Житие Вонифатия Тарсийского – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Святой мученик ВОНИФАТИЙ (†290)

В дни празднования гражданского Нового года, как правило, стоит более тёплая, чем обычно зимой, погода: слабеет мороз, утихает вьюга. Православные говорят, что это благодаря святому мученику Вонифатию, память которого приходится на 1 января. Он при жизни был подвержен страсти пьянства, и теперь молится за всех невоздержных в новогодний праздник, чтобы они не замёрзли.

Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в III веке, в царствование римских императоров Диоклитиана и Максимиана.

До принятия мученического венца он жил в Риме и вел распутный образ жизни (“в нечистоте валяшеся и пияница бяше”). Вонифатий был молод и красив и служил управляющим имениями знатной римлянки Аглаи (Аглаиды), дочери проконсула Акакия. Будучи незамужней, она наслаждалась свободой, красотой и богатством, и состояла в любовной связи со своим управляющим. Но Вонифатий, будучи не чуждым добродетели, внутренне терзался такой жизнью.

Он имел милостивое сердце: щедро помогал нищим и принимал странников. Сознавая свою немощь, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он помог ему исправиться. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.

В то время на Востоке было сильное гонение на христиан, и Аглаида услышала, что тот, кто имеет у себя в доме мощи Христовых мучеников и благоговейно чтит их, получает от Бога помощь ко спасению, а грех в доме не умножается. Не имея никого вернее и исполнительнее Вонифатия, Аглаида посылает его за мощами, снабдив золотом для выкупа. Вонифатий с радостью согласился на ее предложение и выразил полную готовность идти в путь. Выходя из дому, он, как бы в шутку, сказал своей госпоже: «А что будет, госпожа, если я не найду никакого тела мученика, и мое тело, замученное за Христа, принесут к тебе, – примешь ли ты его тогда с честью?» Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником и укорила его за бесчинство, обязав вести благочестиво: «Помни, что ты собираешься служить святым мощам, до которых мы не только коснуться, но даже и взглянуть на них недостойны». Серьезно задумался Вонифатий над ее словами и решил не есть мяса, не пить вина. Всю дорогу он сокрушался о содеянных грехах и молился Богу.

Приидя в киликийский город Тарс (Малая Азия), Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где судья Симплиций при стечении множества народа подвергал жесточайшим пыткам 20 христиан. Один из них висел вниз головою над огнем; другой был крестообразно привязан к четырем столбам; третий лежал, перепиленный пилой; четвертого мучители строгали острыми орудиями. Иному выкалывали глаза, иному отсекали части тела, иного сажали на кол. У одного были сломаны кости, у другого были отсечены руки и ноги, и он, подобно клубку, катался по земле. Потрясенный страшным зрелищем, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целуя и обнимая их, моля Господа о даровании и ему мученического венца. Он смело объявил себя христианином и, отказавшись принести жертву идолам, тут же был предан на мучения.

Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзали под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов.

Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову. Из раны истекли кровь и молоко, а в городе произошло сильное землетрясение. Видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Так окончил свою земную жизнь мученик Вонифатий. Посланный за мощами святых, он сам стал святым. Случилось это 14 мая 290 года .

Между тем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он где-нибудь напился и проводит время с блудницами. «Вот, как наш Вонифатий пришел отыскивать святые мощи!» – смеялись они. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Однако они не поверили ему: «Разве пьяница и распутник будет страдать за Христа?!». И тогда свидетель привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Приложив голову его, лежавшую отдельно, к туловищу, они совершенно удостоверились, что это – Вонифатий. Спутники святого со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем. Каково же было их изумление, когда Вонифатий приоткрыл глаза и милостиво им улыбнулся. Затем они, выкупив за 500 золотых монет останки мученика, помазав благовонными мастями, повили их чистыми плащаницами и, положив в ковчеге, доставили их с почестями своей госпоже.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи. И вспомнила она то пророчество, которое изрек святой, отходя в путь, и благодарила Бога, устроившего так, что святой Вонифатий за свои и ее грехи стал жертвою, благоприятною Богу. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. Пожертвовав одну часть своего имущества монастырям, другую нищим, она отпустила на волю всех рабов и с несколькими девами стала вести иноческую жизнь. В покаянии Аглая прожила около 18 лет и была похоронена рядом с Вонифатием. По преданию, она получила от Бога дар изгонять бесов и исцелять болезни.

Читайте также:
Бронзов Александр - житие и труды, идеи и позиция, сочинения

Храм святого Вонифатия в Риме на Авентинском холме

Храм святого Вонифатия в Риме на Авентинском холме в дальнейшем не раз перестраивался. С ним связано житие еще одного святого – преподобного Алексия, человека Божьего. Прп. Алексий жил в доме рядом с храмом св. Вонифатия, венчался в нем, в нем же и был погребен. Позднее над храмом св. Вонифатия был сооружен более обширный храм во имя св. Алексия, человека Божия, и мощи обоих святых в 1216 г. перенесены из нижней церкви в новую верхнюю, в ризнице которой в настоящее время честные головы их хранятся отдельно от мощей.

Лестница, под которой прожил 17 лет святой Алексий, сохранилась и доныне. Сейчас она висит на стене внутри базилики. В пределах храма сохранился также колодец времен Аглаиды, из которого черпали воду ее слуги.

Мученик Вонифатий получил особенную благодать помогать в избавлении от пьянства и запоев. Церковь молится ему о чадах, страдающих этими недугами, и они по силе своей веры получают исцеление.

В 1914 году недалеко от Петровского парка на средства А.И.Коншиной было открыто убежище для увечных воинов и выстроен домовый храм в честь св.мч. Вонифатия. В настоящее время эти здания занимает Московская областная психическая больница. Храм св.мч. Вонифатия при больнице (ул.8 марта,1) действует и помогает страждущим и сегодня.

Тропарь, глас 4
К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

Кондак, глас 4
Священие непорочное самовольно Тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

Молитва святому мученику Вонифатию Тарсийскому
О, многострада́льный и всехва́льный му́чениче Вонифа́тие! Ко твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний нас, пою́щих тебе́, не отве́ржи, но ми́лостиво услы́ши нас. Виждь бра́тию и се́стры на́ша, тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мыя, виждь того́ ра́ди от ма́тере своея́, Це́ркве Христо́вой и ве́чнаго спасе́ния отпа́дающия. О, святы́й му́чениче Вонифа́тие, косни́ся се́рдцу их да́нной ти от Бо́га благода́тию, ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных и ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Го́спода Бо́га, Его́ же ра́ди страда́л еси́, да прости́в нам согреше́ния на́ша, не отврати́т ми́лости Своея́ от сыно́в Свои́х, но да укрепи́т в нас трезве́ние и целому́дрие, да помо́жет Свое́ю десни́цею трезвя́щимся спаси́тельный обе́т свой до конца́ сохрани́ти во дни и нощи́, о нем бо́дрствующе и о нем до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́лище да́ти. Приими́, уго́дниче Бо́жий, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих; жен честны́х, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад си́рых и убо́гих, от пиа́ниц оста́вленных, всех нас, ико́не твое́й припа́дающих, и да прии́дет сей вопль наш моли́твами твои́ми ко престо́лу Всевы́шняго дарова́ти всем по моли́твам их здра́вие и спасе́ние душ и теле́с, наипа́че же Ца́рство Небе́сное. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный час исхо́да на́шего помози́ прейти́ непреткнове́нно возду́шные мыта́рства и моли́твами твои́ми изба́ви ве́чнаго осужде́ния. Умоли́ же Го́спода дарова́ти нам к Оте́честву на́шему любо́вь нелицеме́рную и непоколеби́мую, пред врага́ми Це́ркве святы́я ви́димыми и неви́димыми си́лу непобеди́мую, да покры́ет нас ми́лость Бо́жия в несконча́емыя во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Святой мученик Вонифатий

В первый день нового года по церковному календарю отмечается день памяти святого мученика Вонифатия. Так вышло, не без Промысла Божия конечно, что в новогодний праздник, когда бывает наибольшее количество случаев алкогольного опьянения, вспоминается святой, который помогает от страсти винопития. Он сам страдал этим недугом, поэтому благословлен помогать таким же несчастным.

  1. Жизнь святого
  2. Путешествие за мощами
  3. Мучения Вонифатия
  4. Прибытие домой
  5. Дальнейшая жизнь Аглаиды
  6. Мощи
  7. О чем молятся святому Вонифатию
  8. День памяти

Жизнь святого

Святой Вонифатий родился в третьем веке нашей эры во время царствования императора Диоклетиана, который был ярым гонителем христиан. В то время христианское учение только набирало силу. Многие уверовали во Христа благодаря проповедям апостолов. Все больше людей бесстрашно называли себя христианами и посылались на мучения от властей, принимая мученическую кончину.

Однако, развратная жизнь знати еще имела место. Прежние обычаи римских богачей еще присутствовали в те времена. Пьянство, праздность и блуд были довольно распространены среди знатных людей Рима.

У такой богатой римлянки был раб по имени Вонифатий. Ее звали Аглаида, она была дочерью проконсула. Вонифатий имел пристрастие к спиртному, беззаботно предавался пьянству и разврату, как было принято в те времена. Со своей госпожой он тоже вступал в блудную связь, как и со многими другими женщинами.

Но он имел доброе сердце, принимал странствующих, кормил голодных, был неравнодушен к чужой беде. За это Господь призрел на него.

Путешествие за мощами

Однажды Аглаида услышала о христианском учении, сердце ее размягчилось. Она была готова стать христианкой. Но богатая женщина, всю жизнь проведшая в грехе, убоялась наказания за свою развратную жизнь. Она услышала от христиан, что тем людям, которые имеют в своем доме мощи святых, Господь прощает множество грехов.

Тогда она приняла решение добыть хотя бы часть святых мощей. Аглаида позвала к себе раба Вонифатия и приказала ему отправиться в дорогу с этой целью. Но он вдруг ответил ей: «А что, если тебе привезут мои мощи?!» На это Аглаида лишь рассмеялась. «Сейчас не время для шуток!» — ответила она.

Но как выяснилось позже, он не шутил. Вонифатий отправился в Малую Азию, где в то время было наибольшее количество мучеников. Он приехал в Киликийский город Тарс. При нем находилось много сопровождающих с золотом и необходимыми для бальзамирования тел предметами. Он пришел в амфитеатр, где как раз в это время происходило истязание христиан.

Читайте также:
Мартин Исповедник: житие и биография святого, почитание и мощи, книги

Одного из них яростно бичевали, другого подвесили вниз головой и били, третьего строгали железными крючьями. Но, несмотря на все это, мученики были тверды в своей вере. Вонифатий вдруг растрогался, стал каяться в своей многогрешной жизни, просить прощения у Бога, со слезами целовать останки тел святых, а затем громко при всем народе объявил себя христианином. Такая сила покаяния была ему явлена от Бога. Он совсем забыл про страх смерти, ведь он знал, что его ждет после такого всенародного признания.

Мучения Вонифатия

Его тут же схватили стражники. Прося молитв у находившихся тут святых, Вонифатий смело отправился на суд к правителю области. Он отказался поклониться идолам, и его стали мучить.

Ему втыкали в ноги острые тростники, лили в рот раскаленный свинец, бросали в кипящую смолу. Но все мучения Вонифатий претерпел мужественно и стойко. Когда его бросили в котел с кипящей смолой, Ангел охладил огонь, поэтому святой не пострадал совсем. А пламя вырвалось и опалило многих язычников, стоявших рядом. После всех мучений его приговорили к отсечению головы мечом. Перед смертью мученик горячо помолился об оставлении своих грехов.

Тем временем его спутники, потеряв Вонифатия, подумали, что он пошел в трактир и напился, как обычно. Но когда прошло много времени, они начали беспокоиться и искать его везде, спрашивать у прохожих.

Один из них, родственник палача, рассказал им, что похожий на их приятеля, был казнен недавно. Тогда они поспешили в амфитеатр и нашли там тело Вонифатия. Выкупив его за большие деньги, они повезли его домой.

Прибытие домой

Тем временем Аглаида уже начала беспокоиться, поскольку слишком долго не возвращался ее слуга с мощами. Она ходила на дорогу несколько раз – встречать их, но никого не было. Тогда она начала усердно молиться.

Тогда ей явился Ангел Господень и объявил, что мощи уже близко. Он велел ей идти встречать того, кто раньше был грешником, а теперь раскаялся и кровью своей искупил свои грехи. Теперь ради его мучений простятся и ей грехи ее. Ангел велел богатой госпоже принять мощи Вонифатия как господина своего, а не как раба.

Аглаида встала и поспешила навстречу шествию. Она слезами облила гроб Вонифатия. На этом месте госпожа велела построить церковь и поместить там мощи мученика. Так сбылось пророчество Вонифатия, сказанное им при жизни, которому тогда не поверила госпожа.

Дальнейшая жизнь Аглаиды

После этого события жизнь богатой и порочной женщины полностью изменилась. Она полностью раскаялась в своих прежних грехах и никогда уже не возвращалась к ним. Остаток жизни своей Аглаида провела в глубоком покаянии и слезах раскаяния.

Когда она преставилась, тело ее по завещанию положили рядом с мощами Вонифатия в церкви, которую она велела выстроить на месте встречи мощей.

В седьмом веке в Риме на Авентинском холме был построен храм в честь святого Вонифатия и Алексея Божьего человека. Туда было решено перенести мощи святого. Там они находятся и до сих пор.

О чем молятся святому Вонифатию

Святой Вонифатий чествуется не только в православной церкви, но и в католической, и в Армянской. Его день отмечается православными первого января по новому стилю. Этому святому молятся об избавлении от пьянства, блудной страсти, распутной жизни. Ему читают акафист и молитвы, если имеется родственник, страдающий от страсти винопития (если он сам не может и не хочет молиться и не имеет расположения избавиться от пьянства). Многие жены, у которых мужья-алкоголики обращаются к святому Вонифатию с горячей молитвой.

День памяти

День памяти святого мученика Вонифатия:

Проповедь прот. Игоря Коростелева о святом Вонифатии

Святыни: Часть мощей мученика Вонифатия Тарсийского (+290)

In Святыни by o.Venedikt 01.01.2010

Ковчег с частицей мощей святого мученика Вонифатия Тарсийского (+290) с ноября 2015 года пребывает в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Благовещенска (ул. Красноармейская, 53, тел. 54-00-48). Еженедельно по четвергам в 17.30 часов перед святыней служится молебен с акафистом и водоосвящением. Еще одна часть мощей святого находится в храме святителя Николая Мирликийского г. Зеи.

Святыня подарена Благовещенской епархии епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом в январе 2012 года.

Святому Вонифатию молятся о даровании исцеления от пьянства, наркомании и других страстей и зависимостей.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Вонифатий Римский (Тарсийский) (III век — 14 мая 290)

  • Раннехристианский мученик, святой Православной, Католической и Армянской церквей.
  • День памяти святого — 1 января.
  • Честные мощи святого пребывают в городе Риме, в храме во имя Вонифатия Римского и Алексия Целовека Божия (базилика Сант-Алессио).

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Мученик Вонифатий жил во второй половине III века в Риме. Был он хорош собою и служил управляющим имениями у Аглаиды, дочери римского градоначальника. Богатая красавица, не имея мужа и прочих обязательств, пребывала в праздности и любодеянии, не гнушаясь блудным сожительством даже со своим верным слугой. Хоть и слыл Вонтифатий грешником, наслаждающимся блудницами и шумными пирушками, не чужды ему были и добродетели. Был он приветлив к странникам, отзывчив к чужим бедам, давал щедрые милостыни нищим и помогал по мере сил страждущим.

Жизнь хозяйки и ее верного раба изменилась, когда они прослышали о мучениках, которые терпят нечеловеческие страдания ради своей веры. Времена для христиан были страшные: язычники, стараясь склонить их к идолопоклонству и отречься от Христа, выдумывали для них изощренные пытки и казни. Учение Христово заставило и Аглаиду задуматься о своих грехах и, желая хоть как-то загладить их, решила она отправить своего слугу на Восток, чтобы он привез в ее дом тело одного из убиенных язычниками мучеников.

Читайте также:
Нектарий Эгинский: житие и биография святителя, мощи, почитания и дни памяти

— От одного благочестивого мужа я слышала, что если кто имеет у себя мощи мучеников Христовых и чтит их, в доме того грех не умножается, человек тот даже может достигнуть вечного блаженства, какого сподобились святые мученики, — повелела она Вонифатию.

В надежде, что один из христианских мучеников станет ее личным заступником и ходатаем перед Богом, Аглаида пообещала построить в своем имении храм, где он будет почивать своими мощами. Вонифатий же, хоть и согласился сразу же исполнить просьбу своей госпожи, отнесся к ней не без иронии и, собравшись в дорогу, спросил полушутя:

— А что будет, если я не найду тела мученика, и тебе принесут мое тело, замученное за Христа, примешь ли ты его тогда с честью?

Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником, а потом с легким укором сказала:

— Тебе следует тщательно охранять себя от всякого бесчинства и насмешничества: святое дело нужно совершать честно и благоговейно. Помни, ты собираешься за святыми мощами, на которые мы даже и взглянуть не достойны. Иди с миром. Бог же, образ человека принявший, и за нас кровь Свою проливший, да простит грехи наши и пошлет тебе ангела Своего и направит тебя.

Слова эти запали Вонифатию в сердце. Сокрушаясь всю дорогу о своих грехах, достиг он Малой Азии и вошел в Киликийский город Тарс, где правили в то время жестокие гонители христиан Диоклитиан и Максимиан. Оставив рабов в гостинице, Вонифатий отправился на место массовых казней и увидел множество народа, собравшегося смотреть на чудовищные пытки, которыми христиан старались склонить к идолопоклонству. Их избивали, жгли, терзали на части, но лица страдальцев светились духовной радостью, и, превозмогая боль, они до последнего вздоха благодарили Бога за то, что Он позволил им удостоиться мученического венца. Пораженный этим зрелищем Вонифатий воскликнул:

— Велик Бог христианский! Велик Он, ибо помогает рабам Своим и укрепляет их в столь великих муках!

Он стал обнимать и целовать мучеников, называя их блаженными, чем привлек внимание палачей. И вот уже судья потребовал от него немедленно принести жертву языческим идолам и тем избавить себя самого от истязаний.

— Я — христианин, и только это ты услышишь от меня. Делай со мной, что тебе угодно, но жертв идолам я не принесу, — ответил на это Вонифатий.

Смельчака раздели, повесили вверх ногами и били так сильно, что плоть отставала от костей, но он оставался непреклонен. Не сломили его и другие пытки: возведя очи к небу, он лишь молча терпел и славил Бога. А когда разгневанный судья повелел влить ему в рот расплавленное олово, Господь явил чудо: обжигающий металл не причинил Вонифатию никакого вреда. И тут уже не только он, а и все присутствовавшие при казни уверовали в силу Бога христианского и даже ринулись на мучителей, желая уничтожить идольское капище.

Сбежавший судья повелел заточить Вонифатия под стражу, а когда народные волнения утихли, продолжил его истязать. Но чем страшнее становились пытки, тем явственнее становилась и помощь Божия. Мужественному чужестранцу не повредила даже кипящая смола, в которую он был брошен. Взбешенный судья повелел усечь его мечом, и в этот момент, когда Бог сподобил Вонифатия принять смерть, из раны его истекли кровь и молоко. Видя такое чудо, к Христу тотчас обратились около 550 язычников, присутствовавших при этой казни.

Тем временем, оставленные в гостинице спутники Вонифатия хватились его. Поначалу они были убеждены, что он, следуя своим привычкам, увлёкся здешними блудницами или примкнул к веселой пирушке. Осуждая нерадивого искателя мощей, отправились на поиски его самого они лишь на третий день. Каково же было их удивление, когда один из случайно встреченных прохожих рассказал им о страннике, принявшем лютую смерть за Христа. Вскоре на месте мучений они нашли и тело Вонифатия, а когда приложили к нему лежавшую отдельно голову, он вдруг приоткрыл глаза и милостиво взглянул на них, словно прощая всю клевету, возведенную на него.

Горько раскаявшись, они отдали за тело мученика 500 монет, бережно завернули в новую плащаницу, и отправились вместе с ним в обратный путь. Госпожа Аглаида, которой они привезли ее бывшего раба, встретила их благоговейно. Накануне ночью ей явился ангел Божий:

— Готовься принять того, кто был раньше у тебя слугой, ныне же стал нашим братом и сослужителем. Прими того, кто был рабом у тебя, а теперь будет твоим господином, и благоговейно почитай его: отныне он хранитель души твоей и защитник твоей жизни, — молвил он.

В своем имении Аглаида возвела храм во имя святого мученика Вонифатия, где и поставила святые мощи. Много чудес там совершалось по его молитвам мученика: он исцелял больных и бесноватых и всем, кто с верою молился у его гроба, подавал просимое. Так и сегодня к помощи святого Вонифатия прибегают раскаявшиеся и не умеющие справиться со своими страстями грешники. Не отказывает он в помощи и людям, молящимся о своих заблудших, страдающих тяжкими недугами пьянства и наркомании родных и близких.

МОЛИТВЫ

Тропарь мученику Вонифатию

К сословию послан мучеников,/ мученик был еси истинен,/ пострадав за Христа крепчайше, всехвальне,/ мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне,/ моли Христа Бога// прияти нам грехов прощение.

Кондак мученику Вонифатию

Священие непорочное/ самовольне тебе привел еси,/ Иже от Девы тебе ради родитися хотящему,/ святе венченосче,// премудре Вонифатие.

Читайте также:
Вениамин Пушкарь - жизнь и биография, творчество и беседы, труды

Молитва мученику Вонифатию

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкве Христовой, и вечнаго спасения отпадающия. О, святый мучениче Вонифатие, коснися сердцу их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвение и целомудрие, да поможет Своею десницею трезвящимся спасительный обет свой до конца сохранити во дни и нощи, в Нем бодрствующе и о Нем добрый ответ на страшное судилище дати. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, от пианиц оставленных, всех нас, к иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царство Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам к отечеству нашему любовь нелицемерную и непоколебимую, пред врагами Церкве Святыя видимыми и невидимыми, да покроет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Жизнь и труды Феофана Затворника

В истории Русской православной церкви найдется немало примеров людей, которые посвятили себя Богу и внесли огромный вклад в расцвет православия, после чего были возведены в лик святых. Не стал исключением и Феофан Затворник — аскет, ученый, богослов и просто истинный христианин, который во всем следовал заповедям Божьим.

Житие святого

Местом рождения будущего святого стала небольшая деревня Чернавка, что в Орловской губернии. Мальчик появился на свет 10 января 1815 года. Назвали его Георгием. Родители ребенка были очень благочестивыми и верующими людьми. Отец, Василий Тимофеевич Говоров, являлся священником в приходской церкви той же деревни. Мать, Татьяна Ивановна, выросла тоже в священнической семье, где воспитывалась в строгости и любви к православной вере. Она была человеком с чутким добрым сердцем и кротким характером.

О других святых:

С раннего детства мать и отец приобщали сына к церковной жизни. Василий Тимофеевич часто брал его с собой во Владимирскую церковь, где Георгий с удовольствием участвовал в процессе богослужения, оказывая помощь в алтаре или на клиросе. В семье еще было три сына и три дочери.

Начальное обучение сыну родители дали дома. Глава семьи следил за ходом обучения и проверял домашние задания, а Татьяна Ивановна обучала основам грамоты. С малых лет Георгий проявлял неординарные умственные способности и отличался тягой к новым знаниям. Это замечали все в близком окружении. При этом характер у него был кроткий, сердце доброе и чувствительное.

Период обучения

Продолжил обучение Георгий в Ливенском духовном училище. Учеба давалась ему легко, поэтому он благополучно окончил заведение через шесть лет и был принят в Орловскую духовную семинарию.

Все годы учебы молодой человек оставался на хорошем счету у преподавательского состава. Особый интерес у него вызывали философия и психология. Курс по философии он даже изъявил желание пройти еще раз. Окончив семинарию, Георгий втайне мечтал попасть в Киевскую духовную академию, но не надеялся, что ему это удастся. Поэтому начал уже присматривать какой-то приход. И каково же было его удивление, когда по ходатайству епископа Орловского Никодима, Георгия отправили в числе еще нескольких студентов учиться за казенный счет в ту самую академию.

Как и в предыдущие годы, студент с большим усердием и прилежанием постигал преподаваемые в академии науки. Преподавательский коллектив состоял сплошь из высокодуховных и очень образованных людей. Атмосфера в академии царила соответствующая. Это очень благотворно влияло на становление личности будущего святителя.

Как раз на этом этапе проявился писательский талант Георгия. Он часто искал уединения в Киево-Печерской лавре для молитвы. Воспоминания о святом месте на всю оставшуюся жизнь запечатлелись в памяти Георгия, исполненные теплоты. Он говорил, что, попадая в лавру, попадаешь в другой мир.

Тогда же молодой человек всерьез задумался о посвящении себя монашескому подвигу.

Приобщение к монашеству

Прошение о постриге в монахи было подано руководству учебного заведения в 1840 году. Спустя год преосвященный Иеремия, занимавший пост ректора академии, совершил чин, вследствие чего Георгия нарекли новым именем Феофан (в честь Феофана Исповедника). Уже весной его возвели в иеродиакона, а спустя пару месяцев — посвятили в иеромонахи. Окончив академию, Феофан защищает диссертацию и получает степень магистра.

В 1841 году иеромонах Феофан получает свое первое назначение в качестве ректора Киево-Софийского духовного училища. Здесь он, помимо выполнения своих прямых обязанностей, обучает студентов латинскому языку. В свободное от работы время много внимания уделяет литературе духовного жанра, среди которой большую часть занимают труды святых отцов.

На следующий год Феофана назначают на другую должность, и он перебирается в Новгород для возглавления местной духовной семинарии. Отец Феофан преподает такие дисциплины, как логика и психология. Несмотря на любовь к науке, святитель всегда акцентировал внимание студентов на том, что «во главе угла» должна быть не сухая научность, а умная молитва в сердце. Эту истину он усвоил еще во времена своего обучения в Киевской духовной академии, когда посетил благочестивого старца Парфения.

Но в Новгороде иеромонах задержался недолго. В 1844 году, с благословения церковного начальства, его вновь перевели, теперь на должность преподавателя духовной академии в прекрасном городе Санкт-Петербурге. Через год последовало повышение по карьерной лестнице, и Феофан уже числился как помощник инспектора данного учебного заведения.

Читайте также:
Вячеслав Чешский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

Как и прежде, святитель очень ответственно подходил к исполнению своих обязанностей, но в его душе поселилось новое желание — уединиться для полной отдачи себя Богу. Поэтому преподавательская деятельность начала тяготить Феофана. Видимо, по промыслу Божьему, святителю представилась уникальная возможность сменить род занятий.

Служение в Иерусалиме

В 1846 году формировалась Русская Православная Миссия, задачей которой было направиться в Иерусалим.

Феофан не без энтузиазма принял предложение войти в состав этой миссии. Так, уже в 1847 году, в октябре месяце все члены организации отправились в Палестину, а в феврале их уже встречали в Иерусалиме. Пребывая на Ближнем Востоке, Феофан значительно повысил уровень владения греческим и французским языками. Взялся за освоение еврейского и арабского. Активно углубился в изучение основ других религиозных конфессий, чтобы обоснованно освящать их положительные и негативные стороны.

Немалый интерес для него представляли древние святые рукописи, которые он читал в оригинале. В целом этот период оказался довольно плодотворным. Но коррективы внесла Крымская война.

Посвящение в архимандриты

С началом военного конфликта миссию отозвали, и все священнослужители, входившие в ее состав, вынуждены были вернуться на родину. Путь пролегал через страны Европы. И здесь Феофан не упустил возможности почерпнуть для себя что-то новое. Природная жажда новых знаний не иссякла в нем до самых последних дней жизни.

  • В Италии святитель ознакомился с произведениями искусства великих мастеров, посетил многие музеи.
  • В Германии его заинтересовала манера преподавательского процесса основных дисциплин в учебных заведениях, в частности, богословия.

Возвращение в Россию для отца Феофана ознаменовалось посвящением в сан архимандрита и направлением в Санкт-Петербургскую академию для преподавания канонического права. Затем архимандрит назначается ректором Олонецкой духовной семинарии. Здесь он взял на себя обязательства по руководству строительными работами, которые проводились в рамках кампании по обустройству заведения.

В 1856 году святителю поступило предложение возглавить Православную посольскую церковь в Константинополе, переживающую не самые лучшие времена. Дело в том, что между греками и болгарами разгорелся конфликт из-за желания последних вести службы в храмах на родном языке и назначать в священнослужители представителей из болгарского народа. Однако Константинопольский патриархат не хотел идти на уступки. Отец Феофан, искренне желавший помочь болгарам в их проблеме, снискал большую любовь и уважение со стороны этого этноса. Но, благодаря своим дипломатическим качествам, он продолжал находиться в хороших отношениях и с греками, и с членами посольства, в котором пребывал с миссией.

О православной молитве:

В дальнейшем святителем был составлен подробный отчет касательно сложившейся ситуации, который имел важное значение для болгар, когда их вопрос рассматривался Священным синодом Русской православной церкви.

В 1857 году Феофана вызвали в Петербург с целью назначения его ректором духовной академии. К тому времени святитель уже приобрел известность в широких кругах и снискал большое уважение за свои аскетический взгляды и образованность.

А через два года состоялось посвящение архимандрита в сан епископа Тамбовского и Шацкого.

Епископское служение святого Феофана Затворника

Свои обязанности епископа отец Феофан исполнял с ревностно и с полной самоотдачей. Благодаря его неуемной энергии и таланту руководить, были открыты многочисленные школы и училища в епархии. Он часто разъезжал по области с целью личного знакомства и общения с паствой.

На заметку! При нем начал издаваться вестник «Тамбовские епархиальные ведомости».

И, хотя святитель очень многое делал для епархии, его все чаще одолевали мысли о затворничестве.

В 1863 году церковным руководством было принято решение о перемещении епископа на новую кафедру. Феофан приезжает в город Владимир-на-Клязьме, где разворачивает не менее активную деятельность по открытию приходских школ и других образовательных учреждений.

Здесь также начинают издавать «Владимирские епархиальные ведомости». Епископ участвовал в богослужениях, много проповедовал. В 1866 году святитель Феофан подал прошение в Синод об отстранении его от руководства епархией. После длительного рассмотрения и доводов епископа, просьба все же была удовлетворена.

Феофан выбрал для уединенного образа жизни Вышенскую пустынь, куда его назначили настоятелем. Однако и настоятельство тяготило святителя, в связи с чем от него последовала новая просьба о снятии с него данных полномочий.

Период затворничества

Начиная с 1872 года, святитель начал жить в затворе. В его келью попадал очень ограниченный круг людей. Сам святой отец всегда был занят либо молитвой, либо трудом. Он организовал у себя в комнате небольшую домовую церковь, где регулярно служил Божественную Литургию.

Свободное время посвящал разбору переписки, изучению святоотеческих трудов, чтению. Не чужд был ему и физический труд. Феофан занимался иконописью, сам шил себе одежду, вырезал по дереву. Большую часть своей пенсии отправлял нуждающимся, себе же оставлял самую малость на основные нужды.

Умер Феофан Затворник 6 января 1894 года. Его тело захоронили в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Днями памяти и почитания святого считаются:

  • 10 января — рождение святого;
  • 16 июня — перенесение мощей Феофана Затворника.

Творческое наследие

Святой оставил богатое литературное наследие после себя, посвященное проблематике нравоучения, толкования Священного Писания, догматики. Также осталось много писем. Среди всех трудов особого внимания заслуживают следующие:

  • Начертание христианского нравоучения;
  • Внутренняя жизнь. Избранные поучения;
  • Как начинается в нас христианская жизнь;
  • Толкования к посланиям в Новом Завете;
  • Письма о духовной жизни и т. д.

Все годы затворничества святой Феофан посвятил служению Православной церкви, что выражено в его сочинениях.

Этот человек незаурядного ума и большой души в свое время очень вдохновлялся примерами других святых отцов церкви, таких как Тихон Задонский. Феофан Затворник был и остается примером для всех верующих христиан. А канонизация только подтверждает этот очевидный факт.

Читайте также:
Иоанн Рыльский: житие святого, в чем помогает, мощи и день памят

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник – житие, икона, помощь святого

  1. Молитвы Иоанну Кронштадтскому
  2. Акафист Серафиму Саровскому
  3. Сильные молитвы от одиночества

Феофан Затворник – святой, архиерей Русской Церкви, богослов и публицист. Он не только оказал влияние на общество, не только стал известной и значимой исторической фигурой, но и просиял на Небесах.

Святые – как, впрочем, и любые ученые, поэты, писатели – это обычные люди, такие же, как мы с вами. Но они много работают над своей духовной и душевной жизнью, над своим образованием – действительно, есть и святые простецы, но многие православные святые – умнейшие люди своего времени. Так и труды святителя Феофана по сей день изучаются многими философами и богословами, являясь к тому же величайшей духовной помощью для каждого православного христианина.

Интересное прозвище – Вышенский затворник – святитель Феофан получил благодаря своей жизни. После выхода на покой (пенсию) он ужесточил аскетические подвиги, особым образом оставшись совершенно наедине с собой.

Икона святителя Феофана Затворника

  1. Молитва в дорогу
  2. Молитва задержания зла Пансофия
  3. Молитва Матроне Московской в болезни
  4. Молитва от тюрьмы

Икона святителя Феофана Затворника почитается православными от простых людей до богословов. Как архиерей святитель был не раз зарисован живописцами с натуры. Его внешность хорошо известна, даже запоминается.

Святитель имеет сухощавое лицо, светлые глаза, седую длинную бороду, волосы также седые и немного кудрявые, они спускаются волнами на плечи из-под архиерейской митры или монашеского клобука.

Святитель изображен в праздничном красном облачении архиерея, с митрой и с посохом в руке или в епископской фиолетовой мантии. Правой рукой он благословляет верующих или держит крест. Жезл — символ архипастырской власти, его по сей день обязательно на богослужения выносят вслед за архиереями, ведь в Евангелии духовенство Господь часто сопоставляет с пастухами, пасущими и оберегающими народ, как овец, хранящих его от бесов – духовных волков. Также часто святитель изображается с книгой в руках – многие считают ее символом его духовных трудов, но в действительности в православной иконографии так, с Евангелием, изображаются многие святители, начиная от Николая Чудотворца.

На иконах святителя во весь рост он изображается или в той же фиолетовой мантии, или в облачении архиерея времен Византии – с черными крестами.

Редкий тип иконографии святителя Феофана – житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более десятка сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в течение веков. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в полный рост в традиционных архиерейских одеждах с благословляющим жестом правой руки.

Житие святителя Феофана, Затворника Вышенского

Будущий святитель родился в семье сельского священника Орловской губернии Василия Говорова, и при рождении был назван Георгием. Первые шаги в церкви святитель сделал еще в детстве: мудрые родители дали ему и начальное образование, и подготовку к священническому служению. В то время многие дети священников продолжали династию, священство было особым сословием. Маленький Георгий с детства прислуживал в алтаре и любил молитву.

В 1829 году Георгий окончил духовное училище в Ливне и поступил в Орловскую духовную семинарию: преподаватели ценили его за рвение к знаниям. Как лучший воспитанник семинарии за счет государства он был отправлен Киевскую духовную академию, находящуюся по сей день на территории Киево-Печерской лавры. Здесь святитель получил и знания, и духовный рост: он много времени проводил в молитве у мощей Киево-Печорских святых, в пещерах.

Здесь к концу курса обучения года он принял монашество – пройдя ряд трудов, положенных послушнику, над ним был совершен постриг в рясофорного инока с наречением имени Феофан. Известно, что на постриг святого собрались многие: он был уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками.

Рясофорный постриг – это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святитель, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия – «малый ангельский образ», малая схима. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания – то есть отсутствия своего имущества. Через несколько месяцев святитель был посвящен в иеродиакона (священнослужителя, который прислуживает за богослужениями священнику, но не может совершать Таинства Церкви), а затем в иеромонаха – священника, носящего монашеский сан.

Будущий святитель остался преподавать: на протяжении нескольких десятилетий отец Феофан был ректором и инспектором ряда духовных учебных заведений: Киевско-Софийского училища, Новгородской и Олонецкой семинарий, наконец, Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Как преподаватель СПбДАиС святитель в 1847 году вошел в состав созданной Церковью Духовной Миссии в Иерусалиме – своеобразного церковного посольства. Здесь святитель налаживал контакты между Православными Церквями, а также занимался научной деятельностью: изучал языки, общался с представителями различных конфессий, рукописями Святых Отцов. В 1855 году святитель был награжден саном архимандрита и должностью настоятеля храма при дипломатическом посольстве России в Константинополе.

По возвращении в Россию святитель Феофан некоторое время был ректором Санкт-Петербургской ДУховной Академии, а затем был хиротонисан в архиереи. С 1859 по 1866 он занимал кафедру Тамбовскую и Шацкую, затем Владимирскую.

В обеих епархиях он был инициатором ряда просветительских миссий:

Организовал издания региональных газет «Православные ведомости»,

Читайте также:
Житие Афанасия Ковровского - описание и история жизни, биография, чудеса, мощи и дни памяти святого

Совершал открытия епархиальных училищ для юношей и даже девушек, что в те времена было редкостью,

Совершал посещения даже самых отдаленных приходов.

Здесь он заботился о нравственном состоянии священников, монахов и мирян, боролся с остатками языческих обычаев, пьянством, хулиганством. Современники свидетельствовали, что везде, где святитель ни появлялся, он своим спокойным нравом, заботой о людях мог поднимал нравственность, заботился о молитве и богобоязненности в городе ли, в храме, в учебном ли заведении. Известно, что святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно, а многие пожертвования отдавал нищим, ходил по бедным семьям и тайно, чтобы подавать милостыню.

Немногие архиереи постоянно объезжают свои епархии, предпочитая вызывать священников в кафедральный город. Однако святитель Феофан лично, заботясь приходах, объезжал даже самые отдаленные церкви и деревни. Он посещал и богатых, и бедных людей, узнавал об их жизни и подавал архипастырские наставления: благодаря своей праведной жизни в трудах и молитвах владыка Феофан обрел от Бога дар прозорливости и чудотворений.

Всю жизнь он стремился к уединенной молитве и отшельничеству – возможно, это чувство появилось в нем после молитвенной практики в Киево-Печерской лавре. Потому в 1866 году святитель подал прошение об освобождении от управления епархией и выходе на покой. Конечно, многих это удивило. Святителя назначили настоятелем Вышенской обители в Рязани, а затем он попросил об увольнении и с этой должности, чтобы предаться молитве и трудам.

Затворничество святителя Феофана Вышенского

По примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) – и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.

Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.

Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни – и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело – храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.

Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января – в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!). Для всей братии обители это стало знаком особой милости Божией к святителю. Известно, что его отпевание прошло при большом стечении народа, во гробе архипастырь лежал со светлой улыбкой на лике. Тело святителя пребывало в Казанском соборе Вышенской пустыни, под мраморным надгробием, на котором были высечены ноты и вырезана каменная митра.

Мощи Феофана Затворника и чудеса святителя

Мощи святителя были тайно обретены несколькими священниками в 1970-х годах. Тогда на территории обители была психиатрическая больница, храм был складом, а сам мощи были засыпаны безбожниками мусором. Однако Бог поругаем не бывает: мощи достали по частям, они были абсолютно высохшими, остался только скелет (это также свидетельство святости). Сначала их увезли в Троице-Сергиеву лавру, а когда святителя Феофана прославили в лике святых – это произошло в 1988 году – их вернули в Рязанскую епархию. Долгие годы мощи пребывали в храме села Эммануиловка в приделе, построенном и освященном в честь святителя.

Затем, с возрождением Вышенской обители, по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго, их торжественным крестным ходом перенесли туда, и сейчас телом святитель почитывает в родной обители, напротив сохранившегося келейного корпуса, где он и был в затворе – в Сергиевском храме.

Еще в Эммануиловке от мощей начали происходить чудеса.

Не ходивший с рождения ребенок после омовения в источнике и приложения к мощам внезапно сам стал не только ходить, но и бегать.

Исцелился от тяжелого, долгого радикулита летчик.

Страдавшая грыжей позвоночника и готовившаяся к операции женщина полностью исцелилась после омовения в источнике и молитвы.

Труды и творчество святителя Феофана

Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни.

Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.

Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» – поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно – слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.

Почитание Феофана Затворника

Память святителя Феофана отмечается всей Православной Церковью дважды в год:

23 января, в день преставления святителя ко Господу,
29 июня, в день перенесения мощей святителя Феофана из Эммануиловки в Вышенскую пустынь.

Читайте также:
Макарий Египетский - житие и биография преподобного, беседы и труды, послания

Многие люди съезжаются в эти дни в Вышенский монастырь. К этим дням не раз приурочивали научные конференции, на которых ученые и философы анализируют произведения великого святого, его житие.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь народный не оставляет всех людей и по своей смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент, в болезни, при трудных жизненных обстоятельствах:

Православия наставник, благочестия и чистоты учитель, Вышенский подвижник, святитель Феофан, умудренный Богом, твоими трудами Слово Божие разъяснял всем людям и всем православным христианам путь ко спасению указал, молись же Христу Богу о спасении душ наших.
Имя твое означает Богоявление, о святитель Феофан, ты же и трудами Твоими многим людям Бога явил и просветил их, теперь же с Ангельскими Силами стоишь у Престола Святой Троицы, молись же непрестанно обо всех нас.

В чем помогает святитель Феофан

В молитвах к святителю люди просят об избавлении от любых бед и несчастий, а также при трудностях в учебе, работе, научной деятельности.

В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь – например, не можем сами избавиться от порочных привычек, не можем сами найти хорошую работу – и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.

Святитель Феофан Вышенский заботился о целых городах и учебных заведениях при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смерти он почитается как добрый заступник, целитель и помощник – и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

Святитель Феофан, по свидетельствам молящихся ему и по записям чудес от его святых мощей, имеет особую благодать помощи

в исцелении недугов взрослых и детей,

при трудностях в работе,

ученым – в научной деятельности, создании диссертаций, монографий,

в изменении характеров человеческих,

в осознании своих грехов, покаянии,

избавлении от греховных страстей и вредных привычек,

при зависимости от алкоголя, курения, наркотиков,

в бедности, материальных трудностях,

в выздоровлении душевнобольных, бесноватых,

в скорейшем исцелении детей,

при воздействиях колдунов.

Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву святителю Феофану Затворнику.

Можно посетить любой православный храм – возможно, там будет икона святителя – или приобрести икону для домашней молитвы.

Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.

После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.

Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.

Молитву святителю Феофану Затворнику можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О святитель и отец наш Феофан, архиерей славный и затворник дивный, Божий избранник и Тайн Христовых служитель, умудренный Богом учитель и апостольских слов праведный исследователь, переводчик слов отец Церкви в Добротолюбии, христианского благочестия проповедник прекрасный, жизни духовной наставник искусный, подвигов монашеских усердный исполнитель и обо всех людях ходатай благодатный!
Сейчас к тебе, на Небесах Богу предстоящему и о нас молящемуся, молимся и просим: проси у Щедрого Господа, да подаст Церкви Российской и стране нашей всей мир и благосостояние, святителям и архиереям Христовым — хранение в истине Божественной, пастве добрую помощь, лжеучителей и еретиков вразумление и посрамление; совершающим подвиги духовные и молитвенные – смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; всем преподавателям и учителям – мудрость и познание Божие, учащимся — старание и Господню помощь; всем же людям православным — помощь на пути ко спасению, чтобы вместе с тобой прославляли все мы Силу, Премудрость и Благодать Господа нашего Иисуса Христа вместе с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, со Святым и Животворящим Духом Его вечно. Аминь.

Молитвами святителя Феофана да хранит вас Господь!

святитель Феофан Затворник

Проповеди и слова

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Труды на иностранных языках

Биография

Детские, юношеские и молодые годы

В миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года.

Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.

В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт.

Читайте также:
Петр Могила: житие и биография, книги и труды, правило

В академии, как и в прежних образовательных учреждениях, он учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству.

Он любил уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители и предаваться благоговейной молитве. Радостные впечатления от тех посещений сохранились в его памяти до конца земных дней. В этот период в нём созрело желание соединить свою жизнь с монашеским подвигом.

Приобщение к монашеству

В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.

В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле — в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.

В том же году, в августе, отец Феофан получил назначение на должность ректора Киево-Софийского духовного училища и приступил к исполнению обязанностей. Помимо работы ректором он преподавал латинский язык. Кроме того в этот период он занимался углубленным изучением творчества святых отцов Церкви.

В 1842 году он получил новое назначение — в Новгородскую духовную семинарию. Там он исполнял обязанность инспектора, преподавал психологию и логику. Главной мыслью его как преподавателя семинарии, и об этом он постоянно напоминал своим воспитанникам, являлась та, что на первое место в их жизни должно поставляться богоугождение, а не сухая научность.

В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.

Служение в Иерусалиме. Дальнейшая деятельность

В 1846 году иеромонах Феофан вошел в состав членов формируемой тогда Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В октябре 1847 года Миссия выдвинулась на территорию Палестины, а в феврале прибыла в Иерусалим.

За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала.

Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.

По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.

А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.

В 1856 году архимандрит Феофан был отправлен церковным руководством в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви.

В июне 1857 года он, приобретший к тому времени известность и уважение своей образованностью и аскетическим устроением духа, был вызван в Санкт-Петербург и получил предложение занять место ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Предложение было принято, но Промыслом Божьим он занимал эту должность недолго. В тот период отец Феофан участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение».

Епископское служение святого Феофана Затворника

В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости». Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании.

В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». Он часто участвовал в храмовом богослужении, посещал разные области вверенной ему территории, много проповедовал, но сердцем, всё же, стремился к отшельничеству.

В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.

Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь. Однако и должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. Как следствие, некоторое время спустя он подал прошение об освобождении от обязанностей настоятеля. И эта просьба была удовлетворена.

Затворничество

В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.

Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.

6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Отпевание архипастыря состоялось 11 января при огромном стечении народа. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.

Творческое наследие

Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: Начертание христианского нравоучения. Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как Внутренняя жизнь. Избранные поучения, Как начинается в нас христианская жизнь?, Как надобно молиться.

Читайте также:
Феодор Студит - житие и биография преподобного, труды и правила, творения, дни памяти

В качестве толкований к Священному Писанию Нового Завета им были составлены такие произведения как Толкование на первое послание к Коринфянам, Толкование на второе послание к Коринфянам, Толкование на первое послание к Тимофею, Толкование на второе послание к Тимофею, Толкование на первое послание к Фессалоникийцам, Толкование на второе послание к Фессалоникийцам, Толкование на послание к Галатам, Толкование на послание к Евреям и др.

Из сочинений догматической направленности можно выделить: Два слова о святом Таинстве Крещения, Душа и ангел, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии.

Среди писем обращают на себя внимание: Письма о духовной жизни, Письма о разных предметах веры и жизни, Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем.

Кроме того, святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название “Добротолюбие”.

Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – богослов, публицист-проповедник. Он занимает особое место среди русских проповедников и святителей XIX века. Святитель видел.

Святитель Феофан Затворник

Творения святителя Феофана Затворника (1815-1894), из которых взяты высказывания для данной книги, оказали и сегодня оказывают глубокое влияние на духовное возрождение общества и рассматриваются.

Святитель Феофан Затворник

Русская земля славится своими старцами. Они – опора православия в стране, их молитвами держится государство и общество. Одним из них является святитель Феофан Затворник (Георгий Говоров). После своей.

Святитель Феофан Затворник

По благословениюСвятейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ IIСвятитель Феофан ЗатворникНАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИО ВЕЧНОСТИ МУЧЕНИЙКАК НАЧИНАЕТСЯ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ?РУКОВОДСТВО К.

Святитель Феофан Затворник

Книга «О молитве» – величайшее духовное наследие святителя Феофана Затворника, посвященное важнейшей части жизни каждого христианина – молитве. Перед вами молитвенные правила и практические советы о.

Святитель Феофан Затворник

Полное название творения святителя Феофана Затворника – «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов».

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров), Затворник Вышинский (1815–1894) – епископ Русской Православной Церкви, богослов, проповедник. До настоящего времени его труды по истолкованию.

Святитель Феофан Затворник

«Болезнь и смерть» – собрание писем Феофана Затворника, посвященных теме болезни и смерти. В книге христианин найдет множество конкретных советов и наставлений на конкретные жизненные ситуации. Автор.

Святитель Феофан Затворник

Книга поможет благочестивому читателю более тесно связать свою жизнь с жизнью Святой Церкви, лучше узнать как должны мы выполнять заповеди Спасителя и руководствоваться в их выполнении советами.

Святитель Феофан Затворник

«Четыре слова о молитве» Феофана Затворника – небольшое по объему произведение, посвященное важнейшей части жизни христианина – молитве. Перед вами, возможно, самое краткое, лаконичное практическое.

Святитель Феофан Затворник

«Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского» представляет собой подборку наставлений святителя об основах Православной веры и духовной жизни. Симфония была составлена магистром.

Святитель Феофан Затворник

«Если бы кто спросил: как всегда быть с Господом, можно смело отвечать: имей чувство к Господу и будешь с Господом. Я кажется вам об этом писал. А как чувство иметь? Думается, одно воспоминание о.

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – богослов, публицист-проповедник. Он занимает особое место среди русских проповедников и святителей XIX века. Святитель видел.

Святитель Феофан Затворник

В книге «Три слова о несении креста» Святитель Феофан последовательно разбирает три вида несение креста в нашей жизни: «скорби, беды и лишения», борьба со страстями и «крест преданности в волю Божию».

Святитель Феофан Затворник

Книга святителя Феофана Затворника «Душа и Ангел» повествует о духовности Ангелов и душ, на основе свидетельств Священного Писания, Святых Отцов и естественнонаучных фактов раскрывая тайну их.

Святитель Феофан Затворник

Собрание рукописей святителя Феофана Затворника, обнаруженные в кельесвятителя после его смерти. Работы самого разного характера и периода: проповеди, переводы, письма

Святитель Феофан Затворник

По благословениюСвятейшего Патриарха Московского и всея РусиАЛЕКСИЯ IIСодержаниеСвятитель Феофан ЗатворникДва слова о святом таинстве крещенияПять поучений о пути ко спасениюЧто потребно покаявшемуся.

Святитель Феофан Затворник

«Душа и ангел – не тело, а дух» – необычайное произведение Феофана Затворника. Оно родилось как результат полемики Феофан Затворника с Игнатием (Брянчаниновым). Два выдающихся духовных писателя XIX.

Святитель Феофан Затворник

«Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики» Феофана Затворника – одно из самых известных наставлений по нравственному богословию и аскетике. Феофан Затворник так начинает «Путь ко спасению».

Святитель Феофан Затворник

«Грехи и страсти и борьба с ними» святителя Феофана Затворника – небольшое произведение, посвященное важнейшей цели христианской жизни: достижению покаяния. Невозможно достичь покаяния без.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: