Житие святителя Василия Великого – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

14 января – день памяти святителя Василия Великого

Как святитель стал дедом Морозом

Приблизительное время чтения: 8 мин.

14 января Русская Православная Церковь чтит память святого Василия Великого. Что мы знаем об этом святом, его имени и традициях, связанных с его почитанием?

Житие Василия Великого

Святой Василий был родом из Каппадокии, района в Малой Азии. Он родился в 330 году в городе Кесария и был старшим сыном в большой семье. Родители Василия были людьми верующими, поэтому дали сыну христианское воспитание, но они также были богатыми, благодаря чему Василий, как и его братья, среди которых знаменитый Григорий Нисский, получил блестящее светское образование. Будучи четырнадцатилетним подростком, он осиротел. Его отец – известный юрист внезапно скончался, и святой Василий остался на попечении своей бабушки Макрины. С ней святой Василий жил в пригороде Кесарии вплоть до ее смерти. Макрина была не только свидетельницей гонений на христиан императора Диоклетиана, она сохранила воспоминания о святом Григории Неокесарийском Чудотворце, о котором многое рассказала святому Василию.

В 17 лет для совершенствования знаний святой Василий переехал сначала в Кесарию, затем в Константинополь, а позже в центр просвещения тогдашнего мира – город Афины. Здесь он учился в одной из Афинских школ вместе со своим другом Григорием Богословом, с которым познакомился еще в Кесарии. Святой Василий Великий с легкостью овладевал науками и непрестанно совершенствовался в них. Он отличался глубокими познаниями не только в естественных науках (математике, естествознании и медицине), но и в риторике, философии, владел несколькими языками. Как пишет Григорий Богослов о Василии Великом, «легче было выйти из лабиринта, чем его переспорить».

В возрасте примерно двадцати лет в 357 году он возвращается в Кесарию и становится адвокатом. В этот же год святой Василий был крещен епископом Кесарии Дианием. Он становится чтецом в церкви и через некоторое время оставляет адвокатскую практику, чтобы отправиться в путешествие, продолжавшееся два года. Святой Василий посетил несколько монашеских обителей Египта, Сирии и Палестины, где наблюдал знаменитых подвижников благочестия. Свой опыт впоследствии он положит в основу собственного монашеского устава, который по сей день остается авторитетным для всего христианского мира.

Вернувшись из путешествия, святой Василий раздал бедным свою часть отцовского наследства. И так как его имущество было значительным, он сумел также построить больницы и странноприемные дома. После чего уединился на реке Ирис. Вскоре здесь вместе с единомышленниками святой Василий создал аскетическую, монашескую общину. В своем «понятийском уединении» святой Василий много писал, в том числе им был создан ряд богословских трудов. На основе текстов Нового Завета он составляет сборник правил нравственной жизни.

Очень скоро Василий Великий начал участвовать в догматических спорах, которые волновали регион и Восточную Церковь в целом. А когда в 362 году на епископскую кафедру взошел знатный горожанин Евсевий, далекий от церковных проблем, то святой Василий Великий был приглашен и рукоположен им в пресвитера. Долгое время святитель Василий Великий занимается административными и церковными вопросами епархии, проповедует.

В 370 году, после смерти епископа Евсевия, святой Василий Великий возглавляет кафедру и остается на посту епископа на десять лет вплоть до своей кончины в 379 году. Он проявлял себя твердым и принципиальным, сдержанным и строгим в соблюдении канонов. Всегда заботится о благе Церкви.

Василий Великий – богослов и философ много сил и внимания уделил литургическому творчеству. Наверное, никто из епископов не написал больше писем, чем Василий Великий. Его беседы и переписка дошли до наших дней. Мы обязаны святителю Василию нынешним текстом Символа веры. Им был написан трактат о святом Духе. Ряд творений святой Василий Великий посвятил толкованию Священного Писания, однако, до наших дней дошел только Шестоднев и комментарии к некоторым псалмам. Василий Великий написал устав монашеской общины, создал наставления для верующих, желающих преуспеть в христианском благочестии. Еще при жизни за подвижническую жизнь он был прозван в народе Великим.

Значение имени Василий

Имя Василий пришло в Россию из Византии, где оно было весьма популярно. Об этом свидетельствует большое число подвижников с именем Василий, причисленных к лику святых еще в эпоху Средневековья. Среди них отец Церкви святитель Василий Великий. В общей сложности Церковь вспоминает святых с именем Василий за год девяносто шесть раз. Среди них немало и новомучеников.

Имя Василий происходит от греческого прилагательного «βασίλειος», означающего «царский», «царственный». На протяжении нескольких столетий имя Василий было в России вторым по популярности после имени Иван. Имя Василий можно назвать княжеским, не только по его смысловому значению, но и потому, что его носили многие князья из рода Рюриковичей. Начало этому положил князь Владимир, который сам был крещен с именем Василий. С XIV века имя Василий упрочивает свое значение, становясь великокняжеским. Среди князей великого княжества московского можно вспомнить Василия I, Василия II. В любом случае, имя Василий было воспринято всеми сословиями. Так самый известный московский юродивый – Василий Блаженный – был по происхождению крестьянином.

Интерес к имени Василий в России стал снижаться только в начале XX века, когда оно с лидирующих позиций по популярности сначала сместилось в первую пятерку, а потом в первую десятку самых распространенных имен. К 60-ым годам XX века за именем Василий закрепился имидж деревенского имени. Поэтому именем Василий стали называть детей еще реже.

Но если в России интерес к имени Василий можно охарактеризовать как волнообразный, то в Греции он не снижается уже много веков. Святитель Василий Великий остается одним из наиболее почитаемых и любимых святых Греции. Оставаясь примером доброго пастыря, заботящегося об обездоленных, больных и сиротах, чуткого к чужим бедам и оберегающего свою общину, он стал прообразом греческого Деда Мороза. Именно от святого Василия дети в Греции получают подарки в Новый год.

Читайте также:
Чудеса и исцеления преподобной Матроны Московской: истории современных и известных чудес, свидетельства

Литургия Василия Великого. В чем ее особенность?

Десять раз за год чинопоследование литургии меняется, и служится особое богослужение, которое называется литургия Василия Великого.

Она совершается в день памяти святителя Василия – 14 января по новому стилю (1 января по ст.стилю), а также в первое, второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу. В зависимости от того, на какой день недели выпадает празднование Рождества Христова и Крещения Господня, литургия Василия Великого служится либо в сам день праздника, либо накануне в навечерие (сочельник) праздника.

Обычно, первое, на что обращают внимание верующие, это то, что литургия Василия Великого более продолжительная по времени, чем привычная для нас литургия Иоанна Златоуста. Песнопения, которые исполняются на литургии Василия Великого как будто бы протяжнее. Это происходит потому, что длиннее становятся молитвы, которые священник тайно произносит в алтаре, в первую очередь это евхаристическая молитва. Хор своим протяжным исполнением как будто бы заполняет паузы в службе. И конечно же не остается не замеченным отсутствие молитвы «Достойно есть. », вместо которой исполняетя «О Тебе радуется. ». Дважды за службу верующие слышат имя Святителя Василия Великого: во время проскомидии и на отпусте.

Собор Василия Блаженного

На Красной площади в Москве стоит многоглавый, расписанный как сказочный терем собор XVI века – храм Покрова Божией Матери на Рву. Это официальное название храма. А неофициальное, но общеизвестное и общепринятое другое – собор Василия Блаженного. Так его называют, потому что под спудом одного из пределов покоятся мощи самого известного в Москве «Христа ради юродивого» Василия.

Сам Василий был выходцем из крестьянского сословия. Родился в 1469 году недалеко от Москвы. Как говорит житие, Василий уже в юности прославился даром «провидения сердец и мыслей человеческих». С шестнадцати лет Василий взял на себя подвиг юродства. И зимой и летом не носил одежды, спал под открытым небом, питался чем Бог подаст. Василий Блаженный без всякого страха обличал человеческое лицемерие и выводил на чистую воду всех, включая Грозного царя Ивана, который к удивлению многих смиренно принимал это. Когда Василий Блаженный скончался после тяжелой болезни в августе 1552 года, царь вместе с боярами нес его гроб на кладбище Троицкой церкви на Рву. Вскоре у гроба Василия Блаженного начали совершаться чудеса. И только тридцать лет спустя, в 1588 году патриархом Иовом Василий Блаженный был прославлен как местночтимый святой. День его памяти приходится на 2 августа.

В память о взятии Казани и по данному обету, царь Иван Грозный повелел возвести на месте Троицкой церкви новую. Ее главный алтарь посвятили празднику Покрова Пресвятой Богородицы, потому что именно в день этого праздника в 1552 году была взорвана одна из крепостных стен Казани, и город был взят. Собор строили из кирпича, нового по тому времени материала (обычно в ход шел тесанный камень). На одном фундаменте возведено было сразу девять церквей (по числу побед, одержанных царем в ходе похода на Казань), а со временем добавили и два предела-пристройки над могилами блаженного Иоанна и Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного вплоть до конца XVI века был одной из самых высоких построек Москвы. Его высота составляет 65 метров. Почти каждое столетие вносило свои коррективы в облик собора Василия Блаженного. Его перекрашивали, достраивали, реставрировали, снова переделывали, что-то убирали, добавляло новое, при страивали, обносили чугунной оградой. Окончательно облик собора Василия Блаженного, включая сегодняшнюю расцветку маковок, сложился только к середине XIX веку. Храм Василия Блаженного не раз подвергался риску быть уничтоженным. Но храм Василия Блаженного продолжает стоять на своем месте и является визитной карточкой Москвы. В 1993 году банком России была введена в обращение банкнота номиналом в одну тысячу рублей. На одной из сторон банкноты изображен храм Василия Блаженного.

Васильев день

14 января, день памяти Василия Великого, в народном календаре называли Васильевым днем, или Овсень. В этот дети ходили по домам с песнями, наподобие колядок. С Васильева дня принято было наниматься на работы, поэтому с этого дня велся отчет хозяйственного года.

Тропарь святителю Василия Великого

Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителю Василия Великого

Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господьство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,// небоявленне Василие преподобне.

Изображение 1 – Феофан Грек. Святой Василий Великий. 1405

Изображение 2 – Собор Василия Блаженного – Фото Антона Денисенко

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, “принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим”, – так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

Читайте также:
Иулиания Ольшанская: биография и житие святой, мощи и почитание, дни памяти

В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) – образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва – диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии – Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины – центр классического просвещения.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: “Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому”. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, – “это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы”. В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: “Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном – в учении. Нам известны были две дороги: одна – к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – к наставникам наук внешних”.

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, “желая снискать руководителя к познанию истины”, святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник – Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

В царствование Констанция (337–361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. “Но видя, – как повествует Григорий Богослов, – что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему”. Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364–378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена – “предстояла великая борьба”. Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был “добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних”. С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды – утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на “пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное”. По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Читайте также:
Савва Освященный - житие и биография преподобного, мощи, дни памяти и почитание, труды и творения

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков “оружием уст и стрелами письмен”, святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. “Всё это, – ответил Василий, – для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? – Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь”. Правитель был изумлен таким ответом. “Может быть, – продолжал святитель, – ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат”.

Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: “Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви”. Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. “В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении”.

Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии – гостиницу и странноприимный дом.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: “Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством”.

Василий Великий – великий заступник

«Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий»

Одно из самых поразительных житий святых – житие святого Василия Великого в изложении святителя Димитрия Ростовского. Из него мы узнаем удивительные подробности жизни святого, открывающие нам очень важную тайну о духовном даровании Василия Великого прощать людям грехи.
«Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк 2:7). Именно это и поражает, что, оказывается, есть святой, который подобно Богу может отпустить человеку все грехи, умолив об этом Господа, и святой этот – Василий Великий. Откуда мы узнаем об этой его способности? Из эпизода жития о вдове, поработившей себя греху. Когда она осознала свое ужасное положение и грядущее наказание, она записала все свои грехи на хартии (листе бумаги) и бросилась к ногам Василия Великого с мольбой о заступлении перед Богом. Василий Великий молился о женщине всю ночь. Наутро он вернул женщине хартию, из которой были изглажены все грехи, кроме одного, самого тяжкого, совершенного уже после крещения. То есть когда женщина грешила, сознавая всю тяжесть последствий. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк 12:47). Это то же самое, как грешить в надежде потом покаяться, это очень тяжкое оскорбление Божества. За сознательный грех, совершенный в ведении Божества, наказание приходит очень быстро, этим и объясняется ужас женщины. И даже Василий Великий не смог сразу умолить Господа о прощении этого последнего, великого греха. Он направил женщину к Ефрему Сирину в пустыню, в надежде, что Господь услышит молитвы этого великого праведника. Женщина бросилась в пустыню, но Ефрем Сирин ответил, что помочь может лишь Василий Великий: «Чадо, тот, кто мог умолить Бога о многих твоих грехах, тем более может умолить об одном». Женщина бросилась обратно, но вернулась лишь к погребению Василия Великого. Он умер, и вместе с ним умерла ее последняя надежда на спасение. В отчаянии она бросила хартию поверх одра святого. Один из священнослужителей развернул хартию и увидел, что она была чиста. Последний грех был изглажен. Святитель Василий Великий спас женщину уже после своей смерти. Даже смерть не смогла воспрепятствовать ему спасти грешницу. Как не воспрепятствует спасти и тебя. Ведь даже после смерти Василий Великий продолжает спасать великих грешников. Он получил от Бога величайший дар – прощать грехи людей, обращающихся к нему о заступничестве перед Богом. Разные святые имеют разные дарования. «Иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор 12:28). Но поистине все эти дары меркнут перед величием дара отпускать грехи. Ведь это значит, что Василий Великий по молитвам к Богу мог отпускать грехи всем своим родным и близким, что он скорее всего и сделал. Желание истинного христианина, его мечта – чтобы был прощен не только он сам, но и все его родные и близкие, кого он любит. Это действительно великий дар – спасать любимых людей. «Брат не избавит, избавит ли человек?» (Пс 48:8). То есть даже родного человека чрезвычайно трудно спасти. А Василий Великий спасает от грехов всех, с верою припадающих к нему. Не преминем же воспользоваться этим, умоляя Василия Великого о заступлении себя и всех своих родных и близких. Отче Василие, моли Бога о нас!

Читайте также:
Житие Стефана Пермского - описание и история жизни, чудеса, мощи и дни памяти святого

Примечателен и эпизод жития о том, как некий раб разгорелся страстью к дочери господина. Из-за неравенства такой союз был невозможен, и тогда раб обратился к бесовской помощи. В житии эти события описываются буквально, то есть раб действительно встретился с сатаной и дал ему расписку в том, что обязуется гореть с ним в вечном огне после смерти, ради исполнения желаемого. Нам же необходимо понимать описываемые события в духовном смысле. Дочь господина – это любая женщина. Все женщины принадлежат Господу, они Его дочери. Рабы – это мы сами, мы рабы Господа и должны исполнять Его волю. Разжигаясь похотью и нечистой страстью, мы крадем у Него Его дочерей, соблазняя их на грех, растлевая и предавая их души князю тьмы. Это ужасное преступление против Господа и ближнего. Только законный брак по любви с целью продолжения рода угоден Господу. Дать расписку сатане – это значит согласиться на грех. Не нужно даже давать расписку, достаточно лишь слова. «В начале было Слово» (Ин 1:1). «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф 12:37). Соглашаясь мысленно на грех, человек дает расписку сатане.
Тогда к дочери были посланы злые духи прелюбодеяния. Девица воспылала страстью к рабу, и грозилась отцу покончить с собой, если он не выдаст ее замуж за раба. Отец очень любил свою дочь и был вынужден согласиться на неравный брак, порочащий честь семьи. Впоследствии выяснилось, что жених не посещает церковь, не причащается Святых Христовых Тайн. Узнав тайну мужа, дочь бросилась за помощью к святителю Василию Великому. После долгой борьбы с бесами, усиленных молитв святитель Василий Великий отмолил незадачливого жениха, продавшего свою душу дьяволу.
Этот поучительный эпизод учит нас очень многому. Что нет такого греха, который не простил бы Господь. Что Василий Великий может отмолить даже предавшего себя самому сатане человеку. Что перед властью Божией власть сатаны – ничто. Что даже если брак был основан на страсти и грехе прелюбодеяния, то воцерковление, причащение Святых Тайн сделает такой брак действительным в очах Господа.

Сообществу «И Слово было Бог» известна подобная история. Некий человек увлекся индийскими лжеучениями. Он узнал из них, что существует некий бог по имени Шива, который дает все, что у него ни попросят, под условием вечного мучения после смерти. Казалось бы, безумие. Но ослепленный страстью человек согласился на эти условия. Однажды, находясь в отчаянии от неудачной жизни, он мчался на велосипеде с горы, с ненавистью вкручивая педали. Жизнь по-христиански наскучила ему, картины греховных удовольствий в воображении были столь заманчивы и сладостны, что он в безумии воскликнул: «Шива, согласен на все! Отрекаюсь от христианского Бога! Готов на все, лишь бы получить желаемое в сей жизни!» И Шива услышал его. Это было одно из имен дьявола. А дьявол как известно великий лжец. Он дал лишь самую малость желаемого, но этого было достаточно, чтобы потребовать душу грешника. Ужасные события стали происходить в его жизни. Он практически погиб. Он жил без надежды долгие дни, и лишь посещение церковных служб в отчаянном состоянии и причащение Святых Христовых Тайн спасли его. Человек, поведавший эту историю, сейчас жив и ведет благочестивую жизнь по христианским заповедям, вспоминая все происшедшее как страшный сон.

Читайте также:
Житие святых Киприана и Устиньи - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святых

Итак, даже если обстоятельства сложились так, что вы действительно продали свою душу дьяволу, написали об этом расписку вечными чернилами и запустили ее в капсуле в космос для вечной сохранности – не стоит отчаиваться. «Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его» (Мк 3:27). Сатана силен, но Господь сильнее. Это нужно помнить в самых страшных обстоятельствах жизни. Если вы совершили нечто ужасное, подобное предательству Иуды, если совершили все смертные грехи одновременно, но при этом еще живы – бегите спасаться в церковь. Пока человек жив, есть возможность спасения. И не забудьте помолиться святителю Василию Великому, который может умолить Господа о прощении абсолютно всех ваших грехов. Отче Василие, Слава тебе!
Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!

† † †
«Когда о святом Василии услышал преподобный Ефрем Сирин, живший в пустыне, то стал молить Бога о том, чтобы Он показал ему, каков есть Василий. И вот однажды, находясь в состоянии духовного восторга, он увидел огненный столп, которого глава доходила до неба, и услышал голос, говоривший:
– Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий».

«Жития святых». Святитель Димитрий Ростовский

Василий Великий — Вселенский учитель. Житие Святителя Василия

14 января — день памяти учителя Церкви святителя Василия Великого.
В этот же день, 14 января: Великий Церковный Праздник — Обрезание Господне.
12 февраля — Собор Вселенских учителей: святитель Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ

Святой учитель Василий Великий, в первую очередь, оказывает помощь в просьбах об избавлении от страхов и укреплении веры, он помогает избавиться от гонений или несправедливого отношения от начальства.
Милосердие и благотворительность Василия Великого до сих пор помогают людям в исцелении от болезней. Святого можно просить о помощи в учебе, в научных исследованиях – святитель сам был очень образованным человеком и изучил множество наук.
Отличный оратор, Василий Великий обладал даром убеждать людей, поэтому он покровительствует тем людям, кто связан с просвещением.
Также вселенский учитель Василий Великий может помочь в обретении жилья или улучшение жилищных условий, о даровании хорошего урожая и во многих других областях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Родился Василий около 330 года (во время правления Константина Великого) в Кесарии, административном центре Каппадокии. Его семья была знатного рода, все дети воспитывались в сильном почитании христианской веры. Итогом такого воспитания явился то, что пять (из десяти) детей были причислены к лику святых.

Василий получил на своей родине в Кесарии хорошее образование, потом продолжил обучение в Константинополе, затем он поехал в Афины, где судьба свела Василия с другим очень мудрым человеком – Григорием Богословом. Оба Вселенских учителя были похожи друг на друга смиренномудрием, кротостью и благонравием, они так и остались друзьями до конца своих дней.

Святой Василий очень кропотливо изучал все науки, до нас дошли отзывы его современников: «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, – это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

Веррнувшись из Афин, Василий сначала стал заниматься, по предложению отца, риторикой и законоведением, но вскоре решил, что его путь на земле – служение Богу и решил покреститься.

Святое Крещение Василий принял только в возрасте около 25 лет – в те времена это было очень важное событие в жизни человека, иногда случалось, что люди откладывали это чуть ли не до самой своей смерти.
Чтобы совершенствовать свою христианскую веру, новообращенный Василий решил предаться аскетизму и отправился в Египет, где было очень развито монашеское подвижничество. Тут он также надеялся найти «руководителя к познанию истины». Два года Василий провел вдали от родины. Он побывал в Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии, где познакомился с некоторыми знаменитыми подвижниками тех времен, изучал их труды и сам предавался христианским подвигам.

После возвращения в Каппадокию, святой Василий раздал имущество бедным. Вместе со своим другом Григорием Богословом и еще несколькими иноками, они создали христианскую общину, где вместе молились, работали и изучали труды святых отцов. Их жизнь была нелегкой, они питались тем, что выращивали, всю тяжелую работу делали сами своими руками. При этом святые Василий и Григорий тщательно изучали Священное Писание и толкование к нему. Тогда же Василий составил христианский сборник правил нравственной жизни, который взяли за основу многие мужские и женские монастыри.

В те годы большую опасность приобрело учение Ария, который опровергал единство Бога Отца, Сына и Святого Духа, он утверждал, что Бог-Отец занимает главенствующее положение, а Бог-Сын и Святой Дух подчиняются Отцу, что в приципе было гораздо понятнее обычным людям.

Читайте также:
Феодосий Кавказский - житие и биография святого, мощи и могила, чудеса и почитание, дни памяти, труды

Отец Григория Богослова, который служил епископом в Назианзе, был уже старым человеком и физически не имел сил бороться с еретиками, поэтому он вызвал своего сына к себе в помощь. Так святитель Григорий вынужден был оставить друга, а после его ухода святой Василий вернулся в Кесарию, где был рукоположен в диаконы, а в 364 году стал пресвитером.
Новые заботы были по душе святому Василию, он с увлечением занимался попечениями об иноках и проповедовал слово Божье. Своими трудами он снискал себе такое уважение среди людей, какого не было даже у самого епископа Кесарийского Евсевия. До самой смерти Евсевия (370 г.) Василий фактически управлял кесарийской церковью, хотя по иерархии он был вторым.

Святитель Василий, ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостоял арианской угрозе и, можно сказать, возглавил в Кесарии защитников православия. В это время Василий Великий составил чин литургии, беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил, а также написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности».
В 370 году, после смерти Евсевия, святой Василий был избран архиепископом Кесарии Каппадокийской, святитель занимается благотворительностью, заступается за невинных и гонимых людей, люди очень полюбили своего пастыря за честность и милосердие.
В эти годы им была написана книга о Святом Духе, в которой сказано о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Василий Великий разъяснял и поддерживал православных в борьбе с арианством, сохранилось множество писем к разным епископам, священникам и простым людям.

Пришедший к власти император Валент был сторонником арианства. Он очень негативно относился к архиепископу Василию и даже угрожал ему, на что получил от святителя ответ:

«Все это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».

После такого твердого ответа император скрыто посетил храм, где служил святой Василий, послушал его проповедь и признал его ум и твердость в вере. После этого нападки на святителя Василия прекратились, хотя император и не принял общения с Василием.

С юности преследовавшие болезни святого, неустанное подвижничество, скорби пастырского служения подорвали силы Василия. 1 января (14 января по новому стилю) 379 года окончилась земная жизнь святителя и Вселенского учителя Василия Великого. Всего два года он не дожил до Второго Вселенского собора (381 г.) в Константинополе, где были приняты его богословские идеи.

Заслуги святого Василия проявились не только в решении арианского кризиса и «успокоения» Церкви. Он также приложил много сил к упорядочиванию монашества. Личный опыт Василия говорил ему, что увлекшись монашеством, можно даже “сгореть”, оторвать себя от Церкви чрезмерным рвением. Будучи уже епископом, святитель опубликовал монашеские правила в двух редакциях, пространной и краткой. Стараниями Василия в монастырский распорядок были введены восьмикратные общие молитвы в течение дня: утреня, вечерня, повечерие, полунощница и молитвы первого, третьего, шестого и девятого часов.

Святитель Григорий Богослов писал про своего друга Василия Великого так:

«Он был опора веры, правило истины, образец в Церкви, обитель Духа, муж, превзошедший меру и жизни человеческой, и добродетелей, муж многообъемлющий, великий и святой; душа его была Божественна, он был мужественный подвижник истины, который не иным чем дышал, как благочестивым и спасительным для всего мира учением; для всех был он образцом веры и добродетели, слово его было высокомудренно, глубоко и совершенно».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Жизнь Вениамина Пушкаря

Простой парень из обычной пролетарской семьи сыграл важную роль в возрождении православия, храмов и монастырей на землях Дальнего Востока. Некогда скромный пономарь стал уважаемым митрополитом, который сумел восстановить епархию после разрухи и дать людям то, чего им недоставало долгие годы — веру.

Биография

Будущий владыка родился в небольшом селении под названием Хороль в Приморском крае, что на Дальнем Востоке. В миру мальчика звали Борисом. Парень рос в простой рабочей семье. Мать и бабушка Бори были очень верующими и богобоязненными людьми. Но крещение ребенка состоялось только спустя 7 лет, ввиду того, что поблизости не было храмов.

Отец Бориса, Николай Пушкарь был призван на фронт с началом Великой Отечественной войны. По возвращении домой вскоре скончался от полученных во время боевых действий ранений.

Православное воспитание

Борис с ранних лет был приучен к труду и активно помогал матери и братьям. В 1947 году вся семья перебралась на постоянное место жительства во Владивосток. Здесь мальчик получил среднее образование и в 1957 году стал слесарем-монтажником крупного предприятия Дальзавод. В армию его не взяли по причине болезни.

Два года он нес послушание пономарем в единственном православном храме на Первой Речке. И в конечном счете, решил поступать в Московскую Духовную семинарию. Настоятель прихода благословил Бориса — в 1959 году он благополучно поступает в учебное заведение.

Закончив учебу в семинарии, Борис Пушкарь подает документы уже в Московскую Духовную Академию. В 1967 году он заканчивает ее и защищает кандидатскую диссертацию на тему «Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения».

Читайте также:
Житие пророка Исайи - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Интересно! Молодой человек решил связать свою дальнейшую деятельность с преподаванием в той же академии. Он был оставлен при МДА профессорским стипендиатом, после чего приступил к преподаванию нескольких дисциплин: библейской истории, логики и основного богословия.

Через девять лет Борис Николаевич становится доцентом академии.

Служение церкви

До 1988 года Борис не принимал священнического сана. И только после поездки на Святую Землю, по возвращении в Москву, он был рукоположен ректором МДА архиепископом Александром в диакона, а потом и в иерея. Так начался церковный путь владыки. Когда в 1992 году его возвели в сан протоиерея, Священный синод в начале августа на заседании принял решение о назначении Пушкаря епископом Владивостокским и Приморским.

Спустя месяц Борис принял монашеский постриг с именем Вениамин. После этого последовало возведение в сан архимандрита. Чин хиротонии с посвящением в епископа Владивостокского и Приморского прошел 21 сентября в Богоявленском соборе города Москвы.

Владыка прибыл в подведомственную ему епархию в конце октября. Следует отметить, что ее состояние было крайне плачевным. Храмов катастрофически не хватало. Отец Вениамин ответственно приступил к исполнению своих обязанностей.

За девять лет его руководства ситуация существенно изменилась. Число приходов возросло втрое. Возродились два монастыря — Свято-Троицкий мужской и Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский. Также были учреждены две новых обители. На территории Приморского края появляется все больше новых церквей.

С 1996 года началось взаимодействие с Тихоокеанским флотом по вопросу духовно-нравственного воспитания моряков. В дальнейшем епископ не раз участвовал в военных рейсах в Корею и в Японию.

2004 год ознаменовался для священнослужителя поездкой на крейсере «Варяг» в Инчхон (Корея), где проходила церемония открытия памятника русским морякам, погибшим в Русско-японской войне.

Учреждение Приморской митрополии

Владыка Вениамин занялся подготовкой базы для учреждения духовного училища, которое возглавил впоследствии сам. Сегодня в здании также расположено управление епархии.

Через шесть лет после возведения в сан архиепископа, владыка стал членом Межсоборного присутствия Русской православной церкви. А уже в 2011 году становится митрополитом, в связи с учреждением Приморской митрополии.

Через два года, в декабре, Вениамин принял на себя настоятельство в Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре. В 2013 году владыке исполнилось 75 лет. Митрополит обратился к Священному синоду с просьбой уйти на покой. Собрание благословило святителя на дальнейшее управление епархией и поблагодарило за вклад в развитие епархии и духовное окормление вверенной паствы.

В 2018 году отец Вениамин ушел на покой с содержанием от Владивостокского Епархиального управления.

Сочинения

Владыка Вениамин зарекомендовал себя, как талантливый составитель гимнов. Его авторству принадлежит канон «Плач о России», который был написан по примеру Покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Кроме того, святитель написал Священную Библейскую историю в своем изложении. Он также всячески способствовал изданию другой просветительской литературы православных литераторов.

Награды

Вениамин Пушкарь был удостоен множества церковных и светских наград, среди которых:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
  • Орден Дружбы;
  • Звание «Почётный гражданин города Владивостока»;
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени;
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени;
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени;
  • Памятная панагия;
  • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени;
  • Синодальный орден Курской коренной иконы Божией Матери II степени.

Архиепископ Вениамин до самого почтенного возраста искренне переживал за положение православия в стране, на которое со всех сторон наступали «реформаторы» и обновленцы современности. Со своей стороны святитель неустанно вел просветительскую деятельность, прививая истинные христианские ценности прихожанам своей паствы и не только.

Его вклад в развитие одной из самых отдаленных епархий сложно переоценить. Этот человек заслуживает безграничного уважения.

ВЕНИАМИН (ПУШКАРЬ)

Митрополит Вениамин (Пушкарь)

Вениамин (Пушкарь) (род. 1938), митрополит б. Владивостокский и Приморский, ректор Владивостокского духовного училища

В миру Пушкарь Борис Николаевич, родился 8 ноября 1938 года в городе Хороль Приморского края, в многодетной семье рабочего. В 1947 году семья переехала во Владивосток. Мать и бабушка были глубоко верующими, однако из-за отсутствия храма сам Борис крестился только в 7 лет. Отец его был взят на фронт в самом начале войны, вернулся искалеченным и вскоре умер от ран.

В 1957 году окончил среднюю школу в городе Владивостоке. В Советскую Армию его не взяли по болезни. Получив благословение приходского священника, Борис подал заявление в семинарию и до поступления нес послушание алтарника в храме.

Одновременно, чтобы заработать на кусок хлеба, ему пришлось трудиться слесарем-монтажником на самом крупном судоремонтном предприятии Дальнего Востока Дальзаводе.

В 1959-1963 годах учился в МДС. В 1963-1967 годах учился в МДА, окончил со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом.

В 1967 году назначен преподавателем библейской истории, читал также лекции по основному богословию и логике. С 1976 года – доцент МДА.

В 1988 году рукоположен во диакона ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым).

В том же году рукоположен во иерея.

В 1992 году возведён в сан протоиерея.

13 сентября того же года пострижен в монашество с именем Вениамин – в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.

20 сентября 1992 года возведён в сан архимандрита.

21 сентября 1992 года хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского. Хиротонию в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий II; митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев); архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин); епископы Истринский Арсений (Епифанов), Дмитровский Филарет (Карагодин), Подольский Виктор (Пьянков).

В 1996 году в Пасхальной проповеди владыка Вениамин сказал:

Владыка Вениамин по убеждениям – монархист. В 1995 году он прислал своего представителя на проходившее в г. Белгороде Второе Всероссийское монархическое совещание (в нем также участвовали архиепископы Белгородский Иоанн (Попов) и Курский Ювеналий (Тарасов). В епархии активно действует братство во имя св. царя-мученика Николая II. В декабре 1996 года еп. Вениамин обратился к Архиерейскому Собору 1997 года с просьбой удалить из документов Синодальной комиссии по канонизации святых противопоставление двух периодов жизни Николая II (до революции и после), поскольку, по его мнению, нельзя делить жизнь человека на этапы, решая, когда же он был свят.

В январе 1997 года выступал на пресс-конференции, посвященной перспективам канонизации Григория Распутина.

В 1996 году епархия заключила Соглашение о взаимодействии с Тихоокеанским флотом РФ в вопросе духовно-нравственного воспитания военнослужащих. В феврале 1997 года еп. Вениамин участвовал в качестве члена экипажа в походе ракетного крейсера “Варяг” в Республику Корею, в июне 1997 года – в визите крейсера “Адмирал Виноградов” в Токио.

Архиепископ Вениамин (Пушкарь)

25 февраля 2003 года возведён в сан архиепископа.

С 27 июля по 6 ноября 2011 года временно управлял новообразованной Арсеньевской и Дальнегорской епархией.

6 октября 2011 года назначен главой Приморской митрополии.

8 октября 2011 года возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

28 декабря 2018 года почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Местом пребывания митрополита Вениамина на покое определен город Владивосток [2].

Награды

  • медаль прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1985)
  • орден блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1998)
  • орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2002)
  • орден прп. Серафима Саровского 2-й степени (2007, в связи с 15-летием архиерейской хиротонии) [3]
  • орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (2013, в связи с 75-летием со дня рождения) [4]
  • орден Дружбы
  • орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (10 июня 2009)
  • медаль «За заслуги перед Отечеством».
  • орден св. ап. Андрея Первозванного (Международный фонд Андрея Первозванного).

Почётные членства

  • почётный гражданин города Владивостока (2005).
  • почётный профессор ДВГУ (2007).

Сочинения

  • Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения (кандидатская диссертация).
  • Окончание учебного года в Духовных школах. Московская Духовная академия // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. – №8. – С. 17-18.
  • Начало учебного года в Московских духовных школах // Журнал Московской Патриархии. М., 1972. – №10. – С. 33.

Написал канон “Плач о России” по образцу Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского. Магнитофонные кассеты с записью канона в исполнении самого владыки продаются по всей стране.

Владыка Вениамин покинул пост главы Приморской митрополии

Митрополит Вениамин (Пушкарь)

Вениамин (Пушкарь)
(род. 1938), митрополит б. Владивостокский и Приморский, ректор Владивостокского духовного училища В миру Пушкарь Борис Николаевич, родился 8 ноября 1938 года в городе Хороль Приморского края, в многодетной семье рабочего. В 1947 году семья переехала во Владивосток. Мать и бабушка были глубоко верующими, однако из-за отсутствия храма сам Борис крестился только в 7 лет. Отец его был взят на фронт в самом начале войны, вернулся искалеченным и вскоре умер от ран.

В 1957 году окончил среднюю школу в городе Владивостоке. В Советскую Армию его не взяли по болезни. Получив благословение приходского священника, Борис подал заявление в семинарию и до поступления нес послушание алтарника в храме.

Одновременно, чтобы заработать на кусок хлеба, ему пришлось трудиться слесарем-монтажником на самом крупном судоремонтном предприятии Дальнего Востока Дальзаводе.

В 1959-1963 годах учился в МДС. В 1963-1967 годах учился в МДА, окончил со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом.

В 1967 году назначен преподавателем библейской истории, читал также лекции по основному богословию и логике. С 1976 года — доцент МДА.

В 1988 году рукоположен во диакона ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым).

В том же году рукоположен во иерея.

В 1992 году возведён в сан протоиерея.

12 августа 1992 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Владивостокским и Приморским.

13 сентября того же года пострижен в монашество с именем Вениамин — в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.

20 сентября 1992 года возведён в сан архимандрита.

21 сентября 1992 года хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского. Хиротонию в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий II; митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев); архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин); епископы Истринский Арсений (Епифанов), Дмитровский Филарет (Карагодин), Подольский Виктор (Пьянков).

С 1996 года является ректором Владивостокского духовного училища.

В 1996 году в Пасхальной проповеди владыка Вениамин сказал:
«… расколы одолевают Русскую Церковь. Незваные наследники рвутся побыстрее поделить «русское наследство»… со всех сторон терзают раскольники Святую Русь, со всех сторон грозят русофобы нашим национальным святыням… коварное обновленчество вновь стремится разрушить церковную жизнь изнутри, оторвать ее от благодатных корней многовекового Священного Предания, лишить преемственности и канонической безупречности. Под лозунгом церковных «реформ» и «обновления в духе времени» сторонники «либерализации» Церкви вновь стараются поколебать устои Русского Православия… Лукавая ересь экуменизма грозит чистоте и неповрежденной целостности учения церковного».
Владыка Вениамин по убеждениям — монархист. В 1995 году он прислал своего представителя на проходившее в г. Белгороде Второе Всероссийское монархическое совещание (в нем также участвовали архиепископы Белгородский Иоанн (Попов) и Курский Ювеналий (Тарасов). В епархии активно действует братство во имя св. царя-мученика Николая II. В декабре 1996 года еп. Вениамин обратился к Архиерейскому Собору 1997 года с просьбой удалить из документов Синодальной комиссии по канонизации святых противопоставление двух периодов жизни Николая II (до революции и после), поскольку, по его мнению, нельзя делить жизнь человека на этапы, решая, когда же он был свят.

В январе 1997 года выступал на пресс-конференции, посвященной перспективам канонизации Григория Распутина.

В 1996 году епархия заключила Соглашение о взаимодействии с Тихоокеанским флотом РФ в вопросе духовно-нравственного воспитания военнослужащих. В феврале 1997 года еп. Вениамин участвовал в качестве члена экипажа в походе ракетного крейсера «Варяг» в Республику Корею, в июне 1997 года — в визите крейсера «Адмирал Виноградов» в Токио.

Архиепископ Вениамин (Пушкарь)

25 февраля 2003 года возведён в сан архиепископа.
С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

С 27 июля по 6 ноября 2011 года временно управлял новообразованной Арсеньевской и Дальнегорской епархией.

6 октября 2011 года назначен главой Приморской митрополии.

8 октября 2011 года возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

27 декабря 2011 года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря посёлка Горные Ключи Приморского края [1].

28 декабря 2021 года почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Местом пребывания митрополита Вениамина на покое определен город Владивосток [2].

Награды

  • медаль прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1985)
  • орден блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1998)
  • орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2002)
  • орден прп. Серафима Саровского 2-й степени (2007, в связи с 15-летием архиерейской хиротонии) [3]
  • орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (2013, в связи с 75-летием со дня рождения) [4]
  • орден Дружбы
  • орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (10 июня 2009)
  • медаль «За заслуги перед Отечеством».
  • орден св. ап. Андрея Первозванного (Международный фонд Андрея Первозванного).

Почётные членства

  • почётный гражданин города Владивостока (2005).
  • почётный профессор ДВГУ (2007).



ПОДПИСАНИЯ ПЕКИНСКОГО ДОГОВОРА

Вышел новый номер журнала «Берег России». Выпуск посвящен осмыслению русской идеи, с которой наш народ утвердился на огромных просторах от Балтики до Тихого океана.

В чем заключается наша Русская идея? В служении Христу. В том, чтобы твердо идти за Христом, открывая христианский путь иным народам. Живым воплощением русской идеи стал весь миссионерский путь Руси на восток.

В новом выпуске журнала особое внимание уделяется знаменательной дате нынешнего года – 160-летию окончательного утверждения России на востоке, на берегах Тихого океана. 160 лет назад, 2 (ст.ст.) ноября 1860 года, был подписан Пекинский договор, навеки закрепивший за Россией прекрасные, но совершенно заброшенные и необжитые до прихода русских земли на берегах Амура и Уссури. 160 лет назад российскими императорами, выдающимися сынами нашего Отечества и всем русским народом было сделано великое дело – Приморье и Приамурье стали частью России. И сегодня плоды этого события должны сеять не вражду, а мир, дружбу и братскую любовь между русским, китайским, корейским и другими народами на всем азиатско-тихоокеанском пространстве.

Новый выпуск журнала «Берег России» напоминает нам о том, ради чего пришел наш народ на Восток. Напоминает о подвиге наших славных прадедов и прапрадедов, с Крестом и Евангелием покоривших просторы Сибири до Тихого океана.

Сочинения

  • Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения (кандидатская диссертация).
  • Окончание учебного года в Духовных школах. Московская Духовная академия // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. — №8. — С. 17-18.
  • Начало учебного года в Московских духовных школах // Журнал Московской Патриархии. М., 1972. — №10. — С. 33.

Написал канон «Плач о России» по образцу Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского. Магнитофонные кассеты с записью канона в исполнении самого владыки продаются по всей стране.

Владыка Вениамин покинул пост главы Приморской митрополии

Глава Приамурской митрополии Владимир назначен преосвященным Владивостокским и Приморским, главой Приморской митрополии. Такое решение Священный Синод РПЦ принял на заседании 28 декабря. В свою очередь, архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий переведен в Хабаровск, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на решение Синода.

Священный синод 28 декабря повторно рассмотрел поданное прошение Преосвященного митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина в связи с достижением 75-летия, которое он направлял еще в 2013 году.

Согласно пункту 26 главы XVI Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом».

По итогам рассмотрения Священный Синод постановил прошение удовлетворить.

«Выразить сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Вениамину за многолетнее архипастырское служение во Владивостокской епархии, которое отмечено многократным увеличением числа приходов и духовенства, неустанной заботой о храмах и монастырях, установлением доброжелательного диалога с местными властями и общественными объединениями, а также за труды на посту главы Волгоградской митрополии. Определить для Преосвященного митрополита Вениамина местом пребывания на покое г. Владивосток с материальным содержанием от Владивостокского епархиального управления», — говорится в решении.

Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь Борис Николаевич) совсем недавно – в ноябре 2021 года – отметил свое 80-летие. Он являлся главой Владивостокской епархии Русской православной церкви на протяжении 26 лет, с августа 1992 года. А с октября 2011 года служил церкви и ее прихожанам в сане митрополита. Приморская митрополия РПЦ включает в себя Владивостокскую, Арсеньевскую и Дальнегорскую, Находкинскую и Преображенскую епархии.

Преосвященным Владивостокским и Приморским, главой Приморской митрополии, стал митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир, с освобождением его от управления Хабаровской епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды.


Митрополит Владимир. Фото: Информационный отдел Хабаровской епархии

Новый митрополит Приморский и Владивостокский Владимир (Самохин Михаил Викторович) родился 18 ноября 1979 года. в семье служащих в г. Скопине Рязанской обл. В 1995 г. окончил среднюю школу № 2 г. Скопина. В 1995-1997 гг. обучался в Рязанском духовном училище.

В 1997 г. поступил на 3-й курс Калужской духовной семинарии, которую окончил в 1999 г.

В 1999-2003 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии. В июне 2005 г. защитил дипломную работу по теме «Общество Иисуса (иезуиты). Контрреформационный аспект деятельности».

7 апреля 2000 г. в храме святого апостола Иоанна Богослова СПбДА ректором Санкт-Петербургских духовных школ архиепископом Тихвинским Константином поставлен во чтеца.

По окончании обучения в СПбДА решением Учебного комитета Русской Православной Церкви направлен в распоряжение управляющего Рязанской епархией для преподавательской деятельности в Рязанском духовном училище и в августе 2003 г. назначен преподавателем предметов История Русской Церкви и Общецерковная история.

В 2003-2004 гг. — эконом Рязанской духовной семинарии.

7 ноября 2004 г. в кафедральном соборе Рождества Христова г. Рязани архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом рукоположен во диакона.

15 февраля 2005 г. в кафедральном соборе Рождества Христова г. Рязани архиепископом Рязанским Павлом рукоположен во иерея.

15 марта 2005 г. назначен проректором по учебной работе Рязанской духовной семинарии. 10 апреля 2005 г. награжден правом ношения набедренника и фиолетовой камилавки.

10 апреля 2006 г. назначен настоятелем подворья Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани на территории ГУЗ «Рязанская клиническая больница им. Н.А. Семашко».

В 2006 г. ко дню Святой Пасхи награжден правом ношения наперсного креста.

В июне 2007 г. решением Ученого совета Рязанской духовной семинарии назначен руководителем сектора повышения уровня духовного образования священнослужителей Рязанской епархии.

В 2010 г. проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления.

5 марта 2010 г. назначен благочинным 1-го Скопинского округа и настоятелем Никольского храма г. Скопина.

5 апреля 2010 г. Святейшим Патриархом Кириллом удостоен сана протоиерея.

20 июля 2011 г. принят в число братии Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани.

23 июля 2011 г. в Преображенском соборе Рязанского Кремля архиепископом Рязанским Павлом пострижен в мантию с именем Владимир в честь святого равноапостольного князя Владимира.

1 августа 2011 г. освобожден от должности проректора по учебной работе и назначен первым проректором Рязанской духовной семинарии. 22 августа 2011 г. назначен и.о. наместника Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани.

Решением Священного Синода от 6 октября 2011 г. (журнал № 135) избран епископом Скопинским и Шацким.

9 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 25 ноября 2011 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Хиротонисан 2 декабря за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 35) назначен Преосвященным Читинским и Краснокаменским.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 121) в связи с образованием Нерчинской епархии присвоен титул «Читинский и Петровск-Забайкальский»; назначен главой Забайкальской митрополии.

1 февраля 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 3 июня 2021 г. (журнал № 36) назначен Преосвященным Хабаровским и Приамурским с освобождением от возглавления Забайкальской митрополии и назначением главой Приамурской митрополии.

Решением Священного Синода от 13 июня 2021 г. (журнал № 42) назначен на должность ректора Хабаровской духовной семинарии.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Про «Матильду», аборты и гору Афон — цитаты владыки Приморского Вениамина в его 80-летие

БУДЕТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ


Люди, вероятно, думают, что социализм спасет Россию и порой даже не хотят слышать, что социалистический проект имеет мировые масштабы и подчинен цели уничтожения национальных государств и создания единого глобального государства со всеми прелестями тотального цифрового контроля, жесткого регулирования численности населения и вообще частной жизни каждого человека. Не будем забывать, что социализм предполагает отмену частной собственности. Друзья, при социализме у нас все отнимут. Отнимут, потому что мы не способны справедливо, и не причиняя вреда природе, распоряжаться тем, что у нас сегодня есть. Мы не способны владеть своей землей, своими домами, естественно мы не умеем правильно распоряжаться деньгами, которые должны попросту исчезнуть. Вместо денег будут просто баллы, цифры. Даже своими семьями и своими детьми мы не способны распорядиться. Детей сразу нужно сдавать в инкубаторы, точнее, там их будут выводить и выращивать. И не надо кричать и заявлять, что это не так. Это уже подтверждено практикой, это заложено в теории.
И для многих вовсе не является тайной, что масштабная мировая операция «Ковид-19» подчинена именно целям построения нового мирового социалистического порядка.

За десять дней до своей праведной кончины дорогой наш Валерий Павлович Филимонов писал: «На самом деле под предлогом борьбы с новой респираторной инфекцией идёт переформатирование сознания людей и построение нового тоталитарного социума».

Сегодня шаг за шагом мы уже идем по пути развитого социализма в добровольное рабство к неким загадочным лицам, которые считают себя избранными и ждут своего самого доброго, самого справедливого и самого социалистического мессию. Мессию-антихриста, представителя дьявола, который с большой горы, вытянув вперед короткую руку, провозгласит знакомым картавым языком – «Верной дорогой идете, товарищи!».

Не надо нам идти этой дорогой, братья и сестры! Наш путь – Христос. Без всяких уродливых химер под названием «православный социализм». Наше земное Отечество – Святая Русь. Наше Отечество Небесное – Горний Иерусалим. Наша вера – вера Православная. Наша радость и счастье – Христос Воскресе!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: