Житие святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси – жизнеописание, чудеса и мощи святого

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Деятели Русской Православной Церкви
    • Епископат Русской Православной Церкви
    • Епископат Украинской Православной Церкви
    • Епископат Белорусской Православной Церкви
    • Епископат Латвийской Православной Церкви
    • Епископат Православной Церкви Молдовы
    • Епископат Русской Зарубежной Церкви
    • Епископат Эстонской Православной Церкви
    • Епископат Японской Православной Церкви
    • На покое
  • Деятели Поместных Церквей
  • Государственные и общественные деятели
  • Деятели иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович)

Будущий Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье потомственного священника. Окончив курс торопецкого духовного училища в 1878 г., поступил в Псковскую духовную семинарию, по ее окончании ― в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. со степенью кандидата богословия и правом получения степени магистра без нового устного испытания. 11 июня 1888 г. приказом обер-прокурора Святейшего Синода назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Псковскую духовную семинарию. Примечательно, что товарищи по семинарии называли Василия Белавина Архиереем, а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его Патриархом.

В декабре 1891 г. епископом Псковским и Порховским Гермогеном пострижен в монашество с именем Тихона в честь святителя Тихона Задонского. На следующий день в кафедральном соборе Пскова рукоположен в сан иеродиакона, через неделю — в сан пресвитера.

В марте 1892 г. определением Святейшего Синода назначен инспектором, а впоследствии ректором Холмской семинарии с возведением в сан архимандрита.

19 октября 1897 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Петербургский и Ладожский Палладий.

14 сентября 1898 г. назначен епископом Алеутским и Аляскинским; с 17 января 1900 г. — епископ Алеутский и Северо-Американский.

6 мая 1905 г. возведен в сан архиепископа.

Попечением архиепископа Тихона в США были открыты десятки новых храмов, в состав епархии вошли десятки униатских общин, имели место случаи перехода американцев из инославия в Православие. При активном участии главы Русской миссии в Северной Америке завершился перевод богослужебных текстов на английский язык, были открыты первая в США православноая духовная семинария, приходские школы и приюты для детей.

25 января 1907 г. переведен на Ярославскую кафедру.

В конце 1913 г. назначен архиепископом Виленским и Литовским. При переводе из Ярославля городская Дума Ярославля присвоила архиепископу Тихону титул почетного гражданина города Ярославля.

В июне 1917 г. избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. Определением Святейшего Синода от 13 августа 1917 г. № 4979, утвержденным Временным правительством 14 августа, возведен в сан митрополита.

15 августа 1917 г. открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол apхиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона. Патриарха предстояло избрать жребием, и он пал на митрополита Тихона. Интронизация была совершена 21 ноября в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

Новому Патриарху прежде всего пришлось решать вопрос об отношениях с новым гocyдapственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное, чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января (1 февраля) 1918 г. он выражает озабоченность положением Церкви и осуждает кровавые беспорядки. Патриарх обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и анафематствовал тех, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: «А вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля. А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. »

Летом 1921 г., во время страшного голода, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал воззвание о помощи голодающим, обращенное к православной России и ко всем народам. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.

21 июля 1918 г. в слове, сказанном после чтения Евангелия в Казанском соборе на Красной площади, осудил расстрел царя Николая II с семьей и то, что «Исполнительный комитет одобрил это и признал законным».

Святейший Патриарх Тихон также активно противостоял обновленческому расколу.

Предстоятель предпринимал шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашалось: «Российская Православная Церковь. должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из воззвания от 1 июля 1923 г.).

Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г.: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем. Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».

Читайте также:
Николай Гурьянов - житие и биография протоиерея, чудеса и могила, пророчества и наставления, книги

Личной проповедью и твердым исповеданием христианской правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его заключали в тюрьму, содержали под домашним арестом в московском Донском монастыре. Жизнь Его Святейшества все время была под угрозой: на него трижды совершались покушения, тем не менее он выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами.

Святейший Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.

1 ноября 1981 г. решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Патриарх Тихон был канонизирован в лике исповедников со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских.

В 1989 г., в год 400-летия установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью.

В начале 1992 г. в Малом соборе Донского монастыря произошел пожар; при восстановительных работах были обнаружены мощи святителя Тихона, похороненного здесь в 1925 г. 19 февраля 1992 г. совершилось обретение святых мощей Патриарха. В настоящее время они покоятся в Большом соборе Донского монастыря г. Москвы.

Память святителя совершается: 26 сентября / 9 октября (день прославления); 5/18 октября (Собор Московских святителей); 5/18 ноября (избрание на Патриарший престол); 25 января / 7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских), если это воскресный день, если нет — то в ближайшее воскресенье к 7 февраля; 25 марта / 7 апреля (день преставления).

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Тихон патриарх Московский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Когда наступают трудные времена в жизни, каждый из нас начинает искать свое душевное и духовное исцеление в стенах церквей, храмов, монастырей. Это и неудивительно ведь в этом мире есть место чуду. Бог посылает в нашу жизнь cвоих избранников, праведников, людей имеющих богатых дух, мужество и самоотвержение. Они являются подвижниками веры, любви. Одним из таких посланников является святитель Тихон патриарх Московский и всея Руси.

Его образу молились прихожане, прося исцеление от самых тяжких недугов. Он исцеляет:

  • от цирроза печени,
  • водянки,
  • глазных болезней,
  • от холеры
  • От сильного паралича,
  • Исцеление от кровотечения,
  • Исцеление детей от затяжных и неизлечимых болезней.

Житие патриарха Тихона

Святитель жил во времена тяжкой жизни. Ему пришлось пережить немало горести и страшных событий. Рассматривая краткое житие патриарха Тихона нужно начать с его рождения.

  • Родился он в 1865 году в семье сельского священника Псковской епархии. Вмиру он носил имя Василий. Детские и юношеские годы мальчишки прошли в сельском труде. Уже с юных лет Тихон отличался особым религиозным настроем и любовью к Церкви.
  • Учился Василий в Псковском Духовном Семинарии. Товарищи по учебе его любили и испытывали к нему уважение. Мальчик был очень стремительным в учебе.
  • В 23 года он окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и получил назначение быть преподавателем в Псковской Духовной Семинарии. В родных краях он также был любимцем.
  • В 26 лет стремясь всей своей чистой душой к Богу, он принял монашество. На принятие Василием пострига собрался почти весь город. После чего ему было дано имя Тихона.
  • В 34 года была проведена интронизация патриарха Тихона и он был назначен викарием Холмской епархии. А 14 сентября 1898 году владыка Тихон был отправлен для несения служения в американскую епархию в сане Алеутского.
  • Возглавляя православную церковь в Америке, Тихон очень много сделал разных деяний, чтобы распространять православную веру. Также он принимал участие в постройке храмов для православных русских людей. Стоит отметить, что американцы избрали его почетным гражданином США.
  • В 1907 году святитель вернулся в Россию. Сразу после прибытия он был назначен на Ярославскую кафедру.

Годы патриаршества святителя Тихона

Не задолго после его возвращения началась война. В 1914 году после того, как его перевели в Вильно, Тихон сделал много различных пожертвований в различные благотворительные учреждения. Он делал все, что мог, лишь бы помочь несчастным обитателям Виленщины, которые благодаря войне с немцами лишились своего дома и средств на существование.

После революции и формирования нового Синода владыка Тихон стал его членом. Во время съезда мирян и духовенства, который произошел в 1917 году, он был избран правящим архиереем. Чуть позже в том же году в Москве открылся Поместный Собор, Тихон став его участником был избран председателем Собора.

Целью Собора была восстановить жизнь Русской Православной Церкви на канонических началах. Также Поместный собор ставил очень важную перед собой цель, которая заключалась в восстановлении патриаршества, Патриарх избирался методом жеребьевки. Всего на это место было три кандидата.

Читайте также:
Иннокентий Московский: житие святителя, день памяти и мощи, почитание

После торжественной Литургии и молебна 5 ноября схииеромионах Зосимовой пустыни, вынул из ковчежца один из трех жребиев с именем кандидата. Им оказался святитель Тихон патриарх Московский . Несмотря на что ему было поручено главенство Церкви, Патриарх не изменился и был доступным и добрым человеком. Но мягкость в характере святителя не мешала ему быть твердым в церковных делах. Так как нужно было защищать Церковь от врагов.

Стоит отметить, что годы патриаршества были достаточно тяжелыми, ведь они попали на период всеобщей церковной разрухи. Кроме того вся ситуация осложнялась многими внешними обстоятельствами. В тот период как раз происходила смена политического настроя, происходила гражданская война, был голод и т.д. Это было время, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонением. Церковь преследовали массовые репрессии.

Святитель Тихон призывал народ служить Богу. Он смог собрать воедино обескровленные церковные силы и возложил великое начало возрождения через покаяние. Его жизнь была для всех примером.

Арест патриарха Тихона

В 1922 году власть начала отбирать у церквей их ценности. Одновременно власть стремилась укрепить обновленческую «церковь», которая была создана группой авантюристов. Она была создана для создания видимости духовной свободы. Законному же патриарху Тихону было выдвинуто обвинение в том, что он ведет контрреволюционную деятельность.

Такое обвинение было выдвинуто патриарху, очевидно, потому что он в середине 1921 года он вошел в созданный комитет помощи голодающим. Он призывал все церковно приходские советы жертвовать церковные ценности в пользу бедствующему населению.

В мае 1922 года святителю было объявлено, что он будет содержаться под арестом. Глава Церкви был лишен свободы в качестве «свидетеля». Его обвиняли в поддержке государственной измены. В конце 1923 года Патриарх Тихон был освобожден.

Очень болезненно Патриарх переносил все невзгоды и борьбу церкви. Все церковные потрясения, постоянные труды по устранению и умиротворению церковной жизни, бессонные ночи, заключение, травля со стороны врагов подточила его крепкое здоровье.

Начиная с 1924 года, Патриарх стал сильно болеть. В середине весны 1925 года он отслужил последнюю Литургию и спустя два дня он умер. Говорят, что в последние мгновения своей жизни он обращался к Богу .

Проститься с патриархом Тихоном Московским пришло почти миллион человек. Большой собор Донского монастыря Московского не мог в себя вместить прощавшихся на протяжении ста часов.

На протяжении всего своего жития Патриарх Тихон Московский сделал для церкви очень много хороших дел. Он провел много работы для укрепления православной веры в тяжелые годы испытаний.

Чудеса исцеления

В день, когда были обретены мощи старца, рака с нетленными мощами собрала очень большое количество людей. Многие люди, преклоняясь к мощам, исцелялись от очень тяжелых заболеваний и недугов. Слепые начинали видеть, глухие слышать. У людей проходила хромота, они излечивались от психических болезней и т.д.

Сегодня к иконе Патриарха Тихона съезжаются паломники и верующие со всего мира. У него просят о выздоровлении от затяжных и запущенных болезней. Говорят, что у просящим о выздоровлении Тихон часто является во сне. Это и является знаком исцеления.

В монастырских книгах также упоминается об исцелении следующих заболеваний:

  • Все заболевания связанные с воспалительными процессами в организме.
  • Гемморой.
  • Наросты в области ноздри.
  • Истерические припадки и другие.

В России настолько почитают святого Тихона, что в подмосковном имении тайного советника Лопухина И. поставили ему памятник с изображением горящей свечи, которая являлась символом чистой и горячей любви святителя к Богу.

Говоря об исцелениях, стоит отметить, что прося о выздоровлении, нужно не просто преклонятся к мощам или образу свт. Тихона, но нужно и читать молитву. Это усилит эффект и поможет быстрей исцелится.

Молитва Патриарху Тихону московскому

О великий Угодниче Божий и преславный Чудотворче, Святителю отче наш Тихоне! Со умилением преклонше колена и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, хвалим, славим и величаем прославльшаго тя Бога и нам недостойным показавшаго в тебе велию милость, и всеусердно, верою и любовию чтущий святую память твою, молим тя: принеси молитву нашу к всясодержащему спасающему человеколюбцу Господу, Ему же ты ныне с лики Ангел и со всеми Святыми предстоиши, да утвердит во святей Своей православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрея и суеверия, духом и истиною покланяются Ему, и усердно пекутся о соблюдении его заповедей, пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении вверенных им людей — право верующия и соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.

И паки припадающе, с упованием, якоже чада отца нам суща, молим тя, Святителю Тихоне, веруем бо, яко ты, на небесех живый, любиши ны тою же любовию, еюже вся ближия твоя возлюбил еси, внегда пребывати тебе на земли, испроси у всемилостиваго Господа и всем нам подати дар коемуждо благопотребен и вся, яже к животу временному и вечному полезная, мира умирение, градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящииым преспеяние, родителим благословение, чадам в страсе Господнем воспитание и научение, наставником ведение и благочестие, неведающим вразумление, сирым, неимущим и убогим помощь и заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствование, отшедшим блаженное упокоение. Сих всех, наипаче, проси нам, Святче Тихоне, у Щедродавца Бога, яко имый велие к Нему дерзновение: тебе бо стяжахом приснаго заступника и теплаго молитвенника о нас пред Господем, емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:
Роман Сладкопевец - житие и биография преподобного, мощи, дни памяти и почитание, труды и творения

Да хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео рассказ о патриархе Тихоне Московском:

14 фактов о жизни и борьбе патриарха Тихона

18 ноября – день памяти святителя Тихона, годовщина избрания его патриархом в 1917 году

Приблизительное время чтения: 10 мин.

18 ноября исполнится 101 год со дня избрания на Патриарший престол святителя Тихона. Тогда, в 1917 году, начинался едва ли не самый сложный период в истории Русской Церкви. Во многом благодаря святителю Тихону, его преданности своему служению и личному мученическому подвигу, Церковь пережила эту эпоху. Она была буквально «вынесена на плечах» святителя из пожара гонений и общественной смуты.

«Фома» вспоминает о жизни и борьбе Патриарха-исповедника.

За фамилией Святейшего скрывается история его рода

Святитель Тихон до монашеского пострига носил имя Василий. Его фамилия — Беллавин — была достаточно распространенной в Псковской губернии, где он родился. Будущий Патриарх происходил из священнической семьи. По традиции Псковской губернии фамилию Беллавин могли носить люди строго духовного звания. По некоторым предположениям происходила она от прозвища «белый», которое ассоциировалось с чистотой и непорочностью. Такая фамилия говорила о благочестивости рода.

Кстати, с написанием фамилии Патриарха существует путаница. Связана она с тем, что советская пресса 1920-х годов систематически выбрасывала из фамилии Тихона одну букву «л». Эта ошибка закралась затем во многие статьи и издания. Корректное написание фамилии Святейшего все же – «Беллавин».

Уже в школьные годы сверстники в шутку кричали Василию: «Вашему Святейшеству многая лета!»

В возрасте 9 лет Василий начал посещать Торопецкое духовное училище. Его сверстники, зная миролюбивый и тихий характер будущего святого, как-то раз соорудили из кусочков жести кадило и, размахивая им, торжественно кричали ему: «Вашему Святейшеству многая лета!»

В Псковской духовной семинарии Василия прозвали Архиереем, а в Петербургской духовной академии — уже Патриархом. При этом его однокурсник протопресвитер Константин Израцов вспоминал: «Во всё время академического курса он был светским и ничем особенным не проявлял своих монашеских наклонностей. Его монашество после окончания Академии поэтому для многих его товарищей явилось полной неожиданностью».

Святитель Тихон путешествовал по местам знаменитой «золотой лихорадки», описанным Джеком Лондоном

Во время своего служения в США епископ Тихон совершил трехмесячное путешествие по Аляске. Здесь находились православные приходы, основанные русскими миссионерами в конце XVIII века. Хроника этих путешествий необыкновенна. Святитель останавливался в населенных пунктах с непроизносимыми названиями — остров Уналашка, Нунапылюгмют, Квихпах, Нуналеанхагмют, Калкагмют.

Епископ общался с местным населением, учил «туземцев» молиться по-христиански, дарил крестики и иконы. Известно, что будущий Патриарх сплавлялся по течению реки Юкон — по местам «золотой лихорадки», описанным знаменитым писателем Джеком Лондоном. Это путешествие было совсем не комфортным, а иногда — просто опасным. Сам святитель Тихон с весельем вспоминал затем, что ему пришлось «идти по тундрам пешком, спать двенадцати часов на земле, испытывать “короткость” в провизии и вести кровавую, но не всегда победоносную борьбу с комарами».

Однажды святитель произнес тост, сам того не желая

После посещения сельской церквушки служащий в ней священник пригласил архиерея домой — на торжественный обед. Вежливый епископ Тихон согласился. Его угощали местными «деликатесами»: пирогами с морошкой, селедкой с луком и солеными грибами. Обстоятельно побеседовав со священником, Тихон уже собирался уходить, как появилась матушка — жена священника. Дрожащими от волнения руками она держала наполненную стопку на тарелке. Это был гостеприимный жест от радушных хозяев, и святой, чтобы не обидеть их, чуточку пригубил, но от неожиданной крепости напитка произнес: «Горько». Услышав этот будто бы свадебный тост молодая матушка тут же радостно обняла своего смутившегося мужа и поцеловала его. «Вот так и живите», — ласково сказал епископ, благословил их и уехал.

По итогам первого голосования за кандидатуру на Патриарший престол святитель Тихон занял только третье место

Революция 1917 года оставила в прошлом российское самодержавие. Вся прежняя система церковного управления рухнула, и Церковь получила возможность восстановить утраченное почти на двести лет Патриаршество.

На Всероссийском Поместном Соборе было принято решение избрать Патриарха. После четырех туров голосования Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол. Первым оказался архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) — 101 голос. За ним следовал архиепископ Тамбовский Арсений (Стадницкий) — 27, и, наконец, митрополит Московский Тихон (Беллавин) — всего лишь 23.

Святитель Тихон никогда не считался главным претендентом на Патриарший престол, однако на Соборе было принято решение: окончательный выбор определит жребий — случайно вытянутая бумажка с именем кандидата. И 5 ноября в Успенском соборе старец Алексий (Соловьев) вытянул жребий с именем «Тихон, митрополит Московский». Так Русская Церковь обрела своего одиннадцатого Патриарха.

В годы Гражданской войны (1917–1923) Патриарх Тихон не благословил Белое движение

После революции в России началась Гражданская война: между так называемыми красными и белыми. И хотя лично святитель Тихон симпатизировал Деникину и Колчаку (об этом он прямо сказал на одном из допросов на Лубянке), однако от имени Церкви белых не благословил. Известно, что к святителю однажды обратились представили партии кадетов, которые просили его благословения. Патриарх отказался.

Другой показательный случай вспоминает князь Григорий Трубецкой. Летом 1918 года, собираясь отправиться в ряды белой армии, он приехал на Троицкое подворье в Москве, чтобы попросить у святителя Тихона тайное благословение, но «патриарх в самой деликатной и в то же время твердой форме сказал мне, что не считает возможным это сделать…»

Читайте также:
Николай Японский: житие святого, мощи и храмы, дни памяти, почитание

Святитель Тихон считал недопустимым путать свою личную позицию с общецерковной и призывал обе стороны братоубийственной войны прекратить насилие.

В годы страшного голода в Поволжье (1921–1922) благодаря связям Патриарха Тихона голодающие получила помощь в размере 50 миллионов долларов

Начало 20-х годов. Гражданская война, засушливое лето и большевистская политика военного коммунизма спровоцировали страшный голод на огромной части территории России. Вслед за голодом начались вспышки эпидемии тифа с малярией и холеры. Люди ели глину, кору, полевых животных, иногда даже трупы убитых.

Летом 1921 года, в самый разгар катастрофы, Патриарх Тихон отправил письменное обращение к епископу Нью-Йоркскому и архиепископу Кентерберийскому, использовав свои связи, которые появились у него за время служения за океаном.

Текст этого обращения был опубликован в New York Times и тут же получил отклик от Герберта Гувера, который возглавлял благотворительную организацию ARA (American Relief Administration — Американская администрация помощи). Уже летом 1922 года почти 11 миллионов российских граждан каждый день получали помощь от АRА (это не только еда, но и одежда, обувь, медикаменты).

Сам Патриарх координировал деятельность организации, письменно указывая, куда нужно направить прибывшую помощь для передачи голодающим. Суммарно за два года деятельности ARA в страну поступило около 50 миллионов долларов.

Несмотря на помощь голодающим, советская пресса называла Патриарха «людоедом»

Сама Церковь внесла огромный вклад в фонд помощи голодающим. Понимая, что такие действия могут серьезно укрепить авторитет Патриарха и всей Церкви, большевики 2 января 1922 года приняли постановление «О ликвидации церковного имущества». Эта кампания была организована якобы для помощи голодающим.

В феврале Патриарх Тихон отреагировал на это постановление воззванием к верующим, в котором призывал приходы жертвовать «драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления», ради преодоления катастрофы в Поволжье. Изъятия же богослужебных предметов святитель прямо назвал «святотатством», прекрасно понимая, что само постановление правительства — провокация. Советская пресса ответила на это воззвание «патриарха-людоеда» Тихона шквалом обвинений и притворным возмущением.

Святитель Тихон не терял присутствие духа, даже находясь под домашним арестом и колоссальным политическим прессингом

С 19 мая 1922 года по распоряжению властей Патриарх Тихон был изолирован на территории Донского монастыря в Москве — «за антисоветскую деятельность». Его темница находилась в небольшом двухэтажном домике рядом с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Здесь святитель пробыл больше года — до 27 июня 1923 года.

Начались быть может самые тяжелые месяцы в жизни Святейшего. Каждый день он находится под колоссальным политическим прессингом. Его периодически вызывали на Лубянку. На него давили, провоцировали, пугали, но сам святитель стойко переносил страдания, не теряя присутствия духа. Даже с улыбкой. Известно, например, что над дверью его комнаты в Донском монастыре висела табличка с надписью: «По вопросам контрреволюции не беспокоить».

Однажды Тихон очень поздно вернулся с очередного допроса. Измученный долгим ожиданием келейник с порога спросил его:

— Уж очень долго допрашивали.

— А что же вам будет?

— Голову обещали срубить, — с обычным добродушием, но устало ответил святитель Тихон.

Одна из сотрудниц ГПУ (Государственное политическое управление при НКВД), Мария Вешнева, которой был поручен надзор над заключенным, вспоминала: «С Лубянки патриарх возвращается всегда очень утомленным. А когда отдышится — пройдется по всем комнатам, остановится в дверях дежурки и на меня посмотрит, только глаза у него улыбаются».

Новый 1923 год святитель Тихон вынужден был отпраздновать … с сотрудниками ГПУ

Та же Мария Вешнева вспоминает случай из жизни Святейшего под арестом: «Когда наступил Новый год и мы (вместе с Вешневой в помещении дежурил еще один сотрудник. — Прим. редакции) по благовесту поняли, что начали поздравлять, раздались тихие шаги. Удивленные, мы обернулись (патриарх никогда не приходил ночью), увидели его. В шелковой рясе, с большим золотым крестом на груди, с тщательно расчесанными серебряными волосами. Он держал деревянный поднос, полный пряников, пастилы, орехов и яблок. Поставил на стол, низко поклонился и поздравил нас с Новым годом. Мы встали и тоже поздравили его, пожелав здоровья и удачи. А потом вскипятили чай, вызвали часового и великолепно втроем отметили Новый год».

Патриарх Тихон перенес несколько покушений

Святителю Тихону 59 лет. Осознав, что арест Патриарха ничего не дает, большевики выпустили его на свободу. Однако всю жизнь отличавшийся крепким здоровьем человек теперь почти ослеп, периодически падает в обморок. За каждым шагом Патриарха следят. Его личные письма вскрываются. Продолжаются обыски. Не утихает и травля в прессе. Но самым тяжелым моральным испытанием стало сразу два покушения.

Еще до ареста, 12 июля 1919 года, женщина в толпе ударила святого ножом в бок. Патриарха тогда спас кожаный ремень, который смягчил удар.

Другое покушение случилось уже после освобождения святителя. Во время литургии, когда диакон вышел из алтаря с чашей для причастия, незнакомый человек с криком «Тихон, мы убьем тебя!» ударил дубинкой по плечу митрополита Петра, решив, по ошибке, что он и есть Святейший. Злоумышленника тут же обезвредили и вывели наружу. Все это время святитель Тихон стоял в алтаре и горько плакал.

Плакал святой и 9 декабря 1924 года, когда неизвестные, проникли в патриарший дом и расстреляли его келейника, секретаря и близкого друга Якова Полозова. Святитель в момент убийства находился в соседней комнате. Личность убийц установить так и не удалось, но не исключали, что пришли они именно за Патриархом. Позднее обнаружилось, что две ночи подряд кто-то пилил решетку на одном из окон его домика на территории Донского монастыря. Тогда Тихона по состоянию здоровья положили в больницу и параллельно стали искать более безопасное жилище.

Читайте также:
Матушка Сепфора - житие и биография схимонахини, пророчества и чудеса, могила, дни памяти, книги

Патриарх Тихон за семь лет своего служения совершил 777 литургий

Известно, что за семь лет своего патриаршества святитель Тихон совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. Это значит, что святой служил примерно каждые два-три дня. И это при каждодневной колоссальной административной нагрузке, в условиях тяжелейшего психологического давления со стороны властей, арестов, обысков и допросов.

Что сказал Патриарх перед кончиной

В январе 1925 года у Тихона участились проявления сердечной недостаточности. В апреле Патриарх лег в частную клинику Бакуниных (само здание по адресу Остоженка, дом 19 сохранилось до наших дней). Руководство только этой лечебницы рискнуло принять у себя опального Патриарха (через год эта клиника была закрыта).

По воспоминаниям келейника 7 апреля Патриарх ближе к вечеру начал отчего-то сильно волноваться. Он посмотрел на свои пальцы — ногти на них почернели — и, глубоко вдохнув, сказал: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная-темная». Тихон постоянно спрашивал, который час. В 23:45 он в последний раз спросил о времени. Услышав ответ, святой сказал «Ну, слава Богу» и начал широко креститься.

На третьем крестном знамении рука святителя Тихона упала.

В 2006 году скончался человек, который участвовал в похоронах патриарха Тихона, а затем, через 67 лет, — в обретении его мощей

Это архимандрит Даниил (Сарычев), насельник Донского монастыря. Монах вспоминал, что успел даже взять благословение у святителя, а затем участвовал в его отпевании и похоронах. Он стал свидетелем закрытия Донского монастыря (в 1929 году), а затем и возобновления в нем монашеской жизни — в 1991 году. Тогда же иеромонах Даниил стал насельником обители. И уже через два года принял непосредственное участие в обретении мощей святителя Тихона.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

Краткое житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

празднование совершается 29 сентября – 9 октября

С вятитель Тихон родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии Иоанна Беллавина. В миру он носил имя Василий. Детские и юношеские годы его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с крестьянством и близости к сельскому труду. С юных лет он отличался особой религиозной настроенностью, любовью к Церкви и редкой кротостью и смирением.

Когда Василий был еще малолетним, его отцу было откровение о каждом из его детей. Однажды он с тремя сыновьями спал на сеновале. Ночью он вдруг проснулся и разбудил их. «Знаете, – заговорил он, – я сейчас видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот, Василий, будет великим». Пророчество явившейся покойной матери отца со всей точностью исполнилось на всех трех братьях.

Учился Василий в Псковской Духовной Семинарии в 1878-1883 годах. Скромный семинарист отличался ласковым и привлекательным характером. Он был довольно высокого роста, белокурый. Товарищи любили его. К этой любви всегда присоединялось и чувство уважения, объяснявшееся его религиозностью, блестящими успехами в науках и всегдашнею готовностью помочь товарищам, неизменно обращавшимся к нему за разъяснениями уроков, особенно за помощью в составлении и исправлении многочисленных в Семинарии сочинений.

В 1888 году Василий Беллавин, 23 лет от роду, окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и в светском звании получил назначение в родную Псковскую Духовную Семинарию преподавателем. И здесь он был любимцем не только всей Семинарии, но и города Пскова.

Стремясь своей чистой душой к Богу, он вел строгую, целомудренную жизнь и на 26-м году жизни, в 1891 году, принял монашество. На его постриг собрался почти весь город. Постригаемый сознательно и обдуманно вступал в новую жизнь, желая посвятить себя исключительно служению Церкви. Ему, с молодости отличавшемуся кротостью и смирением, было дано имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского.

Из Псковской Семинарии иеромонаха Тихона перевели инспектором в Холмскую Духовную Семинарию, где он вскоре стал ее ректором в сане архимандрита. На 34-м году жизни, в 1898 году, архимандрит Тихон был возведен в сан епископа Люблинского с назначением его викарием Холмской епархии.

Епископ Тихон ревностно отдавался работе по устройству нового викариатства, а обаянием своего нравственного облика он приобрел всеобщую любовь не только русского населения, но и литовцев и поляков.

14 сентября 1898 года владыка Тихон был направлен для несения ответственного служения за океан, в далекую американскую епархию в сане епископа Алеутского, с 1905 года – архиепископа. Возглавляя Православную Церковь в Америке, архиепископ Тихон много сделал в великом деле распространения Православия, в благоустройстве своей огромной епархии, в которой он учредил два викариатства, и в постройке храмов для православных русских людей. А любовным ко всем отношением, в частности, в устройстве дома для безвозмездного приюта и питания бедняков-переселенцев из России, он завоевал всеобщее уважение. Американцы избрали его почетным гражданином Соединенных Штатов.

В 1907 году он вернулся в Россию и был назначен на Ярославскую кафедру. Одним из первых распоряжений по епархии скромного и простого архипастыря было категорическое запрещение духовенству при личных к нему обращениях класть вошедшие в обычай земные поклоны. И в Ярославле он быстро приобрел любовь своей паствы, оценившей его светлую душу, что выразилось, например, в избрании его почетным гражданином города.

Читайте также:
Житие великомученика Трифона – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

В 1914 году он – архиепископ Виленский и Литовский. После перевода в Вильно он сделал особенно много пожертвований в различные благотворительные учреждения. Здесь также выявилась его натура, богатая духом любви к людям. Он напрягал все свои силы к тому, чтобы помочь несчастным обитателям Виленщины, лишившимся благодаря войне с немцами своего крова и средств к существованию и толпами шедшим к своему архипастырю.

После Февральской революции и сформирования нового Синода владыка Тихон стал его членом. 21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его своим правящим архиереем, как ревностного и просвещенного архипастыря, широко известного даже за пределами своей страны.

15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор, и Тихон, архиепископ Московский, став его участником, был удостоен сана митрополита, а затем был избран и председателем Собора.

Собор ставил своей целью восстановить жизнь Русской Православной Церкви на строго канонических началах, и первой большой и важной задачей, остро вставшей перед Собором, было восстановление Патриаршества. При избрании Патриарха решено было голосованием всех членов Собора избрать трех кандидатов, а затем предоставить воле Божией посредством жребия указать избранника. Свободным голосованием членов Собора на Патриарший престол были избраны три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон.

Перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора в храм Христа Спасителя, после торжественной Литургии и молебна 5 ноября схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий, член Собора, благоговейно вынул из ковчежца один из трех жребиев с именем кандидата, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника – митрополита Тихона.

Став во главе русских иерархов, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все, соприкасавшиеся со Святейшим Тихоном, поражались его удивительной доступностью, простотой и скромностью. Широкую доступность Святейшего нисколько не ограничивал его высокий сан. Двери его дома всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его сердце – ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Будучи необыкновенно простым и скромным как в личной жизни, так и в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не терпел и не делал ничего внешнего, показного. Но мягкость в обращении Святейшего Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите Церкви от ее врагов.

Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Это было время, когда отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонениям, массовые репрессии захлестнули Церковь Христову. Со всех концов России приходили к Патриарху известия об этом.

Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы. В период церковного безвременья его незапятнанное имя было светлым маяком, указывающим путь к истине Православия. Своими посланиями он звал народ к исполнению заповедей Христовой веры, к духовному возрождению через покаяние. А его безукоризненная жизнь была примером для всех.

Для спасения тысяч жизней и улучшения общего положения Церкви Патриарх принял меры к ограждению священнослужителей от чисто политических выступлений. 25 сентября 1919 года, уже в самый разгар гражданской войны, он издал Послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу. Летом 1921 года разразился голод в Поволжье. В августе Патриарх Тихон обратился с Посланием о помощи голодающим, направленным ко всем русским людям и народам Вселенной, и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Но новой власти этого было мало. Уже в феврале 1922 года был издан декрет, согласно которому изъятию подлежали все драгоценные предметы. Согласно 73-му апостольскому правилу такие действия являлись святотатством, и Патриарх не мог одобрить такого изъятия, выразив свое негативное отношение к происходящему произволу в послании, тем более, что у многих возникли сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. На местах насильственное изъятие вызвало повсеместное народное возмущение. По России прошло до двух тысяч процессов и расстреляно было более десяти тысяч верующих. Послание Патриарха было расценено как саботаж, в связи с чем он находился в заключении с апреля 1922 года по июнь 1923 года.

Особенно много послужил Русской Православной Церкви Святейший Тихон в мучительную для Церкви пору так называемого «обновленческого раскола». Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. Он был живым олицетворением Православия, что бессознательно подчеркивали даже враги Церкви, называя ее членов «тихоновцами».

«Прошу верить, что я не пойду на соглашения и уступки, которые поведут к потере чистоты и крепости Православия», – твердо и авторитетно говорил Патриарх. Будучи добрым пастырем, отдавшим всего себя делу Церкви, он к тому же призывал и духовенство: «Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову. И Бог мира и любви будет со всеми вами!»

Крайне больно было переживать все церковные беды любящему, отзывчивому сердцу Патриарха. Внешние и внутренние церковные потрясения, «обновленческий раскол», непрестанные первосвятительские труды и заботы по устроению и умиротворению церковной жизни, бессонные ночи и тяжелые думы, более чем годичное заключение, злобная, гнусная травля со стороны врагов, глухое непонимание и неуемная критика со стороны подчас и православной среды подточили его когда-то крепкий организм. Начиная с 1924 года Святейший Патриарх стал сильно недомогать.

Читайте также:
Нил Столобенский: житие и биография преподобного, в чем помогает и о чем молятся

В воскресенье, 5 апреля 1925 года он служил последнюю Литургию. Через два дня Святейший Патриарх Тихон умер. В последние мгновения своей жизни он обратился к Богу и с тихой молитвой благодарности и славословия, крестясь, произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе. » – в третий раз перекреститься он не успел.

Проститься с Патриархом пришло около миллиона человек, хотя Большой собор Донского монастыря Москвы не мог вместить всех прощавшихся в продолжение ста часов.

На ответственном посту Первосвятителя Русской Церкви Святейший Тихон пробыл семь с половиной лет. Трудно представить Русскую Православную Церковь без Патриарха Тихона в эти годы. Так неизмеримо много сделал он и для Церкви, и для укрепления самой веры в тяжелые годы испытаний, выпавших на долю верующих.

Павел Флоренский. Искатель Истины

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Известнейший православный мыслитель, священник Павел Флоренский был расстрелян в 1937 году. «Фома» не раз писал о нем и его жизни, но сейчас мы пытаемся разобраться, как творческое наследие отца Павла может пригодиться нам, современным православным христианам, здесь и сейчас.

Имя отца Павла Флоренского массово стало известным на рубеже 1980–1990-х годов, когда в отечественную культуру начали возвращаться забытые имена, но многие знали о нем еще со второй половины 1960-х — 1970-х. Именно тогда его труды не только распространялись в самиздате, но и начали постепенно публиковаться как в СССР, так и за рубежом. Чем же объяснить его популярность, учитывая, что отец Павел был не единственным священником-ученым и уж тем более не единственным священником, замученным в годы репрессий?

Я думаю, тут сыграло роль несколько обстоятельств.

Во-первых, Флоренский не просто ученый, но ученый-энциклопедист. Кроме того, он успешно работал и приобрел большой авторитет в инженерно-технической сфере в 1920-1930-е годы, уже будучи священником, а также известным религиозным философом и богословом. Это довольно редкое сочетание, и ситуация отца Павла в этом отношении уникальна.

Во-вторых, в 1920-е годы был весьма высок его авторитет, как искусствоведа и теоретика искусства. Именно публикация его искусствоведческих работ, в особенности связанных с иконописью, после десятилетий забвения вызвала наибольший резонанс.

В-третьих, следует учесть огромное обаяние самой личности отца Павла, бросающееся в глаза даже на столь богатом яркими индивидуальностями фоне Серебряного века русской культуры. О масштабе его личности согласно свидетельствуют мемуаристы, да и сами мы легко можем его почувствовать, окунувшись в сохранившиеся тексты.

Наконец, в-четвертых, его семье чудесным образом удалось сохранить богатейший архив, который и до сих пор еще не вполне освоен исследователями и не целиком опубликован. Постепенная публикация имеющихся в нем материалов поддерживала и продолжает поддерживать интерес к наследию, жизни и мысли Флоренского.

Хотя в церковной среде не существует единства мнений по поводу богословских воззрений священника Павла Флоренского, его труды, во всяком случае, сохраняют безусловный интерес в контексте проблем христианской миссии. Сам отец Павел называл это «положительной апологетикой»: обратите внимание на его работы «Догматизм и догматика» (1906) и «Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания» (1921). Он не столько защищал христианскую веру и Церковь от нападок, сколько старался сделать их истинность, их красоту, глубину и цельность видимыми и неотразимо притягательными. Он стремился помочь всем нам излечиться от слепоты и равнодушия к реальности горнего. Именно в этом ключе и следует воспринимать его самое известное апологетическое произведение, «Столп и утверждение Истины», которое создавалось в годы первой русской революции (первоначальная версия была завершена к 1908, а окончательная издана в конце 1913), еще до принятия священного сана. Надо заметить, что для этого времени — конца XIX и начала XX веков — характерно массовое недоверие образованных людей к Церкви и ее учению. Именно к таким людям — позитивистского склада, рационально мыслящим, воспринимающим светскую науку как безусловный и последний авторитет — и обращена книга отца Павла. Для разговора с такими людьми он нашел наиболее подходящий язык, он сумел разрушить изнутри интеллигентский стереотип, согласно которому православное вероучение не заслуживает серьезного отношения со стороны современного образованного человека. Именно благодаря этой книге многие современники Флоренского пришли в Церковь. И не только они — и в наши дни есть те, для кого «Столп и утверждение Истины» становится дверью в Православие.

Но это — если воспринимать «Столп и утверждение Истины» именно как апологетическое сочинение. Если же рассматривать его в строго догматическом ключе, то оно содержит ряд спорных моментов. Поскольку я философ, а не богослов, то не рискну вдаваться в богословский разбор сочинения Флоренского — подчеркну лишь еще раз мысль, что оно в свое время сыграло, да и продолжает играть положительную роль, приводя к вере очень сложную с миссионерской точки зрения аудиторию.

Именно с такой позиции я и советую рассматривать не только «Столп и утверждение Истины», но и другие работы отца Павла — в том числе, широко известные «Мнимости в геометрии» (1922) и «Иконостас» (1919–1922). Не стоит искать в них догматически выверенного изложения богословских истин, равно как и оценивать их с точки зрения строгого применения современных научных теорий. Эти работы интересны прежде всего в контексте основного хода мысли самого отца Павла, это кусочки целостного апологетического проекта — то есть его попытки осмыслить весь мир как единую сеть указаний на истину Православия. Важно не то, насколько парадоксальны выводы отца Павла, насколько прав он или неправ в каких-то частностях. Главное, что мы можем почерпнуть из его работ — это живой и конкретный пример того, насколько органично глубина интеллектуального исследования может сочетаться с приверженностью православной вере.

Читайте также:
Феофан Грек: биография и работы иконописца, творчество и труды

И еще: меньше всего следует рассматривать отца Павла Флоренского как популяризатора, умеющего говорить простым языком о сложных вещах. Напротив, он говорит нарочито сложным языком, языком не всякому доступным. Чтобы его понять, требуется достаточно высокий уровень культуры, но главное — сочувственное усилие мысли читателя. Тот же «Столп и утверждение Истины» — очень сложная, многоплановая и неоднозначная книга. Однако именно благодаря этому она открыла путь серьезному отношению к Православию для многих интеллектуалов.

В этой связи возникает вопрос, какие же произведения отца Павла можно было бы без сомнений рекомендовать любому современному читателю? Я думаю, это, прежде всего, его воспоминания «Детям моим» (1916–1925). Они дают замечательный пример внимательного и любовного вглядывания, как в мир природы, так и в мир человеческих отношений. В них очень ярко рассказана история обращения самого отца Павла к вере. Это интересный и поучительный опыт духовной автобиографии.

Затем я бы рекомендовал письма, которые отец Павел писал из сталинских лагерей своим детям (1933–1937). Он не просто делился с близкими какими-то своими переживаниями и мыслями. Он говорил с каждым из детей отдельно, причем именно о том, что этому ребенку было важно и интересно в тот момент, с учетом его возраста и состояния души. Это не только свидетельство мужества, отказа от эгоистической сосредоточенности на себе, способности видеть и чувствовать другого человека и его нужды, но и энциклопедия жизненной мудрости.

А еще я всем советую прочитать воспоминания об отце Павле Флоренском Сергея Иосифовича Фуделя. Это не только книга «Начало познания Церкви», изданная впервые в Париже в 1972 году. Это и многочисленные посвященные отцу Павлу фрагменты, которые рассыпаны по его книгам «Воспоминания» и «У стен Церкви». Быть может, это самое точное и верное из того, что написано об отце Павле.

кандидат философских наук, зав. кафедрой философии естественных факультетов философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Об отце Павле Флоренском

Сергей Фудель, «Начало познания Церкви»

Когда Флоренский преодолевает присущую иногда и ему «богословскую математику», он перестает быть профессором богословия и становится учителем жизни.

Я помню, что в молодости, когда мы читали его книгу, мы ничего не понимали в ее учености, но чувствовали, что вышли из леса цитат, обязательных для всех богословских книг, хотя его книга тоже была полна цитатами, что, несмотря на явную современность автора, мы уже вышли вместе с ним не только из пестрого зала религиозно-философских собраний, столь распространенных в те дни, но даже из мансарды Достоевского, где его юноши спорят о Боге. Здесь уже никаких споров не было. Понятая в своем страдании и любви, эта книга читалась как запись об уже осуществленной жизни в Боге, доказанной великой тишиной навсегда обрадованного ума. Ум наконец нашел свою потерянную родину — дом Отчий! — то теплейшее место, где должно быть его стояние перед Богом. Мысль оказалась живущей в клети сердца, где в углу, перед иконою Спаса, горит лампада Утешителя. В этой клети не было ничего «от мира», но в то же время мысль, восходя на крест воцерковления, охватывала здесь все благое, что было в мире, в истории, как свое, как принадлежащее Богу — Творцу и твари и мысли.

Нам через эту книгу сделалось понятно, что борьба за крест в истории есть борьба не только за личное спасение всего себя, то есть тем самым и своего разума, но и борьба за любимую землю человечества.

Сергей Фудель, «Воспоминания»

Его ряса казалась не рясой, а какой-то древневосточной одеждой. Его голос в личной беседе звучал из давно забытых веков религиозной достоверности и силы. То, что он писал, и то, как он писал, давало не такие слова, по которым мысль прокатится, как по арбузным семечкам, и забудет, а какие-то озаренные предметы. Пусть кое-что из того, что он написал, было недозрело. Главная его заслуга заключалась в том, что, овладев всем вооружением современной ему научной и религиозно-философской мысли, он вдруг как-то так повернул эту великую махину, что оказалось — она стоит покорно и радостно перед давно открытой дверью богопознания. Этот «поворот» есть воцерковление мысли, возвращение запуганной, сбитой с толку и обедневшей в пустынях семинарии религиозной мысли к сокровищам благодатного Знания. Это не «научное доказательство бытия Божия» и не рационалистическая попытка «примирить религию с наукой», а какое-то отведение всей науки на ее высочайшее место — под звездное небо религиозного познания. «Доказать» научно, в смысле рационалистическом, бытие Божие нельзя, и «примирять» тоже ничего не надо. Надо как раз обратное: надо, чтобы наука «доказала» самое себя, надо заставить науку сделать еще один, и дерзновенный, шаг вперед и дать ей самой увидеть открывшиеся для нее вечные горизонты.

Казалось, что еще немного — и ботаника, и математика, и физика заговорят человеку ангельскими языками, словами, свойственными именно этим точным наукам, но проросшими в Вечность и омытыми там от Нетленного Источника.

Читайте также:
Иосиф Волоцкий: краткая биография, устав и труды преподобного, сторонники

Я не знаю, так ли это будет, т. е. пойдет ли религиозная мысль когда-нибудь по его пути, или эта новая наука будет только в Царстве Божием, но свое дело он сделал.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Священник Павел Флоренский, биография

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Священник Павел Флоренский – известный православный богослов, философ, учёный, поэт, посвятивший себя учению о православной религии и христианской вере. Его жизнь – образец великого духовного труда, созданного для людей и во имя всего святого на земле.

Житие и биография Павла Флоренского

Родился Павел 9 января 1882 года в Азербайджане. Он стал первым из шести детей в семье инженера. Мать будущего философа была наследницей древнего армянского рода.

Детство юного богослова прошло в скитаниях, так как отец занимался проектировкой и строительством, поэтому семье приходилось часто переезжать с места на место, иногда живя просто в обычных товарных вагонах с минимально обустроенным комфортом.

В 1882 года семья Флоренских переехала в Тифлис (Грузия). Родители Павла, несмотря на прекрасные отношения и взаимную любовь, придерживались разных вероисповеданий. Но самого мальчика всё же крестили в Православной церкви (по настоянию отца), а имя, которым его нарекли, было дано в честь великого апостола.

С юных лет Флоренский полюбил чтение и активно занимался самообразованием. А благодаря своим незаурядным способностям и усердию, закончил с золотой медалью гимназию. И что примечательно, в вопросах религии он ощущал себя достаточно дико:

  • был замкнут;
  • на богословские темы ни с кем не общался;
  • не знал значения простых православных понятий (молитва, процесс крещения и т. д.).

Когда Павлу исполнилось семнадцать, в его сознании произошёл переломный психологический момент: он всерьёз осознал, что без веры и высших знаний истину бытия постичь невозможно.

Далее с ним стали происходить самые непостижимые события, при которых его жизнь находилась под смертельной угрозой. Избавление от этого он узрел в видениях и понял, что спасение – в Боге.

Жизнь богослова всегда была полна духовных терзаний. Но в итоге он поступил в духовную академию и получил надлежащее образование, которое соответствовало его призванию. Со временем Флоренский получил звание профессора философии.

В 1911 году, уже имея крепкую семью, Павел был посвящён в иереи. На протяжении многих лет он старался на благо православной культуры. Его философские, научные и поэтические труды имели огромное значение для развития и становления христианской религии.

Богослов отличался и твёрдой гражданской позицией, за что и был неугоден властям. Очередной арест привёл к заключению в ИТЛ сроком на 10 лет. Он прошёл Сибирь и Соловки, а 8 декабря 1937 года, во время политических репрессий, отца Павла Флоренского расстреляли.

Философия Павла Флоренского

Философское наследие священника достаточно велико, но среди его трудов есть и самые известные, те, на которых выросло не одно поколение православных людей и сформировалось не одно сознание настоящего христианина, в частности это:

“Столп и утверждение истины” Флоренский Павел Александрович

Одна из величайших книг религиозного возрождения, поистине гениальное учение, основанное на разработке тематизации основ христианства. Написана она в форме письма Другу, ибо (как считал сам учёный), только при личном общении можно познать Бога в себе и найти истину.

Автор условно поделил произведение на две части: до осознания веры и после. Он искусно показывает, как человек приходит к тому или иному духовному понятию, что и формирует его как православную личность;

“Иконостас” Флоренский Павел Александрович

В этой работе философ проводит детальный анализ иконописи. Он показывает икону и как понятие искусства, и как важную часть богословия. Интересно, что в начале книги учёный раздумывает над логикой снов как своеобразного “окна в иной мир”.

В его произведении икона – это величайшее сокровище православного творчества, которое имеет свою историю, свое сознание и свою жизнь. Более блестящего труда, посвящённого иконописному искусству в целом, в мировой культуре найти нельзя.

Отец Павел Флоренский – один из величайших православных философов. В его трудах – вечный поиск истины, к которому стремится каждый православный человек. Познать самому, дойти до всего своим умом, сформировать духовные знания и, как результат, – определить себя как часть мира, где Истинный Бог живёт в душе, а праведная вера – честное служение Ему, награда за которое – благодать и вечная жизнь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о богослужителе Павле Флоренском:

ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Флоренский П.А.

Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937), русский религиозный философ, ученый, священник, последователь В. С. Соловьева

Родился 9 января 1882 года возле местечка Евлах (сейчас это территория нынешнего Азербайджана). Отец – русский, инженер путей сообщения. Мать – из древнего армянского рода, поселившегося в Грузии. Крестили мальчика по настоянию отца в православной церкви в Тифлисе, имя дали в честь апостола Павла. Семья, где, кроме старшего Павла, было еще шесть детей, жила замкнуто. О религии не говорили, в церковь детей не водили. Гимназию Павел окончил с золотой медалью. «Но все, что приобрел я в интеллектуальном отношении, – признавался он много позднее, – получено не от школы, а скорее вопреки ей. Главным образом, я учился у природы».

В 17 лет Павел Флоренский пережил глубокий душевный кризис, когда вдруг ясно осознал ограниченность физического знания и понял, что без веры в Бога познание Истины невозможно. В 1904 году Флоренский блестяще оканчивает физико-математический факультет Московского университета.

Тогда же он знакомится с епископом Антонием (Флоренсовым), живущим на покое в Донском монастыре, и просит у него благословения на принятие монашества. Но опытный старец советует молодому ученому не торопиться, а поступить Московскую Духовную Академию для продолжения духовного образования и испытания себя. Флоренский переезжает в Сергиев Посад и на многие годы связывает свою жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой. Он оканчивает Академию, затем в ней преподает. Пишет книги по философии культа и культуры. Здесь у него появляется семья, рождаются дети, здесь он становится священником (1911).

С сентября 1912 по май 1917 редактировал журнал «Богословский вестник».

В первые годы после революции работает в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Незадолго перед закрытием Лавры и изъятием мощей преподобного Сергия, по благословлению патриарха Тихона, вместе с графом Юрием Александровичем Олсуфьевым, тайно скрыл честную главу святого.

После закрытия Лавры Флоренского как крупного ученого приглашают на работу в ВСНХ и в Главэлектро. Здесь он делает ряд крупных научных открытий, разрабатывает теорию и практику применения полупроводников, создает особый вид пластмассы – карболит – которую стали называть «пластмассой Флоренского». На службу в советские учреждения, не боясь недовольства властей, отец Павел ходит в священническом подряснике.

В 1928 году он был арестован, но вскоре отпущен.

В 1933 году он был снова арестован.

Отца Павла обвинили в организации якобы существовавшей монархической и фашистской партии. На следствии Флоренский признал, что он был в числе руководителей этой партии, был её идеологом, и тем самым значительную часть вины взял на себя, он себя оговорил. Но в отношении других обвинявшихся он говорил на допросах, что они никакого участия в заговоре не принимали (а в списке у следователя таковых было почти 70 человек), что это мало к чему способные интеллигенты, которых “только собирались привлечь к контрреволюционной деятельности, но пока не успели” [1].

О. Павла приговорили к 10 годам лагерей и сослали на Дальний Восток.

Одна из духовных его дочерей, Т. А. Шауфус, ставшая секретарем президента Чехословакии Томаша Масарика и умершая в 1986 году в Америке, обратилась через президента Чехии с просьбой выезда отца Павла из СССР. Разрешение на выезд было получено, при этом позволено было эмигрировать со всей семьей, но отец Павел отказался, и отказался дважды. На первое предложение он отозвался, ссылаясь на слова апостола Павла, что надо довольствоваться тем, что есть (Флп. 4:11). А во второй раз он просто попросил прекратить какие-либо хлопоты, касающиеся выезда.

Сначала Флоренский попадает в научно-исследовательский отдел Бамлага, где изучает проблему строительства в условиях вечной мерзлоты (Через много лет, когда его уже давно не будет в живых, по его методу построят Норильск и Сургут). В 1934 году отца Павла переводят на Соловки. Здесь он делает более десятка научных открытий, занимается добычей агар-агара и йода из морских водорослей. «Умный йод» Павла Флоренского, который сегодня можно купить в любой аптеке, родом из Соловецкого лагеря особого назначения.

Расстреляли Павла Флоренского 8 декабря 1937 года. За полгода до этого он писал своей жене: “Жизненная задача – не в том, чтобы прожить без тревог, а в том, чтобы прожить достойно и не быть пустым местом и балластом своей страны…”

В 1959 году он был реабилитирован за неимением состава преступления.

В завещании своим детям отец Павел писал: “Старайтесь записывать все, что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки вещей, книг и т.д. Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье. Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть все около вас будет напитано воспоминаниями”. Уже много лет внук отца Павла игумен Андроник (Трубачев) любовно и тщательно собирает документы, архивные материалы, свидетельства очевидцев о Павле Флоренском, публикует его работы. А десять лет назад он создал в Москве музей своего деда священника Павла Флоренского.

На вопрос, почему отец Павел Флоренский не канонизирован Церковью, игумен Андроник (Трубачёв) отвечал так:

Сочинения

Центральные вопросы его главной работы «Столп и утверждение истины» (1914) – идущая от Соловьева концепция всеединства и учение о Софии, а также обоснование православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон.

Религиозно-философская проблематика в последующем широко сочеталась у Флоренского с исследованиями в самых различных областях знаний – лингвистике, теории пространственных искусств, математике, физике. Здесь он пытался совместить истины науки с религиозной верой, полагая, что первичным способом «схватывания» истины может быть только Откровение. Основные произведения: «Смысл идеализма» (1914), «Не восхищение непщева» (Сергиев Посад, 1915), «Около Хомякова» (1916), «Первые шаги философии» (Сергиев Посад, 1917), «Иконостас» (1918), «Мнимости в геометрии» (1922).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: