Житие святого Николая Чудотворца Мирликийского – полное жизнеописание и история святителя

Житие святого Николая Чудотворца Мирликийского – полное жизнеописание и история святителя

Николай Чудотворец: полная история жизни, чудес и святости

«Благословите, братия, про чудо сказать,

про чудо Святителя Миколы,

про Святителя Миколу Чудотворца»

Величие чудесных явлений и знамений Угодника Божия Николая было причиной того, что уже с самых ранних пор (с V в.) появились жизнеописания его, число которых с течением времени увеличивалось. С XI века «Жития св. Николая» переходят к нам в Россию и появляются главным образом в двух редакциях: в рукописных списках и сборниках. В последнее время и в нашей агиографической литературе появились опыты критического отношения к существовавшим изложениям жизни Святителя Николая.

Предлагаемое читателям «Житие Святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца», следуя «Житию» его по изложению св. Димитрия Ростовского, проверено и пополнено всеми, по возможности, сведениями, какие только возможно было собрать у церковных писателей. Кроме того, жизнь его представлена здесь в связи с теми великими событиями, при которых жил и действовал Святитель Николай. Эти события необходимо влияли на жизнь и деятельность Божия Угодника и отражались на ней более или менее заметно, и поэтому современные писания о них не только поверяют и поясняют, но отчасти и пополняют скудные сведения о той или иной поре жизни великого Чудотворца.

Блаженная кончина Святителя Николая произошла в Мирах Ликийских. Но честные его мощи оставались здесь только до конца XI в., когда они, по воле Божией, были перенесены в италийский город Бари. Перенесение честных мощей Святителя Николая в Бар-град с непосредственно предшествовавшими и следовавшими за ним событиями составляет поэтому предмет второго раздела «Жития».

Ввиду несомненного интереса, который представляют для христианина Мирликийская церковь, где первоначально были погребены мощи св. Николая, и Барградская церковь, в которой они находятся в настоящее время, мы поместили рассказы об этих дорогих для христиан достопримечательностях и наших русских путешественников к святым местам.

По милости Божией пастырская деятельность св. Николая не закончилась праведным успением его в Мирах Ликийских, а чудесно прославилась по всем почти следовавшим векам на пространстве Православной Церкви.

Вместо предисловия ко второй части настоящего труда, в качестве составителя ее, считаю нужным заметить со своей стороны следующее.

Потребность в подобном предпринятом нами подробном сборнике сведений о Святителе Николае давно уже назрела в нашем обществе и требует удовлетворения. С разных сторон давно уже слышатся запросы о цельном и полном исследовании об Угоднике Божием, искони столь славном и почитаемом в нашем отечестве. Поэтому, когда я увидел, что располагаю уже довольно обширным запасом сведений о Чудотворце, хотя еще и не совершенно законченным, я решил на время остановиться и окончить свою работу, хотя и из того неполного, что я имел. Меня подкрепляла в моем решении мысль, что и в том, что даст моя работа в настоящем своем виде, она крайне своевременна, полезна и даже необходима. Я думал, что если и выйдет односторонне обработанным мое исследование, то – во-первых – этим оно не лишает меня возможности продолжать далее свои изыскания и впоследствии дополнить и обработать свой труд совершенно. Во-вторых – православные читатели, которым главным образом посвящается это исследование, легко извлекут из него и в таком виде все потребное для их души, ума и сердца. Религиозному сознанию русского народа и из предлагаемого будет видно все великое национальное, историческое значение славного Чудотворца для нашего отечества, и сердцу каждого благоговейного русского человека достаточно будет и сказанного для проникновения чувствами удивления, восторга, благодарности и любви к Святителю. Вместе с тем я надеялся, что и в таком виде мой труд представит во всей целостности если не всю сущность, то весь объем и путь исследования о великом Угоднике по отношению к его величайшему значению для нашей земли. Осмеливаюсь полагать, что, в соединении с первой половиной труда моего сотоварища, моя часть и в таком виде доставит почитателям Святителя если не все постоянное законченное здание литературного храма имени Чудотворца, то хотя весь план этого памятника, широко намеченный, и много материала.

Итак, основываясь на всем вышесказанном, прошу моих будущих читателей благосклонно извинить мне многие недостатки моего труда, все, иногда столь очевидное, в нем несоответствие между величием взятой на себя задачи и несовершенством ее исполнения.

В заключение считаю своим долгом выразить искреннюю свою признательность всем лицам, сочувственно отозвавшимся на мои запросы о их местных святынях имени Угодника и помогшим мне художественным и литературным материалом в моей работе, и особенно глубокочтимому профессору Н. В. Покровскому.

А. Вознесенский

Житие и чудеса Cвятителя Николая

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЧУДОТВОРЦА

Гонение на христиан Валериана. Рождение святого Николая до выступления на общественное служение

Около 16 веков прошло с тех пор, как жил на земле Святитель и Угодник Божий Николай, великий чудотворец, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие.

Промыслу Божию угодно было послать на землю Святителя Николая в одно из самых трудных для христианства времен. Третий век по Рождеству Христову, во второй половине которого он родился, был временем решительной борьбы христианства и язычества, когда окончательно должен был решиться вопрос – Христова ли вера заменит язычество, или же последнее останется несокрушимым и навсегда подавит христианство? Христианство, несомненно, превосходило уже разлагавшееся язычество своей внутренней силой, основанной на божественном учении Иисуса Христа и Его святых апостолов. Но на стороне язычества находилась в то время внешняя сила, которая всеми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное для нее христианство. Так, христианин считался преступником законов, врагом Римских богов и кесаря, язвой общества, которую всячески старались истребить. Ревностные язычники – римские императоры, – считая христианство погибелью для Римской империи, а христиан – самыми опасными ее врагами, устроили на них жестокие гонения, во время которых заставляли их отрекаться от Христа и поклоняться идолам и изображениям кесаря. Если же христиане не соглашались на это, их бросали в темницы и подвергали мучительнейшим пыткам – томили голодом и жаждой, били розгами, веревками и железными прутьями, жгли на огне. Если же и после всего этого они оставались непоколебимы в христианской вере, то их предавали не менее мучительной смерти – топили в реках, отдавали на растерзание диким зверям, сжигали в печах или на кострах. Невозможно перечислить все те жестокие мучения, которым подвергали раздраженные язычники ни в чем не повинных христиан! Одним из самых тяжелых гонений на христиан было гонение, предпринятое римским императором Валерианой. В 258 году по P. X. он издал эдикт, которым предписывались ужасные меры по отношению к христианам. По этому эдикту епископы, пресвитеры и диаконы умерщвлялись мечами; сенаторы и судьи лишались своих имуществ, а если и тогда оставались христианами, то также предавались казни; знатные женщины, по отобрании у них имущества, отправлялись в ссылку, все прочие христиане, закованные в цепи, осуждались на каторжные работы. Гонение это с особой силой пало на пастырей Церкви, и многие из них запечатлели свою веру мученической смертью. (Тогда святой Киприан в Карфагене пал под секирой, святой Лаврентий в Риме был испечен на железной решетке.)

Читайте также:
Житие Давида Гареджийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Но все усилия духа злобы поколебать Церковь, которую, по слову ее Божественного Основателя, никогда не в силах будут поколебать врата адовы (Мф 26:18), оказались тщетны. В то самое время, как лилась мученическая кровь пастырей Церкви, которая оказалась плодоносным семенем христианства, Господу угодно было на место их даровать Церкви нового ревностного защитника и поборника веры Христовой, Святителя Николая, которого Церковь достойно именует чудотворцем предивным, незаходимою звездою пресветлого Солнца, Божественным проповедником, человеком Божием, сосудом избранным, столпом и утверждением Церкви, предстателем и утешителем всех скорбящих(службы св. Николаю 19 декабря и 22 мая).

Житие святого Николая Чудотворца и как прикладываться к мощам, в чем помогает

Святой Николай Угодник или Чудотворец – это покровитель всех невинно осужденных, обездоленных и одиноких. Он помогал влюбленным сердцам встретиться, а потерявшимся – найти путь. В течение своей жизни Николай полностью был отдан Богу, нес это знание в люди и помогал им обретать веру. В настоящее время по всему миру отмечается день упокоения святого Николая 19 декабря.

Краткое жизнеописание

Святого Николая также называют Чудотворцем, Угодником и Мирликийским. Долгое время его жизнеописание путали с теской Пинарским, поэтому часть рукописей можно отнести к биографии одного или другого священнослужителя. С малых лет Николай Чудотворец хотел предаваться отшельническому образу жизни и молиться во благо всего человечества.

Но божественное провидение заставляло его двигаться дальше и помогать людям в поисках себя, просвещении. Чудотворцем его прозвали из-за действий, которые он совершал, благодаря искренним молитвам и глубокой вере в Бога. Существует мнение, что во время крещения будущий святитель смог простоять не менее 3 часов в святой воде без посторонней поддержки.

Происхождение

Николай Мирликийский был рожден в середине III века нашей эры в Патаре – малоазийской провинции того времени. Существуют расхождения насчет точного происхождения святого. Долгое время его биография была спутана с жизнеописанием другого святого, поэтому есть мнение, где родители святого – Феофан и Нонна. Доподлинно известно, что он был рожден в состоятельной и религиозной семье, поэтому с ранних лет интересовался Священным Писанием.

Житие и дияния

Святитель проводил в церкви большую часть своего времени – днем он изучал Священное Писание, посещал службы и общался со священнослужителями. Ночью он предавался молитвам и чтению книг. Больше всего его интересовало духовное познание. Такая самоотдача мальчика привлекла внимание церкви и Николай Патарский (по одному из мнений – приходившийся ему дядей) назначил его чтецом при храме, а после – пресвитером.

Другая версия гласит, что было дано чудесное знамение, и святого сразу возвели до статуса епископа Миры.

Пресвитер

По своей натуре Николай был полностью отдан Богу и пребывал в созидании наедине в молитвах. После принятия сана пресвитера он начал направлять и другие души во тьме к Господу. Вскоре епископ Патарский был отправлен в Палестину, а свою епархию оставил племяннику. Николай Мирликийский принял управление и смиренно выполнял обязанности своей паствы. После смерти его родителей все богатое наследство он передал нуждающимся.

Один из прихожан был беден. Его трое дочерей не могли выйти замуж, так как в то время без приданого девушки не могли вступить в брак. Поскольку денег у семьи не было, дочки стирали свои чулки самостоятельно и вывешивали над камином сушиться. В один из вечеров после службы Николай услышал плач отца и решил помочь семье. В каждый из чулок он положил горсть золотых монет. Этого хватило, чтобы каждая из дочерей прихожанина смогла выйти замуж.

Паломничество в Палестину

После возвращения епископа Патарского из Палестины Николай сам отправился в духовное странствие. Путь в Палестину пресвитер преодолевал на корабле. Существует несколько версий чудес, которые уже в то время творил Чудотворец:

  • предсказал начало шторма, который смог усмирить при помощи молитвы;
  • воскресил матроса, который упал с мачты, желая расправить паруса;
  • исцелил людей в портах, у которых приставал корабль;
  • подал утешение тем, кто скорбел об ушедших;
  • изгнал греховные мысли у тех, с кем довелось общаться.

В Палестине Николай поселился в Бейт-Джале, что под Вифлеемом. В настоящее время на месте поселения святого воздвигнут храм в его честь. По одной из версий он проживал в пещере, где теперь огорожено место поклонения. Во время жития в Палестине Николай пожелал помолиться ночью, но храм был закрыт.

Как только святой подошел к двери, замок упал, чтобы дать пресвитеру время для чтения молитв.

Святителю нравилось жить в Палестине. Днем он присутствовал на всех службах, а ночью общался с людьми и духовно просвещал их. Ему захотелось остаться там, чтобы всю жизнь предаваться уединению и лишь изредка помогать другим. Во сне Господь явился к священнику и велел возвращаться на родину, чтобы продолжать свой духовный путь. На следующее утро пресвитер собрался в дорогу.

Читайте также:
Флор и Лавр - житие и биография мучеников, труды и послания, чудеса и дни памяти

Отшельничество на Кипре

Существует мнение, что по пути в Ликию святой Николай вместе с преподобным Евтихием воздвиг Священный монастырь на месте прежнего языческого храма. Рукописи об этом были найдены близ самого священного здания.

Возвращение в Ликию

Святитель не хотел мирской суеты, поэтому не отправился в родные Патары, где его бы встречали с почестями. Вместо этого он поехал в Сионскую обитель, которую основал его дядя. Вскоре после этого Николай вновь услышал голос Господа во сне, который велел ему отправляться дальше и нести знание в люди. Святитель покинул братию. Путь его лежал в Миру, крупный город того времени. Святитель продолжал усердно молиться, ежедневно посещал церковь и помогал нуждающимся. Вскоре умер архиепископ Иоанн. Собрались верховные архиереи, чтобы выбрать ему преемника. Долгое время они совещались, выбирали, но единого решения не было.

Тогда во сне услышали они наставление: выбрать первого человека по имени Николай, который придет на служение в церковь. Старейший епископ отправился ко входу в храм в ожидании первого прихожанина, коим стал Николай Чудотворец. Как только епископ услышал его имя, тотчас привел к архиереям и объявил о новом архиепископе Ликийском. Здесь Николай провел большую часть своей жизни, наставляя людей на путь истинный в служении своей пастве.

Гонения Диоклетиана

Период 284-311 годов стал самым трудным для христианской церкви. Император Диоклетиан предавал гонениям всех священнослужителей православия, разрушал повсеместно церкви. Николай Чудотворец продолжал проповедовать Слово Божье, за что был заключен в темницу и предавался пыткам. Но даже в то врем он не переставал молиться. Вскоре, приемник императора Галерий прекратил гонения. Святитель был освобожден и смог снова занять свой пост.

Борьба с арианством

Одним из самых ярых еретиков того времени был Арий, который выступал против христианства в целом. В 325 году был собран Никейский собор, на котором решалась дальнейшая судьба Ария. Существует мнение, что на этом собрании присутствовал святой Николай и ревностно противился словам еретика. По другим данным он дал пощечину Арию, за что был заключен в темницу и лишен своих привилегий.

Но потом к старейшим епископам во сне пришел сам Иисус Христос, который передавал Евангелие Николаю. На следующий день Николая Угодника выпустили и восстановили все его привилегии. Однако доказательств этому в рукописях нет. Было только упоминание о святителе, который присутствовал на Арийском собрании, но был ли это Чудотворец – неизвестно.

Деятельность святителя после Собора

После Собора святой Николай возвратился к своей пастве и продолжал нести веру в люди. Он защищал оклеветанных и невинно осужденных, а также останавливал войны мирным словом. Так он услышал о надвигающейся битве между тремя воеводами. Святитель отправился в путь, чтобы остановить их. Воеводы его выслушали и приняли решение прекратить конфликт. После их возвращения на родину, царь отправил всех троих военных в темницу, поскольку прослышал о предательстве. Причиной этому был советник царя, который оклеветал воевод. Осужденные горячо молились о помощи Николая Чудотворца. В ту же ночь святой явился во сне к царю и велел отпустить оклеветанных. Царь не смел перечить и пересмотрел дело о казни воевод на следующее утро.

Смерть и канонизация

Святой Николай умер в 324 году от старости. Его тело сразу начало мироточить, поэтому паломники стали собираться у его мощей в Церкви Миры. Доподлинная дата канонизации Николая неизвестна.

Где и как похоронен

Мощи святого хранились в одноименной церкви до 11 века, когда часть из них перевезли венецианцы, а часть – барийцы.

На месте изначального захоронения долгое время стоял храм до начала природных бедствий.

Храм “Святого Николая”

В начале 20 веке было принято решение о возрождении храма, но до настоящего времени здание носило статус музея. В 2009 году группа паломников хотела провести в храме службу.

В 2010 году богослужение провел сам архиепископ.

Другой храм Святого Николая существует в городе Бари. Основной бюджет, который направлялся для возрождения церкви в Мире (Демре), пошел на реставрация этого здания. В 1914 году двери святыни были открыты для паломников.

Перенос мощей в итальянский город Барии и на остров Лидо

Мощи святого Николая интересовали итальянский народ, так как могли повысить престиж того города, в котором они бы оказались. Барийцы и венецианцы в 1087 году решили выкрасть мощи святого. Военные из Бари связали монахов и забрали 80% сохранившихся останков. Венецианцы прибыли в Миру на один день позже, поэтому забрали только 20% останков.

Установление праздника переноса мощей

Изначально празднование переноса мощей отмечалось только в Бари, так как остальные города не видели в этом положительного исхода. В начале 20 века день памяти стал отмечаться также в Русской Православной церкви. Праздник отмечается 9 мая.

Где хранятся мощи сегодня

По пути из Миры в Бари мощи св. Николая исцеляли больных и возвращали ясность разума, поэтому в храме ныне их сохранилось только 65%.

В данный момент они находятся в Церкви Николая Чудотворца в Бари.

Чудеса Николая Угодника

Николай Угодник или Чудотворец известен благодаря мудрым решениям и божественным поступкам, которые он совершал.

Налог на Ликию

Николай был мудрым архиепископом и творил чудеса благодаря своей смиренности и глубокой вере. Однажды на его паству царь наложил непомерный налог. Народ не мог оплачивать его в таком количестве. Люди начали жаловаться Николаю и горячо молиться, чтобы царь смилостивился над ними. В Ликии настал голод.

Отправился святитель к самому царю в Константинополь с просьбой о помиловании. Когда зашел святой в приемную, то не мог увидеть правителя – солнечный луч слепил архиепископа. Тогда Николай снял свою мантию и оставил висеть в воздухе, заслоняя мешающий свет. Он рассказал императору о несправедливом налоге, который был возложен на Ликию. Пораженный увиденным, царь сам надел мантию на святого и выписал указ о снятии налога с Ликии. Николай поблагодарил царя и вышел из приемной.

Святой был мудрым человеком и понимал, что в любом момент император может передумать. Поэтому было важно провозгласить указ как можно скорее. Николай запечатал указ в бутылке и отправил морем. Он горячо молился всю ночь, чтобы послание прибыло к утру. На следующий день один из епископов церкви увидел бутылку и прочел указ людям.

Читайте также:
Парфений Киевский - житие и биография старца, молитвы и труды, дни памяти и почитание

В это время придворные убедили царя, что налог не нужно было отменять совсем, но оставить минимальный. Император поддался влиянию их рассуждений и попросил Николая вернуть указ. Но святой признался, что в Ликии его уже обнародовали. Когда царь выяснил, что это правда, то извинился перед святителем и больше никогда не имел претензий к Ликийской земле.

Ликея и голод

В начале 4 века на Ликию напал страшный голод – из-за сильной засухи пшеница и зерновые культуры не взошли. Люди остались без еды. Тогда Николай во сне в облике ангела явился капитану проплывающего торгового корабля. Святой сказал, что купит весь хлеб, который везет торговец и заплатит прямо сейчас золотом. Проснувшись, капитан обнаружил у себя в руке мешок с деньгами. Он повернул корабль к берегам Ликии и раздал людям весь хлеб, который был у него в трюме.

После зимы того же года Ликия снова голодала. Проплывающие торговцы имели большое количество хлеба на корабле, но они везли его в Константинополь и обязательно должны были доставить товар. Николай предложил им сгрузить ровно 1 тонну хлеба. Взамен он обещал избавить торговцев от наказания за недовес, так как в порту их не смогут обвинить в этом. Когда торговцы прибыли в Константинополь, то обнаружили, что все трюмы забиты полностью.

О чем можно просить святого

Николай Чудотворец помогает:

  1. Путешественникам.
  2. Юным девушкам выйти замуж.
  3. Невинно осужденным.
  4. Неверующим в обретении веры.
  5. Оклеветанным.

Даты праздников

Католическая и православная церкви отмечают праздники cвятого Николая в разные дни.

Прибытие мощей в Барию

9 мая в Бари прибыли мощи святого Николая. Этот день является государственным праздником в Италии, многие паломники приезжают к мощам, чтобы произнести слова молитвы и попросить Николая помочь в жизненных трудностях. В Русской Православной Церкви этот день празднуется 22 мая.

День рождения

Рождество Николая Чудотворца приходится на 11 августа. Празднование не приобрело широкой известности, так как было внедрено недавно – в 2004 году.

День смерти

День успения Николая Чудотворца принято отмечать 19 декабря во многих странах мира. В этот день родители кладут детям под подушку подарок, так же, как святитель однажды спас девушек от нищеты, бросив им золото в чулки.

Как правильно прикладываться к мощам

Точных правил на счет того, как правильно прикладываться к мощам, не существует. Разрешено:

  • прикладываться лбом;
  • целовать саркофаг;
  • молиться рядом.

В это время очень важно быть искренним перед собой и Богом, просить Николая о помощи. Важно помнить, что святого просят, но покланяться могут только Господу.

Тексты молитв

Во время молитвы можно просить Николая Чудотворца помочь:

  • с проблемами в здоровье;
  • изменить предначертанные тягости;
  • поддержать при принятии важных деловых решений;
  • в продвижении на работе;
  • об умиротворении после смерти дорогих людей;
  • в исцелении души;
  • спастись от одиночества;
  • удачно выйти замуж;
  • обрести любовь.

Документы

Доподлинная биография святого Николая издана не была, так как в существующих данных переплетены писания о Мирликийском и Пинарском деятелях. В следующих документах был упомянут Николай Чудотворец:

  • сказания Метафраста от 1720 года. Были найдены Фалаконием. Авторства патриарха Мефодия;
  • “Четии-Минеи” от святого Д. Ростовского. Содержит сокращения сказания Метафраста (описания жизни обоих Николаев в одном лице);
  • сказания о Николае Мирликийском из монастыря св. Саввы и Синайского храма;
  • житие Николая Пинарского и Мирликийского от Антонина-Капустина.

I ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА

I

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА НИКОЛАЯ,

АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА

ГЛАВА I

Гонение на христиан при императоре Валериане. — Рождение святого Николая и его жизнь до вступления на общественное служение.

Радуйся, от утробы

Радуйся, рождением свои

Радуйся, силу душевную

абие по рождестве явивый.

Около шестнадцати веков прошло с тех пор, как жил и подвизался на земле святитель и Угодник Божий Николай, великий Чудотворец, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие. Промыслу Божию угодно было послать на землю святителя Николая Чудотворца в одно из самых трудных для христианства времен. Третий век по

Рождестве Христовом, во второй половине которого он родился, был временем решительной борьбы язычества с христианством, и тогда же должен был окончательно решиться вопрос: или Христова вера сменит язычество, или же последнее останется несокрушимым и навсегда подавит христианство? Истинная вера, несомненно, превосходила разлагавшееся язычество своей внутренней силой, основанной на Божественном учении Иисуса Христа и Его святых апостолов. Но на стороне последнего находилась в то время внешняя сила, которая всеми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное для нее христианство. Так, христианин считался преступником законов, врагом римских богов и кесаря, язвой общества, которую всячески старались истребить. Ревностные язычники — римские императоры, считая христианство погибелью для Римской империи, а христиан самыми опасными ее врагами, поднимали на них жестокие гонения, во время которых заставляли их отрекаться от Христа, поклоняться идолам и изображению кесаря и воскурять перед ними фимиам. Если же они не соглашались на это, то их ввергали в темницы и подвергали мучительнейшим пыткам — томили голодом и жаждой, били розгами, веревками и железными прутьями, жгли их тела огнем. Если же и после всего этого они оставались непоколебимы в христианской вере, то их предавали не менее мучительной смерти — топили в реках, отдавали на растерзание диким зверям, сжигали в печах или на кострах.

Невозможно перечислить все те жестокие мучения, которым подвергали раздраженные язычники ни в чем не повинных христиан! Одним из самых тяжелых гонений на христиан было гонение, предпринятое римским императором Валерианом(1). В 258 году по Рождестве Христовом он издал эдикт, которым предписывались ужасные меры по отношению к христианам. По этому эдикту епископы, пресвитеры и диаконы умерщвлялись мечами; сенаторы и судьи лишались своих имуществ, а если и тогда оставались христианами, то также предавались казни; знатные женщины по отобрании у них имуществ отправлялись в ссылку, все прочие христиане, закованные в цепи, осуждались на каторжные работы. Гонение это с особой силой пало на пастырей Церкви, и многие из них запечатлели свою веру мученической смертью. (Тогда святой Киприан в Карфагене пал под секирой, а святой Лаврентий в Риме был сожжен на железной решетке.)

Читайте также:
Феофан Грек: биография и работы иконописца, творчество и труды

(1)Валериан был наказан по заслугам за мучения, которые претерпевали от него христиане. Во время войны с персами он попал в плен и до самой смерти своей служил подставкой Caпopy, царю Персидскому, когда тот садился на коня, а по смерти сняли с него кожу и царь поставил ее между своими трофеями.

Но все усилия духа злобы поколебать Церковь, которую, по слову ее Божественного Основателя, никогда не в силах будут поколебать врата адовы (ср.: Мф. 16, 18), оказались тщетными. В то самое время, как лилась мученическая кровь пастырей Церкви, которая оказалась плодоносным семенем христианства, Господу угодно было на место их даровать Церкви нового ревностного защитника и поборника веры Христовой, святителя Николая, которого Церковь достойно именует Чудотворцем предивным, незаходимой звездой пресветлого Солнца, божественным проповедником, человеком Божиим, сосудом избранным, столпом и утверждением Церкви, предстателем и утешителем всех скорбящих (службы святителю Николаю 6 декабря и 9 мая).

Родители святого Николая Чудотворца — Феофан и Нонна — жили в городе Патары, в древней Ликии, входившей в состав Малой Азии (нынешней Анатолии).

Они происходили из благородного рода, были весьма зажиточны и, как благочестивые христиане, отличались добропорядочной жизнью, милосердием к бедным и усердием к Богу. Господу угодно было послать им, подобно праведным Захарии и Елизавете — родителям Иоанна Крестителя, и многим другим ветхозаветным святым, тяжелое испытание: они, старея в честном браке, не имели детей. Бесчадие сильно огорчало их, и они не переставали усердно молиться Господу о даровании им сына, причем дали обет посвятить его на служение Господу. Усердная молитва праведников была услышана. Нонна родила сына, которому при крещении было дано христианское имя Николай, что означает «побеждающий народ». Само имя, данное великому Угоднику Божию, указывало на то, что ему в своей жизни много придется победить людской злобы. Святой Николай стал долгожданным и единственным ребенком своих благочестивых родителей.

Уже в первые дни своего младенчества святой Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время совершения Таинства святого крещения он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов: этим трехчасовым стоянием в купели великий младенец, по словам святителя Димитрия Ростовского, предзнаменовал свою будущую веру в Святую Троицу, которую он ревностно защищал в продолжение всей своей жизни. С первых же дней своего младенчества святой Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой и остался верен до самой своей смерти. При кормлении грудью, по преданию, он принимал молоко только из правой груди своей матери, а по средам и пятницам воздерживался даже и от этой пищи и вкушал ее только однажды, по совершении обычного древним христианам правила. Такое необычайное поведение святого Николая в детском возрасте показывало его родителям, что из него выйдет великий Угодник Божий. Поэтому они обратили особенное внимание на его воспитание и, будучи благочестивыми христианами, и сыну своему, прежде всего, постарались внушить истины христианства и направить его на праведную жизнь. Старания родителей увенчались полным успехом. Добрые семена, которые они сеяли в душе своего сына, пали на плодородную почву и принесли обильные плоды. Благодаря богатым природным дарованиям отрок, руководимый Святым Духом, в скором времени настолько постиг книжную мудрость, насколько необходима она была, по словам святителя Димитрия Ростовского, «доброму кормчему Христова корабля и искусному пастырю словесных овец». (Существует предание, что, когда родители Николая не знали, кого выбрать им в учителя своему сыну, отрок Николай, по Руководству Святого Духа, по складам назвал имя того Учителя, который должен был обучать его грамоте.)

Успевая в книжном обучении, отрок Николай столько же успевал и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые, ни к чему доброму не ведущие беседы его сверстников. Столь заразительный пример товарищества, ведущий к чему-либо худому, для него был чужд. Избегая судных и греховных развлечений, отрок и юноша Николай отличался примерным целомудрием и не только избегал всяких нечистых помыслов по отношению к женщинам но, как строгий подвижник, избегал самого общества женщин, не говорил с ними и старался не глядеть им в лицо, боясь соблазна и твердо памятуя слова Спасителя, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28)

Почти все время юный Николай проводил в чтении Священного Писания, подвигах поста и молитвы, уже в юности приготовляя из себя храм Божий, в котором беспрепятственно мог бы обитать Дух Святой. К дому Божию святой Николай питал особую сильную любовь, проводил там иногда целые дни и ночи в чтении божественных книг и богомысленной молитве. Вообще, в своей юности святой Николай достиг такого успеха в добродетельной жизни, что его не беспокоили никакие свойственные этом возрасту греховные страсти: казалось, это был не юноша, а старец, отрешившийся от всего земного и всецело посвятивший себя на служение Богу.

Читайте также

В день перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских

В день перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Великий святитель Божий Николай, которого вы все так любите, жил в IV-м веке по Рождестве Христовом и в том же веке почил.Его святое тело 700 лет пребывало в земле в Мирах Ликийских, где он

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского Святителя Христова Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая пред Богом, возрастила страна Ликийская. Он родился в городе Патаре [1]. Родители его, Феофан и Нонна, были люди

Читайте также:
Житие Василия Блаженного - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Поучение 2-е. Перенесение честных мощей святителя и чудотворца Николая (Жизнь святителя Николая есть правило веры, образ кротости и учит воздержанию)

Поучение 2-е. Перенесение честных мощей святителя и чудотворца Николая (Жизнь святителя Николая есть правило веры, образ кротости и учит воздержанию) I. Ныне ублажаемый в церковных песнопениях и чтениях святитель Христов Николай родился в Ликийском городе Патаре, и в юных

Поучение 4-е. Перенесение мощей святителя Христова и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (Верование Церкви в ходатайство святых есть несомненная истина)

Поучение 4-е. Перенесение мощей святителя Христова и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (Верование Церкви в ходатайство святых есть несомненная истина) I. Ныне у нас праздник перенесения мощей святителя Христова и чудотворца Николая из Ликийского города Мир,

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского Святителя Христова Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая пред Богом, возрастила страна Ликийская. Он родился в городе Патаре [1]. Родители его, Феофан и Нонна, были люди

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского Святитель Николай – один из самых любимых и почитаемых святых во всем мире. В его заступничество и поддержку верят не только христиане, но даже иноверцы. Добрый пастырь, скорый в помощи, ревностный

История перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари

История перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов,

СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА.

СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА. 6 декабряЕсли изволит настоятель, творим бдение.На Малой вечернеНа Господи воззвах, стихиры на 4, глас 4Мvром божественным помазала / божественная благодать Духа / тебя, граждан Мvр Ликийских предстоятеля, / и мvром

ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА

ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА Месяца декабря в 6–й день.Аще хощет настоятель, творит бдение.На малой вечерни,на Господи воззвах, стихиры на 4, глас 4.Подобен: Я?ко до?бля:Мv?ром Боже?ственным тя пома?за Боже?ственная благода?ть Ду?ха,

СЛОВО В ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ

СЛОВО В ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ Великий святитель Божий Николай, которого вы все так любите, жил в IV-м веке по Рождестве Христовом и в том же веке почил.Его святое тело 700 лет пребывало в земле в Мирах Ликийских, где он

Рождение святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

Рождение святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца Святитель Николай родился во второй половине III века в г. Патаре в Малой Азии (ныне территория Турции). Родители его Феофан и Нонна были благочестивыми христианами.До глубокой старости они не имели детей

Отеческая любовь святителя Николая Чудотворца

Отеческая любовь святителя Николая Чудотворца Святителю Божий, Николае Чудотворче! Не в Мирах Ликийских только, но и во всем мире, во всей вселенной имя Твое, как миро излиянное, повсюду благоухает ароматами полных любви деяний Твоих, и красуется Тобою Церковь Божия, яко

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА 6/19 декабря

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА 6/19 декабря Святитель Николай, Никола-угодник, Николай-чудотворец, как любовно называют его верующие в самых разных уголках России, с давних пор является одним из самых почитаемых святых на Руси.Святой

19 декабря – День Святителя Николая Чудотворца

19 декабря – День Святителя Николая Чудотворца 19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День Святителя Николая Чудотворца.Святитель Николай (Николай Угодник; Николай Чудотворец; ок. 270 – ок. 345) – христианский святой, архиепископ Мир Ликийских(Византия).

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского Святителя Христова Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая пред Богом, возрастила страна Ликийская. Он родился в городе Патаре[262]. Родители его, Феофан и Нонна, были люди

Николай Чудотворец. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 мая в Москву из Бари (Италия) привезены мощи святителя Николая Чудотворца – одного из самых почитаемых христианских святых.

До 12 июля мощи будут находиться в Москве в храме Христа Спасителя, затем до 28 июля их разместят в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.

Жития, источники

Древнейшим текстом, где упоминается Николай Чудотворец, являются “Деяния о стратилатах” (IV век). Основное житие Николая Чудотворца в греческой (православной) традиции было составлено Симеоном Метафрастом в X веке. В нем, согласно предположениям историков, могли быть соединены детали жизни двух христианских епископов, живших в Малой Азии в III-IV и VI веках.

Всего существует несколько десятков житий и описаний чудес, совершенных святым Николаем.

Жизнеописание

Николай Чудотворец (также Николай Угодник, Николай Мирликийский), согласно христианским жизнеописаниям, родился в г. Патары в древнеримской провинции Памфилия (ныне – территория Турции, провинция Анталья). Точные даты его жизни неизвестны, предположительно, он родился в 270 г.

Родителями Николая были христиане, с молодости он изучал Священное писание. Впоследствии его дядя – епископ Патарский – возвел племянника в сан священника.

В конце III века Николай совершил паломничество в египетскую Александрию, затем – в Палестину. Считается, что во время одного из путешествий в Египет совершил чудо: воскресил моряка, который упал с мачты. По другим преданиям – он молитвой спас судно от крушения.

Около 300 г. стал епископом города Миры (Ликия, ныне – Демра, провинция Анталья, Турция). В период правления императора Диоклетиана (284-305), который подвергал христиан гонениям, Николай был заключен в тюрьму, впоследствии освобожден. Согласно некоторым из житий, участвовал в I Вселенском соборе в Никее (325), во время которого “ударил по щеке” Ария, основателя ереси арианства. За это был осужден на соборе, но избежал наказания. Будучи епископом, прославился благотворительностью, заступничеством за осужденных на смертную казнь и т. д.

Скончался, предположительно, в 345-351 гг. в г. Миры. В православной церкви память святого отмечается 19 (6 – по юлианскому календарю) декабря и 22 (9) мая.

Читайте также:
Житие великомученицы Екатерины - описание и история жизни, чудеса, праздники и дни памяти святой

Мощи Николая Чудотворца хранились в г. Миры в небольшой церкви. В начале 1080-х гг. город был захвачен турками-сельджуками, которые не тронули греческих монахов, служивших в церкви, но ограничили паломничество. В 1087 г. норманнские пираты перевезли основную часть мощей в итальянский город Бари, где они и хранятся в настоящее время в базилике Святого Николая.

Часть мощей (частицы скелета и одежды), оставшаяся в Мирах, в 1099-1101 гг. была вывезена в Венецию, ныне находится в церкви Святого Николая на острове Лидо. В 1957 и 1987 гг. экспертизы образцов мощей, хранящихся в Бари и Венеции, показали, что они принадлежат одному человеку. Мелкие частицы мощей также имеются в десятках католических и православных церквей в разных странах мира, в частности – в Свято-Даниловском монастыре (Москва), Свято-Никольских монастырях в Саратове, Старой Ладоге (Ленинградская обл.), Переславле-Залесском (Ярославская обл.), Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге и др.

Почитание

Вскоре после смерти Николай Чудотворец начал почитаться как святой (точная дата канонизации неизвестна) и остается одним из самых значимых христианских подвижников в православной, католической, лютеранской и древновосточных церквях.

Считается, что после смерти его тело начало источать благовония, после чего стало объектом паломничества. Распространены сообщения о посмертных чудесах Николая Мирликийского, совершенных после молитвы его иконам и т. д. Известен как заступник бедных, покровитель мореплавателей и путешественников. В России Николай Чудотворец является одним из наиболее почитаемых святых. Уже в конце XI века в русском церковном календаре отмечался не только день его погребения в декабре, но и память перенесения мощей в Бари в мае.

Итальянский путешественник Николай Веронский, побывавший в XVI веке в России, отмечал, что у русских святой Николай считается “покровителем Отечества”. Памяти Николая Чудотворца в России посвящено множество храмов и монастырей (больше – только Богородице).

В житиях часто упоминается, что Николай Святитель дарил подарки и помогал детям-беднякам. В католических странах с XIX века он стал прообразом Санта-Клауса, фольклорного персонажа, который дарит детям подарки на Рождество.

Иконография

Самое раннее сохранившееся изображение Николая Чудотворца – на створке триптиха, хранящегося в монастыре Святой Екатерины на Синае (Египет). В иконографии облик святого сложился к XI веку: обычно он изображается с короткой бородой и округлым лбом, в облачении митрополита, в руку ему помещают закрытое Евангелие. Старейшее изображение в древнерусском искусстве – алтарная мозаика и фрески в Софийском соборе в Киеве (1-я половина XI века).

Исповедь

Блаженный Августин Гиппонский. Исповедь / Пер. с лат. М. Сергеенко; Предисл. иером. Симеона (Томачинского). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 528 с. — (Серия «Духовная сокровищница»).

«Исповедь» блаженного Августина Гиппонского на многие века стала незаменимым путеводителем для всех душ, ищущих Бога. В этом классическом произведении великого учителя Церкви переплелись автобиография, мемуары, философские трактаты, литературная критика, экзегетические штудии — все это в форме вдохновенной молитвы к Богу. Искренне и горячо, с темпераментом африканца, блаженный Августин рассказывает о самом главном в своей жизни.

«Исповедь горячего сердца»

Ее можно перечитывать бесконечно. Возможно, эта книга — лучшее, написанное когда-либо смертным.

В «Исповеди» блаженного Августина — метания и поиски всего человечества, извилистые земные дороги, страдания души, ищущей Бога, — она переворачивается, бедная, с боку на бок, везде жестко.

Прошло 16 веков, но книга читается как будто написанная вчера; доказательством тому сравнительно недавнее обращение под влиянием «Исповеди» Августина известного актера Жерара Депардье, который впоследствии ездил по всему миру с публичными чтениями книги. Причем «Исповедь» доступна как для далеких от Церкви людей, так и для «продвинутых пользователей», как для невзыскательного читателя, так и для утонченного интеллектуала. Недаром ее проходят и в светских университетах — как шедевр мировой литературы, и в семинариях — как святоотеческий труд…

«Мы должны отнести его к числу тех редких людей, отмеченных сияющей печатью гения, которые несут миру новое слово и рождаются не в каждом тысячелетии», — говорит о блаженном Августине профессор Московской духовной академии Иван Васильевич Попов, ныне прославленный в лике святых как мученик Иоанн [1] .

Другой известный патролог и историк Церкви Ярослав Пеликан в своем труде «Христианская традиция» пишет о блж. Августине так: «Нет, наверное, ни одного христианского богослова, историческое значение которого могло бы сравниться с его значением… Он был универсальным гением» [2] .

Не менее восторженно отзываются о нем и писатели.

Так, Петрарка замечает: «С Августином, конечно, сравниться не может, по-моему, ни один человек; ведь если в его изобильный талантами век ему, на мой взгляд, не было равных, кто сравнится с ним теперь? Слишком велик был во всех отношениях этот человек, слишком неподражаем» [3] .

К сожалению, среди православных порой встречается чуть ли не ритуальное дистанцирование от блаженного Августина, поскольку некоторые из его идей послужили основой для католических догматов, таких как Филиокве или учение о первородном грехе. Это преувеличение ошибок отца Церкви, действительных и мнимых, было подробно разобрано в замечательном исследовании иеромонаха Серафима (Роуза), посвященном блаженному Августину [4] . В своей работе отец Серафим показал всю меру почтения, которую воздает Гиппонскому святителю Православная Церковь. Отдельные мысли Августина по вопросам, еще не получившим в его время соборного решения, действительно не вполне соответствовали тем догматам, которые впоследствии были сформулированы на Вселенских Соборах. Однако это нисколько не умаляет заслуг человека, который именуется «учителем Церкви».

Иеромонах Серафим, очень любивший блаженного Августина, подчеркивает: «Без огня подлинной ревности и благочестия, открывающихся в «Исповеди», наша православная духовность — подделка и пародия» [5] . Сам отец Серафим ежегодно перечитывал «Исповедь», находя в ней все новые и новые источники для духовного преображения.

Блаженный Августин родился 13 ноября 354 года в Тагасте (ныне город Сук-Арас, недалеко от границы Алжира с Тунисом). Он получил прекрасное образование и стал преподавателем грамматики и риторики — сначала в родном городе, потом в Карфагене, Риме и, наконец, Медиолане, где и познакомился со святителем Амвросием Медиоланским.

Это была переходная эпоха — от античности к средневековью. Северная Африка, в то время провинция Римской империи, находилась на пересечении финикийско-греко-римского влияния, а Карфаген оспаривал у Александрии второе место после «Вечного города» по значению на мировой «шахматной доске». Именно в Северной Африке просияли такие великие христианские апологеты, как Тертуллиан, Лактанций, священномученик Киприан Карфагенский и другие.

Читайте также:
Матрона Анемнясевская: житие и мощи, день памяти, в чем помогает святая

Августин искренне и горячо, с темпераментом бербера, искал истину, к чему его особенно побудили сочинения Цицерона. Множество извилистых путей, среди которых и манихейская ересь, пришлось ему преодолеть, множество сомнений, колебаний и соблазнов пришлось ему отринуть, прежде чем Августин принял решение о том, чтобы стать христианином. Об истории души, ищущей и наконец обретающей Бога, и повествует его «Исповедь». Эта книга, написанная по просьбе святителя Павлина Милостивого, стоит у истоков жанра автобиографии.

В 391 году его рукополагают в священника в приморском городе Гиппон (ныне Аннаба, в Алжире), а через несколько лет он становится епископом этого города.

Все эти годы, до самой смерти, он вел монашескую жизнь, не имея никакой собственности, но всего себя вверяя трудам церковного управления, не забывая при этом и своих ученых изысканий.

Блаженный Августин отошел ко Господу в 430 году, когда Гиппон осаждали вандалы. Его память Православная Церковь празднует 28 июня (15 июня по старому стилю).

Творческое наследие блаженного Августина представляет собой около 100 работ, среди которых есть такие фундаментальные труды, как трактат «О Граде Божием» (De Civitate Dei) в 5 томах. Многие из них до сих пор не переведены на русский язык.

Однако «Исповеди» в этом отношении повезло. Ее первые переводы появились еще в XVIII веке, с тех пор книга «Confessiones» переводилась неоднократно. Но самым лучшим переводом, несомненно, стал труд известного ученого Марии Ефимовны Сергеенко (1891–1987), выполненный во время блокады Ленинграда. Впервые этот перевод был опубликован в «Богословских трудах» в 1978 году.

Необходимо отметить, что библейские цитаты и аллюзии, которые органично вплетаются в ткань «Исповеди», используются блаженным Августином не по каноническому латинскому тексту («Вульгата» блаженного Иеронима тогда была еще в процессе создания), а либо по более древней версии Писания — «Итале», либо в его собственном переводе, либо просто по памяти, в пересказе. Именно поэтому русский переводчик, стремясь максимально точно передать смысл каждой фразы, не стал искусственно подгонять все подобные реминисценции к тексту Синодального перевода Библии (да это и вряд ли было осуществимо).

Благодаря такому подходу русская версия «Исповеди» сохранила как букву, так и дух оригинала.

Можно только позавидовать тем, кто впервые открывает для себя эту книгу…

Исповедь Аврелия Августина

«Исповедь», которую епископ Августин Аврелий в конце IV в., является одним из основных богословских трудов, лежащих в основе христианской догматики. Многие его мысли и сегодня заставляют людей открывать свои сердца для света истинной Веры. Этот труд не оставляет равнодушным и людей отрицающих религию, которые считают его образцом автобиографических произведений.

Об авторе

В сложное время на стыке античной эпохи и Средневековья жил святой Августин. Это обстоятельство оказало влияние на формирование его личности и взглядов на окружающий мир.

Биография

В 354 г. в североафриканском городе Тагасте в знатной семье родился сын. Мальчика родители назвали Августин Аврелий. Его отец — Патриций — был мелким землевладельцем. К укрепляющему свои позиции христианству он относился безразлично, приняв его только на смертном одре под влиянием супруги.

Мать, которую звали Моника, всю жизнь исповедовала христианство. Она старалась жить по заветам Господа и мечтала разделить свои мысли с сыном. При этом мудрая женщина не склоняла сына к Крещению. Получив хорошее домашнее образование, Августин отправляется для продолжения учёбы в Мадавру, а затем в древний Карфаген.

В возрасте 20 лет, прочитав труды Цицерон, молодой человек начал изучать философию. Одновременно с этим от начал преподавать риторики в учебных заведениях Северной Африки. В это время будущий богослов увлекся учение манихеев, которому посвятил 10 лет своей жизни. Разочаровавшись в манихеях, Аврелий отправляется в метрополию, чтобы найти учительскую должность.

В Медиолоане (Милане) он получил должность ритора. Под влиянием святителя Амвросия Медиоланского Августин принимает идеи раннего христианства. В 386 году он принимает Крещение и возвращается в Тагасту, где образует небольшую монашескую общину, живущую по строгим законам аскезы.

В 396 году Августин Аврелий принимает должность епископа города Гиппон. Этот пост он занимал в течение 35 лет до смерти. На епископской кафедре он много времени уделял учительству, проповедям и борьбе с ересями и лжеучениями.

На основе полемики с манихеями, донатистами и пелагианами богослов написал труд «О ересях». Епископ Августин Аврелий Гиппонский умер в глубокой старости в 430 г. во время осады города вандалами.

Философские взгляды

Мировоззрение Августина сформировались под влиянием философских учений Античности и раннехристианских идей. Основные положения его философских взглядов формулируются следующим образом:

  1. Бог — сверхъестественное существо, которое не зависит от людей и сотворенного им мира. Господь постоянно опекает созданный им мир и каждое существо. Он не меняется в течение времени, так как стоит над ним.
  2. Материальный мир и время были созданы одновременно. При этом время существует только в реальности в душе каждого человека.
  3. Душа — бессмертная сущность, которой свойственна воля, разум и память. Воля, которой человека наделил Создатель, позволяет стремиться к знаниям и Вере. Глубокие знания может получить только верующий человек, так как носителем абсолютной истины является Бог, посылающий своим детям озарение.
  4. Свобода человека ограничена Божественной благодатью. Бог контролирует и направляет жизнь человечества, так как оно не смогло воспользоваться даром свободы.
  5. Зло — это не самостоятельное явление. Оно появилось из-за уменьшения количества добра в мире.

Творчество

Августин Аврелий не только богослов и философ, но и талантливый писатель. В его литературное наследие входят несколько десятков трудов. Творческий путь автора можно разделить на три этапа, в которых чётко прослеживается последовательное формирование его мировоззрения.

Труды, написанные в 386-395 гг., создавались под влиянием античных идей. В них религиозные понятия рассматриваются сквозь призму античного мышления. В этот период были написаны следующие работы:

  1. «О жизни блаженной» рассказывает о крае блаженной жизни, в который попадут познавшие Господа люди. Сделать это можно, достигнув уровня умиротворенной мудрости.
  2. «О музыке» — трактат, раскрывающий вопросы античного стихосложения. Также автор даёт подробное определение понятию музыки.
Читайте также:
Христофор Псеглавец: житие и биография святого, мощи, почитание и дни памяти

Труды 395-410 гг. иллюстрирует путь религиозных исканий Августина. Он рассматривает религиозно- церковные вопросы.

  1. «О различных вопросах Симплициану» содержит теорию воздействия на человека божественной благодати.
  2. «Исповедь» — автобиографический труд, содержащий сведения о жизни Августина и основные постулат его философских взглядов.

Труды последнего творческого этапа (410-430 гг.) посвящены вопросам мироздания и конца света. В труде «О Граде Божьем» сформирована идея теократии, рассмотрен процесс мировой истории.

Интересно: первые переводы произведений Августина Аврелия появились в России в конце XVIII в. Самый популярный современный вариант трактата «Исповедь» создан в годы Великой Отечественной войны профессором М.Е.Сергеенко. Она переводила текст автора полностью, включая его перевод библейских цитат.

«Исповедь»

Главным трудом Августина Аврелия считается «Исповедь». Он содержит рассказ о сложном жизненном пути и формировании философско-религиозных взглядов автора.

История написания

В 398 г. святитель Павлин Ноланский попросил известного проповедник и Богослова написать автобиографию. В «Исповеди» отражены не только факты личной биографии Августина, но и его религиозные и философские искания.

Суть и идея

«Исповедь» — попытка осмыслить становление личности через процесс познания Господа. Через рассказ о собственных религиозных и философских исканиях автор описывает религиозную концепцию, ставшую на многие века ведущей в христианской церкви.

В книге нашли отражение следующие вопросы, которыми задавался богослов:

  1. Как, когда и в каких условиях Бог создавал мир.
  2. Бог существует в вечности, которая является абсолютным настоящим.
  3. Что такое ереси и как к ним относиться.

Основной идеей произведения является дуализм человеческой натуры. Она, обладая разумом и волей, постоянно находится во власти Господа.

Определение жанра

«Исповедь» считается первым значимым произведением автобиографического жанра. Но фактически в тексте трактата просматривается сочетание трёх жанров, к которым относятся:

  1. Исповедь, которая идёт от христианина, долгое время искавшего свой путь к Господу.
  2. Обвинительная речь, направленная внутрь личности автора.
  3. Богословский трактат, построенный на основе анализа текстов Священного Писания.

Все жанровые конструкции сплетаются в единое произведение, которое считается образцом литературы в жанре автобиографию.

Стилистические особенности

Текст «Исповеди» построен на основе классической исповеди. Но при этом для сопутствующих жанровых конструкций свойственны свои особенности. Августин использует следующие стилистические приёмы:

  • самообличение;
  • самобичевание;
  • включение цитат из Библии;
  • толкование древних текстов;
  • обращение к известным историческим фактам в виде намека или опосредованного сравнения.

Язык автора пронизан искренними эмоциями новообращенного человека. При этом в некоторых частях трактата перед читателями появляется учёный-риторик, который воспитывался на образцах античной литературы и судебной риторики.

Композиция

Трактат состоит из 13 книг, которые можно разделить на 2 части:

  • временная часть с 1 по 9 книги;
  • тематическая часть с 10 по 13 книги.

Повествование в книгах, построенных по временному принципу, относится к автобиографической части трактата. Каждый том, посвящён исследованию отдельных религиозных вопросов в свете становления личности епископа Августина. В них последовательно раскрываются следующие темы:

  1. Чувство истинной любви появляется в процессе познания Господа.
  2. Осознание собственных грехов в свете библейского учения.
  3. Высшее наслаждение и цель человеческой жизни — возможность духовного соединения с Богом.
  4. Становление нового человека, воспринимающего мир через христианское учение, происходит на фоне отрицания существования магии и астрономии.
  5. Отказ от манихейства и знакомство с Амвросием Мелиодорским.
  6. Познание Господа путём философских изысканий.
  7. Размышление о воле, абсолютным источником которой является Господь, наделивший ею человека.
  8. Свободная воля, как взаимодействие Бога и человеческой души.
  9. Осмысление добродетелей, которые служат как добру, так и злу.

Последние четыре книги являются философским трактатом, в которых рассматриваются основные богословские категории.

  1. Освящение сути человеческой памяти, которая формируется на основе чувственных образов. Память способствует формированию самосознания, объединяя прошлое, настоящее и будущее.
  2. Рассуждение о формах времени, приходящее к выводу, что существует три формы настоящего времени.
  3. Толкование книги «Бытие». Автор приходит к выводу, что в священной книге содержится истина, которая недоступна большинству людей.
  4. Размышление о сотворении мироздания и духовной жизни.

Интересно: цитаты, которые используются Августином, часто не совпадают с современным библейским текстом. Это объясняется тем, что он опирался на древний латинский перевод Библии — Итала.

Историческое значение

«Исповедь» Августина Аврелия содержит в себе основу религиозно-духовного учения Христианской церкви. Принято считать, что этот трактат лежит в основе католического мировоззрения, поэтому православные люди редко обращаются к нему. Но многие мысли, сформулированные в трактате, легли в основу православных догматов.

«Исповедь» повлияла не только на средневековую религиозную философию, но и на литературу. По её примеру богословы и писатели последующих веков писали собственные мемуары и биографии.

«Исповедь» Августина – как образец христианской исповеди

Об авторе

В сложное время на стыке античной эпохи и Средневековья жил святой Августин. Это обстоятельство оказало влияние на формирование его личности и взглядов на окружающий мир.


Святой Аврелий Августин

Биография

В 354 г. в североафриканском городе Тагасте в знатной семье родился сын. Мальчика родители назвали Августин Аврелий. Его отец — Патриций — был мелким землевладельцем. К укрепляющему свои позиции христианству он относился безразлично, приняв его только на смертном одре под влиянием супруги.

Мать, которую звали Моника, всю жизнь исповедовала христианство. Она старалась жить по заветам Господа и мечтала разделить свои мысли с сыном. При этом мудрая женщина не склоняла сына к Крещению. Получив хорошее домашнее образование, Августин отправляется для продолжения учёбы в Мадавру, а затем в древний Карфаген.

В возрасте 20 лет, прочитав труды Цицерон, молодой человек начал изучать философию. Одновременно с этим от начал преподавать риторики в учебных заведениях Северной Африки. В это время будущий богослов увлекся учение манихеев, которому посвятил 10 лет своей жизни. Разочаровавшись в манихеях, Аврелий отправляется в метрополию, чтобы найти учительскую должность.

В Медиолоане (Милане) он получил должность ритора. Под влиянием святителя Амвросия Медиоланского Августин принимает идеи раннего христианства. В 386 году он принимает Крещение и возвращается в Тагасту, где образует небольшую монашескую общину, живущую по строгим законам аскезы.

Читайте также:
Нектарий Эгинский: житие и биография святителя, мощи, почитания и дни памяти

В 396 году Августин Аврелий принимает должность епископа города Гиппон. Этот пост он занимал в течение 35 лет до смерти. На епископской кафедре он много времени уделял учительству, проповедям и борьбе с ересями и лжеучениями.

На основе полемики с манихеями, донатистами и пелагианами богослов написал труд «О ересях». Епископ Августин Аврелий Гиппонский умер в глубокой старости в 430 г. во время осады города вандалами.

Философские взгляды

Мировоззрение Августина сформировались под влиянием философских учений Античности и раннехристианских идей. Основные положения его философских взглядов формулируются следующим образом:

  1. Бог — сверхъестественное существо, которое не зависит от людей и сотворенного им мира. Господь постоянно опекает созданный им мир и каждое существо. Он не меняется в течение времени, так как стоит над ним.
  2. Материальный мир и время были созданы одновременно. При этом время существует только в реальности в душе каждого человека.
  3. Душа — бессмертная сущность, которой свойственна воля, разум и память. Воля, которой человека наделил Создатель, позволяет стремиться к знаниям и Вере. Глубокие знания может получить только верующий человек, так как носителем абсолютной истины является Бог, посылающий своим детям озарение.
  4. Свобода человека ограничена Божественной благодатью. Бог контролирует и направляет жизнь человечества, так как оно не смогло воспользоваться даром свободы.
  5. Зло — это не самостоятельное явление. Оно появилось из-за уменьшения количества добра в мире.

Творчество

Августин Аврелий не только богослов и философ, но и талантливый писатель. В его литературное наследие входят несколько десятков трудов. Творческий путь автора можно разделить на три этапа, в которых чётко прослеживается последовательное формирование его мировоззрения.


Икона блаженного Аврелия Августина

Труды, написанные в 386-395 гг., создавались под влиянием античных идей. В них религиозные понятия рассматриваются сквозь призму античного мышления. В этот период были написаны следующие работы:

  1. «О жизни блаженной» рассказывает о крае блаженной жизни, в который попадут познавшие Господа люди. Сделать это можно, достигнув уровня умиротворенной мудрости.
  2. «О музыке» — трактат, раскрывающий вопросы античного стихосложения. Также автор даёт подробное определение понятию музыки.
  • Образ Божий в человеке
  • Кто становится святым
  • Притча о добром самарянине

Труды 395-410 гг. иллюстрирует путь религиозных исканий Августина. Он рассматривает религиозно- церковные вопросы.

  1. «О различных вопросах Симплициану» содержит теорию воздействия на человека божественной благодати.
  2. «Исповедь» — автобиографический труд, содержащий сведения о жизни Августина и основные постулат его философских взглядов.

Труды последнего творческого этапа (410-430 гг.) посвящены вопросам мироздания и конца света. В труде «О Граде Божьем» сформирована идея теократии, рассмотрен процесс мировой истории.

Интересно: первые переводы произведений Августина Аврелия появились в России в конце XVIII в. Самый популярный современный вариант трактата «Исповедь» создан в годы Великой Отечественной войны профессором М.Е.Сергеенко. Она переводила текст автора полностью, включая его перевод библейских цитат.

Манихейство

В тот же период он познакомился с трудами Цицерона, работая в библиотеке. Познакомившись с «Категориями» Аристотеля, разочаровался в Библии. Он принялся искать истину в других учениях. Секта манихеев обещала дать ему ответы на все его вопросы.

Их учение было основано на философском дуализме. От своих приверженцев манихеи требовали аскетизма. Они презирали человеческое тело, связывая его со Злом. Августина в манихействе привлек способ преодолевать самого себя, о чем он уже давно мечтал. Он впервые получил теоретическое обоснование существования зла. В призыве к самоопределению увидел средство, необходимое ему для исполнения своего жизненного предназначения.

В секте Августин был рядовым послушником, при том его связи с манихеями были достаточно сильными, он даже привлек в секту нескольких своих друзей. Секта помогла ему продвинуться по карьерной лестнице.

«Исповедь»

Главным трудом Августина Аврелия считается «Исповедь». Он содержит рассказ о сложном жизненном пути и формировании философско-религиозных взглядов автора.

История написания

В 398 г. святитель Павлин Ноланский попросил известного проповедник и Богослова написать автобиографию. В «Исповеди» отражены не только факты личной биографии Августина, но и его религиозные и философские искания.

Суть и идея

«Исповедь» — попытка осмыслить становление личности через процесс познания Господа. Через рассказ о собственных религиозных и философских исканиях автор описывает религиозную концепцию, ставшую на многие века ведущей в христианской церкви.


Блаженный Августин. «Исповедь»

В книге нашли отражение следующие вопросы, которыми задавался богослов:

  1. Как, когда и в каких условиях Бог создавал мир.
  2. Бог существует в вечности, которая является абсолютным настоящим.
  3. Что такое ереси и как к ним относиться.

Основной идеей произведения является дуализм человеческой натуры. Она, обладая разумом и волей, постоянно находится во власти Господа.

Определение жанра

«Исповедь» считается первым значимым произведением автобиографического жанра. Но фактически в тексте трактата просматривается сочетание трёх жанров, к которым относятся:

  1. Исповедь, которая идёт от христианина, долгое время искавшего свой путь к Господу.
  2. Обвинительная речь, направленная внутрь личности автора.
  3. Богословский трактат, построенный на основе анализа текстов Священного Писания.

Все жанровые конструкции сплетаются в единое произведение, которое считается образцом литературы в жанре автобиографию.

Стилистические особенности

Текст «Исповеди» построен на основе классической исповеди. Но при этом для сопутствующих жанровых конструкций свойственны свои особенности. Августин использует следующие стилистические приёмы:

  • самообличение;
  • самобичевание;
  • включение цитат из Библии;
  • толкование древних текстов;
  • обращение к известным историческим фактам в виде намека или опосредованного сравнения.

Язык автора пронизан искренними эмоциями новообращенного человека. При этом в некоторых частях трактата перед читателями появляется учёный-риторик, который воспитывался на образцах античной литературы и судебной риторики.

Композиция

Трактат состоит из 13 книг, которые можно разделить на 2 части:

  • временная часть с 1 по 9 книги;
  • тематическая часть с 10 по 13 книги.


В книге «Исповедь» святой Августин рассказывает о своем обращении в христианство

Повествование в книгах, построенных по временному принципу, относится к автобиографической части трактата. Каждый том, посвящён исследованию отдельных религиозных вопросов в свете становления личности епископа Августина. В них последовательно раскрываются следующие темы:

  1. Чувство истинной любви появляется в процессе познания Господа.
  2. Осознание собственных грехов в свете библейского учения.
  3. Высшее наслаждение и цель человеческой жизни — возможность духовного соединения с Богом.
  4. Становление нового человека, воспринимающего мир через христианское учение, происходит на фоне отрицания существования магии и астрономии.
  5. Отказ от манихейства и знакомство с Амвросием Мелиодорским.
  6. Познание Господа путём философских изысканий.
  7. Размышление о воле, абсолютным источником которой является Господь, наделивший ею человека.
  8. Свободная воля, как взаимодействие Бога и человеческой души.
  9. Осмысление добродетелей, которые служат как добру, так и злу.
Читайте также:
Парфений Киевский - житие и биография старца, молитвы и труды, дни памяти и почитание

Последние четыре книги являются философским трактатом, в которых рассматриваются основные богословские категории.

  1. Освящение сути человеческой памяти, которая формируется на основе чувственных образов. Память способствует формированию самосознания, объединяя прошлое, настоящее и будущее.
  2. Рассуждение о формах времени, приходящее к выводу, что существует три формы настоящего времени.
  3. Толкование книги «Бытие». Автор приходит к выводу, что в священной книге содержится истина, которая недоступна большинству людей.
  4. Размышление о сотворении мироздания и духовной жизни.

Интересно: цитаты, которые используются Августином, часто не совпадают с современным библейским текстом. Это объясняется тем, что он опирался на древний латинский перевод Библии — Итала.

Работа ритором

Ненадолго вернувшись в родной город, Августин описывает, как возвращается в Карфаген, получив место ритора. В четвертой книге он признает, как оказался в интеллектуальном тупике, в который его завели лженауки — астрология и магия.

После смерти близкого друга с ним происходят большие перемены. Августин понимает, что счастья нельзя получить от преходящих существ, а неизменным остается только Господь. Душа только в Боге в состоянии обрести счастливую жизнь и мир.

В манихействе он разочаровывается, так как учение сильно ограничивает личную свободу, имевшую большое значение для автора. К тому же он понимает, что объяснения манихеев о природе зла его нисколько не удовлетворяют.

Обращение в веру

В седьмой и восьмой книгах «Исповеди» Блаженного Августина (Аврелия Августина) рассказывается о его пути к Богу. Его сущность он пытается осознать с философской точки зрения. Он еще не воспринимает его как чистый дух, будучи так и не в состоянии решить вопрос о происхождении зла. В нем продолжается внутренняя борьба, Августин раз за разом возвращается к вопросу об отношениях между духом и плотью.

К нему приходит осознание, что Бог — абсолютное существо. Частые встречи с духовником Амвросия священником Симплицианом приводят его к окончательному обращению в католическую веру. Он заявляет матери, что готов к обращению. Практически вся девятая книга посвящена его духовному пути. В конце рассказывает о смерти матери, приводит ее подробное жизнеописание.

Свойства памяти

В «Исповеди» Блаженного Августина краткое содержание 10 книги имеет особое значение для понимания сущности философа. В ней анализирует свойства памяти.

В частности, считает ее сокровищницей или вместилищем, в котором скрыты бесчисленные образы, которые мы получаем от внешних чувств. Причем в ней содержатся не только образы вещей, но и они сами. Самосознание существует благодаря памяти, соединяющей настоящее с прошлым, что позволяет предвидеть будущее.

Из краткого содержания «Исповеди» Блаженного Августина 10 книга для многих представляет наибольший интерес. В ней автор рассуждает о способности памяти превращать опыт прошлого в настоящее. Ее присутствие подтверждается даже человеческой забывчивостью. Это необходимое условия для любого человеческого действия. Данная специфическая функция проявляется в приобретении интеллектуального знания. В нем Августин видит чувственный элемент, хранящий объекты знаний, образы звуков.

Данное понятие изначально содержится в сердце, с помощью рефлексии память разыскивает их, начинает распоряжаться. В этом, как считал Августин, и есть основа знания.

Влияние Амвросия

Рассказывая краткое содержание «Исповеди» Блаженного Августина, важно остановиться на его знакомстве с епископом Амвросием, которое состоялось в Милане. Автор восхищается его проповедями, окончательно решая порвать с манихейством.

Амвросий убеждает его принять католические представления о вере. Между тем в философии он увлекается идеями неоплатонизма, но очень быстро находит в нем множество противоречий. Амвросий знакомит его с трудами древнегреческого философа Плотина.

Структура

Необычна структура этой книги, так как она одновременно адресована Богу, всем верующим, а также потомкам.

В анализе «Исповеди» многие исследователи считали, что Блаженный Августин стремился написать автобиографию, которая бы отвечала на вопросы, поставленные в то время. К концу IV века церковь столкнулась с донатистской ересью. Это было движение, которое под маской незыблемости Священного Писания в действительности сталкивало между собой богатых римских колонистов с бедными берберами-земледельцами. Одним из центров такого движения как раз и был Гиппон.

Так что этот текст вполне можно считать мощным и действенным орудием в развернувшихся в то время идеологических схватках.

Определенные трудности заключаются в том, что книга была написана за 30 лет до смерти автора, спустя 13 лет после его обращения. Автобиография является отрывочной, так как доходит только до момента смерти матери автора. О последующих важных событиях в его судьбе в ней не рассказывается.

В отзывах об этой книге многие читатели отмечают, что это удивительная книга о пути человека к Богу, которая будет полезной всем, кто сомневается, стоит ли верить в божественную сущность всего происходящего. Августин с удивительной психологической точностью описывает свои грехи, начиная буквально с младенчества. Читатели признаются, что это произведение помогло им по-новому взглянуть на мир, пересмотреть свое отношение ко многим вещам, происходящим вокруг.

Судьба произведения

Эта работа философа имела огромное значение, став главным трудом всей его жизни. Споры о ее содержании продолжаются с V века. Отзывы об этом труде на протяжении столетий появлялись самые различные.

В настоящее время считается, что «Исповедь» в первую очередь интересна тем, что является рассказом о становлении человеческой мысли, условиях возникновения философского момента. Понимание и осознание этих условий в значительной степени определяет ее содержание. Считается, что Августин стал одним из первых, кто в подробностях и деталях проанализировал процесс становления собственного «я».

Это глубокий психологический труд, который остается свидетельством пути становления самобытной и уникальной личности философа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: