Житие великомученицы Параскевы Пятницы – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святой

Почему не Параскева Пятница, или Как святые становятся нам близкими

Святая мученица Параскева Пятница

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. «Параскева» в переводе с греческого и означает «Пятница» – родители святой дали ей это имя в силу особого почитания дня страданий Господних.

Параскева всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и хотела посвятить всю свою жизнь Богу. За исповедование христианской веры и отказ принести жертву языческому идолу она претерпела тяжкие мучения и была обезглавлена.

Святая Параскева, нареченная Пятницей, особо почиталась на Руси, с ее памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия.

Святая Параскева Пятница

Моя крестница родилась 10 ноября. В этот день я и узнала о святой Параскеве, нареченной Пятницей. Это было время моего активного воцерковления, когда чуть ли не каждый день приносил удивительные открытия. Но даже моего неофитского энтузиазма было недостаточно, чтобы предложить родителям назвать девочку именем этой святой.

И мне, и всей большой семье новорожденной казалось невозможным, что будут ее звать Параша или, по-украински, Параска. Девочку назвали Елизаветой и с этим именем окрестили.

Через два года привел меня Господь в Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь.

Великомученица Параскева Пятница – одна из небесных покровителей Лядовской обители. В Усекновенском храме есть боковой придел в ее честь, и 10 ноября монастырь отмечает малый престольный праздник.

Вот тогда-то и узнала я многое об этой святой. И крестнице своей подарила икону святой Параскевы, нареченной Пятницей. Хотя потом о великомученице Параскеве вспоминала не так уж и часто, но в канун дня ее памяти – обязательно. С теплотой, благодарностью и чувством вины, что так редко молюсь ей – лишь от случая к случаю.

Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь – один из древнейших украинских монастырей. Он расположен на берегу Днестра, на границе Украины с Молдовой.

Монастырь основал преподобный Антоний Печерский по пути со Святой горы Афон в Киев в 1013 году, на несколько десятилетий раньше, чем основана Киево-Печерская лавра. Монастырь побывал под властью монголов, затем терпел притеснения от властей Великого княжества Литовского, был разорен во время турецкого набега. После вхождения Подолья в состав Российской империи монастырь восстановили. В 1938 году во время строительства секретной линии обороны монастырь был взорван. Возрождение обители началось в 1998 году.

Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь

«У кого что болит, тот к тому и обращается»

Почему к одним святым мы сердцем прикипаем, почитаем всячески и молимся им постоянно, а к другим отношение и забывчивое, и прохладное? Настоятель Лядовского Усекновенского скального мужского монастыря архимандрит Антоний (Нетребин) говорит:

– В Греции очень почитают святую Параскеву, у нас – намного меньше. Не знаю, почему так сложилось, но где-то больше святителя Николая почитают, где-то – святителя Спиридона. Хотя у нас на Украине много храмов Параскеевских. Только одни – в честь Параскевы Сербской преподобномученицы, а другие – в честь Параскевы Греческой великомученицы. Но люди любят, чтобы святой был покровитель чего-либо, того или иного, помогал от тех или других проблем, от чего-то исцелял – людям такое интересно. А если просто святой, прославленный Церковью, но не прославлен какими-то чудесами и исцелениями, то люди к нему относятся без особого рвения.

Архимандрит Антоний (Нетребин)

Архимандрит Антоний говорит, что сейчас мало людей обращается к святой Параскеве за помощью в молитвах:

– Обращаются к иконам Божией Матери «Неупиваемая чаша», «Всецарица» – у кого что болит, тот к тому и обращается. А так просто люди о святых забывают. Бывает, про Бога забывают, про Божию Матерь. Вот к матушке Алипии народ тысячами идет. Она, конечно, подвижница святая, но люди у нас любят в крайности кидаться. Всех святых надо почитать!

Читайте также:
Святая Людмила - житие и биография мученицы, мощи, дни памяти и почитание

Настоятель говорит, что с именем «Параскева» сейчас и правда почти не крестят. Но он считает, что мода на имена постоянно меняется. Мы почти забыли песенный фольклор «Машенька, Дашенька, душенька Парашенька – добрый молодец идет», но хорошо помним современный хит «Девушка Прасковья из Подмосковья».

Святая покровительница и целительница Параскева Пятница. Факты

  • Русская Православная Церковь почитает четырнадцать святых с именем Параскева. Начиная от святой мученицы Параскевы Римской, сестры святой мученицы Фотинии Самарянки из Картагена, пострадавшей в I веке со всей своей семьей во время правления Нерона, и заканчивая преподобноновомученицей Параскевой Макаровой, пострадавшей в 1938 году на Бутовском полигоне.
  • Святая Параскева, нареченная Пятница, с давних времен пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Так же в старину на Руси называли и небольшие придорожные часовни, где праздновались счастливые встречи, происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь, а девицы вымаливали себе хороших женихов.
  • Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обычно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой.
  • Иконы святой Параскевы Пятницы особенно почитались и украшались на Руси. Иконописцы изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. До начала XX века иконы святой Параскевы Пятницы были почти в каждом русском доме. И ранее, и сейчас считается, что иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье.

Текст был впервые опубликован 8 ноября 2019 г.

Параскева Пятница: Смысл праздника, что можно и нельзя делать в этот день?

10 ноября православные христиане вспоминают мученицу Параскеву Пятницу — одну из самых почитаемых святых на Руси. В народе ее считают покровительницей женщин, ей молятся о здоровье детей и удачном замужестве. Рассказываем о земной жизни святой Параскевы и о том, как правильно провести день ее памяти.

Кем была Параскева Пятница?

Великомученица родилась в 3 веке в городе Иконии, что в Малой Азии. Ее родителями были праведные христиане, которые особо почитали пятницу, день распятия Иисуса Христа. Поэтому, когда Бог послал им дитя, они нарекли ее Параскевой, что значит «пятница». Росла девочка в христианской вере, строго соблюдая все каноны.

Параскева рано осиротела, но и после смерти родителей от веры не отошла. Богатое наследство раздала бедным, посвятила себя служению Богу и не собиралась выходить замуж. Немало людей, знавших Параскеву, и наблюдая за ее праведной жизнью, тоже обратились в христианство.

В 300 году в Иконию пришел во­е­на­чаль­ник им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на. Его целью было уничтожение христиан, а одной из жертв стала праведная Параскева. Она отказалась поклониться идолам, за что подверглась пяткам. Святую кололи железными гвоздями, пронзая плоть до костей, а потом, еще живую, бросили в темницу умирать. Но произошло чудо, Господь исцелил праведницу. Однако, это событие не вразумило гонителей — Параскеву вновь подвергли жестоким пыткам, ее тело жгли огнем, а затем отсекли голову.

Чудеса происходили и после смерти Параскевы. Болящие исцелялись от ее мощей, а слава о великомученице разносилась по свету и осталась в веках.

О чем молились Параскеве Пятнице?

В традиции русских христиан образ святой Параскевы слился с образом языческой богини Мокошь. На Руси этот идол отвечал за женское начало: созревание девочки, ее замужество, роды и материнство. Также Мокошь считалась покровительницей женских ремесел. С приходом христианства, «зону ответственности» языческой богини передали мученице Параскеве. Женщины молились святой о здоровье детей, удачных родах, а также счастливой семейной жизни. Также к Параскеве обращались при болезнях. Считалось, что она помогает при зубной боли, лихорадке, дьявольском наваждении и падеже скота.

Читайте также:
Вениамин Пушкарь - жизнь и биография, творчество и беседы, труды

Что нельзя делать 10 ноября?

Народный образ святой Параскевы значительно отличается от иконографического. Канонически, Параскева изображена в красном мафории, она аскет. В народе же святая — высокая женщина с распущенными волосами. Более того, в некоторых районах страны ее наделяли демоническими чертами, как, например, домового или марь. На Руси в День Параскевы Пятницы было запрещено заниматься женскими делами — в сторону откладывалось шитье, вязание, стирка. Девушки не могли расчесывать волосы, мыться и мыть детей. Заниматься в этот день можно было только льном, трепать его. Тех женщин, что нарушали запрет, пугали — мол, потеряешь зрение или превратишься в лягушку, ведь Параскева ходит исколотая иголками и спицами от твоей работы. Мужчинам тоже было запрещено заниматься работой на земле и брать в руки железный инвентарь.

Как сегодня отмечают День Параскевы?

Священнослужители говорят, что в этот день лучше всего прийти на службу в храм и вместе с другими прихожанами помолиться. Например, в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге хранится резная икона Параскевы Пятницы из деревни Ильеши Ленобласти. Икона XVIII века почитается церковью и считается чудотворной.

Также следует провести день, соблюдая заповеди. Избегать ссор и скандалов, не плести интриги и помогать ближним. 10 ноября в этом году выпадает на среду, то есть на постный день. Поэтому на столе не должно быть мясных и молочных продуктов.

Молитва Параскеве Пятнице

О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, Параскева Премудрая, молитвами Твоими да будем защищены мы от неверия и мракобесия. Помоги, Параскева, в доле нашей женской да ниспошли свое благо на нас, да будет дом наш полной чашей, а возлюбленные мужьями в семье крепкой да счастливой. Аминь.

Святая Параскева Пятница 2021: какого числа по церковному календарю

Параскева Пятница – христианская святая, почитаемая православной церковью. О житие святой и в чем помогает молитва перед иконой Параскевы Пятницы, а также где находятся мощи, вы узнаете ниже. А также, какого числа день памяти Параскевы Пятницы в 2021 году по православному календарю, стоит знать всем без исключения!

Когда день памяти святой Параскевы Пятницы в 2021 году?

День памяти святой Параскевы Пятницы в 2021 году отмечается 10 ноября.

По старому стилю день памяти Параскевы Пятницы отмечался церковным календарем 27 октября. Дата не является переходящей, отмечается православной церковью в один и тот же день каждый год.

Житие Параскевы Пятницы

В III веке во времена правления императора Диоклетиана в Римской империи, был в Иконии богатый сенатор. Семья их была глубоко верующей, но бездетной. Они соблюдали пост, чтили пятницу, как день распятия Христа, и молились о детях. Господь послал им ребенка, родившегося в пятницу, поэтому назвали девочку Параскева.

Девочка осталась сиротой с юном возрасте, но была верующей и хотела стать невестой Христовой. Женихам Параскева отказывала, молясь и проповедуя христианство. Одни прислушивались к девушке и переходили в христианскую веру, другие же завидовали и клеветали. Вскоре Параскеву кинули в темницу. Город Икония относился к Лаконии, где правил эпарх Аэтий, который отправился исполнять приказ императора об уничтожении христианства.

Параскеву обвинили в колдовстве, однако сам эпарх влюбился в девушку и предложил ей стать его женой, в обмен на отречение от веры. Параскева отказалась, и эпарх приказал наказать девушку – обнаженной отстегать сырыми жилами. Время от времени он останавливал наказание, повторяя предложение, но девушка не сдавалась. Тогда эпарх приказал пытать ее железными когтями, подвесив ее при этом вверх ногами.

Читайте также:
Захария и Елисавета – житие и биография святых, чудеса, дни памяти

Девушка вытерпела все пытки, но осталась живой. Ее бросили в тюрьму умирать. Господь помог ей, исцелив и ободрив, и утром в камере нашли не труп, а здоровую девушку без следов пыток. Аэтий объявил, что девушку исцелили боги и предложил отвести в храм, поклонится. Параскева зашла в капище, коснулась статуй и они распались в прах. После чего все капище провалилось под землю.

После этого девушку снова и снова пытали, но она все принимала молча и со смирением. Это убедило многих людей покаяться, и принять Господа своим Спасителем. В итоге девушку обезглавили, и в этот момент в воздухе разлился аромат цветов. Аэтий после этого прожил недолго, погиб на охоте.

Где находятся мощи святой

Святая Параскева Пятница была известна исцелением больных еще при жизни. Ее мощи тоже знамениты благодаря многим исцелениям, задокументированным в архивах. На сегодняшний день мощи Параскевы Пятницы практически неделимы и находятся в Румынии. Ступни святой хранятся в Константинополе, в храме святых Елены и Константина. К ним ездят со всего мира паломники.

Частичка святых мощей Параскевы Пятницы доступны для поклонения в Храме пророка Божьего Илии в Обыденском переулке в пределе апостолов Петра и Павла, г. Москва. Приложиться к святыне в храме можно ежедневно c 7-30 до 22 часов.

О чем молятся Параскеве Пятнице

Искренняя молитва Господу всегда будет услышана, вне зависимости от того, имя какого святого вы называете во время молитвы. Но верующие обычно молятся Параскеве Пятнице о:

  • благочестивой и верной жене;
  • удачном замужестве;
  • благополучии рожденного малыша;
  • счастливой семье;
  • рождении детей;
  • исцелении разума и тела;
  • защите от сглаза;
  • женском здоровье;
  • покровительстве сельского хозяйства;
  • удачной торговле;
  • благополучной дороге;
  • духовном спасении.

Поскольку святая Параскева Пятница считается покровительницей дома и семьи, в древности в каждой избе была ее икона, наравне с образами Святой Троицы. И сегодня перед ними можно читать молитвы как в храме, так и дома.

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

Прп. Симеон Новый Богослов, греческая икона.

Симеон Новый Богослов (946 – 1022), игумен, преподобный

Родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного.

Студийский монастырь

Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: “Господи, помилуй!” Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятований о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.

Монастырь святого Маманта

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого мученика Маманта. Был рукоположен в сан пресвитера Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом.

Прп. Симеон привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.

Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это “ожерелье” на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.

Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.

Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое.

Изгнание и основание обители святой Марины

Преподобный Симеон ежегодно праздновал память своего наставника Симеона Благоговейного, составил в честь его похвальные слова, песни и каноны, написал и икону его. Патриарх Сергий Мануилит, услышав об этом, одобрил Симеона, но митрополит Стефан Никомидийский, а с ним и некоторые из приходских иереев и мирян восстали против этого обычая, находя его противным порядкам церкви и соблазнительным [2].

Для успокоения умов и удовлетворения Стефана патриарх с Синодом решили удалить Симеона из Константинополя. Он удалился на берег Босфора и в местность, принадлежащую его ученику и почитателю, патрицию Христофору Фагуру. Здесь Преподобный устроил обитель святой Марины, прожил в ней 13 лет и скончался мирно в 1022 г. [3].

Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них – чудесное обретение его образа. Житие его было написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

Прп. Симеон Новый Богослов, икона

Труды

Симеон Новый Богослов замечателен преимущественно как богослов-проповедник; отличительная черта его богословствования — приложение теоретического христианского учения к христианской жизни.

Из сочинений Преподобного на славянском и русском языках изданы весьма немногие. В “Добротолюбии” напечатаны: “Главы деятельные и богословские” (числом 152; в русском переводе напечатаны в “Христ. чтении”, 1823, под заглав. “Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы”), “Слово о вере” (русский перевод в “Христ. чтении”, 1821) и “Слово о трех образах молитвы”.

В 1852 г. в Москве напечатано в славянском переводе 12 “Слов” Симеона Нового Богослова, взятых из числа 35; эти 12 “Слов” переведены на русский язык после тщательного сличения с греческою рукописью, находящейся в моск. синодальной библиотеке (М., 1869).

Другие сочинения преподобного Симеона (девяносто два “слова”, “Деятельные и богословские главы” и “Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного”) переведены с новогреческого епископом Феофаном (“Слова преп. Симеона Нового Богослова”, М., 1879 и 1882; 2 изд., ib., 1890—92).

“Слова” преподобного Симеона отличаются простотою и сердечностью; он наставляет, внушает, умиляет; современники его, привыкшие к искусственному красноречию, находили его “слова” ненаучными и нериторичными.

Изданы также “Божественные гимны Преподобного Симеона Нового Богослова” (перевод с греческого, Москва, Сергиев Посад, типография И.И. Иванова 1917).

Церковь наименовала Симеона Новым Богословом, находя в его произведениях сходство с произведениями Григория Богослова: и тот, и другой отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия.

Преподобный Симеон считается основателем того учения о небесном озарении души верующего, которое впоследствии привело к спору паламитов и варлаамитов.

В славянских молитвенниках печатается Симеонова молитва пред приобщением Св. Таин.

Сочинениями преподобного Симеона нередко свидетельствуется преподобный Нил Сорский (“якоже Симеон новый Богослов повелевает”; “якоже рече св. Симеон”).

Прп. Симеон Новый Богослов. Мозаика, Каламосский монастырь прп. Симеона Нового Богослова

Почитание

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Божественное озарение, Симеоне отче, / восприяв в души твоей, / светило в мире показался еси светлейшее, / разгоняя того мракобесие / и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа, / Егоже прилежно моли // даровати нам велию милость.

Ин тропарь, глас 1

Внешния мудрости пребывая непричастен, / Божественныя же преисполнен был еси последи / и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне. / Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием: / слава тя прославльшему Христу, / слава тя дивна Показавшему, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь, глас 4

Яко Света Трисолнечнаго зритель / и таинственнаго Богословия сказатель, / освященне Симеоне, отче наш, / испроси душам нашим просвещения свыше / и страстей отгони от нас мглу, / яко бо, служитель велий Христов, // всем подаеши полезная, преподобне.

Кондак, глас 3

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре, / Богослов явился еси Пребожественныя Троицы. / Свыше премудростию словес обогатився, / источил еси Богомудрия Божественный струй, / от нихже пиюще, вопием: // радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Ин кондак, глас 2 (Подобен: Кровей твоих)

Яко Богослов Божий Божественнейший / и молитвенник наш велий ко Господу, / присно, Симеоне, моли даровали нам грехов прощение // и живота исправление, преподобне.

Литература

  • Епископ Феофан, “Жизнь препод. С. Нового Богослова” (“Душепол. чтение”, 1877, февраль);
  • А. Лебедев, “Византийская образованность вообще, богословская наука и литература в частности” (“Чтения в Общ. любителей духовного просвещения”, 1877, ч. II);
  • его же, “О направлениях в религиозно-умственной жизни, очерки из истории восточной церкви IX, X и XI вв.” (ib., 1878, ч. I).

Преподобный Симео ́ н Новый Богослов, игумен

Дни памяти

Житие

Пре­по­доб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов ро­дил­ся в 946 го­ду в го­ро­де Га­ла­те (Па­фла­го­ния) и по­лу­чил в Кон­стан­ти­но­по­ле ос­но­ва­тель­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние. Отец го­то­вил его к при­двор­ной ка­рье­ре, и неко­то­рое вре­мя юно­ша за­ни­мал вы­со­кое по­ло­же­ние при им­пе­ра­тор­ском дво­ре. Но до­стиг­нув 25 лет, он по­чув­ство­вал вле­че­ние к ино­че­ской жиз­ни, бе­жал из до­ма и уда­лил­ся в Сту­дий­ский мо­на­стырь, где про­хо­дил по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством зна­ме­ни­то­го в то вре­мя стар­ца Си­мео­на Бла­го­го­вей­но­го. Ос­нов­ным по­дви­гом пре­по­доб­но­го ста­ла непре­стан­ная Иису­со­ва мо­лит­ва в ее крат­ком ви­де: “Гос­по­ди, по­ми­луй!” Для боль­шей мо­лит­вен­ной со­сре­до­то­чен­но­сти он по­сто­ян­но ис­кал уеди­не­ния, да­же на ли­тур­гии сто­ял от­дель­но от бра­тии, ча­сто оста­вал­ся один на ночь в церк­ви; чтобы на­вык­нуть в па­мя­то­ва­нии о смер­ти, про­во­дил но­чи на клад­би­ще. Пло­дом его усер­дия бы­ли осо­бые со­сто­я­ния вос­хи­ще­ния: в эти ча­сы Дух Свя­той в ви­де све­тя­ще­го­ся об­ла­ка нис­хо­дил на него и за­кры­вал от его глаз все окру­жа­ю­щее. Со вре­ме­нем он до­стиг по­сто­ян­ной вы­со­кой ду­хов­ной про­свет­лен­но­сти, что осо­бен­но об­на­ру­жи­ва­лось, ко­гда он слу­жил Ли­тур­гию.

При­мер­но в 980 го­ду пре­по­доб­ный Си­ме­он был по­став­лен игу­ме­ном мо­на­сты­ря свя­то­го Ма­ман­та и про­был в этом сане 25 лет. Он при­вел в по­ря­док за­пу­щен­ное хо­зяй­ство оби­те­ли и бла­го­устро­ил в ней храм.

Доб­ро­та со­че­та­лась у пре­по­доб­но­го Си­мео­на со стро­го­стью и неуклон­ным со­блю­де­ни­ем Еван­гель­ских за­по­ве­дей. Так, на­при­мер, ко­гда его лю­би­мый уче­ник Ар­се­ний пе­ре­бил во­рон, ко­то­рые по­кле­ва­ли раз­мо­чен­ный хлеб, игу­мен за­ста­вил его на­ни­зать мерт­вых птиц на ве­рев­ку, на­деть это “оже­ре­лье” на шею и сто­ять на дво­ре. В мо­на­сты­ре свя­то­го Ма­ман­та за­ма­ли­вал грех некий епи­скоп из Ри­ма, неча­ян­но убив­ший юно­го пле­мян­ни­ка, и пре­по­доб­ный Си­ме­он неиз­мен­но вы­ка­зы­вал к нему доб­ро­ту и вни­ма­ние.

Стро­гая мо­на­ше­ская дис­ци­пли­на, ко­то­рую все вре­мя на­саж­дал пре­по­доб­ный, при­ве­ла к силь­но­му недо­воль­ству сре­ди мо­на­стыр­ской бра­тии. Од­на­жды по­сле ли­тур­гии осо­бен­но раз­дра­жен­ные из бра­тьев на­бро­си­лись на него и ед­ва не уби­ли. Ко­гда же Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх из­гнал их из мо­на­сты­ря и хо­тел пре­дать го­род­ским вла­стям, Пре­по­доб­ный вы­мо­лил для них про­ще­ние и по­мо­гал им в жиз­ни в ми­ру.

Око­ло 1005 го­да пре­по­доб­ный Си­ме­он пе­ре­дал игу­мен­ство Ар­се­нию, а сам по­се­лил­ся при мо­на­сты­ре на по­кое. Там он со­здал свои бо­го­слов­ские тру­ды, от­рыв­ки из ко­то­рых во­шли в 5-й том “Доб­ро­то­лю­бия”. Глав­ная те­ма его тво­ре­ния – со­кро­вен­ное де­ла­ние во Хри­сте. Пре­по­доб­ный Си­ме­он учит внут­рен­ней бра­ни, спо­со­бам ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, борь­бе про­тив стра­стей и гре­хов­ных по­мыс­лов. Он на­пи­сал по­уче­ния для мо­на­хов, “Де­я­тель­ные Бо­го­слов­ские гла­вы”, “Сло­во о трех об­ра­зах мо­лит­вы”, “Сло­во о ве­ре”. Кро­ме то­го, пре­по­доб­ный Си­ме­он был вы­да­ю­щим­ся цер­ков­ным по­этом. Ему при­над­ле­жат “Гим­ны Бо­же­ствен­ной люб­ви” – око­ло 70 по­эм, пол­ных глу­бо­ких мо­лит­вен­ных раз­мыш­ле­ний.

Уче­ние пре­по­доб­но­го Си­мео­на о но­вом че­ло­ве­ке, об “обо­же­нии пло­ти”, ко­то­рым он хо­тел за­ме­нить уче­ние об “умерщ­вле­нии пло­ти” (за что его и на­зва­ли Но­вым Бо­го­сло­вом), при­ни­ма­лось совре­мен­ни­ка­ми с тру­дом. Мно­гие его по­уче­ния зву­ча­ли для них непо­нят­но и чуж­до. Это при­ве­ло к кон­флик­ту с выс­шим кон­стан­ти­но­поль­ским ду­хо­вен­ством, и пре­по­доб­ный Си­ме­он под­верг­ся из­гна­нию. Он уда­лил­ся на бе­рег Бос­фо­ра и ос­но­вал там оби­тель свя­той Ма­ри­ны.

Свя­той мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 1021 го­ду. Еще при жиз­ни по­лу­чил он дар чу­до­тво­ре­ния. Мно­го­чис­лен­ные чу­де­са бы­ли яв­ле­ны и по­сле его смер­ти; од­но из них – чу­дес­ное об­ре­те­ние его об­ра­за. Жи­тие его на­пи­са­но ке­лей­ни­ком и уче­ни­ком, пре­по­доб­ным Ни­ки­той Сти­фа­том.

Православная Жизнь

Пре­по­доб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов ро­дил­ся в 946 го­ду в го­ро­де Га­ла­те (Па­фла­го­ния) и по­лу­чил в Кон­стан­ти­но­по­ле ос­но­ва­тель­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние. Отец го­то­вил его к при­двор­ной ка­рье­ре, и неко­то­рое вре­мя юно­ша за­ни­мал вы­со­кое по­ло­же­ние при им­пе­ра­тор­ском дво­ре. Но до­стиг­нув 25 лет, он по­чув­ство­вал вле­че­ние к ино­че­ской жиз­ни, бе­жал из до­ма и уда­лил­ся в Сту­дий­ский мо­на­стырь, где про­хо­дил по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством зна­ме­ни­то­го в то вре­мя стар­ца Си­мео­на Бла­го­го­вей­но­го.

Пре­по­доб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов

Ос­нов­ным по­дви­гом пре­по­доб­но­го ста­ла непре­стан­ная Иису­со­ва мо­лит­ва в ее крат­ком ви­де: «Гос­по­ди, по­ми­луй!» Для боль­шей мо­лит­вен­ной со­сре­до­то­чен­но­сти он по­сто­ян­но ис­кал уеди­не­ния, да­же на ли­тур­гии сто­ял от­дель­но от бра­тии, ча­сто оста­вал­ся один на ночь в церк­ви; чтобы на­вык­нуть в па­мя­то­ва­нии о смер­ти, про­во­дил но­чи на клад­би­ще. Пло­дом его усер­дия бы­ли осо­бые со­сто­я­ния вос­хи­ще­ния: в эти ча­сы Дух Свя­той в ви­де све­тя­ще­го­ся об­ла­ка нис­хо­дил на него и за­кры­вал от его глаз все окру­жа­ю­щее. Со вре­ме­нем он до­стиг по­сто­ян­ной вы­со­кой ду­хов­ной про­свет­лен­но­сти, что осо­бен­но об­на­ру­жи­ва­лось, ко­гда он слу­жил Ли­тур­гию.

При­мер­но в 980 го­ду пре­по­доб­ный Си­ме­он был по­став­лен игу­ме­ном мо­на­сты­ря свя­то­го Ма­ман­та и про­был в этом сане 25 лет. Он при­вел в по­ря­док за­пу­щен­ное хо­зяй­ство оби­те­ли и бла­го­устро­ил в ней храм.

Доб­ро­та со­че­та­лась у пре­по­доб­но­го Си­мео­на со стро­го­стью и неуклон­ным со­блю­де­ни­ем Еван­гель­ских за­по­ве­дей. Так, на­при­мер, ко­гда его лю­би­мый уче­ник Ар­се­ний пе­ре­бил во­рон, ко­то­рые по­кле­ва­ли раз­мо­чен­ный хлеб, игу­мен за­ста­вил его на­ни­зать мерт­вых птиц на ве­рев­ку, на­деть это «оже­ре­лье» на шею и сто­ять на дво­ре. В мо­на­сты­ре свя­то­го Ма­ман­та за­ма­ли­вал грех некий епи­скоп из Ри­ма, неча­ян­но убив­ший юно­го пле­мян­ни­ка, и пре­по­доб­ный Си­ме­он неиз­мен­но вы­ка­зы­вал к нему доб­ро­ту и вни­ма­ние.

Стро­гая мо­на­ше­ская дис­ци­пли­на, ко­то­рую все вре­мя на­саж­дал пре­по­доб­ный, при­ве­ла к силь­но­му недо­воль­ству сре­ди мо­на­стыр­ской бра­тии. Од­на­жды по­сле ли­тур­гии осо­бен­но раз­дра­жен­ные из бра­тьев на­бро­си­лись на него и ед­ва не уби­ли. Ко­гда же Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх из­гнал их из мо­на­сты­ря и хо­тел пре­дать го­род­ским вла­стям, Пре­по­доб­ный вы­мо­лил для них про­ще­ние и по­мо­гал им в жиз­ни в ми­ру.

Око­ло 1005 го­да пре­по­доб­ный Си­ме­он пе­ре­дал игу­мен­ство Ар­се­нию, а сам по­се­лил­ся при мо­на­сты­ре на по­кое. Там он со­здал свои бо­го­слов­ские тру­ды, от­рыв­ки из ко­то­рых во­шли в 5-й том «Доб­ро­то­лю­бия». Глав­ная те­ма его тво­ре­ния – со­кро­вен­ное де­ла­ние во Хри­сте. Пре­по­доб­ный Си­ме­он учит внут­рен­ней бра­ни, спо­со­бам ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, борь­бе про­тив стра­стей и гре­хов­ных по­мыс­лов. Он на­пи­сал по­уче­ния для мо­на­хов, «Де­я­тель­ные Бо­го­слов­ские гла­вы», «Сло­во о трех об­ра­зах мо­лит­вы», «Сло­во о ве­ре». Кро­ме то­го, пре­по­доб­ный Си­ме­он был вы­да­ю­щим­ся цер­ков­ным по­этом. Ему при­над­ле­жат «Гим­ны Бо­же­ствен­ной люб­ви» – око­ло 70 по­эм, пол­ных глу­бо­ких мо­лит­вен­ных раз­мыш­ле­ний.

Уче­ние пре­по­доб­но­го Си­мео­на о но­вом че­ло­ве­ке, об «обо­же­нии пло­ти», ко­то­рым он хо­тел за­ме­нить уче­ние об «умерщ­вле­нии пло­ти» (за что его и на­зва­ли Но­вым Бо­го­сло­вом), при­ни­ма­лось совре­мен­ни­ка­ми с тру­дом. Мно­гие его по­уче­ния зву­ча­ли для них непо­нят­но и чуж­до. Это при­ве­ло к кон­флик­ту с выс­шим кон­стан­ти­но­поль­ским ду­хо­вен­ством, и пре­по­доб­ный Си­ме­он под­верг­ся из­гна­нию. Он уда­лил­ся на бе­рег Бос­фо­ра и ос­но­вал там оби­тель свя­той Ма­ри­ны.

Свя­той мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 1021 го­ду. Еще при жиз­ни по­лу­чил он дар чу­до­тво­ре­ния. Мно­го­чис­лен­ные чу­де­са бы­ли яв­ле­ны и по­сле его смер­ти; од­но из них – чу­дес­ное об­ре­те­ние его об­ра­за. Жи­тие его на­пи­са­но ке­лей­ни­ком и уче­ни­ком, пре­по­доб­ным Ни­ки­той Сти­фа­том.

Молитвы

Тропарь преподобного Симеона, Нового Богослова, глас 3

Боже́ственное озаре́ние, Симео́не о́тче,/ восприя́в в души́ твое́й,/ свети́ло в ми́ре показа́лся еси́ светле́йшее,/ разгоня́я того́ мракобе́сие/ и всех уверя́я иска́ти, ю́же погуби́ша, благода́ть Ду́ха,/ Его́же приле́жно моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак преподобного Симеона, Нового Богослова, глас 3

Све́том просвеще́н Трисо́лнечным, Богому́дре,/ Богосло́в яви́лся еси́ Пребоже́ственныя Тро́ицы./ Свы́ше прему́дростию слове́с обогати́вся,/ источи́л еси́ Богому́дрия Боже́ственныя струи́,/ от ни́хже пию́ще, вопие́м:// ра́дуйся, треблаже́нне Симео́не Богонауче́нне.

Молитва преподобному Симеону, Новому Богослову

Творе́ние преподо́бнаго Никоди́ма Святого́рца

О, богоно́сный и христоно́сный и духоно́сный о́тче Симео́не, Но́вый Богосло́ве, преподо́бных похвало́, иерее́в сла́во, богосло́вов услажде́ние, моли́твы у́мныя учи́телю, Бо́га просла́вльший и от Бо́га просла́вленный в житии́ твое́м, па́че же по сме́рти, земны́й а́нгеле и небе́сный челове́че, ра́досте духо́вная и душе́вное весе́лие нам, смире́нным твои́м рабо́м и недосто́йным твои́м сыно́м, со благогове́нием и любо́вию пра́зднующим свяще́нную и светоно́сную па́мять твою! Приими́ песнь сию́, ю́же прино́сим ти я́ко да́р ничто́жный и мале́йший, за вели́кия благода́тныя да́ры, и́хже вси́ наслади́хомся, прие́мше я́ от тебе́, из кни́ги свяще́нных слове́с твои́х, и не отве́ржи сию́, я́ко твоего́ великоле́пия недосто́йну: отню́д бо не́мощни есмы́, е́же досто́йно восхвали́ти тя, толи́каго богосло́ва ве́лия. И в житии́ сем сохраня́й нас моли́твами твои́ми от вся́каго вре́да душе́внаго и теле́снаго, ви́димых же и неви́димых враг, моля́ непреста́нно И́же в Тро́ице Бо́га, да сподо́бит и нас, смире́нных, та́инственно ощути́ти посреде́ се́рдца на́шего у́мная де́йства боже́ственныя благода́ти Свята́го Ду́ха, ю́же погуби́хом, увы! нераде́нием на́шим и страстьми́; в бу́дущем же ве́це изба́ви ны твои́ми си́льными хода́тайствы от стра́шнаго осужде́ния и му́ки ве́чныя, и сподо́би на́с ве́чнаго блаже́нства во Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Аминь.

Симеон Новый Богослов

Однажды на должность игумена монастыря святого Маманта избрали монаха Симеона в возрасте 31 год. Он получил монастырь в запущенном состоянии, но через 15 лет сумел восстановить его. Противники игумена однажды на проповеди в храме устроили возмущение.

При этом Божья Благодать, пребывавшая с ним, позволила святому остановить бунтовщиком одним взглядом. Кроме чудес игумен прославился большой ученостью, за что получил прозвище Симеон Новый Богослов.

Святой Симеон Новый Богослов — монах, богослов, поэт

Симеон Новый Богослов — это монах, богослов, сочинитель поэтических духовных стихов под названием «Гимны». Он один из самых ярких представителей традиции исихазма, то есть христианского мистического мировоззрения, древней духовной практики, которая составляет основу православного аскетизма.

За свою мудрость получил имя Новый Богослов наряду с двумя другими великими богословами христианской Церкви ― Иоанном Богословом и Григорием Богословам. Почитается Православной церковью в лике преподобного.

Родился святой Симеон в 946 году в состоятельной семье провинциальных дворян в городе Галатея, Пафлогия (Малая Азия). Его родители хотели дать ему хорошее образование и в одиннадцатилетнем возрасте отправили учиться в Константинополь.

Отец преподобного хотел отправить его, по окончании обучения, на государственную императорскую службу.

Несмотря на желание отца Симеон вовсе не хотел стать блестящим придворным. Он с детских лет стремился служить Богу. Исполняя своё желание в возрасте 25 лет, он, не получив и среднего образования он бежал из дома.

Побег он совершил вместе с пожилым монахом из Студийской обители. Его звали также Симеоном.

Преподобный Симеон Новый Богослов, греческая икона. Считается, что святой Симеон вначале охладел к монашеской жизни, после того, как он увидел в видении Божественный свет

Святого посетило видение во время ночного моления. Считается, что ему явился Божественный свет. После этого явления Симеон он охладел и решил вернуться к мирской жизни. Несколько лет он жил так, избегая по молитвам старца греховных поступков и дел.

При этом он всё время думал о том, как отойти от мира, несмотря на своё духовное охлаждение.

Житие преподобного Симеона говорит о том, что он непрестанно молился Иисусовой молитвой и почитал Симеона Благоговейного

В житие преподобного Симеона говорит о том, что при содействии Божьем Симеон Новый Богослов принял решение отречься от суетной жизни в миру и поступить в Студинский монастырь.

В обители он встретил своего духовного отца Симеона Благоговейного, под руководством которого готовился стать монахом. Святой ревностно исполнял любые желания наставника, так как искренне уважал его.

Святые Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный. Симеон Новый Богослов отличался особой привязанностью к своему духовному отцу Симеону Благоговейному

В студийской обители святой Симеон прославился таким духовным подвигом, как непрестанное чтение Иисусовой молитвы в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» При этом он всегда искал уединения для достижения молитвенной сосредоточенности.

Даже на литургии он стоял отдельно от братии. Для того чтобы привыкнуть в памятований о смерти, часто оставался на кладбище, ночевал в церкви.

В Студийском монастыре преподобный Симеон прославился непрестанным чтением Иисусовой молитвы.

В результате таких усилий он смог достигнуть особого состоянии восхищения. В это время Дух Святой сходил на него и закрывал от глаз всех окружающих. Особенно состояние его просветлённости обнаруживалось тогда, когда он служил литургию.

Студийский монастырь. Константинополь (XIX в.). Святой Симеон в Студийском монастыре игуменом, но покинул его из-за неудовольствия теми строгими порядками, которыми он установил в нём

К сожалению, монахи монастыря плохо отнесли к привязанности святого Симеона к его духовному отцу. Они говорили о том, что такая чрезмерная привязанность к духовному отцу противоречит уставу монастыря. Святой же в ответ на это решил покинуть обитель, не желая ослаблять послушания и считая, что духовного отца ему даровал Бог.

Монашеский постриг и сан игумена преподобный Симеон Новый Богослов принял в монастыре святого Маманта

Преподобный Симеон стал жить в небольшом монастыре святого Маманта, также именуемый Ксерокеркской обителью. При этом он продолжал пребывать в послушании у Симеона Благоговейного. Именно здесь он принял вскоре монашеский постриг.

Монастырь Св. Маманта Морфу, Турецкая Республика Северного Кипра. После Студийской обители преподобный Симеон управлял монастырём святого Маманта

Новый богослов и в новой обители отличался ревностной верой и добродетелями. Именно поэтому его вскоре возвели в иереи.

Примерно в 980 году преподобного поставили игуменом монастыря. Кроме того, Константинопольский патриарх Николай II Хрисоверг рукоположил его в сан пресвитера. На тот момент ему исполнилось всего лишь 31 год.

Новый игумен принял обитель в плачевном состоянии: большая часть зданий разрушилась, а духовный и нравственный уровень оставшихся немногочисленных монахов восставляла желать лучшего.

Святой Симеон активно принялся возрождать монастырь. Это, со временем, дало свои плоды.

Видеоролик: Симеон Новый Богослов, преподобный. На 5 минуте 27 секунде автор рассказывает о тех трудностях, которые встретился святой Симеоно во время жизни в монастырях.

Необходимо отметить, что преподобный умел сочетать доброту со строгостью и неуклонным соблюдением евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе.

При этом в это же время в обители находился один римский епископ, который по случайности убил племянника и каялся в этом. К нему святой выказывал к нему доброту и внимание.

Святой Симеон Новый Богослов считается христианским мистиком

Из-за того, что преподобный Симеон Новый Богослов всегда придерживался идей о возможности и необходимости ощущать присутствие Божие даже на ранних ступенях подвижничества, его считают христианским мистиком.

Естественно, что понимание этого термина устное. Веря в то, что Христос подаёт благодать всем тем, кто ищет путь единения с Ним, святой старался передать свой опыт встречи с Ним не только братии, но и максимально широкому кругу людей.

Игумен приобрёл большую популярность и к нему стали приходить люди из разных мест. При этом он ввёл в обители строгую монашескую дисциплину. После того, как прошло 15 лет с момента появления его в монастыре, часть монахов, недовольных строгими установлениями игумена, устроили возмущение.

Однажды, во время литургии, зачинщики бунта кинулись на игумена. Житие преподобного говорит о том, что обитавшая в нём, как святом, Божья благодать помогла ему удержать и отбросить нечестивцев.

Святой Симеон Новый Богослов. Икона. Во всех монастырях, где преподобный Симеон пребывал в качестве игумена, он ввёл строгий устав

Возмутители спокойствия выбежали из церкви и выломали двери монастыря. После этого они побежали в Патриархию. Рассказав Константинопольскому Патриарху Сисиннию свои жалобы, они стали просить у него поддержки.

Патриарх, вникнув в их суть, повелел изгнать их из монастыря и хотел предать городским властям. Святой Симеон же выпросил для них у него прощение и позже помогал им в мирской жизни. Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое.

Перед смертью преподобный Симеон Новый Богослов основал новый монастырь

Преподобный Симеон Новый Богослов испытывал чувства сильной привязанности к своему духовному отцу Симеону Благоговейному. Именно поэтому он ежегодно праздновал его память, написал в честь его похвальные слова, песни и каноны, а также его икону.

Патриарх Сергий Манулит одобрил поступок святого, но митрополит Стефан Никомидийский с частью приходских иереев и мирян восстали против такого обычая. Они нашли его противным церковным порядкам, а также соблазнительным.

Резиденция константинопольских патриархов в Константинополе (Стамбул). Гравюра. 1737 года. В 1009 году Константинопольский Патриарх Сергий Манулит решил удалить преподобного Симеона Нового Богослова из Константинополя

Для того чтобы успокоить умы братии и удовлетворить Стефана Патриарх вместе с Синодом приняли решение удалить Симеона из Константинополя. Произошло это до начала 1009 года.

Святой удалился на берега Бософора, в местность, которая принадлежала его ученику и почитателю, патрицию по происхождению Христофору Фагуру. Здесь Патриарх передал в управление святому Симеону молитвенный дом святой Марии, на базе которого он позже создал обитель святой Марии.

Преподобный Симеон Новый Богослов прожил в монастыре святой Марии 13 лет. Здесь он написал большую часть своих «Гимнов». В 1022 году он мирно скончался в обители от болезни желудка.

Ещё при жизни святого стало известно, что он получил от Бога дар чудотворения. Так, например, после его смерти чудесным образом обретена икона святого. В православии память преподобного совершается 12 (25) марта.

«Слова» и «Гимны» ― это наиболее известные произведения преподобного Симеона Нового Богослова

В богословии преподобный Симеон Новый Богослов известен, в первую очередь, как богослов проповедник, при этом отличительная черта его богословствования — приложение теоретического христианского учения к христианской жизни.

К сожалению, произведения преподобного изданы на славянском и русском языке в весьма ограниченном количестве. Так, например, в «Добротолюбии» (книга православных духовных писаний напечатаны: «Главы деятельные и богословские» (числом 152; в русском переводе напечатаны в «Христианском чтении», 1823, под заглавием «Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы»), «Слово о вере» (русский перевод в «Христинском чтении», 1821) и «Слово о трех образах молитвы».

Книга. «Слова Симеона Нового Богослова». В переводе епископа Феофана. 1890 год. В своих трудах преподобный старался приложить теоретическое богословие к практике

В 1852 г. в Москве напечатано в славянском переводе 12 «Слов» Симеона Нового Богослова, взятых из числа 35; эти 12 «Слов» переведены на русский язык после тщательного сличения с греческою рукописью, находящейся в московской синодальной библиотеке.

Другие сочинения преподобного Симеона (девяносто два «слова», «Деятельные и богословские главы» и «Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного» переведены с новогреческого епископом Феофаном.

Все произведения преподобного Симеона отличаются простой и сердечностью. Именно поэтому они производили на современников огромное впечатление. При этом в своё время его много критиковали как раз за такую простоту.

Дело в том, что в Византии всегда ориентировались на риторическое искусство Древней Греции, канонам которого произведения святого не соответствовали.

Преображение Господне (икона Андрей Рублёв, 1405 год). Учение святого Симеона Нового Богослова привело к спору о Фаворском свете (спор паламитов и вралаамитов)

Православная Церковь назвала преподобного Симеона Новым Богословом потому, что в его произведениях прослеживается сходство с трудами Григория Богослова. Так, например, для них характерна глубина созерцания истин христианского благочестия.

Сам же святой Симеон считается основателем учения о небесном озарении души. Оно позже привело к спору паламитов и варлаамитов. Стоит отметить, что преподобный Симеон Новый Богослов весьма почитался преподобным Нилом Сорский, который часто ссылался на него в своих сочинениях.

Исиахизм ― безмолвная молитва, её суть выражена в гимнах преподобного Симеона Нового Богослова

Святого Симеона часто называют предшественником исихазма. Это особая мистическая практика, зародившаяся в XIV веке. Она направлена на созерцание божественных энергий. Изложивший основы этого учения святой Григорий Пальма часто ссылается на труды святого Симеона.

Кстати, Нил Сорский считается русским продолжателем традиций исиахизма именно потому, что в своих сочинениях он часто использует отрывки из его трудов.

Святой Григорий Палама Мастер Северной Греции (Фессалоники?) начала XV века. Святой Григорий, основатель исиахизма, часто ссылался на труды преподобного Симеона Нового Богослова

Суть исихазма определяется очень трудно, ведь даже само это понятие происходит от греческого исихия, то есть «безмолвие». Погруженный в созерцание монах не произносит проповедей, не изрекает богословских формулировок.Его цель — стремиться к внутреннему, сердечному созерцанию Царства Божия.

Полноценное «умное делание», как иногда называют подобный род молитвы, доступно только монахам, свободным от мирской суеты. Кстати, братия тех монастырей, в которых пребывал святой Симеон, вначале скептически относилась к его мистическим практикам.

Многие не верили тем видениям, которые видел святой во время «умного делания», именно поэтому первоначально его прозвище «Новый Богослов» носило иронический характер.

Видеоролик: Гимны преподобного Симеона Нового Богослова читает митрополит Иларион (Алфеев). В фильме автор читает гимны святого Симеона.

В своих гимнах преподобный в поэтической форме показал сущность «умной молитвы». Вот пример одного из таких сочинений:

Кто хочет увидеть сей свет невечерний,Тот должен всегда соблюдать свое сердце
От страстных движений, от помыслов скверных,
От гнева, смущения, клятв лицемерных.
Внимать себе должен и злобы не помнить,
Людей не судить даже в помыслах сердца,
Быть внутренне чистым, в словах откровенным,
Быть искренним, кротким, спокойным, смиренным.
Трапеза его пусть не будет богатой,
Молитву и пост да хранит неослабно.
И весь его подвиг, и дело любое,
И всякое слово — да будет с любовью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: