Трактат дошел до нас в одном единственном манускрипте (ок. 1300 г.) и впервые был опубликован в 1899 году болландистом Ф. ван Ортруа. На иконографию св. Франциска этот трактат влияния не оказал.

Бонавентура из Баньореджо. «Большая легенда» («Legenda major»). (1263) [далее: Бонавентура].
В 1260 году на Генеральном Капитуле в Нарбонне было принято решение составить новое жизнеописание св. Франциска. Этот труд взял на себя св. Бонавентура. “Большая легенда” является пространным житием, тогда как «Малая легенда» (сокращенное житие) предназначалась для чтения на литургии. Свой труд св. Бонавентура представил уже через три года Генеральному Капитулу в Пизе (1263). На нем это житие было одобрено в качестве официальной биографии святого. В 1266 году на Генеральном Капитуле в Париже было принято решение считать «Большую легенду» официальным житием св. Франциска. Все другие более ранние его жития аннулировались, то есть были уничтожены. Этим решением объясняется печальная судьба обоих «Житий» – Vita Prima и Vita Secunda – Фомы Челанского (правда, собранный Фомой материал полностью вошел в жизнеописание св. Бонавентуры). Будучи официально признанной Церковью биографией святого, «Большая легенда» сохранилась во множестве списков. Именно «Большая легенда» стала основной литературной программой для изображений как самого святого, так и большинства сцен из его жизни.

Другие источники
«Легенда трех товарищей [спутников]» («Legenda trium sociorum»).
Это самая значительная из неофициальных биографий Франциска. Свое название он получила потому, что ее авторство приписывалось братьям (монахам) Льву, Руфину и Ангелу. Здесь наиболее полное выражение нашла идея уподобления Франциска Христу.
«Цветочки св. Франциска» («Fioretti di san Francesco»). (Последняя четверть XIV столетия).
Это произведение близко подходит к статусу авторского, хотя оно было составлено более чем через сто лет после смерти святого. Оно представляет собой перевод с латинского на итальянский язык Actus beati Francisci et socuiorum eius (ок. 1327 – 1340). Его составителем был, как предполагают исследователи, Уголино из Монтеджорджо. Многие эпизоды из живописных циклов о Франциске заимствованы из этого источника.

ИЗОБРАЖЕНИЯ СВ. ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО

Уже при жизни Франциск почитался как святой. Сразу после его смерти легенды и сказания о нем умножились. Порой они «конструировались» по типу библейских, и тогда Франциск изображался высекающим воду из скалы (подобно Моисею) или являющимся на небе в огненной колеснице (как Илия). Но самым важным – в частности, для иконографии Франциска – было его уподобление Христу.
Обстоятельства жизни Франциска – во всяком случае, в биографических повествованиях о нем – формировались по принципу: Франциск Ассизский – второй Иисус Христос (второй сын Божий). Этот взгляд на Франциска особенно распространился к XV столетию, и тогда появились рассказы о том, что Франциск родился в хлеву между ослом и волом, что в своем служении он превратил воду в вино, что у него было двенадцать учеников (как апостолов Христа), и, подобно тому, как Иоанн был «возлюбленным» для Христа, Лев был ближайшим для Франциска. Раны распятого Христа чудесным образом проявились на теле Франциска (стигматы). Бонавентура в прологе своего «Жития» пишет: «Он в нерушимое свидетельство истины запечатлен был знаком уподобления Богу живому, сораспялся Христу, и знак это проступил на его теле не силой природы и не благодаря искусству, но по внушающей изумление воле Духа Бога живого».
В народных песнопениях, так называемых «лаудах», говорится:

Хвала святому Франциску,
Который, подобно Искупителю,
Явился распятым на кресте.

Все это нашло отражение в живописи. Появившись в Италии, изображения Франциска к концу Средневековья распространилась во всем христианском мире. С хронологической точки зрения интересно было бы проследить, как менялась иконография Франциска, когда Легенды Фомы Челанского были заменены «Большой легендой» Бонавентуры в качестве официальной биографии святого.

О внешнем облике Франциска говорится, например, в «Послании брата Илии»: «При жизни вид его был убог, и не было красоты в лице его; не осталось в нем места не уязвленного (эта характеристика – аллюзия на описание Бога в книге Исаии, 53: 2 – 5. – А. М.). Члены его были жестки из-за стяжения жил, как бывает у мертвых».
Франциск, как свидетельствуют источники, был ниже среднего роста, болезненный физически. У него было живое приветливое лицо, глаза маленькие, но очень яркие, волосы темно-коричневые. Голос у него был мягкий, но сильный. На первых изображениях он предстает с бородой (негустой). В его облике не было ничего величественного, он обладал мягкими манерами, и все это вместе делало его очень привлекательным.
Франциск изображался с тонзурой (выбритое место на макушке головы у католических духовных лиц). Объясняется это тем, что папа Иннокентий III сделал Франциска клириком, то есть принял его с братией на службу Церкви, взяв с Франциска клятву послушания папе.
Что касается бороды, то известны изображения св. Франциска и без нее. Примечательно, что два варианта изображения св. Франциска Ассизского – с бородой и с выбритым лицом – встречаются даже у одного и того же художника, например, у Джотто. Так, в цикле Джотто «Сцены жития св. Франциска» в Ассизи (если согласиться с его авторством; но это одна из нерешенных проблем мирового искусствоведения) Франциск предстает с бородой, в то время как в цикле в капелле Барди (Флоренция. Церковь Санта Кроче) он без бороды. Совершенно очевидно, что такое «разночтение» должно было иметь определенные основания. Действительно, бритым Франциска изображали в тех случаях, когда заказы на его образ исходили от так называемых конвентуалов. Это было крыло францисканцев, члены которого уже тогда пытались по-своему сформировать образ самого популярного святого. И это касалось не только обета бедности, но даже физического облика святого. В то время в гражданском обществе было принято тщательно бриться, небритых же рассматривали как представителей «низшего разряда». Конвентуалы стремились к более тесным контактам со светским обществом и властями и потому брили бороды.

Стигматы – пять ран, соответствующие ранам распятого Христа, полученные Франциском в экстазе в момент видения ему распятого на кресте Спасителя. Художники часто изображали лучи, идущие от ран Христа к соответствующим ранам Франциска, чтобы подчеркнуть, что природа Франциска аналогична природе Христа.
Ряса (коричневая или серая) монаха францисканского ордена.
Пояс в виде веревки с тремя узлами, символизирующими три религиозных обета – бедности, целомудрия и послушания.
Крест, символизирующий, страстное желание Франциска следовать путем распятого Христа.
Книга – символ литературной деятельности Франциска, в частности, его авторство Устава францисканского ордена.
Лилия – символ целомудрия.
Череп (чаще в искусстве Контрреформации).
Птицы, которых он одушевлял (как и других животных) и которым он проповедовал.
Бедность («госпожа Бедность», как ее принято называть) – аллегорическая фигура, с которой Франциск «обручился».

Читайте также:
Житие Феодосия Печерского - описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

Надписи, встречающиеся в изображениях св. Франциска Ассизского

Si vis perfectus esse, vade, vendre omnia quae habes et da pauperibus («Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим». – Мф.19: 21; цитируется Франиском в Regula non bullata, Cap. I [Устав, не утвержденный буллой, Гл. I]).
Quis vult venire post me, abneget semetipsum et tollat crucem («Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» – Мф. 16:24; цитируется Франиском в Regula non bullata, Cap. I [Устав, не утвержденный буллой, Гл. I]).
Ego stigmata Domini Jesu in corpore meo porto («Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» – Гал. 6:17; часто цитируется в ранних житиях святого и других материалах, касающихся его жизни: Послание брата Илии, 22; I Челано, 113; Бонавентура, XIII, 9; Из чудес, совершенных им [св. Франциском. – А.М.] после смерти, X, 9).
Fratres mihi absit gloriari nisi in cruce («Я не желаю хвалиться, разве только крестом» – Гал.6:14; Бонавентура, Из чудес совершенных им [св. Франциском. – А.М.] после смерти, X, 9).
Regula et vita Minorum Fratrum haec est, scilicet Domini nostri Jesu Christi («Устав и жизнь Братьев Меньших таковы: соблюдать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа” – Regula bullata, Cap. I [Устав, утвержденный буллой, Гл. I]).
Pax huic domui («Мир дому сему») (Лк.10:5; цитируется: Устав, не утвержденный буллой, 15: 2).
Spiritus Domini super me («Дух Господень на Мне») (Лк.4: 18-19)

Святой Франциск Ассизский

Франциск Ассизский — величайший подвижник христианства, один из самых почитаемых Святых в католицизме. Он стоит у истоков духовного пробуждения Европы, Святого считают основателем сразу трех монашеских орденов.

Детство и юность Святого

Праведник родился в маленьком итальянском городке в центре полуострова. Родители Франциска, Пьетро и Пика, были зажиточными мещанами. Пика родила младенца, когда супруг был в отъезде, и назвала его Джованни. Когда Пьетро вернулся в родной город, он попросил жену назвать сына Франциском. Так будущий подвижник получил свое имя. Франциск был третьим ребенком в семье, у него было еще две старших сестры. С рождения мальчик был окружен заботой, жил в любви и достатке.

Франциск рано начал работать, помогал отцу в лавке. Он был обаятельным и щедрым, умел убеждать людей. Родители часто ругали его за чрезмерную расточительность, за то, что он делал незнакомым людям дорогие подарки.

Юноша был любимцем местной молодежи, у него было много друзей. Молодой Франциск проводил годы в беззаботном веселье, даже скупой отец не жалел денег для своего единственного сына. Несмотря на достаток, юноша никогда не был развязным и не терпел грубости и пошлости. Романтично настроенный молодой человек мечтал о подвигах и старался быть рыцарем во всем.

После участия в боевых действиях взгляды юноши на жизнь кардинально изменились. Он участвовал в походе ассизской армии, который закончился поражением. Франциск попал в плен. В тюрьме он стремился поддерживать других пленников, утешал их, сглаживал возникающие между заключенными конфликты. Во время похода в Апулию Франциск потерял прежнюю страсть к развлечениям и стал все больше времени посвящать постам и молитвам.

Вернувшись домой, Франциск изменил свой привычный образ жизни. Он ездил в отдаленные храмы и монастыри, отдавал нищим последнюю одежду. Продолжая работать в лавке отца, юноша стал подавать милостыню нуждающимся. Однажды он отдал бедной семье несколько отрезов дорогостоящей ткани.

Читайте о других вероисповеданиях:

Отец Франциска был недоволен поведением сына. Молодому человеку пришлось скрываться от родительского гнева в тайной пещере. Через месяц он явился домой, но гнев отца к тому времени не утих. Пьетро избил и запер Франциска, а мать тщетно пыталась вразумить сына, умоляя его оставить свои причуды. Осознав, что сын не изменит своего решения, мать выпустила его на свободу. Так Франциск навсегда покинул отчий дом.

Оскорбленный отец требовал, чтобы сын возместил ему ущерб. Итогом конфликта стал судебный процесс, в ходе которого Пьетро публично лишил своего сына наследства. Франциск не опечалился из-за свершившегося, так как он не хотел больше жить в роскоши. Он отдал отцу все что у него было, включая одежду. Отдать всего себя служению Всевышнему и людям— вот что было истинным желанием Франциска.

Духовное становление Франциска Ассизского

На войне юноша увидел, в каких условиях живут нищие люди, как много на свете бедных и обездоленных. Франциск не мог оставаться в стороне. В 25 лет он покинул отчий дом, оставил позади обеспеченную жизнь и посвятил себя заботе о прокаженных.

Помимо этого, молодой человек занялся восстановлением старых разрушенных церквей. Он в одиночку восстанавливал церковь Святого Дамиана, все работы выполнял сам, питался остатками со стола местного священника.

Однажды во время богослужения он услышал слова Матфея о следующих за Христом. Франциск счел это знаком, отказался от всех материальных благ и принял решение посвятить жизнь распространению слова Божьего. Так он стал странствующим проповедником.

Основание ордена францисканцев

Вскоре у подвижника появились последователи. В те времена многие обвиняли служителей церкви в нечестности и непозволительной роскоши. Монашеский орден, основанный Франциском, проповедовал «святую нищету». Монахам запрещалось иметь любую материальную собственность, включая недвижимость, одежду и книги. Питались монахи тем, что им подавали, делили кров и пищу с нищими.

Интересно знать! Многие в родном городе сочли Франциска сумасшедшим, родной отец проклял его, но это не остановило юношу, который твердо решил следовать велению своей души.

Новый монашеский орден нашел много последователей среди мирян. Проповеди Франциска слушали тысячи людей. В отличие от священников, говоривших о Боге пышными латинскими фразами, Франциск рассказывал притчи о жизни Иисуса простым живым языком, восхвалял Господа словами, понятными каждому.

Три обета — бедности, целомудрия и послушания — были основой любого монашеского ордена. Если последователи святого Бенедикта характеризовались строгостью, члены ордена святого Франциска прославились кротостью и добротой. Его основатель настаивал на буквальном исполнении заповедей Христа.

Интересно! Официально новый орден стал называться «минориты», но в народе монахов называли францисканцами, по имени основателя общины.

Когда святой Франциск пришел с уставом своего ордена к Папе Римскому, понтифик отнесся с подозрением к молодому монаху. Но потом Иннокентий III поговорил с Франциском, и тому удалось убедить Папу. После беседы с подвижником, которая длилась 5 часов, понтифик удовлетворил пожелания монаха.

Нищенствующие ордена, проповедующие принципы евангельской бедности, получили широкое распространение и стали мощнейшей опорой папской власти. Иннокентий III принял решение помогать ордену францисканцев после видения, в котором святой Франциск подпирал своим плечом здание падающего храма.

Читайте также:
Марина Антиохийская: житие святой, дни памяти и мощи, почитание, о чем молиться

После возвращения из Рима Франциск учредил женский отдел ордена францисканцев. Он избегал женщин, но среди них было много последовательниц ордена, поэтому они нуждались в собственной общине. Третьим орденом, основанным подвижником, была община мирян. Миряне могли не отказываться от материальных благ и оставаться в супружестве. От них требовался продолжительный пост и отказ от развлечений.

Важно! Таким образом, Франциск стал основателем сразу трех монашеских общин: минориты, клариссы и терциарии.

Миссионерская деятельность ордена во время Крестового похода

В 1219 году подвижник миссионером отправился вместе с пятым Крестовым походом к сарацинам, желая обратить египетского султана в христианскую веру, что, впрочем, ему не удалось. Несмотря на это, Франциск добился уважения султана и получил от него охранную грамоту. Монахи ордена основали монастырь в Иерусалиме, для защиты гроба Господнего. Охрана Святой Земли навсегда осталась делом ордена францисканцев.

На первый взгляд, Крестовый поход оказался неудачным для подвижника. Франциск отправился туда с целью проповедовать Евангелие сарацинам, но сам оказался простым паломником. Тем не менее, он первым принес в шатры мусульман истинное христианство, живой образ Христа и готовность умереть за ближнего.

Отношение монахов к живой природе

Франциск Ассизский отстаивал ценность природы, проповедовал сострадание и милосердие в отношении всего сущего. Свои проповеди подвижник читал всему живому, в том числе — зверям и птицам. Во всей природе он видел отражение её Создателя, именовал всех живых существ своими братьями и сестрами.

Любовь к животным подтолкнула Святого к принципиальному отказу от их убийства, хотя ранее он не был вегетарианцем. Он старался вызволять птиц и зверей из неволи, многие из них не хотели покидать спасшего их человека и оставались рядом с Франциском. Так, спасенный орел остался жить с подвижником и будил его по утрам.

Святой кормил насекомых медом, убирал дождевых червей с дороги, спасал ягнят от бойни, зайцев из капканов. Весь мир, в понимании Святого, был одной семьей, объединенной любовью к своему Отцу и Создателю. В любом из животных праведник видел элемент святости, подчеркивал присутствие Творца в разнообразии всех живых форм.

Он был твердо убежден, что природа не была создана для человека, а имеет собственную ценность. Поэтому и отношения человека с природой должны быть лишены принципа потребительства, основываться на взаимодействии и взаимоуважении.

Интересно знать! Из-за подобных убеждений святой Франциск считается покровителем экологов. Ему молятся, если какое-то животное нуждается в помощи.

Последние годы жизни Святого Франциска

За несколько лет до смерти на теле подвижника появились стигматы — знаки пяти ран на теле, соответствующие ранам распятого Иисуса Христа. Он испытывал физические страдания, но его жизненные принципы не пошатнулись. Франциск по-прежнему любил все живое и возносил хвалу Создателю.

Святой понимал, что его земной путь подходит к концу, и помимо заботы о животных, старался как можно больше времени уделять людям, проповедуя и наставляя их. Святой страдал, но был счастлив. Итог своей жизни монах подвел словами: «жить и умереть мне одинаково сладко».

Умер подвижник недалеко от своего родного города, в котором он начал свой духовный путь, восстанавливая заброшенный храм. Через два года после смерти Франциск Ассизский был причислен католической церковью к лику святых. Его мощи покоятся на родине, в монастыре города Ассизи.

К сожалению, Святой не оставил после себя больших богословских трудов. До нас дошли молитвы, канонические правила и небольшая эпистолярия.

Святой Франциск и Православие

Деятельность подвижника по-разному оценивается православными богословами и мыслителями. Подвиги Франциска Ассизского часто становились предметом критики. Некоторые богословы считали, что он попал под воздействие бесовской прелести. Одной из причин такого отношения к деяниям Святого было то, что многие жизнеописания ставят легендарные черты образа жизни Святого выше реальных фактов.

Ряд отечественных авторов и богословов считают Франциска образцом смирения, человеком, наполненным светлейшей радостью. Несмотря на то, что Святой стремился жить по примеру Христа, он никогда не проводил параллелей между Ним и собой, считал себя лишь случайным орудием Божественной любви.

Духовная радость, наполняющая всю жизнь Франциска — черта, которая роднит его с преподобным Серафимом Саровским. Общим у православного и католического Святых было и то, они вели строгий аскетичный образ жизни, с трепетом относились к христианским Таинствам. Взгляды подвижников на живую природу также были схожими.

Важно! Многие богословы сошлись во мнении, что нельзя отрицать величия Франциска, равно как нельзя отрицать праведность преподобного Серафима Саровского. Молитвенный подвиг Франциска Ассизского должен быть разграничен с поздней интерпретацией его жизни последователями.

Почитание святого

День святого Франциска отмечается католиками 4 октября. В этот день в храмах проводится праздничная месса, прихожане слушают проповедь о жизни Святого. Так как святой Франциск любил и защищал все живое, 4 октября считается еще и днем защиты животных.

Святой Франциск посвятил свою жизнь тому, чтобы собственным примером вести заблудших в Царство Божье. Его образ дорог даже людям, далеким от христианства, ведь основные принципы францисканства находят своих сторонников и в наши дни.

Святой Франциск Ассизский Биография

Святой (ок. 1181–1226)

Святой Франциск Ассизский отказался от роскошной жизни ради жизни, посвященной христианству, по сообщениям, услышав голос Бога, который повелел ему перестроить христианскую церковь и жить в нищете. Он является покровителем животных и окружающей среды.

Кем был Святой Франциск Ассизский?

Родившийся в Италии около 1181 года, Святой Франциск Ассизский в молодости был знаменит тем, что пил и развлекался. После сражения в битве между Ассизи и Перуджей Фрэнсис был взят в плен и заключен в тюрьму за выкуп. Он провел почти год в тюрьме в ожидании платежа его отца и, согласно легенде, начал получать видения от Бога. После освобождения из тюрьмы Фрэнсис услышал голос Христа, который сказал ему отремонтировать христианскую церковь и жить в нищете. Следовательно, он оставил свою роскошную жизнь и стал преданным веры, его репутация распространилась по всему христианскому миру.

Позже в жизни Фрэнсис получил видение, которое оставило его со стигматами Христа знаки, напоминающие раны, которые Иисус Христос получил, когда был распят, делая Фрэнсиса первым человеком, получившим такие святые раны. Он был канонизирован как святой 16 июля 1228 года. За свою жизнь он также развил глубокую любовь к природе и животным и известен как покровитель окружающей среды и животных; его жизнь и слова имели длительный резонанс с миллионами последователей по всему миру. Каждый октябрь многие животные во всем мире получают благословения в день его праздника.

Святой Франциск Ассизский

Почему Святой Франциск является покровителем животных?

Сегодня Святой Франциск Ассизский является покровителем экологов титул в честь его безграничной любви к животным и природе.

Читайте также:
Глаголев Александр - житие и труды, идеи и позиция, деятельность

Ранняя жизнь роскоши

Родился около 1181 года в Ассизи, герцогство Сполето, Италия, Святого Франциска Ассизского, хотя и почитается сегодня начал свою жизнь как убежденный грешник. Его отец был богатым торговцем тканями, который владел сельхозугодьями вокруг Ассизи, а его мать была прекрасной француженкой. Фрэнсис не был в нужде в юности; он был избалован, балуя себя прекрасной едой, вином и дикими праздниками. К 14 годам он бросил школу и стал известен как мятежный подросток, который часто пил, устраивал вечеринки и нарушал комендантский час в городе. Он также был известен своим обаянием и тщеславием.

В этом привилегированном окружении Франциск Ассизский изучил навыки стрельбы из лука, борьбы и верховой езды. Ожидалось, что он последует за своим отцом в семейный текстильный бизнес, но ему надоела перспектива жизни в торговле тканями. Вместо того, чтобы планировать будущее как торговец, он начал мечтать о будущем как рыцарь; рыцари были средневековыми героями боевиков, и если у Фрэнсиса были какие-то амбиции, он должен был стать таким же героем войны. Пройдет не так много времени, прежде чем появится возможность для ведения войны.

В 1202 году между Ассизи и Перуджей началась война, и Фрэнсис с нетерпением занял его место в кавалерии. В то время он мало что знал, его опыт войны изменил бы его навсегда.

Война и заключение в тюрьму

Фрэнсис и люди из Ассизи подверглись сильной атаке, и перед лицом Превосходящие номера, они взлетели. Вскоре все поле битвы было покрыто телами убитых, изуродованных людей,кричать в агонии. Большинство выживших войск Ассизи были немедленно убиты.

Неквалифицированный и без боевого опыта Фрэнсис был быстро захвачен вражескими солдатами. Одетый как аристократ и одетый в новые дорогие доспехи, он считался достойным достойного выкупа, и солдаты решили пощадить его. Он и другие богатые войска были взяты в плен, уведены в сырую подземную камеру. Фрэнсис провел бы почти год в таких ужасных условиях & # x2014; в ожидании платежа его отца во время которого он вполне мог заболеть серьезным заболеванием. Также в это время он позже сообщит, что начал получать видения от Бога.

После войны

После года переговоров, Фрэнсис & apos; выкуп был принят,и он был освобожден из тюрьмы в 1203 году. Когда он вернулся в Ассизи, Фрэнсис был совсем другим человеком. По возвращении он был опасно болен как душой, так и телом утомленная битвой жертва войны.

Однажды, как гласит легенда, во время езды на лошади в местной сельской местности Фрэнсис встретил прокаженного. До войны Фрэнсис бежал от прокаженного, но в этом случае его поведение было совсем другим. Рассматривать прокаженного как символ моральной совести или как Иисус инкогнито, по мнению некоторых религиозных ученых он обнял и поцеловал его, позже описал переживание как ощущение сладости во рту. После этого случая Фрэнсис почувствовал неописуемую свободу. Его прежний образ жизни потерял всю свою привлекательность.

Впоследствии Фрэнсис,теперь, когда ему было 20 с небольшим, он начал обращать внимание на Бога. Вместо того, чтобы работать, он проводил все большее количество времени в отдаленном горном убежище, а также в старых, тихих церквях вокруг Ассизи, молился, искал ответы и помогал кормить прокаженных. За это время, молясь перед старым византийским распятием в церкви Сан-Дамиано, Фрэнсис, как сообщается, услышал голос Христа, который сказал ему восстановить христианскую церковь и жить в условиях крайней нищеты. Фрэнсис повиновался и посвятил себя христианству. Он начал проповедовать вокруг Ассизи, и вскоре к нему присоединились 12 преданных последователей.

Некоторые считали Фрэнсиса сумасшедшим или дураком, но другие рассматривали его как один из величайших примеров того, как жить христианским идеалом со времен Иисуса Сам Христос. Был ли он действительно тронут Богом,или просто человек, неправильно истолковывающий галлюцинации, вызванные психическим заболеванием и / или плохим состоянием здоровья, Франциск Ассизский быстро стал известным во всем христианском мире.

Преданность христианству

После своего прозрения В церкви Сан-Дамиано Фрэнсис пережил еще один определяющий момент в своей жизни. Чтобы собрать деньги на восстановление христианской церкви, он продал рулон ткани из магазина своего отца вместе со своей лошадью. Его отец пришел в ярость, узнав о действиях сына, и впоследствии потащил Фрэнсиса к местному епископу. Епископ велел Фрэнсису вернуть деньги его отца, на что его реакция была необычайной: он снял с себя одежду и вместе с ними вернул деньги своему отцу, заявив, что теперь Бог — единственный отец, которого он узнал.Это событие отмечается как Фрэнсис & apos; окончательное обращение, и нет никаких признаков того, что Фрэнсис и его отец когда-либо говорили снова после этого.

Епископ дал Фрэнсису грубую тунику, и одетый в эту новую скромную одежду, Фрэнсис покинул Ассизи. К несчастью для него, первые люди, которых он встретил на дороге, были группой опасных воров, которые сильно его избили. Несмотря на свои раны, Фрэнсис был в восторге. Отныне он будет жить по Евангелию.

Франциск & apos; В то время радикальное представление о бедности, подобной Христу. Христианская церковь была чрезвычайно богата, как и люди, которые ее возглавляли, что касалось Фрэнсиса и многих других, которые чувствовали, что давние апостольские идеалы были разрушены. Фрэнсис отправился на миссию по восстановлению собственных, первоначальных ценностей Иисуса Христа в ныне декадентской церкви.Своей невероятной харизмой он привлек к себе тысячи последователей. Они слушали Фрэнсиса & apos; проповеди и присоединился к его образу жизни; его последователи стали известны как францисканские монахи.

Непрерывно пытаясь достичь духовного совершенства, Фрэнсис вскоре проповедовал в пяти деревнях в день, обучая новый тип эмоциональной и личной христианской религии, которую обычные люди мог понять. Он даже зашел так далеко, что проповедовал животным, что вызвало критику у некоторых и принесло ему прозвище «дурак Бога». Но Фрэнсис сообщение было распространено повсюду, и тысячи людей были пленены тем, что услышали.

В 1224 году, по сообщениям, Фрэнсис получил видение, которое оставило его с клеймом Христа следы, напоминающие раны, которые Иисус Христос получил, когда был распят, через его руки и пронзительную рану на его боку. Это сделало Фрэнсиса первым человеком, получившим священные раны стигматов. Они останутся видимыми до конца его жизни. Из-за его ранней работы по лечению прокаженных некоторые считают, что раны были на самом деле симптомами проказы.

Смерть и наследие

Когда Фрэнсис приблизился к своей смерти, многие предсказывали, что он был святым в создание. Когда его здоровье стало ухудшаться быстрее, Фрэнсис пошел домой. Из Ассизи были высланы рыцари, чтобы охранять его и следить за тем, чтобы никто из соседних городов не утащил его (в то время тело святого рассматривалось как чрезвычайно ценная реликвия, которая принесла бы, среди прочего, славу город, где он отдыхал).

Читайте также:
Житие преподобного Сергия Радонежского – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Франциск Ассизский скончался 3 октября 1226 года в возрасте 44 лет в Ассизи, Италия. Сегодня Фрэнсис имеет длительный резонанс с миллионами последователей по всему миру. Он был канонизирован как святой спустя два года после своей смерти, 16 июля 1228 года, его бывшим покровителем, папой Григорием IX. Сегодня Святой Франциск Ассизский является покровителем экологии титул в честь его безграничной любви к животным и природе. В 2013 году кардинал Хорхе Марио Бергогли решил почтить святого Франциска, приняв его имя и став папой Франциском.

4 октября. Святой Франциск Ассизский. Память

Святой Франциск Ассизский провел юность в беззаботном веселье, в зрелом возрасте оказался в тюрьме, но снискал почет и уважение как великий подвижник христианской Церкви. Он — один из наиболее почитаемых и известных в мире католических святых. Под конец жизни у него на теле открылись стигматы — кровоточащие раны, похожие на те, что были нанесены Христу при распятии. Он стоит у истоков крупнейшего в средневековой Европе движения духовного пробуждения. Три ныне существующих монашеских Ордена считают его своим основателем.

Святой Франциск одним из первых не только в христианской, но и в западной культурной традиции вообще, отстаивал собственную ценность жизни природы, проповедовал сопричастность, любовь и сострадание ко всякой твари, фактически видоизменяя тем самым идею безграничного господства человека над всем сущим в сторону заботы и попечения об окружающей среде. В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально провозгласил святого Франциска Ассизского небесным покровителем экологов.

Мы поздравляем всех духовных чад св. Франциска Ассизского, трудящихся в России, а особенно — францисканцев в Преображенской епархии, несущих свое служение в приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Новосибирске!

Франциск родился в 1181 или 1182 году в Ассизи — небольшом древнем городе в Умбрии (Центральная Италия), в богатой мещанской семье. Его отца — торговца сукном — звали Пьетро Бернардоне; мать — Пика — была родом из Франции. При Крещении она дала сыну имя Джованни (Иоанн); однако отец, бывший в то время в поездке, по возвращении назвал мальчика Франциском (по-итальянски — «Франческо», т. е. «Французик»), очевидно, из-за хорошего отношения к стране, с которой поддерживал торговые связи.

Франциск был третьим ребенком в семье, но при этом единственным в ней мальчиком.

Поэтому его окружили заботой и любовью сразу три женщины — мать и две сестры. Он ни в чем не знал отказа, и ему всё позволялось. К тому же Франциск был красивым ребенком, и редко кто проходил мимо него без того, чтобы не обратить внимание на ангелоподобное создание. Так протекало его детство.

В юности Франциск собирался стать рыцарем. Однако после того, как он провел год в тюрьме в качестве военнопленного в ходе войны между Ассизи и Перуджей, его отношение к жизни коренным образом изменилось.

Франциск ознакомился с тяжелым бытом нищих, убогих и больных. Увиденная картина потрясла его до глубины души. В 1206 году двадцатипятилетний Франциск ушел из дому и стал ухаживать за прокаженными. Помимо этого он занялся восстановлением старых разрушенных церквей в окрестностях своего родного города.

В одной из них ему было видение, открывшее его будущее. Ему явился Иисус и сказал следующее: «Франциск, мой дом рушится, почини его!»

И лишь спустя некоторое время Франциск осознал, что Иисус имел в виду не ремонт церковных зданий, а восстановление самой Церкви.

Услышав в церкви во время богослужения чтение из 10-й главы Евангелия от Матфея о следовании за Христом, Франциск понял, что этот призыв обращен лично к нему. И тогда он полностью отказался от всех земных благ, стал проповедовать смирение, терпимость и распространять среди простых людей Слово Божие.

Вскоре у него появились ученики. В 1210 году Франциск написал устав нового монашеского ордена и отправился в Рим, чтобы просить Папу Иннокентия III утвердить этот устав. Принципиальным требованием Устава была «Святая нищета»: не только отдельным членам францисканского движения, но и всей конгрегации в целом запрещалось владеть какой-либо собственностью, включая здания, церковную утварь, книги… Первые францисканцы, проповедуя людям слово Божие, питались исключительно подаянием, причем обнаружившиеся к концу дня «излишки» требовалось тут же раздать нуждающимся, а каждый новый день неизменно начинать в материальном смысле заново, «с полного нуля». Столь суровые требования отчасти были реакцией на показную роскошь многих прелатов, в чем Католическую Церковь упрекали весьма приумножившиеся в то время еретики.

Первоначально Папа с подозрением отнесся к новшествам, предлагаемым Франциском, и не захотел даже разговаривать с ним. Но молодой подвижник из Ассизи был непреклонен и решил во что бы то ни стало добиться аудиенции у главы Католической Церкви.

Франциск с товарищами поселились неподалеку от папской резиденции и стали ждать. Ожидание продлилось больше двух недель, пока однажды Папе Римскому не приснился сон: собор Святого Петра рушится, а невероятно огромный Франциск Ассизский подпирает его плечом.

И тогда Иннокентий III пригласил к себе Франциска, и их беседа длилась более пяти часов. Выслушав все доводы молодого человека, понтифик удовлетворил его пожелания.

Со временем Франциск переложил управление Орденом на плечи своих помощников, а сам удалился в хижину на располагавшейся в окрестностях Ассизи горе Альверно — одной из вершин Апеннинского хребта.

Как уже было отмечено выше, устав францисканцев коренным образом отличался от уставов других монашеских орденов того времени. Если святой Бенедикт считался образцом строгости, то святой Франциск являл собой образ невиданной кротости и доброты. Он любил абсолютно всех — даже мусульман, к которым в то время христиане относились с опаской и враждебностью.

Франциск настаивал на необходимости буквального, вплоть до мельчайших деталей, исполнения всех евангельских заповедей. Братья-францисканцы не должны были иметь денег, любого имущества, и, как и все монашествующие, были обязаны соблюдать обет безбрачия: ведь семейный человек становится уязвимым к соблазнам мира сего и не может являть своей жизнью идеал «Святой нищеты». Однако же в самом скором времени вокруг монашеского «ядра» францисканского движения возникло еще и движение сочувствующих мирян, и это стало первым в истории примером «третьего Ордена», разделявшего основные принципы духовности отца-основателя и органично дополнявшего служение монашеских мужской и женской ветвей (женская ветвь францисканского движения была представлена духовными дочерьми св. Клары).

Франциск и творение Божие

Франциск с любовью относился ко всему живому на Земле вплоть до того, что читал проповеди не только людям, но и зверям, и птицам. В наши дни его почитают покровителем экологического движения и молятся ему в том случае, если какое-нибудь животное заболело или нуждается в помощи.

Святой усматривал во всей природе и всём, что она содержит, отражение ее Создателя, и именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими «братьями» и «сестрами». Только землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался, как к своим близким родственникам. Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? — Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции вплоть до включения в нее всего сущего и стало проявлением оригинальности и прозорливости святого из Ассизи. Его уважение к животным привело его к принципиальному отказу убивать их, хотя строгим вегетарианцем он не был. Франциск выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них и, по возможности, выпускал их на волю. Так он спас нескольких диких голубей, которых несли продавать на рынок, а однажды воскликнул: «Если бы я только мог предстать перед императором, я бы умолял его, ради любви к Богу и ко мне, издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков». Сокол добровольно служил ему как будильник. Франциск уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он ощущал себя сопричастным всякой без исключения твари. Одно из народных преданий повествует о том, как святой Франциск уговорил селян кормить разорявшего их стада волка (вместо того, чтобы убить его), предварительно взяв с того клятву не красть овец. Он просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества.

Читайте также:
Парфений Киевский - житие и биография старца, молитвы и труды, дни памяти и почитание

За семь веков до Альберта Швейцера святой Франциск убирал червяков с дороги, дабы они не попали случайно под чей-то сапог или колесо. В любой из живых форм он прозревал элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких растений, дабы «красота цветов могла возвещать о возможностях Отца всех существ», по-своему предвосхищая идею современных заказников дикой природы.

Франциск был твердо убежден, что природа имеет ценность сама в себе, а не только в силу ее «полезности» для человека: ведь и она тоже сотворена Богом и возлюблена Им. Таким образом он предварил краеугольный принцип экологической этики, разрабатываемой современными экофилософами. Святой не позволял рубить деревья в лесу, ибо всякое дерево — символ того, на котором был распят Сын Божий.

По мнению святого, отношения человека с природой должны носить характер взаимодополнения, взаимозависимости. Природа значима не только благодаря своей «нужности» человеку, но, прежде всего, благодаря многочисленным формам благожелательного присутствия в ней Бога. Отсюда — и наложенная на человека обязанность любовного отношения к окружающей среде, заботы о ней.

Франциск Ассизский подчеркивал присутствие Бога в разнообразии всего сущего, как и в радости, возбуждаемой фактом этого присутствия в душе человека, в желании человеческого сердца прославлять великое дело Божия творения, в котором единство не поглощает множественности существ, но щедрость Господа проявляет себя в их индивидуальности.

Последние годы жизни и кончина святого

За два года до своей кончины Франциск Ассизский чудесным образом приобрел стигматы — знаки пяти ран на теле распятого Иисуса (две на руках, две на ногах — следы от гвоздей, и одна в боку — след от копья).

Во сне святой Франциск увидел светящийся крест, к которому его привязали воины, так что он не мог ни говорить, ни сопротивляться, ибо его члены ему не повиновались. И вдруг он почувствовал сильнейшую боль, после чего лишился чувств и более ничего не помнил. Когда же наутро святой проснулся, боли не было, но на его теле открылось пять ран, которые немного кровоточили.

Франциск принял происшедшее со смирением и возблагодарил Господа, считая, что Бог, отметив его таким образом, одобрил его деяния.

В последние два года жизни Франциск испытывал тяжкие физические страдания, но при этом в полной мере сохранил свое поэтическое воззрение на мир. Главным же содержанием его поэзии всегда была трепетная любовь ко всякой твари.

Святой из Ассизи продолжает кормить зимой пчёл медом и вином, уносить с дороги червяков, чтобы их не раздавили… Он выкупает ягненка, которого ведут на бойню, освобождает зайчонка, попавшегося в капкан, обращается с наставлениями к птицам в поле, просит «брата огня», когда ему делают прижигание, не причинять слишком много боли…

Весь мир, со всеми его живыми существами и стихиями, обратился для Франциска в одну большую любящую семью, имеющую одного Отца и единодушную в любви к Нему. Из этого мироощущения излилась великая поэтическая «Хвала» Господу и всему творению Его во главе с «господином братом солнышком».

Вместе с тем Франциск понимал, что его уход близок, а потому почти всё свое время отдавал общению с людьми, проповедуя, беседуя, увещевая, наставляя…

Последние дни его земной жизни были полны мучений, но страдания плоти были отчасти облегчены ему заботливым уходом св. Клары и его собственным возвышенным настроением. Франциск добавил к своей «Хвале» еще одну строфу с прославлением «сестры нашей, телесной смерти», и, не только как монах-аскет, но и как поэт, подвел итог всему словами: «Жить и умереть мне одинаково сладко». Святой Бедняк из Ассизи скончался 4 октября 1226 года в Порциункуле, местечке вблизи его родного города, в котором он когда-то начинал свой духовный путь, восстанавливая своими руками заброшенную церковь Св. Дамиана.

Уже два года спустя он был канонизирован Папой Григорием IX, бывшим кардиналом Уголино. На «райском холме» началась постройка великолепного готического собора во имя нового святого; но не так желали почтить память «Ассизского Бедняка» иные близкие его сердцу сподвижники — и однажды ночью брат Леон с некоторыми другими братьями, опрокинул и разбил столб с кружкой, поставленный генеральным настоятелем Илией для сбора пожертвований на построение храма Св. Франциска. Так на могиле Апостола мира разгорелась борьба, в которой столкнулись разные интерпретации завещанного им идеала, и этой борьбой было наполнено всё XIII столетие, да и в дальнейшем чувствовались ее отголоски, тем более, что основанное Франциском духовное движение охватило широчайшие народные массы и стало одним из самых многочисленных за всю историю Церкви. В настоящее время три действующих во Вселенской Церкви и исполняющих в ней важное служение монашеских Ордена считают своим основателем св. Франциска.

Могила святого находится в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи в монастыре Сакро-Конвенто.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: