Знаменский собор в Курске: история и адрес храма, описание, контакты и телефон, святыни и иконы

Знаменский собор Курск

Содержание:

Первый, еще деревянный, Знаменский собор появился в Курске в память о чудесном спасении города во время осады поляками в 1612 году.

Строительство Знаменского собора в Курске

Знаменский собор Курска — обетный храм. В 1612 году, осаждаемые польским войском, защитники Курской крепости дали обет в случае спасения возвести здесь церковь. Курск они отстояли и после освобождения Москвы от интервентов, куряне построили деревянный храм «близ рва», освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, — вокруг него вскоре образовался Богородице-Рождественский монастырь.

В 1631 году монастырь сгорел от удара молнии, однако быстро отстроился — правда, ненадолго: в 1634 году, в ходе русско-польской войны, его сожгли поляки. Казалось бы, такое начало жизни не предвещало храму ничего доброго, но Пресвятая Богородица, чей чудотворный образ пребывал в обители, не оставила ее своей помощью: все устроилось — не слишком быстро, а все-таки устроилось.

В 1649 году царь Алексей Михайлович приказал строить в монастыре каменный собор, прислав для этого каменщиков из Москвы. Храм окончили к 1680 году, освятив его в честь Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»; с той поры монастырь и главный собор в нем стали называть Знаменским.

Сто лет новый Знаменский собор Курска верой и правдой служил прихожанам, в 1782 году Екатерина II утвердила регулярный план застройки Курска, согласно которому предстояло «правильно» застраивать город достойными зданиями, а центр города выпало обозначать именно Знаменскому собору. Прежний, достаточно скромный храм для такой роли не годился, в 1815 году здание собора разобрали.

Строительство нового каменного собора, замысленного как памятник победе в Отечественной войне 1812 года, заняло десять лет: его возводили с 1816 по 1826 год.

Строительные работы обошлись Курской епархии в 600 000 рублей, огромную по тем временам сумму, часть которой предоставили благотворители. В январе 1826 года Знаменский собор Курска был торжественно освящен.

История Знаменского собора Курска

На фото: Знаменский собор на дореволюционной открытке.

Немного истории Знаменского собора в Курске

Главным событием года в дореволюционной истории собора был крестный ход с Курской Коренной иконой Божией Матери в Коренную пустынь. Все остальное время чудотворный образ пребывал в киоте слева от иконостаса.

Знаменский собор посещали все императоры после Александра I, время от времени наезжавшие в Курск (так, Александр II был здесь четыре раза, а Николай II — дважды).

Из иных запомнившихся курским обывателям событий отметим литургию, совершенную в Знаменском соборе святым праведным Иоанном Кронштадтским в 1893 году. Молящимися храм тогда был заполнен до отказа, а вмещал он до 5000 человек!

После революции

Советская эпоха доставила Знаменскому собору немало скорбей.

В годы Гражданской войны он лишился своей главной святыни — Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»; ее забрали с собой священнослужители, ушедшие с отступающей Белой армией; позже чудотворный образ оказался в США.

Знаменский монастырь большевики упразднили в 1924 году, однако официально зарегистрированный Знаменский приход, в ведении которого оставался собор, просуществовал до 1932 года. После ликвидации прихода храм принялись методично обезображивать.

В сентябре 1937 года в Знаменском соборе был открыт звуковой кинотеатр Октябрь.

Отступая в 1943 году из Курска, фашисты подожгли храм, вследствие чего оказалась уничтожена вся внутренняя отделка, рухнули перекрытия и сильно пострадал купол. После освобождения города советскими войсками в соборе размещался склад, потом содержались военнопленные, потом его передали электрозаводу.

В 1948 году завод вернул здание городу, и храм принялись в очередной раз перестраивать в целях возобновления кинотеатра.

В этом виде храм простоял до новейшего времени. В 1992 году Знаменский собор был возвращен Церкви, которой теперь предстояло его перестраивать «в обратную сторону».

Крестный ход из Курска в Коренную пустынь

Предание относит начало крестных ходов с иконой Божией Матери «Знамение» из Курска в Коренную пустынь к 1618 году. Именно тогда в 9-ю пятницу по Пасхе впервые совершилось перенесение чудотворного образа в «пустыньку на корню» на три дня. Этот срок пребывания иконы в Коренной пустыни выдерживался вплоть до 1726 года.

Читайте также:
Никольский храм в Воронеже: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

С 1726 по 1765 год икона находилась в Коренном монастыре уже неделю, а с 1768 года крестный ход, по указу Святейшего Синода, прекратился — и был возобновлен лишь в 1791 году, после усиленных просьб курских граждан. С тех пор он составлял главное событие в году для Курской губернии.

Крестные ходы продолжались до 1917 года. И спонтанно возродились в 1944 году. Тогда из Курска шли 200 человек. К 1956 году число богомольцев возросло до двадцати тысяч. В 1959 году, в пору хрущевских гонений на Церковь, крестный ход запретили, и лишь в 1990 году эта традиция постепенно начала оживать.

Архитектура Знаменского собора в Курске

Знаменский собор Курска — архитектурный и смысловой центр города, таким он и был задуман архитекторами.

Знаменский собор — почти канонический образец зрелого классицизма, «классицизм как он есть», без гибридных вкраплений и искажений. Три части здания следуют одна за другой: основной четверик, представляющий собой в плане классический крест, потом «долгая» трапезная и наконец колокольня, поставленная на отдельном фундаменте в северо-западном углу.

Впрочем, к колокольне как раз есть вопросы. Колокольня — это «новация», появившаяся в ходе восстановления собора в 1990—2000-х годах. Изначально она была другой — двухбашенной, причем колокольные башни стояли прямо на крыше трапезной, вырастали из нее.

Знаменская колокольня была уничтожена в 1930-х годах, а в новейшее время возродили лишь ее северную «половину», поставив ее при этом не на трапезной, а рядом с храмом. Критиков такого решения хватает, но оно диктовалось не принципиальными эстетическими соображениями, а причинами исключительно утилитарного характера.

В остальном — классика: три шестиколонных портика коринфского ордера, коринфские полуколонны, украшающие стены трапезной и алтарной апсиды, выверенные пропорции, легкость, при всей огромности, строения, большие окна, изысканный декор. Сам собор выстроен из кирпича, но его декоративные элементы выполнены из знаменитого мячковского камня, добываемого в подмосковном Мячкове по меньшей мере с начала XIV века.

Внутри Знаменского собора Курска

От дореволюционного внутреннего убранства Знаменского собора к моменту его передачи Церкви ничего, увы, не сохранилось — все пропало в ходе советских перестроек и в устроенном фашистами в 1943 году пожаре. А полюбоваться было чем — взять хотя бы сложнейший чугунный иконостас, над которым петербургские литейщики трудились восемь лет: заказали его в 1824 году, а установили в соборе лишь в 1832-м.

Нынешний иконостас, впрочем, почти в точности повторяет тот, дореволюционный. Вообще, мастера, занимавшиеся восстановлением интерьера соборного храма, постоянно сверялись со старыми фотографиями и чертежами, стремясь по возможности повторить утерянное богатство. И в центральной части храма им это во многом удалось сделать.

А вот вид трапезной изменился. Собственно, с трапезной и начинается знакомство со Знаменским собором. Она имеет два этажа, вверху устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Державной». Нижний этаж кажется приземистым, что собору идет даже на пользу: тем самым более отчетливо оттеняется высота центральной части. При этом трапезная «не давит», она вполне просторна и гармонична, ее протяженность как бы приглашает, ведет посетителя дальше, в основной четверик, к главным святыням храма.

В трапезной поставлены два ряда мощных пилонов, между которыми перекинуты арки. Кессонный (то есть поделенный на объемные фрагменты) потолок украшен богатой лепниной: трапезная предстает этаким достойным «предисловием» к ведущей теме, которая с полной силой звучит под центральным куполом, перед иконостасом.

Читайте также:
Церковь святой Нины в Гаспре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Благодаря множеству огромных окон, и в стенах, и в подкупольном барабане в соборе очень светло. Взгляд блуждает, останавливаясь то на одной детали, то на другой, очаровывается. С севера и юга освящены приделы, облицованные гранитом; над ними парят хоры. Стены, арки, основание барабана украшены лепниной; росписи верхних частей стен иллюстрируют евангельскую историю. Расписаны и барабан с куполом: в барабане, меж окон, мы видим изображения ветхозаветных пророков Иеремии, Исаии, Захарии, Иезекииля, Давида, Соломона, Осип и Илии; в куполе — в окружении нескольких десятков русских святых восседает на троне Божия Матерь. Под куполом — позолоченное паникадило весом в две с половиной тонны.

Оформление интерьера выполнено с тактом и вкусом, что и не мудрено, ведь им занимался коллектив петербургских художников, прежде работавших над оформлением возрожденного в 1990-х годах московского храма Христа Спасителя.

История создания Знаменского собора в Курске

Древние храмы всегда являются визитной карточки любого города. Именно эти архитектурные сооружения символизируют единство эпох, неподвластность разрушающему воздействию времени, воспарение над царящей в мире суетой…

Стоит взглянуть на фотографию любого знаменитого российского храма, как в памяти мгновенно всплывает история города, атрибутом которого он является. Курск, вошедший в Большое Золотое кольцо России, также имеет свой древнейший символ – Знаменский Кафедральный собор, на месте которого в начале XVII в. стояла Курская крепость. А история его возведения чрезвычайно интересна и уходит корнями во времена монголо-татарского ига.

Если вам интересна тема золотого кольца России, то рекомендуем посмотреть презентации на эту тему.

Обретение курянами чудотворной иконы

Согласно древнему преданию, Курску, полностью разрушенному татарами, Господь даровал святыню – чудотворную икону Знамения Пресвятой Богородицы. Князь Василий Шемяка, пораженный чудесами, исходящими от нерукотворного образа, заложил храм в честь найденной иконы и многократно переносил ее туда. Но икона каждый раз вновь оказывалась у лесного ручья – на месте своего обретения! Образ много раз терялся, подвергался надругательствам татар, вновь находился и продолжал творить чудеса. Народ верил, что именно благодаря ему Курск возродился из пепла после нескольких столетий полного упадка и забвения.

В 1597 году государь Федор Иоаннович повелел перенести икону Знамения Пресвятой Богородицы в Москву.

Когда Русь накрыло Смутное время, крепость с достоинством выдержала осаду польско-литовских интервентов. В 1612 году 70-тысячное иноземное войско подошло к стенам Курска, и горожане, предводительствуемые воеводой Татищевым, поклялись: если удастся отстоять город, они возведут монастырь и перенесут в него образ Богоматери «Знамение». В 1615 году жители исполнили свою клятву: была выстроена деревянная церковь в честь Рождества Богородицы. Куряне обратились с просьбой к Федору Иоанновичу о возврате иконы, и спустя три года она была перевезена из Москвы обратно в Курск, в собор Знаменского монастыря.

Трудная судьба Знаменского монастыря

В тридцатых годах XVII в. деревянный монастырь дважды сгорал до тла: сначала в него ударила молния, а потом, уже отстроенный заново, он был разграблен и испепелен польским войском.
Наконец, в 1649 году по указу Алексея Михайловича за казенный счет была возведена каменная церковь Знамения Курской иконы Богородицы.

В начале девятнадцатого столетия на здании храма появились многочисленные трещины, и его решено было разобрать. На его месте был выстроен новый храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Строительство велось на казенные средства и народные пожертвования. Величественное сооружение в самом центре города стало настоящей гордостью курян, а особенно гордились они прекрасными колоколами и огромными башенными часами.

В сложные предреволюционные годы на икону «Знамение» не единожды покушались. В 1898 году от чудовищного взрыва пострадал храм, а вот икона осталась целой – раскололось лишь верхнее стекло.

В марте 1920-го икону вывезли в Константинополь, а следом в Салоники, но уже осенью главнокомандующий генерал Врангель вернул образ в Россию, дабы ободрять им остатки Белой армии. Вскоре икона вместе с оставшимися в живых врангелевцами покинула российские берега.

Читайте также:
Орловская митрополия: история и описание, наследие, состав и отделы

После «путешествия» по нескольким европейским странам икона «Знамение» нашла себе приют в Америке. Образ находится в Нью-Йорке по сей день, а на родине, в Курске, хранится его копия.

Во времена СССР Знаменскому собору тоже пришлось нелегко. В 1932-м его превратили в кинотеатр с танцзалом. В Великую Отечественную над храмом, как и над всем городом, надругались фашисты: он капитально выгорел изнутри, купол был разрушен. Но даже после восстановительных работ здание еще долго использовалось совсем не по назначению: сначала в нем содержали военнопленных, потом размещали разные склады или цеха. В конце концов храм снова стал кинотеатром.

Знаменский собор сегодня

Кинотеатр «Октябрь» просуществовал до 1992 года, после чего здание было передано Русской Православной Церкви. Работы по реконструкции продолжались долго.

Что касается иконы, то вместо оригинала в обновленном храме можно увидеть список «Знамения», датированный 1902-м годом. Судьба этого образа, кстати, тоже не проста: в 2006-м его похитили. К счастью, вскоре он обнаружился в одном из ломбардов Москвы.

Сегодня Знаменский собор, полностью отреставрированный снаружи и изнутри, является главной архитектурной достопримечательностью славного русского города Курска.

БАРНАУЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

Барнаульский Покровский собор

Барнаульская и Алтайская епархия Алтайской митрополии Русской Православной Церкви

  • Действующие храмы и монастыри
  • Восстанавливаемые и строящиеся храмы

Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные храмы появились в первой половине XVIII века и находились в ведении Тобольской епархии. Первый каменный храм – Петропавловский собор – был построен в Барнауле в 1774 году.

Православие среди коренного населения алтайской земли стало распространяться и утверждаться благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухарёвым). Центром миссии стал город Бийск, сделавшийся центром Бийского викариатства.

С 1834 года алтайская земля вошла в Томскую епархию. Благодаря стараниям святителя Макария (Невского) в 1867 году было создано миссионерское училище в Улале, затем Бийское катехизаторское училище, а в 1869 году было открыто Барнаульское духовное училище.

Барнаульское викариатство Томской епархии было учреждено 17 октября 1908 года, по ходатайству архиепископа Томского свт. Макария (Невского) в связи с обширностью Томской епархии, “многочисленностью. православного населения и обилием церковных, просветительных и других учреждений, нуждающихся в ближайшем архипастырском руководстве” [1]. Барнаульские викарии жили в Томске.

Революционными бурями XX века жизнь православных приходов на Алтае и деятельность духовной миссии были разрушены, большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство – разорены и уничтожены. В 1924-1929 годах викариатство входило в Новосибирскую и Барнаульскую епархию.

В 1930 году была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), но в 1938 году епархия была упразднена и ее земли вошли в состав Новосибирской.

Возрождение Православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 1980-х. По всему Алтаю начали строиться и восстанавливаться храмы, создаваться приходы, возрождаться и возвращаться для всеобщего почитания святыни. Большую роль в возрождении православия на Алтае сыграл визит в 1991 году патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Барнаул и Бийск. В краевом центре патриархом было освящено место под строительство Александро-Невского собора, а также была возвращена верующим Никольская церковь.

Самостоятельная Барнаульская епархия была возрождена решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1994 года.

2 октября 2013 года из состава епархии была выделена самостоятельная Горноалтайская епархия, после чего в ведении Барнаульской кафедры остались только районы Алтайского края.

5 мая 2015 года из состава епархии были выделены самостоятельные Бийская, Рубцовская и Славгородская епархии, после чего в ведении Барнаульской кафедры остались городские округа Барнаул, Новоалтайск, а также Залесовский, Заринский, Косихинский, Кытмановский, Первомайский, Тальменский, Тогульский районы Алтайского края. Одновременно Барнаульская епархия была определена центром новоучрежденной Алтайской митрополии [2].

Исторические названия

  • Барнаульская (викарная) (17 октября 1908 – 1930)
  • Барнаульская (1930 – 1937)
  • Барнаульская и Бийская (1937 – 1938)
  • Барнаульская и Алтайская (с 26 февраля 1994)

Статистика

  • Перед революцией 1917 – более чем 600 приходов в пределах Алтайского края [3]
  • 1945 – три храма в Алтайском крае: Барнаульский Покровский собор, Бийский Успенский собор, Рубцовский Михаило-Архангельский храм[3]
  • 1989 – действовали 8 приходов: в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, Камне-на-Оби, Алейске, Новоалтайске и пос. Тальменка [4]
  • 1 января 2002 – 170 приходов, 63 храма, 6 монастырей, 177 священников и 13 диаконов [4]
  • кон. 2000-х – зарегистрировано 179 приходов; ок. 200 священнослужителей; 6 монастырей, 3 скита [3]
  • февраль 2011 – 156 приходов, 177 священнослужителей
  • февраль 2013 – 5 монастырей (из них 4 женских); 266 приходов, 178 клириков и монашествующих [5]
  • август 2015 – 2 монастыря, 74 прихода, 132 клириков и монашествующих [5]

Архипастыри

Барнаульское викариатство Томской епархии

  • Мелетий (Заборовский) (21 ноября 1908 – 23 февраля 1912)
  • Евфимий (Лапин) (18 марта 1912 – 26 января 1916)
  • Гавриил (Воеводин) (26 января 1916 – 1919)
  • Виктор (Богоявленский) (1919 – 1923)
  • Никодим (Шатунов) (1923 – 1924)
  • Никодим (Воскресенский) (4 декабря 1924 – 1925)
  • Владимир (Юденич) (2 апреля 1927 – 28 ноября 1933)

Барнаульская епархия

  • Александр (Бялозор) (1930 – ?)
  • Сщмч. Герман (Коккель) (сентябрь 1931 – октябрь 1932)
  • Тарасий (Ливанов) (декабрь 1931 – 1932)
  • Сщмч. Иаков (Маскаев) (4 апреля 1933 – 11 февраля 1937) [6]
    • Сергий (Васильков) (1936 – 1937) в/у, архиеп. Новосибирский
  • Григорий (Козырев) (11 февраля 1937 – 27 июля 1937)
    • 1938 – 1994 – не замещалась
  • Антоний (Масендич) (19 марта 1994 – 8 июля 2001)
    • Тихон (Емельянов) (8 июля 2001 – 20 января 2002) в/у, архиеп. Новосибирский
  • Максим (Дмитриев) (20 января 2002 – 29 мая 2013)
  • Сергий (Иванников) (с 29 мая 2013)

Викарные епархии

  • Заринская
  • Рубцовская (ныне самостоятельная)

География благочиний

  • Барнаульское – г. Барнаул
  • г. Новоалтайск, с. Косиха
  • Белоярское (Первомайский, Тальменский р-ны)
    • п. Белоярск, с. Баюновские Ключи, с. Березовка, с. Бобровка, с. Боровиха, с. Жилино, с. Журавлиха, с. Зудилово, п. Кислуха, с. Курочкино, с. Ларичиха, п. Лесной, с. Логовское, с. Луговое, с. Налобиха, г. Новоалтайск, п. Озерки, с. Первомайское с. Повалиха, Санниково, п. Северный, ЗАТО Сибирский, с. Тальменка
  • Заринское (Заринский, Залесовский, Кытмановский, Тогульский р-ны)
    • г. Заринск, с. Антипино, с. Верх-Камышенка, п. Голуха, с. Гоношиха, с. Дмитро-Титово, с. Думчево, с. Жуланиха, с. Залесово, с. Кордон, с. Кытманово, с. Новая Тараба, с. Новодраченино, с. Новозыряново, с. Новококорское, с. Новоозерное, с. Пещёрка, с. Семено-Красилово, с. Сосновый Лог, с. Среднекрасилово, с. Староглушинка, с. Тогул, с. Хмелевка, с. Шатуново

Монастыри

Ранее подчинённые епархии

Учебные заведения

  • Барнаульская духовная семинария
  • Барнаульское духовное училище (недейств.)
  • Богословско-катехизаторская школа им. святителя Макария Алтайского, г. Барнаул
  • Православная гимназия во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского

Периодические издания

  • Алтайская миссия (ежемесячная газета)
  • журнал Барнаульской духовной семинарии «Покров»

Литература

  • Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998). Барнаул, 1999.

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Барнаульской епархии:
    • http://altai.eparhia.ru/history/ – История православия на Алтайской земле
    • http://altai.eparhia.ru/eparhia/blagochin/
  • Ворсина В. Н., Борис Пивоваров, прот. Барнаульская и Алтайская епархия. Православная энциклопедия. Т. 4, С. 343-345:
    • http://www.pravenc.ru/text/Барнаульская и Алтайская епархия.html
  • Борис Пивоваров, прот. Барнаульское викариатство. Православная энциклопедия. Т. 4, С. 346:
    • http://www.pravenc.ru/text/77572.html
  • Страница епархии на официальном сайте Московского Патриархата:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/31096.html

[1] Учреждение второго викариатства в Томской епархии // ПрибЦВед. 1908. № 43. С. 2119.

[2] Журнал № 5 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви – http://www.patriarchia.ru/db/text/4067545.html

[5] Страница официального сайта Русской Православной Церкви – http://www.patriarchia.ru/db/text/31096.html

[6] В действительности епархией не управлял с ареста 29 октября 1936; вторая дата – официальное освобождение от занимаемой кафедры.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Барнаульская епархия

Приходы в административных границах Республики Алтай, ранее входившие в состав епархии, определением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 112) выделены в самостоятельную Горноалтайскую епархию.

Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. (журнал № 5) из состава епархии выделены Бийская, Рубцовская и Славгородская епархии. Барнаульская епархия включена в состав Алтайской митрополии.

Епархия сегодня
(по состоянию на январь 2019 года)

Благочиния и благочинные

  • Барнаульское городское — протоиерей Андрей Басов
  • Барнаульское пригородное — иерей Олег Голубитских
  • Белоярское — протоиерей Вячеслав Данькин
  • Заринское — протоиерей Андрей Ушаков
  • Тальменское — иерей Алексий Овчинников
  • Монастырское — иеромонах Исайя (Жмакин)

Монастыри и подворья

  • Знаменский женский
    656043, г. Барнаул, ул. Большая Олонская, 24; тел. (3852) 63-43-48
    настоятельница — игумения Клавдия (Кремлева)
  • Иоанно-Предтеченское архиерейское подворье
    658057, Алтайский край, Первомайский район, с. Сорочий Лог; тел. +7(983) 357-21-00
    старшая монахиня — Марфа (Сафонова)
  • Иоанно-Кронштадтский женский монастырь
    658065, Алтайский край, Первомайский район, с. Кислуха, ул. Верхняя, 12; тел. +7(905) 983-78-02
    настоятельница — игумения Евфросиния (Батуева)

Количество приходов — 101. Количество клириков и монашествующих — 148.

Епархиальные СМИ

  • вестник Алтайской митрополии «Алтайская миссия»
  • журнал Барнаульской духовной семинарии «Покров»
  • официальный сайт Барнаульской епархии
  • сайт епархиального отдела по делам молодежи

Учебные заведения

  • Барнаульская духовная семинария
    656008, Алтайский край, г. Барнаул, пер. Ядринцева; тел. (3852) 63-63-29; сайт altay-seminary.ru
    ректор — митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий
  • регентская школа при Барнаульской духовной семинарии
    656008, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Никитина, 137А; тел. (3852) 63-21-08
    заведующий — протоиерей Максим Спиненко
  • подготовительное отделение при Барнаульской духовной семинарии
    656008, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Никитина, 137А; тел. (3852) 63-63-29
    куратор — протоиерей Алексий Корчагин

История

Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви — во имя апп. Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода — появились в первой половине XVIII в. и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии. Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм — Петро-Павловский собор — был построен в Барнауле в 1774 г.

С 1834 г. алтайская земля стала относиться к Томской епархии. В 1908 г. было учреждено Барнаульское викариатство Томской епархии; епископ Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи жили в Томске. В 1924-1929 гг. викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1930 г. была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), которая с 1937 г. именовалась Барнаульской и Бийской. В 1938 г., в годы гонений на Церковь, епархия была упразднена, а ее территория до 1994 г. входила в состав Новосибирской епархии.

Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 г. прп. Макарием (Глухаревым) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения. Центром Алтайской миссии был г.Бийск. До 1917 г. здесь существовало Бийское викариатство, распространявшее свою деятельность на Бийский и Кузнецкий округа. Бийскими архиереями являлись начальники духовной миссии.

Возглавляли Алтайскую духовную миссию миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае. Прп. Макарий (Глухарев) и свт. Макарий (Невский) прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Также миссией руководили такие видные подвижники, как протоиерей Стефан Ландышев, архиепископы Владимир (Петров), Иннокентий (Соколов) и другие. Их помощниками были известные миссионеры — протоиереи Василий Вербицкий, Михаил Чевалков, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и др.

К 1917 г. миссия насчитывала 31 отделение, в 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тысяч крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось 3300 детей.

В составе миссии числились три монастыря: Никольский женский в Горном Алтае, Чулышманский мужской и Тихвинский женский в Бийске. В Барнауле располагался крупнейший в округе Богородице-Казанский женский монастырь. Он был основан в 1894 г. Е.И. Судовской как Богородице-Казанская женская община, в 1900 г. получившей статус женского монастыря. Число насельниц в нем доходило до 300 человек. При монастыре действовали три храма (в том числе каменный Казанский собор в нагорной части города; ныне его помещения занимает следственный изолятор), церковно-приходская школа, иконописная и живописная мастерские.

Активно развивалось на Алтае духовное образование. Благодаря стараниям свт. Макария (Невского) в 1867 г. было создано миссионерское училище в Улале, затем — Бийское катехизаторское училище, а в 1869 г. было открыто Барнаульское духовное училище.

После 1917 г. деятельность духовной миссии была прервана, большинство приходов, церковных школ и библиотек прекратило свое существование. В 1920-1930-х гг. все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство из них — разорены и уничтожены. От более чем 600 приходов к 1945 г. в Алтайском крае осталось всего три: Покровский собор в Барнауле, Успенский собор в Бийске и Михаило-Архангельский храм в Рубцовске.

Возрождение Православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 80-х гг. XX века. В эти годы Алтай, поделенный в 1991 г. на два субъекта Российской Федерации — Алтайский край и Республику Алтай, находился под церковным управлением правящего архиерея Новосибирской и Барнаульской епархии епископа Тихона (ныне архиепископ Новосибирский и Бердский).

Большую роль в возрождении Православия на Алтае сыграл визит в 1991 г. приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Барнаул и Бийск. В краевом центре Предстоятелем Русской Православной Церкви было освящено место под строительство Александро-Невского собора. В 1992 г. верующим была возвращена Свято-Никольская церковь Барнаула. Позже городские и краевые власти вернули Церкви Знаменский храм, храмы во имя свт. Димитрия Ростовского в Барнауле и Бийске.

26 февраля 1994 г. была образована самостоятельная Барнаульская епархия. Первым епископом Барнаульским и Алтайским стал владыка Антоний (Масендич; + 2001). В настоящее время епархией управляет епископ Барнаульский и Алтайский Максим.

Барнаульская епархия

Святыни Барнаульской епархии не раз являли чудеса. Клавдия Бурачевская (племянница насельницы Богородице-Казанского монастыря) рассказывает о Свято-Никольском источнике:

«Скрюченный от рождения младенец, погруженный в воду источника настоятельницей монастыря, игуменьей Мариамной, внезапно заплакал и — выпрямил ручки и ножки».

Алтайская «плачущая» икона Божией Матери «Утоли моя печали» тоже не осталась без внимания — на щеках Пречистой Девы появились слезы во время боевых действий в Сирии и на Украине.

Покровский кафедральный собор, г. Барнаул, Алтайский край

Барнаульская епархия
Правящий архиерей Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников)
Кафедральный храм Покровский собор
Сайт Барнаульской епархии altai-eparhia.ru
Количество приходов 266
Количество благочиний 3
Кафедральный город Барнаул
Географическое расположение Алтайский край
Вышестоящее руководство Алтайская митрополия

Отделы и комиссии Барнаульской епархии

Отдел/ комиссия Возглавляет Контакты
Информационный отдел иерей Дмитрий Никитин 8 (3852) 63-35-40
Отдел по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Владимир Матусов 8-913-229-73-12
Миссионерский отдел иерей Дионисий Тарчуков 8-905-928-35-34
Отдел по церковной благотворительности и социальному служению протоиерей Михаил Бень 8-913-213-64-15
Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Андрей Ушаков 8 (38595) 7-31-29
Отдел по взаимодействию с казачеством иерей Олег Голубитских 8 (3852) 63-47-17
Отдел по тюремному служению иерей Александр Побединский
Отдел по монастырям и монашеству иеромонах Филарет Бердников 8 (3852) 63-47-17
Отдел религиозного образования и катехизации протоиерей Сергий Фисун 8 (3852) 63-62-16,

Православие на Алтае зародилось с первыми русскими переселенцами в начале XVIII века

Православная вера в Алтайском крае распространялась с первыми русскими жителями. В XVIII веке на Алтае появились первые деревянные церкви и часовни. Их воздвигли в Белоярской крепости в честь апостола Петра, в городе Барнаул в честь апостола Павла и в поселке Колыванского завода в честь Воскресения Христова.

Все алтайские церкви находились под контролем Тобольской епархии. Первый каменный собор в Алтайском крае был построен в 1774 году в городе Барнаул. Собор назвали Петропавловским.

В 1830 году преподобный Макарий Глухарев организовал Алтайскую духовную миссию

Алтайскую духовную миссию в 1830 году организовал преподобный Макарий Глухарев.

Преподобный Макарий Глухарев прославился не только своим трудом в Алтайской духовной миссии, но и произведением «Мысли о способах к успешному распространению

Основной задачей миссии было распространить православие на Алтае. Во главе духовной миссии стояли: преподобный Макарий Глухарев, святой Макарий Невский, протоиерей Стефан Ландышев, архиепископы Владимир Петров и Иннокентий Соколов.

Организаторам духовной миссии помогали почитаемые проповедники — протоиереи Михаил Чевалков, Василий Постников, Василий Вербицкий и другие.

В 1917 году Алтайская духовная миссия включала в себя:

  • 31 отделение;
  • 434 православных поселения, численность которых составляла около 47 000 крещенных жителей Алтая;
  • 600 приходов;
  • 84 школы, которые обучали три с половиной тысячи детей;
  • 2 училища: миссионерское Бийское катехизаторское и Барнаульское духовное;
  • 4 монастыря: женские Никольский в Горном Алтае и Тихвинский в Бийске, мужской Чулышманский и крупнейший в округе Богородице-Казанский женский монастырь, в котором проживали примерно 300 монахинь;
  • Иконописная и живописная мастерские.

Большевики уничтожили Алтайскую духовную миссию в 1917 году

В 1834 году земли и церкви Алтайского края начали причисляться к Томской епархии. В 1908 году Томской епархией было устроено Барнаульское викариатство (несколько церковных приходов, которые управлялись викарием по поручению стоящего у власти архиерея).

В 1917 году Алтайская духовная миссия прекратилась. Большая часть приходов и церковных школ была закрыта. В 1920-30-х годах все монастыри, часовни и отделения большевики разорили и частично уничтожили. От 600 приходов на сегодняшний день осталось 3:

  1. Покровский собор (Барнаул).
  2. Успенский собор (Бийск).
  3. Архангельский храм (Рубцовск).

В 1930 году была организована независимая Барнаульская епархия, которую возглавил епископ Александр Бялозар.

В 1938 году епархию ликвидировали, в связи с гонениями большевиков на церковь. Территория Барнаульской епархии была передана Новосибирской епархии до 1994 года.

В конце 80-х годов ХХ века началось возрождение православия на Алтае

В конце 80-х годов XX века в Алтайском крае начала возрождаться православная вера. В это время территория Алтайского края находилась под руководством главного архиерея Новосибирской и Барнаульской епархии епископа Тихона.

Важную роль в воскрешении Православия в Алтайском крае сыграл приезд в Барнаул Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1991 году. После визита Алексия II верующим Алтайского края вернули Свято – Никольскую церковь, Знаменский храм, храмы имени святого Дмитрия Ростовского.

26 февраля 1994 года постановлением Священного Синода была возрождена самостоятельная Барнаульская епархия.

Главный архиерей Тихон Новосибирской и Барнаульской епархии в конце 80-х годов ХХ века

Епископы Барнаульской епархии

  • Александр (Бялозор) (1930 — апрель 1931);
  • Герман (Коккель) (сентябрь — декабрь 1931);
  • Тарасий (Ливанов) (декабрь 1931 — ноябрь 1932);
  • Иаков (Маскаев) (4 апреля 1933 — 11 февраля 1937);
  • Григорий (Козырев) (11 февраля — 2 сентября 1937);
  • Антоний (Масендич) (19 марта 1994 — 8 июля 2001);
  • Максим (Дмитриев) (20 января 2002 — 29 мая 2013);
  • Сергий (Иванников) (с 29 мая 2013).

В Барнаульской епархии есть свое СМИ, духовная семинария, а также благотворительные организации

В декабре 1997 в Барнауле открылось Духовное училище с псаломщическим отделением, а в 2004 году завершилось строительство новых корпусов.

В 2006 году Училище приобрело статус семинарии. В 2010 году в Барнаульской епархии заработала Богословско-катехизаторская школа, которой присвоили имя святого Макария митрополита Московского.

Особое место в Барнаульской епархии занимает благотворительность. Приют имени святой равноапостольной Ольги и благотворительная организация «Мать и дитя» повсеместно помогают матерям с малолетними детьми, которые по тем или иным причинам остались без крыши над головой.

Издательский отдел Барнаульской епархии с 1996 года издает печатный вестник «Алтайская миссия», в котором публикуются материалы о церковной жизни и статьи об истории Алтайской миссии.

Казанская икона Богоматери, образ великомученика Пантелеимона, плачущая икона Богородицы «Утоли моя печали», Свято-Никольский источник — известные на всю Россию святыни Барнаульской епархии

Несмотря на серьезные разрушения храмов и святынь в советские времена, Барнаульская епархия сумела сохранить ценные реликвии.

Одной из самых известных святынь Алтая на данный момент является Коробейниковская (Казанская) икона Божией Матери, которую в 1994 году доставили из Барнаула в Казанский храм в селе Коробейниково.

Приход этого храма впоследствии преобразовали в мужской монастырь Казанской иконы Божией Матери.

Не менее известная святыня Алтайского края — образ великомученика Пантелеимона с частицей мощей святого.

Эта икона была передана в дар барнаульскому кафедральному собору от Пантелеимонова монастыря.

Также Барнаульская епархия обладает такими святынями как:

  • икона Божьей Матери афонского письма начала ХХ века, которая находится в Барнауле в храме Святого Николая;
  • образ Христа Спасителя в храме святого Николая Чудотворца в Горняке;
  • чудотворная «плачущая» икона Божией Матери «Утоли моя печали» в церкви Заринска;
  • скит Иоанна Предтечи близ села Сорочий Лог;
  • пещерный храмом рядом с селом Староглушенка;
  • целебный Свято – Никольским источник.

Интересные факты о Барнаульской епархии

Чудотворный целебный источник располагается в нагорной черте г. Барнаул

Свято – Никольский источник известен на всю Россию. По преданию, благочестивому барнаульскому христианину было дано:

«…увидеть, как бы столп огненный от земли до неба, а в том столпе узрел он святителя Николая Чудотворца.

Подошёл и видит: из земли родник бьёт. Понял он, что неспроста это. Даётся граду Барнаулу сей родник освящённой Богом воды по молитвам Николая

Чудотворца для исцеления болящих и прославления через подаваемые исцеления Единого в Троице славимого Бога великого угодника Его Святителя Николая».

Источник назвали Свято-Никольским в честь Николая Чудотворца, а рядом с источником устроили купальню, к которой в дореволюционное время для исцеления съезжались больные со всей России.

В 1921 году женский монастырь близ святого источника превратили в следственный изолятор, а на месте Свято-Никольского источника организовали свалку. С 1921 по 1995 год святой источник протекал, преодолевая горы мусора.

В 1995 году территорию, на которой находился Свято-Никольский источник расчистили и сделали забор воды для лабораторных исследований.

Результаты данного анализа удивили даже экспертов: вода из чудотворного источника соответствовала всем стандартам «питьевой».

Свято – Никольский источник после восстановления

«Плачущая» во время боевых действий икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Появление почитаемой иконы в храме произошло благодаря чудесной случайности:

«Однажды приходит к нам рыбак и говорит:

«Я сегодня рыбачил, смотрю, плывет икона недалеко от берега — в заводи на Чумыше. Я ее выловил и вот вам принес».

Мы ее просушили, немного отреставрировали и положили в центре храма»

— рассказывает протоиерей Андрей Ушаков.

Первое чудо произошло с иконой в 1999 году. Накануне праздника Сретения Господня икона «заплакала». Священнослужители передали икону для исследования необычного явления экспертам.

Отчет комиссии был следующим:

«Икона Божией Матери новая, изготовленная в Софрино, вставлена в раму — под стеклом.

Изображение многоцветное, исполненное литографически на бумаге, а бумага эта наклеена на древесно-стружечную плиту.

Икона закрыта почти герметически… Стена, на которой висит икона, сухая.

При всех вышеперечисленных обстоятельствах на лицевой стороне иконы явственно видны сквозь стекло следы потёков жидкого вещества…

Мест истечения и потёков насчитано более десяти…

Икону вынули из рамы, для более близкого обследования.

При этом на поверхности иконы ещё явственнее обнаружены следы засохших потёков, как бы от воды.

Особенно на поверхности лица Пречистой Владычицы — правая щека — как бы следы от слёз».

Также, по словам очевидцев, «слезы» Богоматери можно было увидеть во время бомбардировок в Сирии и в дни военного конфликта на Украине.

Барнаульская духовная семинария

Барнаульская духовная семинария открыта для всех христиан, независимо от социального положения, пола и прошлого вида деятельности.

Абитуриентом семинарии может стать христианин от 16 до 35 лет. Обучение в Барнаульской духовной семинарии абсолютно бесплатное. Для своих учеников семинария предоставляет общежитие и стипендии.

Барнаульская духовная семинария

Адрес: Россия, 656008, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Никитина, 137а

Барнаульская епархия

История

Православие пришло на Алтай довольно поздно — первые храмы появились тут только во второй половине 17 века благодаря переселенцам с Европейской части Российской империи. Впервые тут был построен храм из дерева только в первой половине 18 века и подчинялись эти церкви Тобольскому отделению. Только в 1774 году в Барнауле воздвигли первую каменную церковь — Петропавловский собор.

Он располагался в поселке при камнерезном заводе, поскольку именно там было средоточие православных христиан-рабочих. Воздвигли его к празднику Воскресения Христова и подчинялся храм также Тобольскому архиерею. Но в 1834 году образовавшийся приход переподчинили Томскому отделению.

В 1910 году Алтайская миссия была признана самой выдающейся и образцовой, а Макарий Невский — самым выдающимся миссионером Русской Православной Церкви за всю ее историю.

Согласно сохранившимся материалам и документам историков того времени, Алтайская духовная миссия занималась не только строительством храмов, но и обучала коренное население письменности, обучала их ремеслам, знакомила с русской историей и обычаями, лечила и заботилась, что впоследствии позволило говорить о большом влиянии на алтайскую народную культуру и помощь в ее становлении и развитии. Благодаря деятельности Алтайской духовной миссии в 1917 году она включала в себя:

  • 31 отдел и 600 приходов;
  • 434 православных поселка, общее количество населения — 47 000 крещеных христиан;
  • 84 школы (общее количество учащихся более 3 500 человек);
  • 2 духовных училища;
  • 4 монастыря: три женских и один мужской;
  • иконописная и живописная мастерские.

Однако во время Революции 1917 года работа служащих в миссии полностью прекратилось, что негативным образом сказалось на функционировании приходов, школ и библиотек. В течение 1920-1930 годов все духовные заведения на территории Алтая были либо закрыты и расформированы, либо ограблены и сожжены.

Многие священнослужители были арестованы и репрессированы, духовная жизнь Алтая замерла. Единственная попытка противостоять беспределу и продолжать трудиться на благо духовности края была предпринята в 1930 году, когда епископ Александр (Бялозер) возглавил образованную новую единицу РПЦ в Барнауле. Однако она просуществовала всего 8 лет и была упразднена, а ее приходы переподчинили Новосибирскому отделу, куда позже входило и Бийское викариатство.

Вторая волна репрессий прокатилась по Алтаю с приходом к власти Никиты Хрущева — он вновь приказал закрывать и ликвидировать приходы, экспроприировать церковные ценности и арестовывать священнослужителей. К 1958 году в Алтайском крае осталось 11 церквей из 600 имевшихся, а стараниями новой власти к 1962 году их количество сократилось до 3: Покровский и Успенский соборы, а также Архангельский храм.

Возрождение Православной Церкви на Алтае пришлось на конец 1980-х годов, а его активная фаза началась только с распадом СССР — именно в этот период начали строиться новые храмы и реконструироваться разрушенные. Патриарх Всея Руси Алексий II посетил Бийск в 1991 году и освятил место под строительство нового собора — Александро-Невского, возведение которого продолжается до сих пор.

А в феврале 1994 года Священный Синод решил восстановить епархию в Барнауле, возглавил которую епископ Антоний (Масендич).

Современное состояние

Сегодня краем управляет митрополит Сергий (Иванников) и в его подчинение входят городские округи Барнаула, Новоалтайска и некоторые районы Алтайского края. После этих разделений Барнаульское отделение стало центром новой Алтайской митрополии. По состоянию на 2015 год в него непосредственно входит:

  • благочиния:
  • Барнаульско — городское и пригородное;
  • Белоярское;
  • Заринское;
  • Тальменское.
  • три монастыря:
  • Знаменский в Барнауле;
  • Иоанно-Кронштадтский в селе Кислуха;
  • Иоанно-Предтеченское архиерейское подворье в селе Сорочий Лог.
  • 101 приход и 148 человек клириков и монахов.

Работают и СМИ «Алтайская миссия» и «Покров», а с новостями области можно ознакомиться на официальном сайте епархии. Работают и 5 учебных духовных заведений:

  1. Семинария в Барнауле, а также подготовительное отделение на ее основе и регентская школа.
  2. Богословская школа святителя Макария Алтайского.
  3. Православная школа Иоанна Кронштадтского.

Функционирует тут и благотворительные организации: приют им. св. Ольги и ОО «Мать и дитя», которые занимаются помощью матерям с детьми, оставшиеся без средств к существованию и дома. Они же осуществляют работу с детьми, у которых наблюдаются сложности в развитии.

Святыни

Главной святыней Алтая является чудотворная Коробейниковская икона Девы Марии. Она была перенесена в восстановленный Казанский храм села Коробейникова летом 1994 года — сегодня это мужской монастырь Казанской Божией Матери.

Ежегодный праздник иконы отмечается в первое воскресенье июля. В честь данного образа с 1999 года проводят каждый год и крестный ход по благоволению патриарха Алексия II. Православные христиане проходят путь от Покровского собора Барнаула до села Коробейниково. В 2018 году состоялся юбилейный 20-й крестный ход.

Среди других святынь также имеются:

  • образ великомученика Пантелеимона и частица его мощей;
  • афонская икона Божьей Матери начала 20 века;
  • икона «Утоли моя печали».

Помимо образов в Барнауле действуют два святых источника — Никольский на территории разрушенного Казанского женского монастыря в Барнауле и святой ключ в селе Сорочий Лог.

Свобода вероисповедания и отсутствие репрессий и гонений привело к быстрому росту количества православных верующих на территории Алтайского края, несмотря на первобытное язычество, которое до сих пор распространено в деревнях и аулах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: