Зосимова пустынь: история и адрес женского монастыря, святыни, как добраться

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь

Появлению этого знаменитого монастыря предшествовало, как это нередко бывает, чудесное знамение. Во время войны с Наполеоном 1812 года местные крестьяне прятали в болотистых лесах от французов, известных своими кощунствами в православных храмах, чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия». Какой-то старик сказал им: «Матерь Божия прославит здесь имя свое». И вот в 1826 году схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерями основал здесь обитель. Тогда это была территория Верейского уезда Московской губернии.

Основатель Зосима (в миру Захария Васильевич Верховский) происходил из дворянской семьи и был современником преподобного Серафима Саровского. По преданию, его отец во время молитвы однажды услышал следующие слова: «У тебя родится сын; не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию». А уже самого взрослого Захарию во время прогулки верхом кто-то невидимый будто толкнул в грудь со словами: «Ты пойдешь в монахи». Вот он и пошел.

Его имя в Подмосковье теперь носит Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь.

Адрес: поселение Новофедоровское, п. Зосимова Пустынь

Координаты: 55.408492, 36.911829

Режим работы: 8:00-19:00

Официальный сайт: zosimapustin.ru

Видеоэкскурсия по Зосимовой пустыни

Видео: Иван МАКЕЕВ

Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Начало истории было положено в 1826 году на территории имения Марии Бахметевой, приютившей в своем доме старца Зосиму с его 22 духовными дочерями. Они основали в непроходимой лесной чаще монашескую общину, которая через 30 лет была преобразована в монастырь. Сама Бахметева, которая в преклонном возрасте проживала около монастыря фактически безвыездно, так писала об этом: «Господь помог из болота сделать преприятное обитание и прислал целую обитель Своих рабов…»

Каждую неделю после воскресного богослужения в Зосимовой пустыни бесплатно проводятся православные учебные лекции.
Фото: lori.ru

После Октябрьской революции большевики сначала превратили монастырь в трудовую земледельческую артель, а в 1929 году его полностью закрыли.

В 1967 году здесь открыли пионерский лагерь, куда приезжали дети сотрудников Московского метрополитена. И только в 1996 году были возобновлены богослужения. Через три года архитектурный ансамбль вернули Русской православной церкви.

В 2000 году основатель монастыря схимонах Зосима был прославлен в лике святых. А через 12 лет монастырь перевели в каноническое подчинение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Преподобный Зосима скончался в 1833 году, в праздник иконы «Всех скорбящих Радость», и был похоронен около монастырской часовни. Над его могилой затем построили Троицкий храм. А в 1880-х состоялось обретение его мощей. Старец Амвросий Оптинский, ставший прообразом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», писал, что во время переложения останков основателя в новый гроб (из-за сырого места) «все тело старца цело, а ступни ног предались тлению». После возрождения обители гробницу снова вскрыли, но мощей там уже не обнаружили…
  • На территории монастыря Зосима собственноручно вырыл колодец: вода оттуда считалась целебной.
  • Зафиксировано немало свидетельств о том, как молитвы к преподобному Зосиме даровали верующим исцеление от болезней и другую необходимую помощь.
  • Во время Великой Отечественной Войны на территории монастыря располагался госпиталь. До сих пор сохранилась братская могила солдат, которые погибли здесь.

Что посмотреть на территории монастыря

Храм Святой Троицы

Храм Святой Троицы открыт для прихожан ежедневно.
Фото: lori.ru

Полностью отреставрирован после советских гонений и репрессий. В нем совершаются все богослужения. Он открыт ежедневно с 8:00 до 19:00.

Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи

Надвратный храм не отапливается, поэтому службы в нем проводят только несколько раз в год.
Фото: Иван МАКЕЕВ

Находится прямо в монастырской колокольне, на втором ярусе. Он не отапливается, поэтому службы в нем проводят только несколько раз в год.

Каждую неделю после воскресного богослужения в Зосимовой пустыни проводятся православные учебные лекции для всех желающих. Бесплатно.

Для паломников здесь организуют специальные экскурсии, а также устраивают тематические беседы о русском монашестве для знакомства всех неравнодушных с его историей и традициями. На выбор вам предложат четыре темы продолжительностью около тридцати минут: «Монашество в русской культуре и истории», «Выдающиеся представители отечественного монашества», «Виды монастырей. Особенности монастырского устройства» и «Монашество как форма христианской жизни».

Зосимова пустынь. Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь.

Храмы монастыря:

Другие постройки и сооружения:

4. Келейный корпус
5. Монастырский корпус (кельи, иконная лавка, туалеты)
6. Монастырская постройка
7. Хозяйственная постройка (2010-е гг.)
8. Монастырский корпус
9. Игуменский корпус (1915 г.)
10. Монастырская постройка (нач. XX в.)
11. Ограда
12. Юго-западная башня
13. Юго-восточная башня
14. Главные ворота
15. Северные хозяйственные ворота
16. Юго-западные хозяйственные ворота
17. Юго-восточные хозяйственные ворота
18. Хозяйственная постройка
19. Внутренняя ограда
20. Хозяйственная территория
21. Детская площадка
22. Руины монастырской постройки
23. Руины гостиницы
24. Место Одигитриевской церкви (утрачена)
25. Поклонный крест

Читайте также:
Заиконоспасский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Подворья, скиты, приписные храмы:

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Троице-Одигитриевский (Зосимова пустынь) монастырь, 3 класса, общежительный, в 46 верстах от города Зерен, в 12 верстах от железнодорожной станции Нара. Основан 1856 году из существовавшей с 1841 года женской общины, начало которой было положено еще в 1826 году схимонахом Зосимою Верховским, происходящим из рода дворян Смоленской губернии и скончавшемся в 1833 году), гробница которого находится в южном приделе монастыря Троицкого храма. При монастыре странноприимный дом, богадельня и больница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

С 1856 до 1918 гг. являлась второклассной женской общежительной обителью со статусом монастыря. Храм над могилой старца, посвящённый Живоначальной Троице, как и все необходимые постройки в обители, возвёл С.Л. Лепёшкин.

В 1852 г. над западными вратами был возведён Одигитриевский храм (полностью разрушен в советское время).
В 1855 г. митр. Филарет освятил расширенный двумя приделами Троицкий храм.
В 1857 г. было закончено строительство колокольни с храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи во втором её ярусе.

До закрытия в 1917 г. монастырь процветал. В 1920 г. насельницы организовали сельхозартель и сумели продержаться 8 лет. Монастырь был закрыт окончательно в мае 1929 г. На территории монастыря долгое время располагался инвалидный дом, затем пионерский лагерь. Троицкий храм переоборудовали под клуб, колокольня служила в качестве водонапорной башни.

Возрождён как женский в августе 1999 г., сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 г. Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. В 2012 г. территория, на которой расположен монастырь, административно вошла в состав Москвы.

Здания: Троицкий храм, колокольня, монастырские стены с башнями, трапезная, келейные корпусад дом причта.

Женский монастырь Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь был основан в 1826 г. старцем Зосимой. В начале XIX века имя старца Зосимы было многих известно. Он происходил из старинного дворянского рода Верховских из Смоленской губернии. При постриги он принял имя Зосима. Потом провел 10 лет в Коневецком монастыре на острове Коневец Ладожского озера. Затем Зосима отправился в Сибирь и на реке Туре основал женский монастырь. В 1825 году старец Зосима по приглашению митрополита Московского Филарета переехал в Подмосковье, а за ним поехали некоторые монахини из Туринского монастыря. Сестер приютила в своем доме местная помещица Бахметева, а потом выделила им участок земли рядом со своим домом, на котором старец Зосима устроил новую обитель Троице-Одигитриевская Зосима пустынь. Деньги на обитель пожертвовали местные помещики, а также московские купцы Лепешкины и смоленские родственники старца.

Зосима пустынь была основана в 1826 году, но строилась до 1856 года. Над могилой старца Зосима был построен храм Живоначальной Троицы в 1833 году. В то время на территории обители было три храма – Троицкий собор, домовой храм при трапезной в честь Рождества Иоанна Предтечи и надвратный, посвященный иконе Божьей Матери Одигитрии. При советской власти обитель упразднили, но монахинь выселили не сразу. Игуменья Афанасия (из рода Лепешкиных) смогла сохранить монастырь неофициально еще на целых десять лет. Она зарегистрировала в земельном комитете сельскохозяйственную артель «Зосима пустынь». Но в 1928 году монастырь все-таки закрыли. Игуменья Афанасия была арестована и сослана в Казахстан, где умерла. После закрытия монастыря здесь разместили дом инвалидов, а потом пионерлагерь Московского метрополитена. Многие постройки были разрушены. В Троицком соборе был устроен клуб, колокольню использовали как водонапорную башню.

В 1999 году Троице-Одигитриева Зосима пустынь вновь стала действующим монастырем. На месте разрушенного храма Одигитрии установили скромный поминальный крест.

На территории монастыря Зосимова пустынь находится освященный колодец, у южной стены храма, на месте, где была келья старца Зосимы. Колодец открыт в октябре 2003 года. Вода подается электрическим насосом. Колодец планировалось освятить во имя преподобного Зосимы.

«Когда старец Зосима увидел, что помощию Божию и Матери Божией все в обители уже привел в надлежащее устройство, тогда обратился и сам, хотя не в глубокое, но тихое безмолвие, удаляясь от своих учениц на пять дней в неделю». Это было в 1832-1833 годах, незадолго до кончины старца. Впоследствии, в 1910 году настоятельница Зосимовой пустыни игуменья София предприняла строительство часовни на месте отшельничества Преподобного, и одна из монахинь стала нести послушание «заведования часовней и лесом на месте подвигов старца Зосимы».

Читайте также:
Сызранская епархия: история и описание, храмы и монастыри, святыни

Местные жители почитали и посещали Святой колодец и после ликвидации монастыря. Говорят, туда ходили крестные ходы на праздник Одигитрии. Потерян он был во время строительства Бекасовского сортировочного железнодорожного узла. Многие из местных жителей считали, что колодец погиб при этом строительстве. Но охотники и грибники знали его местонахождение и помогли найти колодец летом 1995 года в лесу совершенно заброшенным. В июле вывел нас к колодцу местный житель Петр Матвеевич Пахомов. Спасибо ему. Ни за что не найти это место без провожатого! Так всё заросло. Все предшествовавшие поиски без провожатого были безрезультатными. От дороги осталась просека, заросшая березками и ёлочками. И трава до пояса. Ничего не понять, а в сырое время – и не пройти.

Колодец был цел, но еле заметен среди травы. Верхние венцы сгнили. На глубине метра под водой нащупывались наносы. Вода мутная. Надо чистить колодец, менять верхние венцы и достраивать сруб. По другую сторону бывшей дороги – яма с обломками кирпича по периметру – остатки часовни. Вершина купола лежит рядом: замшела, стала похожей на валун, но видно, что сложена из кирпича. Ах, как тяжело будет восстановить это святое место – не подъехать, и даже не всегда подойти. Новые венцы для сруба начали готовить осенью того же 1995 года члены общества «Реставрос» (работающие на восстанавливаемых храмах и монастырях): Николай Фризин и Николай Смирнов, а также их сокурсники по Московскому архитектурному институту. Чистку колодца проводили летом 1997 года местные жители. На очистке колодца много потрудились жители соседнего поселка Киевский: Николай Васильевич Набокин, Аркадий Михайлович, Тамара Николаевна, Вячеслав Аркадиевич Рысевы и Александр Фёдорович Золотухин. Откликнулся на нашу просьбу и начальник вагонного депо ВЧД-13 Геннадий Иванович Родионов, и в столярной мастерской этого депо было сделано навершие на колодец с дверцами.

Несколько субботников около Отчина колодца провели московские паломники, участвуя и в последней чистке колодца 26-27 июля 1997 года. Паломниками были расчищены поляна вокруг колодца, фундамент разрушенной часовни, тропа и часть старой дороги к колодцу. Среди паломников и участников в субботниках было много ревнителей русской истории, которые уже более десяти лет ходят по дорогам войны 1812 года. Организационно они группировались в Московском клубе туристов вокруг руководителя Анатолия Георгиевича Серёгина. Вечером у костра один из паломников рассказал остальным о том, как именно здесь сражалась на рубежах обороны 33-я армия в 1941 году. Возможно, что прямоугольный пруд невдалеке от колодца образовался на месте бывшего блиндажа. Летом 1998 года этот пруд очень удачно расчистили Денис Палеев и Павел Борисович Дейнека, под чьим руководством не один раз работала около колодца бригада москвичей. Благодарим также Владимира Михайловича Маглова за очистку русла ручья Окорокова, да ещё за неоценимую его помощь в первый год жизни возобновленного монастыря.

Колодец был засыпан не только глиной, но и кирпичами и камнями. На дне оказалась каменная глыба весом не менее центнера, доставать которую пришлось с помощью блоков и ваг усилиями более десяти человек. По форме эта глыба – буквально надгробный памятник. И крест, отломанный от него, поднят также из колодца. Откуда в лесу оказался этот могильный памятник, трудно себе представить. Правда, существует воспоминание одного из местных старожилов – Н.А. Калинкина – о могильном памятнике, который стоял около часовни. Но чья это могила?

Когда колодец был окончательно очищен, то выяснилось, что глубиной он более пяти метров и очень интересной конструкции. На глубине пяти метров вода выливается потоком из водоносного горизонта на северной стенке колодца и падает в щель между земляной стенкой и деревянными венцами, которые именно в этом месте поставлены отступающими от земляной стенки колодца сантиментов на 30 во внутреннюю сторону колодца. На дне колодца разложены обожжённые деревянные чурочки. Есть мнение, что они из обожжённой березы и выполняют функцию фильтра. Слой чурочек перекрыт досчатым настилом (видимо, ещё и для того, чтобы они не всплывали, т. к. очень лёгкие). И только через прорезанное в настиле небольшое окошко вода поднимается вверх и заполняет колодец. Венцы колодца, сделанные из осины и бывшие всё это время под водой, сохранились прекрасно. Но грязь с них не смылась окончательно. К тому же, местность вокруг Отчина колодца в настоящее время, можно сказать, заболочена.

Читайте также:
200 храмов: условия и особенности программы, где и как происходит строительство

В связи с тем, что и колодец требовал ещё чистки, и местность надо было осушать, Благочинный принял решение провести молебен по освящению не колодца, а места под восстановление часовни и Святого колодца. Праздник решено было приурочить ко Дню Иконы Божией Матери Одигитрии, т. к. именно в этот день устраивались раньше крестные ходы от монастыря к Отчину колодцу. Как и перед предыдущим молебном, активисты развешивали объявления в вагонах местных электричек, на платформах и в магазинах окружающих селений. Таким образом, местные жители узнавали о предстоящих духовных праздниках.

Водосвятный молебен прошёл при большом стечении народа. Богослужение отправлял благочинный Наро-Фоминского района протоиерей Александр (Сложеникин) в сослужении двух священников того же благочиния и иеромонаха Даниила (Сычева). До и после молебна распространялись книги «Жизнь старца Зосимы Верховского» в репринтном переиздании 1994 года, которыми были награждены самые активные участники очистки Отчина колодца. Молебен 1997 года около Отчина колодца был освещён в статье М. Васильевой «Над речкой Нарою» в газете «Православная Москва» № 32 (128).

Паломники подписали письмо в адрес железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное в надежде на помощь в насущном осушении леса вокруг Святого колодца (всего 94 подписи). Впоследствии к решению проблемы подключена была также служба Московско-Киевской дистанции гражданских сооружений. На следующий год, в октябре 1998 года, после дружных убедительных просьб обещанные небольшие земляные работы были выполнены.

Мария Семёновна Бахметьева, урождённая княжна Львова, вошла в историю Наро-Фоминского (бывшего Верейского уезда) района тем, что предоставила на принадлежащей ей мызе в Верейском уезде земельный участок для основания здесь Зосимой (Захаром Верховским, 1768-1833) будущего Троице-Одигитриевского Зосимова монастыря.

Из писцовых книг ХVII века известно, что земли здесь принадлежали прежде роду князей Барятинских. “Мызой” в то время называли отдельно стоящую усадьбу с хозяйством. Само название этого места – Мыза – в Бекасово-Сортировочном сохранилась и по настоящее время. В 20-е годы ХIХ столетия, состояние Марии Семёновны было довольно хорошее, и кроме дома в Москве у неё было ещё несколько имений. Зачем ей нужна была земля в этом болотистом и ничем не примечательном месте, остаётся загадкой. Она признаётся при встрече Захару Верховскому, что незадолго до его приезда из Сибири она по необъяснимым причинам приобрела и благоустроила совершенно не нужный ей участок земли (на котором скоро обоснуется женская община). Ей было тогда уже 64 года.

Стоит сказать, что княжна Мария Сергеевна Львова (1765-1839) в 20 лет вышла замуж за П.А. Бахметьева, а он оказался пожилой вдовец – грубый и скандальный. Девушка не стала терпеть и убежала под защиту друга мужа своей сестры, к 48-летнему графу Алексею Орлову. Она стала жить в его доме на правах воспитанницы. В обществе пошли разговоры – дескать, никакая она не воспитанница, а любовница. Но поскольку супруга графа умерла при родах, то Бахметьева так и жила с Орловым до самой его смерти в 1808 году. Оставшись одна, Бахметьева жила в своём доме в Москве, летом в усадьбе Михайловское, а в 1819 году купила участок болотистой земли в Верейском уезде. В то время она много путешествовала по Святым местам, в качестве паломницы посетила Киево-Печёрскую Лавру. К тому времени княжна была уже не молода, и она всё чаше задумывалась о душе, о неземной жизни. Поэтому, когда в Москве появился старец Зосима со своими духовными дочерьми (по просьбе Тобольского церковного начальства, в 1825 году ему было предписано удалиться из основанного им Туринского Николаевского женского монастыря. Он приехал в Москву, туда же за ним последовала часть монахинь), она с радостью приняла их в своём доме, а потом выделила купленный ей участок для устройства женской общины – Одигитриевской пустыни. Так в 1826 году здесь была образована православная женская община, благословлённая митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

С 1830 года сама Мария Семёновна поселилась в домике рядом с пустынью. После основания общины, Зосима вскоре удалился в уединённую келью в 3 км. и посещал насельниц лишь по субботам. Он умер отшельником в 1833 году (8 октября 2004 года прп. Зосима был причислен к лику святых). Мария Семёновна Бахметьева умерла 13 декабря 1839 года на 74-м году жизни и была похоронена у храма Святой Троицы Одигитриевской пустыни. В 1841-55 годах крупный благотворитель, московский купец 1-й гильдии С.Л. Лепёшкин возвёл основные постройки монастыря: Троицкий собор в центре, надвратную Одигитриевскую церковь, монашеские кельи, монастырскую ограду. После, уже на средства сыновей Лепёшкина, встроена в ограду многоярусная колокольня с церковью Иоанна Богослова во 2-м ярусе.

Читайте также:
Вознесенский собор в Новочеркасске: история и описание, адрес, праздники и святыни

В 1856 году монашеская женская община по решению Священного Синода была преобразована в монастырь Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь 2-го класса. Последняя игумения Троице-Одигитриевского женского монастыря матушка Афанасия тоже была из рода Лепёшкиных. В послереволюционные годы на неё легло тяжёлое бремя руководством монастырём, в котором насчитывалось до 200 сестёр. В 1920 году насельницы организовали сельхозартель, благодаря которой сумели продержаться 8 лет. В 1926 году настоятельница Афанасия вместе с монахиней Евдокией поселились недалеко от монастыря. Проживали там они до 1931 года. В первый день Троицы, её, тяжело больную, арестовали работники НКВД и доставили в Наро-Фоминск, где её вскоре приговорили к ссылке в Казахстан. Её келейница добровольно последовала за ней. В 2000 году они были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

В 1929 году за пределы монастыря были изгнаны послушницы и монахини. Обитель подверглась тотальному разграблению и осквернению. По распоряжению местного сельского совета здесь был основан дом престарелых. В Троицком храме устроили клуб: навершие и крест были сброшены, окна заложены кирпичом, своды перекрыты низким навесным потолком, пристроена кинобудка. Непонятно кем и когда был вскрыт склеп старца Зосимы, мощи которого до сих пор не найдены. Во время войны в стенах монастыря располагался военный госпиталь, на монастырском кладбище хоронили умерших и погибших солдат, и сейчас здесь находится мемориальная плита и обширное воинское захоронение. Знаменательно, что наступление немцев было остановлено, можно сказать, перед монастырём – в Наро-Фоминске шли кровопролитные бои, а к святому месту враг так и не подошёл. После войны Одигитриевскую церковь разобрали на кирпич для хозяйственных нужд.

В 1960 – 70-х годах в Наро-Фоминском районе не было ни одной действующей церкви. С 1967 года корпуса бывшей обители являлись местом летнего отдыха для пионеров Московского Метрополитена. На территории был сооружён спортивный комплекс, бассеин, пионерская линейка, качели, карусели, бывшие кельи были перестроены для отдыха ребятишек. Сорванные купола, содранные кресты, кровля, разрушенные кирпичные стены, да обезображенная территория – это то, что осталось в наследство от советского времени. В 1999 году здания и строения бывшего монастыря вернули РПЦ и он стал подворьем Московского Новодевичьего монастыря.

7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни как самостоятельного монастыря.

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор Владимирской иконы Божией Матери располагается на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга Владимирской площади и на одноименной станции метро. Рядом находится дом-музей Достоевского и памятник этому великому классику. Храм построен и освящен в честь иконы Божией Матери, Защитнице русской земли. Историки полагают, что благодаря ее покровительству, собор остался невредимым до наших времен. Сегодня здесь проходят богослужения, таинства крещения и венчания.

История собора

Изначально храм был основан на месте деревянной церкви, также освященной в честь иконы Божией Матери. Его строительство началось во второй половине XVIII века и имело первый на то время в городе архитектурный проект, разработанный по подобию Успенского собора в Москве.

Храм представляет собой пятиглавое двухэтажное здание в стиле барокко, с крестами на куполах, 3 притворами и апсидой. Если его обойти, можно заметить, что он имеет форму квадрата с усеченными углами. Также собор играет важную архитектурную роль. Он является апогеем Загородного проспекта и главным памятником Владимирской площади. На фоне остальных зданий он выглядит величественно. Желтые стены и черные купола в сочетании друг с другом создают необыкновенный образ, пришедший с давних времен и несущий огромную энергетику.

Все последующие церковные строения Санкт-Петербурга будут воздвигаться по подобию этого собора.

В 1930 году его закрыли и его отдали в распоряжение Государственной Публичной Библиотеке. В послевоенное время в здании храма расположилось трикотажное производство. Ровно 60 лет собор Владимирской иконы Божией Матери не имел возможности принимать прихожан и проводить службы. Но в 1990 году благодаря Льву Гумилеву и Дмитрию Лихачеву он вновь стал собственностью ленинградской Епархии.

С тех пор в качестве восстановительных работ были установлены 8 позолоченных крестов, покрыты медью купола, осуществилась реставрация верхнего храма и фасадов часовен. В 2000 году церковь получила официальный статус собора.

Достопримечательности

Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.

Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.

Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне.

Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.

Еще одной святыней собора является икона “Нерукотворный спас” с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы.

На территории собора есть воскресная школа и школа звонарей, также имеется церковная библиотека. В соборе можно получить бесплатную юридическую помощь.

Мифы и легенды

Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.

Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.

Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.

В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.

Интересные факты

На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов.

Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.

Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей – верхней и нижней.

Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.

Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.

Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.

Московская церковь Владимирской иконы Божией Матери

И в память о той легендарной, судьбоносной для Москвы встрече был основан не только московский Сретенский монастырь, но и Владимирская часовня на московском посаде, а вслед за ней – и приходская Владимирская церковь на Никольской. Ее чешуйчатая главка, «как еж, ощетинившаяся колючками», по выражению современного москвоведа, была далеко видна с окрестностей и красиво возвышалась над старинной застройкой Никольской улицы.

Владимирская икона – главная православная и историческая святыня Москвы, а с ней – и всего государства Российского. По преданию, образ написал сам Евангелист Лука на доске от стола, за которым совершилась трапеза Спасителя и Пресвятой Богородицы с праведным Иосифом Обручником. На Русь икона попала всего лишь в начале XIV века – тогда ее прислали из Константинополя князю Мстиславу, который поместил ее в Вышгороде. Сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир и установил в новопостроенном Успенском соборе. А уже в 1395 году, когда москвичи с ужасом ожидали нашествие «великого хромого», икону впервые привезли в Москву, где она милостью Божией осталась на века и еще не раз чудесами своими спасала стольный град от врагов и даровала победы. Именно ей слезно молились русские осенью 1480 года, когда пало монголо-татарское иго, 240 лет терзавшее Русь, – после великого стояния на реке Угре хан Ахмет без боя и навсегда ушел от Москвы. А в 1521 году Владимирская икона спасла Москву от нашествия крымского хана Менгли-Гирея.

Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне: тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя «Никольские» по местной улице и «Владимирские» – по часовне. А потом, приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги…

И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь, освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь.

Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения своего обетного храма ей дожить не довелось.

Строительство красавицы-церкви в ярком, узорчатом стиле нарышкинского барокко было начато по личному указу Петра I, очень любившего мать, летом 1691 года на казенные средства Стрелецкого приказа, а освящена она была в октябре 1694 года. Тогда к ней был установлен крестный ход из Кремля 21 мая – в празднование чудесного спасения Москвы от набега крымского хана в 1521 году.

Интересно вот что. Из-за своего местоположения церковь была приписана к Заиконоспасскому монастырю, что на Никольской улице, и именно его духовенство служило в этом обычном московском храме. Однако у Владимирской церкви не было и не могло быть своего прихода в торговом посаде Москвы, зато, как писал один дореволюционный краевед, у этой «бесприходной» церкви приходом была вся Москва, и каждый, кто шел по Никольской улице, непременно заходил в храм помолиться Заступнице рода человеческого и Спасительнице Москвы.

Бесценные святыни Владимирской церкви соответствовали «дворцовому» статусу храма, возведенного по обету царицы. Она и стала его первой дарительницей, а вслед за Нарышкиной в эту китайгородскую церковь дарили и Елизавета Петровна, и Мария Федоровна – богатые пелены и воздухи, расшитые руками императриц. Образ Спаса Нерукотворного, в манере «фряжского письма», был, по преданию, написан самим Симоном Ушаковым. Во второй половине XVIII века архитектор Василий Баженов соорудил в храме огромный иконостас. Список Владимирской иконы в начале XIX века украсила великолепная золотая риза с драгоценными алмазами, жемчугами, изумрудами и яхонтами – это был дар знаменитого графа Н.П.Шереметева по завещанию, так как прежний оклад храмовой чудотворной иконы был «легковесен».

А напротив Владимирской церкви по левой стороне Никольской когда-то стоял двор его деда, сподвижника Петра Великого, первого русского графа Бориса Петровича Шереметева. И дочь его, Наталья Борисовна, горько оплакивала здесь усопшего императора Петра II, который сильно благоволил ее мужу, князю Долгорукому. После смерти малолетнего правителя она была выслана в Сибирь, а ее супруг казнен. Теперь же о старом бытоукладе, когда наряду с московским посадом в привилегированном Китай-городе стояли дворы богатых бояр, там напоминают лишь имена местных Черкасских переулков – двор графа Шереметева одно время принадлежал князю Черкасскому. Позже всех аристократических жильцов вытеснили торговые лавки, учебные просветительские учреждения, да деловые центры московского Китай-Города.

В церкви был и другой образ Владимирской Богоматери, в серебряном окладе, – тот самый, которым патриарх Иоаким благословил царицу Нарышкину на венчании с царем Алексеем Михайловичем.

А в 1805 году у церкви появилась и новая часовня, в которую поместили список иконы в красивой серебряной ризе, устроенной на пожертвование богатого москвича. В том столетии уже существовал знаменитый «пролом» – новые проходные ворота китай-городской стены, проломанные ради удобства прохода на Никольскую улицу. Эти проломные ворота часто именовались «Владимирскими».

У «Пролома» был знаменитый развал московских букинистов (второй по величине после Сухаревки), где постоянно рылись «зашибленные книгой» страстные библиофилы в поисках раритетов. Одним из таких обитателей «Пролома» был историк и глава кадетов, профессор П.Н.Милюков, в бытность свою студентом Московского университета ежедневно приходивший сюда подержать старую и ценную книгу в руках – и пополнить свою домашнюю библиотеку.

Уже в советское время эта традиция счастливо продолжилась – словно в память о том развале «у Пролома» именно здесь построили популярный букинистический магазин «Книжная находка».

Но судьба московской церкви оказалась печальной – осенью 1932 года она была закрыта и передана под клуб милиции. А летом 1934 года она была снесена вместе со стеной Китай-города, и ровно в 400-летний юбилей этой московской крепости. Теперь на месте храма – проезжая часть улицы.

Собор Владимирской Божией Матери в Санкт-Петербурге

Собор Владимирской Божией Матери — православный храм, имеющий многолетнюю историю и посвященный самой боготворимой иконой на Руси.

История постройки

Свое начало храм берет во второй половине 18 века. Как и большинство петербургских храмов, он был построен на месте небольшой деревянной церкви. Деревянная постройка была посвящена иконе Божией Матери. Простояла она недолго, около 15 лет. После чего начались работы по возведению кирпичного здания. Руководил процессом петербургский архитектор, чье имя и по сей день остается загадкой.

Строительство началось неспроста. Из-за обилия прихожан места в деревянной церкви заполнялись, и вскоре свободных мест почти не осталось. По этой причине люди письменно обратились к Елизавете Петровне с прошением о возведении нового храма.

Об иконах Божьей Матери:

25 августа 1748 году, архиепископ Феодосий освятил престол Владимирской Божией Матери. После чего, на следующее утро, императрица Елизавета Петровна посетила храм и пожертвовала 300 рублей на его будущее. Через год после сих событий, барон Иван Александрович Черкасов также стал одним из посетителей собора. И пожертвовав сумму на его строительство, внес свой вклад в будущее православной религии.

1756 год, ознаменовал светлое будущее храму, ведь по просьбам прихожан, императрица дала согласие на сбор денег для его возведения. Иерей Владимирской церкви Иоанн Кириков внес неоценимый вклад в это дело. Отправляясь в Новгород и в Москву для собирания средств, Иоанн собрал основную сумму для постройки. Многие называют его строителем храма, что неудивительно.

Чертежи и строительные схемы были выполнены в 1759 году, но началось возведение лишь спустя 2 года, в 1761 году, 20 августа. Положив фундамент, началась постройка первого этажа, который был закончен 1769 году, где были расположены 3 престола. Средний престол поставлен в честь Иоанна Дамаскина и был освящен 8 ноября того же года, его престольный праздник отмечается 4 декабря по старому стилю (17 декабря по новому).

Через год освящение прошло над двумя оставшимися престолами:

  • первый, расположенный на южной стороне, посвящен священномученику Харлампию, день этого престола назначен на 10 февраля (23 февраля);
  • на противоположной северной стороне, престол пророка Илии и его престольный праздник отмечается 20 июля (2 августа).

Полностью закончилось строительство в 1783 году, освятил храм митрополит Гавриил, произошло это 9 апреля того же года.

Архитектура храма

По своей архитектуре храм представляет собой пятиглавое, двухэтажное сооружение, где сочетаются такие стили как: барокко, плавно переходящий в классицизм.

В соборе имеются 2 церкви, расположенные на разных этажах:

  • верхняя — именуется «холодной» и является Владимирской церковью;
  • нижняя — «теплой» и стала церковью преподобного Иоанна Дамаскина.

На заметку! Богослужения в нынешний момент проходят только на верхнем этаже.

Пандативы главного купола расписаны изображениями евангелистов. Верхний этаж хранит исторический иконостас, который был перенесен сюда в 1808 году из церкви Аничкова Дворца. К сожалению, росписи на сводах в нижней церкви были утрачены в середине 20-го века.

Основной фасад здания украшен коринфскими колоннами, а южный и северный фасады разделены лучковыми арками. Перекрытия на окнах выполнены лепным декором.

Интересно! Большую роль в градостроении сыграли храм и колокольня. Грандиозный по своим масштабам собор, по сей день является значимым архитектурным достоянием Владимирской площади и всего Санкт-Петербурга.

В 1868 году, был построен еще один престол во имя Божией Матери, который установили в северной части верхней церкви. День памяти этого престола является одним из самых важных и отмечается 24 октября (6 ноября). После чего в 1872 году, основали престол во имя великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, престольный праздник которых — 17 сентября (30 сентября), его поставили в южной части верхнего храма.

Другие храмы в честь Владимирской иконы:

Второй престол освятил высокопреосвященный митрополит Исидор. После чего, Храм Владимирской Божией Матери стал шестипрестольным.

Закрытие храма и его восстановление

В 1930 году собор закрыли. Здание передали под Государственные Публичные Библиотеки и прочие книжные хранилища. Целью всей деятельности стало размещение филиала Антирелигиозной Библиотеки, а после и строительному тресту.

Храм выдержал блокаду, но по окончанию войны его вновь передали под книжные фонды Библиотеки Академии Наук. А в 1947 году ленинскому промышленному комбинату и физкультурному промышленному снабжению под текстильное шитье.

И лишь в 1989 году, по решению Ленинградского городского совета, храм был вновь отдан христианам, а именно — ленинградской Епархии. Помогли в репатриации собора высокопоставленные петербуржцы. Из них: Л. Н. Гумилев — известный писатель, историк и патриот, Д. С. Лихачев — Почетный гражданин Санкт-Петербурга.

7 апреля, в 1990 году, храм был освящен Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием, который стал его настоятелем. Ключарем собора признали кандидата богословия — Владимира Фоменко — протоиерия.

С 1996 года и по сей день настоятелем храма остается Преосвященнейший Владыка Владимир — Ладожский и Санкт-Петербургский митрополит. Председателем приходского совета признан Иван Сергеевич Раевский.

На сегодня в храме ведутся реставрационные работы по восстановлению иконостасов, украшений и декорированного искусства. Из этого уже отреставрированы: 8 позолоченных крестов, верхний храм, купола храма, колокольни, фасад и освежен интерьер всего собора.

Расписание богослужений

Богослужения в храме проходят каждый день.

  • В будни: исповедь — 8:30; литургия — 9:00.
  • По воскресеньям и праздничным дням: исповедь — 6:30 и 9:30; литургия — 7:00 и 10:00.
  • Вечернее богослужение в 18:00.

Сам же собор открыт с 8:00.

Как добраться

Храм находится по адресу: Владимирский проспект, д. 20.

Рядом с собором проходят:

  • метро — 1, 4;
  • автобусы — 141, 181, 24, 7;
  • троллейбус — 1.

Остановки, на которых нужно будет выйти:

  • площадь Владимирская;
  • станция Достоевская;
  • ул. Разъезжая.

По выходу из транспорта сразу будет виднеться собор Владимирской Божией Матери.

Собор Владимирской Божией Матери в Санкт-Петербурге: раскрываем суть

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной ; проверки требуют 9 правок.

От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади.

Сбор средств на освещение нижнего храма

Дорогие братья и сестры!

Дорогие братья и сестры!

С вашей помощью Приходской совет Собора расплатился за большие церковные паникадила (люстры), освещающие нижний храм.

Напоминаем вам, что продолжается сбор средств на малые паникадила (люстры) и настенные бра для нижнего храма. Кружка для целевого пожертвования установлена в храме на втором этаже около Тихвинского образа Божией Матери.

Вы можете опустить ваши пожертвования в кружку, передать казначею Собора (тел. 712-44-24), а также перевести на расчетный счет прихода.

По вашему желанию ваши имя и фамилия могут быть вписаны в книги жертвователей на возрождение храма.

Храни вас Господь!

Приходской Совет собора Владимирской иконы Божией Матери

Владимирский собор — краткое описание

Автор проекта Владимирского собора точно не известен, но скорее всего, им был Пьетро Антонио Трезини. Пятиглавый двухэтажный храм построен в классическом стиле. Грандиозное здание является памятником архитектуры второй половины XIX века.

При оформлении фасадов церкви и колокольни использованы типичные элементы барокко — коринфские колонны и лепной декор, лучковые (на четверть окружности) арки и изобилие скульптуры на фасадах.

Нижний теплый храм освящен во имя настоятеля Валаамского монастыря Иоанна Дамаскина.

Верхняя церковь Владимирская – холодная. Главным ее святыней является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудом сохранившийся до нашего времени. Он создан группой мастеров под руководством Бартоломео Франческо Растрелли. Это святыня является уникальным произведением церковного искусства, число которых не превышает и десяти на всей территории России. Иконостас является образцом искусства петербургской школы барокко.

Икона Божией Матери написана в XII веке в Константинополе и подарена великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.

Образ Девы Марии известен тем, что она много раз помогала во время сражений с иностранными захватчиками.

Колокольня высотой в 68 метров завершается куполом с фонарем. Первоначально звонница была трехъярусной, позже она была надстроена четвертым ярусом по проекту, выполненному архитектором Франса Руска.

История

Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по проекту архитектора Христиана Кнобеля или по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки.

Церковь была освящена 9 апреля 1783 года.

В 1791 году архитектор Дж. Кваренги закончил постройку двухъярусной отдельно стоящей колокольни.

В 1830—1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведён притвор.

В 1848 году архитектор Ф. И. Руска прибавил к колокольне ещё один ярус, а в 1850—1853 годах он же соорудил две часовни и ограду.

С 1865 года при Владимирской церкви существовало благотворительное общество, содержавшее детский приют и женскую богадельню.

В 1883—1885 годах архитектором А. Л. Гольмом были сделаны боковые пристройки.

После реставрации 1887—1888 годов в храме проходила часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси.

В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну (няню А. С. Пушкина). Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф. М. Достоевский, и в настоящее время здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя.

В 1932 году Владимирская церковь была закрыта, а в здании разместилась фабрика «Ленмашучёт».

В августе 1989 года она была возвращена верующим и освящена 7 апреля 1990 года после первоочередного внутреннего ремонта. Реставрация интерьера храма заняла много лет.

В мае 2000 года Владимирская церковь получила статус собора.

Архитектура и убранство

Пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (тёплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви.

Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесённый в 1808 году из церкви Аничкова дворца. Своды нижней церкви ранее были покрыты великолепными росписями, которые, как и иконостас нижней церкви, были утрачены в середине XX века.

В 1886 году купола собора были покрыты золотом, но в 1930-х годах позолота была смыта, а купола были покрашены чёрной краской. С 2014 года проводилось золочение куполов собора и колокольни, завершившееся в 2019 г.

Достопримечательности

Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.

Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.

Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне.

Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.

Еще одной святыней собора является икона «Нерукотворный спас» с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы.

На территории собора есть воскресная школа и школа звонарей, также имеется церковная библиотека. В соборе можно получить бесплатную юридическую помощь.

Мифы и легенды

Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.

Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.

Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.

В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.

Литература

  • Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Собор Владимирской иконы Божией Матери: Исторический очерк. — СПб.: «Алмаз», 2000. — 223 с.

Интересные факты

На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов.

Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.

Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей — верхней и нижней.

Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.

Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.

Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Быково)

Мiръ Россия Московская область село Быково Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Быково)

Церковь Владимирской иконы Божией Матери — знаменитый памятник русской псевдоготики XVIII века в селе Быково Раменского района Московской области. Верхняя церковь освящена как Владимирской иконы Божией Матери храм в подклете — Христорождественский.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

В 2 км от ст. Быково находится старинная усадьба, принадлежавшая в XVIII в. известному екатерининскому вельможе гофмаршалу и начальнику кремлевской «экспедиции строения» М. М. Измайлову, который привлек к застройке выдающихся зодчих того времени В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Здесь сохранились усадебный дом, окруженный большим парком, беседка-ротонда и церковь. Сейчас в усадьбе находится санаторий.

В Быкове исстари стояла деревянная церковь в честь Рождества Христова, которая впервые упоминается в 1628 г. На средства дворцового приказа в 1704 г. здесь воздвигли каменную Рождественскую церковь с колокольней. В 1780 г. владелец села М. М. Измайлов, овдовев, задумал в память усопшей супруги возвести большой храм с приделом во имя прп. Марии Египетской. На время строительства построили небольшой храм-часовню, освятили ее в 1783 г. в честь Рождества Христова.

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери устроили на втором этаже в 1788 г. Церковь сооружена по проекту В. И. Баженова (по другой версии — М. Ф. Казакова или А. Н. Бокарева) в романтическом стиле русского зодчества конца XVIII в. Церковь двухэтажная, с двумя колокольнями, в плане имеет форму овала (единственный храм в русской архитектуре). На второй этаж храма с западной стороны ведут две белокаменные лестницы. Фасады храма богато украшены резными архитектурными деталями. Интерьер церкви выполнен в стиле русского классицизма, с изящной тонкой лепкой и резьбой по дереву. Красивые парные башни-колокольни, расположенные по сторонам лестницы, образуют редкую по оригинальности и цельности картину. Парные двухколонные портики, увенчанные остроконечными пирамидами, украшают боковые фасады здания. Одна колокольня предназначалась для звона, другая — для часов.

В 1937 г. церковь закрыли и разорили: с куполов сбили кресты, сбросили колокола, много ценной утвари, икон и книг — сожгли. В выдающемся памятнике архитектуры XVIII в. расположилась швейная фабрика, позднее — склад управления кинофикации. В 1937 г. были расстреляны все священнослужители Владимирской церкви: Иоанн Кесарийский, Петр Косменков, Семен Кречков. Ныне они причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Храм открылся для богослужений в 1989 г. Идут восстановительные работы.

Описание [ править ]

Храм имеет два этажа. Снаружи церковь облицована белым камнем.

Причудливое сочетание барочных и готических форм напоминает работы чеха Яна Сантини. В 1830-е гг. рядом с церковью построена отдельно стоящая колокольня, выдержанная в том же стиле, что и сам храм.

Святыни [ править ]

В храме имеются чтимые иконы: Владимирская, Рождества Христова, Казанская, свт. Николая, целителя Пантелеймона, Покрова Богоматери и другие.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Московская область, Раменский район, с. Быково, ул. Колхозная.

Проезд на общественном транспорте: с Казанского вокзала до станции «Удельная», далее автобусы № 23, 39 до остановки «Храм» («Клуб»).

Далее пройти по узкому проходу между заборами, по которому нужно выйти на параллельную улицу, затем свернуть направо, немного пройти и повернуть налево. Всего идти около 400 м.

Проезд к Владимирской церкви на автомобиле: от Москвы по Рязанскому шоссе до поворота на Быково (через Жилино) – 8 км, там свернуть налево. Далее – проезд не к аэропорту, а к г. Быково и Жуковскому. Проехать через Быково насквозь, на границе между Быково и Жуковским на светофоре свернуть направо, после этого через 200 м. свернуть еще раз направо на ул. Шоссейная, и проехать по ней до Владимирской церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: