Знаменский монастырь в Иркутске: история и адрес, телефон, описание, святыни и праздники

ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Иркутской и Ангарской епархии), находится в г. Иркутске. Основан по гpамоте, данной в 1689 г. митp. Сибиpским и Тобольским Павлом (Ɨ 1692). Располагался в версте от Иркутского острога, на правом берегу р. Ангары, в устье р. Иды (Ушаковки). Главным стpоителем, т. е. оpганизатоpом и pаспоpядителем всех стpоительных pабот, был иpкутский житель Влас Сидоpов. К 1693 г. была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Гpамотой митp. Тобольского и Сибиpского Филофея (Лещинского) от 25 сент. 1703 г. Влас Сидоpов был утвеpжден в должности цеpковного стаpосты Знаменского хpама, а 1-й настоятельницей обители поставлена мон. Акилина (впосл. игумения; Ɨ 24 февр. 1744) (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 10). По ее челобитной в 1709 г. монастырю были отписаны вотчинные земли по pекам Китою и Ангаpе, удобные для хлебопашества, огородничества, скотоводства и рыбной ловли. На них были устроены мельницы и кожевенные заводы. В 1728 г. мон-pю пpинадлежали 33 дес. пахотной земли, 75 лошадей, 90 голов крупного pогатого скота и 35 овец. К 1730 г. в обители проживали 12 сестер. Пpиписных кpестьян муж. пола (с детьми) насчитывалось 120 чел., кроме них было записано 75 вкладчиков, находившихся под юpидической защитой монастыpской общины. В нач. 60-х гг. XVIII в. к И. м. была причислена Китойская вотчина со всеми угодьями, отданы сенные покосы по pекам Ушаковке и Ангаpе и pыболовные места в веpховьях p. Ангаpы. В 1764 г. И. м. получил статус третьеклассного. В 1768 г. здесь жили 3 насельницы, но обитель не закpылась благодаря энеpгичной деятельности Иpкутского свт. Софpония (Кpисталевского), к-рый добился, чтобы из Центp. России в Иpкутск пpислали монахинь. К кон. XVIII в. И. м. владел 355 крестьянами.

При игум. Акилине И. м. получил от царя Петра I в дар напрестольное Евангелие большого формата (М., 1698). Начиная со 2-го листа Евангелия от Матфея (19-й лист от начала) и на последующих страницах имеется надпись: «Книга, глаголемая Евангелие, от Благочестивейшаго, Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятыя Богородицы, Иркутский, года 1708. Подписана иже аще бы кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковый во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Евангелие украшал чеканный оклад из серебра с позолотой весом 3,4 кг, выполненный в 1795 г. иркутскими серебряниками. Оклад был конфискован большевиками в 1922 г., но Евангелие сохранилось и используется священнослужителями во время торжественных служб.

В 1727 г. вместо обветшавшей Знаменской ц. был построен одноименный новый, также деревянный храм. В 1731 г. в И. м. была заложена деревянная 2-этажная церковь, верхний престол к-рой 28 окт. 1739 г. освятили во имя вмч. Димитрия Солунского, нижний – 1 авг. 1746 г. во имя мч. Трифона (согласно монастырской описи 1764 г., храм был заложен 18 февр. 1740 и освящен 28 окт. того же года ( Калинина. 2000. С. 99). По нек-рым сведениям, придел вмч. Димитрия был устроен в 1740 под Знаменской ц.; возможно, он мог быть перенесен из 2-престольной церкви до окончания строительства 2-го придела мч. Трифона (Там же).). В 1742-1745 гг. на средства купца Ф. Щербакова над зап. воротами ограды, выходящими к р. Ангаре, была построена и 21 окт. 1745 г. освящена в честь Преображения Господня деревянная шатровая церковь. В 1790 г., после пожара (1787), этот храм был упразднен и в 1796 г. разобран. Между 1786 и 1789 гг. была разобрана и Знаменская ц. (1727).

В 1757 г. по благословению свт. Софрония (Кpисталевского) на средства иркутского купца И. С. Бечевина был заложен каменный собор. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1765?), северный в трапезной – во имя свт. Николая Чудотворца (8 мая 1761). Композиция храма традиционна: по оси расположены одноглавый четверик летнего храма, трапезная с боковым зимним приделом и колокольня. Четверик с 2 рядами окон перекрыт 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении, у основания свода устроены круглые окна. Апсида 5-гранная, объем придела в трапезной пространственно не выделен. Трехъярусная восьмериковая колокольня стоит на низком четверике под куполом со шпилем. Кровли храма и колокольни имеют характерные барочные «вздутия». Многие детали декора (карнизы из язычков и слепых арочек, пилястры с перехватом, филенки с розетками) напоминают кирпичное убранство Крестовоздвиженской (Крестовской) ц. (1747-1760) и др. храмов Иркутска сер. XVIII в., построенных, вероятно, устюжскими мастерами. При этом в монастырской церкви они выглядят проще, порой даже схематично. Формы наличников с завитковыми очельями и полуколонками с перехватом, а также полуколонны на лопатках четверика повторяют те же детали декора иркутского Богоявленского собора (1718-1746). В то же время эти и нек-рые др. формы декора (язычковые карнизы, 2-ярусные завитковые наличники, сдвоенные полуколонны, колонки на кронштейнах, филёнки с розетками) и их трактовка имеют параллели в формах устюжских церквей Жен-мироносиц (1714-1722) и прп. Сергия в Дымковской слободе (1739-1747), к-рые выделяются среди храмов устюжской школы. Возможно, в строительстве монастырского собора участвовала устюжская артель, возводившая и эти храмы. Позже к трапезной собора с юга пристроили обширный придел в честь Казанской иконы Божией Матери (22 окт. 1787), а с севера к четверику собора – придел в честь Преображения Господня (6 авг. 1794), куда был перенесен престол из упраздненной надвратной церкви. Известны иркутские мастера, выполнившие 5-ярусный иконостас собора в барочном стиле: резчик и позолотчик Яков Лебедев и иконописцы Сергей Красовский и Прокопий Игумнов. Иконостас был разрушен в 30-х гг. XX в., сохранились лишь царские врата и неск. икон. Но почти в полном виде сохранился иконостас Казанского придела, освященный 22 окт. 1787 г.

Читайте также:
Александро-Невский собор в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В XVIII-XIX вв. при И. м. проживало неск. т. н. епитимийцев. В обитель ссылали и «государственных преступниц» из Москвы и С.-Петербурга, замешанных в дворцовых интригах. Так, в мон-ре пребывала дочь опального кабинет-министра А. П. Волынского. Несовершеннолетние дети Волынского – Мария, Анна и Петр в июле 1740 г., через 3 дня после казни отца, были отправлены в Сибирь порознь, в особых повозках. 25 нояб. 1740 г. Анна была доставлена в И. м. и на следующий день приняла постриг с именем Анисия. После кончины в окт. 1740 г. имп. Анны Иоанновны дети Волынского получили свободу. Инокиня Анисия была «расстрижена»; впосл. выслала из С.-Петербурга в монастырь «напрестольное Евангелие в богатом окладе, которое, к сожалению, в обители не сохранилось» ( Громов П., прот. Еп. Иннокентий Нерунович: Невольная постриженица // Иркутские ЕВ. Приб. 1868. № 28. С. 331-335). В 1804 и 1805 гг. сестры И. м. принимали участие в торжествах, связанных с общецерковным прославлением еп. Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого). В сент. 1816 г. игум. Пульхерия (Саватеева) с 13 насельницами посетили иркутский Вознесенский монастырь, где поклонились мощам свт. Иннокентия. Но на обратном пути, возвращаясь в лодке по р. Ангаре, игум. Пульхерия и неск. сестер утонули.

В 1827-1836 (1837) гг. И. м. возглавляла игум. Илария (Нечаева), сестра купцов Н. и П. Басниных. В 1836 г. благодаря поддержке купечества Иркутский архиеп. Михаил (Бурдуков) и игум. Илария добились от Синода решения о переводе мон-ря во 2-й класс, по штату к-рого полагалось получать из казны постоянное денежное довольствие на содержание игумении, казначеи, 15 монахинь, 15 послушниц и 15 белиц. С 8 февр. 1838 г. И. м. возглавляла игум. Августа (Сибирякова), сестра известного купца К. М. Сибирякова. В янв. 1853 г. по инициативе некой «чиновницы Вешниковой» в Киеве была выполнена копия чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы и доставлена в Иркутск, где по благословению архиеп. Нила (Исаковича) помещена в И. м. Образ был украшен серебряной ризой и вставлен в «небольшой резной с позолотой иконостасец» (Иркутская летопись. 1911. С. 317).

К кон. ХIХ в. И. м. пpедставлял собой кpупное хозяйственное обpазование. Кpоме 4 дес. усадебной земли на беpегу p. Ангаpы, занимаемой обителью, он владел 60 дес. сенокосных угодий на Большой pечке и более 120 дес. земли на Худяковской даче, где в 1894 г. монахини завели пасеку и постpоили воскобойню. Здесь же были сад, цветник, высевали зерновые культуры. В самом мон-pе располагались скотный двоp и огоpод с теплицами и водопpоводом. Места pыбных пpомыслов сдавались в аpенду, большую часть работ выполняли монахини и послушницы (в этот пеpиод их было более 120 чел.). Кpоме хозяйственных pабот, обеспечивающих жизнедеятельность монастыpя, монахини изготавливали цеpковные свечи на монастыpском свечном заводе, а также снабжали пpосфоpами все цеpкви гоpода.

И. м. славился своими мастерицами. Насельницы шили парадные священнические облачения, плащаницы, ризы на иконы и др. Сестры выполняли также заказы горожан на пошив светской одежды: нарядов для невест, дамских платьев, башмаков и др., занимались художественной стежкой одеял. Монахини владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями. Так, известно, что настоятельница игум. Августа (Сибирякова; 1838-1848) собственноручно в технике золотного шитья изготовила ризу для Феодоровской иконы Божией Матери.

В 1893 г. при И. м. была учреждена школа для девочек, к-рых обучали грамоте и церковному пению, в 1908 г. открыта церковноприходская школа. В мон-ре также действовал приют для детей (в 1912 в нем содержались 44 девочки).

На территории монастырского некрополя были погребены 1-я игум. Акилина (Ɨ 24 февр. 1744), игумении Анфиса (Шатилова (Зайцева); Ɨ 30 июня 1816), Сусанна I (Ɨ 12 окт. 1864) и Сусанна II (Ɨ 1 авг. 1873), Анатолия (Ɨ 8 дек. 1892), Валентина (Ɨ 8 июня 1902), соборный прот. Иоанн Затопляев (Ɨ 1815), иркутские священнослужители, военные и чиновники, декабристы Н. А. Панов, П. А. Муханов, В. А. Бечаснов, жена декабриста Е. И. Трубецкая (Ɨ 1854) с детьми. Также здесь похоронен основатель Российско-Американской компании Г. И. Шелихов (Ɨ 1795); по заказу супруги на его могиле поставлен мраморный памятник, выполненный екатеринбургскими мастерами, эпитафию для памятника написал Г. Р. Державин. У монастырских стен погребены члены семей известных купеческих династий Иркутска: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Тельных, Голдобиных, Малых и др. 24 февр. 1890 г. погребение одной из самых щедрых благотворительниц города – почетной гражданки А. Н. Портновой, происходившей из купеческого рода Трапезниковых, совершили архиеп. Вениамин (Благонравов), свт. Киренский Агафангел (Преображенский) в сослужении иеромонахов иркутского Вознесенского мон-ря. На отпевании присутствовало все городское духовенство. На благотворительные дела, в т. ч. и в пользу монастырей, Портнова завещала 2,340 тыс. р. В 1949 г. на территории монастыря близ памятника Г. И. Шелихову был перезахоронен гроб с останками Иркутского архиеп. Иоанна (Смирнова). В окт. 1960 г. на иркутское Радищевское кладбище были перевезены останки Иркутского еп. Иннокентия (Неруновича), скончавшегося в 1747 г. в Братской Спасской пуст. (территория обители при строительстве Братской ГЭС оказалась в зоне затопления). 14 окт. 2001 г. архиеп. Иркутским и Ангарским Вадимом (Лазебным) останки еп. Иннокентия были торжественно перезахоронены у алтаря Казанского придела иркутского Знаменского собора.

Читайте также:
Ивановская митрополия: история, храмы и монастыри, состав, православные добровольцы

После 1919 г. начались гонения на насельниц и клириков обители. Согласно летописи Иркутска, в янв. 1920 г. И. м. был «занят советскими войсками, в числе которых есть монголы, китайцы. Монахинь переместили в какое-то одно из помещений, беженцев перевели в другое место. Ограда монастыря – военный лагерь с пушками, пулеметами, аэропланами. Тихое течение монастырской жизни нарушено» ( Романов Н. С. Летопись г. Иркутска за 1902-1924 гг. / Сост., предисл. и примеч.: Н. В. Куликаускене. Иркутск, 1994. С. 392). Согласно «Дневнику» (1922-1927) настоятеля иркутской Знаменской ц. свящ. Петра Попова, после кончины в марте 1926 г. игум. Анатолии в мон-ре состоялись выборы новой игумении – Рафаилы (Хлыновской; Ɨ 1933) (ГА Иркутской обл. Ф. 480. Оп. 1. Д. 375). Вероятно, в том же году сестры зарегистрировались как трудовая артель, до 1928 г. богослужения в храмах совершались ежедневно по монастырскому уставу. В окт. 1928 г. началось выселение сестер из келий обители. В янв. 1929 г. игум. Рафаила (Хлыновская), монахини Евстолия (Суходольская), А. А. Щёголева и М. М. Потапова были обвинены в том, что 9 лет хранили в И. м. «боевое знамя» с изображением вмч. Георгия Победоносца и Спаса Нерукотворного, вышитое в монастырской мастерской для атамана Г. М. Семёнова в момент предполагавшегося освобождения Иркутска от большевиков. Все сестры были выселены из мон-ря (Архив УФСБ по Иркутской обл. Д. 12320). Хоругвь «Спас нерукотворного Образа» находится в собрании Иркутского обл. краеведческого музея (Инв. № 792). Евангелие, подписанное и подаренное обители Петром I, долгое время прятали в куче угля.

Постановлениями президиума городского совета от 11 июля 1934 г. и Сибирского крайисполкома от 17 июля того же года Знаменский храм был закрыт, в нем устроен рабочий клуб; все иконостасы были сломаны, стены постепенно разрушались. Одновременно рядом с И. м. был устроен гидропорт, в 1935 г. на территории обители разместились штаб гидроотряда, мастерские, общежитие. С 1945 г. в отремонтированном Знаменском храме совершаются богослужения, 1 янв. 1949 г. он получил статус кафедрального собора. Постановлением Совета министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. комплекс построек И. м. был отнесен к памятникам федерального значения.

Решением Синода от 26 февр. 1994 г. И. м. был возобновлен, 27 сент. 1994 г. в Знаменском соборе состоялся 1-й монашеский постриг. К 2011 г. на территории обители находились 2-этажный настоятельский корпус (1790, 1854), в к-ром располагается Иркутское епархиальное управление, «Чупаловский» келейный корпус (1810-1818), каменная ограда (1794-1797) с воротами (1855). Среди святынь обители – чтимая храмовая икона Божией Матери «Знамение» в богатом окладе. В И. м. покоятся мощи свт. Иннокентия (Кульчицкого). В 2004 г. в монастырском сквере установлен памятник адмиралу А. В. Колчаку (скульптор В. М. Клыков), принявшему смерть неподалеку от стен обители в 1920 г. Монастырь имеет 2 подворья – в г. Братске и в пос. Листвянка Иркутской обл. В монастыре проживают 10 монахинь, 8 инокинь и 20 послушниц.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”
Читайте также:
Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Иркутский Знаменский женский монастырь

Иркутский во имя Знамения Пресвятой Богородицы женский монастырь начал строиться по грамоте, данной в 1689 г. митрополитом Сибирским и Тобольском Павлом, в одной версте от Иркутского острога на правом берегу р. Ангары в устье р. Иды (сейчас р. Ушаковка). Главным строителем — оpганизатоpом и pаспоpядителем всех строительных работ — был иркутский житель Влас Сидоpов. К 1693 г. его стараниями была построена первая деревянная церковь, которая была не только монастырской, но и приходской.

В 1757 г. в монастыре была заложено каменное здание Знаменской церкви на средства иркутского купца И.С. Бечевина. Главный храм был освящен около 1765 г., впоследствии к нему были пристроены приделы и к концу XVIII в. церковь стала четырехпрестольной.

К концу ХIХ века Иркутский Знаменский монастырь представлял из себя крупное хозяйственное образование. Монастырь славился своими мастерицами. Здесь шили парадные священнические одежды, плащаницы, ризы на иконы и другие богослужебные предметы. Шили также по заказам горожан и светские одежды: наряды для невест, дамские платья, башмаки и многое другое, занимались также художественной стежкой одеял. Монахини великолепно владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями.

Знаменский монастырь был мощным очагом духовной культуры. В своем внутреннем управлении он следовал уставу, принятому в общежительных российских монастырях, по которому главная забота настоятельницы была «в сестрах своих укрепить веpу в Бога, согреть сердце их любовию к Богу и ближнему и укpепить их в подвигах иноческого жития». Постоянно при монастыре проживало несколько так называемых «эпитимийцев», т.е. отлученных по разным причинам от Церкви женщин. Они назначались на самые трудные монастырские работы и всегда имели перед собой пример высокого нравственного поведения монахинь, что давало им возможность встать на путь духовного совершенствования, очищения от грехов.

Сюда попадали и «государственные преступницы», присылаемые из Москвы и Петербурга. Невольницей монастыря была дочь знаменитого Артемия Волынского, казненного в Петербурге 27 июня 1740 г. во времена «бироновщины». Его несовершеннолетние дети ― Мария, Анна и Петр ― через три дня после казни отца были отправлены в Сибирь порознь, в особых повозках. Анна 25 ноября 1740 года была доставлена в Иркутский Знаменский монастырь и на следующий день приняла постриг с именем Анисьи. В октябре 1740 г. скончалась императрица Анна Иоанновна, и дети А. Волынского получили свободу. Анна Волынская хранила добрую память об Иркутской обители: из Петербурга она выслала в монастырь напрестольное Евангелие в богатом окладе, которое, к сожалению, в обители не сохранилось.

В 1893 г. при монастыре официально была учреждена школа для девочек, которых обучали чтению, письменной грамоте и церковному пению. В 1908 г. была открыта церковно-приходская школа. Кроме этого в монастыре действовал приют для детей (в 1912 г. в нем содержалось 44 девочки).

На территории монастыря находится некрополь. Здесь похоронили многих настоятельниц и монахинь монастыря; несомненно, здесь погребена преставившаяся 24 февраля 1744 г. первая игуменья Акилина. 20 июня 1795 г. похоронен основатель Российско-Американской компании Григорий Иванович Шелихов. По заказу его супруги Н.А. Шелиховой на его могиле поставлен мраморный памятник, выполненный мастерами Екатеринбурга, эпитафию для памятника сочинил поэт Г.Р. Державин. Здесь похоронена жена декабриста Е.И. Трубецкая (умерла в 1854 г.) с детьми, декабристы Н. Панов, П. Муханов, В. Бечаснов. У монастырских стен нашли свое последнее пристанище члены семей известных купеческих династий Иркутска: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Тельных, Голдобиных, Малых и др. В 1960 г. из Братского района привезли останки второго иркутского епископа Иннокентия (Неруновича), скончавшегося в июне 1747 г. в Братской Спасской пустыне, и похоронили на Иркутском Радищевском кладбище. Это было вызвано тем, что территория Братской пустыни при строительстве Братской ГЭС попадала под затопление. 14 октября 2001 г. мощи свт. Иннокентия (Неруновича) были перезахоронены у алтаря Казанского придела Иркутского Знаменского собора.

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 г. в непосредственной близости монастыря были расстреляны Верховный правитель России Александр Колчак и председатель Совета министров Виктор Пепеляев. С приходом в Иркутск Власти Советов, в распоряжении местной епархии остается только здание церкви, а монастырь закрывается. В религиозных помещениях размещают отделы Гидроавиаторов.

В 1926 г. Знаменский храм стал приходским, а с 1929 г. начал выполнять функции кафедрального собора, так как собор Богоявления был закрыт, а Казанский кафедральный собор и вовсе снесен.

В 1934 г. постановлением Президиума городского совета от 11 июля Знаменская церковь была закрыта и отдана под рабочий клуб. Все иконостасы были сломаны и стены храма постепенно разрушались. В середине 1940-х годов Знаменская церковь начала возрождаться. Иконостасы собирали из сохранившихся кусочков. Знаменский иконостас был сделан весь заново, от старого были использованы только Царские врата.

Читайте также:
Московский Покровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Знаменская церковь была возвращена епархии в 1945 г. В 1948 г. ей был возвращен статус кафедрального собора.

30 августа 1960 г. комплекс Знаменского монастыря Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 (Приложение 1) переведен в ранг памятников архитектуры республиканского (федерального) значения и поставлен на государственную охрану.

В 1990 г. в обитель были перенесены мощи свт. Иннокентия (Кульчицкого).

Храм Троицы Живоначальной в Листах

На Руси любили освящать храмы в честь Святой Троицы. Не всегда это были величественные соборы, а часто приходские небольшие церкви, расположенные на самом видном и красивом месте в городе или в селе. К таковым относилась и церковь Троицы в Листах, построенная на углу Садового кольца и ул. Сретенка.

История

Деревянный храм был построен еще в 1635 году у дороги, ведущей из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Поэтому и название церкви на Троицкой дороге неслучайно: паломники, идущие в Троицкий монастырь, обязательно заходили и в храм, посвященный Святой Троице. Дальнейшая судьба его складывалась чрезвычайно интересно.

  1. При царе Алексее Михайловиче в окрестностях храма Живоначальной Троицы в Листах стали расселять полки стрельцов и церковь стала для них приходской.
  2. Благодаря подвигам стрельцов храм стал преображаться: в 1661 году после Смоленского похода стрельцам царем было даровано 100 тыс. кирпичей и они возвели каменную церковь. Поимка Степана Разина и Чигиринский поход стали еще одним поводом для царя жертвовать на церковь стрельцов снова и так появились пристройка в виде трапезы, которая значительно увеличила храм.
  3. Благоволил к храму и сын Алексея Михайловича — Петр I. Ведь именно полк стрельцов, расквартированных в районе храма Святой Троицы в Листах остался верен царю во время бунта 1689 года. Царь за это выдал деньги на ремонт куполов, которые треснули во время пожара.

В дальнейшем дореволюционная история церкви складывалась вполне благополучно, у нее всегда находились благотворители и попечители: в конце XVIII столетия пристроили новый придел, в 1788 году построили новую колокольню, в 1857 году перестроили трапезную. Это были последние крупные ремонтные работы в церкви Живоначальной Троицы в Листах, после революции судьба её была трагична:

  • храм закрыли в 1931 году;
  • были снесены купола;
  • разрушена полностью колокольня.

Какое-то время в храме размещалось общежитие, потом мастерская скульпторов. А в 1972 году скульпторов выселили, и началась реставрация храма Животворящей Троицы в Листах.

Интересный факт! В 1704 году храм относится к Адмиралтейскому ведомству, т. е. становится приходским храмом моряков. И это в Москве, где нет никакого моря. Но так произошло потому, что в расположенной рядом с церковью Сухаревской башней разместилась Навигацкая школа, готовящая специалистов морского дела.

Современное состояние

В 1991 году храм вернули Русской Церкви, он был освящен и начались в нем совершаться службы. Вокруг храма была возведена чугунная ограда, а в 2007 году восстановлена в прежнем виде колокольня, на которой разместили 11 колоколов. Здесь сложилась крепкая приходская община, деятельность которой многогранна.

  1. Действует воскресная школа при храме.
  2. Оказывается материальная помощь заключенным, детскому приюту и онкоцентру.
  3. Есть приходская библиотека.
  4. Действует группа волонтеров, которая занимается уходом за престарелыми членами прихода.

В целом храм Живоначальной Троицы в Листах на Сретенке живет полноценной жизнью и является настоящим центром духовной жизни одного из районов Москвы. Помнят на приходе и о былой флотской истории храма. И в те моменты, которые связаны с замечательными традициями отечественного флота, обязательно в церкви служится настоятелем молебен и особо почитается святой праведный воин Федор Ушаков, икона которого, с частицами мощей, также находится в храме.

Описание

Это пятиглавый храм, построенный в соответствии с точными указаниями патриарха Никона, который желал, чтобы церкви строились в соответствии с древними традициями. Для Троицкой церкви в Листах на Сухаревской типичны следующие архитектурные особенности:

  • профилированный карниз;
  • арочные порталы;
  • шлемовидные купола.

Все это говорит о близости Троицкого храма к шедеврам древнерусской храмовой архитектуры.

Факт! Необычное название — церковь в Листах происходит от того, что мастера ближайшего к этому месту Печатного двора, вывешивали на ограде храма свои работы гравюры на листах или как называли их на Руси лубками, отсюда и название района — Листы.

Святыни

В храме находится ковчег с частицами многих святых общим числом 17, среди них находятся следующие частицы:

  • св. блгв. кн. Александра Невского;
  • свт. Ионы Московского;
  • св. блгв. кн. Романа Угличского;
  • свт. Милетия Рязанского;
  • прп. Нила Столобенского;
  • прп. Сергия Радонежского.

Также в ковчеге находятся частицы тернового венца Спасителя, частицы Гроба Господня и Вифлеемских младенцев, принявших мученическую смерть за Христа.

Расписание богослужений

Службы в храме ежедневные. В будние дни утренняя служба начинается в 8 часов, исповедь с 7. 30. По воскресеньям литургии служат две: ранняя в 7.00 часов утра, а поздняя в 10.00 утра. Вечерние службы всегда и в будни, и в праздники начинаются в 17. 00. По воскресеньям в 15.45 читается акафист Пресвятой Богородице.

Читайте также:
Храм Богоявления Господня в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Престольные праздники

Главный престол освящен в честь Св. Троицы. Дата празднования зависит от Пасхи, это пятидесятый день после её совершения и, таким образом день празднования основного престола храма постоянно бывает разный. Но помимо главного престола в храме Троицы в Листах есть и приделы, празднование которым совершается по следующим дням:

  • в честь Покрова Пресвятой Богородицы, празднуется 14 октября;
  • святителя Алексия Московского, память его 25 февраля и 2 июня, две даты относительно святителя Алексия это дата его кончины и обретения св. мощей.

Как добраться

Храм находится по адресу: г. Москва, ул. Сретенка, 27, строение 3. Проще всего добраться до храма доехав на поезде метрополитена до станции «Сухаревка», отсюда до храма всего 80 метров ходьбы. Это наиболее оптимальный вариант. Но возможно также добраться и иными способами. От Самотечной улицы на автобусе маршрутов № 28, 34. От улицы Заморенова на автобусе № 116.

Российские древности: церковь Троицы в Листах

Александра Шапиро/Российские древности

Московская улица Сретенка — одна из древнейших в Москве. В 1395 году москвичи вышли встречать (сретать) привезенную из Владимира чудотворную икону Божией матери. Доставить ее повелел князь Василий I (сын Дмитрия Донского), ожидавший наступления армии Тамерлана. То, что Тамерлан развернул войска и ушел от Москвы прочь, москвичи почитали чудом иконы и основали на весте ее встречи Сретенский монастырь, по которому и стала именоваться улица.

Миниатюра из «Книги об избрании на высочайший престол… Михаила Федоровича», 1672–1673 годы

Первое документальное упоминание о Троицкой церкви на Сретенке относится к 1632 году: в Писцовой книге сказано, что «до 1632 года была на этом месте кладбищенская деревянная церковь».

Посвящение храма в честь Живоначальной Троицы было не случайным: Сретенка являлась частью дороги, ведущей на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Трудно сказать, когда именно в названии церкви появилось «прозвище» «в Листах». Историк и москвовед И.К. Кондратьев в очерке «Седая старина Москвы» (1893 год) писал: «Название «на Листах», данное этой церкви, объясняется тем, что на ограде ее долгое время в XVIII столетии вывешивались и продавались простонародные картины, известные под названием лубочных, а в старину — под названием листов».

Церковь и Сухарева башня, где когда-то размещалась Навигацкая школа. Из альбома Э.Ф. Готье-Дюфайе 1912–1814 годов

Троицкая церковь, «занимавшая 29 саженей в длину», так бы и осталась скромным местным храмом, если бы в 1650 году у Сретенских ворот для стрельцов не выстроили 500 дворов. В то время стрелецкие слободы занимали важнейшие в стратегическом плане районы Москвы: например, Земляной город или Замоскворечье с его Калужскими и Серпуховскими воротами. Часто слободы называли по фамилиям их полковников, отсюда в топонимии Москвы появились Зубовская площадь, Левшинский, Каковинские, Колобовские, Сухаревские переулки. Стрельцы слободы, что образовалась на Сретенке близ Троицкой церкви, с 1655 (1656) года «стояли» под началом полковника Василия Лаврентьевича Пушечникова, участника важнейших политических событий и едва ли не всех военных кампаний второй половины XVII века. Его предок Григорий Пушечников был головой первого из шести стрелецких приказов, созданных Иваном Грозным; участником взятия Казани в 1552 году.

Церковь на фотографии из альбома Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви. Том 3. Земляной город», 1882 год

Итак, в 1650 году деревянная Троицкая церковь была сломана и иждивением стрельцов началось возведение каменного полкового храма. Однако стройка остановилась из-за морового поветрия 1654 года. В 1657 году стрельцы били царю Алексею Михайловичу челом: им нужна была материальная помощь, чтобы завершить строительство. Царь дал взаймы 150 тысяч казенных кирпичей, взяв с стрельцов «заемную кабалу в 500 рублей». И опять строительство не задалось. Патриарх Никон, который прибыл на благословление и освящение закладки стен храма, увидел, что церковный староста нарушал предписанные патриархом в храмозданной грамоте размеры храма. Фундамент было приказано «разметать», а старосту на 10 лет отлучили от церкви. Так что освятил Тихон завершенный храм — крестовокупольный, пятиглавый, в традициях «дедовской» архитектуры XVI века — лишь в 1661 году.

Церковь в 1980 году

В июне 1671 года стрельцы полковника Пушечникова доставили в Москву пойманного Стеньку Разина. За это царь Алексей Михайлович отменил стрельцам долг за выданные прежде кирпичи, и, как пишет в «Седой старине Москвы» Кондратьев, «возымел особенное усердие к этому храму, пожаловав ему множество образов, большую часть утвари и царские врата, вывезенные им из покоренной Орши» (Орша была покорена во время войны с Речью Посполитой, в так называемый Виленский поход). Стрельцы же, «на те деньги, что приготовлены были за тот долговой кирпич, … купили кирпичу и камени из всяких припасов и построили вновь колокольню и паперти» — читаем в книге И.Ф. Токмакова «Полное историческое описание церкви Живоначальной Троицы что на Листах в Москве» (1884 год).

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы в Крылатском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Вид церкви с противоположной стороны Сретенки. 2020 год

Александра Шапиро/Российские древности

Интересно, что Токмаков пишет: на «картине шествия царя Михаила Федоровича из Костромы в Москву, у ворот Деревянного города изображена церковь Троицы в Листах». Речь идет о миниатюре из «Книги о избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея великия России самодержца», созданной в 1672–1673 годах. На миниатюре церковь очень похожа на храм Живоначальной Троицы в Листах. И если Токмаков сделал вывод, что рисунок свидетельствует «только о существовании тогда этой церкви», то изучавший храм в XX веке П.Д. Барановский решил, что постройка каменной церкви относится к 1613 году. Тем более что, как мы писали выше, храм был выстроен в традициях московской архитектуры XVI века. Архитектор и реставратор, ученик и соратник Барановского О.И. Журин, занимавшийся восстановлением храма Живоначальной Троицы в Листах в 1972–1990 годах, считал, что художник в 1670-х годах, выстраивая сюжет прибытия Михаила Романова в Москву и его встречу народом у Сретенских ворот, «просто изобразил то, что было у него перед глазами». Таким образом, можно считать: на миниатюре из книги — самое древнее изображение храма Живоначальной Троицы в Листах.

Храм в 2020 году

Александра Шапиро/Российские древности

В 1680 году, уже при царе Федоре Алексеевиче, стрельцы своим иждивением пристроили к храму обетный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы — как благодарность за победу в Чигиримском походе 1678 года, который стал решающим в русско-турецкой войне за Правобережную Украину.

Следующий этап в истории храма связан с именем Петра I. В августе 1689 года Федор Шакловитый — глава Стрелецкого приказа, активный сторонник идеи возведения на престол царевны Софьи — предпринял попытку организовать выступление московских стрельцов против Петра I. В начале сентября бунтовщика захватили как раз присягнувшие Петру сретенские стрельцы приказа Пушечникова (правда, командовал ими уже другой полковник). За это Петр стрельцов вознаградил: пожаловал им на поновление Троицкой церкви 700 рублей, а сам полк сделал Стремянным, и номером первым в списке стрелецких полков Москвы. В 1699 году храм стал получать из казны ругу. Надо сказать, что пожалованные 700 рублей пришлись как нельзя кстати: 2 октября того же 1689 года Троицкая церковь пострадала от пожара. В главах и окнах сгорели деревянные пяльцы, сами главы растрескались, обгорел иконостас.

Храм Троицы, Листы: расписание богослужений

Храм Троицы в Листах впервые упоминается в исторических документах 1632 года. Храм носит название Живоначальной Троицы не случайно, поскольку именно отсюда древние паломники начинали свое пешеходное путешествие в Троице-Сергиеву Лавру.

История возникновения храма

В камне церковь отстроили стрельцы. Этот стрелецкий полк всегда выделялся верностью царю. Они способствовали пленению Стеньки Разина, отличились в Чигиринском походе 1678 года. После сражений не забывали приносить благодарственные молитвы Господу.

Царь Алексей Михайлович благоволил к своим подданным и подарил для строительства храма кирпич, постоянно контролировал его возведение, прислал церковную утварь.

Высочайшую милость храму оказывал и царь Петр I, так полк под управлением Лаврентия Сухарева единственный сохранил ему верность во время стрелецкого бунта 1689 года и последовал за ним в Троице-Сергиеву Лавру.

Статус адмиралтейского и приходского был присвоен храму по указу Петра I в 1704 году. Впоследствии построенная во второй половине XVIII века колокольня имеет характерный адмиралтейский шпиль.

Советские годы

С 1919 по 1930 гг. настоятелем храма был протоирей Владимир Страхов, который впоследствии был расстрелян. Здесь же служил священник Иван Крылов, проведший потом почти 20 лет в местах заключения.

С 1921 по 1924 гг. сначала псаломщиком, а затем дьяконом здесь служил будущий священномученик Иоанн Тарасов.

В 1927 году – священномученик Иоанн Березкин.

С 1930 по 1931 гг. – священномученик Борис Ивановский, который был последним настоятелем храма перед тем, как его закрыли большевистские власти. Это случилось в 1931 году.

Сначала здесь поместили общежитие, затем мастерские.

В начале 70-х годов у стен храма началось строительство выхода со станции метро. В процессе работ обнаружили трещины на стенах. Храм собирались снести, но знаменитый архитектор Петр Барановский отстоял старинную церковь.

Олимпиада 1980 года послужила поводом для спасения многих московских храмов, стоявших в запустении, и храм Троицы в Листах тоже был частично восстановлен. Храм освободили от надстроек и пристроек советского времени, вернули на место главы и купола. После Олимпиады восстановительные работы замерли. Храм планировалось передать «Москонцерту». Но, к счастью, этого не случилось.

Восстановление храма

В 1990 году храм Живоначальной Троицы в Листах вернули русской православной церкви. Первый этаж храма пришлось буквально откапывать из песка и глины. Заново отстроили колокольню, по образцам XVII века выстроили иконостасы Покровского придела и придела святителя Алексея – митрополита Московского. Иконостас центрального придела восстановлен по фотографии XIX века.

Читайте также:
Московская церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове: история и адрес храма, расписание богослужений

Как только в храме возобновилась богослужебная жизнь, для укрепления веры прихожан Господь явил многие свои чудеса и милости. Сначала в храм Троицы в Листах вернулась Казанская икона Божией Матери, которая, по всей видимости, находилась на чердаке все 60 лет, пока опустение царило внутри храма. Обнаружена она была совершенно неожиданно в начале 90-х годов.

Есть здесь также распятие и иконы, которые мироточили уже во время периода новой жизни храма. Сама собой обновилась и продолжает светлеть некогда темная икона Живоначальной Троицы.

Святыни храма

Прихожанин церкви иконописец Вячеслав Борисов оставил после себя светлую память, написав много икон. Но наряду с красивыми новыми иконами любой храм стремится обзавестись и станинными, намоленными иконами, такими как замечательная икона святой мученицы Параскевы, в России нареченной Пятницей. Или икона святителя Феодосия Черниговского с частицей его облачения. Эта икона, по преданию, до революции была в храме во имя священномученика Панкратия. В 1929 году храм разрушили. Последнего настоятеля этого храма отпевали в храме Живоначальной Троицы в Листах в 1931 году.

Храм Троицы в Листах – расписание богослужений

Храм в Листах посещает большое количество местных прихожан, а также паломников из других городов. Каждый день в 8.00 утра начинается Литургия, а в 17.00 вечерня и утреня.

В дни церковных праздников в храме особенно много людей – каждый спешит принять участие в праздничном богослужении и всенощном бдении. Храм Троицы в Листах, расписание работы которого представлено в статье, пережил трудные времена, но остался стоять и продолжает служить всем верующим.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Храм Живоначальной Троицы на Грязех — православный храм, находящийся в московском историческом районе Белого города, в Центральном административном округе столицы. Обладает статусом объекта культурного наследия. Современный храм был построен в 1861 году, по проекту архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского, в стилях неоренессанс и историзм. Финансировал строительство известный московский промышленник Евграф Владимирович Молчанов, статский советник и купец 1-й гильдии.

Храм Живоначальной Троицы на Грязех — панорама Яндекс. Карты

Здание храма Живоначальной Троицы на Грязех смотрится величественно, но в нем отсутствуют некоторые классические атрибуты культового сооружения. Колокольни и купола его были снесены во времена советского правления. Со стороны улицы Покровка храм украшен большим пилястровым портиком. Крыльцо здания выполнено в необычном стиле, визуально напоминая триумфальную арку. Здание украшено массивным лепным фризом, с использованием растительного орнамента.

Расписание

Службы в храме Живоначальной Троицы на Грязех совершаются в праздники, а также по субботам и воскресеньям. По понедельникам совершаются молебны в честь преподобного Давида Гареджийского. По средам проходят молебны у иконы Божией Матери «Три Радости», а по четвергам — акафист в честь святого Николая Чудотворца.

Литургии проводятся ежедневно, начиная с 8:00. В воскресенье — в 8:30. В будние дни богослужения начинаются в 18:00, в субботу и воскресенье проводятся в 17:00.

Расписание служб храма Живоначальной Троицы на Грязех

В 1930 годы храм Троицы — был закрыт и сильно разорен

В 1930 годы храм был закрыт по указу советской власти, так же он сильно был разорен. Была снесена колокольня, все помещения были приспособлены для просмотра кинофильмов и прочего. Очень много времени храм находился в ужасном состоянии, он был осквернен и поруган. Вскоре началась Великая Отечественная война. Но и она не смогла стереть с лица земли храм в честь Святой Троицы.

В 1992 году храм Святой Троицы был возвращен русской православной церкви. Настоятелем храма был назначен — протоиерей Георгий Вахромеев. Он и в настоящее время — настоятель этого храма.


Настоятелем храма Святой Троицы был назначен — протоиерей Георгий Вахромеев

Возрождения самого храма началось с возрождение его общины. В небольшом уголочке, в храме верующие люди приходили для того, чтобы совершить молебен. Но даже тогда в храме все еще находились различные организации, которые занимали помещение храма.

С каждым разом место организации становилось меньше. И в скором времени они совсем покинули помещение, оставив церковной общине полную разруху.

Святыни храма

Главной святыней церкви является икона Божией Матери «Трех Радостей». В каждую среду икону выносят для поклонения из алтаря и проводится молебен. На эту службу приезжают люди со всего города и окрестностей, чтобы помолиться и попросить помощи у чудодейственной иконы Божией Матери.

Еще одной святыней храма является икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей. Каждый понедельник совершаются у нее молебны, на которые приезжают люди, чтобы попросить исцеления от болезней, попросить о даровании ребенка и удачных родах. Давид Гареджийский — великий восточно-христианский монах, который помогал женщинам в исцелении их болезней и даровал чудо рождения детей.

Храму пожертвовали старинную икону в очень плохом состоянии, на которой сохранились только очертания изображений двух святых. Было решено изобразить почитаемых в этом храме святых Петра и Февронию. Эти русские православные святые помогают молящимся им супругам, нуждающимся в решении семейных проблем. В 2004 году из города Мурома были доставлены частицы мощей святых Петра и Февронии, которые прикрепили к их иконе.

Читайте также:
Церковь Иоанна Златоуста в Годеново: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В храме также есть икона архиепископа Симферопольского и Крымского, святителя Луки, с тремя укрепленными на ней капсулами. В них хранится частичка его гроба, земля с могилы и частица мощей. Еще в этом храме верующие могут поклониться иконе святого праведника Иоанна Кормянского с частицей его мощей. Здесь же хранится антиминс с частицей мощей священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) Рижского и Латвийского, епископа Русской православной церкви.

История храма Святой Троицы — уходит глубоко своими корнями в жизнь Московского государства

История этого храма уходит глубоко своими корнями в жизнь Московского государства. Название Шаболовка было вероятнее всего получено от прозвища князя Шаболата. Подмосковное село было названо Шаболово, а местность Шаболовка получила свое название уже как дорога из города Москвы в село.

Заселение в эти дороги произошло уже к 1650 году. В 1678 году было дано некое постановление, в котором всем служивым людям давали пространство земли под постройку дворов в Москве за Земляным городом.

В этой новопостроенной свободе как раз и было решено построить храм Святой Троицы. Построен он был по благословению Святейшего Патриарха Андриана. Закончили храм строить в 1699 году. Построен он был на территории земли Данилова монастыря.


Построен храм Святой Троицы был по благословению Святейшего Патриарха Андриана

История

Первые деревянные постройки на этом месте появились в XVI веке. Тогда же была построена и первая церковь, предшественница нынешнего храма. Церковь была документирована 1547 годом и освящена в честь святого архиепископа Василия Великого.

Название «на Грязех» храм получил из-за своего месторасположения у реки Рачки, которая склонна к большим разливам. Часто в церковном дворе образовывалась большая лужа и была непролазная грязь. Сам поток шел из Поганых, которые сейчас называют Чистыми прудами. В 1759 году Рачку заключили в трубу, проблема грязи решилась, но название храма так и осталось с ним на века.

Недалеко от церкви в конце XVI века возвели знаменитые Покровские ворота. В 1619 году был построен придел с алтарем и престолом для богослужений во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Еще через 6 лет возвели второй придел Святой Троицы. Когда был построен первый каменный храм, точно неизвестно. Существуют лишь документальные свидетельства того, что в 1701 году здесь происходило строительство новой церкви.

Храм Живоначальной Троицы на Грязех в 2008 году., © NVO

Неустойчивый грунт приводит к разрушению в 1741 году колокольни и двух трапезных. В 1745 году было решено построить новый храм, но без Васильевского придела. По некоторым известным данным, автором того здания был Иван Федорович Мичурин, известный архитектор, автор «Плана императорского столичного города Москвы». В течение нескольких последующих лет освятили приделы Святой Троицы и Введения Пресвятой Богородицы.

Разрушения Отечественной войны 1812 года не коснулись храма Живоначальной Троицы на Грязех. Не осталось никаких документальных свидетельств и об утрате церковного имущества. Но в результате полной перестройки Москвы после пожара и военных разрушений, в 1819 году все же началась постройка нового здания церкви. Она была освящена и открылась для прихожан в 1826 году. Нынешний храм построен и освящен в 1861 году. Во время его строительства были использованы фрагменты стен старого здания. В западной части раньше располагалась многоярусная высокая колокольня, которая не сохранилась до наших дней.

Капитальному ремонту здание подверглось в 1899 году. Стены церкви были заново расписаны, восстановили полностью мраморный иконостас и всю позолоту, совершили закупку необходимой утвари. В 1930 году церковь была закрыта большевиками, ее начали использовать в качестве зернохранилища.

С середины 1950-х годов церковь начинают использовать в качестве Дома культуры. Для этих целей проводится масштабная перепланировка внутренних стен храма. К северному приделу церкви достраивают третий этаж. Концертный зал расположили в центральном приделе, а на месте алтаря возвели сцену. Зыбкая почва этого места опять дала о себе знать, когда в 1979 году потолок здания покрылся трещинами. Капитальный ремонт производили до 1981 года. После этого, вплоть до 1990-х годов в здании размещался досуговый центр московского областного комитета профсоюзов.

В 1992 году церковь вернули в лоно Православной церкви. Троицкий придел храма был освящен 14 июня 1992 года, тогда же провели и первую Литургию. Службы проводились только в этой части церкви, актовый зал из центрального придела закончили демонтировать в 2001 году. Центральный придел освятили в январе 2002 года. Полы находились в аварийном состоянии, поэтому понадобился очередной ремонт здания. Во время ремонтных работ была построена современная система отопления. В день Входа Господнего во Иерусалим, который отмечается 4 апреля, в 2004 году было проведено первое богослужение в обновленном храме Живоначальной Троицы на Грязех.

Читайте также:
Антониев Сийский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Троица в Листах сегодня

Райский сад

Сама церковь Троицы Живоначальной в Листах очень красива! Ее зеленые купола удивительно гармонично сочетаются с голубым небом, а белые стены — как бы отражаются в облаках.

Храм огорожен забором, тоже окрашенным в зеленый цвет. Вход — через красивую арку.

Когда подходишь к церкви Святой Троицы в Листах создаётся впечатление, что находится она как бы в низине, приходится спускаться. Перепад высот очень заметен! Так вырос культурный слой земли за весь почтенный возраст существования здания.

Спустившись по ступеням вниз, создается удивительное ощущение, что ты попал в самый настоящий рай! Совсем выключается ощущение времени и пространства. Ты просто забываешь, что находишься в оживленной части мегаполиса. Храм окружают высокие деревья, скрывая своей листвой стоящие неподалеку жилые дома.

А вокруг — просто цветочное изобилие! По периметру растут цветы самых разнообразных сортов и расцветок. Видно, с какой любовью и заботой относятся здесь к этой живой красоте.

С тыльной стороны церкви растительные клумбы «подходят» совсем близко к зданию. Видимо так хочется сделать максимально зеленой такую небольшую территорию вокруг храма.

Церковная лавка, расположенная в отдельном домике на улице, напоминает сказочную избушку в глубине зеленого леса.

И очень красиво смотрятся фонари по периметру церкви. Наверно, в вечерней подсветке здесь все выглядит совершенно сказочно.

Святыни

При входе внутрь храма сразу погружаешься в какую-то неземную атмосферу. Вокруг полумрак, на стенах росписи и многочисленные иконы.

Восхитительно и торжественно смотрится главный иконостас церкви в Листах, освященный в честь Пресвятой Троицы. Резной пятиярусный иконостас воссоздавался архитекторами и художниками по старинным фотографиям прошлого столетия.

А вот так ранее выглядело внутреннее убранство храма, которое осталось только на исторических фотографиях 19 века.

Чуть более скромно и торжественно выглядят боковые приделы храма. На фотографии ниже — левый придел, освященный в честь свт. Алексия Московского, всея России чудотворца.

Внутри много изумительно красивых икон. А справа от входа возле придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы стоит вот такое сооружение, покрытое стеклом. Видимо, это купель для крещения.

Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Храм Живоначальной Троицы на Грязех — православный храм, находящийся в московском историческом районе Белого города, в Центральном административном округе столицы. Обладает статусом объекта культурного наследия. Современный храм был построен в 1861 году, по проекту архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского, в стилях неоренессанс и историзм. Финансировал строительство известный московский промышленник Евграф Владимирович Молчанов, статский советник и купец 1-й гильдии.

Храм Живоначальной Троицы на Грязех — панорама Яндекс. Карты

Здание храма Живоначальной Троицы на Грязех смотрится величественно, но в нем отсутствуют некоторые классические атрибуты культового сооружения. Колокольни и купола его были снесены во времена советского правления. Со стороны улицы Покровка храм украшен большим пилястровым портиком. Крыльцо здания выполнено в необычном стиле, визуально напоминая триумфальную арку. Здание украшено массивным лепным фризом, с использованием растительного орнамента.

Расписание

Службы в храме Живоначальной Троицы на Грязех совершаются в праздники, а также по субботам и воскресеньям. По понедельникам совершаются молебны в честь преподобного Давида Гареджийского. По средам проходят молебны у иконы Божией Матери «Три Радости», а по четвергам — акафист в честь святого Николая Чудотворца.

Литургии проводятся ежедневно, начиная с 8:00. В воскресенье — в 8:30. В будние дни богослужения начинаются в 18:00, в субботу и воскресенье проводятся в 17:00.

Святыни храма

Главной святыней церкви является икона Божией Матери «Трех Радостей». В каждую среду икону выносят для поклонения из алтаря и проводится молебен. На эту службу приезжают люди со всего города и окрестностей, чтобы помолиться и попросить помощи у чудодейственной иконы Божией Матери.

Еще одной святыней храма является икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей. Каждый понедельник совершаются у нее молебны, на которые приезжают люди, чтобы попросить исцеления от болезней, попросить о даровании ребенка и удачных родах. Давид Гареджийский — великий восточно-христианский монах, который помогал женщинам в исцелении их болезней и даровал чудо рождения детей.

Храму пожертвовали старинную икону в очень плохом состоянии, на которой сохранились только очертания изображений двух святых. Было решено изобразить почитаемых в этом храме святых Петра и Февронию. Эти русские православные святые помогают молящимся им супругам, нуждающимся в решении семейных проблем. В 2004 году из города Мурома были доставлены частицы мощей святых Петра и Февронии, которые прикрепили к их иконе.

В храме также есть икона архиепископа Симферопольского и Крымского, святителя Луки, с тремя укрепленными на ней капсулами. В них хранится частичка его гроба, земля с могилы и частица мощей. Еще в этом храме верующие могут поклониться иконе святого праведника Иоанна Кормянского с частицей его мощей. Здесь же хранится антиминс с частицей мощей священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) Рижского и Латвийского, епископа Русской православной церкви.

Читайте также:
Церковь святой Нины в Гаспре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История

Первые деревянные постройки на этом месте появились в XVI веке. Тогда же была построена и первая церковь, предшественница нынешнего храма. Церковь была документирована 1547 годом и освящена в честь святого архиепископа Василия Великого.

Название «на Грязех» храм получил из-за своего месторасположения у реки Рачки, которая склонна к большим разливам. Часто в церковном дворе образовывалась большая лужа и была непролазная грязь. Сам поток шел из Поганых, которые сейчас называют Чистыми прудами. В 1759 году Рачку заключили в трубу, проблема грязи решилась, но название храма так и осталось с ним на века.

Недалеко от церкви в конце XVI века возвели знаменитые Покровские ворота. В 1619 году был построен придел с алтарем и престолом для богослужений во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Еще через 6 лет возвели второй придел Святой Троицы. Когда был построен первый каменный храм, точно неизвестно. Существуют лишь документальные свидетельства того, что в 1701 году здесь происходило строительство новой церкви.

Неустойчивый грунт приводит к разрушению в 1741 году колокольни и двух трапезных. В 1745 году было решено построить новый храм, но без Васильевского придела. По некоторым известным данным, автором того здания был Иван Федорович Мичурин, известный архитектор, автор «Плана императорского столичного города Москвы». В течение нескольких последующих лет освятили приделы Святой Троицы и Введения Пресвятой Богородицы.

Разрушения Отечественной войны 1812 года не коснулись храма Живоначальной Троицы на Грязех. Не осталось никаких документальных свидетельств и об утрате церковного имущества. Но в результате полной перестройки Москвы после пожара и военных разрушений, в 1819 году все же началась постройка нового здания церкви. Она была освящена и открылась для прихожан в 1826 году. Нынешний храм построен и освящен в 1861 году. Во время его строительства были использованы фрагменты стен старого здания. В западной части раньше располагалась многоярусная высокая колокольня, которая не сохранилась до наших дней.

Капитальному ремонту здание подверглось в 1899 году. Стены церкви были заново расписаны, восстановили полностью мраморный иконостас и всю позолоту, совершили закупку необходимой утвари. В 1930 году церковь была закрыта большевиками, ее начали использовать в качестве зернохранилища.

С середины 1950-х годов церковь начинают использовать в качестве Дома культуры. Для этих целей проводится масштабная перепланировка внутренних стен храма. К северному приделу церкви достраивают третий этаж. Концертный зал расположили в центральном приделе, а на месте алтаря возвели сцену. Зыбкая почва этого места опять дала о себе знать, когда в 1979 году потолок здания покрылся трещинами. Капитальный ремонт производили до 1981 года. После этого, вплоть до 1990-х годов в здании размещался досуговый центр московского областного комитета профсоюзов.

В 1992 году церковь вернули в лоно Православной церкви. Троицкий придел храма был освящен 14 июня 1992 года, тогда же провели и первую Литургию. Службы проводились только в этой части церкви, актовый зал из центрального придела закончили демонтировать в 2001 году. Центральный придел освятили в январе 2002 года. Полы находились в аварийном состоянии, поэтому понадобился очередной ремонт здания. Во время ремонтных работ была построена современная система отопления. В день Входа Господнего во Иерусалим, который отмечается 4 апреля, в 2004 году было проведено первое богослужение в обновленном храме Живоначальной Троицы на Грязех.

Как добраться

Храм Живоначальной Троицы на Грязех расположен на улице Покровка, 13. Рядом находятся три станции метро:

  • «Чистые пруды», «Тургеневская» и «Сретенский бульвар» — отсюда до храма можно пройти пешком, расстояние составляет от 850 до 980 метров. Также есть возможность проехать на автобусе № 3Н или на трамваях 3, 39 и, А до остановки «Покровские Ворота».
  • «Китай-город» — пешком идти до храма от 6 входа около 10 минут (расстояние 840 метров). Можно доехать на автобусах № м3, н3, т25 или 122 до остановки «Покровские Ворота».

На общественном транспорте до храма Живоначальной Троицы на Грязех можно доехать на трамвае или автобусе. Ближайшие остановки:

  • «Покровские Ворота»: трамваи № 3, 39, А, автобус № 3Н. Пройтись пешком около 110 метров.
  • «Армянский переулок»: автобусы 122, н3, м3, т25. Идти пешком 3 минуты, расстояние 280 метров.
  • «Кинотеатр Звезда»: автобусы № 40 и Б. Пешком идти около 890 метров.
  • «Метро Китай-город»: автобусы № 38, 158, К, м27, м5, м8, н2, н3. До храма нужно пройтись пешком 1,1 километра.

Чтобы доехать на такси, удобнее всего воспользоваться мобильными приложениями следующих операторов: Maxim, Яндекс. Taxi, Uber, Везёт, Gett, Ситимобил.

Видео о храме Живоначальной Троицы на Грязех

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: