Житие святого Иуды – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Апостол Иу́да Иаковлев (Левве́й, Фадде́й), брат Господень

Жизнь святого

Юда Тадей (иное произношение – Фаддей, евангелист Матфей называет его Леввем: «Леввеем, прозванным Фаддеем» (Мф.10:3)) посвятил свою жизнь странствиям по территории Ближнего Востока и Кавказа, где помогал неимущим и странникам. Армяне почитают его за своего благодетеля – несмотря на угрозу жизни, апостол крестил местную принцессу, за что принял мученическую смерть на кресте.

Много позже, на месте его погребения был возведён монастырь в чьих стенах раздались первые молитвы до Святого Юди Тадея, а мощи и по сей день хранятся в Ватикане.

В чем помогают молитвы Юде Тадею?

День памяти: 2 июля и 13 июля

Апостол считается опекуном над людьми, оказавшимися в тяжёлых жизненных обстоятельствах. В первую очередь, молитва ему уносит от человека горе и чувство бремени, позволяя оптимистичней смотреть в будущее. Когда на душе молящегося становится легче, то уже и сами невзгоды рассеиваются. Молитва Иуде Тадею поможет:

  • несправделиво обвиненённому в преступлении;
  • отвернёт от человека клевету;
  • в непростом начинании;
  • при некоторых, тяжёло протекающих болезнях.



Как правильно молиться Святому Фаддею?

Обращение к апостолу имеет две формы: простая молитва и девятница. В первом случае можно пользоваться этим текстом:

Святой Фаддей! Ты имел счастье принадлежать к семье Христа Спасителя, преславный апостол и мученику. Ты светлеет большими достоинствами, верный заместителю тех, кто тебя прославляют и к тебе с доверием приходятся! Ты опекун и заместитель наш в трудный обстоятельствах. Поэтому становлюсь перед тобой и молю из глубины моего сердца:

Приди на помощь мне своим мощным покровительством, ибо у тебя от Бога милость приходить со скоро помощью тем, кто потерял уже всякую надежду на спасение. Глянь на меня ласково!

Моя жизнь — жизнь крестов, а дни жизни — море страданий. Дороги жизни моего покрытые терном и каждая минута его — свидетель слез и вздохов. А на увеличение моему несчастью черные мысли вкрадываются к моему сердцу. Беспокойство, малодушие, недостаток доверия, даже отчаяние жмутся к сердцу. Провидение закрытое перед глазами моими, и вера шатается в сердце моем. такие мысли внедряют меня в черные тучи грусти. Не оставь меня в таком тяжелом состоянии, а приди с помощью мне!

Прошу тебя покорно: Глянь милосердно на меня и не презрения моей просьбе. Пусть доверие мое не будет предано! Тебя одарил Бог лаской приходить на помощь тем, кто попал в безнадежное положение. Поэтому и я, тоже оказался в затруднении, пожалуйста о заступничестве перед Христовым Спасителем. Всю жизнь мою составлять буду тебе мою благодарность и прославлять имя твое и Уважать тебя как моего особого опекуна. Слава буду Бога за милости, полученные через твое посредничество, и вовсю моей распространять буду славу имени твоему. Аминь.



ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

Медитация

Святой Тадей опекун в последней минуте жизни. Прекрасный пример набожности к святому Апостолу дал нам св. Бернард из Клерво, который в течение всей жизни хранил с уважением мощи св. Тадея, а перед смертью завещал, чтобы их после его кончины положили ему на грудь. Так как хотел он и после смерти иметь в святом Апостоле могучего опекуна, так как при жизни имел в Его лице защитника ангельской учтивости и надежного Заместителя во всех делах. Поэтому давайте и мы подражать св. Бернарду в выявлении почета и любви к св. Тадею, постараемся обрести хотя бы образок, иконку, книжечку или медальон Этого могучего Чудотворца, а это нам поможет в молитве и приблизит нас к Нему.

Наставление:

Буду молиться к св. Тадею о горячей любви к Иисусу Христу и к Пресвятой Богородице, а также о благе счастливой смерти. Буду ревностно распространять эту набожность в честь св. Тадея где только возможно, чтобы своей усердностью завоевать себе Его постоянную опеку.

Молитва:

О святой Иудо-Тадей, чудесная зорко на небе! Незаслуженно забытый Апостоле Христов, заступись за нами. Стою я над бездной, в которую упаду, если Твоя могучая рука меня не удержит. Мой человеческий ум теряется в беспомощности. Провидение кажется мне далеким, недосягаемым. В Тебе вся моя надежда. Выпроси потеху и изменение в жизни, чтобы мои просьбы и вздохи не были бесполезными. Награди меня за причиненную мне несправедливость.

Читайте также:
Житие Андрея Юродивого - описание и история жизни, биография, пророчества и чудеса святого

«Отче наш…», «Богородице Дево…», «Слава и ныне…»

Текст молитвы-девятницы к Святому Иуде Тадею

Девятница представляет из себя продолжительный ритуал, во время которого, на протяжении девяти дней, молящийся обращается к своему заступнику. Желательно молиться не единожды в сутки.

С именем Господа нашего Иисуса Христа в сердце обращаю молитву к Тебе святой Апостоле, вмч Иуда — Фаддей , который был верным учеником и последователем Брата Твоего и Учителя Иисуса Христа , нес его учения , давал помощь людям в большой беде и нужде .

Ты принял мученическую смерть от рук язычников , но ни мыслью , ни словом , ни делом не изменил своего Брата и Учителя , и за то Ты великая и вечная благодарность в человеческих сердцах.

Так помоги мне грешному ( ней ) , выйти из моей затруднения , отврати беду от меня , а я за милость Твою и ласку отблагодарю Тебе жизнью праведным буду поминать имя Твое в молитвах. Слава Твоя да будет в веках ! Аминь.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ

Медитация

Святой Тадей — апостол милосердия, опекун обездоленных, убогих и сирот, огорченных, обиженных и несправедливо осужденных. Милостыня приносит прощения за грехи. Она очищает грешника в глазах Божьих и отводит наказание. Св. Григорий из Назяза пишет: «Милосердные имеют ключ к казне благ Божьих», Святой апостол Петр говорит: «Любовь покрывает величину грехов»(И Петр 4,8). «Вода гасит огонь пылающий, а милостыня грехам противится», — утверждает Святой Дух устами Господнего Мудреца. (енц. 33). «Помоги убогому, а найдешь рай», — призывает св. Мефодий. Из жизни св. Тадея знаем, что, кроме апостольских трудов, выполнял он также дела милосердия. Святые апостолы Тадей и Симеон имели святого диакона для раздачи милостыни.

Вышеприведенные цитаты святого Письма и Отцов Церкви, учат нас, какое большое значение у Бога имеет милосердие. А что же делать тем, которые сами живут в бедности, страдают от голода и не имеют возможности подать милостыню другим. Пророк Исая так объясняет это: «Когда голодному ты отдашь хлеб твой, насытишь подавленного душу, тогда засияет твой свет во тьме, тьма твоя будет словно юг» (Исая 58, 10). Ведь милосердие и любовь к ближнему относятся не только к телу, но и к душе. Сказать доброе слово или утешить огорченного и обиженного может наиболее убогий. То есть, если мы состоятельны — помогаем бедным милостыней, а если мы сами в тяжелом материальном положении — несем луч надежды и утехи там, где воцарилась темнота, а тогда наша собственная душа станет «словно юг, сияющий солнечными лучами».

Наставление:

Чтобы попросить прощения у Бога за мои грехи, постановляю выполнять милосердные поступки, помня, что «блаженны милосердные, потому что они милосердие получат»

Молитва:

О святой Тадею, заканчивая завтра эту девятницю, с тревогой вспоминаю мои просьбы к Тебе. Пересмотри мою жизнь, может Ты найдешь какой-то добрый поступок, Который сможет выпросить Боже милосердие. Пусть растрогает Тебя тяжелое состояние моей сболевшей души. Не покидай меня, как ни покинул Ты многих, что обращались к Тебе, а дал им то, что они горячо умоляли.

«Отче наш…», «Богородице Дево…», «Слава и ныне…»

Другие молитвы святого Фаддея

О святой Иуда-Фаддей, который был достоин принадлежать к семье Спасителя, Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа, прибегаю к Тебе через святое Сердце Иисуса, хочу приносить Богу славу за ласки, Тоби удилени. Упав на колени, прошу Тебя покорно через святое Сердце Иисуса, призри на меня милосердно, не презрения моей смиренным просьбой, чтобы доверие не было колеблемого. Тебе Бог уделил ласки, что приходишь людям с помощью в безнадежных обстоятельствах. О приди Ты мне с помощью, чтобы я мог (могла) милосердие Божье звеличаты веки веков. Аминь.

Святой Иуда-Фаддей, близкий родственнику из святынь Матерью Божьей, большой Апостол и мученик, славный чудеса, что помогаешь своим почитателям, верующим в Твое успешное покровительство пред Богом в тяжелых особых обстоятельствах, спаси меня, умоляю, приди ко мне с помощью. Ты, получивший от Бога привилегию помогать в отчаянных и безнадежных обстоятельствах, помилуй мя. Моя жизнь — это неустанная крестный путь. Каждый день приносит мне печаль и горе, а сердце мое наполняется болью, ибо во всем нахожу лишь страдания. В этой постоянной борьбе недостает мне больше сил, падаю духом, тревога и отчаяние охватывают мою душу, и кажется мне, что Провидение Божие обо мне забыло. Разве Твоя доброта не пожалею над моими нищетой? Умоляю, выслушай меня. Испроси у Бога то, о чем прошу (укажите потребности), а я до конца жизни с благодарностью буду почитать Тебя как моего особого Блюстителю и буду богу за полученную через Тебя милость и распространять по миру уважение Твоего имени. Аминь.

Есть послание в Библии, которое приписывают Иуде Фаддею

Когда Иуда Фаддей посещал Персию со своей проповедью, именно в этом месте он создал соборное послание на греческом языке. Соборное означает, что обращено оно не к конкретным личностям, а ко всем православным общинам сразу.

Читайте также:
Антипа Пергамский: житие и биография священномученика, в чем помогает

Короткое послание, состоящее всего из одной главы, рассказывает нам о присутствии как добрых, так и злых Ангелов, подготавливает души православных к Страшному Суду, приподнимает завесу тайны учения о Пресвятой Троице.

Апостол в своем труде пытается направить человека на путь истинный, а именно: советует всеми способами проявлять заботу о духовной красоте своей души, ежедневно читать молитвы, проявлять любовь и внимание к окружающим, добросовестно осуществлять свои обязательства, остерегаться еретиков и прочих дьявольских учений.


Статуя Святого Иуды в Праге, с табличкой на пьедестале «Преданному другу Христову».

Немаловажным моментом Иуда Фаддей считал то, что, имея крепкую веру в Царство Божие, ее нужно подкреплять хорошими поступками и следованию заповедям.

Благодарственная молитва

О сладкий Иисусе Христе, наш Господи Спасителю! В сочетании с непостижимым небесной славой, которая с Пресвятой Троицы всплывает на все человечество, на Пресвятую Богородицу, на всех Ангелов и Святых, величает Тебя и складываю благодарность за милости и дары, которыми Ты одарил Твоего избранного Апостола, что имел счастье принадлежать к Твоей Семьи , умоляю Тебя совета заслуг покровительства Святого Фаддея, подай мне милость и помощь во всех нуждах, особенно в часовые смерти, против злобных засад сатаны. Аминь.

Возможно, останки апостола располагаются в горах на северо-западе Ирана

В Иране, рядом с городом Маки, располагается недействующий монастырь Святого Фаддея. По традиции, раз в год в главной церкви монастыря происходит служба, на которой всегда присутствует огромное количество армянских странников с Ирана.


По легенде, одна из самых первых святынь при могиле апостола построена в этом месте в 68 году н. э.

Тропарь и кондак апостолу Иуде, брату Господню

Тропарь, глас 1

Христо́ва тя сро́дника, о Иу́до, ве́дуще и му́ченика тве́рда,/ свяще́нно восхваля́ем, пре́лесть попра́вша и ве́ру соблю́дша./ Те́мже, днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в разреше́ние моли́твами твои́ми прие́млем.

Перевод:

Зная тебя как родственника Христа и твердого мученика, о Иуда, церковными песнопениями прославляем, победившего заблуждения и сохранившего веру. Потому сегодня всесвятую память твою празднуя, грехов прощение по твоим молитвам получаем.

Ин тропарь, глас 1

Чистоту́ душе́вную и житие́ непоро́чно стяжа́в,/ Пречи́стаго Све́та, нам прибли́жшагося, быв по пло́ти брат и учени́к,/ благоче́стия пропове́дник и язы́ком учи́тель и́стинный,/ Иу́до всехва́льне,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод:

Чистоту душевную и непорочное житие приобретя, Пречистого Света, приблизившегося к нам, ты был по плоти брат и ученик, благочестия проповедник и язычникам истинный учитель, прославляемый всеми Иуда, моли Христа Бога, да спасет души наши.

Кондак, глас 2

Тве́рдым умо́м избра́н учени́к ты яви́лся еси́/ и столп необори́м Це́ркве Христо́вы,/ язы́ком пропове́дал еси́ сло́во Христо́во,/ ве́ровати глаго́ля во Еди́но Божество́;/ от Него́же просла́вився, прия́л еси́ дар исцеле́ний,/ цели́ти неду́ги притека́ющих к тебе́,// апо́столе Иу́до всехва́льне.

Перевод:

Будучи избран за твердость духа, ты стал учеником Христовым и неразрушимой крепостью Церкви Христовой, язычникам ты проповедал слово Христово, говоря им веровать в Единого Бога, от Него же ты прославился, принял дар исцелений, излечивать болезни приходящих к тебе, апостол Иуда всеми прославляемый.

Святой Иуда. Как бывший неверующий умер той же смертью, что и Христос

А вы знали, что кроме Иуды Искариота, среди двенадцати учеников Господних, был еще один Иуда? Он имеет множество имен, его личность до сих пор вызывает множество споров. Кто-то считает, что его и вовсе не было, а был кто-то другой.

Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) появился на свет в Назарете и считается одним из двенадцати апостолов

Брат Господний — так его называют потому, что он имеет прямую связь с Иосифом Обручником: Иуда Фаддей его сын от первого союза. Общеизвестно, что данный род — царский, так как имеет корни от израильского царя Давида

Читайте также:
Житие преподобной Марии Египетской - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

По прошествии времени Иосиф взял в жены Пренепорочную Деву Марию, подарившую этому миру Спасителя нашего Иисуса Христа бессеменным зачатием.

Святой Иуда был братом Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской церкви. По этой причине его называют Иудой Иаковлевым. Он был так назван по собственному желанию, так как посчитал себя не заслуживающим быть братом Господним.

Все это произошло тогда, когда Спаситель открывал общественное службу, братья Его не видели в Нем Божественного начала и силу, олицетворяющую любовь и жизнь.

Среди неверующих был и Иуда. Как гласит церковное Предание, после возвращения Иосифа из египетских земель в Израиль, началось деление территориальных участков между наследниками, которыми являлись родные сыны и происходивший от обрученной ему Девой Марией Спасителем.

Дети Иосифа Обручника не хотели что-либо делить с Христом, по кровной связи Он не был их прямым братом.

И лишь апостол Иаков предоставил возможность Спасителю обладать вместе с ним его долей территориальной части.

Только после некоторого времени в душе Иуды случилось прозрение: внутри его проснулась вера в Спасителя как Обетованного Мессию, он следовал за Иисусом Христом везде и всюду, и вскоре его приняли в ученики.

И вот, в знак того, что он кается за свое чрезмерное корыстолюбие при разделении отцом территориальных участков, Иуда Фаддей принял решение, что не может считаться заслуживающим именоваться братом Господним.

Известный своим предательством Иуда Искариот и Иуда Фаддей— две разные личности

После коварного проступка Иуды Искариота это имя в обществе верующих и святейших норовили не произносить. По этой причине Святого Иуду именовали Фаддеем, что значит «хвалить». А название Леввей было похоже по идее и значению имени Фаддей.

Картина Эль Греко «Апостол Иуда Фаддей», находящаяся в Испанском городе Толедо

На страницах Библии Святого Иуду тоже именуют по-разному. В Евангелии от Луки он предстает как Иуда Иаковлев (Лк 6:16) или же Иуда не Искариот (Евангелие от Иоанна 14 гл.), а в Деяниях святых апостолов он носит название Варсава (Деян. 15, 22).

«Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». (Евангелие от Иоанна 14 гл.),

После Распятия и Воскрешения Спасителя, брат Господень посетил несколько стран, в числе которых были родная Галилея, Иудея, Идумея, Самария для того, чтобы распространить вероучение о Слове Божьем и Святом Евангелии.

Немного погодя проповедовал веру христианскую в Сирии, Месопотамии, Аравии.

Есть послание в Библии, которое приписывают Иуде Фаддею

Когда Иуда Фаддей посещал Персию со своей проповедью, именно в этом месте он создал соборное послание на греческом языке. Соборное означает, что обращено оно не к конкретным личностям, а ко всем православным общинам сразу.

Короткое послание, состоящее всего из одной главы, рассказывает нам о присутствии как добрых, так и злых Ангелов, подготавливает души православных к Страшному Суду, приподнимает завесу тайны учения о Пресвятой Троице.

Апостол в своем труде пытается направить человека на путь истинный, а именно: советует всеми способами проявлять заботу о духовной красоте своей души, ежедневно читать молитвы, проявлять любовь и внимание к окружающим, добросовестно осуществлять свои обязательства, остерегаться еретиков и прочих дьявольских учений.

Статуя Святого Иуды в Праге, с табличкой на пьедестале «Преданному другу Христову».

Немаловажным моментом Иуда Фаддей считал то, что, имея крепкую веру в Царство Божие, ее нужно подкреплять хорошими поступками и следованию заповедям.

Земной путь апостола закончился в Арарате, к которому святой долго и упорно шел

В непосильных трудах им был достигнут армянский город Арарат, на своем нелегком пути Святой Иуда отвратил большое количество люда языческого от греховного поклонения различным идолам. Благодаря стараниям эти люди, которые чуть было не ступили на губительный путь, стали благочестивыми, верующими в Бога.

Все было хорошо, пока здешние языческие священнослужители не прознали про Святого Иуду. И тогда они задумали страшное преступление: поймать и убить его. В итоге апостол был схвачен палачами. Они долго мучили апостола, а после страшных мук он был распят на кресте, а тело пронзено отточенными стрелами.

Читайте также:
Мытарства Феодоры: история, идея и суть, значения, авторство книги

Страшная казнь Святого Иуды произошла в Арарате в 70-е годы

Возможно, останки апостола располагаются в горах на северо-западе Ирана

В Иране, рядом с городом Маки, располагается недействующий монастырь Святого Фаддея. По традиции, раз в год в главной церкви монастыря происходит служба, на которой всегда присутствует огромное количество армянских странников с Ирана.

По легенде, одна из самых первых святынь при могиле апостола построена в этом месте в 68 году н. э.

Мощи Святого Иуды располагаются в храме Святого Петра, что в Ватикане, в приделе Иосифа Обручника

Другие части мощей находятся в в Реймсе, Тулузе и Кёльне. Мощи Иуды Леввея, который в настоящее время чтится в Армении как один из 12 учеников Христа, находятся и в Эчмиадзинском монастыре, являющимся главным монастырем Армянской апостольской церкви.

В 1929 году монашеское объединение Римско-католической церкви перенесло части мощей, а именно предплечья из Армении в Чикаго, что стало началом к возобновлению почитания святого апостола как помощника в переломных моментах. Святой Иуда также покровитель отчаявшихся или безнадежных дел.

Поклонение частицам мощей апостола, которые хранятся в церкви святого Георгия в городе Львов, помогает в настоящее время продвижению его культа среди католиков и униатов Украины.

В конце 2010 года эта святыня была доставлена для почитания в собор Одессы апостола Андрея Первозванного Украинской Греко-католической Церкви, а в 2011 году- в Кировоград.

Частица мощей апостола Фаддея также числится среди святынь ризницы Свято-Ильинского монастыря в Одессе (Украинская Православная Церковь, Московский Патриархат), который был подворьем афонского Илии пророка скита.

Ежедневное чтение девятницы и наличие иконы апостола поможет справиться с трудностями

Житие святого апостола Иуды Иаковлева (Фаддея)

Иуда Леввей, Фаддей, Варсава… Даже удивительное его имя вызывает череду споров. Он совокупен, хвалящий, сердечный, после раскаяния встал в ряд верующих в Мессию и всем сердцем возлюбил Его. После неожиданного предательства Иуды Искариота это имя христиане старались не произносить вслух и вообще не употреблять в лексиконе.

А ведь святой апостол Иуда Иаковлев был верен Творцу до конца своих дней, до успения в мученической смерти. Но о жизни великого святителя до наших дней дошло совсем немного информации.

Житие святого Иуды

Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) — апостол от двенадцати, брат (по отцу) Иисуса Христа.

Родился он в галилейском Назарете и был одним из сыновей Иосифа Обручника от его первого брака. Позже Иосифу была обручена в супруги Пренепорочная Дева Мария, которая непорочным зачатием произвела на Свет Божий Спасителя Неба и Земли Иисуса Христа. В бессеменное зачатие трудно поверить, но у Бога свои законы. Что невозможно дня нас, то возможно для Него.

Иуда Фаддей часто именуется как Иуда Иаковлев, он есть родной брат Иакова Праведного — святого апостола, предстоятеля Иерусалимской Церкви. Так наречен он был исключительно по своей воле, потому что считал себя недостойным считаться братом Господним, ведь ранее он согрешил пред Ним маловерием, усомнившись в Божественной сущности Христа.

Еще об апостольском служении:

Служение Господу

Начало земного служения Господа знаменуется историей, произошедшей в Его семействе. Иосиф Обручник по возвращении из путешествия в Египет решил разделить между сыновьями свои земельные владения. Часть владений предназначалась и для Сына от второго брака Иисуса. Старшие отроки воспротивились отцовской воле, но старший из братьев Иаков разделил свою долю с братом, рожденным преестественно и нетленно от Девы Марии.

За совершенное благое дело Христос Спаситель назвал Иакова братом Господним. Немногим позже маловерный Иуда уверовал в Мессию и всем сердцем возлюбил Его, после чего был избран Спасителем как один из 12-ти Его учеников.

Но Иуда не мог забыть о своем совершенном прегрешении маловерия и не решился сам именовать себя, недостойного, братом Господним, поэтому назывался как Иуда Иаковлев.

Второе имя апостола — Фаддей. После неожиданного предательства Иуды Искариота это имя в общине святых апостолов старались не называть, поэтому Иаковлева стали называть Фаддей, что означает «хвалить». А именование Леввей было схоже по смыслу и значению имени Фаддей.

Читайте также:
Княгиня Ольга: житие и биография святой, правление Руси, дни памяти и почитание, мощи

После Распятия Мессии и Его Вознесения, Иуда Иаковлев отправился по миру проповедовать Слово Божие и Святое Евангелие. Побывал он во многих странах: Самарии, Месопотамии, Галилее, Иудее, Сирии, Аравии.

Находясь в Персии, святой апостол написал Послание на греческом языке. Краткие его словеса сохранили множество глубоких истин. В Книге, состоящей всего лишь из одной главы, содержались догмы о Святой Троице, о различии Ангелов, о грядущем Пришествии Христа на землю и Страшном Суде.

Иуда убеждал верующих христиан:

  • беречься от блуда и плотских нечистот;
  • вести богоугодную жизнь во Христе;
  • жить в любви, вере и непрестанной молитве;
  • заблудших направлять на спасительный путь.

Он пытался донести до рода человеческого, что одной веры в Бога недостаточно, важно следовать Его Заповедям и творить добрые дела.

Важно! Иуда активно обращал людей к вере Христовой, наставлял народы на истинный, спасительный путь. Великий апостол увещевал людей избавляться от гордыни, зависти, непослушания, коварных мыслей и поступков.

Он настоятельно рекомендовал соблюдать постоянство во всем:

  • в делах, мыслях, поступках;
  • в молитве, в вере, в любви;
  • жить в гармонии;
  • обращать к вере заблудших, сторониться еретиков.

Читайте о практике духовной жизни:

Он уверял, что для жизни вечной во Христе мало считать себя христианином. Важно творить добродетель!

Окончание земного пути

В великих трудах он достиг Арарата, отвратив множество языческого люда от идолопоклонства. Благодаря его усилиям они стали верующими православными христианами. Но местные жрецы ополчились против апостола. Палачи схватили его и предали жестоким мучениям, после чего распяли на кресте, а тело пронзили острыми стрелами.

Мученическая казнь Иуды Фаддея состоялась в Армении около 80 года в граде Арарате.

Мощи Святого

Мощи Христова святителя покоятся в храме Александра Невского в Княжьем озере, другая же их часть пребывает в Ватиканском соборе Святого Петра.

Предполагаемое место захоронения Иуды Иаковлева расположено в горах на северо-западной стороне Ирана на территории ныне не действующего монастыря. Но один раз в году в обители совершается служение, на которое стекается множество паломников со всего Ирана.

Память святого апостола от 12-ти Иуды Фаддея Православная Церковь совершает 19 июня и 30 июня. Последняя дата совпадает с празднованием Собора двенадцати апостолов.

Среди апостолов было два Иуды. Что стало со вторым?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Всем известен Иуда Искариот, один из двенадцати ближайших учеников Господа Иисуса Христа, ставший предателем и окончивший свою жизнь трагически. Но среди апостолов был и еще один Иуда. Что мы знаем о нем?

Откуда мы знаем о «втором» Иуде?

Прежде всего — из Евангелия. Правда, Иудой этот апостол именуется только в двух евангельских рассказах — от Луки и от Иоанна. В первом он упоминается как Иуда Иаковлев (Лк 6:16), во втором — как «Иуда не Искариот» (в отличие от предателя; Ин 14:22). Евангелисты Марк и Матфей о «втором» Иуде ничего не сообщают, зато упоминают среди двенадцати апостолов Фаддея (Мк 3:18) или «Леввея, называемого Фаддеем» (Мф 10:3), — о котором, наоборот, ничего не говорят Лука и Иоанн. Поскольку в остальном списки апостолов в синоптических Синоптическими (от греч. συνὄψις — совместное описание) называют Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки, в повествованиях которых имеется особенно много общего, отличающего их от написанного позже Евангелия от Иоанна. Евангелиях совпадают, то уже в ранней Церкви родилось предположение, что эти три имени — Иуда Иаковлев, Леввей и Фаддей — носил один и тот же ученик. В этом был убежден, например, древний христианский учитель Ориген (ⱡ около 254); так же считал авторитетнейший богослов и толкователь Евангелия ранней Церкви святитель Афанасий Великий (ⱡ 373).

В Иудее двухтысячелетней давности человеку нередко случалось иметь несколько имен: вспомним хотя бы апостола Петра (в еврейском оригинале это греческое имя звучит как Кифа), которого первоначально звали Симон. А имена Фаддей и Леввей — еще и близкие по значению. Имя Фаддей происходит от арамейского תדי («тадай»), а Леввей — от еврейского lēb; и то, и другое значит «сердце». Не исключено, что это были прозвища апостола — «смелый, храбрый, мужественный».

Кем был Иуда Иаковлев, он же Леввей Фаддей?

Церковное Предание с давних пор считает, что он был одним из «братьев Господних по плоти». Так принято называть детей от первого брака праведного Иосифа, названого отца Иисуса Христа, обрученного с Девой Марией. Либо — согласно другой версии — его племянников, которых Иосиф усыновил. Имена этих «братьев» Иисуса мы знаем благодаря евангелистам Марку и Матфею: Иаков, Иосия, Иуда и Симон. А Евангелие от Иоанна сообщает нам, что поначалу братья не веровали в Него как в Сына Божия (Ин 7:5). Со временем, однако, Иуда уверовал и вошел в ближайший круг апостолов: одним из первых эту догадку высказал блаженный Иероним Стридонский (ⱡ около 420), много лет проживший в Палестине и скрупулезно изучивший еврейский текст Библии и местные предания. А другой «брат Господень» по плоти — Иаков после Вознесения Спасителя даже возглавил христианскую общину Иерусалима.

Читайте также:
Житие священноисповедника Луки Крымского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

В XIX-XX веках предположение о том, что апостол Иуда Иаковлев был «братом Господним», пытались оспаривать. Некоторые западные исследователи обращали внимание, что в Евангелии «братья Господни» всюду упоминаются наряду с апостолами, но никогда — в их числе. Многие полагали, что замечание Иоанна Богослова о братьях, которые не веровали в Него, относилось ко всему времени земной жизни Господа. Еще писали, что прозвание «Иаковлев» в соответствии с традицией должно было указывать скорее на отца Иуды, чем на его брата. Впрочем, этот аргумент не самый сильный, учитывая, что в Соборном послании святого апостола Иуды он сам представляется именно как брат Иакова (Иуд 1:1).

Так или иначе, но Церковь приняла мнение блаженного Иеронима как вполне обоснованное, и с тех пор церковное Предание уверенно называет апостола Иуду «братом Господним».

Что говорится о «втором» Иуде в самом Священном Писании?

Очень мало. В синоптических Евангелиях он просто упоминается в числе двенадцати ближайших учеников Господа. А в Евангелии от Иоанна мы видим «Иуду не Искариота» среди апостолов, беседующих со Христом уже после Тайной Вечери. Иуда спрашивает у Спасителя, что Тот имел в виду, сказав, что вскоре ученики увидят Его снова, а мир уже не увидит. И слышит в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22,23).

Апостол Иуда упоминается и еще в одной новозаветной книге — Де­я­ни­ях свя­тых апо­сто­лов: там говорится об Иуде, «прозываемом Варсавою», которого апостолы направили проповедовать в Антиохию (Деян 15:22). Во второй половине XIX — начале ХХ века многие склонялись к мысли, что это тот же самый «второй» Иуда. Но с тех пор мнение большинства комментаторов переменилось: теперь считается, что Иуда Варсава входил в число апостолов «от семидесяти», призванных Христом позже.

Но ведь есть еще и Соборное послание апостола Иуды?

Да, это одна из книг Нового Завета, и ее автор, с точки зрения Церкви, — как раз Иуда — «брат Господень», тот самый апостол из числа двенадцати.

Правда, сам автор этого послания именует себя скромно: раб Иисуса Христа, брат Иакова Очевидно, имеется в виду Иаков — один из сыновей Иосифа Обручника и первый епископ Иерусалимской апостольской общины. — Прим. ред. (Иуд 1:1). Толкователи объясняют, что Иуда считал себя недостойным называться братом Господним, поскольку еще в юности, при дележе отцовской земли, отказался поделиться своим участком с Иисусом. История об этом сохранилась в византийском житии «брата Господня» Иакова, который, по преданию, единственный из сыновей Иосифа взял Спасителя в долю при разделе наследства.

Центральная тема Послания апостола Иуды — предостережение не слушать лжеучителей, которые проникли в христианскую общину уже через считанные десятилетия после Вознесения Иисуса Христа. Назидая себя на святейшей вере нашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, — призывает христиан автор послания (Иуд 1:20).

Послание Иуды заметно перекликается с другой новозаветной книгой, Вторым посланием апостола Петра — вплоть до отдельных слов и выражений. Разные библеисты по-разному объясняют это сходство: есть, например, точка зрения, что авторы обеих книг использовали какой-то общий источник, а некоторые считают, что одно из посланий частично пересказывает другое. В любом случае, тот факт, что автором Послания Иуды был апостол и «брат Господень» Иуда, серьезные исследователи под сомнение, как правило, не ставят.

Читайте также:
Житие святого Иоанна Нового, Сочавского - полное жизнеописание, чудеса, мощи великомученика

Что еще мы знаем об Иуде?

Наверняка — почти ничего. Сведения, сохранившиеся об этом апостоле, к сожалению, очень разрозненны и часто противоречат друг другу.

Например, такой авторитетный литературный памятник древней Церкви, как « Апостольские постановления Датируются концом IV века. Так что если эти постановления и восходят к апостолам, то записаны явно не ими самими. », называет «брата Господня» Иуду третьим епископом Иерусалима: он возглавлял общину учеников Иисуса Христа после Иакова и Симеона. О епископстве Иуды говорится и в одном из «апостольских списков», созданном в V-VI веках: он возглавлял иерусалимскую Церковь семь лет, «благовествовал Евангелие Христово по всей Иудее и Самарии, написал Соборное Послание, имел двух сыновей — Иакова и Зокира, умер в Иерусалиме славно».

Но не менее авторитетный историк Церкви Евсевий Кесарийский (IV век) называл третьим Иерусалимским епископом не Иуду, а Иуста — возможно, того самого, который едва не был избран на место отпавшего Иуды Искариота (жребий пал в итоге на Матфия; Деян 1:23-26). Да и местом кончины апостола Иуды его византийское житие называет вовсе не Иерусалим, а Армению.

Это «официальное» житие принято и Русской Православной Церковью. Именно оно напечатано в июньской Минее Минеи — комплект богослужебных книг на каждый месяц года с текстами служб святым, праздники которых отмечаются в дни соответствующего месяца. после текста службы на день его памяти (19 июня, по новому стилю — 2 июля). Но составлено это житие было сравнительно поздно, в средние века, и достоверность его часто ставят под сомнение. Не исключено, что оно соединяет сведения о разных апостолах — в том числе о Симоне Зилоте (одном из двенадцати ближайших учеников) и Фаддее «от семидесяти».

Согласно этому житию, вскоре после Вознесения Иисуса Христа апостол Иуда отправился проповедовать Евангелие по Палестине. Он прошел всю Иудею Иудея — южная часть Палестины с центром в Иерусалиме. , Самарию Самария — земля севернее Иудеи, еще в VI веке до Р. Х. отколовшаяся от нее в религиозном отношении. , Идумею Идумея — территория к югу от Иудейского нагорья; на востоке граничила с Иудейской пустыней, на севере — с территорией независимых городов Газы, Аскалона и Ашдода. и Галилею Галилея — север Палестины, в этих краях Иисус Христос провел детство и юность. . Какое-то время проповедовал в городе Эдессе в Западной Сирии — том самом, где во времена земной жизни Христа правил царь Авгарь, по преданию, получивший нерукотворный образ Спасителя от апостола Фаддея (из числа «семидесяти»). Потом апостол Иуда был в других городах Сирии и Месопотамии, многих обратил там ко Христу, и дошел даже до Персии, где и написал свое Соборное Послание.

Скончался Иуда, согласно житию, в Армении около 80 года. Он пришел ко двору армянского царя Санатрука, который был в родстве с Авгарем, и обратил в христианство царевну Сандухт и некоторых других его приближенных, за что и был казнен — распят на кресте и пронзен стрелами. Византийское житие называет местом казни апостола город Арад, армянские источники — Шаваршан, некоторые сирийские — Берит. А Предание Западной Церкви утверждает, что апостол Иуда вообще окончил дни в Персии.

Интересно, что, по сведениям Евсевия Кесарийского, дело апостола Иуды продолжили его внуки. Они исповедали веру во Христа перед римским императором Домицианом (81-96) — и, возможно, тоже пострадали: ведь последние годы правления Домициана омрачились гонениями на христиан.

Мощи апостола Иуды вот уже много веков покоятся в соборе святого Петра в Риме.

Краткое содержание и значение повести «Поучение детям» Владимира Мономаха

О произведении «Поучение детям»

Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.

В своем «Поучении» киевский князь рассказывает о причинах, побудивших его к написанию этого труда. По дороге к Волге он встретился с послами, которых направили к нему братья. Было предложено сообща идти на Ростиславовичей, но от князя последовал отказ. Из-за этого братья заранее отказали ему в помощи в случае начала войны. Чтобы вернуть душевный покой, он начал читать Псалтирь. Правитель глубоко чтил Священное Писание, хорошо его знал, и оно побудило его написать послание для потомков.

Читайте также:
Житие Димитрия Солунского - описание и история жизни, биография и чудеса святого

Главные герои

Произведение представляет собой описание жизни киевского князя и ряд его наставлений. Основным героем можно назвать самого автора, так как его труд автобиографический. Кроме этого, упоминается его убитый сын и брат правителя Олег Святославович.

Краткое содержание произведения

Мудрый правитель выражает надежду, что дети не посмеются над ним, но серьезно воспримут его труд и без лени будут работать над собой.

Будучи глубоко верующим человеком, князь все свои поучения связывает с христианскими добродетелями.

Он отмечает способы обрести Царствие Небесное, подчеркивает, что земная жизнь скоро заканчивается, и страшно предстать пред Судьей с нераскаянными грехами. Правитель призывает потомков много молиться при любом занятии, творить добро и следить за своими мыслями, чтобы и они были добрыми.

Князь говорил о нравственности, укоренении в православии и давал практические советы:

  • уважать старших;
  • быть благожелательным к младшим и ровесникам;
  • избегать плохих компаний;
  • стараться быть полезным людям, помогать всем нуждающимся;
  • жить по заповедям, не мстить, любить врагов, не роптать;
  • соблюдать на войне строгий порядок, не полагаясь на воевод;
  • во время междоусобиц всегда быть с оружием;
  • следить, чтобы слуги не вредили крестьянам;
  • любить жену, но не позволять ей властвовать над мужем.

Произведение представляет собой описание жизни киевского князя

Кроме работы над душой, речь идет о работе над разумом. Князь говорит о своем отце, знавшем пять языков, и призывает молодое поколение стремиться к знаниям, не пренебрегать возможностью учиться, прилагать усилия для этого.

Наставления подкрепляются описанием собственной жизни князя с той поры, когда он в тринадцатилетнем возрасте начал жить самостоятельно. Автор рассказывает о своих походах, убитых врагах, об охоте и домашнем хозяйстве, так как он не перекладывал все на слуг, не оставался праздным и всегда находил себе дело. Он подчеркивает, что не хвалится своими достижениями, а славит Господа, без которого ничего не возможно.

Прислушиваясь к словам своего сына, крестным отцом которого являлся брат князя Олег, Владимир Мономах написал письмо своему брату. В битве с Олегом князь потерял сына, но все равно призывает к миру. Автор говорил о поисках мира для России путем добра, соблюдения родства и невозможности достичь лучшей жизни через вражду и насилие.

Видео «Поучение Владимира Мономаха – цитаты из произведения»

В этом видеоролике представлены важные постулаты повести.

Важные моменты повести

В произведении можно выделить ряд основных мыслей. Они затрагивают тему отношения к людям и личной нравственности человека.

Три важных добрых дела

Князь утверждал, что главное для спасения души – это слезы, покаяние и милостыня. Посты, отшельничество и даже монашество он отводил на второй план перед этими несложными трудами.

Автор продолжил поучение необходимостью покаяния и непрестанной молитвы, особенно Иисусовой. Также князь учил:

  • заботиться о нищих и убогих, кормить их;
  • быть справедливым к вдовам и сиротам, не давать их в обиду;
  • ни при каких обстоятельствах не убивать, даже если кажется, что человек того заслуживает;
  • не клясться Именем Божиим, не упоминать Бога всуе.

Вековая мудрость

Дальнейшие наставления можно свести к следующему перечню:

  • почитать духовенство, заботиться о его представителях;
  • искоренять гордыню, помнить о быстротечности земной жизни и лишь временном пользовании имеющимся;
  • старшего чтить как отца, младшего – как брата;
  • контролировать и придерживаться порядка дома и в походе самому, не надеясь на других;
  • самому расставлять стражников;
  • всегда иметь при себе оружие;
  • осматривать свои земли и пресекать бесчинство.

Наставления киевского князя потомкам

Евангельские наставления

Путешествуя, остановившись на отдых, нужно подать милостыню нуждающимся тех мест. Гостя следует чтить несмотря на его материальный достаток. Если нет возможности что-то ему подарить, нужно его накормить. Так составляется молва о человеке – злом или добром. Больных родственников нужно посещать, усопших – провожать достойно. В общении с людьми быть приветливым, не скупиться на добрые слова.

Князь Владимир Мономах был мудрым и справедливым правителем, богобоязненным православным человеком. Его поучения особенно актуальны в наши дни безверия и непонимания евангельских ценностей. Чтобы понять всю полноту рассматриваемого труда, стоит прочесть его полностью.

Читайте также:
Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Краткое содержание «Поучение Владимира Мономаха»

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1107.

О произведении

«Поучение Владимира Мономаха» по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как «Поучение детям».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Поучения Владимира Мономаха» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.

Главные герои

  • Князь Владимир – русский князь, мудрый правитель, оставивший послание будущим поколениям.

Краткое содержание

В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова и «не станет лениться, а будет трудиться» . Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка» , то не стоит его осуждать.

Князь Владимир описывает, как на решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне» . Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, старшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям. Князь напоминает, что все люди грешны и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами — удивительным разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется» .

Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казни виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души» . Говоря что-то, «дурное или хорошее» , не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу» , и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

Заключение

«Поучение…», возраст которого насчитывает не одну сотню лет, остается актуальным и по сей день. Основные советы великого князя заставляют задуматься и по-новому взглянуть на свою жизнь.

После ознакомления с кратким пересказом «Поучения Владимира Мономаха» рекомендуем прочесть литературный памятник в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Поучение . Владимира Мономаха

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Читайте также:
Феодор Тирон - житие и биография, почитание и чудо, дни памяти, труды

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещён его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мёртвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: